22/04/2020
В Москве стартовал весьма интересный и перспективный проект. На базе школ проекта «Математическая вертикаль» в 2019-2020 учебном году совместно с компанией Яндекс, ВШЭ и МФТИ запущены пилотные IT-классы. Итак, подробнее о проекте и его актуальности.
Фонд Развития Интернет-Инициатив провел исследование, которое дало такой результат: в связи с прогнозируемой через 10 лет нехваткой специалистов на рынке IT, государство увеличит количество бюджетных мест в ВУЗах России на IT-специальности. Фонд прогнозирует, что к 2021 году будет 80 тыс. бюджетных мест, к 2024 —120 тыс.
Что такое IT-классы (или ИТ-классы)
В 2019 году из московских школ, относящихся к ресурсным центрам «математической вертикали», были выбраны 11 пилотных школ, в которых с сентября 2019 года в 8-х классах началось внедрение программы IT-классов от компании Яндекс. В 2020 году таких школ уже 34, в 2021 учебном году количество пилотных школ будет увеличено.
Задачи проекта IT-классы
- Профориентация школьников в IT-сфере
- Знакомство с различными отраслями в сфере IT
- Знакомство с IT-компаниями и их технологиями
- Знакомство с ведущими IT-ВУЗами
- Развитие у школьников системного мышления
- Привлечение школьников к участию в соревнованиях, олимпиадах и хакатонах в сфере IT, в т.ч. соревнования WorldSkills)
- Ранняя интеграция школьников в промышленное программирование
- Подготовка школьников к поступлению в ведущие IT-ВУЗы
Программа обучения в IT-классах
IT направление создается на основе программы «Математическая вертикаль» засчет углубленного и усиленного изучения математики с акцентом на обучение школьников программированию. В основе обучение по данному направлению лежит программа «Основы программирования на языке Python (базовый уровень)», которая рассчитана на 136 учебных часов и 68 часов самостоятельной работы школьников. По данному курсу будут обучаться ученики общеобразовательных школ, включенных в проект «Математическая вертикаль». Кроме указанного объема часов на базе школ будут организованы дополнительные возможности практической работы.
Обучение будет строиться по следующей программе:
- 8 класс — подготовительный: курс «введение в программирование на языке Python» 4 часа в неделю +3 экскурсии/лекции в год. В завершение года экзамен.
- 9 класс – предпрофильный: курс «введение в программирование на языке Python» и алгоритмы и структуры данных (язык С++) 6 часов в неделю + 3 экскурсии/лекции в год. В завершение года ОГЭ по информатике + экзамен в профильную программу, дающий возможность перейти в 10-й профильный IT-класс.
- 10 класс – профильный: 10 часов в неделю проектная деятельность, алгоритмы и структуры данных (язык С++), информационные технологии, олимпиадная подготовка, профориентационные мероприятия на базе партнеров и предприятий города. В завершение года сдается экзамен на профессиональную квалификацию «младший разработчик»
- 11 класс – профильный: 10 часов в неделю проектная деятельность, олимпиадная подготовка, подготовка к участию в профессиональных конкурсах, экзаменационная подготовка. В завершение года сдается ЕГЭ по информатике.
По возникшим вопросам работает Горячая линия IT
+7 (495) 276-04-20, e-mail it@edu.mos.ru
Добрый день
Вы можете посоветовать какие- курсы для подготовки в 9 класс айти
Их очень много,сложно ориентироваться
12/06/2020, 19:48
Написать отзыв
IT технологии — технологии прогресса
XXI век — век грядущей цифровой технологической революции.
В конце 1940-х, начале 1950-х годов в США был создан первый вычислительный комплекс, работающий по принципам современных компьютеров.
За 60 с лишним лет компьютерные технологии настолько продвинулись вперед, что современный человек не представляет себя без домашнего персонального компьютера с его выходом в мировую информационную сеть Интернет, без тех цифровых устройств, которые окружают нас повсюду.
И это только начало. XXI веку, с помощью цифровых технологий предстоит в корне изменить жизнь человека. Уже сегодня мы видим огромный прогресс в технологиях конструирования роботов, автоматических летательных аппаратов, автомобилей на автопилоте и многих других удивительных сегодня вещей, которые завтра станут повседневной реальностью.
Все это будет возможно благодаря развитию «цифрового мира», а об уровне развития страны будут судить по степени ее «цифровизации». Но, какой бы не была продвинутой технология ее создают и поддерживают люди — ученые и инженеры. Та страна, в которой будут такие специалисты, будет среди лидеров мирового прогресса.
Открытие первых в стране специализированных классов по подготовке будущих специалистов в области цифровых технологий — первый шаг в этом направлении.
Начинется это как определенный эксперимент, но в случае успеха, такие классы будут по всей стране.
Особенности IT классов
На данный момент в системе Российского образования уже существуют специализированные профориентированные классы, предназначенные с ознакомлением и определенной подготовкой школьников к возможной будущей профессии.
* IT классы знакомят школьников с цифровыми технологиями, помогают выбрать будущее направление образования.
Таких профессиональных классов сейчас четыре вида:
- инженерные (открыты в 103 школах Москвы)
- медицинские (открыты в 69 школах Москвы)
- академические (научно-технологические) (открыты в 13 школах Москвы)
- кадетские (открыты в 195 школах Москвы)
Введение IT классов будет пятой разновидностью профориентированных классов.
К сожалению, многие ученики и их родители не достаточно хорошо информированы о вновь создаваемых классах. Постараемся рассказать о них.
Согласно распоряжению Департамента образования Москвы в новом учебном году (2019/2020) в 34 школах Москвы открываются специализированные IT классы профессионально-ориентированной направленности.
Школы были предварительно специально отобраны среди всех районов Москвы, исходя из качества преподавания и успехов школьников в таких дисциплинах как:
- информатика
- математика
- физика
Основная задача создаваемых классов — собрать в одном месте наиболее перспективных и способных школьников, желающих в дальнейшем продолжать свое образование в обрасти цифровых технологий (т.н. «предпрофессиональное» образование).
Направления обучения в IT классах
6 направлений:
- программирование
- информационная безопасность
- моделирование и прототипирование
- робототехника
- технологии больших данных
- технологии связи
* Основы робототехники
Кто сможет обучаться в таких классах
Данные IT классы предназначены для учеников 10-х и 11-х классов.
Для поступления в такой класс нужно пройти несколько этапов:
- выбрать ближайшую от Вас школу с IT классом
- записаться онлайн и сдать тестирование для допуска к основному тесту (в 2019 году тестирование проводится в 2 этапа — 17 июня и 24 июня)
- зачисление будет происходить по итогам отбора в августе.
- при положительном результате тестирования направить документы в IT класс данной школы.
Контактный телефон по записи в IT классы и проведению вступительных тестов: 7 (495) 276-04-20
Какие вопросы предлагаются для тестирования при поступлении в IT классы?
Вопросы составляются исходя из школьной программы обучения по информатике, математике и физике.
Что получат школьники обучающиеся в таких IT классах?
В первую очередь в таких классах будет углубленная подготовка по профильным школьным предметам (математика, информатика, физика), для изучения которых будут выделены дополнительные академические часы.
Ученики получат представление, что такое IT технологии, принципы их освоения и смогут оценить свои силы и способности для дальнейшего их изучения в вузах.
Кроме этого, на база каждого IT класса будет создан т.н. IT-полигон, где будут созданы все необходимые условия для качественного изучения дисциплин и предметов, начиная с материальной части для робототехники и заканчивая современными компьютерными системами.
Все без исключения IT классы будут находиться в тесном взаимодействии с ведущими IT компаниями России, в которых смогут познакомиться с характером работы, побывать непосредственно в офисах этих компаний, лично познакомиться с IT специалистами.
Среди таких компаний:
Яндекс, 1С, ИнфоВотч, ИнфоТекс, АСКОН, Код Безопасности, Новые облачные Технологии, ABBYY, КванторФорм, МИФИ, МИФИ, МФТИ им. Баумана, Московский политехнический университет и др.
Примерный план обучения в специализированном IT классе
УЧЕБНЫЙ ПЛАН для параллелей 10-11ых классов 2019−2020 учебный год в составе основной образовательной программы в составе учебного плана уровня образования форма обучения: очная период действия с 01.09.2019 по 31.05.2021 |
учебных дней: 161 |
||
---|---|---|---|
уч. дней/неделю 5 |
|||
учебных недель 34/32 |
|||
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ | НАИМЕНОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ | 10 класс | 11 класс |
Математика и информатика | Информатика | 136 | 128 |
Математика | 238 | 224 | |
Общественные науки | История | 68 | 64 |
Обществознание | 34 | 32 | |
Естественные науки | Астрономия | 34 | 0 |
Физика | 170 | 192 | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Основы безопасности жизнедеятельности | 68 | 0 |
Физическая культура | 34 | 0 | |
Иностранные языки | Английский язык | 102 | 96 |
Индивидуальный проект | Индивидуальный проект | 0 | 32 |
Русский язык и литература | Литература | 68 | 64 |
Русский язык | 68 | 96 | |
Сквозной курс 1 | 34 | 32 | |
Сквозной курс 2 | 34 | 32 | |
Сквозной курс 3 | 34 | 32 | |
Сквозной курс 4 | 34 | 32 | |
РЕЗЕРВ | 32 | ||
ИТОГО / УРОВЕНЬ | 2170 |
Дополнительно по теме:
Рейтинги Российских университетов, выпускающих IТ-специалистов
Список школ Москвы, в которых открыты IT классы
Какие IT специалисты требуются на рынке вакансий?
Участниками проекта «ИТ-класс в московской школе» являются 125 школ.
Проект «ИТ-класс в московской школе» реализуется совместно с организациями высшего образования – лидерами в подготовке ИТ-специалистов, а также ведущими ИТ-компаниями – будущими работодателями обучающихся. Проект позволяет создать условия для развития предпрофессионального образования в области информационных технологий, помогает старшеклассникам сделать осознанный выбор будущей профессии, а вузам и ИТ-компаниям — создать платформу для подготовки специалистов.
В состав проектного офиса входят:
-
Ведущие специалисты ВУЗов
-
Центры технологической поддержки образования
-
Сотрудники центров молодежного инновационного творчества
-
Городской методический центр
-
Центр педагогического мастерства
-
Московский центр качества образования
-
Центр цифровизации образования
Руководитель проектного офиса – заместитель директора ГБОУ ГМЦ ДОНМ Марко Антон Александрович .
Участники проектного офиса проводят:
-
Консультации для заместителей директоров по вопросам разработки программ учебных предметов для изучения на углубленном уровне, программ элективных курсов и дополнительных общеобразовательных программ
В состав проектного офиса входят представители МЦКО, которые отвечают за проведение независимой предметной диагностики, обязательной для учащихся ИТ-классов по математике, информатике и физике.
4 направления работы проектного офиса – это:
-
Организация связи с высокотехнологичными предприятиями для организации экскурсий и практик
-
Разработка и развитие интернет-сайта проекта
-
Проведение городских конференций для обучающихся
-
Организация съемки репортажей для московского образовательного телеканала mosobr.tv
В стандарте среднего общего образования указано, что образовательная программа должна обеспечивать возможность осознанного выбора будущей профессии. Стандарт предполагает, что в 10-11 классах в условиях профильного обучения могут быть реализованы даже программы профессионального обучения, дающие право работы по отдельным профессиям в сфере технического и обслуживающего труда.
Учащиеся ИТ-классов чаще всего выбирают для углубленного изучения математику, информатику, физику, но еще одно условие результативного профильного обучения – возможность выбора элективных курсов, таких как:
-
Аддитивные технологии
-
Программирование на языке С++/Python
-
Основы сетевой безопасности
-
Разработка мобильных приложений
-
Машинное обучение и искусственный интеллект
-
Схемотехника и микроэлектроника
-
Управление беспилотными летательными аппаратами
Нормативно-правовое обеспечение проекта
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования
-
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 12.07.2022 № 596 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и науки города Москвы от 31.08.2021 № 443» (совместно с приложениями 4 и 9) (Стандарт городского образовательного проекта «ИТ-класс в московской школе»)
-
Информация о механизмах заключения обучающимися отложенного трудового договора с организациями-работодателями
-
Шаблон отложенного договора
-
Рекомендации по оформлению информации о ходе реализации проектов предпрофессионального образования на сайте образовательной организации
-
Образец заявки на участие в проекте предпрофессионального образования «ИТ-класс в московской школе» (на 2023-2024 уч.год)
-
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 17.06.2022 № 516 «Об утверждении Стандарта деятельности ресурсных центров городского образовательного проекта «ИТ-класс в московской школе» в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы»
-
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 06.05.2022 № 376 «Об утверждении Примерных правил приема граждан в предпрофессиональные классы государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы»
-
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 08.04.2022 № 267 «О развитии в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, предпрофессионального образования»
-
Выступление директора ГБОУ ГМЦ ДОНМ А.С. Зинина «Единые стандарты реализации проектов предпрофессионального образования и проекта «Школа старшеклассников» на селекторе 09.09.2021 (презентация)
-
Стратегия развития профильного инженерного обучения определена Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
-
Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»
-
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 26.08.2022 № 693 «О внесении изменений в приказы Департамента образования и науки города Москвы»
Наверх
Архив документов
- Математика
- Информатика
- Физика
- Программирование (обязательный)
- Программирование микроконтроллеров (обязательный)
- Программная разработка цифровых двойников (обязательный)
- Информационная безопасность и технологии связи (обязательный)
- Основы технологий искусственного интеллекта (обязательный)
- Аддитивные технологии
- Основы сетевой безопасности
- Разработка мобильных приложений
- Программирование на языке С++/Python
- Машинное обучение и искусственный интеллект
- Схемотехника и микроэлектроника
- Управление беспилотными летательными аппаратами
Программа профессиональной подготовки (обучение в колледже — 68 часов): «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
Модуль «Системное администрирование»:
- Установка и настройка операционной системы Linux
- Установка и настройка программных продуктов и устройств
- Обеспечение безопасности
Модуль «Сетевое администрирование»:
- Монтаж и настройка проводной локальной сети
- Монтаж и настройка беспроводной локальной сети
- Обеспечение безопасного подключения и работы в интернет
Выпускники девятых классов смогут выбрать для обучения предпрофессиональный класс любой московской школы, где есть интересующее его направление. Если школьник продолжит обучение в своей школе, то для зачисления нужно будет написать заявление на имя директора. Если ученик приходит из другой школы, то родителям нужно будет подать заявление о зачислении на сайте mos. ru по ссылке.
При поступлении приемная комиссия в школе будет учитывать:
- Результаты образовательной деятельности обучающихся:
- Результаты прохождения ГИА в 9 классе (ОГЭ): математика, физика или информатика.
- Результаты участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах по направлениям проекта.
Всю необходимую информацию о поступлении в предпрофессиональные классы можно получить в специальном разделе на нашем сайте, а также на официальном сайте выбранной школы.
Технологический профиль ФГОС
Углубленные предметы
Математика: 8 часов
Информатика: 4 часа
Физика: 2 часа
Остальные предметы:
изучение на базовом уровне
ИТ-класс в московской школе
Углубленные предметы
Математика: 7 часов
Физика: 4 часа
Информатика: 4 часа
Интегрированные специальные модули
- Математика: численные методы, CAS (компьютерная алгебра), основы дискретной математики, основы теории графов, исследование операций
- Физика: цифровая электроника, физика полупроводниковых приборов, основы нейротехнологий
- Информатика: большие данные, технологии ИИ, криптография, программирование в машинных кодах
- Русский язык: темы, позволяющие овладевать профессиональной лексикой, включен анализ научно-популярные текстов профильной направленности
- Литература: произведения научной фантастики, антиутопии
- Иностранный язык: «Технический английский»
- Биология: «Биоинформатика»
- Химия: «Физхимия»
- История: «История науки и техники»
- География: интегрированы задания с использованием средств визуализации массивов данных
- ОБЖ: модули по созданию ИТ-ресурсов по безопасности
Учебный курс
- Введение в ИТ-специальность
- Профессиональное программирование
Здравствуйте, уважаемые читатели. Наверняка многие из вас 2 года назад видели новости о том, что запускается новый амбициозный проект — IT Класс в московской школе, который позволит школьникам, увлекающимся программированием, начать получать профильное образование уже в 10 — 11 классах. Я — выпускник первого «цикла» данной программы и сейчас хотел бы подробно затронуть как её плюсы, так и её минусы.
Плюсы
1) Оснащение
Одним из основных положительных моментов, который я могу выделить в данном проекте, является действительно отличное техническое оснащение: каждому ученику был отдельно закуплен ноутбук с i-7 8600 и видеокартами Nvidia Quadro c 4 ГБ видеопамяти (точно модель не помню). Также был создан специальный полигон с просто огромным количеством различного конструктора для робототехники, интерективными досками, четырьмя 3-D принтерами и даже устройством с лазерным резаком(к сожалению, к нему нас не подпускали на пушечный выстрел).
2) Контингент
Для того, чтобы попасть в данный класс, необходимо пройти отбор, представляющий из себя ряд довольно непростых экзаменов. Собственно, благодаря этому практически все, кто здесь оказался, точно знали, зачем они сюда пришли и что хотят получить, поэтому рабочая атмосфера и большое количество ребят, готовых впитывать знания, гарантировано. По крайней мере у нас не было типичного быдла, постоянно всем мешающего, даже учитывая то, что школа расположена в Выхино).
3) Контакт с вузами
К каждому IT классу прикрепляется вуз, который впоследствие проводит различные лекции, приглашает на дни открытых дверей и олимпиады. На самом деле очень полезная штука, так как позволяет установить контакты с преподавателями вузов.
4) Отсутствие лишних предметов
Отсутсвие химии, биологии, технологии и географии освобождает просто громадное количество времени, в результате чего можно больше заниматься проганьем или подготовкой к еге.
Минусы
1) Большая зависимость от личности преподавателя
Каждому IT классу отдельно присылается «прокаченный» на спецкурсах педагог, который будет вести основную дисциплину, по профилю IT класса, а также две дополнительных, на выбор директора (по факту педагога, так как вести их будет он). Собственно, тут как повезёт. Дополнительно могут выбрать алгоритмы и начала машинного обучения, а может быть как у нас, SMM и геопозиционирование). Хотя если честно, сейчас, учась в вузе, мне кажется, что уроки по SMM и продвижению как раз таки наиболее полезны.
2) Физика
Просто огромное количество уроков по физике (10 в неделю), как не забавно, их даже больше, чем у Инженерного класса, для которого этот предмет по идее профильный. Вы постоянно будете делать лабораторные и практические работы, уделяя данному предмету неприлично много времени. Я в принципе не понимаю, почему что в вузах, что в колледжах при обучении на IT специальности уделяется так много времени этому предмету. И ладно бы изучались базовые вещи, но углублённо разбираться в квантах и кварках я думаю для среднего Java — специалиста уже лишнее.
В целом
Если вы уже приняли решение свзать свою жизнь с IT, то поступление в этот класс — отличное решение. Несмотря на минусы, хороший коллектив, отсутствие совсем уж бесполезных дисциплин(большое количество физики можно пережить, зато в вузе проще будет) и возможность подготовки к серьёзным олимпиадам и еге — слишком хороший бонус
P.S.
Если хотите ещё что-то узнать, пишите)
В каких школах они есть?
Пока айти-классы действуют только в шести школах Белгорода: лицеях № 9, 10, 32, Шуховском, школе № 50 и центре образования «Луч». Всего в проекте – пять одиннадцатых и шесть десятых классов. Кстати, пусть тебя не пугает непонятное слово «айти»: так читается английская аббревиатура IT – Information Technology (информационные технологии).
Что изучают юные айтишники?
Много чего. Прежде всего – информатику и математику на углублённом уровне. У ребят-первопроходцев уже в начале учебного года были лекции от специалистов IT-отрасли, экскурсии в компании и на предприятия, которые занимаются IT-разработками. В январе для школьников запустили молодёжную школу IT-decision Lab – серию занятий на разных площадках (в школах, компаниях, дистанционно). На весенних каникулах работала каникулярная школа School IT-camp. Школьники разрабатывали мобильные приложения, необычные девайсы – например, руку-помощника, изучали 3D-печать и программировали чат-ботов (программы-роботы). По итогам лагерной смены лучшей стала команда «Кризис среднего возраста» (потом она поменяла название на «Лосось, затаившийся в кустах черники». Программисты – те ещё затейники). А уже в мае сами ребята-победители стали спикерами (лекторами) на конференции School Meetup для юных айтишников.
А вообще айти-классы – это ещё и дополнительные курсы по пяти направлениям: «Школа мобильной разработки», «Школа сетевого администрирования», «Школа робототехники», «Школа web-программирования» и «Школа защиты информации».
Фото Александра Гревцева
Что говорят сами ребята?
Школьники придумали много интересных проектов. Послушаем самих ребят.
Команда «Лосось, затаившийся в кустах черники»: «В лагерь приезжало очень много крутых лекторов, мы разрабатывали робота-спасателя, его дизайн и 3D-модель. В течение года мы создавали свой проект – приложение по сравнению цен в магазинах. Очень круто, что мы сами разрабатываем проекты и нам помогают с их реализацией!»
Команда «Машыны»: «Наш проект назывался «Моя школа». Мы разработали приложение, чтобы ученики могли заходить в виртуальную школу не через браузер, тогда оно будет меньше зависать, потому что из-за большой посещаемости в конце года виртуальная школа работает гораздо медленнее».
Команда «Ada +»: «Суть нашего проекта в том, чтобы создать сервис, который будет облегчать вызов скорой помощи. Будет специальное устройство, прошитое на вызов контактов скорой помощи».
Команда Lizard Squad: «Мы разрабатывали приложение по совместимости лекарств, чтобы человек мог проверить, можно ли одновременно принимать те или иные препараты. Проект айти-классов помог нам сплотиться, научиться работать в команде и с новыми технологиями».
Команда Original Name: «Наш проект – это игра на Android, потому что человек, когда чего-то ждёт, например, на перемене, или когда у него есть свободное время, он чаще всего открывает какую-либо игру на телефоне и играет. Мы столкнулись с проблемами, связанными с графикой и звуком, потому что знаний недостаточно, но благодаря айти-классам мы получили опыт в этой сфере. И для нашей игры мы сами написали музыку и сделали графику».
Серьёзные ребята и темы у них серьёзные!
Как попасть в айти-класс?
Трудно, но вполне реально. В 8-9-х классах ты должен «болеть» темой IT, чтобы успешно сдать ОГЭ по информатике (не ниже чем на четвёрку!). И после окончания 9-го класса, собрав портфолио своих достижений (и в первую очередь – результаты ОГЭ), нужно прийти в одну из шести школ, о которых мы рассказали выше, и написать заявление о приёме в айти-класс.
Конкурс в айти-классы большой: в каждом классе всего по 25 человек, а желающих туда попасть намного больше. Ребята с лучшими результатами рейтинга будут зачислены. То есть, даже если ты не учишься в одной из этих шести школ, но у тебя отличные результаты по математике и информатике, ты можешь поступить в айти-класс!
Все новости о работе айти-классов и о приёме в них можно узнать в официальной группе «ВКонтакте»: «IT-классы|Белгород» (https://vk.com/itclasses) или на сайте http://itclasses.ru. Набор в айти-классы идёт с июня по сентябрь. Так что у тебя есть время подготовиться к следующему учебному году!
Какие преимущества у учеников айти-классов?
Кроме дипломов и сертификатов об окончании айти-класса, ребята получают дополнительно пять баллов к ЕГЭ при поступлении в БелГУ или БГТУ имени В. Г. Шухова. И что ещё важно: фамилии самых активных учеников – на карандаше у руководителей многих фирм и компаний. То есть практически ещё на школьной скамье юных айтишников примечают работодатели и готовы взять их на работу сразу после окончания вуза, а порой и ещё во время учёбы в нём.
В школах мегаполиса успешно работает и развивается множество самых разнообразных проектов предпрофессионального образования. Это инженерные, медицинские, кадетские, академические классы, проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» – перечислить все непросто. Сегодня мы поговорим о флагманском высокотехнологичном проекте «ИТ-класс в московской школе», который стартовал в 2019 году по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина и ориентирован на профессиональную подготовку школьников в области информационных технологий. Своими мыслями о развитии проекта с нами поделился Георгий КОЗЛОВ, учитель информатики школы №1557 имени П.Л.Капицы, руководитель школьного проекта «ИТ-класс в московской школе». Интервью состоялось в ТемоЦентре в рамках прошедшего Первого Московского педагогического форума-2021.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
– Георгий Алексеевич, сегодня мы с уверенностью говорим о том, что проект «ИТ-класс в московской школе» востребован учащимися и успешно развивается. Как вы думаете, почему возникла необходимость именно в такой инициативе – создании ИТ-класса? Насколько его появление отвечает требованиям и вызовам времени?
– «ИТ-класс в московской школе» – очень интересное и яркое явление в образовательном пространстве столицы. Мне, конечно, могут возразить, что в школах уже функционирует такой прекрасный проект, как «Инженерный класс», и у него тоже есть такая специализация – программирование. Но в ИТ-классе сегодня шесть направлений, и программирование – только одно из них. А такие важные сферы, как, например, технологии связи и большие данные, вообще не были охвачены другими проектами. У ребят и их родителей возникала потребность в том, чтобы все-таки развиваться в этом направлении. ИТ-класс, конечно же, моментально стал востребован! В сущности, эта идея витала в воздухе, оставалось ее только реализовать.
– Скажите, а школьники, которые приходят к вам на уроки, действительно воодушевлены идеей о том, что, возможно, в будущем они станут программистами и разработчиками и будут трудиться в крупных ИТ-компаниях? Или, скорее всего, они еще не до конца определились со своим профессиональным будущим?
– Проект, безусловно, поможет выбрать профессию и направление развития, но я не стал бы говорить, что мы четко ориентированы только на программирование. Вот ты будешь программистом, будешь сидеть в растянутом свитере и есть печеньки. Нет, конечно!
Мы даем ребятам возможность, в том числе за счет специальных курсов, ознакомиться с разными направлениями IT-технологий.
Есть программирование, оно универсально. Можно программировать робота, можно заниматься веб-интерфейсами, а можно – умными пылесосами. Но ведь есть еще множество других направлений! Ребята в ИТ-классе с помощью сквозных курсов могут ознакомиться с технологиями связи, информационной безопасностью и другими сферами. Таким образом, мотивированные школьники, придя в ИТ-класс, могут понемногу попробовать себя в разных направлениях. А значит, им будет проще сделать осознанный выбор: что им действительно интересно, куда потом пойти учиться или в каком направлении развиваться. Они разберутся, какие знания и навыки более практичны, а какие носят скорее теоретический характер. Сегодня у учащихся широчайшее поле для дальнейшего развития. И наша задача как учителей (думаю, что со мной согласятся руководители проектов) подсказать, что еще есть масса направлений и возможностей. В этом нам помогают и вузы – участники проекта, и наши технологические партнеры. Думаю, без сотрудничества и взаимодействия с ними нам было бы сложновато!
– Вы уже упомянули о некоторых направлениях проекта «ИТ-класс в московской школе». Давайте напомним, что всего их шесть: «Большие данные», «Робототехника», «Технологии связи», «Моделирование и прототипирование», «Информационная безопасность» и «Программирование». Что, на ваш взгляд, наиболее востребовано? Планируется ли появление новых направлений?
– За два года существования проекта по перечисленным шести «магистралям» проведена колоссальная работа. ИТ-класс встал на ноги, и мы получили практически все – контрольно-измерительные материалы и учебные планы, учебники и различные пособия.
Но это совершенно не означает, что проект на данном этапе заморозился или остановился в развитии. Есть множество других направлений! Например, бизнес-информатика. Мне лично неизвестны школы, которые готовят своих старшеклассников, скажем, в направлении программирования систем 1С. Поэтому проект не может стоять на месте просто потому, что технологии активно развиваются. Посмотрим, что будет через год или два.
– Давайте немного пофантазируем и попробуем построить траекторию школьника, окончившего ИТ-класс. Перед ним раскрывается масштабный перечень разнообразных профессий. Насколько легко будет молодым людям определиться с будущей областью деятельности после учебы в ИТ-классе? Вот они осознали, что робототехника – их профиль. Или что технологии связи – это как раз то, с чем они уже могут работать на профессиональном уровне. Есть ли какие-то дополнительные возможности, расширяющие видение ребят в рамках этого проекта?
– Сейчас у нас уже начинаются встречи с учениками 9‑х классов и дистанционные встречи с их родителями, где мы отвечаем в том числе и на этот вопрос. Изюминкой ИТ-класса является наша богатая на события жизнь. Например, это участие в университетских и «ИТ-субботах». А еще у проекта «ИТ-класс в московской школе» есть свой портал, где собраны все образовательные события по этому направлению не только от вузов, но и от технологических компаний. Наши партнеры говорят: «Мы готовы провести экскурсию на своем производстве и ознакомить вас с работой нашего офиса». Когда ребята приходят в эти компании, у них появляется реальная возможность подойти буквально к любому сотруднику и спросить, что и как он делают, с помощью каких инструментов, даже о размере зарплаты, условиях труда и многом другом. Сотрудники компаний в подавляющем большинстве случаев открыто отвечают на такие вопросы, и это позволяет школьникам очутиться внутри IT-сферы прямо со школьной скамьи.
Выпускник приходит на крупное производство и понимает, возможно, что запах масла, пыль, шевелящиеся манипуляторы его совсем не интересуют! Вроде бы он успешно собирал из конструктора базовые модели, но оказалось, что в рамках большого промышленного производства это совсем не его история. Значит, можно найти, во-первых, либо совершенно другое направление тоже в сфере IT, либо что-то смежное. У нас сейчас огромное количество таких смежных, междисциплинарных направлений. Первое, что приходит на ум в качестве примера, – это биоинформатика.
– Вы говорите о взаимосвязи различных направлений, но давайте сначала узнаем о взаимодействии учеников в рамках проекта. ИТ-класс рассчитан на старшеклассников. А есть ли какая-то преемственность? Как, например, ученики 11‑х классов взаимодействуют с учениками 10‑х классов? Реализуют ли они какие-то совместные практики?
– Мы движемся именно в этом направлении. Это крайне важно, в нашей школе сейчас реализованы все проекты московского предпрофессионального образования. Перед административной командой стояла важная задача: как развести инженерные и ИТ-классы, ведь и те и другие работают как программисты? Мы это сделали с помощью учебного плана. У учеников 10‑11‑х классов есть такой предмет, как «Индивидуальный учебный проект». Вот именно там и происходит связка между учениками различных направлений и классов. Например, когда медики говорят, что у них возникла какая-то идея, но они не знают, как подступиться к решению, мои «айтишники» вполне могут им в чем-то помочь. Иногда ведь достаточно просто сформулировать алгоритм работы.
Конечно, «айтишникам» легче составить такой алгоритм, чем ребятам кадетского класса! Поэтому, естественно, такое взаимодействие есть. Кроме того, в нашей школе предусмотрена возможность перехода из одного предпрофессионального класса в другой, разумеется, с соблюдением определенных процедур. То есть вполне возможна ситуация, что ученик поступил в ИТ-класс, прошел вступительные испытания, отучился некоторое время и понял, что занимается не своим делом. И это даже не вопрос какой-то учебной нагрузки. Проблема не в том, что много задают или не хватает времени. Это просто не его область! И вот тогда он переходит на другое направление, сдав необходимые работы и испытания. Такая «образовательная миграция» у нас действительно есть. Например, сейчас несколько человек из «инженеров» хотят перейти в ИТ-класс.
– Получается, что между всеми проектами вашей школы есть такая сеть взаимодействия и взаимопомощи? И независимо от различий в программе существует много таких внутренних практик, которые позволяют ученикам сотрудничать внутри образовательной сети? Например, ребята могут поделиться впечатлениями о проектах или экскурсиях, на которых они побывали. А теперь давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны – с точки зрения учителя. Как он чувствует себя в рамках этой бурно развивающейся среды? Верно ли утверждение, что сегодня учитель должен сочетать в себе навыки педагога, системного администратора, программиста, а также специалиста в области больших данных?
– Во-первых, человек не один, нас много, работает целая команда учителей нашей кафедры математики и информатики. Наверное, 1 сентября 2019 года, когда стартовал проект «ИТ-класс в московской школе», у многих моих коллег возникал вопрос: как это будет работать? Сейчас ситуация полностью поменялась. В момент своего запуска проект стал, с одной стороны, некоторой площадкой для подготовки педагогов. Действительно, не каждый учитель информатики знает все о больших данных или глубоко разбирается в информационной безопасности. Если, конечно, мы не рассматриваем вопрос об установке антивируса! Поэтому операторами проекта и вузами-партнерами была проведена большая работа по подготовке учителей, мы прошли курсы повышения квалификации. Затем мы начали включать в этот проект других наших педагогов, даже если в этом году они не работают в ИТ-классе, мы всегда смотрим на перспективу. Возможно, что в следующем году, если будет запрос от ребят, мы откроем уже два направления. Появился такой необычный эффект, когда учителя математики стали думать: «А что я могу еще сделать сейчас в 7‑8‑м классе, для того чтобы наши ребята смогли поступить в том числе и в ИТ-класс? На что обратить особое внимание, чтобы у школьников был качественно другой уровень знаний?» Конечно, нам сейчас помогает такой проект, как «Математическая вертикаль». То есть уже на нашей школьной кафедре мы рассматриваем возможности интегрирования каких-то вопросов. Давайте скажем так: это подготовка к предпрофклассу.
– А как в вашей команде выстраивается общение с педагогами непрофильной среды? Например, с учителями иностранного языка? Как они принимают участие в подготовке будущих ИТ-специалистов нашего города?
– В ИТ-классе как раз английский язык идет на углубленном уровне. Сами учителя вышли с просьбой выдать им материал, чтобы ребята могли изучать специальную лексику и так называемый технический английский. И мы уже предоставили педагогам английского языка RFC (Request for Comments – документ, содержащий технические спецификации и стандарты, широко применяемые во Всемирной сети), чтобы они разбирали с ребятами. Это те документы, которые ежедневно потребуются нашим состоявшимся или будущим айтишникам в своей практической деятельности. Школьники получили возможность нарабатывать технический английский непосредственно на исходниках. Кстати, с иностранными языками все более-менее понятно, а вот, например, учитель истории. Чем он может помочь проекту? Мы задумались над этим и нашли в программе ИТ-класса один из возможных сквозных курсов, он называется «История и современность IT-компаний». Именно здесь учителя истории и права могут объединить свои усилия и подготовить небольшой тематический модуль по истории этого вопроса.
– Получается, что сегодня в рамках проекта задействованы не только те учителя, которые проходили переподготовку для преподавания в рамках проекта, но и в принципе все возможные кафедры, представленные в основной образовательной программе?
– Совершенно верно!
– И, наверное, это позволяет намного шире взглянуть на всю проблему IT-индустрии, а не только на локальные моменты, то есть и с точки зрения приобретения каких-то навыков, и с точки зрения истории, углубленного знания иностранных языков…
– А еще географии и геопозиционирования!
– Да, и в этом плане проект, безусловно, открывает новые горизонты для ребят. Но вот вы упомянули, что вузы участвуют непосредственно в переподготовке и переквалификации учителей для работы в рамках проекта. А как участвуют партнеры от тех предприятий, с кем у вас заключен договор о сотрудничестве?
– Наши технологические партнеры в основном участвуют в жизни проекта событийно. Они организуют некоторые образовательные встречи (ну не хочется называть их мероприятиями!), и это всегда действительно что-то очень значимое для учеников. У нас был такой интересный опыт, когда школьники, побывав как раз на таких образовательных встречах, находили, например, научных руководителей для своих исследовательских проектов. Это реальная возможность развития! И конечно же, это уникальный шанс увидеть изнанку IT-сферы: как, зачем и почему это все-таки работает, хотя работать не должно.
– Правильно ли я понимаю, что технологические партнеры являются проводниками в отрасль IT? Они выполняют функцию попечителей, а также как научные руководители курируют образовательные проекты?
– Абсолютно верно!
– А есть ли примеры таких совместных проектов, которые технологические партнеры разрабатывают вместе с ребятами?
– Просто побоюсь сейчас немножко обидеть и партнеров, и школьников, потому что могу несколько неточно воспроизвести названия их проектов, но такой опыт у нас был. И, кстати, еще одно направление, по которому мы взаимодействуем с известными компаниями, такими как Oracle и Cisco, – это их активность по созданию сетевых академий. Ребята уже готовятся к сертификационным испытаниям, к международным экзаменам, например, в области технологий связи или в области баз данных. Такой опыт у нас тоже есть, и он востребован!
– Вы говорите, что ребята проходят дополнительную сертификацию в академии той же самой компании Cisco. Есть ли еще какие-то мероприятия, которые могут помочь в дальнейшем определиться с профессией или получить дополнительные профессиональные навыки?
– Здесь обязательно нужно сказать о двух интересных направлениях. Это, во-первых, Московский технологический марафон. В рамках этого конкурса ребята уже второй год (причем мы говорим о разных командах!) участвуют в хакатонах «Дополненная и виртуальная реальность». Это потрясающее направление, оснащенное уникальным оборудованием и специализированным программным обеспечением. Ребята создавали виртуальные музеи, учились считывать штрихкод и еще многое-многое другое! Вся дополненная реальность вообще очень интересна, и у нас есть хорошие результаты в этой области. Второе направление развития, которое мы предлагаем ребятам (и оно тоже пользуется спросом), – работа по проекту «Профессиональное обучение». Ребята получают профессию буквально на школьной скамье. Сейчас наши десятиклассники сотрудничают с Московским городским педагогическим университетом. После окончания курса они получат документ, в котором указана их специальность – «оператор ЭВМ».
– Безусловно, перспективно для старшеклассника уже иметь определенную профессию, которая реально сможет ему понадобиться в будущем. Но давайте немного поговорим именно о вас. Иногда вы сами себя представляете как «тимлида» школьного проекта «ИТ-класс в московской школе». Расскажите об этом подробнее, пожалуйста!
– Мне думается, что это наиболее корректное определение того, чем я на самом деле занимаюсь. С другой стороны, все не так просто. Перед вами настоящий трехголовый дракон. Ведь я и классный руководитель, и учитель информатики, и руководитель проектов в ИТ-классе. Если в прошлом году это был один ИТ-класс, то сегодня их у нас уже два, и руководителю проекта приходится работать по многим направлениям. Это управление людьми, ресурсами и в какой-то части даже учебным планом.
Например, ребята, поступая в ИТ-класс, заполняют анкету о своих интересах. Именно это и позволяет корректировать учебный план, когда мы отказываемся от одних сквозных курсов, но включаем другие, потому что большая часть школьников интересуются, например, робототехникой. Поэтому я просто обязан быть некоторым лидером, который работает с командой и в команде, а также одновременно представляет ее.
– По вашим ощущениям, насколько тяжело сочетать в себе сразу троих представителей – классного руководителя, администратора проекта и учителя информатики. Здесь ведь действительно нужно иметь, как у Змея Горыныча, три головы и шесть глаз и глядеть «в оба» по всем сторонам? Насколько у вас все это получается и есть ли какая-то помощь и поддержка со стороны организаторов проекта?
– И помощь, и поддержка есть, и абсолютно достаточные, я бы так сказал! Самое главное, что ни один вопрос, направленный организаторам и операторам проекта, не остается без ответа. Конечно, иногда случается ситуация под названием «мы сможем ответить на ваш вопрос завтра», но это очень короткие и понятные сроки. И я, возглавляя этот проект в своей школе, понимаю, что всегда получу ответ на вопрос или необходимые мне рекомендации. Что важно – очень сильно помогает команда школы. Это и мои коллеги по кафедре, и коллеги с других кафедр, и административная команда в целом. Думаю, что, оставшись один на один с новым проектом, никто не справится, а вот когда есть серьезная командная поддержка, то все получится!
– И, наверное, помимо коллег и операторов проекта эту поддержку вы чувствуете и от самих ребят? Очень важно, когда школьники понимают, что проект развивают всем миром, а для них это возможность сделать несколько шагов в будущее и определить, где в дальнейшем они смогут применить свои знания.
– Конечно, вы абсолютно правы. Поддержка от ребят – участников проекта бесценна.
– Предлагаю подвести некоторые итоги нашего разговора. Мы обсудили сегодня много вопросов, говорили о направлениях проекта и о взаимодействии с партнерами и вузами. Интересно лично ваше мнение: каким бы вы хотели увидеть проект «ИТ-класс в московской школе» в ближайшем будущем?
– Вы знаете, на эту тему было много размышлений. Думаю, что первое направление развития – это углубленная подготовка ребят буквально с начальной школы или чуть позже. Это могут быть и программа «Математической вертикали», и учебные программы образовательного проекта «Яндекс.Лицей» – еще одного партнера «ИТ-класса в московской школе». Второе направление – мы ожидаем расширения перечня специализаций ИТ-класса. Например, может появиться та же самая бизнес-информатика, о которой я уже упоминал. В-третьих, у старшеклассников сейчас очень большой спрос на участие в проекте, поэтому мы допускаем ситуацию, что в следующий раз первого сентября мы откроем два класса по двум направлениям. Вообще, знаете, ИТ-класс мне представляется таким своеобразным осьминогом! Есть голова или центр – это школа, где мы все это реализуем, и множество различных щупалец, которые расходятся в разные стороны. Ребята, например, участвовали в хакатоне по вопросам информационной безопасности, который прошел в МГУ. Они приходят и говорят: «Георгий Алексеевич, мы такие интересные задачи там нашли!» И мы тут же включаем их в свою программу, рассматриваем в том числе олимпиадные задания. А самое главное – мы стараемся поддержать этот огонек в глазах ребят, чтобы потом, окончив школу, они имели более четкое направление своего развития.
– Получается, планы на будущее построены, вектор намечен. Желаем удачи!
Елена РИПС, Павел ФРАНЦЕВ