Как называют человека который пишет газеты

Человек который пишет статьи.

Первым делом договоримся о том, что хоть на фото к этой
статье и изображена сигарета, лежащая в пепельнице, человек который пишет
статьи курить не должен. Мало того, именно ему в силу его сидячего образа жизни
от сигарет лучше отказаться вообще, а побольше заниматься спортом, бегать, гулять
и просто подставлять себя лучам солнца.

Ну а кто он – человек который пишет статьи, это зависит от
того, для кого или для чего он пишет. Давайте рассмотрим всех, кто занимается
подобной работой.

Как называется
человек который пишет статьи
для газет и журналов? Такой человек
называется:

журналисТОМесли его статьи не просто публикуются
в газетах и журналах, но
и являются большими настолько, чтобы их можно было читать 10 и больше минут.
Именно журналисты пишут тексты на всю полосу (страницу) газеты или на несколько
разворотов (двойных страниц) журнала.
Репортер – он тоже может писать для
печатных СМИ. Но от журналиста его отличает то, что он работает не за столом. Его,
как это говорят сами журналисты, «кормят ноги». Такой человек ездит в горячие
точки, работает вместе с полиций, посещает различные мероприятия, и как можно
быстрее отправляет статьи обо всем, что увидел, в редакцию.

Автор заметок – этот человек который
пишет статьи является автором очень маленьких текстов. К примеру – небольшого кулинарного
рецепта, анекдота, поздравления или короткого прогноза погоды.

Но все эти названия профессий применимы и к тем, кто работает
в интернете и пишет для сайтов и новостных порталов. Только те, кто работает в Сети,
называют себя интернет-журналистами и интернет-репортерами.

Только это еще не все. Нам еще следует дать ответы вопрос, как
называется человек который пишет статьи для научных журналов и энциклопедий.
Такой человек называется УЧЕНЫМ. А
стати его являются чем-то наподобие учебников по химии или физики, и читать их
будут такие же ученые, как и он сам.

Есть такая профессия, как АНАЛИТИК – человек который пишет статьи аналитического характера. Он
читает тексты других журналистов и репортеров, пытается сделать какие-то
выводы, а затем и описывает их. Бывают экономические, политически и другие
аналитики.

Человек который пишет статьи это так же и ОБОЗРЕВАТЕЛЬ. Он тоже работает с чужими
материалами, чтобы кратко рассказать обо всем, что прочитал. Такой автор может
написать «Обзор ситуации на рынке мягких игрушек» или «Обзор фильмов о Гарри
Поттере».

Если вас интересует, как называется человек который пишет
статьи для сайтов, а затем продает их в интернете, то это или КОПИРАЙТЕР или РЕРАЙТЕР. Копирайтер, точно так же, как журналист, придумывает
статьи самостоятельно, потому и может поставить рядом с ними знак – © – знак
копирайта, которым заявляет свое авторское право на текст. А рерайтер берет
стать, написанную копирайтером, и переписывает ее своими словами. Согласно законам
Интернета воровством переписанная статья не является, а потому и наказывать за
подобную переделку текста рерайтера никто не будет.

Как еще называется человек который пишет статьи? Всех людей,
которых мы перечислили, можно назвать одним словом АВТОР. А автор, это любой человек, который создает некий продукт (в
нашем случае – статью) уникальный настолько, что он может поставить под ним
свою подпись.

Увы, но встречается очень много нечестных людей, которые
воруют чужие стати, делая вид, что они их написали. Тогда о таком «авторе»
говорят, что он такой человек который пишет статьи, просто копируя их. Как
некоторые копируют сочинения и рефераты, думая, что учитель не заметит подвоха.

Но самое интересное, что каждый из вас может сказать: человек
который пишет статьи это Я
. Дело
в том, что вы оказались на блоге, рассказывающем, как любой желающий
может начать зарабатывать (и зарабатывать хорошо) написанием статей. А как это
делается, читайте на страницах блога и в его рубриках.

Разберемся, чем занимаются digital-текстовики и есть ли смысл называть их по-разному.

Источник: unsplash.com. Автор: Judith Prins

Мир медиа постепенно переходят в онлайн. Союз предприятий печатной индустрии уже сообщил об ожидаемом в 2019 году снижении рабочих мест в этой сфере — на 15%. Зато на рынке появилось множество digital-текстовиков, умеющих писать для интернета: копирайтеры, коммерческие авторы, журналисты, редакторы. Задача у них одна — привести людей к тексту и заставить прочитать как можно больше.

Проблема в том, что человек не прочитает текст, если не найдет его. Не найдет, если интернет или друзья о нем не расскажут. А рассказывать никто не станет, если текст к этому не готов. Так что подготовить текст для читателя и поискового робота — вот главная задача любого текстовика.

Копирайтер

Изначально копирайтером был креативный специалист, создающий исключительно продающие тексты или рекламу — тексты для роликов и листовок, рекламные статьи, описания товаров, приглашения.

Затем появлялись биржи копирайтинга и копирайтеры стали писать о женском здоровье, модных трендах и автозапчастях для корпоративных сайтов и статейников. Специалисты правильно использовали ключи и инструменты SEO, часто писали по ТЗ и скрупулезно проверяли, удовлетворит ли текст поискового робота. Теперь в этом значении слово «копирайтер» носит немного отрицательный оттенок. Считается, что он берет просмотрами вместо глубины прочтения и количеством вместо качества — сказывается привычка платить копирайтеру за знаки.

Вакансия копирайтера в классическом понимании Источник: t.me

Интернет-пространство изменилось, а с ним изменились требования к контенту. Копирайтеры стали писать о своем опыте. Они научились инфостилю и используют понятный язык с примерами и без воды. Но им по-прежнему нужно отлично разбираться в SEO.

Как и шесть лет назад, копирайтер — человек, который пишет текст в интернете и знает, как привлечь к нему читателей.

Он выполняет главную задачу, чтобы текст прочитали — помогает легко найти его. Причем речь не только о текстовых факторах. Интересный текст будут репостить и шерить сами читатели.

Копирайтер — очень широкая профессия. Любой текстовик, который хочет, чтобы его текст читали, должен создать для читателя подходящие условия. Часто работа захватывает не только SEO, но и SMM, email-маркетинг и другие смежные специальности.

Вакансия многорукого копирайтера Источник: hh.ru

Журналист

Журналист пишет новости, делится своим мнением, транслирует слова и истории других людей. Он ничего не рекламирует, у него нет продукта и нет заказчика. Но журналист тоже публикуется на сайтах. Его материалы размещаются на странице с H1 и Title, отображаются в поисковой выдаче и конкурируют с другими текстами — оптимизированными, рекламными или продающими.

Тексты журналистов живут в том же интернет-пространстве, а значит должны подчиняться общим правилам.

Журналист сегодня понимает принципы SEO не хуже копирайтера. Если он хочет, чтобы текст прочитали, нужно привлечь не только читателя, но и поискового робота — грамотно сформулировать заголовок, подобрать ключи. На первый взгляд кажется, что журналистские жанры для SEO не подходят. Но ведь на индексацию влияют и другие факторы, а в хорошем интервью все равно есть структура и иллюстрации, текст стремится к уникальности и лаконичности.

Когда хочется всего понемногу Источник t.me

Новостная журналистика не исключение. Новость — ситуационная статья, где главным фактором успеха оказывается скорость. Но цель и средства те же, что у копирайтеров — привлечь трафик на сайт СМИ с помощью в том числе органического поиска. Новостные заметки при этом отлично вписываются в SEO-среду. Вот 5 вопросов, которые по принципу перевернутой пирамиды раскрывают любую новость — что? кто? где? когда? почему? Главная формула новости и ее заголовка сразу адаптируется под большинство событийных поисковых запросов.

Ни по целям, ни по средствам не получается выделить отдельную профессию интернет-журналиста. Она теряет идентичность и сливается с другими гонщиками за трафиком.

Если вы пишите новости, назовитесь лучше новостником Источник: t.me

Автор

Наверное, самое приятное имя текстовика. Оно вызывает ассоциации с великими авторами классических произведений и придает профессии статус. Слово намекает на созидание и уникальность, что ценится не только читателями, но и системами индексации.

Авторов обычно берут создавать контент в корпоративные блоги — в Т— Ж , Дело, Нетологию. Это опытные эксперты, которые знают, о чем говорят. Но гениальными творцами в интернете не быть — для авторского стиля установлены четкие границы. Например, меткий заголовок с тонкой метафорой перед публикацией редактор поправит на более прямой и информативный. Не потому что с текст с необычным заголовком не станут читать — его просто мало кто сможет найти. А значит, придет мало трафика, будет мало комментариев и репостов. Какая бы цель ни стояла перед автором, просто хорошего материала для интернета недостаточно. Граница с задачами копирайтера окончательно стирается.

Вакансия полезного автора Источник: t.me

Редактор

Редактор не стоит в одном ряду с другими пишущими текстовиками, но их все равно часто путают. В Школе редакторов учат не только копирайтингу, но и верстке, управлению, праву. Считается, что редактор — капитан корабля, который отвечает за контент в целом, но не всегда сам его создает. Еще он занимается редактурой — помогает авторам создавать хорошие тексты, правит не только язык, но структуру и подачу материала.

Часто под редакторами понимают тех же авторов, которые пишут в небольшой коммерческий блог и на других задачах заняты мало. В таком случае это те же копирайтеры. Но как только блог начнет расти, количество управленческих задач будет увеличиваться и статьи перейдут к копирайтерам.

Непонятно, почему ищут именно редактора, но звучит неплохо Источник: t.me

Что все это значит

Мир digital-профессий меняется настолько быстро, что язык за ним не успевает. Под новые функции подгоняют старые профессии, которые каждый работодатель трактует по-своему. Остается только опираться на главную задачу — создать текст, который читатель сможет найти и захочет прочитать.

А теперь в тезисах:

Копирайтер — любой, кто пишет тексты в интернете и понимает, как они попадают к читателю.

Интернет-журналист — копирайтер, работающий в онлайн-СМИ.

Автор — опытный копирайтер со знанием экспертной области, но чаще просто копирайтер.

Редактор — тот, кто управляет написанием текстов в интернете: задает направление для авторов, редактирует, пишет.

Получается, любой текстовик в интернете — копирайтер. Но не любой копирайтер — журналист, автор или редактор. Выбирайте сами, кем вы хотите работать и внимательно читайте вакансии.

Кто он – человек который пишет статьи?

Как называется человек который пишет статьит для газет и журналов? Такой человек называется:

ЖУРНАЛИСТОМ – если его статьи не простопубликуются в газетах и журналах, но и являются большими настолько, чтобы их можно было читать 10 и больше минут.

РЕПОРТЕР – он тоже может писать для печатных СМИ. Но от журналиста его отличает то, что он работает не за столом. Его, как это говорят сами журналисты, «кормят ноги». Такой человек ездит в горячие точки, работает вместе с полиций.

АВТОР ЗАМЕТОК – этот человек который пишет статьи является автором очень маленьких текстов. К примеру – небольшого кулинарного рецепта, анекдота, поздравления или короткого прогноза погоды.

Но все эти названия профессий применимы и к тем, кто работает в интернете и пишет для сайтов и новостных порталов. Только те, кто работает в Сети, называют себя интернет-журналистами и интернет-репортерами

Человек который пишет статьи это так же и ОБОЗРЕВАТЕЛЬ. Он тоже работает с чужими материалами, чтобы кратко рассказать обо всем, что прочитал. Такой автор может написать «Обзор ситуации на рынке мягких игрушек» или «Обзор фильмов о Гарри Поттере».

Если вас интересует, как называется человек который пишет статьи для сайтов, а затем продает их в интернете, то это или КОПИРАЙТЕР или РЕРАЙТЕР. Копирайтер, точно так же, как журналист, придумывает статьи самостоятельно, потому и может поставить рядом с ними знак – :copyright: – знак копирайта, которым заявляет свое авторское право на текст. А рерайтер берет стать, написанную копирайтером, и переписывает ее своими словами.

Но самое интересное, что каждый из вас может сказать: ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ ПИШЕТ СТАТЬИ ЭТО Я.

Четвертая власть и вторая древнейшая профессия, золотое перо и желтая пресса, свидетели истории и щелкопёры — это все про пишущую братию, журналистов.

Нет такого уголка человеческого бытия, куда бы ни ступала нога журналиста и куда бы он, простите, не сунул свой нос.

Так  кто же он — журналист? Каковы его задачи, навыки, принципы? Что за профессия такая и где ей обучаются? Об этом и сопутствующем — поговорим.

Чуть-чуть истории журналистики

«Четырех враждебно настроенных газет надо бояться больше, чем тысячи штыков». (Наполеон)

Четвертой властью журналистику титуловали не зря. Думается, что если бы к тому времени не были разобраны первые три — законодательная, исполнительная и судебная, то она могла бы побороться за призовое место.

На самом деле инструментом влияния на общество журналистика стала практически с момента своего появления. А момент этот произошел в нашей стране в 1703 году — тогда по указу Петра I появилась первая официальная газета «Ведомости».

история газеты

Печатная. До нее была рукописная — «Куранты», выпускалась в виде свитка и распространялась в узком кругу — царя Алексея Михайловича и его приближенных.

Петр I, умелый политик и талантливый стратег, стал издавать собственную газету в самое нужное время. Он лично участвовал в создании газеты. «Ведомости», по оценкам историков, создавались как раз для того, чтобы убедить общество в возможности победы в Северной войне.

В будущем газеты не раз выпускались с целью манипуляции общественным сознанием. Например, именно газеты сыграли ключевую роль в распространении революционных идей в период падения царского режима в России.

Во времена Советского Союза пресса прославляла и возвеличивала коммунистический строй. «Правда», «Известия», рупоры партии и советской власти, — были наиболее влиятельными. На многих предприятиях подписка на них была обязательной. При этом, конечно, выходили и более любимые читателями «Литературка», «Крокодил», «Советский экран», «Работница». «Вечёрка» с трепетом ожидалась и раскупалась в первые часы после появления в киосках. Для среднестатистической советской семьи было нормой выписывать регулярно несколько газет и журналов.

И хоть сегодня бумажная газета сдает свои позиции, современная жизнь немыслима без СМИ. По данным Роскомнадзора от 03.02. 2019 года, в российском реестре содержатся данные о 145 066 СМИ: государственных и частных, независимых и оппозиционных, откровенно «желтых» и скандальных, кровожадных и оккультных, развлекательных и религиозных. Они информируют, возмущают, радуют, удивляют, шокируют. И пишут статьи для этой вереницы разномастных изданий именно они — журналисты!

Страшно представить, что будет, исчезни враз с лица земли все газеты, журналы, теле- и радиовещание, интернет. Мир охватит паника.

Впрочем, о ней мы… не узнаем. Как не узнаем о месте падения очередного метеорита или о демонтаже Эйфелевой башни, допустим. Да и банально том, что завтра будет перекрыто движение по центральному проспекту нашего города, — тоже не узнаем. Потому что об этом нам никто не расскажет. Не напишет. Не покажет. Ибо будет — некому.

Эфир замолчит. Наступит коллапс. Изоляция. Пустота…

Пока не появится он:  «Журналист — человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» (Дейм Ребекка Уэст).

Чем занимается журналист

Профессия журналиста — одна из самых интересных и захватывающих. Она многогранна. Человек, владеющий ею, должен знать все обо всем. Быть в курсе всего происходящего в мире. На земле, в космосе, в океане.

Журналист  встречается с огромным количеством замечательных людей. Узнает массу поразительных фактов и историй. На него обрушиваются горы новостей. Он погружается в гущу событий. Ныряет в круговорот интриг. Путешествует. Изучает. Пробует. Рискует.

Главное, с чем работает журналист и что находится в сердцевине журналистики — это информация. Именно ее сбором, отбором, обработкой и распространением он занимается.

Поскольку невозможно знать все и одинаково хорошо разбираться в разных вещах, журналист выбирает свою тематику. Определяет направление своей деятельности. Ту сферу, которая его интересует, увлекает, захватывает. И которая, без преувеличения, становится его жизнью.

Такие разные типы журналистов

Политический журналист

Не только информирует, но раскрывает суть явлений, анализирует, показывает связь между ними. Поскольку интерес к политике в нашем обществе силен, то со временем и наработанным опытом политический обозреватель может стать весьма влиятельной фигурой. В первую очередь для своих читателей.  

Спортивный журналист

Мастерски лавирует в спортивном мире, будучи и болельщиком, и игроком, и аналитиком, и рассказчиком одновременно. Тут не заскучаешь. Это как экстремальный вид спорта. Всегда надо помнить, писал известный  спортивный комментатор Советского Союза Котэ Махарадзе, что смотрят репортаж и слушают тебя миллионы «ненормальных», готовых растерзать тебя, если скажешь что-нибудь не так или не то об их любимцах .

Культурный журналист

Кто-то решается выбрать стезю культурной журналистики. Решается — потому что эта сфера, увы, мало востребована, культура у нас коммерчески невыгодна. И еще потому, что тут надо непременно знать поле изнутри. Интересным материал будет только в том случае, если он изначально интересен самому журналисту. Чтобы зажечь, увлечь, надо самому гореть. Здесь сразу на ум приходит имя Михаила Казиника. Его авторскими музыкальными и искусствоведческими программами заслушиваешься так, что невозможно оторваться.

Социальный журналист

С головой уходит в социальные проблемы. Кстати, так называемая социальная журналистика появилась сравнительно недавно: в конце прошлого — начале этого века.

Ее можно назвать журналистикой с человеческим лицом. Когда в центре оказался отдельно взятый человек. Живой, со своими проблемами и  болью. Он показался — из тюрьмы, дома престарелых, ночлежки для бездомных, интерната для инвалидов, психиатрической лечебницы — и стал виден. О нём заговорили. О нём узнали.

Военный журналист (корреспондент)

Конечно же, героическая военная тема привлекает бесстрашных репортеров и спецкоров. Часто на передовую  отправляются обычные корреспонденты. Хотя, конечно, трудно назвать обычной ту завидную силу духа, храбрость, решимость, которой обладают эти «солдаты с камерой». Может ли добровольно пойти на фронт безоружным заурядный человек?

Вообще типов журналистики очень много, разделение и отнесение конкретной газеты или ТВ-программы к определенному типу бывает условным, обобщенным. Деловая, научная, экономическая, экологическая, религиозная, корпоративная, ресторанная. Журналистика фактов, журналистика мнений, трэвел-журналистика, гонзо-журналистика.

Кстати, последняя является ответвлением так называемой новой журналистики. Гонзо — с английского переводится как «рехнувшийся», «чокнутый».

«Чокнутая» журналистика

Термин «гонзо-журналист» появился еще в 60-е годы прошлого века, но активно стал использоваться только в последнее время.

Говорят, что американскому журналисту Хантеру Томпсону один из редакторов поручил написать статью про скачки. По одной версии, репортер отправился на скачки, по другой — не посещал мероприятие. Как бы то ни было, в своей статье он ни словом не упомянул лошадей, соревнования, даже не назвал имя победителя. Вместо этого описывал зрителей, которые приехали на скачки, по его мнению, только ради выпивки и веселья, а то и мошенничества.

Заметки Хантера были субъективными, жесткими. Но редактору  материал очень понравился — настолько ново и необычно было написанное. По нраву статья пришлась и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторской и чересчур смелой стилистикой текста. С тех пор Томпсона называют «королем гонзо».

Не его ли величеством был вдохновлен журналист немецкого Der Spiegel Клаас Релоциус, разоблаченный пару месяцев назад? К чести самого издания, оно опубликовало подробное расследование случившегося.

Клаас Релоциус сотрудничал с журналом 7 лет в качестве фрилансера (свободного работника). Последние полтора года числился в штате. И все эти годы он выдумывал репортажи и интервью. А опубликовано под его именем более 60 статей! За них Релоциус получил 9 немецких и 2 международных профессиональных премии! Его признавали журналистом года в Германии, а Forbes включил его в число 30 самых перспективных медиаперсон до 30 лет. Вот так разоблачение!

фрилансер журналист

(Похожая история — в фильме «Афера Стивена Гласса».)

Направлению гонзо-журналистики присуще повествование от первого лица. В статьях уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Часто автор уходит от первоначальной темы. Для живости используется юмор, издевки, бранная речь. Гонзо-журналистика — один из лучших методов пропаганды. Она полностью опровергает базовые принципы журналистки: правдивость, непредвзятость, аргументированность.

Журналистская этика

Журналистами и издателями много лет назад был разработан некий «кодекс чести». Он содержит свод правил, которых должен придерживаться всякий уважающий себя журналист. Юридически свод не оформлен. И правила эти обращены больше к совести человека, нежели к законности.

Каждый журналист, каждое издание имеет свободу выбора между этическим и неэтическим поступком, между нравственным и безнравственным поведением. Имеет свободу в принятии решения. И — несет за него ответственность.

Правил «кодекса чести журналиста» достаточно много. Но основные стоит назвать:

  • Правдивость информации. Ее объективности. Точности. Перефразируя известное изречение, можно определить как «Точность — вежливость журналиста».

Только факты. Только с ними работает журналист.

  • Любое заявление обязательно подкрепляется доказательствами. Критика чиновника, «выведение на чистую воду» мошенника, обличение медийной персоны  — не должны быть голословными, а обязательно подтверждаться фактами.
  • Информацию важно добывать честным путем. Нельзя прибегать к незаконным и недостойным способам для ее получения. Если собеседник отказывается дать информацию, нельзя давить на него. Если просит не указывать его имени или что-то рассказывает, предупредив, что это «не для печати», нужно прислушаться к его пожеланию.
  • Автор всегда отвечает за свои слова. Если журналист допустил ошибку, исказил факты, распространил непроверенную информацию и она оказалась ложью, он обязан исправить ситуацию. Написать опровержение. Принести извинения читателям и пострадавшей стороне.   
  • Профессия не может быть орудием для получения нужной информации. Журналист не имеет права использовать свою профессию как средство устрашения («Если вы мне не расскажете это, то я про вас в газете такое опубликую»). Это дискредитация и издания, и профессии.
  • Журналист должен уважать частную жизнь человека и не может вторгаться в нее без спроса.

«…Как слово наше отзовется»

Главный инструмент журналиста — слово. Но, оно, как известно, — меч обоюдоострый. Им можно как исцелить, так и погубить. СМИ могут манипулировать общественным мнением. Формировать ложное представление о действительности. Сеять зло.

хорошие новости

Рядом с честным журналистом порой оказывается человек, который в погоне за сенсацией не гнушается и грязными способами ее добычи. Кого красное словцо, собственное имя и гонорар заботят куда больше содержания и важности статьи.

Все чаще в последнее время СМИ уводят внимание людей от реальных проблем в обществе. Как будто нарочно, читателей, зрителей и слушателей окунают в пучину скандалов и интриг, криминальных историй и смакования личной жизни известных личностей. Так, в свое время скандал в Белом доме, связанный с обвинениями Билла Клинтона в любовной связи с Моникой Левински, был раздут до невероятных размеров американскими СМИ. Это привело к тому, что многие важные события прошли практически незаметно для общественности.

Кому-то это было на руку?

А у нас в ушедшем году бурные обсуждения развода Степаненко и Петросяна заслонили изменения в пенсионном законодательстве. СМИ выдвигали на передний план и со всех ракурсов показывали драки футболистов Мамаева и Кокорина. До бесконечности мусолили пресс-конференцию перед «боем века» между Хабибом Нурмагомедовым и Конором Макгрегором. Обсуждали скандальные клипы Киркорова.

И тем самым на задворки вытеснялись  экологические проблемы в Подмосковье и Челябинске, безрадостное положение в бесплатной медицине, введение налога для самозанятых. Даже в трагедии в кемеровской «Зимней вишни» умудрились сместить акценты с истинных причин беды на разговоры об Игоре Вострикове.   

Так забалтываются важные вопросы. Порой судьбоносные для страны решения принимаются чиновниками в те моменты, когда на головы людей из мусорной машины СМИ вываливается новостной шлак. Знаменательные события проходят практически незаметно для общественности. Под шумок прессы вводятся легкомысленные изменения и необдуманные меры, которые потом вредят простым людям. Их зачастую ставят уже перед фактом, и они не могут влиять на принятые решения.

Другая насущная проблема СМИ — переизбыток негатива. Новостной мусор  обильно сдабривается «жареным» и шокирующим. Много крови, много насилия, много боли потоком изливаются на головы наших соотечественников. Эта гремучая смесь забивает то хорошее, что, без сомнения, есть в жизни. Порой СМИ играют на самых низменных чувствах людей.

Тогда журналистика перестает отражать всю полноту картины мира. Она может способствовать появлению у людей упаднических настроений, уныния, депрессии. Ее деятельность становится вредной. Особенно уязвимой категорией является молодежь. Неокрепшая психика порой не выдерживает. И случаются беды. Большие беды, увы.

«Человек с молоточком», или Роль журналиста

Все настоящие журналисты понимают цели своей деятельности:

  • помнить, что журналистика — это служение
  • искать и давать достоверную информацию
  • находить ответы на насущные и важные вопросы в обществе
  • быть зеркалом общества, показывать его достоинства и пороки
  • развенчивать мифы и ложь
  • выполнять роль «ревизоров власти», заставляя ее работать на должном уровне
  • разоблачать и рассказывать о нарушениях, делая их достоянием общественности
  • помогать пострадавшим и нуждающимся
  • быть тем человеком с молоточком, по слову Чехова, который стоял бы «за дверью каждого довольного, счастливого человека … и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»
  • прививать жизненные ценности
  • трудиться для торжества правосудия
  • давать свой голос тем, кто его лишен, — униженным и обиженным
  • писать просто о сложном и увлекательно о скучном.

Если журналист стремится к достижению этих целей, он действительно находится на службе у общества. Он верен его гражданам. Он помогает им и трудится для их блага.

А значит, он должен обладать определенным набором качеств. Тех, которые позволяют ему быть служителем. Быть журналистом. Какие-то из них врожденные, природные. Иные приобретаются уже в процессе. В редакционной круговерти. В спорах с редактором. Через проверку «на вшивость». С опытом — «сыном ошибок трудных».  

Качества хорошего журналиста

Конечно, со стороны кажется, что первым делом он должен быть пишущим человеком, который умеет связно рассказывать. Но на самом деле литературные способности не главное.

Не менее, а то и более важны иные свойства характера:

  • Наблюдательность, внимание. «Нюх как у собаки, а глаз как у орла». Позволяет замечать новое, важное, выхватывать острым глазом то, что проходит мимо взгляда обывателя. Делать это темой материала. Видеть по реакции собеседника перемены в его настроении, откликаться на них и перестраиваться по ходу.
  • Умение ясно выражать свои мысли. Интересно описать скучную тему.

Доходчивая, простая и четкая речь может привлечь внимание к насущным и важным вопросам. Тогда текст будет читаться и слушаться, а не пропускаться мимо ушей и не пролистываться в поисках другой информации.

  • Неравнодушие, эмпатия, чуткость, способность сопереживать. Это позволяет делать все от тебя зависящее для улучшения жизни соотечественников. Только в этом случае другой человек будет тебе интересен и только в этом случае возможно текстом, словом помочь ему.
  • Способность анализировать события, поступки свои и других людей. Мало раздобыть факты, нужно разобраться в них, проследить причины и следствия, оценить результаты. Уметь анализировать сказанное собеседником, следовать за его мыслью, делать выводы. Видеть свои ошибки, косяки, уметь перестраиваться.
  • Умение смотреть на вещи с разных ракурсов, открытость к новому, любознательность. Позволяет быть объективным, не навязывать свою точку зрения читателю. Журналист должен самообразовываться в русле своей тематики, следить за веяниями, настроениями.
  • Широкий кругозор, любовь к чтению. Знать историю вопроса, ориентироваться в теме, все время развиваться. Читать, оттачивая слог, узнавая новое.
  • Умение выполнять работу оперативно и укладываться в дедлайн. Журналист должен выдавать новости, а не «старости». «Дорога ложка к обеду». Он не может задерживать номер, выпуск. От него зависит работа всего издания.
  • Общительность, обаяние, чувство юмора. Помогает найти общий язык с собеседником, разрядить обстановку, уметь договориться, убедить, расположить.
  • Умение работать в команде. Думать о коллегах, мыслить о себе как о составной части единого организма. Чувство локтя. Готовность подхватить, заменить, подставить плечо. Не подвести товарища и весь коллектив.
  • Инициативность, сообразительность. Находить выход из щекотливых ситуаций. Вовремя среагировать и повести разговор в другом русле. Не ждать, когда позовут осветить событие, самому искать и находить темы, предлагать идеи. При форс-мажорных ситуациях уметь быстро перекроить макет и заполнить другими материалами.
  • Уметь концентрироваться, работоспособность и трудолюбие. Когда сроки поджимают, уметь вычленить главное, остальное отодвинув в сторону. Отказаться от несущественного. Собраться и работать только на результат. Возможно, без сна. Возможно, в полевых условиях. Но «если знаешь зачем, то выдержишь любое как».
  • Выносливость, стрессоустойчивость.
  • Неуспокоенность, решимость, чувство справедливости. Особенно нужно репортерам. Учиться проходить через препоны, если на кону жизнь и здоровье человека, особенно того, кто обратился за помощью, кто беззащитен. Злоупотребления и махинации могут быть предотвращены из-за страха чиновников или политиков попасть на страницы газет или телеэкраны.

Зачастую от личных качеств журналиста и его принципов зависит интерпретация события, тот эффект, который достигается статьей.

«Сладкая каторга» (М. Горький)

«Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете» (В. Трошин «Песня журналистов»)

Сначала журналист ищет что рассказать. А потом — как рассказать. И порой действительно — изводит, по Маяковскому, «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Потому что слово не может быть пустым. В нём — сила. Оно должно быть наполненным. Рассказывать. Звать. Предостерегать. Давать надежду. Помогать. Утешать. А такое — пойди сыщи.

Где бы ни находился журналист, его ум не свободен. В дороге и в тиши кабинета, дома и в гостях, днем и ночью он думает об очередной статье. Выстраивает фразы. Ищет акценты. Подбирает нужные слова.

Он идет к читателю через страх чистого листа. Через муки первого абзаца. Через сомнения и недовольство, переписывания и вычеркивания.

Работа над интервью: от идеи до печати

Непосвященный человек, читая очередное интервью, и не догадывается, что ему предшествовало. Он понятия не имеет, какой путь прошел корреспондент к опубликованному первому слову своего материала. Рассказать?

Сначала журналист должен определиться, с кем и о чём говорить. Накидать вопросов в блокнот. Желательно, интересных, не банальных. Потом найти нужный номер телефона. Причем чем известнее потенциальный собеседник, тем сложнее найти заветные цифры. Всем абонентам телефонного путешествия нужно объяснить, с какой целью разыскивается номер героя. Терпеливо, вежливо, лаконично.

Наконец, если не сорвалось, дозвониться. Договориться. Потом сделать контрольный звонок и подтвердить-таки встречу. Или узнать обо ее отмене.

Если удача улыбнулась, то, приехав, постараться разговорить собеседника, расположить его, вытянуть из него хоть что-то не документально-официальное и не шаблонно-типичное. Причем, как правило, уложиться в очень ограниченное время, которого у героя обычно в обрез.

Снять с диктофона все наговоренное, сделав его написанным. Это часы механической работы. Пишешь все подряд, не пропуская, чтобы с водой не выплеснуть и ребенка.

И только потом из многостраничного бессвязного нечто слепить удобоваримый и интересный текст.

Отправить его герою на согласование. Набраться терпения в ожидании. Получив наконец поправленный им материал, не расплакаться, взять себя в руки и попробовать деликатно, но в то же время убедительно донести интервьюируемому, что он вычеркнул самое интересное, живое. Опять подредактировать и снова отправить на вычитку и согласование, приготовившись увидеть свой текст кастрированным, сухим и неинтересным. Дождаться-таки «обратки», снова позвонить, поправить, отправить…

Найти-таки компромисс и остановиться в перекраивании материала, пока герой не «зарезал» вообще весь текст. Потом сократить интервью, потому что «газета не безразмерная же».

Потом звонить герою или его секретарю с просьбой ускориться и выслать окончательный вариант побыстрее, потому что сдача номера в печать уже завтра, хотя планировался материал быть опубликованным еще на прошлой неделе…

В довершение еще можно узнать от главреда, что интервью не пойдет. Причин и вариантов — масса.

И это только одно рядовое интервью в рядовой газете.

Аккредитация журналиста

Каждый день журналиста непредсказуем. Он всегда в поиске — темы, события, героя, места. Сенсация может поджидать прямо вот за этим поворотом. Поэтому готовность №1 — днем и ночью. Иметь нюх на новости. Сорваться с места на задание по звонку. Переключиться с одной работы на другую. Написать репортаж на коленке в любой момент в любом месте.  Это все про журналиста.

пресса

Выехать на место события — это не просто присутствовать. Это и задавать вопросы участникам события. Иногда неудобные. Иногда провокационные. Не всем это нравится. Журналисты, эти «кроты» и «ищейки», могут раздражать. Они подчас мешают, лезут не в свое дело.

И все же в них заинтересованы, с ними считаются. Им доверяют — то есть аккредитуют. По закону «О СМИ», чтобы освещать какое-то мероприятие или событие, редакция имеет право подать заявку в организацию на аккредитацию при ней своих журналистов. Например, аккредитацию на мероприятия, возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, осуществляется пресс-службой Патриарха. А аккредитация представителей теле- и радиокомпаний на Олимпийские игры 2020 года в Токио проводится Международным олимпийским комитетом.

Аккредитация обеспечивает открытость, создает необходимые условия для профессиональной деятельности журналистов. Они приобретают дополнительные права, которые облегчают их работу. Например: заранее получают информацию о предстоящих заседаниях, совещаниях; присутствуют на них; получают официальные документы, стенограммы заседаний, тексты заявлений, пресс-релизы; посещают пресс-конференции, брифинги. Они имеют специальный пропуск, открывающий многие двери.

Еще есть такое понятие, как журналистский пул. И аккредитация — инструмент его формирования. Пул — это группа аккредитованных журналистов, которая освещает определенное событие или деятельность конкретной организации. В него входят журналисты разных изданий. Пул может быть совершенно небольшим, а может включать в себя несколько сотен журналистов.

Например, кремлевский пул — это журналисты, которые освещают деятельность президента России, его поездки и визиты. Есть пул МЧС России, судебный пул. Чем круче пул, тем престижнее и почетнее работа в нем. Кандидатуры журналистов, само собой, проходят проверку. Они должны быть «чистыми». Это очень тяжелая и стрессовая работа. Не все выдерживают.

Ступени карьеры журналиста

Конечно, до президентского пула надо дорасти. Начинается же карьера журналиста, как правило, с внештатного корреспондента. Дальше нужно нарабатывать, написывать, увеличивать объемы. Радость впервые увидеть напечатанной заметку со своей подписью внизу непередаваема. Ее хочется испытывать еще и еще.

И вот однажды ты ставишь свою фамилию уже не внизу под текстом, а в его начале. Это —  статуснее, круче, ступенька вверх. Это уже может быть путем к узнаваемости имени. Всем работникам пера знакомо выражение: сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. Фамилии многих журналистов — сами по себе бренд.

Дальше идет получение собственной темы, рубрики, страницы. На радио и ТВ это авторская передача. Великим достижением для любого журналиста считается профессия редактора. Сначала — редактора отдела. Потом — выпускающего редактора. И в итоге — как пик карьеры — главным редактором.

Что делает редактор

В советское время, когда издание книг, журналов и газет было массовым, редактор был по сути цензором. Он проверял тексты и вносил изменения по причинам идеологического характера. Он формировал политику редакции. По милости редакторов были «зарезаны» и не увидели свет многие романы, повести, статьи.

Сегодня редактор — это мастер на все руки. Он «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Он редактирует все тексты, идущие в печать — а значит, он сам должен хорошо писать и чувствовать слово.

Работает с авторами: предлагает способы улучшить текст, исправляет стилистические и фактологические ошибки. А значит, он должен «видеть» и понимать текст,  быть эрудированным и иметь аналитические способности.

Общается со множеством авторов, разных, порой капризных и обидчивых. А значит, он должен уметь ставить себя на место автора, быть им, чтобы находить подход к каждому.

Отказывает в публикации, указывает на ошибки. А значит, он должен быть корректным, искать компромиссы и уметь обосновывать отказы при отклонении текста.

Обсуждает макет издания совместно с художественным и техническим редакторами. ▬ А значит, он должен видеть шире, быть креативным, представлять, как можно “оживить« материал при помощи верстки и иллюстраций.

Организует и контролирует рабочий процесс, распределяет обязанности в команде. ▬ А значит, должен иметь организаторские способности.

Вычитывает сигнальные экземпляры и подписывает макеты в печать. ▬ А значит, должен быть ответственным, пунктуальным, грамотным.

Работа редактора — это успех и победа для любого журналиста. Стать главным редактором — уже вершина.

Крутой перспективой можно назвать открытие собственного дела. Это может быть печатное издание, информационный сайт, телепроект. Примером сюда просто изо всех сил просится самый популярный и мощный проект сегодня — «вДудь».

Как стать журналистом

Только когда вы пишете, нарабатываете опыт, набиваете и расписываете руку. Оттачиваете слог. Ваш глаз учится видеть интересное в обыденном. Ухо выхватывает из потока информации ключевые фразы. Ум ищет новые пути в освещении привычных тем.

И, как ни крути, только на практике человек становится журналистом. Это прикладная профессия, как шофер, художник, врач, танцовщик. Чем больше ездишь, рисуешь, лечишь, танцуешь, тем лучше получается. Журналистика — одна из редких профессий, которую познают не в студенческой аудитории.

Хотя, конечно, принято считать, что тут нужно профильное образование. Но и туда обычно поступают уже пишущие люди. У кого уже случилась любовь с журналистикой.

К окончанию школы у будущего студента журфака должна быть пачка публикаций. Ну, хорошо, не пачка. Но пять — как минимум (публикации, тексты сценариев и программ, которые вышли в свет). Необходима рекомендация редакции или издательства, где человек печатался. И — характеристика. Все это подается вместе с документами в приемную комиссию вуза.

Кроме экзаменов по общеобразовательным предметам в виде ЕГЭ в России и ЦТ в Беларуси, нужно пройти еще творческий конкурс. Это дополнительное испытание проводится в два тура. На первом пишется сочинение в форме эссе на заданную тему. На втором проводится творческое собеседование в свободном стиле.

Факультет журналистики есть практически в каждом гуманитарном вузе страны.

Где учат журналистов: ведущие вузы

вузы журналистики

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина
  • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД
  • Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
  • Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
  • Российский университет дружбы народов
  • Санкт-Петербургский госуниверситет
  • Международная академия бизнеса и управления
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  • Национальный  исследовательский Томский государственный университет
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Южный федеральный университет
  • Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина.

Всего в России 153 вуза со специальностью «Журналистика», она занимает третье место в рейтинге специальностей.

В Беларуси сегодня, говорят, существует тенденция к сокращению программ подготовки таких специалистов. Поэтому только три вуза готовят журналистов:

  • Институт журналистики Белорусского государственного университета
  • Брестский госуниверситет имени А. С. Пушкина
  • Гродненский госуниверситет имени Я. Купалы.

И все же профессия эта — скорее призвание, чем полученная в вузе специальность. Она магнитом притягивает к себе человека с театральных подмостков и от учительской доски, из научно-исследовательских институтов и химической лаборатории. Притягивает, чтобы уже не отпустить.

По данным Союза журналистов России, только треть журналистов в нашей стране имеют высшее журналистское образование.

Истории известно много случаев, когда успешными и известными журналистами становились люди совсем других профессий. Например Владимир Познер учился на биолого-почвенном факультете МГУ. Владимир Соловьев окончил Московский институт стали и сплавов. Известный репортер Ирада Зейналова должна была работать инженером-технологом по металлам и сплавам. Писатель и публицист Александр Проханов окончил Московский авиационный институт, работал два года инженером, два годы был лесником в Карелии, водил экскурсии в Хибины и участвовал в раскопках в Туве. А советский спортивный комментатор Николай Озеров, чьи изречения пошли в народ, был известен даже далеким от спорта людям. Заслуженный мастер спорта,  24-кратный чемпион СССР по теннису, народный артист России, он тоже не был журналистом.

Причем, многие из этих людей не раз говорили о том, как помогло им в работе журналиста основное образование. Например, Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», имеет педагогическое-историческое образование, заканчивал Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Говорит: «Умению брать интервью меня научила работа в школе, моя первая профессия. Как ты ученика вытягиваешь с двойки на тройку, так и у интервьюируемого пытаешься вытянуть что-то, что он знает, но не говорит».

Как я хотела получить журналистское образование, да не вышло

Я любила писать всегда. После школы хотела поступать на журналистику. Не вышло. Пошла работать в газету курьером: стаж заработаю, думала я (тогда у стажистов был другой проходной балл, ниже, чем у остальных абитуриентов), и публикации поднакоплю. Но на будущий год тоже не поступила: погулять оказалось в приоритете.

А вот через два года, когда, собственно, уже и можно было считаться стажистом, готовилась изо всех сил. Но к моменту подачи документов в университет главный редактор газеты, мой начальник, решил вдруг, что рановато мне, надо бы еще годик поработать, побегать на посылках. В общем, не дал согласия.

О-о-о, как я была обижена, обескуражена, возмущена. Ревела днями от несправедливости и отчаяния: да как они смеют распоряжаться годами моей жизни!

Рекомендацию мне дали в другой газете, ладно. А вот характеристику нужно было брать только с места работы. Понятно дело, что мне ее не давали. Я психанула и решила уволиться. Написала заявление. Мне в ответ: как только найдешь замену себе, так сразу и свободна. Угу, ладно. А где ее искать-то, замену? Да и характеристики ж нет…

И вот однажды произошел его величество случай. Захожу в свой кабинет, а на моем столе кто-то из начальства забыл печать. Ого! Да это ж!..

Мысли завертелись в голове молниеносно. Лихорадочно соображая и боясь, что кто-то сейчас спохватится и вернется за забытой печатью, я схватила чистый бланк и шлепнула ею в самом низу. Ну кто бы отказался от такой удачи, думала я, когда она прямо сама в руки приплыла.

Никаких особых заслуг я себе не придумывала, не наглела, зачем же. Просто перепечатала прошлогоднюю характеристику — слово в слово — и да, подделала подпись главреда.

И тут события завертелись. Нашлась девчонка, которая согласилась сыграть роль ищущей работу курьера в нашей многотиражке. Ее приняли. Меня уволили. Ура! И я помчалась в другой город в университет подавать документы.

Творческий конкурс я прошла на отлично. Первый экзамен – сочинение – написала тоже на отлично. И вот настал день сдачи литературы.

Абитуриенты, невыспавшиеся, волнующиеся, последний раз пытаются уразуметь характеристику Василия Теркина и запомнить, почему Чацкий один в поле воин.

А мне с утра как-то нехорошо. Какое-то предчувствие мучает. Пытаюсь разобраться, что к чему. Напрасно. Что-то меня ждет. Что? Нехорошее что-то…

И тут в толпе слышу свою фамилию. Отрываюсь от конспекта и на ватных ногах подхожу к источнику голоса.

— Я Евсеева.

— Вас в деканате ждут.

Боже мой! Как же я испугалась! Рыльце-то в пушку, да. Последовала за секретарем. Смутно догадываясь, что литературу мне сдавать сегодня не суждено.

Не помню, как и что конкретно мне говорили в том деканате. Только обрывки фраз: «подделка документов», «заявление в милицию», «забирайте документы, это лучшее, что мы можем вам предложить». Я забрала.

Потом узнала, что, когда моя протеже не вышла на работу курьером в назначенный день, руководство газеты заподозрило что-то неладное. Какими-то одним им ведомыми путями они узнали, что я поехала-таки поступать в университет. Снарядили спецкора и отправили его вслед за мной.

Он приехал в деканат:

— Евсеева числится у вас среди абитуриентов?

— Числится.

— А мы ей никакой характеристики не давали…

Разоблачитель сделал свое дело. И уехал.

Уливаясь слезами, уехала и я. Сидя в поезде, прощалась с журфаком. Но не с мечтой.

Я поступила на другой год с другой фамилией на другой факультет — филологический. Я так и не получила образование журналиста. Но я стала им.

Учеба на филфаке дала мне очень многое. Я поняла, что я действительно фило-лог — люблю слово. Я погрузилась в живой мир слова. Его красоты, гибкости. Его силы. Я смогла еще больше узнать и оценить это основное орудие журналиста. Развить его.

Много лет я работаю со словом. В газетах и журналах. Начинала корреспондентом. Филологическое образование позволило быть и корректором, и редактором. Последние 15 лет работаю выпускающим редактором. Авторская программа на радио и шеф-редакторство тоже есть в моем багаже.

Пишу и публикую рассказы. Написала небольшую книжку. «Его зовут Борис» называется. Она, кстати, стала некоторым испытанием для меня как пишущего человека. Ее герой — реальный человек. Алкоголик, 30 лет пивший, а теперь уже больше 20 лет живущий трезвой жизнью. Книжка оказалась весьма популярной в определенной кругах. Популярен и ее герой. Но не я.

Вот этот период моей жизни оказался труден. Я недоумевала и обижалась: «Почему все говорят о нем, восхищаются им? И никто не говорит ни слова об авторе?!»  

Утешением и наградой стали для меня слова знающего человека о том, что это мастерство — когда автор текста не виден. Он не выпячивается, не красуется, не развешивает ажурные кружева словес. Он как прожектором высвечивает героя, а сам уходит в тень. Нет его. И это — правильно.

Не так давно в сети увидела объявление, где требуется автор статей для интернет-проекта. Уже обрадовавшись, я стала читать внимательнее и наткнулась на «капслоковый» шлагбаум: «Вакансия НЕ подходит для журналистов, которые писали статьи только для печатных газет, журналов, книг». То есть она не подходит для меня. Вернее — я для нее.

Но я захотела подходить. Поэтому отправилась в Школу копимаркетинга Сергея Трубадура. Для начала поучаствовала в бесплатной игре-тренинге «Статейный автор: начало», предлагаемой Школой (кстати, на нее вы можете записаться прямо под этой статьей). Оказалось не только интересно, но и познавательно.

Я поняла, что  к авторам статей в интернете предъявляются совсем иные требования, нежели к журналисту. Даже не иные. А дополнительные. Одного журналистского опыта недостаточно. Хотя его наличие, конечно, может стать хорошей базой при освоении новой профессии.

Журналист или «копирайтер» (веб-райтер)

журналист или веб-райтер

Веб-райтинг — это работа со статьями и другими информационными текстами в интернете (часто неверно его называют «копирайтингом»), разновидность фриланса.

Так чем отличается журналист от веб-райтера? Попыталась оформить эти отличия в виде таблицы. Хотя наверняка это лишь их часть.

Журналист Веб-райтер
Журналист состоит в штате редакции. Там оформлена его трудовая книжка. Он должен придерживаться редакционной политики, считаться с начальством, хозяином издания. Он ходит на работу в офис, получает ежемесячную зарплату, оформляет больничные листы и т.д. Веб-райтер — как правило, фрилансер (свободный работник). Он трудится вне штата компаний. Это как бы его частная практика. Он сам находит клиентов (заказчиков), выполняет работу и получает за это деньги
Журналист может писать пространно, стараясь донести мысль до читателя Журналисту позволительно “налить воды« в своих статьях: отклоняться от темы, расписывать одну мысль на несколько абзацев и т.д. Веб-райтер вынужден экономить время читателя. Если он не сумеет зацепить внимание текстом, а начнет растекаться мысью по древу, то он потерял читателя. Для автора “вода« абсолютно недопустима: все должно быть лаконично, по существу вопроса.
Журналист может писать на те темы, на которых специализируется (политическая, социальная, культурная, спортивная). Чем глубже он разбирается в своей тематике, тем он дороже как специалист. Веб-райтер должен уметь работать с любой темой, даже с абсолютно не знакомой. Он должен быстро находить в интернете соответствующую информацию и писать на его основе текст, нужный заказчику.
Журналист может потратить несколько дней на сбор, обработку информации и уже после приступить к написанию текста. У веб-райтера нет этого времени. Он должен за короткие сроки перелопатить огромный объем информации и выдать на-гора готовый материал.
Каждый журналист вырабатывает свой стиль. Его язык становится узнаваем. В зависимости от жанра публикации (заметка, аналитическая статья, интервью, эссе) он может менять речь, делать ее более живой, используя эпитеты, самобытные элементы, украшающие речь. Чем колоритнее речь журналиста, чем ярче образы, тем выше оценивается работа и профессионализм журналиста. Веб-райтер обязан писать в разных стилях. Его интерес сконцентрирован на потребностях заказчика. Он обязан четко придерживаться ТЗ. Его язык должен быть максимально простым, ясным и доступным. Художественные украшения — это, как правило, излишества.
Журналист, чтобы написать статью, выезжает на место события, берет интервью у участников, расспрашивает очевидцев, интересуется мнением случайных людей и т.д. Он автор. Для веб-райтера основным источником информации служит интернет: там он способен быстро найти все, что ему необходимо для выполнения работы. Хотя работа с экспертами ценится дороже, как и экспертность самого автора.
Журналист стремится донести информацию до аудитории, предоставив ей возможность делать выводы самостоятельно. Задача веб-райтера — сформировать нужные выводы у аудитории, подтолкнуть ее к действиям (чаще, чем наоборот).
После того, как журналист написал материал, его всегда вычитывает корректор на предмет грамотности и редактор (стилистика и фактические данные). Все неточности, логические нестыковки и ошибки будут исправлены. Веб-райтер сам должен все проверить. С помощью программ на отсутствие ошибок, водянистость, «тошноту», антиплагиат (уникальность), информативность и удобство чтения.
Журналист всегда подписывает свои публикации собственным именем или псевдонимом. Статьи веб-райтера нередко безличны, публикуются анонимно.
Журналист выбирает для своей статьи яркий заголовок, призывающий к чтению. Он может быть не очевидным и не раскрывать содержание текста. Веб-райтер постарается грамотно включить в заголовок статьи нужный поисковый запрос, он должен отражать содержание текста.
Журналист пишет сплошным потоком. Его статья может быть огромным кирпичом на разворот. Веб-райтер пишет небольшими абзацами (по 4-5 предложений). Много воздуха в тексте. Он разбивается на блоки и разделы, может иметь подразделы. Отдельно оформленные вставки, врезки. Тексту, как правило, предшествует план, т.е. читатель сразу видит, что ему предлагают прочесть.
СЕО-оптимизация текста.
Журналисты в
большинстве своем даже не знают, что это такое.
Веб-райтер должен вставить в свои тексты, а нередко и подобрать нужные ключевые слова и выражения.

Кстати…

Сергей Трубадур тоже начинал с журналистики.  Сегодня он известный мастер продающих текстов, руководитель Школы контент-маркетинга, владелец собственного агентства веб-копирайтинга.

чем занимается журналист

Пользуясь своим студенческим положением, я задала Сергею пару вопросов.

сергей трубадурВ одном интервью вы говорили, что плавно двигались от одной профессии к другой. От журналиста – к веб-райтеру, от него – к копирайтеру. Интересен ваш первый переход – к веб-райтеру, его сложности. С чем было особенно трудно? И был ли второй переход – к копирайтингу уже легче? Или, может, еще сложнее?

— Переход к веб-райтингу был как раз легким. Это как журналистика, но проще: я уже умел писать, и при этом мне не нужно в обязательном порядке работать с экспертами и другими живыми источниками информации (это делают только продвинутые авторы-фрилансеры, считай конкурентное преимущество).

Сложность была только в оптимизации статей. Я как раз застал время жесткого SEO, когда в один текст надо было вставить 10 ключей по 10 повторений в прямой форме, даже с ошибками. Но не все заказчики этого требовали.

Перейти же к продающим текстам было сложнее: информации по ним практически не было, работа над продажниками принципиально отличается. Ушел не один месяц, пока переучился. Сейчас научиться настоящему копирайтингу гораздо легче.

Еще вы говорили, что предпочитаете жить здесь и сейчас, не забираясь мыслями далеко в будущее. Вы до сих пор придерживаетесь этих взглядов или что-то поменялось? Разве не «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»? Стоит ли мне, например, как журналисту ставить перед собой цель стать копирайтером? (просто я пока еще к веб-райтеру с трудом продираюсь)) Если честно, мне страшно так думать. Практика малых шагов тут, пожалуй, более приемлема для меня. Но ведь шаги могут быть настолько малыми, что рискуешь ими топтаться на месте годами, и так ничего и не достичь. Что скажете, посоветуете таким, как я, студентам вашей Школы?

— Веб-райтеру не обязательно становиться чистым копирайтером. И даже уже не всегда нужно изучать продающие тексты (но всё-таки я рекомендую это делать).

Будущее за контент-маркетингом, где объединяются статьи и продающие тексты в рамках единой системы.

Но я всё-таки рекомендую новичку планировать свой успех по чуть-чуть. Поставили цель — обучились — закрепили на практике — растем дальше. Так будет более естественно.


Этими словами Трубадура, пожалуй, и закончу свой лонгрид-серенаду, воспевающую журналистику. Хотя куплеты можно еще сочинять и сочинять.

И, слушайте, пока писала, еще больше влюбилась в профессию. Если захотелось и вам научиться писать, приходите в Школу!

  • выбирайте «Кузницу бизнес-авторов», если хотите освоить 6 ключевых статейных форматов
  • или «Цех копимаркетологов», если хотите работать с продающими текстами, прототипами лендингов и целыми автоворонками.

Ну а полные новички могут присмотреться к профессии, начав с бесплатного «Свободного курса». 

The following two tabs change content below.

  • Об авторе статьи
  • Последние материалы

Гелия Харитонова

Много лет я работаю со словом. Люблю его — живое, образное. Таким и пишу — просто, ясно, эмоционально. Филологическое образование позволяет быть и корректором, и редактором. Бумажные газеты и журналы — пройденный этап. Web-пространство, встречай!

Гелия Харитонова

Читать: 3 мин.

Чем занимается журналист? Чем отличается хороший журналист? Что угрожает журналистике и стоит ли ее выбирать сегодняшним выпускникам?

Интригует, не правда ли? Неужели журналисты станут невостребованными? И как быть, если все-таки чувствуешь призвание к журналистике? Поговорим о требованиях к профессии журналиста, смежных профессиях, уровне зарплат и востребованности журналистов сегодня.

Профессия журналиста

Журналист — это человек, который создает новости. Журналисты формируют информационное поле, в котором мы с вами живем: слушаем утренние шоу по радио, днём читаем статьи и смотрим видеоролики в смартфоне, а вечером смотрим новостные передачи по телевизору.

Благодаря работе журналиста мы узнаем информацию за пределами своего круга общения – какой прогноз погоды на завтра, стоит ли покупать новый гаджет, что происходит в горячих точках планеты, кто стал президентом в нашей или соседней стране. Поэтому, определенно, без труда журналиста в мире наступила бы великая тишина и всеобщее незнание.

Журналистика как профессия известна с древности. И отношение к ней в обществе до сих пор очень неоднозначное. С одной стороны, свободная пресса обличает проблемы общества. «Журналист — это чистильщик улиц, работающий пером», — говорил Наполеон. «Я глубоко убежден, что, если вашей целью является изменение мира, журналистика — это самое действенное и быстрое оружие для этого», — считал Том Споппард, британский драматург. А с другой стороны, пресса никогда не бывает абсолютно свободна. Если не говорить о прямой цензуре, то все равно издания и тв-каналы не могут остаться независимыми. На них влияет мнение заказчика, который финансирует СМИ, или мнение выпускающего редактора, который формирует выпуск. «Авторы газетных колонок — это несостоявшиеся торговцы мелким галантерейным товаром. Родители вынудили их заняться более интеллигентной профессией, но врожденный талант все-таки пробивает себе дорогу», — саркастически говорит Карл Краус (австрийский писатель и публицист).

Какие бывают журналисты и что они делают

Журналист — это общее название для десятков различных профессий. Для создания новостей в журналах и на телевидении работает целая команда:

    Корреспондент/репортер работает на передовой: собирает сведения, берет интервью, получает и обрабатывает первичную информацию.
    Обозреватель/аналитик создаёт и готовит к выпуску обзоры, статьи, расследования, комментарии, аналитические интервью и т.д.
    Корректор — технический специалист, который устраняет ошибки в текстах.
    Редактор / главный редактор / выпускающий редактор — специалист, который отвечает за общую концепцию выпуска.
    Телерадиоведущий — представляет новости и ведет передачи в эфире.

При выпуске новостей журналистам не обойтись без представителей других творческих профессий: фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик, оператор, звукорежиссер.

Журналист может специализироваться на определенном жанре — на информационной, аналитической или творческой журналистике. А может работать в конкретной теме: политика, экономика и бизнес, спорт, глянец (мода и стиль), наука и техника. Чтобы представить разнообразие тематик, вспомните, что многие российские компании выпускают свои корпоративные газеты и журналы. Поэтому можно писать о еде, путешествиях или новинках кино, а можно о нефтяниках, кредитовании, производстве бумаги или грузовиков.

Что угрожает журналистике

Как вы понимаете, ей грозит далеко не роботизация, потому что написать хороший, вызывающий эмоции текст для человека может только человек. На традиционную печатную журналистику наступает интернет и социальные сети. Пост очевидца событий в Instagram, а не статья в газете расскажет читателю о наводнении или флешмобе. Репортеры все меньше ездят в командировки, потому что можно просто посмотреть прямую трансляцию на youtube, которую ведут очевидцы происшествия. Популярные люди могут рассказывать о себе не только в интервью телеканалу, но и просто в своем Instagram. Журналист оказывается только посредником в передаче информации.

Теперь практически каждый человек может стать журналистом в своих социальных сетях. Поэтому самой свободной прессой стали личные блоги, которым читатели доверяют больше, чем авторитетному традиционному изданию. 

Что делать профессиональным журналистам в такой обстановке? Меняться и идти в ногу со временем. Вести свои блоги, только лучше и эмоциональнее, чем это делают непрофессиональные авторы. При этом оставаться честным и непредвзятым. Видео и публикации современных онлайн-СМИ профессионалы называют модным словом «контент». Так вот, профессиональный журналист может создавать самый качественный контент, и люди к нему потянутся. 

Неудивительно, что человек, с любовью относящийся к делу, всегда найдет возможность для самореализации. Стив Уотсон — журналист, публицист, который создавал бортовые журналы для разных авиакомпаний и всей душой любит печатные издания. Стив открыл Stack — сервис, который ежемесячно отправляет подписчикам новый неизвестный журнал. Каждый журнал Стив отбирает сам, путешествуя по миру. Он сам наслаждается изучением журналов и дарит радость таким же фанатам печатной продукции как он. «Я порой забываю, что в целом дела в индустрии печатных журналов идут, прямо скажем, не очень, — смеется Стив, — в моем уютном независимом углу все цветет и пахнет».

Смежные профессии

Развитие интернета и социальных сетей породило новые профессии, связанные с журналистикой. Компании осознают, что информация — это хороший способ продвижения своих товаров и услуг, а значит, нужны профессиональные писатели, которые умеют говорить с аудиторией на одном языке. Журналисты легко осваивают такие профессии, как:

    Копирайтер — специалист, который пишет тексты для рекламы и статьи на сайт компании.
    Контент-менеджер — специалист, который продумывает стратегию общения с аудиторией через разные каналы коммуникации (сайт, социальные сети, журнал, youtube и т.д.).
    PR-менеджер — специалист по рекламе и связям с общественностью.
    Специалист по внутренним коммуникациям — сотрудник, который проводит корпоративные мероприятия, ведет внутренние социальные сети и выпускает журнал.
    SMM-менеджер — специалист, который формирует образ компании в глобальном информационном пространстве с помощью создания контента в социальных сетях.
    Рерайтер — специалист, который адаптирует готовый текст для сайта или социальных сетей.
    Блогер — «сам себе журналист».

Если вы думаете о фундаментальном образовании в журналистике, то присмотритесь и к этим профессиям.

Плюсы и минусы профессии журналиста

+ творческая разнообразная работа
+ новые знакомства и общение
ненормированный график
высокий уровень стресса и часто авральный режим работы

Какими качествами должен обладать хороший журналист

Коммуникабельность
Грамотная письменная и устная речь
Эмоциональный интеллект
Аналитический склад ума
Умение анализировать большие объемы информации
Толерантность
Хороший внешний вид
Энергичность
Креативность

Где учиться

Самими сильными российскими вузам, которые готовят журналистов, считаются:
• МГУ им. М.В. Ломоносова (в Москве)
• НИУ ВШЭ (в Москве)
• МГИМО (в Москве)
• СПбГУ (в Санкт-Петербурге)
• УРФУ (в Екатеринбурге)

Чтобы поступить на журналистику после 11 класса, вам необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку и, во многих вузах, творческий конкурс (ДВИ).

Где работать

• В издательствах
• В средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания
• На фрилансе
• Открыть свое медиа

Оплата труда (диапазон зарплат)

В традиционной журналистике, к сожалению, невысокие зарплаты.

    Рядовой корреспондент получает от 35 до 60 тыс. рублей.
    Самые высокие зарплаты у главных редакторов и редакторов в финансовых изданиях — от 80 до 120 тыс. рублей.

И, что очень важно, востребованность журналистов относительно низкая. Количество вакансий «журналист» на сентябрь 2021 года на сайте Headhunter.ru — всего 412. Сравните с профессией SMM-менеджера — 2 300 вакансий. И оплата труда SMM-специалиста достигает 150 тыс. рублей, с учетом того, что он может одновременно вести несколько проектов.

Несмотря на это, унывать не стоит. Журналистика дает возможность работать в разных смежных специальностях с высокими зарплатами.

Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом

Завести свой блог, влог и делиться с окружающими событиями и мыслями, которые вас волнуют.
Вести школьные группы в соцсетях и писать статьи на школьный сайт.
Изучить книги и блог Максима Ильяхова, «Писать легко» Ольги Соломатиной, «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга.
Посмотреть интервью и видеоблоги Владимира Познера, Юрия Дудя, Леонида Парфенова, Евгения Савина.
Изучить современные сервисы для журналистов, например, pressfeed.ru.
Много читать. Выбирать литературу разных жанров, отмечая писательские удачи и неудачи.
Выступать перед публикой при любом удобном случае.
Посмотреть фильмы о писателях и журналистах: «Общество мертвых поэтов», «В центре внимания» (18+), «Плутовство», «Дьявол носит Прада» и т.д.

Удачи вам! Пишите и сокращайте!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называют человека который пишет басни
  • Как называют человека который много пишет
  • Как называют человека который красиво пишет
  • Как называют художника который пишет портреты
  • Как называют художника который пишет натюрморты