Как оксимирон пишет текст

Однажды мы в редакции задумались, каким стихотворным метром и размером написан трек рэпера Оксимирона «Город под подошвой». (Не спрашивайте, зачем нам это понадобилось. Перед нашей редакцией порой встают неожиданные задачи.) Как обычно, мнения разделились. Одни говорили, что «Город» написан хореем, другие предполагали, что это похоже на дактиль, третьи вообще заподозрили, что тут не силлаботонический стих, а акцентный. Выяснилось, что сходу определить размер современного стихотворения, особенно если оно существует не «на бумаге», а в виде читки, довольно сложно. Поэтому мы решили разобраться с тем, как это делается вообще, и в частности — что же там все-таки у Оксимирона.

Но сперва сделаем два предварительных замечания. Во-первых, текст стихотворения и декламация (читка) этого стихотворения соотносятся примерно так же, как музыкальная партитура и исполнение по ней музыкального произведения. Чтец-декламатор может расставлять фразовые ударения, выдерживать паузы и ставить логические акценты как угодно — его прочтение будет не более чем одним из многих возможных. Даже если чтец при этом — автор текста: выпустив произведение в свет, автор утрачивает над ним контроль, и отныне оно «принадлежит» каждому читателю и слушателю — каждый может читать его на свой лад (мы говорим, естественно, не о юридической, а об экзистенциальной стороне дела).

Послушать, как сам Оскимирон исполняет свой трек, любопытно, но еще любопытнее понять, какие ритмические интенции несут в себе его стихи, а для этого придется все-таки абстрагироваться от его читки и обратиться к «тексту на бумаге».

И во-вторых, «Город под подошвой» — трек довольно объемный, к тому же отдельные его строки содержат нецензурную лекскику. Поэтому мы решили для краткости ограничиться рефреном, состоящим всего из восьми строк:

Весь мой рэп, если коротко, про то, что
Уж который год который город под подошвой
В гору, когда прет; потом под гору, когда тошно
Я не то, что Гулливер, но все же город под подошвой
Город под подошвой, город под подошвой
Светофоры, госпошлины, сборы и таможни
Я не знаю, вброд или на дно эта дорожка
Ты живешь под каблуком, у меня — город под подошвой.

Итак, с чего начинается процесс определения типа стиха, а также его метра и размера (если стих — силлаботонический)? Конечно, тип стиха опытный стиховед, да и просто любитель поэзии, в большинстве случаев легко определит «на слух», но, чтобы соблюсти чистоту эксперимента, представим, что мы едва знакомы с русской поэзией, и проделаем все формальные процедуры полностью.

От чего зависит тип стиха? Если очень коротко — от того принципа, в соответствии с которым ухо слушателя делит поток поэтической речи на отдельные соотносимые и сопоставимые единицы — стихи. Мы говорим о слушателях, потому что поэзия на всех человеческих языках возникла в дописьменную эпоху, и наше обыкновение записывать стихи столбиком друг под другом — не каприз, а точное следование внутренней структуре поэтического текста, работающей на ухо слушателя — пусть и внутреннее, если мы читаем стихи с листа «про себя». (Поэтому, кстати, стихи так здорово ложатся на музыку, которая сама представляет собой последовательность мелодически и ритмически организованных отрезков.)

Отдельные стихи (строки) должны соотноситься друг с другом или по количеству ударений (акцентный, или тонический, стих), или по количеству слогов (силлабический стих), или по типу повторяющихся сочетаний ударных и безударных слогов (силлаботонический стих). Это, кстати, не все возможные типы стиха, но в поэзии на русском и большинстве других европейских языков возможны только они (если не говорить о верлибре, но это отдельный и большой разговор, он уведет нас в сторону).

Следовательно, первая наша задача — установить, сколько в каждой строке нашего отрывка слогов и сколько ударений. Проще всего со слогами — легко посчитать, что строки в нем неравносложные и содержат 11 — 14 — 14 — 16 — 12 — 14 — 14 — 16 слогов. Уже из этого можно сделать как минимум три вывода.

Во-первых, смело отбрасываем предположение о том, что перед нами — силлабический стих. Русской поэзии этот тип стиха вообще не свойственен как в силу традиции, так и в силу самого устройства русского произношения — ударения в наших словах фиксированы и слабо стираются в потоке речи, игнорировать их уху русского слушателя сложно, и силлабика имеет шанс быть услышанной только при монотонном повторении в каждой строке одного и того же числа слогов.

Вот, для примера, как выглядела русская силлабическая поэзия в XVII веке. Это один из тринадцатисложников Симеона Полоцкого:

Вино хвалити или хулити — не знаю,
Яко в оном и ползу и вред созерцаю.
Полезно силам плоти, но вредныя страсти
Возбуждает силою свойственныя сласти.
Обаче дам суд сицев: добро мало пити,
Тако бо здраво творит, а не весть вредити;
Сей Павел Тимофею здравый совет даше,
Той же совет да хранит достоинство ваше.

Во-вторых, возвращаясь к Оксимирону, половина строк в нашем отрывке — четыре из восьми — насчитывает 14 слогов. Это 50-процентная повторяемость, а значит, довольно устойчивая черта стиха; заранее можно предположить, что в большинстве других случаев отклонения будут идти в бóльшую или меньшую сторону от этого значения. Так оно и есть — два раза строки удлинялись на два слога (по 16), два раза укорачивались — на два и три слога.

И в-третьих, первая строчка — единственная во всем отрывке с нечетным числом слогов (и самым большим отклонением от базового числа 14). О ней мы еще поговорим, но уже на этом этапе понятно, что перед нами стих с преимущественно четным числом слогов в каждой строке, а значит, смело можно предположить, что он силлаботонический и написан двусложным размером (трехсложный заподозрить сложно из-за того, что из всех восьми строк лишь в одной из них, пятой, число слогов нацело делится на три). Акцентный стих, безразличный к стопам, а значит, и к числу слогов, показал бы бóльший разброс числа слогов, а также строк с четным и нечетным числом слогов в них.

Акцентным стихом, например, охотно писал Маяковский:

Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
Мужчины, залежанные, как больница,
И женщины, истрепанные, как пословица.

Тут количество слогов в строчках колеблется в широких пределах: 11 — 9 — 12 — 14, а вот количество ударений почти постоянно: 4 — 3 — 3 — 3.

Теперь, снова возвращаясь к Оксимирону, посчитаем ударения. Тут начинаются сложности, потому что словарные ударения — это одно, а ударения в живом потоке речи — другое. Интуитивно мы слышим, как должна звучать та или иная строчка, но чтобы снять все возражения (что, мол, это наша личная декламация, а другой читатель прочтет ту же строку иначе), для начала лучше воспользоваться словарем. Поступим максимально строго: поставим ударения только в двух- и более сложных словах, включая местоимения, союзы и частицы (части речи, чаще всего теряющие ударение в потоке речи), а в односложных словах поставим ударения только на значимые — существительные и глаголы («рэп», «год», «прет» и так далее).

Для наглядности воспользуемся табличной формой, расположив слоги строго друг под другом, ударные слоги выделим цветом:

Внизу вы видите два ряда показателей — сначала указано количество ударных слогов на этой позиции во всех строках, а ниже, в процентах, — доля ударных слогов по отношению к общему числу слогов на этой позиции. Ориентируясь на доли, построим простой график, каждая вершина которого соотносится с одной слоговой позицией:

Уже на этом графике просматривается «пила», характерная для двухсложного силлаботонического стиха. Мы видим, что на нечетных слогах линия графика преимущественно идет вверх, а на четных — вниз. Следовательно, логично предположить, что на нечетные слоги в нашем примере приходятся сильные (преимущественно ударные) позиции, а на четные — слабые (преимущественно неударные). Такое чередование сильных и слабых позиций характерно для хорея (первый слог в стопе ударный, второй — безударный).

Обратите внимание на первую строчку: четвертая клетка в ней, единственная во всей таблице, пустая. Мы нарочно после третьего слога сдвинули остаток строки на одну клетку вправо, чтобы она подчинялась ритмической инерции всего отрывка в целом (иначе она, единственная во всем отрывке, станет почти что ямбической). Не слишком ли своевольно мы поступили? Так ведь можно подогнать какой угодно неправильный стих под правильный! Нет, не слишком, и вот почему.

В силлаботонических стихах следует строго различать метр и ритм. Эти понятия часто путают, но на самом деле они отличаются примерно так же, как чистый нотный стан с нанесенной разметкой тактов и выставленным музыкальным размером отличается от записи на нем нот конкретного произведения.

Метр — это воображаемое сочетание ударных и безударных слогов (стопа), которое монотонно повторяется в каждой строке некоторое количество раз, определяемое размером: в двухстопном двухсложном размере две стопы, в трехстопном — три стопы и так далее. Ритм же — это реальное следование друг за другом ударных и безударных слогов в конкретных строчках стихотворения. Метр и ритм совпадают только в детских считалках, где при декламации нарочито подчеркивается каждый ударный слог: Нáша Тáня грóмко плáчет… и так далее.

При сочинении не детской, а нормальной поэзии поэт слышит инерцию метра — и накладывает поверх нее живое ритмическое звучание. Слушатель воспринимает ритм слов и интуитивно восстанавливает то метрическое задание, которое ставил перед собой автор. Если в стихотворении задана сильная метрическая инерция, слушатель не потеряет ее даже в тех случаях, когда ритм время от времени будет от нее отступать: пропускать ударение на ударной (сильной) позиции или ударять безударную (слабую) позицию — и даже вообще выбрасывать безударную позицию, как в нашей первой строке (хотя это и рискованная затея для русских двухсложных размеров).

Вот почему инерция хорея позволяет нам внутренним слухом уловить в рефрене из «Города под подошвой» четкую метрическую схему. Следуя за ней, мы с легкостью сдвигаем пропущенный слог в первой строке, ставим ударение на односложные служебные слова там, где они попадают на сильную позицию и, наоборот, ослабляем ударение в двухсложных служебных словах там, где словарное ударение приходится на слабую позицию. И тогда, обозначив допустимое усиление ударений на сильных позициях рыжим цветом, а допустимое ослабление на слабых — серым, мы прочитаем наш отрывок так:

Тогда и профиль ударности будет выглядеть куда убедительнее:

Можно подводить итог. Судя по рефрену, трек Оксимирона «Город под подошвой» написан хореическим стихом переменного размера, от шести до восьми стоп в строке, преимущественно семистопным. Для любителей стиховедческой статистики перечень особенностей этого произведения можно расширить, но в наши изначальные цели это не входило.

Ах да, и еще одно. Если мы вернемся к первой строке рефрена и послушаем читку самого Оксимирона, то легко заметим, что на месте недостающего слога отчетливо звучит «лишний» музыкальный такт, восстанавливающий размер строки. Метрическую инерцию не обманешь, особенно если надо положить стихи на музыку.

(Проголосовало: 1)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5


Как Оксимирон пишет свои текста? Как Oxxxymiron писал баттл на английском против Дизастера? — 19 Августа 2019

Оксимирон говорит —  Я ненавижу писать тексты. В своем твиттер аккаунте.

Как говорит Оксимирон, вдохновение его давно не посещает, и над каждой строчкой каждого текста он трудится мучительно долго.

По словам Окси, то самое озарение, о котором много пишут и поют, к нему приходит только после долгого продумывания каждого слова в тексте.

А это Оксимирон в 15 лет — молодой Оксимирон.

Мирон не раз высказывал свое недовольство слишком простыми текстами большинства рэперов.

Федоров является автором и любителем сложных текстов и рифм, и признался, что сам, даже к одной строчке может подбирать слова часами.

В завершении, Окси просто написал фразу: «Я ненавижу писать тексты». По словам Мирона, единственное наслаждение от творчества он получает тогда, когда можно взять бит, который просто «прет». Весь остальной процесс создания песни Окси называет мучением. 

Материал опубликован в Суббота, 04.03.2023 11:29

Administrator

Oxxxymiron

Уважаемые пользователи! Любая информация на сайте и форуме, размещается автоматически, без какого либо контроля с чьей либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет. Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом вашего авторского права. Однако, мы в любом случае рассмотрим все Ваши запросы, относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.

Website: OxxxyFan.ru
[ВК]: Oxxxymiron
[ВК]: Miron Fyodorov

Дополнительный материал

Винишко и тексты оксимирона — два главных столпа нашего мироздания. Однажды вечером, совместив их внутри себя, мне пришла в голову мысль: сейчас модно-хайпово всё подряд генерировать нейросетями. Яндекс пишет классическую музыку в стиле Скрябина, нашумевшая в прошлом году Prisma обрабатывает фотографии в стиле известных художников, независимые разработчики генерируют котиков и архитектуру по рисунку в пеинте. А чем мы хуже-то?

Яндекс так сладко рассказывает про нейросети, но никогда не показывает их код и почти не раскрывает детали реализации. Домашним затейникам типа меня приходится раз за разом изобретать свои велосипеды по обрывкам статей в интернетах. Кому интересны набитые шишки, использованные и отброшенные подходы — проходите в соседний пост «Как создавался Нейромирон» после прочтения этого.

Более формально задача звучала так: как-то взять «стиль» определенного автора и придумать такую штуку, которая будет писать тексты в этом стиле, но по заданной тематике. Со стилем идея пришла сразу — надо писать рэп. Модно, молодежно. А чтобы совсем было интересно, было решено взять сложный и многогранный флоу Oxxxymiron. До его уровня красоты и многоступенчатости языка живым-то людям далеко, а как с этим справится глупая бездушная машина? Интересно. Это вызов.

За одно проверим старую шутку, что Оксимирон «просто рифмует википедию».

В качестве источников текстов, на которые будет накладываться «стиль», взял три:

— Лев Толстой, «Война и Мир». Но отбросил, так как получалось не смешно.
— Стивен Хокинг, «Краткая история времени». Моя любимая книжка про астрофизику.
— Уголовный Кодекс РФ. Самое ироничное, что пришло в голову.

Можно было взять абсолютно любой текст, но я остановился на этих как на самых забавных для нашего эксперимента.

Сейчас без дисклеймеров никуда по ходу. Не понимает народ шуток. Потому сразу на берегу оговорим несколько важных вещей.

  1. Всей этой фигней я занимался исключительно потому что это весело и генерит экспу в области нейросетей. Никакой практической применимости, полезности и всего того, что вы себе можете напридумывать, здесь нет.

  2. Сразу хотелось напихать писюнов кричащим «совсем не похоже», «говно вышло» и «да моя мама лучше напишет». Любой мало-мальски развитой мартышке очевидно, что понятие «стиля» и «похожести» отличается даже у людей. А машину вообще странно обвинять в том, что она не дотягивает до какого-то там уровня.

  3. Оставшихся писюнов передаю тем, кто будет репостить это говно с заголовками «в сети научились генерировать тексты оксимирона» и «новый Горгород написали с помощью нейросетей». Тут даже близко нет того уровня и скорее чудо, что вообще хоть что-то получилось. Об этом и пост.

  4. Я нихрена не понимал в Deep Learning’е до начала работы над этой идеей.

Надеюсь эти пункты снимут большинство вопросов. Вернемся к делу.

Один из авторов Автопоэта Яндекса, Алексей Тихонов, в своей статье правильно сказал: Хорошая для человечества новость — в том, что качественная генерация невырожденных «смыслов» (например, сюжетов, сценариев или нарративов) пока остаётся уделом человека.

Тексты — это сложно. По этой причине сейчас так мало работ по генерации текста, и так много про картинки и видео. Та же Prisma. На первый взгляд кажется, что тексты намного проще, на деле всё наоборот. Когда мы видим результат работы нейросети, мы оцениваем его через наши «человеческие» понятия о красоте, смысле и стиле. Так получается, что для визуальной информации это диапазон весьма широк — можно изменить половину изображения и никто не заметит подвоха. С текстом не так.

Изменение одного слова на тексте уже ломает его восприятие. Резануло же глаз это «на тексте», не так ли? Поэтому обработка и генерация текстов до сих пор задача более сложная, чем картинок или видео. Разве что аудио сравнимо, потому Siri до сих пор говорит как гуглобаба.

Сложна она не вычислительно, а в субъективности результатов. Глупая бездушная машина, обучаясь на нашем человеческом языке, сама делает какие-то предположения и строит связи как можно говорить, а как нельзя. Но она понятия не имеет о смысле. Она использует буквы и слова в тех сочетаниях, в которых она слышала как говорят люди. Как маленький ребенок, повторяющий обрывки слов за родителями.

Говорить о реальном переносе абстрактного «смысла» пока еще рано. Работ в этой области я не видел.

А вот забыть о смысле и работать с контентом и стилистическими особенностями вполне реально. Вот что произошло, когда я написал простенькие эвристики и решил прогнать через них куплет трека, совместив с текстом Уголовного Кодекса РФ.

Смысла нет, но получается забавно. Время подключать нейросети!

На самом деле никакой «авторской стилистики» не существует. Все эти ритмы и амфибрахии нужны только теоретическим лингвистам, чтобы мучать ими пятиклассников на уроках литературы. Да и они между собой договориться не могут как правильно в каком случае. Сами же авторы давно не пишут в одном размере или стиле, потому говорить о стиле — значит заведомо ошибаться.

Я не претендую на какие-то новые открытия в области и отношусь к стилю чисто с технической стороны. С помощью простых и известных эвристик текст был разбит на составляющие: слоги, фонемы, ударения, количество гласных и всё такое. А потом без какой-либо обработки скормлен нейросети, чтобы сама искала между ними какие-то закономерности.

Естественно, живые люди используют куда более сложные стилистические приемы, но мы тут эксперименты по фану ставим, а не полного соответствия добиваемся. Подробнее об этом написано в длинном техническом посте, не буду углубляться.

Не удивительно, что на выходе получается немного каша, нам лишь нужно превратить эту кашу во что-то веселое и похожее на правду.

https://vas3k.blog/blog/394/

По итогам всего новый Горгород у нас, конечно, не получился. Но даже отрицательный результат — всё равно результат и должен быть опубликован. Так считаю.

Чтобы всё не выглядело совсем стрёмно, некоторые слова я отредактировал для их синтаксической связанности. Например, чтобы не получалось двух предлогов подряд и других некрасивых вещей. Из всех результатов я отобрал примерно 1% самых интересных, остальные были совсем бредовые. Наверное стоило как-нибудь перевести это всё в речь и наложить на бит, но на этом этапе я уже просто устал и пошел заниматься другими делами.

процессуальным устоем 
за всё это высшее движимый дом 
тем временем роскошь едва создающих 
и этим минуя преступника миссия 
в том на каждого в нём дача продажи в процессе 
но я на главой и ниже ладони и буквы в запасе 
города в производственной базе 
где вахтой коптящих дорогу из государственного в невозможности 
будто жаль не до старости высших сил справедливости 
мне ход тусклой законности 
чем от нефти стабильности 
и не ебу я как за кадром по закону как 
но моё время брак высшее лишь текст ебу 
мой срам документальный враг ё

Ваще жиза, да? Лайк если было.

что у тебя я не мог миллиона 
сила побег жилых 
под данных мученья услуг 
бухой тебе предложения слуг

Почти не редактировал результат. Мне кажется это нейросетевое эссэ с очень глубоким смыслом. Нам, кожаным ублюдкам, не понять.

каким бы техническими ни был захват новорожденных рокеров 
мой моллюск продолжает я был клоун с видом грязь 
но лет пять в жилмассивах дурь на интернет дорожает меня ждала та рутина и ненаказуемость 
не вернулся не пал при метро сокращается стоимость 
рассмотреть меня полностью 
мы девиз инвалидами муравейник 
беден законами 
достигать эту цель эшелонами

Здесь из нейросети запахло экстремизмом. Ты глупый, кумплюктир, за это теперь сажают.

но ты единственный по перемещению вышел 
из ограничения устав обоюдного влечения 
порочит нас деторождением 
я писак извлечением 
что нового в почете 
со штаниной на учете

Так и не понял что произошло со штаниной, но дальше машина решила сохранить тайну.

как ни зовёт разведка 
минуя ли близких ветеринарных 
говорят я в кино в данных 
осенит важных 
но я вякнул достижение 
мой анатолий и моё хищение 
ни луперкаль в них отношение 
такие хоуми 
порнографическое склонение

Луперкаля знаю, но кто такой Анатолий? Откуда ты вообще это берешь?

звездной флуктуацией масс управляя движением 
собирай лучевой аппарат приучая детей к тяготению 
этой темной стороны биологии закопанной 
в ней теологии в сети где течет энергия целесообразности 
во всю пред амфетамина на нашей светимости 
на словах мы наркотик сиама ландау 
твои мысли заменили наркотиком 
гамма-пульсаром

Всё так и было.

той где на вес 
загнётся в мире парадокс 
той где на вес (<- тут уже я скопипастил для смеха) 
а ты у бора уикс дорога голод сфинкс 
венецианский обелиск 
гибель частицы 
блеск

Строчку «той где на вес» она сама родила. Хотя не удивительно, в «Там где нас нет» эта фраза повторяется кучу раз, вот и научилась. Но по-своему.

бездна fuck рим град 
из которой приемлемо 
им наступило 
моим и штанин больше проблем бремя 
моим на вносимое мы понимаем на вносимое мы 
занимаем со мною греки 
до горизонта слоем зови какому друзьями

Кажется, она хочет до меня доебаться. Не учите детей по текстам рэперов, потом вот такими вырастают.

в моих людях цепи молодой детдом 
рой устах типа миля той 
на темной материи хора 
такой течет ли сейчас впереди головой 
зато среди рой вот на ногой темных 
за креслу такой цилиндр 
твой волновой

Почему-то из Хокинга получаются коротенькие строчки. Надо попробовать его использовать для «пирожков».

я обходил цилиндр 
это тор 
второго смотрю я набор 
нейтронов камня смысл 
пар мы шли с символикой града 
на невилл
и тор

Тору пиздец по ходу.

то твой фристайл
твои столкновения 
ты частный и темный рассказ
типа 
вида свечения президентом горения брось свои извлечения 
бэттл мой столкновения 
твоё ебло заблуждения

Нужно послать нейросеть на версус, неплохой панч про ебло.

Тексты и правда сложнее картинок. Удивлен, что вообще из этого что-то забавное получилось. Всего хорошего, подписывайтесь там, ставьте классы.

Рэпер Оксимирон в своем твиттере рассказал, что закончил писать текст для баттла против своего американского коллеги Дизастера. По словам Мирона, чтобы его написать, у него ушла неделя.

Оксимирон признался, что написать баттл-текст на английском, несмотря на то, что он долгое время жил в Англии, для него было сложно.

На вопрос подписчика, чего Мирон ждет от баттла, тот ответил следующим образом.

«Несмотря на языковой барьер, я давно не получал такого кайфа от написания текста на баттл», — добавил Мирон.

Ранее российский блогер и автор ютьюб-канала Koma Republic о медицинской марихуане опубликовал интервью с Дизастером. В частности, звезда King of the Dot (американский аналог «Версуса») рассказал, что считает Федорова победителем поединка с Гнойным, хотя в действительности тот его с разгромом проиграл.

Баттл Окси и Дизастера пройдет 15 октября в Лос-Анджелесе. Тизер поединка можно посмотреть здесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как оксимирон пишет свои текста
  • Как оживить ручку которая не пишет
  • Как одним реактивом распознать глицерин формалин этиловый спирт напишите уравнения реакций
  • Как один мужик двух генералов накормил кто написал
  • Как обычно пишут размеры коробки