Как называют человека который пишет иконы

  • Что такое икона
  • История
  • Кто может писать святые образы
  • Как пишут икону
    • Деревянная заготовка
    • Подготовка основы
    • Создание образа
  • Чем пишут иконы

Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения.

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Получение благословения духовника на написание икон является обязательным требованием для иконописца

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

  • Икона Христос Пантократор
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Преображения Господня

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

  • липа;
  • лиственница;
  • ель;
  • сосна;
  • кипарис.

Выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

  • Икона святой Марии Магдалины
  • Икона 40 севастийских мучеников
  • Икона святого Григория Богослова

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

    Процесс золочения иконы требует от мастера большой аккуратности и точности
  3. Доличники занимались прорисовкой фона, одеяний, мелких деталей и надписей.
  4. Завершали работу над образом личинки — мастера, прописывающие лица и руки. Они же наносили пробела, оживляющие образ, придавая ему яркость и выразительность.
  5. Завершалась работа над иконой нанесением слоя олифы — масляного лака. Занимались этой работой олифщики.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Чем пишут иконы

Для написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность.

Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой.

Технология написания икон своеобразна и сложна

Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:

  • придание изображению жёлто-коричневого оттенка;
  • возможное появление темных пятен при нанесении;
  • наличие свойства со временем темнеть.

Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения.

Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души.

Иконопись. Секреты написания иконы

Содержание

  1. Что это за профессия?
  2. Особенности работы специалиста
  3. Основные требования к профессиональному иконописцу
  4. Вывод

иконописец кто этоСтаринная и очень уважаемая ранее профессия, сейчас стала очень редкой, так как здесь требуется не только умение рисовать, но соблюдать определенные правила и техники. Эта специальность будет интересна не только тем, кто интересуется историей живописи, но и истоками православия. Давайте детально рассмотрим такую ценную и интересную профессию, как иконописец кто это, что должен знать и уметь, какие к нему предъявляются требования.

Что это за профессия?

Электронный ресурс Википедия рассказывает, что иконописец – художник, задача которого заключается в грамотном написании икон, фресок, полностью соблюдая все каноны православия и старинные техники. Именно благодаря такому определению, можно понять,что за профессия, а так же к чему следует быть готовым, выбирая ее.

Нет нужды говорить о том, что для всех, кто считает себя православным, кто верит, именно икона представляет собой священное изображение. Способное стать проводником между молящимся и просящим и Богом.

Причем при написании икон, необходимо:

  1. чтобы такое изображение было создано строго соблюдая все действующие традиции, разработанные в глубокой древности,
  2. свойственны только для восточного христианства — православия.

Очень часто при написании икон делается описание изображение образа:

  • Иисуса Христа,
  • Богородицы,
  • Николая Чудотворца и многих других святых.

Эти образы особенно востребованы и потому техника отработана до мелочей.

Православные иконы могут изображать не только лики святых, но и их деяния, какие-то важные события, нашедшие отражение в святых книгах. Очень часто берутся события, связанные с Русской православной церкви.

Именно по этой причине, рассматривая чем занимается иконописец, стоит сказать, что он должен внимательно изучить предстоящую работу, историю и правила, предъявляемые для изображения на иконе или фреске. Именно по этой причине, очень важно, чтобы специалист хорошо разбирался в различных техниках и хорошо знал все нюансы, условия и правила связанные с техникой написания различных икон.

Особенности работы специалиста

Для того чтобы стать настоящим иконописцем, нужно знать, что такое православная икона. И вот тут специалист познает все плюсы и минусы профессии, так как хоть профессия и является очень редкой, но при этом становится все более востребованной.

Главные требования к специалисту заключаются в необходимости понимать, что иконопись – это не обычная живопись, а очень ответственное дело.

Прежде всего, потому что тут нужно учитывать требования, предъявляемые не только профессиональными живописцами, но и христианами, что накладывает определенные особенности при написании икон или фресок. Востребованы иконописцы и для искусствоведов, так может потребоваться восстановить поврежденную икону, имеющую историческую и культурную ценность.

Обязан знать, все имеющиеся техники, используемые при написании икон. В результате получается уникальный продукт, обладающий своими правилами и техническими особенностями. Причем не стоит удивляться всему этому, ведь они разрабатывались на протяжении многих веков и практически не менялись, что наложило особые ограничение на свободу творчества иконописца.

Стоит учитывать и тот факт, что икона – не простое украшение, а имеет культовое значение. Они изначально считаются святыми, а потому не позволяют вольности исполнения и отклонения от канонов.

Иконописец должен понимать, что иконы могут рассматриваться разными специалистами по-разному. Рассмотрим, как видят икону специалисты, работающие в разных областях:

  • искусствоведы – рассматривают икону как произведение искусства. Они относят ее к станковой живописи православного направления, с большим культовым значением;
  • богословы – не рассматривают техники и манеру написания. Главное, чтобы все чётко и строго следовало текстам Святого писания и действующим стандартам;
  • церковь не только очень строга к технике передачи изображения, а так же ее содержание, что в конечном итоге позволит правильно передать композицию и цвета, сделав само изображение особенно ценным. Во время написания иконы для церкви специалисту требуется соблюдать правила относительно подбора цвета, светопередачи, а так же атрибутов, которые традиционно присущи православным святым. Допускается не только написание изображения на специально подготовленной доске, но и мозаика, вышивка или литье и т.д.

Иконописец обязан знать все особенности изготовления икон различными мастерами, начиная с древности и заканчивая современными. Это очень важно, так как позволяет лучше ориентироваться в заказе, быстро приступая к работе, ведь заказчик ценит не только тех, кто пишет иконы качественно и согласно канону, но и быстро.

Основные требования к профессиональному иконописцу

Очень часто, школы иконописцев открыты не только для взрослых художников, но и для детей. Все дело в том, что иногда они быстрее схватывают все тонкости той или иной техники которые получают когда проходят обучение, что позволяет им в будущем стать настоящими профессионалами.

Для того чтобы стать настоящим иконописцем он должен:

  • являться верующим;
  • знать историю православия;
  • иметь способность к рисованию;
  • обладать терпением, так как часто придется выполнять монотонную работу;
  • быть готовым к самоотречению, начав работу над иконой.

Только тот, кто примет православие не только как художник или искусствовед, но умеющий ощущать энергетику веры и сможет внести ее в свое творение, тот может называться настоящим профессиональным иконописцем.

Вывод

Теперь вы знаете все о профессии иконописец кто это, что должен знать и уметь, какие требования к нему предъявляются во время работы.

  • ИКОНОПИ́СЕЦ, —сца, м. Живописец, занимающийся иконописью.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон.

    По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

    Первым русским иконописцем, известным по имени, является Алипий Печерский.

    Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

    Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

    Высокие требования к качеству иконописи и к личностям, создающим иконы, специфика мастерства сложили особую терминологию и специализацию:

    Знаме́нщик — наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы;

    Доличник — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь доличник может иметь специализацию:

    Травщик — изображающий растения

    Платечник — специализирующийся в написании одежд

    и др.

    Личник — мастер в личном письме — изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела, управлявший важным духовным местом в иконе — его ликом: творящий пробела (мазки белой краской, высветляющие форму из темноты земного мира) на лике святого с безукоризненной точностью, влияющей на состояние молящихся в храме; искусство личника ценилось особенно;

    Жалованный иконописец — мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье;

    Кормовой иконописец — нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение;

    Городовой иконописец — иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях;

    Фурильщик — мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой»;

    и др.

    Иконописцу XVI века не так требовался разум и рационально понимаемое мастерство, как нужны были душевные качества, истинная вера, пост и молитва, с помощью которых он мог получить своё мастерство как благодать. Требования к художественному творчеству, оформленные на Стоглавом соборе 1551г., гласили: «Подобает бытии живописцу смирену, кротку, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы». Средневековое иконописание опиралось на три «кита». Образец – первый «кит». Второй «кит» — «чин», которому придавалось огромное значение как основополагающему принципу средневековой культуры. Безчиние не допускалось, «самочиние» осуждалось, как смертный грех. Третьим «китом» художественного творчества был всё же «талант», открытое Богом «учение иконного письма», «рукоделие», «премудрое» искусство, о которых говорилось в той же 43-й главе «Стоглава».

Источник: Википедия

  • ИКОНОПИ’СЕЦ, сца, м. (книжн.). Лицо, занимающееся иконописью.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • иконопи́сец

    1. мастер, специализирующийся в создании икон Ну что, иконописцы и потальщики так громко разговаривают, что не слушать невозможно!

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: адхократия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы

Иконопи́сец (изограф, образописец, писец иконный) — мастер, специализирующийся в создании икон.

По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

Первым русским иконописцем, известным по имени, является Алипий Печерский.

Традиционно иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.

Высокие требования к качеству иконописи и к личностям, создающим иконы, специфика мастерства сложили особую терминологию и специализацию:

  • Знаме́нщик — наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы;
  • Доличник — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь доличник может иметь специализацию:
    • Травщик — изображающий растения
    • Платечник — специализирующийся в написании одежд
    • и др.
  • Личник — мастер в личном письме — изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела, управлявший важным духовным местом в иконе — его ликом: творящий пробела (мазки белой краской, высветляющие форму из темноты земного мира) на лике святого с безукоризненной точностью, влияющей на состояние молящихся в храме; искусство личника ценилось особенно;
  • Жалованный иконописец — мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье;
  • Кормовой иконописец — нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» — вознаграждение;
  • Городовой иконописец — иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях;
  • Фурильщик — мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой»;
  • и др.

См. также

  • Иконопись

Ссылки

  • Решения Стоглавого собора, касающиеся иконописи

Содержание

  1. Особенности специальности
  2. Что нужно знать о православных иконах?
  3. Какими качествами должен обладать специалист?

Для тех, кому интересна живопись, кто увлекается историей и православием в частности, стоит обратить свое внимание на специальность иконописец кто это — это мы сейчас и рассмотрим.

Особенности специальности

Иконописцем называется художник, специализирующийся на написании икон, в частности, православных.

Для всех православных верующих, икона является священным изображением. Особенно при условии, что выполнена она будет с соблюдением традиций восточного христианства. Чаще всего для изображения используется образ Иисуса Христа или Богородицы.

Могут изображать на иконах святых или событие, взятое из священного писания или из реальной истории церкви. При этом специалист должен хорошо разбираться во всех нюансах и условиях, правилах написания икон.

Что нужно знать о православных иконах?

Прежде чем выбрать специальность иконописца, следует понимать, что это будет не простая живопись. Прежде всего это связано с точки зрения как самых христиан, так и искусствоведов, техника написания икон является оригинальной, но при этом очень строго ограниченной правилами. Это не удивительно, ведь все иконы несут в себе культовое значение, одновременно с этим являясь священными.

Сами иконы рассматриваются с нескольких точек зрения:

  •  искусствоведы считают, что православная икона представляет собой произведение, относящееся к христианской станковой живописи, имеющей культовое назначение;
  •  если рассматривать с точки зрения богословов, то не стоит зацикливаться на материале, а так же технике исполнения иконы;
  •  с точки зрения церкви, для иконы очень важно соблюдать содержание изображения, правильность композиции и подобранного цвета. Светопередачу и атрибуты, присущие православным святым. Однако при этом нет строгого критерия к тому, как будет исполнена икона. Это может быть мозаика, вышивка, литье. Они могут быть вырезаны из дерева и т.д.

Иконописцы - профессия Иконописцы. Кто такой Иконописец?Особенность изделий различных мастеров заключается в том, что все они будут изображать священное изображение различных святых мест или людей, действие. Причем очень часто иконы заказываются тому мастеру, кто выполняет все точно в срок и в совершенстве знает все особенности изображения.

Самые первые иконы, которые дошли до нашего времени, были написаны еще в VI веке на территории Византии. Однако первые канонические православные изображения появились в 1551 году и были утверждены Стоглавым Соборе, когда за основу были взяты произведения, созданные Андреем Рублёвым. Но даже в этом случае вполне допускаются различные школы

Какими качествами должен обладать специалист?

Для того чтобы быть востребованным иконописец должен понимать, что он не является ремесленником, он человек, который освоил и успешно использует технику написания икон.

К иконописцу предъявляются следующие требования:

  •  быть одаренным на религию;
  •  иметь религиозную одаренность, как врожденную, так и приобретаемую;
  •  стоит быть готовым к самоотречению во время работы.

Кроме живописного таланта и знания техники написания иконы, специалист должен полностью отдаваться творчеству, быть православным и верующим.

Таким будет профессионал — иконописец кто это, мы рассмотрели в данной статье.

Два часто задаваемых вопроса:

Как пишут иконы?

Кто такие иконописцы?

По первому вопросу, мы, пожалуй, довольно старомодны и принципиально не отступаем от старинных традиций иконописи, придерживаясь техники выработанной несколько веков назад. Доски липовые, краски делаем сами в ручную, используя природные минеральные пигменты, воду и яичный желток. Эта так называемая яичная темпера, иконописная краска.

Весь образ пишется примерно 2 — 4 недели и включает в себя: нанесение эскиза сюжета на доску, далее покрытие сусальным золотом толщиной около 100 нм, затем делается роскрашь одежд и сюжетных элементов. В последнюю очередь пишутся лики и руки. Роспись ликов считается высокой степенью мастерства иконописца. Они так и называются «личники«, от слова лик и «доличники» пишет то, что до лика.

Современные технологии позволяют «писать» иконы быстрее и дешевле, например, используя имитацию золота, полимерные краски или  программируемые станки для печати образа или формирования рельефной чеканки, но это не наш выбор. Мы так не умеем. Наши иконописцы учились в Суздальском художественно-реставрационном училище, там с этим строго.

Кстати саму технологию можно посмотреть в коротком видео сюжете на нашей странице в Facebook, у вас это займет около 20ти минут.

Итак, Иконописец. Кто это? Профессия или призвание?

Судите сами, это каждодневный труд, из года в год, с высочайшим уровнем ответственности. Ведь это не творческий натюрморт с апельсинами, где можно нарисовать так или иначе. Существует строгий канон, его обязательно нужно соблюдать. Иконы пишутся не произвольно, нужно точно следовать первоначальным, древним образам. Обобщить и рассказать про всех иконописцев мы не сможем, но про тех людей кто пишет иконы для Вас, мы постараемся.

Конечно, люди не случайные и приходят к иконописи годами. Ведь мало уметьточно воссоздать Образ, нужно искренне верить, нужно осознавать свою причастность к творимому. В светской жизни иконописцы такие же люди как многие из нас, с теми же радостями, проблемами и заботами. Но вот в работе иконописцы другие, сосредоточенность и спокойствие, кропотливость и собранность. Порой кажется, что они не дышат, когда пишут икону, такая концентрация внимания.

Владимир Снытин в церкви поселка Знаменское Куркинского района. Фото из архива героев публикации.

У каждого из нас своя дорога к Богу. У художников творческой мастерской «Иконографика», занимающихся реставрацией и писанием икон, когда-то в жизни случился момент, после которого они выбрали новый для себя путь.

«Попросил, и было дано»

Создание иконы — процесс уникальный. Это не просто творчество. Иконописец — посредник между Небом и всеми нами, земными. Говорят, монахи в монастырях с особым усердием молятся за иконописцев, поскольку это те люди, посредством которых мы общаемся с Богом. Если мастер во время работы был чист душой и помыслами, отстранился от мирского, значит, и икона у него выйдет с душой.

А вот освоить мастерство реставратора, тем более иконописца, еще сравнительно недавно было делом крайне трудным — ни учебников, ни каких-либо других изданных пособий.


Работа над иконой в творческой мастерской.

Руководитель творческой мастерской «Иконографика» Владимир Снытин:

Владимир Снытин

— Не думал, что стану когда-нибудь реставратором. Когда поступал в художественное училище в Москве, ходил на подготовительные курсы. Был у нас такой преподаватель, Стручков, он мне сказал: «Я смотрю, ты одни храмы рисуешь». И предложил: «Подумай, может, тебе не живописцем быть, а реставратором? Это тебе ближе».

Хотя не меньше, чем в училище, я получил знаний, учась в Туле в студии Константина Михайловича Кортукова, — продолжает Владимир Снытин. — Она работала при ДК «Серп и молот». Константин Михайлович — легендарный для Тулы человек, друг детства Порфирия Никитича Крылова. Очень много я от него почерпнул.

Особенно мне повезло, что проходил обучение у ведущих специалистов в области реставрации. В Российской академии живописи, ваяния и зодчества, ректором которой был Илья Глазунов, преподавал реставрацию старейший реставратор России Филатов, а секретам иконописи обучал сам Соколов, которому довелось реставрировать иконы Рублева и Дионисия.

У Юрия Барабанова своя история того, как он оказался в этой профессии:

Юрий Барабанов

— Я все время занимался наружной рекламой, но в душе хотелось что-то поменять. А тут пошла полоса неприятностей с работой, жена посоветовала пойти в церковь. Я зашел в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и обратился с просьбой к св. Николаю Чудотворцу. На следующий день приходят знакомые и говорят, что нужны руки для позолоты купола в этой же церкви Благовещения. Не раздумывал ни секунды. А там уже познакомился с моими товарищами. Вот так: попросил, и было дано.

Анатолий Алексеев

— Владимир и нас потом всех обучил, как делать позолоту. Это особое искусство. У меня история тоже интересная. После политеха распределился в КБП инженером-конструктором. Проработал три года, пока не загорелся желанием перейти в художественный отдел на любых условиях. Но никому об этом не говорил. А почему художником — я еще в политехе параллельно окончил заочный народный университет искусств, занимался в тульских изостудиях.

– Как-то решил уже идти к начальству с просьбой о переводе, и тут произошло чудо — меня пригласили туда на работу художником. И даже с повышенным окладом, — вспоминает Анатолий. — Как и почему это случилось — загадка для меня до сих пор. Впоследствии к нам поступил на работу совсем молоденький Володя Снытин. Там, в КБП, мы с ним и познакомились.

В 1991 году уволился, стал писать картины, первый раз участвовал в серьезной большой выставке. Подзарабатывал росписью самоваров, матрешек и оформлением витрин. Чего только не было, в том числе и реставрация. Она приносила не очень большие деньги, зато быстрые. Одновременно изучал основы мастерства. Познакомили меня тогда с самым большим специалистом в этой области Игорем Борисовичем Щелоковым, который еще в 70-е годы работал во всех старых тульских храмах. Он, кстати, расписывал и самый старинный тульский храм — Благовещения. Именно он мне технику иконописи и поставил.

Их всех объединила в 2004 году одна большая работа — церковь Николы на Ржавце, которая стоит во дворе круглого дома на углу Красноармейского и Советской. Расписывать храм была приглашена семья иконописцев из Москвы. Они уже начали работу, но что-то им не понравилось, и они решили вернуться в Москву. Тогда по просьбе настоятеля храма к работе приступили Владимир Снытин, Анатолий Алексеев и Юрий Барабанов. Это был их первый совместный проект росписи храма.

История мира у каждого своя

В Туле во все времена существовала сильная местная школа иконописцев. Были даже целые семейные династии. Один из самых известных мастеров — Григорий Белоусов, работы которого есть и сейчас в некоторых старых храмах. Писал он и несколько икон в кремлевском Успенском соборе. Эта коллекция хранится сейчас в фондах областного художественного музея. В церковной описи Всехсвятского храма об иконах Белоусова написано так: «Свежесть красок, тщательность, даже некоторая художественность отделки фигур, в особенности лиц, и другие достоинства иконописного искусства ставят Белоусова выше обыкновенных иконописцев».

Тульские мастера не только писали иконы, но и делали великолепные оклады к ним.

К реставраторам часто попадают прекрасно сохранившиеся уникальные оклады, о принадлежности которых можно судить по наличию герба Тулы. Не только ружья и самовары умели у нас творить.


Юрий Барабанов: «Золочение храмов – работа ювелирная».

Современные мастера продолжают традиции, которые были заложены задолго до них. Хотя, конечно, новое поколение воспитывалось в несколько иных традициях.

— У нас не было в школе закона Божьего, но во многих семьях имелись носители веры — наши бабушки и дедушки, — рассуждает Владимир Снытин. — Конечно, Святое Писание надо знать. И мы каждую работу непременно начинаем с молитвы. Но если ты не будешь любить свое дело, у тебя ничего не получится.

Почему все иконы с виду примерно схожи, но при этом разные? На это тоже есть своя теория — у каждого творца свое восприятие мира.

— У Пикуля в романе о Бисмарке есть такой эпизод, — рассказывает Анатолий Алексеев. — Некий историк писал историю мира. Но получилось так, что у него во дворе было совершено преступление, свидетелями которого оказались три человека — конюх, повариха и кучер. Начинают их расспрашивать, и у каждого своя версия, непохожая на другие. И вот тогда ученый задумался: ведь они все были свидетелями одного и того же события, но каждому это увиделось по-разному. А я взялся писать историю мира! Вот и наше восприятие иконы не может быть одинаковым.

В основном иконописец зажат рамками канона. Сюжет, расположение, кто, как и во что одет, описание святого заложены каноном, от которого не принято отступать. Но внутри этого сюжета мастер может делать свои вариации цвета, колорита, изменять движения. В иконе художник передает свои чувства, вкладывает ощущение окружающего мира. Поэтому иконы, относящиеся к разным историческим эпохам, заметно отличаются друг от друга.

Правильная икона — та, где в написанном образе человек узнает Бога. Она помогает человеку молиться, доносить свои мысли Тому, Кто обязательно услышит.


У каждого человека своя икона, которая пробуждает его чувства, может тронуть и простой календарик. Ведь человеческая душа — загадка и для нас самих. Кто на самом деле пишет эти иконы — сам ли художник или тот, кто в этот момент водит его кистью, точно никто не ответит. Поэтому мастер никогда не подписывает свои работы.


Фото из архива героев публикации.

Нести людям радость

С того 2004 года художниками творческой мастерской «Иконографика» было выполнено немало того, что они считают важным и знаковым. Да и вообще каждая работа по-своему уникальна. Сделали иконостас Кафедрального Успенского собора — не кремлевского, а бывшего монастырского, на улице Советской. Между прочим, его второй этаж когда-то расписывали ученики Виктора Васнецова.

Писали иконы для храма Рождества Богородицы в селе Монастырщино. Дело это особенно сложное и ответственное — все-таки Куликово поле.

— Одна из самых интересных работ — Знаменский храм девятнадцатого века в Куркинском районе, — рассказывает Анатолий Алексеев. — Мы же в этот колхоз когда-то ездили от КБП (в советские времена была практика шефской помощи колхозам и совхозам от пром­предприятий — техникой, рабочей силой. — Прим. авт.), помнится все с того времени. Рядом — деревня, которая за свою историю переименовывалась несколько раз. То Знаменка, то Мышенка, теперь вот Знаменское. А приход начал восстанавливать Борис Грызлов. В этом храме когда-то служил его дед, вот он в память о нем и решил вернуть церковь людям.

Места вокруг — красивейшие и легендарные. Куликово поле отсюда — рукой подать. Речка Непрядва течет, где, по преданию, была когда-то утоплена сабля фельдмаршала Суворова. При храме похоронена внучка последнего грузинского царя Георгия ХIII — Елизавета Башмакова (Грузинская). История ее появления в этих местах заслуживает отдельной книги.

Когда-то на родине ее бабушка, Мариам Георгиевна Цицишвили — грузинская царица, бросилась с кинжалом на русского офицера, и всю семью за этот проступок сослали в Москву. Там впоследствии Елизавета и познакомилась с обедневшим дворянином Аркадием Башмаковым, правнуком русского полководца А. В. Суворова, который и увез ее в Знаменку. В генеалогическом древе Георгия ХIII указано, что место ее захоронения неизвестно, а на самом деле очень даже известно — на это указывает могильная плита у стен храма.


Анатолий Алексеев за росписью стен храма.

Работы продолжались около пяти лет — буквально с нуля все делали. Сначала оштукатурили стены, потом занимались росписью. Зато храм получился — на радость людям.

В этом, наверное, и есть главная философия профессии иконописца — нести людям радость и успокоение своей работой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называют человека который пишет басни
  • Как называют человека который много пишет
  • Как называют человека который красиво пишет
  • Как называют художника который пишет портреты
  • Как называют художника который пишет натюрморты