Как пишется бородинская панорама

Музей-Панорама «Бородинская битва» вот уже 50 лет стоит в конце Кутузовского проспекта. Очень лаконичное по своей архитектуре здание, не красивое, скорее утилитарное, было возведено в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.
Рубо
Необычная круглая форма подчинена назначению здания — экспозиции колоссальной картины-панорамы, написанной в свою очередь к 100-летней годовщине Бородинского сражения. Авторы проекта — советские архитекторы Корабельников, Кузьмин и Кучанов и инженер Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Ф.А. Рубо, данные им при постройке первоначального здания панорамы.

Панорама Ф.А.Рубо

Стоп! Вот с этого и надо было начинать! Ведь главное здесь — именно панорама, написанная Францем Алексеевичем Рубо, замечательным художником, французом по происхождению, немцем по языку и настоящим русским человеком по духу. Франц Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье книготорговца из Марселя Алекса Рубо. В раннем детстве Франц проявил интерес к рисованию и в девятилетнем возрасте был определен в Одесскую школу рисования и черчения. В 1877 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене.
Рубо

Учителем Рубо стал известный художник-баталист Йозеф Брандт. Во время каникул Франц постоянно ездил в Россию, путешествовал по Кавказу и Средней Азии. В 80-х гг. XIX века Рубо написал 19 больших полотен для «Храма Славы» в Тифлисе. Для выполнения этого заказа художник внимательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галарею кавказских горцев.

В 1889 году Франц Алексеевич уже был достаточно известен.
Рубо

Императорское общество поощрения художеств организует его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе представленный в музее «Бородинская панорама» «Живой мост».

Ф.А.Рубо. «Живой мост»

Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода. Полковник Карякин, бывший во главе небольшого отряда русских войск, отступал к крепости Мухрат. На пути его солдат встретилась глубокая расщелина, через которую было невозможно переправить орудия. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. По нему-то и удалось переправить пушки.
Рубо

После выставки Рубо начинает создание своей первой большой панорамы. Она была посвящена ключевому событию Кавказских войн — штурму оплота Шамиля горной крепости Ахульго.
Рубо

Эта панорама сохранилась в виде 4-х фрагментов, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году она пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации.

Ф.А.Рубо. «Оборона Севастополя»

В 1901 году художник получил официальный заказ на создание панорамы «Оборона Севастополя». Над ней Франц Алексеевич работал около 3 лет. В мае 1905 года панорама была представлена публике, а с 1909 помещена в специальное здание в Севастополе. Летом 1942 года незадолго до падения Севастополя здание панорамы загорелось от фашистской авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли из города на военном корабле. После войны все части были вновь соединены и возвращены в Севастополь.
Рубо

Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств, а через несколько лет мастер был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

Ф.А.Рубо. Панорама «Бородинская битва»

В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Бородинской битвы. Ф.А.Рубо предлагает написать панораму, посвященную подвигу русского народа в войне 1812 г. Идея была поддержана на и Высочайшем уровне и среди российской общественности.

Первоначально художник хотел изобразить на панораме последовательные события с 10 до 12 часов 7 сентября. Однако комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: кульминационный момент битвы, падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. На изменение сюжета повлияла внешняя политика — это было время создания и упрочения Антанты — Русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания.

Франц Рубо жаловался: «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.»
Рубо

Подготовительные работы — изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов заняли два года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Для ее экспозиции был построен временный деревянный павильон.
Рубо

Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. Бородинская панорама оказалась последней в творчестве мастера. В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Начавшаяся I Мировая война, затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший  в Германии, всегда считал себя русским художником.«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего, хотя бы близкого по художественной ценности к Бородинской панораме.

Франц Алексеевич умер в 1928 году в Мюнхене. Его художественное наследие включает более 200 живописных работ и множество эскизов и рисунков.

Бородинская панорама в советское время

История самой панорамы оказалась гораздо более драматичной, чем история ее создателя. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А.Рубо электротехническому училищу. Здание стали использовать для собраний и митингов и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях — под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада «Эрмитаж». Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 м2 батальных сцен и примерно 500м2 неба. 18 октября 1962 года Музей-панорама «Бородинская битва» вновь открыла двери перед своими гостями

Музею Бородинская панорама посвящены ещё темы:
Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы
«И клятву верности держали мы в Бородинский бой».
Вокруг Бородинской панорамы.
Бородинская битва. Итоги.

Музей-панорама «Бородинская битва» располагается на западе Москвы, недалеко от Поклонной горы, на месте бывшей подмосковной деревни Фили. Рядом с панорамой «Бородино» находится музей «Кутузовская изба» с экспозицией «Изба Военного Совета», а вокруг сложился целый историко-мемориальный комплекс памятников, посвященных Отечественной войне 1812 года.

В настоящее время Музей-панорама располагает тремя экспозициями, в которых представлено более 1000 произведений батальной и портретной живописи, оружия и обмундирования, предметов декоративно-прикладного искусства и редких книжных изданий. В целом фондовое собрание музея насчитывает более 48 000 предметов.

Центральный экспонат музея – панорама «Бородино» – написана профессором Императорской Академии художеств Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году, к 100-летнему юбилею сражения при Бородине между русскими войсками и Великой армией императора Наполеона 7 сентября 1812 года.

История в датах

1812  

13 (1) сентября 1812 в деревне Фили в избе крестьянина Михаила Савостьянова Фролова состоялось заседание Военного совета, на котором было принято решение оставить Москву неприятелю без боя.  

1883 

Место, на котором находилась изба Военного совета, отмечено памятным знаком, установленным по предложению и на средства Общества офицеров Гренадерского Корпуса. Памятник представлял собой ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ со Смоленской дороги, которому была придана форма обелиска.

1887

В 1886 году Обществу хоругвеносцев храма Христа Спасителя разрешено возобновить «Избу Кутузова» на месте  бывшей  избы, где состоялся  Военный совет. В 1887 году ИЗБА ВОЕННОГО СОВЕТА воссоздана по проекту архитектора Д.М. Струкова. Это был один из первых в стране музеев, посвященных Эпохе 1812 года.

1894

Для походного экипажа главнокомандующего М.И. Кутузова, подаренного музею в «Избе Кутузова» правнуком полководца, рядом с избой построен КАРЕТНЫЙ САРАЙ.

1912

Состоялось освящение  ЧАСОВНИ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, построенной возле Кутузовской избы по проекту инженера и архитектора М.Н. Литвинова,

1912

11 сентября 1912 года в Москве на Чистых прудах состоялось торжественное ОТКРЫТИЕ ПАНОРАМЫ ФРАНЦА РУБО «БОРОДИНО».

1953

ОБЕЛИСК с братской могилы воинов 1812 года, павших от ран в Бородинском сражении, перенесен к Кутузовской избе с упраздненного Дорогомиловского кладбища.

1958

У Кутузовской избы открыт БРОНЗОВЫЙ БЮСТ М.И. КУТУЗОВА работы скульптора Н.В.Томского.  

1962

18 октября 1962 года состоялось открытие МУЗЕЯ-ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА» в новом здании на Кутузовском проспекте.

Видео: Бородинская панорама

Содержание

  • Основные моменты
  • История создания
  • Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?
  • Туристам на заметку
  • Как добраться

Основные моменты

Музей-панорама «Бородинская битва» и памятник Кутузову

В основе мемориального комплекса – изба в бывших Филях, в которой в сентябре 1812 года главнокомандующим М. И. Кутузовым был созван Военный совет. На нем была рассмотрена возможность дать после Бородинского сражения, которое не выявило победителя, сражение под Москвой или, как вариант, оставить город без боя. Здесь же находится собственно панорама Бородинской битвы авторства русского художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо, академика и руководителя батальной мастерской Академии художеств.

Побывав в музее-панораме «Бородинская битва», вы обязательно увидите одну или сразу несколько исторических выставок, которые проводятся здесь регулярно. Продумана специальная программа для детей, в рамках которой проводятся культурологические и исторические мастер-классы. Они помогают подрастающему поколению, да и взрослым тоже, глубже узнать целую эпоху, охватывающую конец XVIII – начало XIX века. Здесь же вывешены портреты известных деятелей той поры и, конечно же, полководцев, без талантливого руководства которых наши войска не смогли бы добиться решающих успехов. В экспозицию музея входят и полотна с батальными сценами, памятные монеты того времени, а также некоторые предметы быта, среди них – редкие изделия из коллекционного фарфора.

Каждая экскурсия в Бородинскую панораму – это уникальная возможность соприкоснуться с историей нашей страны, воплощенной в искусстве, узнать о событиях и людях, оказавших большое влияние на судьбу России. И, конечно, ощутить себя, что называется, в гуще событий – ведь это полотно выполнено очень реалистично.

Зал с панорамой «Бородинская битва»Фасад здания

История создания

Музей-панорама «Бородинская битва», которому уже больше полстолетия, расположен в конце Кутузовского проспекта. Его здание по своей архитектуре выглядит лаконично, без каких-либо внешних «излишеств». Красивым его тоже не назвать – оно, скорее, образец утилитарного модерна, возведенный к 150-летию Бородинской битвы.

Бородинское сражение. Картина Луи ЛеженаАтака Шевардинского редута. Самокиш, 1910

Здание круглое и необходимость придания ему такой формы вызвана предназначением музея, ведь именно в его стенах экспонируется колоссальная картина-панорама, написанная Францем Рубо по заказу императора Николая II еще в 1912 году, к 100-летию исторического сражения под Бородино. Авторами проекта стали советские архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Е. Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Рубо, которые он дал при возведении первоначального здания панорамы.

Бородинское сражение. В центре картины раненый генерал Багратион, рядом с ним на коне генерал Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии. Художник Петер Гесс, 1843

Располагалось же первоначальное здание, точнее специально построенный павильон, на Чистых прудах в Москве (на его месте сейчас находится дом №12-а по Чистопрудному бульвару). Павильон, который стал узнаваемым благодаря своей ажурно-купольной конструкции, построил архитектор П. А. Воронцов-Вельяминов. Автором упомянутой конструкции был инженер Е. Израилович.

В 1918 году Бородинскую панораму демонтировали и отправили на реставрацию. Работами занимался художник П. Д. Корин, и продолжались они довольно долго. Она была открыта вновь в 1962 году, к 150-летию Бородинского сражения. Немногим ранее, в 1940 году, на территории музейно-исторического комплекса установили обелиск, который перенесли с братской могилы 300 русских воинов, скончавшихся от ран, полученных во время этого исторического сражения. В 1958 году в музее поставили бронзовый бюст М. И. Кутузова.

Впоследствии в состав комплекса также вошли памятник «Славным сынам русского народа» и Триумфальная арка. Последняя прежде находилась на площади Тверской заставы. И уже в наше время, 1 декабря 2007 года, в учреждении появился новый отдел, он называется «Музей Героев Советского Союза и России» (находится по ул. Большая Черемушкинская, д. 24, корп.3). Инициатором создания выступила Региональная общественная организация «Фонд поддержки Героев Советского Союза и России», которая носит имя генерала Е. Н. Кочешкова.

Что касается собственно самой экспозиции, то начало ей было положено в 1883 году, с установки офицерами Гренадерского корпуса верстового столба на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях, ее еще называли «кутузовской» (в 1887 году изба была восстановлена). В 1912 году рядом с ней построили часовню архистратига Михаила, которую посвятили памяти генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

«Кутузовская изба» – один из филиалов музея «Бородинская битва»«Кутузовская изба» внутри

Интересный факт: величайшее панорамное полотно, увековечившее для потомков главное сражение Отечественной войны с наполеоновской Францией, создал… француз по национальности. Да-да, не удивляйтесь: Франц Рубо хотя и был уроженцем Одессы, но родился в семье французского коммерсанта. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь считать себя русским, настоящим патриотом России. Этот же гениальный мастер, к слову, руководил созданием и другой масштабной панорамы – «Оборона Севастополя».

Бой за Семёновский овраг. Фрагмент Бородинской панорамы. Франц Рубо. (1912)

Делая первые эскизы, художник акцентировал внимание на ожесточенном бое, который шел за Курганную батарею генерала Раевского – ключевой, стратегический пункт на поле сражения. Рубо хотел показать, как русские части под руководством генерала Ермолова осуществили контратаку на французов. Другими словами, и этот момент был отражен в одной из тогдашних газет, Рубо хотел показать всю доблесть русских войск, их патриотизм и отвагу, но император Николай II… отклонил этот эскиз.

Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897)

Художнику было предложено изобразить другой момент Бородинской битвы – масштабные атаки наполеоновской конницы на позиции русских войск. Но почему? Такое решение высокопоставленного заказчика кажется на первый взгляд нелогичным и даже непатриотичным. Однако, как оказалось, государем двигали соображения политической целесообразности. К 100-летию грандиозного сражения Россия и Франция уже не были смертельными врагами, больше того, они являлись союзниками, поэтому подчеркнутая демонстрация превосходства наших войск могла привести к охлаждению межгосударственных отношений. Рубо, конечно, понимал эти нюансы, но очень сокрушался по этому поводу. «Я пишу панораму для русских, – жаловался он, по воспоминаниям современников, – а меня заставляют писать торжество французов».

Холст получился поистине огромным, 15 на 115 метров. Работа над этим масштабным и эпохальным произведением продолжалась около года. Для его завершения в какой-то момент стало не хватать средств, и художник Франц Рубо был вынужден продать свой дом и уникальную коллекцию живописи, графики, оружия и стекла XIX века, о чем он никогда не пожалел.

Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?

Панорама «Бородинская битва» является главным экспонатом музея, западное и восточное крыло которого украшают мозаики в стиле 60-70 годов прошлого века. На них стараниями художника Б. Тальберга увековечены такие события, как пожар в Москве и победа русской армии над Наполеоном. Если пройти к восточному крылу здания, то можно увидеть пушки. Это отнюдь не декорации «под старину», а самые что ни на есть подлинные орудия тех времен, оставшиеся «в наследство» от французской армии.

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Но вернемся к грандиозному творению Франца Рубо. Расценивать его работу как подлинный исторический документ было бы, наверное, неправильно. Панорама является, прежде всего, произведением искусства, хотя художник сделал всё возможное, чтобы максимально точно передать не только динамику, но драматизм сражения, состоявшегося 7 сентября 1812 года.

Для удобства посетителей в центре зала оборудована площадка, дающая возможность перемещаться по кругу и знакомиться с панорамой с разных ракурсов. Всё это позволяет рассмотреть изображенные события в мельчайших деталях. Начальной точкой осмотра обычно является «У Дохтурова». Находясь в ней, вы как бы оказываетесь на окраине деревни Семеновское, наблюдая за сражением с крыши чудом сохранившегося дома. Переход на вторую точку обзора переносит зрителей уже на французские позиции, где можно рассмотреть артиллерийское снаряжение врага. Следующий пункт приведет вас к самому Наполеону, находящемуся в окружении телохранителей, а за спиной императора огромная армия, насчитывающая 20 тысяч солдат.


Фрагменты панорамы «Бородинская битва»

И вот, наконец, мы подошли к четвертому пункту обзора, он называется «Бой во ржи». На нескошенном ржаном поле разворачивается драматичное столкновение между русскими кирасирами и саксонской кавалерией. В первых рядах сражающихся мы видим отважного Михаила Барклая де Толли, командующего русскими частями. Чуть поодаль виднеются дома. Это деревня Горки, она же пятая (и последняя) позиция обзора, известная как «Командный пункт Кутузова». Название говорит за себя: тут находится штаб во главе с гениальным полководцем, а также расквартированные Преображенский, Измайловский и Семеновский полки, составлявшие резерв русской армии.

Осмотр панорамы

Долгое время панорама «Бородинская битва» была единственным экспонатом этого музея. С течением лет коллекция экспонатов существенно пополнилась, и в результате была составлена экспозиция, рассказывающая о событиях военного лихолетья 1812 года более подробно и увлекательно. Одна из ее витрин, например, посвящена фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову, его жизненному пути и как обычного человека, и как выдающегося военачальника. Среди экспонатов можно видеть его портреты, один из которых вышит человеческим волосом, личные вещи и посвящённые ему литературные произведения.

Талантливым и бесстрашным русским офицерам посвящен раздел музея под названием «Оплот Отечества»: здесь собраны образцы обмундирования, пехотное, артиллерийское и кавалерийское оружие. Еще есть «Малая портретная галерея», в ней вывешены портреты военачальников, отличившихся непосредственно в Бородинском сражении.

Зеленый зал музеяКрасный зал музея

Не остались без внимания и такие исторические эпизоды, как жизненный уклад Москвы до пожара, пребывание в городе Наполеона Бонапарта, отступление и фактическое бегство французов, пребывание в Париже императора Александра I и частей русской армии. Завершается экспозиция рассказом о зданиях, сооружениях, храмах и других архитектурных памятниках, воздвигнутых в российской столице в память об Отечественной войне 1812 года.

К сказанному добавим, что музей-панорама «Бородинская битва» – постоянный участник ежегодной акции «Ночь в музее», которая проводится в мае и приурочивается к Международному дню музеев. По условиям, в эту ночь в учреждение можно пройти совершенно бесплатно, и такой возможностью с удовольствием пользуются многие посетители.

Туристам на заметку

Музей-панорама «Бородинская битва» работает по понедельникам, вторникам и средам с 10:00 до 18:00, четвергам – с 10:00 до 21:00, субботам и воскресеньям – с 12:00 до 16:00. По пятницам и в последний четверг каждого месяца он закрыт.

Экскурсия в музей «Бородинская битва»

Вход строго по предъявлению билета установленного образца. В музее запрещается прикасаться (руками либо подручными предметами) к экспонатам и витринам, не говоря уже о том, чтобы прислоняться к ним или садиться на предметы мебели из музейной коллекции. Также строго запрещено находиться в верхней одежде, приносить с собой еду и напитки, оставлять без присмотра детей, заходить за подиумы и ограничительные линии, пользоваться моноподом для селфи.

При музее-панораме работает сувенирный киоск, в котором каждый желающий сможет приобрести различные товары по тематике Отечественной войны 1812 года. Продукция представлена самая разнообразная и в широком ассортименте: книги, карманные календари, открытки, военно-историческая миниатюра, художественные изделия, магниты и брелоки. Киоск работает ежедневно с 10:00 до 17:30, за исключением пятницы и последнего четверга месяца.

Как добраться

Музей-панорама «Бородинская битва» находится по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, 38.

Чтобы добраться до музея на общественном транспорте, нужно доехать до станции метро «Кутузовская», далее пешком следовать в направлении Триумфальной арки. Или можно выйти на станции «Парк Победы» и тоже идти пешком в сторону Триумфальной арки. Также до музея-панорамы «Бородинская битва» можно добраться на автобусе (маршруты №№ 91, 116 и 157) и троллейбусе (маршруты №№ 2, 7, 39 и 44).

Координаты: 55°44′19.46″ с. ш. 37°31′23.61″ в. д. / 55.73874° с. ш. 37.523227° в. д. (G) (O) (Я)

Музей-панорама «Бородинская битва»
Здание музея
Здание музея
Дата основания 1962
Местонахождение Кутузовский проспект, д. 38, 121170, г. Москва
1812panorama.ru

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году, на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара[1] в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Детали полотна панорамы «Бородинская битва»
  • 3 Кутузовская изба в Филях
  • 4 Другие экспонаты музея
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Российской империи Николая II, художник Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва». Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации художником П. Д. Кориным, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте. 1 декабря 2007 года открыт отдел Музей Героев.

Детали полотна панорамы «Бородинская битва»

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Magnify-clip.png

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Кутузовская изба в Филях

Сохранилось описание Кутузовской избы, сделанное ещё до пожара: «Как наружный, так и внутренний вид избы сохранился и по настоящее время, в том же самом виде, в каком она была во время 1812 года. По прежнему обшита тесом и окрашена дикою краскою (дикая краска — сероватая, серая, пепельная с голубовато-серым оттенком), с тесовой крышей, тоже окрашенною, с тремя створчатыми окнами на улицу и с светличкой. Обрешеченное крыльцо с навесом и пятью ступенями…»[2] Известно и единственное достоверное графическое изображение Кутузовской избы — маленький этюд Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897), который, возможно, написан в 1866—1867 годах, когда семейство Саврасовых отдыхало в летние месяцы в окрестностях Мазилова под Москвой.

Другие экспонаты музея

Поставленная в 1912 году музей-часовня архистратига Михаила, в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова.

Памятник героям Отечественной войны 1812 года скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 году.

  • Единственные достоверные изображения избы совета в Филях

  • Единственные достоверные изображения избы совета в Филях

  • Фрагмент панорамы

Примечания

  1. «Изба, в которой происходил военный совет, сгорела в 1868 году, и на ее месте выстроена новая изба, являющаяся в настоящее время музеем». (Сытин П. В. Из истории московских улиц (очерки) / Под общей редакцией В. И. Лебедева. — М.: Московский рабочий, 1952. — С. 526. — 564 с.)
  2. Поляков. Кутузовская изба. М. 1856

Ссылки

  • 3d панорама Бородинского сражения
commons: Бородинская панорама на Викискладе?

Музей-панорама «Бородинская битва» рассказывает об истории Отечественной войны 1812 года. Центральный экспонат музея — художественная панорама «Бородино». Одна из самых больших картин в мире (115 м в длину и 15 м в высоту) написана выдающимся русским баталистом Францем Рубо в 1912 году. На панораме изображен решающий момент битвы между русской и французской армиями при селе Бородине 7 сентября 1812 года.

История музея началась 11 сентября 1912 года. В честь 100-летия Отечественной войны 1812 года в Москве была открыта художественная панорама «Бородино». В 1962 году музей был возобновлен в новом здании на Кутузовском проспекте.

Помимо панорамы «Бородино» в музее представлено более 800 предметов эпохи 1812 года, среди которых произведения батальной живописи и декоративно-прикладного искусства, вооружение, обмундирование и снаряжение, предметы военного быта русской и французской армий.

Музей-панорама «Бородинская битва» и его отдел «Кутузовская изба», где восстановлена обстановка Военного совета в Филях 13 сентября 1812 года, являются неотъемлемой частью историко-мемориального комплекса Отечественной войны 1812 года на Кутузовском проспекте в Москве.

В 2007 году в состав музея на правах отдела вошел Музей Героев Советского Союза и России (ул. Б. Черемушкинская, 24, корп. 3), созданный по инициативе Региональной общественной организации «Фонд поддержки Героев Советского Союза и России имени генерала Е.Н. Кочешкова».

«Бородинская битва» — картина-панорама Франца Алексеевича Рубо (Franz Alekseevich Roubaud), созданная по заказу Николая II к столетию великой Бородинской битвы, крупнейшего сражения Отечественной войны 1812 года. Это монументальное батальное произведение словно погружает зрителя в самый драматичный и решающий момент боя, делает его участником тех давних событий. Мастер детально воссоздал момент падения Семеновских флешей, когда русские позиции подверглись ожесточенным кавалерийским атакам наполеоновских войск.

На холсте почти не разобрать отдельных людей — он весь эмоция, ярость, «смешались в кучу…». Единственный персонаж, лицо которого обращено к зрителю — русский кавалерист с окровавленным лбом в столпотворении саксонских кирасиров. Бытует мнение, что прототипом этого всадника, опередившего свой отряд и вломившегося в гущу врагов, стал реальный герой — лейб-гвардеец Игнатий Рабас.


Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Кавалерист в гуще врагов», 1912
Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Кавалерист в гуще врагов», 1912

Любопытно, как автору удалось детально воссоздать атмосферу боя, все его мельчайшие нюансы. Но не только пыл сражения изображен на шедевре. Художник сумел передать весь трагизм происходящего. Взгляните только на пылающие избы и руины, коней, топчущих несжатый хлеб. А кроме того он с величайшей точностью расставил по местам ключевые фигуры. На нескошенном ржаном поле, где идет бой, сразу же за атакующими кирасирами видна фигура Барклая де Толли. Он возглавляет группу высших офицеров позади рвущихся в атаку кирасиров.


Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Пылающие избы и руины», 1912
Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Пылающие избы и руины», 1912


Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Битва во ржи», 1912
Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Битва во ржи», 1912


Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Барклай де Толли», 1912
Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Барклай де Толли», 1912

На заднем плане просматриваются деревенские избы Горок и группа людей. Это штаб Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, и он сам, наблюдающий за сражением. Неподалеку от деревни расположились резервные войска — Семеновский, Преображенский и Измайловский полки.


Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Наполеон», 1912
Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Наполеон», 1912

Вот фигурка Наполеона на белом коне у Шевардинского редута на берегу Каменки, в окружении четырех телохранителей. А вдалеке видны белые палатки полевого госпиталя и повозка, увозящая смертельно раненого в бою генерала Багратиона.


Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Багратиона увозят с поля битвы», 1912
Франц Рубо. Картина «Бородинская битва». Фрагмент «Багратиона увозят с поля битвы», 1912

В той битве приняло участие более 130 тысяч французов, против которых сражались 120 тысяч русских солдат. Потери составили: примерно 43 тысячи русских и около 38 тысяч французов. Михаил Кутузов назвал Бородинскую битву «вечным памятником славы русского оружия». А Наполеон признал, что в том сражении было выказано наибольшее мужество и достигнуты наименьшие результаты за всю его военную карьеру.


Франц Рубо. Панорама «Бородинская битва», 1912
Франц Рубо. Панорама «Бородинская битва», 1912

  • Название картины: «Бородинская битва».
  • Автор: Франц Рубо (1856-1928).
  • Год написания: 1912 г.
  • Размер: 15 х 115 м.
  • Стиль: Реализм.
  • Жанр: Батальная живопись.
  • Техника: Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Франц Рубо — великий русский художник-баталист французского происхождения. Он появился на свет в семье эмигранта-книготорговца. С юных лет Рубо интересовала батальная живопись. Еще во времена учебы в Мюнхене он ежегодно приезжал на родину и путешествовал по местам сражений. Итогом этих поездок были кипы этюдов, которые и становились основой для будущих картин.

В начале 1900-х в России принялись готовиться к празднованию векового юбилея Отечественной войны. В 1909 художник получил предложение, исходившее от самого императора, о создании шедевра к этому празднику. Правда, речь шла еще не о панораме, а только об эскизах, которые должны были получить одобрение Николая II.

Первоначально Рубо задумал изобразить бой за батарею Раевского во время контратаки Ермолова и Кутайсова. Увы, царь отклонил эскиз. Художнику было рекомендовано написать атаки наполеоновских кавалеристов — в дело вмешалась политика и расширение Антанты. Художник был страшно недоволен этим советом, но с честью выполнил работу. В 1912-м, осенью панорама впервые предстала перед зрителями в круглом зале павильона, который специально был построен на Чистопрудном бульваре.


Франц Рубо. Панорама «Бородинская битва». Фрагмент «Атака саксонских кирасиров»,  1912
Франц Рубо. Панорама «Бородинская битва». Фрагмент «Атака саксонских кирасиров», 1912

Картина «Бородинская битва» Франца Рубо была написана за 11 месяцев. Подготовка же заняла около двух лет. Шедевр с честью вынес все испытания временем, претерпел множество невзгод в годы Великой Отечественной, 14 лет находился на реставрации. С 1962-го картина — центр музейной экспозиции комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.

История создания Бородинской панорамы

Центральным экспонатом уникального музея стала огромная панорама исторического сражения, созданная художником Ф. Рубо. Во время подготовки к торжеству по поводу 100-летней годовщины войны с Наполеоном талантливый художник-баталист получил заказ на создание масштабной панорамы, изображающей бой под Бородином. На исполнение отводились короткие сроки, поэтому в работе участвовали его помощники.

В создании монументального полотна принимали участие брат художника Ж. Рубо и несколько опытных мастеров из Германии и России. Панорама была готова за 2 месяца до начала запланированных торжеств. Для неё был построен огромный деревянный дом на Чистых прудах. Автором проекта был известный архитектор П. Воронцов-Веньяминов, в разработке купола участвовал инженер Е. Израилович.

Власти столицы очень торопились открыть уникальную панораму, поэтому строительство здания велось в ускоренном темпе. Согласно первоначальным планам, картина должна была находиться в павильоне не более одного сезона. Уже через месяц завершился монтаж полотна и деталей переднего плана. Многочисленные афиши приглашали людей на открытие новой панорамы. Состоялось оно в 1912 году.

Торжественная церемония прошла с участием великого государя и известных московских дворян. Спустя 2 дня павильон принял первых посетителей. Впечатление от осмотра панорамы было настолько грандиозным, что вскоре об этом событии уже писали не только российские, но и зарубежные газеты и журналы. Акцент был сделан на восхваление патриотических чувств, вызываемых у посетителей после просмотра панорамы.

Спустя несколько лет временный павильон начал стремительно ветшать и приходить в негодность. Ажурный купол не был рассчитан на русскую погоду и пропускал потоки воды, в результате чего высокая влажность начала разрушать холщовый зонт, прикрывающий площадку, появились повреждения на деталях первого плана. Полотно начало портиться, на нём появились многочисленные дождевые потёки.

В 1914 году павильон был закрыт по целому ряду причин. Автор полотна Ф. Рубо впал в жестокую немилость, поскольку имел немецкое гражданство, что было недопустимо для России, находящейся тогда в состоянии войны с Германией. Кроме того, в этой войне Франция выступила на стороне России, в таких условиях была неуместна демонстрация полотна, изображающего сражение с французами.

После свершения революции здание было отдано электротехнической школе. Здесь устраивались новогодние праздники для детей, проводились занятия литературного кружка. Уникальная картина уже никому не была интересна. Со временем полуразвалившийся павильон снесли, картину свернули и убрали в запасники. За несколько последующих лет она сменила множество мест хранения, совершенно неприспособленных для этого.

В послевоенные годы в России с новой силой вспыхнул патриотизм. Власти столицы задумались о строительстве нового здания для масштабного полотна. Изначально место для возведения было выбрано в Нескучном саду, но потом решили перенести строительство в Фили, поскольку именно здесь в 1812 году проходил знаменитый исторический совет, руководил которым великий полководец М. И. Кутузов.

Строительство было начато в 1961 году. Здание необычной формы разработали архитекторы Кучанов и Корабельников. В центре комплекса расположился объёмный корпус, покрытый стеклом, с двух сторон устроены два крыла, фасады которых были облицованы железобетоном. Торцы здания украсили огромные мозаичные панно, на боковых стенах были нанесены имена героев эпохального сражения 1812 года.

Многие годы хранения в неподходящих условиях сделали своё дело, картина практически пришла в негодность. Ещё в период строительства панорама отправилась на реставрацию в мастерскую Михаила Иванова-Чуронова. Восстановление длилось полтора года, художникам пришлось дописывать целые фрагменты, отдельные фигуры и сцены, фактически целиком восстанавливать детали, расположенные на первом плане.

К 150-летнему юбилею победы России над Наполеоном в 1962 году уникальное полотно полностью восстановили, и картина снова стала доступна для посетителей. Однако беда не приходит одна. В 1967 году некий приверженец Культурной революции в Китае залил картину воспламеняющимся составом и поджёг её. Пострадало более половины полотна, но талантливый реставратор Митрофан Греков сумел вернуть картину потомкам.

Бородинская панорама

Экспозиция Бородинской панорамы

Уникальная панорама Бородинской битвы явилась главным экспонатом исторического музея. Нельзя расценивать уровень её подлинности с точки зрения истории, прежде всего, это произведение художника, его видение тех событий, хотя Ф. Рубо всеми силами старался не только с максимальной точностью передать всю динамику сражения, но и в полной мере отобразить его драматизм и многоплановость.

Для более удобного осмотра в самом центре зала оборудована специальная площадка, позволяющая рассмотреть панораму с различных ракурсов, двигаясь по кругу. Исходной точкой для начала осмотра является «У Дохтурова». Посетители оказываются на окраине деревушки Семёновское и видят поле сражения в мельчайших подробностях с крыши чудом оставшегося целым крестьянского дома.

С другой обзорной точки можно подробно рассмотреть артиллерийское снаряжение французов. Дальше можно увидеть самого Наполеона, который находится в кольце телохранителей, за его спиной расположилась мощная армия численностью около 20 тысяч солдат. Четвёртая обзорная точка носит название «Бой во ржи», отражающий жёсткое столкновение между кавалерией Саксонии и русскими кирасирами.

На первом плане изображён легендарный Барклай де Толли, командующий русской армией. На дальнем фоне видны небольшие домишки и деревянные строения — деревня Горки, где в то время расположился командный пункт Кутузова. Помимо генерального штаба полководца в деревне были расквартированы три резервных полка — Преображенский, Семёновский и Измайловский, готовые вступить в бой по первому приказу.

Многие годы панорама демонстрировалась в качестве единственного экспоната, принадлежавшего музею. Спустя несколько лет экспозиция существенно пополнилась, появились новые экспонаты, которые в увлекательной форме рассказывали о том времени лихолетья, которое переживала вся страна. Одна из музейных витрин была посвящена фельдмаршалу М. И. Кутузову, истории его жизни и военным победам полководца.

Раздел музея, называемый «Оплот Отечества», посвящён героизму и самоотверженности русских офицеров. Здесь представлены образцы военного обмундирования того времени, оружие пехоты, артиллерии и кавалерийское вооружение. В Малой портретной галерее находятся портреты видных русских военачальников, участвовавших в Бородинском сражении и проявивших при этом мужество и героизм.

Отдельная экспозиция посвящена историческим фактам из жизни столицы до знаменитого пожара, эпизодам пребывания Наполеона в Москве и паническому бегству французов из России. Здесь же рассказывается о пребывании во французской столице императора Александра I с отдельными частями русской армии. Заканчивается экспозиция описанием зданий, храмов и памятников, которые были воздвигнуты в Москве в честь победы 1812 года.

Бородинская панорама

Бородинская панорама сейчас

Несмотря на то, что изначально здание музея строилось лишь для панорамы, сегодня здесь собрано более 40 тысяч уникальных экспонатов, среди которых чудесные коллекции фарфора и нумизматики, многочисленные документы и материалы, рассказывающие о жизни и творчестве художника Ф. Рубо. Помимо монументальной панорамы, которая по праву занимает центральное место, музейный комплекс включает в себя Кутузовскую избу.

Изба, в которой проходил исторический «совет в Филях», принадлежала крестьянину М. Фролову. Сегодня в ней можно увидеть подлинные иконы, большую изразцовую печь и деревянную скамью. В качестве музея изба была воссоздана в 1886 году по этюду А. Саврасова. Несколько лет назад была произведена реставрация избы, сегодня в ней представлена выставка, посвящённая М. Кутузову, проводятся интерактивные мероприятия.

Рядом с Кутузовской избой в 1812 году была возведена православная часовня в честь архангела Михаила. Авторами проекта стали архитекторы Н. Струков и М. Литвинов. Часовня выполнена в русско-византийском стиле, украшена ажурным декором и мозаикой. Часовня стала первым в России именным музеем полководца. Помимо его личных вещей, здесь находился походный экипаж М. Кутузова, который исколесил множество сражений.

В 1930 году часовню закрыли как объект культа. Долгие годы здесь располагались всевозможные заведения и клубы. Только в 1994 году часовня стала собственностью Московского патриархата. Здание было полностью отреставрировано, в 2000 году состоялось его освящение, которое провёл патриарх Алексий II. Теперь уникальная часовня является частью музейного комплекса Бородинского сражения.

Для жителей столицы и приезжающих туристов в музее проводятся различные тематические и обзорные экскурсии. Семьи с детьми могут принять участие в разнообразных занятиях и мастер-классах. Музей «Бородинская панорама» постоянно участвует в акции «Ночь музеев», которая проводится каждый год в канун Международного дня музеев. Осмотреть экспозиции можно совершенно бесплатно, поэтому сюда приезжают сотни посетителей.

Бородинская панорама

Режим работы Бородинской панорамы

Панорама «Бородинская битва» работает каждый день, не считая пятницы, этот день выходной. В понедельник, вторник и среду осмотреть экспозиции можно с 10.00 до 18.00, в четверг музей работает с 10.00 до 21.00, в выходные дни — с 12.00 до 16.00. Каждый последний четверг месяца санитарный, музей закрыт. Дети, студенты и школьники, а также ветераны и инвалиды войны могут посещать музей бесплатно.

Во время посещения панорамы следует соблюдать установленные правила. Запрещено трогать руками витрины и уникальные экспонаты, нельзя садиться на старинную мебель и прислоняться к ней. Запрещается проносить сюда напитки и еду, находиться в музее в верхней одежде, заходить за ограждения, использовать монопод для селфи. Нельзя оставлять без присмотра детей, шуметь и бегать, проносить объёмные сумки.

В помещении музея функционирует сувенирный киоск, где можно приобрести на память всевозможные товары на тему Отечественной войны 1812 года. В продаже большой ассортимент блокнотов, карманных календарей, книг, брелоков и монет. Желающие могут приобрести магниты и другие сувенирные изделия. Киоск работает с 10.00 до 17.00 ежедневно, исключая выходной день в пятницу и последний четверг каждого месяца.

Бородинская панорама

Как добраться до музея «Бородинская панорама»

Музей «Бородинская панорама» находится по адресу: Кутузовский проспект, д. 38. Добраться сюда можно по улице Новый Арбат, плавно переходящей в Кутузовский проспект. Можно воспользоваться метро, для этого нужно выйти на станции метро «Кутузовская», затем пешим ходом проследовать по направлению к Триумфальной арке. Сюда же можно добраться пешком от станции метро «Парк Победы».

До музея можно доехать на наземном общественном транспорте. Для этого нужно выйти на остановке «Панорама Бородинской битвы», которая расположена у входа в музей. Здесь проходят несколько маршрутов городских автобусов и троллейбусов, а также маршрутные такси. Удобнее всего воспользоваться услугами такси, которые доставят быстро и без проблем непосредственно до места.

Бородинская панорама и памятник Кутузову

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется боровляны
  • Как пишется бормотуха
  • Как пишется борисовна или барисовна правильно
  • Как пишется борзый на английском
  • Как пишется боржоми на английском