Как называется тип памяти когда пишешь

Обновлено: 23 февраля 2023

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина – практикующий психолог. Недавно одна знакомая мне рассказала, что помнит себя чуть ли не в младенческом возрасте, когда лежала в коляске, а над ней склонялась бабушка и пела колыбельные… Такое бывает? Оказывается, у некоторых людей бывает. И это наш замечательный, до конца не изученный мозг. Вообще, интересные процессы в нем происходят: мы не всегда помним, что было вчера, но четко можем воспроизвести события праздника десятилетней давности. В этой статье поговорим о том, с помощью чего мозг это делает. Рассмотрим с вами виды памяти у человека и как они проявляются в жизни.

Оглавление

  • Что такое память и ее значение для человека
  • Виды памяти
    • По длительности воспроизведения
    • По характеру психической активности
    • По цели
    • По организации запоминания
    • По наличию мнемотехнических средств
  • Примеры некоторых видов памяти
  • Заключение

Что такое память и ее значение для человека

Конечно же, не обойдемся без моей любимой науки – психологии. Давайте посмотрим, о чем мы говорим, когда произносим такие фразы, как “у тебя куриная память” или “у меня фотографическая память – я помню, как выглядел вор”.

Память – это важнейший психический процесс, который помогает запоминать, сохранять и потом воспроизводить информацию, полученный человеком опыт.

В этом определении уже мы встречаем 3 главных свойства когнитивного процесса:

  1. Запоминание. Механизм, который помогает нам запоминать большие объемы информации, основан на физиологических “следах” в мозге – это определенные узелки, которые формируются от нервных клеток, и мы с их помощью запоминаем что-то новое.
  2. Сохранение. Эти узелки некоторое время остаются такими же, как и при формировании, что на психическом уровне помогает сохранить информацию.
  3. Воспроизведение. Здесь в ход вступает память и речь, когда человек может заново воссоздать то, что было запомнено.

Без этих свойств и разных видов памяти нам никак нельзя прожить. Для функционирования памяти мозг задействует несколько своих отделов. Главный – это гиппокамп. Именно здесь сохраняется множество воспоминаний, которые оставляет нам бурная молодость.

Читайте на нашем блоге руководство, как развить память.

Память состоит из процессов. И она действительно очень сложно устроена. Чтобы запомнить и воспроизвести самую малость, например, что мы вчера надевали, нужно задействовать все процессы памяти:

  • Кодирование. Наше восприятие помогает получить информацию, внимание – усвоить, а память – запомнить ассоциации.
  • Хранение. Долгое удерживание информации, хранится в системе нашей памяти.
  • Восстановление. Когда нам требуется что-то вспомнить, мы срочно обращаемся к хранилищу памяти, потом восстанавливаем нужную информацию. Особенно легко это сделать с помощью мнемотехники.

Без памяти вообще печалька. Даже свое имя не сможем назвать без этого процесса. Водители не смогут запомнить дорогу, а студенты не получат диплом – кто ж их пустит во взрослую жизнь без специальных знаний? Поэтому, дорогие читатели, память нужно развивать. Для этого я подобрала лучшие курсы по развитию памяти, но об этом уже в другой статье. А здесь продолжаем говорить о ее видах, основные – в таблице 👇.

Длительность воспроизве-дения Характер психической активности Цель Организация запоминания Наличие мнемоте-хнических средств
Мгновенная Моторная Непроиз-вольная Эпизоди-ческая Непосре-дственная
Оперативная Эмоциональная Произ-вольная Семанти-ческая Опосре-дованная
Кратковремен-ная Логическая Процедурная
Долговремен-ная Эйдетическая
Социальная
Пространственная
Образная:

  • зрительная,
  • слуховая,
  • вкусовая,
  • обонятельная,
  • тактильная

Виды памяти

На сегодня существует много классификаций этого когнитивного процесса. Память делится на виды в зависимости от цели, длительности и способа запоминания. Рассмотрим кратко каждый из видов.

По длительности воспроизведения

Мы уже говорили, что человек может запомнить ситуацию многолетней давности, но не помнить, что кушал утром. Почему так? Потому что работают разные виды временной памяти. Какие они бывают, смотрите ниже.

Мгновенная

Помогает сохранить информацию на мгновение или очень маленький промежуток времени. Ее еще называют сенсорной, так как она работает через органы чувств: зрение, слух, нюх, осязание, вкус. Именно сенсорная память помогает в полноте запомнить тот или иной предмет.

Замечали ли вы за собой такое явление: где-то увидели слово, например, “шаурма”, и оглядываетесь – где эта вывеска. Глаза ее считали без вашего осознанного ведома, мозг закрепил, а сознание только догоняет. Вот это и есть работа мгновенного запоминания.

Оперативная

Вполне ограниченный временными рамками вид. Такая память нам нужна для выполнения определенного вида деятельности. В повседневности мы сохраняем какие-то данные для использования их в скором времени. Вот тут то и нужен этот вид.

Элементарный пример: второклассник решает пример: 9+4*5-16. Оперативная память работает, когда он запоминает промежуточные значения 20 и 29, чтобы потом отнять 16. Сразу после окончательного ответа все промежуточные цифры уже не нужны, поэтому забудутся. То есть этот вид нужен только для каких-то операций в уме.

Кратковременная

Недолгое хранение информации. Это данные по работе, общению и та информация, что сохраняется для беспрепятственного использования. Но если долго ее не использовать, она или забывается окончательно, или переходит “в подчинение” долговременной памяти.

Например, номер телефона близкого человека мы можем помнить наизусть долгое время. А вот номер, который нам продиктовали для какого-то важного звонка, мы помним, повторяем до того момента, когда он будет уже не нужен. Потом нам уже сложно воспроизвести последовательность чисел в нужном порядке.

Долговременная

Информация, которая тут сохраняется, может извлекаться при необходимости, потом опять туда погружаться. Этот вид – часть подсознания. Иногда оно хранит что-то всю жизнь. Например, первое свидание, последний звонок, свадьбу, предательство и т. д. Долговременная память намного больше информации может вместить, чем предыдущие виды. У нее почти нет ограничений.

По характеру психической активности

Эта классификация получила и другое название – распределение видов по содержанию информации. То есть здесь учитывается ее качество и канал поступления.

Образная

Человек начинает мыслить образами еще в раннем детстве, а творческие люди воспринимают окружающую среду только образами. Поэтому этот вид очень эффективный. С его помощью намного легче что-то запомнить. Вы это можете встречать в повседневной жизни: “Помнишь женщину, с которой я вчера разговаривал?”, “А, это у которой был слишком тяжелый запах и ярко-красные губы?”

Что это? Это сработал образ: запах и картинка губ женщины. Образная память разделяется в зависимости от того, через какие органы чувств попадает информация.

С помощью разных анализаторов феноменально запоминали известные личности, например, Пушкин или Моцарт.

Примеры феноменальной образной памяти

Примеры феноменальной образной памяти
Зрительная

Запоминаем с помощью глаз. Через этот орган чувств поступает до 80% всей информации в наш мозг. Поэтому этот вид очень важен в жизни.

Слуховая

Запоминаем то, что услышали. Этот вид работает, когда мы передаем услышанные новости, сплетни, полученные знания.

Вкусовая

Запоминаем вкус чего-то. Кстати, некоторые слишком чувствительные люди могут выделять вкус несъедобных предметов и присваивать им свой цвет.

Тактильная

Запоминаем с помощью прикосновений. Например, прикасаемся к гречневой крупе и по ощущениям уже можем ее отличить от других вид круп.

Обонятельная

Вспоминаем то, что нюхали. Помню, в детстве мне нравилось проходить мимо одного дома – от него всегда пахло жареными пирожками или котлетами. Вот вам работа обонятельной памяти.

Моторная

Эта память больше изучается и используется спортивными психологами, профессиональными спортсменами, спортивными врачами. Она работает, когда человек запоминает движение рук и корпуса во время плавания, катания на лыжах, коньках, роликах, при разных спортивных играх. Без нее невозможно выполнить повседневные движения, она – основа трудовых навыков.

Эмоциональная

Мы помним, какие ощущения переживали. Этот вид сохраняет в нашем бессознательном все переживания, чувства, ощущения, которые возникали при определенной ситуации.

При стрессовой ситуации этот вид работает на ура, так как не всегда вспомнятся причинно-следственные связи, но всегда всплывут, а может, даже и повторятся испытанные чувства.

Логическая

Ее часто называют словесно-логической, так как мышление и речь неразрывно связаны. Это память на мысли и слова. Условно ее делят по способу запоминания на логическую и механическую. Такое деление происходит из-за разных функций: логическая ищет связи между объектами и процессами, а механическая помогает запомнить с помощью многократного повторения.

Этот вид во всех своих проявлениях виден в обучении. Когда ученик зазубривает стих или же ищет связь между строчками, чтобы хорошо запомнить сначала смысл, а потом уже расположение слов в стихе. Подробнее разберем на примере ниже.

Эйдетическая

Простыми словами это фотографическая память. Человек как будто фотографирует все, с чем сталкивается. От его зоркого взгляда не ускользнет деталь одежды, расположение стульев, мимика при разговоре. Он запоминает все до мельчайших деталей.

Психологи говорят, что такой вид – врожденная способность человека, которая с возрастом может утрачиваться. Поэтому фотографическую память нужно тренировать, эффективно развивать свой мозг комплексно, чтобы быть способным все “фотографировать” в памяти.

Социальная

Это накопленная информация человеком, живущем в определенном обществе, который взаимодействует в определенной группе. Ее еще называют в широком представлении коллективной памятью. Например, на постсоветском пространстве 9 мая пожизненно будет праздником Победы. Тогда как в какой-нибудь африканской стране это обычный день.

От уровня социальной памяти человека зависит его поведение и стиль жизни, в конце концов, характер. Не буду углубляться в этническую психологию – это вообще отдельный раздел науки, просто социальная память очень с ней пересекается.

Пространственная

Этот вид изучается биологией и нейронауками. Это одна из форм памяти. Она отвечает за запись информации в головной мозг о своей пространственной ориентации там, где человек находится. Без нее человеку сложно ориентироваться на улицах знакомого города.

Особенно важна пространственная форма для слепых людей. Они с помощью нее перемещаются: ощупывают стены, дорогу, запоминают повороты в доме и расположение мебели в комнатах.

По цели

Здесь выделяются виды в зависимости от цели деятельности человека. Если просто сказать: оно мне надо или нет? От этого и зависит память человека в данном случае: стоит ли прилагать усилия для запоминания чего-то или нет.

Непроизвольная

Здесь у человека вообще нет надобности что-то запоминать. Он просто вспоминает, какие блюда подавали в Египте, на каком самолете он туда летел, какие картины видел из иллюминатора. То есть тут ведущим является интерес – так и происходит запоминание, как бы невзначай.

Произвольная

Здесь человек целенаправленно тратит свои ресурсы для запоминания чего-либо. Часто она используется для достижения результата. Поэтому ведущей в этом процессе является воля или внутренняя мотивация: что я в итоге получу? Когда у вас есть ответ на этот вопрос, тогда включается и развивается произвольная память.

По организации запоминания

Здесь речь про то, как в нашем мозге организовывается процесс запоминания. В ход идут и другие виды, которые я перечисляла выше.

Эпизодическая

Вид, который характеризует запоминание конкретных событий, которые мы лично пережили. Эти события мы можем выстроить по хронологии в своей биографии. Здесь речь идет как о крупных датах и ситуациях, так и о мелочах: что мы сегодня ели на завтрак и какой шарфик надевали. Этот вид тесно связан с эмоциями, поэтому 100-процентного воспроизведения воспоминаний не будет.

Семантическая

С помощью этой формы запоминания мы храним в головном мозге все словесные данные: имена, разные названия, буквы, знаки, языки, общую информацию какого-то абстрактного характера. Здесь нет воспроизведения дня, времени или обстоятельств, как в предыдущем виде. Семантическая память работает, когда нам нужно вспомнить, что столица России – Москва, а Франции – Париж.

Процедурная

У этого вида памяти несколько названий: процедурная, имплицитная, процессуальная. О чем здесь речь? Человек запоминает непроизвольно все, что делает, каким двигательным навыкам учится.

Например, еще в детстве мы учим ребенка завязывать шнурки – это о процедурной памяти. Мы учимся кататься на велосипеде, автомобиле, правильно держать нож, играть на фортепиано, доводим до автоматизма благодаря именно этому виду.

По наличию мнемотехнических средств

Как вы запоминаете? Повторили фразу и все? Или нужно отвлечься, связать ее с каким-то предметом в комнате? Эта классификация разделяет память на два вида, в зависимости от использования мнемотехнических средств.

Опосредованная

Для запоминания человеку нужно использовать разные виды мнемотехник, приемов, средств. Это помогает эффективно запомнить, сохранить, а потом узнать и воспроизвести информацию.

Приемы мнемотехники

Приемы мнемотехники

Непосредственная

Здесь подключаются уже описанные виды памяти, например, процедурная или образная. Запоминание, узнавание или воспроизведение материала напрямую зависит от воздействия на органы чувств человека.

Примеры некоторых видов памяти

Мы видим, что видов памяти существует очень много, они все перекликаются друг с другом, дополняют. Ниже на примерах вы поймете, как работает этот психический процесс. Опишу несколько ситуаций, где задействованы разные виды.

Как работает словесно-логическая память? Вам нужно запомнить стих:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Как сработает словесный вид: повторяем сначала первую строчку, потом первые две, потом три и затем четыре. После этого пару раз повторим весь куплет и переходим ко второму. Это работает, но ненадолго. Называется “зубрежка”.

Логический вид будет действовать по-другому. Ищем причинно-следственные связи. Он пришел как вежливый, поздоровался: “Я пришел к тебе с приветом”. Шел рано утром: “Рассказать, что солнце встало”. И увидел красоту природы: “Что оно горячим светом по листам затрепетало”.

Опосредованная память: возьмем тот же стих. Для его легкого запоминания можно не только логику подключать, но и мнемотехники. Например, делаем зарисовки стиха: на “Я пришел к тебе с приветом” рисуем человека с большим ртом (привет такой). На “Рассказать, что солнце встало” рисуем солнце над облаком. На “Что оно горячим светом по листам затрепетало” – лист, внизу стрелки в 2 стороны и огонь над ним.

Пример эмоциональной памяти. В жизни она довольно часто проявляется. Особенно у чувствительных людей. Ребенок не помнит, что именно сказал папа, но помнит на всю жизнь, как почувствовал себя неудачником, помнит стыд и чувство вины и т. д.

Или, наоборот, помнит, как важна была поддержка родителей, когда он не выиграл на соревнованиях. И на всю жизнь усвоил, что все могут ошибаться. Но одни уже не стараются после ошибок, а другие исправляют их и достигают большего. Это работа запомненных и сохраненных эмоций.

Заключение

Память – очень сложный когнитивный процесс. Она иногда нас подводит, иногда от чего-то уводит, а к чему-то приводит. Все зависит, какой вид мы используем и насколько развиваем. Память можно развивать и тренировать. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-тренажеров.

Чтобы узнать, на каком уровне она у вас работает, посетите подборку тестов на память. Результаты покажут, что нужно подтянуть.

А пока вы будете проходить тесты, у меня для вас уже есть инструменты для улучшения памяти и работы мозга.


Курс Мнемотехники состоит из 15 уроков, 7 уникальных онлайн-тренажеров, набора ключевых методик запоминания, программы развития памяти и 2 тестов: вводного и финального.

Обучение поможет:

  1. Овладеть мнемотехниками и применять их в жизни.
  2. Запоминать важную информацию в больших количествах.
  3. Быстро и легко учить иностранные языки.
  4. Эффективно воспринимать что-то новое.
  5. Быть впереди всех по запоминанию.

Программа очень полезна для всех людей, ведь эффективная работа мозга – это наш успех в жизни. Стоимость курса – 990 руб.


И еще хочу посоветовать вам курс 100 имен за 30 минут от Викиум. Здесь всего 9 уроков, но каждый из них – это настоящий клад ценной информации по запоминанию. Вы ведь ловили себя на мысли, что забываете имена и лица или, вот досада, перепутали имя мамы парня/девушки?! Этот курс поможет избавиться от такой забывчивости.

После курса вы легко сможете:

  1. Быстро запоминать имена новых знакомых.
  2. По лицу сразу вспоминать имя.
  3. Узнавать знакомых среди толпы.
  4. Узнавать внешность по фамилии или имени.

Стоимость – 990 руб.


Помимо курсов, советую также читать специальные книги для развития памяти.

Желаю вам успехов в прокачке полезного процесса, а также в профессиональной и личной сфере! До встречи!

С Уважением, Людмила Редькина

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

Примеры:

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Методы развития:

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

Примеры:

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Методы развития:

  1. Ведение дневника.
  2. Медитация.
  3. «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  4. Библиотерапия.
  5. Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  6. Делать то, что нравится.
  7. Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

Примеры:

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Методы развития:

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы:

Подтипы наглядно-образного типа памяти

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

Методы развития:

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

Статья по теме: Как развить память

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

Примеры:

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

Примеры:

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Переход памяти из кратковременной в долгосрочную

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

Виды:

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Содержание

  1. Какая память отвечает за сохранение информации?
  2. Как мы воспринимаем и запоминаем?

Человеческая память связана с системами организма, с функциональностью и видами деятельности.

Когда вы пишете, поднимаетесь по лестнице, учите стихотворение — включаются разные отделы мозга.

Память делится по длительности сохранения информации и по тому, как запоминается материал. Образно память напоминает завод, где действия машин и людей создают цепочку.

Чтобы процесс доставлял удовольствие и человек делал успехи в работе и учебе, нужно знать свои сильные стороны в том или ином виде памяти. Самый быстрый способ этого добиться – пройти курс, который гарантирует развитие памяти и внимания.

Какая память отвечает за сохранение информации?

  • Мгновенная;
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

1. Мгновенная память длится 0,1–0,5 секунды: вы едете в автобусе и увидели новую вывеску или прохожего. Восприятие увиденного или услышанного органами чувств: мозг фиксирует сам факт без признаков. Если информация ненужная, то мозг просто стирает ее.

2. Кратковременная память удерживает образ в течение 20 секунд. В этой памяти у образа появляются признаки. Через 5 секунд человек способен сказать, какого цвета вывеска, какого возраста прохожий.

Как тренировать кратковременную память?
Обращать внимание на детали. Например, запоминать, во что одеты люди в автобусе, их голоса и черты лиц. И через некоторое время пытаться восстановить эти детали. Это легкое упражнение, оно не требует много времени. Также в этом поможет тренировка памяти онлайн.

Люди с хорошей кратковременной памятью становятся интересными собеседниками и ораторами, т. к. способны быстро находить ответ на вопрос и импровизировать в разговоре, не делать длинных пауз.

3. Оперативная память хранит информацию, пока человек выполняет задачу. Например, в школе ребенок решал задачи по алгебре, после выпуска пошел в гуманитарный университет и теперь не помнит способов решения математических задач. Оперативная память хранила эту информацию, пока она была нужна.

4. Долговременная память. Вы запомнили стихотворение в школе и свободно рассказываете его как через год, так и через 30 лет, — за это отвечает долговременная память. Если человек регулярно воспроизводит выученный материал, то он сохраняется в долговременной памяти. Что важно: информация, которая попала в долговременную память, восстанавливается даже после травм.

Как мы воспринимаем и запоминаем?

По способу запоминания память делится на:

  • образную: слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную, тактильную, осязательную;
  • моторная;
  • эмоциональную;
  • логическую.

1. Образная память. Практически нет людей, которые одинаково хорошо запоминали бы на слух, по вкусу, визуально и по запаху.
Тренировать образную память легче, чем кажется. Если человек плохо запоминает на слух, то ему всего лишь нужно регулярно слушать аудиокниги, учить стихотворения в аудио или запоминать последовательность разных звуков. Развить зрительную память можно с помощью рисунков: запоминать последовательность картинок, смотреть несколько секунд на карточку и через минуту вспоминать, что вы увидели.

2. Моторная память. Почему ребенок после первого шага не забывает, как ходить? За это отвечает моторная память, с помощью которой все тело человека помнит, как нужно ходить, как печатать на клавиатуре и т. д.

После тяжелой травмы человек с потерей памяти забывает родственников, даже свое имя, но если дать ему ручку — вспомнит подпись. С помощью моторной памяти люди учатся ходить заново, ездить на велосипеде спустя 20 лет и т. д.

Развивать моторную память помогут все те же регулярные тренировки. Даже фитнес — и тот нуждается в повторении. Когда человек раз за разом выполняет двигательные упражнения, то со временем они получаются на автомате. Именно поэтому, осваивая новый вид спорта, первое время мы постоянно следим за техникой, а потом уже расслабляемся, т. к. тело воспроизводит движения на автомате.

3. Эмоциональная память. Этот вид памяти тесно связан с психологией. Все комплексы и привычки в поведении могут сопровождать человека всю жизнь из-за эмоций, которые он испытал в первый раз.

4. Логическая память. Человек запоминает информацию блоками. Например: не просто продовольственный рынок, а где находится, что там продается, какие цены, у какого продавца лучше купить мясо и т. д.

Этот вид памяти с возрастом слабеет больше других. То есть человек после первого похода может не запомнить точный маршрут, сколько стоит мясо и пр.

P.S. Для преподавателей, врачей, продавцов и представителей др. профессий, где запоминать нужно много, со слабой логической памятью никак. С ее помощью новая информация связывается со старой и быстрее усваивается. Студентам и школьникам, у которых страдает логическая память, тяжелее учиться, т. к. новый материал ложится мертвым грузом.

Кроме возраста на логическую память влияет и питание, и ритм жизни, и вид работы, и даже болезни и стресс. Поэтому после 30 лет врачи рекомендуют тренировать память.

Подробнее о том, что влияет на запомианние и как тренировать память, узнайте в следующей статье..

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Одни люди запоминают текст сразу после прочтения, а другие неделю учат стихотворение и в итоге смогут воспроизвести лишь несколько строк. Однако это не означает, что у первых память «хорошая», а у других — «плохая». Процесс запоминания во многом зависит от особенностей восприятия, вида памяти и используемых техник, а благодаря такому свойству мозга, как нейропластичность, память можно и нужно укреплять. Т&Р рассказывают, какие типы памяти бывают и как ее развивать.

Классификация памяти

По сенсорной модальности

  • Зрительная (визуальная) память

  • Моторная (кинестетическая) память

  • Звуковая (аудиальная) память

  • Вкусовая память

  • Обонятельная память

  • Эйдетическая память — феноменальный тип запоминания. Человек способен мысленно сфотографировать любой объект и затем воспроизвести его, учитывая все подробности.

В зависимости от того, какой канал восприятия является доминирующим, можно выбирать соответствующие методики для наиболее эффективного запоминания. Но это не означает, что другие способы запоминания не подходят.

Аудиалам лучше использовать аудиокниги и лекции, а также обсуждать новую информацию в группе. Необходимо вслух проговаривать услышанное и пересказывать для более эффективного запоминания.

Для визуалов будет эффективным конспектирование. Делать это можно различными способами: составлять mind maps, концептуальные карты, рисовать объекты, выделять цветами важные фрагменты в таблицах, графиках.

Кинестетикам следует развивать моторику и писать как можно больше от руки. Также можно связывать запоминание с физическими упражнениями — сжимать маленький предмет в руке, тем самым усиливая концентрацию.

По длительности хранения

Согласно модели Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина, существует три структуры памяти:

сенсорное хранилище, или сенсорная память, содержит информацию, поступающую из сенсорной системы, хранится в течение небольшого периода

кратковременное хранилище сохраняет ограниченный объем информации на более длительное время, в нем происходят процессы, которые регулируют обмен информацией с долговременной памятью

долговременная память способна сохранить наибольший объем информации в течение продолжительного периода

В хранилище долговременной памяти чаще поступает информация, которая закрепляется человеком несколько раз различными способами.

По наличию цели запоминания

Порой мы запоминаем то, что, казалось бы, совсем не нужно, и не можем уложить в голове важное. Незначимые для нас вещи проникают в сознание благодаря работе непроизвольной памяти. Она не регулируется определенной программой и, как правило, не имеет цели. Объект не прикладывает никаких усилий для запоминания. Забывание этих данных также является произвольным выборочным процессом. Его механика до сих пор неясна.

Произвольная память подразумевает контролируемый процесс, который осуществляется благодаря постановке конкретной цели и использованию специальных техник для запоминания.

По осознанности

Эксплицитная (декларативная) память подразумевает осознанное воспоминание. Ее также называют декларативной. Она включает в себя запоминание событий, слов, лиц. В отличие от имплицитной памяти, это осознанный процесс. Актуализация конкретного урока вождения — пример эксплицитной памяти, а повышение водительского мастерства в результате урока является примером имплицитной памяти.

При использовании имплицитной памяти происходит повторение без какого-либо волевого усилия. Люди, страдающие амнезией, утрачивают именно эксплицитную память, при этом имплицитная память продолжает функционировать.

Как развивать память

Во многом развитие памяти связано с тренировкой внимания и улучшением способности концентрироваться. Эти процессы взаимосвязаны, так как чем больше человек удерживает внимание на чем-либо, тем больше он способен запомнить.

Эффективность запоминания зависит от:

  • мотивации, стремления запомнить эту информацию

  • значимости, которая напрямую связана с практичностью

  • эмоциональным восприятием

  • глубины погружения в материал

  • количества повторений

  • психофизического состояния

  • комбинирования различных техник запоминания

Упражнения для развития памяти

Таблицы Шульте

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте, содержат случайно расположенные объекты. Упражнения позволяют улучшить не только зрительную память, но и периферическое зрение, которое важно для скорочтения. Таблицы могут иметь разные размеры — начать можно с 2×2. В течение 5 минут смотрите на таблицу и далее постарайтесь воспроизвести содержимое ячеек.

Тренироваться можно на специальном сайте или же скачать мобильное приложение.

Метод Айвазовского

Этот метод художник использовал для того, чтобы быть более внимательным к окружающему миру и воспроизводить значимые детали на своих картинах. Техника проста: выберите любой пейзаж, интерьер, посмотрите на него в течение 5 минут и воспроизведите на бумаге. Постепенно уменьшайте временной промежуток.

Обратная перемотка

Ежедневно прокручивайте перед сном ваш день и вспоминайте не только последовательность событий, но и воспроизводите ощущения, которые были у вас в тот или иной момент. Постарайтесь с точностью вспомнить диалоги или же проговорить новую информацию.

Еще один способ перемотки — считать наоборот, при этом выбирать только четные или нечетные числа. Или же называть числа, которые делятся на три.

Выстраивание ассоциаций

Напишите рандомно любые слова и разделите их на три столбца. Ваша задача — запомнить их в течение минуты и далее выписать их на чистый лист. Задача заключается не в зазубривании, а в выстраивании ассоциаций и взаимосвязей между словами, которые на первый взгляд могут показаться не связанными между собой.

Запоминание в режиме многозадачности

На самом деле, человек не может выполнять одновременно несколько задач, но он способен быстро переключать внимание с одного предмета на другой. Выберите стихотворение, которое будете учить, и попросите друзей в течение двух минут задавать вам самые разные вопросы и задачи. Например, описать любимую детскую сладость или же решить пример. Эта тренировка благодаря постоянному сопротивлению позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый раз может не получиться, однако со временем вы будете запоминать все больше и больше.

Смена привычного пути

Измените привычный маршрут и попробуйте пойти новой дорогой. Далее вспомните все, что встретилось вам на пути, в том числе лица людей, лавочки, фонари и так далее.

Память – это способность мозга запоминать разные виды информации. От нее зависит многое – обучаемость, способность работать в режиме многозадачности. Потому чем лучше вы запоминаете, тем выше работоспособность, эффективность обучения.

В зависимости от различных внешних факторов память может улучшаться или ухудшаться. Ее также можно тренировать, чтобы постоянно поддерживать мозг в тонусе.

В этом материале рассмотрим, какие виды памяти есть у человека. Также ответим на вопрос о том, что нужно делать для улучшения способности к запоминанию.

Ребенок тренирует память

Основная классификация видов памяти у человека

Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Часто можно услышать о том, что есть всего два вида памяти у человека. Ученые выделяют больше и для этого создана специальная классификация:

  • По продолжительности сохранения материала. Одна информация нужна нам для выполнения текущих задач, в то время как другая пригодится только для текущей работы. Потому по продолжительности запоминания выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память.
  • По характеру психической активности. Мозгу нужно постоянно сохранять большой объем сведений и получает он их не только вербально. Ученые выделяют двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную память.
  • По характеру целей деятельности. Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно.

Так можно описать виды памяти у человека кратко. Каждый требуется в разных ситуациях. Одни позволяют нам получать навыки для выполнения работы, различных видов деятельности. Другие используются как защитные механизмы, которые не позволяют нам нанести вред своему здоровью или повторить одну и ту же ошибку много раз.

Далее мы более подробно ответим на вопрос о том, какие виды памяти имеются у человека и чем они отличаются.

Виды памяти у человека

Долговременная память

Нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.

Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.

Кратковременная память

Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.

После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.

Оперативная память

Многие ошибочно говорят о том, что это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, оперативная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.

При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.

Двигательная память

При помощи такого механизма человек может запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимся ходить в детстве или выполнять различные действия руками.

Образная память

Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образном запоминании используется несколько видов памяти:

  • Зрительная.
  • Вкусовая.
  • Осязательная.
  • Слуховая.
  • Обонятельная.

Именно так человек не только формирует картину мира вокруг себя, но и может связать несколько образов. К примеру, глядя на розу мы сразу представляем ее аромат. Это результат того, что несколько форм запоминания работают в связке и создают четкий ассоциативный ряд.

Эмоциональная память

Позволяет нам запоминать наши чувства и эмоции. Это важный механизм, который служит катализатором или тормозом при повторении определенных действий. С раннего возраста человек учится повторять то, что приносит ему удовольствие и остерегаться действий с негативной эмоциональной окраской.

Словесно-логическая память

Содержит мысли человека, существующие с привязкой к нашему языку. Это позволяет разговаривать, формулировать предложения на том языке, который вы выбираете для общения с собеседником.

Произвольная и непроизвольная формы запоминания

С этой классификацией все просто. Произвольно человек запоминает что-то, потому что у него есть цель сделать это. Но мозг может закрепить какую-то информацию и непроизвольно. Именно по этой причине иногда мы весь день не можем отделаться от случайно услышанной где-то песни, хотя могли и не обратить на нее особого внимания.

Что влияет на память

На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов. К ним относится наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.

Ученые активно проводят эксперименты, которые призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают нормализовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.

Как улучшить способность запоминать

Многие виды памяти у человека можно улучшить, если выполнять правильные действия. К ним относятся такие, как:

  • Специальные упражнения, использование методов мнемоники.
  • Соблюдение режима сна, регулярный отдых.
  • Стабилизация рациона, прием витаминных комплексов по совету врача.
  • Занятия спортом, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Также не стоит забывать о наборе методов мнемоники, которые позволяют увеличить объем как кратковременной, так и долговременной памяти.

Под словом память мы подразумеваем что-то вроде жесткого диска на компьютере, хранилища данных, которые можно открывать по своему усмотрению в любое время. Но на самом деле память мозга не ограничивается таким узким смыслом, да и она до сих пор не до конца исследована.

В этой статье мы расскажем о нескольких видах памяти и о том, почему каждая из них важна для правильного восприятия мира. Отметим, что мы перечислим лишь базовые виды памяти, так как существует немало концепций, часть из которых еще не до конца изучена. Перечисленные ниже виды памяти являются общепризнанными с научной точки зрения.

1. Рабочая память

Рабочая память — это система ограниченной емкости, которая позволяет хранить информацию короткое время и по сути служит чем-то вроде узла временного хранения для последующей обработки. Но это не просто посредник и точно не что-то бесполезное.

Так, например, рабочая память необходима для текущей мыслительной деятельности, такой как решение логических задач и осознание сложной информации. И не стоит путать рабочую память с кратковременной, о которой речь пойдет далее.

Не будь у тебя рабочей памяти, ты бы попросту не смог решать интеллектуальные задачи в текущий момент.

2. Кратковременная память

Кратковременная память — это место, похожее на рабочую память, но концептуально отличающееся от нее. Это что-то вроде оперативной памяти компьютера, куда информация поступает как из процессора, обрабатывающего данные в реальном времени, так и с жесткого диска. Только в данном случае информация идет из рабочей и долговременной памяти.

Не будь у тебя кратковременной памяти, ты мог бы забыть о любых попытках запомнить хоть что-то. Именно поэтому люди, страдающие болезнью Альцгеймера и другими нарушениями мозга, вызывающими ухудшение работы кратковременной памяти, забывают все, что сделали недавно, хотя могут хорошо помнить давние события.

Кстати, продолжительность хранения информации в кратковременной памяти незначительна — всего около 20 секунд. Уже примерно через 30 секунд воспоминание практически стирается, и именно поэтому ты не можешь найти ключи, если машинально бросил их на полку. Раньше считалось, что в кратковременной памяти одновременно могло храниться от 5 до 9 элементов, но современные исследования показывают, что это число ограничено 4-5 объектами.

3. Долговременная память

Долговременную память часто воспринимают как своеобразный жесткий диск, где хранятся данные, и когда тебе нужно, ты достаешь из нее информацию, но это не так. На самом деле долговременная память является частью подсознания и потенциально может хранить информацию неограниченное количество времени. Информация в долговременную память попадает после того, как она будет несколько раз повторена. То есть для формирования новых связей необходимо рутинное запоминание, и лишь немногие люди способны записывать в долговременную память данные, которые были осмыслены ими лишь единожды.

Это, пожалуй, один из самых важных видов памяти. Даже при потере кратковременной памяти личность сохраняет свою целостность. Но если происходит потеря долговременной памяти, личность может радикально измениться вплоть до формирования новой.

4. Семантическая память

Семантическая память — это та память, которая необходима для использования языковых средств и позволяет хранить общие знания о себе и окружающем мире. Это что-то вроде большой энциклопедии, где записаны различные факты от названия предметов до дат, запомненных тобой на уроках истории. При этом семантическая память не записывает в себя эмоциональные реакции и является лишь хранилищем сухих данных без искажения впечатлений.

Потеря такой памяти приводит к тому, что человеку сложно вспомнить не только сложные факты, но и некоторые слова. Кстати, именно она задействуется в случаях, когда ты не можешь вспомнить слово, а потом вспоминаешь его, перебирая в голове буквы.

5. Процедурная память

В процедурной памяти хранятся данные, которые используются на подсознательном уровне. К таким данным относятся, к примеру, умение завязывать шнурки, игра на музыкальном инструменте, управление автомобилем. Каждый раз, когда ты переключаешь скорость в автомобиле, не замечая этого, на самом деле ты применяешь неосознанно именно процедурную память. Это и есть та самая область, отвечающая за машинальные действия.

Данные записываются в процедурную память после повторения сложных действий до тех пор, пока они не будут чем-то вроде рефлексов. Не будь этой памяти, тебе приходилось бы каждый раз, когда ты завязываешь шнурки, применять свои логические и аналитические возможности, чтобы определить, как именно нужно это сделать.

6. Эпизодическая память

Эпизодическая память хранит в себе данные о пережитых тобой событиях и их контексте. Если проще, то она хранит время, местоположение, связанные эмоции и другие знания, которые связаны с определенной информацией. Эта память, к примеру, задействуется, когда ты испытываешь чувство ностальгии и вспоминаешь события давно прошедших дней. Благодаря эпизодической памяти ты можешь как бы путешествовать во времени, прокручивая воспоминания, как в плеере.

Кроме того, эта память позволяет путем фантазии спроецировать себя в будущем, представив что-то, что еще не свершилось, и даже прочувствовать это. Если бы ты лишился эпизодической памяти, то, как минимум, не смог бы вспомнить, где и когда произошли определенные события.

7. Сенсорная память

Это та область, которая отвечает за ощущения, переживаемые благодаря наличию органов чувств. Информация в эту память поступает только из сенсорных систем. Эту память можно отнести к долгосрочной, однако для запоминания информации не нужно повторять действие несколько раз. Содержимое сенсорной памяти, как и рабочей, непосредственно доступно сознанию, однако оно в отличие от рабочей не может быть изменено. Кроме того, сенсорная память может быть как сухой информацией, так и подаваться в виде искаженной, привязанной к эмоциям. К сенсорной памяти относят следующие виды памяти.

Зрительная. На этот вид памяти приходится 80% информации, передаваемой в мозг и хранящейся в долговременной памяти. Именно поэтому мы, пытаясь вспомнить что-то, видим это прежде всего как визуальные образы.

Слуховая. В слуховой памяти хранятся все звуки, от голосов до громких шумов. Помимо этого, с помощью слуховой памяти ты можешь распознавать речь среди множества других звуков, а также определять локализацию звука в пространстве.

Обонятельная. С помощью обонятельной памяти мозг регистрирует стимулы, связанные с запахами и, как и в случае со слуховой памятью, может распознать определенные ароматы среди других. Обонятельную память также можно отнести к долговременной и для запоминания информации не требуется повторение.

Вкусовая. Этот вид памяти активируется в тех случаях, когда что-то касается рецепторов в твоем рту. Кстати, распространено заблуждение, что за воспоминания, к примеру, о сливочном вкусе торта, отвечает вкусовая память, но это не так. Вкусовая память хранит информацию о солености, сладости и так далее. За оттенки вроде тех же сливок или копченостей отвечает обонятельная память. Достаточно представить что-либо, что ты уже пробовал, чтобы ощутить фантомный вкус на языке.

Тактильная. Это память, которая формируется посредством взаимодействия с нервными окончаниями. В тактильной памяти хранится информация об ощущениях формы объектов, их текстуры, температуры и других параметров. Причем эти воспоминания настолько сильно связаны с эмоциональной реакцией, что воспоминание о прикосновениях любимого человека могут вызвать прилив теплых эмоций, а негативные мысли вроде пореза листом бумаги привести к фантомным болям.

Пространственная. Эта память отвечает за ощущение пространства вокруг, от длины, ширины и высоты до характеристик местности. Благодаря ей мы помним свои ощущения, когда находимся в том или ином положении тела, на разной местности и так далее.

Любые нарушения сенсорной памяти ведут к утрате полноты картины, особенно если речь идет о базовых областях, таких как зрительная и слуховая память.

6 причин, почему у тебя плохая память

Существует
несколько основных подходов в классификации
памяти. В настоящее время в качестве
наиболее общего основания для выделения
различных видов памяти принято
рассматривать зависимость характеристик
памяти от особенностей деятельности
по запоминанию и воспроизведению. При
этом отдельные виды памяти вычленяются
в соответствии с тремя основными
критериями: 1) по характеру психической
активности, преобладающей в деятельности,
память делят на двигательную, эмоциональную,
образную и словесно-логическую; 2) по
характеру целей деятельности — на
непроизвольную и произвольную; 3) по
продолжительности закрепления и
сохранения материала (в связи с его
ролью и местом в деятельности) — на
кратковременную, долговременную и
оперативную (рис. 3).

Рис.
3. Классификация основных видов памяти

Классификация
видов памяти по характеру психической
активности была впервые предложена
П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные
им вида памяти (двигательная, эмоциональная,
образная и словесно-логическая) не
существуют независимо друг от друга, и
более того, находятся в тесном
взаимодействии, Блонскому удалось
определить различия между отдельными
видами памяти.

Рассмотрим
характеристики этих четырех видов
памяти.

Двигательная
(или моторная) память

— это запоминание, сохранение и
воспроизведение различных движений.
Двигательная память является основой
для формирования различных практических
и трудовых навыков, равно как и навыков
ходьбы, письма и т. д. Без памяти на
движения мы должны были бы каждый раз
учиться осуществлять соответствующие
действия. Правда, при воспроизведении
движений мы не всегда повторяем их
точь-в-точь в том же виде, как раньше.
Некоторая изменчивость их, отклонение
от первоначальных движений, несомненно,
имеется. Но общий характер движений все
же сохраняется. Например, такая
устойчивость движений вне зависимости
от обстоятельств характерна для движений
письма (почерк) или наших некоторых
двигательных привычек: как мы подаем
руку, приветствуя своего знакомого, как
мы пользуемся столовыми приборами и
т.д.

Наиболее
точно движения воспроизводятся в тех
условиях, в которых они выполнялись
ранее. В совершенно новых, непривычных
условиях мы часто воспроизводим движения
с большим несовершенством. Нетрудно
повторить движения, если мы привыкли
выполнять их, пользуясь определенным
инструментом или с помощью каких-то
конкретных людей, а в новых условиях мы
оказались лишены этой возможности.
Также очень сложно повторить движения,
если они раньше были частью какого-то
сложного действия, а сейчас их надо
воспроизвести отдельно. Все это
объясняется тем, что движения
воспроизводятся нами не изолированно
от того, с чем они были раньше связаны,
а только на основе уже образовавшихся
ранее связей.

Двигательная
память у ребенка возникает очень рано.
Ее первые проявления относятся к первому
месяцу жизни. Первоначально она выражается
только в двигательных условных рефлексах,
вырабатывающихся у детей уже в это
время. В дальнейшем запоминание и
воспроизведение движений начинают
принимать сознательный характер, тесно
связываясь с процессами мышления, воли
и др. Особо следует отметить, что к концу
первого года жизни двигательная память
достигает у ребенка такого уровня
развития, который необходим для усвоения
речи.

Следует
отметить, что развитие двигательной
памяти не ограничивается периодом
младенческого возраста или первых лет
жизни. Развитие памяти происходит и в
более позднее время. Так, двигательная
память у детей дошкольного возраста
достигает уровня развития, позволяющего
уже выполнять тонко координированные
действия, связанные с овладением
письменной речью. Поэтому на разных
ступенях развития проявления двигательной
памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная
память

— это память на чувства. Данный вид
памяти заключается в нашей способности
запоминать и воспроизводить чувства.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши потребности и
интересы, как осуществляются наши
отношения с окружающим миром. Поэтому
эмоциональная память имеет очень важное
значение в жизни и деятельности каждого
человека. Пережитые и сохраненные в
памяти чувства выступают в виде сигналов,
либо побуждающих к действию, либо
удерживающих от действий, вызвавших в
прошлом отрицательные переживания.

Следует
отметить, что воспроизведенные, или
вторичные, чувства могут значительно
отличаться от первоначальных. Это может
выражаться как в изменении силы чувств,
так и в изменении их содержания и
характера.

По
силе воспроизведенное чувство может
быть слабее или сильнее первичного.
Например, горе сменяется печалью, а
восторг или сильная радость — спокойным
удовлетворением; в другом случае, обида,
перенесенная раньше, при воспоминании
о ней обостряется, а гнев — усиливается.

Существенные
перемены могут произойти и в содержании
нашего чувства. Например, то, что раньше
переживалось нами как досадное
недоразумение, со временем может
воспроизводиться как забавный случай,
или то событие, которое было испорчено
мелкими неприятностями, со временем
начинает вспоминаться как весьма
приятное.

Первые
проявления памяти у ребенка наблюдаются
к концу первого полугода жизни. В это
время ребенок может радоваться или
плакать при одном лишь виде того, что
раньше доставляло ему удовольствие или
страдание. Однако начальные проявления
эмоциональной памяти существенно
отличаются от более поздних. Это отличие
заключается в том, что если на ранних
этапах развития ребенка эмоциональная
память носит условно-рефлекторный
характер, то на более высоких ступенях
развития эмоциональная память является
сознательной.

Образная
память

— это память на представления, картины
природы и жизни, а также на звуки, запахи,
вкусы и др. Суть образной памяти
заключается в том, что воспринятое
раньше воспроизводится затем в форме
представлений. Характеризуя образную
память, следует иметь в виду все те
особенности, которые характерны для
представлений, и прежде всего их
бледность, фрагментарность и неустойчивость.
Эти характеристики присущи и для данного
вида памяти, поэтому воспроизведение
воспринятого раньше нередко расходится
со своим оригиналом. Причем с течением
времени эти различия могут существенно
углубляться.

Отклонение
представлений от первоначального образа
восприятия может идти по двум путям:
смешение образов или дифференциация
образов. В первом случае образ восприятия
теряет свои специфические черты и на
первый план выступает то общее, что есть
у объекта с другими похожими предметами
или явлениями. Во втором случае черты,
характерные для данного образа, в
воспоминании усиливаются, подчеркивая
своеобразие предмета или явления.

Особо
следует остановиться на вопросе о том,
от чего зависит легкость воспроизведения
образа. Отвечая на него, можно выделить
два основных фактора. Во-первых, на
характер воспроизведения влияют
содержательные особенности образа,
эмоциональная окраска образа и общее
состояние человека в момент восприятия.
Так, сильное эмоциональное потрясение
может вызвать даже галлюцинаторное
воспроизведение виденного. Во-вторых,
легкость воспроизведения во многом
зависит от состояния человека в момент
воспроизведения. Припоминание виденного
наблюдается в яркой образной форме чаще
всего во время спокойного отдыха после
сильного утомления, а также в дремотном
состоянии, предшествующем сну.

Точность
воспроизведения в значительной мере
определяется степенью задействования
речи при восприятии. То, что при восприятии
было названо, описано словом, воспроизводится
более точно.

Следует
отметить, что многие исследователи
разделяют образную память на зрительную,
слуховую, осязательную, обонятельную,
вкусовую. Подобное разделение связано
с преобладанием того или иного типа
воспроизводимых представлений.

Образная
память начинает проявляться у детей
примерно в то же время, что и представления,
т. е. в полтора-два года. Если зрительная
и слуховая память обычно хорошо развиты
и играют ведущую роль в жизни людей, то
осязательную, обонятельную и вкусовую
память в известном смысле можно назвать
профессиональными видами памяти. Как
и соответствующие ощущения, эти виды
памяти особенно интенсивно развиваются
в связи со специфическими условиями
деятельности, достигая поразительно
высокого уровня в условиях компенсации
или замещения недостающих видов памяти,
например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая
память

выражается в запоминании и воспроизведении
наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим
мысли, возникшие у нас в процессе
обдумывания, размышления, помним
содержание прочитанной книги, разговора
с друзьями.

Особенностью
данного вида памяти является то, что
мысли не существуют без языка, поэтому
память на них и называется не просто
логической, а словесно-логической. При
этом словесно-логическая память
проявляется в двух случаях: а) запоминается
и воспроизводится только смысл данного
материала, а точное сохранение подлинных
выражений не требуется; б) запоминается
не только смысл, но и буквальное словесное
выражение мыслей (заучивание мыслей).
Если в последнем случае материал вообще
не подвергается смысловой обработке,
то буквальное заучивание его оказывается
уже не логическим, а механическим
запоминанием.

Оба
этих вида памяти могут не совпадать
друг с другом. Например, есть люди,
которые хорошо запоминают смысл
прочитанного, но не всегда могут точно
и прочно заучить материал наизусть, и
люди, которые легко заучивают наизусть,
но не могут воспроизвести текст «своими
словами».

Развитие
обоих видов словесно-логической памяти
также происходит не параллельно друг
другу. Заучивание наизусть у детей
протекает иногда с большей легкостью,
чем у взрослых. В то же время в запоминании
смысла взрослые, наоборот, имеют
значительные преимущества перед детьми.
Это объясняется тем, что при запоминании
смысла прежде всего запоминается то,
что является наиболее существенным,
наиболее значимым. В этом случае очевидно,
что выделение существенного в материале
зависит от понимания материала, поэтому
взрослые легче, чем дети, запоминают
смысл. И наоборот, дети легко могут
запомнить детали, но гораздо хуже
запоминают смысл.

В
словесно-логической памяти главная
роль отводится второй сигнальной
системе, поскольку словесно-логическая
память — специфически человеческая
память, в отличие от двигательной,
эмоциональной и образной, которые в
простейших формах свойственны и животным.
Опираясь на развитие других видов
памяти, словесно-логическая память
становится ведущей по отношению к ним,
и от уровня ее развития в значительной
степени зависит развитие всех других
видов памяти.

Мы
уже говорили, что все виды памяти тесно
связаны друг с другом и не существуют
независимо друг от друга. Например,
когда мы овладеваем какой-либо двигательной
деятельностью, мы опираемся не только
на двигательную память, но и на все
остальные ее виды, поскольку в процессе
овладения деятельностью мы запоминаем
не только движения, но и данные нам
объяснения, наши переживания и впечатления.
Поэтому в каждом конкретном процессе
все виды памяти взаимосвязаны.

Существует,
однако, и такое деление памяти на виды,
которое прямо связано с особенностями
самой выполняемой деятельности. Так, в
зависимости от целей деятельности
память делят на непроизвольную
и произвольную.
В первом случае имеется в виду запоминание
и воспроизведение, которое осуществляется
автоматически, без волевых усилий
человека, без контроля со стороны
сознания. При этом отсутствует специальная
цель что-то запомнить или припомнить,
т. е. не ставится специальная мнемическая
задача. Во втором случае такая задача
присутствует, а сам процесс требует
волевого усилия.

Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное. Напротив,
часто бывает так, что непроизвольно
запомненный материал воспроизводится
лучше, чем материал, который специально
запоминался. Например, непроизвольно
услышанная фраза или воспринятая
зрительная информация часто запоминается
более надежно, чем если бы мы пытались
запомнить ее специально. Непроизвольно
запоминается материал, который оказывается
в центре внимания, и особенно тогда,
когда с ним связана определенная
умственная работа.

Существует
также деление памяти на кратковременную
и долговременную.
Кратковременная память — это вид памяти,
характеризующийся очень кратким
сохранением воспринимаемой информации.
С одной точки зрения кратковременная
память чем-то похожа на непроизвольную.
Так же как и в случае с непроизвольной
памятью, при кратковременной памяти не
используются специальные мнемические
приемы. Но в отличие от непроизвольной,
при кратковременной памяти для запоминания
мы предпринимаем определенные волевые
усилия.

Проявлением
кратковременной памяти является тот
случай, когда испытуемого просят
прочитать слова или предоставляют для
их запоминания очень мало времени (около
одной минуты), а потом просят сразу
воспроизвести то, что он запомнил.
Естественно, что люди различаются по
количеству запоминаемых слов. Это
происходит потому, что они обладают
различным объемом кратковременной
памяти.

Объем
кратковременной памяти индивидуален.
Он характеризует природную память
человека и сохраняется, как правило, в
течение всей жизни. Объем кратковременной
памяти характеризует способность
механически, т. е. без использования
специальных приемов, запоминать
воспринимаемую информацию.

Кратковременная
память играет очень большую роль в жизни
человека. Благодаря ей перерабатывается
значительный объем информации, сразу
же отсеивается ненужная и остается
потенциально полезная. Вследствие этого
не происходит перегрузки долговременной
памяти. В целом же кратковременная
память имеет огромное значение для
организации мышления, и в этом она очень
похожа на оперативную память.

Понятием
оперативная
память

обозначают мнемические процессы,
обслуживающие непосредственно
осуществляемые человеком актуальные
действия, операции. Когда мы выполняем
какое-либо сложное действие, например
арифметическое, то осуществляем его по
частям. При этом мы удерживаем «в уме»
некоторые промежуточные результаты до
тех пор, пока имеем с ними дело. По мере
продвижения к конечному результату
конкретный «отработанный» материал
может забываться. Аналогичное явление
мы наблюдаем при выполнении любого
более или менее сложного действия. Части
материала, которыми оперирует человек,
могут быть различными (например, ребенок
начинает читать со складывания букв).
Объем этих частей, так называемых
оперативных единиц памяти, существенно
влияет на успешность выполнения той
или иной деятельности. Поэтому для
запоминания материала имеет большое
значение формирование оптимальных
оперативных единиц памяти.

Без
хорошей кратковременной памяти невозможно
нормальное функционирование долговременной
памяти. В последнюю может проникнуть и
надолго отложиться лишь то, что когда-то
было в кратковременной памяти, поэтому
кратковременная память выступает в
виде своеобразного буфера, который
пропускает лишь нужную, уже отобранную
информацию в долговременную память.
При этом переход информации из
кратковременной в долговременную память
связан с рядом особенностей. Так, в
кратковременную память в основном
попадают последние пять-шесть единиц
информации, полученной через органы
чувств. Перевод из кратковременной
памяти в долговременную осуществляется
благодаря волевому усилию. Причем в
долговременную память можно перевести
информации гораздо больше, чем позволяет
индивидуальный объем кратковременной
памяти. Это достигается путем повторения
материала, который надо запомнить. В
результате происходит наращивание
общего объема запоминаемого материала.

Соседние файлы в папке 13-01-2016_18-12-59

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называется совокупность мероприятий направленных на повышение плодородия почв напишите ответ
  • Как называется слово когда пишешь большими буквами
  • Как называется самая холодная планета солнечной системы напишите ответ
  • Как называется ручка которая пишет чернилами
  • Как называется ручка которая пишет пластиком