- Главная
- Блог
- История имени Nike и массовое заблуждение
2020.03.202294
Пожалуй, самые известные в мире кроссовки Nike назывались так далеко не всегда. Первые 14 лет своего существования, с 1964 по 1978 годы компания носила имя «Blue Ribbon Sports». В течение этого времени компания являлась только дистрибьютором обуви японского производителя Онитсука Тайгер, чье имя и по сегодня неразрывно связано с брендом беговых кроссовок ASICS (это название, в свою очередь, расшифровывается как латинское «Anima sano in corpore sano» — «В здоровом теле здоровый дух»).
В 1971 году основатель Nike, профессиональный бегун Фил Найт, а также его коллега и тренер Билл Бауэрман, разработали и выпустили первую модель спортивной обуви собственного производства. Это были кроссовки с похожей на вафли подошвой. Поговаривают, будто это инженерное решение Бауэрман подсмотрел на собственной кухне, когда его жена готовила вафли. Развивая собственное производство, бренд требовал перемен, ребрендинга и, конечно же, разработки нового названия. С 1978 года компания официально становится Nike, Inc.
Под крылом греческой богини победы
Своим названием компания Nike обязана греческой богине победы Нике. Данный подход в нейминге сложно назвать новаторским даже для своего времени, но победительница Ника очевидно действительно положительно влияет на стремящихся к победе спортсменов и соревнующихся в рыночной гонке создателей бренда.
Древнегреческая богиня победы Ника, давшая имя одному из величайших спортивных брендов.
Нейминг и сложности произношения
Несмотря на то, что такой нейминг принес бренду множественные победы и всемирную известность, многие в течение долгих лет и до сих пор произносят это название неправильно. Массовое заблуждение имеет столь же глобальный характер, как и распространение самого бренда. В мире даже сотрудники и представители бренда долгое время выговаривали его название неправильно.
Проблема возникла потому, что согласно правилам чтения английского языка такое сочетание букв, как Nike должно действительно читаться как [naik]. Но имя древнегреческой богини произносится как [naiki:] с удлиненной [i:] на конце.
Этот случай стал наукой для многих специалистов по разработке названий и брендов: хотите, чтобы имя вашего бренда произносили правильно, сделайте его настолько простым и легко читаемым, чтобы ни у кого не возникало сомнений или проблем с прочтением названия.
Знаменитый свуш
Всемирно известный логотип Nike, а вернее, его графическая составляющая, так называемый Свуш (Swoosh), является стилизованным изображением крыла богини. В далеком 1971-м этот поистине гениальный логотип нарисовала студентка из Университета Портленда Кэролин Дэвидсон. За работу она получила 35 долларов. Через 12 лет Фил Найт подарил дизайнеру золотое кольцо с бриллиантами и символикой собственной компании. Согласитесь, очень часто истинные шедевры сложно оценить по достоинству сразу.
Сегодня логотип Nike приводят в пример студентам-дизайнерам во всем мире как образец лаконичности мысли и целостного, узнаваемого образа, который одинаково эффективно работает в больших и малых формах.
Как кроссовки Nike, так и логотип бренда до сих пор остаются эталоном функциональности и превосходного лаконичного дизайна, поддерживая целостный образ бренда.
Логотип отлично интегрируется в дизайн продукта
В статье использованы фотоматериалы:
BRANDEXPERT «Остров Свободы» / ShutterStock
Нейминг
«Остров Свободы» является ведущим российским брендинговым агентством, предоставляющим комплексные профессиональные услуги в сфере эффективного нейминга — разработки названий, подлежащих правовой защите и соответствующих всем критериям маркетинговой эффективности.
Позиционирование бренда
Позиционирование бренда — это выбор и формирование брендом определенной позиции, понятного для потребителя и позволяющего качественно отстроиться от конкурентов предложения (УТП) бренда, а также закрепление данной позиции в сознании целевой аудитории.
Разработка бренда
Комплексный брендинг: разработка бренда с нуля, ребрендинг и рестайлинг ведущих российских брендов, создание стратегии визуальной идентификации бренда, разработка названия, логотип и фирменный стиль, дизайн упаковки, брендбук, разработка сайта и дизайн интерьера
Ребрендинг, рестайлинг
Непрерывное развитие бренда является естественным, закономерным процессом, который находит свое отражение как в экономических и качественных показателях, так и в визуальном образе бренда, через ребрендинг торговой марки.
Кто создал Nike (Найк) и чья это компания? Как правильно Найк или Найки, и как переводится это слово? Где делают кроссовки Найк? Как создавался логотип? Обо всем этом и не только в истории успеха компании Nike.
Nike, Inc. — американская международная корпорация, специализирующаяся на проектировании и производстве спортивной и повседневной обуви, одежды, аксессуаров.
Компания является крупнейшим в мире производителем спортивной обуви и одежды и ведущим поставщиком спортинвентаря. Ее продажи в 2019 составили 38,7 млрд.$, а рыночная капитализация 224,3 млрд.$ (данные Forbes на март 2020).
Nike назван самым дорогим спортивным брендом в мире и оценивается в 36,8 млрд.$, занимая 14-ую строчку в рейтинге Forbes World’s Most Valuable Brands 2019. В рейтинге Fortune 500 концерн занял 90-ое место, а его сеть торговых точек насчитывает 1152 магазина по всему миру.
А ведь история успеха мирового спортивного бренда началась «всего лишь» с мечты 24-летнего спортсмена, который занялся перепродажей японских кроссовок. Как торговля обувью с багажника авто и опыты с вафельницей превратились в транснациональную компанию с многомиллиардным оборотом? Заглянем за кулисы истории создания компании Nike.
Судьбоносная встреча: Фил + Билл
Фил Найт (Philip «Phil» Hampson Knight, 24.02.1938) и Билл Бауэрман (William «Bill» Jay Bowerman, 19.02.1911-24.12.1999) являются сооснователями компании Nike. Биографии Фила Найта посвящена отдельная статья нашего сайта.
В 1955, когда Найт поступил в Орегонский университет (University of Oregon), он записывается в легкоатлетическую команду ВУЗа. Наставником по бегу становится 44-летний Билл Бауэрман — легендарный тренер, за свою карьеру взрастивший 31 олимпийского спортсмена. Под его руководством университетская сборная легкоатлетов 16 раз входила в десятку лучших команд США.
Сооснователи компании / Фил Найт на беговой дорожке
В истории успешных компаний случай знакомства бизнес-партнеров в университетских стенах не редкость: в ВУЗе произошла встреча сооснователей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина, а такжесоздателей Yahoo! Inc Джерри Янга и Дэвида Фило.
Соучредители Nike – выпускник и тренер Орегонского университета
Бауэрман был инноватором и пытался модернизировать беговую обувь, которую тестировали «середнячки» — участники команды, не отличающиеся блестящими результатами (их не жалко). Среди «опытных кроликов» был и Фил, из-за тренерских нововведений иногда натирающий ступни на беговой дорожке до крови.
Идея создания компании
После окончания в 1959 университета и службы в армии, Фил Найт поступает в Стэнфордскую высшую школу бизнеса. Здесь во время работы над заданием придумать стартап, к Найту приходит идея будущего бизнеса. Учеба в ВУЗе не только для него стала отправной точкой — Илон Маск подготовил доклад о важности использования солнечной энергии тоже в универе.
Студенческий проект Найта был посвящен исследованию, сможет ли японская спортивная обувь составить конкуренцию немецким кроссовкам так же, как это сделали кинокамеры. В то время американские добротные кроссовки стоили 30$ и были по карману лишь профессиональным атлетам, а бегуны-любители довольствовались третьесортными бутсами за 5$. По мнению Найта, японские кроссовки обладали идеальным соотношением «цена/качество». 24-летнему парню приходит в голову «Безумная Идея» (собственное определение, данное в книге «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем») – продавать в США японскую беговую обувь.
Blue Ribbon Sports: «На старт, внимание, марш!»
В 1962 Фил отправляется в Японию, откуда возвращается с контрактом на импорт кроссовок компании Onitsuka Tiger. Первой торговой операцией становится перепродажа в 1963 трехсот пар спортивных бутс японской фирмы, которая приносит первую прибыль 8 000$. Посылки с обувью из Страны восходящего солнца хранились в прачечной родительского дома Найта, а продажи осуществлялись с багажника машины. В качестве бизнес-партнера Найт привлекает своего тренера. 25 января 1964 была зарегистрирована фирма «Blue Ribbon Sports», стартовый капитал которой составил1200$.
В 1966 открывается первый магазин компании.
Вначале Nike Inc. называлась «Blue Ribbon Sports» (BRS) и перепродавала японские кроссовки фирмы Onitsuki Tiger (в н.вр. корпорация ASICS)
Бауэрман продолжает эксперименты с обувью, в 1968 появляются разработанные им кроссовки с нейлоновым верхом Cortez.
Главный герой фильма «Форрест Гамп» (1994) пробежал Америку именно в бутсах Cortez
Легкие «кортезы» становятся первой массово выпускаемой беговой обувью BRS собственного дизайна. В 1969 их продажи составили 1 млн.$. Руководство Onitsuka Tiger решает, что настало время выкупить часть BRS, но такой поворот событий не устраивает Фила Найта. В итоге он лишается прав на продажу кроссовок Tiger, что в итоге простимулировало разработку собственных кроссовок.
1971 становится годом появление названия и логотипа компании. Также в этом году фирма получила финансирование от японского торгового дома Nissho Iwai Corp., за счет которого существенно расширила деятельность.
История названия компании: «сон в руку»
Что объединяет Nike с формулой бензола, моделью атома, швейной машинкой и армянским алфавитом? Известно, что эти открытия пришли к людям во сне, точно так же, как приснилось и название компании. Имя бренда в сновидениях подсмотрел не Фил Найт, а его коллега Джефф Джонсон (Jeff Johnson), который был первым нанятым сотрудником компании.
В 1965 Джефф был приглашен на должность менеджера по продажам, но не стал продавцом в обычном понимании. Он составил базу данных профессиональных спортсменов и лично с ними беседовал, объезжая соревнования. Легкоатлеты рассказывали ему о плюсах и недостатках кроссовок, о беге, травмах и соревнованиях, о пожеланиях к спортивной обуви. Собранная информация помогла усовершенствовать опытные образцы кроссовок. До сих пор Nike использует обратную связь от покупателей, интересуясь мнением и профессиональных спортсменов, и школьников-любителей.
Джефф Джонсон – менеджер, давший имя компании
Однажды ночью в 1971 Джонсону приснилась Ника — богиня победы в древнегреческой мифологии.
Обитательница Древнего Олимпа Ника — персонификация победы, изображается крылатой в позе быстрого движения
Идея названия пришла вовремя – на днях в печать отправлялись обувные коробки, на которых в противном случае могла красоваться надпись «Dimension Six» — вариант имени от Фила Найта.
Название Nike символизирует победу
Название компании правильно произносить «Найки» (транскрипция имени богини Ники с английского), но в русскоязычной (и частично в англоязычной) среде прижилось прочтение «Найк» (транскрипция «nike»). Некорректное прочтение «Найк» даже было закреплено в названии официального дистрибьютора фирмы в РФ.
История логотипа Nike: «галочка» на миллион долларов
Для продвижения бренда компания нуждалась в логотипе. Узнаваемую символику разработала Кэролин Дэвидсон (Carolyn Davidson), студентка факультета графического дизайна Портлендского университета, в котором Найт преподавал бухгалтерский учет. Фил обратился к Кэролин и кратко сформулировал требования к фирменному знаку: «Я бы хотел видеть то, что пробуждает ощущение движения».
Студентка представила несколько набросков, и выбор пал на эмблему-росчерк. Лаконичный логотип был зарегистрирован 18.06.1971, его дебют состоялся в 1972 во время отборочных состязаний Олимпийских игр. Найту фирменный символ вначале не приглянулся, зато сейчас он щеголяет с татуировкой логотипа на икре левой ноги.
Т.к. мисс Дэвидсон согласилась поработать за 2 бакса в час, то за создание эмблемы, занявшее у нее чуть более 17 часов, получила 35$. В 1983, три года спустя после IPO, Фил Найт устроил в ее честь вечеринку, на которой сделал «предложение кольца и акций»:вручил дизайнеру золотой перстень с логотипом Nike и 500 акций компании. Дэвидсон была удивлена рыцарским поступком босса, недаром фамилия «Найт» переводиться как «рыцарь».
дизайнер Кэролин Дэвидсон создала «галочку» Nike за 35$, но в итоге получила 2,8 млн.$
В 1983 стоимость 500 акций равнялась 125$ (за 1 ценную бумагу давали 0,25$), но сейчас это 2,8 млн.$ (1 акция = 88$ на момент написания статьи). С 1990 по 2015 Nike провела 6 дроблений акций, и 500 акций, подаренные в 1983, стали 32 000 акциями.
Динамичный логотип получил собственное имя — «свуш» (англ. swoosh), созвучное свисту ветра при движении на высоких скоростях. Символ также расшифровывают как изображение крыла богини Ники.
За свою историю фирменный знак компании претерпевал незначительные изменения и не утратил аутентичности. С 1978 написание названия фирмы стало не рукописным, а с 1995 и вовсе было удалено, т.к. «свуш» уже не нуждался в подписи.
история логотипа Найк
Сейчас Swoosh выполняется в различных цветовой палитре и является одним из самых узнаваемых мировых торговых марок.
Логотип Nike впервые появился на кроссовках в 1972
Разработка «вафельной» подошвы: 1971-1973
Все гениальное – просто: «вафельная» подошва получила свое название от вафельницы. Идея придать подметкам бутсов рифленость с помощью электроприбора для выпечки вафель пришла Биллу Бауэрману в 1971 на собственной кухне. Эксперименты с вафельницей приводят в 1972 к появлению кроссовок-прототипов Nike Moon Shoe, получивших название от сходства со следами, оставленными американскими астронавтами на Луне. Нейлоновый верх для «лунных кроссовок» закупался в Японии, а подошва с вафлеобразным оттиском пришивалась вручную и обеспечивала отличное сцепление с поверхностью.
модель Nike Moon Shoe, в которой впервые появилась рифленная подошва
В 1973 состоялся выпуск кроссовок с «вафельной» подметкой Waffle Trainer, которые стали самой продаваемой беговой моделью в США.
беговая обувь Nike Waffle Trainer
В 1974 на обувь с вафлеобразной подошвой был получен патент №3793750, где новаторское изобретение описывалось как «улучшенная подошва с короткими многогранными шипами квадратного, прямоугольного или треугольного сечения, имеющие множество плоских сторон, значительно улучшающие сцепление».
Рисунок запатентованного изобретения — «вафельной» подошвы
«Вафельная» подметка распространилась и на другие модели Nike, в том числе с более современными технологиями.
В головном офисе Nike размещена вафельница Бауэрмана, на которой «готовились» первые вафельные подошвы
В 1972 стартовали продажи за границами Америки — в Канаде, 1974 – в Австралии, в этом же году открывается первая фабрика компании в штате Нью-Гэмпшир, США. В 1977 Nike выходит на азиатский рынок, в 1978 – европейский и южноамериканский. В 1978 кенийский легкоатлет Генри Роно в кроссовках «Найки» устанавливает 4 мировых рекорда. Что может служить лучшей рекламой, чем победа на соревнованиях? Вспоминается Генри Форд, который в 1902 на своем авто опередил чемпиона Америки.
Разработка «воздушной» подошвы: 1977-1979
Разработчиком амортизационной подушки Nike Air является ученый-авиаинженер из NASA Фрэнк Руди (Frank Rudi, 24.01.1925-13.12.2009). Идея «воздушной» (англ. «аir») подошвы — система амортизации на основе инертного газа, капсулированного в полиуретановый пластик — зародилась в 1977. Технология была запатентована в 1980.
Отец технологии «Nike Air» — инженер-аэронавт Фрэнк Руди
Технология амортизации, которая уменьшала ударное воздействие при занятиях спортом, была опробована на прототипах и воплотилась в беговых кроссовках Air Tailwind. Дебют бутсов состоялся на марафоне в Гонолулу (Гавайи) в конце 1978, ограниченную партию в 230 пар раскупили за сутки! В 1979 Air Tailwind были широко выпущены на рынок. Модель становится самой продаваемой в США, и «Найки» обгоняет лидирующий ранее на американском рынке немецкий Adidas.
кроссовки Nike Air Tailwind, в которых впервые была применена амортизация на основе газонаполненных подушек
Идея сделать технологию амортизации видимой пришла в голову дизайнеру Тинкеру Хэтфилду (Tinker Hatfield, 30.04.1952) после поездки в Париж. В столице Франции его вдохновила архитектура Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду – здания, в котором функциональные и структурные элементы размещены снаружи. Впервые прозрачные окошки на подошвах появились в 1987 в Nike Air Max 1.
первые кроссовки Nike Air Max 1 с технологией Visible Air, позволяющей разглядеть «воздушную» подушку / Центр Жоржа Помпиду в Париже
В качестве саундтрека в рекламном ролике Air Max 1 использовали песню «Revolution» The Beatles. Релиз обуви вызвал фурор.
Над дизайном продукции Nike Хэтфилд работает с 1985. За проектирование Air Max 1, Air Max 90, Air Jordan 15, Air Jordan XX и др.моделей кроссовок он получил имя «легенда дизайна». В 2017 появился фильм о его карьере «Tinker Hatfield: Footwear Design», а в 2019 он удостоился релизом кроссовок «имени себя» — модели React «Tinker Hatfield». В н.вр. Хэтфилд занимает пост вице-президента компании по дизайну и спецпроектам.
Создатель технологии «Air» Тинкер Хэтфилд
С 1979 «Найки» начинает выпуск спортивной одежды, а в следующем году выходит на биржу.
IPO Nike
Первичное публичное размещение акций произошло 2 декабря 1980. Свою компанию Фил Найт ценил высоко и смог убедить инвесторов, что стартовая цена акции должна быть не менее 22$ — стоимости одной ценной бумаги Apple, чье IPO ожидали на днях (12.12.1980).
После выхода на биржу сооснователи Nike становятся миллионерами – Бауэрману досталось 9 млн.$, а Филу, владеющему 46% компании, 178 млн.$. Привлеченный IPO капитал был направлен на строительство офиса в Орегоне, завода с научно-исследовательской лабораторией в Нью-Гэмпшире и на увеличение присутствия компании в Европе.
С тех пор произошло 6 дроблений акций: первое от 08.10.1990, №2 от 31.10.1995, №3 от 24.10.1996, №4 от 03.04.2007, №5 от 26.12.2012, №6 от 24.12.2015. Каждый раз число первоначальных акций увеличивалось вдвое (сплит 2 к 1). Акции Nike торгуются под листингом NKE на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).
К 1982 компания спонсировала более половины игроков NBA.
В 1983 Nike впервые демонстрирует падение выручки: внутренний рынок достиг насыщения, а европейские отделения приносили убыток. И хотя в 1984 58 спортсменов, соревнующихся в «найковской» экипировке, завоевали на XXIII летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе 65 медалей, продажи на американском рынке падают, что приводит к закрытию 3 заводов.
В 1984 компания подписывает рекламный контракт с перспективным новичком-баскетболистом Майклом Джорданом.
Модель обуви Air Jordan, разработанная специально для спортсмена, имела беспрецедентный успех на рынке и дала старт успешной линейке баскетбольной обуви. Выручка компании к 1990 выросла более чем вдвое за 5 лет и достигла 2,2 млрд.$.
Кроссовки Air Jordan, спроектированные для Майкла Джордана, были выполнены в черно-красной гамме
Хорошей рекламой послужило и то, что цвета Air Jordan были запрещены баскетбольной лигой, но Джордан продолжал выходить в ярких бутсах на площадку — Nike оплачивало за нарушение штраф в 1000$. Сотрудничество с баскетболистом стало самым прибыльным в истории партнерства между спортсменом и производителем обуви.
История рекламной кампании «Просто сделай это»: «выстрел в яблочко»
Журнал Campaign охарактеризовал слоган «Just do it» как «лучший в ХХ столетии, преодолевший возрастные и классовые барьеры и связавший Nike с успехом». По версии издания Advertising Age девиз занимает 2-ое место в «ТОП-10 слоганов 20 века», а сама рекламная кампания «Just Do It» — 4-ое место в ТОП-100 рекламных кампаний минувшего столетия.
Создателем слогана является рекламное агентство «Weiden + Kennedy», в частности, его соучредитель Дэн Виден (Dan Wieden). После встречи с командой «Найки» рекламист, восхищенный энергичностью и напористостью команды Nike, произнес: «You Nike guys, you just do it» («Вы, ребята из Nike, вы просто делаете это»). Так появился меткий лозунг, ставший лейтмотивом имиджевой рекламы.
кампания «Просто сделай это» стала классикой в мировой истории рекламы
На конференции Design Indaba в 2015 г-н Виден озвучил полную версию создания рекламного девиза. Он рассказал, что в процессе работы над слоганом ему пришли на ум предсмертные слова убийцы (Гэри Гилмора), приговоренного к расстрелу в 1977, который на вопрос о своей последней просьбе ответил: «Let’s do it». Рекламист вполне мог вспомнить слова преступника, ведь история душегуба освещалась не только в прессе, но и в книге Нормана Мейлера «The Executioner’s Song» (1979) и в фильме «Песня палача» (1982). Видену приглянулось меткое «do it», которое трансформировалось в «just do it». По понятным причинам, «Найки» не стремится распространять эту версию о происхождении рекламной фразы.
Впервые слоган появился в ролике, в котором в кроссовках Nike снялся 80-летний легендарный бегун Уолт Стэк (Walt Stack), ежедневно преодолевающий мост «Золотые Ворота» в Сан-Франциско.
Рекламная кампания, в которую «Найки» вложила более 300 млн.$, принесла рост объема продаж, который в 1989 составил 9,2 млрд.$ против 877 млн.$ в 1988. 1991 выручка концерна достигла 3 млрд.$, в частности, за счет роста продаж на европейском рынке, где Nike вышла на 2-ое место после Adidas. В 1996 Nike была названа самой узнаваемой спортивной маркой и утвердила статус транснационального супербренда.
«Города Найки»
В 1990 в Бивертоне открылся первый розничный магазин NikeTown, который стал не просто местом продаж, но магазином впечатлений: в нем демонстрировалась хроника моделей прошлых лет и транслировалось видео о жизни спортсменов.
В московском NikeTown, открытом в 2017, присутствует футбольная зона для тестирования шипованной обуви, беговая дорожка, сервис по химчистке кроссовок и персональные стилисты.
магазин нового поколения NikeTown в столице РФ занимает 5 этажей исторического здания на Кузнецком мосту и является самым большим «найковским» магазином Центральной и Восточной Европы
Самым большим в мире торговым центром NikeTown является британский магазин, открытый в 1999 (в 2010 – после реконструкции) и занимающий 1,3 Га 4-этажного здания в центре Лондона.
Флагманские магазины NikeTown по всему миру транслируют ценности компании и укрепляют имидж бренда. Ритейл-пространства отличаются не только удивительными интерьерами и масштабностью, но и такой организацией торгового пространства, где посетители получают уникальный покупательский опыт.
NikeTown — пример того, как точка продажи товаров превращается в достопримечательность
Компания в III тысячелетии
Инновационные разработки
В эпоху цифровых технологий Nike стремится не только шагать в ногу со временем, но и опережать его. В 2016 по данным Boston Consulting Group «Найки» обогнала по инновационным разработкам Intel и SpaceX. В 2014 компания презентовала футбольные бутсы, созданные на базе Nike Flyknit — технологии компьютерного «вязания» с комбинированием нитей из полиэфирной пряжи, благодаря которой создается легкая и практичная обувь.
Nike внедряет технологию компьютерного шитья Flyknit
В 2015 совместно с Apple компания выпустила смарт-часы Watch Nike+, в 2016 презентовала Anti-Clog Traction — кроссовки, которые не боятся грязи. В 2019 дебютировали самозатягивающиеся баскетбольные кроссовки с технологией FitAdapt.
«интеллектуальные» кроссовки Nike Adapt BB не только сами завязываются, но и измеряют параметры тела пользователя и обмениваются данными со смартфоном
Не удивительно, если скоро «найковские» кроссовки на вопрос «Чей туфля?» смогут ответить «Моё»! Ведь в 2019 Nike запатентовала обувь с блокчейном CryptoKicks. Данное изобретение исключит подделку бутсов, т.к. подлинность пары можно проверить сканированием кода на коробке.
Вектор на экологичность
Приверженность защите планеты «Найки» декларирует не словом, а делом. Про деятельность в сфере экологических инициатив Nike информирует еще с 2010. В этом же году она стала лидером рейтинга Climate counts – системы подсчета, ранжирующей предприятия по 22 критериям (поддержка климатического законодательства, обнародование собственного влияния на климат и др.).
В 2014 «Найки» разработала форму для футболистов «Манчестер Юнайтед» из переработанного пластика; на выпуск одной футболки пошло 8 пластиковых бутылок.
В июне 2019 Nike присоединилась к программе ООН по экологическим вопросам, участники которой к 2050 планируют добиться углеродной нейтральности.
«NIKE существует для развития спорта, но в последние годы перед нами стоит более широкая задача: помочь защитить сам спорт», — заявляет СЕО Джон Донахью в открытом письме.
«Не будет планеты – не будет и спорта», — гласит стенд мирового ритейлера спорттоваров
Nike освоила технологию натурального окрашивания, запустила проекты по сокращению отходов и снижению выбросов углекислого газа. Что же еще предпринято?
- Внедрены инновационные ткани
Из вторсырья (пластиковых бутылок, производственных отходов резины и пряжи) выпускаются материалы Nike Grind (полиэстер и нейлон). Они применяются в различных продуктах компании: с 2008 все «воздушные» подошвы содержат не менее 50% переработанных материалов, а модель бутсов Nike Air Vapormax содержит 75% вторсырья. Nike Grind используется в беговых дорожках, кортах и игровых площадках. Дополнительный бонус: вторичный полиэстер снижает выбросы углерода на 30%.
Компания выпускает кроссовки из отходов
- Логистические центры обеспечены возобновляемой энергией
В Северной Америке собственные и эксплуатируемые объекты Nike на 100% используют возобновляемую энергию. Европейский распределительный центр The Court, открытый в 2019, также применяет только регенеративную энергию и перерабатывает до 95% образующихся отходов. 6 ветряных турбин центра вырабатывают электроэнергию, достаточную для питания 5 тыс. домов, а солнечные панели занимают площадь, равную трем футбольным полям. Помимо энергии ветра и солнца, The Court использует гидроэнергию, геотермальную энергию и энергию биомассы.
Дистрибьюторский центр Court в г.Хам (Бельгия) занимает площадь 13,9 Га и функционирует на «зеленой» энергии
- Осуществлен переход на безотходное производство
В 2019 99,9% отходов от производства обуви было переработано или преобразовано в энергию.
- Запущен проект «Move to Zero»
Его целью является внедрение новых технологий в серию спортивной одежды. Капсульная коллекция Move to Zero, которая поступит в продажу летом 2020, почти полностью состоит из переработанных материалов.
Коллекция из экологичных смесовых и переработанных тканей Move to Zero
В ближайших эко-планах «Найки»:
- ежегодно перерабатывать 1 млрд. пластиковых бутылок;
- к 2025 на 100% обеспечить собственные и эксплуатируемые центры «зеленой» энергией;
- к 2030 уменьшить собственные выбросы углерода на 30%.
Головной офис
Штаб-квартира Nike открылась в 1990 в окрестностях города Бивертон, штат Орегон.
Головной офис Nike World Headquarters расположен в пригороде Бивертона по адресу проезд Уан-Боуэрмэн, 1
Штаб-квартира является мультифункциональным объектом, где можно не только поработать, но и заняться спортом, купить продукты и помыть автомобиль. Это целый кампус с широкой инфраструктурой и рядом построек: на территории размещены лаборатория для спортивных исследований, 3 футбольных поля, 50-метровый бассейн, салон красоты, фитнес-центр, парк велосипедов, центры развития детей, магазинчики, кафе и передвижные закусочные.
Современные здания кампуса подчеркивают инновационность Nike
Дорожки для пробежек на территории головного офиса компании
Торговые марки компании и рынки сбыта
Портфель брендов «Найки» то пополнялся, то освобождался от ряда фирм. В 2012 Nike рассталась с двумя дочерними компаний:
- Cole Haan, купленной в 1988 и Umbro, приобретенной в 2008;
- В 2019 продала компанию Hurley, купленную в 2002.
Это помогло сосредоточиться на собственных брендах.
«Найки» выпускает продукцию под своими торговыми марками и брендом дочерней фирмы Converse Inc.:
- Собственные бренды: Air Jordan, Nike Golf, Nike Pro, Nike +, Nike Dunk, Nike CR7 и др. (почти 3 десятка);
- Бренд Converse, специализирующийся на повседневной обуви, одежде и аксессуарах.
Converse – дочерний бренд «Найки», приобретенный в 2003
В 2019 на собственные бренды «Найки» пришлось 95% выручки (37,2 млрд.$), на Converse 5% (1,9 млрд.$).
Компания реализует продукцию через собственные магазины, дочерние фирмы и сеть дистрибьюторов, более двух третей товаров продается оптовым покупателям. В 2019 Nike управляла 1152 розничными магазинами, из них 33% расположены в США, 67% — за пределами Америки. Основными рынками сбыта концерна являются Северная Америка, Европа, Китай, Япония и развивающиеся рынки.
Подразделения «Найки» сформированы по географическому принципу:
- филиал Северной Америки – на него приходится 43% продаж;
- регион, включающий Европу, Ближний Восток и Африку — 26% продаж. Общая выручка за обувь в 2019 составила 24,2 млрд.$, из них на российский рынок пришлось менее 1% (242 млн.$);
- рынок Китая — 17% общей выручки;
- подразделения стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинская Америка — 14% продаж.
Направления деятельности: 7 дорог Nike
Компания выпускает продукцию в следующих направлениях:
- Бег
- Баскетбол
- Футбол
- Тренировки для мужчин
- Тренировки для женщин
- Спортивная одежда NIKE
- Активные виды спорта
Компания своевременно проводила диверсификацию бизнеса: когда ее продажи падали, запускала производство нового спортинвентаря и аксессуаров (очки, часы, мячи) и одежды (тайтсы, поло, худи), расширяла линейку товаров для женщин.
К ее второстепенным направлениям деятельности относятся товары для бейсбола, крикета, гольфа, тенниса, волейбола, ходьбы, борьбы; продукция для детей. «Найки» также разрабатывает протезы для спортсменов.
Коллектив Nike
Число штатных сотрудников компании составляет 76 700 по данным Bloomberg. Над разработкой функциональных и одновременно стильных товаров работают дизайнеры, ИТ-специалисты, специалисты по биомеханике, физиологи, химики, разработчики материалов и даже астрофизики.
Сотрудники Nike
По данным Linkedin компания занимает 45 строчкув рейтинге компаний, где хотят работать американцы 2019. Ресурс INDEED расположил концерн на 21-й строчке в ТОП-50 Самых престижных рабочих мест-2019, а издание Career bliss разместило на 12-м месте в Списке американских компаний с самыми счастливыми сотрудниками.
Как ответственный работодатель, Nike предоставляет медицинскую страховку на офтальмологию и стоматологию, компенсирует транспортные расходы, помогает в вопросах усыновления и вкладывает средства в раскрытие потенциала сотрудников. В 2019 дополнительное обучение прошли 10 000 менеджеров, ведь главной мышцей своих работников корпорация называет мозг.
Компания предпринимает шаги по созданию более приветливого офиса для женщин и меньшинств и выступает за справедливость в оплате труда мужчин и женщин. В 2019 представительство женщин в топ-менеджменте увеличилось на 3% и составило 39%. В рейтинге Forbes Лучший американский работодатель для женщин-2019 спортивный бренд занимает 106-ую строчку.
Руководство компании: «большие боссы Найки»
Пост генерального директора со дня основания компании до 2004 занимал Фил Найт, он же до 2016 являлся председателем совета директоров. На посту СЕО 66-летнего сооснователя Nike в 2004 сменил 57-летний Уильям Перес (William D. Perez), а на посту председателя совета директоров в 2016 — Марк Паркер (Mark G. Parker).
Переса, до этого возглавлявшего SC Johnson & Son, через 2 года отправили в отставку из-за потери позиций на рынке. Новым гендиректором стал 51-летний Марк Паркер, примкнувший к «Найки» в качестве дизайнера обуви в 1979. Годы его руководства были финансово успешными для Nike, но в 2020 его правление подошло к концу и с января новым СЕО и президентом Nike назначен 59-летний Джон Донахью (John J. Donahoe II), ранее руководящий облачной компанией ServiceNow.
Четыре СЕО Nike
Благотворительная деятельность
Филантропические инициативы «Найки» направлены не только на спортивную отрасль. В 2009 стартовала акция «Lace up Save Lifes» («Шнурки во имя жизни»), во время которой часть средств от продажи фирменных найковских шнурков направлялась во Всемирный Фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. В 2018 сотрудники Nike свыше 9 млн.$ пожертвовали 3610 общественным организациям. В 2019 на развитие спортивных сообществ было направлено 81 млн.$, благодаря которым к спорту были приобщены более 17 млн. детей.
Особое внимание «Найки» уделяет популяризации активного и здорового образа жизни среди подростков и детей
За неполный 2020 год более 17 млн.$ грантовых пожертвований было направлено организациям, работающим в сфере здравоохранения, социального обслуживания и гуманитарной помощи.
Критика в адрес компании
Использование дешевой рабочей силы
Производственные мощности компании базируются на 612 заводах в 42 странах, где трудятся более миллиона человек. Не все фабрики принадлежат «Найки», частью владеют подрядчики, получающие от Nike плату за производство товаров.
бОльшая часть рабочей силы компании – 80% — сосредоточено в Азиатско-Тихоокеанском регионе
по числу предприятий «Найки» лидирует КНР
С 1990-х гг. Nike подвергается критике за нарушение трудового законодательства на ее фабриках, в вину вменяются низкие зарплаты, использование детского труда. Зафиксированы и экологические нарушения: в 1997 на вьетнамском заводе зарегистрировано превышение концентрации токсических испарений в 177 раз.
Новости BBC сообщали, что дети трудятся по 16 часов без перерыва, а журнал Life Magazine печатает фото пакистанского мальчугана, сшивающего «найковский» мяч за 60 центов.
фото Мари Дориньи в июньском номере Life Magazine, 1996
Обвинения в адрес Nike приводят бойкоту ее продукции
«Благие намерения правозащитников могут привести к негативным последствиям, когда компании останавливают производство, а дети выбрасываются на улицу, – заявила пресс-секретарь Nike Донна Гиббс, убеждая, что «процесс изменений занимает время». В 2000 на пакистанских линиях «Найки» еще использовался детский труд.
В 1997 выходит документальная лента кинорежиссера-антиглобалиста Майкла Мура «Большая Америка» (The Big One,1997), в которой критикуется ряд американских корпораций, включая «Найки». В 2000 публикуется книга Наоми Кляйн (Naomi Klein) «No Logo. Люди против брендов», где писательница развивает мысль о том, что крупные корпорации (включая Nike) виноваты в отсталости стран «третьего мира».
Nike подвергается критики со стороны противников глобализма и неолиберального капитализма
Фил Найт рядом действий продемонстрировал намерение стать социально-ответственным работодателем. Компания разработала соединяющее вещество на базе воды, которое исключило 97% токсичного испарения, ранее присутствовавшего при соединении верха и подошвы кроссовок и поделилась изобретением с конкурентами.
В 2005, в ответ на многолетнюю критику, компания опубликовала список своих фабрик с адресами и отметила «проблемные», что, по словам Найта, стало попыткой открытости и честности в вопросах производства. Nike обязалась улучшить условия труда, выполнять проверки на фабриках, привлечь специальную комиссию к заводам с нарушениями.
Уклонение от уплаты налогов
Организация Oxfam, деятельность которой направлена на решение проблем бедности и несправедливости, назвала Nike «злостным неплательщиком», скрывающем от налогообложения миллиарды долларов. «Найки» использует «лазейки» в законодательстве разных стран (от властей Нидерландов получила разрешение на уменьшение суммы налогов на 10 лет), открывает дочерние фирмы, с помощью которых перемещает прибыли на Бермудские острова (одну из мировых «налоговых гаваней»). Компания не единственная, чья налоговая стратегия подвергается критике, вспомним осуждение французского миллиардера Бернара Арно за его попытки оптимизировать налогообложение.
Секреты успеха компании
Среди качеств, сделавших NIKE мировым лидером в спорте, СЕО компании называет «смелость, креативность, амбиции».
Среди сильных сторон концерна находятся также:
- Инновационность
Точная сумма средств, направленных на разработку технологий, не оглашается. Известно, что Nike не ограничивается продуктовыми инновациями, патенты приходятся не только на обувь и одежду, но и на работу с данными и производство. По данным Business Journal, в 2016 «Найки» получила 687 патентов, в 2017 – 1212 патентов, в 2018 – 867. Эксперименты с новыми технологиями приводят к созданию удобных и имиджевых продуктов, благодаря которым компания продолжает диктовать тенденции и задавать моду отрасли.
- Маркетинговая стратегия
«Просто сделай это» — не единственный пример удачных рекламных кампаний в истории Nike. Авторитетный фестиваль творчества «Каннские львы» (Cannes Lions) дважды назвал Nike «Рекламодателем года» (1994, 2003), а в 2017 вручил награды сразу 5 видео компании. Награды Emmy Awards были удостоены рекламные ролики «The Morning After» (2000), «Move» (2002) и «Dream Crazy» (2019). В 2005 рекламный ролик «Touch of Gold» с бразильским футболистом Рональдиньо стал первым роликом на ютубе, набравшим миллион просмотров.
Успех маркетинговой стратегии компании во многом определен ее сотрудничеством со спортсменами, профессиональными командами и командами университетов (Nike спонсирует 85 баскетбольных команд Национальной ассоциации студенческого спорта).
рекламная акция «So Fast» 2015 собрала самых быстрых спортсменов (Майкл Джонсон, Коби Брайант, Уэйн Руни, Серена Уильямс и др.) со всех игровых площадок
В 2019 на рекламу Nike потратила 3,6 млрд.$.
Бренд победителей: «быстрее, выше, сильнее!»
Миссией «Найки» является «дарить вдохновение и инновации каждому атлету в мире», при этом спортсменами компания считает не только олимпийцев. Билл Бауэрман утверждал, что «если у тебя есть тело — ты уже атлет», и Nike унаследовала философию сооснователя.
Компания изменила индустрию, пройдя непростой путь от перекупщика до создателя высококлассных товаров, чей дизайн и функциональность привлекают к «Найки» уже не одно поколение покупателей.
Спортивный гигант стал больше, чем просто успешным брендом, Nike превратился в символ успеха и не собирается останавливаться на достигнутом.
«Мы ставим перед собой задачу подняться над собственными стандартами, так же, как и любой спортсмен», — озвучивают руководители Nike цель компании.
Список источников (нажмите сюда чтобы посмотреть)
❓ Вам нравится продукция Nike?
Видео на десерт: 7 Самых Необычных Границ Между Странами в Мире
Вы можете удивиться, но правильное произношение бренда Nike – «найки». Большинство людей, говорящих на русском языке, привыкли к другому произношению – «найк». А «найками» называют кроссовки бренда.
В этой статье мы разберемся, откуда появилось название компании, как его произносят американцы, и как правильно говорить у нас.
Нравится Nike?
Следи за актуальными новостями на нашем канале в Telegram >
___________
Nike и Bike – не одно и то же
Если поменять первую букву в слове «nike», то получается «bike» – велосипед. Произносится это английское слово как «байк». По аналогии многие также произносят и название компании – «найк», «байк». Кажется, что здесь используется один и тот же принцип построения слова. Но это не так.
Богиня Ника
Название известного бренда произошло от имени древнегреческой богини Ники, символа победы, а не от американского слова, которое читалось бы как «найк». Назвать компани в честь Ники предложил один из первых сотрудников Джефф Джонсон, после того как увидел её во сне.
Основателю компании Филу Найту изначально не особо понравилось это название. Но настойчивость Джонсона и несколько дополнительных факторов все-таки сделали свое дело.
Во-первых, Фил и его коллеги заметили, что названия многих успешных компаний короткие и содержат сильный звук – английские буквы k или x: Kodak, Xerox, Clorox и др. Вписывалось в этот ряд и Nike.
Во-вторых, Ника напомнила Филу посещение храма Ники в Афинском Акрополе во время кругосветного путешествия. Тогда в храме он заметил всадников на стенах, а его фамилия очень созвучна слову всадник на английском: Night – Knight. Это выглядело символично.
В итоге выбор был сделан в пользу Nike. И на английском языке имя богини произносится именно «Найки». Позже дизайнер Кэролин Дэвидсон нарисует знаменитый логотип «свуш», который станет олицетворением скорости и по форме напоминает крыло богини Ники.
Привычное название в России
Незнание этого факта привело к широкому распространению неправильного произношения бренда в России. Интересно, что даже официальный импортер продукции Nike в нашей стране называется ООО «Найк».
Под таким же названием зарегистрирована и торговая марка в России – «Найк» (свидетельство 323683 от 03.04.2007).
С учетом этого вы можете свободно использовать вариант названия «найк» в России, потому что большинство людей готовы воспринимать именно такое произношение бренда. Но если вы находитесь в Америке или других западных странах, то однозначно нужно говорить правильно – «найки».
Где купить Nike?
Заказывай оригинальные товары Nike в проверенных магазинах >
___________
Читайте также
- Логотип Nike
- История создания Nike
- Компания Nike
- Бутсы Nike Mercurial Dream Speed
Сохрани страницу
English spelling does not have a one-to-one relationship with English pronunciation, so it shouldn’t be too much of a surprise that «Nike» does not rhyme with «bike» and «strike» (except for when it does—apparently, there are some speakers who don’t use the «official», disyllabic pronunciation for the brand).
«Nike» is from a Greek word-form, unlike «bike» and «strike»
To answer the question about why: «bike» and «strike» are spelled with the «silent e» that in present-day English is used to indicate a «long vowel» pronunciation. («Bike» is an oddly formed shortening of «bicycle», coined fairly recently; «strike» comes from an Old English verb that had long /iː/.)
The «e» in Nike serves a different function: as Kate Bunting mentioned, this word is derived from Greek νίκη/Νίκη, meaning «victory/Victory (capitalized when used to refer to the goddess personifying the idea of victory)». The letter «e» in English «Nike» is a transliteration of the Greek letter η (eta).
The «traditional» English pronunciation of Latin and Greek
The Great Vowel Shift established a «traditional English pronunciation of Latin» (also used for Greek words) that continued to be used as a system for some time
There exists a tradition of pronouncing Latin words in English with certain characteristically English vowel qualities, and a tradition of pronouncing Greek words as if they were Latin words. Janus Bahs Jacquet referenced the Great Vowel Shift in a comment; this tradition did originate from this sound change, but my understanding is that not all words pronounced according to this tradition were actually taken into English before the Great Vowel Shift (which according to Wikipedia is thought to have occured approximately between 1400 and 1600).
It became an established convention for pronouncing all Latin and Greek words used in English, including words that were borrowed at some point after the Great Vowel Shift (although alternative systems have also existed alongside this system for a long time).
In the traditional English pronunciation of Latin, word-final «-e» is pronounced like the «-y» in «happy»
Word-final «e» in the traditional English pronunciation of Latin and Greek is typically pronounced with the same vowel as the word «happy«; sometimes represented in the IPA as /i/. I’m not totally sure of the history of this pronunciation (in traditional British «Received Pronunciation», this is not quite the same vowel as «long e»; it’s instead considered to be the same vowel as «short i»). But it applies to Greek names ending in «e» like Nike, Calliope etc. the same as it applies to Latin words like simile, sine or carpe.
(There actually has been a tendency for word-final «e» to be reinterpreted as «silent e» in a number of words or phrases from Latin, such as «vice versa», «bona fide» and «rationale«. However, as far as I know, this kind of reinterpretation has not yet come to be considered standard for the name «Nike».)
Alternative pronunciations exist for some words from Latin and Greek, but not for Nike as far as I know
The «traditional English pronunciation of Latin» (and Greek) is also why the i in «Nike» is pronounced as an English «long i» (IPA /aɪ/). The i’s in via and viva are sometimes pronounced the same way. A competing «restored» or Continental-European-style pronunciation uses the English «long e»/»ee» sound (IPA /iː/). The restored pronunciation and English-style pronunciation have competed for a while; I forget exactly when the English-style pronunciation stopped being used in Latin pedagody in England. (It seems to have occured before 1920: John Sargeaunt’s description published that year of The Pronunciation of English Words derived from the Latin says «This pronunciation is now out of fashion».)
But I have never heard of /niːki(ː)/, /niːkeɪ/ or /niːkɛ/ being a common pronuncation in present-day English. The pronunciation of a vowel in a word from Greek or Latin according to one pronunciation system or the other is often inconsistent and hard to explain; e.g. restored /ɑː/ is almost always used nowadays in the word «drama», but fairly rarely used in the word «data» (a word that also shows variation, apparently especially in American English, between a pronunciation with English «long a»—which is what would be regular according to the «traditional» system—and one with English «short a»).
The only alternative that seems to exist is the spelling-pronunciation /naɪk/ mentioned in the first sentence and in the comments above.
(The name «Irene», as Kate Bunting mentioned, also comes from a Greek form ending in η. The pronunciation ending in /n/ might be a spelling pronunciation; I think I have also read an alternative explanation of it as possibly being influenced by the pronunciation of the French form Irène. Final vowels in Latin/Greek words correspond to «mute e» a bit more often in French than in present-day English; another similar example is the word systole, from Ancient Greek συστολή, where the final «e» is mute in French but not in standard present-day English.)
History of the transliteration «Nike»: my amateur findings
I’m confident that «Nike» is pronounced /ˈnaɪki/ in accordance with the «traditional English pronunciation of Latin», but as I mentioned, I am less certain about when this pronunciation became established, since the earliest use of «Nike» in English that the Oxford English Dictionary (OED) records is from 1846:
T. S. Carr Man[ual of] Classical Mythol[ogy] xvi. 144 Nike..or ‘Victory’, was the daughter of Pallas & Styx, and was greatly honoured by the Greeks… Sometimes she is repersented as borne in the hand of Minerva.
Actually, looking through Google Books there seem to be at least a few somewhat older examples:
-
1842, The Penny Cyclopaedia of the Society for the Diffusion of Useful Knowledge:
..and that dedicated to Nike Apteros, or Wingless Victory.
And there is a slightly older example of «NIKE» being used as the transliteration of the word in reference to the concept of victory, rather than the goddess:
-
1827-8, The Botanic Garden:
A Greek etymology has been given to it [the name Veronica] from PHERO, to bear ; and NIKE, victory
The 19th century may seem a bit late for the first recorded occurences in English of a name that dates back to antiquity. My guess is that it may have been more common in the past to simply spell the word/name in the Greek alphabet, which used to be more commonly used in scholarly works in English than it is presently. And rather than giving a transliteration of the Greek, a translation as «victory/Victory» or a Latin translation «victoria/Victoria» might be given alongside (or simply instead of) the Greek-alphabet spelling.
Some examples of «Νίκη/ΝΙΚΗ» being used without transliteration in English texts from before the 1840s:
-
1813, The Monthly Magazine, «M. Fauvel’s Letters from Athens»:
On the car is written ΧΡΥΣΟΣ; on the victorious Genius ΝΙΚΗ, and on the third one ΠΛΟΤΟΣ.
-
1819: Pantologia: A New Cabinet Cyclopaedia…:
VICTORIA, one of the deities of the Romans, called by the Greeks νικη, supposed to be the daughter of Titian and Styx.
-
1823: «Universal Technological Dictionary», George Crabb:
…this æra is marked on coins with the inscription ΕΤΟΥΣ ΝΙΚΗ, i. e. the year of victory.
«Nice»: an alternative transliteration that I don’t think has been used much
A transliteration more along the lines of conventional Classical Latin adaptation of Greek loanwords into Latin would use C instead of K, resulting in «Nice» (compare «cinematic» and «kinematic» for a similar example of variation that is actually lexicalized). The regular pronunciation of this would be /ˈnaɪsi/, although I guess it’s impossible to know for sure how people actually intended for it to be pronounced (some people apparently pronounce «encephalitis» with a /k/ sound, despite the spelling).
It’s been hard for me to find evidence of «Nice» being used to refer to the Greek goddess of victory, because it has certain homographs that are more common: the adjective «nice», the French place-name «Nice»—which interestingly enough actually is derived from Greek νίκη—and the place name «Nice» that was used in the past to refer to the ancient city of Nic(a)ea in Anatolia, location of the Christian ecumenical council called the «First Council of Nicaea» or «First Council of Nice».
But «Nice» is used in at least one source as a transliteration of the name of this goddess:
-
1826: A Classical Dictionary: Containing a Copious Account of All the Proper Names Mentioned in Antient Authors…, by John Lemprière:
VICTORIA, one of the deities of the Romans, called by the Greeks Nice, supposed to be the daughter of the giant Pallas, or of Titian and Styx.
As you can see, it appears to be a revised version of the 1819 Pantalogia entry that used «νικη».
The transliteration «Nice» for the name of a mythological human woman, and for the non-personified concept of victory, seems to occur in Bell’s New Pantheon (1790) and in A Dictionary of Polite Literature, Or, Fabulous History of the Heathen Gods (1804):
NICE. Daughter of Thespius.
NICE MARATHONI. A Grecian anniversary observed by Athenians upon the 6th of Boedromion, in memory of that famous victory which Miltiades obtained over the Persians at Marathon.
The related name «Berenice» is often spelled with «c», as is the derived name «Bernice» and the probably-derived name «Veronica».
The transliteration «Nike» is also used in German, and has been for some time
As DavePhD pointed out in a comment, it is possible to find the transliteration «Nike» in use in German texts from before 1846:
This 1814 German Mythology and Religion dictionary has a big entry for «Nike» Wörterbuch der altklassischen Mythologie und Religion (etc.)
– DavePhD
Another example of «Nike» used in German can be seen in the following text from 1841: Nike in Hellenischen Vasenbildern; eine archaeologische Untersuchung, by Georg Rathgeber.
This makes me wonder if the use of the spelling «Nike» in German scholarly works might have had some influence on the use of «k» rather than «c» in this name in present-day English. It seems at least possible to me, but I don’t know how plausible it is.
English spelling does not have a one-to-one relationship with English pronunciation, so it shouldn’t be too much of a surprise that «Nike» does not rhyme with «bike» and «strike» (except for when it does—apparently, there are some speakers who don’t use the «official», disyllabic pronunciation for the brand).
«Nike» is from a Greek word-form, unlike «bike» and «strike»
To answer the question about why: «bike» and «strike» are spelled with the «silent e» that in present-day English is used to indicate a «long vowel» pronunciation. («Bike» is an oddly formed shortening of «bicycle», coined fairly recently; «strike» comes from an Old English verb that had long /iː/.)
The «e» in Nike serves a different function: as Kate Bunting mentioned, this word is derived from Greek νίκη/Νίκη, meaning «victory/Victory (capitalized when used to refer to the goddess personifying the idea of victory)». The letter «e» in English «Nike» is a transliteration of the Greek letter η (eta).
The «traditional» English pronunciation of Latin and Greek
The Great Vowel Shift established a «traditional English pronunciation of Latin» (also used for Greek words) that continued to be used as a system for some time
There exists a tradition of pronouncing Latin words in English with certain characteristically English vowel qualities, and a tradition of pronouncing Greek words as if they were Latin words. Janus Bahs Jacquet referenced the Great Vowel Shift in a comment; this tradition did originate from this sound change, but my understanding is that not all words pronounced according to this tradition were actually taken into English before the Great Vowel Shift (which according to Wikipedia is thought to have occured approximately between 1400 and 1600).
It became an established convention for pronouncing all Latin and Greek words used in English, including words that were borrowed at some point after the Great Vowel Shift (although alternative systems have also existed alongside this system for a long time).
In the traditional English pronunciation of Latin, word-final «-e» is pronounced like the «-y» in «happy»
Word-final «e» in the traditional English pronunciation of Latin and Greek is typically pronounced with the same vowel as the word «happy«; sometimes represented in the IPA as /i/. I’m not totally sure of the history of this pronunciation (in traditional British «Received Pronunciation», this is not quite the same vowel as «long e»; it’s instead considered to be the same vowel as «short i»). But it applies to Greek names ending in «e» like Nike, Calliope etc. the same as it applies to Latin words like simile, sine or carpe.
(There actually has been a tendency for word-final «e» to be reinterpreted as «silent e» in a number of words or phrases from Latin, such as «vice versa», «bona fide» and «rationale«. However, as far as I know, this kind of reinterpretation has not yet come to be considered standard for the name «Nike».)
Alternative pronunciations exist for some words from Latin and Greek, but not for Nike as far as I know
The «traditional English pronunciation of Latin» (and Greek) is also why the i in «Nike» is pronounced as an English «long i» (IPA /aɪ/). The i’s in via and viva are sometimes pronounced the same way. A competing «restored» or Continental-European-style pronunciation uses the English «long e»/»ee» sound (IPA /iː/). The restored pronunciation and English-style pronunciation have competed for a while; I forget exactly when the English-style pronunciation stopped being used in Latin pedagody in England. (It seems to have occured before 1920: John Sargeaunt’s description published that year of The Pronunciation of English Words derived from the Latin says «This pronunciation is now out of fashion».)
But I have never heard of /niːki(ː)/, /niːkeɪ/ or /niːkɛ/ being a common pronuncation in present-day English. The pronunciation of a vowel in a word from Greek or Latin according to one pronunciation system or the other is often inconsistent and hard to explain; e.g. restored /ɑː/ is almost always used nowadays in the word «drama», but fairly rarely used in the word «data» (a word that also shows variation, apparently especially in American English, between a pronunciation with English «long a»—which is what would be regular according to the «traditional» system—and one with English «short a»).
The only alternative that seems to exist is the spelling-pronunciation /naɪk/ mentioned in the first sentence and in the comments above.
(The name «Irene», as Kate Bunting mentioned, also comes from a Greek form ending in η. The pronunciation ending in /n/ might be a spelling pronunciation; I think I have also read an alternative explanation of it as possibly being influenced by the pronunciation of the French form Irène. Final vowels in Latin/Greek words correspond to «mute e» a bit more often in French than in present-day English; another similar example is the word systole, from Ancient Greek συστολή, where the final «e» is mute in French but not in standard present-day English.)
History of the transliteration «Nike»: my amateur findings
I’m confident that «Nike» is pronounced /ˈnaɪki/ in accordance with the «traditional English pronunciation of Latin», but as I mentioned, I am less certain about when this pronunciation became established, since the earliest use of «Nike» in English that the Oxford English Dictionary (OED) records is from 1846:
T. S. Carr Man[ual of] Classical Mythol[ogy] xvi. 144 Nike..or ‘Victory’, was the daughter of Pallas & Styx, and was greatly honoured by the Greeks… Sometimes she is repersented as borne in the hand of Minerva.
Actually, looking through Google Books there seem to be at least a few somewhat older examples:
-
1842, The Penny Cyclopaedia of the Society for the Diffusion of Useful Knowledge:
..and that dedicated to Nike Apteros, or Wingless Victory.
And there is a slightly older example of «NIKE» being used as the transliteration of the word in reference to the concept of victory, rather than the goddess:
-
1827-8, The Botanic Garden:
A Greek etymology has been given to it [the name Veronica] from PHERO, to bear ; and NIKE, victory
The 19th century may seem a bit late for the first recorded occurences in English of a name that dates back to antiquity. My guess is that it may have been more common in the past to simply spell the word/name in the Greek alphabet, which used to be more commonly used in scholarly works in English than it is presently. And rather than giving a transliteration of the Greek, a translation as «victory/Victory» or a Latin translation «victoria/Victoria» might be given alongside (or simply instead of) the Greek-alphabet spelling.
Some examples of «Νίκη/ΝΙΚΗ» being used without transliteration in English texts from before the 1840s:
-
1813, The Monthly Magazine, «M. Fauvel’s Letters from Athens»:
On the car is written ΧΡΥΣΟΣ; on the victorious Genius ΝΙΚΗ, and on the third one ΠΛΟΤΟΣ.
-
1819: Pantologia: A New Cabinet Cyclopaedia…:
VICTORIA, one of the deities of the Romans, called by the Greeks νικη, supposed to be the daughter of Titian and Styx.
-
1823: «Universal Technological Dictionary», George Crabb:
…this æra is marked on coins with the inscription ΕΤΟΥΣ ΝΙΚΗ, i. e. the year of victory.
«Nice»: an alternative transliteration that I don’t think has been used much
A transliteration more along the lines of conventional Classical Latin adaptation of Greek loanwords into Latin would use C instead of K, resulting in «Nice» (compare «cinematic» and «kinematic» for a similar example of variation that is actually lexicalized). The regular pronunciation of this would be /ˈnaɪsi/, although I guess it’s impossible to know for sure how people actually intended for it to be pronounced (some people apparently pronounce «encephalitis» with a /k/ sound, despite the spelling).
It’s been hard for me to find evidence of «Nice» being used to refer to the Greek goddess of victory, because it has certain homographs that are more common: the adjective «nice», the French place-name «Nice»—which interestingly enough actually is derived from Greek νίκη—and the place name «Nice» that was used in the past to refer to the ancient city of Nic(a)ea in Anatolia, location of the Christian ecumenical council called the «First Council of Nicaea» or «First Council of Nice».
But «Nice» is used in at least one source as a transliteration of the name of this goddess:
-
1826: A Classical Dictionary: Containing a Copious Account of All the Proper Names Mentioned in Antient Authors…, by John Lemprière:
VICTORIA, one of the deities of the Romans, called by the Greeks Nice, supposed to be the daughter of the giant Pallas, or of Titian and Styx.
As you can see, it appears to be a revised version of the 1819 Pantalogia entry that used «νικη».
The transliteration «Nice» for the name of a mythological human woman, and for the non-personified concept of victory, seems to occur in Bell’s New Pantheon (1790) and in A Dictionary of Polite Literature, Or, Fabulous History of the Heathen Gods (1804):
NICE. Daughter of Thespius.
NICE MARATHONI. A Grecian anniversary observed by Athenians upon the 6th of Boedromion, in memory of that famous victory which Miltiades obtained over the Persians at Marathon.
The related name «Berenice» is often spelled with «c», as is the derived name «Bernice» and the probably-derived name «Veronica».
The transliteration «Nike» is also used in German, and has been for some time
As DavePhD pointed out in a comment, it is possible to find the transliteration «Nike» in use in German texts from before 1846:
This 1814 German Mythology and Religion dictionary has a big entry for «Nike» Wörterbuch der altklassischen Mythologie und Religion (etc.)
– DavePhD
Another example of «Nike» used in German can be seen in the following text from 1841: Nike in Hellenischen Vasenbildern; eine archaeologische Untersuchung, by Georg Rathgeber.
This makes me wonder if the use of the spelling «Nike» in German scholarly works might have had some influence on the use of «k» rather than «c» in this name in present-day English. It seems at least possible to me, but I don’t know how plausible it is.
Благодаря громким рекламным кампаниям и стильному дизайну сегодня Nike занимает заметное место в обувной индустрии. Однако за брендом, который представляли Леброн Джеймс, Тайгер Вудс и Майкл Джордан, стоит большая история. И начиналась она с обычного бегуна, который стремился улучшить систему производства обуви, и его тренера, увлеченного взаимосвязью между скоростью и дизайном.
Рассказываем, с чего все начиналось и как развивалась история известного бренда.
Содержание
- Создатели бренда Nike
- C чего все начиналось?
- Первые успехи
- Спортивные звезды Nike
- Nike Air
- Nike & Jordan
- Начало строительства империи Nike
- Приоритеты Nike
Создатели бренда Nike
В 1964 году Билл Бауэрман и Фил Найт основали бренд Blue Ribbon Sports, который впоследствии превратился в обувного гиганта Nike. Бауэрман был поклонником легкой атлетики и тренером в Орегонском университете. Найт занимался бегом и присоединился к команде Бауэрмана.
Будущие основатели считали, что технологию производства обуви можно улучшить. Бауэрман стремился разработать безопасные, удобные и доступные кроссовки, которые помогут улучшить показатели его спортсменов. Он предложил Найту кастомизировать его обувь по собственному дизайну, и тот принял предложение.
История гласит: кроссовки оказались настолько удобны, что другой член команды Отис Дэвис забрал их себе и выиграл в них золото в 400-метровом забеге на Олимпийских играх 1960 года. Дэвис до сих пор настаивает на том, что Бауэрман сделал эту модель лично для него.
C чего все начиналось?
После окончания Орегонского университета Найт обучался по программе MBA в Стэнфордском университете. В этот период он написал статью о том, что текущий центр производства кроссовок в Германии можно переместить в Японию, где рабочая сила обходится дешевле. Найт утверждал, что такая обувь сможет конкурировать с популярными брендами того времени.
В 1962 году Найт получил степень MBA и отправился в Японию, где смог проверить предложенную им теорию. Он заключил сделку с группой японских бизнесменов из компании Tiger на поставку популярной в стране обуви в США.
Найт предложил свою идею нескольким инвесторам, но в конечном итоге был вынужден запускать проект самостоятельно. Он обратился к своему давнему тренеру Бауэрману, который и убедил его, что партнерство будет выгодно для них обоих. Итак, 25 января 1965 года появилась новая компания Blue Ribbon Sports в Юджине, Орегон.
После основания Blue Ribbon Sports Найт начал продавать импортированную обувь прямо из багажника своей машины. Вскоре стало ясно: более дешевые, но высококачественные альтернативы Adidas и Puma, доминирующим в то время на рынке, определенно пользуются спросом.
Первые успехи
В 1965 году Бауэрман предложил компании Tiger новый дизайн кроссовок. Благодаря комфортной и прочной подошве он предоставлял улучшенную поддержку во время бега. Новые кроссовки, получившие название Tiger Cortez, появились на рынке в 1967 году и приобрели мгновенную популярность.
Однако примерно в то же время между Blue Ribbon Sport и Tiger возник конфликт.
- Найт утверждал, что японская компания пыталась прекратить сотрудничество с Blue Ribbon Sport и разрушить компанию.
- Tiger обвиняла Blue Ribbon Sports в продаже собственной версии Tiger Cortez под новой линией обуви Nike.
В 1971 году они официально прекратили сотрудничество, после чего Tiger подала в суд на Blue Ribbon Sports. Судья постановил, что обе компании могут продавать собственные версии модели Tiger Cortez. В результате эти кроссовки, названные Nike Cortez и Tiger Corsair, стали самыми продаваемыми у двух разных производителей обуви. Сейчас Tiger Corsair продаются под новым спортивным брендом Tiger — Asics.
Прекратив сотрудничество с Tiger, Blue Ribbon Sports превратилась в Nike. Изначально Найт хотел переименовать компанию в Dimension 6. Однако Джефф Джонсон, первый сотрудник Blue Ribbon Sports, предложил назвать ее в честь греческой богини победы Ники (Nike) после того, как увидел ее во сне.
Новый бренд нуждался в логотипе, поэтому Бауэрман и Найт обратились к Кэролин Дэвис, студентке факультета дизайна из Университета штата Орегон в Портленде. Найт выбрал дизайн с галочкой без особого энтузиазма, рассчитывая, что привыкнет к нему со временем. Дэвис получала $2 в час и заработала в общей сложности $35 за создание логотипа. В 1983 году Найт, по-видимому изменивший свое мнение о нем, подарил ей 500 акций компании.
Новый бренд Nike появился 30 мая 1971 года и продолжил успех Blue Ribbon Sports благодаря модели Tiger Cortez и инновационному дизайну подошвы Waffle. Идея ее создания пришла Бауэрману во время завтрака: он обдумывал способы придать кроссовкам большее сцепление и вдруг обратил внимание на борозды в вафлях, которые приготовила ему жена.
Фото: kudryavtsev dmitriy / Shutterstock
Эти кроссовки принесли Nike огромный успех, который продолжили и другие модели. В первые годы компания продолжала уверенно расти, а в 1980 году вышла на IPO. После этого Найт превратился в миллионера, владеющего акциями стоимостью $178 млн.
Популярности Nike способствовали и продуманные рекламные компании. Самая известная из них — Just Do It 1988 года, которая, предположительно, была вдохновлена последними словами американского преступника Гэри Гилмора перед расстрелом (Let’s do it).
Спортивные звезды Nike
Nike сотрудничала со многими известными личностями, в том числе с баскетболистом Майклом Джорданом и гольфистом Тайгером Вудсом. За последние два десятилетия в рекламных роликах бренда появлялись и такие спортивные звезды, как теннисистка Серена Уильямс и всемирно известные футболисты Роналду и Неймар.
Однако универсальные товары Nike подвигали не только спортсмены, но и артисты. Рэперы Кендрик Ламар и Трэвис Скотт разработали собственные модели, а Дрейк даже выпустил свою коллекцию.
Nike Air
В сотрудничестве с авиационным инженером Фрэнком Руди Nike начала инвестировать в создание воздушных амортизаторов и разработала методы улавливания воздуха, позволяющие повысить легкость и удобство обуви. Так в 1979 году на рынок вышла модель Nike Tailwind.
Фото: David Peperkamp / Shutterstock
Технология Nike Air вскоре начала использоваться в обуви для различных видов спорта. В 1982 году была создана линейка Nike Air Force, а в 1987 году — Nike Air Max. С тех пор коллекции Nike Air прочно вошли в повседневную моду и регулярно обновляются. Теперь их носят не только звезды спорта — на знаменитых подошвах передвигаются люди по всему миру.
Nike & Jordan
В 1984 году Nike заключила один из своих самых успешных контрактов с Майклом Джорданом. Ранее баскетболист никогда не носил кроссовки бренда и надеялся на сотрудничество с Adidas. Однако он все же согласился работать с Nike, которая пообещала будущей звезде $500 тысяч в течение пяти лет, два автомобиля Mercedes и совместную разработку модели кроссовок.
Джордан был знаменит своими высокими прыжками во время игр, а Nike в то время активно продвигала «воздушные подошвы». В результате появились линия Air Jordans.
Фото: Joseph GTK / Shutterstock
Сделка принесла Nike оглушительный успех: Джордан быстро превратился в суперзвезду, а продажи Air Jordans составили более $100 млн к концу 1985 года. На сегодняшний день это одна из самых популярных линий Nike, а логотип Jumpman с зависшим в прыжке Майклом Джорданом известен практически каждому.
Начало строительства империи Nike
В 1990-х и 2000-х годах Nike начала расширять свою продуктовую линейку и выпускать одежду и оборудование для футбола, гольфа и других видов спорта. Сегодня галочку бренда можно увидеть повсюду — от спортивных костюмов до повседневной одежды, фитнес-технологий и, конечно же, спортивной обуви.
В 2003 году компания подписала контракт с Леброном Джеймсом и Коби Брайантом, а в 2008 году с бейсболистом Дереком Джитером. В 2012 году бренд становится официальным поставщиком одежды для Национальной футбольной лиги США, а в 2015 году — Национальной баскетбольной ассоциации США и Канады.
Помимо этого Nike также поглотила несколько небольших компаний. Среди них: Converse, приобретенная в 2003 году за $309 млн, и Hurley International, которая находилась во владении Nike с 2002 по 2019 года, а затем была продана альянсу Bluestar Alliance LLC.
Приоритеты Nike
Успех Nike стал результатом постоянного внедрения инноваций и своевременных инвестиций, благодаря которым бренд ежегодно получает сотни миллионов долларов.
Согласно официальному сайту, на данный момент компания придерживается трех основных приоритетов.
- Люди: обеспечение разнообразия, равенства и инклюзивности, ответственный выбор поставщиков и формирование сообщества.
- Планета: сокращение выбросов углерода, отходов и потребления воды, а также эффективное использование химических веществ.
- Дети: в рамках программы Made to Play компания стремится предоставить больше возможностей для занятий спортом всем представителям молодого поколения.
Сегодня Nike объединяет огромное сообщество поклонников, продолжает развиваться и, вероятно, сохранит свой успех еще на долгие годы.
В статье использованы материалы следующих источников:
Thestreet.com
Didyouknowfashion.com
Thrifted.com
Purpose.nike.com
Nike, Inc. | |
Тип |
Публичная компания |
---|---|
Листинг на бирже |
NYSE: NKE |
Год основания |
1964 |
Расположение |
США: Бивертон (Орегон) |
Ключевые фигуры |
Марк Паркер (президент), |
Отрасль |
Производство спортивных товаров |
Продукция |
Одежда, обувь, аксессуары |
Оборот |
▲ $20,86 млрд (2011 год)[1] |
Операционная прибыль |
▲ $2,85 млрд (2011 год)[1] |
Чистая прибыль |
▲ $2,13 млрд (2011 год)[1] |
Число сотрудников |
▲ 38 тыс. (2011 год)[2] |
Сайт |
www.nike.com |
Nike, Inc. (МФА [‘naɪkɪ][3], рус. /на́йки/) — американская компания, всемирно известный производитель спортивной одежды и обуви. Штаб-квартира — в городе Бивертон (штат Орегон). По мнению аналитиков, на долю компании Nike приходится почти 95 % рынка баскетбольной обуви в США[4]. В 2008 году в компании было занято более 30000 человек по всему миру. Бренд оценивается в $ 10,7 млрд и является самой ценной торговой маркой в спортивной индустрии[5][6].
Компания была основана 25 января 1964 года под названием Blue Ribbon Sports, и официально стала Nike, Inc 30 мая 1978 года. Nike продает свою продукцию под собственной торговой маркой, а также Nike Golf, Nike Pro, Nike+, Air Jordan, Nike Skateboarding и в том числе под дочерними брендами Cole Haan, Hurley International, Umbro и Converse. Nike также принадлежала Bauer Hockey (позже переименована Nike Bauer) в период между 1995 и 2008 годами[7]. В дополнение к производству одежды и оборудования, компания управляет розничными магазинами под названием Niketown. Nike является спонсором многих спортсменов и спортивных команд по всему миру.
Содержание
- 1 История
- 2 Руководство
- 3 Деятельность
- 3.1 Рекламная и спонсорская деятельность
- 3.2 Проблемы с правами человека
- 3.3 Nike в России
- 4 Swoosh (эмблема Nike)
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
История
Компания была основана в 1964 году студентом Филом Найтом[en], бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета, и его тренером Биллом Бауэрманом[en]. Сначала она носила название Blue Ribbon Sports и специализировалась на заказе кроссовок в азиатских странах и последующей продаже их на американском рынке. Вложив в дело по 500 долларов, Найт и Бауэрман заказали 300 пар кроссовок у японской компании Onitsuka Tiger (в настоящее время ASICS). Первый самостоятельно разработанный продукт компании — выпущенные в 1971 году кроссовки Nike с вафлеобразным дизайном подошвы, идею которого Бауэрман почерпнул у жены, точнее у её вафельницы. В 1978 году Blue Ribbon Sports была официально переименована в Nike, Inc.[8][9][10]
Название происходит от имени греческой богини победы Ники, а не от английского слова, которое бы читалось «найк»[11]. Незнание данного факта привело к широкому распространению в русскоязычной среде неправильной транскрипции «Найк», которая даже была использована в названии официального представителя компании в России[12].
3 марта 2008 года компания завершила приобретение 100 % акций Umbro Plc, производителя спортивной одежды и обуви, за 290,5 млн фунтов стерлингов[13].
Руководство
Председатель совета директоров — Фил Найт, генеральный директор (CEO) и президент — Марк Паркер, президент бренда Nike — Чарли Денсон, вице-президент и финансовый директор (CFO) — Дон Блэр[14].
Деятельность
Nike — один из крупнейших производителей спортивных товаров в мире. Продукция выпускается под марками Nike, Air Jordan, Total 90, Nike Golf, Team Starter и др. Также Nike контролирует компании, выпускающие товары под брендами Cole Haan, Converse, Umbro, и Hurley International.
Кроссовки Nike AirMax
Рекламная и спонсорская деятельность
Nike — один из важнейших рекламодателей, делающий упор на телерекламу с участием таких мировых звёзд как Андрей Шевченко, Роналдиньо, Мария Шарапова, Роджер Федерер, Криштиану Роналду, Рафаэль Надаль, Уэйн Руни, Златан Ибрагимович, Фернандо Торрес, Леброн Джеймс, Амаре Стадемайр, Блейк Гриффин, Андре Игуодала, Коби Брайант, Стив Нэш, Пол Пирс, Дирк Новицки, По Газоль, Франк Рибери, Флоран Малуда, Мирослав Клозе, Майкл Джордан, Эминем, Ван дер Варт, Алессандро Дель Пьеро, Андрей Аршавин, Андрес Иньеста, Херард Пике и др. Также Nike широко известна своими крупными спонсорскими контрактами с известными спортсменами и спортивными командами, особенно в сфере футбола. Контракты с Nike подписаны у таких футбольных клубов как Манчестер Юнайтед, Арсенал, Ювентус, Барселона, Интер, Зенит, Шахтёр, Днепр, Спартак, у бразильской, хорватской, нидерландской, португальской, сербской, турецкой, бельгийской, словенской, южнокорейской, американской, австралийской, новозеландской, албанской, польской, эстонской, французской национальных футбольных сборных.
Также Nike выступала в роли спонсора чемпионата Англии (Премьер-лиги), чемпионата Италии по футболу (Seria A), чемпионата Испании по футболу (La Liga).
Проблемы с правами человека
Nike была подвергнута критике за заключение контрактов с заводами в таких странах, как Китай, Вьетнам, Индонезия и Мексика. Группа активистов Vietnam Labor Watch зафиксировала, что заводы, с которыми сотрудничала Nike, нарушали законы Вьетнама о минимальной заработной плате и оплате сверхурочных ещё в конце 1996 года, хотя компания Nike утверждает, что отказалась от подобной практики.[15] Компания стала предметом многочисленной критики из-за плохих условий труда и дешевой рабочей силы, эксплуатируемой за границей в зонах свободной торговли, где, в основном, и производится продукция компании. Одним из источников критики являются книга канадской журналистки Наоми Кляйн «No Logo. Люди против брендов», и несколько документальных фильмов Майкла Мура.
Nike в России
С 1993 года эксклюзивным дистрибьютором Nike на российском рынке была компания «Делта-Спорт», но в 2003 году Nike решила учредить свою дочернюю компанию ООО «Найк» для самостоятельного продвижения бренда на рынке[16], которая по настоящий момент является официальным дистрибьютором и уполномоченным импортёром компании[12].
Swoosh (эмблема Nike)
Основная статья: Свуш
Всемирно известный «росчерк» (имитирующий крыло богини Ники) Nike был разработан студенткой-дизайнером Портлендского университета Кэролин Дэвидсон в 1971 году, за что она получила гонорар в $35. Эта эмблема крайне быстро стала широко узнаваемой, а Nike стал одним из самых известных в мире брендов. В знак признательности в 1983 году председатель совета директоров Nike Фил Найт вручил Дэвидсон золотое кольцо с «росчерком» и акции компании (сумма не разглашается)[17].
Примечания
- ↑ 1 2 3 NIKE, Inc. Reports Fiscal 2011 Fourth Quarter and Full Year Results (англ.)
- ↑ Annual report 10-K for 2011 (англ.)
- ↑ How to pronounce Nike — inogolo.
- ↑ Кроссовки LeBron X будут продаваться за $ 180
- ↑ Sage, Alexandria. Nike profit up but shares tumble on U.S. concerns (June 26, 2008). Проверено 10 июля 2008. (англ.)
- ↑ Schwartz, Peter. The World’s Top Sports Brands (February 3, 2010). Проверено 4 июня 2012. (англ.)
- ↑ Nike sells Bauer Hockey for $200 Million. The Sports Network (February 21, 2008). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2008. Проверено 2 июня 2008. (англ.)
- ↑ Nikebiz : Company Overview : History : 1950s (англ.)
- ↑ Nikebiz : Company Overview : History : 1960s (англ.)
- ↑ Nikebiz : Company Overview : History : 1970s (англ.)
- ↑ Nikebiz : Company Overview — Nike Facts (англ.)
- ↑ 1 2 ПИСЬМО ФТС РФ от 03.12.2009 N 14-42/58020
- ↑ Nike 2008 Annual Report : 10-K, p. 33 (англ.)
- ↑ Nike Biz : Company Overview : Executives (англ.)
- ↑ Nike Labor Practices in Vietnam(недоступная ссылка)
- ↑ Nike 2004 Annual Report, p. 3
- ↑ Лев Синебрюхов. Фил Найт сделал это // Известия. Ру, 26 ноября 2004
Ссылки
Nike на Викискладе? |
- Официальный сайт компании