Как пишется болливуд

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Как пишется: «болливуд» или «боливуд»?

болливуд

боливуд

балливуд

баливуд

Правила

Слово «болливуд» заимствовано из английского языка. Произошло от английского слова «bollywood» и повторяет его написание. Следует запомнить или проверять правописание в орфографическом словаре.

Значение

Болливуд – это:

  • киноиндустрия города Мумбаи (Индия);
  • хиндиязычный кинематограф.

Примеры

  • В болливуде снимаются фильмы на разных языках: хинди, урду, английском языке.
  • Болливуд сравнивают с американским Голливудом не напрасно.
  • Снимается в болливуде абсолютно все: от душевного кино до боевика и социальной драмы.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Болливу́д (хинди बॉलीवुड, урду بالیوڈ, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии (США).

Кино Индии снимается не только в Болливуде. Болливуд — это фильмы, преимущественно снятые на хинди. На юге страны действуют Толливуд (фильмы на телугу) и Колливуд (фильмы на тамильском языке)[1].

Известными киностудиями Болливуда являются Filmalaya и Film City, расположенные в северной части Мумбаи. Ежегодно на киностудиях Болливуда выпускается порядка 200 фильмов, в основном на языке хинди, но также и на урду и панджаби.

В последние десятилетия болливудские фильмы стали приобретать популярность в западных странах. Из получивших известность картин выделяются — Hum Dil De Chuke Sanam (Навеки твоя, 1998), Kabhi Khushi Kabhie Gham (И в печали, и в радости…, 2001), Kal Ho Naa Ho (Наступит завтра или нет?, 2003).

Этимология

Название «Болливуд» включает две составляющие — Бомбей и Голливуд[2]. Однако, в отличие от своего североамериканского собрата, Болливуд не функционирует в одном месте. Некоторые киноведы критично относятся к термину Болливуд, указывая на то, что таким образом демонстрируется главенствующая роль именно американской индустрии кино, а индийский кинематограф становится своего рода «бедным родственником» Голливуда[2][3]. Несмотря на это, в Оксфордском словаре английского языка есть отдельное упоминание о Болливуде.

Подобная практика именования была заимствована у Толливуда, термина, который в общем обозначает кинематограф Западной Бенгалии. В этом регионе кинематограф появился раньше остальных частей Индии — в 1932 году в южном районе Калькутты, Толлигунге, был сформирован центр киностудии Британской Индии[4]. С учётом сходства звучания слов «Толли» и «Голи» термин «Толливуд» довольно крепко вошёл в обращение в индийской современной культуре, особенно после того, как его стал активно прменять молодёжный журнал Junior Statesman. Это стало прецедентом для новых центров кинематографа в других частях Индии[5].

Не стал исключением и Болливуд. Этот термин был «изобретён» в 1970-е годы, когда Индия, обогнав США, заняла первое место в мире по числу снимаемых за год кинофильмов. Авторство термина приписывают различным людям, включая поэта, режиссёра и учёного Амит Кханну[6] и журналиста Бевинду Коллако[7].

История

Первым полнометражным индийским немым фильмом стал «Раджа Харишчандра» в 1913 году. К 1930 году в стране ежегодно производилось по 200 кинолент[8]. Первым звуковым фильмом стала лента Alam Ara («Свет мира») (1931) режиссёра Ардешира Ирани, получившая большой успех в прокате. После этого в Индии начался процесс массового перехода к звуковому кинематографу[9].

В 1930-е и 1940-е годы, в условиях всемирного экономического кризиса, участия во Второй мировой войне, роста движения за независимость Индии индийские фильмы зачастую отличались откровенным эскапизмом, однако многие ленты использовали и острые социальные вопросы в сюжетах[8].

В 1937 году Ардешир Ирани отметился ещё одним революционным для местного кинематографа достижением, сняв первый цветной фильм на хинди — Kisan Kanya. В следующем году он снял ещё одну цветную ленту. Однако цветное кино стало популярным лишь в конце 1950-х годов. С этого времени в индийском кино стали преобладать романтические мюзиклы и мелодрамы, ставшие со временем визитной карточкой Болливуда.

Период с конца 1940-х и до 1960-х годов считается «Золотым веком» индийского кино[10][11][12]. В этот период был снят ряд знаковых картин, которые на данный момент признаны классикой жанра. Так, картина Мехбуб Кхана «Мать Индия» (ремейк своего же фильма 1940 года «Аурат») получила множество наград на международных фестивалях, а также номинацию на получение «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке (1957)[13]. Среди самых известных режиссёров того периода выделялись Мехбуб Кхан, К. Асиф, Бимал Рой, Камал Амрохи, Виджай Бхатт. Фильмы Гуру Датта «Жажда» и «Бумажные цветы» были включены в список 100 лучших фильмов всех времён по версии журналов Time[14] и Sight & Sound[15], а сам режиссёр назван одним из величайших режиссёров всех времён[16].

Успешными актёрами были Дев Ананд, Дилип Кумар, Радж Капур и Гуру Датт. Среди актрис выделялись Наргис (Датт), Виджаянтхимала (Бали), Мина Кумари, Нутан, Мадхубала, Вахида Рехман и Мала Синха[17].

На рубеже 1960-х и 1970-х годов в болливудскую моду вошли романтические фильмы с элементами боевиков с участием таких актёров как Раджеш Ханна, Дхармендра, Санджив Кумар, Шаши Капур и актрис — Шармила Тагоре, Мумтаз и Аша Парех. Романтическая составляющая сюжета зачастую разворачивалась на фоне бандитских разборок. В середине 1970-х Амитабх Баччан создал образ «сердитого молодого человека», полицейского, самостоятельно противостоящего злу. Среди других актёров этого периода выделялись Анил Капур и Митхун Чакраборти, среди актрис — Хема Малини (исполнительница заглавных ролей в мелодраме Зита и Гита, 1972), Джайя Бхадури и Рекха.[17]

В 1975 году на экранах появились такие знаковые для Болливуда фильмы, как «Месть и Закон» Рамеша Сиппи, который некоторые критики считают лучшим в истории индийской киноиндустрии[18], а также «Стена» режиссёра Яша Чопры[19]. Самым известным индийским фильмом 1980-х годов стал «Salaam Bombay!» (1988) Миры Наир, получивший премию «Золотая камера» на Каннском фестивале, а также удостоился номинации на «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке.

В 1990-е годы на первый план вышли комедийные фильмы с экшн-сценами. Наиболее успешными актёрами в этот период стали Говинда, Аамир Хан, Салман Хан, Шах Рух Хан, Акшай Кумар. В число популярных актрис вошли Шридеви, Мадхури Дикшит, Джухи Чавла, Каджол[17].

В 2000-е годы качество снимаемых в Болливуде фильмов неуклонно росло. Многие фильмы стали востребованными не только на азиатском, но и на мировом рынке. Среди таких картин выделяются «Меня зовут Кхан» (2010), поднимающий острые социальные и межнациональные вопросы. Европейская премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, а в самой Индии «Меня зовут Кхан» получил свыше 2 десятков наград[20][21].

В основном кино в Болливуде рассчитано на широкие слои населения, но встречаются образцы и более узкоспециализированных картин.

Особенности кино

Кино в Индии постоянно развивается. Часто выходят на экраны высокохудожественные фильмы, сильные драмы где проделана большая творческая работа на всех уровнях. Однако большинство фильмов снимаются по шаблону. Стереотипный сюжет, актеры, работающие за микроскопические гонорары. Огромное внимание в кино Болливуда уделяется музыкальной составляющей. Зачастую именно от качества музыки и песен зависит успех фильма. Саундтреки выпускаются ещё до премьеры самого фильма, чтобы подогреть интерес публики[22].

Значительная часть аудитории — представители нищих слоёв населения страны, данный фактор также учитывается при съёмке фильмов. Центральное место в сюжете часто занимает простой человек, который силой своего духа может противостоять несправедливости и злу. Обилие красок, красивых нарядов и музыки, помогающих зрителям на несколько часов забыть про житейские проблемы, оказывают влияние и на индустрию красоты. Практически все индийские модели, такие как победительница конкурса «Мисс Мира» 1994 года Айшвария Рай, Лара Датта (Мисс Вселенная 2000 года) и Приянка Чопра (Мисс Мира 2000 год) рано или поздно начинают кинокарьеру[23].

См. также

  • Filmfare Awards — кинопремия для фильмов на языке хинди

Примечания

  1. http://www.kinopoisk.ru/level/51/type/hollywood/post/818/ Кино Толливуда
  2. 1 2 Rajghatta, Chidanand. Bollywood in Hollywood, The Times of India (6 July 2008). Проверено 20 февраля 2009.
  3. Crusie, Jennifer; Yeffeth, Glenn Flirting with Pride & Prejudice. — BenBella Books, Inc., 2005. — P. 92. — ISBN 1932100725
  4. Sarkar, Bhaskar (2008). «The Melodramas of Globalization». Cultural Dynamics 20: 31–51 [34]. DOI:10.1177/0921374007088054. “Madhava Prasad traces the origin of the term to a 1932 article in the American Cinematographer by Wilford E. Deming, an American engineer who apparently helped produce the first Indian sound picture. At this point, the Calcutta suburb of Tollygunje was the main center of film production in India. Deming refers to the area as Tollywood, since it already boasted two studios with ‘several more projected’ (Prasad, 2003) ‘Tolly’, rhyming with ‘Holly’, got hinged to ‘wood’ in the Anglophone Indian imagination, and came to denote the Calcutta studios and, by extension, the local film industry. Prasad surmises: ‘Once Tollywood was made possible by the fortuitous availability of a half-rhyme, it was easy to clone new Hollywood babies by simply replacing the first letter’ (Prasad, 2003).”
  5. Prasad M. Madhava Chapter 2: Surviving Bollywood // Global Bollywood / Anandam P. Kavoori. — New York: New York University Press, 2008. — P. 41–3. — ISBN 0814747981
  6. Subhash K Jha Amit Khanna: The Man who saw ‘Bollywood’. Sify (8 April 2005). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 31 мая 2009.
  7. Anand. On the Bollywood beat, Chennai, India: The Hindu (7 March 2004). Проверено 31 мая 2009.
  8. 1 2 Gulzar; Nihalani, Govind; Chatterji, Saibal Encyclopaedia of Hindi Cinema. — Encyclopaedia Britannica (India) Pvt Ltd., 2003. — P. 136–137. — ISBN 8179910660
  9. Talking Images, 75 Years of Cinema
  10. K. Moti Gokulsing K. Gokulsing, Wimal Dissanayake Indian Popular Cinema: A Narrative of Cultural Change. — Trentham Books, 2004. — P. 17. — ISBN 1858563291
  11. Sharpe, Jenny (2005). «Gender, Nation, and Globalization in Monsoon Wedding and Dilwale Dulhania Le Jayenge». Meridians: feminism, race, transnationalism 6 (1): 58–81 [60 & 75].
  12. Gooptu, Sharmistha (July 2002). «Reviewed work(s): The Cinemas of India (1896-2000) by Yves Thoraval». Economic and Political Weekly 37 (29): 3023–4.
  13. Mother India  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  14. All-Time 100 Movies  (англ.). Time Magazine (2005). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 14 января 2012.
  15. «2002 Sight & Sound Top Films Survey of 253 International Critics & Film Directors»  (англ.). Cinemacom (2002). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 14 января 2012.
  16. Kevin Lee. A Slanted Canon  (англ.). Asian American Film Commentary (5 September 2002). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 14 января 2012.
  17. 1 2 3 Ahmed, Rauf The Present. Rediff.com. Архивировано из первоисточника 29 мая 2008. Проверено 30 июня 2008.
  18. Ramgarh of Sholay to become district
  19. Amitava Kumar Slumdog Millionaire’s Bollywood Ancestors. Vanity Fair (23 December 2008). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 4 января 2008.
  20. Tridevi, Tanvi. Who is the next Bollywood queen?, The Times of India (31 May 2008). Проверено 2 апреля 2009.
  21. Top Actress. BoxOfficeIndia.Com. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 8 января 2008.
  22. Kalita, S. Mitra (2005). Suburban Sahibs: Three Immigrant Families And Their Passage from India to America. Rutgers University Press, p. 134. ISBN 0-8135-3318-X
  23. Gupta, Suman; Omoniyi, Tope The Cultures of Economic Migration: International Perspectives. — Ashgate Publishing Ltd, 2001. — P. 202. — ISBN 978-0-7546-7070-4

Ссылки

  • Проект об индийском кино  (рус.)
  • Новости Болливуда  (рус.)
  • Болливуд: королевство грёз — статья на сайте журнала «Вокруг света»  (рус.)
 Просмотр этого шаблона Болливуд
Актёры Шах Рукх Кхан | Салман Хан | Акшай Кумар | Ритик Рошан | Аамир Кхан | Санджай Датт | Саиф Али Хан | Митхун Чакраборти
Актрисы Прити Зинта | Айшварья Рай | Каджол | Мадхури Дикшит | Рани Мукхерджи
Режиссёры Четан Ананд | Санджай Лила Бхансали | Ритвик Гхатак | Каран Джохар | Шекхар Капур | Сатьяджит Рай | Онир
Другое Каливуд | Колливуд | Лолливуд | Молливуд | Полливуд | Солливуд | Толливуд
В Википедии есть статья «Болливуд».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Анаграммы
    • 1.9 Библиография

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. Болливу́д Болливу́ды
Р. Болливу́да Болливу́дов
Д. Болливу́ду Болливу́дам
В. Болливу́д Болливу́ды
Тв. Болливу́дом Болливу́дами
Пр. Болливу́де Болливу́дах

Болливу́д

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -Болливуд-.

Произношение[править]

  • МФА: [bəlʲɪˈvut]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. кино индустрия популярных фильмов Индии с центром в Мумбаи (бывший Бомбей) ◆ Может, он мечтает разве что стать актёром ― во всём виноват Болливуд, он отравил сознание бедных индийцев несбыточной надеждой. Г. У. Садулаев, «Таблетка», 2008 г. [НКРЯ]

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • прилагательные: болливудский

Этимология[править]

Происходит от англ. Bollywood из англ. Bombay «Бомбей» и англ. Hollywood «Голливуд».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Анаграммы[править]

  • блудливо

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
  • Болливу́д (хинди बॉलीवुड, урду بالیوڈ, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии (США). Болливудом также официально называют хиндиязычный кинематограф. Однако помимо хинди в Мумбаи проходят съёмки кинолент на урду, панджаби и английском языках.

    Часто Болливудом ошибочно называют всё индийское кино. Однако это лишь часть большой киноиндустрии Индии, которая включает в себя и другие производственные центры, выпускающие фильмы на нескольких разных языках. Из более 1000 кинолент, выпускаемых в Индии ежегодно, на долю Болливуда приходится примерно 200—300. Например, из 1091 фильма, вышедшего в Индии в 2009 году, на долю хиндиязычных пришлось 235 кинолент. На юге страны находятся две другие крупные киноиндустрии: Толливуд (фильмы на языке телугу) и Колливуд (фильмы на тамильском языке), регулярно соперничающие с Болливудом по количеству картин, выпущенных за год.

    Кассовые сборы фильмов на хинди составляют более миллиарда долларов ежегодно, в чём сильно опережают фильмы на региональных языках. Причём с каждым годом доходы от проката наиболее успешных фильмов растут. Вышедший в 2009 году фильм «Три идиота» режиссёра Раджкумара Хирани впервые перешагнул отметку в 3 млрд индийских рупий (~ 65 млн долларов) и ещё несколько лет оставался самым кассовым фильмом Индии, пока в 2013 году его не потеснили «Ченнайский экспресс» и «Байкеры 3» и в 2014 — фильм «Пикей», также снятый Раджкумаром Хирани.

  • Ваш текст переведен частично.
    Вы можете переводить не более 999 символов за один раз.

    Войдите или зарегистрируйтесь бесплатно на PROMT.One и переводите еще больше!

    <>


    Bollywood

    существительное



    Болливуд

    м.р.





    Indeed, «Bollywood» produces more movies every year than Hollywood.

    Действительно, «Болливуд» ежегодно производит больше фильмов, чем Голливуд.

    Больше

    болливудский






    A Bollywood Bride for Sarkozy?

    Болливудская свадьба для Саркози?

    Больше

    Контексты

    Indeed, «Bollywood» produces more movies every year than Hollywood.
    Действительно, «Болливуд» ежегодно производит больше фильмов, чем Голливуд.

    A Bollywood Bride for Sarkozy?
    Болливудская свадьба для Саркози?

    And I could see everybody looked at me, somebody said, «Bollywood
    И я видел, что все смотрят на меня, и кто-то сказал: «Болливуд«.

    India’s economic activity in Africa goes far beyond its ever popular Bollywood movies.
    Экономическая активность Индии в Африке идет далеко за пределы некогда популярных болливудских кинофильмов.

    A comely brunette who sings is perfect for a Bollywood makeover.
    Симпатичная поющая брюнетка идеально подходит для создания нового образа Болливуда.

    Больше

    Бесплатный переводчик онлайн с английского на русский

    Хотите общаться в чатах с собеседниками со всего мира, понимать, о чем поет Билли Айлиш, читать английские сайты на русском? PROMT.One мгновенно переведет ваш текст с английского на русский и еще на 20+ языков.

    Точный перевод с транскрипцией

    С помощью PROMT.One наслаждайтесь точным переводом с английского на русский, а для слов и фраз смотрите английскую транскрипцию, произношение и варианты переводов с примерами употребления в разных контекстах. Бесплатный онлайн-переводчик PROMT.One — достойная альтернатива Google Translate и другим сервисам, предоставляющим перевод с английского на русский и с русского на английский.

    Нужно больше языков?

    PROMT.One бесплатно переводит онлайн с английского на азербайджанский, арабский, греческий, иврит, испанский, итальянский, казахский, китайский, корейский, немецкий, португальский, татарский, турецкий, туркменский, узбекский, украинский, финский, французский, эстонский и японский.

    Что Такое Болливуд- Значение Слова Болливуд

    Русский

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. Болливу́д Болливу́ды
    Р. Болливу́да Болливу́дов
    Д. Болливу́ду Болливу́дам
    В. Болливу́д Болливу́ды
    Тв. Болливу́дом Болливу́дами
    Пр. Болливу́де Болливу́дах

    Болливу́д

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -Болливуд-.

    Произношение

    • МФА: [bəlʲɪˈvut]

    Семантические свойства

    Значение

    1. кино индустрия популярных фильмов Индии с центром в Мумбаи (бывший Бомбей) ◆ Может, он мечтает разве что стать актёром ― во всём виноват Болливуд, он отравил сознание бедных индийцев несбыточной надеждой. ]

    Синонимы

    Антонимы

    Гиперонимы

    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство
    • прилагательные:

      Происходит от англ. Bollywood из англ. Bombay «Бомбей» и англ. Hollywood «Голливуд».

      Фразеологизмы и устойчивые сочетания

      Перевод

      Список переводов

      Анаграммы

    У каждого человека своя ассоциация со словом «Индия». У кого-то это слоны, у кого-то – река Ганг, у кого-то – Махатма Ганди. Но есть слово, которое объединяет абсолютно всех, – Болливуд. Киноиндустрия, аудитория которой оценивается в три миллиарда зрителей, выпускает несколько сотен фильмов в год и превосходит по производству даже Голливуд. 

    Но не стоит принимать Болливуд за дальнего родственника «фабрики грез» – это самостоятельная империя со своей историей и своими особенностями. О громко поющем и весело танцующем индийском кино Болливуда – в материале РЕН ТВ.

    Болливуд – история названия

    Болливудом называются не все индийские фильмы, а только снятые в городе Мумбаи на языке хинди. Географическая привязка отражена и в названии — оно отсылает к американскому Голливуду, но первая буква «Б» позаимствована из слова «Бомбей», как до 1995 года назывался Мумбаи. Термин впервые появился в 1970-х, но закрепился в 1990-х, когда индийское кино начало появляться в широком зарубежном прокате. 

    Фото: © TASS/imago images/Hindustan Times

    Жанры болливудских фильмов

    Болливудские фильмы бывают любых жанров. В них затрагиваются абсолютно разные темы — от голода в Бенгалии до кастовой дискриминации, от борьбы за права женщин до вынужденной миграции крестьян в крупные города, от борьбы с британскими колонизаторами до разделения Индии и Пакистана.

    К слову, Болливуд далеко не единственная киноиндустрия в Индии. Колливуд, Молливуд и Толливуд не менее известны в пределах страны и представляют кинокартины не только на хинди, но и на других языках, а их в Индии 22.

    Фото: © кадр из фильма «Ну что, влюбился?»

    Как появилось индийское кино

    История индийского кино берет начало в 1899 году. Первые фильмы были документальными. Полнометражную картину сняли в 1913 году. «Раджа Харишчандра» был работой отца индийского кино Дадасахеба Пхальке и повествовал о правителе, который отличался высокой нравственностью. 

    Этот фильм тут же привлек внимание зрителя пикантными кадрами — эротическая сцена купания девушек-служанок в бассейне и по сегодняшним меркам довольно откровенна. Стоит, впрочем, оговориться, что роли женщин в мокрых облегающих сари исполнили загримированные мужчины. 

    В 1931 году на суд зрителей был представлен первый звуковой индийский киношедевр «Свет мира». Костюмированная сказка была основана на известной в те годы пьесе, чей сюжет достоин современной мыльной оперы. К сожалению, посмотреть эту картину сегодня невозможно: она безвозвратно утеряна. 

    Тем не менее наряды и музыкальное оформление покорили сердце публики: с тех пор индийские фильмы чем-то стали похожи на американские мюзиклы, хотя, строго говоря, по жанру они к ним не относятся. В 1930-х годах начало формироваться самобытное индийское кино с его непременными песнями и танцами.

    Фото: © кадр из фильма Свет мира»

    Что такое «масала» в Болливуде 

    Любителям индийской кухни хорошо знакома масала – смесь специй для приготовления пряных блюд и чая. У любителей индийского кино – своя масала. Именно так называется уникальный тип болливудских фильмов, который сформировался в 1970-е годы. Он остается популярным и сегодня. 

    По сути, это жанровый и сюжетный микс – в одном фильме может быть комедийная, романтическая, драматическая, криминальная и приключенческая составляющие, причем смещение с одного жанра на другой в пределах картины бывает довольно ощутимым. В масала также часто параллельно развиваются несколько сюжетных линий и подтем.

    Фото: © кадр из фильма «Зита и Гита»

    Особенности масала-фильмов Болливуда

    Звезды и герои

    Важный элемент любого болливудского фильма – главные герои. Их образы немного гиперболизированы: герой-мужчина обязательно мужественный, храбрый и отважный, героиня-девушка – красивая и обаятельная, злодей – хитрый и подлый. Играть этих персонажей обязательно должны известные актеры, потому что многие индийцы в кино идут именно за тем, чтобы посмотреть на звезд.

    Индийские танцы

    Лучшее в Болливуде – это, конечно же, музыкально-танцевальные номера. Танец с экранов не пропадал с самого начала развития индийского кино, он в фильмах выступает и как элемент уважения к традициям, и как инструмент для рассказывания историй.

    Индийский танец обязательно включает в себя четыре элемента: движения ступней, движения шеи, активная лицевая мимика и жестикуляция. Со временем танцы в кино стали использоваться не для пояснения происходящего, а просто для того, чтобы разбавить сюжет: группа танцоров может возникнуть рядом с главным героем в момент между сценами, чтобы просто станцевать на радость зрителю.

    Фото: © image кадр из фильма «Болливуд: Величайшая история любви»

    Песни в кино

    Когда смотришь продукцию Болливуда, создается впечатление, что красочно одетые актеры все как один обладают непревзойденными вокальными данными. На самом деле за них в большинстве случаев поют профессиональные звезды индийской сцены, так что преобладающее количество поп-хитов – это саундтреки. 

    Еще один важный момент заключается в том, что создатели, к примеру, бродвейских мюзиклов весьма логично вставляют в сюжет песни и танцы, и происходящее на сцене кажется зрителю вполне естественным. В индийском фильме веселье зачастую начинается неожиданно: так принято делать для передачи эмоционального состояния героев в конкретной ситуации.

    Почему продукция Болливуда такая успешная

    Успех болливудских картин объясняют их терапевтическим эффектом: это кино заставляет забыть о печали и переносит в чудесный мир, где все заканчивается неизменно хорошо. 

    Еще индийским зрителям очень нравится ироническое переосмысление голливудских стереотипов. Американцы смеются над нелепостью экшен-сцен и любовных объяснений в индийских фильмах, хотя в Болливуде всего лишь утрируют приемы, которые активно эксплуатирует «фабрика грез».

    Экшен-сцены напоминают об американских боевиках, где один герой справляется с толпой противников. Признания в любви – о романтических комедиях про невзрачную барышню, которая встречает прекрасного принца. Интриги с пропавшим наследством и подделанным завещанием – о мыльных операх, заполонивших американские телеэкраны на волне популярности «Санта-Барбары».

    Кроме этого, продукция Болливуда – это еще и патриотическое высказывание, своеобразное признание в любви к Индии во всем ее разнообразии. Она транслирует традиционные ценности, апеллируя к долгу, чести и совести. 

    В кино индийцам нравится подчеркивать преимущества перед США и Европой: например, американские свадьбы никогда не сравнятся по размаху и веселью с индийскими, а британская кухня во всем уступает индийской.

    Фото: © кадр из фильма «Болливуд: Величайшая история любви»

    Интересные факты о Болливуде

    • У многих актеров Болливуда одинаковые фамилии. Это вовсе не значит, что все они родственники, но в Болливуде действительно распространена преемственность. Случается, что в фильмах задействованы представители нескольких поколений. Например, в роду Капур есть режиссеры, актеры и продюсеры.
    • Самый долгий экранный поцелуй принадлежит фильму «Карма», снятому 90 лет назад. Там героиня Девики Рани (кстати, жены Святослава Рериха) целует своего партнера целых четыре минуты.
    • Большинство индийских моделей попробовали себя в роли актрис. Так, в кино снималась Айшвария Рай, получившая титул «Мисс Мира» в 1994 году, а также Приянка Чопра, которой эта же награда досталась в 2000 году.

    Фото: © Приянка Чопра. Global Look Press/Moviestore Collection/face to face

    • В 1990 году Болливуд попал в Книгу рекордов Гиннесса: 948 выпущенных кинолент за год, что вдвое больше, чем в Голливуде. Местные режиссеры не стремились к накоплениям, наслаждаясь самим процессом: прибыль от очередной картины немедленно направлялась на производство следующей. Если на ком и экономили, так это на сценаристах: большинство индийских фильмов того времени снимались по шаблону, а основная идея доносилась до зрителя намеками. Так, обморок у героини в фильме того времени (и часто до сих пор) означает, что она беременна. Туман – что сцена разворачивается в воображении героя. Если у кровати задуло ветром свечу, значит, персонаж скончался. Ну а если гладко выбритый парень вдруг обзавелся бородой, значит, он терпит полный крах на личном фронте.
    • Европейские зрители часто сетуют на продолжительность болливудских фильмов – нередко они длятся по три-четыре часа. Эта особенность обусловлена самим ритмом жизни индийцев: если недельная поездка на поезде или двухнедельная свадьба их нисколько не смущают, то что говорить о многочасовом просмотре фильма! Они готовы смотреть кино весь вечер, чтобы сполна проникнуться эмоциями героев.
    • Шахрух Хан недаром носит прозвище Король Болливуда: на его счету около 80 киноработ. И 19 миллиардов долларов – он самый богатый актер Индии (и второй в мировом рейтинге после Джерри Сайнфелда).

    Самые известные фильмы Болливуда

    Мать Индия/Mother India (1957)

    Фильм, в котором снимались Наргис, Сунил Датт и Раджендра Кумар, был номинирован на «Оскар» (за всю истории только пять фильмов Болливуда были номинированы на эту премию). Картина, известная своей культурной и патриотической значимостью, является классикой Болливуда.

    Великий Могол/Mughal-e-Azam (1960)

    Мелодрама с участием Дилипа Кумара, Мадхубалы и Притхвираджа Капура была одним из самых дорогих фильмов того времени. Эта любовная сага играет важную роль в истории кино на хинди.

    Господин, госпожа и слуга/Sahib Bibi Aur Ghulam (1962)

    Этот фильм по одноименному роману бенгальского писателя Бимала Митры был высоко оценен публикой и критиками. Он попал в список «100 лучших фильмов за все время» журнала TIME. 

    Зита и Гита/Seeta aur Geeta (1972)

    «Зита и Гита» – лента, снискавшая массовую любовь у советского зрителя и ставшая у нас именем нарицательным для индийских фильмов вообще. Трогательную историю о разлученных в младенчестве близнецах в советском прокате посмотрели более 55 миллионов человек, и комедийная мелодрама прочно обосновалась в рейтинге популярных индийских кинохитов.

    Фото: © кадр из фильма «Зита и Гита»

    Месть и закон/Sholay (1975)

    Самый кассовый фильм за всю историю индийского кинематографа признан лучшей картиной и за всю историю Болливуда. Абсолютный хит, который породил не одно поколение любителей болливудского кино. Его видел, пожалуй, каждый мальчишка Советского Союза.

    «Месть и закон» снят по мотивам известного вестерна «Великолепная семерка», но приправлен доброй порцией индийской масалы. Здесь и погони на конях, и драматический танец прекрасной девушки на осколках стекла, и отчаяние, и торжество справедливости. «Месть и закон» демонстрировали в кинотеатрах Индии в течение целых пяти лет. 

    Танцор диско/Disco dancer (1982)

    Фильм – настоящий бриллиант среди индийской киноклассики. Именно в этой картине звучит та самая песня «Jimmy Jimmy Jimmy Aaja» – «Иди сюда, Джимми». При всей незатейливости сюжета (превращение уличного мальчишки в суперзвезду) картина смотрится на одном дыхании. В этом фильме есть все, что нужно любителю индийского кино, – любовь, слезы, предательство, торжество справедливости и мелодичные песни. 

    Фото: © кадр из фильма «Танцор диско»

    Кто я для тебя?/Hum Aapke Hai Koun…! (1994)

    Мелодрама, снятая в Болливуде и собравшая полтора десятка наград, по праву считается культовой. Самый успешный фильм 1990-х годов в Индии классифицирован как All Time Blockbuster и является вторым по величине кассовых сборов за всю историю индийского кино. 

    3 идиота/3 idiots (2009)

    Отличная болливудская комедия о двух друзьях, которые отправляются искать своего третьего приятеля, с которым вместе учились в университете. В процессе поиска они узнают своего однокашника с другой стороны. Это фильм с множеством жизненных уроков, например, о том, как важно ценить каждый момент и как дружеская поддержка может помочь справиться с трудностями.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется болит или болид
  • Как пишется болиголова
  • Как пишется боли внизу живота
  • Как пишется болеть гриппом
  • Как пишется болеро или балеро правильно