Как пишется честный знак

Система маркировки товара Честный ЗНАК: что это и как в ней работать

Купить товар в магазине и быть уверенным, что это не подделка: такие возможности открывает перед российскими покупателями система Честный ЗНАК. С помощью маркировки можно проследить весь путь продукции – от завода до прилавка. Разберемся подробнее, как работает система с точки зрения поставщика, продавца и покупателя.

Содержание статьи

  • 1 Честный ЗНАК: что это за программа
  • 2 Нормативное регулирование
  • 3 Зачем нужна маркировка товаров
  • 4 Список товаров, подлежащих маркировке
  • 5 Кто обязан применять Честный ЗНАК
  • 6 Как работает система Честный ЗНАК: разбираем этапы маркировки
    • 6.1 Внесение информации о товаре
    • 6.2 Маркировка продукции полученными кодами
    • 6.3 Отслеживание движения товара по кодам
    • 6.4 Вывод кода из оборота
  • 7 Что нужно для работы с системой
  • 8 Этапы регистрации в программе
  • 9 Вход в личный кабинет системы Честный ЗНАК
  • 10 Работа в личном кабинете системы
    • 10.1 Основные функции
    • 10.2 Редактирование профиля
    • 10.3 Подпись документов
    • 10.4 Работа с кодами маркировки
  • 11 Штрафы за отсутствие маркировки
  • 12 Как использовать приложение Честный ЗНАК конечному потребителю
  • 13 Повысятся ли из-за этого цены
  • 14 Плюсы и минусы системы
    • 14.1 Для бизнеса
    • 14.2 Для потребителей
    • 14.3 Общий экономический эффект
  • 15 Часто задаваемые вопросы

Честный ЗНАК: что это за программа

Честный ЗНАК – это система маркировки, которая призвана дать потребителю информацию о происхождении товара. Появилась она не так давно, в 2015 году на совещании у президента было предложено ввести цифровую систему мониторинга лекарственных препаратов. Считалось, что именно эти товары нужно начать контролировать в первую очередь. Хотя бы потому, что контрафактные лекарства, сделанные в антисанитарных условиях, могут серьезно навредить человеку.

Но с лекарствами и их маркировкой возникли определенные сложности. Поэтому первым товаром, который действительно стали отслеживать, стали шубы и меховые изделия. Эти вещи – одни из самых дорогих на потребительском рынке, и при этом они одни из самых проблемных, так как покупателю под видом дорогого соболя или норки могли продать что-то другое.

В 2017 году решено было распространить маркировку на максимум товарных категорий. Так и появилась программа Честный ЗНАК. Суть в том, что в специальный цифровой код на упаковке закладывают всю информацию о товаре. Более того, данные заносятся в Национальный каталог товаров. И любой желающий может посмотреть, что попало под маркировку.

Важно отличать эту программу от системы прослеживаемости товаров.

Нормативное регулирование

В 2017 году был принят федеральный Закон 487-ФЗ , который и заложил основы системы маркировки. В законе были прописаны основные цели этого нововведения, процедуры проведения. Но главное, что указано – товары, которые не имеют специальный код, не допускаются к продаже.

А в 2018 году на законодательном уровне была утверждена система Честный ЗНАК по маркировке продукции. В федеральном законе ФЗ-488 указано, что новые правила распространяются не только на производителей российских товаров, но и на тех, кто импортирует иностранную продукцию. Это было важно в условиях развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда помимо России входят Армения, Казахстан, Киргизия и Белоруссия.

Кроме законов, есть и подзаконные акты. Например, модель функционирования системы маркировки товаров была утверждена распоряжением Правительства от 28.04.2018 N 791-Р. А в распоряжении N 792-р перечислены товарные категории, попавшие под маркировку. В целом же нормативная база включает в себя десятки документов, которые приведены на сайте оператора системы – ЦРПТ.

Кстати, сам Центр развития перспективных технологий был создан «Ростехом» совместно с USM и отвечает за функционирование всей системы маркировки.

Зачем нужна маркировка товаров

Маркировка товаров позволяет узнать всю историю конкретного товара – где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры. Эта информация будет полезна всем участникам торгового процесса:

  • Производители могут отслеживать путь товара и тем самым снизить какие-то издержки. В итоге появится возможность увеличить объемы производства или уменьшить стоимость продукции.
  • Продавцы будут уверены, что торгуют только легальным товаром, а это, в свою очередь, повысит доверие клиентов. Также маркировка предполагает электронный документооборот, что гораздо проще и быстрее при оформлении товаров (чем, например, предполагал просто ГОСТ).
  • Покупатели, отсканировав цифровой код, получат всю необходимую информацию. И главное – убедятся, что их никто не обманывает и они не покупают товар неизвестного происхождения.

Простыми словами, маркировка позволяет производителям и продавцам вносить информацию о товаре в систему, а покупателям – получать ее в простом и доступном виде.

Список товаров, подлежащих маркировке

На сегодняшний день есть 12 наименований в списке товаров, подлежащих маркировке в Честном ЗНАКЕ:

  1. Шубы и меховые изделия – они маркируются с 2016 года. По статистике, за несколько лет удалось повысить их продажи в 7 раз – за счет того, что бизнес вышел из тени, а покупатели стали больше доверять продавцам (в реальности, конечно, «серый» рынок вышел из тени).
  2. Табак и никотиносодержащая продукция, для них маркировка действует с 2019 года.
  3. Медикаменты – подлежат обязательной маркировке с 1 июля 2020 года.
  4. Обувь – маркировку для нее вели одновременно с медикаментами (1 июля 2020 года).
  5. Парфюмерия – маркировка с 1 октября 2020 года.
  6. Ювелирные украшения, кроме серебра, – также маркируются начиная с октября 20-го года.
  7. Фотокамеры и фотовспышки – тоже с 1 октября 2020 года.
  8. Автомобильные шины – они подлежат маркировке с 1 ноября 2020 года.
  9. Текстильная продукция – с 1 января 2021 года нужно маркировать достаточно обширный перечень. Включая, например, полотенца, постельное белье и даже кухонные салфетки. Появилась и обязательная маркировка одежды.
  10. Молочная продукция – ее к маркировке подключали в 2021 году в несколько этапов. Сначала в июне маркировка появилась на сырах и мороженом. С сентября цифровые коды стали наносить на всю продукцию, у которой годность больше 40 дней. А с конца года молочная продукция обязательна к маркировке полностью.
  11. Вода – в 2022 году маркировку стали наносить сначала на минеральную воду, а после – уже и на всю питьевую бутилированную.
  12. Алкоголь – начиная с 2023 года, маркируют только крепкие спиртные напитки.

Уже известны и планы на 2023 год. В список Честного ЗНАКА попадут кресла-качалки (с 1 февраля) и велосипеды (с 1 марта). Также в планах распространить маркировку на пищевые добавки, слабоалкогольные напитки (в том числе и пиво), а также антисептики.

По каждой категории есть определенный перечень того, что подлежит маркировке. Посмотреть его можно в том же распоряжении правительства от 28 апреля 2018 г. N 792-р. Из него можно взять коды ТН ВЭД ЕАЭС, и их уже проверять в Единой товарной номенклатуре.

Честный ЗНАК: список товаров, подлежащих маркировке

Фрагмент списка категорий товаров, подлежащих маркировке

Кто обязан применять Честный ЗНАК

В первую очередь обязанности по маркировке товаров лежит на производителях. С завода или фабрики продукция не может уехать, если на ней нет цифрового кода.

Но есть случаи, когда ответственными за подключение к Честному ЗНАКУ становятся другие лица:

  • импортеры – если они ввозят на территорию России заграничный товар, который не имеет необходимой маркировки;
  • дистрибьютеры и ритейлеры – если у них на складах есть немаркированные товары, для которых уже ввели маркировку;
  • также дистрибьюторы и ритейлеры – если у товара на складах стерся или испортился цифровой код и его невозможно прочитать;
  • ритейлеры – если произошел возврат товара от покупателя, но он повредил маркировку.

Другими словами, вносить данные в систему нужно либо на этапе производства, либо позже – если немаркированный товар каким-то образом попал к дистрибьютору или в торговую сеть.

Как работает система Честный ЗНАК: разбираем этапы маркировки

Когда предприниматель только сталкивается с системой, она может ему показаться слишком сложной и многоступенчатой. На самом деле, если разобраться, в ней нет ничего трудного.

Внесение информации о товаре

Первым делом производитель ставит в известность контролирующие государственные органы о том, какие товары он будет делать. Если они попадают под закон о маркировке, то предприниматель заказывает коды и наносит их на упаковку. После этого товар попадает в систему Честный ЗНАК и его можно вводить в оборот.

Маркировка продукции полученными кодами

Каждый цифровой код состоит из двух частей. В первой содержится общая информация о товаре, которая есть в Национальном каталоге. А вторая – помогает отслеживать перемещение продукции. Причем она надежно защищена криптографическим ключом, чтобы никто не мог изменить данные.

пример маркировки товара

Пример маркировки шубы

Отслеживание движения товара по кодам

Основная цель маркировки – это как раз отслеживать движение товара. И после выхода его от производителя это работает так:

  1. Когда товар со склада передается оптовикам, производитель создает специальный «Универсальный передаточный документ» (УПД). В нем содержатся данные о товаре и о кодах, которые ему присвоены. Этот документ отправляется с помощью программы электронного документооборота.
  2. Оптовики получают товар и сразу сверяют УПД. Если с ним все нормально, то передаточный документ удостоверяется при помощи электронной подписи. И с этой минуты продукция становится собственностью оптовика.
  3. Последующая передача продукции из оптового склада в магазин происходит по такой же схеме – создается второй УПД, он проверяется в магазине и подписывается. И после этого продукцию можно выставлять на полки и продавать.
  4. Последний этап этой цепочки – покупатель. Он может с помощью смартфона отсканировать цифровой код на товаре и тем самым проверить – легален он или нет.

Вывод кода из оборота

«Вывод из оборота» означает, что товар был продан. Чаще всего информация передается в систему Честный ЗНАК автоматически в тот момент, когда в магазине сканируют цифровой код и пробивают чек.

сканирование маркировки товара

Сканирование маркировки на товаре

Если кассовый аппарат не оборудован передачей данных, то вывод товара сотрудники магазина делают вручную. На это дается 30 дней с момента пробития чека.

Товар также может выйти из оборота по другим причинам – закончился срок годности, выявлен брак, его могли потерять или использовать на собственные нужды. В этом случае информация о том, что код больше не действителен, также отправляется вручную в Честный ЗНАК. Но на это дается всего 3 дня.

Что нужно для работы с системой

Для учета товаров, которые проходят по системе Честный ЗНАК, разработана специальная программа «DataMobile Маркировка». С ее помощью все процедуры по маркировке и передаче данных проходят в автоматическом режиме.

Для того чтобы пользоваться системой Честный ЗНАК, предпринимателям также необходимо специальное оборудование:

  • Принтер этикеток. Он нужен всем участникам торгового процесса – от производителей до продавцов. С его помощью на упаковку наносят код маркировки Честный ЗНАК. При желании можно наладить промышленную маркировку прямо на производстве.
  • 2D-сканер. Прибор, который считывает с упаковки код специального формата Data Matrix (аналог QR-кода). Также без него не сможет обойтись ни один из участников цепочки.
  • Онлайн-касса. Она нужна для того, чтобы продать товар или вывести его из оборота. Касса считывает штрих-код и заносит его в фискальный чек. Дальше информация поступает к Оператору фискальных данных (ОФД). И уже он передает данные в налоговую службу и систему отслеживания.
  • Электронная подпись. Она оформляется на руководителя компании отдельно или используется та, которая получена при регистрации онлайн-кассы. Для пользования УКЭП необходимо установить соответствующее программное обеспечение.

Все данные о движении промаркированного товара передаются только в электронном виде. Поэтому для пользования Честным ЗНАКОМ нужно подключиться к одному из операторов Электронного документооборота (ЭДО).

Этапы регистрации в программе

Регистрация начинается на официальном сайте Честного знака, там нужно найти активную кнопку «Зарегистрироваться в системе»:

регистрация в системе Честный ЗНАК

Дальше нужно будет выбрать товары для торговли и вид деятельности (розничная или оптовая продажа, производитель или импортер):

выбор категории товара в системе Честный ЗНАК

выбор типа пользователя в системе Честный ЗНАК

После выбора этих категорий откроется окно с подробными инструкциями. Основные этапы:

  1. Оформление электронной подписи (УКЭП) – если у предпринимателя ее еще нет.
  2. Установка программного обеспечения – для удобства пользователей есть подробные текстовые и видеоинструкции.
  3. Регистрация в системе (можно сразу перейти к этому этапу по этой ссылке) – будет сформирован личный кабинет пользователя, там же можно воспользоваться подробными инструкциями, чтобы было проще.

Стоит отметить, что при регистрации в личном кабинете, предпринимателя автоматически подключат к «ЭДО Lite». По умолчанию это и будет оператор по электронному документообороту. Но при желании его всегда можно сменить на другого.

После этого системе понадобится некоторое время на внесение данных. Также подключение требует определенного программного обеспечения. Для помощи можно воспользоваться консультацией специалистов Честного ЗНАКА. Если все пройдет успешно, то для начала пользоваться системой нужно повторно зайти на сайт и авторизоваться.

Вход в личный кабинет системы Честный ЗНАК

После прохождения регистрации можно переходить к работе с системой. Вход в личный кабинет Честного ЗНАКА можно найти по этой ссылке. Для авторизации понадобится электронная подпись. Если сразу нескольких людям в компании нужно пользоваться сайтом, то у каждого должна быть своя УКЭП. Других вариантов не существует.

Честный ЗНАК: вход в личный кабинет

Если пользователь уже прошел регистрацию, то он без проблем авторизуется и попадет в свой ЛК.

Работа в личном кабинете системы

В личном кабинете Честного ЗНАКА собраны все документы, аналитические материалы и другие информационные данные. Разберем подробнее функционал системы.

Основные функции

Функции едины для всех участников торгового процесса и для всех товарных групп:

  • коды маркировки – по ним можно узнать, что за товар, посмотреть его описание и так далее;
  • товары – содержится полная информация о продукции, например, дата производства, сертификаты качества, описание и другие данные;
  • документы – все данные, которые пользователь внес в Честный ЗНАК;
  • отчеты – возможность получить информацию по начислениям за маркированные товары;
  • техподдержка.

личный кабинет системы Честный ЗНАК

Редактирование профиля

Профиль участника на сайте Честный ЗНАК можно отредактировать в любой момент. Например, внести дополнительную информацию или добавить других пользователей, которым разрешено редактировать данные о товарах, операциях и маркировке.

Для этого нужно зайти в личный кабинет, в разделе «Пользователь» перейти на вкладку «Данные участника». Там есть кнопка «Редактировать». Нажать на нее, внести новые данные и не забыть кликнуть «Сохранить изменения».

Подпись документов

Любое добавление или изменение информации в личном профиле требует подтверждения – электронной подписи.

Также участники программы должны подписать несколько договоров:

  • подключение к Госсистеме по мониторингу товаров;
  • предоставление цифровых кодов маркировки;
  • предоставление устройств для регистрации эмиссий.

С 2021 года предприниматели, которые не подписали эти договоры, имеют определенные ограничения при работе с системой.

Работа с кодами маркировки

Получить коды маркировки можно так:

  • Сначала нужно зарегистрироваться в Национальном каталоге или в организации ЮНИСКАН/GS1 Russia. На сайте нужно описать товары и получить уникальные коды.
  • После этого коды заказываются непосредственно в личном кабинете Честного ЗНАКА – в разделе, где подписывались договоры. Каждый код стоит 50 копеек без НДС.
  • Полученные коды наносятся на товар. Можно внести изменения непосредственно в дизайн упаковки или распечатать коды на принтере и наклеивать на уже готовую продукцию.

Когда все коды будут заказаны, а продукция промаркирована, останется только одно – ввести товары в оборот. Для этого есть специальная графа в разделе «Документы»:

создание кодов маркировки в Честном ЗНАКЕ

Штрафы за отсутствие маркировки

Если на товаре, который подлежит маркировке, не будет цифрового кода, будет наложен штраф. Причем, наказание предусмотрено не только за продажу, но также за приобретение в целях сбыта и транспортировку.

Размер штрафа:

  • 5 000–10 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000–300 000 рублей для юридического лица.

А за нарушения правил маркировки табачной продукции штрафы еще больше – 10-15 тысяч рублей и 200-300 тысяч для должностных и юрлиц соответственно.

Как использовать приложение Честный ЗНАК конечному потребителю

Для того чтобы считать код с товара, потребителю понадобится специальное приложение. Скачать приложение Честный ЗНАК можно бесплатно для системы Android и для iOS.

После установки нужно пройти авторизацию, для этого понадобится ввести свой номер телефона, затем подтвердить вход кодом из сообщения. Вот как выглядит главная страница приложения:

приложение Честный ЗНАК

Приложение Честный ЗНАК достаточно просто в использовании. Основное место на экране занимает сканер кода. Отсканировав код маркировки, можно проверить товар:

проверка товара в Честном ЗНАКЕ

В графе «Претензии» можно отправить жалобу, если товар окажется некачественным или не соответствует маркировке. В «Истории» отображается история обращений и реакция на них. Разделы «Информация» и «Настройки» относятся к техническим функциям приложения.

Повысятся ли из-за этого цены

Стоимость товаров из-за введения обязательно маркировки, конечно, немного увеличивается. А все потому, что производитель и продавец тратятся на коды, дополнительное оборудование и расходные материалы.

Когда систему только собирались вводить, эксперты оценивали, что цена на продукцию поднимется максимум на 10%. На практике по многим категориям товаров получилось даже меньше. Дело в том, что для крупных производителей наличие маркировки помогает снизить кое-какие издержки, которые до этого закладывались в стоимость.

Плюсы и минусы системы

У системы маркировки Честный ЗНАК есть свои преимущества и недостатки – как для бизнеса, так и для рядовых потребителей.

Для бизнеса

Минус для производителей – процесс реализации товара становится сложнее. В том плане, что становится больше документов, больше нюансов, которые появляются при введении маркировки. Также возникают дополнительные расходы, например, на покупку кодов, оборудования и ведения ЭДО.

Но есть и плюсы. Маркировка «очищает» рынок от некачественной продукции. А значит, конкурентов становится меньше. А возможностей для продажи своего товара – больше. Соответственно, потенциальная прибыль может серьезно превысить расходы на Честный ЗНАК.

Для потребителей

Потребители – это те, кто больше всего выигрывает от введения маркировки. Честный ЗНАК защищает от покупки подделки. В одном случае это помогает сберечь деньги и не потратить «не на то». В другом – сберечь здоровье. Ведь маркируются, в том числе, и продукты. А тут качество играет решающую роль.

Минус все тот же – из-за маркировки производитель увеличивает цену товара. А значит, потребитель платит больше.

Общий экономический эффект

Россия – не первая страна, где вводится маркировка. И по опыту других государств можно сделать вывод, что экономический эффект достаточно большой:

  • Удается ликвидировать подпольные предприятия по производству различной продукции. Они или сами закрываются, так как не могут реализовать товар, или на них выходят правоохранительные органы.
  • Серьезно сокращается количество контрафакта.
  • Увеличивается отчисление налогов, так как нишу нелегальных производителей занимают законопослушные предприниматели.

В России маркировка пока затрагивает далеко не все товарные категории, но по тем товарам, которые в нее попали, фиксируется снижение объемов контрафактной продукции.

Часто задаваемые вопросы

Как узнать, что товар попадает под маркировку?

Если возникли сомнения, то нужно ориентироваться на коды ТНВЭД, если товар импортирован, и на ОКПД2, если продукция российского производства.

Как обратиться в техподдержку Честного ЗНАКА?

Есть три способа: позвонить на горячую линию Честного ЗНАКА по телефону 8 (800) 222-15-23; написать письмо по адресу [email protected]; воспользоваться услугами виртуального помощника на официальном сайте.

Нужно ли бронировать коды маркировки товаров заранее и как это делать?

В бронировании нет необходимости. Кодов достаточно для всех участников программы, они генерируются очень быстро.

Как маркировать остатки товара?

Маркировка остатков происходит по той же схеме, что и маркировка произведенной продукции. Только это задача дистрибьюторов и продавцов.

Как вести учет остатков товара?

Чтобы было удобней, стоит сразу использовать специальную программу учета товара. Тогда каждый проданный товар будет в ней отмечаться автоматически. И вычислить остаток не составит труда.

Какие системы налогообложения могут использовать продавцы маркированных товаров?

Участники программы Честный знак могут использовать только ОСНО или УСН. Патентная система не подойдет, а ЕНВД и так уже нет.

Можно ли работать в автономном режиме без подключения кассы к ОФД?

По закону в автономном режиме могут работать только там, где нет интернет-связи или она является крайне нестабильной. При этом магазины обязаны передавать информацию о проданных товарах не позднее 30 дней.

Официальный сайт ГИС МТ «Честный ЗНАК» носит одноименное название и пишется по-русски — честныйзнак.рф. Портал содержит информацию для разных категорий пользователей: организаций и потребителей. Здесь представлены нормативно-правовые документы, а также новости проекта. 

Пошаговый путь регистрации в системе

Регистрация состоит из четырех основных шагов. 

Шаг 1

Ознакомиться с инструкцией, как оформляется заявка для регистрации в проекте.

Для этого откройте вкладку «Бизнесу» и выберете функцию «Зарегистрироваться в системе». В открывшемся разделе найдите свою категорию товара. Для удобства пользователя значок товара, маркировка которого переходит в обязательную в 2019 году, окрашен в желтый цвет. Значок маркировки в стадии эксперимента — серый.

На странице товара для новых пользователей есть закладка «Как зарегистрироваться» или «Как стать участником». В ней содержится пошаговая инструкция.

Шаг 2

Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).

Маркировка и регистрация в системе возможны только при наличии УКЭП. Она выдается аккредитованным удостоверяющим центром. Список таких организаций можно посмотреть на сайте Минкомсвязи РФ.

Электронная подпись оформляется на лицо, которое указано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП и действует от имени организации или ИП без доверенности.

Шаг 3

Зарегистрироваться в системе мониторинга «Честный ЗНАК».

Для этого пройдите по ссылке https://ismotp.crptech.ru/. В окне входа в Личный кабинет выберете электронную подпись. Для подключения необходимо:

  • Установить нужный плагин для работы с УКЭП: КриптоПро ЭЦП Browser plug-in или Рутокен. После установки перезапустить браузер.
  • Включить доступ к плагину в настройках браузера. 
  • Присоединить к компьютеру носитель ключа ЭП (USB-токен, УЭК, смарт-карта).

После выбора подписи заполняется регистрационная анкета: контактные данные организации, адреса торговых точек, складов, коды онлайн-касс, данные оператора фискальных данных (ОФД) и другая информация в соответствии с требованиями к маркировке конкретной категории товара.

Шаг 4

Пройти консультацию экспертов системы маркировки «Честный ЗНАК».

Специалисты оказывают информационную поддержку участникам, чтобы исключить возможные ошибки в работе с системой. Они консультируют по вопросам программного обеспечения для интеграции организации в систему и дополнительного оборудования для работы с маркировкой.

Сколько стоит регистрация?

Для всех участников рынка товаров, попадающих в список обязательной маркировки, регистрация и участие в системе бесплатное.
О том, кто должен регистрироваться в ГИС МТ «Честный ЗНАК», мы уже рассказывали в одной из статей.

Закон об обязательной маркировке некоторых видов товаров был принят в 2017 году. С тех пор он захватывает все больше и больше категорий продуктов. Меховые изделия и вовсе должны маркироваться на всей территории ЕАЭС еще с 2016 года.

Для каких товаров маркировка обязательна сейчас, какие скоро дополнят список, и зачем вообще нужна эта система, объясняем далее.

1. Что такое маркировка?

Маркировка товара — это нанесение контрольно-идентификационного знака (кода) на каждую единицу выпущенной продукции. Код считывается сканером, который далее передает данные для учета в одну из информационных систем — ЕГАИС, «Честный знак» и другие.

Промаркированные товары вы наверняка видели в магазинах. Нанесенный на них DataMatrix-код очень напоминает привычный QR-код. Промаркированы могут быть как сам товар, так и ярлык, этикетка, дополнительная упаковка товара или паллет.

Всё о маркировке и системе «Честный знак» — в 8 вопросах-ответах

Какую информацию может содержать DataMatrix-код. Источник — SmartPack

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

2. Какие товары обязательно маркировать?

Есть список из 12 позиций — это те товары, которые каждый может купить в обычном магазине:

  • шубы и изделия из меха;
  • табак (никотиносодержащая продукция);
  • обувь;
  • товары легкой промышленности;
  • лекарства;
  • духи и туалетная вода;
  • ювелирные изделия (исключение — изделия из серебра);
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • бутилированная питьевая вода;
  • молочная продукция, кроме той, которую производят и реализуют фермерские хозяйства (для них введение обязательной маркировки в марте этого года было отложено до 1 декабря 2023);
  • алкогольная продукция.

Также обязательно маркиркуются, к примеру, лесоматериалы и зерно — но обычный покупатель с такими товарами, как правило, дела не имеет.

Большинство из 12 перечисленных категорий товаров (кроме алкоголя и ювелирных изделий) маркируются через систему «Честный знак». Этот перечень не является окончательным и постоянно пополняется новыми группами товаров. Решение о целесообразности введения маркировки принимается только по результатам экспериментального периода.

3. С какими товарами ведется эксперимент?

  • БАДы (тестирование до 31.08.2022);
  • пиво и слабоалкогольные напитки (тестирование до 31.08.2022);
  • антисептики (тестирование по 31.08.2022 г.);
  • медицинские изделия (тестирование по 28.02.2023).

А вот по этим группам эксперимент уже завершен и принято решение об их обязательной маркировке:

  • кресла-коляски (подлежат обязательной маркировке с 01.02.2023);
  • велосипеды (подлежат обязательной маркировке с 01.03.2023).

4. Как работает маркировка?

Производитель или продавец в обязательном порядке заносят в одну из государственных учетных систем информацию о том, сколько они производят или продают той или иной продукции. Это дает возможность государству в лице контролирующих органов отследить путь продукции от завода-изготовителя до точки продаж.

Основная система для маркировки — «Честный знак». Через нее маркируется большинство категорий товаров. Через бесплатное мобильное приложение «Честный знак» покупатели также могут проверить подлинность товара по его DataMatrix-коду.

Маркировка Честный знак

Категории товаров, которые маркируются через систему «Честный знак»

Есть также специализированные системы маркировки. Например, ювелирные изделия маркируются через систему ГИИС ДМДК. Контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции происходит через ЕГАИС Алкоголь (ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система). Учет древесины и сделок с ней — через ЛесЕГАИС.

Есть также несколько систем для контроля за поставками и производством отдельных продуктов питания: например, ФГИС «Меркурий» для мясо-молочной продукции и ФГИС «Зерно» для «прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна». Товары из этих категорий также маркируются.

5. Зачем вообще нужна маркировка?

После введения системы «Честный знак» многим стало интересно, зачем это делается. Ведь любой бизнесмен, работающий законно, постоянно отчитывается о доходности предприятия, платит налоги. Введение дополнительных контрольных мер, как ему кажется, будет только замедлять и удорожать рабочий процесс. Потому что теперь в эту систему нужно вносить информацию об остатках товара, информацию о его отгрузке и приемке, при которой остатки списываются с баланса поставщика и переходят к покупателю и многое, многое другое.

У введения маркировки 4 основных цели:

  1. Сокращение серого рынка.

Как следствие — увеличение налоговых и таможенных сборов. Благодаря маркировке налоговая может осуществлять точный учет изготовленных, проданных и списанных товаров.

И это правда работает: благодаря маркировке за первое полугодие 2022 количество торговых точек, официально торгующих обувью, выросло на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

  1. Борьба с некачественной и контрафактной продукцией.

DataMatrix-код с информацией о производителе гарантирует оригинальность товара. После нанесения кода на упаковку производители или импортеры подают в систему отчет, в котором прописывается срок годности каждой единицы товара. Это снижает вероятность поступления в продажу просроченных товаров.

  1. Оптимизация складского учета.

Маркировка продукции на больших складах крупных предприятий действительно может облегчить ее сортировку и хранение. А вот для малого бизнеса, который, например, варит, выдерживает и продает сыр в пределах одного района или небольшого города, маркировка может усложнить работу.

  1. Экономия бюджета.

Автоматический контроль передвижения товаров от производителя к покупателю позволит сократить число сотрудников государственных надзорных органов, необходимых для инспектирования рынка.

По замыслу получается, что электронная идентификация товаров должна заставить производителей бороться за качество выпускаемой продукции, а также наполнить бюджеты.

6. Какие штрафы за отсутствие маркировки?

Продажа товара без обязательной маркировки или его хранение, перевозка, приобретение в целях сбыта карается штрафами:

  • для должностного лица — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридического лица — от 50 000 до 300 000 рублей.

За то же нарушение, но в отношении табачной продукции размер штрафа для должностного лица составляет от 10 000 до 15 000 рублей, для юридического лица — от 200 000 до 300 000 рублей.

7. Где взять DataMatrix-код для маркировки?

Выпускает DataMatrix-коды только Центр развития перспективных технологий. Он же отвечает за систему маркировки «Честный знак».

Производитель должен покупать коды для маркировки за свой счет. Тариф за один код (для одной единицы товара) утвержден Правительством и составляет 50 копеек без учета НДС.

Бесплатно коды предоставляются только в двух случаях: если группа находится на стадии эксперимента или если это лекарства, входящие в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предельная отпускная цена которых не более 20 рублей.

10 наивных вопросов о публичной оферте

10 наивных вопросов о публичной оферте

8. Как маркировка влияет на цену товара?

Для нанесения маркировки производитель тратится на DataMatrix-коды и на допоборудование предприятия, которое обходится в миллионы рублей. Например, себестоимость каждого пакета молока в Приморье после введения маркировки увеличилась на 2-4 рубля. Логично было бы предположить, что разница закладывается в стоимость конечной продукции. Но Росстат с этим не согласен и утверждает, что маркировка никак не влияет на стоимость товаров.

Перейти к контенту

В соответствии с законом о маркировке товара, до 2024 года в России будет создана обязательная система национальной маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Некоторые товарные группы будут продаваться с маркировкой уже в 2019 году. В связи с нововведением возникает масса вопросов у всех участников товарооборота: от производства до торговли. Помочь в решении всех вопросов призван информационный центр системы Честный ЗНАК. Техподдержка и консультации специалистов горячей линии осуществляются бесплатно. Специалисты помогут разобраться с тонкостями регистрации в системе, подскажут, где узнать код онлайн-кассы и код точки продаж. Честный ЗНАК стремится быть понятной и доступной системой.

Номер горячей линии Честный ЗНАК : 8 800 222-15-23

Позвонив по номеру поддержки, не стоит удивляться сообщению «Вас приветствует Центр Развития Перспективных Технологий». Именно этот Центр (сокращённо ЦРПТ) назначен единым оператором национальной системы маркировки Честный ЗНАК. ЦРПТ учреждён государством совместно с предприятиями частного бизнеса; он предоставляет технологии маркировки — он же и отвечает за поддержку пользователей.

Помимо телефонной линии, техническая поддержка Честный ЗНАК доступна:

  1. По электронной почте info@crpt.ru
  2. В соцсети «Вконтакте» https://vk.com/chestnyznak
  3. В соцсети «Фейсбук» https://www.facebook.com/chestnyznak/
  4. В соцсети «Одноклассники» https://ok.ru/group/54181569298614

Для прессы предназначены следующие контакты:

  • Адрес: Москва, Проспект Мира, д. 6 (индекс 129090)
  • Электронная почта pr@crpt.ru

Обучение работе в системе Честный ЗНАК

Кроме технических и информационных консультаций, ЦРПТ проводит лекции и обучающие вебинары по работе в системе Честный ЗНАК. Обучающие материалы доступны на сайте лекции честный знак рф, и на канале Youtube.

Видео

Вебинар по запуску «Честного ЗНАКа» для продажи табачных изделий в розничном магазине:

Вебинар Честный ЗНАК о нанесении средств идентификации на готовую молочную продукцию:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется честной народ правильно
  • Как пишется честная масленица
  • Как пишется честная компания
  • Как пишется чесночок или чесночек
  • Как пишется чеснок на английском