Правописание
Как оформлять цитаты?
-
Самый распространенный способ – выделение кавычками.
«Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора».
-
Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего кегля, чем шрифт основного текста:
«Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора».
-
Выделение при помощи набора цитаты со втяжкой. При этом возможно использование отчеркивающей линейки в отступе:
Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора.
Как оформляются выделения внутри цитаты?
Выделения внутри цитаты могут принадлежать цитирующему или автору цитируемого текста. От этого зависит способ оформления выделенных фрагментов текста.
Выделения, принадлежащие цитируемому автору, рекомендуется сохранять в той форме, в какой они напечатаны в источнике, а если это невозможно или противоречит стилю оформления издания, то следует заменить авторское выделение выделением другого вида. Принадлежность авторских выделений обычно не оговаривается. Исключение составляют те случаи, когда авторских выделений немного, а выделений, принадлежащих цитирующему, наоборот, множество; в таких случаях оговаривается, что какие-то выделения принадлежат цитируемому автору (эти выделения помечаются), а остальные — цитирующему. Кроме этого, в таких случаях принадлежность выделений специально помечается в предисловии. Пример выделения:
В. В. Иванов пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка (курсив В. В. Иванова, все не оговоренные выделения принадлежат нам. – N.N.)»
Выделения, принадлежащие цитирующему, оговариваются. Комментарий дается в скобках, после комментария ставится точка, тире и инициалы комментирующего, например:
Автор пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка (курсив мой. – N. N.)».
Какие знаки препинания используются при цитировании?
Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой:
а) ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее следует цитата:
Пастернак писал: «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».
б) ставят точку, если внутри цитаты или за нею находятся слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы:
Хорошо сказал об этом Пастернак. «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал он в «Охранной грамоте».
в) не ставят никаких знаков, если цитата выступает как дополнение или как часть придаточного предложения:
Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее».
В конце фразы после закрывающих цитату кавычек:
а) ставят точку, если перед закрывающими кавычками нет никаких знаков. Если непосредственно за цитатой следует ссылка на источник, то точка переносится за ссылку:
Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» (Пастернак 2000, 207).
Внимание! Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками.
б) ставят точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак):
Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье…».
в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего):
Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»
Если фраза не заканчивается цитатой, то после цитаты ставят запятую (если цитата входит в состав деепричастного оборота или завершает первую часть сложного предложения) или тире (если цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, а также если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не нужно).
После стихотворной цитаты в конце стихотворной строки ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой.
Цитата всегда начинается с большой буквы?
Цитату начинают с прописной (большой) буквы в следующих случаях:
-
Когда цитирующий начинает цитатой предложение, даже если в цитате опущены начальные слова и она открывается многоточием:
«…Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал Пастернак.
-
Когда цитата стоит после слов цитирующего (после двоеточия) и в источнике начинает предложение:
Пастернак писал: «Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».
Но:
Пастернак писал: «…изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».
Пастернак писал, что «…о нем не приходится строить догадок».
Как можно оформить внутритекстовую библиографическую ссылку при цитировании?
Если цитируемый источник указан в библиографии или в списке литературы, в конце цитаты указывается только фамилия автора и год издания книги. Такой способ оформления позволяет экономить место. Например:
в тексте:
«Словарь революционной эпохи (историко-культурный справочник) включает в себя слова, возникшие или характерные для эпохи войны и революции» [Ожегов 2001, 411].
в списке литературы:
Ожегов 2001 — С. И. Ожегов. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). — 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. — 560 с. С. 410-412.
(По материалам книги:
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Справочник издателя и автора. М., 2003.)
Предисловие
Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи
§ 1. Точка
§ 2. Вопросительный знак
§ 3. Восклицательный знак
§ 4. Многоточие
Раздел 2. Тире между членами предложения
§ 5. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 6. Тире в неполном предложении
§ 7. Интонационное тире
§ 8. Соединительное тире
Раздел 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 9. Однородные члены предложения, не соединенные союзами
§ 10. Однородные и неоднородные определения
§ 11. Однородные и неоднородные приложения
§ 12. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами
§ 13. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами
§ 14. Однородные члены предложения, соединенные двойными или парными союзами
§ 15. Обобщающие слова при однородных членах предложения
Раздел 4. Знаки препинания при повторяющихся словах
§ 16. Запятая при повторяющихся словах
§ 17. Дефисное написание повторяющихся слов
Раздел 5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
§ 18. Обособленные определения
Согласованные определения
Несогласованные определения
§ 19. Обособленные приложения
§ 20. Обособленные обстоятельства
Деепричастные конструкции
Обстоятельства, выраженные существительными
Обстоятельства, выраженные наречиями
§ 21. Обособленные дополнения
Раздел 6. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами
§ 22. Уточняющие члены предложения
§ 23. Пояснительные конструкции
§ 24. Присоединительные конструкции
Раздел 7. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
§ 25. Вводные слова и словосочетания
§ 26. Вводные и вставные конструкции
Вводные предложения
Вставные предложения и словосочетания
§ 27. Обращения
Раздел 8. Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах
§ 28. Междометия и частицы
§ 29. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
Утвердительные и отрицательные слова
Вопросительно-восклицательные слова
Раздел 9. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
§ 30. Запятая в сложносочиненном предложении
§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении
§ 32. Тире в сложносочиненном предложении
Раздел 10. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
§ 33. Запятая между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения
§ 34. Запятая при сложных подчинительных союзах
§ 35. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
§ 36. Запятая на стыке двух союзов
§ 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении
§ 38. Тире в сложноподчиненном предложении
§ 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении
§ 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
Раздел 11. Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью сложноподчиненного предложения
§ 41. Цельные по смыслу выражения
§ 42. Сравнительный оборот
Раздел 12. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
§ 43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
§ 44. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении
§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении
Раздел 13. Знаки препинания в периоде
Раздел 14. Знаки препинания при прямой речи
§ 47. Оформление прямой речи
§ 48. Прямая речь после слов автора
§ 49. Црямая речь перед словами автора
§ 50. Слова автора внутри прямой речи
§ 51. Прямая речь внутри слов автора
§ 52. Знаки препинания при диалоге
§ 53. Абзацы при прямой речи
§ 54. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах
Раздел 15. Знаки препинания при цитатах
§ 55. Кавычки при цитатах
§ 56. Многоточие при цитатах
§ 57. Знаки препинания при ссылке на автора или на источник цитаты
§ 58. Прописные и строчные буквы в цитатах
Раздел 16. Знаки препинания в газетных и журнальных заголовках
Раздел 17. Употребление кавычек
§ 59. Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении
§ 60. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т. д.
§ 61. Названия орденов и медалей
§ 62. Названия марок машин, производственных изделий и т. д.
§ 63. Названия сортов растений и пород животных
Раздел 18. Сочетания знаков препинания
§ 64. Запятая и тире
§ 65. Вопросительный и восклицательный знаки
§ 66. Кавычки и другие знаки
§ 67. Скобки и другие знаки
§ 68. Многоточие и другие знаки
§ 69. Расположение знаков препинания при сноске
Раздел 19. Факультативные знаки препинания
§ 70. Собственно факультативные знаки препинания
§ 71. Альтернативные знаки препинания
§ 72. Вариативные знаки препинания
Точка — запятая
Запятая — точка с запятой
Точка — точка с запятой
Двоеточие — тире
Запятая — тире
Скобки — тире
Кавычки —тире
Вопросительный знак — тире
Вопросительный знак — восклицательный знак
Многоточие — тире
Многоточие — запятая и тире
Раздел 20. Авторская пунктуация
Раздел 21. Знаки препинания в текстах разговорной речи
Эти правила в справочнике РАН:
§ 55 п. 1 — § 140 § 55 п. 4–5 — § 146
§ 55. Кавычки при цитатах
1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т. е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие правила пунктуации (см. § 48, § 49, § 50, § 51):
Белинский писал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»;
«Двенадцать миллионов людей вне закона!.. Ужас!» — писал в своём дневнике А. И. Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тогдашней России;
«Первоэлементом литературы, — указывал М. Горький, — является язык, основное орудие её и — вместе с фактами, явлениями жизни — материал литературы»;
Докладчик привёл слова М. В. Ломоносова: «России могущество будет прирастать Сибирью» — и этим закончил своё выступление.
2. Если после стихотворной цитаты прозаический текст продолжается, то тире ставится в конце стихотворной строки:
Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
…И всех выше
И нос и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, —
муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.) — слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой частью. [Ср. § 40, п. 2.]
3. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставят только в начале и в конце всего текста:
В статье «Из истории русской литературы» М. Горький писал:
«Чем же сильна литература?
Насыщая идеи плотью и кровью, она даёт им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».
Нередко при этом для более четкого обозначения границ цитаты, особенно если внутри нее тоже имеются кавычки, используются особые полиграфические способы выделения цитаты (набор на меньший формат, набор иным шрифтом и т. д.).
4. Если, приводя цитату, автор или редактор/издатель выделяет в ней отдельные слова (такие места выделяются особым шрифтом), то это оговаривается в примечании, заключаемом в скобки, с указанием инициалов автора или сокращенного слова Ред./Изд., перед которым ставятся точка и тире:
(выделено нами. — А. Б.), (курсив наш. — А. Б.); (разрядка наша. — Ред.).
Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце предложения либо цитаты в целом, или в виде сноски (в последнем случае примечание дается без скобок).
5. Если автор или редактор/издатель вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение либо отдельные слова, то этот текст помещают в квадратных (прямых) или угловых скобках (инициалы автора, а также сокращение Ред./Изд. в этом случае не ставят):
…А волоса у неё [русалки] зелёные, что твоя конопля (Т.);
Н. С. Щукин вспоминал об А. П. Чехове: «Чтобы стать настоящим писателем, — учил он ⟨А. П. Чехов⟩, — надо посвятить себя исключительно этому делу».
Эти правила в справочнике РАН:
§ 56 п. 1 — § 141 § 56 п. 2 — § 143
§ 56. Многоточие при цитатах
1. Если цитата приводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием, которое ставится:
1) перед цитатой (после открывающих кавычек), синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения:
Л. Н. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства»;
2) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее:
Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А. А. Фадеев напомнил: «Не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи»;
3) после цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:
Выступая в защиту культуры устной речи, А. П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
2. Если цитата, заканчивающаяся многоточием, не является самостоятельным предложением, то после нее ставится точка:
М. В. Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…».
Если же цитата, заканчивающаяся многоточием, является самостоятельным предложением, то после кавычек точка не ставится (как при прямой речи): В. Г. Белинский писал: «В “Онегине” все части органически сочленены…»
Эти правила в справочнике РАН:
§ 57 п. 1–2 — § 147 § 57 п. 4 — § 147
§ 57. Знаки препинания при ссылке на автора или на источник цитаты
1. Если указание на автора или на источник цитаты следует непосредственно за текстом, то оно заключается в скобки, причем точка ставится после закрывающей скобки (а не после цитаты): «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
2. Заглавие произведения, следующее за фамилией автора после цитаты, отделяется точкой и не заключается в кавычки; точкой же отделяются выходные данные:
«Надо уметь употреблять слова, которые наиболее точно и наиболее тонко выражали бы мысли, волнующие художника» (Фадеев А. А. Литература и жизнь. М., 1939. С. 155).
3. Первое слово указания на источник цитаты пишется со строчной буквы, если не является именем собственным:
Приближение грозы художественно описывается так: «Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте» (из повести «Степь» А. Я. Чехова).
4. Если указание на автора или на источник цитаты приводится не непосредственно за текстом, а помещается ниже, то после цитаты ставится точка (или знак препинания, стоящий в источнике):
Как не любить родной Москвы?
Баратынский
Эпиграф обычно приводят без кавычек, а ссылку на ис-, точник дают без скобок:
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
Жуковский
Эти правила в справочнике РАН:
§ 58 п. 1 — § 143 § 58 п. 2–3 — § 142
§ 58. Прописные и строчные буквы в цитатах
1. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточную часть сложноподчиненного предложения, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы:
Говоря о поэзии Пушкина, Н. А. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир».
2. Первое слово цитаты пишется со строчной буквы, если цитата, будучи синтаксически не связанной с предшествующими авторскими словами, приводится не с начала предложения, т. е. имеет перед собой многоточие:
Д. И. Писарев указывал: «…красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности».
3. Если цитата предшествует авторским словам, то первое слово в ней пишется с прописной буквы и в том случае, когда цитата приводится не с начала предложения, т. е. в цитируемом тексте это слово пишется со строчной буквы:
«…Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития», — писал Н. Г. Чернышевский.
Эти правила в справочнике РАН:
Раздел 16 п. 6–7 — § 2
Раздел 16. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ГАЗЕТНЫХ И ЖУРНАЛЬНЫХ ЗАГОЛОВКАХ
В газетных и журнальных заголовках, с их многообразными функциями (номинативной, информативной, рекламно-экспрес-сивной, побудительно-убеждающей, графически-выделительной), используются почти все знаки русской пунктуации. Укажем важнейшие из них[28].
1. Тире ставится:
1) в эллиптических предложениях-заголовках, построенных по схеме «кому-чему — что» или «что — кому-чему»:
Выпускнику — профессию; Новому — широкую дорогу; Транспорту — чёткость и слаженность; Достижения науки — в производство; Имя Гагарина — малой планете; Награды — лучшим; Музыка — детям; [См. § 6, п. 3.]
2) в двучленных предложениях-заголовках, построенных по схемам «кто — чему», «кто — куда», «что — куда», «что — где», «что — как», «что — для чего» и т. п.:
Учёные — производству; Клоуны — на арену; Книгу — в массы; Передовую технологию — в производство; Учителя — в отпуске; Ракета — на орбите; Строить — быстро. [См. §6, п. 4.]
Ср. заголовки другой структуры: Задание десяти месяцев — выполнено; В город — на праздник книги; За опытом — к соседям; В час — тысяча саженцев; На линии — 115 городов; Главные задачи — впереди; По ступеням — к высотам знаний; За преступление — к ответу;
3) в заголовках, построенных по схеме «подлежащее — сказуемое» без связки (что отвечает общей норме):
Герои фильмов — дети; Курс — интенсификация; Автор — студент; Девиз соревнований — скорость; Технические средства — помощники учителя; [См. § 5, п. 1.]
4) в заголовках, состоящих из нескольких форм именительного падежа (номинативов):
Зима — снег — лыжи; Школа — жизнь — труд.
2. Двоеточие ставится в заголовках, распадающихся на две части с четким интонационным делением, отличающихся смысловой насыщенностью, предельной краткостью и нередко эмоциональной выразительностью. Первая часть называет общую проблему, место действия, лицо, а вторая — содержит конкретизацию названного в первой части:
Экономическая реформа: опыт, проблемы, трудности; Разоружение: концепция, проблемы, механизм; Россия — Западная Европа: выгоды и перспективы сотрудничества; Звёздный рейс: работа на отлично!; Новый герой: поиски и находки; Женщина: семья и работа; Юпитер: планета или звезда?; Перевозка айсбергов: мифы и реальность; Смена правительства: старое наследство, новые возможности; Генетика: стратегия и тактика; Космические лучи: старые или новые?; Энергетика: начало и будущее; Многоэтажные улицы: спасение или бедствие?; Рентгеновский лазер: поиски и надежды.
3. Вопросительный знак ставится:
1) в конце заголовков — вопросительных предложений:
Каким управлению быть?; Победа или поражение?; Восторжествует ли олимпийский принцип?; Как устроено атомное ядро?; Будет ли жить человек с чужим сердцем?; Вторая луна?; Почему погибли динозавры?; Лидеры недосягаемы?; Кто убил Джона Кеннеди?; А где гарантия?; Но зачем же стулья ломать?;
2) в заголовках, состоящих из двух частей, разделенных точкой (вторая часть содержит вопрос, относящийся к сказанному в первой части):
Жить вечно. Возможно ли?; По-хозяйски. Что это значит?;
3) в заголовках — вопросо-ответных построениях: Рабочие? Нет, исследователи;
С дипломом? Не требуется;
Подписать? Пожалуйста!;
Без печати? Недействительно…
4. Восклицательный знак ставится в конце заголовков — восклицательных предложений:
Городам — молодеть!; Полностью и в срок!; Здравствуй, Кремлёвская ёлка!; В добрый путь, фестиваль!; Светись, голубой экран!; В поход, юные геологи!; Забыли, а зря!; Вот так капитальный!
5. Многоточие ставится:
1) в конце заголовка для обозначения незаконченности речи или намеренного, интригующего умолчания:
Возвращаясь к напечатанному…; Раскрывая тайны земных недр…; А сроки проходят…; А если принципиально…; И заговорили немые…; Что посеешь…; По одежде встречают…; Словно мыльный пузырь…; Пошумели о специалистах и…; Письмо не напечатано, но…;
2) в начале заголовка, если в нем содержится итог изложенного журналистом материала:
…И снова победа; …И вот результаты;
3) в середине заголовка для выражения неожиданного перехода ко второй части заголовка, для подчеркивания несоответствия между содержанием обеих частей:
Ткани из… стекла; Буровая на… улице; Чуткость… по графику; Расточительство… наложенным платежом; Погоня… заочно; Как… не изобретать велосипед; Грузят в вагоны… мусор; Премии за… срыв работ; Грабят… бандитов; Посевам помогает… уголь.
6. Точка ставится:
1) в сегментированных заголовках [см. § 1, п. 4]:
Кольца Сатурна. Какие они?;
Два выходных. Как их лучше использовать?;
Лесные десантники. Где их готовят?;
Эстрада. Она всегда волнует;
2) в парцеллированных заголовках:
Рекорды. Наши!;
Удача. И какая!
7. В конце заголовков точка не ставится, независимо от их структуры (односоставное номинативное предложение, двусоставное и т. д.):
Весна на полях; Подвиг в океане; Смена кабинета в Швеции; Кино нашего детства; Первая в стране; Они сражались за Родину; Им рукоплещет мир; Выиграла семья; С дружеским визитом; К итогам избирательной кампании.
8. Запятая в заголовках ставится на общих основаниях (т. е. в случаях, предусмотренных правилами ее постановки):
Город, в котором мы живём; Подделка, которая не карается законом; Там, где создаётся настроение; Страна, идущая вперёд; Вот он какой, этот подводный мир.
[28] Иллюстративный материал взят из работ, посвященных вопросам структуры газетных заголовков и пунктуации в них: Брагина А. А. Двоеточие: подчинение или сочинение // Современная русская пунктуация. М., 1979; Она же. Точки: две и… три // Рус. речь. 1969. № 1; Попов А. С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966; Швец А. В. Разговорные конструкции в языке газет. Киев, 1971.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЦИТАТАХ
Знаки препинания при прямой речи
§ 133. Прямая речь,
т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная
дословно, оформляется двумя способами.
Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она
заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца, — сказала она погодя. — Он, должно быть, был
очень добрым, очень серьезным, очень любил вас». Лужин
промолчал (Наб.).
Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится
тире (кавычки отсутствуют): Федя и Кузьма молчали. Кузьма
незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.
— Я вот чего пришел: Любавины с покоса
приехали?
— Приехали.
— Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой
заскочу на минуту (Шукш.).
Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в
речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:
— Я так сказал?
— Вы еще добавили: «Вот музыку принесли. Один
патефон для двух компаний».
— О, жуткий глупец! (Бонд.).
— Ты сон, что ль, видал ?
— Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня
торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи»
(Шукш.).
§ 134. Если
прямая речь стоит перед вводящими ее словами
автора, то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора
начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно понимаем,
Николай Васильевич», — съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую
табуретку (Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный,
восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не
ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было!..» — понял он, когда крытая машина
взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой
ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» — хотел
иронически сказать Крымов (Бонд.).
Если прямая речь стоит после слов автора, то
эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой
речи, сохраняются: Нему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо»
(Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и всё думал:
«Марьюшка, Марья…» (Шукш.); Хотелось скорее добраться
до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин
голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.).
Этот параграф у Розенталя:
§ 50
§ 135. Слова
автора могут разрывать прямую речь. В таком случае кавычки
ставятся только в начале и в конце прямой речи, т. е. не ставятся кавычки между
прямой речью и авторскими словами.
1. Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак, то он сохраняется,
далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы),
после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с
прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это
было ранее? — думал Кипренский. — Неужели только глупцы пытаются устроить
благополучие своей жизни?» (Пауст.); «Да тихо! — приказал
дежурный. — Можете вы помолчать?!» (Шукш.).
2. Если на месте разрыва прямой речи
должно быть многоточие, то оно сохраняется и после него
ставится тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть
прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если
вторая часть прямой речи является самостоятельным предложением; вторая часть
прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы: «Вероятно, с хозяйкой припадок… — подумала Машенька, — или с мужем
поссорилась…» (Ч.); «Погоди… — высвобождая свои
льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул
Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.).
3. Если на месте разрыва прямой речи не
должно быть никакого знака препинания или должны быть
знаки середины предложения: запятая, точка с запятой, двоеточие,
тире, то слова автора выделяются запятой и тире; вторая часть прямой
речи начинается со строчной буквы: «Ты не можешь понять, — шепчу,
отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, — потому, что мы разные
существа» (Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного
бока, — Ася хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, — как яблочко
лежалое» (Триф.); «Вдруг посеешь, — думал Семен, — а
вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится» (Сол.); «Да, плохо что-то клюет, — заговорил Туман, — жарко больно»
(Т.); «Но как ты будешь играть, — сказал Дарвин в ответ на его
мысли, — это, конечно, вопрос» (Наб.).
4. Если на месте разрыва прямой речи
должна быть точка, то перед словами автора ставятся запятая
и тире, после этих слов — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с
прописной буквы: «Их распустили до приговора, — сказал Дворник.
— Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.).
5. Если слова автора распадаются по
смыслу на две части, которые относятся к разным частям
прямой речи, то при соблюдении других условий после слов автора ставятся
двоеточие и тире: «Эхма… — безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил: — Судьбина
моя пропащая!» (М. Г.); «Не трогай мундир! — приказал Лермонтов и
добавил, ничуть не сердясь, а даже с некоторым
любопытством: — Станешь ты меня слушать или нет?» (Пауст.); «Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? — спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь
ответа, поморщился и продолжал: — Ядовитый,
омерзительный» (Пауст.).
Этот параграф у Розенталя:
§ 51
§ 136. Если
прямая речь оказывается внутри слов автора, то она
заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с
прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим
образом:
а) запятая ставится, если она была необходима в месте
разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она
быстро вышла из комнаты;
б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте
разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он
пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» — и хотел
придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.);
в) тире ставится, если прямая речь заканчивается
многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети
ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень
лежит здесь много лет, здесь ему место…» — и рассказал о подвиге трех
советских разведчиков (Сух.); Петр Михайлыч хотел
сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» — но промолчал
(Ч.); Она [собака] останавливается. Я
повторяю: «Что сказано?» — и держу ее долго на стойке (Пришв.);
г) если прямая речь непосредственно включается в авторское
предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же
препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав
Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал
на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).
Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:
а) если нет точного указания, кому она принадлежит (прямая
речь вводится безличным или неопределенно-личным предложением): Не даром говорится: дело мастера
боится (посл.); Про него говорили: строгий, но справедливый;
б) если в прямую речь вставлено вводное слово говорит, указывающее
на источник сообщения: Я, говорит, хочу закончить институт, профессию получить; или
если прямое указание на источник сообщения оформлено как вводная конструкция: Статья ученого,
сообщает критик, вызвала большой интерес общественности.
§ 137. Если
прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками
отдельно:
а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Самовар — готов?» — «Нет еще…» — «Отчего? Там пришел кто-то». — «Авдотья
Гавриловна» (М. Г.);
б) если одна из реплик сопровождается вводящими авторскими
словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы ведь
вдова?» — спросил он тихо. «Третий год». — «Долго были замужем-то?» — «Год и
пять месяцев…» (М. Г.);
в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими
разным лицам и снабженными разными авторскими словами: Проходя
мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». — «Постараюсь», — ответила я; если
же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, точка
опускается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» — «Постараюсь»,
— ответила я;
г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими
разным лицам, но объединенными общим авторским предложением: Когда
приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал
он обыкновенно (Г.); если же в первой реплике имеются знаки
восклицательный или вопросительный, запятая опускается: Когда я
спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» — «Мне холодно», — ответил он; то
же при ином расположении частей авторского пред- ложения: Когда
я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» — он ответил: «Мне холодно»
(Ток.).
§ 138. При абзацном выделении реплик диалога перед
репликой ставится тире; после предваряющих диалог слов
автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие
прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова
отсутствуют, то ставится точка:
Кармен отняла руку; неоконченный такт замер
вопросительным звоном.
— Я доиграю, — сказала она.
— Когда?
— Когда ты будешь со мной (Грин).
Телеграфистка, строгая сухая женщина,
прочитав телеграмму, предложила:
— Составьте иначе. Вы — взрослый человек, не
в детсаде.
— Почему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так
пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали…
— В письмах можете писать что угодно, а
телеграмма — это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал (Шукш.).
То же при единственной реплике:
Шацкий прошелся по комнате.
— Духота, духота! — пробормотал он. — Здешние
вечера вызывают астму (Пауст.).
Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял
их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо
сказал:
— Извините меня. Это я виноват. Это
ребячество с моей стороны (Сол.).
§ 139. Абзацное
и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно.
Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя
(подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения,
а внутренняя — при помощи кавычек:
— М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье
менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.
Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что
тут страшного, — хотелось ей сказать. — Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И
послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.).
А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот
у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:
— Ну ладно, тогда пойдем.
«Вот я тебе покажу «пойдем»», — подумал я про себя (Сол.).
Только кавычками выделяется внутренняя (подумал
про себя) речь в авторском тексте, вне диалога:
Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на
склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась
скошенная
трава — красиво. «Какая-то из них — Марья», — спокойно подумал Кузьма (Шукш.);
Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» — думал
он (Шукш.).
Знаки препинания при цитатах
§ 140. Цитаты
заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так
же, как прямая речь (см. § 133 — 136):
а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое
представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь
его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); Почаще вспоминайте
слова Л. Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!»; У М. Алигер
есть строки: «Человеку надо очень мало, чтобы счастье выросло в полный рост»; У
Л. Н. Толстого есть интересное сравнение: «Как у глаза есть веко, так
у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия.
И оба, чем более берегут себя, тем менее видят — зажмуриваются»;
б) «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в
того будущее будет стрелять из пушки», — писал Р. Гамзатов; «Тот не писатель, кто
не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости», — сказал К. Паустовский;
в) «Чтобы что-нибудь создать, — писал Гёте, —
надо чем-то быть»; «Если на Николу (19 декабря), — говорилось в книге, — день холодный
и ясный — к хлебородному году» (Сол.);
г) Высказывание Паскаля: «Кто умеет внушить,
что он не очень хитер, тот уже далеко не прост» — звучит афористично; Слова
Пикассо: «Искусство — это эманация боли и печали» — имеют глубокий смысл.
§ 141. Если
цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием
(в начале цитаты, в середине или в конце):
а) «…Если добро имеет причину — это уже не
добро; если добро имеет следствие — то это уже не добро. Добро вне следствий и
причин», — писал Л. Н. Толстой в своих дневниках; «…Поэма перерастает в мои
воспоминания, которые по крайней мере один раз в год (часто в декабре) требуют,
чтобы я с ними что-нибудь сделала», — замечает А. Ахматова в «Прозе о поэме»;
б) «Биография героини… записана в одной из
моих записных книжек», — пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахматова;
в) «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке
нельзя создать ничего значительного, — я же всегда считала, что это неверно…»
— писала М. Цветаева в 1926 г. Рильке.
§ 142. Если
цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия слово пишется с прописной буквы; если же цитата идет после авторских слов, то
после многоточия употребляется строчная буква: «…Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть»,
или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы», — писал В. Лидин; В.
Лидин писал: «…книги Олеши полностью выражают его существо, будь то
«Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы».
§ 143. Цитата,
включенная в авторское предложение на правах его компонента, выделяется кавычками (но начинается со строчной буквы), знаки препинания
употребляются только те, которые диктуются самим авторским предложением: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к
движению других существ», высказанная в его дневниках, имеет философское
содержание.
Если цитата не является самостоятельным предложением и
заканчивается многоточием, то после закрывающих кавычек ставится точка,
относящаяся ко всему предложению в целом: Искандер заметил, что
«мудрость — это ум, настоянный на совести…». Ср.: Академик
И. П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной
мысли — гибель; барство — самый опасный яд». — Академик И. П. Павлов писал, что
«идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли — гибель…». — Академик
И. П. Павлов писал: «Идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли —
гибель…» (В первом и втором случае точка, стоящая после закрывающих
кавычек, относится ко всему предложению в целом; в третьем — цитата оформлена
как самостоятельное предложение, имеющее свой собственный конечный знак
(многоточие), поэтому после закрывающей кавычки точки нет.)
§ 144. При
сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные
им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на
сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л.
Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства ‹…›. У
нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит,
может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это
само собой понемногу пройдет ‹…›».
§ 145. Если в
цитируемом тексте уже имеется цитата, то пользуются кавычками разной формы —
«лапочками» (» «) и «елочками» (« »). «Лапочки» (или «лапки») —
внутренний знак; «елочки» — внешний. Например: «»Уважение к
минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», — сказал
когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая,
что нельзя отступать назад, и не смея, но всё приготовляясь и приготовляясь
двинуться вперед, к подлинному уважению» (Расп.).
§ 146. При
необходимости выделения цитирующим отдельных слов цитаты, в скобках
оговаривается данное выделение: (подчеркнуто нами. — Н. В.);
(курсив наш. — Н. В.); (разрядка наша. — Ред.).
Например: «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен
уметь анализировать исторические (выделено нами. — Н. В.)
эмоции» (Ю. Лотман).
Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или
раскрывает сокращенное слово, то это пояснение заключается в квадратные или
угловые скобки: «Спасибо за любование Муром [сыном М.
Цветаевой]…» — пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927г.;
«Лестницу, наверное, читал! П[отому] ч[то] читала Ася. Достань у нее, исправь
опечатки», — пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.
§ 147. Ссылки на
автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая
цитату, ставится после закрывающей скобки. Например: «Мыслить
педагогически широко — это значит уметь видеть в любом социальном явлении
воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить//
Новый мир. 1987. № 4. С. 242).
Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным
знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место (стоят перед
закрывающей кавычкой). При перечислении примеров точка после закрывающей скобки
заменяется на точку с запятой: «Как ты таинственна, гроза!»
(И. Бунин. Полями пахнет…); «Не покидайте своих возлюбленных.
Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский.
Поэмы. М., 2001. С. 5).
Если указание на автора или цитируемый источник помещается
ниже цитаты, в частности при эпиграфах, то скобки снимаются, как и кавычки при
цитате, а в конце цитаты ставится знак, соответствующий данному предложению.
Например:
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
С. Есенин
Ты не меня полюби, ты полюби мое!
Ф.Достоевский
… Почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?
Н. Заболоцкий
Живопись учит смотреть и видеть…
А. Блок
Выделение кавычками цитат и «чужих» слов
§ 148. Кавычками выделяются
цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь
(см. § 140-145).
Без кавычек оформляются стихотворные цитаты, если они
приводятся с сохранением авторской строфы. Выделительную функцию берет на себя
позиция в тексте:
Начинается двенадцатая — последняя и короткая
— глава ^ниги. Бьет двенадцатый час недолгой жизни Александра Блока.
Только в грозном утреннем тумане
бьют часы в последний раз…
…Наступил тысяча девятьсот двадцатый год,
четвертый год новой, Октябрьской эры (Орл.).
Не выделяется кавычками и прямая речь
при передаче диалога с помощью абзацного членения (см. § 138), так как
выделительную функцию берет на себя позиция в тексте.
§ 149. Кавычками
выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их
принадлежность другому лицу: Это произошло весной 1901 года,
который Блок назвал «исключительно важным» (Орл.); Пастернак пишет: «…в моем отдельном
случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из
судьбы и опыта». Но что такое «судьба и опыт» в «отдельном случае»
Пастернака? Это опять-таки «художественное претворение», с которым были связаны встречи, переписки, беседы — с Маяковским,
Цветаевой, Асеевым, Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе (Лих.); Иордан любил Кипренского и называл его «предоброй
душой» (Пауст.); Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была
борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность — отсутствие
поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Лих.).
Выделение кавычками необычно употребляемых слов
§ 150. Кавычками
выделяются слова, чуждые лексикону пишущего: слова, употребляемые в необычном
(специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особому, часто
узкому кругу общающихся: Я ткнул веслом, щучонок «дал вар» (Пришв.); Долго
не
увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе
«мга») затягивала
плесы на Оке и отдаленные леса. «Мга» то сгущалась, то бледнела (Пауст.); Живет Саша
«на хлебах» в мещанском домике
(Бун.); Раствор сернокислых солей кальция из гипса может перейти
в микроскопические поры керамики и дать «высолы» на поверхности произведения — белесые пятна под глазурью. Идеально
прижилась бы на керамике только керамика. Такой «имплантат» старел бы синхронно с оригиналом (журн.).
§ 151. Кавычками выделяются
иностилевые слова, подчеркивается ироническое значение слова, дается указание
на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают
этим богатством (М. Урнов) (иностилевое слово в научном тексте); …Загадка этого таинственного приобретения, щедрого подарка за «услуги», служит примером двусмысленных толков
(М. Урнов) (ироническое значение слова); Пока это секрет, ничего
не говорите «там» известной вам «особе» (Ч.) (там, особе — смысл
слов известен лишь адресату); Я стал держать экзамены… когда «порядочные лица» их не держали (Орл.) (указание
на особый, тайный смысл слова); …И если бы не этот тезис — еще
неизвестно, во что вылилось бы ведомственное «недоумение» (Зал.) (иронически-порицательное употребление слова); И так каждый день от «зари» до «зари». А «заря» — это особый артикул,
использовавшийся караулом на гауптвахте утром и вечером (Гил.) (двойной
смысл — общепринятый и условный).
§ 152. Кавычками выделяются
слова, употребляемые в особом, часто условном значении: Ведь
нулевой цикл — «непыльный» цикл, он
не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зал.).
§ 153. Кавычками подчеркивается
чисто грамматическая необычность употребления слов, например в случае, когда в
качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не
предназначенные для выражения данных функций: «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и
никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.); От его
приветливого «я вас ждал» она
повеселела (Б. П.).
Примечание. Об употреблении кавычек в функции
выделения названий см. «Орфография», § 175, § 192, § 195, § 197 , § 198, § 199, § 200
Цитатой называется дословное воспроизведение чужого текста на письме или в речи. Цитата может быть как частью предложения, так и целым предложением.
1. Если цитата является частью предложения, то она выделяется только кавычками.
Пример:
В своих манифестах футуристы призывали «сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни».
2. Если цитата представляет собой целое предложение, то она выделяется теми же знаками, что и прямая речь.
Пример:
Л. Н. Толстой так говорил о точности речи: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
3. Цитата, которая включает несколько абзацев, выделяется кавычками только в начале и в конце. Кавычки не дублируются для каждого абзаца.
4. При точном цитировании стихотворного текста кавычки не ставятся; при этом если дальше текст продолжается, то перед ним в конце стихотворной цитаты ставится тире.
Пример:
в строках стихотворения:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась… —
Э. Асадов говорит о миролюбивом характере русского народа.
Обрати внимание!
Если строфика стихотворного текста нарушается, то для отделения строк друг от друга между ними ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линию. При этом знак препинания и прописная буква в начале строки после знака сохраняются.
Пример:
Крылатыми стали строки Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить…».
5. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты всегда пишется со строчной буквы.
Пример:
Н. А. Добролюбов писал, что «лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории».
6. Если цитата приводится не целиком, то на месте пропуска ставится многоточие.
Если многоточие стоит в начале цитаты, то в зависимости от позиции по отношению к авторским словам она может начинаться с прописной или строчной буквы.
Пример:
А. И. Куприн говорил, что русский язык «…в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
И. Ф. Анненский так характеризовал пьесу Максима Горького «На дне»: «…Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке».
«Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории…» — считает критик Н. А. Добролюбов.
7. Если указание на автора цитаты находится непосредственно за цитатой, то имя автора заключается в скобки, а точка, завершающая цитату, выносится за скобки.
Пример:
«Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» (В. Белинский).
8. При оформлении эпиграфы кавычки обычно не ставятся. Чаще всего эпиграф располагается в правом верхнем углу, а ссылка на автора даётся без скобок и пишется ниже самого эпиграфа.
Пример:
И в мире был он одинок…
Байрон
Основные способы цитирования
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются следующими способами:
1. Предложениями с прямой речью.
Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.
1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.
Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).
Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное… это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.
Например: Писарев писал: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
2. Предложениями с косвенной речью.
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.
Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)
3. Предложениями с вводными словами.
Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.
Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Цитата как продолжение предложения
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.
Например:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Есенин
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
Цитата заключается в кавычки.
Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.
Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» — писал С. Маршак.
«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.).
Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.
Например: «…Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка… может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие…».
Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.
Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:
«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом».
Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…».
Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!».
Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.
Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).
Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).
Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).
При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.
Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.
Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:
Золотая роза
Литература изъята из законов тления. |
Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:
Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
…И всего выше
И нос, и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, –
муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.
Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.
Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Т.).
При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.
Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <…>. У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <…>».
Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.
Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Д. С. Лихачев).
Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.
Например: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).
Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.
Например: От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.).
Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.
Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242).
Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.
Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).
Как правильно оформить прямую речь
Рассказываем, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, и приводим примеры для каждого случая.
Любой художественный текст немыслим без прямой речи. Персонажи общаются, задаются риторическими вопросами, что-то восклицают и стремятся поделиться с миром мыслями. Даже в нехудожественном произведении нам может повстречаться необходимость правильно передать прямую речь, например, пересказав разговор с важными для понимания темы спикерами или процитировав эксперта. Как писать диалоги мы уже рассказывали, а в этой статье мы рассмотрим, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь после слов автора
Если прямая речь располагается после слов автора, то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы. Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Прямая речь перед словами автора
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
«Джим, мальчик мой, передай мне карабин», — попросил доктор Ливси.
«А где Джим?» — спохватился Трелони.
«Пираты, сэр!» — воскликнул Джойс.
Прямая речь внутри слов автора
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
А: «П», а.
А: «П!» — а.
А: «П?» — а.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: «Ох уж этот сквайр», и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому!» —
и
решительно выскочил из комнаты.
Слова автора внутри прямой речи
Если авторская речь оказывается внутри прямой, то слова автора отделяются от прямой речи знаками тире. Если вся прямая речь представляет собой одно предложение, то в конце первой части реплики ставится запятая, а вторая начинается со строчной буквы.
«Знаешь, Джим, — задумчиво произнёс Ливси, — мне никак не даёт покоя одна мысль».
Авторский текст может оказаться внутри реплики, в таком случае слова автора отделяются от прямой речи знаком тире. Реплика может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. В первом случае в месте разрыва ставится запятая, а второй отрывок начинается со строчной буквы. Во втором в месте разрыва по-прежнему держится запятая, а вот после авторского текста уже должна ставиться точка, а второй отрывок стартует с прописной.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Вторая часть может состоять и из нескольких предложений. Закрывающие кавычки должны стоять в конце последнего из них.
«Я арендовал шхуну, нашёл нам отличного повара и нанял остальную команду, — с довольным видом сообщил Трелони. — Джентльмены, вы просто не представляете! Все, буквально все, узнав, что мы отправляемся за сокровищами, пытаются нам помочь!»
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
«П, — а, — п».
«П! — а. — П».
«П? — а. — П».
Знаки препинания при диалоге
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Если реплику предваряет авторская речь, она отделяется двоеточием, а сама фраза пишется с новой строки.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
Если реплика предваряет авторскую речь, то она отделяется тире и одним из трёх знаков препинания.
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
Если авторская речь разрывает реплику, то отделяется запятой и тире.
— Одни боялись Пью, другие Билли Бонса, а меня, — Сильвер обвёл свирепым взглядом присутствующих, — меня боялся сам Флинт.
Если реплика разделяет слова автора, то её следует начать с новой строки. Первый авторский отрывок замыкает двоеточие, а от второго реплику отделяют запятая или два других знака препинания.
Открылась дверь, вошёл высокий, статный джентльмен.
Мужчина поставил саквояж на столик и дружелюбно взглянул на лежащего в постели пирата.
— Здравствуйте, здравствуйте, я — доктор Ливси. — доктор внимательно оглядел Бонса и сморщил нос.
При диалоге авторский текст не обязателен.
— Атос!
— Портос!
— И Арамис!
— А где гасконец?
— Вот он я!
Абзацы при прямой речи
С нового абзаца следует начинать:
-
Вводящие в текст прямую речь предложения за исключением тех, что начинаются с союзов И или НО.
-
Не связанный с прямой речью по смыслу авторский текст сразу после неё, за исключением предложений, начинающихся с союзов И или НО.
-
Обозначающий действие авторский текст, оказавшийся между двумя репликами одного и того же оратора.
-
Выражающую невысказанные мысли автора прямую речь, если слова автора попадают в конец или середину мысли.
Прямая речь и цитаты
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.
Другие правила использования прямой речи
Прямая речь не выделяется кавычками, если:
-
Не ясно, кто её произносит.
Про Джона Сильвера говорили, что его боится сам Флинт. -
Её нельзя отличить от косвенной.
И тут Джим задумался: зачем он вообще полез в эту бочку? -
Посреди прямой речи встречается слово «говорит», проясняющее личность оратора.
Выйду, говорит, и всех пиратов уложу одной левой. -
Мы пишем новостную заметку и вставляем в середину прямой речи ссылку на её авторство.
На острове Черепа, передаёт наш специальный корреспондент с борта шхуны «Испаньола», состоялись стычки между представителями короны и зловредными пиратами. -
Автор приводит цитируемый фрагмент не дословно.
Размеры сокровищ Флинта, отметил Трелони, никому конкретно не известны.
- →
- →
Была ли данная статья полезна для Вас?
Запятые в предложениях
Шпаргалка для писателей
Запятые между однородными членами предложения
В перечислениях однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми.
В его коллекции были испанские, немецкие, китайские и даже мадагаскарские монеты.
Здесь запятыми отделены все однородные прилагательные, кроме последних — «китайские и даже мадагаскарские». Их связывает союз «и», и тут знаки препинания не нужны. То же правило относится к союзам «или» и «да».
Щи да каша — пища наша.
Он уехал домой или отправился в гости.
Но если союзы повторяются, то запятая перед ними нужна.
В его коллекции были и испанские, и немецкие, и китайские, и даже мадагаскарские монеты.
В этом примере союз «и» повторяется перед каждым однородным членом, поэтому возникает необходимость поставить запятые.
Однородными членами бывают не только отдельные слова, но и группы слов. В таком случае каждая группа считается отдельным однородным членом.
В его коллекции были монеты из разных стран: испанские и немецкие, китайские и мадагаскарские.
Примечание: Запятыми не разделяются однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если они являются частью устойчивых выражений.
Измученный ночными кошмарами, он поднялся с постели ни свет ни заря.
Несмотря на повторяющиеся союзы «ни … ни», запятая здесь не ставится. Тот же принцип работает в устойчивых выражениях «ни пуха ни пера», «ни рыба ни мясо» и многих других.
Запятые между прилагательными
Идущие подряд прилагательные могут быть однородными определениями (если они характеризуют одно и то же свойство предмета) или неоднородными (если рассматриваются разные свойства предмета).
Когда мы имеем дело с однородными определениями, запятая нужна, а если с неоднородными — запятую ставить не надо.
В его коллекции были испанские, немецкие, китайские и даже мадагаскарские монеты.
Тут приводятся однородные определения: они указывают на один и тот же признак — происхождение монет.
А здесь характеризуются разные признаки — возраст и внешний вид:
В его коллекции были красивые старинные монеты.
Запятые в вводных конструкциях
Вводные слова или фразы веделяются запятыми.
К несчастью, он попал в пробку и опоздал на собеседование.
Запятыми выделяется вводная конструкция «к несчастью».
Примечание: В зависимости от контекста, одни и те же слова могут как быть вводными, так и не быть. Во втором случае запятые не нужны:
Если садиться пьяным за руль, это может привести к несчастью на дороге.
Еще один пример:
Шеф пребывал, надо сказать, в самом отвратительном настроении.
Здесь «надо сказать» — вводная конструкция, поэтому запятые ставятся.
Надо сказать об этом Петровичу.
В этом примере «надо сказать» — полноправный член предложения, так что выделение запятыми не требуется.
Есть слова, которые иногда по ошибке причисляют к вводным конструкциям: “авось”, “вряд ли”, “вдобавок”, “вдруг”, “даже”, “наверняка” и т.п. Тут знаки препинания не нужны.
Авось получится заночевать у знакомых.
Запятая при обращении
– Я не понимаю, Серёжа, на что ты надеешься.
Обращение «Серёжа» с двух сторон выделяется запятыми.
В самом обращении, состоящем из нескольких слов, знаки препинания не нужны:
Что бы мы без вас делали, дорогой Леонид Ильич!
После “дорогой” запятая не ставится.
Запятыми отделяются простые предложения, входящие в состав сложного
Пока она складывала вещи в сумку, он ей не мешал.
Стемнело, и они решили разойтись по домам.
Он так и не придумал, что сказать в своё оправдание.
Если в сложноподчинённом предложении придаточное предложение состоит из одного слова, необходимость в запятой отпадает.
Он давно собирался ей во всём признаться, но до сих пор не знал как.
Если у главного предложения есть несколько придаточных, действует тот же принцип, что и с однородными членами: нет союзов – ставим между ними запятые, есть одиночный союз “и”, “или”, “да” – запятые не ставим.
Ему стало понятно, что обида ещё не прошла и что любые оправдания вызовут только озлобление.
Ему стало понятно, что придется запастись терпением или вовсе забыть о Маше.
Ему ничего не оставалось делать, как ехать в город да покупать новые сапожки.
Запятые в предложениях с причастиями и деепричастиями
В причастных оборотах расстановка запятых зависит от того, где стоит определяемое слово: если перед причастным оборотом – нужны запятые, если после – не нужны.
После отпуска, потраченного на всякую ерунду, она не чувствовала себя отдохнувшей.
Определяемое слово «отпуск» идет перед причастным оборотом «потраченного на всякую ерунду», так что выделяем его запятыми.
После потраченного на всякую ерунду отпуска она не чувствовала себя отдохнувшей.
Здесь «отпуск» идет после причастного оборота, поэтому запятую не ставим.
Деепричастные обороты в любом случае выделяются запятыми:
Вломившись в комнату, они устроили обыск.
Они устроили обыск, вломившись в комнату.
Примечание: Одиночные деепричастия не выделяют запятыми, если они характеризуют само описываемое действие.
Следователь не торопясь перелистывал дело.
Деепричастие «не торопясь» поясняет, как именно следователь листал дело, и здесь оно ближе по значению к наречию. Запятую не ставим.
Однако запятая ставится, если одиночное деепричастие указывает на какое-то другое, отдельное действие:
Следователь, нахмурившись, принялся перелистывать дело.
Здесь два действия – «нахмурился» и «принялся перелистывать». Деепричастие надо выделить запятыми.
Запятая перед союзами
Есть союзы, перед которыми запятая ставится в обязательном порядке: “а”, “но”, “как”, “что”, “чтобы”. Однако в некоторых устойчивых выражениях – вне зависимости от союзов – запятая не нужна.
Он был мужик что надо.
Три года он где-то шлялся, а потом явился как ни в чём не бывало.
Устойчивые выражения «что надо» и «как ни в чём не бывало» не предполагают наличия запятых.
Запятая перед “как”
В сравнительных оборотах или в оборотах, схожих по смыслу с вводными словами, перед союзом “как” ставится запятая.
Автобус, как всегда, пришёл с двадцатиминутным опозданием.
Оборот «как всегда» выполняет ту же роль, что и вводные слова, – ставим запятую.
Его взгляд был мутный, как вода в придорожной луже.
Сравнительный оборот – ставим запятую.
А вот в устойчивых выражениях запятая не нужна:
Ожидая его прихода, она сидела как на иголках.
Если “как” входит в состав сказуемого, запятую тоже не ставим:
Убийца был очень высокого роста, это я вам как эксперт-криминалист говорю.