Анна Андреевна Ахматова – одна из величайших поэтесс 20-го века. Женщина, чьей стойкостью и преданностью в России восхищались. Советская власть забрала у нее сначала мужа, потом и сына, ее стихи запрещали, а пресса устраивала ей гонения. Но никаким горестям не удалось сломить ее дух. А испытания, что выпали ей на долю, воплотила в своих произведениях Ахматова. «Реквием», история создания и анализ которого будут рассмотрены в этой статье, стал лебединой песней поэтессы.
Замысел поэмы
В предисловии к поэме Ахматова писала, что замысел подобного произведения у нее возник в годы «ежовщины», которые она провела в тюремных очередях, добиваясь встречи с сыном. Однажды ее узнали, и одна из женщин спросила, сможет ли Ахматова описать то, что творилось вокруг. Поэтесса ответила: «Могу». С этого момента и зародилась идея поэмы, как утверждает сама Ахматова.
«Реквием», история создания которого связана с очень тяжелыми годами для русского народа, был выстрадан писательницей. В 1935 году был арестован за антисоветскую деятельность сын Ахматовой и Николая Гумилева – Лев Гумилев. Тогда Анне Андреевне удалось быстро освободить сына, написав письмо лично Сталину. Но в 1938 году последовал второй арест, тогда Гумилева-младшего приговорили к 10 годам. А в 1949 году был произведен последний арест, после которого его приговорили к расстрелу, замененному позднее ссылкой. Через несколько лет Лев Гумилев был полностью реабилитирован, а обвинения признаны необоснованными.
Поэма Ахматовой «Реквием» воплотила в себе все те горести, что вынесла за эти страшные годы поэтесса. Но не только семейная трагедия отразилась в произведении. В нем выразилось горе всего народа, пострадавшего в то страшное время.
Первые строки
Наброски появились в 1934 году. Но это был лирический цикл, создание которого изначально и планировала Ахматова. «Реквием» (история создания которого и является нашей темой) стал поэмой позднее, уже в 1938-40 годах. Окончено же произведение было уже в 50-х годах.
В 60-е годы 20-го века поэма, вышедшая в самиздате, пользовалась огромной популярностью и передавалась из рук в руки. Связано это с тем, что произведение было запрещено. Многое перенесла, чтобы сохранить свою поэму, Ахматова.
«Реквием»: история создания — первая публикация
В 1963 году текст поэмы попадает за границу. Здесь, в Мюнхене, произведение впервые официально публикуется. Русские эмигранты по достоинству оценили поэму, публикация этих стихов утвердила мнение о поэтическом таланте Анны Андреевны. Однако полный текст «Реквиема» увидел свет лишь в 1987 году, когда он был опубликован в журнале «Октябрь».
Анализ
Тема поэмы Ахматовой «Реквием» — страдание человека по своим близким, чья жизнь весит на волоске. Произведение состоит из стихотворений, написанных в разные годы. Но все они объединены скорбным и траурным звучанием, которое вынесено уже в название поэмы. Реквием – это музыкальное произведение, предназначенное для панихиды.
В прозаическом предисловии Ахматова сообщает о том, что произведение написано по чужой просьбе. Здесь проявила себя традиция, заложенная еще Пушкиным и Некрасовым. То есть выполнение заказа простого человека, воплощающего в себе волю народа, говорит о гражданственной направленности всего произведения. Поэтому герои поэмы – все те люди, что стояли с ней под «красною ослепшею стеною». Поэтесса пишет не только о своем горе, но и о страдании всего народа. Поэтому ее лирическое «я» трансформируется в масштабное и всеохватывающее «мы».
Многоголос и многогранен «Реквием» (Ахматова), содержание поэмы и определило эти особенности. Благодаря многогеройности читатель слышит плач и ощущает горе не одного человека, а всех пострадавших.
Первая часть поэмы, написанная трехстопным анапестом, говорит о фольклорной ее направленности. А образы (рассвет, темная горница, арест, похожий на вынос тела) создают атмосферу исторической достоверности и уводят в глубь веков: «Я, как стрелецкие женки». Таким образом, страдания лирической героини осмысливаются как вневременные, знакомые женщинам еще в петровские годы.
Вторая часть произведения, написанная четырехстопным хореем, выдержана в стиле колыбельной. Героиня уже не сокрушается и не плачет, она спокойна и сдержанна. Однако это смирение напускное, внутри нее разрастается настоящее безумие от переживаемого горя. В конце второй части в мыслях лирической героини все мешается, безумие овладевает ею полностью.
Кульминацией произведения стала глава «К смерти». Здесь главная героиня готова уйти из жизни любым способом: от рук бандита, болезни, «снаряда». Но нет матери избавления, и она буквально каменеет от горя.
Заключение
Поэма Ахматовой «Реквием» несет в себе боль и страдания всего русского народа. Причем не только пережитые в 20-м веке, но и за все прошедшие столетия. Анна Андреевна не излагает с документальной точностью свою жизнь, она говорит о прошлом России, ее настоящем и будущем.
«Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был».
В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи.
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Для самой поэтессы написание поэмы обернулось тяжёлым испытанием — до написания поэмы были арестованы два самых близких человека – гражданский муж Николай Пунин- отбывал второй из трёх сроков — также в застенках Ленинградской тюрьмы «Кресты», позднее — в смутном 1938-м участь ждала сына Николая Гумилёва (был расстрелян в 1921 г. после участия в Кронштадтском мятеже) и Анны Ахматовой — Льва.
Впервые Лев Гумилев был арестован еще в 1935 году. Его обвиняли в создании террористической организации. На самом деле, Лев и Николай Пунин просто попали под волну репрессий против ленинградской интеллигенции, последовавшей после убийства русского революционера и общественного деятеля Сергея Кирова. Анна Ахматова сразу вступилась за сына и написала письмо Сталину. Через некоторое время Л. Гумилёв был освобожден.
В 1938 г. его снова арестовали, но теперь уже приговорили к десяти годам лишения свободы с ссылкой в Сибирь. В этом году Анна Андреевна начала воплощать замысел «Реквиема», но несколько изменила его, так как изменились её взгляды эпоху. Когда сын поэтессы ждал приговора, она выстаивала в очередях под тюрьмой по 17-19 часов, чтобы отнести ему передачки. В этих очередях и были рождены строки «Реквиема».
Гумилёв пробыл в застенках без малого девять лет, его ждала война, реабилитация, амнистировали его только в 1956 году. Кстати, Лев стал одним из немногих людей, успевших пожить в 4 странах, при этом никуда не переезжая. Родившись в 1912-м, сын Ахматовой первые 5 лет своей жизни провёл в Российской Империи, потом была РСФСР(1917-1922), СССР(1922-1991), а смерть Гумилёв принял уже в Российской Федерации(1991-наше время).
Работа над поэмой «Реквием» продолжалась более двух десятков лет. Под каждой её частью поэтесса обозначала дату создания. Интересно, что до 1962 г. не было рукописного варианта произведения. Тогда хранить такие стихи дома было опасно, ведь можно было стать жертвой репрессий. Анна Ахматова нашла выход. Она писала части на клочках бумаги, заучивала строки, а потом сжигала черновики. Она не решалась озвучивать стихи в своей комнате, потому что была уверенна, что там спрятали подслушивающее устройство.
Только когда репрессии утихли, Анна Андреевна решилась перенести строки «Реквиема» на бумагу и опубликовать его. 27 мая 1962 г. текст был напечатан на машинке. В 1960-х г. произведение начало активно распространяться в самиздате(неофициальное, а соответственно и неподцензурное производство и распространение литературных, религиозных и публицистических текстов в СССР). Однако перед тем, как появился первый печатный вариант, поэтесса в парке прочитала поэму по памяти Лидии Чуковской(дочь небезызвестного Корнея Чуковского). Для Анны Андреевны это было настоящим событием, позже она будет вспоминать: «Она слушала, а я читала вслух стихи, которые столько раз твердила про себя. Она развязала узел платка, распахнула пальто… Молчала. Я прочла все до единого».
Впервые «Реквием» опубликовали в 1963 г. за границей – в Мюнхене. Издано оно было в «Товариществе Зарубежных писателей». Первое издание было осуществлено без ведома и согласия автора, о чем было заявлено в книжечке, где разместили поэму. Русский прозаик Б. К. Зайцев один из первых получил эту книжечку. Он был впечатлен, открыв для себя «новую» Ахматову: «Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей», и «насмешницей», но Судьба поднесла ей оцет Распятия».
Первые полные варианты поэмы в СССР были опубликованы только во времени «перестройки» – в 1987 г. в журналах «Октябрь» и «Нева», спустя 11 лет после смерти поэтессы
В эпилоге «Реквиема» есть небольшое послание потомкам:
«А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли».
Просьба поэтессы была выполнена. Памятник Анне Ахматовой поставлен напротив легендарной тюрьмы «Кресты», в которой в 1930-х годах находились в заключении репрессированные муж и сын Анны Ахматовой, и у стен которой поэтесса провела многие часы в очереди в надежде передать еду и попытаться увидеться с родными.
Людмила Евгеньевна Иванцова
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Лиро-эпический жанр — это жанр литературно-художественного произведения, который сочетает в себе признаки лирики и эпоса.
История создания поэмы «Реквием»
Для А. Ахматовой 1930-е годы оказались периодом самых тяжких испытаний. Поэтесса оказалась свидетелем не только Второй мировой войны, развязанной фашизмом и вскоре пришедшей на землю ее Родины, но и не менее страшной войны власти с собственным народом. Репрессии 1930-х годов обрушились практически на всех друзей и единомышленников А. Ахматовой, разрушили ее семейный очаг. Сама поэтесса все эти годы жила в ожидании ареста. По словам Ахматовой, она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях, чтобы узнать о судьбе сны и сдать ему передачу.
Получай знания в онлайн-школе
Подберем репетитора, поможем понять сложные учебные предметы
Выбрать программу
В глазах властей Ахматова была крайне неблагонадежным человеком – жена, хоть и разведенная, Н. Гумилева, контрреволюционера, расстрелянного в 1921 году, мать арестованного заговорщика Л. Гумилева, жена заключенного Н. Пунина.
Ахматова понимала, что ее жизнь висит на волоске, и как миллионы других людей, оглушенных террором, с тревогой прислушивалась к любому стуку в дверь.
В таких условиях Ахматова не записывала свои стихи на бумаге, так как они могли стать уликой при обысках и допросах. Но лишенная возможности писать и печататься, А. Ахматова, как ни парадоксально, именно в те годы пережила величайший творческий взлет. Поэтесса в своей скорби, мужестве и творческом горении не была одинока. Та же судьба выпала на долю и ближайших друзей Ахматовой – Булгакова, Пильняка, Мандельштама.
Первые наброски поэмы «Реквием» появились в 1934-1935 гг., но Ахматова на некоторое время забросила работу над нею. В 1935 году был впервые арестован ее сын, Лев Гумилев. Ахматова написала письмо И. Сталину и Льва, обвиняемого в создании террористической организации, выпустили на свободу. В 1938 году сына Ахматовой арестовали снова и на этот раз приговорили к десяти годам лишения свободы и ссылке в Сибирь. В этом же году Ахматова начала воплощать замысел своей поэмы, но немного изменила его, так как изменились ее взгляды на эпоху. Строки «Реквиема» были рождены в очередях под тюрьмой.
«Поэма Ахматовой «Реквием». История создания, проблематика, композиция» 👇
Замечание 1
Работа над произведением продолжалась больше двадцати лет. Ахматова под каждой частью поэмы обозначила дату ее написания.
До 1962 года рукописного варианта поэмы не было. Хранить стихи дома в тот период было крайне опасно. Поэтесса писала части произведения на клочках бумаги, затем заучивала строки и сжигала черновики. Произведение тогда слышали лишь несколько самых близких друзей поэтессы.
Лишь когда улеглась волна репрессий, Ахматова решилась перенести поэму на бумагу и опубликовать. В 1960-е годы поэма активно распространялась в самиздате. Первый печатный вариант произведения появился в мае 1962 года. Перед этим Ахматова прочитала поэму Лидии Чуковской. Для Ахматовой это стало настоящим событием.
«Реквием» впервые был опубликован в 1963 году в Мюнхене в «Товариществе Зарубежных писателей». Издание поэмы было осуществлено без ведома и согласия автора, об этом было заявлено в брошюре, в которой разместили произведение.
Полный вариант поэмы «Реквием» был опубликован в 1987 году в журналах «Нева» и «Октябрь».
Особенности композиции поэмы обусловлены историей ее создания. Поэма была спаяна из нескольких отдельных частей, созданных в разное время. Каждый элемент поэмы – это отдельное лирическое произведение, имеющее свой идейно-тематический комплекс. И каждая часть поэмы имеет свой стихотворный размер.
Тематика, проблематика поэмы
Тематика поэмы Ахматовой многогранна и особенна. Автор поднимает в этом произведение такие темы:
- Тема материнской любви;
- Тема Родины;
- Тема сострадания;
- Тема памяти;
- Тема народного страдания;
- Тема времени.
Судьба лирической героини произведения – пример настоящей материнской любви, бескорыстной женственности, искренней заботы. Мать не способна оставить в беде своего ребенка. Она находит в себе силы справиться с любыми испытаниями, пока есть еще шанс защитить тех, кого любит. Одной из главных тем поэмы является тема любви.
Одними из основных мотивов поэмы «Реквием» становятся любовь и сострадание к Родине. Несмотря на всю жестокость власти, произвол политической системы, лирическая героиня не винит Россию за все, что случилось, не клевещет на нее. Напротив, она сочувствует Родине, считая ее такой же несправедливо осужденной, как и сына.
Героиня поэмы не просто переживает испытания, выпадающие на ее долю. Несмотря на тяжесть своего положения и душевные муки она находит в себе силы сострадать другим. Она не может отделить память о горе личном от памяти о скорби и несчастии тысяч других людей. Ахматова посвящает свой памятник каждому, кто оказался в тюремных очередях, в заключении или в ссылке.
Основной темой поэмы «Реквием» является тема народного страдания. Автор через скорбь и тоску матери передает плач всей России по сгубленным душам.
Поэтесса через свои страдания точно передает характер той исторической эпохи. Бесконечные тюремные очереди, массовые аресты, передачи, жизнь в ожидании худшего, народное горе – приметы советской реакции.
Замечание 2
Среди ключевых проблем, которые автор затрагивает в своей поэме, особенно выделяется проблема исторической памяти жертв репрессий и проблема несправедливости, человеческой беспомощности.
Ахматова стремилась защитить историческую память от последующих искажений и спекуляций. Она уверена, что ее страна заслуживает правды, какой бы страшной и горькой она ни была. Поэтесса отказалась от эмиграции несмотря на то, что предчувствовала гонения на родине. Она верила в будущее своей страны, надеялась на ее процветание. В своей поэме она ведет летопись народных страданий лишь с одной целью – предотвратить их повторение.
Проблема бесправия и несправедливости стала основной проблемой молодого советского государства. Многие пострадали безвинно. Целые сферы деятельности, где не было крестьян и пролетариев, осиротели. Тотальный страх, который захлестнул страну, мешал людям посмотреть в глаза правде, понять всю абсурдность гонений.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
История написания
Это произведение создавалось достаточно долго. Первые строки появились в 1934 году. Сначала Ахматова не собиралась писать поэму. Она задумывала цикл стихотворений, которые поднимали тему реакционного периода, при котором многие семьи затронули репрессии. Лично столкнувшись с беспощадностью сталинского режима, когда она лишилась мужа и практически потеряла сына, который был ни в чем не виноват, Анна меняет свои планы и пишет большую поэму. Большая часть произведения была написана в 1928-1940 гг.
Важно! Поэма “Реквием” была окончена, но публиковать ее было нельзя. Более того, автор долго не записывала строки и держала их в памяти, зачитывая только самым близким друзьям. Еще около 11-ти человек знали это произведение наизусть, но никто не предал поэтессу. Ахматова записала его на бумаге лишь в 1950-м году.
В 60-х гг., когда началась “оттепель”, некоторые части печатали в самиздате.
Важно! Полную версию напечатали только в 1987 году в начале периода “перестройки”.
Название и композиция
Название “Реквием” несет в себе глубокий и сильный посыл. Так называют церковную службу, которую проводят за упокой души. Ахматова посвятила свою поэму всем, кто стал жертвой жестокого режима: узникам, матерям, отцам, женам и дочерям, которые провожали своих близких на смерть. Так как произведение писалось частями, композиция его выглядит на первый взгляд несвязанной и хаотичной. Оно состоит из следующих частей:
- “Посвящение”
- “Вступление”
- 10 глав — некоторые с названием (7 — “Приговор”, 8 — “К смерти”, 10 — “Распятие”)
- Эпилог
Повествование идет от имени лирического героя, который является рупором поэтессы. Он помогает ярко и выразительно описать чувства и выразить конкретные мысли автора.
Тема
В “Реквиеме” поэтесса раскрыла множество тем:
- Страдания народа — показаны через призму собственной драмы. При этом поэтесса проводит сравнение с матерями любых эпох, которые были вынуждены отправлять своих сыновей на смерть, даже если они ни в чем не виноваты. Она показывает, что их боль лишает рассудка, она существует вне времени, никуда не исчезая. Также Ахматова чувствует боль всего своего народа, который любит всей душой, и который теперь вынужден переживать столь страшное время.
- Безграничная любовь — женщины не в силах помочь своим родным, но их любовь не имеет границ, стремится согреть и защитить близких, которые попали в беду.
- Память — Ахматова говорит, что мы обязаны всегда помнить об этих людях, павших жертвами эпохи, о горе всей нации и каждой отдельной женщины. Наша задача не забыть об этих ужасах и не допустить их повторения.
- Время — в произведении объединяются несколько совершенно разных эпох. Время в произведении как будто бы стерто, оно построено как наплывы воспоминаний. Время в разных частях меняется, для героини оно стало серым и бесцветным ожиданием, она измеряет его лишь важными событиями, а промежутки заполняются тоской.
Проблематика
В этой поэме поднимается целый ряд серьезных злободневных проблем того времени:
- несправедливости — большая часть людей в тюрьме были обвинены огульно, ни за что;
- исторической памяти — автор боится, что следующие поколения забудут об этих ужасах и этих людях, которые пережили столько горя;
- бесправия и беспомощности — матери не в силах изменить судьбы своих детей, они могут только ждать.
Жанр, художественные приемы, направление
“Реквием”, безусловно, относится к литературному жанру “поэма”, но в ней отмечают и некоторые черты эпоса. Ахматова написала это произведение в направлении под названием акмеизм. Это одно из ответвлений модернизма. Ему присущи такие черты, как образность, строгий стиль, ясность слога, прямота изложения, которые мы видим в строках поэмы.
Ахматова использует почти все размеры, меняет ритм, количество стоп. Эти приемы позволяют придать эффектность и разнообразить изложение, остро подчеркивая смысл слов. Ахматова использует всевозможные тропы:
- эпитеты (смертельная тоска, смертный пот);
- метафоры (опадают лица);
- антитезы (упало каменное сердце на мою еще живую грудь);
- сравнения (старуха выла, как раненый зверь).
Также она использует символику: Ленинград — как наблюдатель, Иисус и Магдалина — как воплощение страданий всех матерей, памятник — как вечное напоминание.
Содержание
Поэма описывает реальные события, произошедшие с Ахматовой, пропущенные через ее душу и выраженные в поэтической форме. В прологе она рассказывает о том, что ее сына сослали, она осталась одинока и бродит по городу, вспоминая, как два долгих года она провела в ожидании этого приговора в немыслимых очередях, в окружении сотен женщин. Вступление повествует об этом воспоминании глубже и полнее. Затем она описывает, как ее сына арестовали, как она постепенно привыкала к жуткой мысли, что его казнят. Приговор ему не выносили 17 месяцев, а затем она узнает, что его сослали в Сибирь. Этот миг для нее светел, ведь она думала, что его убьют. Затем было свидание с ним в тюрьме, она вспоминает, как ужасно было видеть “страшные глаза” сына. В эпилоге Ахматова пишет о том, как женщины буквально умирали в этом ожидании, как они старели и теряли надежду. Она просит, чтобы ее памятник поставили здесь — под тюрьмой, где сотни женщин годами стояли в абсолютной неизвестности. Он должен стать напоминанием о чудовищности этого режима. Поэма “Реквием” Анны Ахматовой — великое произведение, в котором ярко и живо отображены события страшных репрессий 30-х годов. Поэтесса создала настоящий “памятник” тому времени, как она того и хотела. Предлагаем также из видео ниже прослушать полное содержание поэмы “Реквием”.
Анализ «Реквием» Ахматова
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 709.
Обновлено 29 Июня, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 709.
Обновлено 29 Июня, 2021
В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы и ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1935–1940 годы.
История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы: её бывший муж Николай Гумилёв был расстрелян большевиками в 1921 г., а сын арестован в 30-ые годы, в период сталинских репрессий. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в тюрьмах и лагерях только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.
Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти и скорби, материнского страдания, любви и патриотизма.
Композиция – После эпиграфа, предисловия, посвящения и вступления идут первые две главы поэмы; они образуют пролог, а последние две – эпилог. Основная тема следующих за прологом 3–6 глав – обобщение материнского горя, 7 глава “Приговор” – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.
Жанр – Поэма.
Направление – акмеизм; он повлиял на раннее творчество поэтессы, его отголоски можно найти и в поэме “Реквием”.
История создания
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвящённых реакционному периоду. В число жертв тоталитарного произвола попали самые близкие и родные люди поэтессы – её бывший супруг Николай Гумилёв и их общий сын Лев Гумилёв. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.
Осознав, что царящий режим беспощаден, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938–1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» сразу после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.
В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.
Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.
Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чём не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с близкими, и эта боль вне времени.
В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за своё отечество, вынужденное стать ареной для бессмысленной и жестокой казни своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего ребёнка.
В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.
Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать её из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, к чему призывает Ахматова в своей поэме.
Композиция
При изучении анализа произведения«Реквием» следует отметить, что данная поэма отличается своим композиционным построением от других поэм. Первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.
- Первые главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнаёт место и время действия произведения.
- Последующие 3 и 4 главы представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую горя, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
- В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, её пугает неизвестность. Это и 7 глава – кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
- 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына.
- 8 глава – мать в порыве отчаяния взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребёнка.
- 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
- 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями безвинно распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
- В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенёс народ в страшные годы репрессий.
Жанр
Литературный жанр произведения – поэма, в которой преобладает лирическое начало. Однако в «Реквиеме» проявляются и характерные черты эпического рода: наличие пролога, основной части эпилога, упоминание о нескольких исторических эпохах и проведение параллели между ними.
Направление, которое проявилось в поэме, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений начала ХХ века, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Владислав Зайцев
10/10
-
Артём Элизаров
8/10
-
Ирина Алексеева
10/10
-
Ханде Эрчел
9/10
-
Lilnait Student
10/10
-
Яна Михайловская
7/10
-
Светлана Ковалева
10/10
-
Лиля Шабанова
10/10
-
Васька Пеплов
6/10
-
Алсу Патрушева
9/10
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 709.
А какую оценку поставите вы?
Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор поэмы «Реквием» — литературного памятника репрессивной эпохи советской реакции. После революции многие безвинные люди пострадали от того, что после назовут «перегибами». Но на деле ситуация представляла собой террор, направленный правительством против собственного народа. И против стихии боли и крови восстала женщина-мать, женщина-жена, оплакивающая сына и мужа и обличающая их мучителей. Об Анне Ахматовой и ее «Реквиеме» и пойдет речь в этой статье.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, размер, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Композиция и конфликт
- 5 Суть: о чем произведение?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Основная идея
- 10 Критика
История создания
Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием».
Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг.
История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма. Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году. В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».
О создании поэмы известны интересные факты:
- О поэме «Реквием» знали немногие. Ахматова сама читала ее самым близким людям, после чего каждый раз вынуждена была сжигать рукопись, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны власти.
- Популярность поэма обрела в эмигрантском самиздате, куда попала «без ведома и согласия автора». Ее опубликовали заграницей, но Ахматова до последнего отрицала свою причастность к публикации, чтобы обезопасить себя и свою семью.
- Сын Анны, Лев, был холоден к матери, и одной из причин, как утверждают некоторые источники, является распространение «Реквиема». Подобные поступки матери отражались на его жизни и свободе.
Жанр, размер, направление
Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.
«Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение, состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох.
Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.
Смысл названия
Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.
Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.
Композиция и конфликт
Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.
- Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
- В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
- Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
- Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
- В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
- «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
- В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».
Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.
Суть: о чем произведение?
Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.
Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять.
Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.
Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.
Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.
Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простояла героиня и тысячи таких, как она.
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Реквием» якро обозначает основной конфликт: перед нами лишь жертвы той силы, против которой направлен материнский укор.
образ | характеристика |
лирическая героиня | мать, сына которой осудили на ссылку. переживая свое горе совершенно одна, она остается сильной и самоотверженной ради своего сына, олицетворяя в своем лице миллионы женщин, чьи семьи пострадали в годы репрессий. конечно, прототипом лирической героини стала сама анна ахматова. однако лирическая героиня в горе настолько отстраняется от самой себя, что невозможно представить «реквием» как одноголосие. |
сын | образ сына обозначен лишь вскользь, несколькими фразами. тем не менее, эти редкие строки рисуют образ, который бьет в самое сердце. «страшные глаза» на встрече с матерью и образ другого обреченного на муку сына — христа. его словами говорит сын героини: «о, не рыдай мене…». |
народ | невозможно исключить из действующих лиц поэмы и всех людей, переживших страшные годы репрессий: страдающих матерей, осужденных на смерть и ссылки сыновей и дочерей, убитых мужей и отцов. горе матери – это наиболее сильное выражение той «смертельной тоски», которую испытала вся «безвинная русь». |
«безвинная русь» |
сама россия – становится героиней эпической поэмы. страдающая, «безвинная» русь с ее бесконечными тюремными затворами и «каторжными норами», с «одичалой» столицей и туманной невой и сама, корчась под «кровавыми сапогами», кажется, страдает не меньше лирической героини, разделяя ее страшный удел. но образ руси раскрывается и в той исторической памяти, которую просит сохранить лирическая героиня в «эпилоге». без этой будущей, лучшей россии, без надежды на светлое будущее, «реквием» превратился бы из исповеди в приговор. |
Темы
Тематика поэмы «Реквием» многогранна и совершенно особенна:
- Материнская любовь. Судьба лирической героини показывает пример настоящей материнской любви, искренней заботы и бескорыстной жертвенности. Мать не может оставить своего ребенка в беде; отстаивая долгие тюремные очереди, она найдет в себе силы справиться с любым испытанием, пока есть шанс защитить тех, кого она любит. Тема любви является одной из главных в данном произведении.
- Родина. Любовь и сострадание к родной земле становятся одними из главных мотивов «Реквиема». Необходимо отметить, что, несмотря на всю жестокость и бесправие власти и политической системы, лирическая героиня ни на мгновение не винит Россию за все случившееся с ней, не клевещет. Наоборот, она сочувствует Родине, которую считает такой же несправедливо осужденной, как и своего сына.
- Сострадание. Лирическая героиня не просто уединенно переживает все выпадающие ей на долю испытания. Несмотря на всю тяжесть своего положения, всю сердечную муку, она не закрывает глаза на несчастия и боль других людей. Тема сострадания становится ведущей в тексте.
- Тема памяти. Лирическая героиня не только сострадает всем безвинно обвиненным и лишенным семьи, но и не может отделить память о личном горе от памяти о несчастии тысяч других людей. Свой памятник она посвящает каждому из тех, кто пропал или выжил в тюремных очередях, ссылках и под заключением.
- Тема народного страдания — основная тема «Реквиема». Через тоску матери передается плач и уныние всей России по сгубленным душам. Длинная очередь показывает массовость и масштабность проблемы: каждая семья ощутила железную хватку времени.
- Тема времени. Через свои стенания поэтесса точно передает характер исторической эпохи. Тюремные очереди, передачи, массовые аресты, ожидание худшего, народное горе, которое сплачивает людей, — все это приметы советской реакции.
Проблемы
Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.
- Проблема исторической памяти — то, что так зыбко и подвержено влиянию со стороны. Ахматова хотела защитить ее от последующих спекуляций и искажений. Ее страна заслуживала правды, какой бы горькой она ни была. Ахматова, умная и обеспеченная женщина, отказалась от эмиграции, хотя предчувствовала гонения в СССР. Почему? Она верила в будущее России и надеялась на ее процветание. Именно поэтому она не укоряет ее, а всего лишь ведет летопись народных страданий, чтобы предотвратить их повторение.
- Проблема несправедливости и бесправия стала главной проблемой молодого государства СССР. Многие люди пали безвинно, осиротели целые сферы деятельности, где просто не было пролетариев и крестьян. Абсурдность гонений не выдерживала никакой критики, однако тотальный страх, захлестнувший страну, мешал людям открыть глаза и посмотреть в лицо правде.
Основная идея
«Реквием» стал тем самым памятником, о котором писала Анна Ахматова в своей поэме. Поэтесса подарила людям напоминание о страшных годах репрессий для того, чтобы дни «смертельной тоски» больше не повторились никогда. Писательница, раскрыв читателям собственную страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не останется забытой. Это и есть смысл «Реквиема» — оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предавать его забвению. Для нас с Вами.
Главная мысль поэмы «Реквием» заключается в необходимости сочувствия и сострадания ко всем людям, вне зависимости от их сословной принадлежности. Равенство и братство СССР обернулось беспрецедентной враждебностью людей по отношению друг к другу. Этого нельзя допустить вновь. Доброта и понимание должны быть выше идеологии. Они — закон жизни.
Критика
В родной стране «Реквием» не был принят властью с восхищением. Идеологическая критика Жданова рисовала глумливые образы Ахматовой как блудницы и монахини в одном лице, подчеркивала «гнилой дух безыдейности» в ее произведении. Доклад этого советского чиновника разошелся на цитаты и стал началом травли Ахматовой как поэтессы. С того дня ее стихи больше не печатались в советских СМИ, зато акулы пера с удовольствием рвали репутацию автора в клочья.
Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.
Знаменитый русский поэт Иосиф Бродский так писал о «Реквиеме»:
«…Понятно, что Ахматова описывает в «Реквиеме» все ужасы «большого террора». Но при этом она всё время говорит о том, что близка к безумию. Здесь самая большая, правда и сказана <…> Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны. Потому, что когда поэт пишет, то это для него — не меньшее происшествие, чем событие, которое он описывает».
Писатель и критик Ю. Карякин писал:
«Это поистине народный реквием: плач по народу, сосредоточие всей боли его. Поэзия Ахматовой — это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли».
Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой:
«Теперь все знают эпилог «Реквиема», знают, с каким «условием» Ахматова, глядя в далёкое будущее, «давала согласье» на памятник, если когда-нибудь суждено ему быть не её родине. Памятника, может быть, и не будет, — кто знает? Несомненно, одно: бессмертие поэта. А если памятник, то тоже из тех, нерукотворных, прочнее меди».
Автор: Екатерина Озаровская
История «Реквиема»
Я
счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных…»
А.А.
Ахматова [2, 20]
«”Реквием”
– поэма А.А. Ахматовой. Произведение,
посвященное жертвам сталинского террора
[10, 420]» – так «Энциклопедия мировой
литературы» сразу указывает причину
того, что поэма была опубликована в
Советском Союзе лишь в 1987 году. Но это
было не первая публикация поэмы. В 1963
году «Реквием» вышел в Мюнхене отдельной
книжкой с пометой о том, что он издается
без ведома и согласия автора [4, 86].
Хотя
после смерти Анна Ахматова была возведена
в ранг классика русской литературы, «ее
сборники и собрания стихов еще долго
выходили без “Реквиема”» [10, 420]. Чтобы
объяснить причину такой скрытности,
опять обратимся к «Энциклопедии мировой
литературы», где сказано, что «поэтический
рассказ о страданиях матери, потерявшей
сына, представлялся опасным для общества».
Но
начнем историю о поэме с самого ее
рождения.
Из
дневника Ахматовой: «В начале января я
почти неожиданно для себя написала
«Решку», а в Ташкенте (в два приема) –
«Эпилог», ставший третьей частью поэмы
и сделала несколько существенных вставок
в обе первые части. …8 апреля 1943г. Ташкент»
[3, 224].
Но,
родившись внезапно и легко, поэма пройдет
длинный и трудный путь, прежде чем
читатель сможет познакомиться с ней.
«В 30-40-е гг. Ахматова не могла даже
записать эти стихи на бумаге (за что
можно было заплатить жизнью) и доверяла
их памяти только самых близких людей»
[10, 420]. Но А. Шилов вспоминает, что еще в
1940 году в сборнике «Из шести книг» и в
журнале «Звезда» (№ 3-4) было напечатано
стихотворение «Приговор» о неизбывном
горе матери, узнавшей о безжалостной
расправе над единственным сыном.
Чтобы
замаскировать подлинный смысл этих
пронзительных строк о своем материнском
горе и о всенародной беде, Ахматова в
книжном варианте сняла название
стихотворения, а в журнальной публикации
поставила заведомо неверную дату его
создания (1934). И стихотворение, которое
являлось, «как мы узнали много позже»,
– пишет Шилов, кульминацией тюремного
цикла «Реквием», было воспринято
цензурой, критикой, да и почти всеми
читателями как рассказ о некой любовной
драме (настоящая дата – 1937 год – была
восстановлена Ахматовой лишь в более
поздних стихотворных сборниках) [9, 26].
Поэт
Анатолий Найман, бывший секретарём Анны
Ахматовой, писал: «В разгар террора,
развязанного Сталиным после убийства
Кирова, Ахматова создаёт три десятка
стихотворений, в которых оплакивает
невинных жертв и тем самым обличает их
палачей. Некоторое из стихотворений
(«И упало каменное слово», «Уже безумие
крылом») даже появились в печати, ничем,
однако, не выдавая своей принадлежности
к целому. Выделив из общего состава 14,
сочинённых между 1935 и 1940 годами, она в
1957-м прибавляет к ним прозаическое
«Вместо предисловия» и в 1961-м эпиграф
— строфу из стихотворения «Так не зря
мы вместе бедовали». В таком виде цикл,
после сличения текстов, которые несколько
человек из её окружения знали на память
со времени их возникновения, был записан,
наконец, на бумаге и стал каноническим
списком «Реквиема», тогда же получив
от Ахматовой статус поэмы.
Машинопись
«Реквиема» была в том же 1962 году показана
более широкому кругу друзей и знакомых,
в том числе и новых, молодых, и одновременно
предложена журналу «Новый мир». Там
она, по разным причинам так и не была
опубликована, зато в 1963 году «Реквием»
вышел отдельной книжкой в мюнхенском
«Товариществе Зарубежных Писателей»
— без ведома и согласия автора» .
Роман
Борисович Гуль- русский писатель,
эмигрант, журналист, публицист, критик,
мемуарист, общественный деятель,
первопоходник, участник гражданской
войны и Белого движения в своей статье
«»Реквием» Анны Ахматовой» писал:
«Говорить о высоких достоинствах поэзии
Анны Ахматовой не приходится. Ее поэзия
давно оценена. Уже несколько десятилетий
как Ахматова — эта былая «насмешница»
и «царскосельская веселая грешница»
— ушла от своей прежней главной темы —
любовной лирики, став поэтом разных и
больших тем: война, родина иль свобода,
Россия, диалог с прошлым Серебряным
Веком. По классичности музыки, по ее
четкости, точности и блеску «Реквием»
как раз образец этого перерождения
былой музы Ахматовой. В приложении к
Анне Ахматовой эпитет большого русского
поэта (и в наши дни единственного
большого) совершенно естественен. Стихи
«Реквиема» одно из подтверждений
тому.
Без
« Реквиема» нельзя понять ни жизни,
ни творчества, ни личности Анны
Андреевны Ахматовой. Более того, без
« Реквиема» нельзя осознать литературу
современного мира и те процессы, которые
происходили и происходят в обществе.
Говоря об ахматовском «Реквиеме»,
А.Урбан высказывает мнение, что, «он
жил и раньше» — теми фрагментами,
которые печатались как отдельные
стихотворения 30-х годов. Жил в переписанных
от руки или перепечатанных на машинке
листочках! Критик считает,что «публикация
«Реквиема» навсегда покончила с
легендой об Ахматовой « как о поэте
исключительно камерном «.
«
Представительница « серебряного века
» русской культуры,
она
отважно прокладывала свой путь через
двадцатое столетие к нам,
свидетелям
его последних десятилетий. Путь
трудный, трагический,
на
грани отчаяния . » Но автор статьи
обращает внимание на то,
что
даже в « горчайшем своем произведении
— « Реквиеме » Анна Ахматова ( это тоже
свойство великой русской литературы
) сохраняет веру в историческую
справедливость ».
Как
и другие авторы, Шилов говорит, что
«только несколько самых верных, самых
преданных друзей Ахматовой понимали
подлинный смысл этого стихотворения,
знали другие ее «крамольные» строки,
за любую из которых в те годы можно было
заплатить свободой, а то и жизнью».
«Время
было апокалипсическое», – писала позже
об этом Ахматова, рассказывая, что, даже
даря друзьям книги, некоторые не
подписывала, так как в любой момент
такая подпись могла стать уликой.
Сохранить
такие стихи в доме, где шел обыск за
обыском, в городе, где пустела одна
квартира за другой, можно было только
одним способом: не доверять их бумаге,
а держать лишь в памяти. Ахматова так и
поступила. Вплоть до 1962 года она не
заносила на бумагу ни одной подобной
строки более чем на несколько минут:
иногда она записывала тот или иной
фрагмент на клочок бумаги, чтобы
познакомить с ним кого-то из ближайших
и надежнейших друзей. Произносить вслух
такие строки Ахматова не решалась: она
чувствовала, что и «у стен были уши».
После того, как безмолвный собеседник
их запоминал, рукопись предавалась
огню.
В
очерке известного прозаика Б. К. Зайцева,
напечатанном в газете «Русская мысль»,
говорится:
«На
днях получил из Мюнхена книжечку
стихотворений, 23 страницы, называется
«Реквием»… Эти стихи Ахматовой — поэма,
естественно. (Все стихотворения связаны
друг с другом. Впечатление одной цельной
вещи.) Дошло это сюда из России, печатается
«без ведома и согласия автора» — заявлено
на 4-й странице, перед портретом. Издано
«Товариществом Зарубежных Писателей»
(списки же «рукотворные» ходят, наверное,
как и Пастернака писания, по России как
угодно)… Да, пришлось этой изящной даме
из Бродячей Собаки испить чашу, быть
может, горчайшую, чем всем нам, в эти
воистину «Окаянные дни» (Бунин)… Я-то
видел Ахматову «царскосельской веселой
грешницей», и «насмешницей», но Судьба
поднесла ей оцет Распятия. Можно ль было
предположить тогда, в этой Бродячей
Собаке, что хрупкая эта и тоненькая
женщина издаст такой вопль — женский,
материнский, вопль не только о себе, но
и обо всех страждущих — женах, матерях,
невестах, вообще обо всех распинаемых?
<…> Откуда взялась мужская сила
стиха, простота его, гром слов будто и
обычных, но гудящих колокольным похоронным
звоном, разящих человеческое сердце и
вызывающих восхищение художническое?
Воистину «томов премногих тяжелей».
Написано двадцать лет назад. Останется
навсегда безмолвный приговор зверству.»
Но
трудности и опасности, связанные с
поэмой для Ахматовой не были причинами,
чтобы не воплотить произведение в жизнь.
Словно родное дитя, она вынашивала поэму
под сердцем, вложив в нее чувства, боль,
переживания, утраты… И. Ерохина в своей
статье о «Реквиеме» напоминает тот
факт, что «почти через 20 лет к циклу 1935
– 1940 годов Ахматова пишет прозаическое
«Вместо предисловия». Оно датировано
1 апреля 1957 года, но, скорее всего, написано
позже: в записных книжках Ахматовой
1959 – 1960 годов мы дважды можем найти план
цикла Requiem,
но ни в одном нет предисловия». И при
этом автор статьи замечает, что Requiem
тогда еще мыслился именно как цикл из
14 стихотворений; «Эпилог» был только
названием одного из них, а не
структурно-смысловой частью целого: в
одном из планов цикла это стихотворение
идет под номером 12, а за ним следует
«Распятие» и «Приговор». Ермолова
задается вопросом, почему именно 1 апреля
1957 года, и тут же рискнула предположить,
что это подчеркивало ретроспективность
взгляда – выполнить «заказ» поэт смог
уже после всего: 15 мая 1956 года вернулся
из заключения Лев Гумилев (быть может,
это тоже некая поминальная дата, «опять
поминальный приблизился час») [4, 214].
Итак,
в течение почти двух десятилетий
возникали лирические фрагменты, казалось,
мало связанные друг с другом. До марта
1960 года не осознавалась сюжетная
взаимосвязь этих «отрывков». И только
когда Ахматова написала Пролог
(«Посвящение» и «Вступление») и двухчастный
Эпилог, «Реквием» получил формальную
завершенность. Основной корпус текстов
«Реквиема» (пролог; 10 отдельных фрагментов,
частично озаглавленных, и эпилог) создан
с осени 1935 по весну 1940 года. Еще позднее,
в период «оттепели», когда, по-видимому,
мелькнула надежда на публикацию
произведения (в реальности не состоялась),
написаны важные дополнения к основному
тексту: «Вместо предисловия» (1 апреля
1957г.) и 4 строки эпиграфа (1961г.) [10, 420].
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #