Как островский писал снегурочку

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • История создания пьесы Снегурочка

История создания пьесы Снегурочка Островского

Пьеса «Снегурочка», в основе создания которой лежит сказочный, песенный и песеннообрядный материал русской поэзии, появилась благодаря случайным обстоятельствам. 

В 1873 году Малый театр закрыли на капитальный ремонт, и его творческому коллективу пришлось переехать в здание Большого театра. Комиссией управления императорскими московскими театрами было принято решение поставить спектакль-феерию, с участием трех трупп: драматической, оперной и балетной. Пьесу необходимо было написать в короткий срок, с этим предложением обратились к А.Н.Островскому. Он с удовольствием принял данное предложение.

В создании пьесы также участвовал П.И.Чайковский.  Он написал музыку. Работа шла быстро, с большим увлечением. Первая постановка состоялась 11 мая 1873 года на сцене Большого театра. 

Подробнее

Пьеса была написана как бы случайно, как бы не по плану. Просто помещение Малого театра было закрыто на ремонт. И драматические спектакли «давали» на сцене Большого театра. Какому-то умнику пришла в голову идея поставить такое произведение, где сразу были бы задействованы все артисты. Но, как ни странно, идея понравилась дирекции.

Вот и обратились к Островскому с просьбой написать что-нибудь такое зрелищное, чтобы можно было одновременно и петь, и танцевать. Он в тот момент был увлечён русским фольклером, поэтому в основу и была положена сказка о Снегурочке. Музыку написал молодой ещё тогда П.И. Чайковский.

В основе – любовь. Все хотят любви, и Снегурочка хочет полюбить, пусть даже ценой собственной жизни. Всё происходило, как в обычной жизни. Но потом появились существа неодушевлённые – Ярило (Солнце), Весна. Чайковский написал музыку быстро, за три недели.

Ещё одно новшество для Островского. Он пишет пьесу стихами, без рифмы, но ритмично. Она полностью в стиле русских народных сказок. Тут есть и описание языческих обрядов. Но не только русские сказки использованы в пьесе. Сама идея любви Весны и Мороза взята из украинских сказок. Музыка так тесно переплелась с сюжетом, Чайковский так точно понял Островского, как писателя-драматурга.

Действие разворачивается в берендеевом царстве. Что-то не всё хорошо у них. Вот богиня Весна просто от скуки согрешила с богом зимы Морозом. И у них родилась дочка Снегурочка, которая оказалась никому не нужна. И родителям тоже. Ведь живёт она у чужих людей, которые её тоже не любят. А ходят выгодно пристроить замуж. И её было решено положить на заклание богам, чтобы вернуть счастливую жизнь берендеям. Какое-то  язычество в чистом виде.

Премьера не принесла успеха пьесе. Критики «оттянулись» по полной программе. И какие-то не понятные существа на сцене, которая оказалась большой по размеру для артистов, привыкших в сцене Малого театра. И поэтому, их было плохо слышно публике. Истинная причина неуспеха до конца так и не раскрыта. То ли автор сел не в «свои сани» и сочинил не понятную публике аллегорию, то ли публика была настроена на что-то другое.

Единственный, кто хвалили пьесу, был Достоевский. Даже Некрасов тоже негативно оценил пьесу.

Но на этом судьба пьесы не закончилась. На стыке 19 и 20 веков вдруг стразу три театра решили поставить её у себя на сцене. Единственное, что все они, не сговариваясь, убрали из пьесы сцены со зверьём. И пьеса имела успех.

А в Костроме, на родине Островского есть терем, где живёт Снегурочка. Не то эфемерное создание, не умеющее любить. А настоящая девушка-красавица, внучка сказочного деда Мороза. На новогодние праздники она отправляется к своему дедушке в Великий Устюг, и они вдвоём радуют детей и взрослых.

2 вариант

Эта сказка, совершенно нетипичное для драматурга труд, появилась на свет случайно. Труппа Малого театра в 1873 году из-за ремонта переехала в здание Большого. Новая сцена давала большие возможности для привлечения зрителей и Островскому предложили написать сюжет к зрелищному спектаклю с танцами, пением, чтобы задействовать всех актеров труппы.

Автор произведений о реальной жизни, с её неприглядными сторонами берется за создание пьесы в жанре литературной сказки. Он обращается к народному творчеству, русским былинам и сказаниям, преданиям, обаянию патриархальной жизни, которые вдохновляют его на создание любовной истории о Снегурочке. Сказочная страна с фантастическими событиями в ней была совершенно необычным сюжетом для его творчества. Ведь все его пьесы реалистичны, полны сатиры, а в этой он использует иносказания.

Такого лиричного и необычного сюжета у него еще не было.  Он тщательно изучает устное народное творчество, быт, старинные обряды, предания.  Обращение к “Слово о полку Игореве” помогло ему найти ритм произведения.

При написании пьесы Островский использует новый прием. Он создает ритмичное полотно, без рифмы, но стихами, в стиле русских и украинских народных сказок с описанием языческих обрядов, где миф и действительность переплетаются искусно.

Вместе с молодым и бесконечно талантливым Петром Чайковским драматург создает ярчайшее в его творчестве произведение. Критики сошлись во мнении, что благодаря одновременному созданию текста и музыки, получился гармоничный спектакль. Композитор был вдохновлен волшебством пьесы Островского и, перерабатывая народные мелодии, легко и быстро писал музыку.

В отличие от Жуковского, Пушкина, Ершова Островский создает сказку-драму. В основу сюжета автор взял сказание о девочке-Снегурочке, дочери Мороза и Весны, погубленной любовь, которую зажег в её сердце Ярило- Солнце. Он создал сказочный мир берендеев, в котором ревностно сохраняются традиции и законы, а в образе царя Берендея описал черты мудрого правителя.

Закончил романтическую сказку Островский в свой юбилей, в день пятидесятилетия, и через месяц состоялась премьера.

Новаторство драматурга приняли не сразу и не все, уж слишком категорично отличалось новая история от его прежних реалистичных, обличающих недостатки общества творений.

Сам писатель очень любил и ценил свою “весеннюю сказку”.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания пьесы Снегурочка

История создания пьесы Снегурочка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Успех

    Понятие успеха носит субъективный характер, и каждый человек понимает его по-своему. Для одних успех – это большие достижения в карьере, крупные финансовые накопления и тому подобное. Для вторых – это здоровье близких, семейное благополучие, верные друзья

  • Анализ повести Тимур и его команда Гайдара

    Произведение по жанровой направленности представляет собой детскую повесть, написанную на основе заказанного автору киносценария.

  • Сочинение Тема любви в рассказах Чехова (в творчестве)

    Антон Павлович Чехов — изумительный сатирик, высмеивавший человеческие пороки, но, однако, тема любви раскрывается во многих его произведениях и является одной из важнейших в его творчестве. Любовь в его рассказах разная

  • История жизни Чичикова (11 глава кратко) в поэме Мертвые души

    В поэме Гоголя «Мертвые души» имеется 11-я глава, посвященная жизни одного из главных героев – Павла Чичикова. Биография этого героя представлена характеристикой. Автор описал детство, отрочество, юность

  • История Фенечки в романе Отцы и дети

    История Фенечки в романе И.С.Тургенева Отцы и дети — это рассказ о счастливой судьбе крестьянки, которую полюбил её барин. В девятнадцатом веке подобные истории не были поводом для удивления, однако хорошее отношение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. История создания произведения Снегурочка

История создания произведения Островского Снегурочка

Россия в середине 19 века по культурному уровню не уступала европейским странам. Общественность очень интересовала и собственная национальная культура. К теме русских народных сказок, не свойственной для него, обратился и А.Н.Островский. Опираясь на разработки историка, литературоведа и собирателя фольклора того времени А.Н.Афанасьева, драматург создал сказочную пьесу.

В 19 столетии практически были уже разделены труппы императорских театров. Одна часть имела музыкальный и танцевальный репертуар и была прикреплена к Большому театру. Другая труппа была определена как драматическая, размещалась она в Малом театре. Когда его закрыли на ремонт, драматическая труппа переехала в Большой. И администрация императорских театров затеяла постановку такого спектакля, который бы объединил и драматических артистов, и оперных певцов, и танцовщиков балета.

В то время А.Н.Островский – самый крупный драматург и именно ему предложили создать такую пьесу. Тогда классика очень увлекала фольклористика, и он остановился на русской народной сказке про Снегурочку. Музыкальную часть пьесы А.Н.Островский возложил на молодого композитора П.И.Чайковского.

Работа над пьесой очень увлекла драматурга и композитора. Частично подготовив литературный текст, Островский передавал его Чайковскому. Вместе они обдумывали разные нюансы – ритм, размер, вокальные и хоровые партии. Советуясь друг с другом, находили верное решение.

Сначала пьеса была задумана как более «приземленная» — с Иваном-царевичем, Авоськой-дурачком и т.д. Глубже обдумывая сюжет, писатель ввел Весну, верховного бога солнца Ярилу, берендеев. Фантастические действия в сказочной стране, построенные на иносказаниях, были совершенно новым словом в творчестве А.Н.Островского. В отрыве от других произведений драматурга стоит эта пьеса. Сам писатель признавался Н.А.Некрасову, своему другу и издателю, что это новая для него дорога. Островский, для которого характерны в творчестве реализм, бытописание, сатира, создал стихотворную пьесу, в которой отсутствует рифма, но есть четкий ритм. Писатель интересовался у историков, археологов старинным бытом, настоящими древними обрядами. Большое количество изученного исторического и фольклорного материала, перечитанное «Слово по полку Игореве» помогло писателю в работе.

Литературную работу над пьесой он закончил в свое пятидесятилетие – 31 марта 1873 года. Менее месяца потребовалось Чайковскому, чтобы завершить работу над музыкальным сопровождением пьесы. По словам композитора, он буквально не вставал с места. Создание музыкальных вариаций по народным песенным мотивам его всецело захватывало. Волшебная пьеса Островского ему очень нравилась, и музыка писалась легко. Прекрасным образом писатель и композитор поняли друг друга. Звучные стихи Островского чудесно дополнены искренней музыкой Чайковского.

Задумка дирекции императорских театров поставить общую для разных трупп пьесу на сцене Большого была осуществлена в том же 1973 году. 11 мая зрителям впервые была представлена музыкальная сказка для взрослых. И с тех пор пережила немало постановок эта история о мифических временах, о гармонии с природой, о предательстве и ненависти, о надежде и любви.

История создания произведения Снегурочка

История создания произведения Снегурочка

Несколько интересных сочинений

  • Мои планы на будущее — сочинение

    Мало кто задумывается о будущем с детства, но только не я. Родители постоянно вкладывают в меня любовь и прививают правильные ценности. Благодаря им, я мечтательна и точно знаю чего хочу

  • Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс

    Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году.Именно в этом году была написана картина Вести с фронта. В своей картине она передавала шквал эмоций

  • Жанр произведения Горе от ума Грибоедова

    «Горе от ума» А. С. Грибоедова по-настоящему можно считать новаторским произведением. До сих пор существует полемика по вопросу жанра данной пьесы.

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов

  • Куда приводят мечты? Итоговое сочинение

    События в нашей жизни часто могут повлиять на наши мечты. Постоянные изменения точки зрения могут заставить нас видеть мир немного по-другому каждый раз. Эти события вдохновляют нас и изменяют наши мечты.

Островский Снегурочка

«Снегурочка» — пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем.

Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

Содержание:

  • История создания
  • Анализ произведения
  • Описание произведения
  • Главные герои
  • Композиция и главная тема произведения

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» — ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, — а в семье Бобыля и Бобылихи.

Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж.

Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их.

Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Русская сказка "Снегурочка" — Москва: Изд. Т-ва И. Д. Сытина, 1916 год

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Подробнее: Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка»: краткое содержание сказки

Главные герои


(Сцена из балета-спектакля «Снегурочка»)

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава — все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

Композиция и главная тема произведения

«Снегурочка» — произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как осмелиться написать девушке
  • Как освобожусь напишу знаки препинания
  • Как освободишься напиши знаки препинания
  • Как освободишься напиши где запятая
  • Как освободишься напишешь мне