Как пишется антикоррупционная экспертиза

Правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 26 февраля 2010 года № 96

ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»;

постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Председатель Правительства

Российской Федерации В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНЫ

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 февраля 2010 года № 96

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы;

б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов — при проведении их правовой экспертизы;

в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной регистрации;

г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — при мониторинге их применения.

3. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством.

4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

5. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

6. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

8. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 февраля 2010 года № 96

МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага).

4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 февраля 2010 г. N 96

МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

(пп. «и» введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ»

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях организации в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов <1>  и их проектов, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Федеральный закон), и устанавливают требования по организации такой экспертизы.

———————————

<1> В настоящих методических рекомендациях под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм — общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»).

1.2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

1.3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указу Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы», Указу Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» в соответствии с Федеральным законом, Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной тем же постановлением (далее — Методика проведения антикоррупционной экспертизы), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (далее — Регламент Правительства), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», постановлением Правительства от 28 июля 2005 г. N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

1.4. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Перечень коррупциогенных факторов определен в Методике проведения антикоррупционной экспертизы.

1.5. Федеральные органы исполнительной власти в обязательном порядке проводят антикоррупционную экспертизу проектов ведомственных нормативных правовых актов.

При проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) его положения оцениваются во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Результаты проведения федеральными органами исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов должны быть объективными и проверяемыми.

В заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы должно содержаться указание на наличие или отсутствие в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в федеральных органах исполнительной власти проводится компетентными лицами, прошедшими обучение по соответствующим образовательным программам.

Федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица при организации проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) взаимодействуют с физическими и юридическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

1.6. В целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов федеральные органы исполнительной власти должны учитывать антикоррупционные положения федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

1.7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами и организациями, проводится органами и организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов и организаций, при мониторинге их применения.

1.8. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами и организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге их применения.

1.9. Совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и повышение ее результативности является одним из основных направлений реализации государственной антикоррупционной политики.

2. Организация проведения антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов и их проектов

2.1. В целях обеспечения организации проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с особенностями статуса федерального органа исполнительной власти и его структуры на основании п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона приказом руководителя федерального органа исполнительной власти утверждается порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в федеральном органе исполнительной власти.

2.2. Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти, определяется структурное подразделение, уполномоченное на проведение антикоррупционной экспертизы.

Предполагается, что таким структурным подразделением целесообразно определить юридическую службу федерального органа исполнительной власти.

2.3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится уполномоченным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти при мониторинге их применения, а антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов — при проведении их правовой экспертизы.

2.4. Структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченное на проведение антикоррупционной экспертизы, контролирует размещение на официальном сайте федерального органа исполнительной власти проектов нормативных правовых актов в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

2.5. Структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, его должностные лица при разработке проекта нормативного правового акта в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, принимают меры, направленные на исключение норм, содержащих коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой проведения антикоррупционной экспертизы.

2.6. Проект нормативного правового акта визируется руководителем структурного подразделения, разработавшего проект (лицом, его замещающим), и направляется на рассмотрение в (наименование структурного подразделения, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы).

2.7. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов структурным подразделением, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы, не может превышать срока проведения правовой экспертизы.

2.8. (Наименование структурного подразделения, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы) проводит антикоррупционную экспертизу поступившего проекта нормативного правового акта в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы.

2.9. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

2.10. При организации и осуществлении антикоррупционной экспертизы структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти взаимодействуют в рамках своей компетенции, предусмотренной положением о структурном подразделении федерального органа исполнительной власти, в соответствии с утвержденным порядком в федеральном органе исполнительной власти.

2.11. Служебная переписка по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов проводится по правилам, установленным инструкциями по делопроизводству, утвержденными федеральными органами исполнительной власти.

2.12. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта оформляется заключение, подготавливаемое в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы (далее — Заключение) (образец заключения приведен в приложении N 1).

2.13. Заключение с учетом заключений, подготовленных по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при их наличии), представляется для утверждения руководителю (наименование структурного подразделения, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы).

2.14. Руководитель (наименование структурного подразделения, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы) направляет Заключение в структурное подразделение, разработавшее проект нормативного правового акта.

2.15. При согласии с Заключением, в котором указано на выявленные в проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы, структурное подразделение, разработавшее проект, дорабатывает его и повторно направляет на антикоррупционную экспертизу в структурное подразделение, уполномоченное на проведение антикоррупционной экспертизы.

2.16. При несогласии с Заключением, содержащим указание на наличие коррупциогенных факторов в проекте нормативного правового акта, структурное подразделение, разработавшее проект, проводит согласительные процедуры, установленные нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

2.17. Если федеральный орган исполнительной власти получает специальное поручение по проведению антикоррупционной экспертизы, оно поручение исполняется в сроки, установленные п. 48 Регламента Правительства.

2.18. Проверка изданных ранее нормативных правовых актов (наименование федерального органа исполнительной власти) с целью выявления в них коррупциогенных факторов осуществляется при мониторинге их применения структурными подразделениями и должностными лицами (наименование федерального органа исполнительной власти) в соответствии со своей компетенцией.

В случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов соответствующее структурное подразделение направляет указанный нормативный правовой акт в (наименование структурного подразделения, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы) для проведения антикоррупционной экспертизы.

2.19. На основании Заключения (наименование структурного подразделения, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы) структурное подразделение, ответственное за направление деятельности, соответствующее содержанию нормативного правового акта, готовит предложения по устранению выявленных в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов и представляет их руководителю (наименование федерального органа исполнительной власти) или лицу, его замещающему, для принятия решения.

2.20. В случае выявления в действующих нормативных правовых актах коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, федеральные органы исполнительной власти письменно информируют об этом Генеральную прокуратуру Российской Федерации (с указанием нормативного правового акта, его норм и коррупциогенных факторов).

2.21. По вопросам проведения антикоррупционной экспертизы в федеральном органе исполнительной власти могут создаваться рабочие группы.

3. Независимая антикоррупционная экспертиза

3.1. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, структурное подразделение федерального органа исполнительной власти — разработчик соответствующих проектов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с п. 57 Регламента Правительства, направляет эти проекты в структурное подразделение, ответственное за ведение официального сайта федерального органа исполнительной власти, для размещения на данном сайте с указанием дат начала и окончания приема заключений.

3.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, структурное подразделение федерального органа исполнительной власти — разработчик проекта нормативного правового акта в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на рассмотрение в структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, ответственное за проведение правовой экспертизы, направляет проект нормативного правового акта в структурное подразделение, ответственное за ведение официального сайта федерального органа исполнительной власти, для размещения на данном сайте с указанием дат начала и окончания приема заключений.

3.3. Федеральные органы исполнительной власти создают адреса электронной почты для получения заключений в электронном виде, размещают информацию о данных адресах на своих официальных сайтах в сети Интернет и в течение семи дней со дня создания адреса электронной почты информируют об этом Министерство юстиции Российской Федерации.

При этом в федеральном органе исполнительной власти не может быть создано более одного такого адреса электронной почты.

3.4. В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения заключений, федеральный орган исполнительной власти не позднее следующего дня после такого изменения размещает информацию о новом адресе электронной почты на своем официальном сайте в сети Интернет и в течение семи дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Министерство юстиции Российской Федерации.

3.5. Заключения и их копии принимаются федеральным органом исполнительной власти в бумажном и (или) электронном виде.

3.6. Заключения, поступившие в федеральный орган исполнительной власти в электронном виде, регистрируются в федеральном органе исполнительной власти в порядке, установленном Положением о системе межведомственного документооборота, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N 754.

3.7. Срок размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы и срок приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не могут быть менее семи дней.

3.8. По окончании указанного срока структурное подразделение, ответственное за ведение официального сайта федерального органа исполнительной власти, выдает структурному подразделению федерального органа исполнительной власти — разработчику соответствующего проекта справку о размещении проекта нормативного правового акта на данном сайте с указанием дат проведения независимой антикоррупционной экспертизы, даты окончания приема заключений от независимых экспертов с приложением поступивших заключений по соответствующему проекту.

3.9. Независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов руководствуются Методикой проведения антикоррупционной экспертизы.

3.10. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, принимают для рассмотрения заключения федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

3.11. Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся разработчиками перечисленных в данном пункте документов, их должностные лица принимают на рассмотрение заключения по проектам федеральных законов, проектам указов Президента Российской Федерации и проектам постановлений Правительства Российской Федерации, проектам концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектам поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, а также нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и их проектам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовой статус организаций или имеющим межведомственный характер.

3.12. При внесении в текст проекта нормативного правового акта изменений, влекущих изменение содержания по существу, а также любых изменений положений проекта нормативного правового акта, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, проект подлежит повторному размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

3.13. Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденным руководителем федерального органа исполнительной власти, определяется структурное подразделение по работе с независимыми экспертами, получившими аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

3.14. К проектам нормативных правовых актов, направляемых федеральным органом исполнительной власти вместе с пояснительной запиской в Министерство юстиции Российской Федерации, прилагаются сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы и копии поступивших заключений.

3.15. Если разработчик проекта нормативного правового акта не согласен с результатами независимой антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, к пакету документов, представленных на подпись руководителю федерального органа исполнительной власти, прилагается пояснительная записка с мотивированным несогласием.

3.16. Проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации нормативного характера и постановлений Правительства Российской Федерации вносятся федеральными органами исполнительной власти Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений.

В пояснительной записке к указанным проектам нормативных правовых актов отражаются сведения об учтенных предложениях, изложенных в заключениях по проектам нормативных правовых актов.

3.17. Если независимым экспертом выявлены коррупциогенные факторы в нормативном правовом акте, структурное подразделение федерального органа исполнительной власти — разработчик проекта данного акта после получения заключения проводит анализ этого акта на предмет наличия в нем коррупциогенных факторов.

3.18. В случае подтверждения наличия коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте, структурное подразделение федерального органа исполнительной власти — разработчик проекта данного акта результаты проведенного анализа и предложения по изменению этого акта докладывает руководству федерального органа исполнительной власти.

3.19. Копии заключений по федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовой статус организаций или имеющим межведомственный характер, и проектам указанных нормативных правовых актов принимаются Министерством юстиции Российской Федерации для учета.

3.20. Копии заключений по нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, уставам муниципальных образований и муниципальным правовым актам о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектам указанных нормативных правовых актов принимаются соответствующими территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации для учета.

4. Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

4.1. Выявленные в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом (далее — заключение).

4.2. Заключения носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующим структурным подразделением федерального органа исполнительной власти.

4.3. Заключения носят обязательный характер в случае проведения Минюстом России антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственных характер, при их государственной регистрации.

4.4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, при выявлении в них коррупциогенных факторов не подлежат государственной регистрации.

4.5. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов и организаций коррупциогенных факторов органы и организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов и организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованного и (или) упраздненного органа или организации коррупциогенных факторов.

4.6. Результаты проведения независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, составленном по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

4.7. При получении заключения, не соответствующего форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти — разработчики документов рассматривают его в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

5. Отчетность по проведению антикоррупционной экспертизы

5.1. Министерство юстиции Российской Федерации обобщает практику организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

5.2. Структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченное на проведение антикоррупционной экспертизы, проводит анализ, оценку своей деятельности, а также федерального органа исполнительной власти по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за каждый полугодовой период.

5.3. Результаты деятельности федерального органа исполнительной власти по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за первое полугодие и прошедший год подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем и представляются в Министерство юстиции Российской Федерации по форме согласно приложению 2.

5.4. Результаты деятельности независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти и их проектов за первое полугодие и прошедший год подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем и представляются в Министерство юстиции Российской Федерации по форме согласно приложению 3) со всеми поступившими заключениями.

6. Ответственность

Ответственность за некачественное и несвоевременное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов устанавливается в должностных регламентах федеральных государственных гражданских служащих, согласно положениям нормативных правовых актов (регламентов) федеральных органов исполнительной власти.

Приложение N 1

                                              Наименование структурного

                                          подразделения федерального органа

                                                исполнительной власти

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

         ________________________________________________________

          (наименование нормативного правового акта, его проекта

                           или иного документа)

    В  соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009

г.  N  172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и

проектов  нормативных  правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25

декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

и ________________________________________________________________________,

             (ссылка на ведомственный нормативный правовой акт)

проведена антикоррупционная экспертиза

___________________________________________________________________________

(наименование нормативного правового акта, его проекта или иного документа)

    Вариант 1:

    В представленном

___________________________________________________________________________

(наименование нормативного правового акта, его проекта или иного документа)

коррупциогенные факторы не выявлены.

    Вариант 2:

    В представленном

___________________________________________________________________________

(наименование нормативного правового акта, его проекта или иного документа)

выявлены коррупциогенные факторы <1>.

    В целях устранения  выявленных  коррупциогенных  факторов  предлагается

____________________________________________ (указывается способ устранения

коррупциогенных  факторов:  исключения из текста документа, изложение его в

другой редакции, внесение иных изменений в текст рассматриваемого документа

либо в иной документ или иной способ устранения коррупциогенных факторов).

______________________________ _____________ ______________________________

   (наименование должности)      (подпись)         (инициалы, фамилия)

———————————

<1> Отражаются все положения нормативного правового акта, его проекта или иного документа, в которых выявлены коррупциогенные факторы, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов со ссылкой на положения методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.

Приложение N 2

<1> Нормативный правовой акт.

<2> Аналогичный период прошлого года.

<3> Отчетный период.

Памятка по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов

Рекомендуется начинать проведение антикоррупционной экспертизы с определения компетентности принявшего акт органа местного самоуправления.

В первую очередь рекомендуется определить, относится ли предмет правового регулирования акта к вопросам местного значения или переданным полномочиям либо он отнесен к полномочиям органов местного самоуправления федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

При определении компетенции следует иметь ввиду, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут приниматься:

а) непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения;

б) органами местного самоуправления и (или) должностными лицами местного самоуправления — по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с частями 3, 4 и 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Во вторую очередь рекомендуется определить, к компетенции какого именно из органов местного самоуправления (в соответствии со структурой и полномочиями органов местного самоуправления, определенными уставом муниципального образования) относится регулирование правоотношений.

Например, в соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Принятие конкретных решений по вопросам управления и распоряжения им относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация.

В третью очередь необходимо определить пределы правового регулирования органов местного самоуправления в рамках данных правоотношений (как правило, они отражены в преамбуле акта).

Разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти осуществляется в соответствии с законом.

После определения компетенции принявшего акт органа местного самоуправления следует произвести оценку нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в определенной сфере.

Необходимо учитывать, что принятие двух и более актов, регулирующих одни и те же правоотношения, способно привести к возможности применения любого из указанных актов «на выбор», то есть по усмотрению органов (должностных лиц) местного самоуправления, что само по себе порождает возможность проявления коррупционных проявлений.

Пример: правила благоустройства, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, в которые включается глава о правилах проведения земляных работ либо правилах уборки территорий и правила проведения земляных работ (правила уборки территорий) в виде отдельного правового акта местной администрации.

Далее следует переходить к непосредственному анализу коррупциогенности (антикоррупционной экспертизе) нормативного правового акта.

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

В заключении по результатам антикоррупционной экспертизы указываются конкретные нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные факторы, указанные в Методике, и предложены способы их устранения.

Это может быть общий вывод о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт, вывод о необходимости отмены нормативного правового акта, об отклонении или доработке проекта нормативного правового акта.

При этом допустимо предлагать конкретные изменения и дополнения, а также антикоррупционные формулировки норм с тем, чтобы разъяснить коррупциогенности анализируемых норм.

Также в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы могут быть даны рекомендации по включению в текст превентивных (предупреждающих) антикоррупционных норм.

Последним этапом антикоррупционной экспертизы является принятие мер по ее результатам.

Составленное по результатам антикоррупционной экспертизы заключение направляется в орган местного самоуправления, принявший нормативный правовой акт либо орган (структурное подразделение, ответственное за разработку проекта муниципального нормативного правового акта).

При этом необходимо помнить, что в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Перечень и примеры типичных коррупциогенных факторов

Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:

1) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Дискреционные полномочия – совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, их должностных лиц, предоставляющих органу или должностному лицу возможность по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого решения либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких вариантов решений.

Необходимо сузить до минимума возможность свободного усмотрения должностных лиц органов местного самоуправления, а при установлении права выбора точно определить условия и основания принятия того или иного решения.

Пример: «При необходимости, заявителю необходимо предоставить копию документа воинского учета».

Коррупциогенный фактор: широта дискреционных полномочий. Отсутствуют случаи необходимости представления данного документа.

Рекомендации: необходимо конкретизировать случаи представления данного документа или представлять его в обязательном порядке.

2) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

Необходимо помнить, что в теории административного права компетенция органа местного самоуправления понимается через единство прав и обязанностей, то есть они неразрывно связаны. Разделение прав и обязанностей в формулах «вправе», «может» создает иллюзию того, что в определенных случаях можно использовать полномочие как право (то есть не осуществлять его).

Пример: «…При наличии у местной Администрации сведений, необходимых для принятия решения о выплате, граждане могут быть освобождены по решению главы местной Администрации от обязанности представления всех или части документов, указанных в настоящем пункте Порядка».

Коррупциогенный фактор: применение формулировки «могут быть» является диспозитивным установлением возможности совершения действий должностными лицами учреждений в отношении граждан.

Рекомендации: слова «могут быть освобождены» заменить словом «освобождаются».

3) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Коррупционно опасным является любое изменение объема прав заявителя, процедура реализации которых ставится в зависимость от уполномоченной стороны (установление запретов или ограничений, либо, напротив, исключений и предоставление преимуществ, привилегий).

Пример: «… В случае, если в представленных заявителем документах выявлены недостатки, являющиеся основанием для их возвращения без рассмотрения по существу, но которые можно устранить без возврата этих документов, и заявитель не настаивает на их возврате, местная Администрация устанавливает срок для устранения таких недостатков, не превышающий 30 дней.».

Коррупциогенные факторы: выборочное изменение объёма прав; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти (их должностными лицами). Данный пункт предоставляет возможность установления исключений из общего порядка. При этом: — не указан закрытый перечень недостатков, которые могут быть устранены без возвращения документов заявителю; — не указан способ уведомления, которым заявитель должен сообщить о том, что он не настаивает на возврате документов. Таким образом, отсутствует чёткая регламентация прав заявителя, имеются дискреционные полномочия должностных лиц.

Рекомендации: привести закрытый (исчерпывающий) перечень недостатков, которые устраняются в определённый срок без возврата документов заявителю. Предусмотреть действия должностных лиц, если в установленный срок недостатки не были устранены заявителем.

4) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

Пример: Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» утверждено Постановлением местной Администрации.

Коррупциогенный фактор: нарушение компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов — статья 8-1 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2000 N 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» устанавливает, что «Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов утверждается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.».

Рекомендации: утвердить Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» решением Муниципального Совета.

5) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

В целях исключения данного коррупциогенного фактора органы местного самоуправления должны разработать административные регламенты в отношении каждой предоставляемой муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Пример: «Основаниями принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: а) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 3 Порядка;

б) представление недостоверных сведений;

в) снятие с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории Санкт-Петербурга».

Коррупциогенный фактор: Однако в документе отсутствуют порядок и сроки проверки достоверности предоставленных сведений.

Рекомендации: установить порядок и сроки проверки достоверности предоставленных сведений.

6) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Снижению коррупциогенности способствует использование специальных процедур, именуемых в гражданском праве «торги» (аукционы и конкурсы).

Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:

1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Условия (требования), необходимые для реализации субъектом своего права либо исполнения обязанности, обременительны настолько, что превышают уровень разумного. Проявляется при реализации разрешительных и регистрационных полномочий.

Как правило, обнаружить данный фактор в формулировке требований к заявителю можно при анализе оснований для отказа в совершении действия, приема документов. Коррупциогенность повышается, если перечень оснований для отказа:

а)  открытый, то есть не исчерпывающий;

б)  содержит ссылки к основаниям для отказа, установленном в других актах;

в)  содержит «размытые», субъективно-оценочные основания отказа (например, представленные заявителем сведения не соответствуют действительности или представлены не в полном объеме).

Пример: «Копия документа, удостоверяющего личность, при подаче заявления гражданином, заверенная нотариально.»

Коррупциогенный фактор: Условия (требования) о предоставлении нотариально заверенных копий документов, необходимые для реализации гражданином своего права слишком обременительны и в данном случае необязательны.

Рекомендации: изложить пункт в следующей редакции: «Копия документа, удостоверяющего личность, при подаче заявления гражданином. Документы, удостоверяющие личность гражданина, предоставляются в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются гражданину. В случае предоставления гражданином нотариально заверенных копий предоставление оригиналов документов не требуется».

2) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

Анализ возможного способа выбора способа или срока совершения действия субъектом права необходимо проводить во взаимосвязи с последующими указанными действиями правомочиями уполномоченной стороны.

Пример: «Для получения субсидий заявитель представляет в местную Администрацию следующие документы:

а) заявление о предоставлении субсидии;

б) расчет размера субсидий по форме, устанавливаемой местной Администрацией, подписанный заявителем (в 2-х экземплярах) и в сроки, устанавливаемые местной Администрацией по согласованию с заявителем».

Коррупциогенный фактор: Предоставление заявителю права свободного выбора сроков совершения действий, сопровождаемое отсутствием их четкой регламентации после вступления в административное правоотношение, создает возможности дискреционного поведения муниципальных служащих.

Рекомендации: изложить пункт в следующей редакции: «Для получения субсидий заявитель представляет в местную Администрацию следующие документы:

а) заявление о предоставлении субсидии;

б) ежемесячно расчет размера субсидий по форме, устанавливаемой местной Администрацией, подписанный заявителем (в 2-х экземплярах) и в сроки, устанавливаемые местной Администрацией».

3) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Пример: «Основанием для отказа в исполнении муниципальной услуги является:

— отказ органа прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в абзацах 2 и 3 подпункта «б» пункта 3.3.5 Административного регламента;

— предоставление заведомо недостоверной или искаженной информации в обращении.

Коррупциогенный фактор: Формулировки «заведомо недостоверной или искаженной информации» является формулировкой оценочного характера, с неясным, неопределённым содержанием, допускающими различные трактовки. В связи с чем, правоприменение может стать избирательным и выборочным. Федеральный закон от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит подобных оснований для отказа в рассмотрении обращения. Кроме того, представляется невозможным объективно установить прямой умысел лица на предоставление недостоверной или искажённой информации.

Рекомендации: исключить из пункта слова «предоставление заведомо недостоверной или искаженной информации в обращении.».

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФАС России утвержден приказом № 976/15 от 16.10.2015

I. Общие положения

1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы (далее — Порядок) определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы (далее — ФАС России).

2. Антикоррупционная экспертиза проводится при проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФАС России и мониторинге применения принятых нормативных правовых актов ФАС России.

3. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и в проектах нормативных правовых актов.

4. Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводит Правовое управление ФАС России (далее — Правовое управление) в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 10, ст. 1084; 2012, № 52, ст. 7507; 2013, № 13, ст. 1575, № 48, ст. 6278; 2015, № 6, ст. 965, № 30, ст. 4604) (далее — Методика) и настоящим Порядком.

5. Структурные подразделения центрального аппарата ФАС России (далее — структурные подразделения), ответственные за подготовку проекта нормативного правового акта, при его разработке руководствуются Методикой в целях недопущения включения в проекты нормативных правовых актов коррупциогенных факторов.

6. Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления в Правовое управление. При необходимости срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен начальником Правового управления по согласованию с заместителем руководителя ФАС России, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность Правового управления, но не более чем на 5 рабочих дней.

7. Антикоррупционная экспертиза доработанных проектов нормативных правовых актов проводится в срок, не превышающий 2 рабочих дня со дня поступления их в Правовое управление.

8. В случае если проект нормативного правового акта подготовлен во исполнение срочного поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или руководителя (заместителей руководителя) ФАС России, Правовое управление по согласованию со структурным подразделением, подготовившим проект нормативного правового акта, и с заместителем руководителя ФАС России, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность Правового управления, сокращает сроки проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта.

9. Правовое управление в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня поступления проекта нормативного правового акта, возвращает данный проект в структурное подразделение, разработавшее его, в случае, если справка, прилагаемая к проекту нормативного правового акта, не отвечает требованиям пункта 12 настоящего Порядка.

II. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных

правовых актов

10. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится государственными гражданскими служащими Правового управления одновременно с проведением правовой экспертизы согласно Методике.

11. До направления в Правовое управление для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проект нормативного правового акта подлежит визированию начальником структурного подразделения ФАС России, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта.

12. При направлении проекта нормативного правового акта в Правовое управление к нему прилагается справка, в которой указываются:

а) основания издания нормативного правового акта (сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми ФАС России поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации);

б) сведения обо всех действующих актах, изданных ФАС России по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации и информации о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

в) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке проекта нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов). При наличии в проекте нормативного правового акта ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации;

г) сведения о необходимости согласования проекта нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование требуется в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895, № 50, ст. 5689; 1998, № 47, ст. 5771; 1999, № 8, ст. 1026; 2002, № 40, ст. 3929; 2006, № 29, ст. 3251; 2009, № 2, ст. 240, № 12, ст. 1443; 2010, № 9, ст. 964, № 21, ст. 2602; 2011, № 9, ст. 1251, № 29, ст. 4472, № 32, ст. 4834; 2012, № 1, ст. 148, № 19, ст. 2419, № 27, ст. 3739, № 49, ст. 6880, № 52, ст. 7507; 2013, № 13, ст. 1575, № 38, ст. 4831, № 48, ст. 6259; 2014, № 8, ст. 816, № 51, ст. 7434; 2015, № 6, ст. 965);

д) сведения о раскрытии информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 52, ст. 7491; 2015, № 6, ст. 965, № 36, ст. 5037);

е) сведения о раскрытии информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 36, ст. 4902, № 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, № 32, ст. 4502; 2015, № 6, ст. 965, № 31, ст. 4692);

ж) сведения о размещении проекта нормативного правового акта на официальном сайте ФАС России, а также на официальном сайте regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сайт regulatio№.gov.ru) в целях обеспечения возможности проведения независимой экспертизы, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169, № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908, № 36, ст. 4903, № 50 (ч. 6), ст. 7070, № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506).

13. По результатам проведения антикоррупционной и правовой экспертизы проекта нормативного правового составляется заключение, которое подписывается начальником Правового управления или лицом, исполняющим его обязанности (далее — заключение Правового управления), в котором отражается результат проведенной антикоррупционной экспертизы.

14. Правовое управление при проведении правовой экспертизы проводит антикоррупционную экспертизу каждой нормы проекта нормативного правового акта с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

15. При выявлении в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов в заключении Правового управления отражаются все выявленные коррупциогенные факторы с указанием структурных единиц (разделов, пунктов, подпунктов, абзацев), в которых они содержатся, со ссылкой на положения Методики. Одновременно в заключении Правового управления указываются предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов. В случае, если в проекте нормативного правового акта отсутствуют коррупциогенные факторы, в заключении Правового управления отражаются указанные сведения.

16. Заключение Правового управления подлежит обязательному рассмотрению в структурном подразделении, ответственном за подготовку проекта нормативного правового акта.

17. Коррупциогенные факторы, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, устраняются структурным подразделением, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, на стадии доработки проекта нормативного правового акта, после чего доработанный проект нормативного правового акта направляется в Правовое управление для проведения повторной антикоррупционной экспертизы.

III. Обеспечение проведения независимой антикоррупционной

экспертизы проектов нормативных правовых актов

18. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФАС России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, структурные подразделения — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в Правовое управление, размещают эти проекты на сайте regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

19. Срок размещения проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для проведения независимой антикоррупционной экспертизы составляет не менее семи дней.

20. В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.

21. Поступившие в ФАС России заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в структурное подразделение России, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта, для рассмотрения и устранения коррупциогенных факторов. Структурное подразделение в день поступления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы информирует и направляет копию данного заключения в Правовое управление.

22. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению в ФАС России в тридцатидневный срок со дня его получения.

23. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствуют предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов.

24. Положения проекта нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные факторы, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, подлежат устранению структурным подразделением, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта.

25. После устранения замечаний и учета предложений, изложенных в заключениях антикоррупционной экспертизы и независимой антикоррупционной экспертизы, структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта, повторно представляет проект нормативного правового акта на рассмотрение в Правовое управление с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

26. Сведения о поступлении заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта акта и о результатах их рассмотрения учитываются при подготовке заключения по результатам повторной антикоррупционной экспертизы, а также отражаются в справке к подписанному (утвержденному) акту, направляемому на государственную регистрацию в Минюст России.

IV. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

нормативных правовых актов

27. В целях проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов структурные подразделения, ответственные за подготовку соответствующих актов, после их подписания (утверждения) руководителем ФАС России ведут постоянный мониторинг их применения для выявления в них коррупциогенных факторов в соответствии с Методикой.

В ходе мониторинга осуществляются сбор и обобщение информации о практике применения нормативных правовых актов, ее анализ и оценка.

28. При обнаружении в нормативных правовых актах ФАС России коррупциогенных факторов соответствующее структурное подразделение в трехдневный срок направляет указанные нормативные правовые акты с мотивированным обоснованием в Правовое управление на антикоррупционную экспертизу, проведение которой осуществляется в соответствии с разделом II настоящего Порядка.

29. На основании заключения Правового управления по результатам проведения антикоррупционной экспертизы соответствующее структурное подразделение готовит предложения по устранению выявленных в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов и направляет их руководителю ФАС России или лицу, исполняющему его обязанности, для принятия соответствующего решения.

Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения

В   соответствии   с   пунктом   6   приоритетного   проекта «Внедрение   системы предупреждения  и  профилактики коррупционных проявлений   в   контрольно-надзорной деятельности»,   утвержденного протоколом   заседания   проектного комитета   по   основному направлению   стратегического развития   Российской Федерации «Реформа контрольной   и надзорной   деятельности»  от   21.02.2017 № 13(2) размещаются проекты карт коррупционных рисков по видам контроля, осуществляемого ФАС России. При наличии замечаний и предложений к представленным проектам просим представить   Ваши   заключения   в   ФАС   России   не   позднее 10.09.2017   для своевременной доработки проектов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется антикоррозийная обработка правильно
  • Как пишется антикнокбек
  • Как пишется антикварный
  • Как пишется антивандальный
  • Как пишется антибиотик или антибиотик