Как правильно пишется слово «бизнес-модель»
би́знес-моде́ль
би́знес-моде́ль, -и
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оковка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «бизнес-модель»
Предложения со словом «бизнес-модель»
- Появление новой бизнес-модели может затронуть компании и в других отраслях.
- Успешная инновационная бизнес-модель создаёт стоимоссть для клиентов и обеспечивает получение стоимости компанией.
- Поддерживающая инновация связана с исследованием возможностей, которые развивают существующие бизнес-модели компании, укрепляют их и сохраняют.
- (все предложения)
Отправить комментарий
Дополнительно
Орфографический словарь русского языка (онлайн)
Как пишется слово «бизнес-модель» ?
Правописание слова «бизнес-модель»
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
би́знес-моде́ль, -и
Рядом по алфавиту:
би́знес-конто́ра , -ы
би́знес-конфере́нция , -и
би́знес-корпора́ция , -и
би́знес-ко́учинг , -а
би́знес-круги́ , -о́в
би́знес-круи́з , -а
би́знес-ку́рс , -а
би́знес-ландша́фт , -а
би́знес-ла́нч , -а, тв. -ем
би́знес-ле́ди , нескл., ж.
би́знес-ло́жа , -и, тв. -ей
би́знес-моде́ль , -и
би́знес-но́вости , -новосте́й
би́знес-образова́ние , -я
би́знес-объедине́ние , -я
би́знес-органа́йзер , -а
би́знес-ориенти́рованный
би́знес-оте́ль , -я
би́знес-па́пка , -и, р. мн. -па́пок
би́знес-партнёр , -а
би́знес-партнёрство , -а
би́знес-перегово́ры , -ов
би́знес-персо́на , -ы
би́знес-пла́н , -а
би́знес-подде́ржка , -и
би́знес-порта́л , -а
бизнесме́н , -а
бизнесме́нка , -и, р. мн. -нок
бизнесме́нский
бизнесме́нша , -и, тв. -ей
би́знесовый
Бизнес-модель — это анализ и схематичное описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании. Модель наглядно показывает: что, кому и как именно продавать, а также насколько это выгодно.
Это не глубинное исследование бизнеса, а скорее экспресс-анализ, который позволяет понять:
- как развивать компанию;
- как оптимизировать бизнес-процессы;
- какие ресурсы нужно привлечь для роста бизнеса.
Стартапам бизнес-модель помогает оценить нишу, увидеть перспективы и скрытые риски, протестировать идеи. Действующему бизнесу — нащупать слабые места и точки роста, чтобы скорректировать свою работу.
Структура бизнес-модели
Самый популярный шаблон бизнес-модели предприятия (Business Model Canvas) разработали Александр Остервальдер и Ив Пинье. Он состоит из 9 блоков — ключевых элементов бизнеса.
Сегменты целевой аудитории (ЦА). Это ключевое место всей бизнес-модели. Нужно описать сегменты целевой аудитории, то есть людей, которые будут покупать ваши товары или услуги. Важно понять, кто ваши клиенты, какие качества продукта для них важны, сколько они готовы платить и за что.
Сегментов ЦА может быть несколько.Для каждого нужно сформировать отдельное предложение и взаимодействовать с его представителями, исходя из их потребностей и предпочтений. Чем лучше вы узнаете своих покупателей, тем эффективнее будут рекламные кампании и выше продажи.
Достоинства предложения (УТП). Опишите товары или услуги, которые планируете продавать. Проанализируйте: какую проблему покупателя решает продукт, почему человек будет его покупать у вас, а не у конкурентов.
Суть в том, чтобы построить бизнес-модель вокруг создания большей ценности для покупателя. Чем лучше вы удовлетворите его потребности, тем охотнее он купит продукт и тем с большей вероятностью вернется к вам снова.
Каналы взаимодействия (сбыта). Опишите, какими путями будете «касаться» клиента и рассказывать о продукте, как донесете ценность предложения, как будете доставлять продукт и обслуживать клиентов, как сформируете положительное впечатление от сотрудничества и будете напоминать о себе после продажи.
Отношения с клиентами. Решите, как вы будете привлекать и удерживать клиентов. Нужно понять, как лучше общаться с покупателями (например, лично или через автоматическую рассылку), нужно ли обучать их и чему именно, предполагает ли продукт самообслуживание или требуется ваша помощь.
Источники доходов. Перечислите откуда, за что и как именно вы будете получать деньги.
Деньги можно зарабатывать разными путями:
- продажа товаров и услуг;
- подписка;
- аренда/рента/лизинг;
- продажа лицензий;
- комиссия за посредничество;
- реклама.
Здесь же опишите принципы ценообразования и способы оплаты. Проанализируйте, сколько каждый из сегментов ЦА готов платить. В будущем это поможет посчитать доходность бизнес-модели.
Ключевые ресурсы. Перечислите, что вам нужно, чтобы запустить бизнес, обеспечить его дальнейшее функционирование и развитие. Это всё то, что поможет вам произвести продукт, рассказать о нём покупателям, обеспечить доставку, продажу, послепродажное обслуживание и так далее. Ресурсы могут быть финансовыми, людскими, интеллектуальными, физическими.
Ключевые процессы (активности). Опишите:
- что будете делать, чтобы произвести и продать продукт;
- как будете решать проблемы клиента и обслуживать его, чтобы он остался максимально доволен сотрудничеством;
- как будете поддерживать и развивать сети/CRM-систему/программное обеспечение и прочие платформы, через которые будете взаимодействовать с потребителем.
Ключевые партнеры. Перечислите поставщиков и партнеров, с которыми будете сотрудничать. Определите взаимные выгоды.
Структура издержек. Опишите, на что и сколько именно денег будете тратить. Этот блок поможет наглядно увидеть, какой объем инвестиций потребуется для старта, поддержания и развития бизнеса, какие статьи расходов самые затратные.
Как построить бизнес-модель: пример
Допустим, мы планируем запустить онлайн-курс по обучению ораторскому мастерству. Построить бизнес-модель можно в любой таблице или просто набросать на бумаге от руки.
Сегменты ЦА. Курс будет интересен тем, кто боится публичных выступлений, или публичным людям, которым приходится часто выступать и есть необходимость улучшить ораторские навыки.
УТП. Клиентам важно, чтобы курс вели признанные профессионалы и цена при этом была невысокой.
Каналы взаимодействия. Касаться клиентов будем через рекламу в интернете. Кроме того, проведем бесплатные вебинары, дадим тестовый доступ к обучающей платформе.
Отношения с клиентами. Предоставим несколько тарифов на выбор, бессрочный доступ к базе знаний, круглосуточную поддержку куратора.
Источники доходов. Продажа курса, дополнительные индивидуальные занятия.
Ключевые ресурсы. Для запуска надо будет сделать образовательную платформу, создать группы в соцсетях, нанять кураторов, запустить рекламные кампании.
Ключевые активности. Чтобы создать и поддерживать ценность продукта, надо будет постоянно актуализировать информацию в курсе, поддерживать и обновлять обучающую платформу, давать обратную связь студентам, собирать отзывы, привлекать новых спикеров, создавать новые услуги под потребности клиентов.
Партнеры. Будем привлекать маркетолога, специалиста по интернет-рекламе, блогеров.
Структура издержек. Будем платить спикерам, кураторам, привлеченным партнерам, вложимся в рекламные кампании, заплатим за разработку и поддержание обучающей платформы.
Анализ показал, что курсов по ораторскому мастерству немного, а спрос на них растет. Клиенты готовы платить за профессионализм спикеров и дополнительные услуги. Нам не нужно содержать постоянный штат работников, достаточно привлекать специалистов по мере необходимости. Больших вложений запуск курса не требует, при этом затраты окупятся достаточно быстро. Если содержание курса удовлетворит запросы ЦА, то, скорее всего, запуск будет успешным и принесет хорошую прибыль.
Конечно, это сильно упрощенный и утрированный пример, но он наглядно показывает, что такое бизнес-модель и как ее построить.
Популярные виды бизнес-моделей
В свое время перечисленные ниже бизнес-модели были инновационными. Они выстрелили и обогатили своих создателей. Сегодня ими уже никого не удивишь, и все же каждая продолжает приносить прибыль тысячам компаний.
Популярные виды бизнес-моделей, которые доказали свою эффективность:
- Брокерская. Когда предприниматель сводит продавцов и покупателей, за что взимает определенную комиссию или процент от суммы сделки. По этой бизнес-модели построены торговые биржи, биржи фриланса, маркетплейсы.
Пример: FL.ru, eBay.
- Рекламная. Когда бизнес получает прибыль от размещения рекламы на своем ресурсе.
Пример: Lenta.ru, YouTube.
- Модель краудсорсинга. Когда ресурс получает прибыль с рекламы, но контент там создают сами пользователи.
Пример: Diets.ru, Яндекс.Дзен.
- Модель производителя. Когда производитель продает свой продукт напрямую потребителю, отказываясь от посредников.
Пример: Avon, Кухня на районе.
- Модель дистрибьютора. Предприниматель закупает товар у производителей и реализует с собственной наценкой. Продавать он может по-разному: в розницу, специализироваться на нишевых товарах, предлагать один товар в день с максимальной скидкой, оформлять сделку на сайте с последующей выдачей товара в магазине или со склада.
Пример: Пятерочка, Etsy.
- Франчайзинг. Прибыль получают от продажи доступа к запуску успешной бизнес-модели.
Пример: McDonald’s, Додо Пицца.
- Бритва и лезвие. Основной товар продают дешево, а прибыль получают от реализации расходников. Обратный вариант: прибыль идет от продажи основного дорогого товара, а расходники продают дешево.
Пример: Gillette, HP (принтеры).
- Аренда. Когда отдают помещения или продукцию во временное пользование.
Пример: каршеринг, коворкинг.
- Подписка. Когда продают временный доступ к продукту.
Пример: Netflix, ЛитРес.
- Партнерский маркетинг. Предприниматель получает вознаграждение за продвижение чужих товаров и услуг.
Пример: Сравни.ру, Aviasales.
- Freemium. Когда доступ к основным функциям продукта для клиента бесплатный, а прибыль получают от продажи дополнительных опций.
Пример: Spotify, Lingualeo.
Бизнес-модель — это не бизнес-план. Построение модели не предполагает глубокого анализа и поэтому не может быть основанием для принятия стратегических решений. Но бизнес-модель идеально подходит для быстрой оценки гипотез и выявления текущих рисков для компании.
Главные мысли
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Русский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | бѝзнес-моде́ль | бѝзнес-моде́ли |
Р. | бѝзнес-моде́ли | бѝзнес-моде́лей |
Д. | бѝзнес-моде́ли | бѝзнес-моде́лям |
В. | бѝзнес-моде́ль | бѝзнес-моде́ли |
Тв. | бѝзнес-моде́лью | бѝзнес-моде́лями |
Пр. | бѝзнес-моде́ли | бѝзнес-моде́лях |
бѝз—нес-мо—де́ль
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -бизнес-; корень: -модель-.
Произношение[править]
- МФА: [ˌbʲiznɛs mɐˈdɛlʲ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- модель, включающая функциональную и структурную организацию компании и представляющая её работу в виде бизнес-процессов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
Библиография[править]
- Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов (конец XX — начало XXI вв.): более 3000 слов и словосочетаний. — М. : АСТ: Астрель, 2010. — 943, [1] с. — (Biblio). — ISBN 978-5-17-061488-2, ISBN 978-5-17-061488-2.
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Всего найдено: 151
Как правильно: экономкласс или экономический класс? Наряду с бизнес-класс и первый класс.
Ответ справочной службы русского языка
То и другое верно.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно написать «кофе-культ» или «кофекульт»? (Варианты принять не смогу, поскольку это название заведения. Увы.) Какая тут логика? Кофемашина, кофеварка — но кофе-брейк
Ответ справочной службы русского языка
Название заведения нужно писать в соответствии с учредительными документами. А так как слово кофе?культ словарями не зафиксировано и подпадает под разные орфографические правила, то возможны и разные варианты написания. Связано это с тем, что часть кофе допускает несколько трактовок: 1) как часть с соединительной гласной е, 2) как первый компонент в сочетании существительного с приложением, 3) как сокращение слова кофейный. Возможность неоднозначной трактовки приводит к возможности применения разных правил.
Сложные существительные, содержащие соединительную гласную на стыке частей, пишутся слитно, например: паровоз, бактерионоситель, птицеферма, вишнеслива, волколис, религиоведение, музееведение. Этому правилу подчиняются слова кофеварка, кофемашина, кофемолка, кофезаменитель.
Сложные существительные и сочетания с однословным приложением, если в их состав входят самостоятельно употребляющиеся существительные и обе части или только вторая часть склоняются, пишутся через дефис, например: альфа-частица, баба-яга, бас-гитара, бизнес-тур, гольф-клуб, шоу-бизнес, а также кофе-пресс, кофе-автомат, кофе-брейк, кофе-пауза, кофе-порошок, кофе-суррогат.
Сложносокращенные слова пишутся слитно, напр.: главбух, госзаказ, детсад, домработница, жилплощадь, завскладом, канцтовары, спорткафе. Ср.: кофейная машина – кофемашина.
Новым словам приходится встраиваться в эту систему орфографических закономерностей. По первому и третьему правилу можно написать кофекульт, по второму – кофе-культ. А ведь еще культ может стать собственным названием кофе (кофе «Культ») или видом кофе (кофе культ).
Здравствуйте. Подскажите правильное написание слова бизнес*сценарий. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Пишется через дефис: бизнес-сценарий.
Добрый день. Корректно ли употребление слова «эконом» в предложении: Перечень услуг … должен предлагать пассажиру широкий выбор возможностей: от эконом до перевозок бизнес-класса. Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление некорректно, предложение следует перестроить, например: …широкий выбор возможностей от эконом- до бизнес-класса.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какой вариант правильный? Время интеграции с приставкой -бизнес! ИЛИ Время интеграции с приставкой бизнес-! ИЛИ Время интеграции с приставкой -БИЗНЕС! ИЛИ Время интеграции с приставкой «-бизнес»! Подразумевается, что наступило время бизнес-интеграции. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Поскольку бизнес— не является приставкой (это первая часть сложных слов), то мы не рекомендуем использовать эту фразу вовсе.
Бизнес-центр класса A — заключается ли буква в кавычки?
Ответ справочной службы русского языка
Кавычки не нужны.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать «Бизнес(-)Академия», если важно, чтобы слово «Академия» имела заглавную букву.
Ответ справочной службы русского языка
Если это название, то правильно: Бизнес-академия.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужен ли дефис в словах «бизнес-онлайн» и «бизнес-бесплатно»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Академическим орфографическим словарем рекомендуется писать часть бизнес через дефис. Поэтому предложенные Вами написания корректны.
Вопрос касается правильности употребления слов «эмиграция» и «иммиграция». Привожу заголовок текста, написанного в России для россиян:»Открываем бизнес в Европе: лучшие страны для бизнес-иммиграции». Мне кажется, что в этом случае нужно употребить словосочетание «бизнес-эмиграция», потому что относительно России россияне, выезжая из страны, эмигрируют. А вот в стране въезда они будут бизнес-иммигрантами. Так ли?
Ответ справочной службы русского языка
Может быть, в качестве компромисса, «бизнес-миграции»?
Правильно ли Я пишу слово бизнес-аналитика через дефис? Или нужно раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали правильно: бизнес-аналитика.
Как в этом предложении правильно расставить знаки препинания: Бизнес-леди творили историю(, или , —) и она, история, помнит их имена? Может второе слово «история» взять в скобки? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. Поставить вместо этой запятой тире тоже можно, так как вторая часть предложения имеет значение следствия, результата.
Слово история лучше выделить запятыми, а не заключать в скобки.
Здравствуйте! Подскажите, как правильно написать название с добавлением «PRO» в конце слова? БизнесPRO или Бизнес-PRO или Бизнес.PRO? Слово «бизнес» взяла для примера, нужно понять суть, как правильно писать? Спасибо заранее! С уважением, Наталья
Ответ справочной службы русского языка
Правила русского языка не регламентируют написание таких конструкций.
Встречаются два варианта написания: «бизнес консалтинг» и «бизнес-консалтинг». Какой вариант правильный?
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов бизнес- присоединяется дефисом: бизнес-консалтинг.
как правильно : бизнес идея, или бизнес-идея?
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов бизнес- присоединяется дефисом: бизнес-идея.
Как правильно писать «спектр бизнес тем» или «спектр бизнес-тем»? И в каких случаях ставится дефис, а в каких нет. Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных слов бизнес- присоединяется дефисом: бизнес-тема, спектр бизнес-тем.
Бизнес-модель
- Бизнес-модель
- — совокупность стандартизированных способов ведения бизнеса организацией, правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев оценки его деловых показателей. В бизнес-модель организации включаются все деловые функции и все функциональные взаимоотношения внутри организации.
В состав бизнес-модели входят: финансовая модель, организационная модель, маркетинговая модель, производственная модель и т.д. В бизнес-модели отражаются сложные взаимосвязи и взаимодействия между этими моделями и их внутренними компонентами.
Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е изд., доп. — Новосибирск: Сибирское научное издательство.
.
2008.
Смотреть что такое «Бизнес-модель» в других словарях:
-
Бизнес-модель — логически описывает, каким образом организация создаёт, поставляет клиентам и приобретает стоимость экономическую, социальную и другие формы стоимости[1]. Процесс разработки бизнес модели является частью стратегии бизнеса. В теории и… … Википедия
-
Бизнес-школа — Бизнес школа это организация, которая предлагает образование по управлению бизнесом. Обычно это включает себя такие темы как: Бухгалтерский учёт Финансы Менеджмент Информационные технологии Маркетинг Бизнес модель Кадровая служба Логистика… … Википедия
-
Бизнес-моделирование — (деловое моделирование) деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) … Википедия
-
Модель — У этого термина существуют и другие значения, см. Модель (значения). Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторите … Википедия
-
Бизнес-процесс — Бизнес процесс это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Для наглядности бизнес процессы визуализируют при помощи блок схемы бизнес процессов.… … Википедия
-
Бизнес-симуляция — Бизнес симуляция интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице (подразделение предприятия, предприятие, отрасль, государство). Бизнес … Википедия
-
Бизнес-акселератор — Бизнес акселератор модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и… … Википедия
-
Бизнес-архитектура — на основании миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес целей определяет необходимые организационную структуру, структуру каналов продаж и функциональную модель предприятия, документы, используемые в процессе разработки и реализации… … Википедия
-
модель бизнес-деятельности — (ITIL Service Strategy) Профиль рабочей нагрузки одной или нескольких бизнес деятельностей. Модель бизнес деятельности используется поставщиком ИТ услуг для понимания различных уровней активности бизнеса и планирования в соответствии с ними. См.… … Справочник технического переводчика
-
Бизнес-модели — Основные модели построения бизнеса: бизнес бизнес (B2B) и бизнес потребитель (B2C). B2B состоит из компаний, которые делают бизнес между собой, в то время как B2C подразумевает прямые продажи конечному потребителю. Когда только возник интернет… … Википедия
#База знаний
- 8 фев 2022
-
0
Бизнес-модель: как с её помощью запустить стартап или спасти погибающую компанию
Самое важное, что нужно знать о бизнес-моделях менеджерам и предпринимателям. Зачем они нужны, какими бывают, как их строить и как менять.
Кадр: телесериал «Кремниевая долина»
Старший редактор по маркетингу, управлению и бизнесу в Skillbox Media. Десять лет назад настроил «Директ», и всё завертелось…
Бизнес-модель — концептуальное описание предпринимательской деятельности. Это краткое представление того, что и кому продаёт компания — и как она на этом зарабатывает.
Бизнес-модель не включает детальных расчётов будущих денежных потоков и затрат, что отличает её от бизнес-плана. Она также не описывает действия, которые нужно выполнить для достижения целей компании, — для этого существует стратегия.
Концепция бизнес-модели может показаться теоретической и, как следствие, бесполезной. Однако этот инструмент используют для создания новых направлений бизнеса и обновления существующих. В этом материале мы расскажем как.
Мы разберём:
- зачем нужны бизнес-модели;
- как построить модель;
- 10 популярных моделей;
- 10 инновационных моделей;
- как выглядит бизнес-модель — на примерах.
Можно представить много ситуаций, в которых компании потребуется концептуальное описание её бизнеса. Однако в литературе чаще всего встречаются две цели.
Запустить стартап и найти инвестора. Именно для этого был разработан метод Business Model Canvas, о котором мы рассказываем ниже. Легенда о том, как появился метод, звучит так.
Долгое время стартаперы приносили инвесторам детальные бизнес-планы, которые проваливались. На старте бизнеса тяжело предсказать, как рынок отреагирует на продукт, какие возникнут издержки и где будут границы роста.
Тогда инвесторы стали просить вместо бизнес-планов простое и понятное описание концепции: что и кому продаёт компания, как на этом зарабатывает, — то есть описание бизнес-модели.
Стартапы — это бизнесы, которые находятся в поиске подходящей модели. Часто у них есть инновационный или хотя бы новый продукт, но ответов на ключевые бизнес-вопросы нет. Почему наше предложение лучше заменителей? Как компания создаёт прибыль? Как связаны между собой бизнес-процессы? На эти вопросы отвечает бизнес-модель.
Сломать отраслевую логику и спасти «увядающую» компанию. Лидеры рынка получают прибыль от так называемых «дойных коров». Это доходные направления бизнеса, которые больше не требуют инвестиций, но и не растут.
«Дойные коровы» не бывают вечными. Технологии меняются, и появляются новые способы удовлетворить потребности клиентов. А последним нужны не дрели, а отверстия в стене. Вслед за технологиями нужно менять и бизнес-модель.
В прошлом для успеха достаточно было инновационного продукта, пишут авторы книги «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов» (авторы — теоретики менеджмента Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер и Микаэла Шик). С течением времени инструментом конкуренции стало улучшение бизнес-процессов.
В начале XXI века главный способ обойти конкурентов — обновление бизнес-модели. Google, Facebook*, Skype — это инновационные модели бизнеса.
Компания, успешно освоившая инновационную бизнес-модель, — Netflix. Сначала это был крупный интернет-магазин DVD-дисков по почте. Но интернет-трафик подешевел настолько, что люди стали смотреть фильмы онлайн. Популярность DVD падала, и Netflix перешёл на модель онлайн-вещания по запросу.
Новая модель обеспечила компании рост на годы вперёд. Если бы Netflix продолжал отправлять диски по почте, его бизнес погиб бы к началу 2010-х.
Существуют разные методики для построения бизнес-моделей, они созданы в разное время разными теоретиками менеджмента. Методики непохожи друг на друга. Мы расскажем о нескольких распространённых.
Первая — шаблон бизнес-модели, или Business Model Canvas. Она создана теоретиками Александром Остервальдером и Ивом Пинье. Модель Остервальдера популярна среди стартапов, IT-компаний и инноваторов.
Её суть в том, чтобы описать все бизнес-процессы компании на одном листе. Так выглядит шаблон, в который нужно вписать свои данные (чтобы увеличить изображение, откройте картинку в новой вкладке или перейдите по ссылке). В шаблоне есть вопросы, которые помогут его заполнить.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Модель Остервальдера включает девять блоков, которые нужно описать:
- ценностное предложение;
- сегменты клиентов;
- взаимоотношения с клиентами;
- потоки доходов;
- каналы;
- структура издержек;
- ключевые ресурсы;
- ключевые действия;
- ключевые партнёры.
В результате получается наглядная концепция бизнеса, представленная в одной таблице. С ней можно экспериментировать: изменить один или несколько блоков и понять, как будет работать компания.
Чтобы проанализировать бизнес с помощью Business Model Canvas, воспользуйтесь гайдом по методике от Skillbox Media. В нём мы на примере Uber и Netflix разбираем, как заполнить шаблон. А также рассказываем, как с помощью канвы создавать инновационные модели для бизнесов, которых ещё нет на рынке.
Теоретики и предприниматели адаптировали Business Model Canvas для разных отраслей и задач. Самая известная адаптация — это версия канвы для новых компаний, запускающихся по технологии бережливых стартапов (Lean Startup). Здесь мы рассказываем, как использовать этот адаптированный Lean Canvas, а в этом материале знакомим с самой технологией Lean.
Альтернативный способ построить бизнес-модель — это навигатор, описанный в упомянутой книге «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов». Авторы разработали навигатор для создания инновационных моделей.
Чтобы разработать модель, предлагается ответить на четыре вопроса:
- Клиент — кто наши целевые клиенты?
- Ценностное предложение — что мы предлагаем клиентам? Как удовлетворяем потребности покупателей?
- Цепочка создания стоимости — как мы создаём свои продукты? Нужно описать процессы и действия, которые нужны для реализации ценностного предложения.
- Механизм извлечения прибыли — почему компания зарабатывает? Нужно объяснить, что делает финансовую модель жизнеспособной. Сколько компания тратит и сколько стоит её продукт?
Авторы утверждают, что все новые модели — это интерпретация одного из 55 описанных ими шаблонов. Чтобы создать инновационную модель, нужно дать новые ответы как минимум на два из четырёх вопросов. Это краткое содержание инструмента — он сложнее и включает алгоритм действий, стратегии генерации бизнес-идей и многое другое.
Наконец, можно выбрать бизнес-модель из уже существующих. Большинству компаний не нужно придумывать нового: их модель повторяет то, что уже есть на рынке. Два следующих раздела посвящены уже существующим бизнес-моделям. Сначала мы посмотрим на самые популярные, потом — на новые бизнес-модели, которые возникли из-за распространения интернета.
Самый обширный список представлен в книге «Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов». Мы выбрали из неё 10 распространённых моделей. Многие из них были известны ещё в конце XIX века.
- Супермаркет. Низкие цены и широкий ассортимент под одной крышей.
- Прямые продажи. Компания поставляет свои продукты или услуги не через посредников, а напрямую клиентам.
- Самообслуживание. Низкие цены — за счёт того, что клиенты сами создают часть стоимости продукта.
- Дополнительные возможности. Компания продаёт продукт по конкурентной цене, а основную прибыль получает от продажи опций или дополнительных услуг.
- Привязывание клиентов. Модель, когда переход к другому поставщику обходится пользователю слишком дорого — по экономическим или технологическим причинам. Пример — Lego.
- Франчайзинг. Компания продаёт прибыльную бизнес-модель, право использовать бренд и технологии по лицензии. Это «Макдональдс» и Subway.
- Реклама. Компания удовлетворяет потребности пользователей в информации, а потом продаёт рекламные места. Это модель многих СМИ.
- Лицензирование. Компания создаёт интеллектуальную собственность и за деньги разрешает её использовать третьим сторонам.
- «Белая этикетка» (White Label). Поставщик разрешает продавать свои товары или услуги под брендом других компаний.
- Бритва и лезвие. Базовый продукт отдают по низкой цене или даром, а компания зарабатывает на необходимых для него дополнительных товарах. Это аренда кофемашин, в том числе Nespresso.
Можно назвать ещё несколько распространённых моделей, не требующих объяснения: розничный продавец, дистрибьютор, аренда, брокер, бартер.
В этом разделе мы собрали типы бизнесов, которые появились в последние 10–20 лет и зарекомендовали себя как успешные.
- Электронная коммерция. Это поставка традиционных товаров и услуг с помощью интернет-каналов.
- Управление данными о клиентах. Это модель Facebook* и Google — клиенты бесплатно пользуются сервисом, а компания зарабатывает на продаже данных об их действиях или на собственной рекламе.
- P2P («ты — мне, я — тебе»). Компания поддерживает площадку для пользователей, которые продают товары или услуги друг другу. Это доски объявлений, такие как eBay, или фриланс-сайты.
- Подписка. Модель Netflix — доступ к услуге за регулярные платежи.
- Краудсорсинг. Компания отдаёт задачи, связанные с разработкой продуктов, анонимной группе пользователей за небольшое вознаграждение. Так корпорация укрепляет отношения с клиентами и выводит на рынок успешные продукты.
- Краудфандинг. Проект финансируют пользователи через интернет — или вкладывая ресурсы в компанию, или покупая первую партию.
- Freemium. Любой человек может получить бесплатную работающую версию продукта, а доход обеспечивают премиум-пользователи. Это модель Skype и Dropbox.
- Платите по желанию. Клиенты платят за услугу столько, сколько сами посчитают нужным. Или не платят ничего.
- Оцифровывание. Традиционные товары и услуги превращают в цифровые аналоги.
- Open Source. Код программного обеспечения открыт, и любой пользователь может его доработать под свои нужды. Как правило, доступ к программе бесплатный, а компания зарабатывает на дополнительных услугах, консультациях и поддержке.
В этом разделе мы разберём два примера. Сначала мы посмотрим на шаблон Остервальдера, заполненный для реальной компании, — Uber. Пример взят из нашего гайда по Business Model Canvas.
Шаблон заполнен командой сайта Business Model Analyst, на котором разбирают бизнес-модели известных компаний. Модель бизнеса Uber, построенная по методике Business Model Canvas, выглядит так:
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media
Бизнес компании представлен кратко и наглядно. Всего два канала — сайт и приложение. Два сегмента целевой аудитории — пассажиры и владельцы авто. Потоки доходов описаны одной фразой — процент с поездки.
Теперь мы разберём пример, когда модель бизнеса, а не технология или ресурсы, определила успех проекта.
В 1982 году немецкий Институт интегральных схем Общества Фраунгофера изобрёл формат MP3. В 1990-е пользователи стали повсеместно посылать друг другу музыку в этом формате.
Инновация повлияла на бизнес лидеров рынка: Universal, Warner, EMI, Sony, BMG. Они решили не ломать отраслевую логику, а вместо этого стали защищать привычные схемы работы. Например, начали судиться за авторские права.
В 2003 году Apple вышла на рынок с инновационной бизнес-моделью iTunes — сервисом для легальной загрузки музыки. Приложение, работающее с помощью формата MP3, сделало компанию крупнейшим продавцом аудиозаписей.
От инновации не выиграли лидеры: они не успели вовремя перейти на новую бизнес-модель. По той же причине на ней не смог заработать Институт Фраунгофера: организация получает в год десятки миллионов долларов прибыли от своей технологии — против десятков миллиардов у iTunes.
«История инноваций кишит компаниями, которые располагали прорывной технологией, но не сумели выгодно её применить, поскольку не сумели подкрепить её прорывной бизнес-моделью».
Клейтон Кристенсен,
профессор Гарварда
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.
Участвовать
Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик
Узнать больше