«Пересказ» нужно писать с одним «с». Неправильное написание со сдваиванием первого «с»: «перессказ» – свидетельство глубокой неграмотности автора.
Правило
Слово «пересказ» правильно пишется с одинарным «с», потому, что с этой буквы начинается его корень, см. ниже. Корень слова, как известно, его неизменяемая часть. Сравните: «сказ», «сказание», «сказитель», «сказка» – никаких «ссказов» в русском языке нет.
Двойное «с» в слове «рассказ» есть результат вхождения в его состав другой приставки – «рас-».
Грамматика
Итак, «пересказ» – неодушевлённое существительное мужского рода 2-го склонения, состоящее из приставки «пере-» и корня «-сказ». Постановка ударения и разделение переносами пе-ре-ска́з. Пишется слитно, так как на письме приставки от корня не отрываются. Некоторые приставки пишутся через дефис, но не «пере-». Поэтому писать «через чёрточку» или раздельно: «пере-сказ»; «пере сказ» ошибки ещё более грубые, чем сдваивание «с». Падежные формы существительного «пересказ» таковы:
- Именительный переска́з (ед. ч.); переска́зы (мн. ч.).
- Родительный переска́за (ед. ч.); переска́зов (мн. ч.).
- Дательный переска́зу (ед. ч.); переска́зам (мн. ч.).
- Винительный переска́з (ед. ч.); переска́зы (мн. ч.).
- Творительный переска́зом (ед. ч.); переска́зами (мн. ч.).
- Предложный переска́зе (ед. ч.); переска́зах (мн. ч.).
Значение
Слово «пересказ» в русском языке наделено следующими значениями общего плана:
- Передача на словах увиденного или услышанного: «Василий Петрович, ваш пересказ интересен, но хотелось бы получить его подкрепление фактами». Синонимы: «изложение», «описание», «рассказ».
- То же самое, закреплённое текстуально: «Свидетель, ввиду значимости изложенного по существу ваш пересказ последовательности событий подшивается к делу». Синонимы те же, плюс «переложение».
- В художественной литературе – написание автором собственными словами содержания чего-то ранее опубликованного. Зачастую – в отличном от источника ключе (контексте): «”История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина есть не что иное, как сатирический пересказ официальной истории Российской Империи». Синонимы: «интерпретация», «парафраз», «парафраза».
- В специальной литературе также – упрощенное (адаптированное) и/или занимательное объяснение сложных понятий в доступной неподготовленному читателю форме: «Соломон-Яков Исидорович Перельман был непревзойдённым мастером пересказа тонкостей точных наук»; «Общая теория относительности в пересказе Сэма Лилли доступна для понимания усидчивой домохозяйке со средним образованием». Синонимы: «адаптация», «изложение», «описание», «переложение».
Примечание: к специальной литературе относятся также упрощённые пересказы сложных для понимания произведений художественной литературы. Русским читателям такой подход непривычен, но, к примеру, «Шекспир для детей» Ч. Лэма – настольная книга англоязычных школьников.
Специальное значение
В лингвистике «пересказ» является также синонимом пересказательного (нарративного) наклонения глаголов (аудитив, комментатив, косвенное наклонение, латентив, неочевидное наклонение, пересказывательная форма, ренарратив). Нарративные формы глаголов указывают, что рассказчик (автор) слагает с себя ответственность за достоверность сообщения. В сущности, нарратив это пересуды, слухи, сплетни, толки, «гнилой базар» (прошу прощения). В русском языке особых нарративных словоформ нет (по крайней мере в его нормативном лексиконе), а нарративность высказываний создаётся употреблением союзов и частиц «будто <бы>», «дескать», «мол», «якобы» в качестве вводных слов: «Поговаривают, якобы, мол, наше начальство готовит сокращение штата» – «Нет, мне референтша на ушко шепнула, дескать, обойдётся перетасовкой по должностям».
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Русский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | переска́з | переска́зы |
Р. | переска́за | переска́зов |
Д. | переска́зу | переска́зам |
В. | переска́з | переска́зы |
Тв. | переска́зом | переска́зами |
Пр. | переска́зе | переска́зах |
пе—ре—ска́з
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Приставка: пере-; корень: -сказ- [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [pʲɪrʲɪˈskas]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- действие по значению гл. пересказывать; словесное изложение (возможно, повторное) случившегося или рассказанного ранее ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- результат такого действия — текст, описывающий случившееся или изложенное ранее ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- лингв. то же, что пересказывательное наклонение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- рассказ, передача, переложение, изложение; лит.: парафраз, парафраза
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
- сообщение, действие
- текст, информация
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Этимология[править]
Происходит от глагола сказать с приставкой пере-.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Как правильно пишется слово «пересказ»
переска́з
переска́з, -а
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: облёгший — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «пересказ»
Синонимы к слову «пересказ»
Предложения со словом «пересказ»
- Краткий пересказ события – случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, – уже является устным рассказом.
- При этом абсолютное большинство этих трудов представляло собой вольный пересказ восточных и античных учёных, почти без всяких позднейших дополнений.
- Местами автор, стараясь уйти от сухого пересказа событий, вплетает в канву рассказа элементы беллетристики.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «пересказ»
- Затем, приступая к пересказу моего прошлого, я считаю нелишним предупредить читателя, что в настоящем труде он не найдет сплошного изложения всехсобытий моего жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собою связь, но в то же время представляющих и отдельное целое.
- Рассказ полицейского чиновника долго служил предметом одушевленных пересказов и рассуждений в гостинице. История была вот какого рода.
- Нам страшно прикоснуться своей холодной и жесткой рукою к этому нежному поэтическому созданию; сухим и бесчувственным пересказом мы боимся даже профанировать чувство читателя, непременно возбуждаемое поэзией тургеневского рассказа.
- (все
цитаты из русской классики)
Каким бывает «пересказ»
Отправить комментарий
Дополнительно
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
• полнота;
• эмоциональная выразительность.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа |
Особенности |
Проблемы освоения |
Как помочь детям |
Подробный |
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту. |
Незнание, с чего начать. Отсутствие эмоциональной окраски. Неиспользование лексики текста, образных выражений. Потеря деталей или отдельных событий. |
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать? Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации. |
Выборочный |
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос. |
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста. |
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части. |
Сжатый |
Краткий пересказ сути и основных событий. |
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ. |
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста. |
Творческий |
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов. |
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы. |
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов: — Что бы ты изменил? — Хотел бы ты жить там и почему? — Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте? |
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Фото: www.pexels.com globallookpress.com
Перейти к содержанию
«Пересказ» или «перессказ» — как пишется?
На чтение 3 мин Просмотров 33
Часто однокоренные слова при написании порождают сомнения. Например, почему слово «расстроиться» пишется с двумя «с», а «построиться» — с одной? Для правильного написания таких слов следует произвести морфемный разбор на примере — «пересказ» или «перессказ».
Как правильно пишется: «пересказ» или «перессказ»?
Какое правило применяется?
Лексема «пересказ» — имя существительное, оно образовано приставочным способом при помощи префикса пере-. Корень -сказ- начинается с одной «с», в таком виде он перешёл в однокоренное слово при присоединении приставки.
Так как приставки перес- в русском языке не существует, то, согласно орфографическим нормам, слово «пересказ» нужно писать с одной буквой «с».
Примеры предложений
В качестве домашнего задания по литературе будет краткий пересказ «Слова о полку Игореве».
Послушав пересказ последних событий, я убедился, что не пропустил ничего важного.
Краткий пересказ произведения можно найти на сайте, но чтобы прочитать полную версию, придётся купить книгу.
Как неправильно писать
Текстовые пересказы тренируют у школьников память, развивают у них логическое мышление и способствуют развитию грамотной речи. Источниками для пересказов обычно являются литературные произведения, работая над которыми, ученики должны запоминать некоторые факты, идеи и их сюжетные линии.
Содержание
- Как делать пересказ текста?
- Как правильно делать пересказ текста?
- Как делать пересказ текста на английском?
- Подробный вид пересказа
- Выборочный пересказ английского текста
- Видео: Как научить ребенка быстро пересказывать тексты?
Обычно детям приходится заниматься пересказом самостоятельно, в качестве домашнего задания. Но далеко не всем им легко дается такого вида тренинг памяти – некоторые вообще не понимают, как к нему подступиться, считая пересказ непосильной для них задачей. Часто и родители не в силах им ничем помочь, так как мало кто из них знаком с техниками запоминания. Так что стоит и им присоединиться к изучению этого материала, чтобы вместе со своими детьми разобраться, как можно научиться правильно пересказывать тексты.
Как делать пересказ текста?
- Под пересказом подразумевается, что заданный текст будет изложен своими словами, но суть его должна быть при этом сохранена и кратко воспроизведена. Главный постулат пересказа: ни в коем случае не зазубривать заданный текст, а понимать то, что ты читаешь.
- Постарайтесь выбросить из головы все лишние мысли, мешающие сконцентрироваться на изучаемом вами произведении. Если абстрагироваться от них полностью вам не удается, займитесь аутотренингом, мысленно, словно мантру, повторяя: «Я не буду думать ни о чем постороннем. О своих проблемах я подумаю потом» — слова могут быть другие, самое главное, чтобы они помогли вам переключиться на изучаемый вами текст.
Вникните в смысл произведения:
- Если вы заинтересуетесь событиями, которые описывает автор, и будете думать: «А что же дальше произойдет с героями этого произведения?», то полдела уже сделано. А так и случится, если вы будете читать текст не просто механически, а вникать в него, сопереживая литературным героям. Тогда вам будет легко следить за логикой событий, которые разворачиваются на страницах произведения, и возможными мотивами поступков главных героев.
- Тексты бывают разными, и запоминать их следует по-разному. Если вам придется заниматься неповествовательным видом текста, то в рассуждения, изложенные на бумаге, проще вникнуть, если понять, как сам автор относится к описываемым им событиям и персонажам.
- В первую очередь следует запомнить имена персонажей, играющих в произведении главную роль. Далее – заняться выделением ключевых моментов, которые повлияли на выстроенные автором сюжетные линии. Именно они станут опорными точками для вашего пересказа – благодаря им вам легко припомнятся все те события, которые вокруг них развивались.
Желательно повторно перечитать или прослушать текст. Благодаря визуальному восприятию он запоминается лучше, но и прослушать его лишний раз также не помешает. Вы сможете задействовать одновременно оба типа памяти, если совместите и повторное прочтение, и прослушивание заданного вам текста.
- Педагоги не всегда разрешают при пересказе пользоваться конспектами. Но для лучшего запоминания стоит во время прочтения конспектировать текст.
- До написания или устного пересказа текста на уроке «прокрутите» его в уме, особенно те моменты, с которыми у вас возникли трудности. Можно несколько раз перечитать поворотные сюжеты, препятствующие мысленному восприятию всего текста в целом. Хорошо, если вы обладаете развитым воображением. В таком случае повествование может у вас ассоциироваться с какими-то собственными образами или эмоциями, что также упростит и ускорит процесс запоминания.
- Не стоит волноваться по поводу того, если вы перескажете текст в вольном стиле, далеком от оригинала. Как мы уже поняли, для пересказа главное — уловить суть произведения, а не заучивать из него целые куски. Наоборот, именно вольное его изложение даст понять учителю, что вы хорошо поработали над произведением.
- Пересказ текста может быть: краткий или подробный, устный или письменный, свободной формы или близким к оригиналу. Овладев описанной выше техникой, вы сможете приобрести навыки пересказов всех этих видов. Кроме того, вы с большей уверенностью будете отвечать на уроках гуманитарной или социальной направленности, где вам приходится сталкиваться с большими объемами информации, так вы будете их с легкостью запоминать и при потребности – пересказывать.
Как правильно делать пересказ текста?
Из разработанных техник можно выделить правила, которыми стоит руководствоваться при подготовке пересказа текста:
- изучайте задаваемые тексты с 7.00 до 12.00 или с 14.00 до 18.00 – в эти часы информация лучше воспринимается мозгом, и поэтому она лучше запоминается;
- не откладывайте изучение текста до последнего момента, лучше с ним ознакомиться заранее;
- ознакомьтесь с общей структурой текста, чтобы в вашем мозгу сформировался единый образ вашего будущего пересказа;
- займитесь определением идей, взаимосвязи, последовательности событий и ключевыми моментами произведения;
- выявите сложные для вашего восприятия поворотные сюжеты и изучите их еще раз;
- позаботьтесь о постоянном развитии своего словарного запаса – тогда ваши пересказы будут качественными и оригинальными;
- при прочтении текста ведите для себя конспект;
- задействуйте для запоминания два вида памяти, поэтому читайте и прослушивайте текст;
- воспользуйтесь ассоциативной памятью – тогда материал лучше усвоится и закрепится;
- после запоминания пересказа устройте себе отдых, а потом закрепите его в своей памяти, перечитав произведение еще раз.
Посредством пересказа текстов тренируется не столько запоминание, сколько понимание!
Как делать пересказ текста на английском?
Английский язык очень отличается от русского, поэтому в пересказе английского текста существуют некоторые нюансы, которыми не стоит пренебрегать, если вы хотите более досконально изучить этот язык.
Различают два вида пересказа английских текстов:
- подробный – это когда текст передают в деталях без повтора фрагмента текста;
- выборочный – это когда на детали в тексте не обращают внимания, а акцентируется внимание только на теме и идее.
Подробный вид пересказа
- Новую лексику и тему учителя обычно закрепляют детальным пересказом, задавая его школьникам на дом. Не считайте это пустой тратой времени, ведь занимаясь пересказом на английском как можно чаще, вы укрепите и разовьете себе память, пополните свой лексикон новыми для вас словами, а заодно и разговорную английскую речь потренируете.
- Если вы научитесь правильно, с деталями, пересказывать английские тексты, то в таком случае вы вскоре более бегло сможете говорить на этом, в общем-то, сложном для нашего восприятия языке. Многие ученики не любят заниматься пересказом, а предпочитают просто вызубрить материал, даже не понимая при этом в нем некоторых моментов.
- Но обычная зубрежка не поможет вам качественно и быстро овладеть английским языком – его понять нужно! Воспользуйтесь нашими советами, как научиться правильно составлять подробные пересказы английских текстов.
Как научиться хорошо пересказывать английские тексты подробно:
- Если вам задали подробный пересказ английского текста, перечитайте его дважды, а если что-то в мозгу не закрепилось, то и трижды. Разобрав заданный текст (нужно понять идею и сюжетные линии источника), займитесь уточнениями его деталей.
- Если вам в тексте попадутся незнакомые слова или даже целые фразы, их следует выделить, перевести при помощи словаря на русский язык, рядом со словами выписать транскрипцию. Когда вы все это проделаете, вам откроются и смысловое значение, и идея сочинения, а еще в вашем мозгу отложатся новые для вас английские слова.
- Далее вам нужно выписать имена главных действующих лиц произведения.
- Найти в тексте главные предложения и выделить их при помощи маркера.
- Набросать небольшой план (конспект), в соответствии с которым вы будете работать над текстом. Если на уроке вам и не разрешат им воспользоваться, но это общеизвестная истина: записанное собственноручно лучше запоминается.
- Перескажите все пункты вашего плана, один за другим, на русском языке. А потом постепенно, абзац за абзацем, запишите их на бумаге. У вас должно получиться изложение по объемам меньшее, чем исходный текст. Вы почувствуете, что у вас все потихоньку начало получаться. Но не останавливайтесь на этом! Возьмите изложенное вами на бумаге и переведите его теперь уже на английский язык.
- Когда вы научитесь пересказывать каждый абзац по отдельности, пришла пора приступить к полному тексту. Четко проговаривайте слова вашего пересказа, и желательно стоя у зеркала. Пускай в это время в качестве критиков побудут ваши родители или друзья – они вас смогут поправить, если вы допустите ошибку в вашем монологе.
- Не забудьте о перерывах в работе — так лучше усваивается информация.
- Когда вы почувствуете, что уже справились с заданием, не нужно и дальше сидеть над ним, наизусть заучивая текст – лучше переключитесь на что-нибудь другое.
- Бегло «пробегите» глазами свое задание перед отходом ко сну, а с утра перед походом в школу еще раз закрепите выученный материал. Это не займет у вас много времени: просто «по диагонали» просмотрите ваше изложение, припоминая новые слова и фразы, и пункты написанного вами плана. Стоит быстренько в последний раз целиком пересказать заученный вами английский текст, настроить себя на позитив – и вы уже готовы к уроку!
Дополнительные советы:
- Если у вас не будет возможности воспользоваться на уроке своим конспектом, не нужно из-за этого теряться и пугаться — спокойно отходите от своих записей. Если вы вдруг забудете, как переводится какое-нибудь английское слово – постарайтесь припомнить его синоним, а можно предложение просто упростить.
- А вот что следует выучить назубок – так это хотя бы штук 10 устойчивых выражений для начала и как можно больше английских слов. Вам обязательно нужно расширять свой словарный запас, без этого изучить английский язык попросту невозможно!
- Если у вас есть такая возможность, выберите для пересказа интересный текст с простой и известной темой – так легче запоминается информация при работе над ней. Если учитель сам выдаст вам текст, который окажется не совсем интересным, «включите» в себе актера. Пересказывайте его уверенно и эмоционально, артистично жестикулируя при этом – и аудитория будет от вас в восторге. А каких-то допущенных вами неточностей при этом, скорее всего, никто и не заметит.
- Если вы что-то забудете, «тяните резину», проговаривая вводные слова – за это время вам, возможно, удастся припомнить забытую фразу. Поверьте, никто вас не станет осуждать за забывчивость какого-нибудь факта, сюжетного поворота или слова.
- Главное – смочь правильно подать эту маленькую неприятность: не стоит замолкать надолго, в панических усилиях припомнить то, что вы забыли. Лучше в таких случаях улыбнуться и попросить учителя подсказать забытый вами момент.
Выборочный пересказ английского текста
- Выборочный пересказ текста на английском языке делать намного легче, чем заниматься подробным. Его предпочтительней делать в письменном виде. Не нужно акцентироваться на деталях источника. Не потребуется использования новой лексики.
- При выборочном пересказе просто обрабатывается информация, а из текста выбрасываются лишние детали. Все это делается для того, чтобы школьники научились с пониманием, а не чисто механически, прочитывать тексты. В этом виде пересказа самое основное заключается в краткости и умении, а для передачи самой суть использовать всего 7-10 предложений.
Как сделать выборочный пересказ английского текста:
- Прочтите заданный текст несколько раз, пока его смысл не станет полностью вам понятен. При этом не нужно заниматься переводом всех неизвестных вам слов, этим вы сможете заняться для пополнения своего словарного запаса чуть позже, когда у вас на это появится время.
- Не нужно заниматься детализированным переводом — тут важно понимать написанное глобально.
- Займитесь определением главной мысли текста и его темы.
- Все важное законспектируйте.
- Несколько самых главных предложений (не более 5) следует выделить при помощи маркера – они вам помогут при пересказе.
- Далее вам понадобится пересказать текст в оригинале без разбивки на абзацы. Если при этом возникнут какие-то сложности, то сделайте вначале свой пересказ на русском языке. Когда вам станет понятен смысл текста, сформулируйте его на английском и повторите его несколько раз, чтобы зафиксировать в памяти.
- После этого прервитесь на часок: короткий отдых позволит лучше усвоиться новой информации. А потом стоит для закрепления материала повторить пересказ на английском языке еще разок.
Пускай вас не пугает задача делать оригинальные пересказы – на самом деле это вовсе не сложно. При правильно поставленной задаче и творческом подходе вы обязательно достигнете успеха.
Статьи о детях и для детей:
- Как родителям подготовить ребенка к школе
- Когда надо выстригать клок волос детям
- Как помочь ребенку, подростку справиться с буллингом
- Чем снять зуд при ветрянке у ребенка
- Можно ли гулять ребенку, заболевшему ветрянкой
Видео: Как научить ребенка быстро пересказывать тексты?
«Перессказ» или «пересказ» как пишется слово?
Думаете, как написать «пересказ»? Разберем слово по составу, чтобы определить его нормативное написание.
Правильно пишется
Согласно закрепленной в словарях норме существительное пишется с одной «с» – пересказ.
Какое правило
Рассматриваемое слово является существительным. В нем можно выделить корневую морфему «-сказ». Сравните со словами, имеющими тот же корень: сказать, рассказ. Часть слова, расположенная до корня, – приставка «пере-».
Так как в нашем языке нет префикса «перес-», в этом существительном пишется одна «с», являющаяся частью корня. Сравните: пересадка, пересуд, перестановка и т.д.
Примеры предложений
- Учитель задал подготовить пересказ любимого произведения.
- Пересказ событий прошлого никак тебе не поможет.
Неправильно пишется
Писать это существительное с удвоенной согласной недопустимо – прессказ.
«Пересказ» или «перессказ» – как правильно?
Не знаете, как следует писать существительное «пересказ» или «перессказ»? С одной или с двумя согласными «с» пишется данная лексема? Выполним морфемный анализ слова, чтобы не ошибаться в его написании.
Как пишется правильно: «пересказ» или «перессказ»?
Согласно правилу корректным считается написание существительного с одной «с» – «пересказ».
Какое правило применяется?
Сможем понять, почему существительное пишется именно так, если выполним его морфемный анализ. Подберём однокоренные слова, чтобы выделить корень: сказание, сказывать, сказка, высказать и т.д. Исходя из этого, выделим корень – «сказ». Перед корнем стоит часто встречаемый префикс «пере». Окончание в слове нулевое.
Как видим, согласная «с» входит в состав корня, а второй буквы «с» взяться неоткуда, ведь префикса «перес» в русском языке нет. Соответственно, верно – «пересказ».
Примеры предложений
- Иван Сергеевич попросил подготовить краткий пересказ понравившегося произведения.
- Краткий пересказ сюжета не передал колорит картины.
Как неправильно писать
С удвоенной согласной «с» это существительное не пишется – «перессказ».
Также неправильно – «перисказ», «перескас», «пиресказ».
Правописание слова «пересказ»: почему с одной «c», значение, употребление
«Пересказ» нужно писать с одним «с». Неправильное написание со сдваиванием первого «с»: «перессказ» – свидетельство глубокой неграмотности автора.
Правило
Слово «пересказ» правильно пишется с одинарным «с», потому, что с этой буквы начинается его корень, см. ниже. Корень слова, как известно, его неизменяемая часть. Сравните: «сказ», «сказание», «сказитель», «сказка» – никаких «ссказов» в русском языке нет.
Двойное «с» в слове «рассказ» есть результат вхождения в его состав другой приставки – «рас-».
Грамматика
Итак, «пересказ» – неодушевлённое существительное мужского рода 2-го склонения, состоящее из приставки «пере-» и корня «-сказ». Постановка ударения и разделение переносами пе-ре-ска́з. Пишется слитно, так как на письме приставки от корня не отрываются. Некоторые приставки пишутся через дефис, но не «пере-». Поэтому писать «через чёрточку» или раздельно: «пере-сказ»; «пере сказ» ошибки ещё более грубые, чем сдваивание «с». Падежные формы существительного «пересказ» таковы:
- Именительный переска́з (ед. ч.); переска́зы (мн. ч.).
- Родительный переска́за (ед. ч.); переска́зов (мн. ч.).
- Дательный переска́зу (ед. ч.); переска́зам (мн. ч.).
- Винительный переска́з (ед. ч.); переска́зы (мн. ч.).
- Творительный переска́зом (ед. ч.); переска́зами (мн. ч.).
- Предложный переска́зе (ед. ч.); переска́зах (мн. ч.).
Значение
Слово «пересказ» в русском языке наделено следующими значениями общего плана:
- Передача на словах увиденного или услышанного: «Василий Петрович, ваш пересказ интересен, но хотелось бы получить его подкрепление фактами». Синонимы: «изложение», «описание», «рассказ».
- То же самое, закреплённое текстуально: «Свидетель, ввиду значимости изложенного по существу ваш пересказ последовательности событий подшивается к делу». Синонимы те же, плюс «переложение».
- В художественной литературе – написание автором собственными словами содержания чего-то ранее опубликованного. Зачастую – в отличном от источника ключе (контексте): «”История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина есть не что иное, как сатирический пересказ официальной истории Российской Империи». Синонимы: «интерпретация», «парафраз», «парафраза».
- В специальной литературе также – упрощенное (адаптированное) и/или занимательное объяснение сложных понятий в доступной неподготовленному читателю форме: «Соломон-Яков Исидорович Перельман был непревзойдённым мастером пересказа тонкостей точных наук»; «Общая теория относительности в пересказе Сэма Лилли доступна для понимания усидчивой домохозяйке со средним образованием». Синонимы: «адаптация», «изложение», «описание», «переложение».
Примечание: к специальной литературе относятся также упрощённые пересказы сложных для понимания произведений художественной литературы. Русским читателям такой подход непривычен, но, к примеру, «Шекспир для детей» Ч. Лэма – настольная книга англоязычных школьников.
Специальное значение
В лингвистике «пересказ» является также синонимом пересказательного (нарративного) наклонения глаголов (аудитив, комментатив, косвенное наклонение, латентив, неочевидное наклонение, пересказывательная форма, ренарратив). Нарративные формы глаголов указывают, что рассказчик (автор) слагает с себя ответственность за достоверность сообщения. В сущности, нарратив это пересуды, слухи, сплетни, толки, «гнилой базар» (прошу прощения). В русском языке особых нарративных словоформ нет (по крайней мере в его нормативном лексиконе), а нарративность высказываний создаётся употреблением союзов и частиц «будто », «дескать», «мол», «якобы» в качестве вводных слов: «Поговаривают, якобы, мол, наше начальство готовит сокращение штата» – «Нет, мне референтша на ушко шепнула, дескать, обойдётся перетасовкой по должностям».
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
источники:
http://orfographia.ru/pereskaz-ili-peresskaz-kak-pravilno/
http://pishempravilno.ru/pereskaz/