Как пишется буква ч прописными буквами

Александр Мещеряков
Прописи

04 янв 2019

Пропись буква Ч

Пропись буква «Ч, ч»

Перед тем, как ваш малыш пойдет в школу, необходимо подготовить его к письму. В начальных классах он должен правильно и уверенно держать ручку и писать ровные, красивые буквы. В подготовке к правописанию вам помогут прописи.

Прописи — это образцы каллиграфического написания букв русского алфавита для детей. Сначала ребёнок учится писать отдельные элементы букв, а затем уже и сами буквы.

На картинках, которые вы можете распечатать, представлены заглавные буквы и строчные. Буква разделена на элементы для более удобного изучения написания.

Как пользоваться прописью

Для начала мы рекомендуем соединять пунктирные линии отдельных элементов буквы, чтобы приобрести навыки мелкой моторики, которые в дальнейшем помогут в написании самой буквы «Ч, ч». После этого предложите ребёнку написать несколько раз уже целую букву «Ч» с помощью пунктирных линий. Последний этап изучения написания — это написание буквы самостоятельно, без вспомогательных пунктиров. Попросите ребёнка написать букву в тетради. Будет правильно, если перед его глазами будет находится образец написания буквы «Ч, ч». Благодаря этому, первое время ребенок сможет подглядывать как правильно писать буквы. Позже убирайте шпаргалку, чтобы он писал буквы по памяти.

На этой странице представлена пропись с буквой «Ч» заглавной и «ч» строчной.

Пропись для детей буква Ч

Пропись буква «Ч, ч» русский алфавит
Пропись для ребёнка буква Ч
Пропись буква «Ч, ч» русский язык
Пропись буква Ч
Пропись буква «Ч, ч»
Пропись буква Ч
Пропись буква «Ч, ч»
Пропись буква Ч
Пропись буква «Ч, ч»
Обведи букву Ч
Обведи букву «Ч» по точкам

Обновлено: 18 июль 2022

Просмотров: 27227

Прописная и строчная буква – это буквы, ежедневно используемые для письма. Первая — это заглавная буква (большая), а вторая меньше ее по размеру (маленькая).

Немного истории

Изначально при письме использовались только заглавные буквы, у которых границы (верхние и нижние) были четко определены. Со временем скоропись развивалась, буквы приобретали более округлую форму. Так возникли основы так называемого минускульного письма Каролингов, которое было разработано ученым Алкуином. Использовали его при дворе Карла Великого, а со временем распространилось это письмо по всей Европе. Вот так впервые единый текст стал содержать строчные и заглавные буквы.

Прописные и строчные буквы

Употребление прописных и строчных букв является одной из наиболее сложных проблем современного русского правописания. Постоянное изменение реалий влечет за собой смену написания этих букв. Поэтому необходимо постоянно штудировать новые издания справочников и словарей, которые в обязательном порядке должны отражать подобные нововведения.

Но, несмотря на это, существуют основные принципы употребления прописных и строчных букв. Они помогают разобраться в написании больших и маленьких букв, даже если какое-то слово в словаре отсутствует.

Правила употребления прописной буквы

С заглавной буквы пишутся:

Правила употребления строчной буквы

Строчная буква пишется, если она является составляющей:

  • артиклей, предлогов, частиц в западноевропейских названиях и собственных именах (Людвиг ванн Бетховен);
  • личных имен, которые преследуют цель иронической или отрицательной оценки (новоявленные лужины);
  • существительных, образованных от фамилий и личных имен (обломовщина);
  • составных частей тюркских и арабских имен, которые указывают на родственные отношения или социальное положение (аль, заде, бек, ага);
  • названий единиц измерения, которые были даны по имени ученого (ампер);
  • слов земля, луна, солнце, которые не выступают астрономическими названиями;
  • имен прилагательных, содержащих суффикс -ск-
    , обозначающих принадлежность, образованных от собственных имен (чеховские страницы);
  • наименований званий и должностей (заместитель министра, мэр);
  • аббревиатур, образованных от нарицательных наименований (вуз – высшее учебное заведение).

Также строчная буква пишется в названиях:

  • геологических эпох и периодов, археологических культур и эпох (мезозойская эра);
  • должностей и титулов, международных организаций, а также высших зарубежных выборных учреждений (император Японии, генерал-майор, посол);
  • органов власти множественного числа (министерства России);
  • пород животных (собака кеесхонд);
  • учреждений, названия которых не являются собственными именами (школа №592).

Принципы употребления строчных и заглавных букв

Изучив вышеизложенные правила, можно выделить основные принципы, на основе которых употребляются строчные и прописные буквы. Итак:

  • Выделение конкретных отрезков предложений (текста) – синтаксический принцип.
  • Выделение определенных слов в тексте:

1) Строчная буква пишется в нарицательных именах, прописная – в именах собственных – морфологический принцип.

2) Прописная буква пишется в именах нарицательных, наделенных особой символикой или патетикой (Человек, Отчизна), в названиях праздников (Новый год, День Победы) – семантический принцип.

3) Прописная буква употребляется в аббревиатурах, составленных из первых букв.

Необходимо различать

Как уже говорилось, строчная буква пишется в именах прилагательных, которые содержат суффикс -ск-
, обозначающих принадлежность и образованных от собственных имен. Поэтому «пушкинская проза» пишется с маленькой буквы. Но притяжательные прилагательные с суффиксом -ск-
, имеющие значение имени в честь чьей-то памяти, пишутся с заглавной букв. Например, «Ломоносовские чтения».

Word: строчные и заглавные буквы

В связи со стремительным развитием информационных технологий, широкую популярность получила программа Microsoft Office Word, которая практически незаменима в трудовом и учебном процессе. Но мало кто знает, как сделать строчные буквы из заглавных и наоборот одним нажатием определенных клавиш.

Итак, напишем заглавными буквами следующий текст:

«СТРОЧНЫЕ БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА».

Теперь необходимо выделить текст и нажать клавиши Schift и F3 одновременно. После этого у нас получится:

После повторного нажатия сочетания этих клавиш получим следующее:

«Строчные Буквы Русского Алфавита».

И чтобы вернуться к исходному тексту, необходимо еще раз нажать Schift+F3.

Строчные буквы это:

Строчные буквы О форме письма строчными буквами см. минускул
.

Строчны́е буквы
— буквы, размер которых меньше прописных. Используются в европейских алфавитах (греческих, латинских, кириллических и армянских). Например, буква „а“ — строчная, а буква „А“ — заглавная (прописная).

Первоначально при письме пользовались исключительно заглавными буквами, имеющими чётко определённые верхние и нижние границы. С развитием скорописи, форма букв становилась более округлой, результатом чего явилась, например, и такая форма письма как унциал.

В свою очередь, возникли основы минускульного письма Каролингов, разработанного Алкуином, для использования при дворе Карла Великого, которое быстро распространилось по всей Европе. При этом впервые стали смешивать заглавные и строчные буквы в единый текст.

См. также

  • Минускул
  • Заглавные буквы

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Алфавиты
  • Орфография
  • Типографика

Объясните пожалуйста, какие буквы называются прописными, какие заглавными, а какие строчными?

Любчик

прописные (заглавные) -большие. строчные- мелкие
Прописные Буквы (заглавные) , буквы, отличающиеся от строчных высотой, а иногда и начертанием (например, русские «А», «Б», «Г»; лат. G, Q, R). С прописной буквы пишут первое слово в начале предложения, имена собственные, различные заголовки. В немецкой письменности с прописной буквы пишутся все имена существительные, в английской они употребляются в начале каждого полнозначного слова в заголовках. Прописные буквы входят в состав алфавитных систем письма, построенных на русской и латинской графической основах, а также в состав греческого, грузинского и армянского алфавитов. В заглавиях, после точек для выделения разделов текста, в собственных именах прописные буквы начали применяться в латинском алфавите с 15 века, в русском — с 16 века; инициалы во всех славянских и русских рукописных книгах всегда орнаментально выделялись.
Строчные Буквы, буквы обычных размеров и начертаний, противопоставленные прописным буквам в современных письменностях на латинской, кириллической, греческой и армянской графической основе. Противопоставление строчных букв прописным восходит к противопоставлению обычных бука шрифта и инициалов (в латинопишущих странах — в 11 -15 вв.) . В русском кириллическом письме система прописных и строчных букв введена в начале 18 века (см. Гражданский шрифт) . В отличие от прописных букв, в основном ориентированных на форму латинского капитального письма и других античных монументальных шрифтов, строчные буквы продолжают традицию средневекового минускульного письма курсивного происхождения (а также рукописных шрифтов России и Армении) .
Большая Советская Энциклопедия

Как правильно называются большие и маленькие буквы?

Как называются большие буквы?

Как называются маленькие буквы?

Большие и маленькие буквы
в русской орфографии имеют свои названия.

С большой буквы обычно начинается предложение, например:

П
ришла весна. Я
рко светит теплое солнышко. П
тицы поют, а лягушки устроили свой концерт в пруду.

Большие буквы востребованы в написании имен собственных:

имен, фамилий, отчеств, прозвищ людей (Пётр Ильич Чайковский, Ричард Львиное Сердце);

различных географических названий (Москва, Балатон, Эверест, Дальний Восток);

названий учреждений, газет, журналов и пр. (Московский государственный университет, «Комсомольская правда», «Здоровье»).

В старину большую букву, которая начинала книгу или новый абзац, прописывали
, тщательно вырисовывали, от чего она получила название прописной
или заглавной
.

Маленькие буквы писались в строку, от чего они получили название строчных
.

Итак, большая буква называется прописной или заглавной, а маленькая буква называется строчной.

При написании слов, предложений или текста используются два вида букв — большие и маленькие
.

Как же правильно называются эти буквы?

Большие буквы

Мы используем их, когда начинаем новое предложение, пишем аббревиатуры, пишем собственные имена и др.

Правильное название этих букв — прописные или заглавные
.

А, Б, В, Г и др.

Маленькие буквы

В письменной речи они используются гораздо чаще, чем прописные. Если правила оформления текста не предусматривают написание больших букв, то используются маленькие.

Эти буквы называются строчные
.

а, б, в г и др.

Если возникают трудности при запоминании, то можно воспользоваться ассоциацией:

«строчные буквы» и «строки текста», написанные маленькими буквами.

Считают, что раньше при письме использовались только большие буквы, которые называются прописными. Они имели строгую форму и потому тщательно прописывались, без отступлений от оригинала. Со временем, писать стали быстрее, буквы утратили стройность и стандартность и появились маленькие буквы, которыми писать длинные тексты было конечно удобнее. Такие буквы назвали строчными, потому что из них состоят отдельные строки. В то же время прописные буквы сохранились, но стали использоваться как заглавные, то есть первые буквы предложения, имени, названия, а также для выделения важного фрагмента текста.

З в ё н к а

В разделе «Введение», предваряющем полный академический справочник по грамматике современного русского литературного языка (я взяла ту его редакцию, которая является действующей ныне, то есть на декабрь 2014-го года), о больших и маленьких буквах сказано так:

1.Прописные (большие, заглавные).

2.Строчные (малые).

Из этого я делаю вывод, что у каждого из написаний букв существуют несколько допустимых названий. Но:

1.
«Прописные» — это академическое название; «большие» — допустимое и распространённое; «заглавные» — допустимое, но менее желательное.

2.
«Строчные» — академическое название; «малые» — второе место по допустимости.

Буквы русского алфавита имеют два варианта написания, такие как Аа, Сс или Яя. Чаще всего они называются просто: большими и маленькими. На самом деле большие буквы называются прописными
, а маленькие — строчными
.

С прописных
или заглавных
букв мы начинаем каждое предложение, а также пишем имена, фамилии, географические названия, клички животных и т. п. Все остальные буквы в строке называются строчными
и они гораздо меньше по размеру своих прописных «собратьев».

Lubov181191

Правильно название большой буквы(которая пишется крупно)-ЗАГЛАВНАЯ, а маленькая — СТРОЧНАЯ. Этому учат с первого класса, а я как раз сейчас занимаюсь с первоклашкой, так что даю точнейший ответ Вам..

Большие буквы (А, Б, В, Г) называются прописными или заглавными.

С заглавной буквы всегда пишем новое предложение. Заглавные буквы используем при написании аббревиатуры. Также с заглавной буквы пишем имена, названия городов и т.д.

Маленькие буквы (а, б, в, г) называются строчными. Текст (печатный или рукописный) пишем строчными буквами, за исключением, где согласно правил надо писать заглавные буквы.

Большие буквы (или еще их называют заглавными буквами) правильно называются прописными буквами, а маленькие буквы правильно называются строчными буквами. Изначально в письме использовались только прописные буквы. Затем, при популяризации письма и появлении необходимости писать быстрее, появились строчные буквы, написание которых проще.

Действительно, очень часто можно услышать, при изучении программы в младших классах о названии букв. Вспоминая из уроков школьной программы по русскому языку, известно, что большие буквы русского алфавита называются заглавными, а маленькие — строчными.

Звездочка на небе

Маленьким детям нужно запомнить такие правила: заглавные буквы, с которых всегда начинается любое предложение, называются прописными. В тексте они выделяются большим размером. А маленькие буквы носят название строчных.

Еще со школьной скамьи все усвоили простое правило, что слово, начинающее предложение, всегда пишется с большой буквы. Но не только в этом случае использование прописных букв становится уместным.

Есть и другие случаи, в которых необходимо писать слово с большой буквы.

1. Безусловно, каждое новое предложение следует начинать с прописной (заглавной) буквы
, но есть и некоторые исключения.

Примечание 1.
В поэтических произведениях каждый стих начинается с большой буквы, независимо от того знака препинания, которым закончилась предыдущая строка:

Несчастная кошка порезала лапу —
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге —
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит! (Д. Хармс, «Удивительная кошка»)

Примечание 2.
Если в предложении используется многоточие, указывающее на прерывистость в речи, то после него следует писать слова с маленькой буквы:

  • А у меня на этой неделе… того…. сын помер. (А. Чехов)

Примечание 3.
Прописная буква не используется и в том случае, если после прямой речи, заканчивающейся любым знаком препинания, кроме точки, следуют слова автора:

  • — Тихо! Не кричи! – сказал он мне.
  • — Мейстер Крессен, к нам пришли, — произнес Пилос мягко, словно не желая вторгаться в мрачные думы старика. (Джордж Мартин, «Битва королей»)

2. Если в начале предложения стоит восклицание или междометие с восклицательным знаком, то после них предложение пишется с большой буквы.

Однако, если междометие с восклицательным знаком употреблено в середине предложения, тогда следующее за ним слово пишется со строчной буквы. Например:

  • Ах! Какая славная нынче погода!
  • Я хотела передвинуть вазу, а она ах! и упала!

3. После двоеточия следует заглавная буква только в тех случаях, если:

Задумавшись на минуту, брат ответил: «Нет»;

Примечание.
Однако если цитата вводится в предложение как его продолжение, в таком случае она начинается со строчной буквы.

4. С заглавной буквы всегда пишутся все имена собственные
, включая прозвища, названия географических объектов, городов, стран, рек, сел, республик, государств и т.д. также с большой буквы пишутся абсолютно все названия произведений, периодических изданий, передач, предприятий, магазинов, клубов, заведений разного рода и т.д. Однако, в отличие от первой группы имен собственных, вторые названия всегда заключаются в кавычки. Например:

  • Леонид Петрович, Никитина, Новосибирск, Обь, Плановый поселок, Шарик (кличка собаки), Плакса (прозвище человека), Мурка, Российская Федерация, Байкал, Телецкое озеро, республика Алтай, Альпы, Америка и т.д.;
  • газета «Труд», клуб «Отдых», передача «Пока все дома», фильм «Начало», картина «Девочка с персиками», магазин «Пятерочка», кафе «Райский сад» и т.д.

Примечание 1.
Имена людей, ранее бывшие индивидуальными, но в данном контексте употребляемые с оттенком презрения в качестве родового понятия, пишутся с маленькой буквы, например: иуды современного мира.

Примечание 2.
Названия предметов или явлений, которые произошли от имен собственных, пишутся со строчной буквы.

Примечание 3.
Титулы, звания, должности, — все это пишется с маленькой буквы: академик Королев, генерал Иванов, граф Нулин.

Примечание 4.
Однако наименования высших почетных должностей пишутся с заглавных букв: Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров СССР, Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза.

5. С большой буквы пишутся следующие группы имен прилагательных:

а) Являющиеся именами притяжательными и обозначающие принадлежность конкретной вещи конкретному лицу:

  • Ванина сумка, Далев словарь.

б) Равные по смыслу выражению «памяти такого-то», «в честь такого-то», «имени такого-то»:

  • Пушкинские чтения.

Примечание 1.
Со строчной буквы пишутся:

а) притяжательные прилагательные, не имеющее полноценного значения принадлежности:

  • лермонтовский стиль, суворовская тактика, рентгеновский кабинет и т.д.

б) притяжательные прилагательные, обозначающие полноценную принадлежность. Но имеющие в своем составе суффиксы «-овск-», «-евск-», «-инск-»:

  • толстовская усадьба, тургеневские «Отцы и дети» и т.д.

Примечание 2.
Наречия, образованные от имен собственных людей, всегда пишутся с большой буквы.

6. С большой буквы пишутся прилагательные, входящие в состав индивидуальных названий географических объектов
, в следующих случаях:

а) Если они входят в состав сложных географических наименований: Новосибирская область;

б) Если они присоединяются к имени человека в качестве прозвища: Дмитрий Донской, Александр Невский.

7. Название исторических эпох и периодов, событий и явлений, документов и бумаг, произведений искусства и иных материальных памятников культуры
пишутся с большой буквы.

Сюда относятся следующие группы:

а) Существительные, ставшие именами собственными: Октябрь, Возрождение, Ренессанс, Депрессия,

б) Сочетания имени прилагательного с существительным: Петрова реформа, Николаев указ, Версальский мир, Лаврентьевская летопись.

в) Любые иные сочетания имен существительных и прилагательных.

8. С заглавной буквы пишутся названия государственных праздников и знаменательных дат.
Однако, названия религиозных праздников и постов всех религий пишутся со строчной буквы.

9. Все слова в названиях верховных организаций и учреждений СССР пишутся с большой буквы
, кроме служебных слов и слова «партия». Например:

  • Коммунистическая партия Советского Союза.
  • Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза.
  • Президиум ЦК КПСС.
  • Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи.
  • Верховный Совет СССР (РСФСР, УССР и других республик).
  • Совет Союза.
  • Совет Национальностей.
  • Совет Министров СССР (РСФСР, УССР и других республик).
  • Верховный Суд СССР.
  • Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов.

Примечание.
С заглавной буквы также пишутся все слова в названиях международных организаций: Всемирный Совет Мира, Организация Объединенных Наций и т.д.

10. В названиях министерств и главных государственных аппаратов управления
с большой буквы пишутся только первое слово и входящие в их состав имена собственные. Это же правило касается и культурных организаций крупного масштаба:

  • Министерство иностранных дел.
  • Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике.
  • Академия наук СССР.
  • Главное издательское управление Министерства культуры СССР. В полных официальных названиях советских учреждений местного значения, высших учебных заведений, зрелищных предприятий, промышленных и торговых организаций и т. п. с заглавной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, например:
  • Совет депутатов трудящихся.
  • Ярославский областной исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся.
  • Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина.
  • Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
  • Русский народный хор имени Пятницкого.

Эти же правила касаются и названий зарубежных организаций и объединений подобного значения и масштаба.

11. Официальные названия партий пишутся с большой буквы
в том случае, если не начинаются на слово «партия»:

  • партия Земли, Коммунистическая партия Российской Федерации, партия Единство.

12. В особенном стилистическом контексте, в агитационных призывах и текстах
, в текстах с патриотическим содержанием такие слова как «родина», «человек», «свобода», «совесть», «равенство», «братство» и т.д. могут писаться с прописной буквы.

Первая буква книжной главы и нового предложения всегда особенно выделялась. Древние писцы придавали особое значение красивому оформлению текста, а особенно его началу. Именно поэтому первая буква выписывалась со всей тщательностью. О других особенностях применения и украшения заглавной литеры читайте в этой статье.

История выделения заглавных букв

Заглавная буква, или инициал — это элемент, с которого начинается текст. В древности его выделяли росписью. Он выписывался большим шрифтом, намного превосходившим размер основного текста.

Другое название данного элемента — буквица. Ее главная функция — привлечь читателя к тексту. Другое важное назначение — это эстетическая привлекательность написанного.

Одним из самых распространенных оформлений буквицы было изображение ее в виде дерева с кроной и переплетающимися ветвями. Роспись со временем менялась, так как в моду входили новые стили и шрифты.

История выделения начальных букв началась более полутора тысяч лет назад. Впервые инициалы были обнаружены в рукописи Вергилия. В книге каждая страница украшена буквицей, которая выполнена в виде мозаики из геометрических фигур.

Средневековая традиция повлияла на начертание и шрифты. Так, появилась тенденция к более вытянутому написанию букв, строгому угловатому стилю.

На сегодняшний день буквица — простой элемент украшения книжного издания. Она используется далеко не в каждой книге, в основном только в подарочных экземплярах. Это связано с высокими ценами на цветную печать, а также на услуги дизайнера.

Прописная и строчная буква — это буквы, ежедневно используемые для письма. Первая — это заглавная буква (большая), а вторая меньше ее по размеру (маленькая).

Немного истории

Изначально при письме использовались только у которых границы (верхние и нижние) были четко определены. Со временем скоропись развивалась, буквы приобретали более округлую форму. Так возникли основы так называемого минускульного письма Каролингов, которое было разработано ученым Алкуином. Использовали его при дворе Карла Великого, а со временем распространилось это письмо по всей Европе. Вот так впервые единый текст стал содержать строчные и заглавные буквы.

Прописные и строчные буквы

Употребление прописных и строчных букв является одной из наиболее сложных проблем современного русского правописания. Постоянное изменение реалий влечет за собой смену написания этих букв. Поэтому необходимо постоянно штудировать новые издания справочников и словарей, которые в обязательном порядке должны отражать подобные нововведения.

Но, несмотря на это, существуют основные принципы употребления прописных и строчных букв. Они помогают разобраться в написании больших и маленьких букв, даже если какое-то слово в словаре отсутствует.

Правила употребления прописной буквы

С заглавной буквы пишутся:

Правила употребления строчной буквы

Строчная буква пишется, если она является составляющей:

  • артиклей, предлогов, частиц в западноевропейских названиях и (Людвиг ванн Бетховен);
  • личных имен, которые преследуют цель иронической или отрицательной оценки (новоявленные лужины);
  • существительных, образованных от фамилий и личных имен (обломовщина);
  • составных частей тюркских и арабских имен, которые указывают на родственные отношения или социальное положение (аль, заде, бек, ага);
  • названий единиц измерения, которые были даны по имени ученого (ампер);
  • слов земля, луна, солнце, которые не выступают астрономическими названиями;
  • имен прилагательных, содержащих суффикс -ск-
    , обозначающих принадлежность, образованных от собственных имен (чеховские страницы);
  • наименований званий и должностей (заместитель министра, мэр);
  • аббревиатур, образованных от нарицательных наименований (вуз — высшее учебное заведение).

Также строчная буква пишется в названиях:

  • геологических эпох и периодов, археологических культур и эпох (мезозойская эра);
  • должностей и титулов, международных организаций, а также высших зарубежных выборных учреждений (император Японии, генерал-майор, посол);
  • органов власти множественного числа (министерства России);
  • пород животных (собака кеесхонд);
  • учреждений, названия которых не являются собственными именами (школа №592).

Принципы употребления строчных и заглавных букв

Изучив вышеизложенные правила, можно выделить основные принципы, на основе которых употребляются строчные и прописные буквы. Итак:

  • Выделение конкретных отрезков предложений (текста) — синтаксический принцип.
  • Выделение определенных слов в тексте:

1) Строчная буква пишется в прописная — в именах собственных — морфологический принцип.

2) Прописная буква пишется в именах нарицательных, наделенных особой символикой или патетикой (Человек, Отчизна), в названиях праздников (Новый год, День Победы) — семантический принцип.

3) Прописная буква употребляется в аббревиатурах, составленных из первых букв.

Необходимо различать

Как уже говорилось, строчная буква пишется в именах прилагательных, которые содержат суффикс -ск-
, обозначающих принадлежность и образованных от собственных имен. Поэтому «пушкинская проза» пишется с маленькой буквы. Но с суффиксом -ск-
, имеющие значение имени в честь чьей-то памяти, пишутся с заглавной букв. Например, «Ломоносовские чтения».

Word: строчные и заглавные буквы

В связи со стремительным развитием информационных технологий, широкую популярность получила программа Microsoft Office Word, которая практически незаменима в трудовом и учебном процессе. Но мало кто знает, как сделать строчные буквы из заглавных и наоборот одним нажатием определенных клавиш.

Итак, напишем заглавными буквами следующий текст:

«СТРОЧНЫЕ БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА».

Теперь необходимо выделить текст и нажать клавиши Schift и F3 одновременно. После этого у нас получится:

После повторного нажатия сочетания этих клавиш получим следующее:

«Строчные Буквы Русского Алфавита».

И чтобы вернуться к исходному тексту, необходимо еще раз нажать Schift+F3.

Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы — что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.

Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.

Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:

  • прописная – та, которая больше;
  • строчная – та, которая меньше по размеру.

А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.

Прописная

Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.

Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.

Прописные буквы в
тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами.
Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.

Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.

Строчная

Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.

Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.

Обратите внимание!
Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».

Основные отличия

Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.

Заключаются они в следующем:

  • Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
  • Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
  • Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.

Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.

Примеры

Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.

При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.

Правописание заглавных букв

В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.

Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:

  1. Имена, фамилии, отчества людей и составленные на их основе прилагательные. Например: Яблочкин Андрей Игоревич, Петькина машина.
  2. Клички животных и составленные от них прилагательные. Например: Тузик, Мурка, Кеша, Пушок, Тузиков ошейник.
  3. Географические объекты, места, названия (континентов, сторон света, стран, городов, деревень, сел, краев, республик, островов, морей, океанов, рек, озер). Например: Черное море, Балтийское, Атлантический океан, город Москва, материк Африка, поселок Янтарный, республика Адыгея.
  4. Названия фирм, компаний, магазинов, предприятий. Например: завод «Роствертол», магазин «Пятерочка», фирма обуви «Белвест».
  5. Названия великих исторических событий, важнейших документов (Первая мировая война, Петровская эпоха).
  6. Названия печатных изданий, произведений искусств, блюд (журнал «Мурзилка», газета «Московские ведомости», «Лунная соната», картина «Бурлаки на Волге», салат «Цезарь»).
  7. Названия министерств, важных государственных организаций (Министерство образования, Городская дума).
  8. Высокие, имеющие большую государственную значимость, должности (Президент, Королева).
  9. Первое слово названия праздников и важных событий (День рождения, Рождество, Пасха, День победы).
  10. Местоимение «Вы», когда требуется выражение особого уважения.
  11. Аббревиатуры – состоят полностью из заглавных значков (КПРФ, МЛМ, ЮФУ).

Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным,
пишутся строчные
начертания.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Важно!
Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Полезное видео: строчные русские буквы

Вывод

На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.

Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.

Пропись буква Ч скачать бесплатно

🐇 Пропись буква Ч можно скачать в zip архиве и распаковать. В папке содержится не менее 10 прописей на данную тему. Загрузите прописи одним файлом с нашего сайта.

После скачивания вы сможете распечатать изображения на принтере. Ниже представлен список из 5 первых картинок, которые находятся в архиве.

Скачать бесплатно

Размер файла: 1.64 Mb. Скачиваний: 1003983. Формат документа: *.zip.
Чтобы открыть файлы формата ZIP или RAR, вам нужно скачать WinRAR.

Прописная буква Ч

Пропись буква Ч

Детская пропись буква Ч

Прописи буквы Ч

Пропись для детей буква Ч

Тема : Письмо заглавной и строчной буквы «Ч,ч».

Цели : создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч; формировать умение списывать с печатного и письменного текста; развивать фонематический слух; формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.

Планируемый результат:

Предметные: повторить правила выполнения звукобуквенного анализа слов; производить поэлементный анализ и письмо буквы Ч,ч; различать печатный и письменный вариант написания буквы «Ч,ч»; правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями ча-чу; научиться писать слова с буквой Ч,ч.

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Познавательные:

Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.

Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.

Регулятивные: формирование умений:

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: формирование умений:

договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.

Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Тип урока: урок  открытия  новых знаний.

Оборудование: Пропись № 1 Горецкий, сигнальные карточки для этапа рефлексии.

Ведущий вид деятельностииндивидуальная,фронтальная

Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

 Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей.

Долгожданный дан звонок,

Начинается … урок!(ответ детей)

Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки)

Проверяют организацию рабочего места

II. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

— Почтальон, ребята, принёс нам письмо:

«Дорогие мальчики и девочки!

Черепаха и червяк,

Чувство, чучело, чудак,

Бой часов и чашка чая –

Всюду Ч мы замечаем!

Человек, чернила, чаша,

Чёрный кот, лесная чаща,

В сказках есть краса – девица,

Честный рыцарь, чудо – птица,

Черномор, Яга – злодейка,

Буква Ч , ты – чародейка!

— Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную.

Ваши друзья Букварь и Пропись ».

— Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой, которая нам предлагает выполнить задание.

Прочитайте запись на доске:

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

— Какая структурная единица языка записана на доске? Что это? Докажите, что это предложение.

Проблемный вопрос:

— Можете ли вы записать это предложение? Почему?

— Чему вы должны научиться?

Тема выносится на доску в виде иллюстрации-образца

Предлагает по странице прописи(с…) составить план урока,

III. Изучение нового материала.

— Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную письменная букву Ч. Посмотрите на образец.

Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч? ( Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо).

— Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.

— Напишите три раза букву Ч на доске. Внимательно посмотрите и подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всего.

— Пропишите в воздухе. Обведите букву Ч на образце голубого цвета.

Откройте страницу 34 (напомнить правило посадки обучающихся)

Постарайтесь также красиво написать букву Ч в тетради.

— На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)

— А чем отличается? ( Вторым элементом)

Физкультминутка

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да не беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

— Мы научились писать букву Ч. И Мудрая Черепаха приглашает нас в дорогу. А путешествовать мы будем на поезде.

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу —
Бежит паровоз,
Далёко, далёко.

IV. Первичное закрепление. Задание в прописи (стр.34)

Прочитайте слова. (Чита, Челябинск)

— Может быть кто – нибудь знает эти названия? Это города России, в которых не раз бывала Мудрая Черепаха.

— Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Сравните свою работу с доской.

— Запишите названия городов по образцу.

— Продолжаем наше путешествие. Теперь наш путь лежит к морю. Каких птиц можно встретить на побережье? (Чаек).

Прочитайте предложение.

Сколько слов в предложении?

Какое слово написано с заглавной буквы? Почему?

Какой знак стоит в конце предложения?

Запишите предложение по образцу.

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмём, жмём.

V. Усвоение новых знаний.

— Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ].

Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса!

— Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч.

Давайте проверим, все ли слова вы назвали.

(игра «Любопытный»: учитель задаёт вопросы:

-Где живёт сверчок? (на чердаке)

— Где стрелки? ( в часах)

— Где ложка? (в чашке)

— Где чай? (в чайнике)

— Кто в гнезде? (чижик)

— Кто над морем? (чайки)

— Кто в песке? (черепахи)

— кто живёт в горах? (чабан)

— Что в огороде? (чучело)

-Какой день недели?(четверг)

-Кто в земле? (червяк)

(чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса)

— Молодцы. Но чтобы писать эти слова мало знать, как пишется заглавная буква, поучимся писать строчную букву Ч.

Рассмотрите образец строчной буквы Ч. (стр. 34-35)

Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по- разному они пишутся?

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх до линии, затем ведём плавную линию (как провисшая ниточка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки; потом пишем наклонную с закруглением внизу вправо. Обведите строчную букву ч по голубому образцу, затем на доске и пропишите две строки.

VI. Закрепление. Работа в прописи (стр. 35)

— Запишите слоги ча и чу. С какими гласными буквами они пишутся?

Запишите слова с этими буквосочетаниями.

— Прочитайте и назовите слова, где встретились сочетания ча-чу? Запишите эти слова в прописи.

— А что мы видим на следующей строке? (предложение)

Как определили, что это предложение? (выражает законченную мысль, начало с заглавной буквы, в конце стоит точка)

сколько слов в предложении?

Кто прочитает это предложение?

Как вы думаете, когда птичкам хочется петь? (когда они сытые, когда им тепло). А мы можем помочь птичкам? (да)

Чем?

— Запишите это предложение, диктуя его себе по слогам.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

— С какой буквой мы познакомились сегодня?

— Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?

— Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми.

– Какое за­дание показалось наиболее интересным?

– А какое задание заставило задуматься?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что?

Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

— Каким словом вы бы назвали наше путешествие:

чудесное,

чрезвычайно интересное,

очень трудное,

чересчур сложное?

Предлагает прочитать запись на доске:

Мотивирует на урок:

— Для чего вы должны научиться писать Ч?

1. Организует повторение звука ,] при работе со скороговоркой

— Докажите, что это скороговорка.

— Какой звук чаще встречается в ней?

— Дайте характеристику данному звуку.

2. Организует работу по рядам:

— Произнесите скороговорку, убыстряя темп

3. Организует работу по закреплению знаний о многозначности слова «часы»

(предлагает иллюстрацию, где изображены часы, показывающие время 1 час)

Организует парную работу: (дети в парах должны составить предложения со словом «часы» так, чтоб каждый в паре отразил одно из значений слова; далее моделируют схему своих предложений)

4. Организует проверку выполнения работы в парах (несколько групп)

5.Предлагает проблемный вопрос:

— А кто живёт в часах? Вам необходимо ответить на данный вопрос так, чтоб ответ начинался на звук ,].

6. Читает текст Г.Юдина «Кто живёт в часах?»

-Запомните слова со звуком ,], которые встретятся в сказке.

— Ответьте теперь на вопрос- кто же живёт в часах?

7. Организует звуко-фонемный анализ слов

Часы, чудо по группам с моделированием схемы слов из разрезных карточек, акцентированным произнесением звуков, характеристикой каждого звука, делением на слоги и выделением ударного слога (по плану выполнения анализа).

8. проводит работу по закреплению правила написания сочетаний ча-чу,предлагая перекодировать звук в печатную букву

Физминутка

(игра «Любопытный»: учитель задаёт вопросы:

-Где рубашка? (в чемодане)

— Где стрелки? ( в часах)

— Где ложка? (в чашке)

— Где чай? (в чайнике)

— Кто в клетке? (чижик)

— Кто над морем? (чайки)

— Кто в песке? (черепахи)

— Что в лесу? (черника)

— Что в саду? (черешня)

-Какой день недели?(четверг)

-Кто в земле? (червяк)

-и т.д. (можно предложить детям придумать вопросы, чтоб ответ начинался на данный звук, задаёт ряд ряду)

— Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чипполино)

Проблемный вопрос: Какой ответ может быть лишним? Почему?

Возвращает к теме урока: Можете ли вы записать эти слова, почему?

Обобщает знания детей о звуке [ч,]:

— Что общего между всеми словами – ответами? Дайте характеристику данному звуку, какой буквой он обозначается? ( с опорой на пропись)

Читают запись на доске

Доказывают, что на доске записано предложение

Высказывают свои мнения:

-Нет, потому что не умеем писать заглавную букву Ч, не сможем обозначить начало предложения.

Определяют тему урока, ставят цель

-Сегодня мы должны научиться писать заглавную букву Ч, слова и предложения с новой буквой.

Составляют план урока, предлагая свои пункты плана, убирают лишние, обсуждая получившийся план

Высказывают свои мнения

Доказывают, что это скороговорка

Дают характеристику данному звуку

Произносят скороговорку

Объясняют значения слова «часы»

Работают в парах (дети в парах составляют предложения со словом «часы» так, чтоб каждый в паре отразил одно из значений слова, моделируют схему своего предложения)

Представляют проделанную работу, доказывают своё мнение, исправляют ошибки, дают оценку работы своей группы и других групп

Пытаются решить затруднение

Называют слова со звуком ,]

— Чудо!

Работают в группах:

1 группа: 2 группа:

, , .

Проверяют работу, исправляют ошибки, дают оценку работы группам

(работа с двухуровневыми моделями слов)

Перекодируют звуки в букву, дают характеристику первого слога, объясняют написание сочетаний

дети отвечают, подбирая слова, которые начинаются на [ч,], ипоказывают ответы движениями

Сами придумывают вопросы

Отвечают на проблемный вопрос:

— Лишнее слово Чебурашка ( Чипполино), потому что это имена собственные и пишутся с большой буквы.

(Обобщают знания по первому пункту состав-ленного плана)

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Регулятивные

2. Осно-вной этап

1. Формирование зрительного образа буквы:

(иллюстрация написания букв – приходит в гости Чебурашка)- предлагает сравнить 4 формы буквы Ч

Конструирование заглавной буквы Ч учителем

Проверка конструирования (организует «Парад буквы Ч»

2. Формирование зрительно-двигательного образа буквы:

А) Полное и краткое объяснение учителем образца начертания на доске мелом

Б) Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания под счёт

В)Организация упражнения в ритмичном чередовании напряжений мышц руки в процессе:

— имитации учащимися написания буквы Ч под счёт и

— по алгоритму на основе двигательных элементов в синей рамке

3. Организация работы в тетради:

А)повторение гигиенических правил письма

(физминутка)

Б) предлагает детям сделать предварительную оценку работы в тетради на «волшебной линеечке»

3.Письмо соединений, слов и предложения

В)предлагает самостоятельно написать двигательные элементы, их комплексы

Г)организует работу по анализу соединений, их написанию

Д) предлагает прочитать предложение, дать его характеристику по плану: количество слов, правила оформления предложений, письмо слов с большой буквы…)

Е)предлагает составить схему предложения, организует взаимопроверку работы в парах

Ж) предлагает записать предложение по образцу с предварительным анализом каждого слова и соединений букв в нём

4. Речеязыковое задание:

— предлагает проанализировать иллюстрацию, схему-модель текста.

Организует работу в группах, определяет совместно с детьми план работы группы

Организует проверку и анализ выполнения задания группами

Предлагает составить продолжение текста (можно с заданным количеством предложений), организует проверку и оценку работы

5. Логическое задание с буквами:

А)Предлагает сравнить пары букв: Ч-У, Ч-И, Ч-Ш и выделить общие элементы

Б) Предлагает организовать работу в 3 группах, так, чтоб каждая выполнила задание: переконструировать букву Ч в другую из предложенных букв

В) координирует проверку и оценку работы

Г) предлагает выполнить задание Почемучки: выделить общий элемент в буквах ( продолжение работы в 3 группах)

Анализируют и сравнивают 4 формы буквы Ч

Конструирование буквы детьми после выделения необходимых элементов и нахождения их в прописи

Выставка получившихся букв по желанию детей, анализ проделанной работы по «ключу»

(проговаривание алгоритма)

(проговаривание)

Имитация написания буквы под счёт в воздухе, затем в прописи

Имитация начертания буквы по алгоритму на основе двигательных элементов

Принятие правильной позы для письма. Организация рабочего места

(физминутка)

Делают предварительную самооценку

Самостоятельная работа детьми. Возвращаются к плану, сравнивают с образцом написания

Анализируют соединения, объясняют написание верхнего, среднеплавного, нижнего соединений, пишут самостоятельно, объясняют правила написания ча-чу (выделяя зелёным цветом), сравнивают с образцом, возвращаются к плану

Читают предложение, дают характеристику предложения по плану

Работа в парах, взаимопроверка

Самостоятельная работа, проверка по образцу,

Проверка написания по рядам ( один из обучающихся идёт по ряду и анализирует работу)

Анализируют иллюстрацию

Анализируют схему-модель текста( кол-во предложений)

Ставят перед собой задачу – составить текст по иллюстрации и данной схеме

Работа в группе

Сообщают общее решение группы, дают оценку своей работы и работы других групп

Продолжают работу в группе, составляют продолжение, сообщают общее решение группы, дают оценку своей работы и работы других групп

Анализируют и сравнивают пары букв, выделяют общие элементы

Работают в 3 группах: переконструируют букву Ч в другую из предложенных группе

Взаимопроверка группами, оценка работ

Работают в 3 группах

Взаимопроверка группами, оценка работ

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Регулятивные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

4. Рефле-ксивно-оценоч-ный

1. Предлагает вернуться к целям урока, сравнить цель и результат работы, проанализировать деятельность по достижению данной цели,

возвратиться к плану и оценить свою работу

2. Возвращает детей к началу урока – мотивации

( — для чего вы учились писать заглавную букву Ч?

— кто достиг поставленной цели? Кому не удалось? Почему?

Возвращаются к плану и целям урока, оценивают свою работу на волшебной линеечке, сравнивают с предварительной оценкой , анализируют оба результата ( если есть различия, объясняют причину- почему …?)

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ  

ПО  ТЕМЕ: «Звук [ч`], буквы Ч, ч»

Цель урока:       1)  ознакомление    со    звуком    [ч`],    буквами     Ч,  ч,     обучение

                                 слоговому чтению;

  1. воспитание внимательного отношения к людям, умения ценить время;

  2. развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение, исключение).

Оборудование:   магнитная азбука;

                             картинки;

                             слоговые карточки;

                             «хитрые» буквы;

                             «перепутанные» буквы;

                             магнитофон.

Ход урока

  1. Организация класса. Активизация внимания.

  1. Сегодня на наш урок чтения пришли очень хитрые буквы. Они замаскировались, хотят, чтобы мы их не узнали. Посмотрим, удастся ли им это. (Учитель показывает картинки, дети узнают буквы)

  2. Молодцы, узнали все буквы.

  1. Повторение изученного.

  1. Вопросы.

  1. Что обозначают буквы? (Звуки)

  2. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

  3. Произнесите гласные звуки.

  4. Произнесите согласные.

  5. Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)

  6. Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими — зеленый)

  1. Классификация букв.

  1. На магнитной доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)

  2. Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. («Поем» по одной, как гамму)

  3. А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко.

  1. Сообщение цели урока.

  1. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой

  1. Ознакомление со звуком [ч`]

  1. Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)

  1. Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит … (черепаха)

  1. Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

И зовётся … (Чебурашка)

  1. Из каких  сказок эти герои? Кто их автор? (Учитель прикрепляет картинки на магнитную доску)

  1. Выделение звука [ч`].

Повторить слова «Чебурашка», «черепаха» еще раз. Найти в словах одинаковый звук. Потренироваться произносить звук хором, по одному.

  1. Характеристика звука.

  1. Какое положение занимает язык при произнесении звука? (Прижимается к небу). Может ли воздух проходить свободно? (Нет). Можем ли этот звук тянуть, петь? (Нет). Какой он? (Согласный)

  2. Произнесите слово «Чебурашка» еще раз. Какой звук [ч`], твердый или мягкий. (Мягкий). Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.

  3. А, может, в слове «черепашка» этот звук произносится твердо? (Нет). Прикрепляем зеленый квадратик.

  4. Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться.

  1. Назвать слово со звуком [`ч] самостоятельно.

  2. Подбор антонимов и синонимов.

  1. Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]

  1. В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)

  2. Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)

  3. Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)

  4. Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя

  1. А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?

  1. Правдивый человек (честный)

  2. Внимательный (чуткий)

  1. Активизация словаря.

  1. Назовем профессии людей (по картинкам). Во всех названиях есть звук [`ч].(Ткач, почтальон, часовщик, печник, скрипач, птичница и т.д.)

  1. Распознавание звука [ч`] в словах. Определение места звука в слове.

Учитель показывает картинки и четко произносит слова. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`], если есть, то где находится: в начале, в середине или в конце. (Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник)

Учитель оставляет картинку с изображением чайника, читает стихотворение, дети имитируют движения

Я – маленький чайник,

На столе начальник.

Вот моя ручка – ручка-закорючка,

Вот мой носик – носик-вопросик.

Кому поклон подарю,

Того чаем напою

  1. Лексическая работа.

  1. Для чего нужен чайник? (Чтобы кипятить воду для чая)

  2. Что мы видим в чашке чая (Чаинки). Многие любят пить сладкий чай. Чем кладем сахар? (Ложкой). Столовой ложкой? (Нет, чайной)

  1. Нахождение звука в словах стихотворения

  1. А вы любите пить чай? Наши друзья черепашка и Чебурашка тоже любят. Послушайте стихотворение. Будьте внимательны. Найдите в нем слова со звуком [ч`].

Часто в гости к черепашке

Забегает Чебурашка

Как из чашек чай попьют,

Так частушки запоют.

Под черемухой в саду

Поиграют в чехарду.

Поиграют час – другой,

И глядишь, пора домой.

  1. Ознакомление с буквами Ч, ч.

  1. Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.

  1. Рассматривание букв по плакату. Сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных.

  1. Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры

  1. На что похожа печатная буква Ч?

а) на цифру «4»

  1. Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре»:

     Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

     б) на солдатика с поднятой рукой

  1. Буква «Ч» сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь

  1. Найти буквы Ч ч по классной «ленте букв», в настенном алфавите, среди других.

  1. Упражнение в чтении.

  1. Слоги с «Ч» по сигнальным карточкам:

а) закрытые (ач, оч, ич…)

б) открытые (ча, чо, чи…)

  1. Слова по сигнальным карточкам: ча сы, туча, дача, лучи, мячи, чудо.

  2. Слова с доски (для удобства чтения каждый слог написан своим цветом)

а) ученик

    учебник

    ручка

Объяснить лексическое значение каждого слова. Найти родственные слова. Наблюдение над многозначностью слова «ручка»

б) грач

    бабочка

    ласточка

Соотнесите слова с картинками. Упражнение в исключении (Какая картинка меняется? Почему?)

в) мяч

    обруч

    волчок

Соотнесение с картинками. Упражнение в обобщении. (Как назвать одним словом?) Конкретизация понятия. (Какие еще игрушки знаете?)

  1. Текст. (На доске).

Установка

  1. Прочитать внимательно, запомнить имена детей и названия игрушек.

Девочки играли во дворе.

У Ниночки мяч.

У Леночки обруч.

У Анечки палочка.

Им было …

Прочитать цепочкой, хором. Добавить последнее слово («весело», «хорошо»).

Учитель стирает имена, оставляя первые буквы. Дети вспоминают имена девочек.

Учитель стирает названия игрушек. Дети вспоминают. Учитель прикрепляет вместо слов соответствующие картинки.

Текст приобретает вид:

Девочки играли во дворе.

У Н… (картинка мяча)

У Л… (картинка обруча)

У А… (картинка палочки)

Им было весело (хорошо)

Дети восстанавливают по памяти весь текст.

  1. Какая игрушка была у Ниночки? (Мяч)

«Мой веселый, звонкий мяч;

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой!»

  1. Словарная работа

  1. Вы заметили, как называли девочек? (Ласково). У нас тоже есть девочки. Давайте и их назовем ласково. (Ралиночка, Катенька, Ксюшенька, Любочка…)

  2. А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? (Маму). Как назвать ласково? (Мамочка, мамуля)

  3. Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.

  4. А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель показывает картинку с изображением гномика, прикрытую листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения).

Не колпак, а … (колпачок)

Не куртка, а … (курточка)

Не башмаки, а … (башмачки)

Кто получился? (Гномик)

  1. Гномик сам маленький и любит все маленькое.

У него не стул, а … (стульчик),

Не диван, а … (диванчик),

Не тарелка, а … (тарелочка),

Не стакан, а … (стаканчик),

Не ложка, а … (ложечка).

  1. Вывод.

  1. Работа по учебнику.

  1. Где живут гномики? (В лесу, в пещерах, в маленьких домиках). А еще где? Отгадаем загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.      (Часы)

  1. Работа по картинке.

  1. Что видим? (Часы)

  2. Какие часы бывают? (настенные, настольные, уличные, башенные)

  3. Что есть у часов? (стрелки, цифры, маятник, гири)

  4. Кого мы видим на картинке? (часовщика)

  5. Что он делает?

Работа над скороговоркой:

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

  1. Закрепление.

а) найти буквы Ч ч, сравнить заглавную и строчную. Рассмотреть старинную букву «червь» в «Азбуке», в «Сказочной азбуке»

б) чтение слогов в «Азбуке»

в) работа над текстом («Азбука» с.129.)

Чтение

Анализ содержания.

  1. О чем говорится в тексте?

Какие бывают часы?

Для чего нужны часы?

Озаглавление

  1. Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля. (Демонстрируется фотография Спасской башни)

  2. Послушаем их голос (звучит запись боя курантов). Дети обмениваются впечатлениями.

  1. Обобщение, подведение итогов.

  1. С какой буквой мы познакомились? (используется плакат)

  2. Какого цвета заглавная печатная «Ч»?

  3. А письменная строчная?

  4. Какой звук обозначает?

  5. Что в нем особенного?

  6. Какие слова запомнили?

  7. Что понравилось?

Учитель отмечает внимательных, активных детей.


Цели урока:
образовательные:

— научить учащихся писать строчную букву ч;

— закрепить умение выполнять соединения букв;

— формирование каллиграфического навыка письма;

— формирование навыка написания предложения;

— познакомить учащихся с видами часов;

воспитательные:

— воспитывать сознательное отношение к предмету;

— воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи;

развивающие:

— развивать внимание, память, мышление; мелкую моторику рук.

Планируемые результаты:предметные:

учащиеся научатся писать строчную букву ч в соответствии с образцом; называть элементы строчной буквы ч; воспроизводить соединение строчной буквы ч с другими буквами по алгоритму; писать слоги и слова, используя прием комментирования; списывать предложение с печатного образца.

УУД:

определять учебную задачу урока и удерживать ее до окончания урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; учиться ставить вопросы; осуществлять самоанализ и самоконтроль своей работы и работы одноклассников; учиться работать в паре и в коллективе.

Оборудование:

— «Пропись.ч.3»;

— принадлежности для письма;

— цветные карандаши;

— лист белой бумаги;

— образец строчной буквы ч;

— карточка с заданием («перепутаны» буквы л, м, ч, е, и);

— карточки с изображением часов (настенные, наручные, электронные, песочные, солнечные, корабельные).

Ход урока:

  1. Организационная часть (проверка готовности учащихся к уроку):

Вот и дан для нас звонок.

Начинается урок.

  1. Актуализация знаний:

(На доску вывешивается карточка с заданием «Перепутанные буквы».)

-Ребята, посмотрите на карточку. Буквы, которые мы с вами изучили, так спешили к нам на урок, что перепутались, и получилось то, что мы с вами видим. Внимательно посмотрите и скажите, какие буквы вы узнали? Надо подойти к доске, назвать букву и показать ее.

(Каждую букву учащиеся «пишут» по воздуху.)

— На какие группы мы можем разделить эти буквы?

(Гласные и согласные буквы.)

— Какую роль выполняют буквы е и и в словах?

( Обозначают мягкость предшествующего согласного звука.)

— Какой элемент повторяется во всех этих буквах?

(Короткая прямая наклонна линия с «качалочкой» внизу вправо.)

— Все ли из названных букв вы умеете писать?

  1. Самоопределение к деятельности:

— Чему мы будем учиться?

(Будем учиться писать строчную букву ч; слоги и слова с буквой ч.)

  1. Работа по теме урока:

  • упражнение в сравнении печатной и строчной букв ч:

— Посмотрите внимательно на печатную и прописную буквы ч. Чем похожи буквы?

( одинаковое количество элементов)

— Чем отличаются написания букв?

(Различаются написания первых и вторых элементов. Наклон.)

  • графический анализ строчной буквы ч:

— Попробуйте рассказать, как пишется строчная буква ч.

( Начинаю писать чуть ниже верхней границы рабочей строки: пишу короткую наклонную линию до верхней границы, пишу небольшую провисающую линию до верхней границы строки, пишу короткую наклонную прямую линию с «качалочкой» внизу вправо.)

  • показ написания буквы учителем на доске;

  • тренировочные упражнения (письмо «по воздуху», «пальчиком на столе» осуществляется взаимопроверка; письмо в «Прописи» по образцу);

  • письмо «в зеркальном отображении»:

— Положите перед собой белый лист бумаги. Сложите его пополам. Приготовьте ручку и красный карандаш. Сейчас мы потренируемся писать строчную букву ч «в зеркальном отображении».

(Учитель показывает выполнение данного приема на доске цветными мелками двумя руками одновременно.)

— Потренируйтесь сами писать букву двумя руками одновременно.

  1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Мы делили апельсин (соединяем пальцы, образуя форму шара),

Много нас (пальцы разжимаем),

А он — один (образуем опять шар).

Эта долька для ежа (рассоединяем большие пальцы),

Эта долька для чижа (рассоединяем указательные пальцы),

Эта долька для утят (рассоединяем средние пальцы),

Эта долька для котят (рассоединяем безымянные пальцы),

Эта долька для бобра (рассоединяем мизинцы).

А для волка кожура (гладим ладони рук).

Он сердит на нас – беда (показываем «коготки»).

Разбежались кто куда (пальчиками стучим по столу).

  1. Работа в «Прописи» стр. 27.

  • письмо слогов ча, чу, че по образцу с комментированием;

  • написание узора по образцу и самостоятельно;

  • письмо слов час, часы:

— Прочитаем слово , записанное на следующей строке: час.

— Что такое «час»? (Час – это единица времени.)

— Сколько слогов в слове час(В слове 1 слог, т.к. одна гласная буква.)

— Расскажите структуру этого слова.

Слог-слияние «ча» и примыкающий согласный звук «с».)

— Пишем слово с комментированием.

(С места комментирует 1 ученик. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

— Прочитаем следующее слово. Что такое часы?

(Часы – это прибор, по которому люди определяют время.)

— Какие виды часов вы знаете?

(Настенные часы, наручные, электронные, песочные, солнечные. Каждый ответ сопровождается показом часов.)

— Сколько слогов в слове часы?

В слове часы 2 слога, т.к. 2 гласные буквы.)

— Назовите первый слог. Тип слога? (Слог-слияние.)

— Произнесите второй слог. Тип слога? ( Слог-слияние.)

— Пишем слово часы под комментирование… .

  1. Физическая пауза: Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

Низко поклонились.

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

  1. Письмо предложения: «На стене часы настенные».

— Как вы думаете. Что написано на следующих строках?(Предложение.)

— Какие знания вам помогли определить, что это предложение?

(Называют три основных правило написания предложения.)

— Сколько слов в предложении? 1-ое слово? 2-ое слово? 3-е слово? 4-ое слово?

— Продолжите фразу: «Начало предложения….. .»

«Слова в предложении……. .»

«В конце предложения…… .»

— Напишите это предложение самостоятельно.

— Проверьте свою работу.

  1. Рефлексия.

— Чему вы учились на уроке?

— Все ли задания вы выполнили правильно?

— Что не получилось?

— Кто не доволен своей работой? Почему?

  1. Итог урока.

  1. Организационная часть.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется буква хиыт
  • Как пишется буква фита
  • Как пишется буква фаза
  • Как пишется буква у татарская
  • Как пишется буква собака