Как писал твардовский

Александр Твардовский: биография и творчество писателя

  • 1 Октября, 2019
  • Искусство

Александр Трифонович Твардовский, биография которого насыщена яркими событиями, это известный советский писатель, который создал замечательный литературный образ Василия Теркина. Многие произведения этого поэта и журналиста посвящены военной теме и памяти о Второй мировой войне, которая должна жить вечно.

Детские годы

Твардовский, биография

Александр Твардовский, биография которого интересна нашим современникам, родился 8 июня 1910 года. Его родиной стал хутор Загорье, который ныне относится к Смоленской области. Родители будущего поэта никакого отношения к миру литературы не имели. Его отец, Трифон Гордеевич, работал кузнецом, а мама, Мария Митрофановна Плескаческая, принадлежала к однодворцам. Это сословие людей, которые жили на пограничной зоне Российской империи и совмещали земледельческую работу с охраной границ.

Младший брат Твардовского Иван стал отличным резчиком по дереву и писателем. Также у Александра Трифоновича было еще три брата и две сестры: Константин, Василий, Павел, Мария и Анна. Отца известного писателя называли «пан Твардовский». Это было связано с тем, что дед Гордей, воевавший в Польше, служил бомбардиром и привез это прозвище, которое потом перешло к его сыну.

Первый сочинительский опыт

Как вспоминал сам Твардовский, биография которого подробно описана в этой статье, его отец любил читать. Он старался привить детям интерес к чтению. По вечерам в их небогатом крестьянском доме читали вслух Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Толстого и Никитина, Ершова и других классиков русской литературы. Это оказало огромное влияние на Александра Твардовского. Уже в ранние годы, когда он еще не умел читать и писать, он начал сочинять стихи.

Первая книга

Александр Твардовский, биография

Уже в пятнадцать лет Твардовский Александр Трифонович начал писать небольшие заметки, которые печатали смоленские газеты. А когда у него уже было собрано несколько серьезных стихотворений, то принес их Михаилу Исаковскому, который в то время работал в редакции газеты «Рабочий путь». Именно Михаил Исаковский в дальнейшем помогал Александру Трифоновичу, став для него не только наставником, но и другом.

В 1931 году вышла первая поэма Твардовского «Путь к социализму». А уже через четыре года в смоленском издании вышла и первая книга «Сборник стихов», где были собраны стихотворные произведения Твардовского, написанные с 1930 по 1936 годы.

Образование

Твардовский Александр Трифонович, биография

Сначала Александр Твардовский, биография которого наполнена и счастливыми, и печальными событиями, учился в педагогическом институте города Смоленска. Но это обучение он бросил, едва перейдя на третий курс. Осенью 1936 года он поступает в Москве в МИФЛИ, который успешно оканчивает в 1939 году.

Литературная деятельность

А.Т.Твардовский, биография которого интересует миллионы читателей, в 1939 году начинает работать в газете «На страже Родины» Ленинградского военного округа. Уже в конце ноября этого же года в этой газете было опубликовано его стихотворение «Час настал».

В 1939 году Твардовский, в биографии которого есть и участие в боевых действиях, был призван в ряды Красной армии. Он даже участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Когда началась война с Финляндией, Александр Трифонович имел уже офицерское звание и служил спецкором военной газеты. В 1939 году в этой же газете было написано стихотворение «На привале». Как позже признавался сам писатель, образ Василия Теркина был придуман именно в этом году.

В 1946 году, как описывается в краткой биографии, Александр Твардовский пишет поэму «Дом у дороги», где рассказывает о трагических страницах Великой Отечественной войны. После этого последовала поэма «За далью – даль», где автор осуждает Сталина и период его правления.

Краткая биография Александр Твардовский

За свою литературную деятельность Александр Твардовский был много раз награжден различными премиями. Так, за поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин» и «Дом у дороги» он получил Сталинскую премию. За поэму «За далью – даль» Александр Трифонович был награжден Ленинской премией. Были и другие награды в творческой биографии талантливого поэта.

После войны Александр Твардовский работал главным редактором журнала «Новый мир». Несколько лет в журнале печатали антисталинские произведения. Сам поэт в шестидесятые годы пишет поэму «По праву памяти», которая была опубликована только в 1987 году. Уже в поэме «Теркин на том свете» известный поэт меняет свое отношение к Сталину.

В это же время Александр Трифонович добивается разрешения в журнале «Новый мир» опубликовать рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Когда Хрущева сняли с должности Первого секретаря ЦК КПСС, против журнала и самого Твардовского была проведена компания. С поэтом и его журналом вел ожесточенную войну Главлит, который порой не пропускал в печать самые важные материалы.

Самого Твардовского не решались снять, но когда уволили его заместителей, то в 1970 году Александр Трифонович ушел сам. Многие сотрудники редакции последовали его примеру. Вскоре после этого события у Твардовского обнаружилась страшная болезнь. Уже восемнадцатого декабря 1971 года он умер от рака легких. Похоронен известный поэт в Москве на Новодевичьем кладбище. Во многих городах можно встретить улицы, названные в его честь.

В доме, где родился и провел детские годы известный и талантливый поэт, создан музей. Рядом с редакцией журнала «Новый мир», которому Александр Трифонович отдал много времени и сил, в 2013 году открыт памятник Александру Твардовскому.

А. Т. Твардовский, биография

Поэма «Василий Теркин»

В 1941 году Твардовский Александр Трифонович, биография которого тесно связана с литературой, работал в редакции воронежской газете Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма, которую сам автор охарактеризовал «без начала и конца», считается самым известным произведением Твардовского. В ней рассказывается об эпизодах из Великой Отечественной войны.

Поэма Твардовского написана точным и простым слогом. В ней одно событие быстро сменяется другим. Все эпизоды связаны между собой только главным героем. Каждая глава печаталась в газете «Красноармейская правда» сразу после написания. Такие выпуски были чрезвычайно популярны на фронте. Эта поэма прославила поэта Твардовского.

Известно, что в 1944 году подполковник Александр Твардовский, биография и творчество которого всегда интересует читателей, был награжден орденом Отечественной войны второй степени. А уже на следующий год он получил такой же орден, но уже первой степени.

Твардовский Александр Трифонович, краткая биография

В 1910 году в смоленское деревне Загорье родился Александр Твардовский.

В 1939 году окончил в Москве МИФЛИ.

В 1924 году впервые были опубликованы стихотворения Твардовского.

В 1936 году была напечатана поэма «Страна Муравия», которая принесла поэту известность.

В 1939 году Александра Твардовского призвали в ряды Красной армии.

1941-1945 годы — написание поэмы «Василий Теркин».

В 1946 году была окончена работа над поэмой «Дом у дороги».

В 1947 году поэт опубликовал книгу «Родина и чужбина», где рассказал о войне.

1950-1960 годы — написание поэмы «За далью — даль».

1950-1954 годы и 1958 -1970 годы – Александр Твардовский был редактором журнала «Новый мир».

В 1970 году поэт был вынужден покинуть пост редактора газеты «Новый мир».

В 1971 году Твардовский умер от рака легких.

Личная жизнь

Твардовский: биография и творчество

Более сорока лет известный писатель Твардовский прожил со своей женой Марией Илларионовной Гореловой. Она смогла стать для Александра Трифоновича не только любимой женой, матерью его детей, но и соратником, другом. Она всю свою жизнь посвятила мужу. В минуты отчаяния и депрессии она всегда была рядом и поддерживала мужа. Мария Илларионовна не только множество раз перечитывала произведения мужа, но и ходила по редакциям.

Твардовский Александр Трифонович, биография, краткая

После смерти известного поэта Мария Илларионовна опубликовала письма мужа, где он часто прибегал к ее советам, нуждался в ее поддержке. В этом счастливом союзе у талантливого и знаменитого поэта Александра Трифоновича Твардовского родились две дочери: Валентина и Ольга. Как известно, Валентина окончила МГУ и стала доктором исторических наук, а Ольга окончила Художественный институт и стала художником кино и театра.

В этом браке у известного писателя также был в 1937 году рожден сын Александр, который заболел дифтерией и еще в младенческие годы умер.

Александр Твардовский — биография


Александр Твардовский – советский писатель, прозаик и поэт, прошел всю войну спецкором. Занимал должность главного редактора журнала «Новый мир».

Его била война, власть, критика. Но Александр Твардовский сумел выстоять, ведь не зря же он был одним из самых издаваемых литераторов, родившихся в СССР. Он был награжден премиями и орденами, и так же успешно выдворен с должностей. Власти знали куда давить, самым уязвимым его местом было творчество. Он не боялся выходить на прямую связь с руководством государства, многих своих коллег-литераторов он спас от преследований и опалы, не боялся высказывать вслух свои убеждения.

Твардовский не признавал интриг ни в чем – ни в работе, ни в личной жизни.

Детство

Родился Александр Твардовский 21 июня 1910 года в небольшой деревушке Загорье под Смоленском, в семье кузнеца Трифона Твардовского и Марии Твардовской(Плескачевской). Мать будущего литератора была выходцем из однодворцев, иначе говоря, ее предками были военизированные землевладельцы, которые проживали на окраине России и охраняли ее пограничные рубежи. Кроме Александра в семье было еще шестеро детей, четыре сына и две дочери. Самым известным среди них стал Иван, 1914 года рождения, тоже прославившийся своими литературными произведениями. Помимо этого он был резчиком по дереву, краснодеревщиком, диссидентом.

Александр Твардовский в юности

Александр Твардовский в юности

Известной личностью был и его дед по отцовской линии – Гордей Твардовский, служивший бомбардиром(артиллеристом) в Польше. Там его прозвали «паном Твардовским» и незаметно это прозвище приклеилось и к его сыну. Поэтому Трифон сам себя считал не крестьянином, а однодворцем, ходил в шляпе и не разрешал детям носить лапти.

Отец был очень начитанным человеком, и детям старался привить любовь к книге. Вечерами они устраивали дома избу-читальню, и кто-то один читал вслух. Больше всего им нравились Гоголь, Пушкин, Некрасов, Толстой, Лермонтов, Никитин.

Александр и сам начал писать стихи достаточно рано. Он сочинял, а записать не мог, потому что еще не изучал грамоту и не имел навыков письма.

Сашу отдали в обычную сельскую школу, и к 14-ти годам он уже пытался опубликовать в местных газетах свои рассказы и небольшие заметки. Некоторые из них все-таки увидели свет. Тогда юный сочинитель набрался смелости и отправил в редакцию свои стихи. С легкой руки редактора издания «Рабочий путь» их напечатали, он сумел помочь Александру справиться с робостью и убедил его продолжать писать.

Смоленск-Москва

После получения школьного аттестата в биографии Твардовского произошли большие перемены. Он переехал в Смоленск, в надежде найти работу или продолжить обучение, однако все его попытки были тщетными. Чтобы пойти работать, нужно было владеть каким-то ремеслом, а этим он похвастаться не мог.

Журнал "Октябрь"

Журнал «Октябрь»

Александру приходилось выживать на те скромные деньги, что он получал от своего литературного творчества. Но для того, чтобы что-то получить, молодому поэту нужно было обойти не одну редакцию и покланяться не одному выпускающему редактору. Он отправлял свою поэзию и в московские журналы, и однажды журнал «Октябрь» напечатал его стихотворения. Окрыленный успехом, поэт переезжает в столицу, однако завоевать Москву не получилось. Твардовский вернулся в Смоленск, где жил на протяжении следующих шести лет. Он стал студентом педагогического института, но бросил его ради переезда в Москву. В 1936-м он снова становится студентом, на этот раз МИФЛИ, диплом которого получил в 1939-м.

В это время Твардовского начали активно печатать, в 1936-м он издал поэму «Страна Муравия», главной темой которой была коллективизация. После этого к поэту пришла всесоюзная слава. В 1939-м Александр заканчивает работу по подготовке нового сборника поэзий «Сельская хроника».

Могут быть знакомы

Война

В 1939 году Александра Твардовского призвали в армию, и он участвовал в боях за освобождение Западной Белоруссии. В финскую войну поэт удостоился офицерского звания, и продолжал служить, но уже специальным корреспондентом воронежской газеты «Красная Армия».

Александр Твардовский в военное время

Александр Твардовский в военное время

Во время войны Твардовский не бросал любимое занятие, он продолжал оттачивать свое мастерство и писать, писать, писать. В эти годы он стал автором цикла поэзий «Фронтовая хроника», написал прославленную поэму «Василий Теркин», приступил к работе по созданию еще одной поэмы – «Дом у дороги». Но завершил ее уже после победы, в 1946-м. Победа застала Твардовского в Кенигсберге, он имел звание подполковника.

«Василий Теркин»

Самую большую популярность принесла поэту его поэма «Василий Теркин», которую он писал в военные годы. Он начал в 1941-м, и окончательный вариант сочинения отдал в печать в 1945-м. Ее публиковали частями, по мере написания. Это помогало поднимать боевой дух солдат и командиров Красной армии.

Александр Трифонович Твардовский

Поэма написана доступным языком, ее отличает простая рифма, быстрое развитие сюжета. Все эпизоды произведения связаны между собой личностью центрального персонажа. Твардовский избрал единственно верную тактику построения поэтического произведения. Он понимал, что идет война, что его читатели да и он сам находятся на передовой и в любой момент могут погибнуть, поэтому он старался выдавать законченные истории. Каждая история начиналась и заканчивалась в одном номере газеты, и была как отдельное произведение.

«Василий Теркин» превратил Твардовского в культового военного литератора, и принес ему заслуженные награды. Он получил орден Отечественной войны I и II степени.

После войны

После войны Твардовский продолжал активно писать. В 1950-1960-м годах он трудится над новой поэмой «За далью – даль».

Александр Трифонович Твардовский

В 1967 году он приступил к написанию автобиографического произведения «По праву памяти». Эта поэма была написана в 1969 году, но издана спустя почти двадцать лет, в 1987-м. Дело в том, что главным героем произведения был отец Александра – Трифон Гордеевич, которого репрессировали в годы коллективизации. По этой причине поэма столько лет не печаталась, и к тому же отношение советских руководителей к автору «Василия Теркина» стало более чем прохладным.

Помимо поэзий Твардовский писал и прозу. Самыми лучшими его произведениями все же стали поэтические сочинения, но не менее интересными получились и сборники прозы. В 1947-м он издал книгу под названием «Родина и чужбина», в которой тоже поднималась тема Великой отечественной войны.

«Новый мир»

Кроме писательской деятельности Александр Твардовский прославился и как журналист. В 1950 году он стал главным редактором издания «Новый мир», и оставался им до 1954-го. Потом был перерыв на четыре года, но в 1958-м его снова назначают на ту же должность. Эти годы были наполнены бесконечной борьбой с цензурой, которая пыталась «зарезать» много произведений талантливых литераторов. На их защиту вставал Твардовский, все чаще вызывая на себя недовольство советских властей. Александр приложил немало усилий, чтобы на страницах его журнала появились сочинения опальных поэтов и писателей. Он не боялся печатать Ахматову, Солженицына, Троепольского, Залыгина, Бунина, Молсаева.

Александр Твардовский с редакцией журнала "Новый Мир"

Александр Твардовский с редакцией журнала «Новый Мир»

С каждым новым номером журнала росло противостояние Твардовского и советских властей, он стал серьезным оппозиционером. На страницах журнала можно было прочесть произведения писателей-шестидесятников, высказывания противников сталинского режима. Своей первой серьезной победой Твардовский считал получение разрешения на публикацию произведения Солженицына.

Но после отставки Никиты Хрущева журнал «Новый мир» оказался под сильным давлением со стороны властей, и в 1970-м Твардовский оставляет занимаемую должность. Вместе с ним ушли его верные соратники и журнал прекратил свое существование.

Личная жизнь

Александр Твардовский имел твердые моральные убеждения, он никогда не разменивался на интрижки на стороне, хранил верность единственной женщине своей жизни – жене Марии Гореловой. Они прожили в браке свыше сорока лет, она была не только верной супругой, но и единомышленницей. Она посвятила любимому всю свою жизнь. Мария находила силы, чтобы поддержать супруга во время депрессий и отчаяния, именно она печатала его работы, отправлялась в поход по редакциям, чтобы добиться их издания. После смерти Твардовского жена опубликовала его письма к ней, где видно, как он нуждается в ее советах и поддержке. Во фронтовых письмах он писал, что она единственная его опора и поддержка.

Александр Твардовский и Мария Горелова

Александр Твардовский и Мария Горелова

Они родили и воспитали двух прекрасных дочерей. В 1931 году родилась Валентина. Она получила диплом исторического факультета МГУ в 1954-м, защитила докторскую диссертацию и имеет ученую степень доктора исторических наук. В 1941 году родилась вторая дочь – Ольга. Она стала выпускницей Художественного института им.Сурикова в 1963-м, работала художником в кино и театре.

В 1937 году у Твардовских родился еще один ребенок – сын Саша. Но он умер еще младенцем в 1938-м от дифтерита.

Смерть

Александра Твардовского не стало 18 декабря 1971 года. После того, как власти буквально разгромили его журнал, у писателя случился инсульт, после которого он потерял речь и не мог двигаться. Кроме этого доктора диагностировали у него рак легких в запущенной стадии. Он умер на даче, в поселке под названием Красная Пахра, недалеко от Москвы. Местом упокоения выдающегося литератора стало Новодевичье кладбище столицы.

Могила Александра Твардовского

Могила Александра Твардовского

Жизнь Александра Твардовского была яркой и насыщенной, после него осталось достойное наследие. Многие из его произведений учат в школе, они не теряют своей актуальности и сегодня.

Произведения

  • Армейский сапожник
  • Баллада о товарище
  • Баллада об отречении
  • Большое лето
  • В пилотке мальчик босоногий…
  • В поле, ручьями изрытом…
  • В Смоленске
  • В тот день, когда окончилась война…
  • Василий Теркин
  • Вся суть в одном-единственном завете…
  • Две строчки
  • Дом бойца
  • Дробится рваный цоколь монумента…
  • Есть имена и есть такие даты…
  • За Вязьмой
  • Зачем рассказывать о том…
  • Земляку
  • Иван Громак
  • Когда пройдешь путем колонн..
  • Кружились белые березки…
  • Ленин и печник
  • Мы на свете мало жили…
  • На дне моей жизни…
  • Награда
  • Не хожен путь…
  • Немые
  • Нет, жизнь меня не обделила…
  • Ночлег
  • Ноябрь
  • О скворце
  • Огонь
  • Отец и сын
  • Партизанам Смоленщины
  • Перед войной, как будто в знак беды…
  • Перед дорогой
  • Песенка (Не спеши, невеста…)
  • Поездка в Загорье
  • Позарастали стежки-дорожки…
  • Приглашение гостей
  • Признание
  • Про Данилу
  • Про теленка
  • Разговор с Падуном
  • Размолвка
  • Сверстники
  • Со слов старушки
  • Спасибо, моя родная…
  • Станция Починок
  • Ты дура, смерть: грозишься людям…
  • Ты откуда эту песню…
  • Ты робко его приподымешь…
  • У Днепра
  • У славной могилы
  • Час рассветный подъема…
  • Чкалов
  • Я знаю, никакой моей вины…
  • Я иду и радуюсь. Легко мне…
  • Я убит под Ржевом

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
А. Т. Твардовский, «По праву памяти»

Александр Трифонович Твардовский появился на свет 21 июня 1910 года на хуторе Загорье, расположенном неподалеку от деревни Сельцо (ныне Смоленская область). Окружающая местность, со слов самого поэта, «находилась в стороне от дорог и была довольно дикой». Отец Твардовского, Трифон Гордеевич, был человеком сложным, с твердым и волевым характером. Сын отставного безземельного солдата, с юных лет он работал кузнецом и имел собственный отличительный стиль и фасон изделий. Главной его мечтой было выбраться из крестьянского сословия и обеспечить безбедное существование для своей семьи. Энергии в этом ему было не занимать — помимо основной работы Трифон Гордеевич арендовал кузницы и брал подряды на поставку армии сена. Незадолго до рождения Александра, в 1909 году его мечта осуществилась — он стал «землевладельцем», приобретя неприглядный участок площадью в тринадцать гектаров. Сам Твардовский вспоминал по этому поводу: «Нам, маленьким ребятишкам, он с самого раннего возраста внушал уважение к этой подзолистой, кислой, недоброй и скупой, но нашей земле, нашему, как он в шутку называл, «имению»…»

Александр родился в семье вторым ребенком, старший сын Костя появился на свет в 1908. Позже у Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны, дочери обедневшего дворянина Митрофана Плескачевского, родилось еще три сына и две дочери. В 1912 на хутор переехали родители Твардовского-старшего — Гордей Васильевич и его супруга Зинаида Ильинична. Несмотря на простое происхождение, и Трифон Гордеевич, и его отец Гордей Васильевич были людьми грамотными. Более того, отец будущего поэта хорошо знал отечественную литературу, и, согласно воспоминаниям Александра Твардовского, вечера на хуторе часто посвящались чтению книг Алексея Толстого, Пушкина, Некрасова, Гоголя, Лермонтова… Много стихотворений Трифон Гордеевич знал наизусть. Именно он в 1920 подарил Саше его первую книжку, томик Некрасова, который выменял на базаре за картошку. Эту заветную книжицу Твардовский хранил на протяжении всей жизни.

Трифон Гордеевич страстно желал дать своим детям приличное образование и в 1918 устроил старших сыновей Александра и Константина в Смоленскую гимназию, преобразованную вскоре в первую Советскую школу. Однако учились там братья всего лишь один год — во время Гражданской войны здание школы было реквизировано под нужды армии. До 1924 Александр Твардовский менял одну сельскую школу на другую, а после окончания шестого класса вернулся на хутор — вернулся, к слову, комсомольцем. К тому времени он уже четыре года как писал стихи — и чем дальше, тем сильнее и сильнее они «забирали» подростка. Твардовский-старший не верил в литературное будущее сына, смеялся над его увлечением и пугал нищетой и голодом. Однако известно, что он любил похвастаться печатными выступлениями Александра, после того как его сын занял место селькора смоленских газет. Это произошло в 1925 — в это же время было опубликовано первое стихотворение Твардовского «Изба». В 1926 году на губернском съезде селькоров молодой поэт подружился с Михаилом Исаковским, ставшим на первое время его «проводником» в мир литературы. А в 1927 Александр Трифонович съездил в Москву, так сказать, «на разведку». Столица ошеломила его, он писал в дневнике: «Ходил по тротуарам, где прогуливаются Уткин и Жаров (популярные поэты того времени), великие ученые и вожди…».

Отныне родное Загорье казалось юноше унылым захолустьем. Он страдал, будучи оторванным от «большой жизни», страстно желая общения с такими же, как и он сам, молодыми литераторами. И в начале 1928 Александр Трифонович решился на отчаянный поступок — переехал жить в Смоленск. Первые месяцы восемнадцатилетнему Твардовскому было в большом городе весьма и весьма трудно. В автобиографии поэт замечает: «Жил по койкам, углам, слонялся по редакциям». Выходец из деревни, он очень долго не мог себя почувствовать городским жителем. Вот еще одно позднее признание поэта: «В Москве, в Смоленске преследовало мучительное чувство, что ты не дома, чего-то не знаешь и можешь всякий момент оказаться смешным, потеряться в недружелюбном и равнодушном мире…». Несмотря на это Твардовский активно влился в литературную жизнь города — стал членом смоленского отделения РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей), один и в составе бригад колесил по колхозам и много писал. Самым близким другом его в те дни являлся критик, а впоследствии ученый-геолог Адриан Македонов, бывший на год старше Твардовского.

В 1931 у поэта появилась собственная семья — он женился на Марии Гореловой, студентке Смоленского пединститута. В этом же году у них родилась дочь Валя. А в следующем году Александр Трифонович сам поступил в педагогический институт. В нем он проучился немногим более двух лет. Семью требовалось кормить, а в качестве студента делать это было затруднительно. Тем не менее, его позиции в городе Смоленске укреплялись — в 1934 Твардовский в качестве делегата с совещательным голосом присутствовал на первом Всесоюзном съезде советских писателей.

После своего отъезда из родового гнезда поэт крайне редко заглядывал в Загорье — приблизительно раз в год. А после марта 1931 и навещать на хуторе ему, собственно, стало некого. Еще в 1930 Трифона Гордеевича обложили высоким налогом. Дабы спасти положение, Твардовский-старший вступил в сельскохозяйственную артель, однако вскоре, не справившись с собой, забрал из артели свою лошадь. Спасаясь от тюрьмы, Твардовский-старший сбежал в Донбасс. Весной 1931 его семью, оставшуюся на хуторе, «раскулачили» и отправили на Северный Урал. Спустя некоторое время глава семейства приехал к ним, а в 1933 лесными тропами вывел всех в сегодняшнюю Кировскую область — в деревню Русский Турек. Здесь он осел под именем Демьяна Тарасова, эту фамилию носили и остальные члены семейства. Эта «детективная» история закончилась в 1936 году, после того как Александр Трифонович выпустил в свет поэму «Страна Муравия», послужившую ему «пропуском» в первые ряды советских писателей и в мир большой литературы.

Над данным произведением Твардовский начал работать в 1934, находясь под впечатлением от одного из выступлений Александра Фадеева. К осени 1935 поэма была завершена. В декабре прошло ее обсуждение в столичном Доме литераторов, и оно вышло для Твардовского триумфальным. Ложкой дегтя явился лишь негативный отзыв Максима Горького, но Александр Трифонович духом не пал, записав в своем дневнике: «Дед! Ты лишь заострил мое перо. Я докажу, что ошибку ты давал». В 1936 «Страна Муравия» вышла в литературном журнале «Красная новь». Ею открыто восхищались Михаил Светлов, Корней Чуковский, Борис Пастернак и другие признанные писатели и поэты. Однако самый главный ценитель поэмы сидел в Кремле. Им был Иосиф Сталин.

После громкого успеха «Страны Муравии» Твардовский приехал в деревню Русский Турек и забрал родных к себе в Смоленск. Разместил он их в собственной комнате. К тому же она ему теперь была уже не нужна — поэт принял решение перебраться в Москву. Вскоре после переезда он поступил на третий курс знаменитого ИФЛИ (Московского института истории, литературы и философии), через который в конце тридцатых годов прошли многие известные литераторы. Уровень преподавания в учебном заведении был, по меркам того времени, необыкновенно высоким — в ИФЛИ работали крупнейшие ученые, весь цвет гуманитарных наук тех лет. Под стать учителям были и студенты — стоит назвать хотя бы прославившихся позднее поэтов: Семена Гудзенко, Юрия Левитанского, Сергея Наровчатова, Давида Самойлова. К сожалению, многие выпускники института погибли на фронтах Великой Отечественной. Пришедший в ИФЛИ Твардовский не затерялся на общем, блестящем фоне. Напротив, согласно записям Наровчатова, «на ифлийском небосклоне он выделялся крупностью фигуры, характера, личности». Писатель Константин Симонов — в то время аспирант ИФЛИ — подтверждает эти слова, вспоминая, что «ИФЛИ гордился Твардовским». Это было связано с тем, что пока поэт «смиренно» учился, критики на все лады превозносили его «Страну Муравию». Никто более не дерзал называть Твардовского «кулацким подголоском», что нередко бывало раньше. Окончил ИФЛИ Александр Трифонович с отличием в 1939 году.

Ради справедливости стоит отметить, что в эти благополучные годы несчастья не обходили литератора стороной. Осенью 1938 он похоронил умершего от дифтерита полуторагодовалого сына. А в 1937 был арестован и осужден на восемь лет каторги его лучший друг Адриан Македонов. В начале 1939 года вышел указ о награждении ряда советских писателей, и Твардовского в их числе. В феврале ему был вручен орден Ленина. К слову, среди награжденных Александр Трифонович был едва ли не самым молодым. А уже в сентябре этого же года поэта призвали в армию. Он был отправлен на запад, где, трудясь в редакции газеты «Часовой Родины», принял участие в присоединении к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. С настоящей войной Твардовский столкнулся в конце 1939, когда его отправили на советско-финский фронт. Смерть бойцов ужаснула его. После первого боя, который Александр Трифонович наблюдал с полкового КП, поэт записал: «Возвратился я в тяжелом состоянии недоумения и подавленности… Очень тяжело было внутренне справиться с этим самому…». В 1943, когда вокруг уже гремела Великая Отечественная, в произведении «Две строчки» Твардовский вспомнил погибшего на Карельском перешейке парнишку-бойца: «Как будто мертвый, одинокий, / Как будто это я лежу. / Примерзший, маленький, убитый / На той войне незнаменитой, / Забытый, маленький, лежу». К слову, именно в ходе советско-финской войны в ряде фельетонов, вступление к которым придумывал Твардовский, впервые появился персонаж под именем Вася Теркин. Сам Твардовский впоследствии говорил: «Задуман и вымышлен Теркин не одним мною, а многими людьми — как литераторами, так и моими корреспондентами. Они активнейшим образом участвовали в его создании».

В марте 1940 война с финнами закончилась. Писатель Александр Бек, часто общавшийся в то время с Александром Трифоновичем, говорил, что поэт являл собой человека «отчужденного от всех какой-то серьезностью, как будто находящегося на иной ступени». В апреле этого же года «за доблесть и мужество» Твардовский был награжден орденом Красной Звезды. Весной 1941 последовала очередная высокая награда — за поэму «Страна Муравия» Александр Трифонович удостоился Сталинской премии.

С первых дней Великой Отечественной Твардовский был на фронте. В конце июня 1941 он прибыл в Киев для работы в редакции газеты «Красная Армия». А в конце сентября поэт по его собственным словам «едва выбрался из окружения». Дальнейшие вехи горького пути: Миргород, затем Харьков, Валуйки и Воронеж. В это же время в его семье случилось прибавление — Мария Илларионовна родила дочь Олю, а вскоре вся семья литератора отправилась в эвакуацию в город Чистополь. Твардовский часто писал супруге, сообщая ей о редакционных буднях: «Я довольно много работаю. Лозунги, стихи, юмор, очерки… Если опустить дни, когда я в поездках, то на каждый день находится материал». Однако со временем редакционная текучка стала тревожить поэта, его влек к себе «большой стиль» и серьезная литература. Уже весной 1942 Твардовский принял решение: «Плохих стихов больше писать не буду… Война идет всерьез, и поэзия обязана быть всерьез…».

В начале лета 1942 Александр Трифонович получил новое назначение — в газету «Красноармейская правда» на Западном фронте. Редакция располагалась в сотне километров от Москвы, в нынешнем Обнинске. Отсюда начался его путь на запад. И именно здесь Твардовского посетила великолепная мысль — возвратиться к задуманной по окончании советско-финской войны поэме «Василий Теркин». Разумеется, теперь темой стала Отечественная война. Существенные изменения претерпел и образ главного героя — явно фольклорный персонаж, бравший неприятеля на штык, «как снопы на вилы», превратился в обыкновенного парня. Жанровое обозначение «поэма» также являлось весьма условным. Сам поэт говорил, что его повествование о русском солдате не подходит ни под одно жанровое определение, а потому он решил назвать его просто «Книгой про бойца». Вместе с тем, замечено, что в структурном отношении «Теркин» восходит к произведениям боготворимого Твардовским Пушкина, а именно к «Евгению Онегину», представляя собой набор частных эпизодов, которые, наподобии мозайки, складываются в эпическую панораму великой войны. Написана поэма в ритмике частушки, и в этом значении она как будто естественным образом вырастает из толщи народного языка, превращаясь из «художественного произведения», сочиненного конкретным автором, в «самооткровение жизни». Именно так это произведение и восприняли в солдатской массе, где первые же опубликованные главы «Василия Теркина» (в августе 1942) приобрели огромнейшую популярность. После ее публикации и прочтения по радио к Твардовскому потекли бесчисленные письма фронтовиков, узнавших в герое самих себя. Кроме того в посланиях звучали просьбы, даже требования непременно продолжить поэму. Александр Трифонович эти просьбы выполнил. Еще раз Твардовский посчитал свой труд оконченным в 1943, однако снова многочисленные требования о продолжении «Книги про бойца» заставили его переменить решение. В итоге произведение состояло из тридцати глав, а герой в ней дошел до Германии. Последнюю строчку «Василия Теркина» он сочинил в победную ночь на 10 мая 1945. Однако и после войны поток писем долго не иссякал.

Любопытна история портрета Василия Теркина, воспроизведенная в миллионах экземпляров поэмы и выполненная художником Орестом Верейским, работавшим в годы войны вместе с Твардовским в газете «Красноармейская правда». Далеко не все знают, что портрет этот сделан с натуры, а, следовательно, у Василия Теркина имелся реальный прототип. Вот что по этому поводу рассказывал сам Верейский: «Я хотел открыть книгу с поэмой фронтисписом с портретом Теркина. И это было самым трудным. Каков, Теркин, собой? Большинство солдат, чьи портреты я набрасывал с натуры, мне казались чем-то похожими на Василия — кто прищуром глаз, кто улыбкой, кто лицом, усеянным веснушками. Однако ни один из них не являлся Теркиным… Каждый раз я, разумеется, делился результатами поисков с Твардовским. И слышал каждый раз в ответ: «Нет, не он». Я и сам понимал — не он. И вот однажды к нам в редакцию зашел молодой поэт, приехавший из армейской газеты… Звали его Василий Глотов, и он нам всем сразу понравился. У него был веселый нрав, добрая улыбка… Спустя пару дней меня вдруг пронзило радостное чувство — я узнал в Глотове Василия Теркина. Со своим открытием я побежал к Александру Трифоновичу. Он сперва удивленно поднял брови… Мысль «попробоваться» на образ Василия Теркина Глотову показалась забавной. Когда я его рисовал, он расплывался в улыбке, лукаво прищуривался, что еще больше делало его похожим на героя поэмы, каким я представлял его себе. Нарисовав его анфас и в профиль с опущенной головой, я показал работы Александру Трифоновичу. Твардовский сказал: «Да». Это было всё, с той поры он ни разу не допускал попыток изобразить Василия Теркина другим».

До победной ночи Александру Трифоновичу пришлось пережить все трудности военных дорог. Жил он буквально на колесах, беря непродолжительные творческие отпуска для работы в Москве, а также, чтобы навестить семью в городе Чистополе. Летом 1943 Твардовский вместе с другими солдатами освобождал Смоленщину. Два года он не получал никаких вестей от родных и страшно переживал за них. Однако ничего плохого, слава Богу, не случилось — в конце сентября поэт встретился с ними под Смоленском. Посетил он тогда и родной хутор Загорье, превратившийся в буквальном смысле в пепелище. Потом была Белоруссия и Литва, Эстония и Восточная Пруссия. Победу Твардовский встретил в Тапиау. Орест Верейский вспоминал этот вечер: «Гремел салют из разных видов оружия. Все стреляли. Стрелял и Александр Трифонович. Палил в светлое от цветных трасс небо из нагана, стоя на крылечке прусского домика — нашего последнего военного пристанища…».

После окончания войны на Твардовского обрушился дождь премий. В 1946 за поэму «Василий Теркин» ему присудили Сталинскую премию. В 1947 — еще одну за произведение «Дом у дороги», над которым Александр Трифонович работал одновременно с «Теркиным» с 1942. Однако эта поэма, согласно авторской характеристике, «посвященная жизни русской женщины, пережившей оккупацию, немецкое рабство и освобождение солдатами Красной Армии», оказалась заслонена оглушительным успехом «Книги про бойца», хотя по удивительной жизненной подлинности и художественным достоинствам вряд ли уступала «Теркину». Собственно эти две поэмы отлично дополняли друг друга — одна показывала войну, а вторая — ее «изнанку».

Твардовский во второй половине сороковых годов жил очень активно. Он выполнял множество обязанностей в Союзе писателей — являлся его секретарем, руководил секцией поэзии, входил во всевозможные комиссии. В эти годы поэт посетил Югославию, Болгарию, Польшу, Албанию, Восточную Германию, Норвегию, съездил в Белоруссию и на Украину, впервые побывал на Дальнем Востоке, навещал родную Смоленщину. «Туризмом» эти путешествия назвать было нельзя — он всюду работал, выступал, беседовал с литераторами, печатался. Последнее удивительно — сложно представить, когда Твардовский успевал писать. В 1947 пожилой писатель Николай Телешов передал поэту привет, как говаривал сам Твардовский, «с того света». Это был отзыв о «Василие Теркине» Бунина. Иван Алексеевич, весьма критично отзывавшийся о советской литературе, согласился просмотреть поэму, врученную ему Леонидом Зуровым почти насильно. После этого Бунин несколько дней не мог успокоиться, а вскоре написал другу своей юности Телешову: «Прочитал книгу Твардовского — если ты знаком и встречаешься с ним, прошу передать при случае, что я (как ты знаешь, читатель требовательный и придирчивый) восхищен его талантом. Это воистину редкая книга — какая свобода, какая меткость, какая чудесная удаль, точность во всем и необыкновенно солдатский, народный язык — ни единого фальшивого, литературно-пошлого слова!..».

Однако не все шло гладко в жизни Твардовского, случались как огорчения, так и трагедии. В августе 1949 умер Трифон Гордеевич — поэт сильно переживал смерть отца. Не избежал Александр Трифонович и проработок, на которые оказалась щедра вторая половина сороковых. В конце 1947 — начале 1948 годов его книга «Родина и чужбина» подверглась разгромной критике. Автора обвинили в «узости и мелочности взглядов на действительность», «русской национальной ограниченности», отсутствии «государственного взгляда». Публикация произведения была запрещена, однако Твардовский не унывал. К тому времени у него появилось новое, значимое дело, полностью захватившее его.

В феврале 1950 среди руководителей крупнейших литературных органов прошли перестановки. В частности, главред журнала «Новый мир» Константин Симонов перешел в «Литературную газету», а освободившееся место предложили занять Твардовскому. Александр Трифонович согласился, поскольку давно мечтал о подобной «общественной» работе, выражавшейся не в количестве произнесенных речей и заседаний, а в реальном «продукте». По факту, это стало исполнением его мечты. За четыре года редакторства Твардовскому, работавшему в поистине нервических условиях, удалось сделать немало. Он сумел организовать журнал с «лица необщим выражением» и создать сплоченную команду единомышленников. Заместителями его стали давний товарищ Анатолий Тарасенков и Сергей Смирнов, «открывший» для широкого читателя оборону Брестской крепости. Журнал Александра Трифоновича не сразу прославился своими публикациями, главный редактор присматривался к ситуации, нарабатывал опыт, искал людей близких по мироощущению. Твардовский и сам писал — в январе 1954 составил план поэмы «Теркин на том свете», а уже спустя три месяца закончил ее. Однако линии судьбы оказались прихотливы — в августе 1954 Александра Трифоновича со скандалом сняли с должности главного редактора.

Одной из причин его увольнения стало как раз подготовленное к публикации произведение «Теркин на том свете», названное в докладной записке ЦК «пасквилем на советскую действительность». В чем-то чиновники были правы, совершенно верно узрев в описании «того света» сатирическое изображение методов работы партийных органов. Хрущев, сменивший на посту лидера партии Сталина, охарактеризовал поэму, как вещь «политически вредную и идейно порочную». Это стало приговором. На «Новый мир» обрушились статьи с критикой произведений, появившихся на страницах журнала. Во внутреннем письме ЦК КПСС подводился итог: «В редакции журнала «Новый мир» окопались политически скомпрометировавшие себя литераторы… оказавшие вредное влияние на Твардовского». Александр Трифонович в этой ситуации повел себя мужественно. Никогда — до самых последних дней жизни — не выказывавший сомнений в истинности марксизма-ленинизма, он признал собственные ошибки, и, беря всю вину на себя, сообщил, что лично «курировал» подвергшиеся критике статьи, а в отдельных случаях даже печатал их наперекор мнению редколлегии. Таким образом, своих людей Твардовский не сдал.

В последующие годы Александр Трифонович много путешествовал по стране и писал новую поэму «За далью — даль». В июле 1957 завотделом культуры ЦК КПСС Дмитрий Поликарпов устроил Александру Трифоновичу встречу с Хрущевым. Литератор, с его собственных слов, «понес… то же, что говорил обычно о литературе, о ее бедах и нуждах, о ее бюрократизации». Никита Сергеевич пожелал еще раз встретиться, что и случилось через несколько дней. «Двухсерийный» разговор длился в общей сложности четыре часа. Результатом его стало то, что весной 1958 Твардовскому вновь предложили возглавить «Новый мир». Поразмыслив, он дал согласие.

Однако занять место главного редактора журнала, поэт согласился на определенных условиях. В рабочей тетради его было записано: «Первое — новая редколлегия; второе — полгода, а еще лучше год — не проводить в закрытом помещении экзекуций…» Под последним Твардовский, прежде всего, подразумевал кураторов из ЦК и цензуру. Если первое условие с некоторым скрипом было выполнено, то второе — нет. Цензурный прессинг начался, как только новая редколлегия «Нового мира» подготовила первые номера. Все громкие публикации журнала проходили с трудом, нередко с цензурными изъятиями, с упреками в «политической близорукости», с обсуждением в отделе культуры. Несмотря на трудности, Александр Трифонович старательно собирал литературные силы. Термин «новомировский автор» в годы его редакторства начал восприниматься как своеобразный знак качества, как некое почетное звание. Это касалось не только прозы, прославившей журнал Твардовского, — немалый общественный резонанс также вызывали очерки, литературоведческие и критические статьи, экономические исследования. Среди писателей, ставших известными благодаря «Новому миру», стоит отметить Юрия Бондарева, Константина Воробьева, Василя Быкова, Федора Абрамова, Фазиля Искандера, Бориса Можаева, Владимира Войновича, Чингиза Айтматова и Сергея Залыгина. Кроме того на страницах журнала старый поэт рассказывал о встречах с популярными западными художниками и писателями, заново «открывал» забытые имена (Цветаева, Бальмонт, Волошин, Мандельштам), популяризировал авангардное искусство.

Отдельно необходимо сказать о Твардовском и Солженицыне. Известно, что Александр Трифонович очень уважал Александра Исаевича — и как писателя, и как человека. Отношение же Солженицына к поэту было сложнее. С самой первой встречи в конце 1961, они оказались в неравном положении: Твардовский, мечтавший о справедливом социальном построении общества на коммунистических началах, видел в Солженицыне своего союзника, не подозревая, что «открытый» им писатель уже давным-давно собрался в «крестовый поход» против коммунизма. Сотрудничая с журналом «Новый мир», Солженицын «тактически» использовал главного редактора, о чем тот даже не догадывался.

Любопытна также история взаимоотношений между Александром Твардовским и Никитой Хрущевым. Всесильный Первый секретарь всегда относился к поэту с большой симпатией. Благодаря этому, нередко, спасались «проблемные» сочинения. Когда Твардовский понимал, что собственными силами пробить стену партийно-цензурного единомыслия у него не получится, он обращался прямо к Хрущеву. И тот, выслушав аргументы Твардовского, практически всегда помогал. Более того, всячески «возвышал» поэта — на XXII съезде КПСС, принявшем программу быстрого построения коммунизма в стране, Твардовского избрали кандидатом в члены Центрального комитета партии. Однако не следует считать, что Александр Трифонович при Хрущеве стал персоной «неприкосновенной» — как раз напротив, главный редактор нередко подвергался разгромной критике, однако в безнадежных ситуациях обладал возможностью обратиться на самый верх, через головы тех, кто «держал и не пущал». Так, например, случилось летом 1963, когда руководство Союза писателей и заграничные гости, собравшиеся на сессию Европейского сообщества писателей, проходившую в Ленинграде, прилетели по приглашению находившегося на отдыхе советского лидера к нему на пицундскую дачу. Твардовский захватил с собой ранее запрещенного «Теркина на том свете». Никита Сергеевич попросил его прочитать поэму и реагировал при этом весьма живо, «то громко хохотал, то хмурился». Спустя четыре дня «Известия» опубликовали это сочинение, целое десятилетие лежавшее под спудом.

Необходимо отметить, что Твардовский всегда считался «выездным» — подобная привилегия в СССР давалась немногим. Причем он был до такой степени активным «выездным», что, бывало, отказывался от поездок за рубеж. Интересная история произошла в 1960, когда Александр Трифонович не захотел отправляться в Соединенные Штаты, сославшись на то, что ему необходимо закончить работу над поэмой «За далью — даль». Министр культуры СССР Екатерина Фурцева поняла его и разрешила остаться дома со словами: «Ваша работа, безусловно, должна быть на первом месте».

Осенью 1964 Никиту Сергеевича отправили на пенсию. С этого времени «организационное» и идеологическое давление на журнал Твардовского стало неуклонно нарастать. Номера «Нового мира» начали задерживаться в цензуре и выходить с опозданием в сокращенном объеме. «Дела скверные, журнал словно в блокаде», — писал Твардовский. В начале осени 1965 он побывал в городе Новосибирске — народ валил на его выступления валом, а высокое начальство шарахалось от поэта как от зачумленного. Когда Александр Трифонович вернулся в столицу, в ЦК партии уже лежала записка, в которой были подробно изложены «антисоветские» разговоры Твардовского. В феврале 1966 состоялась премьера «вымученного» спектакля по поэме «Теркин на том свете», поставленного в Театре сатиры Валентином Плучеком. Василия Тёркина сыграл известный советский актёр Анатолий Папанов. Александру Трифоновичу работа Плучека понравилась. На показах аншлаги шли за аншлагами, однако уже в июне — после двадцать первого представления — спектакль запретили. А на XXIII съезде партии, прошедшем весной 1966, Твардовского (кандидата в члены ЦК) не избрали даже делегатом. В конце лета 1969 разразилась новая проработочная кампания в отношении журнала «Новый мир». По ее итогам в феврале 1970 секретариат Союза писателей принял решение уволить половину членов редакционной коллегии. Александр Трифонович пытался апеллировать к Брежневу, однако тот встретиться с ним не захотел. И тогда главный редактор добровольно ушел в отставку.

Поэт уже давно прощался с жизнью — это хорошо видно по его стихотворениям. Еще в 1967 он написал удивительные строки: «На дне моей жизни, на самом донышке / Захочется мне посидеть на солнышке, / На теплом пенушке… / Я думу свою без помехи подслушаю, / Черту подведу стариковской палочкой: / Нет, все-таки нет, ничего, что по случаю / Я здесь побывал и отметился галочкой». В сентябре 1970, спустя несколько месяцев после разгрома «Нового мира», Александра Трифоновича сразил инсульт. Его госпитализировали, однако в больнице у него диагностировали запущенный рак легкого. Последний год жизни Твардовский прожил полупарализованным в дачном поселке Красная Пахра (Московская область). 18 декабря 1971 поэта не стало, он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Память об Александре Твардовском живет и поныне. Пусть редко, но переиздаются его книги. В Москве существует школа его имени и культурный центр, а в Смоленске имя поэта носит областная библиотека. Памятник Твардовскому и Василию Теркину стоит с мая 1995 в центре Смоленска, кроме того памятник знаменитому литератору был открыт в июне 2013 года в столице России на Страстном бульваре неподалеку от дома, в котором в конце шестидесятых располагалась редакция «Нового мира». В Загорье, на родине поэта, буквально на ровном месте была восстановлена усадьба Твардовских. Огромную помощь в воссоздании родового хутора оказали братья поэта — Константин и Иван. Иван Трифонович Твардовский, опытный мастер-краснодеревщик, собственноручно изготовил большинство предметов обстановки. Теперь в этом месте работает музей.

По материалам книги А. М. Туркова «Александр Твардовский» и еженедельного издания «Наша история. 100 великих имен».

21 июня исполняется 100 лет со дня рождения поэта и писателя Александра Трифоновича Твардовского.

Поэт, писатель Александр Трифонович Твардовский родился 21 (08 по старому стилю) июня 1910 г. в деревне Загорье Смоленской губернии (сейчас это Починковский район Смоленской области). Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным.

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В 1930-е гг. его отец был «раскулачен» и выслан из родной деревни.

Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. В 1925 г., еще учась в сельской школе, он начал работать в смоленских газетах селькором, для которых писал статьи, очерки, иногда печатал там собственные стихи. Первая публикация будущего поэта ‑ заметка «Как происходят перевыборы кооперативов» была опубликована 15 февраля 1925 г. в газете «Смоленская деревня».

В июле того же года впервые было опубликовано стихотворение Александра Твардовского «Новая изба». В 1926 г. Твардовский начал сотрудничать с городскими газетами. Через год в смоленской газете «Юный товарищ» под заголовком «Творческий путь Александра Твардовского» была  опубликована подборка стихов семнадцатилетнего поэта и размещена заметка о нем.

В 1927 г. Твардовский окончательно перебрался в Смоленск, где работал внештатным корреспондентом. В 1929 году Александр Твардовский послал свои стихи в Москву, в журнал «Октябрь», и они были напечатаны. Окрыленный успехом, он едет в Москву, где, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Зимой 1930 года Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием. Его приняли в Смоленский педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников.

Учась в Смоленском педагогическом институте, Твардовский продолжал писать стихи. Среди его известных произведений, вышедших в начале 1930-х гг., такие, как: «Снег стает, отойдет земля», «Братья», «Лес осенью».

В 1931 г. была опубликована его первая поэма «Путь к социализму», в 1932 г. написана повесть «Дневник председателя колхоза», поэма «Вступление». Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 году поэмы «Страна Муравия», посвященной непростой деревенской жизни после революции 1917 года, проблемам коллективизации. После выхода «Страны Муравии» один за другим были изданы сборники стихов Твардовского «Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), в 1938 году был издан цикл стихотворений «Про деда Данилу».

Твардовский также занимался переводами белорусских, армянских, украинских поэтов. Теперь Твардовский приезжал в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатали журналы, их одобрительно воспринимала критика.

В 1939 г. он окончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) и в том же году его призвали в армию.

За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. В качестве военного журналиста он принимал участие в Польском походе Красной Армии в Западную Белоруссию, в советско-финской войне 1939-1940 гг. В этот период создал цикл стихов «В снегах Финляндии». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. поэт работал военным корреспондентом во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Свою лирику военных лет поэт называл «Фронтовой хроникой».

За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего, это относится к его поэме «Василий Теркин», над которой он начал работать в 1941 г. Первые главы поэмы были напечатаны в сентябре 1942 г. в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г. Книга пользовалась небывалой популярностью.

Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях «Две строчки», «Я убит подо Ржевом», в поэме «Дом у дороги», сборнике стихов «Загорье».

После войны Твардовский обращается в своем творчестве к жизни простых людей ‑ как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной.

В 1950-1960 гг. создается книга «За далью – даль», представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток.

В 1967-1969 гг. он работал над поэмой «По праву памяти», в которой описываются ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том свете» (написана в 1963 г.).

Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 г. опубликовал книгу о минувшей войне под общим заглавием «Родина и чужбина». Он проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), пишет статьи о творчестве Александра Блока, Ивана Бунина, Самуила Маршака, статьи-речи об Александре Пушкине.

В 1969 г. были опубликованы очерки, написанные Твардовским еще в советско-финскую кампанию «С Карельского перешейка».

Деятельность Александра Твардовского была отмечена многими государственными наградами: в 1939 г. он был  награжден орденом Ленина, в 1941 г. Твардовский удостаивается Государственной премии СССР (После этого он еще трижды был ее лауреатом: в 1946, 1947, 1971 гг.).

В 1961 г. он стал лауреатом  Ленинской премии за поэму «За далью даль».

Твардовский вел большую общественную работу: с 1950 по 1954 год занимал пост секретаря правления Союза писателей СССР. С 1963 по 1968 год Твардовский был вице-президентом Европейского сообщества писателей.

С 1950 года по 1970 год (с перерывом с 1955 по 1957 гг.) Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир». В 1954 году он был уволен с поста главного редактора за «демократические тенденции», появившиеся в журнале, в 1958 г. он  вернулся  в «Новый мир» на ту же должность, пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов.

После того, как в 1961 г. в журнале публикуется повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», и попыток опубликовать его роман  «Раковый корпус», Твардовский становится «неофициальным оппозиционером». Ему постоянно приходилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил. В 1970 г. он был в очередной раз снят с должности главного редактора, а сама редакция подверглась фактическому разгрому. После ухода из журнала все больше стала давать о себе знать болезнь, поэт уехал к себе на дачу под Москвой, где и провел последние дни.

18 декабря 1971 г. Александр Трифонович Твардовский скончался  в поселке Красная Пахра в Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1987 г. состоялась первая публикация поэмы «По праву памяти».

Александр Трифонович был женат. В браке родилось двое детей, дочери Валентина и Ольга.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Биография

Александр Трифонович Твардовский — советский писатель, которому суждено было создать бессмертный образ солдата Василия Тёркина. В его творческой жизни было много событий, которые делали поэта и триумфатором, и побежденным.

Действия Твардовского на посту редактора журнала «Новый мир» вызывали недовольство чиновников Главного управления по делам литературы и издательств СССР. Он шел вразрез с идеологией. Сейчас таких называют оппозиционерами, а Александр Трифонович, по мнению критиков:

«Выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали история, время, обстоятельства».

Детство и юность

Писатель родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье, в Починковском районе Смоленской области. По бумагам отца местность тогда называлась хутором пустоши Столпово. Эту землю глава семьи Трифон Гордеевич приобрел через банк в рассрочку. Он был замечательным кузнецом, но хотел посвятить себя земледелию. Мать поэта Мария Митрофановна занималась крестьянским двором и хлопотала по дому.

Хутор Загорье, где вырос Александр Твардовский

Хутор Загорье, где вырос Александр Твардовский / Википедия

По воспоминаниям Александра Трифоновича, семья жила трудно, хотя бывали и просветы с достатком. В семье царила особая атмосфера, которая оказала влияние на творческое восприятие жизни маленького Саши. Мать могли растрогать до слез песни, которые пели работницы в поле, или вид одинокого дерева. Она всей душой проникалась видами природы и не могла надышаться запахами свежескошенной травы и мокрой земли после дождя.

Отец по вечерам читал детям книги. В своей автобиографии Твардовский пишет, что таким образом он познакомился с творчеством Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Алексея Толстого. Трифон Гордеевич очень хорошо пел и знал наизусть множество стихотворений. Первый стих юный Твардовский сочинил, когда еще не умел писать. Он рассказывал, что в нем не было «ни лада, ни ряда».

«Отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание родить их на свет и немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому замыслу», — вспоминал Александр Трифонович.

Родители по-разному относились к сочинительству сына. Мать жалела и переживала, словно чувствовала печальную предназначенность судьбы. А отец гордился, но по книгам знал, что писательский труд не приносит больших денег. Иные из творцов так и остаются безызвестными и нищими.

В 13 лет Александр показывает стихотворения учителю. Тот начинает его критиковать: нельзя писать так, чтобы сразу было все понятно. По его словам, в современной литературе нужно, чтобы все было витиевато и непонятно. И в качестве доказательства своих слов дал мальчику почитать поэзию начала 20-х годов. У юного поэта появились сомнения в своих способностях.

В 1924 году он начинает писать статьи для смоленских газет на злободневные темы — неисправные мосты, злоупотребления чиновников. На хуторе жители его зауважали и часто обращались к комсомольцу Твардовскому с жалобами написать про кого-нибудь, чтобы наказать.

В этот период Александр опять возвращается к сочинительству стихотворений. В газете «Смоленская деревня» публикуется стих «Новая изба». Он отправляется в Смоленск, в редакцию газеты «Рабочий путь», где знакомится с Михаилом Исаковским.

«Стихи Твардовского мне понравились. Конечно, они не были совершенны, как и стихи всякого начинающего поэта, но тем не менее нетрудно было заметить, что Твардовский пишет не так, как другие», — поделился в своих воспоминаниях Исаковский.

С его легкой руки на третьей полосе газеты публикуются два стихотворения с портретом селькора-поэта. После окончания школы 18-летний Твардовский уезжает в Смоленск. Не мог найти работу, голодал, перебивался как мог. Но для себя однозначно решил — о возвращении в деревню не может быть и речи.

После публикации стихотворений в журнале «Октябрь» Александр Трифонович уезжает в Москву, где сталкивается с точно такой же проблемой — безденежье и безработица. Поэтому принимает решение вернуться в Смоленск. Здесь он поступает в педагогический институт, в котором отучился 2 года, и в 1936-м продолжает обучение в Московском историко-философском институте.

Творчество

В 30-е годы поэт создает поэмы «Путь к социализму» и «Страна Муравия», в которых описывает коллективизацию как начало будущей светлой жизни. Интересно, что, поддерживая режим Сталина, Александр вместе с братом и родителями хлебнули горя сполна — в 1931 году им пришлось пережить раскулачивание и ссылку. Хутор, которому много времени и сил отдавал отец поэта, был уничтожен односельчанами.

В 1939 году Александр работает в газете «На страже Родины». В этот период начинает сочинять поэму «Василий Тёркин». Она представляет собой ряд эпизодов о войне, которые связаны только главным героем. Твардовский считал, что может погибнуть в любой момент сам или кто-то из читателей, поэтому выбрал такую форму произведения.

«Переправа» — один из первых фрагментов поэмы. Поэт стал свидетелем кровопролитных сражений на Карельском перешейке во время советско-финской войны. Стихи публикуются в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Они стали неотъемлемой частью жизни фронтовых солдат. Благодаря Тёркину Твардовский становится культовым писателем военного времени. Строчки из стихотворения разлетаются на цитаты:

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В 1942 году Твардовский услышал рассказ бойца, участника тяжелого танкового сражения. Появляется стихотворение «Рассказ танкиста» о мальчишке, безымянном герое военного лихолетья, который помог экипажу попасть на территорию врага.

В 1946 году Александр Трифонович пишет поэму «Дом у дороги» о первых страшных месяцах Великой Отечественной войны. Бессмысленным военным ужасам посвящены и стихотворения «Две строчки», «Я убит подо Ржевом». Затем, в 1953 году, появилась поэма «За далью — даль». В ней поэт дает личную оценку культу Сталина, размышляет о жизни и смерти.

В 1950 году Твардовского назначают на пост главного редактора журнала «Новый мир». Но через 4 года чиновники его снимают за попытку напечатать поэму «Тёркин на том свете» и произведения неугодных властям авторов.

Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске

Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске / Википедия

Второй раз он занимает должность редактора издания в 1958 году, где проработал до 1970-го. Историки дали оценку тому периоду — славное время в истории «Нового мира». При первом секретаре ЦК КПСС Никите Хрущеве журнал стал символом оттепели. Это был орган легальной оппозиции советской власти. При одобрении Хрущева Александр Трифонович публикует «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына.

После снятия Хрущева с должности на журнал обрушилась вся мощь Главлита. Сначала увольняют заместителей главного редактора. Им на смену приходят люди, которые мешают работать Александру Трифоновичу. Создается непереносимая враждебная атмосфера. В феврале 1970 года Твардовский и часть редакции уходят из журнала.

Личная жизнь

Его любовью всей жизни стала Мария Илларионовна Горелова. Они ровесники, познакомились в Смоленске. Девушка тоже училась в педагогическом институте, который не окончила. Как и Твардовский, работала в редакции «Рабочий путь», публиковалась в журналах «Красная новь» и «Новый мир» под девичьей фамилией.

После смерти писателя критик из журнала «Новый мир» Владимир Лакшин назовет жену Александра Трифоновича «вторым крылом» совести поэта за «богатую одаренность». О личной жизни писателя информации мало, но есть письма к Марии Илларионовне с войны, которые пронизаны нежным чувством любви:

«Все так серьезно на свете, милая, что, я думаю, те люди, которые сберегут свою нежность и привязанность друг к другу теперь, те уж будут навеки неразлучны».

Александр и Мария расписались после войны. У пары родились двое детей: дочери Валентина и Ольга.

Смерть

Твардовский переживал уход из «Нового мира». Нервное состояние сказалось на здоровье. Александр Трифонович переносит инсульт, после которого не двигается и не разговаривает. Поэта госпитализировали, врачи обнаружили у него рак легких в запущенной форме, который и стал причиной смерти автора Василия Тёркина.

Он умер 18 декабря 1971 года. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище. На его могилу привезли землю со Смоленщины, где он провел детство и юность.

Могила поэта Александра Твардовского на Новодевичьем кладбище Москвы

Могила поэта Александра Твардовского на Новодевичьем кладбище Москвы / Википедия

В биографии Твардовского много интересных фактов. Его покровитель Хрущев ни разу не читал поэмы про Василия Тёркина. Несмотря на непростые отношения с советской властью, Твардовский 5 лет числился кандидатом в члены ЦК КПСС. После смерти именем поэта называют улицы в городах, школу в Москве и самолет «Аэрофлота».

После себя он оставил потомкам литературное наследие. На фотографиях с участием Твардовского отображены настроение и атмосфера ушедшей эпохи Советского Союза.

Цитаты

  • Хорошо тому живётся,
    Кто хороший человек!
  • Нет героев от рожденья, —
    Они рождаются в боях.
  • Коси, коса, пока роса,
    Роса долой — и мы домой.

Библиография

  • 1931 — «Путь к социализму»
  • 1932 — «Дневник председателя»
  • 1934 — «Страна Муравия»
  • 1942 — «Василий Тёркин»
  • 1946 — «Дом у дороги»
  • 1947 — «Поэмы»
  • 1947 — «Родина и чужбина»
  • 1951 — «Стихотворения и поэмы»
  • 1953 — «За далью — даль»
  • 1963 — «Тёркин на том свете»
  • 1969 — «Из лирики этих лет. 1959 — 1968»
Александр Твардовский
Александр Твардовский: YouTube/Государственная научная библиотека Кузбасса

Биография Твардовского знает взлеты — от сына простого кузнеца до главного редактора одного из старейших литературных журналов СССР. Знает и падения — от всеми любимого поэта до опального при Брежневе писателя. Но народную любовь и признание не отнимешь: произведения Твардовского воодушевляли и ободряли красноармейцев в перерывах между боями.

Александр Твардовский: биография, факты из жизни

Александр Трифонович Твардовский — литератор, поэт, военный корреспондент, участник Великой Отечественной войны в звании подполковника, главный редактор журнала «Новый мир». Его знают как автора поэмы «Василий Теркин» и множества других произведений. Судьба писателя стала отражением эпохи:

Краткая биография Твардовского

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июля 1910 года на хуторе Загорье (сейчас — Смоленская область) в семье кузнеца Трифона Гордеевича. Мать Александра Трифоновича — Мария Митрофановна из рода Плескачевских — военизированных землевладельцев, несших службу в пограничье.

Будущего литератора с детства приучал к чтению и литературе его отец — Трифон Твардовский. Биография Александра как поэта начинается в детском возрасте. Литературоведы утверждают, что первое стихотворение Александр не мог сам записать, так как еще не посещал школы и не владел грамотой.

С 14 лет он всерьез взялся за поэзию. Комсомолец Твардовский отправляет свои поэтические наброски в газеты и журналы. В конце концов Александр добивается того, что его публикуют.

Дебютное стихотворение поэта под названием «Новая изба» в 1925 году опубликовала местная газета. В это же время Твардовский заводит дружбу с Михаилом Васильевичем Исаковским. В его лице юный Александр находит хорошего наставника.

Будущий поэт поступает в Смоленский пединститут в 1932-м, а после переезда в Москву — в Московский институт философии, литературы и истории, который оканчивает в 1939-м.

В 1939–1940 гг. работает военным корреспондентом, освещая ход событий Западного похода в Белоруссии и Зимней войны. В это время вступает в ряды ВКП (б).

Твардовский на войне против Германии дослужился до звания подполковника. Военкор не прятался в тылах, часто находился в гуще боевых действий, победу встретил в Восточной Пруссии. Во время Второй мировой войны поэт сочинил свое самое известное произведение — поэму «Василий Теркин».

Подполковник Твардовский

Твардовский: YouTube/Краткая биография

После победы Твардовский продолжает заниматься поэзией. Дважды, с 1950 по 1954 гг. и с 1958 по 1970 гг., возглавляет один из старейших журналов Советского Союза «Новый мир». Оба периода сопровождались либерализацией журнала и заканчивались для Твардовского плачевно:

  1. В 1954-м Александр Трифонович попал в немилость и был быстро уволен по постановлению ЦК КПСС. Поводом стали попытки публикации произведения «Теркин на том свете», имевшего антисталинский подтекст, а также попытки публикаций произведений опальных в Советском Союзе авторов.
  2. Во время хрущевской оттепели наблюдалась повторная либерализация редакционной политики журнала, в нем печатался даже Солженицын. Однако после 1964-го на Твардовского началось давление, переросшее в травлю. Доведенный до отчаяния, не получив ответа на письмо, адресованное Брежневу, Твардовский сложил полномочия главреда в 1970 году.

Эти испытания негативно сказались на здоровье поэта — его разбил инсульт, а позже у него выявили онкологию. Все это ускорило уход писателя.

Дата смерти автора знаменитой военной поэмы — 18 декабря 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. У писателя была супруга Мария, в браке с ней рождены двое детей — Валентина и Ольга.

Марка с Твардовским

Марка, посвященная А. Т. Твардовскому: Wikipedia

Александр Твардовский: интересные факты из жизни

Дед Твардовского служил артиллеристом в царской Польше, где и получил прозвище пан Твардовский. Жизнь и творчество Александра Твардовского могли сложиться иначе, если бы он ощущал, что происходит из крестьянской семьи, а не из более знатного сословия.

В 1931 году семья Твардовских подверглась репрессиям — раскулачена и сослана за Урал. Отца, мать, сестер и братьев поэта реабилитировали только в 1996-м. Несмотря на это, сам Твардовский поддерживал идею коллективизации и даже красочно описывал ее в своих поэмах.

Александр Твардовский удостаивался Сталинской премии за поэмы:

  • «Дом у дороги» (1947);
  • «Василий Теркин» (1946);
  • «Страна Муравия» (1936).

В то же время творчество Твардовского в идеологическом плане заметно отличалось от произведений его современников. В известной поэме «Василий Теркин» партия и Сталин не упоминаются вовсе, а некоторые произведения даже имеют явный антисталинский уклон.

Александр Твардовский: книги, творчество писателя

За более чем 40 лет творчества писатель создал большое количество текстов. Некоторые произведения Твардовского удостоились почетных наград:

Твардовский: поэмы и стихи

Первая значимая работа Твардовского — поэма «Страна Муравия» — о становлении социалистического крестьянства. Опубликована в «Советском писателе» в 1936 году.

Другая известная поэма Александра Трифоновича «Дом у дороги» вышла в печати в 1946-м. Основой для создания поэмы стал традиционный мотив, описывающий трагедию послевоенных годов, — мотив утраты из-за войны жилья. За эту поэму и «Василия Теркина» Твардовского представили к ордену Отечественной войны.

Наиболее узнаваемое стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом…» написано в 1946 году. Военкор неоднократно посещал части, участвовавшие в одной из самый кровопролитных битв Второй мировой войны — Ржевско-Вяземской операции 1942-го.

Это стихотворение вошло в учебники литературы, а первые четыре строки были увековечены на стеле Памяти в Ржеве:

***

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

***

Произведения Твардовского публиковались преимущественно в сборниках. Однако ряд поэм литератора были опубликованы отдельными книгами:

  • «Дом у дороги»;
  • «Страна Муравия»;
  • «Василий Теркин»;
  • «Василий Теркин на том свете».

Памятник Твардовскому и Теркину

Памятник А. Твардовскому и его персонажу В. Теркину: Wikipedia

«Василий Теркин» Твардовского

Главное произведение Твардовского — поэма «Василий Теркин» («Книга про бойца») создавалась во время тяжелых боев Великой Отечественной войны. Первые строки увидели свет в 1942 году в «Красноармейской правде», поэма публиковалась частями и была закончена в 1945-м.

Первоначально образ Васи Теркина задумывался как сатирический, как образ советского бойца в Советско-финской войне. Однако грянула Великая Отечественная война, и образ Васи перерос в образ Василия Ивановича Теркина — рядового солдата, веселого и компанейского в моменты отдыха, но опытного и находчивого в бою.

На фронте и в тылу стихотворное произведение завоевало сердца читателей. Поэма была написана так, чтобы по звучанию и ритму быть похожей на народные частушки. Простой и яркий слог пришелся по душе солдатам, став неотъемлемой частью фронтовой культуры Красной Армии.

В поэме прямо не указываются события войны, но они вырисовываются или узнаются из общего контекста:

  1. Неудачи Красной Армии 1941 года.
  2. Сталинградская битва.
  3. Форсирование Днепра.
  4. Бои за Восточную Пруссию.

«Книга про бойца» могла быть и неоконченной, так как Твардовский твердо не отступал от своей позиции не упоминать партию в поэме. Несмотря на критику политработников и цензуру, «Василий Теркин» был окончен и не утратил своих лучших качеств.

После войны Твардовского неоднократно просили написать продолжение поэмы. Читателям хотелось увидеть любимого героя в мирной жизни и труде. Однако «Василию Теркину 2» так и не суждено было увидеть свет.

Биография Твардовского полна горечи военных годов, опалы и предательства вчерашних коллег. Однако писателю удалось сохранить твердость характера и не отступить от своих жизненных принципов и идеалов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1902058-biografiya-tvardovskogo-zizn-i-tvorcestvo-pisatelya/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Как писал стихи блок
  • Как писал свои картины леонардо да винчи
  • Как писал салтыков щедрин история одного города
  • Как писал саврасов
  • Как писал рембрандт

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии