Как называются люди которые пишут мангу

Манга́ка (яп. 漫画家, скл.) — японское слово, обозначающее человека, который рисует комиксы. Вне Японии это слово обычно используется в значении «художник, рисующий мангу».[1] Очень часто мангака является и автором сценария, однако нередко сценаристом выступает отдельный человек, называемый «гэнсакуся» (яп. 原作者?)[2]. Мангака самостоятельно разрабатывает дизайн персонажей (за редкими исключениями), и часто (даже если не является автором сценария) примерно обозначает сюжет будущего произведения. По данным на 2006 год, в Японии работает около 3000 профессиональных мангак[3].

При непосредственной работе над мангой мангака определяет количество и расположение кадров на странице и прорисовывает основные контуры и самые значимые детали окружения, в то время как один или несколько его ассистентов выполняют черновую работу: обводят контуры тушью, накладывают скринтоны, прорисовывают задние планы и менее значимые кадры и т. п.

Распорядок работы мангаки крайне жёсткий — каждую неделю он обязан сдавать в журнал, публикующий мангу, по новой главе (20—30 страниц) своего произведения. Например, автор «Блич» Тайто Кубо рассказывал: «Если я хочу больше внимания уделить какой-то конкретной сцене, которую я считаю важной, я не имею такой возможности из-за недостатка времени»[4]. Некоторые мангаки одновременно рисуют две манги, которые обычно публикуются одна в еженедельном, а другая — в ежемесячном журнале.

Некоторые мангаки объединяются в студии (например, студия CLAMP)[5].

Этимология

Слово мангака составлено из иероглифов манга (яп. 漫画?) и уважительного суффикса -ка (яп. ?), буквально означающего «дом» и употребляемого по отношению к специалисту в какой-либо области.

Известные личности

  • Осаму Тэдзука(手塚 治虫) — внёс огромный вклад в дело становления аниме и манги, автор «Astro Boy», «Hi no Tori», «Kimba the White Lion». Тэдзуку часто называют «богом аниме и манги»[6], поскольку именно его работы принесли этим стилевым направлениям популярность в Японии.
  • Румико Такахаси(高橋 留美子) — одна из богатейших женщин Японии, автор «Maison Ikkoku», «Ранма ½», «Urusei Yatsura» и «InuYasha». Подавляющее большинство её работ весьма значительны по объёму.
  • Киёхико Адзума(あずま きよひこ) — автор «Адзуманги» и «Ёцубы».
  • Кота Хирано(平野 耕太) — создатель известной манги «Хеллсинг».
  • Кэн Акамацу(赤松 健) — мангака, получивший известность благодаря своей второй манге, «Love Hina», которая была экранизирована.
  • Масакадзу Кацура(桂 正和) — мангака, работающий в жанре фансервиса и этти.
  • Хаяо Миядзаки(宮崎 駿) — знаменитый режиссёр, который довольно долго и вполне успешно рисовал мангу, в частности «Навсикаю из долины ветров», по которой сам же снял аниме.
  • Масаси Кисимото(岸本 斉史) — автор очень популярной манги «Наруто».
  • Цутому Нихэй(弐瓶 勉) — мангака, прославившийся своей весьма оригинальной по сюжету и визуальному решению мангой: «Blame!», «Noise», «Biomega».
  • Тайто Кубо(久保 帯人) — создатель популярной манги «Блич».
  • Хирому Аракава(荒川 弘) — создательница известной манги «Стальной алхимик».
  • Эйитиро Ода(尾田 栄一郎) — автор One Piece, пользующейся невероятным успехом в Японии.
  • Наоко Такэути(武内直子) — автор манги «Codename: Sailor V» и «Сейлор Мун».
  • Цугуми Оба и Такэси Обата — авторы «Тетради смерти» и Bakuman.
  • Кэнтаро Миура — автор манги «Берсерк».

Примечания

  1. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 37.
  2. Anime Companion — G  (англ.). Sources: Amano Masanao. Manga Design, p. 570. Anime Companion. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 13 сентября 2010.
  3. Маккарти, Хелен. 500 Manga Heroes and Villains. — С. 14.
  4. Sparrow, A. E. SDCC 08: An Audience With Bleach’s Creator. IGN (1 августа 2008 года). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 10 февраля 2009.
  5. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — С. 86.
  6. Fred Patten Watching Anime, Reading Manga: 25 Years of Essays and Reviews. — Stone Bridge Press, 2004. — P. 198. — ISBN 1880656922

Литература

  • Хелен Маккарти. 500 Manga Heroes and Villains. — Barron’s Educational Series, 2006. — 352 с. — ISBN 978-0764132018
  • Борис Иванов Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М.: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2002. — 336 с. — ISBN 5-901631-01-3

См. также

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Мангака
  • Термины и понятия аниме и манги
  • Список японских художников
 Просмотр этого шаблона Аниме и манга
Wikiquote-logo.svg «Аниме» в Викицитатнике • Логотип Викисклада «Аниме» и «Манга» на Викискладе
Аниме История • Индустрия • Студии • OVA • Музыка • Фэнсаб • Категория Wikipe-tan cropped.png
Манга История • Додзинси • Мангака • Сканлейт • Категория
По целевой аудитории Кодомо • Сёдзё • Дзёсэй • Сёнэн • Сэйнэн
По специфической тематике Спокон • Сэнтай • Махо-сёдзё • Этти • Меха • Гарем • Хентай (лоликон, сётакон, эрогуро, футанари, тентакли) • Юри • Яой • Сёнэн-ай • Бара
Культура отаку Косплей • AMV • Аниме-фестиваль • Моэ • Фансервис • Термины и понятия
Портал об аниме и манге — актуальная информация о японской анимации и манге на страницах Википедии.

Эта статья создана ботом
Требуется выполнить первичную проверку статьи и проставить плашки необходимых работ

CLAMP на Anime Expo 2006 года. Слева направо: Сацуки Игараси, Нанасэ Окава, Цубаки Нэкои, Мокона.

Манга́ка (漫画家, скл.) — японское слово, обозначающее человека, который рисует комиксы. Вне Японии это слово обычно используется в значении «художник, рисующий мангу». Очень часто мангака является и автором сценария, однако нередко сценаристом выступает отдельный человек, называемый «гэнсакуся» (原作者). Мангака самостоятельно разрабатывает дизайн персонажей (за редкими исключениями), и часто (даже если не является автором сценария) примерно обозначает сюжет будущего произведения. По данным на 2006 год, в Японии работает около 3000 профессиональных мангак.

При непосредственной работе над мангой мангака определяет количество и расположение кадров на странице и прорисовывает основные контуры и самые значимые детали окружения, в то время как один или несколько его ассистентов выполняют черновую работу: обводят контуры тушью, накладывают скринтоны, прорисовывают задние планы и менее значимые кадры и т. п.

Распорядок работы мангаки крайне жёсткий — каждую неделю он обязан сдавать в журнал, публикующий мангу, по новой главе (20—30 страниц) своего произведения. Например, автор «Bleach» Тайто Кубо рассказывал: «Если я хочу больше внимания уделить какой-то конкретной сцене, которую я считаю важной, я не имею такой возможности из-за недостатка времени». Некоторые мангаки одновременно рисуют две манги, которые обычно публикуются одна в еженедельном, а другая — в ежемесячном журнале.

Некоторые мангаки объединяются в студии (например, студия CLAMP).

Этимология[]

Слово мангака составлено из иероглифов манга (漫画) и уважительного суффикса -ка (), буквально означающего «дом» и употребляемого по отношению к специалисту в какой-либо области.

Известные личности[]

  • Осаму Тэдзука(手塚 治虫) — внёс огромный вклад в дело становления аниме и манги, автор «Astro Boy», «Hi no Tori», «Kimba the White Lion». Тэдзуку часто называют «богом аниме и манги», поскольку именно его работы принесли этим стилевым направлениям популярность в Японии.
  • Румико Такахаси(高橋 留美子) — одна из богатейших женщин Японии, автор «Maison Ikkoku», «Ранма ½», «Urusei Yatsura» и «InuYasha». Подавляющее большинство её работ весьма значительны по объёму.
  • Киёхико Адзума(あずま きよひこ — автор «Адзуманги» и «Ёцубы».
  • Кота Хирано(平野 耕太)— создатель известной манги «Хеллсинг».
  • Кэн Акамацу(赤松 健)— мангака, получивший известность благодаря своей второй манге, «Love Hina», которая была экранизирована.
  • Масакадзу Кацура(桂 正和)— мангака, работающий в жанре фансервиса и этти.
  • Хаяо Миядзаки(宮崎 駿)— знаменитый режиссёр, который довольно долго и вполне успешно рисовал мангу, в частности «Навсикаю из долины ветров», по которой сам же снял аниме.
  • Масаси Кисимото(岸本 斉史 — автор манги «Naruto», пользующейся огромной популярностью в Японии.
  • Цутому Нихэй(弐瓶 勉 — мангака, прославившийся своей весьма оригинальной по сюжету и визуальному решению мангой: «Blame!», «Noise», «Biomega».
  • Тайто Кубо(久保 帯人 — создатель популярной манги «Bleach».
  • Хирому Аракава(荒川 弘 — создательница известной манги «Стальной алхимик».
  • Эйитиро Ода(尾田 栄一郎 — автор One Piece, пользующейся невероятным успехом в Японии.
  • Наоко Такэути(武内直子 — автор манги «Codename: Sailor V» и «Сейлор Мун».
  • Цугуми Оба и Такэси Обата — авторы «Тетради смерти» и Bakuman.
  • Кэнтаро Миура — автор манги Берсерк.
  • Хиро Масима(真島ヒロ) — автор манг «Fairy Tail» и «Rave Master».
  • Вацуки Нобухиро — автор известной манги Бродяга Кеншин.
  • Линн Окамото — автор таких известных манг, как Elfen Lied и Nononono.
  • Мокона Апапа, Нанасэ Окава, Цубаки Нэкои, Сацуки Игараси — члены студии CLAMP, авторы Cardcaptor Sakura, xxxHolic, Kobato, Gate7, Tsubasa: Reservior Chronicle, Чобиты и многих других манг, на основании большинства которых были сняты аниме.

Smallwikipedialogo.png

Эта статья содержит текст перенесенный с википедии
Список авторов можно увидеть там же на странице истории
Желательно переписать текст этой статьи своими словами

«В колледж все идут с амбициями и мечтами о том, что станут вторыми Обата Такешами, а выходят с одной единственной мыслью: «хотя бы на ассистента устроиться». И как бы странно это ни прозвучало, обучение там было одним из лучших периодов в моей жизни».

Кошта — мангака из Москвы. Она училась в Японии, вернулась на родину, выпустила две серии веб-комиксов для сайта comico и теперь работает над собственными проектами.

Мы поговорили с художницей об обучении в стране восходящего солнца, о жизни, рисовании и работе профессиональной мангаки.

Как давно вы рисуете? И почему именно мангу?

Когда мне было лет девять, я твёрдо решила, что буду «рисовать мультики» — мне очень нравились диснеевские мультфильмы. Мама даже сводила меня в анимационную школу для детей. Там я узнала, что «мультики» делает очень много людей: аниматоры, художники, сценаристы, режиссеры, продюсеры… что это коллективный и тяжёлый труд, который занимает кучу времени. Меня это очень расстроило, я хотела делать всё и сразу — и рисовать, и придумывать истории, и оживлять всё это на экране; мне тяжело давалась мысль, что надо выбрать что-то одно.

Потом мне в руки попался диск со сканами нескольких известных манг. Я была просто потрясена. Чёрно-белые картинки, которые оживали прямо перед глазами и превращались в самый настоящий мультфильм! Неужели ТАКОЕ вообще существует? На мой неокрепший мозг манга тогда произвела эффект взорвавшейся Фудзиямы. И всё это создал один человек! Так я поняла — хочу заниматься именно этим.

Почему поехали именно в Японию?

Тут всё было предельно очевидно — познав чудесный мир манги, я не могла отделаться от мысли, что должна поехать и покорить Японию, став самой супер-пупер-мега-популярной мангакой… Глупым людям всегда мерещатся перспективы масштабные и неприлично радужные.

Где именно вы учились?

В «Японской школе дизайна» ( 日本デザイナー学院), на факультете «Манга». По сути, это колледж, где обучение длится 2 года. Очень приятное место с отличными учителями. Я помню, что выбрала его, так как среди выпускников было много тех, кто стал-таки мангакой. Среди множества известных выпускников: NON, Исикава Эми, Сакураи Гамон.

Колледж «​Японская школа дизайна»

Сложно ли было поступить на обучение?

В самом поступлении не было особых сложностей — это платное учебное заведение, куда принимают всех, у кого есть деньги. Правда, если вы иностранец, то вам ещё необходимо иметь 2-й уровень норёку сикэна или выше (норёку сикэн — экзамен по определению уровня владения японским языком). Перед поступлением я полтора года училась японскому языку в языковой школе в Японии, а учителя таких школ, как правило, помогают своим студентам с поиском подходящих вузов и оформлением документов.

Как строилось обучение в «Японской школе дизайна»?

В моём колледже основной упор делался на рисунок, а именно на аккуратное техническое исполнение. Когда я училась, компьютерные программы для рисования манги были не очень популярны, поэтому нас учили всё делать вручную. Мы рисовали пером, клеили тон, штриховали, чертили и прочее. Честно говоря, многие вещи мне ни разу в жизни не пригодились благодаря появлению Clip Studio. Как обстоят дела с программой японских колледжей сейчас, я не знаю. Возможно всё уже поменялось, и студенты всё рисуют на компьютерах.

​Примеры домашних заданий

Основной блок занятий был о создании самой манги, и он был самым ценным. Мы рисовали разные истории на 4, 8, 16 и 32 страницы. На занятии учитель должен был сначала одобрить сценарий, потом персонажей, потом раскадровку и, наконец, карандаш комикса. В нашей группе за это отвечал Канэко-сэнсэй — человек очень категоричный, который никогда и никому не делал никаких поблажек.

Были у него и свои заморочки. Принесешь ему, например, сценарий с какими-нибудь архангелами Габриэлями, избранными, параллельными мирами и прочей серьёзной пафосной дичью — отправишься сценарий переделывать. Не потому, что тема плоха, а потому что «ты со своими каракулями весь этот пафос должным образом не вытянешь».

Напишешь какой-нибудь «крутой» диалог на энное количество знаков — сэнсэй тебе всё это красным карандашом перечеркает. Потому что «если хочешь писать текст, иди пиши книгу. В комиксе должен быть ритм, и он должен быть легким для восприятия». Принесёшь ему на это Death Note и ткнешь пальцем в страницу, где дофига диалогов, он тебя вообще пошлет на… Хоккайдо, мол — «дорасти сначала до их уровня, а потом уже делай что хочешь, «мангака» доморощенный».

Ещё он просто ненавидел, когда рамку кадра рисовали под наклоном просто «потому что так красиво». На это у него было железобетонное правило: «если нет динамики, то и рисуй под 90 градусов и не выпендривайся».

В итоге, пока вы получите «добро» на отрисовку самого комикса — с вас семь потов сойдет. Вы будете делать, переделывать, снова делать и снова переделывать. И это очень важный опыт. Во-первых, это вроде разминки перед тем, что вам предстоит ощутить, работая с настоящими редакторами. Во-вторых, пройдя всё это, вы привыкнете постоянно искать лучший вариант. Научитесь убирать все лишнее: страницы, сцены, диалоги. Поймёте, что никакой вы не гений.

В колледж все идут с амбициями и мечтами о том, что станут вторыми Обата Такешами, а выходят с одной единственной мыслью: «хотя бы на ассистента устроиться». И как бы странно это ни прозвучало, обучение там было одним из лучших периодов в моей жизни. Беззаботное время, наполненное постоянной борьбой с невидимыми «мельницами». Не передать, насколько сильно я благодарна учителям за то, что они для нас делали.

Страница из манги Кошты.

Что ещё вы изучали?

Рисовали персонажей, но академического рисунка в программе обучения не было. А лучше бы он был. Вы всё время рисуете в «своём» стиле, иногда делаете наброски с натуры или с фотографии. Все обычно сводится к тому, что те, кто вкалывают — прогрессируют; те, кто нет — уходят через два года с тем же уровнем, какой был. Основной прогресс в рисунке у меня произошел, когда я начала работать комиксистом: сроки поджимали, и мне пришлось учиться рисовать много и быстро. Каких-то особых тайн, которые помогут вам вдруг научиться рисовать «как японцы» никто в колледже не раскрывает. А жаль.

Были у нас и уроки по написанию сценариев. Большая часть программы очень похожа на ту, что есть на русскоязычных ресурсах по сценарному мастерству для фильмов. Вот один из них, где очень доходчиво объясняют основы.

​Домашнее задание. «Дверь»

Можете вспомнить какую-то забавную историю времен обучения?

Было у нас одно задание. Выполняя его, абсолютно все в классе испытывали чувство испанского стыда, легкую депрессию и ощущение надвигающейся истерики. Закончив работу над очередной мангой, студенты должны были сделать бумажную копию работы, прикрепить к ней сзади тетрадь и пустить по классу. После мы читали комикс каждого одногруппника и писали ему комментарии с критикой в той самой тетради.

В группе было человек 30, и все мечтали о разном: кто-то хотел попасть в Джамп, кто-то — стать известной мангакой в жанре сёдзё, ну а кто-то метил в жанр с рейтингом повыше… Писать комментарии для каждого — и так задача не из легких, а тут ещё приходилось читать каждый раз то хентай, то яой, то прочую эротику, исполненную студенческой неуверенной рукой. Вот так вот сидишь и чахнешь над очередной хентайной работой молчуна с последней парты, и страдаешь, что бы ему помягче такое написать…

«Хочу это развидеть» — единственное, что при этом приходит на ум. Это вам не в интернетах разгромные комментарии постить… Тут надо максимально тактично — мы же в Японии, в конце-концов! Да и кто его знает… этого молчуна.

Кошта

Какой дальнейший карьерный путь у выпускника таких вузов?

Вариантов на самом деле немало: вы можете стать мангакой, ассистентом мангаки или иллюстратором, а можете вообще плюнуть и попробовать устроиться не по профилю. Я так проработала два года в рекламном агентстве, а моя одногруппница устроилась в дизайнерскую фирму.

С какими трудностями вы столкнулись после колледжа?

В печатный журнал пробиться сложно. Это до сих пор для меня непреодолимая стена. Дело в том, что в Японии огромное количество мангак и бешеная конкуренция между журналами разных издательств. И вот в эти журналы так просто не попасть — нужно выиграть конкурс, и часто не один. А так как страниц в журнале ограниченное количество, берут туда далеко не всех и не каждого. Сколько бы я ни пробовала, или мои друзья-одногруппники, никто из нас в журнал так и не пробился. Зато благодаря развитию веб-формата манги и появлению разных сайтов и приложений многие теперь могут стартовать со своей серией. По своему опыту скажу, пробиться на сайт не очень сложно.

Фанарт. Джубилост из Pathfinder: Kingmaker

Что посоветуете тем, кто тоже хочет поехать учиться в Японию?

Вместо каких-либо советов, я им просто тихо позавидую :) Если есть такая возможность, то даже не сомневайтесь! Учите японский и вперёд!

А тем, кто хочет рисовать мангу?

Самая частая ошибка всех начинающих — это быстрый переход сразу к длинным и объёмным работам. Хотя я очень хорошо понимаю желание начать сразу делать что-то эпичное и многосерийное, но такой проект очень сложно довести до конца. Вместо этого лучше сделать десяток коротких синглов. Они помогут научиться лучше понимать структуру сценария, прорабатывать персонажей. При этом вы набьёте руку, отточите технику, и с законченными историями получите полноценный фидбэк от читателей.

Кем вы работаете сейчас?

В данный момент я работаю сама на себя, рисую мангу на русском. До недавнего времени делала комикс «Синьор Агепито Медичи» для сайта Selfmanga. Сейчас работаю над синглом — небольшим сборником советов для начинающих мангак. Как закончу, хочу попробовать сделать серию для себя.

Романтическая комедия «Синьор Агепито Медичи» скоро выйдет в бумаге. Издателем будет «Истари Комикс».

У вас есть ещё один свой проект. Расскажите о нем.

Если честно, проект сейчас совсем на начальной стадии, и рассказать о нём что-то пока очень сложно, но если кратко, на данный момент планируется история про мальчика, живущего в начале 19 века в России, к которому в руки чудесным образом попадает страница из современного комикса. Хотелось бы сделать историю про то, как комиксы могут повлиять на жизнь человека.

Персонажи для нового проекта Кошты. Пока в процессе поиска.

Что сложного в том, чтобы делать мангу «для себя»? Есть ли какая-то специфика?

Сложности, как правило, возникают примерно на середине работы. Когда вся эйфория от начала чего-то нового спадает, и начинается рутина. Из-за отсутствия сроков сдачи, которые тебя подгоняют, велика вероятность потерять темп и мотивацию и увязнуть, как в болоте. Как вариант борьбы с этим — хорошо бы найти аудиторию, которая бы читала ваш комикс и тем самым подгоняла. Или разместить его, например, на Patreon или подобном сайте, и таким образом поддерживать мотивацию. В общем, никогда не рисуйте в стол. Комиксы, даже если они рисуются «для себя», всегда должны найти своего читателя.

Что вы можете посоветовать тем, кто только начинает рисовать?

Могу посоветовать сильно не переживать насчёт рисунка. Есть множество мангак, которые рисуют очень и очень просто, но при этом у них запоминающиеся, обаятельные герои, потрясающий юмор и трогающий за душу сюжет. Рисунок в манге, в первую очередь, должен подходить вашей истории и помогать её раскрывать. К этому, я думаю, и стоит стремиться.

Краткое описание

Манга́ка (яп. 漫画家, скл.) — японское слово, обозначающее человека, который рисует комиксы. Вне Японии это слово обычно используется в значении «художник, рисующий мангу». Очень часто мангака является и автором сценария, однако нередко сценаристом выступает отдельный человек, называемый «гэнсакуся» (яп. 原作者). Мангака самостоятельно разрабатывает дизайн персонажей (за редкими исключениями), и часто (даже если не является автором сценария) примерно обозначает сюжет будущего произведения.

Профессия мангака-[BIC] Краткое описание

Манга́ка (яп. 漫画家, скл.) — японское слово, обозначающее человека, который рисует ко

Сколько зарабатывает мангака

Средний ежегодный доход топ 100 манга-ку составляет ¥70 миллионов йен, примерно $900 тысяч долларов, и того в месяц это $75 тысяч долларов. Но эта сумма исчислялась как средняя, то есть доход самого успешного манга-ку в этом списке составляет ¥1.3 миллиардов йен (примерно 16 миллионов долларов). Но не раскатывайте губы, дальше статистика намного интересней.

___________________________________________________

Средний доход, манга-ку которые не вошли в топ 100, составляет ¥2,8 миллиона йен в год ($34 тысячи долларов), то есть в месяц $2,8 тысяч долларов. К сравнению, среднестатистический работник в Токио получает $51 тысячу долларов в год. Таким образом «обычные» манга-ку получают в 1,5 раза меньше чем простые люди.

Профессия мангака-[BIC] Краткое описание

Манга́ка (яп. 漫画家, скл.) — японское слово, обозначающее человека, который рисует ко

Распорядок работы

Распорядок работы мангаки крайне жёсткий — каждую неделю он обязан сдавать в журнал, публикующий мангу, по новой главе (20—30 страниц) своего произведения.

Профессия мангака-[BIC] Краткое описание

Манга́ка (яп. 漫画家, скл.) — японское слово, обозначающее человека, который рисует ко

Можно ли стать успешным мангакой в России

Я думаю можно. Все зависит от самих вас и как будете развивать свой талант, чтобы вы смогли стать успешным и продвинутым. Можно начинать с Азов создания манги и по нарастающей идти все выше и выше

Профессия мангака-[BIC] Краткое описание

Манга́ка (яп. 漫画家, скл.) — японское слово, обозначающее человека, который рисует ко

Итог

Мангакой быть очень даже прикольно, если даже вам мало платят, но вы делаете поистенне хорошие вещи создавая что-то своё.

Профессия мангака-[BIC] Краткое описание

Манга́ка (яп. 漫画家, скл.) — японское слово, обозначающее человека, который рисует ко

Удачи вам и до завтра!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как называются люди которые пишут двумя руками одинаково
  • Как называются люди которые пишут биты
  • Как называются люди которые пишут басни
  • Как называются люди которые много пишут
  • Как называются люди которые красиво пишут