Как писал леонардо да винчи зеркальное отражение

Это интересно

Почему Леонардо да Винчи писал зеркально

Почему Леонардо да Винчи писал зеркально

Вы когда-нибудь обращали внимание, что на «Витрувианском человеке» да Винчи все надписи сделаны в обратном направлении? Этот способ написания некоторые называют почерком Леонардо. Так почему же гений эпохи Возрождения писал зеркально?

Витрувианский человек

Витрувианский человек

Идеал эпохи Возрождения

Леонардо был настоящим идеалом «Человека эпохи Возрождения», полиматом, который был силен не в какой-то определенной дисциплине, а во многих науках одновременно. Он изучал анатомию (по мнению некоторых ученых, его знания опередили современников примерно на три столетия), был прекрасным художником и изобретателем. По его эскизам строят даже в наше время: например, мы рассказывали о мосте, который построили по чертежам да Винчи. Но были у него и свои странности, и одна из самых известных — Леонардо писал задом наперед, двигаясь с правого края страницы налево.

Эмбрион человека, рисунок да Винчи. Фото: wikipedia.org

Эмбрион человека, рисунок да Винчи. Фото: wikipedia.org

Между прочим, писал он таким образом не всегда, естественно, он умел писать и в привычном всем направлении. Более того, записки, которые предназначались для других людей, итальянец писал слева направо. Но почти во всех работах, которые занимают тысячи страниц, записи сделаны задом наперед. Так в чем же была причина зеркального почерка?

Три теории особого почерка да Винчи

Разворот из Мадридского кодекса. Фото: Национальная библиотека Мадрида, bne.es

Разворот из Мадридского кодекса. Фото: Национальная библиотека Мадрида, bne.es
  1. Известно, что да Винчи был левшой, об этом сохранились воспоминания современников, а также его собственные рисунки, на которых художник запечатлел самого себя с кистью или пером в левой руке. Именно поэтому одна из теорий гласит, что Леонардо таким образом пытался сохранить свои руки и свои записи в чистоте. При традиционном написании чернила размазывались, оставляя за собой след на бумаге и на ладони.
  2. Вероятно, да Винчи освоил этот навык для того, чтобы тренировать свой мозг. Записи от руки всегда были лучшей тренировкой для памяти, даже в современном мире они гораздо эффективней для запоминания, чем записи на клавиатуре: об этом мы тоже как-то рассказывали. Ну а зеркальная запись своих идей была еще лучшей тренировкой для мозга, вероятно, именно поэтому Леонардо писал справа налево.
  3. Так да Винчи пытался зашифровать свои работы. Возможно, таким образом он прятал свои идеи от церкви, ведь некоторые шли вразрез с религиозными теориями о происхождении нашего мира. Также он мог таким образом скрывать идеи от других ученых, предотвращая их воровство.

Рисунок парашюта. Фото: thinkinghumanity.com

Рисунок парашюта. Фото: thinkinghumanity.com

У последней теории есть противники, и они единогласно сходятся в одном: если бы Леонардо действительно хотел спрятать свои идеи, он бы наверняка придумал целый язык или сложный шифр. Зеркальные записи слишком просты для такого гения, который придумал парашюты задолго до того, как появились вертолеты.

Кстати, посмотреть на реконструкцию парашюта, танк, а также на другие гениальные изобретения да Винчи, вы можете тут.

Источник: bne.es

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Эта работа Леонардо написана зеркальным письмом — справа налево и развернутыми задом наперед буквами, как, впрочем, и многие другие его научные, медицинские, инженерные и прочие трактаты, которые были скорее рабочими черновиками, чем законченными исследованиями.

За полтысячи лет научное наследие Леонардо изучено вдоль и поперек. Но почему некоторым людям, в том числе Леонардо да Винчи, удобнее писать и читать зеркально, наука так до конца и не разобралась, точнее, много раз пыталась это объяснить, но не смогла и, похоже, отложила это неблагодарное дело до лучших времен.

Три графа

Современная история «Трактата о полете птиц» (Codice sul Volo degli Uccelli) трагикомичная. Во время наполеоновских войн рукопись Леонардо французы увезли как трофей в Париж. Там она хранилась в библиотеке Института Франции (Французской академии наук), пока оттуда ее не украл итальянский граф Гульельмо Либри. Не из патриотических побуждений, чтобы вернуть на родину Леонардо, а для пополнения своей личной коллекции.

Граф был известным библиофилом, а служил он профессором математики в Сорбонне и в свободное от лекций время писал многотомный труд по истории своей науки. Его близкий знакомый Франсуа Араго, секретарь Французской академии наук, известный физик и еще более известный в стране депутат и политик, имел неосторожность порекомендовать своего приятеля-библиофила на должность генерального инспектора французских библиотек, и перед графом Либри открылся клондайк раритетов.

Как выяснилось потом на суде, в Туре он украл из библиотеки список Пятикнижия VII века, из городской библиотеки города Карпантра на Лазурном берегу умыкнул раритетные издания XV века Феокрита и Гесиода и 75 писем Декарта, в Провансе — две тысячи листов рукописей французского ученого XVI века Фабри де Перейска и еще много чего наворовал в других проинспектированных им библиотеках, включая «Трактат о полете птиц» Леонардо.

Но эту пропажу быстро обнаружили, а с ней и остальные. Французский суд дал графу десять лет каторги, правда, заочно. Тот успел до суда сбежать в Англию вместе со своей коллекцией из 30 тыс. редких книг, включая Codice sul Volo degli Uccelli. Как политический эмигрант, пострадавший во Франции только за то, что был итальянцем по национальности, в Лондоне он получил должность помощника директора библиотеки Британского музея. Там он предусмотрительно не воровал, а потихоньку начал распродавать особенно «горячие» раритеты из своей коллекции. Компетентные французские органы потом подсчитали, что только в 1861 году он выручил за них миллион франков (23 тыс. штук золотых червонцев 917-й пробы, если считать в рублях по курсу того времени).

Рукопись Леонардо у беглого графа Либри купил другой итальянский граф, Джакомо Манцони, в прошлом депутат и министр финансов и тоже библиофил. Он и вернул ее в Италию, на свою виллу в Луго-ди-Романье. После его кончины Министерство народного просвещения Италии попыталось купить его коллекцию у наследника, но наследник предпочел распродать ее по частям на аукционах. На одном из них в 1892 году Codice sul Volo degli Uccelli приобрел русский купец Федор Сабашников.

Купцом Сабашников был только по сословному признаку как один из сыновей и наследников купца Василия Сабашникова, совладельца золотых Ононских и Зейских приисков в Забайкалье и чайной торговли с Китаем в Кяхте. Сам Федор Васильевич отцовским бизнесом ни дня не занимался. Он был увлекающимся искусством и много путешествующим в свое удовольствие молодым человеком. В 1893 году он подготовил роскошное факсимильное издание Codice sul Volo degli Uccelli на состаренной бумаге с точно такими же пятнами на страницах, как в подлиннике, тиражом 300 экземпляров, которое моментально стало библиографической редкостью. Подлинник Федор Сабашников подарил королю Италии Умберто I, который передал его в Королевскую библиотеку Турина.

В Италии Федора Сабашникова называли графом, хотя официально у него не было этого титула, он стал лишь почетным гражданином города Турина. Наследство у него довольно скоро подошло к концу, а сам «граф» Сабашников сошел с ума. Несколько лет он провел в психиатрической клинике в Варшаве, где главным врачом служил его двоюродный брат. В 1910 году его перевезли в Турин, где в приюте для душевнобольных почетный гражданин Турина скончался в 1927 году.

Почем нынче овес

В рукописи «Трактата о полете птиц» всего 18 страниц с 14 рисунками на полях, изученных за полтысячелетия учеными вдоль и поперек. Физики нашли здесь в тексте Леонардо и на его чертежах летательных аппаратов сформулированные в неявном виде законы механики, открытые Ньютоном через 200 лет.

Инженеры на рисунках летящих птиц разглядели начало аэродинамики, а в тексте — вывод о том, что центр массы летящей птицы не совпадает с так называемым центром давления (если совпадет, то у самолета начинается флаттер и отваливаются крылья).

Историки пополнили знания о цене в начале XVI века на сено и овсяные отруби для лошадей, условиях депозитных вкладов в ломбардских банках (Леонардо снял со своего счета 25 золотых флоринов) и прочих бытовых подробностях, которые Леонардо попутно записывал в тетрадь.

Искусствоведы до сих пор спорят, не свой ли автопортрет нарисовал Леонардо на полях рукописи (как это делал Пушкин в задумчивости, когда писал стихи). Архитекторы продолжают выяснять, для кого Леонардо собирался строить виллу, эскизный проект которой красуется на последней странице его «Трактата о полете птиц».

Словом, много чего ученые обнаружили в дневниковой тетрадке Леонардо за 1505 год и, можно не сомневаться, в дальнейшем найдут там еще больше. Практически не интересовались ученые только тем, что первым бросается в глаза в этой и других рукописях Леонардо,— его зеркальным письмом на староитальянском языке. Точнее, ученые выдвинули две версии на этот счет и на том успокоились. Первая: так Леонардо шифровал свои записи от любопытных глаз. Вторая: так ему, как левше, было проще писать, хотя он умел писать и как все остальные — слева направо нормальными буквами. А в прошлом году появилась еще одна версия.

Как да Винчи стал амбидекстром

То, что Леонардо левша, знают все, хотя никаких прямых свидетельств этому нет, так считается, как говорится, по умолчанию. В прошлом году итальянские ученые из Opificio delle pietre dure Галереи Уффици с большой помпой презентовали довольно убедительные научные доказательства леворукости гения Ренессанса. Правда, сами они были уверены, что доказали одинаково хорошее владение Леонардо обеими руками.

Институт Opificio delle pietre dure — один из старейших, если не самый старый НИИ в мире. Он был основан во Флоренции великим герцогом Тосканским Фердинандо I Медичи в 1588 году, когда вся мировая наука квартировала либо в университетах, либо по домам ученых. Отсюда и странно звучащее сейчас его название, которое можно перевести на русский как «Мастерская полудрагоценных камней». Несмотря на архаичное название, это очень современный и оборудованный самой продвинутой научной аппаратурой институт, который подчинен итальянскому Министерству культурного наследия и основной профиль которого — атрибуция и реставрация произведений искусства.

В данном случае флорентийские ученые вышли за рамки своей компетенции, но, как уже сказано, другие ученые не горят желанием разбираться с леворукостью даже у Леонардо. Предметом исследования был эскиз долины реки Арно. Он был подписан автором в левом верхнем углу рисунка обычным для Леонарда зеркальным письмом. На обратной стороне листа был другой пейзаж, а поверх него надпись, относящаяся к заказчику пейзажа на лицевой стороне листа, написанная обычными буквами слева направо.

Спектральный анализ, анализ почерка и лексики свидетельствовали, что обе надписи принадлежат Леонардо. Из этого был сделан довольно неожиданный вывод, что он «одинаково работал обеими руками, а не только левой». Во всяком случае, именно так директор Галереи Уффици доктор Айке Шмидт на официальной презентации исследования сформулировал его главный итог. Людей, одинаково владеющих левой и правой рукой, называют амбидекстрами, и с легкой руки доктора Шмидта мировые СМИ сделали Леонардо амбидекстром.

Почему да Винчи скорее был левшой

Даже неученому человеку понятно, что полученных в «Мастерской полудрагоценных камней» данных недостаточно для такого вывода. Леонардо мог одинаково хорошо писать и зеркально, и обычно левой рукой. Зачем левше перекладывать для этого перо из одной руки в другую? Все левши, начинавшие в детстве с зеркального письма и переученные писать «нормально», именно так и пишут — левой рукой. Хоть нормально, хоть зеркально.

Леонардо мог, кстати, писать зеркально правой рукой и вообще быть правшой. Научиться зеркальному письму не так сложно, как кажется, и многие правши ему специально учились, чтобы иметь пусть простенький, но собственный шифр при записях конфиденциальной информации. Но правша, выучившийся зеркальному письму, будет писать им заметно корявее.

Выходит, что все, что итальянские ученые приводят как доказательства амбидекстрии Леонардо, легко мог делать левша Леонардо. Амбидекстрия в данном случае совершенно лишнее объяснение, такие в науке беспощадно отсекаются бритвой Оккама, а за ее пределами — мудрым житейским правилом не множить сущности без необходимости.

Дирекциональность Леонардо

Существует еще одно косвенное свидетельство в пользу того, что Леонардо был левшой, которое лежит на поверхности. Это так называемая дирекциональная тенденция при рисовании у правшей и левшей. И обычное житейское наблюдение, и многочисленные эксперименты с правшами и левшами показывают, что если правша, не задумываясь, рисует профиль человека, то человек на рисунке смотрит влево, а у левшей профили смотрят вправо.

Особенно наглядно дирекциональность проявляется в детских рисунках. Если дать себе труд просмотреть в интернете сотню-другую зарисовок Леонардо в его дневниках, то есть не предназначенных для публичной демонстрации, нельзя не заметить, что смотрящие и/или движущиеся вправо люди и животные у него встречаются намного чаще.

На полотнах кисти Леонардо картина другая. Например, голова Моны Лизы на знаменитом портрете повернута вполоборота влево, а у Дамы с горностаями его же кисти — направо. Портрет художник пишет не автоматически, а сначала продумывая его композицию, к тому же здесь часто играют роль пожелания заказчика портрета. Но опять же, если потратить еще немного времени и полистать в интернете портретную галерею любого музея, например той же Галереи Уффици, можно увидеть, что по дирекциональности явно больше половины портретов несут отпечаток праворукости художников, что и следовало ожидать. Правшей на свете вообще намного больше, чем левшей, и художники не исключение из этой закономерности.

Исследователи дирекциональности при рисовании отмечают и такую закономерность. Если правшу попросить нарисовать профиль левой рукой, он в большинстве случаев рисует его смотрящим вправо, как рисует левша. Но представить себе, что амбидекстр Леонардо писал Мону Лизу правой рукой, а Даму с горностаем — левой, наверное, будет чересчур. И совсем уж невероятно предположить, что, создавая «Тайную вечерю», где одиннадцать апостолов из двенадцати написаны в профиль, причем шестеро (включая Иуду) смотрят вправо, пятеро — влево, а Иисус и Иоанн написаны в фас, Леонардо писал поочередно то правой, то левой рукой, а Иисуса и Иоанна — обеими сразу.

Мы все немного амбидекстры

Леворукость определяет только ведущую руку, но в клинической психологии принято определять полный профиль латеральной асимметрии: плюс к руке доминирующий глаз, доминирующее ухо и доминирующая нога. При более узкой задаче выявления причин дисграфии (нарушений письма) ногу из рассмотрения исключают. Считается, что в письме играют роль лево- или праворукость, зрение и слух.

Врожденную леворукость клиницисты определяют с помощью набора тестов, самый простой из которых — поза Наполеона. Пациента просят сложить руки на груди; та рука, которая будет сверху, и есть доминирующая. Ведущий глаз можно легко определить с помощью пробы Розенбаха. Надо, не закрывая обоих глаз, карандаш в вытянутой руке совместить с какой-нибудь вертикальной линией — например, вертикальной планкой оконной рамы или углом стены. Потом закрыть правый глаз; если карандаш смещается вправо, то ведущий глаз правый, если не смещается — левый. Определить доминирующее ухо еще проще, поймав себя на том, каким ухом мы непроизвольно поворачиваемся к источнику тихого звука, например тикающим часам.

Любой может составить свой (или чужой) профиль латеральной асимметрии, или левшества, как его еще называют. Если триада «рука—ухо—глаз» будет ППП, вы «чистый» правша, если ЛЛЛ — «чистый» левша. При остальных 25 вариантах вы в той или иной мере амбидекстр.

Наука и педагогика

Левшество — предмет исследований психологии, неврологии, нейрофизиологии и еще целого букета гуманитарных и естественных наук, но в реальной жизни с левшеством сталкиваются учителя начальных классов, которым все достижения этих наук мало чем полезны, особенно когда речь идет о зеркальном письме.

Больше всех склонны к нему маленькие левши-имбецилы из-за дефектов кортикального конца аппарата зрения, то есть дефектов в коре затылочной доли их мозга. Например, при обследовании 106 тыс. американских школьников было выявлено 46 «зеркальных писателей» (0,04%), 8 из них были умственно отсталыми (17%). В китайской выборке доля умственно отсталых с зеркальным письмом была еще выше — 43%.

Иногда способность зеркального письма и чтения появляется у взрослых людей при травмах затылочной области мозга и таких болезнях, как эссенциальный тремор, болезнь Паркинсона и спинно-мозжечковая дегенерация. Также замечено, что на удивление много пациентов с травмами мозга начинают писать зеркально, если в их родных языках традиционно пишут и читают слева направо.

Но и нормальные дети-левши тоже иногда начинают писать зеркально, а еще больше маленьких левшей проявляют признаки зеркального письма — например, пишут, как полагается, то есть слева направо, но некоторые буквы при этом написаны у них наоборот. Почему? На этот вопрос ответа у науки нет. Многообещающая теория «нейронного механизма, который контролирует высшую мозговую функцию письма через таламус», не подтвердилась, а другой у ученых нет, одни гипотезы, которые они ни шатко ни валко проверяют.

А тем временем малолетних зеркальных писателей переучивают, как могут, обычные учителя начальных классов и делают это, надо признать, в целом успешно. Хотя теперь делать это им гораздо труднее, чем раньше, когда всех маленьких левшей в обязательном порядке переучивали писать правой рукой. Труднее, потому что, во-первых, при переходе на правую руку у левшей склонность переворачивать буквы пропадает. А во-вторых, левши с беглым зеркальным письмом левой рукой сами не могут его прочесть и не различают его от нормального, потому что оно у них непроизвольно. Еще труднее отучить от зеркального письма маленького правшу, но и с такими, если они не олигофрены, наши неостепененные Марьиванны справляются.

Едва ли мы когда-нибудь узнаем, кто научил маленького Леонардо, который с большой долей вероятности родился левшой с признаками зеркального письма, писать как положено — слева направо обычными буквами. Известно лишь, что с трех лет он жил в семье отца и деда, людей состоятельных и способных нанять любого педагога для сына и внука. Но, скорее всего, учили мальчика грамоте обычный приходский священник или отец с дедом. Он научился писать, как все, и, возможно, даже правой рукой, а врожденным даром зеркального письма пользовался для себя лично. Но рисовать «правильной» рукой его уж точно никто не учил — тут он был самым обычным левшой.

Зеркальное письмо. Что такое «почерк Леонардо»?

Зеркальный почерк или зеркальное письмо, так психологи называют феномен, когда человек пишет не слева направо, а наоборот. Более того, все буквы выглядят так, словно написаны в зеркальном отражении. Эта особенность имеет и другое название – «почерк Леонардо».

Зеркальное письмо. Что такое "почерк Леонардо"?

Зеркальное письмо называют «почерк Леонардо» в честь Леонардо да Винчи. Этот человек был художником, ученым, скульптором, архитектором, изобретателем и др. Многие его записи, в том числе и знаменитый дневник, были написаны именно так, справа налево и все буквы изображены наоборот.

На протяжении веков многие пытались ответить на вопрос, для чего да Винчи вел свои записи именно зеркальным почерком? На данный момент сложились две основные теории. Первая заключается в том, что гению необходимо было скрывать свои записи от прочтения. Таким образом, да Винчи использовал этот способ письма для зашифровывания своих записей.

Приверженцы второй теории объясняют эту особенность записей да Винчи ее удобством для самого автора. По некоторым предположениям ученый использовал для письма левую руку. А как доказали последние исследования ученых, если человек левша, то ему гораздо удобнее и быстрее писать буквы в зеркальном отражении.

Феномен зеркального письма не является редким, и у большинства детей, не только леворуких, в возрасте от трех до семи лет можно наблюдать спонтанное появление «почерка Леонардо». По мнению ученых, это необходимый этап освоения навыка письма. Но все же чаще эту особенность можно наблюдать у людей, которые пользуются для письма левой рукой.

Некоторые врачи связывают этот феномен с психическими и физическими заболеваниями головного мозга. Очень часто зеркальное письмо встречается у больных шизофренией, с очаговым поражением мозга, эпилепсией и нервно-психическими расстройствами. Причем чаще всего «почерк Леонардо» встречается у людей с болезнями, поражающими именно левое полушарие мозга.

В настоящий момент не существует единого мнения, с чем именно связан зеркальный почерк. Является ли он признаком психических или физических отклонений в работе головного мозга или он проявляется у гениев? Также не существует точной статистики, насколько леворукость обязательное условие для возникновения зеркального письма. Феномен зеркального письма до сих пор исследуется многими.

Тревитик Ричард: биография, карьера, личная жизнь

Связанная статья

Тревитик Ричард: биография, карьера, личная жизнь

Не могу сказать, что это меня поразило, но понравилось. Потом ходила и время от времени чего-нибудь «рисовала» таким образом, и такое чувство удовлетворения испытывала, что самой смешно.

На самом деле, это очень просто, и даже если не получается сразу, то можно научиться, вот только умение это никому не нужно — разве что для интереса и развлечения. Я частенько делаю что-то частично просто потому, чтобы выяснить, смогу я это сделать или нет.

Если потренироваться, то можно научиться и читать зеркально отраженный текст — а вот это в отдельных ситуациях может и пригодиться. Так же, как и умение писать вверх ногами. К примеру, когда ребенок делает уроки, у меня возникает необходимость что-то подправить на листке. Обычно я сижу напротив и, соответственно, вижу перевернутую тетрадь. Теперь, не переворачивая тетрадь, я сразу пишу вверх ногами. Сначала получалось коряво, теперь — быстро и «читабельно».

У кого-то получается сразу, у кого-то — нет, но мне кажется, что это все же не потрясающая способность человека, а потрясающая особенность мозга. Любой может убедиться: попробуйте написать что-нибудь левой рукой справа налево, главное — делать это не задумываясь. У вас выйдет зеркальный текст, причем это гораздо проще, чем писать слева направо левой рукой. Насколько я заметила, при этом сохраняется даже особенность почерка. Главное — расслабиться и не задумываться, как писать, а писать так, как обычным образом.

В свое время, я конечно покопалась в литературе и нашла много интересного про «зеркальное письмо». Очень часто такой почерк проявляется у левшей.

«Леворукость нередко встречается у сумасшедших, преступников и у гениев» (Чезаре Ломброзо)

Существует такое понятие, как феномен предвидения левшей. Левша способен к восприятию с помощью органов чувств будущих событий. Будто он видит, слышит или каким-то иным образом чувствует событие, которого еще нет в настоящем времени, а состоится в будущем. Есть предположение, что это явление отражается в способности писать зеркально, так как движение справа налево при письме соотносится с движением от будущих событий к прошлым.

В связи с доминированием правого полушария таким людям необходимо учиться технике релаксации и снятию напряжения, так как они составляют группу риска по возникновению стрессовых состояний. Уровень тревожности у них оказывается намного выше среднего. Т. е. находясь в условиях, удобных для людей с доминирующим левым полушарием, правые действуют согласно собственной линии поведения. Отсюда и стрессы.

«Правые» могут возвращаться к тем действиям, которые не совпадают с общепринятыми «левыми» правилами. Если это так, то очевидно возникновение ситуаций, связанных с нарушением адаптации. Можно предположить, что мания у «правых» связана с переизбытком идей (креативность — свойство правого полушария), а также тенденцией не завершать начатое и переходить к чему-то новому. Это можно приписать образному типу мышления: образы возникают мгновенно и быстро сменяют друг друга в отличие от абстрактно-логического мышления, скорость которого соответствует внутреннему произнесению слов. Повышение значений по шкале мужественность/женственность у «правых» можно связать с увеличением ранимости.

Ну, а тем, кому одинаково легко писать и правой, и левой, их разностороннему естественному развитию можно только позавидовать.

Главная героиня Дины Рубиной «Почерк Леонардо» пишет зеркальным почерком. Она видит больше, чем обычный человек, но не любит свою способность. Она летит по жизни, словно убегая от своего дара.

Зеркально писал Леонардо да Винчи — справа налево, все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов. Если такой текст подставить к зеркалу, он будет выглядеть как обычный.

Леонардо да Винчи… Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, изобретатель — еще неполный перечень граней гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума.

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Тот, кто отдается практике без знаний, похож на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса. Практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Он утверждал, что ни одно человеческое исследование не может называться наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если кто-то скажет, что наука, начинающаяся и заканчивающаяся в мысли, обладают истиной, то это не будет верным, ибо в чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую носил при себе. Итогом стал своеобразный дневник, подобного которому нет в мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания и т. д. Все это пересыпано изречениями, рассуждениями, аллегориями, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для большой энциклопедии. Но он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полное прочтение его записей не выполнено до сих пор.

Леонардо, кстати, первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

После страшной эпидемии чумы в Милане Леонардо предложил властям проект города с определённой планировкой и канализационной системой. Проект отклонили. Прошли века, и власти Лондона признали план совершенным для застройки города.

В Норвегии есть действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. С появлением авиации заветная мечта великого флорентийца стала реальностью.

В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся, тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо.

Кстати, автор самой дорогой книги — Леонардо да Винчи. «Лестерский кодекс» представляет из себя восемнадцать листов, согнутых пополам и исписанных с двух сторон знаменитым почерком гения. Во избежание порчи кодекса, его листы были разъединены и хранятся по отдельности. Эта книга была приобретена Б. Гейтсом в 1994 году за 24 миллиона долларов. В дальнейшем по его указу листы были отсканированы и использовались в качестве скринсейвера для Windows 95 Plus.

В начале я написала, что умение писать зеркально ничего не дает, но сейчас вспомнила, и с плохо скрываемым удовольствием скажу, что чтение, и в особенности — письмо в зеркально отраженном или перевернутом виде, заставляет задействовать пространственное мышление; разумеется, оно от этого развивается. Так что это полезно для развития мозга.

Подобные действия, только не с текстом, а с фигурами, существуют в разного рода тестах на интеллект.

Не могу сказать, что это меня поразило, но понравилось. Потом ходила и время от времени чего-нибудь «рисовала» таким образом, и такое чувство удовлетворения испытывала, что самой смешно.

На самом деле, это очень просто, и даже если не получается сразу, то можно научиться, вот только умение это никому не нужно – разве что для интереса и развлечения. Я частенько делаю что-то частично просто потому, чтобы выяснить, смогу я это сделать или нет.

Если потренироваться, то можно научиться и читать зеркально отраженный текст – а вот это в отдельных ситуациях может и пригодиться. Так же, как и умение писать вверх ногами. К примеру, когда ребенок делает уроки, у меня возникает необходимость что-то подправить на листке. Обычно я сижу напротив и, соответственно, вижу перевернутую тетрадь. Теперь, не переворачивая тетрадь, я сразу пишу вверх ногами. Сначала получалось коряво, теперь – быстро и «читабельно».

У кого-то получается сразу, у кого-то – нет, но мне кажется, что это все же не потрясающая способность человека, а потрясающая особенность мозга. Любой может убедиться: попробуйте написать что-нибудь левой рукой справа налево, главное – делать это не задумываясь. У вас выйдет зеркальный текст, причем это гораздо проще, чем писать слева направо левой рукой. Насколько я заметила, при этом сохраняется даже особенность почерка. Главное – расслабиться и не задумываться, как писать, а писать так, как обычным образом.

В свое время, я конечно покопалась в литературе и нашла много интересного про «зеркальное письмо». Очень часто такой почерк проявляется у левшей.

«Леворукость нередко встречается у сумасшедших, преступников и у гениев»(Чезаре Ломброзо)

Существует такое понятие, как феномен предвидения левшей. Левша способен к восприятию с помощью органов чувств будущих событий. Будто он видит, слышит или каким-то иным образом чувствует событие, которого еще нет в настоящем времени, а состоится в будущем. Есть предположение, что это явление отражается в способности писать зеркально, так как движение справа налево при письме соотносится с движением от будущих событий к прошлым.

В связи с доминированием правого полушария таким людям необходимо учиться технике релаксации и снятию напряжения, так как они составляют группу риска по возникновению стрессовых состояний. Уровень тревожности у них оказывается намного выше среднего. Т.е. находясь в условиях, удобных для людей с доминирующим левым полушарием, правыедействуют согласно собственной линии поведения. Отсюда и стрессы.

«Правые» могут возвращаться к тем действиям, которые не совпадают с общепринятыми «левыми» правилами. Если это так, то очевидно возникновение ситуаций, связанных с нарушением адаптации. Можно предположить, что мания у «правых» связана с переизбытком идей (креативность – свойство правого полушария), а также тенденцией не завершать начатое и переходить к чему-то новому.

Это можно приписать образному типу мышления: образы возникают мгновенно и быстро сменяют друг друга в отличие от абстрактно-логического мышления, скорость которого соответствует внутреннему произнесению слов. Повышение значений по шкале мужественность/женственность у «правых» можно связать с увеличением ранимости.

Ну, а тем, кому одинаково легко писать и правой, и левой, их разностороннему естественному развитию можно только позавидовать.

Главная героиня Дины Рубиной «Почерк Леонардо» пишет зеркальным почерком. Она видит больше, чем обычный человек, но не любит свою способность. Она летит по жизни, словно убегая от своего дара.

Зеркально писал Леонардо да Винчи – справа налево, все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов. Если такой текст подставить к зеркалу, он будет выглядеть как обычный.

Леонардо да Винчи… Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, изобретатель – еще неполный перечень граней гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума.

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Тот, кто отдается практике без знаний, похож на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса. Практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Он утверждал, что ни одно человеческое исследование не может называться наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если кто -то скажет, что наука, начинающаяся и заканчивающаяся в мысли, обладают истиной, то это не будет верным, ибо в чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую носил при себе. Итогом стал своеобразный дневник, подобного которому нет в мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания и т.д. Все это пересыпано изречениями, рассуждениями, аллегориями, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для большой энциклопедии. Но он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полное прочтение его записей не выполнено до сих пор.

Леонардо, кстати, первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

После страшной эпидемии чумы в Милане Леонардо предложил властям проект города с определённой планировкой и канализационной системой. Проект отклонили. Прошли века, и власти Лондона признали план совершенным для застройки города.

В Норвегии есть действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо. С появлением авиации заветная мечта великого флорентийца стала реальностью.

В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. «Не оборачивайся, тот, кто устремлён к звезде», – писал Леонардо.

Те, кто изучает творчество мастера эпохи Возрождения, утверждают, что в своих работах он скрыл некое сообщение, которое по какой-то причине не смог выразить открыто. Оно скрывается не только в таинственной улыбке Моны Лизы. Ключ к нему может лежать в зеркальном коде, который использовал да Винчи, чтобы делать заметки. После применения метода его считывания к картинам Леонардо на них появляются загадочные персонажи. Возможно ли, что среди них, как утверждают некоторые, находится «лицо Бога»?



Несколько лет назад аргентинский историк-любитель Уго Конти объявил, что вместе со своими товарищами открыл новый метод чтения сообщений, спрятанных в работах Леонардо да Винчи (1452-1519). Ключом к нему был зеркальный метод писания, с помощью которого он делал свои заметки. Хотя не до конца известно, почему он его использовал, считается, что он хотел таким образом помешать несанкционированному доступу к своим тайнам. Использование техник чтения заметок при анализе картин дало, по мнению Конти, шокирующий эффект.

«На картинах Леонардо легко найти скрытые предметы, — говорил исследователь. – Многие из персонажей, кажется, смотрят в пустоту, но на самом деле они указывают на место, где необходимо положить зеркало, чтобы найти спрятанные изображения. Они касаются секретных сообщений, оставленных художником. Это аллегории из сцен Книги Бытия и Нового Завета, которые открывают новый способ интерпретирования его произведений».

Другой код Леонардо

После кассового успеха «кода да Винчи», в котором, благодаря скрытым в картинах мастера символам, герои выходят на след тайного ордена «Приорат Сиона», многие начали задумываться, были ли у художника на самом деле какие-то знания, о которых он не мог открыто говорить. Хотя книга Дэна Брауна была лишь литературной фикцией, неоднозначная улыбка Моны Лизы (1503-1506) или символика «Тайной вечери» (1495-1498) показывают, что работы да Винчи могут содержать в себе определенный скрытый подтекст.

1Американский художник Рон Пиччирилло утверждает, что обнаружил головы льва, буйвола и обезьяны вокруг головы Моны Лизы.

Конти и его группа верили, что они нашли простой ключ к «реальному коду». Он основывался на методе, аналогичном тому, который используется для чтения заметок Леонардо. Место на картине, куда следовало приложить зеркало (с помощью характерного расположения рук или направленного взгляда) указывали сами увековеченные образы. С наложенных на себя в соответствующих пунктах оригинала и зеркального отражения появлялись удивительные (иногда даже демонические) лица и символы.

Например, с помощью этого метода, использованного относительно картины «Святая Анна» (1499) можно получить изображение, напоминающее голову в шлеме, которую Конти признал за представление бога Яхве.

2

Аналогичный образ появляется над рукой Моны Лизы, если прикрепить зеркало в месте, на которое она указывает пальцем.

da_vin-1

В случае картины «Иоанн Креститель» (1513-1516) появляется что-то, что исследователи сравнивают с «древом жизни».

Но почему автор решил «закодировать» это в своих творениях?

Зеркальное писание

Да Винчи, который был внебрачным сыном нотариуса и крестьянки, не получил формального образования, но, тем не менее, стал самым известным художником эпохи Возрождения и одним из самых важных ученых в истории. Хотя происхождение закрыло ему дорогу в академию, благодаря заступничеству отца он пошел учеником к флорентийскому художнику и скульптору Андреа дель Веррокьо (1435-1488). В последующие годы у да Винчи проснулась тяга к науке и инженерии, а свои выводы и заключения он записывал в форме заметок на нескольких тысячах страниц.

4231

До наших дней дошли около 7000 листов с его записками и рисунками, собранными в несколько кодексов и рукописей. Они касаются многих областей: от анатомии и ботаники до геометрии и строительства. Леонардо оставил их в своем завещании ученику Франческо Мельци (1492-1568), после смерти которого семья продала часть коллекции, а оставшаяся была поделена и разграблена коллекционерами.

Считается, что, по крайней мере, половина заметок да Винчи безвозвратно потеряна. Наиболее удивлять может тот факт, что большинство из них он написал курсивом и в зеркальном отображении, хотя не до конца известно, с какой целью он это делал. Вполне возможно, что он хотел помешать посторонним лицам прочесть их содержимое, но в таком случае он бы использовал какой-то другой шифр. Другая гипотеза утверждает, что такая форма облегчала левше Леонардо процесс записи. Может аналогичную технику он использовал и в своих картинах? Если да, то, что он хотел с помощью нее передать?

Страж скрытых знаний

Проекты летающих машин или подводные лодки являются идеальным примером того, что да Винчи опережал свою эпоху. Сторонники альтернативной истории утверждают, что его знания могли развиваться благодаря принадлежности тайному обществу. Это предположение не голословно, потому что после падения Константинополя в 1453 году на Запад были перевезено много работ по алхимии, медицине и астрологии, что дало толчок к развитию различных наук, в том числе тайных знаний.

16440541

Конти дополнительно подогревал атмосферу утверждением, что зеркальное писание помогло открыть на «Тайной вечере» форму, которую он посчитал Святым Граалем. Удалось ли исследователям, используя инструкции художника, раскусить его большой секрет? Содержат ли картины, скрытые изображения лица Бога и ангелов или демонов, тревожащих ум Леонардо? Этого, к сожалению, никто не знает. Конти охлаждал слишком далеко идущие спекуляции, добавляя, что все это может быть результатом личного философского обаяния, которое да Винчи испытывал к еврейскому мистицизму.

Искатели зеркальных лиц также обращали внимание на то, что подобный «код» содержится в работах других мастеров итальянского возрождения, таких как Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль (1483-1520). Мнения историков искусства, однако, весьма скептичны. Подчеркивали они излишнюю спекулятивность гипотезы Конти и тот факт, что абстрактные образы могли не изображать лица и символы, а быть результатом, так называемой, парейдолии – явления, когда мозг видит знакомые образы в местах, где их не существует. Именно оно несет ответственность за поиск священных фигур в пятнах, потеках или облаках.

Что интересно, да Винчи размещал на своих творениях явные символические мотивы. Одним из них является пещера с картины «Мадонна в скалах» (1483-1490), с которой связан инцидент из молодости художника.

Leonardo_da_Vinci_Virgin_of_the_Rocks_(National_Gallery_London)

Он утверждал, что в один прекрасный день во время прогулки наткнулся на таинственную пещеру. «Вдруг пробудились во мне два чувства: страх перед темной пещерой и соблазн искать в ней чудо», — так описывал этот случай да Винчи. Что же произошло дальше? Связан ли этот опыт с некоторыми особенными мистическими ощущениями? Или, может, Леонардо обнаружил какие-то необычайные ценности? Этого мы уже никогда не узнаем.

Текст: Наталья Перегудова|Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!

Это черновик проекта.

«Почерк Леонардо» в наши дни это: особый дар или технический навык? Так мы, с моей дочкой, назвали наш проект.

Я левша и на уроках в начальной школе писала в зеркальном отражении. Мои работы проверялись с помощью зеркала. Меня не переучивали. Со временем я научилась писать слева направо. Сейчас я пишу обеими руками в обе стороны и двумя одновременно. Дочке стало интересно, а много ли людей умеют писать в зеркальном отражении и можно ли этому научиться? На эти вопросы мы и хотим ответить в ходе нашего исследования. Будем очень рады, если Вы нам в этом поможете, приняв участие в нашем проекте.

Но сначала ответим на вопрос: почему же зеркальное письмо называют «почерком Леонардо»?

Зеркальный почерк или зеркальное письмо, так психологи называют феномен,
когда человек пишет не слева направо, а наоборот. Более того, все буквы
выглядят так, словно написаны в зеркальном отражении. Эта особенность имеет и
другое название – «почерк Леонардо».

Этот человек был художником, ученым, скульптором, архитектором, изобретателем и др. Многие его записи, в том числе и знаменитый дневник, были написаны именно так, справа налево и все буквы изображены наоборот.

На протяжении веков многие пытались ответить на вопрос, для чего да Винчи вёл свои записи именно зеркальным почерком? На данный момент сложились две основные теории. Первая заключается в том, что гению необходимо было скрывать свои записи от прочтения. Таким образом, да Винчи использовал этот способ письма для зашифровывания своих записей.
Приверженцы второй теории объясняют эту особенность записей да Винчи ее удобством для самого автора. По некоторым предположениям ученый использовал для письма левую руку. А как доказали последние исследования ученых, если человек левша, то ему гораздо удобнее и быстрее писать буквы в зеркальном отражении.

Феномен зеркального письма не является редким, и у большинства детей, не только леворуких, в возрасте от трех до семи лет можно наблюдать спонтанное появление «почерка Леонардо». По мнению ученых, это необходимый этап освоения навыка письма. Но все же чаще эту особенность можно наблюдать у людей, которые пользуются для письма левой рукой.

В настоящий момент не существует единого мнения, с чем именно связан зеркальный почерк. Является ли он признаком психических или физических отклонений в работе головного мозга или он проявляется у гениев? Также не существует точной статистики, насколько леворукость обязательное условие для возникновения зеркального письма. Феномен зеркального письма до сих пор исследуется многими.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как писал ленин почерк
  • Как писал куприн свои произведения
  • Как писал картины левитан
  • Как писал картины куинджи
  • Как писал картины караваджо

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии