Как называют человека который пишет сценарий

Имена актёров и режиссёров на слуху, а вот вспомнить имя сценариста даже популярного сериала обычно сложно. Те, кто пишет истории для киноиндустрии, остаются в тени, но без них ни одна картина не смогла бы выйти на экраны.

Труд сценаристов важен не только в кино, они работают в рекламных агентствах, геймдеве, а также сотрудничают с блогерами. Расскажем, чем занимаются такие специалисты, какие навыки им нужны, сколько они зарабатывают и где учатся.

Благодарим Викторию Беляеву, сценариста, скрипт-доктора и преподавателя Нетологии, за помощь в подготовке материала.

Сценарий — это история, написанная с учётом законов драматургии, цель которой — заинтересовать зрителя. Формально над сценарием работают так:

  • разрабатывают идею,
  • оформляют структуру,
  • описывают сюжет и создают персонажей,
  • разделяют сюжет на сцены,
  • пишут диалоги.

Но на самом деле всё куда сложнее. Чтобы создать историю, достойную съёмки, сценарист должен обладать мастерством.

Кто такой сценарист и как им стать

Виктория Беляева

Сценарист, скрипт-доктор

Задача сценариста — интересно рассказать историю об интересных людях или событиях. Ключевое слово здесь — интересно. Это должно быть интересно как минимум самому сценаристу, а как максимум — миллионам зрителей, которые сядут перед экранами.

Многие считают, что писать сценарии — это для избранных талантов. Но правда в том, что в индустрии побеждают не только талантливые, но и старательные. Написание сценариев — навык, который можно освоить.

Сценаристы, работающие в киноиндустрии, разрабатывают сюжетные линии с нуля или адаптируют существующие литературные произведения.

В этой сфере свои особенности. Нужно быть готовым к тому, чтобы переписывать готовый сценарий и вырезать сцены, например, если проект не укладывается в бюджет.

Кто такой сценарист и как им стать

Сериал «Дэдвуд» задумывался как история про раннее христианство. Но когда Дэвид Милч презентовал сценарий руководству HBO, выяснилось, что те уже начали работать над сериалом «Рим» и не могли позволить запуск ещё одного такого же масштабного и дорогостоящего проекта. Милч переписал сценарий: сохранил главную идею, но перенёс действие в другую эпоху — дикий Запад, первые годы после Гражданской войны в США

Также при написании сценария к фильмам и сериалам важно уложиться в хронометраж и эфирное время. Полнометражные фильмы обычно длятся от 90 минут, ситкомы — порядка 30 минут, а драматические сериалы — в среднем 40 минут.

Онлайн-кинотеатры, которые сейчас набирают популярность, не ставят таких жёстких рамок и позволяют экспериментировать с форматами. Так что нужно уметь адаптироваться под разные временные рамки.

Мини-сериал «Инсталайф» в жанре драмеди состоит из восьми эпизодов по 10–12 минут. Это короткие сценки о жизни пяти девушек, зависящих от социальных сетей. Действие постоянно переключается с одной героини на другую

Кто такой сценарист и как им стать

Виктория Беляева

Сценарист, скрипт-доктор

Раньше у сценаристов были довольно ограниченные возможности для реализации своего творчества — экран кинотеатра или экран телевизора.

С развитием онлайн-кинотеатров возможности для творчества сильно расширились как с точки зрения хронометража историй, так и с точки зрения жанров.

Но важно помнить, что в кинотеатрах, на телевидении и на платформах совершенно разная аудитория. Главный в кино — зритель. И нужно писать истории, которые зрители захотят посмотреть.

Сценаристы ТВ-шоу составляют каркас передачи, ищут интригующие детали: факты, справки, фотографии, которые помогут в подготовке шоу, а также прописывают реплики участников и стараются предугадать реакцию зрителей.

Для работы на телевидении пригодятся знания психологии. Сценаристы ток-шоу уделяют большое внимание развитию конфликта и поведению героев.

Сценаристы YouTube-проектов анализируют видео конкурентов и интересы целевой аудитории, отслеживают тренды и работают с прогревами. Ролики на YouTube обычно недолгие, поэтому важно уже с первых секунд захватить и удерживать внимание зрителя, не давая ему перейти на другой канал.

Часто сценаристы YouTube-проектов не только занимаются поиском тем, интересных для аудитории, и генерацией идей, но и отвечают за съёмку, выбор актёров, а также присутствуют на съёмочной площадке и вносят сценарные правки в процессе производства.

Автор канала, сертифицированный партнёр Google, рассказывает, зачем нужен сценарий для YouTube-роликов, как и по каким законам драматургии он создаётся, а также даёт советы начинающим сценаристам

Сценарист компьютерных игр продумывает сюжетные ходы, описывает персонажей и их поведение, картину мира, в которой происходит действие, последовательность событий, сцен, конфликтов.

Ролик знакомит с опытом работы известных игровых сценаристов и объясняет, чем занимается специалист

Кроме того, сценаристы работают в ивент-агентствах и детских развивающих центрах. У специалистов в этой сфере обычно большой перечень обязанностей: кроме разработки сценариев квестов, игровых занятий и праздников, они могут подбирать музыкальное оформление и артистов, а также проводить мероприятия.

Чтобы стать сценаристом, недостаточно только уметь писать и придумывать истории.

Основы драматургии пригодятся, чтобы правильно строить повествование — по определённым законам. Классическая структура — это три акта и четыре основных элемента: цель, главное действующее лицо — протагонист, противоборствующая ему сила — антагонист и развитие конфликта.

Первый акт — завязка, автор знакомит зрителя с главным героем, рассказывает, где происходит событие, обозначает конфликт и расстановку сил. Это может быть конфликт протагониста с антагонистом, противостояние героя обществу или природной катастрофе. Во втором акте происходит развитие конфликта и основная часть действий. Герой преодолевает препятствия на пути к своей цели. Третий акт — логическое завершение истории, развязка.

В центре сюжета находится протагонист, вокруг него разворачиваются все события, именно его поведение и поступки влияют на действия других персонажей. Примечательно, что протагонист — не всегда положительный персонаж. Он может быть преступником, мошенником или тем, кто совершает подвиги, но при этом идёт к своей цели нечестным путём.

Кто такой сценарист и как им стать

Доверчивая и добрая фея, а впоследствии злая колдунья Малефисента в одноимённом фильме выступает протагонистом, а Стефан, возлюбленный, который её предал, — антагонистом

Наблюдательность и понимание психологии людей помогают правдоподобно прописать характеры персонажей, объяснить мотивацию их поступков и вызвать определённый эмоциональный отклик у зрителей.

Кто такой сценарист и как им стать

Лорд Волан-де-Морт в фильмах про Гарри Поттера не зря похож на змею: бледная гладкая кожа, змеиные ноздри. Змеи с древних времён внушали страх — умелое использование образов и стереотипов позволяет лучше раскрыть персонажа и вызвать необходимые эмоции у зрителей

Для сценариста важна и насмотренность: специалисты следят за проектами коллег, разбирают их, анализируют ключевые точки сюжета, отдельные сцены, поведение персонажей, моменты, которые способны захватить внимание зрителя, — сценарные крючки.

Кто такой сценарист и как им стать

Нил Дракманн придумал концепт The Last of Us, вдохновившись игрой Ico, где мальчик помогает принцессе спастись из крепости с монстрами

Кто такой сценарист и как им стать

Виктория Беляева

Сценарист, скрипт-доктор

У кинотеатров, каждого из каналов и каждой из онлайн-платформ есть своя аудитория. И, как следствие, свой почерк. В связи с этим, придумывая историю, важно думать о том, кому вы можете её предложить.

Для этого тоже важно смотреть. Как можно больше и как можно чаще. И не только мировые платформы, но и российские. Они сегодня делают очень достойный контент.

Это также помогает убедиться в том, что вашу историю ещё не показали. Такое бывает и достаточно часто.

Ещё важно помнить, что лучшее вдохновение — сама жизнь. На улице, в метро, на тусовке. Главный навык сценариста — наблюдательность.

Иногда можно найти вдохновение в книге или старом фильме. И рассказать уже знакомую историю по-новому. Но не забывайте об авторских правах.

Нелишним будет умение быстро считывать брифы и ТЗ, а также грамотная устная и письменная речь.

Среди личных качеств и софт-скиллов, нужных сценаристу:

  • развитое воображение, творческий подход и умение генерировать идеи;
  • понимание трендов индустрии;
  • трудолюбивость;
  • эрудированность, начитанность и богатый жизненный опыт;
  • внимательность;
  • усидчивость и терпеливость;
  • пунктуальность и дисциплинированность;
  • коммуникативные навыки и умение работать в команде: обычно сценаристы сотрудничают с продюсером проекта, режиссёром и другими членами съёмочной команды. Нужно уметь презентовать свои идеи, слушать и слышать, вести эффективный диалог как с заказчиком, так и с коллегами, конструктивно принимать критику и быть готовым к правкам и доработкам сценария.

Кто такой сценарист и как им стать

Виктория Беляева

Сценарист, скрипт-доктор

Сценарист осваивает навыки как художник или скульптор. Самое важное — начать. И не останавливаться.

Как человек, который в начале пути был очень далёк от драматургии и точно не мечтал стать сценаристом, я могу сказать, что научиться можно всему. Придумать идею и классного героя, записать это на несколько страниц синопсиса, выстроить структуру сюжета, а потом сцену за сценой написать сценарий. Но чтобы всё получилось, надо немного потрудиться.

  • Научитесь превращать идеи в истории, придумывать интригующие сюжеты и создавать героев
  • Подготовитесь к питчингу сценариев перед экспертами индустрии
  • Создадите 3 готовых сценария: сериал или полный метр, видеоигра и медийный ролик

Сценаристы достаточно востребованы. Они готовят сценарии фильмов и сериалов разных жанров, участвуют в создании телепередач, работают в рекламных и ивент-агентствах, создают вселенные для компьютерных игр, сотрудничают с блогерами и помогают им в подготовке контента. Уровень заработной платы сценариста определяется его востребованностью, опытом, качеством идей и количеством их реализаций.

Так, продакшн-студия Creative Media готова платить специалисту за подготовку сценарных планов и концепций для YouTube-каналов от 63 тысяч рублей в месяц. Удалённый формат работы не рассматривается, работодатель предлагает пятидневную рабочую неделю.

Ещё одна продакшн-студия полного цикла Arbat Media ждёт специалиста с опытом работы на федеральном телевидении не менее 3 лет. Среди задач: работа над сценариями телепрограмм, фильмов, рекламы, виртуальных туров и других видеопродуктов. Зарплата — от 90 тысяч рублей.

Студии разработки компьютерных игр нужен сценарист для работы над онлайн-шутером с опытом работы от года и знанием английского. Ему готовы предложить до 80 тысяч рублей в месяц.

Вакансии для сценаристов размещают не только на сайтах по поиску работы, но и в тематических Telegram-каналах. Например, «Сценариум» публикует не только полезные материалы и статьи, но и предложения по работе.

Сценаристам, которые хотят попасть в мир кино, немного сложнее — вакансии киностудий обычно не публикуют в открытом доступе. Чтобы стать частью индустрии, начинающий сценарист может точечно рассылать свои идеи киностудиям и продюсерским агентствам, принимать участие в конкурсах и питчингах или стать подмастерьем успешного мэтра. Опытного сценариста, который пишет качественные истории и умеет работать в команде, начнут рекомендовать коллеги.

Написание киносценариев — обычно проектная работа, когда продюсер нанимает сценариста и заключает с ним контракт. Гонорар будет зависеть от опыта специалиста, количества реализованных проектов и формата работы. Дешевле всего оценивают сериалы, которые показывают по телевидению в дневное время. Один эпизод такого проекта будет стоить от 80 до 100 тысяч рублей, а эпизод вечернего сериала — от 250 до 350 тысяч. За написание сценария к серии ситкома можно получить 150–450 тысяч. Оплата за сценарий драматических проектов может доходить до миллиона рублей.

Профильное высшее образование можно получить во ВГИКе, Московском государственном институте культуры, Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения и Институте кино НИУ ВШЭ. Абитуриентам необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти творческий конкурс.

Студия «Снегири» предлагает базовые и продвинутые курсы для сценаристов фильма или сериала, короткого метра, веб-сериала, комедии, а также проводит интенсивы.

Школа кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия» проводит дистанционный курс с живыми вебинарами «Сценарист кино и сериалов». За 2 года обучения студенты изучат основы драматургии, роль и значимость сценариста в проекте, соберут портфолио из сценария к короткометражному и полнометражному фильмам. Для поступления на курс необходимо заполнить анкету, выполнить творческое задание и пройти собеседование.

Онлайн-курс по сценарному мастерству от Нетологии длится 12 месяцев и знакомит с особенностями рынка российского кино и сериалов, индустрией разработки игр, а также возможностями социальных медиа. Изучению каждой темы отведён отдельный блок. По итогам обучения студенты напишут три сценария: для видеоигры, пилотной серии сериала или фильма и коммерческого ролика.

Преподаватели — практикующие эксперты — расскажут, как генерировать и отбирать идеи, объяснят особенности написания сценариев в соответствии с законами драматургии, научат разрабатывать персонажей, писать диалоги, внутриигровые тексты, работать с игровыми механиками и прогревами. Студенты узнают, как проходит питчинг, как к нему подготовиться и выстроить грамотную коммуникацию с заказчиком.

Кто такой сценарист и как им стать

Виктория Беляева

Сценарист, скрипт-доктор

У меня был странный путь в профессию. Я знала английский, и знакомые предложили мне переводить сценарии проекта «Бедная Настя» в кинокомпании Амедиа.

Тогда там был американский шоураннер, который придумывал сюжет, а наши сценаристы его расписывали. И сценарии нужно было переводить туда-сюда на согласование. Это был мой лучший опыт! С тех пор я всем рекомендую: если хотите начать писать, запишите для начала сценарий с экрана.

Потом я стала помощником продюсера, а после более 10 лет работала редактором и скрипт-доктором, переписывая и редактируя чужие истории. В итоге начала писать сама.

Это путь долгий. Сегодня сценаристом можно стать быстрее, потому что есть огромное количество платформ, которые предлагают образование достойного качества.

  • «Противоречие. Перевертыш. Парадокс. Курс лекций по сценарному мастерству», Олег Сироткин — пособие по написанию сценария от идеи до первого драфта. Автор объясняет структуру сценария, рассказывает про основы сюжета, форматы сценарных документов, специфику работы сценаристов.
  • «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии», Дэвид Говард и Эдвард Мабли — знакомит с принципами кинодраматургии, задачами сценариста и представляет подробный разбор известных зарубежных и советских фильмов.
  • «Архитектура сюжета: Как создать запоминающуюся историю», Кэти Мари Уэйланд — в деталях показывает структуру произведения и отдельных сцен, варианты конфликтов и сценарные крючки.
  • «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства», Блейк Снайдер — даёт пошаговое руководство по написанию идеального сценария и презентации своих идей.
  • «Тезаурус эмоций: Руководство для писателей и сценаристов», Анджела Акерман и Бекка Пульизи — описывает 130 эмоций, а также рассказывает, как использовать диалог и подсказки тела для передачи эмоций и какие проблемы при описании невербальных проявлений эмоциональных реакций могут возникнуть.
  • «Как создавать истории. Основы игровой сценаристики и нарративного дизайна за 12 шагов», Наталья Андрианова и Светлана Яковлева — объясняет, что такое нарратив в играх, как придумать вселенную и писать внутриигровые тексты, какие инструменты сценариста можно использовать в играх.
  • «Скандально Неизвестный Сценарист» — YouTube-канал, который рассказывает о процессе создания кино на примере известных фильмов, содержит полезные материалы по таким темам, как написание диалогов и создание персонажей, анализирует творчество режиссёров и сценаристов.
  • «Авторская комната» — подкаст о сценарном мастерстве, выпуски выходят каждую неделю.
  • «Сценариум» — Telegram-канал с полезными материалами, статьями и обзорами.
  • «Самоучитель сценариста» — Telegram-канал сценариста и режиссёра Дениса Данилова, он рассказывает о новостях индустрии, делится техниками и публикует сценарии фильмов.
  • «Осенило — написал» — Telegram-канал сценариста и писателя Юлии Идлис с рассуждениями о кино и работе в киноиндустрии.
  • Script bro — Telegram-канал с новостями кинопроизводства и сценариями фильмов.

Кто такой сценарист и как им стать

Виктория Беляева

Сценарист, скрипт-доктор

Вот что важно понимать начинающему автору:

Кто такой сценарист и как им стать Сценарий — это про творчество.

Кто такой сценарист и как им стать Но в то же время сценарий — это работа. Каждодневная. И та, в которой не схалтуришь. Текст не простит.

Кто такой сценарист и как им стать Навыки, благодаря которым можно интересно рассказать интересную историю, приобретают и нарабатывают.

Кто такой сценарист и как им стать Чтобы их приобрести, нужно писать. А потом переписывать. В авторской среде есть поговорка: «Писать — значит переписать». Хорошую идею нельзя написать с первого раза. Это результат долгой и кропотливой работы.

Кто такой сценарист и как им стать Неожиданное понимание этого часто отпугивает начинающих авторов. Первая критика, первый творческий кризис. И руки опускаются. Самое страшное, что может сделать начинающий автор, — поддаться этому прорыву. Потому что проект не рождается, если это творческое зёрнышко не поливать, не пропалывать, и не подкармливать. Чтобы получить результат, нужно писать. Опыт приходит на кончиках пальцев.

Кто такой сценарист и как им стать Увидеть собственный проект на экранах — определённо стоит всех усилий.

Профессия сценариста подойдёт тем, кто любит писать и имеет широкий кругозор. Специалисты востребованы во многих областях, не только в индустрии кино. Они создают захватывающие истории и прописывают персонажей для фильмов и сериалов, компьютерных игр, рекламных роликов, телепередач, взаимодействуют с блогерами и помогают им в вопросах продвижения.

Умение писать интересно — навык, который можно развить. В работе сценаристу потребуется знание драматургии, психологии, а также творческое мышление, наблюдательность, умение аргументированно излагать свои мысли и адекватно принимать обратную связь, готовность к правкам и доработкам сценария.

Получить профессию можно в вузе или на курсах.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

Когда мы смотрим кинофильм, телесериал или любимую передачу, то редко задумываемся о том, кто же придумал все увлекательные сюжетные повороты и характеры главных героев. А это те, кто всегда остается за кадром, – сценаристы.

Средняя заработная плата: 55000 рублей в месяц

Сценарист

Сценарист – это профессионал, пишущий разнообразные сценарии, на основе которых создаются анимационные и кинофильмы, спектакли, телевизионные передачи и шоу, компьютерные игры, рекламные ролики. Он прорабатывает сюжет, характеры героев, диалоги в виде, подходящем для последующей визуализации.

Содержание

  • История профессии
  • Описание профессии
  • На каких специальностях лучше учиться
  • Лучшие вузы для обучения
  • Обязанности на работе
  • Кому подходит
  • Сколько получают
  • Как построить карьеру
  • Перспективы профессии
  • Видео по теме
  • Комментарии

История профессии

Профессия сценариста – относительно новая. Из творческих занятий, связанных с кино, она появилась позже всех. На заре синематографа сюжетам не уделялось особого внимания. Главными участниками были актеры, операторы, режиссеры, а вопрос, о чем, собственно, будет фильм, нередко отходил на второй план. Основой первых кинокартин были песни, анекдоты, лубочные картинки, цирковые номера.

В 1910-х годах кинематографисты обратились к литературным источникам, а сюжеты им в меру своего таланта адаптировали журналисты, студенты, неудачливые поэты. Настоящие писатели смотрели тогда на кино свысока, не считая его серьезным искусством. И только в 1930-х годах в Советском Союзе работа сценариста начала становиться на профессиональные рельсы. Этот процесс связан в первую очередь с такими именами, как Евгений Габрилович, Александр Ржешевский и Геннадий Шпаликов. Сейчас уже никто не станет снимать фильм, телепередачу и даже рекламу без заранее отработанного сценария.

Описание профессии

Сценарист печатает сценарий

Нередко люди задают вопрос: сценарист – это кто: неудавшийся писатель или все-таки профессионал, занимающийся отдельным делом. Такие сотрудники сейчас работают на телевидении, в кино, театре, рекламных агентствах, фирмах, специализирующихся на организации праздников и различных шоу. В последние десятилетия все активнее привлекают сценаристов компании, разрабатывающие компьютерные игры. Кроме того, всплеск популярности сериалов требует высококлассных спецов для создания качественного продукта.

Особенностью работы кинодраматурга является то, что ему нужно создать произведение не для чтения, а для реализации его в действии. Поскольку в кино, в отличие от литературы, мотивы персонажей чаще всего не объясняются, текст должен быть скомпонован так, чтобы причинно-следственные связи были понятны из поведения актеров или их реплик. Также требуется подробно описать внешний облик главных героев и их характеры.

Сценарий выступает литературно-драматической основой фильма, в которой детально прописан сюжет, характеристики персонажей, диалоги. Все это скомпоновано по эпизодам для удобства дальнейшей режиссерской работы. Все сценарии делятся на оригинальные, то есть созданные автором с нуля, и адаптированные (на основе литературных произведений).

С увеличением количества сериалов профессия сценариста-драматурга начала дробиться на виды:

  • Создатели синопсиса – небольшого произведения, в котором на нескольких страницах кратко излагаются тема, проблематика (взаимоотношения персонажей, причины каких-либо их поступков). В сериальном производстве от автора требуется писать синопсис еженедельно под каждый новый эпизод.
  • Сюжетники расписывают синопсис по сценам, детализируют его и подгоняют под требования режиссера и возможности актеров.
  • Диалогисты придумывают все разговоры между героями фильма, быстро корректируя их при необходимости.

В небольших телекомпаниях все эти функции нередко выполняет один человек. В более крупных организациях – это командная работа, в которой каждый участник четко знает свою роль. Следовательно, отвечая на вопрос, кто такой сценарист, можно сделать вывод, что это не писатель, а представитель отдельной профессии, привязывающий текстовую основу к аудиовизуальному восприятию зрителя.

На каких специальностях лучше учиться

Теперь поговорим о том, где учиться на сценариста. Можно получить высшее образование по специальностям «драматургия», «журналистика», «филология» или другим гуманитарным направлениям. Многие пришли в профессию из разных сфер деятельности, в частности из шоу-бизнеса. В 2000-х годах поставщиками идей для множества телепередач и фильмов стали участники КВН.

Многие интересуются, как стать сценаристом без образования. Действительно, при наличии таланта и готовности преодолевать трудности диплом может и не понадобиться. Работая по основной специальности (журналист, педагог, редактор и др.) и изучая пособия в интернете, можно постепенно двигаться к своей цели, начиная с небольших проектов и зарабатывая себе авторитет в профессиональной среде. Однако лучше все-таки закончить хотя бы сценарные курсы, чтобы овладеть основными навыками этого дела.

Для поступления на гуманитарные специальности в высшие учебные заведения потребуется уделить в школе внимание изучению таких предметов, как литература, история, русский и иностранные языки, обществознание. Также приемная комиссия может попросить абитуриента предоставить свои литературные труды, отзывы критиков на них или рецензии. Поэтому начинать писать и развивать свой талант нужно с раннего возраста, пополняя свое портфолио.

Лучшие вузы для обучения

При рассмотрении заявки на написание сценария заказчик обязательно посмотрит, какое образование у претендента. Это нередко может сыграть решающее значение в выборе автора. У нас в стране не так много вузов, где учат на сценариста, поэтом остановимся на них подробнее:

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (г. Москва) – это самое знаменитое учебное заведение России, где готовят работников для кино и телевидения. Поступать стоит на сценарно-киноведческий факультет, здесь обучают драматургов, прекрасно разбирающихся в жанровой системе современного кино, изобразительных решениях фильма, режиссуре. Выпускники могут писать основу для игровых и неигровых картин. Учиться на бакалавра нужно 4 года на стационаре, 5 лет – заочно. Есть филиалы ВГИКа в Иркутске, Ростове-на-Дону и Сергиевом Посаде. При вузе работают Высшие курсы кино и телевидения, где можно повысить свою квалификацию у признанных мастеров своего дела.
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (г. Москва) обучает авторов сериалов, художественных и документальных фильмов, телевизионных и мультимедийных программ на сценарном факультете по профилю «драматургия цифровых медиа». Здесь научат всем тонкостям создания сценария: от зарождения идеи фильма до составления подробного плана воплощения ее на экране.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения готовит бакалавров и магистров по профилю «кинодраматург». Здесь обучают профессионалов, способных создавать литературную основу для художественных фильмов, сериалов, пьес. Кроме того, выпускники глубоко разбираются в звуковых и изобразительных решениях, присущих современному кинематографу, знают историю и теорию зарубежного и отечественного кино, сцены и ТВ.
  • Московский государственный институт культуры. Здесь можно получить специальность драматурга или литературного работника на факультете медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств. Стажировки организовываются в рекламных агентствах, органах власти, на радио, в редакциях газет и журналов.

Вспомним о еще одном интересном заведении, где выучиться на сценариста могут люди из других сфер деятельности. Высшие курсы сценаристов и режиссеров (г. Москва) – это единственное в своем роде учебное заведение, где всего за 2 года можно получить полноценное профессиональное образование. Выдающиеся преподаватели, лучшие авторские программы, встречи со знаменитыми кинематографистами – все это создает уникальную атмосферу для роста мастерства студента. Поступить сюда можно, уже имея диплом о высшем образовании, сдав творческое испытание.

Обязанности на работе

Сценарист за работой

Коротко остановимся на том, чем занимается сценарист на своем рабочем месте. Если он штатный сотрудник киностудии, телеканала, театра, другой организации или работает по их заказу, то в его основные обязанности может входить:

  • разработка концепций или идей театральных постановок, фильмов, массовых мероприятий, праздников;
  • создание рекламных или социальных видеороликов;
  • создание контента для визуализации своего или чужого сценария (реплики ведущих или актеров, подсказки и подводки и др.);
  • написание рекламных статей и пресс-релизов.

Во время съемок фильма или сериала сценарист может активно взаимодействовать с членами съемочной группы, в первую очередь с режиссером. Иногда нужно перерабатывать текст буквально на колене, поскольку ситуация требует срочной корректировки сюжета или диалога.

Теперь о том, что делает сценарист, когда он не в штате какой-либо организации и у него нет заказа. В таком случае он пишет сценарии, чтобы предложить их кино- или телестудии. Для этого необходимо только иметь стол, компьютер и настойчивость. Нередко ему приходится зарабатывать деньги другой деятельностью, а в свободное время писать, в надежде продать свой сюжет.

Кому подходит

Работа сценариста подходит творческим людям, которые умеют придумывать и рассказывать интересные истории, а это дано далеко не каждому. Хороший кинодраматург должен обладать такими профессиональными качествами:

  • писательский талант и любовь к этому занятию;
  • хорошо развитая фантазия;
  • эрудированность в разных сферах и начитанность;
  • богатый словарный запас;
  • знание различных исторических эпох и видов человеческой деятельности;
  • сценарное мышление (способность увязывать между собой различные жизненные ситуации, мотивировать действия и поступки героев);
  • умение работать быстро и укладываться в дедлайны.

Что касается личных качеств, то трудно обойтись без:

  • уверенности в себе;
  • чувства юмора;
  • внимательности к мелочам;
  • интуитивного мышления;
  • трудолюбия;
  • коммуникабельности и способности избегать конфликтов;
  • терпения (поскольку иногда один и тот же текст приходится править десятки раз).

К плюсам работы можно отнести признание в профессиональной среде и неплохой доход при достижении успеха, любимое занятие, знакомство с интересными людьми. Минусы – риск провала, нестабильность заработка, творческие кризисы, стрессы в процессе написания и корректировки сюжетов.

Сколько получают

В интернете заработная плата сценариста указана в размере от 40 до 70 тысяч рублей в месяц, однако здесь есть много нюансов. Во-первых, регион: в Москве платят гораздо больше, чем на местах. Во-вторых, сфера деятельности: сейчас проще заработать в IT-компаниях, разрабатывая идеи для компьютерных игр, или в event-индустрии, организовывая массовые мероприятия и шоу, чем в кинематографе. В-третьих – это уровень специалиста: некоторые яркие кинодраматурги, выдающие качественный продукт, ценятся очень высоко в отличие от рядовых представителей профессии.

При производстве популярных сейчас телесериалов на сценарий выделяется в среднем 3 % от общего бюджета проекта. Некоторым за один эпизод платят 60-70 тысяч рублей, другим – миллион, несмотря на то, сколько времени потрачено на его создание. Во многом это зависит от заказчика, зрительской аудитории и количества рекламодателей. В среднем на центральных каналах телесценарист зарабатывает от 100 до 250 тысяч рублей. За сценарий фильма целиком могут заплатить до 3 миллионов рублей, но разработка может занять 1-2 года.

Как построить карьеру

Из всех, кто мечтает стать профессиональным сценаристом, серьезного успеха добиваются немногие. Для этого необходим недюжинный талант, трудолюбие, умение зацепить зрителя своим сюжетом и заставить его сопереживать. Многие забывают про свою мечту о большом кино и зарабатывают деньги, организовывая юбилеи, свадьбы и дни рождения.

Только самые упорные и целеустремленные добиваются своего. Они подрабатывают на любых халтурах, но никогда не забывают о своем истинном призвании. Для этого им приходится постоянно участвовать в проводимых в интернете конкурсах, отправлять заявки в кинокомпании, обращаться к режиссерам и продюсерам, искать другие способы привлечь внимание к своему творчеству.

Однако и здесь есть один важный нюанс. Большинство зрителей, выйдя из кинотеатра, смогут назвать исполнителей главных ролей, некоторые вспомнят режиссера и композитора, но сценарист фильма не известен практически никому. Публичная популярность кинодраматургу не грозит, по-настоящему оценить уровень его таланта могут лишь коллеги по творческому цеху.

Перспективы профессии

Сценарист – это человек, без которого невозможно развитие современного кино, телевидения и театрального искусства. В конкурентную борьбу за увлекательные сюжеты включились также IT-сфера и индустрия развлечений. Спрос на качественный продукт сейчас просто огромен, однако найти сильный сценарий – большая проблема. Причиной такой ситуации является то, что из общей массы людей, называющих себя сценаристами, истинным талантом обладают очень немногие.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия сценарист подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

From Wikipedia, the free encyclopedia

A screenplay writer (also called screenwriter, scriptwriter, scribe or scenarist) is a writer who practices the craft of screenwriting, writing screenplays on which mass media, such as films, television programs and video games, are based.

Terminology[edit]

In the silent era, writers now considered screenwriters were denoted by terms such as photoplaywright, photoplay writer, photoplay dramatist and screen playwright.[1] Screenwriting historian Steven Maras notes that these early writers were often understood as being the authors of the films as shown and argues that they cannot be precisely equated with present-day screenwriters because they were responsible for a technical product, a brief «scenario», «treatment», or «synopsis» that is a written synopsis of what is to be filmed.[1]

Profession[edit]

Screenwriting is a freelance profession. No education is required to be a professional screenwriter, just good storytelling abilities and imagination. Screenwriters are not hired employees but contracted freelancers. Most, if not all, screenwriters start their careers writing on speculation (spec) and so write without being hired or paid for it. If such a script is sold, it is called a spec script. What separates a professional screenwriter from an amateur screenwriter is that professional screenwriters are usually represented by a talent agency. Also, professional screenwriters do not often work for free, but amateur screenwriters will often work for free and are considered «writers in training.» Spec scripts are usually penned by unknown professional screenwriters and amateur screenwriters.

There are a legion of would-be screenwriters who attempt to enter the film industry, but it often takes years of trial and error, failure, and gritty persistence to achieve success. In Writing Screenplays that Sell, Michael Hague writes, «Screenplays have become, for the last half of [the twentieth] century, what the Great American Novel was for the first half. Closet writers who used to dream of the glory of getting into print now dream of seeing their story on the big or small screen.»[2]

Film industry[edit]

Every screenplay and teleplay begins with a thought or idea, and screenwriters use their ideas to write scripts, with the intention of selling them and having them produced.[3] In some cases, the script is based on an existing property, such as a book or person’s life story, which is adapted by the screenwriter.[4] The majority of the time, a film project gets initiated by a screenwriter. The initiator of the project gets the exclusive writing assignment.[3] They are referred to as «exclusive» assignments or «pitched» assignments. Screenwriters who often pitch new projects, whether original or an adaptation, often do not have to worry about competing for assignments and are often more successful. When word is put out about a project a film studio, production company, or producer wants done, they are referred to as «open» assignments. Open assignments are more competitive. If screenwriters are competing for an open assignment, more established writers usually win the assignments. A screenwriter can also be approached and personally offered a writing assignment.

Script doctoring[edit]

Many screenwriters also work as full or part-time script doctors, attempting to better a script to suit the desires of a director or studio. For instance, studio management may have a complaint that the motivations of the characters are unclear or that the dialogue is weak.

Hollywood has shifted writers onto and off projects since its earliest days, and the assignment of credits is not always straightforward or complete, which poses a problem for film study. In his book Talking Pictures, Richard Corliss discussed the historian’s dilemma: «A writer may be given screen credit for work he didn’t do (as with Sidney Buchman on Holiday), or be denied credit for work he did do (as with Sidney Buchman on The Awful Truth).»[5]

Development process[edit]

After a screenwriter finishes a project, they pair with an industry-based representative, such as a producer, director, literary agent, entertainment lawyer, or entertainment executive. The partnerships often pitch their project to investors or others in a position to further a project. Once the script is sold, the writer has only the rights that were agreed with the purchaser.[3]

A screenwriter becomes credible by having work that is recognized, which gives the writer the opportunity to earn a higher income.[3] As more films are produced independently (outside the studio system), many up-and-coming screenwriters are turning to pitch fests, screenplay contests, and independent development services to gain access to established and credible independent producers. Many development executives are now working independently to incubate their own pet projects.

Production involvement[edit]

Screenwriters are rarely involved in the production of a film. Sometimes they come on as advisors, or if they are established, as a producer. Some screenwriters also direct. Although many scripts are sold each year, many do not make it into production because the number of scripts that are purchased every year exceeds the number of professional directors that are working in the film and TV industry. When a screenwriter finishes a project and sells it to a film studio, production company, TV network, or producer, they often have to continue networking, mainly with directors or executives, and push to have their projects «chosen» and turned into films or TV shows. If interest in a script begins to fade, a project can go dead.

Union[edit]

Most professional screenwriters in the U.S. are unionized and are represented by the Writers Guild of America. Although membership in the WGA is recommended, it is not required of a screenwriter to join. The WGA is the final arbiter on awarding writing credit for projects under its jurisdiction. The WGA also looks upon and verifies film copyright materials.

Salary[edit]

Minimum salaries for union screenwriters are set by the Writers Guild of America. Non-union screenwriters may write for free; an established screenwriter may write for millions of dollars.

Definitions[edit]

  • Against: A word used to describe a script’s unproduced price relative to its value if approved for production—for example, if a script is sold for $300,000, but the writer gains an extra $200,000 if it leads to production, the screenwriter’s salary is described as «$300,000 against $500,000».[citation needed]
  • Option: If a script is not purchased, it may be optioned. An option is money paid in exchange for the right (the «option») to produce—and therefore to purchase outright—a screenplay, treatment, or other work within a certain period.
  • Feature assignment: The writer writes the script on assignment under contract with a studio, production company, or individual.
  • Pitch: The writer holds a five- to twenty-minute presentation of the film to buyers in a short meeting.
  • Rewriting: The writer rewrites someone else’s script for pay. The writer pitches their «take», much like they would an original pitch.
  • Spec script: Short for «speculative» or «on speculation» as in; «She wrote her script on spec». The writer writes the script (original or someone else’s idea) without being paid, and, subsequently, tries to sell it.

History[edit]

  • 1900: One of America’s first screenwriters, New York journalist Roy McCardell, is hired to write ten scenarios (each about 90 seconds long) for $15 each (equivalent to $489 in 2021).[6]
  • 1949: Ben Hecht is paid $10,000 a week (about $113,888 in 2021).[7] Claims David O. Selznick paid him $3,500 a day (about $39,900 in 2021).
  • 1984: Shane Black sells the screenplay to Lethal Weapon for $250,000.
  • 1990: Kathy McWorter, who was promoted by her agent as a 21-year-old wunderkind, though in fact she was 28 years old, sells her sex comedy The Cheese Stands Alone for $1 million.[8] This was followed by nuclear-terrorist technothriller The Ultimatum by Laurence Dworet and Robert Roy Pool, and WWII action comedy Hell Bent… and Back! by Doug Richardson and Rick Jaffa, both of which sold for a million dollars. None of these movies has been produced so far.
  • 1992: Sherry Lansing is hired[9] to run Paramount and spends $3.6 million in less than a week, $2.5 million for a two-page outline of Jade by Joe Eszterhas,[10] and $1.1 million (about $1,968,366 in 2018) for the script Milk Money by John Mattson.[11] Both deals are records, respectively, for outlines and romantic comedy specs.
  • 2005: Terry Rossio and Bill Marsilii are paid $3 million against $5 million for the script of Déjà Vu.[12]

Current records[edit]

Some of the highest amounts paid to writers for spec screenplays:

$5 million:

  • Déjà Vu by Terry Rossio and Bill Marsilii[12]

$2 million:

  • Arthur & Lancelot (unproduced) by David Dobkin[13]

$1 million:

  • Milk Money by John Mattson ($1.1 million, outright purchase[11])
  • Epsilon (unproduced) by Rhett Reese and Paul Wernick[14] («Sources say the Sony deal closed in the $1 million range.»[14])
  • The Imitation Game by Graham Moore, at «seven figures» to Warner Brothers[15]

See also[edit]

  • Film crew
  • First-look deal
  • Lists of screenwriters
  • List of screenwriting software
  • Playwright
  • Screenwriter’s salary
  • Script (comics)
  • Showrunner
  • Television crew
  • Television director
  • Television program creator

References[edit]

  1. ^ a b Steven Maras. Screenwriting: History, Theory and Practice. Wallflower Press, 2009. pp. 82–85. ISBN 9781905674824
  2. ^ Hauge, Michael (1991). Writing Screenplays That Sell. HarperPerennial. ISBN 9780062725004.
  3. ^ a b c d Ferguson, Brooks (17 April 2009). «Creativity and integrity: Marketing the «in development» screenplay». Psychology and Marketing. 26 (5): 421–444. doi:10.1002/mar.20281.
  4. ^ Biopic & Book Adaptation — http://www.screenwriterdude.com/biopic—book-adaptation.html
  5. ^ Corliss, Richard, Talking Pictures: Screenwriters in the American Cinema, 1927–1973, Overlook Books, 1974, pg. 78
  6. ^ 1634–1699: McCusker, J. J. (1997). How Much Is That in Real Money? A Historical Price Index for Use as a Deflator of Money Values in the Economy of the United States: Addenda et Corrigenda (PDF). American Antiquarian Society. 1700–1799: McCusker, J. J. (1992). How Much Is That in Real Money? A Historical Price Index for Use as a Deflator of Money Values in the Economy of the United States (PDF). American Antiquarian Society. 1800–present: Federal Reserve Bank of Minneapolis. «Consumer Price Index (estimate) 1800–». Retrieved 16 April 2022.
  7. ^ «Ben Hecht». IMDb. Retrieved 20 December 2018.
  8. ^ «Screenwriters Adjust to Being Bit Players Again». New York Times. 9 December 2001.
  9. ^ Lowry, Brian (5 November 1992). «Lansing in new Par pic post». Variety. Retrieved 7 June 2020.
  10. ^ Marx, Andy (9 November 1992). «‘Jade’ deal a $2.5 mil gem». Variety. Retrieved 7 June 2020.
  11. ^ a b Eller, Claudia (13 November 1992). «Par in ‘Money’ as DDLC riled». Variety. Retrieved 7 June 2020.
  12. ^ a b Lee, Chris (16 May 2005). «A tale of Hollywood e-harmony». Los Angeles Times. Retrieved 20 December 2018.
  13. ^ Myers, Scott. «Spec Script Sale: «Arthur & Lancelot»«. Go Into The Story. Retrieved 29 November 2012.
  14. ^ a b Kit, Borys. «‘Zombieland’ Writers Sell Sci-Fi Project ‘Epsilon’ to Sony (Exclusive)». The Hollywood Reporter. Retrieved 29 November 2012.
  15. ^ Finke, Nikki (12 October 2011). «Warner Bros Buys Spec Script About Math Genius Alan Turing For Leonardo DiCaprio». Retrieved 20 December 2018.

External links[edit]

  • Media related to Screenwriters at Wikimedia Commons
  • Spec Script Sales Analysis 2008: Top Sales

From Wikipedia, the free encyclopedia

A screenplay writer (also called screenwriter, scriptwriter, scribe or scenarist) is a writer who practices the craft of screenwriting, writing screenplays on which mass media, such as films, television programs and video games, are based.

Terminology[edit]

In the silent era, writers now considered screenwriters were denoted by terms such as photoplaywright, photoplay writer, photoplay dramatist and screen playwright.[1] Screenwriting historian Steven Maras notes that these early writers were often understood as being the authors of the films as shown and argues that they cannot be precisely equated with present-day screenwriters because they were responsible for a technical product, a brief «scenario», «treatment», or «synopsis» that is a written synopsis of what is to be filmed.[1]

Profession[edit]

Screenwriting is a freelance profession. No education is required to be a professional screenwriter, just good storytelling abilities and imagination. Screenwriters are not hired employees but contracted freelancers. Most, if not all, screenwriters start their careers writing on speculation (spec) and so write without being hired or paid for it. If such a script is sold, it is called a spec script. What separates a professional screenwriter from an amateur screenwriter is that professional screenwriters are usually represented by a talent agency. Also, professional screenwriters do not often work for free, but amateur screenwriters will often work for free and are considered «writers in training.» Spec scripts are usually penned by unknown professional screenwriters and amateur screenwriters.

There are a legion of would-be screenwriters who attempt to enter the film industry, but it often takes years of trial and error, failure, and gritty persistence to achieve success. In Writing Screenplays that Sell, Michael Hague writes, «Screenplays have become, for the last half of [the twentieth] century, what the Great American Novel was for the first half. Closet writers who used to dream of the glory of getting into print now dream of seeing their story on the big or small screen.»[2]

Film industry[edit]

Every screenplay and teleplay begins with a thought or idea, and screenwriters use their ideas to write scripts, with the intention of selling them and having them produced.[3] In some cases, the script is based on an existing property, such as a book or person’s life story, which is adapted by the screenwriter.[4] The majority of the time, a film project gets initiated by a screenwriter. The initiator of the project gets the exclusive writing assignment.[3] They are referred to as «exclusive» assignments or «pitched» assignments. Screenwriters who often pitch new projects, whether original or an adaptation, often do not have to worry about competing for assignments and are often more successful. When word is put out about a project a film studio, production company, or producer wants done, they are referred to as «open» assignments. Open assignments are more competitive. If screenwriters are competing for an open assignment, more established writers usually win the assignments. A screenwriter can also be approached and personally offered a writing assignment.

Script doctoring[edit]

Many screenwriters also work as full or part-time script doctors, attempting to better a script to suit the desires of a director or studio. For instance, studio management may have a complaint that the motivations of the characters are unclear or that the dialogue is weak.

Hollywood has shifted writers onto and off projects since its earliest days, and the assignment of credits is not always straightforward or complete, which poses a problem for film study. In his book Talking Pictures, Richard Corliss discussed the historian’s dilemma: «A writer may be given screen credit for work he didn’t do (as with Sidney Buchman on Holiday), or be denied credit for work he did do (as with Sidney Buchman on The Awful Truth).»[5]

Development process[edit]

After a screenwriter finishes a project, they pair with an industry-based representative, such as a producer, director, literary agent, entertainment lawyer, or entertainment executive. The partnerships often pitch their project to investors or others in a position to further a project. Once the script is sold, the writer has only the rights that were agreed with the purchaser.[3]

A screenwriter becomes credible by having work that is recognized, which gives the writer the opportunity to earn a higher income.[3] As more films are produced independently (outside the studio system), many up-and-coming screenwriters are turning to pitch fests, screenplay contests, and independent development services to gain access to established and credible independent producers. Many development executives are now working independently to incubate their own pet projects.

Production involvement[edit]

Screenwriters are rarely involved in the production of a film. Sometimes they come on as advisors, or if they are established, as a producer. Some screenwriters also direct. Although many scripts are sold each year, many do not make it into production because the number of scripts that are purchased every year exceeds the number of professional directors that are working in the film and TV industry. When a screenwriter finishes a project and sells it to a film studio, production company, TV network, or producer, they often have to continue networking, mainly with directors or executives, and push to have their projects «chosen» and turned into films or TV shows. If interest in a script begins to fade, a project can go dead.

Union[edit]

Most professional screenwriters in the U.S. are unionized and are represented by the Writers Guild of America. Although membership in the WGA is recommended, it is not required of a screenwriter to join. The WGA is the final arbiter on awarding writing credit for projects under its jurisdiction. The WGA also looks upon and verifies film copyright materials.

Salary[edit]

Minimum salaries for union screenwriters are set by the Writers Guild of America. Non-union screenwriters may write for free; an established screenwriter may write for millions of dollars.

Definitions[edit]

  • Against: A word used to describe a script’s unproduced price relative to its value if approved for production—for example, if a script is sold for $300,000, but the writer gains an extra $200,000 if it leads to production, the screenwriter’s salary is described as «$300,000 against $500,000».[citation needed]
  • Option: If a script is not purchased, it may be optioned. An option is money paid in exchange for the right (the «option») to produce—and therefore to purchase outright—a screenplay, treatment, or other work within a certain period.
  • Feature assignment: The writer writes the script on assignment under contract with a studio, production company, or individual.
  • Pitch: The writer holds a five- to twenty-minute presentation of the film to buyers in a short meeting.
  • Rewriting: The writer rewrites someone else’s script for pay. The writer pitches their «take», much like they would an original pitch.
  • Spec script: Short for «speculative» or «on speculation» as in; «She wrote her script on spec». The writer writes the script (original or someone else’s idea) without being paid, and, subsequently, tries to sell it.

History[edit]

  • 1900: One of America’s first screenwriters, New York journalist Roy McCardell, is hired to write ten scenarios (each about 90 seconds long) for $15 each (equivalent to $489 in 2021).[6]
  • 1949: Ben Hecht is paid $10,000 a week (about $113,888 in 2021).[7] Claims David O. Selznick paid him $3,500 a day (about $39,900 in 2021).
  • 1984: Shane Black sells the screenplay to Lethal Weapon for $250,000.
  • 1990: Kathy McWorter, who was promoted by her agent as a 21-year-old wunderkind, though in fact she was 28 years old, sells her sex comedy The Cheese Stands Alone for $1 million.[8] This was followed by nuclear-terrorist technothriller The Ultimatum by Laurence Dworet and Robert Roy Pool, and WWII action comedy Hell Bent… and Back! by Doug Richardson and Rick Jaffa, both of which sold for a million dollars. None of these movies has been produced so far.
  • 1992: Sherry Lansing is hired[9] to run Paramount and spends $3.6 million in less than a week, $2.5 million for a two-page outline of Jade by Joe Eszterhas,[10] and $1.1 million (about $1,968,366 in 2018) for the script Milk Money by John Mattson.[11] Both deals are records, respectively, for outlines and romantic comedy specs.
  • 2005: Terry Rossio and Bill Marsilii are paid $3 million against $5 million for the script of Déjà Vu.[12]

Current records[edit]

Some of the highest amounts paid to writers for spec screenplays:

$5 million:

  • Déjà Vu by Terry Rossio and Bill Marsilii[12]

$2 million:

  • Arthur & Lancelot (unproduced) by David Dobkin[13]

$1 million:

  • Milk Money by John Mattson ($1.1 million, outright purchase[11])
  • Epsilon (unproduced) by Rhett Reese and Paul Wernick[14] («Sources say the Sony deal closed in the $1 million range.»[14])
  • The Imitation Game by Graham Moore, at «seven figures» to Warner Brothers[15]

See also[edit]

  • Film crew
  • First-look deal
  • Lists of screenwriters
  • List of screenwriting software
  • Playwright
  • Screenwriter’s salary
  • Script (comics)
  • Showrunner
  • Television crew
  • Television director
  • Television program creator

References[edit]

  1. ^ a b Steven Maras. Screenwriting: History, Theory and Practice. Wallflower Press, 2009. pp. 82–85. ISBN 9781905674824
  2. ^ Hauge, Michael (1991). Writing Screenplays That Sell. HarperPerennial. ISBN 9780062725004.
  3. ^ a b c d Ferguson, Brooks (17 April 2009). «Creativity and integrity: Marketing the «in development» screenplay». Psychology and Marketing. 26 (5): 421–444. doi:10.1002/mar.20281.
  4. ^ Biopic & Book Adaptation — http://www.screenwriterdude.com/biopic—book-adaptation.html
  5. ^ Corliss, Richard, Talking Pictures: Screenwriters in the American Cinema, 1927–1973, Overlook Books, 1974, pg. 78
  6. ^ 1634–1699: McCusker, J. J. (1997). How Much Is That in Real Money? A Historical Price Index for Use as a Deflator of Money Values in the Economy of the United States: Addenda et Corrigenda (PDF). American Antiquarian Society. 1700–1799: McCusker, J. J. (1992). How Much Is That in Real Money? A Historical Price Index for Use as a Deflator of Money Values in the Economy of the United States (PDF). American Antiquarian Society. 1800–present: Federal Reserve Bank of Minneapolis. «Consumer Price Index (estimate) 1800–». Retrieved 16 April 2022.
  7. ^ «Ben Hecht». IMDb. Retrieved 20 December 2018.
  8. ^ «Screenwriters Adjust to Being Bit Players Again». New York Times. 9 December 2001.
  9. ^ Lowry, Brian (5 November 1992). «Lansing in new Par pic post». Variety. Retrieved 7 June 2020.
  10. ^ Marx, Andy (9 November 1992). «‘Jade’ deal a $2.5 mil gem». Variety. Retrieved 7 June 2020.
  11. ^ a b Eller, Claudia (13 November 1992). «Par in ‘Money’ as DDLC riled». Variety. Retrieved 7 June 2020.
  12. ^ a b Lee, Chris (16 May 2005). «A tale of Hollywood e-harmony». Los Angeles Times. Retrieved 20 December 2018.
  13. ^ Myers, Scott. «Spec Script Sale: «Arthur & Lancelot»«. Go Into The Story. Retrieved 29 November 2012.
  14. ^ a b Kit, Borys. «‘Zombieland’ Writers Sell Sci-Fi Project ‘Epsilon’ to Sony (Exclusive)». The Hollywood Reporter. Retrieved 29 November 2012.
  15. ^ Finke, Nikki (12 October 2011). «Warner Bros Buys Spec Script About Math Genius Alan Turing For Leonardo DiCaprio». Retrieved 20 December 2018.

External links[edit]

  • Media related to Screenwriters at Wikimedia Commons
  • Spec Script Sales Analysis 2008: Top Sales

Сценаристы специализируются на создании сценариев для чего-либо. Будь то кинофильмы, сериалы, квесты, видеоблоги или другие виды контента. Мы расскажем о том, чем занимается сценарист. Поведаем, на какие аспекты стоит обратить внимание во время процесса освоения профессии. А также поговорим о важных ее аспектах.

О профессии

Сценарист — человек с высшим профильным образованием. В его обязанности входит создание сюжета для чего-либо. Основная задача специалиста — создать интересных персонажей и сделать так, чтобы они действовали логично. А еще, он должен прописать диалоги. Они тоже должны звучать интересно и, что самое главное, логично.

Где работают сценаристы?

Список мест для трудоустройства сценаристов — огромен. Хороший специалист может трудоустроиться:

  1. В киностудию. Для участия в съемках определенной картины.
  2. На телевидение. Для того, чтобы прорабатывать сюжеты определенных ток-шоу, программ.
  3. В театр. Для того, чтобы писать сценарии для определенных постановок.
  4. В рекламное агентство. Сценарии pr-роликам тоже крайне необходимы. 
  5. В компании, которые занимаются организацией вечеринок. А также различных видов шоу. 

Также, не стоит забывать о новой популярной сфере — индустрии компьютерных игр. Для их разработки тоже требуются сценаристы. Поскольку они прорабатывают сюжет. 

Особенности профессии

Основная задача сценариста — создать сценарий, который можно будет не просто прочитать. Но и воплотить в жизнь режиссеру. Сценаристу нужно помнить о том, что книги сильно отличаются от сценариев. Там мотивация персонажа сделать то или иное действие прописывается и объясняется. В сценариях же этого нет. Во время постановки сюжет должен быть продуман до мелочей. Чтобы зритель понял: персонаж совершил определенное действие не просто так. А потому, что нуждался в этом. Соответственно, сценарист должен выстроить причинно-следственную связь в каждом диалоге и движении персонажей. В этом случае зрителям будет понятна мотивация героев.

Еще немного о сценариях

Сценарием является главная часть кинокартины. В ней до максимальных мелочей прописывается тот или иной вид сюжета. А также важные характеристики героев и их диалоги. Сценарист связывает и расписывает все это по нескольким эпизодам. Для того, чтобы режиссеру было проще справиться со съемкой того или иного фильма. 

Существует два основных вида сценариев. Первые — оригинальные. Те, которые сценарист выдумал из своей головы. Вторые — адаптированные. Те, которые были подогнаны под видео-формат и взяты из книг.

Виды сценаристов

На Западе над созданием сценариев трудятся сценаристы разных видов. Для кино и сериалов там нанимают сразу нескольких сотрудников. Каждый из них отвечает за свою часть сюжета. В странах СНГ обычно один драматург занимается сразу несколькими обязанностями. Итак, сценаристы подразделяются на три основных вида:

  1. Создатели синопсиса. В обязанности специалистов этого спектра входит разработка маленького по объемам произведения. Здесь на небольшом количестве страниц указывается тема определенного произведения. И проблема, которая в нем раскрывается (например, взаимодействие героев друг с другом; то, почему они совершают те или иные действия). Если сценарист работает в сериале, то он должен придумывать синопсис к каждой серии. На это ему обычно дается неделя.
  2. Сюжетники. Специалисты этого спектра прописывают каждую сцену определенного эпизода. Указывают там каждую деталь. До мелочей. Также, они подгоняют первоначальный сценарий под требования режиссеров. А также под то, смогут ли персонажи сыграть определенное действие или нет.
  3. Диалогисты. Они специализируются на проработке диалогов между всеми персонажами кинокартины. В некоторых случаях сценарист должен уметь импровизировать. Для того, чтобы оперативно подкорректировать тот или иной диалог.

Если студия или компания, в которой работает сценарист, маленькая, то ему, скорее всего, придется работать в одиночку. И совмещать каждую из этих задач самостоятельно. Если же пойти в крупную фирму, то может получиться так, что обязанности между несколькими сценаристами будут распределяться. И каждый будет иметь возможность заниматься только определенными аспектами сценария.

Как и где учиться на сценариста?

Чтобы стать сценаристом, необходимо получить высшее образование. Без него создавать сюжеты у подростка тоже получится. Однако, если он хочет делать свою работу действительно качественно, то этому нужно полноценно учиться. Сценарное дело — сложное ремесло. Его просто так не освоишь.

Диплом об образовании лучше получать на специальности под названием «драматургия». При этом, также подойдет журналистское образование. И филологическое. 

Почему не стоит становиться сценаристом без образования?

У подростка действительно может быть талант к сценарному делу. Однако, без высшего образования он не научится реализовывать задуманное. Будет допускать ляпы в сценарии. Не будет давать персонажам достаточную мотивацию. В результате, будет происходить то, что обычно бывает в некоторых отечественных сериалах. Дыры в сюжете и отсутствие достаточной мотивации у персонажей совершать определённые действия. Последнее проявляется в том, что иногда они совершают какие-то очень странные поступки. И ты совсем не понимаешь, что их сподвигло сделать это. А все потому, что режиссер недостаточно раскрыл персонажа и его мотивы.

Какие предметы нужно усиленно изучать, чтобы поступить на сценариста?

Чтобы поступить в ВУЗ на нужную специальность, подростку необходимо будет уделить внимание многим гуманитарным наукам и предметам. В частности, ему предстоит готовиться к ЕГЭ по лит-ре, истории, английскому и русскому. Также, стоит уделить внимание обществознанию. 

Помимо этого, подростку предстоит пройти испытание в приемной комиссии. Здесь тинейджеру необходимо будет показать сотрудникам университета свои работы. Помимо этого, необходимо будет получить на них отзывы от каких-либо критиков. Все это предстоит приложить при поступлении. Соответственно, подростку необходимо будет начинать создавать сценарии в как можно более раннем возрасте. И регулярно дополнять собственное портфолио. Делать это можно с помощью новых написанных работ.

В какой университет пойти учиться на сценариста?

К сожалению, в сценарном деле образование действительно важно. Чем лучше «корочка», тем выше шансов попасть на высокооплачиваемую работу. И получить хорошую вакансию.

Поэтому мы рекомендуем вам отправлять тинейджера учиться в Москву или Санкт-Петербург. Там дают очень сильные знания. А также иногда отправляют на практику. Соответственно, у тинейджера будет возможность справиться с той или иной задачей. Устроиться на работу.

Обязанности сценариста

Сценарист должен:

  1. Создавать концепции сценариев, а также идеи, связанные с ними, для различных видов контента. То есть, для театральных сценок, фильмов и так далее.
  2. Разрабатывать ролики для рекламы. А также для социальной рекламы.
  3. Придумывать способы, с помощью которых можно воплотить в жизнь собственную или чужую идею сценария (например, по заказу режиссера). Здесь он должен прописывать слова ведущих. Различные виды подсказок для режиссера. А также другие виды текстов.
  4. Создавать статьи для рекламы чего-либо. А также писать различные виды пресс-релизов.

Сколько зарабатывают сценаристы?

Средняя заработная плата сценаристов в России варьируется на уровне от сорока до семидесяти тысяч рублей за один месяц работы. При этом, на ее уровень влияет огромное количество факторов. В столице сценаристам готовы платить в разы больше, чем в регионах. Также, нужно учитывать сферу деятельности определённой фирмы. В компании по разработке игр сценарист будет получать больше денег, чем, например, в театре. 

Также, на зарплату влияет уровень профессионализма. Если сценарист действительно талантливый, то он может претендовать на высокий уровень заработной платы. 

Вообще, з/п в индустрии значительно разнится. Одним сценаристам за один эпизод могут платить семьдесят тысяч рублей, а остальным — от нескольких сотен тысяч и выше. Все опять же зависит от таланта и уровня признания.

ico

Профессия сценарист

03.05.2022

Читать: 2 мин.

Сценарий с продуманными персонажами, интересными диалогами и неожиданными поворотами сюжета – основа любого фильма, сериала, мультфильма или компьютерной игры. Создает эту основу сценарист – представитель очень интересной, творческой и перспективной профессии.

Особенности профессии сценариста

Задача сценариста – не просто сочинить сюжетные ходы, но и выступить в роли драматурга, то есть, продумать характеры героев, прописать их монологи и диалоги. От него требуется описание места, в котором происходит действие, обстановки и других подробностей, помогающих раскрыть сюжет и расставить акценты. Работа осложняется тем, что у автора нет возможности объяснить текстом мотивы поступков, которые совершают герои, поэтому очень важны логичность повествования, точность реплик персонажей, соответствие их поведения характерам.

В связи с тем, что количество фильмов и особенно сериалов стремительно растет, внутри профессии появляются специализации, например:

Создатель синопсиса – краткого изложения сценария, сюжетных ходов, которое пишется для всего фильма или для отдельного эпизода сериала.
Разработчик диалогов – человек, который прописывает монологи персонажей и диалоги между ними, ориентируясь на сюжет и характеры героев.
Сюжетник – на основе синопсиса расписывает сюжет по отдельным сценам.

Сценарии могут быть написаны автором с нуля или на основе существующих литературных произведений. Во втором случае сценарист должен адаптировать их для аудиовизуального восприятия, разбить на сцены, на основе которых будут сниматься эпизоды, и детально прописать каждую из них.

Название профессии ассоциируется, в первую очередь, с кинопроизводством, однако сегодня возможности применения таланта создания интересных сценариев существенно расширились и не ограничиваются только киноиндустрией. Сценаристы нужны для создания:
Развлекательных шоу
Телевизионных передач
Рекламных роликов
Мобильных приложений
Онлайн-тренингов

Даже массовые праздники не обходятся без участия сценаристов, причем как частные (например, пишутся сценарии для корпоративов, свадеб, юбилеев), так и общественные – например, городские.

Необходимые качества

Главное качество, которым должен обладать сценарист – писательский талант, умение придумывать и красиво рассказывать истории. Однако для постоянной востребованности и успешности этого недостаточно.

Сценаристу также необходимы:
Широкая эрудиция и умение работать с информацией. Особенно это важно, если создается сценарий тематического продукта – например, исторического или «производственного» сериала (описывающего работу представителей какой-либо профессии).
Коммуникабельность. Большую часть работы сценарист выполняет в одиночку или в соавторстве с 1-2 коллегами. Но ему регулярно приходится контактировать с режиссером, актерами, экспертами, выступающими в роли консультантов. Не исключено, что придется вносить правки либо отстаивать свою точку зрения. Чтобы подобные коммуникации были конструктивными, необходимо умение общаться с самыми разными людьми.
Организованность и самодисциплина. Если сценарий пишется на заказ, автор обязан укладываться в сроки и соблюдать дедлайны, указанные в договоре.
Аналитические способности. Сценаристу приходится исследовать факты, отбирать нужные и отсеивать недостоверные, проводить целые документальные исследования в процессе работы над сценарием.

Еще одно важное качество, необходимое даже гениальным сценаристам, — терпение. Не исключено, что заказчик сценария или режиссер будет неоднократно просить внести правки в текст, в том числе во время съемочного процесса. К таким корректировкам нужно быть готовым и воспринимать их как обычные рабочие моменты.

Где можно получить профессию сценариста

Сценарист – это, в первую очередь, литератор, поэтому чаще всего представители этой профессии имеют филологическое, журналистское образование или диплом драматурга, который можно получить после учебы в театральных вузах, институтах искусств, телевидения.

Среди них, например:
ВГИК им. С.А. Герасимова: в знаменитом вузе есть сценарно-киноведческий факультет, выпускники которого получают специальность драматурга.
МГИК: обучившись на факультете медиакоммуникаций, выпускники получают диплом по специальности «Литературное творчество».
СПбГИКиТ: специальность «Драматург» получают выпускники факультета экранных искусств.
ГИТР: на сценарном факультете можно получить специальность драматурга театра и кино.
ВКСР им. Г.А. Данелии: учебное заведение профессиональной переподготовки, в которое принимаются люди, уже имеющие высшее образование. Специальность драматурга здесь можно получить за 2 года, обучаясь в Мастерской «Драматургия кино- и телефильма».

Какие предметы нужно сдавать на ЕГЭ, чтобы поступить на перечисленные факультеты? Требования практически единые: необходимы результаты по русскому языку, литературе, также проводится внутренний творческий конкурс, участникам которого нужно написать этюд на заданную тему. Некоторые вузы назначают еще одно испытание – очное собеседование абитуриентов с членами приемной комиссии.

Альтернатива высшему образованию, доступная и тем, кто закончил школьное обучение в 9 классе, – сценарные курсы, которые открыты, в том числе, в онлайн-школах. Они предполагают платное обучение в течение нескольких месяцев, включающее удаленные занятия с педагогами, выполнение домашних заданий и подготовку финального проекта (например, написание пилотной серии). Подтверждением такого образования становится обычно удостоверение или сертификат.

Однако профессия сценариста – это не только образование, но и талант, поэтому нередко в нее попадают люди, не имеющие прямого отношения к литературному творчеству. Например, в числе авторов сценария любимого детьми всего мира мультфильма «Маша и медведь» — Денис Червяцов, который профессионально занимался 3D-графикой, но решил попробовать себя в роли сценариста и отлично справился с ней.

Работа и карьерные возможности

Сценаристы могут быть штатными сотрудниками киностудии, компании-разработчика видеоигр, event-агентства или телеканала. В этом случае их заработная плата фиксированная, в среднем от 80 000 до 120 000 рублей, однако верхняя планка может быть намного выше, в зависимости от уровня компании и известности автора.

Второй вариант – работа на фрилансе, выполнение отдельных проектов. Фиксированной оплаты нет, а доход складывается из гонораров, уровень которых также зависит от авторитета сценариста, качества работ в его портфолио. Немалую роль играет и трудолюбие, упорство, готовность выполнять большие объемы работы.

Профессию сценариста называют одной из самых перспективных. Стремительно развиваются индустрия кино, рекламная отрасль, рынок ивентов, производство видеоигр и мобильных приложений. Сравнительное новое, но очень востребованное направление – онлайн-кинотеатры, для которых создаются отдельные продукты. Потребители и зрители становятся требовательнее, ждут новых впечатлений, которые формируются качественными, интересными сценариями, а потому авторы, способные написать их, без работы не останутся.

Источник: ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.


Вернуться к списку статей

ico

Подписка на дайджест новостей

Сценарист, который пишет для фильмов, телешоу, комиксов и игр

Страница сценария

A сценарист (также называемый для краткости сценарист ), сценарист или сценарист, это писатель, который практикует искусство сценария, написание сценариев, на которых основаны средства массовой информации, такие как фильмы, телевизионные программы и видеоигры.

Содержание

  • 1 Профессия
  • 2 Киноиндустрия
  • 3 Сценарий лечения
  • 4 Процесс разработки
  • 5 Участие в производстве
  • 6 Союз
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Профессия

Сценарист — это внештатная профессия. Чтобы стать профессиональным сценаристом, не требуется никакого образования, нужны только хорошие способности рассказывать и воображение. Сценаристы — это не нанятые сотрудники, а нанятые фрилансеры. Большинство сценаристов, если не все, начинают свою карьеру с предположений (спецификаций) и поэтому пишут, не будучи нанятыми или полученными за это. Если такой сценарий продается, он называется спецификационным сценарием. Что отличает профессионального сценариста от сценариста-любителя, так это то, что профессиональные сценаристы обычно представлены агентством талантов. Кроме того, профессиональные сценаристы не часто работают бесплатно, но сценаристы-любители часто работают бесплатно и считаются «обучающимися сценаристами». Сценарии спецификации обычно пишут неизвестные профессиональные сценаристы и сценаристы-любители.

Существует легион потенциальных сценаристов, которые пытаются войти в киноиндустрию, но для достижения успеха часто требуются годы проб и ошибок, неудач и упорства. Майкл Хейг в своей книге «Написание сценариев, которые продают» пишет: «Сценарии во второй половине [двадцатого] века стали тем, чем великий американский роман был для первой половины. Сценаристы, которые раньше мечтали о них слава попасть в печать теперь мечтает увидеть свою историю на большом или маленьком экране ».

Киноиндустрия

Каждый сценарий и телеспектакль начинается с мысли или идеи, и сценаристы используют свои идеи писать сценарии с целью их продажи и производства. В некоторых случаях сценарий основан на существующем свойстве, таком как книга или история жизни человека, которые адаптированы сценаристом. В большинстве случаев кинопроект инициируется сценаристом. Инициатор проекта получает эксклюзивное письменное задание. Они называются «эксклюзивными» заданиями или «генеральными» заданиями. Сценаристы, которые часто продвигают новые проекты, будь то оригинальные или адаптированные, часто не должны беспокоиться о конкуренции за задания, и зачастую добиваются большего успеха. Когда речь идет о проекте, который хочет выполнить киностудия, продюсерская компания или продюсер, это называется «открытыми» заданиями. Открытые задания более конкурентоспособны. Если сценаристы соревнуются за открытое задание, его обычно побеждают более авторитетные сценаристы. Также можно обратиться к сценаристу и лично предложить письменное задание.

Сценарий доктора

Многие сценаристы также работают полный или неполный рабочий день сценаристы, пытаясь улучшить сценарий, чтобы он соответствовал желаниям режиссера или студии. Например, у руководства студии может быть жалоба на непонятные мотивы персонажей или слабый диалог.

Подготовка сценария может быть довольно прибыльной, особенно для наиболее известных писателей. Дэвид Мэмет и Джон Сэйлз, например, финансируют фильмы, которые они снимают сами, обычно по собственным сценариям, путем написания и обработки сценариев для других. Фактически, некоторые писатели делают очень прибыльную карьеру, будучи девятым или десятым писателем, работающим над произведением, и они часто работают над проектами, которые никогда не подвергаются воздействию аудитории любого размера. Многие подающие надежды сценаристы также ghostwrite создают проекты и позволяют более авторитетным сценаристам взять на себя общественное признание проекта, чтобы повысить шансы на его реализацию.

Голливуд с самого начала переводил сценаристов в проекты и уезжал из них, и назначение кредитов не всегда бывает простым или полным, что создает проблемы для изучения кино. В своей книге «Talking Pictures» Ричард Корлисс обсуждал дилемму историка: «Писателю может быть дана репутация на экране за работу, которую он не делал (как в случае Сидни Бачмана в Holiday ), или ему будет отказано в признании за проделанную им работу (как в случае с Сидни Бачманом в Ужасная правда ) ».

Процесс разработки

После того, как сценарист закончит В рамках проекта он или она работает с отраслевым представителем, например, продюсером, режиссером литературным агентом, юристом в сфере развлечений или руководителем индустрии развлечений. Партнерства часто представляют свой проект инвесторам или другим лицам, которые могут продвигать проект. После продажи сценария писатель получает только те права, которые были согласованы с покупателем.

Сценарист получает доверие, имея признанную работу, что дает писателю возможность получать более высокий доход. По мере того, как все больше фильмов производится независимо (вне студийной системы), многие перспективные сценаристы обращаются к питч-фестивам, конкурсам сценариев и независимым службам разработки, чтобы получить доступ к признанным и заслуживающим доверия независимым продюсерам. Многие руководители разработчиков теперь работают независимо, чтобы создать собственные любимые проекты.

Участие в производстве

Сценаристы редко участвуют в создании фильма. Иногда они выступают в качестве советников или, если они уже созданы, в качестве продюсеров. Некоторые сценаристы тоже режиссируют. Хотя многие сценарии продаются каждый год, многие из них не попадают в производство, потому что количество сценариев, приобретаемых каждый год, превышает количество профессиональных режиссеров, работающих в кино и телеиндустрии. Когда сценарист заканчивает проект и продает его киностудии, продюсерской компании, телесети или продюсеру, ему или ей часто приходится продолжать работу в сети, в основном с директорами или руководителями, и добиваются того, чтобы их проекты «выбирали» и превращали в фильмы или телешоу. Если интерес к сценарию начинает угасать, проект может погибнуть.

Союз

Большинство профессиональных сценаристов в США объединены в профсоюзы и представлены Гильдией писателей Америки. Хотя членство в WGA рекомендуется, от сценариста вступать не требуется. WGA является окончательным арбитром при присуждении наград проектам, находящимся под ее юрисдикцией. WGA также рассматривает и проверяет материалы, защищенные авторскими правами на фильмы.

См. Также

  • Съемочная группа
  • Сделка с правом первого выбора
  • Списки сценаристов
  • Список программ для написания сценариев
  • Драматург
  • Зарплата сценариста
  • Сценарий (комиксы)
  • Шоураннер
  • Телевизионная команда
  • Телевизионный директор
  • Создатель телевизионных программ

Ссылки

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с сценаристами на Wikimedia Commons

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называют человека который пишет романы
  • Как называют человека который пишет рассказы
  • Как называют человека который пишет пьесы
  • Как называют человека который пишет посты
  • Как называют человека который пишет письмо