Транскрипция – это запись слова так, как оно произносится. Транскрипция позволяет понять, как нужно произносить слово, чтобы правильно его использовать в устной речи.
Буквенная запись – это написание слова по транскрипции. То есть, нужно поработать с транскрипцией, понять, какие буквы переданы при помощи звуков, а потом записать полученное слово.
Стоит учесть, что количество звуков не всегда соответствует количеству букв. Букв может быть больше, чем звуков. И наоборот. Одна буква может давать два звука, мягкий и твердый знаки вообще не обозначают звуков.
Примеры:
- [парок] – порог;
- [м’илод’ий’а] – мелодия;
- [папрашай’ка] – попрошайка;
- [пр’изавой’] – призовой;
- [с’ин’иглазый’] – синеглазый;
- [палоз’й’а] – полозья.
Опубликовано 13 января, 2020
Звуко-буквенный анализ слова
В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.
Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».
Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Фоне́тика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.
Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.
Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:
- ребенок не владеет нужными знаниями и правилами фонетического разбора;
- или же у него плохо развит фонематический слух, т.е. способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.
Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.
Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.
Правила фонетического разбора слова
Гласные звуки
В алфавите русского языка 10 гласных букв:
А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука
Я Ё Ю И Е – указывают на мягкость согласного звука
Но гласных звуков только 6:
[а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Звуков [е], [ё], [ю], [я] в русском языке не существует.
Йотированные гласные — это гласные, которые обозначают 2 звука, один из которых Й.
Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.
Но!
Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука, только если стоят:
- в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
- после гласной (новая, знаю)
- после ь, ъ (вьюга, подъезд)
Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).
Согласные звуки
В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.
Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки
Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
Есть в русском языке непарные согласные звуки:
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки
Также необходимо знать:
[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.
Памятка фонетического разбора
Запомните также следующие правила:
- После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук [ы]: жираф [жыраф];
- Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
- Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
- Непроизносимая согласная не пишется;
- Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка [падрушка], сапог [сапок];
- Звуки [о], [э] только под ударением.
В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.
Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.
Что такое транскрипция в русском языке?
Фонетическая транскрипция — это графическая запись звучания слова. Это то, что мы записываем в квадратных скобках. Она используется в фонетическом разборе слова. Бывают задания на проведение полного фонетического или звуко-буквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, требуется сразу записать транскрипцию слов.
Например:
корона [карона]
снег [сн’эк]
ель [й’эл’]
вьюга [в’й’уга]
ежи [й’ижы]
ружьё [ружй’о]
серёжка [с’ир’ошка]
сказка [скаска]
Примеры звуко-буквенного разбора
Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б [б] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный;
г [г] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а [а] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
ь [-]
Я [й’а] — 1 слог, 1 буква, 2 звука.
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный.
Ящик [й’ащ’ик] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный.
щ [щ’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
и [и] – гласный, безударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Её [й’и й’о] — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[и] – гласный, безударный;
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный.
Ель [й’эл’] — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[э] – гласный, ударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Ёжик [й’о́жык] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[о] – гласный, ударный;
ж [ж] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, безударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ночь [ноч’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н [н] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь [-]
Обед [аб’эт] — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о [а] – гласный, безударный;
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
д [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо [кал’цо] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о [а] – гласный, безударный;
л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
ц [ц] – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о [о] – гласный, ударный.
Чайка [ч’ай’ка] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а [а] – гласный, ударный;
й [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а [а] – гласный, безударный.
Беречь [б’ирэч’] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
р [р’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е [э] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь [-]
Июнь [ий’ун’] – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и [и] – гласный, безударный;
ю [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[у] – гласный, ударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Маяк [май’ак] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный;
к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень [ос’ин’] — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о [о] – гласный, ударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
е [и] – гласный, безударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Жить [жыт’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и [ы] – гласный, ударный;
т [т’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
ь [-]
Россия — [рас’ий’а] — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
р [р] – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а [а] – гласный, безударный;
с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
и [и] – гласный, ударный;
я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, безударный.
Мяч [м’ач’] – 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
м [м’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
а [а] – гласный, ударный;
ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий.
Пень [п’эн’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
п [п’] – согласный, парный, глухой, мягкий;
о [э] – гласный, ударный;
н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь [-]
Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.
Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.
Карточки по русскому языку
В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, памяти и внимания.
Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.
Скачать игру
Смотрите также:
Разбор слова по составу
Лента букв и звуков
Предлагаю также вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этого нейротренажера.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку© за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Что такое фонетический разбор
Фонетический, или звуко-буквенный, разбор слова — это анализ звуков и букв, из которых это слово состоит.
В русском языке 33 буквы, из которых мы составляем слова и записываем их на бумаге. Когда мы произносим слово, то слышим звуки — это то, как звучат буквы в его составе. В некоторых словах одна и та же буква может обозначать два звука одновременно либо не звучать вообще. Здесь и пригодится звуко-буквенный разбор: он нужен затем, чтобы мы могли анализировать звуки и буквы, грамотно писать, а также произносить слова.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Пятерка по русскому у тебя в кармане!
Все правила по русскому языку под рукой
Как делается фонетический разбор слова
Звуко-буквенный разбор принято делать по такому алгоритму:
-
Количество слогов, ударение.
-
Полная транскрипция слова.
-
Гласные звуки: ударный или безударный, какой буквой обозначен.
-
Согласные звуки: звонкий, сонорный или глухой, парный или непарный; твердый или мягкий, парный или непарный; какой буквой обозначен.
-
Общее количество букв и звуков.
Разбирать слова по звукам и буквам можно устно или письменно. Эти способы немного отличаются друг от друга, поэтому рассмотрим каждый отдельно
Образец письменного фонетического разбора
На письме звуко-буквенный разбор слова делают так:
-
Транскрипция слова. Записываем слово и все звуки, которые в него входят.
-
Слоги и ударение. Считаем и записываем количество слогов в слове, обозначаем тот, на который падает ударение.
-
Звуки. Со следующей строки в столбик переписываем все буквы в том порядке, в котором они стоят в слове. Напротив каждой из них записываем звук и заключаем в квадратные скобки.
-
Гласные звуки. Рядом с каждым гласным звуком пишем, ударный он или безударный. А после указываем, какой буквой он обозначен.
-
Согласные звуки. Рядом с каждым согласным звуком указываем, звонкий он или глухой. Далее — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого пишем, твердый звук или мягкий, а следом — парный или непарный по мягкости-твердости. В конце нужно указать, какой буквой обозначен звук.
-
Число букв, звуков. Считаем и записываем количество букв и звуков в слове.
Теперь используем этот алгоритм на примерах.
Пример № 1. Письменный фонетический разбор глагола обыскивать
Обыскивать [абыск’иват’] — 4 слога, 2-й ударный.
о — [а] — гл., безударн.
б — [б] — согл., зв. парн., тв. парн.
ы — [ы] — гл., ударн.
с — [с] — согл., глух. парн., тв. парн.
к — [к’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
и — [и] — гл., безударн.
в — [в] — согл., зв. парн., тв. парн.
а — [а] — гл., безударн.
т — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь — [–]
10 б., 9 зв.
Пример № 2. Письменный фонетический разбор прилагательного весенний
Весенний [в’ис’эн’:ий’] — 3 слога, 2-й ударный.
в — [в’] — согл., зв. парн., мягк. парн.
е — [и] — гл., безударн.
с — [с’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
е — [э] — гл., ударн.
н — [н’:] — согл., сонорн. непарн., мягк. парн.
и — [и] — гл., безударн.
й — [й’] — согл., сонорн. непарн., мягк. непарн.
8 б., 7 зв.
Пример № 3. Письменный фонетический разбор существительного профессор
Профессор [праф’эс:ар] — 3 слога, 2-й ударный.
п — [п] — согл., глух. парн., тв. парн.
р — [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.
о — [а] — гл., безударн.
ф — [ф’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
е — [э] — гл., ударн.
с — [с:] — согл., глух. парн., тв. парн.
о — [а] — гл., безударн.
р — [р] — согл., сонорн. непарн., тв. парн.
9 б., 8 зв.
Образец устного фонетического разбора
Если нужно сделать звуко-буквенный разбор устно, придерживайтесь такого алгоритма:
-
Слоги и ударение. Посчитайте и назовите количество слогов в слове, обозначьте тот, на который падает ударение.
-
Гласные звуки. Назовите гласные звуки в том порядке, в котором они звучат в слове. Для каждого из них определите, является он ударным или безударным. После уточните буквы, которыми они обозначены.
-
Согласные звуки. Для каждого из согласных звуков определите, звонкий он или глухой, а затем — парный или непарный по глухости-звонкости. После этого установите, твердый это звук или мягкий, а также парный или непарный по мягкости-твердости. В конце разбора каждого из согласных звуков уточните, какой буквой он обозначен в слове.
-
Число букв, звуков. Посчитайте и назовите количество букв и звуков в слове.
Потренируемся в устном фонетическом разборе на примере тех же слов, что мы разобрали выше.
Пример № 1. Устный фонетический разбор глагола обыскивать
1. В слове обыскивать 4 слога, ударение падает на второй: о-бы-ски-вать.
2. Гласные звуки:
первый — безударный [а], обозначен буквой о;
второй — ударный [ы], обозначен буквой ы;
третий — безударный [и], обозначен буквой и;
четвертый — безударный [а], обозначен буквой а.
3. Согласные звуки:
[б] — звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой б;
[с] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с;
[к’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой к;
[в] — звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой в;
[т’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой т;
буква ь не обозначает звука.
4. В слове обыскивать 10 букв и 9 звуков.
Пример № 2. Устный фонетический разбор прилагательного весенний
1. В слове весенний 3 слога, ударение падает на второй: ве-сен-ний.
2. Гласные звуки:
первый — безударный [и], обозначен буквой е;
второй — ударный [э], обозначен буквой е;
третий — безударный [и], обозначен буквой и.
3. Согласные звуки:
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой в;
[с’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой с;
[н’] — звонкий непарный (сонорный), мягкий парный, обозначен буквой н. Вторая н в слове не образует звука;
[й’] — звонкий непарный (сонорный), твердый непарный, обозначен буквой й.
4. В слове весенний 8 букв и 7 звуков.
Пример № 3. Устный фонетический разбор существительного профессор
1. В слове профессор 3 слога, ударение падает на второй: про-фе-ссор.
2. Гласные звуки:
первый — безударный [а], обозначен буквой о;
второй — ударный [э], обозначен буквой е;
третий — безударный [а], обозначен буквой о.
3. Согласные звуки:
[п] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой п;
[р] — звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р;
[ф’] — глухой парный, мягкий парный, обозначен буквой ф;
[с] — глухой парный, твердый парный, обозначен буквой с. Вторая с в слове не образует звука;
[р] — звонкий непарный (сонорный), твердый парный, обозначен буквой р.
4. В слове профессор 9 букв и 8 звуков.
Проверьте себя
Давайте узнаем, насколько хорошо вы поняли, что такое фонетический разбор. Ниже вы найдете три задания, с помощью которых можно потренировать этот навык.
Задание 1
Разберите по звуковому составу следующие слова: занятой, постоялец, вакансия, произносить, говорящий.
Задание 2
Выполните устный фонетический разбор слов: коробочный, больница, идти, союз, морская.
Задание 3
Прочтите короткий текст ниже и выполните письменный фонетический разбор всех существительных в нем.
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода.
Впервые делать фонетической разбор слов ученики начинают в 3-м классе начальной школы. Со временем задания на уроках усложняются, поэтому важно вовремя понять тему. Если после прочтения этой статьи у вас еще остались вопросы — приглашаем за знаниями в онлайн-школу русского языка Skysmart. На занятиях преподаватель расскажет, что такое фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и как его правильно делать, чтобы повысить оценку в школе.