Как пишется басовые партии

Партия баса — как её прописать

Партия баса - как её прописать

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поделимся некоторыми соображениями по-поводу того, как может получиться партия баса, подходящая для нашей музыки.

В предыдущей статье мы смотрели как, не имея под рукой настоящих барабанов и барабанщика (а может быть и просто не имея возможности хорошо записать барабаны самим) записать ударные. Плагин, что мы рассматривали на мой вкус очень хорош — звук как на настоящей барабанной установке. А вот, как это звучит на практике: Как записать барабаны с помощью Addictive Drums.

В этой статье мы разовьём эту музыку, добавив ещё и партию баса. Звук баса мы будем записывать с синтезатора.

Итак, как же мы можем рассуждать? Если в целом, то чтобы бас звучал можно просто выбросить самые нижние ноты из того, что мы играем на гитаре. То есть на гитаре играются верхние ноты аккордов, на бас-гитаре нижние.

Вообще, давайте здесь сделаем небольшое отступление и вспомним, что мы писали в некоторых предыдущих статьях. Бас должен звучать круто…

Например вот, что мы играли в статье под названием бридж в музыке

Пример баса из аудиопримерарис. 1

А вот как это звучит.

слушать музыку

То есть это нижние звуки части нашей музыки. Как слышите мы просто используем гамму натурального ля мажора (это наша тональность), с повышенной второй ступенью (это должна быть нота си диез, но у нас отмечена как до бекар, что одно и то же) и в конце нота Ля у нас звучит как тоника (на ней всё успокаивается и будто бы в музыке поставлена точка).

Но главное — эта линия (просто мелодия можно сказать) звучит гармонично и сносно сама по себе.

А теперь добавим верхние ноты:

Пример баса с верхними нотами из аудиопримерарис. 2

И послушаем теперь с ними:

слушать музыку

Как слышите звучит уже по-другому и тоже гармонично. Вверху у нас своя линия идёт

Вот это примерно мы и имели ввиду, говоря про выбрасывание самых нижних нот из того, что мы играем на гитаре.

Теперь, руководствуясь вышесказанным, разовьём нашу композицию добавив после основного проигрыша некоторые новые аккорды. Продолжение будет из двух частей. Первая будет такой:

Продолжение исходного проигрышарис. 3

На гитаре звучать это будет так:

слушать музыку

Теперь самые нижние ноты сыграем с помощью бас-гитары (её у нас будет имитировать синтезатор).

слушать музыку

Как слышите мы играли можно сказать те же аккорды, только самые низкие ноты взяли с помощью синтезатора (имитирующего бас-гитару).

Далее сыграем вторую часть, которая будет достаточно простой:

Продолжение исходного проигрыша часть втораярис. 4

Кстати, на этот проигрыш мы играли что-то типа соло (используя лишь одно упражнение для гитары).

Послушаем как она звучит на гитаре:

слушать музыку

Во второй части мы будем рассуждать немного по-другому. Мы будем использовать арпеджио аккордов составляющих проигрыш и будем с помощью баса придавать нужную нам атмосферу к тому, что играется у нас на гитаре. Это достаточно интересно.

Так, для первого аккорда (который у нас С9) мы в басу добавим ноту ми (она — это третья ступень трезвучия С, поэтому она вполне себе здесь подходит и не испортит звучания). Потом сыграем Фа диез, что третья ступень уже второго аккорда D (трезвучия ре мажор). А потом возьмём ноту соль, что третья ступень для малого минорного септаккорда Em7 (последнее созвучие в проигрыше). Получается мы просто 3 ступени взяли наших созвучий в басу.

Но мы можем взять не только третьи ступени, но и другие аккордовые звуки, получив вот что:

Партия баса для второго проигрышарис. 5

На рисунке 5 мы цифрами подписали какая ступени текущего аккорда использовалась в басу.

А теперь послушаем, как наш проигрыш будет звучать с басом:

слушать музыку

Если вы можете поделиться своими соображениями о том, как написать партию баса — пишите в комментариях, буду очень рад.

А теперь сыграем всё вместе с барабанами и басом, добавив вначале ещё некоторые дополнительные звуки с синтезатора и гитары.

слушать музыку

На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.

Бас-гитара в аранжировке

Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса. При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.

Бас-гитара, наряду с ударными, составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.

Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.

Как известно из курса гармонии, бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.

Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.

Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.

На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора. При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.

Как правило, большинство современных vst плагинов (если Вы пишите аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.

Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары – это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д. Расположение нот в пределах позиции

Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 – 2 =3)

В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.

Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:

1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)

Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.

В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:

Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполнения трех типов:

Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)

Арпеджированные (в джазе применяются редко, но в других стилях очень часто)

Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)

2. Риффовый бас.

Рифф – короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения. Существует несколько разновидностей риффового баса

Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)

Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b)

Смешанный

3. Рок-бас

Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы – поэтому бас здесь играет всегда с бочкой. Пример из песни One of Us:

4. Латиноамериканский стиль

Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой. Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +– +– +- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)

5. Фанк и диско

Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16. Синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя  щелкающий звук)

Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.

6. Дублирование гитары

Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример: “metallica am i evil”

Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм-секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.


Download Article


Download Article

Basslines are very important to a song—even if it doesn’t seem so at first. They provide that moving feeling and display the song’s structure. Depending on the music, there are different methods used to write a bassline, but here are some of the more common ways.

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 1

    1

    Know that before the bassline is written, it is essential to know the chords of a song. Also, the melody is useful to devise the bassline. Until adequate experience is acquired, this should always be the first step![1]

  2. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 2

    1

    Find the roots of the chord on the bass instruments or write them out on a bass clef with the melody and chords.[2]

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 3

    2

    Repeat. From this point, a punk bassline is almost automatically made by playing repetitively on these notes. To ensure a more interesting line though, it is first useful to smooth out the bassline.

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 4

    3

    To smooth out the bassline, use scales or small jumps to connect the chords together. Don’t be afraid to invert the chords, or change what note in the chord is on the bottom, to make the line smooth.[3]

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 5

    4

    Check the melody. See if it sounds independent of the bassline. Try to use contrary motion, such as when the melody goes up, then the bass goes down and vice versa.

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 6

    1

    At this point, this is a simple bassline. This may do for some, but the more creative will want to embellish.

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 7

    2

    Experiment with rhythms to get a groove going.

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 8

    3

    Take the other notes in the chord or tones close to the original note and play those once in a while. Be sure to focus on the main note though.[4]

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 9

    4

    Let the bassline complement the other parts. If this has a riff, the bass would love to have its turn with it. Just don’t make it a carbon copy of another part, or else the bassline should take the bus home!

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 10

    1

    Find out what chords your guitarist is playing.

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 11

    2

    Repeat those notes in time with the guitar. Keep experimenting until you are comfortable.[5]

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 12

    3

    Using the notes you were already playing as a base, add different notes to create a melody. Keep experimenting until you find something that sounds good.

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 13

    4

    Take on board constructive criticism from your bandmates. It’s very important that you work together and put in equal amounts of effort.

  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What other instruments apart from Bass guitar play bass lines well?

    Community Answer

    The upright bass (otherwise known as the double bass or string bass) can play basslines well, especially in certain genres of jazz. The lower register of the piano can also play basslines. If you really wanted to stretch it, you could play a bassline with a low wind instrument, such as a trombone or a bari sax. These two instruments sometimes play basslines, but they often «double» the bass part with an actual bass or the piano’s left hand (at least in jazz).

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Take into mind the difficulty to actually play the line.

  • You don’t always have to have a bassline. Go with how you feel.

  • Listen to other songs that are of the same style as the future masterpiece. Apparently those songs got somewhere and their basslines worked.

Show More Tips

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • Do not give up. This is harder for someone without any formal music background, but it’s possible to figure out.

  • Do not write it one awkward way and be satisfied. It has to complement the parts, not ruin them.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Manuscript paper (if knowledgeable of formal music)
  • Basic melody and chords (does not need to be final)
  • Some free time!

References

About This Article

Article SummaryX

The key to composing a good baseline is working around the chords. Once you’ve figured out the chords, write down the root note of each one. The root is always the same as the chord, so in A Major, the root is A. Then, try repeating the notes between chord changes. For example, if your chords change every quarter note, try playing the root notes in sixteenth notes. For something more advanced, add other notes from a chord between chord changes. For instance, if you’re changing between C, F, and G, add an E between the first 2 chords to bridge the gap. You can also experiment with the rhythm of your notes to add some flavor to the bass. For more tips, including how to make your bass line complement the melody, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 235,875 times.

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Basslines are very important to a song—even if it doesn’t seem so at first. They provide that moving feeling and display the song’s structure. Depending on the music, there are different methods used to write a bassline, but here are some of the more common ways.

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 1

    1

    Know that before the bassline is written, it is essential to know the chords of a song. Also, the melody is useful to devise the bassline. Until adequate experience is acquired, this should always be the first step![1]

  2. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 2

    1

    Find the roots of the chord on the bass instruments or write them out on a bass clef with the melody and chords.[2]

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 3

    2

    Repeat. From this point, a punk bassline is almost automatically made by playing repetitively on these notes. To ensure a more interesting line though, it is first useful to smooth out the bassline.

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 4

    3

    To smooth out the bassline, use scales or small jumps to connect the chords together. Don’t be afraid to invert the chords, or change what note in the chord is on the bottom, to make the line smooth.[3]

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 5

    4

    Check the melody. See if it sounds independent of the bassline. Try to use contrary motion, such as when the melody goes up, then the bass goes down and vice versa.

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 6

    1

    At this point, this is a simple bassline. This may do for some, but the more creative will want to embellish.

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 7

    2

    Experiment with rhythms to get a groove going.

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 8

    3

    Take the other notes in the chord or tones close to the original note and play those once in a while. Be sure to focus on the main note though.[4]

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 9

    4

    Let the bassline complement the other parts. If this has a riff, the bass would love to have its turn with it. Just don’t make it a carbon copy of another part, or else the bassline should take the bus home!

  5. Advertisement

  1. Image titled Compose a Good Bassline Step 10

    1

    Find out what chords your guitarist is playing.

  2. Image titled Compose a Good Bassline Step 11

    2

    Repeat those notes in time with the guitar. Keep experimenting until you are comfortable.[5]

  3. Image titled Compose a Good Bassline Step 12

    3

    Using the notes you were already playing as a base, add different notes to create a melody. Keep experimenting until you find something that sounds good.

  4. Image titled Compose a Good Bassline Step 13

    4

    Take on board constructive criticism from your bandmates. It’s very important that you work together and put in equal amounts of effort.

  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    What other instruments apart from Bass guitar play bass lines well?

    Community Answer

    The upright bass (otherwise known as the double bass or string bass) can play basslines well, especially in certain genres of jazz. The lower register of the piano can also play basslines. If you really wanted to stretch it, you could play a bassline with a low wind instrument, such as a trombone or a bari sax. These two instruments sometimes play basslines, but they often «double» the bass part with an actual bass or the piano’s left hand (at least in jazz).

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Take into mind the difficulty to actually play the line.

  • You don’t always have to have a bassline. Go with how you feel.

  • Listen to other songs that are of the same style as the future masterpiece. Apparently those songs got somewhere and their basslines worked.

Show More Tips

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • Do not give up. This is harder for someone without any formal music background, but it’s possible to figure out.

  • Do not write it one awkward way and be satisfied. It has to complement the parts, not ruin them.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Manuscript paper (if knowledgeable of formal music)
  • Basic melody and chords (does not need to be final)
  • Some free time!

References

About This Article

Article SummaryX

The key to composing a good baseline is working around the chords. Once you’ve figured out the chords, write down the root note of each one. The root is always the same as the chord, so in A Major, the root is A. Then, try repeating the notes between chord changes. For example, if your chords change every quarter note, try playing the root notes in sixteenth notes. For something more advanced, add other notes from a chord between chord changes. For instance, if you’re changing between C, F, and G, add an E between the first 2 chords to bridge the gap. You can also experiment with the rhythm of your notes to add some flavor to the bass. For more tips, including how to make your bass line complement the melody, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 235,875 times.

Did this article help you?

Приветствую! Сегодня разберемся с важными особенностями нотации бас гитарных партий, основами нотного письма, а также специальными обозначениями для записи партий бас гитары. Информация в статье подается с самых азов и, надеюсь, будет понятна всем читателям, от новичка до более опытного музыканта. В другой раз я постараюсь рассказать о записи разных приемов игры, сокращениях нотного письма и т.п.

Основные определения

Сперва дадим несколько определений:

Нота — специальный графический знак, обозначающий какой-либо звук, извлекаемый на инструменте.

Нотация или нотное письмо — система записи нот, с помощью которой фиксируется высота и продолжительность каждого звука, сила звучания (громкость), темп, характер и многое другое.

[Ads]

Для написания нот применяется специальная нотная строка, которая называется нотным станом или нотоносцем и состоит из пяти параллельных линеек. Счет линейкам ведется снизу вверх, а ноты пишутся на линейках, между линейками и на добавочных линейках сверху и снизу от нотного стана. Нотоносец делится на такты сплошной вертикальной линией — тактовой чертой.

Самый первый знак, который пишется на нотном стане, — ключ. Ключ определяет высоту нот, расположенных на данном нотоносце. Всегда один из элементов ключа указывает на ноту, относительно которой должны рассчитываться звуковысотные позиции остальных нот.

басовый и скрипичный ключи
Ex. 1 — Нотный стан с басовым ключом, тактовой чертой и скрипичным ключом

Для записи партии бас гитары практически всегда используется басовый ключ или ключ «фа», указывающий своим двоеточием на ноту фа малой октавы на четвертой линейке (Ex. 1). На бас гитаре эта нота находится на третьем ладу струны D, на восьмом ладу струны A и на тринадцатом ладу струны E. Но, иногда, можно встретить и скрипичный ключ (ключ «соль»), указывающий на ноту соль первой октавы на второй линейке. Этот ключ можно использовать для записи соло в верхнем регистре. Также, но значительно реже, можно встретить теноровый ключ — ключ «до», указывающий на ноту до первой октавы (на четвертой линейке), который иногда встречается в партиях для контрабаса. Более подробную информацию об всех этих ключах вы нагуглите без труда.

На нашем сайте вы можете скачать и распечатать нотный стан для записи в басовом или скрипичном ключе.

Скрипичный и басовый ключ связаны между собой следующим образом (Ex.2):

Связь между скрипичным и басовым ключами
Ex.2 — Связь басового и скрипичного ключа

Т.е. нота до первой октавы в басовом ключе находится на первой добавочной линейке сверху, а в скрипичном на первой добавочной снизу.

Отличия в записи бас гитары и фортепиано

Нотация бас гитары

Все звуки, исполненяемые на бас гитаре, записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения нот с листа. Если записывать звуки бас гитары в их натуральном звучании, то пришлось бы применять слишком много добавочных линеек. Такие ноты читать очень трудно и неудобно.

Табулатуры как вспомогательная нотация

Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.

bassguitarpro gravatar

Получите pdf файл с нотами и табулартурами партии бас гитары из вашей любимой песни в течение нескольких дней. Уже снято более 100 песен для довольных клиентов.

О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.

Альтерация, ключевые и проходящие знаки.

При записи нотного текста, для повышения или понижения основного звука на пол-тона или даже на целый тон используются знаки альтерации — диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль. Для отмены действия любых знаков альтерации существует бекар.

Мы в Telegram

Ненавязчивая рассылка обновлений сайта

Подписаться

Диез (#) — повышает на пол-тона (1 лад);

Бемоль (♭) — понижает на пол-тона (1 лад);

дубль-диез (##) — повышает на целый тон (2 лада);

Дубль-бемоль (♭♭) — понижает на целый тон (2 лада);

Бекар (♮) — отменяет действие любых знаков альтерации;

Главный принцип альтерации нот на бас гитаре показан в Ex. 3. При понижении ноты бемолем, нота всегда смещается к голове грифа. При повышении диезом, в противоположном направлении к бриджу.

Альтерация нот на грифе бас гитары

Ex. 3 — Альтрация на грифе бас гитары

Важно запомнить следующее — эти знаки альтерации бывают двух типов: ключевыми и проходящими (случайными).

Ключевые знаки выставляются один раз сразу в начале такта после ключа. Действуют они на протяжении всего произведения для всех октав до ввода новых знаков альтерации.

Проходящие знаки выставляются непосредственно возле ноты к которой они относятся и действуют только до конца текущего такта и только в пределах октавы, в которой они выставлены.

Поясню на нотном примере.

ключевые и проходящие знаки альтерации

В данном примере имеем два знака при ключе (си-бемоль и ми-бемоль), а также есть проходящий бекар рядом с нотой ми. Этим бекаром мы отменяем действие ключевого бемоля для последней ноты в такте.

Запись нот буквами

Очень часто вам придется сталкиваться с обозначением нот в буквенном виде. Это относится в основном к записи аккордов, обозначению струн и т.п. Просто оставлю это здесь, если вы упустили этот момент.

A B C D E F G
ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ

[Ads]

К буквам можно добавлять знаки альтерации: С# — до-диез, Ab — ля-бемоль и т.д.

Дополнительные обозначения для нотации бас гитары

Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:

  1. Римскими цифрами над нотами обозначаются позиции. Позицией обозначается лад на грифе на который нужно поставить указательный палец левой руки . Например цифра III означает третью позицию, VII — седьмую и т.п.
  2. Арабскими цифрами обозначается аппликатура левой руки (для правшей): 1 — указательный палец (index finger), 2 — средний (middle finger), 3 — безымянный (ring finger),  4 — мизинец (pinkie), 0 — открытая струна (open string).
  3. Обозначение пальцев правой руки (как и левой) полностью заимствовано из классической гитары: p — большой палец, i — указательный, m — средний, a — безымянный.

Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.

В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:

fill — импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;

tacet — не играть;

chorus — припев;

verse — куплет;

N.C. (no chord) — аккорд отсутсвует;

На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.

February 1 2013, 03:01

Category:

  • Музыка
  • Cancel

Что нужно, чтобы написать крутую басовую линию.

Все время проблемы с написанием баса? Возможно вы начали с бита, или, ,быть может с аккордов. Возможно вы уже начали что-то записывать, но это не в достаточной мере удовлетворены результатом и хотите перейти на следующий уровень.

Вообще говоря существует три основных аспекта при написании басовой партии: выбор тембра, сочинение и её запись. Игнорирование какого-либо из этих пунктов усложняет реализацию потенциала музыки, которую вы сочиняете.

  • Выбор тембра важен вне зависимости от музыкального направления в котором вы работаете. Даже если вы пишете первую EP подростковой панк-группы или сочиняете эпический оркестровый танцевальный саундтрек к фильму, вы не должны пропускать этот шаг. Заострите на этом внимание – уделите время тому,чтобы подумать о том, какой характер баса вам нужен. Он громкий, или приглушенный? Чистый или грязный? Тяжелый, или фанковый? Спокойный или пульсирующий? (P-bass or Stingray?) Пилообразный или прямоугольный? (имеется в виду форма волны (Sawtooth or squarewave?).
  • Сочинение басовой партии также является тем,что нужно делать осознанно. Не попадайтесь в ловушку довольствоваться чем-то простым просто ради наличия баса. Иногда простая басовая линия – правильный выбор, но не всегда. Не будьте ленивыми! Подумайте о ритмической составляющей, какой она должна быть (насколько синкопированна, насколько много в ней грува). Подумайте о мелодической составляющей, какой она должна быть (сколько нот, будет ли она консонирующей или диссонирующей). Каждая песня имеет свой собственный баланс, свою концепцию.
  • Непосредственная запись басовой линии так же важна как и предыдущие аспекты. Всем этим аспектам необходимо уделить пристальное внимание. Написание баса – это разница между «о, да!» и «пфф». Если песня требует живого баса, иногда лучше нанять хорошего сессионщика, особенно если песне требуется грув. Если же ваш бас синтовый (и изначально предполагался таким), то стоит вплотную заняться параметрами синтезатора и эффектов. Не просто рисуйте автоматизацию мышкой – возьмитесь за контроллеры и «сыграйте» её!

С обучением и практикой вы сможете полагаться на свой опыт и знания музыклаьной теории чтобы стабильно и последовательно создавать хорошие басовые партии.

С опытом приходит умение слышать в голове основные черты будущей басовой линии – длину и грув, гармонию и мелодическую составляющую. Это навык, позволяющий сказать «о,эта песня будет звучать *так*, ей нужна *такая* басовая партия». Это требует наличия широкого музыкального вкуса и знаний и позволяет опираться на музыкальный контекст.

Знание музыкальной теории приходит тогда, когда приходит время выбирать отдельные ноты. Это навык умения работать в гармоническом контексте песни (что есть аккорды, мелодический язык песни и т.д.) и использовать это чтобы понять какие ноты подойдут и будут идеальной поддержкой вашей музыке.

(автор: Kim Lajoie)

Существует множество музыкальных направлений и, не смотря на то, что басовые партии могут быть совсем не похожими друг на друга, суть у них одна и та же. Она заключается в создании гармонической основы композиции. Постепенно, по мере появления и развития различных стилей музыки, для каждого появились свои шаблоны построения басовых партий. В их основе одни и те же принципы, которые верны практически для всей популярной музыки.
Бас неразрывно связан с аккордами и тональностью. Возьмем аккорд До мажор. Он состоит из трех нот: До, Ми и Соль. Нота До называется основным тоном, Ми — терцией, а Соль – квинтой. Основной тон – самый низкий звук аккорда, дающий ему название. Простейшую басовую партию можно построить, играя основные тона аккордов. Этот метод, конечно, не особо изобретателен, но работает он всегда. Такие партии можно встретить в любой музыке, но особенно широкое распространение они получили в «тяжелых» направлениях. Ровно играющий основные тона бас, создает надежный ритмический и гармонический каркас песни. Так же очень часто чередуется основной тон и квинта. Песен с таким басом огромное количество. Это распространено в рок-н-ролле, блюзе, кантри и во многих других стилях. При использовании в басу других аккордовых звуков получаются обращения аккордов. Они меняют характер звучания и создают движение в нижнем голосе, бас перестает быть статичным, как если просто играть основные тона. Встречаются басовые партии и с неаккордовыми звуками. В таком случае на сильные доли обычно играются ноты, входящие в аккорд, а на слабые доли могут играться различные диатонические и хроматические заполнения. Такой стиль игры называется «шагающий бас», очень распространен в джазе и блюзе. Так же во многих композициях используются риффы. Рифф – это короткая и повторяющаяся мелодическая фраза. Некоторые песни от начала до конца построены на одном или нескольких риффах, а в некоторых это лишь эпизодичное явление.
В одной композиции могут быть использованы любые методы построения басовых партий, нет никаких ограничений, главное, что бы все звучало органично. К месту примененные обращения, диатонические и хроматические проходы, риффы будут звучать потрясающе. Подбирайте на слух понравившиеся песни, играйте гаммы и уделите внимание блюзу (это основа для многих стилей и отличное поле для развития импровизационных навыков) и в конечном итоге Вы научитесь писать качественные бас-партии в любом стиле.

Для «Творческой мастерской»
© Константин Сергевнин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется бебиситтер
  • Как пишется беби фокс
  • Как пишется беби фейс
  • Как пишется беби йода
  • Как пишется беби йога