Как пишется борьба джиу джитсу

  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Как писать правильно слово: «джиу-джитсу» или «джиуджитсу»?

Правила

Слово «джиу-джитсу» пишут с дефисом. Такое написание объясняется тем, что слово состоит из элементов, которые в русском языке отдельно не встречаются.

Значение слова

«Джиу-джитсу» — боевое искусство японских самураев.

Примеры слова в предложениях

  • Он с детства мечтал овладеть джиу-джитсу и приложил для этого все силы.
  • Я не отличаю джиу-джитсу от других видов восточной борьбы.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • 8-11 класс: Умскул, Годограф, Знанио.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, Otus, SkillFactory.

Как правильно пишется слово «джиу-джитсу»

джи́у-джи́тсу

джи́у-джи́тсу, нескл., с.

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: поляризатор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «джиу-джитсу»

Предложения со словом «джиу-джитсу»

  • Тонкие черты его лица исказила гримаса страдания, и он поинтересовался, какого чёрта я решил отрабатывать на нём приёмы джиу-джитсу.
  • – Я слышала, что некоторые суфражистки занимаются джиу-джитсу.
  • Так что у русского поручика было предостаточно времени для того, чтобы заинтересоваться и познакомиться с азами японской аристократической борьбы джиу-джитсу.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «джиу-джитсу»

  • По отзывам всех участвовавших в делах офицеров, этот принцип игры «джиу-джитсу», что собственно в переводе значит «осторожность», японцы применяют всегда и везде.
  • Я смотрел на Китаева, как на сказочного богатыря, и он меня очень любил, обучал гимнастике, плаванию, лазанью по деревьям и некоторым невиданным тогда приемам, происхождение которых я постиг десятки лет спустя, узнав тайны джиу-джитсу.
  • Вообще тактика японцев построена, кроме различных хитроумных комбинаций, на их национальной игре, называемой «джиу-джитсу», в которой слабый должен победить сильного.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «джиу-джитсу»

  • ДЖИ́У-ДЖИ́ТСУ, нескл., ср. Японская система приемов самозащиты и нападения без оружия. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ДЖИУ-ДЖИТСУ

Отправить комментарий

Дополнительно

Question book-4.svg

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Дзю-дзюцу
柔術
Тренировка дзюдзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии в 1920-х годах.
Тренировка дзюдзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии в 1920-х годах.
Страна:

Flag of Japan.svg Япония

Основатель:

Неизвестен; применялось Ниндзя, самураями (военная каста) и гражданскими.

Джиу-джитсу (Дзюдзюцу, яп. 柔術 [дзю:дзюцу] (инф.)) — от яп. [дзю] (мягкий, гибкий, податливый, уступчивый) и 術[дзюцу] (техника, способ) — «искусство мягкости» — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. То есть, джиу-джитсу — искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Начало
  • 2 Основной принцип
  • 3 Философские основы
  • 4 Основные особенности
  • 5 Традиционные и современные школы
  • 6 Про название «джиу-джитсу» в русском языке
  • 7 «Джиу-джитсу» в России
  • 8 Примечания
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки

История

Начало

Искусство джиу-джитсу берет своё начало в периоде Сэнгоку японской истории. В 1532 году Хисамори Такэноути, военный тактик и правитель провинции Мимасака, объединил различные военные искусства, которые использовались в ближнем бою в ситуациях, когда оружие оказывалось неэффективным. В отличие от соседних Китая и Кореи, боевые искусства которых сконцентрировались на ударных техниках, японские техники рукопашного боя сфокусировались на бросках, обездвиживании, блокировке и удушье, поскольку ударная техника неэффективна против доспехов. Кроме того некоторые оригинальные формы джиу-джитсу, такие как такэноути-рю, экстенсивно использовали уворачивание и контратаки длинному холодному оружию, такому как мечи и копья, при помощи кинжалов и другого короткого холодного оружия. В начале 17-го века в период Эдо джиу-джитсу продолжило свое развитие благодаря жестким законам против военных действий, наложенным сёгунатом Токугава, охваченный влиянием китайской философии неоконфуцианства, которое проникло в Японию в ходе Имджинской войны с Кореей и широко распространилось благодаря таким философам как Фудзивара Сэйка. В это время оружие и доспехи превратились в домашние декорации, так что рукопашные бои процветали в качестве формы самообороны, и были созданы новые техники с учетом невооруженности противника. Китайские послы, направленные в Японию для установления мира и снижения уровня торговли Японии с Голландией, привезли в Японию китайское военное искусство ушу, и различные ударные техники были включены в джиу-джитсу. Однако в середине периода Эдо количество ударных техник серьезно сократилось, поскольку они оказались менее эффективны и требовали много энергии, особенно сильные удары руками и ногами. Оставшиеся удары в основном были направлены в жизненно-важные точки тела, определенные китайской медициной, и жизненно-важные области выше плеч, обнаруженные в ранних техниках джиу-джитсу. В этот же период начали проводиться бои между различными школами джиу-джитсу, которые стали популярным времяпрепровождением для воинов при мирном едином правительстве. Из этих поединков в практику вошли рандори (англ. randori), свободные единоборства, получившие развитие в результате боев различных стилей разных школ без цели убить противника.[1][2]

Основной принцип

Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу — «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке и тогда обратить силу и действия врага против него самого. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэй Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам — под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).[источник не указан 740 дней]

Философские основы

В течение жизни человек строит и укрепляет 4 основные стены своей «крепости», это:

  • здоровье;
  • социальный аспект (общение с окружающими);
  • знания и работа;
  • духовность.

Подразумевается, что в случае крушения одной из стен жизнь человека может рухнуть, как карточный домик.

Поэтому формированием этих четырех составляющих нужно начинать с самого раннего детства. Очень важно, чтобы ребёнок, к моменту его выхода во взрослую жизнь, имел надёжную опору и «крепость» с прочным фундаментом.

Занятие дзю-дзюцу призвано формировать стойкий, мужественный характер, совершенствовать лучшие человеческие качества.

Основные особенности

Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и одоспешенного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Искусство дзю-дзюцу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ (рю).

Дзю-дзюцу широко практиковалось в армии, его изучали самураи.

До эпохи Эдо входило в состав школ, где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кэндзюцу; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.[источник не указан 740 дней]

Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава, когда после череды войн и смут настал продолжительный период мира. Тогда число рю достигало 700.

Основные отличия между школами заключались в постановке дыхания, базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов.

Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (то есть, броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также обучали работе с оружием. Кроме названия «дзю-дзюцу» также использовался ряд других терминов: «тайдзюцу», «когусоку», «торидэ», «хакуда» и «явара» и даже «дзюдо».[3]

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было, несомненно, эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита.

Традиционные и современные школы

Несмотря на многие различия, общих черт в школах дзю-дзюцу было больше, что дало возможность создать в дальнейшем на его основе такие универсальные системы единоборств, как дзю-до и айки-до.

Дзю-дзюцу легло в основу Кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано).

В основу айкидо (О-сэнсэй Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу — Дайто-рю Айки-дзюдзюцу мастера Такэда Сокаку. Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.[источник не указан 740 дней]

В IХ в. японский придворный врач Акаяма Сиробэй, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского ушу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу.[источник не указан 740 дней]

Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии.[4] Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката) и различных формах их реализации (рандори). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.

Современные школы создавались на базе традиционных. Цели изменений:

  • создание специализированных направлений (например, для полицейских);
  • приспособление для современных ситуаций самообороны;
  • создание спортивных направлений.

Сегодня в дзю-дзюцу изучаются самые разнообразные техники в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике. Приемы дзю-дзюцу состоят на вооружении спецслужб многих стран мира, призванных защищать человечество «от сил зла».

Про название «джиу-джитсу» в русском языке

Проблемы с содержанием статьи

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (13 мая 2011)

Question book-4.svg

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

В России со времен русско-японской войны 1904—1905 гг. широко известно как «джиу-джитсу»[источник не указан 779 дней]. Написание и произношение в форме «джиу-джитсу» следуют тогдашнему обычаю передачи японских слов через посредство английского языка и давно стали традиционными, хотя более поздняя система кириллической транскрипции непосредственно с японского (система Поливанова), принятая в академических кругах, воспроизводит это слово как «дзюдзюцу» — ср. с позже заимствованным словом «дзюдо». Последнее также первоначально именовалось в России и СССР «джиу-до», позже «дзюу-до» и «дзюудо» и считалось просто более новым вариантом старого джиу-джитсу[источник не указан 779 дней]. В конце 1930-х японские системы борьбы были в СССР в своём исходном виде практически запрещены и сведены в единственную «идеологически верную» борьбу самбо; при этом было забыто самое имя борьбы дзюдо. Когда же в 1964 году она вошла в программу Олимпийских игр, то потребовалось создать советскую сборную; для этого в срочном порядке переучили самбистов и заново заимствовали название «дзюдо», уже в новой транскрипции. А слово «джиу-джитсу» сумело (несмотря на тот же запрет) закрепиться в художественной литературе[источник не указан 779 дней], остаться на слуху и полного забвения избежать, сохранив, таким образом, свой первоначальный вид. Интересно, что выжила дореволюционная форма названия, а более поздняя (середины 1930-х) «дзюу-дзюцу» в широкий оборот так и не попала, бытуя в основном в академических и японоведческих кругах.[источник не указан 779 дней]

«Джиу-джитсу» в России

В 1978 году в СССР вновь появляются джиу-джитсу и кобудо. Одним из первых популяризаторов джиу-джитсу в СССР и России был И. Б. Линдер. В 1979 году был проведен первый «тайкай» — официальные технические соревнования по технике дзюдзюцу (джиу-джитсу), кобудо, иайдо, которые проводятся непрерывно уже более 30 лет. В конце 80-х годов 20-го века Линдер был назначен главой официально аккредитованного представительства Международного Союза Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei)и ряда других японских организаций. После распада СССР 01.02.1993 года Международный Союз Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei) был аккредитован как международная иностранная организация распоряжением РЗП Правительства № 002. В июне и сентябре 2009 года подписаны документы об аккредитации в России представительств Nippon Koden Bujutsu Renmei, Nippon Kobudo Kyokai с целью дальнейшего развития традиционных боевых искусств Японии в России. Документы об аккредитации на имя Администрации Президента РФ, Правительства РФ апостилированы МИД Японии, заверены посольством РФ в Японии и подтверждены афидавитом ТПП РФ.

Примечания

  1. 日本武道全集. 第5巻. — Shin-Jinbutsuoraisha, 1966. — ISBN B000JB7T9U
  2. 秘伝日本柔術. — Sojinsha, 2004. — ISBN 4915906493
  3. Кано Дзигоро Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания // Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой. Научно-методический сборник под редакцией Горбылёва А.М. Выпуск 1. — М.: ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ, 2008. — С. 118-173. — 240 с.
  4. The Koryu.com Guide to Classical Japanese Martial Arts. — Полный перечень классических японских школ боевых искусств («корю»)  (англ.). Koryu.com. Архивировано из первоисточника 18 марта 2012. Проверено 13 ноября 2009.

См. также

  • Айки-дзюдзюцу
  • Айкидо
  • Бразильское джиу-джитсу
  • Немецкое дзю-дзюцу
  • Дзюдо
  • Касима син рю
  • Рю
  • Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю
  • Эрих Ран

Ссылки

  • Российская федерация джиу-джитсу.
  • International Ju-Jitsu Federation.
  • All Japan Ju-Jitsu International Federation.
  • Джиу Джитсу в Украине.
 Просмотр этого шаблона Специализации феодальной Японии
Стрельба из лука кюдзюцу (англ.) • кюдо • сагэй
Владение копьем содзюцу (англ.) • яридзюцу • нагинатадзюцу • содэгарамидзюцу • сасуматадзюцу
Искусство посоха бодзюцу • дзёдзюцу • дзёдо • тэцубодзюцу
Искусство цепи и других орудий кусаридзюцу • кусаригамадзюцу • манрикидзюцу • сигиригидзюцу • гэгигандзюцу • тэссэндзюцу • дзиттэдзюцу • яварадзюцу
Владение мечом синкагэ-рю  • тодзюцу • кэндзюцу • кэндо • иайдо • баттодзюцу • тантодзюцу • дзюкэндо
Оккультные искусства ниндзюцу (синобидзюцу) • тоири-но-дзюцу • сикаири-но-дзюцу • сюрикэндзюцу • юбидзюцу • копподзюцу • фукихари • суйдзёхокодзюцу
Без оружия айкидзюцу • айкидо • вадзюцу • гэнкоцу • гёкутэдзюцу • дзюдзюцу • дзюдо • карате • киайдзюцу • коси-но вакари • коси-но мавари • кумиюси • кэмпо •  • сёгусоку • сикаку • субаку • сумай • сумо • тайдо • тайдзюцу • тайходзюцу (англ.) • тикаракурабэ • хакуси
Прочее бадзюцу (верховая езда) • суйэйдзюцу (плавание) • оёгидзюцу • кацу годзэн оёги
 Просмотр этого шаблона Грэпплинг
Грэпплинг в других БИ Бразильское джиу-джитсу • Самбо • Дзюдо • Кэтч-борьба • Вольная борьба • Вале-тудо
Основные техники Клинч • Бросок • Переворот • Мост • Захват • Удержание • Проход в ноги
Позиции грэпплинга Гард • Полугард • Сайд маунт • Бэк маунт • Маунт • Колено-на-животе • Север-Юг • Распятие
Типы приемов Удушения • Рычаги • Ущемления • Узлы
Организации Чемпионат Мира по Борьбе до сдачи (ADCC) (англ.) • NAGA • Grapplers Quest

Джиу-джитсу

Джиу-джитсу – японское элитарное боевое искусство, целая система рукопашного боя самурая, основанная на технике мягкости, податливости. Основателем стиля считается Такеноучи Хисамори, военачальник японской провинции Мимасака.

джиу-джитсу

Международная федерация джиу-джитсу (JJIF, Ju-Jitsu International Federation) основана в 1998 году, штаб-квартира находится в Париже.

Содержание

  • История возникновения и развития джиу-джитсу
  • Философские основы джиу-джитсу
  • Экипировка
  • Пояса и нормативы в джиу-джитсу
  • Чемпионаты по джиу-джицу


История возникновения и развития джиу-джитсу

Безударная система ближнего боя джиу-джитсу (яп. дзюдзюцу, что означает «искусство мягкости») исчисляется веками. Она передавалась из поколения в поколение сначала в Японии, а затем распространилась на все континенты. Конан Дойль, описывая смертельную схватку между Шерлоком Холмсом и профессором Мориарти возле Рейхенбахского водопада, упоминает именно это боевое искусство.

Мастерам джиу-джитсу приписывают владение тайными методами энергетических воздействий, но настоящий секрет в том, что владеющий этим искусством не вступает в открытое противостояние с противником, а незаметно направляет его силу и приемы против него самого. Первой школой, где использовался принцип «Поддаться, чтобы победить!», стала Есин рю, школа ивы, которую основал врач Сиробеа Акаяма.

Есть также версия, что китайские буддисты, приехавшие в Японию проповедовать, основали монастыри, где стали обучать искусству безударного ближнего боя цинна нескольких самураев. Примечательно, что классические приемы цинна, дошедшие до сегодняшнего дня из глубины веков, очень созвучны техникам дзюдзюцу: заломы, удушения, броски. Бытует мнение, что объединение техник борьбы сумо и приемов цинна стало основанием для образования многих школ джиу-джитсу.

история джиу-джитсу

Со временем некоторые прикладные техники отходили в прошлое, на их место приходили новые, еще более отточенные и действенные. Вскоре обучение умению в совершенстве владеть собственным телом стало весьма популярным, а затем включило в себя техники боя с холодным оружием. Мастера традиционных школ и сегодня активно используют арсенал болевых и удушающих приемов, броски, точечные удары атеми. Ученики изучают акупунктуру, осваивают точечные методы воздействия  кончиками пальцев рук, ступней, локтями и коленями.

Часть школ джиу-джитсу трансформировались, например, сэнсэй Кано Дзигоро на базе безударной системы ближнего боя основал первую школу дзюдо, а мастер Уесиба Морихейи – айкидо. Тем не менее, джиу-джитсу, благодаря своим совершенным классическим техникам и философии, остается одним из самых востребованных и популярных видом восточных единоборств.


Философские основы джиу-джитсу

Отточенная техника джиу-джитсу является мощным оружием, которое, находясь в арсенале морально неподготовленного бойца, может натворить много бед. Поэтому истинные сэнсэи этого искусства никогда не форсируют обучение, постепенно приводя ученика к овладению методами борьбы через развитие и укрепление его духа.

С начала семнадцатого века, когда в доспехах самурая отпала необходимость, поскольку сегун Токугава жестко запретил любые военные действия, джиу-джитсу переходит в стиль самообороны. Неоконфуцианство и буддизм, исподволь распространяющиеся в Японии китайскими проповедниками, ратовали за гармоничное развитие человека. Проникла такая философия и в систему ближнего боя джиу-джитсу. 

С раннего детства последователи боевого искусства занимались построением надежного фундамента, по кирпичику выстраивая стены, которыми считались:

  • здоровье;
  • духовность;
  • социальная адаптация;
  • учение и труд.

Без кропотливого и бережного формирования личности, крушение или отсутствие одной из стен отрицательно сказывается на жизни человека, ломает его судьбу. Поэтому нравственные постулаты джиу-джитсу, иначе называющиеся правилами додзе-додзе кун, очень важная составляющая процесса обучения.


Экипировка

Традиционный костюм для занятий джиу-джитсу многие по незнанию называют кимоно, тогда как правильное звучание – доги (одежда для Будо), или кэйкоги (одежда для тренировки). В комплект доги входят куртка, штаны, пояс. Левая пола куртки всегда находится сверху, вне зависимости от пола бойца. Имеются определенные требования к тому, как завязывать оби (пояс):

  • прикладывается левый конец пояса, делается его первый оборот;
  • поверх первого осуществляется второй оборот;
  • правый конец протягивается под оба оборота;
  • слева, между верхним и средним оборотами пропускается правый конец;
  • между верхним и средним оборотами в петлю правого вдевается левый конец;
  • затягивается узел.

Если длина пояса правильная, его концы не будут выше края куртки или ниже колен бойца. Помимо того, завязанные концы пояса должны быть одинаковыми по длине, поскольку таким образом символизируют гармоничность силы (тела) и духа.

экипировка джиу-джитсу

Помимо доги в арсенал экипировки входит холодное оружие: танто (макет ножа), ханбо дзе (палка из твердых древесных пород). Ханбо должна быть длиной примерно метр, диаметром 3 или 3 с половиной сантиметра. Волокна на палке продольные, недопустимы трещины и сучки.


Пояса и нормативы в джиу-джитсу

В джиу-джитсу, как и в других видах восточных единоборств, степень, на которой находится последователь учения, может быть ученической (кю) или мастерской (дан). В соответствии с ней указывается цвет пояса. Ученикам, в зависимости от степени по убывающей (от десятой до первой кю), выдаются:

  • 10-6 – белый пояс;
  • 5 – желтый пояс;
  • 4 – оранжевый пояс;
  • 3 – зеленый пояс;
  • 2 – синий пояс;
  • 1 – коричневый пояс.

Степени мастеров – даны – выдаются, наоборот, по возрастающей, от первого до десятого дана. Пояса джиу-джитсу соответствуют следующим параметрам:

  • 1-4 – черный пояс;
  • 5-7 – красно-белый пояс;
  • 8-9 – красно-черный пояс;
  • 10 – красный пояс.

пояса джиу-джитсу

Нормативы на получение пояса различны, поскольку школы джиу-джитсу в современном мире различаются по требованиям и аттестационным программам. Общими правилами являются: уровень подготовки ученика, сроки занятий, успешная сдача экзамена. При этом коричневый пояс не выдается ученику младше пятнадцати лет, а даны не присваиваются ученикам младше восемнадцати лет. Степень главного мастера (5-7 дан) можно получить не ранее, чем по достижении тридцатипятилетнего возраста, а 8-10 дан по достижении сорокапятилетия.


Чемпионаты по джиу-джицу

К самым престижным соревнованиям по джиу-джитсу можно отнести:

  • Чемпионат Европы;
  • Чемпионат мира;
  • Кубок Европы.

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Джиу-джитсу».

Эта статья о японском боевом искусстве. Чтобы посмотреть фильм 2020 года, см. Джиу-джитсу (фильм) . Для серии манги см. Дзюдзюцу Кайсен .

Джиу-джитсу

ДЗЮДЗИЦУ (И ВИНТОВКИ) в сельскохозяйственной школе.jpg

Обучение дзю-дзюцу в сельскохозяйственной школе в Японии около 1920 г.

Также известный как Джиу-джитсу, джиу-джитсу
Фокус Гибрид , невооруженный или с второстепенным оружием
Страна происхождения Япония
Известные практики Минамото-но Ёсимицу , Такэноути Хисамори, Матаэмон Танабэ , Хансуке Накамура , Кано Дзигоро , Сейширо Окадзаки , Мацугоро Окуда , Хикосуке Тоцука, Такэда Сокаку , Морихей Уэсиба , Минору Мотидзуки
Отцовство Различные древние и средневековые японские боевые искусства
Искусство предков Тегой, сумо
Потомственные искусства Кодокан дзюдо , Kösen дзюдо , самбо (по дзюдо), бразильский джиу-джитсу (по дзюдо), АРБ (через дзюдо), Bartitsu , Йосейкан BUDO , Тайхо дзюцу , Kudo (через дзюдо), Лута Livre (через дзюдо), Vale Тудо , Крав мага (по дзюдо и айкидо), SYSTEMA (возможно , через самбо, дзюдо и айкидо), Современные Арнис , айкидо , хапкидо , Hwa Звонил ли , стрелять борьба , Нихон дзюдзюцу, Goshido, немецкий дзюдзюцу , Atemi джиу-джитсу , Данзан-рю , HAKKO-рю , Kajukenbo , Kapap , кенпо
Олимпийский спорт Дзюдо
Джиу-джитсу
Дзю-дзюцу (китайские иероглифы) .svg

«Дзюдзюцу» на иероглифах

Японское имя
Кандзи 柔 術
Транскрипции
Романизация дзюдзюцу

Дзю- дзюцу (яп.柔 術 jūjutsu listen ( справка · информация ) ), также известное как джиу-джитсу и джиу-джитсу , — это семейство японских боевых искусств и система рукопашного боя (без оружия или с дополнительным оружием), которые можно использовать в оборонительной или наступательной манере, чтобы убить или подчинить одного или нескольких безоружных или вооруженных и бронированных противников. Подмножество методов из определенных стилей дзюдзюцу был использован для разработки многих современных боевых искусств и единоборств , таких как дзюдо , айкидо , самбо , АРБ , бразильского джиу-джитсу и смешанных боевых искусств .
Об этом звуке 

Характеристики

« Дзю » можно перевести как «нежный, мягкий, податливый, гибкий, податливый или податливый», а « дзюцу » можно перевести как «искусство или техника». Таким образом, «дзюдзюцу» имеет значение «искусство уступки», поскольку его основная философия заключается в том, чтобы манипулировать силой противника против себя, а не противостоять ей своей собственной силой. Дзюдзюцу разработан для борьбы с самураем из феодальной Японии в качестве способа для поражения вооруженного и бронированного противника , в которой один использует ни одна из форм оружия, или только короткое оружие. Поскольку нанесение ударов по бронированному противнику оказалось неэффективным, практикующие узнали, что наиболее эффективные методы нейтрализации врага заключались в применении кеглей, совместных замков и бросков. Эти техники были разработаны на основе принципа использования энергии атакующего против него, а не прямого противодействия ему.

Существует множество разновидностей искусства, что приводит к разнообразию подходов. Школы дзю-дзюцу ( рю ) могут до некоторой степени использовать все формы борьбы (например, броски , тейкдауны , взмахи ногами, ловушки, булавки, замки суставов , захваты , удушающие захваты , удушение, выдолбление, кусание, выдергивание за волосы, расцепление, удары и т. Д. ногами ). Помимо дзю-дзюцу, во многих школах обучают обращению с оружием . Сегодня дзю-дзюцу практикуют как в традиционных видах спорта, ориентированных на самооборону, так и в современных видах спорта. Производные виды спорта включают олимпийский вид спорта и боевое искусство дзюдо , которое было разработано Кано Дзигоро в конце 19 века на основе нескольких традиционных стилей джиу-джитсу , а также самбо и бразильское джиу-джитсу , которые возникли ранее (до Второй мировой войны. ) версии кодокан-дзюдо, в которых больше внимания уделялось наземным боям (что также привело к созданию косен-дзюдо ).

Этимология

Дзюдзюцу , стандартное написание, получено с использованием системы латинизации Хепберн . Однако до первой половины 20 века предпочтение отдавалось джиу-джитсу и джиу-джитсу , хотя латинизация второго кандзи как джитсу не соответствует стандартному японскому произношению. Это было нестандартное написание, возникшее из-за того, что англоговорящие люди слышали второе короткое u в слове, которое произносится / ɯ / и, следовательно, близко к короткому английскому i. Поскольку японские боевые искусства впервые стали широко известны на Западе в тот период, эти более ранние варианты написания все еще распространены во многих местах. Джиу-джитсу по-прежнему распространено во Франции, Канаде и Великобритании, тогда как джиу-джитсу наиболее широко используется в Германии и Бразилии. В соответствии с японским произношением, слово « дзю-дзюцу» до сих пор обычно произносится так, как будто оно пишется в США как « джиу-джитсу» .

Некоторые определяют джиу-дзюцу и подобные искусства довольно узко, как системы ближнего боя «без оружия», используемые для поражения или управления врагом, который также невооружен. Основные методы нападения включают нанесение ударов или ударов, уколов или кулаков, пинков, метаний, прижатий или иммобилизации, удушения и запирания суставов. Буси (классические воины) также прилагали большие усилия для разработки эффективных методов защиты, включая парирование или блокирование ударов, уколов и ударов ногами, получение бросков или совместную блокирующую технику (то есть безопасное падение и знание того, как «смешаться», чтобы нейтрализовать эффект техники), освобождение себя от хватки врага и изменение или смещение своей позиции, чтобы уклониться или нейтрализовать атаку. Поскольку дзю-дзюцу — собирательный термин, некоторые школы или рю приняли принцип дзю больше, чем другие.

Однако с более широкой точки зрения, основанной на учебных программах многих классических японских искусств, эти искусства, возможно, можно более точно определить как невооруженные методы борьбы с вооруженным врагом, а также методы использования легкого оружия, такие как как дзютте (дубинка; также называемая джиттером), танто (нож) или какуси буки (скрытое оружие), например, риофундо кусари (утяжеленная цепь) или банкокучоки (разновидность кузнечика ), для поражения обоих вооруженных или безоружные противники.

Кроме того, термин дзюдзюцу также иногда использовался для обозначения тактики борьбы, используемой с основным оружием воина: катана или тачи (меч), яри (копье), нагината ( глефа ), дзё (короткий посох) и бо ( боевой посох ). . Эти методы ближнего боя были важной частью различных боевых систем, которые были разработаны для использования на поле боя. В целом их можно охарактеризовать либо как период Сэнгоку ( 1467–1603 ), катчу бу дзюцу, либо ёрой кумиучи (сражение с оружием или борьбу в доспехах), либо как период Эдо (1603–1867), сухада бу дзюцу (сражение, одетое в обычную одежду). уличная одежда того периода, кимоно и хакама ).

Первый китайский иероглиф дзю-дзюцу ( китайский и японский : 柔; пиньинь : róu ; ромадзи : дзю ; корейский : ; ромаджа : ю ) такой же, как и первый в дзюдо ( китайский и японский : 柔道; пиньинь : róudào ; ромадзи : jūdō ; корейский : 유도 ; ромаджа : юдо ). Второй китайский иероглиф дзю-дзюцу ( традиционный китайский и японский : 術; упрощенный китайский :; пиньинь : сю ; ромадзи : дзюцу ; корейский : ; ромаджа : сул ) такой же, как второй иероглиф в будзюцу ( традиционный китайский и японский :武術; упрощенный китайский :武术; пиньинь : wǔshù ; ромадзи : будзюцу ; корейский : 무술 ; ромаджа : мусул ).

История

Происхождение

Письменная история дзюдзюцу впервые началась в период Нара (ок. 710 — ок. 794), в котором сочетались ранние формы сумо и различные японские боевые искусства, которые использовались на поле боя для ближнего боя. Старейшими известными стилями дзю-дзюцу являются Синдэн Фудо-рю (ок. 1130 г.), Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (ок. 1447 г.) и Такэноучи-рю , основанное в 1532 году. Многие формы дзю-дзюцу также широко учили парировать и контратаковать длинное оружие, такое как мечи или копья, кинжал или другое стрелковое оружие. В отличие от соседних стран Китая и Окинавы , в боевых искусствах которых шире использовались ударные техники, японские формы рукопашного боя были в значительной степени сосредоточены на метании (включая броски с блокировкой суставов), обездвиживании, блокировке суставов , удушении , удушении и в меньшей степени наземные бои .

В начале 17 века в период Эдо дзюдзюцу продолжало развиваться из-за строгих законов, которые были наложены сёгунатом Токугава для уменьшения войны под влиянием китайской социальной философии неоконфуцианства, которая была получена во время вторжений Хидэёси в Корею и распространилась по Японии через таких ученых, как Фудзивара Сэйка . Во время этой новой идеологии оружие и доспехи стали неиспользуемыми декоративными элементами, поэтому рукопашный бой процветал как форма самообороны, и были созданы новые методы, позволяющие адаптироваться к изменяющейся ситуации небронированных противников. Это включало развитие различных техник нанесения ударов в джиу-дзюцу, которые расширили ограниченные удары, ранее обнаруженные в дзю-дзюцу, которые нацелены на жизненно важные области выше плеч, такие как глаза, горло и заднюю часть шеи. Однако к 18 веку количество ударных техник было значительно сокращено, поскольку они считались менее эффективными и требовали слишком много энергии; вместо этого удары в джиу-дзюцу в основном использовались как способ отвлечь противника или вывести его из равновесия в преддверии удара, удушения или броска.

В тот же период многочисленные школы джиу-джитсу бросали вызов друг другу на дуэли, которые стали популярным времяпрепровождением для воинов под мирным объединенным правительством, из этих вызовов был создан рандори, чтобы практиковать без риска нарушения закона, и различные стили каждой школы эволюционировали из сражаются друг с другом без намерения убить.

Термин дзюдзюцу появился только в 17 веке, после чего он стал общим термином для широкого спектра дисциплин и техник, связанных с грэпплингом. До этого эти навыки носили такие названия, как «схватка на коротких мечах» (小 具足 腰 之 廻, когусоку коси но мавари ) , «грэпплинг» (組 討 или 組 打, кумиучи ) , «боди-арт» (体 術, тайдзюцу ) , «мягкость» (柔 или 和, явара ) , «искусство гармонии» (和 術, ваджутсу, яварадзюцу ) , «ловля рукой» (捕手, торите ) и даже «путь мягкости» (柔道, дзюдо) ) (еще в 1724 году, почти за два столетия до того, как Кано Дзигоро основал современное искусство Кодокан дзюдо ).

Сегодня системы рукопашного боя, которые были разработаны и практиковались в период Муромати (1333–1573), вместе именуются старым японским дзю-дзюцу (日本 古 流 柔 術, Nihon koryū jūjutsu ) . В этот период истории применяемые системы были не системами рукопашного боя, а скорее средством, позволяющим невооруженному или легко вооруженному воину сражаться с хорошо вооруженным и бронированным противником на поле боя. В бою самураю часто было невозможно использовать свой длинный меч или древковое оружие, и поэтому он был вынужден полагаться на свой короткий меч, кинжал или голые руки. В полностью бронированном состоянии эффективное использование такого «второстепенного» оружия требовало применения навыков борьбы.

Методы боя (как упоминалось выше) включали удары (удары ногой и кулаком), различные тейкдауны , трипсы, броски (броски туловища, броски плечом и бедром, броски с блокировкой суставов, броски жертвы, неуравновешенные броски и броски с подметанием ног), сдерживание (закрепление, удушение, схватка, борьба и связывание веревки) и вооружение. Оборонительная тактика включала блокирование, уклонение, выход из равновесия, смешение и уход. Незначительное оружие, такое как танто (нож), риофундо кусари (утяжеленная цепь), кабуто вари (разрушитель шлема) и каку ши буки (секретное или замаскированное оружие), почти всегда входило в состав Сэнгоку дзюдзюцу.

Разработка

В более поздние времена другие ко-рю превратились в системы, более знакомые практикующим Нихон дзюдзюцу, которые обычно встречаются сегодня. Они правильно классифицируются как Эдо-дзюдзюцу (основанные в период Эдо ): они обычно предназначены для борьбы с противниками, которые не носят доспехи и не находятся на поле боя, а вместо этого используют захваты и удерживают одежду противника . Большинство систем Эдо дзюдзюцу включают широкое использование атеми ваза (техника жизненно важных ударов), которая мало пригодится против бронированного противника на поле боя. Однако они были бы весьма полезны в противостоянии с врагом или противником в мирное время, одетым в обычную уличную одежду (называемую «сухада будзюцу»). Иногда незаметное оружие, такое как танто (кинжалы) или тессен (железные вееры), включалось в учебную программу Эдо-дзюдзюцу.

Другая редко встречающаяся историческая сторона — это серия техник, изначально включенных в системы дзю-дзюцу Сэнгоку и Эдо. Именуется Hojo вадза (捕縄術 ходзёдзюцей , Тори Нав Дзюца , Нав Дзюца , hayanawa и другие), она включает в себя использование HOJO шнура, (иногда Sageo или tasuke ) сдерживать или задушить злоумышленник. Эти методы по большей части перестали использоваться в наше время, но полицейские подразделения Токио все еще тренируются в их использовании и продолжают носить шнур ходзё в дополнение к наручникам. Очень старый Такенучи-рю — одна из наиболее известных систем, продолжающих интенсивное обучение ходзё ваза. С момента установления периода Мэйдзи с упразднением самураев и ношения мечей древняя традиция Ягю Синган-рю (линии Сендай и Эдо) в значительной степени сосредоточилась на дзюдзюцу (Явара), содержащемся в ее программе.

Существует множество других законных Нихон дзюдзюцу-рю, но они не считаются корю (древние традиции). Это называется гендай дзю-дзюцу или современное дзю-дзюцу. Современные традиции дзю-дзюцу были основаны после или ближе к концу периода Токугава (1868 г.), когда существовало более 2000 школ ( рю ) дзю-дзюцу. Различные якобы традиционные Рю и Рюха, которые обычно думают как корю дзюдзюцу фактически Гендай дзюдзюцу. Несмотря на современную форму, очень немногие системы гендай дзю-дзюцу имеют прямые исторические связи с древними традициями и ошибочно называются традиционными боевыми системами или корю. Их учебная программа отражает очевидную предвзятость к техникам из систем дзюдо и дзюдзюцу Эдо, и иногда практически не уделяется внимания рукопашным блокам стоя и броскам с блокировкой суставов, которые были обычными в стилях корю. Они также обычно не обучают использованию традиционного оружия, в отличие от систем Сэнгоку дзюдзюцу, которые это делали. Причина такой предвзятости — маловероятность встречи с бронированным нападающим и использование традиционного оружия.

Со временем Гендай дзю-дзюцу было принято сотрудниками правоохранительных органов по всему миру и продолжает оставаться основой для многих специализированных систем, используемых полицией. Пожалуй, самой известной из этих специализированных полицейских систем является система Кейсацудзюцу (полицейское искусство), Тайхо-дзюцу (искусство задержания), разработанная и применяемая Департаментом полиции Токио.

Техники дзю-дзюцу были основой многих боевых приемов рукопашного боя (включая британские / американские / российские спецподразделения и полицейские подразделения SO1) на протяжении многих лет. С начала 1900-х годов на каждой военной службе в мире есть курс рукопашного боя, основанный на основных учениях джиу-джитсу.

Существует множество форм спортивного дзю-дзюцу, первоначальным и самым популярным из которых было дзюдо, ныне олимпийский вид спорта. Одно из наиболее распространенных — соревнования в смешанном стиле, где участники используют различные удары, броски и удержания для набора очков. Существуют также соревнования по ката , где участники одного стиля выполняют приемы и оцениваются по их выполнению. Есть также соревнования по фристайлу, где участники по очереди атакуют друг друга, а защитник оценивается по результатам. Еще одна более поздняя форма конкуренции, которая набирает все большую популярность в Европе, — это форма конкуренции с произвольной атакой, которая похожа на Randori, но более формализована.

Описание

Слово дзюдзюцу можно разбить на две части. «Джу» — это концепция. Идея, лежащая в основе этого значения Дзю, — «быть нежным», «уступать дорогу», «уступать», «смешиваться», «избегать опасности». «Дзюцу» — это принцип или «действенная» часть дзю-дзюцу. По-японски это слово означает наука или искусство.

Японские системы дзю-дзюцу обычно уделяют больше внимания техникам бросков , булавок и блокировок суставов по сравнению с боевыми искусствами, такими как карате , которые больше полагаются на ударные техники. Ударные техники считались менее важными в большинстве старых японских систем из-за защиты самурайских доспехов и из-за того, что они считались менее эффективными, чем броски и борьба, поэтому в основном использовались в качестве подготовки для их техник борьбы и бросков, хотя некоторые стили, такие как Ёшин-рю , Тендзин Синъё-рю и Кюсин-рю больше внимания уделяли нанесению ударов. Тем не менее, многие современные школы джиу-дзюцу включают нанесение ударов как в качестве основы для дальнейших техник, так и в качестве самостоятельного действия.

В джиу-дзюцу практикующие тренируются в использовании многих потенциально фатальных или вредных движений, таких как броски с блокировкой суставов. Однако, поскольку студенты в основном тренируются в неконкурентной среде, риск сводится к минимуму. Студентов обучают навыкам падения с перерыва, чтобы они могли безопасно практиковать опасные в других отношениях броски .

Старые школы и производные

Поскольку дзю-дзюцу многогранно, сегодня оно стало основой для множества стилей и разновидностей. По мере того, как каждый инструктор включал новые техники и тактики в то, что ему изначально преподавали, он систематизировал и развивал свою собственную рю (школу) или Федерацию, чтобы помочь другим инструкторам, школам и клубам. Некоторые из этих школ изменили исходный материал настолько, что больше не считают себя стилем дзю-дзюцу. Споры и дискуссии среди братства боевых искусств вызвали вопрос о том, действительно ли конкретные методы не являются джиу-джитсу. Отслеживание истории конкретной школы может быть обременительным и невозможным при некоторых обстоятельствах.

Примерно в 1600 году существовало более 2000 стилей дзю — дзюцу ко-рю , большинство из которых имели по крайней мере некоторые общие происхождение, характеристики и общие техники. Конкретные технические характеристики, перечень техник и способы их выполнения варьировались от школы к школе. Многие из вышеупомянутых обобщений не верны для некоторых школ дзю-дзюцу. Школы дзюдзюцу с длинными линиями включают:

  • Асаяма Ичидэн-рю浅 山 一 傳 流
  • Акишима-рю / Акидзима-рю
  • Араки-рю
  • Араки-рю гунё-когусоку
  • Маэбаши-Хан Араки-рю
  • Энка-рю
  • Фухэн-рю
  • Футагами-рю
  • Дайто-рю Айки-дзюдзюцу
  • Фусэн-рю不 遷 流
  • Гёкусин-рю
  • Хошияма-рю
  • Хонгаку Кокки-рю 本 覚 克己 流
  • Хонтай Ёшин-рю本體 楊 心 流 (Такаги Рю) 高木 流
  • Шингецу Мусо Янаги-рю
  • Ига-рю為 我 流
  • Ига-рюха-Кацушин-рю 為 我 流派 勝 新 流 柔 術
  • Исигуро-рю 石 黒 流
  • Касима Син-рю鹿島 神 流
  • Дзиго Тэнсин-рю / Исэ Дзитоку Тэнсин-рю
  • Дзишукан-рю
  • Дзикисин-рю
  • Коден Коппо Тайдзюцу Генрю Тэнсин-рю
  • Косогабэ-рю
  • Кэнсо-рю 兼 相 流
  • Кидзин Чосуй-рю / Хонтай Кидзин Чосуй-рю
  • Кираку-рю 気 楽 流
  • Кито-рю起 倒流
  • Такенака-ха Кито-рю
  • Кукишин-рю九 鬼神 流
  • Касуми Син-рю
  • Эншин-рю
  • Кюшин-рю
  • Нацухара-рю 夏 原 流 (夢想 直 伝 流)
  • Нанба Иппо-рю
  • Намба Шошин-рю
  • Сэкигучи-рю関口 流
  • Сеншин-рю
  • Сёшо-рю
  • Синто Теншин-рю / Теншин Ко-рю
  • Шин но Синто-рю
  • Синдо Ёшин-рю神道 楊 心 流
  • Сибукава-рю 渋 川流
  • Сибукава Ити-рю
  • Ситэн-рю
  • Шишин Такума-рю
  • Синдэн Фудо-рю
  • Шиннуки-рю
  • Шин но Синдо-рю
  • Шинкаге-рю
  • Сосуиси-рю双 水 執 流 (Сосуишицу-рю)
  • Такенучи-рю竹 内 流
  • Такенучи Санто-рю
  • Такенучи Хоган-рю
  • Битчу Дэн Такенучи-рю
  • Тацуми-рю立身 流
  • Тацуми Шин-рю
  • Такаги-рю
  • Теншин Сёдэн Катори Синто-рю
  • Тенджин Синъё-рю天神 真 楊 流
  • Ито-ха Синъё-рю
  • Цуцуми Ходзан-рю (Оригинал)
  • Инотани-рю
  • Ивага-рю
  • Теннен Ришин-рю天然 理 心 流
  • Ягю Синган-рю柳生 心眼 流
  • Гото-ха Ягю Синган-рю
  • Ямада-рю
  • Ёшин-рю楊 心 流
  • Акияма Ёсин-рю
  • Накамура Ёсин Ко-рю
  • Курама Ёшин-рю
  • Тоцука-ха Ёсин-рю
  • Саккацу Ёшин-рю
  • Шин Син-рю
  • Шин Ёшин-рю
  • Мотоха Ёшин-рю
  • Тагаки Ёсин-рю
  • Миура-рю
  • Мубёси-рю
  • Нагаока Кен-рю
  • Накадзава-рю
  • Огури-рю
  • Оцубо-рю
  • Окамото-рю
  • Рюго-рю
  • Рикишин-рю
  • Рёи Синто-рю
  • Рёи Синто Касахара-рю
  • Рюшин Катчу-рю
  • Ёкокоро-рю

Айкидо

Айкидо — это современное боевое искусство, разработанное в основном в конце 1920-х — 1930-х годах Морихэем Уэсибой из системы Дайто-рю Айки-дзюдзюцу . Уэсиба был опытным учеником Такэда Сокаку, а айкидо представляло собой систематическое усовершенствование защитных техник Айки-дзюдзюцу способами, предназначенными для предотвращения нанесения вреда атакующему или защищающемуся. Айкидо сильно изменилось за время жизни Уэсибы, поэтому более ранние стили (такие как Ёсинкан ) больше похожи на оригинальное айки-дзюдзюцу, чем на те (такие как ки-айкидо ), которые больше напоминают техники и философию, которые Уэсиба подчеркивал в конце своей жизни.

Бартицу

Впервые дзюдзюцу познакомил с Европой в 1898 году Эдвард Уильям Бартон-Райт , изучавший Тендзин Синё-рю и Синдэн Фудо-рю в Йокогаме и Кобе . Он также некоторое время тренировался в Кодокане в Токио . Вернувшись в Англию, он сложил основы всех этих стилей, а также бокса , савата и форм боя на палках, в эклектичную систему самообороны под названием Бартицу .

Дзюдо

Основная статья: Дзюдо

Современное дзюдо — классический пример спорта, который произошел от дзюдзюцу. Многие, изучающие дзюдо, верят, как и Кано, что дзюдо — это не спорт, а система самозащиты, открывающая путь к миру и всеобщей гармонии. Еще один слой был удален, у некоторых популярных искусств были инструкторы, которые изучали одну из этих производных дзю-дзюцу, а затем добились успеха на соревнованиях в своей собственной производной. Это создало обширную семью боевых искусств и видов спорта, которая в какой-то мере может проследить свою родословную до дзю-дзюцу.

То, как поступают с противником, также зависит от философии учителя в отношении боя. Это также переводится в различных стилях или школах дзю-дзюцу.

Не все дзю-дзюцу использовалось в спортивных состязаниях, но практическое использование в мире самураев закончилось примерно в 1890 году. Такие техники, как выдергивание волос, тыкание глаз и атаки в пах, были и не считаются приемлемыми в спорте, поэтому они исключены из дзюдо. соревнования или рандори . Однако дзюдо сохранило в своих ката несколько более смертоносных и опасных приемов . Ката предназначались для занятий учениками всех классов, но сейчас они в основном практикуются формально как комплексные упражнения для выполнения, соревнований по ката и выставления оценок, а не как индивидуальные техники самообороны в классе. Тем не менее, дзюдо сохранило полный набор удушающих приемов для своей спортивной формы и всевозможных суставных замков. Даже у техник дзюдо есть аспекты, вызывающие боль, сдавливание позвоночника и ребра и удушающие аспекты. Подача, инициированная правильным булавкой, считается законной победой. Кано рассматривал безопасный «соревновательный» аспект дзюдо как важную часть обучения тому, как управлять телом противника в реальном бою. Кано всегда считал дзюдо формой и развитием дзюдзюцу.

Техника дзюдо начинается с захвата противника, за которым следует вывод его из равновесия и использование его силы против него, а затем применение техники. Кузуши (искусство нарушения равновесия) также используется в джиу-дзюцу, при котором атака противника отражается с использованием его импульса против него, чтобы остановить его движения, а затем бросить их или удерживать их с помощью техники — таким образом контролируя противника. В обеих системах известно, что кузуси необходим для использования как можно меньше энергии. Дзю-дзюцу отличается от дзюдо во многих отношениях. В некоторых случаях дзюдоисты создают кузуси, ударяя противника по его слабой линии. Другие методы создания кузуси включают захват, скручивание, тычки или удары по участкам тела, известным как точки атэми или точки давления (области тела, где нервы расположены близко к коже — см. Кюсё-джитсу ), чтобы вывести противника из равновесия и произвести броски.

Бразильское джиу-джитсу

Бразильское джиу-джитсу (BJJ) было развито после того, как Мицуё Маэда принес дзюдо в Бразилию в 1914 году. Маэда согласился обучить этому искусству Луиса Франсу , Хасинто Ферро и Карлоса Грейси , сына своего друга, бизнесмена и политика Гастао Грейси . Луис Франса продолжил учить этому Освальдо Фадда . После того, как Карлос научился искусству у Ферро и Маэды, он передал свои знания своим братьям Освальдо, Гастану-младшему и Джорджу. Тем временем, Элио Грейси подглядывал и практиковал технику, хотя ему сказали, что он слишком молод, чтобы практиковать. В то время дзюдо все еще обычно называли кано-джиу-джитсу (от его основателя Кано Дзигоро), поэтому это производное от дзюдо называется бразильским джиу-джитсу, а не бразильским дзюдо .

Его акцент сместился на наземный бой, потому что семья Грейси думала, что этому легче научиться, чем броски и бой в стойке, более эффективным и гораздо более практичным. Карлос и Хелио способствовали развитию, продвигая поединки (в основном против практикующих другие боевые искусства), соревнования и экспериментируя на протяжении десятилетий интенсивных тренировок. BJJ доминировал на первых крупных соревнованиях по современным смешанным единоборствам в Соединенных Штатах, заставив развивающееся поле перенять многие из его практик. Менее практичные техники стоя в джиу-джитсу Грейси сохранились в некоторых клубах BJJ из-за своего наследия дзюдо и дзю-дзюцу (броски дзюдо, защита ножом, защита оружия, блокирование, нанесение ударов и т. Д.).

Самбо

Самбо (аббревиатура от sam ozaschita b ez o ruzhia , что по-русски означает « самооборона без оружия») было ранним советским боевым искусством, прямым потомком дзюдо, разработанным в 1920-х годах Виктором Спиридоновым , инструктором по дзюдзюцу спортивного общества « Динамо». и ветеран русско-японской войны . Поскольку он был разработан в основном для полицейских целей, в «Самозе» особый упор был сделан на стоячие фиксаторы для рук и контрприемы для того, чтобы освободиться от удержания, задержать и сопровождать подозреваемого, не убивая его; Самоз использовал броски в основном как защитную контратаку в случае внезапной атаки сзади. Вместо тейкдаунов он использовал шейкдауны, чтобы вывести противника из равновесия, не сбивая его с ног, но при этом сам поддерживал устойчивый баланс . По сути, это был рукопашный бой стоя, боевое искусство типа мастерства на запястьях, в котором использовалось множество различных типов рук, узлов и компрессионных захватов (и контратак, чтобы защитить себя от них), прикладываемых к пальцам, большим пальцам рук противника и т. Д. запястье, предплечье, локоть, бицепс, плечо и шея в сочетании с давлением пальцев на различные триггерные точки человеческого тела, особенно чувствительными к болезненному давлению, а также манипулирование рукавом и воротником противника для обездвиживания его верхней части тела, конечностей и подчинения его. Самоз сочетал дзю-дзюцу с техниками борьбы, бокса и савэйта для экстремальных уличных ситуаций.

Позже, в конце 1930-х годов, ученик Спиридонова Владислав Волков применил ее для обучения в военных и полицейских академиях и в конечном итоге соединил с техникой борьбы на основе дзюдо, разработанной Василием Ощепковым , который был третьим иностранцем, изучившим дзюдо в Японии и получившим признание. черный пояс второй степени, присуждаемый самим Кано Дзигоро, охватывающий традиционные среднеазиатские стили народной борьбы, исследованные учеником Ощепкова Анатолием Харлампиевым для создания самбо . Поскольку Спиридонов и Ощепков очень не любили друг друга и оба яростно сопротивлялись объединению своих усилий, потребовалось их ученикам, чтобы уладить разногласия и создать объединенную систему. Современный спорт самбо похож на спорт дзюдо или спорт бразильского джиу-джитсу с различиями в том числе использования sambovka куртки и шорт , а не полные кэйкогов , и особый акцент на leglocks и держится, но с гораздо меньшим акцентом на страже и дросселях (запрещен в конкурсе).

Современные школы

После появления дзю-дзюцу на Западе многие из этих более традиционных стилей подверглись процессу адаптации в руках западных практиков, сформировав искусство дзю-дзюцу, чтобы оно соответствовало западной культуре в ее бесчисленных разновидностях. Сегодня существует множество явно прозападных стилей дзю-дзюцу, которые в той или иной степени придерживаются своих японских корней.

Некоторые из крупнейших постреформационных (основанных после 1905 года) школ гендай дзю-дзюцу включают (но, конечно, не ограничиваются ими, поскольку существуют сотни (возможно, тысячи) новых ветвей «дзю-дзюцу»):

  • Дзюдо
  • Айкидо
  • Хапкидо
  • Бразильское джиу-джитсу / Джиу-джитсу Грейси
  • Вадо-рю
  • Хакко-рю
  • 10-я планета джиу-джитсу
  • Данзан-рю
  • Сёриндзи Кан Джиу Джитсу
  • Хокуторю дзю-дзюцу
  • Малый круг джиу-джитсу
  • Атеми джиу-джитсу / Паризет джиу-джитсу
  • Немецкое дзю-дзюцу
  • Будошин джиу-джитсу
  • Будоквай дзю-дзюцу
  • Сэйбукан дзюдзюцу
  • Нихон дзюдзюцу
  • Гендай Гошин Дзюцу
  • Гошиндо
  • Джугошин рю
  • Цзюшин рю
  • Кумитэ-рю дзюдзюцу
  • Квантовое джиу-джитсу
  • Милетич джиу-джитсу
  • Дайто-рю Сайго-ха Айки-дзюдзюцу
  • Нами-рю Айкидзюдзюцу
  • Хакко Дэншин-рю
  • Кокусай дзюдзюцу рэнмэй
  • Ишин рю джиу-джитсу
  • Olivecrona jiujitsu
  • Кодорю джиу-джитсу 鴻 道 流
  • Ямабуджин Гошин Дзюцу
  • Мацудаира-рю Никон Дзюдзюцу

Спортивное джиу-дзюцу

Спортивное джиу-джитсу

USMC-101121-M-3740P-077.jpg

Соревнования на 8-м ежегодном чемпионате Западной Японии по джиу-джитсу в Хиросиме, 2010 г.

Высший руководящий орган Международная федерация джиу-джитсу
Полученный из джиу-джитсу / дзюдо, карате, смешанные стили
Характеристики
Контакт да
Смешанный пол Нет
Тип Боевое искусство
Присутствие
Страна или Регион по всему миру
Олимпийский Нет
Всемирные игры
  • 1997 г.
  • 2017 г.

Есть много видов спортивного джиу-джитсу. Одна из разновидностей спортивного джиу-джитсу известна как «Правила спортивного джиу-джитсу JJIF», организованная Международной федерацией джиу-джитсу (JJIF). JJIF является членом GAISF и признан официальным видом спорта Всемирных игр .

Спортивное джиу-дзюцу бывает трех основных разновидностей. В дуэте (демонстрация самообороны) и тори (атакующий), и укэ (защитник) принадлежат одной команде и демонстрируют приемы самообороны. В этом варианте есть специальная система под названием Случайные атаки , направленная на ускорение реакции на любую атаку путем защиты и противодействия. Торы и атакуемые также из одной и той же команды , но здесь они не знают , что атака будет, которая дается торы судьями, без ведома атакуемого.

Второй вариант — это система боя ( свободный бой ), в которой участники комбинируют удары, борьбу и болевые приемы в соответствии с правилами, делающими упор на безопасность. Многие потенциально опасные техники, такие как тейкдауны ножницами, шейные замки, удушение и запирание пальцами, запрещены в спортивном дзюдзюцу. Существует ряд других стилей спортивного дзю-дзюцу с различными правилами.

Третий вариант — это система японского / Ne Waza (грэпплинг), при которой участники начинают вставать и работать над сабмишном. Нанесение ударов не допускается.

Наследие и философия

Японская культура и религия переплелись с боевыми искусствами в общественном сознании. Буддизм , синтоизм , даосизм и конфуцианская философия сосуществуют в Японии, и люди обычно смешиваются и сочетаются друг с другом. Это отражает разнообразие взглядов, которые можно найти в разных школах.

Дзюдзюцу выражает философию подчинения силе противника, а не попытки противодействовать силе силой. Манипулирование атакой противника с помощью его силы и направления позволяет дзю-дзюцуке контролировать баланс своего противника и, следовательно, препятствовать тому, чтобы противник сопротивлялся контратаке.

использованная литература

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме дзюдзюцу .
  • « Дзю- дзюцу» Дзигоро Кано и Т. Линдси, 1887 г. ( Труды Азиатского общества Японии , том 15). О дзюдзюцу и истоках дзюдо.
  • «Дзю-дзюцу»  . Британская энциклопедия . 15 (11-е изд.). 1911. С. 546–547.
  • Спортивная библиотека Сполдинга, джиу-джитсу, эффективный японский способ самозащиты

Quotes of the Day
Цитаты дня на английском языке

«The more refined and subtle our minds, the more vulnerable they are.»

Paul Tournier

«Everything has been figured out, except how to live.»

Jean-Paul Sartre

«The whole secret of life is to be interested in one thing profoundly and in a thousand things well.»

Horace Walpole

«Everything’s got a moral, if only you can find it.»

Lewis Carroll

Общая информация

Сочетание японских иероглифов «дзю» и «дзюцу» обозначает мягкое (податливое) искусство. В данном случае речь идёт об джиу-джитсу (дзю-дзюцу) – одном из древних боевых искусств Японии, вернее, серии боевых искусств, включающих в себя технику работы с оружием и без него.

История

Япония, 1920-е годыО том, как возникло единоборство, и кто был его родоначальником можно только догадываться. Несколько легенд помогают объяснить происхождение джиу-джитсу. Первая рассказывает о некоем Акаяма Широбеи – японском враче, который проживал в IХ веке и изучал в Китае медицину, а также боевые искусства. Тренируясь как-то зимой под сакурой, Акаяма заметил, как тонкая ветка вначале прогнулась под весом снега, а затем его сбросила, в то время как толстые ветви ломались. Тогда-то лекаря осенило: «Поддаться ради победы!» — воскликнул он. Этот принцип стал девизом созданной им школы.

Вторая версия повествует о китайских мастерах искусства цин-на. Приехав в Японию, они нашли приют в монастырях. Всем, кто желал, мастера раскрывали секреты боевого искусства, которым владели в совершенстве. Некоторые исследователи древних единоборств полагают, что дзю-дзюцу появилось в результате объединения японского сумо и приёмов китайского цин-на.

С тех пор прошло немало времени. Многие прикладные техники борьбы джиу-джитсу, которую использовали самураи, как говорится, канули в лету, ибо основывались на тяжёлых боевых доспехах воинов тех лет, но нынешнее джиу-джитсу продолжает идти в ногу со временем.

Лекарь и единоборец Акаяма сумел разработать около 300 приёмов, положенных в основу боевого искусства, но принцип «ветки, не сломленной снегом», стал не только одним из вариантов названия джиу-джитсу, но и его основополагающим принципом.

Буквально до XIX столетия дзю-дзюцу было уделом немногих и самых избранных, коих называли самураями. Однако после буржуазной революции в Японии в 1868 году эти гордые люди лишились своих привилегий. Определённое количество их покинуло страну. Таким образом дзю-дзюцу стало известно во всём мире, а эмигранты не только популяризировали технику боевого искусства в разных частях света, но и обогащали его арсенал новыми приёмами. Кстати, ещё два века назад школы классического джиу-джитсу преподавали приёмы боя против огнестрельного оружия и обучали специальным тактическим приёмам, применяемым в современных войнах. Недаром впоследствии джиу-джитсу стало основой для выучки секретных спецслужб.

Основные правила джиу-джитсу

У каждого вида боевых искусств существуют свои правила. Есть они и у дзю-дзюцу. Для проведения поединков используется площадка, покрытая татами либо другими подобными материалами, минимальные размеры которой должны составлять 8х8 метров. Площадку делят на две зоны: рабочую (6х6 метров) и опасную (не менее 2 метров). Обе отличаются цветом. Бой, продолжительность которого 3 минуты чистого времени, проходит в рабочей зоне. В соответствии с правилами разрешаются как удары руками, так и ногами по телу, а также в голову соперника. Позволяется применение болевых и удушающих приёмов в партере и в стойке.

Запрещенные приемы джиу-джитсу

Результат схватки может быть досрочным, если победил один из спортсменов ввиду явного технического преимущества или отказался в случае травмы, а также при дисквалификации одного из участников. Если в финальном бое результаты обоих спортсменов равны, и трудно выявить победителя, им предоставляется дополнительное время, причём очки, которые были заработаны ранее обоими соперниками, аннулируются. Когда выявление победителя выглядит проблематичным, и судьи не могут определить наиболее активного, выигравшего бой выявляют по результатам взвешивания.

Школы, стили, направления

Традиционные школы джиу-джитсу, кроме бросков, широко применяли болевые и удушающие приёмы и ударную технику. Центрами ударов были биологически активные точки, нервные окончания и суставы, а наносили их концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтями, коленами и ступнями. Есть в хрониках боевого искусства дзю-дзюцу случай, произошедший в  XIX столетии, когда мастер Исо Матаэмона вместе с единственным учеником вступил в бой с сотней противников. Итог ошеломляющий: 40 человек были повержены голыми руками, остальные разбежались. Исследователи считают, что в том бою мастер был мистически озарён и постигнул принципы ударного поражения уязвимых точек.

В целом на нашей планете – огромное количество школ джиу-джитсу. Причём в каждой своя фишка: одна делает акцент на броски, вторая – на удары, третья – на болевые приёмы. Именно поэтому во время проведения состязаний правила оговариваются подробно и заранее. За годы существования единоборства появилась Всемирная федерация джиу-джитсу. Бойцы принимают участие в чемпионатах мира и Европы, а также во Всемирных играх по дзю-дзюцу.

Сегодня в Японии насчитывается более 200 стилей джиу-джитсу, хотя если считать традиционные, то их не боле десяти, остальные же называются либо подстилями, либо современными стилями. Кстати, приёмами последних пользуются в армии, полиции и охранных структурах. Нужно сказать, что примерно 60% техники современного джиу-джитсу – борцовские приёмы (удушения и захваты, подсечки и подножки, броски и болевые приёмы). Оставшаяся часть – разнообразные удары кулаками и пальцами, ладонями и локтями, ногами и даже головой. Вывод такой: джиу-джитсу представляет собой технику комбинированного рукопашного боя.

Если говорить о направлениях дзю-дзюцу, можно выделить три основных: специализированные, к примеру, для полицейских, те, что созданы для самообороны (традиционные техники, приспособленные к современным условиям) и спортивные.

Инвентарь, экипировка, используемое оружие

Обычно японскими видами единоборств занимаются в специальной одежде. Кимоно здесь называют «ги», «доги» или «кейкоги», где «кейко» – тренировка. Доги – это куртка, штаны и пояс. Униформа для занятий джиу-джитсу, с одной стороны, должна быть достаточно прочной, так как обязана выдерживать мощные рывки, захваты, броски, с другой – быть свободной, дабы не сковывать движений бойца во время проведения ударов. Правила предписывают использования мягкого шлема (надевается с 18 лет по желанию), шингертов (перчатки с открытыми пальцами), мягкой защиты на голень (по желанию), а вот надевать капу и применять защиту паха (ракушка) нужно обязательно. Обычно спортсмены выходят на бой босиком в кимоно белого или синего цвета.

Раздел джиу-джитсу «кобудо» посвящён работе с палкой и холодным оружием. Так как дзю-дзюцу предполагает, прежде всего, самооборону без каких-либо специальных средств, имеется много предметов, не являющихся оружием, но выступающих в его роли. В частности в качестве оружия могут широко применяться явара (палочка длиной 12-30,5 см), дзё (дубинка), бо (шест или посох), нож и веревка (или пояс). Среди наиболее характерных видов подручных средств – нунчаку (две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой), кама (серп), тонфа (палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью), сай (металлический трезубец), кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло), тимбэй (щит) и другие.

Техника

Учитывая тот факт, что развитие техники джиу-джитсу проходило в среде японских самураев как один из способов поразить пешего, но вооружённого противника, не используя при этом оружие, следует отметить некоторые особенности этого вида единоборств. Ими являются как болевое воздействие на суставы тела, так и бросковая техника. Существенным моментом есть использование ударной техники, служащей в основном для того, чтобы, остановить соперника, который нередко находится в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и произвести болевой либо удушающий приём.

За время возникновения единоборства появилась масса разновидностей джиу-джитсу, а значит – каждый вид требует особого подхода к изучению. Но, не смотря на то, что в разных школах техника дзю-дзюцу порою имела разные названия («явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку»), неизменным оставалась главная цель данного боевого искусства: эффективно поразить атакующего при помощи самозащиты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется болото на английском
  • Как пишется болотный камыш
  • Как пишется болотный или болотистый край
  • Как пишется болоньезе или балоньезе
  • Как пишется болоньевые или болоневые штаны