В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в формах 3 лица единственного и множественного числа возвратных глаголов. В буквосочетании -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.
Разберемся, в каких случаях пишется -тся или -ться в окончаниях глаголов, если применим правило орфографии русского языка. Приведем примеры написания форм возвратных глаголов.
У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:
- улыбаться — он улыбается, они улыбаются;
- возвратиться — он возвратится, они возвратятся.
Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:
- захочет улыбаться [у л ы б а ц а];
- ребёнок улыбается [у л ы б а й’ и ц а].
Правописание -тся и -ться в глаголах
Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.
Правило
Буква «ь» пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.
Света начала (что делать?) собираться в школу.
Андрей хочет (что сделать?) прокатиться на велосипеде.
Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.
Буквосочетание -тся прослеживается в морфемном составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:
- он смеётся — все смеются;
- флаг заполощется — листья заполощутся.
Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.
Правило
Буква «ь» не пишется в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?
Понаблюдаем:
Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.
Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.
Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:
- он рисует — она рисуется перед нами;
- она спросит — с него спросится;
- лектор покажет — нам покажутся.
Алгоритм написания -тся и -ться
Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:
- определим часть речи (глагол обозначает действие или состояние);
- зададим вопрос к слову;
- выясним форму глагола (неопределённая форма или форма 3 лица);
- правильно напишем -тся или -ться в соответствии с правилом.
В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:
Девочка (что делает?) радуется солнцу.
Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.
Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.
На улице начало смеркаться.
Хмурой осенью туман может стелиться подолгу на дороге.
Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.
Озорник боится признаться матери в шалости.
В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:
- озорник (что делает?) боится;
- боится (что сделать?) признаться.
Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.
Примеры
Дети веселятся у новогодней ёлки.
Нам уже начинает нравиться наше путешествие.
Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.
Скоро появится жаркое солнце.
Мне хочется возвратиться поскорее домой.
Эти знания должны пригодиться мне в будущем.
Мне хочется стремиться к лучшему результату.
Видеоурок
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 37
Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.
В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.
Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.
Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:
- Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
- Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
- Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
- Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
- Они сегодня задерживаются.
- Завтра она представится своим коллегам.
- Смотри! Он приближается!
- Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
- Пусть они хорошенько там повеселятся.
Задаем вопросы:
- Они сегодня что делают? Задерживаются.
- Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
- Смотри! Он что делает? Приближается!
- Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
- Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.
Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.
-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.
Что делать? Что сделать? |
Что (с)делает? Что (с)делают? |
Мыться, помыться |
(По)моется, (по)моются |
Учиться, переучиться |
(Пере)учится, (пере)учатся |
Забираться, забраться |
Заберётся, забирается, заберутся, забираются |
Смеяться, засмеяться |
(За)смеётся, (за)смеются |
Литься, пролиться |
(Про)льётся, (про)льются |
Нравиться, понравиться |
(По)нравится, (по)нравятся |
Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.
Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.
В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).
Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.
- Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
- Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
- Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
- Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.
Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.
Например:
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.
Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.
Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:
Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.
- Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
- Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
- Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
- Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
- Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
- Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
- Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
- Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
- Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
- Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.
Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.
Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.
Мягкий знак пишется всегда:
- В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
- В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
- В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.
Зная это, необходимо учесть и следующие правила:
- Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
- У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.
Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
- Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.
Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
«Тся» и «ться» в глаголах
В сочетании -тся не пишется мягкий знак как в глаголах 3 лица единственного и множественного числа. В -ться пишется мягкий знак, который обозначает неопределённую форму глагола.
У возвратных глаголов русского языка доставляет затруднение написание окончаний с мягким знаком или без него:
- улыба ть ся — он улыба ет ся, они улыба ют ся;
- возврати ть ся — он возврат ит ся, они возврат ят ся.
Как определить, нужно написать мягкий знак в окончании глаголов перед постфиксом (суффиксом) -ся или нет? Ведь конечные буквосочетания -тся и -ться звучат абсолютно одинаково как [ца]:
- захочет улыбаться [у л ы б а ц а];
- ребёнок улыбается [у л ы б а й’ и ц а].
Правописание -тся и -ться в глаголах
Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.
Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.
Света начала (что делат ь ?) собират ь ся в школу.
Андрей хочет (что сделат ь ?) прокатит ь ся на велосипеде.
Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.
Буквосочетание -тся прослеживается в составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:
- он сме ёт ся — все сме ют ся;
- флаг заполощ ет ся — листья заполощ ут ся.
Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.
Понаблюдаем:
Андрей (что делает?) тренируется несколько часов каждый день.
Скоро солнце (что сделает?) появится на голубом небе.
Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:
- он рисует — она рисует ся перед нами;
- она спросит — с него спросит ся ;
- лектор покажет — нам покажут ся .
Алгоритм написания -тся и -ться
Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:
- определим часть речи (глагол обозначает действие или состояние);
- зададим вопрос к слову;
- выясним форму глагола (неопределённая форма или форма 3 лица);
- правильно напишем -тся или -ться в соответствии с правилом.
В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:
Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы.
Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.
Хмурой осенью туман может стелит ь ся подолгу на дороге.
Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.
Озорник боится признат ь ся матери в шалости.
В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:
- озорник (что делает?) боится;
- боится (что сделать?) признаться.
Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.
Примеры
Нам уже начинает нравиться наше путешествие.
Рыбак усядется на берегу озера и закинет удочку.
Мне хочется возвратиться поскорее домой.
Эти знания должны пригодиться мне в будущем.
Мне хочется стремиться к лучшему результату.
Видеоурок
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
Правило тся и ться в глаголах – основные моменты
Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме
Например:
Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?
Например:
На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!
Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола
Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.
Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.
Простой пример:
Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.
Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.
Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.
Что мы узнали?
Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.
Как писать глаголы с -ться/-тся? Правила, которые должен знать каждый
Люди перестали писать друг другу письма. Как средство связи они ушли в небытие. Их вытеснили короткие сообщения в Интернете, где зачастую правила русского языка использовать не принято. И даже если время от времени приходится писать текст, для этого используется компьютер, который указывает на ошибки и предлагает автоматически сделать исправления. Другая история начинается, когда в руках оказываются лист бумаги и ручка.
Наверное, у каждого были такие ситуации, когда приходилось рыться в памяти в поисках нужного правила написания слов. Достаточно часто спорным становится написание глаголов с сочетаниями -ться, — тся. Правила их написания входят в школьную программу русского языка четвертого класса. Но порой не только дети, но и взрослые делают ошибки при написании таких глаголов. Более того, неправильное использование мягкого знака – одна из самых распространенных оплошностей.
В чем причина? Недоученные уроки или простая лень, которая мешает разобраться, как правильно писать –ться и –тся? Правила, возможно, забылись, но ведь простую логику никто не отменял. Впрочем, учиться никогда не поздно!
Пишем по правилам
Еще в школе учитель пытается вложить в головы учеников, что глагол обозначает действие, и к нему ставится аналогичный вопрос, спрашивающий об этом действии. Таким образом можно составить следующее правило: -ться и -тся – суффиксы глаголов, написание которых зависит от поставленного вопроса «что делать?» и «что делает?». Следовательно, писать или не писать мягкий знак в глаголе определяет его наличие в вопросе.
Копаем глубже
Как еще можно запомнить правила –ться, –тся при написании глаголов? Да очень просто. Помните такое определение, как неопределенная форма глагола, когда нельзя выяснить его лицо, время и число? Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Учебник по русскому языку гласит, что инфинитив всегда пишется с мягким знаком. В остальных случаях следует использовать суффикс –тся.
- Умываться – начальная форма – инфинитив. Не имеет ни лица, ни числа, ни времени.
- Умывается – 3 лицо, единственное число, настоящее время.
Если такой подход слишком сложный, можно выбрать более легкий вариант.
Включаем логику
Не обязательно заучивать выдержки из учебника, нужно всего-то «разделить» глагол. Дело в том, что «-ся» — это возвратная частичка слова «себя». И если глагол «разделить», то сразу станет понятно правописание –ться и –тся. Правило станет лишним, если копнуть немного глубже .
Например: одевать себя – одеваться; он одевает себя – он одевается.
В следующий раз, если глагол введет в заблуждение, нужно вспомнить один из представленных вариантов проверки и правило написания –ться, -тся больше не будет камнем преткновения.
Конечно, можно найти массу оправданий, ссылаться не невнимательность и поспешность, и продолжать с чистой совестью делать одну и ту же ошибку. Но ведь это так же смешно выглядит на письме, как если бы кто-то использовал сочетания «жы» и «шы». Тем более что определить, какой именно суффикс следует писать, не так уж и сложно. А вот допускать себе глупо выглядеть в глазах читающего непростительно.
источники:
https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/tsya-glagolah.html
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tsya-i-tsya-v-glagolah-pravilo-pravopisaniya-4-klass.html
https://www.syl.ru/article/316311/kak-pisat-glagolyi-s—tsya—tsya-pravila-kotoryie-doljen-znat-kajdyiy
Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.
Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.
Правописание «тся» и «ться» в глаголах
Следующее правило — одно из самых простых и не требует особого напряжения не только в запоминании, но и в понимании.
Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:
Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.
Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;
Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».
К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.
Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.
От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».
Примеры написания «ться» и «тся»
Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:
ТЬСЯ (что делать? что сделать?) |
ТСЯ (что делает? что сделает?) |
1. Я люблю заботиться о животных; 2. Обливаться холодной водой — значит закаляться; 3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться; 4. Он перестал меня слушаться; 5. На небе начали проявляться звезды. |
1. Она с удовольствием заботится о животных; 2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам; 3. Он поклонится в конце выступления; 4. Надя слушается маму и папу; 5. На небе скоро проявятся звезды. |
Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.
Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов
Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.
Поэтому важно учесть следующие правила:
-
когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;
-
у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».
Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:
-
«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;
-
«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».
В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.
Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:
-
«Не годится ей молодиться»;
-
«Ему приходится мириться с новым начальством».
Упражнения
Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:
-
Не стоит боя… перемен.
-
Не могу реши… выйти к доске.
-
Дамы и господа, концерт продолжае…
-
Ей нужно верну… домой к вечеру.
-
Он идет, все, спряч… за диван!
-
Не смей сдава…!
-
Обуча… нужно смолоду.
-
Прекратите шепта… за моей спиной!
-
Земля скоро покрое… снегом.
-
У него дело из рук вали…
Ответы:
-
бояться;
-
решиться;
-
продолжается;
-
вернуться;
-
прячься;
-
сдаваться;
-
обучаться;
-
шептаться;
-
покроется;
-
валится.
Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.
Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).
Учитесь, ведь как говорится, «С грамотой вскачь, без грамоты — хоть плачь»!