Как пишется анализ сказки

План анализа сказки

  1. Название сказки.

  2. Вид сказки:

  • по авторству – авторская, народная;

  • по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

  1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

  2. Перечисли второстепенных героев сказки.

  3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

  4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

  5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

  6. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

  7. Сделай иллюстрацию к сказке.

Пример плана анализа сказки

  1. Сказка «Гуси-лебеди».

  2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

  1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

  • Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

  • Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

  1. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

  2. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

  3. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

  4. Сам погибай, а товарища выручай.

  5. Сказка «Василиса Прекрасная». В сказке Баба-Яга тоже злая, страшная, норовит зажарить и съесть своих пленников.

План анализа сказки

  1. Название сказки.

  2. Вид сказки:

  • по авторству – авторская, народная;

  • по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

  1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

  2. Перечисли второстепенных героев сказки.

  3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

  4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

  5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

  6. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

  7. Сделай иллюстрацию к сказке.

Пример плана анализа сказки

  1. Сказка «Гуси-лебеди».

  2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

  1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

  • Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

  • Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

  1. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

  2. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

  3. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

  4. Сам погибай, а товарища выручай.

  5. Сказка «Василиса Прекрасная». В сказке Баба-Яга тоже злая, страшная, норовит зажарить и съесть своих пленников.

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».

                                      План

Литературно-художественного анализа произведения( сказки)

  1. Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
  2. Тема( о ком,чём- по основным событиям)
  3. Идея( ради чего, с какой целью)
  4. Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
  5. Художественное своеобразие произведения

( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)

  1. Выводы- значение в работе с детьми

 «Сивка- Бурка».

 Русская народная сказка (волшебная)

Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.

Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть

 Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Характеристики главных героев:

Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»

Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».

Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:

«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».

 «Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»

Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».

В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.

Сивка-Бурка:

 Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»

 Исполняет все приказы своего хозяина:

 -Что угодно ,Иванушка?

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка

-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай 

 Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»

2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».

Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем  Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»

-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

 —Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»

6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»

7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»

8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.

«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»

Характеристика языка:

Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»

 «Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»

Разговорный: «экий», «дурень»

Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»

Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»

Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика  — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка. 

Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лиса и тетерев».

Русская народная сказка(о животных)

Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.

Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.

Характеристика  главных героев:

Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.

Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и  «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».

Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю  она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче  указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить  надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».

Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.

Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая  ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)

Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что  не с добрыми помыслами подошла она  к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.

-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.

-Или ты меня боишься?-сказала лиса.

-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.

Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.

Художественные особенности сказки: 

В этой сказке нет традиционного начала .

В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.

Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».

Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лисичка-сестричка и волк.»

Русская народная сказка (о животных).

Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост  в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.

Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.

Характеристика главных героев:

Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».

Обманщица «- Здравствуй, кумушка! — Здравствуй, куманек — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и ешь. — Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».

Волк глупый  «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.

 «- И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».

Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везет, битый небитого везет.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманек, говорю: битый битого везет.

— Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки»,  « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.

Литературно-художественный анализ р.н.сказки

« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)

  1. « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
  2. В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
  3. Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
  4. Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»

Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)

Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)

5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).

6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.

Литература:

1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.

2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-П., 2006 г.

3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.

4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.

5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.

6.www. Images.yandex.ru

7.www.google.com

8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Повествовательный жанр


Басня — небольшое произведение в стихах или
прозе с нравоучительным, сатирическим или
ироническим содержанием. С помощью образов
животных, неодушевленных предметов в басне
осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки
людей. Основная мысль в басне — мораль. Она
обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка — вид устного народного творчества
в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По
содержанию сказки бываю волшебные, бытовые,
сатирические, о животных.

Рассказ — небольшое художественное
произведение, в котором изображается характер
героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья — небольшое по объему сочинение, в
котором излагаются научные сведения, факты,
события.

Повесть — литературное произведение
описательно-повествовательного жанра.

Лирический жанр

Стихотворение — небольшое поэтическое
произведение в стихотворной форме.

Песня — стихотворение, предназначенное для
пения.

Былина — русская песня, поэма о богатырях и
народных героях.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (изобразительные
средства, помогающие образно выразить
содержание произведения)

  • СРАВНЕНИЕ — средство выразительности,
    когда одни предметы и явления сопоставляются с
    другими.
  • ЭПИТЕТ — художественное определение,
    дающее яркое, образное представление о сущности
    предмета или явления.
  • МЕТАФОРА — основное средство
    выразительности, когда одно явление полностью
    уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при
    этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — вид метафоры, в которой
    явления природы уподобляются живым существам,
    часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ — вид метафоры, где все
    изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык
    — имеет не прямое , а иносказательное значение
    (используется в сказках, баснях, где действуют
    обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах одних и
    тех же согласных звуков, напоминающих
    изображаемое явление.
  • ЮМОР — добродушный смех.
  • ИРОНИЯ — тонкая, скрытая насмешка, когда
    слова употребляются в обратном, противоположном
    смысле.
  • ГИПЕРБОЛА — чрезмерное увеличение свойств
    изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ — противопоставление.
  • ЖАНР — устойчивая разновидность
    художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА — ответ на вопрос о чем пишет
    автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА — главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ — художественный,
    научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА — повествование, описание,
    рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ — построение текста
  • ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается
    действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ — высшее напряжение действия в
    художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА — исход событий в литературном
    произведении, решение конфликта.
  • РИФМА — созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР — устное народное творчество
    (былины, народные песни, сказки, частушки,
    пословицы, поговорки, загадки)

СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании,
    поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой
    и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии
    идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность
    произведения с точки зрения воспитания
    читателем.

ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование,
    рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию,
    рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов:
    портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола,
    контраст, эпитет, метафора, сравнение,
    олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень
понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне
показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень
не понравился(ась)…)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду,
манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях
лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера
понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими
персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в
чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не
хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и
крылатых фраз могла бы лучше всего передать
характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент
изобразил бы своего любимого героя, какое бы у
него было выражение лица, как бы ты его одел, что
было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у
автора, когда он писал это стихотворение? Какого
цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания
этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными
(как бы ожили перед тобой, стали зримыми,
ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными,
новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к
словам, которые тебе показались новыми, редко
встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в
стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном
выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты
мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому
стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть
ли у нее автор или она относится к устному
народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из
реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет
(основные события) или описание волшебства? Какие
волшебные предметы из этой сказки стали частью
нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда
не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым
захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев
этой сказки, перечисли основные черты их
характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего
сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал
вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать
основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки
выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по
сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно
считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль)
басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня —
прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей,
высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе
наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных
героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали
этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а
что — поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни.
Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили
русский язык, украсили нашу речь?

  1. С чего начинается история? (завязка)
  2. Как продолжается история? (развитие действия)
  3. Какой самый острый момент? (кульминация)
  4. Как разрешается конфликт? (развязка)
  5. Как заканчивается история? (заключение)

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

  1. Законченность, завершённость, полнота (ничего
    нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы, монолитность (воспоминание о
    родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и
    т.д.).
  3. Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея
    текста, то, что хотел сказать автор своим
    текстом).
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены
    либо тема повествования, либо идея. Заголовок —
    это «вход» в текст, как в некое здание).
  5. Связность изложения (по смыслу и грамматически).
  6. Иногда членение текста на микротемы (абзацы).
  7. У текста есть автор (тексты различаются
    авторской стилистикой, почерком, манерой).

Приложение

Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.

Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.

Что значит анализ произведения

Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.

Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.

Схема анализа литературного произведения

Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:

  1. История создания.
  2. Смысл названия.
  3. Жанр произведения.
  4. Тема, идея и проблематика.
  5. Композиция и ключевые моменты сюжета.
  6. Конфликт в произведении.
  7. Система героев и образов.
  8. Позиция автора.
  9. Художественные средства.
  10. Выводы.

История создания

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).

Тема, идея и проблема

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».

Композиция и ключевые эпизоды

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:

  • экспозиции;
  • завязке;
  • развитии действия;
  • кульминации;
  • развязке;
  • постопозиции.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.

Система героев и образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Художественные средства

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:

  • эпитеты и метафоры;
  • гиперболы и литоты;
  • метонимии и синекдохи и пр.

Выводы

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Выводы

Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий

Виды анализа художественного произведения

Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.

Анализ прозаического произведения

Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.

Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.

Анализ поэтического произведения

План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.

При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.

Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.

Анализ поэтического произведения

Анализ драматического произведения

Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.

Анализ фольклорного произведения

При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Теоретический обзор.

Сказкотерапия
метод, использующий сказочную форму
для интеграции личности, развития
творческих способностей, расширения
сознания, совершенствования взаимодействия
с окружающим миром. К сказкам обращались
в своем творчестве известные зарубежные
и отечественные психологи: Э. Фромм, Э.
Берн, Э. Гарднер, А. Менсгетти. М. Осорина,
Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовце-ва, Т.
Зинкевич-Евстигнеева.

Функции сказок.

Выделяют несколько основных функциональных
особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный
эмоциональный резонанс как у детей, так
и у взрослых. Образы сказок обращаются
одновременно к двум психическим уровням:
к уровню сознания и подсознания, что
создает особые возможности при
коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на
идее ценности метафоры как носителя
информации:

• о жизненно важных явлениях;

• жизненных ценностях;

• о внутреннем мире автора (в случае
авторской сказки).

3. В сказке в символической форме
содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные
периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации
проходит мужчина;

• какие этапы в процессе самореализации
проходит женщина;

• какие «ловушки», искушения, трудности,
препятствия можно встретить в жизни и
как с

ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и
любовь;

какими ценностями руководствоваться
в жизни;

как строить отношения с родителями
и детьми;

• как бороться и прощать.

4. Сказки являются основой для формирования
«нравственного иммунитета» и поддержания
«иммунной памяти». «Нравственный
иммунитет» — способность человека к
противостоянию негативным воздействиям
духовного, ментального и эмоционального
характера, исходящим из социума.

5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого
в состояние целостного восприятия мира.
Дают возможность мечтать, активизируют
творческий потенциал, передают знания
о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Принципы психологического анализа сказок.

При
проведении психологического анализа
сказок психологу следует придерживаться
трех основных принципов.

1. Принцип безусловного
принятия внутреннего
мира клиента. Данный
принцип позволяет
воспринимать мир,
представленный в
сказке, целостно, безоценочно.

2. Принцип объективности.
Рекомендует
рассмотреть сказку с разных точек
зрения, исследовать разные ее
«слои»
и «грани».

3. Принцип результативности.
Психологический анализ авторской
сказки всегда обусловлен
конкретной
целью — формированием
перспективных задач психологической
работы с клиентом.

Схема психологического
анализа
сказок.

Для того чтобы составить схему
психологического анализа сказки,
необходимо ключевые характеристики
сказки.

Под ключевыми характеристиками понимаются
качественные показатели, с которых
можно описать авторскую сказку. Ключевые
характеристики помогают выявить
отправные точки анализа сказки для
понимания внутреннего мира кл
особенностей его взаимоотношений с
окружающим миром.

Ключевые характеристики сказки таковы:

1. энергоинформационное поле сказки;

2. основная тема сказки;

3. сюжет сказки;

4. линия главного героя;

5. символическое поле.

Энергоинформационное поле сказки.

Это особая энергия сказки, оставляющая
у слушателя определенное «послевкусие»,
состоящее из ощущений, чувств, мыслей
и впечатлений.

Каждая сказка обладает частью энергии
своего автора и содержит информацию о
его внутренних процессах. Таким образом,
человек,читающий или слушающий сказку
соприкасается с ее энергоинформационным
полем.

Это поле может оказывать на нас
определенное воздействие — влиять на
психосоматическое состояние, настроение,
мыслительные процессы. Встречаясь со
сказкой, необходимо отмечать изменения
в своих ощущениях и впечатлениях, но не
следовать за ней, а найти возможности
абстрагироваться и «посмотреть со
стороны».

У подготовленного психолога
возникает, адекватный ответ на
энергетику сказки
включается «рабочее
состояние», первый признак которого —
искренний интерес к сказке.

Основная тема.

Основная тема — это идея,
пронизывающая весь сюжет сказки,
отражающая актуальные жизненные
ценности, потребности, показывающая
то, что оказывается для клиента значимым
в данный момент, к чему он стремится,
над, чем он сознательно или бессознательно
«работает».

Наиболее
распространенными темами сказок
являются: тема любви, тема детско-

родительских взаимоотношений и отношений
в семье, тема личностного роста, тема
основных жизненных ценностей, тема
дружбы.

Чтобы определить основную тему, нужно
задать себе или автору вопрос: о чем
сказка, чему она учит?

Основная тема может быть представлена
на нескольких уровнях:

• на ценностном уровне, который
содержит общие жизненные ценности,
проявленные в сказке

• на ментальном уровне, который
отражает понимание, степень осмысленности
автором событий, положенных в основу
сюжета сказки;

• на эмоциональном уровне, который
показывает качество чувственно-смыслового
проживания основной темы;

• на витальном уровне, который говорит
о степени удовлетворенности автора в
связи с актуализацией основной темы
сказки; к этому уровню относится влияние
происходящих в сказке событий на
жизнедеятельность героев.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется анализ на биохимию крови
  • Как пишется анализ мочи сокращенно
  • Как пишется анализ крови на вич
  • Как пишется анализ анкетирования
  • Как пишется анаконда или анаконда