Как пишется аничков мост

Ударение в слове АНИЧКОВ МОСТ

Как правильно ставить ударение в слове АНИЧКОВ МОСТ?

В названии Петербургского сооружения «Аничков мост» ударение следует ставить на второй слог, на букву «и» – АнИчков мост.

Это производный топоним от фамилии Михаила АнИчкова, владельца усадьбы,на месте которой построили мост.

Как запомнить, где ударение?

Запомнить, на какой слог падает ударение, поможет рифма:

В Петербург приехала москвичка

И гулять пошла на мост АнИчков.

Примеры употребления

Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.

  • АнИчков мост – каменный мост через речку Фонтанку на Невском проспекте.
  • Бронзовые скульптуры «Укротителей коней» по сей день украшают знаменитый АнИчков мост.
  • АнИчков мост служит предметом городских легенд.

Особенности

Традиционно в произношении топонимов ударение находится на том же слоге, как в собственном имени, от которого он произошел, однако в разговорной речи все чаще используют форму, где ударение падает на первый слог – Аничков мост.

Содержание: ударение в словосочетании “АНИЧКОВ МОСТ

  • Определение и разбор слова
  • Как правильно – “Аничков мост” или “АнИчков мост”?
  • Примеры для закрепления

«АНИЧКОВ МОСТ» — мост в Центральном районе Санкт-Петербурга, который проложен через реку Фонтанку.

В разговорной речи произношение этого словосочетания вызывает затруднения.

Обычно встречается два варианта произношения:

  • «А́ничков мост», где ударение падает на букву «а» первого слога,
  • «Ани́чков мост», где ударение падает на букву «и» второго слога.

Как правильно – “Аничков мост” или “АнИчков мост”?

Чтобы разобраться с правильным произношением, вспомним этимологию этого слова.

Этот мост назван в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова. Как известно, его батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой (в Аничковой слободе), где и построили данный мост.

Таким образом, ударение следует ставить такое же, как и в производящем слове.

Как известно, в русском языке в топониме ударение ставится такое же, как и в производящем слове.

А это значит, что в слове «Аничков» ударение нужно поставить на ту же гласную, как и в фамилии Михаила Аничкова.

Михаил Ани́чков — Ани́чков мост

Многие, не зная этимологию изучаемого слова, думают что произошло оно от имени некоей Ани, Анички, отсюда и неправильное ударение на букву «а» первого слога.

Таким образом, вспомнив этимологию данного словосочетания, вы не ошибетесь с правильным произношением:

Ани́чков мост

Примеры для закрепления:

  • Ани́чков мост входит в состав Невского проспекта.
  • Первый Ани́чков мост имел длину 150 метров.
  • В 1715 году Пётр I распорядился построить Ани́чков мост, который был назван в честь М. О. Аничкова.
Аничков мост
Аничков мост
Современный вид моста (2009 год).

Координаты: 59°56′00″ с. ш. 30°20′36″ в. д. / 59.933333° с. ш. 30.343333° в. д. (G) (O) (Я)

Область применения

автомобильный, пешеходный

Пересекает

река Фонтанка

Место расположения

Невский проспект

Конструкция
Тип конструкции

каменный, трёхпролётный

Число пролётов

3

Основной пролёт

12,6 метров

Общая длина

54,6 метров

Ширина моста

37,9 метров

Полос движения

3

Эксплуатация
Открытие

1716 (деревянный), 1785 (каменный с башенками), 1841 (со скульптурами коней)

Полезные ссылки
Объект культурного наследия РФ

объект № 7810706001

на Яндекс. Картах

на Картах Google

Аничков мост на Викискладе Координаты: 59°56′00″ с. ш. 30°20′36″ в. д. / 59.933333° с. ш. 30.343333° в. д. (G) (O) (Я)

Ани́чков мост[1] — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.

Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе[2].

«Народная этимология», возводящая название к некоей Ане, или Аничке, так же как и ударение на первый слог, неверны[3][4].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Деревянный мост
    • 1.2 Каменный мост образца 1780-х годов
    • 1.3 Современный мост
    • 1.4 Статуи покорения коня
  • 2 Эксплуатация моста
    • 2.1 Современная реставрация
  • 3 Достопримечательности
  • 4 Галерея
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

История

Деревянный мост

До 1712–1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Прокладываемый Невский проспект был одним из важных путей новой столицы, и на пересечении двух путей было необходимо устроить постоянную переправу.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года[5] работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Отдельные исследователи оценивают длину моста в 150 метров[6]. Болотная речка образовывала в своём течении острова и заводи[7]. Несмотря на то что чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».

Ещё в петровскую эпоху мост перестроен: в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов[6].

По другим сведениям, согласно сохранившемуся чертежу 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса, мост был построен в виде простой балочной системы с подъёмным пролётом. Подъёмные устройства средней части были выполнены в виде «журавлей»[5]. При реконструкции были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный (гранитный) руст. Ограда моста представляла ряд деревянных балясин, стоящих между тумбами, увенчанными вазами или шарами.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Каменный мост образца 1780-х годов

В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годы проведены работы по обустройству Фонтанки. Работы проводились специально учреждённой комиссией, которую до 1783 года возглавлял генерал Ф. В. Бауэр[8]. В рамках этих работ были возведены каменные береговые стены со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался в мост с башнями в период 1783-1787 годов. Существует мнение, что автором этого проекта стал известный французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне[6], однако документальных подтверждений этому нет. При этом Перроне написал массу трудов по мостостроению, мосты школы Перроне активно строились вплоть до первой четверти XIX века[9].

С того времени сохранился лишь два таких моста — мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (перестроен, пропорции изменены), по их облику можно судить об архитектуре Аничкова моста того времени. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

Современный мост

К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней небольшого числа экипажей и телег, оказалась непригодной. Проект перестройки моста, был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера, был утверждён Николаем I в декабре 1840 года Работы проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана . В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы.

Чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок

Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля[10]. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 годов фиксировали, что разрушительный процесс продолжается. Осмотр 9 октября 1902 года выявил, что состояние моста угрожающе. Причины разрушения моста видят в том, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил — морозов, ветров и т. п.

На проектирование нового моста ушло почти пять лет, поскольку в процессе решения несложной и чёткой технической задачи были высказаны противоположные взгляды на роль конструкций в образовании архитектурных форм. Так первый проект, выполненный подготовительной комиссией городских железных дорог по поручению Городской думы, предусматривал сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений металлическими балками криволинейной формы с навеской металлического настила, выкрашенного «под гранит». Существовал вариант, согласно которому с низу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорный системы, но аналогичный по форме существующему. В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств, а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел.

Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Перестройка сводов производилась секциями с оставлением незаполненным шва между ними. В результате реконструкции были быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,74. Кирпичные своды облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.

Статуи покорения коня

Скульптура укротителя коня из Аничкова моста. На заднем фоне — атланты дворца Белосельских-Белозерских

Четвертая скульптура укротителя коня

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома, были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина.[11][12]

Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.

Эксплуатация моста

След от немецкого артиллерийского снаряда

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Конструкция моста не была нарушена войной, и мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта. Во второй половине XX века года было проведено несколько текущих ремонтов моста. Мост продолжал разрушаться от времени и от статических нагрузок.

В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.

Современная реставрация

Общий вид моста поздней осенью 2007 года

В 2007—2008 годах была проведена реконструкция пролётной части моста.[13] В первую очередь были устранены[14] трещины в асфальтобетонном покрытии над устоями и промежуточными опорами, трещины вдоль водоотводных лотков, а также выполнен ремонт гидроизоляции. Победителем тендера стала фирма «Пилон», в течение последних десяти лет занимающаяся благоустройством и ремонтом набережных Фонтанки. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд».

В цели реконструкции также входила замена наиболее опасных фрагментов арочной кирпичной кладки на глубину 30 см (12 метров с верховой части моста и 9 — с низовой) и перекладка 20-и рядов свода в зоне его опирания на гранитные устои, а также обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки и морозов.[15]

Достопримечательности

  • В районе Аничкова моста находятся Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.

Галерея

  • Klodt 01.jpg

  • Klodt 02.jpg

  • Klodt 200602.jpg

  • Anichkov fontanka.jpg

  • Belosesky Palace and Anichkov Bridge photochrome from NYPL 1890s.jpg

Литература

  • Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — 280 с.
  • Самойлов А. Кони Клодта // Художник. 1961, № 12. С.29-34.
  • ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО С.-ПЕТЕРБУРГУ СП «ИКАР», 1991 Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1

Примечания

  1. В путеводителе 1903 года встречается написание Аничкин мост (Путеводитель по С.-Петербургу СП «ИКАР», 1991. Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1, стр. 184)
  2. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  3. Аничков мост // Достопримечательности. Культура и история Петербурга.
  4. Андрей Лисянский. Аничков мост и кони Клодта // Достопримечательности России
  5. 1 2 Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — 280 с., Строительство Петербурга
  6. 1 2 3 Фролов, А. И. Аничков мост // Реки, каналы, острова, набережные, мосты. — СПб.: Глагол, 2002. — С. 78-80. — 176 с. — ISBN 5-88729-063-3
  7. Мосты и набережные Ленинграда / фот. В. П. Мельников, сост. Лениздат, 1991. — С. 10. — 319 с. — 22 000 экз. — ISBN 5-289-00690-7
  8. И. А. Краснов БАУЭР Федор Вилимович (Фридрих-Вильгельм) (1734–1783, СПб.), военный инженер, гидротехник, картограф. Водоканал Санкт-Петербурга (2008). — «Возглавлял Комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала (ныне – Грибоедова канал) – под руководством Б. началось сооружение их гранитных набережных и спусков»  Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 февраля 2011.
  9. В. И. Шестериков (ГП «РосДорНИИ») Каменные мосты Европы // Каменные мосты России. — Обзорная Иинформация. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам», 2004. — Т. Выпуск 7.
  10. Газета «Северная пчела» 5 ноября 1841 года сообщала, что чугунная решётка отлита «по образцу рисунка берлинского архитектора Шинкеля». В. Я. Курбатов в книге «Петербург» приписывает рисунок перил Монферану.
  11. Московский ипподром на сайте «Прогулки по Москве»
  12. Клодт Константин Александрович (1867—1928) на сайте Каслинского завода архитектурно-художественного литья
  13. Аничков мост закрыли. На очереди Невский проспект // Газета. СПб, 22 апреля 2008.
  14. Виктория Шахова, «Деловой Петербург», 20 июня 2007
  15. Юрий Иванов. Соль под копытами. // Санкт-Петербургские Ведомости, вып. № 146 от 09.08.2007

См. также

  • Аничковы

Ссылки

  • Аничковский мост // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Прогулки по Петербургу: Аничков мост

Мосты через Фонтанку

Прачечный | Пантелеймоновский | Белинского | Аничков | Ломоносова | Лештуков | Семёновский | Горсткин (П) | Обуховский | Измайловский | Измайловский трамвайный | Красноармейский (П) | Египетский | Английский (П) | Старо-Калинкин мост | Галерный

АнИчков мост или Аничков мост?

%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82

Аничков мост. Не найдётся ни одного петербуржца, не знакомого с ним. Да что там петербуржца! Многие жители России , да и мира, даже если не были в этом  прекрасном городе,  знакомы с ним хотя бы по картинам, видеозаписям, знают о с прекрасной скульптурной группе «Укрощение коня» П.Клодта.

А вот как произносится название моста, знают немногие. Привычным стало ударение на первом слоге. А это неверно.

Как правильно поставить ударение в слове «Аничков»?

Аничков произносится с ударением на втором  слоге: АнИчков мост.

Пример

АнИчков мост был построен через реку Фонтанка в 1785 году.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

   

Программа склонения по падежам

русский язык | украинский | казахский

Введите слово или словосочетание в именительном падеже:

   
Род, число: мужской род
кто, что? И: аничков мост аничковы мосты
кого, чего? Р:

аничкова моста

аничковых мостов
кому, чему? Д: аничкову мосту аничковым мостам
кого, что? В: аничков мост аничковы мосты
кем, чем? Т: аничковым мостом аничковыми мостами
о ком, о чём? П: об аничковом мосте об аничковых мостах
где? М: на аничковом мосту
Словарь Агеенко: Ани́чков мост, Ани́чкова моста́

(в С.-Петербурге)
 

Неправильно
склоняется?


Обязательно нам
напишите!

А еще у нас есть надстройка для склонения по падежам в Excel:

Купить или узнать подробности

Санкт-Петербург часто сравнивают с Венецией, что отчасти соответствует истине. Здесь нет гондол и гондольеров, однако город полон рек и каналов, помимо основной водной артерии – Невы. С одного берега на другой петербуржцы переправляются по мостам. Одним из самых известных является Аничков мост.

Через центр Северной столицы проходит река Фонтанка, которая, если быть точным, вовсе не река, а одна из проток Невской дельты. Попасть с одного ее берега на другой можно по одному из 14 мостов, часть из которых является пешеходными.

Если Нева считается главным водным символом города, то на на суше такую же роль играет Невский проспект. А проехать по нему через Фонтанку можно как раз по знаменитому Аничкову мосту с конями.

Аничков мост — ударение, как правильно?

Многие петербуржцы, а тем более приезжие, ударение в слове «Аничков» ставят неправильно – на первом слоге (то есть, на букву «Á»). Помочь понять верное произношение сможет этимология этого слова.

Возле Фонтанки в Аничковой слободе располагалась воинская часть, которой командовал подполковник и талантливый инженер Михаил Аничков. Он внес большой вклад в развитие Российской Империи, поэтому в честь него и было решено назвать мост.

В его фамилии ударение приходится на второй слог – букву «и». Поэтому название переправы произносится также, как и фамилия подполковника – Аничков мост. Честно сказать, произносить это слово неправильно гораздо легче, да и на слух приятнее.

Аничков мост в Санкт-Петербурге

История Аничкова моста

Внешний облик Аничкова моста за всю свою историю менялся несколько раз. Сперва он был деревянным, затем каменным, и только с 1839 года начал приобретать современный вид.

Организовать переправу через Фонтанку приказал император Петр I в 1715 году. В то время умели строить только деревянные переправы, поэтому новый мост, ожидаемо, был из древесины. Он представлял собой сооружение из нескольких пролетов, один из которых был оборудован подъемными щитами, что позволяло судам ходить по Фонтанке. Правда, поначалу их приходилось разводить вручную. И лишь в 1744 году мост оборудовали металлическими разводными конструкциями.

В 1747 году мост получил свое сегодняшнее название, а до этого именовался не иначе, как – Невский. Деревянный мост был крайне ненадежен, его постоянно приходилось ремонтировать, укреплять и усиливать. Тем не менее, он простоял около 100 лет.

История Аничкова моста продолжилась в XVIII веке. В российской столице полным ходом развернулось строительство каменных домов и других строений.

Набережные приобрели гранитную облицовку, появились каменные ступенчатые спуски к воде. Стали появляться мосты из камня, однако разводные пролеты оставались все еще деревянными, хоть и оборудованными подъемными механизмами с массивными цепями.

 В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» есть строка об этом времени: «В гранит оделася Нева…». Рекомендуем почитать.

До нашего времени сохранились похожие мосты того времени, увидеть которые можно, прогуливаясь по набережной реки Фонтанки – это Старо-Калинкин и Ломоносова.

Каменный Аничков мост, конец XVIII века

Каменный Аничков мост, конец XVIII века

В 1839 году Аничков мост в Санкт-Петербурге оказался перегружен постоянным движением пешеходов и конных экипажей. Поэтому решено было его расширить. Ответственность за реконструкцию взял на себя архитектор Аничкова моста – И. Ф. Буттац. Под его руководством поставленная задача была выполнена всего за полгода.

Реконструкция Аничкова моста, 1840-е годы

Реконструкция Аничкова моста, 1840-е годы

Несмотря на проведенные реставрационные работы, мост продолжал приходить в упадок. Специалисты наблюдали за процессом разрушения и в 1902 году установили максимально возможную нагрузку на мост, которая составила 10 тонн, что очень мало.

В 1904 году начали еще одну реконструкцию моста, связанную с усилением и монтажом трамвайных путей, которые демонтировали только в середине прошлого столетия.

Примечательно, что последующие реставрационные работы проходили в неблагополучные для России времена – в год распада СССР и в мировой экономический кризис 2007 года.

Особенности коней на Аничковом мосту

Безусловно, украшением Аничкова моста и одним из символов Санкт-Петербурга являются скульптуры лошадей из бронзы, установленные с четырех сторон моста. Автор коней на Аничковом мосту П.К. Клодт был, как сказали бы сейчас, чрезвычайно креативной личностью.

За заслуги талантливого скульптора в саду Академии художеств был возведен памятник, изображающий Клодта рядом с одной из его работ – памятником Николаю I.

Хронология появления скульптурной группы на Аничковом мосту весьма занимательна. Клодт был уже достаточно известной фигурой в художественных кругах, когда ему поступило предложение создать скульптуры двух коней, которых держали бы братья Диоскуры – героические близнецы из мифов и легенд Древней Греции. Предполагалось украсить этими статуями набережную Невы напротив нынешней Академии Художеств.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Но неожиданно для архитектора на этом месте оказались два сфинкса, привезенные из Египта. Тогда Карл Росси посоветовал установить скульптуры на пристани, расположенной между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но эта идея не пришлась по вкусу императору Николаю I, который решил, что для этого места больше подходят статуи львов с шарами и вазами.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

В конце концов, Клодту предложили самому найти место для размещения своих статуй. Он решил, что лучше места, чем Аничков мост, не найти. Но, поскольку скульптур было лишь две, то их поставили только с одной стороны моста, а с другой установили гипсовые макеты, покрытые бронзовой краской.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Всего за год скульптор создал еще две статуи, но им не повезло – Николай I подарил их королю Пруссии. Клодту пришлось снова отлить коней для Аничкова моста и даже установить их на постаменты, но через три года их постигла та же участь. На этот раз они были подарены Неаполю.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

Устав от проявлений щедрости императора, Клодт решил не воспроизводить в бронзе предыдущие макеты, а подойти к изготовлению статуй с оригинальной концепцией. Новые скульптуры должны были дополнить уже установленные, но не копировать их.

Вся скульптурная группа символизирует процесс покорения человеком природных сил и обуздание их в финале. Укротители коней на Аничковом мосту застыли в разных позах, показывающих их стремление одержать верх над непослушными животными.

Судьба коней во время блокады Ленинграда

Когда фашистские войска взяли Ленинград в блокаду, клодтовских коней временно «похоронили» во дворе Аничкова дворца, а перед этим смазали солидолом для защиты от коррозии. Благодаря этой идее скульптуры коней остались в сохранности, однако мост был изрядно поврежден немецкими авиабомбами, которые частично разрушили гранитную конструкцию и перила.

Демонтаж коней на Аничковом мосту, 1941 год

Демонтаж коней на Аничковом мосту, 1941 год

Сейчас Аничков мост представляет собой памятник блокадного Ленинграда – на одной из гранитных плит не стали реставрировать повреждения, вместо этого повесили мемориальную табличку с напоминанием о суровых событиях, происходивших во время Великой Отечественной войны.

Мемориальная плита на Аничковом мосту

Кстати, памятник Суворову А. В. на Марсовом поле, также планировалось спрятать от авианалетов в подвале одного из зданий, но позднее от этой идеи отказались. Это, наоборот, спасло его от повреждений, так как на тот самый подвал прилетел фашистский снаряд.

Конструкция Аничкова моста

Сегодняшний Аничков мост через реку Фонтанку представляет собой трехпролетное сооружение из камня и кирпича, длиной 50 метров и шириной 38 метров. Разумеется, мост уже не разводится, как это было в его истории.

Аничков мост в Санкт-Петербурге

С каждой стороны имеются пешеходные тротуары, по которым ежедневно проходят тысячи пешеходов от туристов до клерков, а также проезжая часть с 8 полосами, в час пик сильно загруженная автомобилями.

Проезжая часть Аничкова моста

Ограждения Аничкова моста представляют собой композицию с мифическими обитателями южных морей, обрамленные меандром (орнамент в греческом стиле). Морские животные отчасти копируют ограждения Дворцового моста в Берлине.

Перила Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Виды  на архитектуру города с Аничкова моста поражают. Отсюда можно увидеть дворец Белосельских-Белозерских, Литературный дом, дом купца Шарова, Шереметевский дворец и многие другие окрестные достопримечательности. Под переправой постоянно ходят по маршруту туристические паромы.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста

Мифы и легенды

За все время своего существования Аничков мост оброс красноречивыми байками для туристов, верить в которые – дело каждого. Однако, если у кого-нибудь из читателей будут другие мифы, а также аргументы реального существования описываемых ниже легенд, пишите в комментариях, перенесем их в факты.

  1. Многие петербуржцы знают, что лошади на Аничковом мосту со стороны площади Восстания (ранее Знаменской) подкованы, тогда как у тех, что следуют от Адмиралтейства, подков нет. Неизвестно, правда это или нет, но, возможно, это связано с тем, что на Знаменской площади в то время находилась кузнечная мастерская, где изготавливали подковы и прибивали их к копытам лошадей, а обратно жеребцы возвращались уже подкованными.
  2. Все кони на Аничковом мосту имеют вторичные половые признаки принадлежности к мужскому полу. При наличии фантазии в яйцах одного из них можно увидеть человеческую физиономию вместо гениталий. Кто-то считает, что лицо принадлежит Наполеону Бонапарту, тогда как другие видели в нем любовника супруги скульптора. А, возможно, это просто совпадение, и Клодт ничего такого не имел в виду.
  3. В первые годы после появления коней Клодта на Аничковом мосту, кто-то сочинил про них неприличную частушку. Император, услышав об этом, приказал найти автора и строго наказать его.

Интересные факты

Помимо красивых легенд, случались и интересные факты во время строительства переправы, ваяния коней и дальнейшей эксплуатации, которые мы собрали ниже.

  1. Клодт создавал коней по живому образу Амалатбека – непослушного и дикого, но любимого скакуна Николая I. Помощь в этом ему оказывала дочка, так как ретивый жеребец послушно выполнял ее требования принимать необходимые позы. Кстати, на Исаакиевской площади стоит памятник Николаю I, император изображен верхом на том самом Амалатбеке.
  2. Местной власти, видимо, не устраивало существующее название переправы, поэтому после окончания очередных реконструкционных работ они хотели вернуть мосту прежнее название «Невский», но тщетно.
  3. Во время ВОВ немцы активно распространяли на все мировое сообщество фейковые фотографии с конями у Аничкова моста, будто они уже захватили Ленинград. Поскольку кони были давно закопаны, прообразом послужили копии жеребцов в Берлине.
  4. После реставрации переправы в начале XXI века, в полости скульптур со стороны здания музея становления демократии современной России были помещены записки будущим реставраторам с пожеланиями восстановить коней лучше, если смогут.

Как добраться

Аничков мост находится примерно на равном расстоянии от противоположных друг от друга групп станций метро: Гостинный двор, Невский проспект и Маяковская, Площадь Восстания.

  • Невский проспект, Гостинный двор (~9 минут) – у обоих станций имеются по 2 выхода на поверхность. Рекомендуем из Гостинного двора выходить ближе к улице Садовой, а из Невского проспекта – на Михайловскую. Так будет ближе. После выхода из вестибюлей нужно идти по Невскому проспекту так, чтобы ТЦ «Большой Гостинный Двор» был по правую руку. Коней будет видно уже издалека.
  • Маяковская, Площадь Восстания (~11 минут) – на этих станциях тоже можно заблудиться. Из Маяковской лучше выходить на улице Марата, а из Площади Восстания – на улице Восстания. Второй выход находится аж возле ТЦ «Галерея» и Московского вокзала. Если вы решите подняться на поверхность там, то потратите лишнее время, переходя оживленный Лиговский проспект. От этих станций идти нужно по Невскому проспекту в противоположную сторону.

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Ошибки в тексте

“АНИЧКОВ МОСТ” – мост в Центральном районе Санкт-Петербурга, который проложен через реку Фонтанку.

В разговорной речи произношение этого словосочетания вызывает затруднения.

Обычно встречается два варианта произношения:

  • А́ничков мост”, где ударение падает на букву “а” первого слога,
  • “Ани́чков мост”, где ударение падает на букву “и” второго слога.

Как правильно – “Аничков мост” или “АнИчков мост”?

Чтобы разобраться с правильным произношением, вспомним этимологию этого слова.

Этот мост назван в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова. Как известно, его батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой (в Аничковой слободе), где и построили данный мост.

Таким образом, ударение следует ставить такое же, как и в производящем слове.

Как известно, в русском языке в топониме ударение ставится такое же, как и в производящем слове.

А это значит, что в слове “Аничков” ударение нужно поставить на ту же гласную, как и в фамилии Михаила Аничкова.

Михаил Ани́чков – Ани́чков мост

Многие, не зная этимологию изучаемого слова, думают что произошло оно от имени некоей Ани, Анички, отсюда и неправильное ударение на букву “а” первого слога.

Таким образом, вспомнив этимологию данного словосочетания, вы не ошибетесь с правильным произношением:

Ани́чков мост

Примеры для закрепления:

  • Ани́чков мост входит в состав Невского проспекта.
  • Первый Ани́чков мост имел длину 150 метров.
  • В 1715 году Пётр I распорядился построить Ани́чков мост, который был назван в честь М. О. Аничкова.

Предыдущая

ФонетикаУдарение в слове ПРЕДПРИНЯВ: как правильно

Следующая

ФонетикаУдарение в слове ПОРТФЕЛЬ: как правильно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется аниме на англ
  • Как пишется аниме волейбол
  • Как пишется аниматроник
  • Как пишется аниматор или ониматор
  • Как пишется анжи на английском