Как пишется бек вокал


Орфографический словарь русского языка (онлайн)

Как пишется слово «бэк-вокал» ?
Правописание слова «бэк-вокал»

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бэк-вока́л, -а

Рядом по алфавиту:

бычи́на , -ы, м. (увелич.) и ж. (шкура)
бычи́ный
бычи́ться , бычу́сь, бычи́тся
бычи́ще , -а и -и, мн. -и, -и́щ, м.
бычко́вый
бычо́к , бычка́
бычо́к-рога́тка , бычка́-рога́тки, м. (рыба)
«Бью́ик» , -а (марка автомобиля) и бью́ик, -а (автомобиль)
бьенна́ле , и биенна́ле, нескл., м. (фестиваль) и ж. (выставка)
бьенна́льский , и биенна́льский
бьеф , -а
бью́ти-ке́йс , -а
бьютито́кс , -а (фарм.)
бью́щий(ся)
бэ , нескл., с. (название буквы)
бэк-вока́л , -а
бэк-вокали́ст , -а
бэк-вокали́стка , -и, р. мн. -ток
бэк-ка́нтри , нескл., с. (спорт.)
бэк-ка́нтри-ла́герь , -я, мн. -лагеря́, -е́й
бэк-ка́нтри-похо́д , -а
бэк-о́фис , -а
бэк-танцо́вщица , -ы, тв. -ей
бэк-фли́п , -а (спорт.)
бэкгра́унд , -а
бэксле́ш , -а, тв. -ем
бэкхе́нд , -а (спорт.)
бэр , -а, р. мн. -ов, счетн. ф. бэр
Бэр , -а: зако́н Бэ́ра, классифика́ция Бэ́ра
бэ́рбоут-ча́ртер , -а
бэ́ровский , (от Бэр; бэ́ровские бугры́, геогр.)

Всего найдено: 7

Здравствуйте, как вы посоветуете написать такие составные слова, как стресс-тестирование, бэк-тестирование? Через дефис?

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Да, уместно дефисное написание.

Подскажите, пожалуйста, правила склонения по падежам следующих слов, пишущихся через дефис: счет-фактура, прима-балерина, бэк-вокал.
Правильно ли, что в первых двух примерах слово, стоящее перед дефисом, должно склоняться (счета-фактуры, примы-балерины), а в последнем примере — нет (бэк-вокала)?

Ответ справочной службы русского языка

Склоняемость первой части сложного слова проверяется в словарном порядке. См. «Проверку слова» на нашем портале.

Извините за вопрос, но клиент требует обоснования…
Автоматизация процессов (,) в значительной степени (,) направлена на сферу бухгалтерского учета и отчетности, на операции бэк-офиса, подготовку управленческой и казначейской отчетности.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые в этом предложении не нужны. Нет никаких оснований для обособления слов _в значительной степени_.

как правильно сокращать слова, которые пишутся через дефис — УБМО или УБОМО — управление бэк-офиса монетарных операций? УБП или УБ — управление бизнес-процессов

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: _УБОМО_ (как _научно-исследовательский — НИ_).

В словаре есть слова «фронтмен» и «фронтпроекция». Можно на этом основании писать «фронтофис»?

Ответ справочной службы русского языка

корректно написание через дефис: _фронт-офис_ (по аналогии с зафиксированным в словарях словом _бэк-офис_).

Спасибо за оперативность :) У меня ещё один вопрос. Ответьте, плиз, как можно скорее.. Как правильно: бэк-офисный или бэкофисный? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _бэк-офисный_.

Чем отличается офис от фронт офиса. Какие офисы еще бывают

Ответ справочной службы русского языка

_Бэк-офис_ — в банках, агентствах — отделение, не занимающееся напрямую общением с клиентом.
_Фронт-офис_ — отделение, сотрудники которого напрямую взаимодействуют с клиентами.

Вокальные гармонии как элемент аранжировки применяются в любом музыкальном стиле, а задача по их записи обычно ложится на плечи вокалиста. Для тех, кто никогда не работал с бэк-вокалом, SAMESOUND.RU рассказывает, как использовать вокальные гармонии, чтобы написать партию дополнительного голоса в песню.


Вокальные гармонии или бэк-вокал — дополнительные вокальные линии, строящиеся на тех же или схожих с основной вокальной партией нотах. Полноценная вокальная гармония обыгрывает основную вокальную линию, дополняя мелодию, которую поет вокалист.

Вокальные гармонии в основных интервалах

Самым простым и частым приёмом при написании партий бэк-вокала считается пение по основным интервалам — октаве или терции. Достаточно спеть на октаву или терцию выше или ниже, чтобы получить убедительную партию бэка.

Пение в октаву

Самая простая форма бэк-вокала, дополняющая основную мелодию в верхнем или нижнем регистре. При написании бэк-вокала таким методом, выбирается определенный интервал (см. Интервалы в музыке: 25 основных видов на каждый день), который вторит основной вокальной линии. Чаще всего в качестве интервала выбирается октава.

Дублирование в октаву всегда идеально ложится в гармонию песни. При этом важную роль здесь играет не столько качество исполнения партии, сколько правильное сведение бэк-вокальной линии — достаточно сделать так, чтобы основной и дополнительный вокал не сливались в единый слой, чтобы получить нужный результат.

Пение в терцию

Самый приятный на слух вариант создания вокальной гармонии. Прием аналогичен тому, что используется в гитарной музыке, когда соло-партию дублируют второй гитарой, играющей ту же самую партию в терцию. Терция создает необходимый контраст между основным и дополнительным вокалом и отлично подчеркивает мелодию. Для большего разнообразия можно внести в партию бэк-вокала некоторые изменения: пойти наверх там, где вокальная линия идет вниз, спеть чуть быстрее или чуть медленнее.

Вокальные гармонии

Оригинальная вокальная дорожка (наверху) и дорожка бэк-вокала (внизу) с выборочным пением в терцию.

Спеть в терцию достаточно сложно без подготовки. Для нахождения нужных звуков партии можно экспортировать мелодию в MIDI-файл, а затем транспонировать ее на три полутона выше или ниже. После транспонирования некоторые ноты могут не «попасть» в основную партию вокала, но поправить их в Piano Roll не составит труда.

  1. Мелодия в терцию без исправления несоответствий в транспонировании (программно, через питч-шифтинг) 0:15
  2. Пение в терцию с исправлениями (программно, через питч-шифтинг) 0:15

Вокальные гармонии в других интервалах

Октава и терция — не единственные интервалы, подходящие для создания вокальных гармоний. Сложные гармонические партии обычно строятся на аккордах песни и обыгрывают мелодию при помощи создания основным и бэк-вокалом различных интервалов. Получается ситуация, когда вокалисты выступают в роли отдельного инструмента, где ноты вокала собираются в трезвучия или аккорды (см. Аккорды для фортепиано и клавишных).

Поэкспериментируйте с интервалами: попробуйте написать бэк-вокал в квинту, сексту или септиму. Не бойтесь отклоняться от основной мелодии и используйте параллельные тональности и ноты, входящие в них.

Выборочные гармонии

Несмотря на очевидные приемы с терцией и октавой, не все вокальные партии готовы к взаимодействию с таким бэк-вокалом. Часто вокал содержит различные переходные звуки, которые находятся за гранью тональности песни — всевозможные напевы, проходящие ноты и прочие элементы, вносящие разнообразие в вокальную мелодию. Что-то подобное можно заметить в игре на гитаре, когда музыкант вносит разнообразие в простейший ход До, Ре, Ми за счет нот До-диез и Ре-диез.

Такие украшения партии появляются сами собой. Многие профессиональные вокалисты при записи вокала отталкиваются только от основных звуков мелодии, внося необходимые «вкусности» и коррективы прямо по ходу пения.

Вокальные гармонии

Выборочные гармонии подразумевают несколько дорожек бэк-вокала с разными фразировками.

Если в вокале есть что-то подобное, а бэк-вокал в октаву или терцию не получается сделать, не спешите исправлять основную партию. В таком случае можно воспользоваться выборочным гармонированием — появлением бэк-вокала не на постоянной основе, а для подчеркивания отдельных фраз. Подобный приём часто используется в рэпе и хип-хопе, когда дополнительным вокалом выделяют какие-либо моменты, на которые музыкант хочет обратить особое внимание слушателя.

  1. Пример выборочного гармонирования 0:29

Гармонические мелодии

Еще один метод создания партии бэк-вокала заключается в написании собственной бэк-вокальной линии, которая используется наравне с основным вокалом. Две мелодии — основная и дополнительная — будут работать одновременно, не мешая и не сбивая друг друга. При написании бэка таким методом, помните о двух важных моментах:

  1. Бэк-вокальная партия должна быть написана таким образом, чтобы её без труда мог исполнить вокалист или другой участник коллектива как на концерте, так и в студии;
  2. Дополнительная вокальная линия должна органично вписываться в музыку и сочетаться с основным вокалом — в противном случае вокалист будет сбиваться во время пения.

Избегайте резких изменений высоты партии, ненужных элементов (вздохов и криков) в подаче и других подобных вещей, которые портят мелодику. При написании дополнительной гармонической мелодии, возьмите несколько основных нот из основной партии и на их основе придумайте новую несложную партию. Меняйте ритм и темп (к примеру, быстрому вокалу подойдет тянучий бэк), обыгрывайте уже известные ноты, подстраивайтесь под другие инструменты — в общем, делайте все, чтобы бэк-вокал был самостоятельной единицей в аранжировке.

ПИТЧ-ШИФТИНГОВЫЕ ПЛАГИНЫ

Частое решение при работе с бэк-вокалом — использование питч-шифтинговых плагинов и подобного программного обеспечения (например, Celemony Melodyne). Такой ход значительно упрощает работу с вокальными гармониями: скопировали оригинальную дорожку, понизили или повысили ее на нужное количество тонов, получили партию бэк-вокала.

В использовании подобного ПО нет ничего плохого. Тем не менее не забывайте, что люди ценят подачу вокалиста и оригинальность музыкальных решений в песне — этого не добиться обычным питч-шифтингом.

Ускорение и замедление

Построить бэк-вокал можно только на изменении темпа и ритма мелодии. В зависимости от характера песни, аранжировку может украсить неторопливая (или ускоренная) вторая партия вокала — доверьтесь своему вкусу, а также контексту песни. К примеру, если вокалист поет неспешную мелодию, а инструменты вторят ему в этом настрое, разбавьте аранжировку быстрым бэк-вокалом на основе выборочных гармоний.

Разные голоса

Помимо экспериментов со скоростью и нотным наполнением, можно попробовать использовать для бэк-вокала певца с другим тембром голоса. Бывают ситуации, когда какие-либо вокальные партии отлично звучат только при исполнении тенором или баритоном, при этом сама партия может быть очень простой, основанной на простом пении в октаву.

Смешайте тенор с басом или фальцет с баритоном, попросите разных участников группы спеть вместе, дополните мужской голос женским — никогда не знаешь, какая комбинация окажется выигрышной.

  • бэк-вока́л

    1. муз. второстепенная вокальная партия, сопровождающая пение солистов Бэк-вокал на композиции «Слушай, мир» записывался а капелла в одной из церквей при помощи церковного хора методистов… А. И. Кушнир, «100 магнитоальбомов советского рока», 1999 г. …Морис был самым незаметным из братьев Гибб: он обычно пел только бэк-вокалы и вообще старался держаться немного в тени. Олег Кармински, «Вечно молодой. Умер Морис Гибб», 2003 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) Вспомнив о том, как замечательно звучал их хор на Кипре, Бьёрн и Бенни пригласили своих невест записать бэк-вокал для этой песни. Карл Магнус Пальм, «Яркий свет, чёрные тени» / перевод Г. Сахацкого

    2. собир. группа вокалистов, подпевающих солисту Весной 1989 г. в группе появились духовая секция и девушки-мулатки на бэк-вокале. «Русский рок. Малая энциклопедия», 2001 г. Музыканты и девушки из бэк-вокала вышли на сцену все в чёрном. Фёдор Раззаков, «Алла Пугачёва: В безумном веке», 2009 г.

  • Бэк-вокал

    • Бэк-вока́л (англ. backing vocal — досл. пение на заднем плане), или подпевка — песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию.

      Бэк-вокалист (англ. backing vocalist, backup singer, background singer) — человек, аккомпанирующий своим пением соло-вокалисту. При записи альбомов нередко роль бэк-вокалиста исполняет тот же человек, что и основную вокальную партию. При этом на живых выступлениях эта роль либо перекладывается на участников группы или специально приглашённых певцов, либо она исполняется посредством наложения фонограммного звучания. Как правило бэк-вокал присутствует на довольно коротких участках композиций и вторит основному вокалу. Ярким примером таких моментов являются припевы. Однако помимо поддержки основной линии бэк-вокал может служить и в качестве контраста. Зачастую в рок-музыке исполнитель бэк-вокальной линии, если он не дублирует основную вокальную линию, исполняет её в терцию.

      В рок-музыке роль бэк-вокалиста может исполнять любой другой участник. Также бэк-вокалом в тяжелых направлениях метала считается чистый вокал в сочетании с экстремальным, в таком случае бэк-вокалист может исполнять значительную часть вокальных партий: Alesana, The Devil Wears Prada, Sonic Syndicate.

      В рэп-музыке бэк-вокалистов часто называют хайпмэнами (hype men).

    Источник: Википедия

    Связанные понятия

    Соло-гитара (англ. Solo guitar или англ. Lead guitar) — гитара, роль которой в коллективе — создавать (играть) некие мелодические линии, подобно голосу. Соло-гитара используется в нескольких направлениях. Первое — обыгрывать основную мелодию (куплеты, риффы), делая игру более мелодичной и красивой. Второе — играть основную мелодию для усиления жёсткости и экпрессивности исполнения (часто используется в метал-музыке). Третье — исполнять соло-партии, являющиеся логическим продолжением песни. Исполняется…

    Ритм-гита́ра (англ. rhythm guitar) — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий и получившая широкое распространение в различных жанрах современной популярной музыки, включая кантри, регги, блюз, рок-н-ролл, пауэр-поп, метал.

    Бас-гитара (также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, но допустима и игра медиатором. В сочетании с ударной установкой создаёт ритм-секцию.

    Кла́вишник — музыкант, играющий на клавишных музыкальных инструментах. В современном русском языке слово употребляется, как правило, по отношению к электронным музыкальным инструментам. До начала 1960-х годов музыкантов, играющих на клавишных инструментах, относили либо к пианистам, либо к органистам. Начиная с середины 1960-х стало широко использоваться множество новых клавишных инструментов (таких как электропианино, электроорганы, аналоговые и цифровые синтезаторы), что привело к необходимости…

    Вокали́ст (лат. vox — «голос» и vocalis — «звучащий») — музыкальная профессия, связанная с пением, то есть исполнением различных вокальных партий; участник какого-либо вокально-инструментального ансамбля, в котором данный участник исполняет вокальные партии.

    Упоминания в литературе

    Мужчины же могут пробоваться в различные музыкальные коллективы, состоящие из нескольких человек (до восьми). Требуются артисты для исполнения песни дуэтом, бэк-вокала или хорового пения.

    ПАУК – бас, МИТЯЙ – вокал, БЕРСЕРК – гитара, ТАНЦОР – БОРОВ – барабаны, ГОЛАЯ Марина – бэк-вокал.

    Связанные понятия (продолжение)

    Басист — музыкант, играющий на инструменте басового диапазона, например, бас-гитаре, контрабасе или духовом инструменте, таком как туба или сузафон.

    Акусти́ческая гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент (в большинстве разновидностей с шестью струнами) из семейства гитар, звучание которого осуществляется благодаря колебанию струн, усиливаемому за счёт резонирования полого корпуса. Современные акустические гитары могут иметь встроенные звукосниматели: магнитные или пьезоэлектрические, с эквалайзером и регулятором громкости.

    Сессионный музыкант (англ. session musician, также студийный музыкант) — музыкант, которого нанимают для участия в записи музыки в студии, и при этом он не является постоянным членом музыкального ансамбля, с которым записывается.

    Гитари́ст — музыкант, играющий на гитаре. Профессиональные гитаристы могут исполнять сольные произведения или играть в составе ансамблей или групп в широком диапазоне музыкальных жанров. В ансамбле гитарист может выполнять роль ритм-гитары (играя согласованно с басом) или соло-гитары (играя мелодическую партию поверх баса). Также гитарист может аккомпанировать себе во время пения. В настоящее время гитаристы играют с применением новейшего гитарного оборудования, применяя всевозможные процессы и способы…

    Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, джаз. Изобретённая в XX веке электрическая гитара произвела значительные изменения в музыке и тем самым оказала сильное влияние на массовую культуру.

    Бараба́нщик — музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах и, в частности, на барабане или военно-учётная специальность (чин, должность) в вооружённых силах.

    Джаз-фьюжн (также джаз-рок, джаз-рок-фьюжн или фьюжн; англ. fusion «сплав») — музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.

    Аккомпани́рующая гру́ппа (брит. англ.: backing band, амер. англ.: backup band, буквально «группа поддержки») — музыкальный коллектив, который аккомпанирует музыкальному исполнителю во время концертного выступления или на записи в студии. В этом качестве может выступать как уже давно существующая и даже известная группа с постоянным составом, так и одноразовый коллектив, собранный для только одного концерта или одной студийной сессии.

    Блюз-рок — гибридный музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, объединяющий элементы стилей блюз и рок. Основу блюз-рокового звучания составляют электрогитара, бас-гитара и ударная установка, причём звук электрогитары подвергается искажению «овердрайв», обычно с помощью лампового гитарного усилителя.

    Аранжиро́вка (от фр. arranger — «приводить в порядок, устраивать») — искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускает применение различных способов развития первоначального материала — изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и так далее.

    Ка́вер-ве́рсия (cover version, от англ. cover — покрывать) — авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива.

    Электрогита́ра — разновидность гитары с электромагнитными звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и усилен — для воспроизведения через акустическую систему. Слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара».

    Музыка́льное программи́рование — процесс создания музыки при помощи электронных устройств, таких как секвенсоры и компьютерные программы. Основными способами программирования являются семплирование и ввод с MIDI-устройств. Программирование используется практически во всех жанрах электронной музыки, а также хип-хопа, начиная с 1990-х годов. Его также применяют в поп- и рок-музыке, в отдельных случаях в джазовой и современной классической музыке. В XXI веке программирование стало частью направлений…

    Уда́рная устано́вка (барабанная установка, англ. drumkit) — набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе, блюзе, роке и поп-музыке.

    Уда́рные музыка́льные инструме́нты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и другому). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

    Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake… Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного…

    Демозапись, также демоальбом — «черновая» фонограмма, предназначенная для демонстрации музыкального материала.

    Музыкальный коллектив — коллектив людей, объединённых общей целью или работой, которые так или иначе связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры) или люди, непосредственно к созданию музыки не причастные (художники, поэты, техники).

    Драм-машина (англ. drum-machine), ритм-машина или ритм-компьютер — электронный музыкальный инструмент для создания и редактирования повторяющихся музыкальных ударных фрагментов («драм-лупов», англ. drum-loops). Является звуковым модулем с тембрами ударных инструментов и готовыми запрограммированными (во внутренней памяти) одно- или двухтактными ритмическими рисунками (паттернами, шаблонами) в различных музыкальных стилях (джаза, рок- и поп-музыки). Иногда снабжён ударными площадками-звукоснимателями…

    Поп-рок (англ. pop rock) — жанр музыки, объединяющий элементы поп-музыки и рок-музыки.

    Синтеза́тор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах).

    Гитарное соло — мелодичный отрывок, часть или вся музыкальная композиция, написанная для акустической или электрогитары. Гитарные соло, которые зачастую содержат различную степень импровизации, используются во многих стилях популярной музыки, таких как блюз, джаз, свинг и джаз-фьюжн, рок и метал. Гитарное соло может быть как в сопровождении других музыкальных инструментов, так и без них.

    Блюз (англ. blues от blue devils «уныние, хандра») — вид афроамериканской светской, в основном вокальной, музыки. Зародился в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Впервые термин использовал Джордж Колман в одноактном фарсе «Blue Devils» (1798). С тех пор в литературных произведениях фразу англ. «Blue Devils» часто используют для описания подавленного настроения.

    Супергруппа (англ. supergroup) — термин, появившийся в конце 1960-х годов для описания рок-групп, все участники которых уже получили широкую известность в составе других групп или как сольные исполнители. Название происходит от альбома 1968 года Super Session, записанного Аланом Купером, Майком Блумфилдом и Стивеном Стиллзом. Первой супергруппой считается Crosby, Stills & Nash (позже переименованная в Crosby, Stills, Nash & Young).

    Софт-рок (англ. Soft rock — «мягкий рок») или лайт-рок (англ. light rock — «лёгкий рок») — музыкальный жанр, применяющий техники рок-музыки (в частности, элементы фолк-рока) для создания более приятного, мягкого и приглушенного звучания.

    Губная гармо́ника — музыкальный инструмент семейства гармоник. Представляет собой небольшой брусок со множеством отверстий сбоку. Выбор извлекаемых звуков осуществляется положением губ и языка на отверстиях, а также направлением движения воздуха на вдох или выдох.

    Ритм-группа (реже ритм-секция) (англ. Rhythm section) — секция в составе оркестров и ансамблей, функция которой заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения. Обычно состоит из набора барабанов, бонго, томов, тарелок, перкуссии и баса (бас-гитары (реже — двух), контрабаса или этнического басового инструмента). Часто функции ритма исполняют ритм-гитара, клавишные и синтезаторы или любые инструменты вплоть до человеческого голоса, но они прямо не относятся к ритм-группе…

    Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжёлый рок или жёсткий рок) — жанр рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах с размером 4/4. Хард-рок зародился в 1960-е годы, обрел привычные формы в конце 1960-х — начале 1970-х годов, а его расцвет пришёлся на начало 1970-х, при участии таких групп, как Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. От хард-рока тут же ответвился хеви-метал…

    Ду-воп или ду-уоп (англ. doo-wop, также встречаются названия ду-вап или ду-вуп) — вокальный поджанр ритм-н-блюза, стиль поп-музыки, представляющий собой гармонично звучащее пение с минимальным музыкальным сопровождением, зародившийся в 1930—1940-х годах в США и бывший популярным в 1950—1960-х годах.

    Со́ло (итал. solo «один») — как противоположность понятию тутти, то есть исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется солистом.

    Фанк(и)-рок (англ. funk(y)-rock) — афроамериканская танцевальная музыка с выделенными ударными, для которой характерны минимальная мелодичность и активное синкопирование.

    Подробнее: Фанк-рок

    Сёрф (сёрф-рок, сёрф-поп, англ. surf rock, surf pop, surf music) — американская музыка начала 60-х годов XX века, изначально пляжная, то есть для курортников и особенно для сёрферов.

    Перкуссиони́ст (от лат. percussio — удар, такт; лат. percutere — ударять) — музыкант, играющий на ударных музыкальных инструментах. Перкуссия наравне с хлопанием в ладоши относится к древнейшим формам музицирования.

    Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз.

    Инструментальный рок — жанр рок-музыки, в котором преобладает игра на инструментах, а вокал используется редко или отсутствует. Был наиболее популярен в 1950—1960-х годах. Примеры инструментального рока можно найти практически в любом жанре.

    Фолк-рок (англ. folk rock) — музыкальное направление, объединяющее элементы народной музыки и рока. У истоков направления была группа The Byrds из Лос-Анджелеса, которая исполняла американскую народную музыку и песни Боба Дилана в типичной рок-инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других групп «британского вторжения». Термин «фолк-рок» впервые появился в американской музыкальной прессе в июне 1965-го года для описания дебютного альбома группы The Byrds. Издание группой The Byrds кавер-версии…

    Психоделический рок (англ. Psychedelic Rock) — музыкальный жанр, возникший в середине 1960-х годов в Западной Европе и Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе).

    Прогрессивный рок (англ. Progressive rock, также известный как прог-рок, прогрессив и прог) — стиль рок-музыки, характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства: академической музыкой, джазом, народной музыкой (европейской и восточной) и авангардом. Можно сказать, что в смысле синтеза с другими направлениями прогрессивный рок для рок-музыки является аналогом фьюжна для джаза. Пионеры прогрессивного рока использовали…

    Со́ул (от английского soul — «душа») — жанр популярной музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза. Характерную эмоционально-прочувствованную, экстатическую, порой экзальтированную, «душевную» вокальную манеру соул-музыка восприняла из традиции духовных песнопений госпел и спиричуэлс, а также джазовой вокальной импровизации.

    Арт-рок (англ. art rock) — жанр экспериментальной и рок-музыки, который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении джаза, академической, этнической музыки или экспериментального авангарда.

    Фолк-музыка (от англ. folk music «народная музыка») — жанр популярной музыки, который развился на основе народной музыки в середине XX века в результате феномена фолк-ривайвлов, когда народная музыка начала распространяться среди массовой аудитории. В этой связи его иногда называют «музыкой фолк-ривайвла». Наиболее активно развитие жанра происходило в США и Великобритании. Фолк-музыка также включает в себя различные поджанры, в том числе фолк-рок и электрик-фолк.

    Ритм-энд-блюз, или ритм-н-блюз (от англ. Rhythm & Blues, сокр. R&B — ритм и блюз) — музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. Изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. В конце 1940-х годов словосочетание ритм-энд-блюз стало официальным маркетинговым термином для обозначения современных, с элементом танцевального ритма, популярных направлений в музыке афроамериканских исполнителей США.

    Рок-н-ролл (от англ. rock and roll или rock ‘n’ roll — «качайся и крутись») — жанр популярной музыки, получивший распространение в Соединённых Штатах в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Сформировался из комбинации элементов афроамериканских и «белых» жанров, таких как ритм-н-блюз и кантри. Стиль белых исполнителей получил также название рокабилли. Несмотря на то, что элементы рок-н-ролла можно услышать в блюзовых записях 1920-х годов и в записях кантри 1930-х, жанр не приобрел свое название до…

    Ударение в слове бэк-вокал

    В указанном выше слове ударения падают на слог с буквой Э и на слог с буквой А — бЭк-вокАл.

    Примеры предложений, как пишется бэк-вокал

    В том звучании — призывное женское соло, и в ответ тяжким басом — монолог-речитатив то ли певца, то ли плотника, забивающего чем-то увесистым большие такие слова-гвозди в текст песни, и опять женское соло и бэ́к-вока́л — методические синтонные вскрики испуганной то ли сойки, то ли кукушки.
    — Александр Садовников, Гримуар понтифика, 2014

    На текущей странице размещена информация о том, на какой слог правильно ставить ударение в слове бэк-вокал. В слове «бэк-вокал» ударения должны быть поставлены на слог с буквой Э и на слог с буквой А — бэ́к-вока́л.

    Надеемся, что теперь у вас не будет вопросов, как пишется слово бэк-вокал, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове бэк-вокал, чтобы грамотно его произносить.

    Вокальные гармонии как элемент аранжировки применяются в любом музыкальном стиле, а задача по их записи обычно ложится на плечи вокалиста. Для тех, кто никогда не работал с бэк-вокалом, SAMESOUND.RU рассказывает, как использовать вокальные гармонии, чтобы написать партию дополнительного голоса в песню.


    Вокальные гармонии или бэк-вокал — дополнительные вокальные линии, строящиеся на тех же или схожих с основной вокальной партией нотах. Полноценная вокальная гармония обыгрывает основную вокальную линию, дополняя мелодию, которую поет вокалист.

    Вокальные гармонии в основных интервалах

    Самым простым и частым приёмом при написании партий бэк-вокала считается пение по основным интервалам — октаве или терции. Достаточно спеть на октаву или терцию выше или ниже, чтобы получить убедительную партию бэка.

    Пение в октаву

    Самая простая форма бэк-вокала, дополняющая основную мелодию в верхнем или нижнем регистре. При написании бэк-вокала таким методом, выбирается определенный интервал (см. Интервалы в музыке: 25 основных видов на каждый день), который вторит основной вокальной линии. Чаще всего в качестве интервала выбирается октава.

    Дублирование в октаву всегда идеально ложится в гармонию песни. При этом важную роль здесь играет не столько качество исполнения партии, сколько правильное сведение бэк-вокальной линии — достаточно сделать так, чтобы основной и дополнительный вокал не сливались в единый слой, чтобы получить нужный результат.

    Пение в терцию

    Самый приятный на слух вариант создания вокальной гармонии. Прием аналогичен тому, что используется в гитарной музыке, когда соло-партию дублируют второй гитарой, играющей ту же самую партию в терцию. Терция создает необходимый контраст между основным и дополнительным вокалом и отлично подчеркивает мелодию. Для большего разнообразия можно внести в партию бэк-вокала некоторые изменения: пойти наверх там, где вокальная линия идет вниз, спеть чуть быстрее или чуть медленнее.

    Вокальные гармонии

    Оригинальная вокальная дорожка (наверху) и дорожка бэк-вокала (внизу) с выборочным пением в терцию.

    Спеть в терцию достаточно сложно без подготовки. Для нахождения нужных звуков партии можно экспортировать мелодию в MIDI-файл, а затем транспонировать ее на три полутона выше или ниже. После транспонирования некоторые ноты могут не «попасть» в основную партию вокала, но поправить их в Piano Roll не составит труда.

    1. Мелодия в терцию без исправления несоответствий в транспонировании (программно, через питч-шифтинг) 0:15
    2. Пение в терцию с исправлениями (программно, через питч-шифтинг) 0:15

    Вокальные гармонии в других интервалах

    Октава и терция — не единственные интервалы, подходящие для создания вокальных гармоний. Сложные гармонические партии обычно строятся на аккордах песни и обыгрывают мелодию при помощи создания основным и бэк-вокалом различных интервалов. Получается ситуация, когда вокалисты выступают в роли отдельного инструмента, где ноты вокала собираются в трезвучия или аккорды (см. Аккорды для фортепиано и клавишных).

    Поэкспериментируйте с интервалами: попробуйте написать бэк-вокал в квинту, сексту или септиму. Не бойтесь отклоняться от основной мелодии и используйте параллельные тональности и ноты, входящие в них.

    Выборочные гармонии

    Несмотря на очевидные приемы с терцией и октавой, не все вокальные партии готовы к взаимодействию с таким бэк-вокалом. Часто вокал содержит различные переходные звуки, которые находятся за гранью тональности песни — всевозможные напевы, проходящие ноты и прочие элементы, вносящие разнообразие в вокальную мелодию. Что-то подобное можно заметить в игре на гитаре, когда музыкант вносит разнообразие в простейший ход До, Ре, Ми за счет нот До-диез и Ре-диез.

    Такие украшения партии появляются сами собой. Многие профессиональные вокалисты при записи вокала отталкиваются только от основных звуков мелодии, внося необходимые «вкусности» и коррективы прямо по ходу пения.

    Вокальные гармонии

    Выборочные гармонии подразумевают несколько дорожек бэк-вокала с разными фразировками.

    Если в вокале есть что-то подобное, а бэк-вокал в октаву или терцию не получается сделать, не спешите исправлять основную партию. В таком случае можно воспользоваться выборочным гармонированием — появлением бэк-вокала не на постоянной основе, а для подчеркивания отдельных фраз. Подобный приём часто используется в рэпе и хип-хопе, когда дополнительным вокалом выделяют какие-либо моменты, на которые музыкант хочет обратить особое внимание слушателя.

    1. Пример выборочного гармонирования 0:29

    Гармонические мелодии

    Еще один метод создания партии бэк-вокала заключается в написании собственной бэк-вокальной линии, которая используется наравне с основным вокалом. Две мелодии — основная и дополнительная — будут работать одновременно, не мешая и не сбивая друг друга. При написании бэка таким методом, помните о двух важных моментах:

    1. Бэк-вокальная партия должна быть написана таким образом, чтобы её без труда мог исполнить вокалист или другой участник коллектива как на концерте, так и в студии;
    2. Дополнительная вокальная линия должна органично вписываться в музыку и сочетаться с основным вокалом — в противном случае вокалист будет сбиваться во время пения.

    Избегайте резких изменений высоты партии, ненужных элементов (вздохов и криков) в подаче и других подобных вещей, которые портят мелодику. При написании дополнительной гармонической мелодии, возьмите несколько основных нот из основной партии и на их основе придумайте новую несложную партию. Меняйте ритм и темп (к примеру, быстрому вокалу подойдет тянучий бэк), обыгрывайте уже известные ноты, подстраивайтесь под другие инструменты — в общем, делайте все, чтобы бэк-вокал был самостоятельной единицей в аранжировке.

    ПИТЧ-ШИФТИНГОВЫЕ ПЛАГИНЫ

    Частое решение при работе с бэк-вокалом — использование питч-шифтинговых плагинов и подобного программного обеспечения (например, Celemony Melodyne). Такой ход значительно упрощает работу с вокальными гармониями: скопировали оригинальную дорожку, понизили или повысили ее на нужное количество тонов, получили партию бэк-вокала.

    В использовании подобного ПО нет ничего плохого. Тем не менее не забывайте, что люди ценят подачу вокалиста и оригинальность музыкальных решений в песне — этого не добиться обычным питч-шифтингом.

    Ускорение и замедление

    Построить бэк-вокал можно только на изменении темпа и ритма мелодии. В зависимости от характера песни, аранжировку может украсить неторопливая (или ускоренная) вторая партия вокала — доверьтесь своему вкусу, а также контексту песни. К примеру, если вокалист поет неспешную мелодию, а инструменты вторят ему в этом настрое, разбавьте аранжировку быстрым бэк-вокалом на основе выборочных гармоний.

    Разные голоса

    Помимо экспериментов со скоростью и нотным наполнением, можно попробовать использовать для бэк-вокала певца с другим тембром голоса. Бывают ситуации, когда какие-либо вокальные партии отлично звучат только при исполнении тенором или баритоном, при этом сама партия может быть очень простой, основанной на простом пении в октаву.

    Смешайте тенор с басом или фальцет с баритоном, попросите разных участников группы спеть вместе, дополните мужской голос женским — никогда не знаешь, какая комбинация окажется выигрышной.

    Ингмар Кианг. Запись и сведение бэк-вокалов

    Запись и сведение бэк-вокалов
    Опубликовано в журнале Sound on Sound  в январе 2013 года

    Ингмар Кианг

    Сильный лид-вокал – это главный привлекающий элемент многих песен, попавших на вершины хит-парадов. И, зачастую, он поддержан и украшен такими вещами, как дабл-треки, гармонические многоголосые партии и бэк-вокалы всевозможных форм и размеров. И это далеко не второстепенные детали, вставленные в микс на последней минуте. Правильный бэк-вокал усиливает впечатление от мелодии, добавляет эмоцию, поддерживает интерес и создаёт взрыв энергии в припевах и хуках.

    Подготовка

    Запись бэк-вокаловНикто не спорит, что ведущий вокал должен быть записан с максимально возможной выразительностью, экспрессией и свободой (конечно, с уважением к мелодии). А вот бэки – это уже совсем другой случай. Такие партии обычно следуют жёстко определённой схеме, что требует дисциплины как от вокалистов, так и от продюсеров. Это особенно верно в случае с многоголосыми гармониями, поскольку их сначала нужно сочинить, затем аккуратно спеть и записать, а потом отредактировать с той или иной степенью воздействия. Таким образом, один из главных ключей к успеху – это тщательная проработка вокальных партий как на этапе аранжировки, так и во время репетиций. Тем не менее, это не отменяет последующего редактирования, поскольку во многих современных поп-стилях оно стало таким же важным этапом производственного процесса. Эти жанры требуют безупречно синхронного исполнения аккомпанирующих партий, так что, приготовьтесь провести несколько напряжённых часов перед монитором своего компьютера. И постарайтесь заранее изучить функционал своей DAW (включая горячие клавиши), чтобы сделать этот процесс максимально безболезненным!

    В принципе, нет никаких жёстких правил относительно того, где делать бэки и какими они должны быть. Однако, желательно заранее определиться с этим вопросом, прежде чем нажать кнопку «record». Так Вы сможете понять, сколько треков надо будет записать и сколько придётся потратить на это времени. На запись простой гармонии может потребоваться меньше минуты, тогда как редактирование многоголосой секции может занять чуть ли не весь день. Помня об этом, не пожалейте времени и детально послушайте недавние хиты или свои любимые песни, чтобы понять, какие типы бэк-вокалов существуют, как они используются и какую играют роль в аранжировке. 
    Структура аранжировки с бэк-вокалами
    Сейчас распространено записывать вокальные партии в виде дабл- или даже квадро-трека, зачастую сопровождая всё это многоголосыми гармониями. Подобная структура аранжировки показана на этом рисунке. Поэтому, чтобы не усложнять жизнь ни себе, ни людям, желательно заранее полностью планировать всё, что будет происходить при записи.

    Трекинг

    При записи бэк-вокалов применяются те же самые правила, что и для ведущих партий. Нужно создать приличный микс, который вокалист будет слышать в наушниках, чтобы помочь ему правильно интонировать; проверить звучание микрофона и комнаты, сведя к минимуму нежелательную реверберацию, коробочные призвуки, эффект близости и так далее. Короче говоря, сделать всё то, что обычно делается при записи любого вокала. Цель состоит в том, чтобы записать хорошее чистое исполнение, пригодное для дальнейшего микширования.

    В поп-музыке сегодня распространена ситуация, когда один человек поёт и ведущие партии, и подпевки. Но, даже если Вы работаете с несколькими людьми, я бы советовал использовать при записи бэков единственный микрофон. К примеру, если Вы хотите сразу записать большую группу вокалистов, то можете разместить их вокруг одного всенаправленного микрофона. Вам нужно будет только настроить дистанцию между каждым певцом и микрофоном, чтобы получить хороший общий баланс. В общем, в процессе записи я рекомендую держать вещи в простоте, поскольку усложнить их Вы всегда успеете.

    Дабл-трек

    В отличие от искусственного дабл-трека, который можно сделать при помощи дилэя или специализированного процессора, «настоящий» дабл-трек получается путём двукратного исполнения одной вокальной партии. Можно ли назвать его бэк-вокалом или нет – это достаточно спорный вопрос, так как он ничем не отличается от основной партии. Но поскольку это немного более сложная вещь, чем простая однодорожечная запись, давайте вкратце её рассмотрим.

    Поскольку дабл-трек насыщает и уплотняет тональность, одновременно разглаживая шероховатости исполнения, то это весьма полезная техника, которой можно поддержать посредственных или неуверенных певцов. Отрицательная сторона этой методики состоит в том, что она может уменьшить непосредственность и интимность вокальной партии. Сделать дабл-трек совсем не сложно – нужно просто заставить певца продублировать свой собственный вокал, максимально повторяя все нюансы. А в некоторых случаях, всё может быть ещё проще: если в процессе записи получилось несколько дублей ведущей партии, то Вы можете взять «забракованный» вариант, немного подредактировать и использовать в качестве дабл-трека. Но если вокал должен находиться на явном переднем плане (up-front), либо спет так, как удаётся только лишь раз в жизни, то понадобятся дополнительные проходы, максимально попадающие в основную партию, и, если потребуется, тщательное аккуратное редактирование.

    Дабл-трек в октаву
    Разновидностью дабл-трека можно назвать дублирующую вокальную партию, спетую на октаву выше или ниже. Благодаря этой методике, можно добавить субъективный «воздух» или «вес» к основной партии. Как правило, низкий дабл микшируется сухо и близко к оригиналу, тогда как высоким трекам идёт на пользу щедрая доза реверберации. Такие октавные треки помогают создать «вокальный звук» (в качестве примера можно послушать U2), и их лучше всего использовать на больших секциях или даже целиком на всей песне, а не в качестве эффектов на индивидуальных партиях.

    К сожалению, зачастую возникает ситуация, когда певец просто не может спеть в октаву, поскольку это выходит за пределы его диапазона. Это особенно характерно для фальцета. К примеру, в запеве он ещё может петь высоко, а вот припевы уже никак не поддаются. В таких случаях, можно прибегнуть к компромиссу, оставив фальцет только в запевах, а в припевах записать обычный нормальный дабл, используя при этом в качестве высокого голоса партию, сыгранную на гитаре или синтезаторе. Потом, когда в следующем запеве вернётся «человеческий» фальцет, может получиться весьма приятный для слуха контраст. Кроме того, Вы так даже можете заменить какой-то голос в гармонической пачке.

    Одноголосые гармонические линии

    Простая гармоническая линия, своевременно введённая в песню, может значительно украсить её, поддерживая интерес к мелодии, добавляя богатство и эмоцию. Если у Вас есть в наличии несколько талантливых вокалистов, то можно попробовать спеть все песни в гармонии. Пример такого подхода можно услышать в классической композиции Sound of Silence от Simon & Garfunkel, или во множестве песен от таких великих коллективов, как Beatles или Crosby, Stills & Nash. В современной поп-музыке, гармонии в основном используются для того, чтобы подчеркнуть какие-то специфические фразы, и обычно они не появляются до тех пор, пока мелодия как следует не продемонстрирована слушателю. Это особенно характерно для запевов, поскольку слишком ранний ввод гармонической линии может отвлечь внимание от основного вокала и загромоздить аранжировку. Такие вокалы обычно записываются одним треком (максимум – дабл-трек), поскольку утолщение здесь требуется очень редко.

    Многоголосые гармонии

    Запись многоголосых гармоний требует дополнительных усилий как от продюсера, так и вокалиста. Я рекомендую начать с того, чтобы качественно записать первый верхний голос, потом второй и так далее. После этого, если требуется, можно перейти к низким голосам. В результате может получиться очень много треков, и, чтобы не запутаться, делайте пометки в блокноте или просто на листе бумаги. Не лишним также будет использовать цветовую маркировку в своей DAW.

    Такая «бухгалтерия» поможет Вам ничего не потерять, и, кроме того, она предоставит этакий краткий композиционный обзор всей песни. К примеру, если у Вас есть интересная трёхголосая гармония на пятой фразе первого запева, то, не исключено, что-то подобное потребуется в таком же месте и в более поздних куплетах. И снова, на каждый голос будет достаточно одного-двух треков. Если гармонии хорошо аранжированы и исполнены, то слушателю доставит удовольствие различить каждый индивидуальный голос, поэтому, размазывание и округление звучания, которое может возникнуть при мультитрековой записи, здесь вряд ли пойдёт на пользу.

    Связки и переходы

    Вокальные линии, которые текут между основными мелодиями или сквозь них, позволяют соединить вместе разные секции песни, устраняя фрагментацию, как, например, в переходах с запева на припев, или с припева на бридж. Кроме того, они полезны с композиторской точки зрения, поскольку могут добавить богатство и разнообразие в аранжировку, по-другому не блещущую особой сложностью.

    Сочиняя такие партии, всегда обращайте внимание на то, что играют другие инструменты, стараясь избегать попадания нот в унисон. «Почему?» — спросите Вы. Ответ прост: дело в том, что в местах пересечения может возникнуть неприятный скачок уровня, если две или более партий будут исполнять одну и ту же ноту. В принципе, подобные скачки несложно исправить в процессе сведения, хотя, обычно есть по крайней мере ещё одна нота, не менее хорошо ложащаяся в мелодию.

    Кроме того, следует учитывать такой немаловажный аспект, как возможная текстовая «перегрузка», особенно если слова в гармонической линии отличаются от того, что звучит в основной мелодии. Позаботьтесь о том, чтобы избежать столкновений различных текстовых фраз, отвлекающих и дезориентирующих слушателя.

    «Стена» припевов и кульминаций

    Ничто так не украшает песню, как массивные многодорожечные бэк-вокалы, введённые в кульминационные моменты, такие, как припевы или кода. В современной поп-музыке распространена ситуация, когда бэки в припевах равны ведущему вокалу или даже берут на себя главную роль, позволяя певцу импровизировать на их фоне. Чтобы достигнуть этого эффекта, продюсер и певец должны гарантировать, что бэки спеты с достаточной энергией и все треки/голоса абсолютно синхронны между собой.

    Кроме того, если Вы хотите добиться типичного для современных песен сверхширокого вокала, то рассмотрите вопрос записи нескольких дорожек для каждого голоса. Два идентичных вокальных трека, помещённых в одну точку стереополя, создадут эффект утолщения, характерный для дабл-трека, но  если разнести их по разным сторонам, то Вы потеряете все преимущества этой методики: теперь у Вас просто будут два отдельных голоса, приходящие из разных динамиков. Другими словами, чтобы создать действительно широкий мультитрековый вокал, каждый голос/партия должна быть исполнена, по крайней мере, четыре раза – по два раза для правого и левого каналов. А во многих случаях, по три, четыре или даже больше.  

    Даже если Вы и не собираетесь размещать треки по крайним положениям панорамы, всё равно потребуется записать каждый голос по нескольку раз, особенно если хочется сделать такой же насыщенный вокал, какой можно услышать в коммерческих миксах. Мультитреки обогащают и сглаживают звучание, создавая захватывающий эффект, особенно проявляющийся на таких вездесущих партиях, как «оооо» и «аааа». Таким образом, трёхголосая гармония может очень быстро занять массу дорожек в Вашей DAW. Поэтому, чтобы не затеряться во всём этом, правильно организуйте окно проекта, внятно обзывайте треки и используйте цветовую маркировку. То же самое касается и микширования: даже и не пытайтесь управлять уровнями индивидуальных каналов, покуда не соберёте все треки по соответствующим подгруппам!

    Редактирование

    Обычно, чтобы получить бэк-вокалы, правильно работающие с остальными элементами аранжировки, требуется потратить довольно много времени на тщательное редактирование исходного аудиоматериала. Конечно, если только один или два трека спеты «спустя рукава», то редактирование можно сделать сравнительно быстро, но если таких огромная пачка, то мысли о смерти начнут посещать Вашу голову очень скоро. И не факт, что все косяки можно будет исправить. Таким образом, нужно позаботиться о том, чтобы исходный материал был записан и исполнен с максимальным качеством. Но, зато имея нормальные исходники и приложив немного усилий, Вы сможете добиться великолепных результатов. Причём, в большинстве случаев будет достаточно штатного инструментария, имеющегося в любой DAW. Но, для начала, Вы должны привести в надлежащее состояние тот трек (или треки), относительно которого будет проводиться редактирование. Очевидно, что для дабл-треков и простых гармонических линий это будет ведущий вокал.

    Теперь, разместите референсный вокал и редактируемый бэк на смежные дорожки, чтобы была возможность прямого визуального сравнения. Включите оба трека в соло, разведите по сторонам панорамы и установите для них примерно одинаковую громкость. Можно надеть наушники, поскольку при такой специфической работе они просто неоценимы. Подобный подход может вскрыть недостатки, которые трудно заметить по-другому. Здесь-то и начинается тяжёлая рутинная работа, которой нельзя избежать, если Вы хотите получить синхронное звучание и профессиональный результат. В широко панорамированных треках  станут сразу же заметны любые проблемы с таймингом: хорошие секции будут течь легко и гладко, тогда как в проблемных местах возникнет неприятная суета между каналами. Когда Вы находите такой фрагмент, увеличьте масштаб отображения. Зачастую, тайминг можно легко подправить, просто разрезав дорожку по нужным словам или слогам, и затем передвинув их в правильные позиции относительно образцового трека. Старайтесь разрезать в нулевых точках звуковой волны и, если необходимо, ставьте соответствующие фейды, чтобы избежать щелчков. В некоторых случаях придётся прибегнуть к тайм-стретчингу, чтобы удлинить или укоротить окончания нот. Как правило, если бэк заканчивается заметно раньше ведущего вокала, то тут практически всегда требуется растяжение. И, наоборот, зачастую вполне приемлемо, если он немного запаздывает. Конечно, тут следует обращать на твёрдые согласные, которые могут вызвать неприятные эффекты двоения или флаттера. 
    Выравнивание вокала по ритму
    Наушники – прекрасные помощники при решении проблем с таймингом. Достаточно просто панорамировать две партии в разные стороны, и все проблемные места тут же вылезут, как прыщ на лбу! Стоит сказать, что для управления длиной нот далеко не всегда требуется использовать тайм-стретчинг: зачастую, достаточно просто применять фейды.

    После того, как все партии выровнены под строгую ритмическую гребёнку, настало время автоматизации, при помощи которой мы будем управлять уровнями излишне громких или тихих слов и слогов. Во многих случаях, слишком сильные вздохи лучше значительно понижать в уровне, а не удалять полностью, поскольку это может привести к неестественному звучанию. Если Вы планируете отредактировать трек и потом сделать его баунсинг, то можете автоматизировать канальный фейдер. Если же предпочитаете редактировать и микшировать в одном проекте, то лучше автоматизировать уровень до какой-либо последующей обработки. Например, Вы можете управлять уровнем непосредственно в аудиоклипах или использовать Gain/Trim-плагины, расположенные до всех остальных процессоров. Кроме того, можно обратиться к специализированным процессорам, предназначенным для подавления шумов дыхания, таким, как Waves DeBreath. Тем не менее, не стоит слепо доверять кибернетике, так что тщательно слушайте результат. И, конечно, нужно заранее очистить материал от щелчков, поппинга, утечек из наушников и прочих шумов. 
    Удаление шумов дыхания из вокала
    Шумы дыхания вносят определённый вклад в ритмический пульс партии, и поэтому тоже зачастую требуют особого внимания и к таймингу, и уровню. Для последней задачи можно использовать автоматизацию или специализированный плагин, как например Waves DeBreath.

    Я также считаю, что автоматизация – это лучший способ борьбы с сибилянтами, хотя подобная работа может и занять очень много времени. Многие де-эссеры, штатно присутствующие в DAW, далеко не идеальны, зачастую окрашивая тембр, пропуская одни сибилянты и задавливая другие до состояния шепелявости. Если у Вас нет какого-нибудь стороннего высококачественного де-эссера, типа Eiosis E2, то приготовьтесь немного потрудиться руками. Хотя, результат определённо того стоит. Одно радует, что зачастую не требуется истреблять сибилянты в каждом индивидуальном канале мультитрекового вокала, поскольку это можно сделать после баунсинга всей пачки на один трек (или в подгруппе).

    Здесь Вы также можете заняться вопросами интонирования, но, прежде чем загрузить какие-то плагины, проверьте, нет ли у проблемных нот «двойников» в других местах песни, спетых более хорошо. Если таковые имеются, можно просто скопировать их оттуда и заменить кривые фрагменты. Если треки в целом исполнены хорошо, но имеют небольшие проблемы с интонированием, то можно воспользоваться штатным инструментарием своей DAW. Но если проблемы намного серьёзнее, то придётся обратиться к специализированному ПО, такому, как Celemony Melodyne или Antares Autotune. Кроме того, это превосходные творческие инструменты, при помощи которых можно создавать новые гармонии и эффекты.

    Тюнинг мультитрековых бэк-вокалов можно делать аналогично тому, как мы ранее делали микроритмическую коррекцию. Включаем соло, ведущий вокал панорамируем в одну сторону, а дорожку бэка – в другую. И дальше по накатанной схеме. Опять же, шумы дыхания желательно не удалять полностью, а просто понижать в уровне. Хотя, если какие-то из них никак не стыкуются с ведущим вокалом, то можете уничтожать их без сомнений.

    Учтите, что если Вы поместите один и тот же питч-корректор на все треки в пачке, спетой одним вокалистом, то это может привести к довольно неприятным фазовым проблемам. Чтобы избежать этого, настройте опорную тональность каждого плагина на несколько центов выше или ниже. Помните, что значительная доля красоты таких многодорожечных бэк-вокалов порождается тонкими высотными расхождениями между индивидуальными каналами. 
    Тюнинг вокала
    Если каждый канал в мультитрековой пачке будет оттюнен точно в ноты, Вы рискуете получить неестественный фейзероподобный эффект и потерять всё тонкое звуковое богатство, ради которого и записывалось столько звуковых дорожек. Однако, Вы можете использовать эти инструменты, чтобы оперативно сделать искусственные гармонические линии в помощь певцу, у которого есть проблемы с исполнением таких партий.

    Обработка

    Бэк-вокалам в поп-музыке практически всегда идут на пользу эквализация и компрессия, которые можно применять как до баунсинга, так и после него. Если Вы применяете эту обработку перед экспортом, то лучше не «доложить», стараясь использовать её только лишь в качестве корректирующего инструмента, а не художественного. Задача состоит в том, чтобы получить слитный вокал, свободный от каких-либо проблем и пригодный для последующей более изощрённой обработки.

    Во-первых, удаляйте все низкочастотные шумы, пользуясь полочным фильтром с частотой в районе 150 Гц. Если требуется, понижайте другие частотные области, чтобы бороться с прочими тональными недостатками, такими, как грязь и коробочные призвуки. Чтобы точнее идентифицировать проблемные частоты, можно задрать фильтр и потом протащить этот горб по спектру. И весь мусор начнёт просто выпрыгивать на Вас из динамиков. После того, как эти частоты найдены, нужно сделать соответствующие понижения, установив в фильтрах допустимо высокую добротность. Хорошая доза компрессии тоже зачастую не помешает, добавляя слитность и сглаживая большие скачки уровня. При этом, желательно всё-таки полностью не убивать динамику. Используйте сравнительно небольшое отношение, опираясь на следующее правило: чем меньше отношение компрессии, тем ниже можно установить порог. Но, тем не менее, в первую очередь оценивайте результат на слух, поскольку величина порога всегда зависит от обрабатываемого источника.

    Когда Вы нашли действенную комбинацию различных процессоров, сделайте темплейт (пресет) канальной линейки, чтобы быстро загружать эту же цепочку для обработки прочих однотипных треков. Конечно, для каждой новой партии, скорее всего, понадобятся некоторые дополнительные подстройки параметров, но подобный подход может здорово сэкономить время. 
    Эквализация бэк-вокалов
    Эквализация бэк-вокалов
    Эти два эквалайзера использовались для обработки похожих партий внутри одной песни. Хотя параметры настройки заметно отличаются, можно заметить, что в обоих случаях применялось довольно радикальное понижение низких и/или высоких частот. Подобная фильтрация – как по верхам, так и по низам – обычное явление при микшировании бэк-вокалов.

    Промежуточный миксдаун (баунсинг)

    Несмотря на своё древнее происхождение, баунсинг до сих пор является ценным инструментом, используемым для облегчения процесса микширования и навигации по проекту, или просто для того, чтобы освободить системные ресурсы. Согласитесь, что с 32 или 48 треками работать намного легче, чем со 173! Кроме того, учитывая чувствительность данных автоматизации к плотности тёмных пятен на Альфе Центавра, иногда желательно экспортировать даже единственный трек, особенно если он подвергся тяжёлому редактированию.

    В случае с нашей многодорожечной трёхголосой гармонией, которая легко может вовлечь в себя 24 и более треков, цель состоит в том, чтобы преобразовать всё это в три стереотрека – по одному на каждый голос. Таким образом, мы сможем управлять каждым голосом в процессе сведения. Перед баунсингом проверьте расположение каждого элемента в стереопространстве и удостоверьтесь, что общая картина имеет максимально возможную ширину, поскольку в готовом стереофайле исправить что-либо уже не особо получиться, и вся последующая обработка уже будет той или иной формой компромисса. Если итоговое звучание недостаточно широкое, его, конечно, можно увеличить при помощи расширителей стереобазы, хотя, звук при этом будет далёк от естественности. Наоборот, если картина получилась слишком широкая, то её легко можно сузить, совершенно не внеся никаких артефактов. Поэтому, лучше ошибиться в широкую сторону. Удостоверьтесь, что в микс не попали ни реверберация, ни задержка (их лучше добавлять позже, в общем контексте трека) и что отключена вся обработка в мастер-шине.

    Микширование

    Усилия, приложенные на стадиях редактирования и баунсинга, принесут плоды уже на этапе микширования. Во-первых, у Вас будут отлично звучащие треки; во-вторых, их будет сравнительно немного; и, в-третьих, останется достаточно пространства для творческих манёвров и дополнительной обработки.

    В общем, главная функция баунсинга – облегчить процесс микширования, помогая бэк-вокалам сделать свою работу, не вытесняя ведущий вокал и не затеняя инструментовку. Самая эффективная техника, которая позволяет поместить бэки (и не только) в своё собственное место, называется «брекетинг». Представляет собой достаточно серьёзный срез низких частот (полочным или обрезным фильтром), скомбинированный с небольшим (или довольно большим) понижением высоких частот. Обычно используется перед компрессором. Как правило, бэк-вокалы могут легко выдержать самую радикальную компрессию, поскольку редко когда требуется, чтобы какие-то особые слова были прямо таки драматично громче других. Эта комбинация из эквалайзера и компрессора моментально дифференцирует бэки от ведущего вокала, и степень, до которой это сделано – а разница может быть просто огромной – определяется только лишь личным художественным вкусом. И если Вы хотите на примере понять, как действует эта техника, послушайте припев в песне Adele «Rolling In The Deep».

    Улучшить разделение с ведущим вокалом и/или какими-то другими треками можно при помощи второго компрессора, управляемого через боковую цепь другим элементом микса, затенения которого мы хотим избежать. К примеру, Вы можете послать туда сигнал с ведущего вокала, заставляя компрессор понижать уровень подпевок в те моменты, когда звучит главная партия. 

    И, в качестве последних штрихов, можно добавить реверберацию и/или задержку, чтобы создать глубину и расположить бэки позади ведущего вокала или других инструментов. Опять же, не забывайте слушать в общем контексте: к примеру, длинная задержка в соло может звучать просто великолепно, но вот при общем воспроизведении часто загромождает микс до состояния полной каши. Как правило, пачки стереотреков, в которых бэк-вокалы исполняют полноценные продолжительные линии (например, стена вокала в припевах), являются не самыми лучшими кандидатами на обвешивание разными навороченными суперэффектами.

    Полезные советы

    1. Циклическая запись и возможность сохранения каждого прохода (take) на ту же самую дорожку являются очень полезными функциями, когда дело доходит до записи бэк-вокалов. Установите удобную область зацикливания, где в начале имеется такт или два для того, чтобы певец успел настроиться, и пара тактов в конце, чтобы успеть перевести дыхание. Как много понадобится таких проходов, зависит от массы условий, но, в идеале, Вы должны быть в состоянии скомпилировать хороший трек не более чем из трёх-четырёх дублей.

    2. Если Вы работаете с одним певцом, следует учитывать, что его силы тоже не бесконечны, и, заставляя его раз за разом выкладываться на все сто процентов, можно прийти к тому, что он устанет и потеряет концентрацию, а исполнение будет механическим и безэмоциональным. Хотя, при этом, оно всё ещё может быть идеальным со стороны ритма и тональности. В этом случае, пока певец ещё свеж, хорошей идеей будет записать два идеальных «мастер»-трека (левый и правый) для каждого голоса гармонии. Потом Вы можете вернуться к ним, чтобы записать остальные каналы. Эти мастер-треки должны быть особым образом помечены, чтобы явно отличать их в процессе редактирования, баунсинга или миксдауна. Используйте их в качестве главных партий и микшируйте «не такие свежие» дубли с несколько уменьшенным уровнем.

    3. Вы можете усилить ощущение глубины, если будете записывать каждую последующую пару треков, увеличивая расстояние до микрофона. Так, если Вы собрались записать четыре пары, запишите первые две с «нормальной» дистанцией (типично 15 – 20 см), а для последующих дублей увеличьте расстояние на 30 – 60 см.

    4. При мультитрековой записи, такая фраза, как «Gotta get you back» легко может зазвучать как «G-G-Gotta g-get you back-ck». Поэтому, запишите мастер-треки как обычно, а для дублей попросите певца смягчить согласные звуки. Ему это будет нетрудно, а Вам сбережёт массу времени при последующем редактировании.

    5. Бэк-вокалы, входящие в «стену» припева, обычно записываются один раз и потом используются во всех остальных припевах. Но, если одна и та же комбинация будет применяться повсеместно, то это быстро приестся и наскучит слушателю. Пробуйте избежать такой ситуации, отключая некоторые партии в первых припевах и вводя их позже. Кроме того, можно микшировать с разными уровнями, чтобы поддержать общее развитие песни.

    Решение проблем

    Не секрет, что кто-то поёт лучше, кто-то хуже, но Вы удивитесь, как много вроде бы «хороших» певцов испытывает трудности с пропеванием гармоний. То, насколько классно исполнены главные партии, часто зависит от личного отношения и эмоциональной вовлечённости певца, тогда как бэк-вокалы больше опираются на технику, опыт и усердие. Таким образом, весьма часто возникает очень расстраивающая ситуация, когда певец, только что отлично исполнивший ведущую партию, никак не может спеть простую гармоническую линию. Если Вы попали в такое положение, вот несколько советов:

    • Перепроверьте баланс в наушниках, понизьте или заглушите любые инструменты, потенциально загромождающие микс. Зачастую, гармонии проще петь, когда в наушниках есть только ведущий вокал, и минимальное ритмическое и инструментальное сопровождение.

    • Не позволяйте певцу срываться и впадать в депрессию. Займитесь другими, более лёгкими секциями, и вернитесь к проблемной партии тогда, когда он будет чувствовать себя более уверенно.

    • Проиграйте гармоническую линию простым фортепьянным звуком и поместите его в микс, сделав громче ведущего вокала. В экстремальных случаях, скопируйте ноты в предыдущий такт или такты (зависит от длины партии), затем временно заглушите все мешающие инструменты в этой «репетиционной» секции. Теперь, певец сможет услышать эти ноты громко и чисто непосредственно перед тем, как должен будет их спеть.

    • В качестве аналогичной меры, воспользуйтесь возможностями Melodyne или Cubase VariAudio, чтобы на основе ведущего вокала сделать гармонию. Зачастую, результат будет звучать не особо естественно, но этого вполне достаточно, чтобы предоставить певцу необходимую поддержку.

    • Сделайте перерыв хотя бы на 15 минут и попробуйте выбросить этот трек из своих голов. Послушайте разную музыку, посмотрите телевизор, выйдите прогуляться. Когда Вы вернётесь после отдыха, решение проблемы может найтись очень быстро – хотя, к сожалению, если этого не произошло в течение полудюжины дублей, то вряд ли случится вообще…

    Опубликовано в журнале Sound on Sound в январе 2013 года

    Перевод подготовил Бережной Вячеслав
    www.unisonrecords.ru

    РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ:

    Пол Уайт. Запись вокала в компьютерной студии

    Пол Уайт. Вокальный дабл-трек

    Пол Уайт. Современные технологии обработки и микширования вокала

    Марк Казинс. Исправляем недочёты в записанном материале

    Стив Скиннер. Подготовка материала к сведению


    Загрузка беседы

    Сегодня вашему вниманию несколько полезных советов по записи и обработке бэк-вокалов. Как только мы с вами говорим о песнях, то первое, что приходит на ум, это, конечно же, вокал. Есть песни, где он звучит сольно, бывает, что помимо  основного вокала имеются некие подпевки, бывает, что можно услышать чуть ли не целый хор. И всё это  делается далеко не по чьей-то капризной прихоти, а с конкретными целями. Для акцентирования некоторых фраз, для усиления звучания, для подчёркивания гармонической составляющей песни и так далее.

    Давайте рассмотрим некоторые приёмы, которые помогут сделать запись бэк-вокала  эффективнее, а звучание лучше. Кстати, бэк-вокал или, как это звучит на языке  тех, кто это придумал, background vocals, дословно переводится как «вокал на заднем плане»  или «фоновый вокал».

    Итак, для начала давайте разберёмся, в чём разница между лид-вокалом,  то есть ведущим, и бэк-вокалом. Лид-вокал — это главная вокальная партия фронтмена-вокалиста, она всегда должна звучать максимально чётко, ясно и читаемо. И давайте добавим, что лид-вокал в  большинстве своём звучит на протяжении всей песни. Роль бэк-вокала, в свою очередь, заключается в том, чтобы дополнять ведущую партию, делать её звучание более объёмным и интересным, и никак не перетягивать внимание слушателя на себя. Вступать партия бэк-вокала может  в любых определённых частях песни, поэтому его запись и обработка может существенно  отличаться от записи ведущего вокала.

    Основное, что нужно понимать при записи бэков это то, что они не должны ни коим образом мешать лидирующему вокалу. Главная задача подчеркнуть его, поэтому  подходить к написанию партии бэков нужно очень тонко и с умом. Опять же, здесь очень сильно могут пригодиться знания музыкальной теории, так как построить интересный интервал или  красивый аккорд под имеющуюся гармонию, мелодию основного вокала, да ещё так, чтобы  это всё вписалось в аранжировку, не так просто, как может показаться. Иногда бесспорно правильная терция может прозвучать абсолютно невкусно и неинтересно. В то время как страшная и ужасная  секунда даст просто потрясающий результат в пачке. Есть случаи, когда мы обходимся элементарными  вариантами, такими, например, как октава вверху или внизу. Или же используем разные искусственные  приёмы. И можно сказать, что в частных случаях этого оказывается достаточно.

    Но если говорить о записи бэк-вокалов профессионального уровня, то тут уже надо стараться по полной. И скорее всего, без помощи специально обученных вокалистов не обойтись. Давайте посмотрим, почему.  Во-первых, больше вокалистов — больше голосов. А, как известно, разные голоса дают более богатую тембральную окраску.

    Во-вторых, профессиональные бэк-вокалисты понимают что, как и где нужно спеть, и ещё, таким образом, чтобы получилось и красиво, и правильно. Причём, сразу в исходном варианте.  Ну это всё понятно. Но понятно и то, что не каждый может себе позволить наёмных исполнителей. И в большинстве своём прописывает всё самостоятельно. Давайте перейдём к некоторым советам,  которые помогут сделать запись оптимальной. Первое. При самостоятельной  записи партии бэк-вокалов постарайтесь немного изменить свой тембр голоса, сделать его немного грубее или наоборот мягче.

    Идеальный повтор (тембральный и интонационный) даст гораздо менее эффекта, нежели голоса,  звучащие с отличием от основного вокала.

    Второе. Старайтесь ещё на этапе записи максимально точно попадать в ритмику основного вокала. Конечно,  сейчас есть немалое количество программ, позволяющих выравнивать партии ритмически.  Но всё же имейте в виду, это, во-первых, лишняя трата времени, А, во-вторых, подобная обработка в случаях тяжёлых привносит достаточно большое количество артефактов  в звучание, делая его неестественным.

    Третье — лучше больше, чем  меньше. Записывайте сразу, как минимум, несколько кратных дублей одной и той же партии бэк-вокала. Например, две высокие, две средние и так далее. Это всё может  пригодиться для создания более объёмного звучания.

    Четвёртое, поэкспериментируйте с записью партии бэк-вокала в другом помещении, имеющим иное акустическое оформление. Например, основной  вокал записывали в заглушённой вокальной комнате, бэки попробуйте записать в аппаратной, где нет  такой сильной заглушенности и так далее. Ещё вариант можно попробовать пойти в другую студию.

    Ну а если нет возможности поменять помещение, то можно при записи бэков попробовать отодвинуться  от микрофона на какое-то расстояние. Такой вариант сработает при условии, что акустика  помещения более живая, нежели намертво убитая, но и без каких-то ярко выраженных отражений. А ещё можно повозиться с записью на другой микрофон или изменить направленность микрофона.  Например, вместо кардиоиды использовать круговую направленность. Тем самым способствовать большей записи неопасных отражений в комнате. Говоря короче, способов можно придумать достаточно, бояться экспериментировать для пользы дела не нужно.

    Дальше. Как только все партии накоплены,  смонтированы, можно приступать к обработке.

    Самое первое, что нужно сделать в обязательном порядке, это просмотреть всю ритмику. По вертикали бэк-вокалы должны звучать точно вместе  с основным вокалом, в противном случае, вы рискуете получить размазанную кашу вместо  красивой пачки. Внимательно смотрите, чтобы совпадали слоги и слова, длительности и окончания  фраз. И особое внимание уделяйте согласным звукам, которые порой очень часто могут подчеркнуть или даже выделить ритмические промахи, а это звучит не очень хорошо, особенно если  всё это стоит ещё и под хорошим дилеем. Как уже упоминалось выше, можно использовать  специальные программные средства для выравнивания ритмики, но лучше всё  же следить самостоятельно за тем, что получается и как всё это звучит. Не надо полностью надеяться на автоматику. Исправление интонирования, то есть фальшивых  нот, тоже очень важный момент. Здорово, когда всё звучит строго и идеально по нотам, хотя иной раз имеет смысл оставлять небольшие отклонения или, так называемые, косяки в  исполнении для того, чтобы создавалось некое биение и тем самым обогащало звучание. Главное  — следить за тем, чтобы фальшь не была слишком явной и не приводила к откровенному диссонансу, мешая тем самым нормальному восприятию музыки.

    Панорамируйте кратные дубли в разные стороны. То есть один высокий голос чуть левее, второй — чуть правее. И так далее. Тем самым, вы  добавите определённый объём звучанию. Но при этом, не стоит слишком сильно панорамировать бэк-вокала, то есть делать их совсем по краям. Такой  вариант звучит обычно очень неестественно, за исключением тех случаев, где этого будет  требовать некий художественный замысел. Пытайтесь найти каждому бэку своё место в стереополе. Это безусловно сделает общую картину более богатой. Старайтесь добиваться симметричности  звучания, не допускайте при панорамировании бэк-вокалов никаких перекосов  влево или вправо, особенно если у вас этих партий много. Так будет звучать мощнее и естественнее. В противном случае может появится некий дисбаланс, который так или иначе смажет общее звучание или  даже вызовет некий дискомфорт при прослушивании. Если у вас бэк-вокал состоит из нескольких партий,  да ещё и разных по стилю голосов (например, сопрано, альт, баритон), то имеет смысл найти для  каждого из голосов свою основную частоту тембра, и эквалайзером на слух несколько её добавить. Таким образом, вы сможете сделать разделение на голоса более явным, слышимым и подчёркнутым. Только  делать это надо очень аккуратно, без перебора.

    Если вам необходимо вывести  бэк-вокал на уровень с лидирующим, добавляйте бэкам громкости и яркости эквалайзером, приподняв, например, нижнюю середину. Хотите увести бэк-вокал на  задний план? Наоборот, прибирайте шельфом высокие частоты и нижнюю середину, плюс  уменьшайте уровень громкости. Всё просто.

    Что касаемо компрессии, то она может  применяться, как к отдельным голосам, так и ко всей группе бэк-вокалов. Всё определяется  на слух и зависит от конкретной ситуации. Главное здесь — это использовать достаточно щадящие  настройки с не очень сильной степенью сжатия, в противном случае получите пережатые голоса, которые будут звучать неестественно. Плюс не забываем о возможной финальной компрессии на  мастер-шине. Итог может быть не очень хороший. Ко всем этим пунктам можно ещё сделать некоторое  дополнения. Небольшая сатурация, применение модуляционных эффектов (хорус, фэйзер) тоже имеют  место быть, но с той же оговоркой, что чрезмерное увлечение этими прелестями могут привести звучание  к перенасыщению или неестественной плотности, или просто убить читаемость (это про много хоруса). Поэтому всегда помним, что всего должно быть в меру. Ориентируемся  на свой слух и вкусовые предпочтения, слушаем качественные референсы.

    Друзья, ну ещё  парочка интересных моментов, которые связаны с искусственными бэками. Часто бывает так,  что никаких партий дополнительных голосов, никаких подпевок автор в своём произведении  просто не предусмотрел. Однако при сведении вокала явно становится понятно, что пара-тройка  голосов просто безумно просится в аранжировку. При этом, автор нисколько не возражает,  исполнителей, разумеется, нет, и что делать? Спасибо современным технологиям! Ловите тройку приёмов, которые могут в этом здорово помочь.

    Первое. Используйте различные даблеры и эффекты  искусственной задержки. К примеру, Waves Doubler, Waves Reel ADT, Antares AVOX и другие. Они  позволят работать с модуляцией сигнала, что поможет немного изменить тембральное звучание.  Просто надеяться на то, что вы скопируете дважды дорожку основного вокала, добавите к ним небольшую  задержку и сразу получите дорожку бэк-вокала, нее стоит. То, что вы получите, называется эффект  Хааса. Он, конечно, может помочь в некоторых случаях, но далеко не всегда.

    Второе. Сделайте  партию бэк-вокала из копии основного при помощи инструментов Melodyne, VariAudio и подобных. Здесь  вы сможете поиграться с формантой голоса и тем самым немного изменить тембр. А если ещё есть и  другие дубли, например, припева, смело используйте их для бэков. Дело в том, что разные дубли  всегда звучат естественнее, чем два одинаковых. И добавлю, что для изменения форманты можно также  использовать и дополнительные плагины. Например, тот же Little AlterBoy от Soundtoys. Третье.  Экспериментируйте с различными гармонайзерами типа Antares Harmony Engine или средствами секвенсора,  например, создание вокальной партии по Chord треку в Cubase. Всё это может дать определённые  интересные результаты.

    Итак, друзья, подводим итоговую черту. Какой бы вариант работы вы не  выбрали (с живыми бэками или искусственными), главное — всегда помнить, что это в большинстве  своём художественный инструмент, призванный обогатить звучание вокала или аранжировки. Ни  в коем случае, не стоит выпячивать бэки в миксе без явных на это оснований и делать так, чтобы они  перебивали или хуже того мешали основному вокалу.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется безносый
  • Как пишется беймикс
  • Как пишется безнал слитно или раздельно
  • Как пишется бейлис на английском
  • Как пишется безнадежный или безнадежный