Как называлась первая опера которую написал римский корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков
фото
Дата рождения

6 (18) марта 1844

Место рождения

Тихвин

Дата смерти

8 (21) июня 1908

Место смерти

усадьба Любенск, близ Луги

Страна

Россия Россия

Профессии

Композитор, педагог

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 (18) марта 1844, Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», возглавлял Беляевский кружок, автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.

Автограф композитора

Содержание

  • 1 Детство и юность
  • 2 Знакомство с Балакиревым и плавание на клипере «Алмаз»
  • 3 Творчество 1870—1880 годов
  • 4 Творчество 1890—1900 годов
  • 5 Педагогическая деятельность
  • 6 Семья
  • 7 Список сочинений
    • 7.1 Оперы
    • 7.2 Симфонические произведения
    • 7.3 Книги
  • 8 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 9 Источник
  • 10 Ссылки

Детство и юность

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) — служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем губернатором на Волыни, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого орловского помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Большого Богородицкого мужского монастыря.

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

Знакомство с Балакиревым и плавание на клипере «Алмаз»

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1. По словам самого Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в году обучения у Канилле,[1] однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».[2]

Н. А. Римский-Корсаков на карикатуре П. Робера 1903г.

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.[3]

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.

Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — и прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

Творчество 1870—1880 годов

И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные познания и навыки.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехеразада».

Творчество 1890—1900 годов

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе А. С. Аренский, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Казбирюк, Н. В. Лысенко, А. К. Лядов, В. О. Малишевский, Э. Млынарский, Н. Я. Мясковский, А. В. Оссовский, С. С. Прокофьев, Н. А. Соколов, А. А. Спендиаров, И. Ф. Стравинский, О. Респиги, Н. Н. Черепнин, М. О. Штейнберг.[4]

Семья

Сын Римского-Корсакова музыковед Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878, Санкт-Петербург — 1940, Ленинград) был женат на ученице отца, композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг (1879, Оренбург — 1 марта 1943, Ленинград), погибшей вместе с сыном, Всеволодом Андреевичем Римским-Корсаковым (25 апреля 1915, Санкт-Петербург — 1943, Ленинград) в блокадном Ленинграде.[5]

Младший сын — композитор Георгий Николаевич Римский-Корсаков (1901, Санкт-Петербург — 1965, Ленинград).

Зять — композитор Максимилиан Осеевич Штейнберг, с 4 июня 1908 года — муж Надежды Николаевны Римской-Корсаковой. Их дочь — филолог Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914—1987).

Список сочинений

Оперы

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

Симфонические произведения

  • Симфония № 1
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар (Симфония № 2)
  • Симфония № 3
  • Шехеразада
  • Испанское каприччио
  • Светлый праздник

Книги

  • Летопись моей музыкальной жизни

Адреса в Санкт-Петербурге

Почтовая марка СССР,посвящённая композитору

  • Лето 1856 года — квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой — Миллионная улица, 6;
  • 1867 — 09.1871 года — доходный дом Аренс — 7-я линия, 4;
  • 09.1871 — 1872 — доходный дом Зарембы — Пантелеймоновская улица, 11, кв. 9;
  • 1872 — осень 1873 года — дом Морозовых — Шпалерная улица, 4;
  • осень 1873—1883 — доходный дом Кононова — Фурштатская улица, 33, кв. 9;
  • 1883—1889 — Владимирский проспект, 18, кв. 5;
  • 1889 — 19.09.1893 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
  • 19.09.1893 — 21.05.1908 года — дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой — Загородный проспект, 28, кв. 39.

Источник

  1. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 2004. С. 25
  2. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 2004. С. 46
  3. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 2004. С. 69-70
  4. http://classic.chubrik.ru/Rimsky-Korsakov
  5. Первая русская женщина-композитор
   6.Михаил Яценко  "Н.А. Римский-Корсаков" (с)2009

Ссылки

  • Сайт о Н. А. Римском-Корсакове на русском языке
  • Римский-Корсаков на Belcanto.Ru
  • Римский-Корсаков, Николай Андреевич — Жизнь и творчество
  • Н. А. Римский-Корсаков — Страницы истории Петербургской Консерватории
  • Краткие содержания (синопсисы) опер Римского-Корсакова на сайте «100 опер»
  • Римский-Корсаков, Николай Андреевич: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова

Wikimedia Foundation.
2010.

18 марта 1844 года родился знаменитый русский композитор и дирижёр Николай Римский-Корсаков.

Римский-Корсаков появился на свет в Тихвине, в семье, далекой от мира искусства. Родители готовили мальчика к морской службе (его дядя и старший брат служили на флоте). К музыке мальчик тяготел с раннего детства, но серьёзных преподавателей в маленьком провинциальном городке не было. Его первой учительницей стала соседка, позже её сменила знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. В девять лет Римский-Корсаков начал сочинять первые мелодии.

В Петербурге, куда молодой человек приехал учиться в Морском корпусе, он часто бывал в оперном театре и на концертах. Там же он нашёл себе первого настоящего учителя — пианиста Фёдора Канилле, посоветовавшего одарённому ученику придумывать музыку самостоятельно. Он же познакомил юношу с Милием Балакиревым, вокруг которого всегда было много подающих надежды музыкантов, позднее ставшим костяком «Могучей кучки». 17-летнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с сочинения симфонии. Между тем молодому композитору, заканчивавшему обучение в Морском корпусе, предстояло трёхлетнее кругосветное путешествие. Природный талант помог ему наверстать упущенное время и не отстать от даровитых друзей. Сочиняя сложные симфонические партитуры, Николай Андреевич не знал простейших музыкальных основ и не разбирался в музыкальных терминах. Каково же было его удивление, когда его позвали профессором в консерваторию! Но, наученный не отступать и не сдаваться, Римский-Корсаков согласился.

Музыкальные вкусы и мировоззрение композитора сформировались в 1860-е годы под влиянием друзей из «Могучей кучки». В последующее десятилетие Римский-Корсаков преподавал в консерватории, занимался совершенствованием собственной композиторской техники (писал каноны и фуги), занимал должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-1884) и дирижировал на симфонических концертах, заменял Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы и готовил к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывал и гармонизировал народные песни (первый сборник вышел в 1876, второй — в 1882 году).

Обращение к русскому фольклору помогло композитору чётче сформировать свой творческий почерк. Две написанные после «Псковитянки» (1872) оперы — «Майская ночь» (1879) и «Снегурочка» (1881) — отразили любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и песням. На протяжении всей жизни Римский-Корсаков часто обращался к певческой лирике: он написал 79 романсов на стихи Пушкина, Лермонтова, Толстого, Фета, Байрона и Гейне. Творчество композитора подарило нам целую галерею нежных, неповторимых, лирических женских образов — реальных и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), и образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).

Творческий путь Римского-Корсакова длился более сорока лет. Начав его достойным преемником дела Глинки, он и в новом веке достойно представлял русское искусство, сделав многое для его развития. «Вечерняя Москва» вспоминает самые знаменитые оперы Римского-Корсакова.

«Сказка о царе Салтане» (1899)

Сказочная опера, написанная Римским-Корсаковым к столетнему юбилею Пушкина. Это было сложное время в мамонтовской антрепризе — хотя Савва Иванович был оправдан после скандального «Дела Мамонтова» и вышел на свободу, он был совсем не таким могучим покровителем, как раньше. Благодаря артистам-энтузиастам, которые внесли свои скромные накопления в кассу театра, опера Мамонтова преобразилась в Товарищество. Многие друзья отвернулись от Саввы Ивановича, но были и те, с кем Мамонтов сблизился. Его друзьями стали Михаил Врубель и его жена Надежда Забела. Именно Врубель стал художником-постановщиком всех опер в тот короткий период, когда душевный недуг Михаила не прервал эту дружбу. Надежда Забела вспоминала об этом периоде как о счастливейшем в своей жизни, а её Царевна-Лебедь (вслед за одноименной картиной художника) стала одним из символов той эпохи. Композитор активно принимал участие в постановке. По его настоянию, шмеля и белку играли дети, а не механические куклы, как предполагалось вначале. Особо следует сказать о музыкальных достоинствах постановки, где важнейшую роль наряду с автором сыграл дирижер Ипполитов-Иванов, сумевший правильно раскрыть и подать изобразительные находки и поэтическую прелесть оркестровых эпизодов музыки Римского-Корсакова (вступление ко второму акту «В синем море звезды блещут», симфоническая картина «Три чуда», «Полёт шмеля» и др.). Сам композитор был доволен работой театра, что, при его знаменитой строгости, может расцениваться как серьезное достижение Товарищества.

3 великие оперы Николая Римского-Корсакова

Портрет Николая Римского-Корсакова кисти Валентина Серова (фрагмент, 1898) / Фото: wikipedia.org

Иван Билибин — эскиз декорации ко второму действию оперы 

«Кащей Бессмертный» (1902)

В ноябре 1900 года музыкальный критик Петровский предложил Римскому-Корсакову своё либретто оперы «Кащей Бессмертный». Оно заинтересовало композитора, хотя многое предстояло довести до ума — прежде всего, избавиться от неясности, сбивчивости изложения и поэтической манеры. В дальнейшем он сам написал либретто по предложенному сюжету. Музыкальную составляющую Римский-Корсаков закончил меньше, чем за год. Композитор взял за основу распространенный сюжет из русских народных сказок, но добавил туда самобытных сюжетных поворотов. Главная находка — образ дочери Кощея, в слезе которой спрятана Кощеева смерть. Пять героев сказки — это скорее символы, нежели реальные персонажи. Кащей — олицетворение злой и жестокой силы, а так же старости, которая ненавидит все живое. Кощеево царство навевает размышления о самодержавной власти, подавляющей силы народа. а Кащей ассоциировался с обликом тогдашнего всесильного обер-прокурора Синода Победоносцева, которого Александр Блок назвал колдуном, своим стеклянным глазом заворожившим всю Россию. Так же холодна и Кащеевна, убивающая тех то хочет смерти ее отца, то есть — свободы. Один из таких витязей — Иван-королевич, а его помощником является буйный ветер Буря-богатырь — олицетворение стихийных сил народа, все сметающих на своем пути. Королевич освобождает из Кащеева плена Царевну Ненаглядную красу — воплощение всего человечного и при этом совершенного. Премьера оперы состоялась 25 декабря 1902 года в Москве, в театре П. Г. Солодовникова. Опера пользовалась успехом, но политический смысл сказки Римского-Корсакова ещё не был понятен. После событий 1905 года радикальные студенты Петербургской консерватории попросили композитора разрешить им своими силами поставить «Кащея». Постановка посвящалась (неофициально) жертвам Кровавого воскресенья 9 января, а разучивать партитуру со студентами взялся сам Римский-Корсаков и Глазунов. Спектакль, поставленный 9 апреля в помещении театра Пассаж, приобрел вид революционной манифестации, и полиция потребовала, чтобы публика покинула зал. Опера стала символом приближавшегося конца самодержавия. «Кащей Бессмертный» занял особое место в ряду опер Римского-Корсакова. Совершенно изменился музыкальный язык композитора, а сюжет стал мрачным и временами трагичным. Кощеево царство он обрисовывает то резкими, то изысканными и пряными гармониями, которые поражали новизной и необычностью, и полностью соответствуют новому, более суровому взгляду композитора на жизнь.

3 великие оперы Николая Римского-Корсакова

Фото: wikiedia.org

Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918 год)

«Золотой петушок» (1908)

Последняя опера Римского-Корсакова и одно из лучших его произведений. Сатирические мотивы получают яркое воплощение, а «небылица в лицах» становится обличением деспотизма. Додон, в отличии от сказочного царя Салтана, — жестокий и глупый тиран, а на деле — бессильный и похотливый старик. Он поработил своих подданных, довёл до отупения, превратил в пародии на самого себя. Для описания Додонова царства композитор не жалеет красок. В опере нет ни одного положительного персонажа — прекрасная царица оказывается жестокой и безразличной, мудрый Звездочёт — злокозненным, всесильный царь — тупым и ведомым. Смерть Додона приводит обитателей царства в смятение, холопские стенания толпы гротескно преувеличенны. В эпилоге Звездочёт иронично указывает на иллюзорность Додонова царства. В опере запечатлены грустные размышления композитора о судьбе России в контексте приближающийся революции. Произведение не сразу нашло свой пусть на сцену, хотя музыкальная составляющая написана удивительно причудливо и гармонично. Вмешательство цензуры и сложности, связанные с этим, обострили болезнь Римкого-Корсакова и ускорили его кончину. Впервые «Золотой петушок» был исполнен после смерти композитора, да и то с обрезанным либретто. Образы сказки были сглажены, им был добавлен флёр таинственности и мистики, что значительно снизило остроту сатиры.

3 великие оперы Николая Римского-Корсакова

Фото: wikiedia.org

Эскиз Ивана Билибина

Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.

Римский-Корсаков. Биография

Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.

В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.

Римский-Корсаков

Фото: ru.wikipedia.org

Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».

Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.

Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.

Этапы творчества и семья

В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.

Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.

Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.

Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

композитор Римский-Корсаков

Произведения

Оперы

  • Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
  • Майская ночь (1880)
  • Снегурочка (1881)
  • Млада (1892)
  • Ночь перед Рождеством (1895)
  • Садко (1896)
  • Моцарт и Сальери (1898)
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
  • Царская невеста (1899)
  • Сказка о царе Салтане (1900)
  • Сервилия (1902)
  • Кащей Бессмертный (1902)
  • Пан воевода (1904)
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
  • Золотой петушок (1907)

Симфонические произведения

  • Симфония № 1 (1865; 1884)
  • Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
  • Симфониетта на русские темы (1885)
  • Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)
  • Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
  • Симфония № 3 (1873; 1886)
  • Шехеразада (симфоническая сюита) (1888)
  • Испанское каприччио, (1897)[en]
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко, (1896)
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные работы

  • 79 романсов
  • хоры с оркестром и a capella
  • сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен».(собранных Т. Филипповым) (1882)

Читайте также:

  • Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
  • Мишель Петруччиани. Музыка вопреки

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Псковитянка»

Псковитянка

Дебютная опера Н.А. Римского-Корсакова не отпускала его всю жизнь – на протяжении почти 30 лет он неоднократно перерабатывал «Псковитянку», писал к ней отдельную оперу-пролог «Боярыня Вера Шелога». И, несмотря на то что успех первой постановки при жизни автора так и не был превзойден, великолепная партия Ивана Грозного дала возможность творческого раскрытия для великих русских басов, среди которых – Ф.И. Шаляпин.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Иван Грозный

бас

российский царь

Князь Юрий Токмаков

бас

царский ставленник в Пскове

Михаил Туча

тенор

сын посадника

Княжна Ольга

сопрано

его возлюбленная, дочь князя Юрия

Боярин Матута

тенор

богатый и знатный жених Ольги

Краткое содержание «Псковитянки»

опера Псковитянка

Псков, 1570 год.

Княжна Ольга у себя в саду проводит время с подругами, но ее не занимают девичьи развлечения – она ждет весточки от любимого. Одна из девушек, улучив момент, сообщает, что Михаил придет к ней на свидание.

Вечерняя встреча влюбленных омрачена мыслями о будущем – Ольга сосватана отцом за состоятельного боярина Матуту. Михаил строит планы заработка в сибирских землях, который даст ему возможность побороться за руку Ольги, но девушка умоляет его не пускаться в опасный путь, она намерена отговорить отца от планов на ее замужество.

Вышедшие в сад Токмаков и Матута прерывают их встречу, и Ольга невольно становится свидетелем откровенного разговора: Юрий Иванович признается, что девушка – не его дочь. Матерью её является Вера Шелога, сестра его покойной жены, а отец и вовсе неизвестен. Колокольный звон призывает мужчин на вече. Ольге, ошеломленной такими новостями, кажется, что звонят траур по ней.

На главной площади Пскова многолюдно: народ собрался на зов колокола – гонец из Новгорода привез жуткие вести: Иван Грозный с опричниками учинил жестокую расправу над горожанами и направляется в Псков. Князь Юрий взывает к смирению: встретить царя следует радушно и приветливо. Но Михайло Туча готов защищать город от осквернения и вместе с единомышленниками скрывается в чаще для того, чтобы прийти на помощь Пскову, если царское войско начнет лютовать и здесь.

На площади накрыты столы – все в ожидании приезда царя. По неясной причине больше всех взволнована Ольга – она испытывает страстное желание видеть Грозного. Он появляется, народ его приветствует.

В доме Токмакова Грозный встречается с псковской знатью. Несмотря на теплый прием, царю мерещится измена. Он требует, чтобы князь первым отведал из его кубка. Когда Ольга подносит напиток, он обращает внимание на ее сходство со случайной возлюбленной своей юности. Когда Грозный остается с князем Юрием наедине, тот рассказывает историю появления девочки в его доме. Царь осознает, что он только что узнал собственную дочь и меняет гнев на милость.

В псковском лесу — царская охота, здесь же в монастырь для молитвы идет Ольга. Она намеренно теряет след спутниц – ее ждет Туча. Нежную сцену прерывает Матута – он незаметно следовал за Ольгой. Ранив Тучу, он забирает девушку с собой и идет в царскую охотничью ставку, чтобы донести на предателя и соперника.

Царь Иван не хочет слышать наветов на посадского сына от человека, который замыслил похищение Ольги. Он выспрашивает у нее о ее прошлой жизни, о детстве. Внезапный шум привлекает внимание – это Михайло, несмотря на рану, пришел с оружием освободить любимую из неволи. Гневу Грозного нет предела, он приказывает всех уничтожить, а Тучу доставить живым. Михайло удается бежать, Ольга устремляется за ним. Стрелки целятся в беглеца, но попадают в девушку. Несчастный царь скорбит над телом дочери.

Продолжительность спектакля
IАкт II Акт III Акт
60 мин. 40 мин. 45 мин.

Римский-Корсаков Псковитянка опера Псковитянка краткое содержание

 

Интересные факты

  • М. Балакирев считал, что Римский-Корсаков не напишет оперы лучше, чем «Псковитянка».
  • С «Псковитянкой» можно познакомиться, посмотрев запись постановки Большого театра 1999 года под управлением Е. Светланова. В главных партиях – В. Почапский (Грозный), М. Гаврилова (Ольга), Л. Зимненко (Токмаков), П. Кудрявченко (Туча).
  • Свою первую оперу композитор посвятил единомышленникам из «Могучей кучки» («дорогому кружку»).
  • У «Псковитянки» немало пересечений с «Борисом Годуновым» М.П. Мусоргского. Это можно объяснить тем, что в период интенсивной работы над обеими операми композиторы не только близко общались, но и жили вместе.

Мусоргский опера «Борис Годунов»

  • Не только создание и переработка музыки оперы заняла несколько десятилетий – либретто «Псковитянки» также писалось Л. Меем в течение 9 лет. Сюжет оперы вымышленный, но в его основе историческое событие – приезд Ивана Грозного в Псков в 1570 году после Новгородского погрома, во время которого было убито до трети населения Новгорода. В Пскове царские репрессии не имели столь массового характера, в том числе, из-за местного юродивого, который предрек многие беды, если Грозный посягнет на жизни псковичей.
  • Единственный отечественный фильм, в котором снялся Ф. Шаляпин – немая картина 1915 года «Царь Иван Васильевич Грозный» по опере «Псковитянка». Певец был и сооснователем «Товарищества Шарез», снявшего этот фильм. Шаляпин остался неудовлетворен своим первым съемочным опытом, так как команда «Мотор!» часто не совпадала с его актерским настроением. Однако картина навсегда осталась в истории кинематографа еще и потому, что свою первую роль в ней сыграл М.И. Жаров.

Лучшие номера из оперы «Псковитянка»

«Одна в лесу…» — ариозо Ольги

«Раскукуйся ты, кукушечка» — песня Тучи

История создания и постановок «Псковитянки»

Николай Андреевич Римский-Корсаков

О каком сюжете может мечтать молодой 24-летний композитор? Несомненно, о большом, серьезном и основательном, полном правды и размаха. Этим критериям соответствовала историческая драма Л. Мея «Псковитянка», где одним из центральных персонажей являлся царь Иван Грозный. Однако это была не политическая, а человеческая история.

Мелодии оперы творческому воображению композитора навеяли русские просторы и впечатления от поездки в Тверскую губернию – в предвкушении путешествия и после него были написаны несколько сцен. Но затем работа двигалась медленно – нуждался в оркестровке «Каменный гость» Даргомыжского, наметилось и интересное сочинение «Млада», в котором приняли участие сразу несколько членов «Могучей кучки», в том числе Римский-Корсаков.

В 1871 году сочинение оперы перешло в активную стадию. Последняя точка в партитуре была поставлена в начале 1872 года. Сразу же автор отправил свое детище на согласование цензору и вначале получил отказ. Причин было две – изображение Пскова городом с развитым местным управлением, практически альтернативным царской власти, и присутствие на сцене монарха в качестве персонажа оперы. Римский-Корсаков получил одобрение на постановку только через протекцию великого князя Константина.

Псков

Опера откровенно не нравилась Э.Ф. Направнику, главному дирижеру Мариинского театра – возможно, искренне, а возможно, из-за статьи, которую Римский-Корсаков опубликовал несколькими годами ранее. В ней он по-юношески необдуманно раскритиковал дебютную оперу Направника «Нижегородцы». Но, поскольку разрешение на постановку было дано «сверху», труппа и оркестр приступили к репетициям.

1 января 1873 года «Псковитянка» была исполнена на императорской сцене. Царя Ивана пел О. Петров, Ольгу – Ю. Платонова, Токмакова – И. Мельников. В первом сезоне опера прошла 10 раз с аншлагами. Однако в прессе ее не хвалили. Автор и сам замечал партитурные огрехи, явившиеся следствием недостатка мастерства.

Уже через три года композитор взялся за переработку оперы. К 1878 году были написаны новые эпизоды: пролог, сцена у Печерского монастыря; переписаны многие дуэты и арии. Николай Андреевич и его окружение признавали, что музыка стала более профессиональной, но сама опера – тяжеловесной и сухой. Эта редакция не была поставлена в Мариинском театре. Композитор особенно и не настаивал на сценической версии, осознавая все недочеты, отправив лишь единожды в дирекцию запрос и более ничего не предпринимая. В 1891 году, имея за плечами уже гораздо больший опыт, Римский-Корсаков вновь берется за свою первую оперу. В 1895 году 3 редакция увидела свет в любительском Панаевском театре, где состоялись четыре спектакля. Год спустя в партии Царя Ивана выступил Ф. Шаляпин.

В 1898 композитор написал пролог к событиям «Псковитянки» — «Боярыня Вера Шелога», две оперы в один вечер были представлены на обеих императорских сценах – в Большом театре (1901 год) и в Мариинском (1903 год). В этих постановках в партии Ивана Грозного выходил Шаляпин. Певец снискал огромную любовь публики, но успех оперы в целом был несравним с тем, который она получила на премьере.

В 20 веке «Псковитянка» перешагнула российскую границу и прозвучала в Италии, Великобритании, Бельгии, Испании. Одним из первых зарубежных исполнений стало парижское, 1909 года, в рамках «Русских сезонов» Дягилева. На афишах красовалось название «Иван Грозный» — более кассовое и понятное иностранному зрителю, в заглавной партии выступал популярнейший Шаляпин. На советской сцене опера шла в ведущих театрах страны. С 2008 года «Псковитянка» неизменно присутствует в афише Мариинского театра, эта постановка стала капитальным возобновлением спектакля 1952 года. В 2010 опера исполнялась в исторических декорациях – под стенами Псковского кремля.

Римский-Корсаков на закате жизни едва ли не раскаялся в том, что так много раз пытался переписать «Псковитянку»: самая первая редакция осталась самой эмоциональной, самой яркой и – самой успешной. Ведь она создавалась не под гнетом рациональных установок или профессиональных канонов, а под властью главного творческого инструмента – вдохновения.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Псковитянка»

Николай Римский-Корсаков

Биография Римского-Корсакова

18 Марта 1844 – 21 Июня 1908 гг. (64 года)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 672.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — известный композитор, выдающийся музыкальный педагог, дирижёр и критик. Был участником сообщества «Могучая кучка». Автор многих музыкальных произведений: опер, симфоний, концертов, вокальной и духовной музыки. Считается основоположником жанра оперы-сказки. Римский-Корсаков, биография которого включает и педагогическую деятельность, является также автором двух учебников по музыкальным дисциплинам.

Ранние годы

Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года. С раннего детства ему нравилось заниматься музыкой, но сначала он хотел построить карьеру морского офицера и даже поступил в Морской корпус.

Тем не менее, занятий музыкой Николай Андреевич не оставил, а в дальнейшем подружился с Балакиревым, знакомство с которым оказало серьёзное влияние на развитие творчества будущего музыканта и пробило ему дорогу в музыкальные общества. После окончания Морского корпуса он отправился в путешествие, где пробыл около 3 лет, а затем начал получать у Балакирева музыкальное образование.

Первые музыкальные сочинения

Краткая биография Римского-Корсакова будет неполной, если не упомянуть первые музыкальные композиции, сочинённые им. Первая симфония Николая Андреевича появилась в 1865 году, через два года он представил на суд критиков Вторую симфонию. В течение нескольких лет он создал ряд романсов и другие сочинения. Все они произвели большой фурор среди обывателей и преподавателей. Благодаря им композитор был приглашён в университет на преподавательскую должность.

Опера

Самыми важными сочинениями считаются оперы, которые были написаны композитором. Он принялся за их создание после того, как в 1873 году оставил службу во флоте. Первым подобным музыкальным произведением стала опера «Псковитянка», затем Римский-Корсаков написал «Майскую ночь», которая была создана по мотивам содержания одноимённой повести Н. В. Гоголя.

В 1881 году была представлена опера «Снегурочка» — самое главное произведение Римского-Корсакова, написанное по пьесе А. Н. Островского.

 Интересным фактом является то, что в 1896 году композитор написал оперу «Садко», которая начала пользоваться известностью и популярностью как у критиков, так и у любителей классической музыки.

Преподавательская деятельность

Заслуги композитора как учителя также велики. Он смог воспитать более 200 музыкантов, среди которых были такие знаменитые, как И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и другие. Кроме того, он успешно издал учебник «Основы оркестровки», а также написал множество музыкальных статей, полезных для изучения и обучения будущих музыкантов.

Личная жизнь

Николай Римский-Корсаков был женат один раз и удачно. Его супругой была Надежда Пургольд, пианистка, которую он встретил на творческом вечере у своего старшего коллеги А. С. Даргомыжского. Она стала его помощником, а затем между молодыми людьми вспыхнули чувства.

В 1872 году они сочетались браком. После этого через год на свет появился мальчик, которого назвали Михаилом. Через несколько лет супруга родила дочку Софию, которая в дальнейшем стала оперной певицей. Чуть позже на свет появилось ещё пять детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Смерть

Великий композитор скончался от инфаркта в 1908 году, который получил, когда узнал, что его оперу «Золотой петушок» запретили к постановке. Он оставил после себя богатое наследие. По сей день историю его жизни изучают в 5 классе, кроме того, готовятся доклады и сообщения для детей, которые узнают новые факты о его биографии, а также изучают его музыкальное творчество, ставшее бессмертной классикой.

Тест по биографии

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Василий Куземцев

    9/10

  • Анастасия Прозорова

    9/10

  • Анастасия Егорова

    8/10

  • Лена Баталова

    4/10

  • Наталия Кошеленко

    10/10

  • Мария Мария

    9/10

  • Алина Ермолаева

    8/10

  • Вячеслав Отводенко

    10/10

  • Любочка Маричева

    10/10

  • Елена Иванова

    8/10

Оценка по биографии

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 672.


А какая ваша оценка за эту биографию?

Николай Римский-Корсаков — биография


Шедевры легендарного Римского-Корсакова стали символом России и прославили имя музыканта на весь мир. Он писал великолепные романсы, оперы, симфонии, которые считаются достоянием золотого фонда классической музыки.

Юность и детство

Родился великий композитор в маленьком городе Тихвин. Его родители были дворянами из старинной династии. Один из предков юного Коли работал при императрице Елизавете. Отец будущего музыканта был высокопоставленным чиновником и даже несколько лет занимал губернаторскую должность. Хотя мать также относилась к древнему и славному роду, бабушкой Николая по материнской линии была простая крестьянка. У мальчика был старший брат по имени Воин. Разница между ними составляла более 20 лет. Для маленького Коли старший брат выполнял роль наставника и всегда был авторитетом.

С ранних лет родители планировали, что Николай будет служить на флоте. Отец будущего композитора любил музыку и сам блестяще владел игрой на фортепиано. Вначале мальчик занимался пением в хоре, а потом увлекся фольклором. Коля обожал слушать церковные песнопения и народные напевки, частушки и песни. Увлечение фольклором в будущем определит направление творчества молодого музыканта и подарит ему множество тем для новых композиций. Уже в девятилетнем возрасте Коля сочиняет свое первое музыкальное произведение.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков в детстве

В подростковом возрасте Николая отдают в кадетский корпус, в котором обучались будущие моряки. Юноша переезжает в Петербург и приходит в восторг от культурной жизни столицы царской России. Он с удовольствием ходит в оперный театр, знакомится с произведениями самых знаменитых композиторов классической музыки.

Музыка настолько увлекает молодого человека, что он начинает учиться играть на виолончели, а потом и осваивает игру на фортепиано. В середине 19-го века Николай заканчивает обучение в училище. В это же время умирает отец семейства, что стало для будущего маэстро настоящей трагедией. Воин вместе с матерью приезжают в Петербург.

Музыкальная карьера

В 61 году XIX века состоялось знаковое событие в жизни композитора – он знакомится с Милием Балакиревым. Последний в свое время основал организацию молодых композиторов, из которой вышли великие музыканты. Дружба двух талантливых людей во многом определила будущее творчество юноши. В кружок входили и Бородин, и Мусоргский, которые также во многом направляли будущего мастера в его музыкальной биографии.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков

Балакирев вдохновляет Николая на написание первого масштабного музыкального произведения. Композиция вышла под названием «Первая симфония ор. 1». У юного музыканта уже были приготовлены эскизы – нужно было только набраться смелости и объединить наброски в единое произведение. Перед окончанием училища у Николая уже были закончены почти все части будущей симфонии. Однако завершающую часть композиции музыканту пришлось дописывать в открытом море – он отправился в кругосветное плаванье в качестве первоклассного моряка.

Через несколько лет Римский-Корсаков возвращается в Петербург. Теперь ему уже ничто не будет мешать создавать шедевры. Композитор полностью погружается в музыкальное творчество. Через несколько месяцев состоится премьера его первой симфонии. Оркестром управлял старый друг композитора, Милий Балакирев.

Николая все больше и больше начинает интересовать фольклор. Под влиянием опытного наставника, он постигает русские народные мотивы, старается переложить их на классическую музыку. Вскоре он создает красочную музыкальную зарисовку, которую называет «Садко». Позже музыкальные материалы будут использованы для создания легендарной оперы, которая тут же прославит своего автора. Публика приходит в восторг, а критики отмечают новаторство Николая в звучании.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков в творческом процессе

Композитор был известен своими экспериментами с классическим звучанием, он импровизировал и достигал невероятных результатов. Классическая музыка при его обработке приобрела фантастическое звучание. Николай старался наделить мелодию цветом, создать гармоничную картину, которую зритель мог бы услышать, а не увидеть. Отмечается, что у самого композитора от рождения был цветной слух, каждая нота для него слышалась в определенном цвете. Некоторые тональности он «ощущал» желтыми или белыми, а какие-то ноты у него ассоциировались с морем или синим ночным небом.

После создания первой симфонии молодой музыкант не мог остановиться – он начинает творить. Вскоре выходит его сюита («Антар»). Композитор пишет оперы, внимательно изучая жанр и занимаясь разработкой оркестровок для композиций других авторов. Однако первая опера юного музыканта выходит только 1872 году, называлась она «Псковитянка». Сюжетной основой для композиции стало драматическое произведение знаменитого на тот момент Льва Мея. Спустя год постановка «гремела» в театре.

В 70-х годах Николай становится профессором консерватории по специальному приглашению ректора. Хотя у композитора не было завершенного образования в области музыки, в историю он вошел как великий педагог. Практически 35 лет Николай обучал талантливых студентов, которые в будущем станут знаменитыми музыкантами.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков — Портрет Репина

Несмотря на звание педагога, музыкант старался совершенствоваться вместе со своими студентами. Он постоянно изучал что-то новое, стремился улучшить свое мастерство и чувство музыки. В первые годы преподавательской деятельности композитор напишет вокальные и полифонические партии, а также концерты для различных инструментов. В 73 году 19-го века он пишет свою третью симфонию.

Через год маэстро пробует себя в качестве дирижера. Через шесть лет гениальный музыкант дает концерты в царской Москве, в Брюсселе и на выставке в Париже.

Мужчина был очарован фольклорными мотивами, именно они и сделали его имя знаменитым. Композитор создает свои самые известные шедевры – оперы «Снегурочка», «Майская ночь», «Млада», сюиту «Шехеразада» и многие другие.

Не забывал Николай и об общественной деятельности, налаживает сотрудничество с Придворной певческой капеллой. Также композитор управлял знаменитой концертной группой, которая была как никогда популярна в Северной столице.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков пишет произведения.

В 1890-е годы в творческой биографии композитора случается новая эпоха – его начинают интересовать философские композиции. Также он активно занимается теорией музыки, редактирует собственные шедевры прошлых лет. Николай пишет новые успешные произведения – оперу «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Садко» и другие.

Первые годы наступившего двадцатого столетия композитор встречает настоящим творческим прорывом, который выразился в написании целого ряда музыкальных шедевров. Он в который раз вдохновляется фольклором и пишет сказочные оперы, которые в будущем будут ассоциироваться у поклонников с русской культурой – «Золотой петушок», «Кащей бессмертный». Одной из самых знаменитых стала интермедия, написанная специально для оперы по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». Впоследствии композиция была названа «Полет шмеля».

Интересно, что именно эта интермедия впоследствии будет чаще всего исполняться уже в 21 веке. Композиция имеет множество вариантов. Существуют версии с народными инструментами, а также для гитары и фортепиано. Не так давно появились обработки в разнообразных музыкальных стилях – хард рок, джаз и другие.

Революция поставила точку в творческой биографии композитора. В 1905 году Николай принял участие в поддержке бастующих, среди которых были его многочисленные студенты. Консерваторское руководство не оценило такое решение и впоследствии уволило композитора. Постановки великого маэстро запрещаются, а уже этого музыкант никак не мог вынести.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

В личной жизни, равно как и в музыке, Римский-Корсаков был крайне удачлив. На одном из музыкальных вечеров он увидел юную пианистку по имени Надежда. Отношения будущих супругов начались с рабочего сотрудничества. Юный Коля как раз подыскивал помощницу для инструментовки, поскольку работал над новой оперой. С предложением о совместной работе юноша обращается к Надежде, которая ответила согласием. Молодые музыканты начинают работать вместе и хорошо узнают друг друга.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков с женой Надеждой и дочкой

Вскоре рабочие отношения перерастают в любовные, в 1872 году Коля и Надя сочетались браком. Первый сын родился у четы уже через год. В будущем Михаил Николаевич станет прославленным лесоведом и зоологом. Вскоре рождается второй ребенок – дочка София. Девушка станет популярной оперной дивой и будет исполнять самые известные произведения.

Третьего сына назвали Андреем. Мальчика также ждала замечательная судьба – он найдет себя в исследовании истории музыки и в философии, получив звание профессора. Четвертый сын получил имя Владимир, он будет работать в качестве альтиста в Мариинском театре. Младшенькой любимицей родителей станет дочь Надежда, которую назвали в честь матери. Родится в семействе еще два ребенка, но они умрут в младенчестве.

У великого деятеля музыки и педагогики был счастливый брак, который внезапно оборвался смертью супруги. Женщина умерла от оспы, Николай переживет дорогую Надю на целых 11 лет. Любимой супруге композитор посвятит пронзительный романс под названием «Колыбельная песня».

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков с семьей

В 70-х годах XX века квартира великого композитора превратится в его музей. Будет с тщательностью восстановлена обстановка, которая царила в комнатах во время жизни музыканта и его семьи. В импровизированном доме-музее будут размещены рукописные тексты самых популярных произведений маэстро и его личные фотографии.

Смерть

Римский-Корсаков не мог мыслить себя без музыки, творчество стало его жизнью. Именно поэтому его так поразили известия о запрете постановки «Золотого петушка», одного из самых любимых произведений композитора.

Памятники Николаю Римскому-Корсакову

От страшных новостей музыкант так и не смог оправиться, у него случился инфаркт, который и стал причиной скорой смерти. Музыкальному гению было всего лишь 64 года. Смерть композитора стала трагедией для его многочисленных поклонников, студентов.

Произведения

Оперы

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков – выдающийся русский композитор, педагог и общественный деятель. В его творческом наследии пятнадцать опер, десять симфонических произведений разных жанров, камерные инструментальные и вокальные произведения, хоры. Кроме того, Римский-Корсаков написал ряд музыкально — литературных работ, среди которых автобиографический „Летопись моей музыкальной жизни” и несколько научных статей, он автор пособий „Основы оркестровки” и „Учебник гармонии” для студентов консерваторий.

Как и другие композиторы „Могучей кучки”, главной своей задачей Римский-Корсаков считал воплощение в музыке народно — патриотической темы. При этом его творчество отличается оптимизмом, верой в торжество добра и справедливости. Реалистические образы в произведениях композитора сочетаются с романтической поэтизацией русской истории и мифологии, его привлекают древние поверья, легенды и сказки. „По сути, моя тема – это сказка, былина и непременно русские”, – говорил Римский-Корсаков. Романтические черты его творчества оказались также в замечательных музыкальных пейзажах, изображении далеких и неизведанных стран – полусказочного Востока, экзотической Испании.

Римский-Корсаков, как и все прогрессивные композиторы его времени, в своем творчестве постоянно опирался на фольклор, прежде всего русский, а также других славянских народов (украинский, белорусский, польский). Большую роль в его творчестве сыграли впечатления от народной музыки Востока, а также Испании. В некоторых случаях композитор ввел в свои произведения подлинные народные мелодии, но значительно чаще, соединив особенности фольклора с мышлением музыканта-профессионала, создавал собственную музыку, воспринимается как ярко национальная.

Опираясь на нормы и традиции композиторского мастерства, Римский-Корсаков в то же время обогатил русскую музыку новыми смелыми и красочными гармониями. Важной особенностью его творчества было также виртуозное использование тембровых возможностей оркестра. Удивительно живописные и выразительные музыкальные образы, созданные композитором, стали украшением не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

Краткая биография

Римский-Корсаков родился в местечке Тихвине Новгородской губернии, музыкой начал заниматься с шести лет, но, по семейной традиции, мечтал стать моряком.

В 1856 году он поступил в Морской корпус в Петербурге. Параллельно продолжались занятия музыкой.

В 1858 году его учителем стал известный пианист Федор Андреевич Канилле, под руководством которого Римский-Корсаков написал первые произведения.

В 1861 году Канилле познакомил своего талантливого ученика с Балакиревым и другими членами „Могучей кучки”. Тогда же юный композитор начал писать свою первую симфонию.

В 1862 году Римский-Корсаков, окончив Морской корпус, отправился на клипере „Алмаз” в кругосветное плавание, длившееся три года. Возможно, именно благодаря этому путешествию в дальнейшем творчестве композитора неоднократно появлялись музыкальные картины, удивительно отчетливо изображающие море.

По возвращении в 1865 году началась активная творческая деятельность композитора. Лучшие произведения этих лет – симфоническая картина „Садко” и программная симфоническая сюита „Антар” по мотивам восточной сказки. Одновременно Римский-Корсаков написал ряд романсов, работал над своей первой оперой „Псковитянка”, премьера которой с большим успехом прошла в 1873 году в Мариинском театре. В том же году женой композитора стала прекрасная пианистка, постоянная участница музыкальных вечеров Балакиревского кружка Надежда Николаевна Пургольд, преданный друг и помощник Николая Андреевича на протяжении многих лет.

С 1871 года Римский-Корсаков начал преподавать в Петербургской консерватории. Обучая студентов, он и совершенствовал свое мастерство, изучал классическую гармонию, инструментовку, полифонию. Заняв место инспектора оркестров Морского ведомства, а позже директора Бесплатной музыкальной школы, Римский-Корсаков начал выступать как дирижер. Тогда же он работал над составлением двух сборников русских народных песен. В первый из них вошло сорок песен, записанных от певца-любителя Т. И. Филиппова, другой – „Сто русских народных песен” – сочинили песни, собранные самим композитором. Итогом работы этих лет стала опера „Майская ночь” по повести Гоголя, написанная в 1878 году.

Русские композиторы второй половины XIX века неоднократно обращались к творчеству Гоголя. В повестях писателя их привлекали поэтичность, сочетание реальности и фантастики, картины природы, тонкий юмор. В опере „Майская ночь” Римский-Корсаков возрождает поэзию древних украинских обрядов. Композитор использует много украинских народных календарно-бытовых песен, а также песен-романсов. Премьера оперы состоялась в начале 1880 года в Мариинском театре. Партию Головы блестяще исполнил знаменитый певец Федор Игнатьевич Стравинский (1839-1902 гг.), что провел детство в Украине и получил образование в Нежинском лицее. Позже композитор еще раз обратился к творчеству Гоголя и украинского фольклора, написав в 1895 году оперу „Ночь перед Рождеством”. В этой опере Римский-Корсаков широко использовал украинские обрядовые календарные песни зимнего цикла – колядки и щедривки. Поэзия древних языческих обрядов, настоящие древние народные напевы звучат и в одном из самых прекрасных и вдохновенных произведений композитора – опере-сказке „Снегурочка”, написанной в 1881 году.

После смерти в 1881 году Мусоргского Римский-Корсаков много занимался редактированием его музыки, а позже готовил к изданию незаконченные произведения Бородина и Даргомыжского. Работу над произведениями умерших друзей композитор продолжал до конца жизни, совершенствуя и дополняя свои редакции.

С 1883 года Римский-Корсаков начал работать в Придворной певческой капелле, а также, сблизив с кружком Беляева, дирижировать в „русских симфонических концертах”.

В 1889 году оркестр под его управлением исполнял произведения русских композиторов на Всемирной выставке в Париже, а через год – в Брюсселе. Лучшие произведения этих лет – „Испанское каприччио” и сюита „Шехеразада” для симфонического оркестра.

В последнее десятилетие Римский-Корсаков работал преимущественно в оперном жанре. В эти годы была написана опера-былина „Садко”, лирико-психологическая опера „Царская невеста”, „Сказка о царе Салтане” по произведению Пушкина, одноактные оперы „Моцарт и Сальери” и „Кащей Бессмертный”, а также „Сказание о невидимом граде Китеж и деву Февронию” по мотивам преданий об эпохе монголо-татарского нашествия. Композитор обогащает музыкальный язык своих поздних опер сложными ладами и гармониями, усиливает роль оркестра. Работа над постановкой этих опер велась коллективом Московской частной оперы Мамонтова. Ведущие партии исполняли выдающиеся певцы Ф. И. Шаляпин, Н. И.Забела-Врубель, О. Секар-Рожанский. Большое внимание в театре уделялось художественному оформлению спектаклей, над которым работали Врубель, Васнецов, Коровин, Гончарова и другие талантливые русские художники. В поздний период творчества были также созданы лучшие романсы композитора – „Не ветер, обдувая с вершин”, цикл „У моря” и другие.

До последних дней продолжалась активная педагогическая и общественная деятельность Римского-Корсакова. Во время революционных событий 1905 года композитора, стал на сторону бастующих студентов, уволили из консерватории. Такие действия правительства в отношении лучшего российского музыканта вызвали возмущение всех передовых людей России. Дирекции консерваторию пришлось уступить и пригласить Римского-Корсакова вернуться к преподаванию.

Последним произведением композитора стала сатирическая опера-карикатура «Золотой петушок», которая беспощадно разоблачала самодержавие.

Творчество Римского — Корсакова

Творчество Римского-Корсакова, его находки в гармонии и оркестровке повлияли на младших современников композитора, многие из которых были его учениками (А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, А. М. Скрябин). У Римского-Корсакова совершенствовали мастерство также многие украинские композиторы-М. В. Лысенко, Г. Козаченко, Ф. Акименко, М. Д. Леонтович.

Оперное творчество

Опера была одним из основных жанров в творчестве Римского-Корсакова. Среди его пятнадцати опер, написанных преимущественно на сюжеты из русской литературы или русского народного творчества – лирические, исторические, комедийные произведения. Однако основная часть оперного наследия композитора – оперы-сказки: „Снегурочка”, „Садко”, „Сказка о царе Салтане”, „Золотой петушок”, „Кащей Бессмертный”. Две оперы Римский-Корсаков написал на украинскую тематику. Это „Майская ночь” и „Ночь перед Рождеством” по повестям Н.В. Гоголя. Музыка обеих опер довольно удачно передает украинский колорит, в ней чувствуется связь с песенным материалом Украины.

Снегурочка

Самым любимым из своих сочинений Римский-Корсаков считал оперу „Снегурочка”, написанную на сюжет пьесы А.М. Островского. Жизнь народа показано в этой опере с его прекрасных, светлых, поэтических сторон. Действие происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добрые и справедливые, уважают природу и искусство. Воспроизводя в опере древние обычаи и обряды, композитор сочетает изображение „реальных лиц” (так он называл царя Берендея, Купаву, Бобиля и Бобилиху, Мизгиря) с миром фантастики (Весна-Красна, Дед Мороз, Леший, Снегурочка). Реальные и сказочные черты соединены в образе пастушка Леля. Музыка оперы пронизана интонациями народных песен.

Опера представляет собой сопоставление картин из народной жизни, то ярких, наполненных звонкими голосами природы и людей, то спокойно-лирических. Сказочные сцены чередуются с бытовыми. Главные действующие лица наделены индивидуальными музыкальными характеристиками. Наиболее сложный в опере образ Снегурочки. Композитор показывает, как велика сила любви перерождает холодную дочь Мороза.

Первая музыкальная характеристика Снегурочки, партию которой исполняет колоратурное сопрано, данная в ее арии из Пролога. Легкая и грациозная музыка рисует прекрасный образ юной девушки, которая всем сердцем тянется к неизведанному мира людей.

В среднем разделе арии звучит нежная лирическая мелодия, в интонациях которой слышится пробуждение любви и тепла в сердце Снегурочки.

Образ юного пастушка Леля символизирует в опере чудесную силу искусства. Знаменитая песня Леля из третьего действия написанная самим композитором, но ее мелодия напоминает народные напевы.

Очень велика в опере роль хоровых и оркестровых эпизодов. Это оркестровое вступление к опере, песни и танцы птиц из Пролога, красочная обрядовая сцена „Проводы Масленицы”, свадебный обряд, сцена народного праздника в заповедном лесу. Фантастичностью гармоний и оркестровых красок отличается картина волшебных превращений заповедного леса из третьего действия. Заканчивается опера гимном языческому богу Ярилі. Хор и оркестр исполняют необычную тему в характере народных напевов.

„Заканчивая „Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги”, – писал Римский-Корсаков, подводя итог работы.

Садко

В опере-былине „Садко” также сочетаются реальность и фантастика. К сюжету былины о новгородском певца и гусляра, который покорил своей музыкой Морского царя и прекрасную царевну Волхову, композитор впервые обратился в 1867 году, создав симфоническую картину „Садко”. Весь музыкальный материал этого произведения Римский-Корсаков использовал в опере, написанной в 1896 году. Картины городского быта древнего Новгорода чередуются в ней с волшебным миром подводного царства. Опера рассказывает о купце, которого зовет в далекие края не мысль о прибыли, а желание увидеть мир, загадочный и манящий. Искусство Садка влияет даже на силы природы, которые он подчиняет своей воле. В этой опере, в отличие от „Снегурочки”, композитор почти не использовал подлинные народные напевы, а создавал собственные музыкальные темы, опираясь на типичные для народной музыки обороты. Лишь изредка в опере звучат древнерусские мелодии. Один из таких примеров – разудалая песня „Высота, высота”, которую поет Садко с хором, отправляясь в дальнее плавание. Основой песни послужила древняя былина „Соловей Будимирович”.

Для характеристики фантастических сцен композитор использует необычные аккорды, причудливые мелодии, необычные сочетания тембров. Самостоятельное художественное значение имеют оркестровые эпизоды оперы – вступление„Океан — море синее”), сцена превращение лебедей в девушек, сцена превращения рыбы на золото, безумный танец подводного царства.

Как отдельные концертные номера выполняются и оркестровые фрагменты из оперы „Сказка о царе Салтане”, законченное в 1900 году. Это очень популярный „Полет шмеля”, а также оркестровая пьеса „Три чуда” – очень яркие и выразительные музыкальные портреты волшебной белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебеди.

„Шехеразада”

Среди симфонических произведений Римского-Корсакова центральное место занимает сюита „Шехеразада”, написанная в 1888 году. Это одно из лучших произведений русской классической музыки, посвященных теме Востока. В нем композитор почти не использовал подлинных народных мелодий, свободно воспроизводя общий колорит восточной музыки, ее типичные интонации, особенности ритма, передавая с помощью симфонического оркестра своеобразные тембры восточных инструментов.

Основой для программы произведения стала сборник арабских сказок „Тысяча и одна ночь”, однако музыка сюиты не является иллюстрацией к ней. Четыре части произведения не связаны между собой последовательным сюжетом. Каждая из них – это законченный эпизод, что рисует картины Востока. В каждой из частей, соединяя их, появляется тема мудрой рассказчицы Шехеразады. Составляя сюиту, композитор намеревался дать каждой из частей название, но впоследствии отказался от этого замысла, предоставив волю фантазии слушателей.

Во вступлении к первой части, которую предполагалось назвать „Море.Синдбадов корабль”, звучат две контрастные музыкальные темы. Жестокого, грозного султана Шахрияра характеризует тема, которую исполняют струнные и духовые инструменты в низком регистре.

Тема юной и прекрасной Шехеразады звучит у скрипки с аккомпанементом арфы.

Первая часть написана в сонатной форме. Главная партия – это образ бескрайнего моря, созданный композитором с исключительным мастерством.

В второй части  крайние разделы трехчастной формы представляют собой вариации на печальную и задумчивую тему.

Контрастный центральный эпизод вызывает в воображении картины ожесточенной битвы.

Третья часть („Царевич и царевна”) – это прекрасная лирическая сцена. Оповідальна тема Царевича спокойная и певучая.

Изящная и женственная тема Царевны напоминает грациозный восточный танец.

В четвертой части („Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”) картина безудержного веселья, постепенно приобретая тревожного характера, переходит в сцену страшной морской бури. В конце снова звучит волшебная и грустная тема Шехеразады, а затем в нижнем регистре возникает тема Шахрияра, покорена и мягкая. Музыка постепенно стихает, словно растворяясь в воздухе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называется язык когда пишешь русские слова английскими буквами
  • Как называется этот механизм напишите его устройство рулевое управление
  • Как называется школьная доска на которой пишут мелом
  • Как называется человек который хорошо пишет тексты
  • Как называется человек который театральные пьесы пишут