Как пишется четырехстопный хорей

Хорей – двусложный стихотворный размер с ударными нечетными слогами. Хорей менее распространен, чем ямб, хотя тоже ведет свою историю с давних времен. Примеры стихов, написанных хореем, известны нам со школьной скамьи, ведь все знаменитые русские поэты использовали этот стихотворный размер в своих произведениях.

Оттенок ультрамарина - стихи о любви и жизни Данила Рудого

Читать на ЛитРес

Происхождение термина

Слово «хорей» происходит от древнегреческого «χορεῖος» – «хоровой», а «χορός» означает также «танец, хоровод». Таким образом, «хорей» буквально – «пляска по кругу». Интересно, что раньше его называли трохеем, от греческого «τροχός» – «колесо, круг». В русском литературоведении этот термин ныне считается устаревшим, а вот в западном – наоборот, «хорей» менее употребителен.

Как устроен хорей

Как и у его двусложного «собрата» ямба, ритмическая группа (стопа) хорея тоже строится из двух слогов, но в ином порядке: ударный слог занимает первое место. Схематически это можно представить как ÚU| ÚU| ÚU| ÚU, например:

Бу́ря| мгло́ю| не́бо| кро́ет…

Если ямб можно сравнить с размеренным дыханием, то хорей напоминает смех – звонкое начало, выброс воздуха, за которым следует вдох. Поэтому в стихах, написанных хореем, часто скрывается ощущение запрятанной улыбки. Еще первый ударный слог можно сравнить с притопом в народном танце – отсюда его «плясовой», песенный характер.

Таким образом, хореическая стопа – это последовательность из ударного и безударного слогов.

Разновидности хорея с примерами

В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.

Четырехстопный хорей

Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.

В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:

Ах вы,| се́ни| мо́и,| се́ни,
Се́ни| но́вы|е мо|и́

Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:

Пе́ре|пра́ва,| пе́ре|пра́ва!
Бе́рег| ле́вый,| бе́рег| пра́вый,
Сне́г шер|ша́вый,| кро́мка| льда́…

В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):

При́бе|жа́ли| в и́збу| де́ти,
Вто́ро|пя́х зо|ву́т от|ца́:
«Тя́тя! | тя́тя! | на́ши| се́ти
При́та|щи́ли| ме́ртве|ца́».

Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:

Трехстопный хорей

Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:

Во́т мо|я́ де|ре́вня,
Во́т мой| до́м род|но́й…

Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:

Спи́, мла|де́нец| мо́й пре|кра́сный,
Ба́ю|шки́-ба|ю́.
Ти́хо| смо́трит| ме́сяц| я́сный
В ко́лы|бе́ль тво|ю́… (М. Лермонтов)

Пятистопный хорей

Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).

Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.

Вы́хо|жу́ о|ди́н я| на́ до|ро́гу;
Скво́зь ту|ма́н крем|ни́стый| пу́ть блес|ти́т;
Но́чь ти|ха́. Пус|ты́ня| вне́млет| бо́гу,
И звез|да́ с звез|до́ю| го́во|ри́т.

Это стихотворение открывает длинный ряд лирических размышлений о жизни, окрашенных образами природы.

Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:

Вы́со|ко́, под| са́мым| си́ним| не́бом,
Про́ле|та́ли| ма́лы|е три| пти́чки… (А. Майков, из «Сербских песен»)

Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:

Шестистопный хорей

Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:

Ле́бедь| бе́ло|гру́дый, // ле́бедь| бе́ло|кры́лый,
Ка́к же| не́лю|ди́мо // ты́, от|ше́льник| хи́лый… (В. Жуковский)

Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.

Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:

Ты́ по|ди́, мо|я́ ко|ро́вуш|ка, до|мо́й;
Про́па|ди́, мо|я́ го|ло́вуш|ка, до|ло́й…

Другие (редкие) виды хорея

  • Семистопный хорей получил развитие в пору Серебряного века. Пример бесцезурного семистопника:

У́ли|ца бы|ла́ как| бу́ря.| То́лпы| про́хо|ди́ли,
Сло́вно| и́х прес|ле́до|ва́л не|о́твра|ти́мый| ро́к…

(В. Брюсов, «Конь Блед»)

  • А вот редкий восьмистопный хорей:

Вне́мля| ве́тру,| то́поль| гнётся,| с не́ба| до́ждь| осе́нний| льётся,
На́до| мно́ю| ра́зда|ётся| ме́рный| сту́к ча|со́в стен|ны́х… (К. Бальмонт)

  • Разностопный хорей встречается несколько чаще разностопного ямба, вероятно, потому что хорей как размер кажется более монотонным и охотнее разнообразится разностопностью.
  • Вольный хорей, в отличие от вольного ямба, в русской поэзии почти отсутствует. Краткий взлет вольных хореев произошел в 1890-1930-х гг. (например, у Маяковского – «Товарищу Нетте», «Сергею Есенину»).

Хорей в русской поэтической традиции

Как уже говорилось, хорей имеет древнейшую историю в русской поэзии. Им написаны многие былины, встречается он и в древнерусских духовных стихах. Народная поэзия на протяжении столетий отдавала предпочтение хорею.

«Книжный» хорей встречается в сделанном Ломоносовым переводе оды французского богослова Фенелона, хотя сам он хореем писал мало. Популярности хорея в большей степени способствовали Тредиаковский и Сумароков.

Младший современник Ломоносова Сумароков был особенно близок к образцам народной лирической поэзии, которым часто подражал в своей лирике. Тредиаковский же и вовсе выступал решительным противником чисто ямбических стихов, предпочитая хорей.

Хорей в русской поэзии XIX и XX веков

В 1800-е годы хорей попадает в поле зрения предромантиков, заинтересовавшихся народным стихом (Мерзляков, Востоков). Всплеск популярности этого размера отмечается в связи с подъемом карамзинских легких жанров: песни и романса. Дальнейшей популяризации хорея способствовали Некрасов (поэма «Коробейники», стилизованная под фольклор), Жуковский, Пушкин и другие их современники.

В 1840-х годах хорей входит в русскую элегическую лирику (уже упоминавшееся знаковое стихотворение Лермонтова «Выхожу один я…»), и в простой стиль реализма (баллада Тургенева «Перед воеводой молча…»).

Во второй половине XIX века этот размер употребляется в лирике Фета, Майкова, А. К. Толстого, Полонского. Встречается он и у символистов и других поэтов XX века (Блока, Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Волошина, Есенина. Поэты середины-конца XX века (Окуджава, Вознесенский) тоже не сторонились хорея:

В на́шей| ка́чке| те́, кто| кру́че,
у́хва|тя́сь за| зо́в не|бе́с,
сло́вно| де́ржат|ся́ за| ру́чки.
А трол|ле́йбус| и́х ис|че́з… (А. Вознесенский)

Владимир Высоцкий пользовался хореем, чтобы передать душу простого народа. Особенно удачно ему это удается в песне «Инструкция», рассказывающей о работяге, которому выпала честь отправиться в загранкоммандировку:

Хорей в современной русской поэзии XXI века

Стихи, написанные хореем, продолжает жить и в поэзии XXI века. Современный русский поэт Данил Рудой часто прибегает к хорею в своем творчестве:

Я сегодня пьян,
Как гусарский полк:
Я, лихой смутьян,
В винах знавший толк.

Как развеять грусть
Звоном полных чаш
Помню наизусть,
Словно «Отче наш»

«Я сегодня пьян» (2005) – читать стихотворение

Перед боем поле брани
Занимает тишина –
Тонет в предрассветной рани
Чувств и мыслей вышина.
Музыканты тихо-тихо
Строят пушки в унисон,
Чтобы начали те лихо
Представленья грозный звон.

«Опера войны» (2003) – читать стихотворение

Новый год… И нет чудесней
Дня, чтоб встретить утро песней,
Поспешая в нужный магазин.
Я еще не встал с дивана,
Зажигать пока что рано –
В зажигалке кончился бензин.

«Новогодняя баллада» (2005) – читать стихотворение

Вернуться в начало страницы

Стихотворный размер

Стихотворный размер — это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.

Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Силлабо-тонические размеры

В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение
пять стоп:

  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Условные обозначения

___/ — ударный слог

___  — безударный слог

  1. Двусложные стихотворные размеры:

    __/__ — стопа Хорея

    Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
    на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

    Для запоминания:

    Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи,

    На хорей они летят

    __ __/ — стопа Ямба

    Ямб — ДВУсложный размер стиха, в котором
    первый слог безударный, второй ударный.

  2. Трехсложные стихотворные размеры:

    __/__ __ — стопа Дактиля

    Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    первый слог ударный, остальные – безударные.

    Для запоминания:

    Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

    __ __/__ — стопа Амфибрахия

    Амфибрахий — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    второй слог ударный, остальные – безударные.

    __ __ __/ — стопа Анапеста

    Анапест — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
    третий слог ударный, остальные – безударные.

    Чтобы запомнить названия

    ТРЁХсложных размеров

    стихотворений нужно выучить
    слово ДАМА.

    ДАМА расшифровывается так:

    Д    Дактиль — ударение на первый слог,
    АМ  АМфибрахий — ударение на второй слог,
    А     Анапест — ударение ударение на третий слог.

    Чтобы запомнить ВСЕ стихотворные размеры нужно выучить ударения в пяти вариантах
    имени Иван:

    1. Ва́-ня — хорей (2 слога, первый-ударный)
    2. И-ва́н — ямб (2 слога, второй-ударный)
    3. Ва́-не-чка — дактиль (3 слога, первый-ударный)
    4. Ва-ню́-ша — амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
    5. И-о-а́нн — анапест (3 слога, третий-ударный)

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихо­творный размер

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет

__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;

__/ __   __/ __     __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это ДВУсложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__

Пример четырехстопного хорея:

Я прише́л к тебе́́ с приве́том

 __  __   __/   __    __/  __    __/ __ 

РАссказа́ть, что со́лнце вста́ло,

  __  __    __/   __     __/  __     __/ __ 

ЧтО оно́ горя́чим све́том

__  __ __/ __ __/  __  __/ __ 

ПО листа́м затрЕпета́ло.

__  __   __/   __   __ __ __/__ 

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу;

__  __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т;

   ___   ___   __/   ____   __/  ___   __/   _____   __/

НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу,

___   ___   __/ ___ __/ __  __/   ___ __/ __

И звезда́ с звездо́ю гОвори́т.

__ __ __/  _____ __/__ __ __ _/

(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__

Пример трехстопного хорея:

Ла́сточкИ пропа́ли,

__/    __   __   __  __/ __
А вчера́ заре́й

__/  __ __/ __ __/
Всё грачи́ лета́ли

  __/  __  __/ __ __/ __
Да, как се́ть, мелька́ли

 __/   __   __/          __    __/ __
Во́н над то́й горо́й.

__/    __   __/     __  __/

(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

 __   __/  __ __/ __  __/     __      __/   __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,

__   __/  __    __/ __   __  __  __/ 

Он Уважа́ть себя́ заста́вил

__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И лу́чше вы́думАть не мо́г.

__ __/ __    __/ __   __  __  __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье

__ __/  __   __/ __  __  __  __/ __

ПерЕдо мно́й яви́лась ты́

__ __ __    __/ __  __/ __   __/ 

Как мИмоле́тноЕ виде́нье

   __   __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как ге́ний чи́стой крАсоты́

 __  __/ __    __/   __       __ __ __/

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,

__ __/ __ __  __    __/ __ __/  __   __/  __

Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть…

 __   __/  __ __   __   __/    __    __    __   __/ 

(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба:

Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т,

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/ __ __/
Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й

 __ __/ __  __/     __    __/   __ __/   __    __/ 
Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т

 __  __   __   __/   __  __/ __ __/     __    __/ 
Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й.

 __  __  __ __/    __  __/   __   __/      __  __/  

(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

Ямб

__ __/

Пример трехстопного дактиля:

Кто́ бы ни зва́л — не хочу́

__/     __    __  __/      __      __  __/  

На́  суетли́вую  не́жность

__/ __ __ __/ __ __ __/  __  
Я́ променя́ть безнаде́жность

__/  __  __ __/    __   __ __/  __  
И́, замыка́ясь, молчу́.

__/ __ __ __/   __    __  __/ 

(А. Блок)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/   __  __

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…

__/   __    __   __/  __  __ __/  __     __    __/   __  __

(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный

__/  __   __ __/ __    ___  __/   __     __    __/  __

Во́здух уста́лые си́лы бодри́т…

__/  __    __ __/ __ __ __/ __  __  __/

(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

__  __/   __  __  __/ __  __   __/  __

Не с го́р побежа́ли ручьи́

 __    __/     __   __  __/ __ __  __/   

Моро́з-воево́да дозо́ром

__ __/  __  __ __/ __ __ __/ __

Обхо́дит владе́нья свои́.

__  __/   __  __  __/   __  __  __/   

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример четырехстопного амфибрахия:

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

__ __/ __  __ __/ __       ___  __/  ___  __ __/

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

__ __/    __  __  __/   ___   __  __/ __

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях

 __     ___/    __    __     __/     ___   __   __/    ___ 

С споко́йною ва́жностью ли́ц,

   ___   ___/    __ __  __/   ___   __   __/  

С краси́вою си́лой в движе́ньях,

   ___  ___/ __ __ __/  ___     __   __/     __ 

С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.

    __   __/    __      ___     ___/     ___  __ __/  

(Н.А. Некрасов)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь шу́много ба́ла случа́йно,

     __     ___/      __  __  __/ __   __ __/   __

В трево́ге мирско́й суеты́,

       __  __/  __  __   __/      __ __ __/

Тебя́ я уви́дел, но та́йна,

__ __/ __ __ __/ __ __ __/     __

Твои́ покрыва́ла черты́.

__ __/ __    __ __/ __ __ __/

(А.К. Толстой)

Амфи­брахий

__ __/__

Пример трёхстопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/ __

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

  __    __   __/    __   __    __/ __ __ __/

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

__ __ __/ __ __ __/              __   __  __/ __

И приве́тствую зво́ном щита́!

__    __   __/  __   __    __/   __   __  __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Рокова́я  о  ги́бели  ве́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,

___          __   __/  __   __ __/   __   __  __/  __ 

Поруга́ние  сча́стия  е́сть.

__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни,

__  __  __/  __   __   __/ __ __ __/ __
Одино́кая жи́знь не мила́,

__ __ __/ __ __ __/     __ __ __/
Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни,

 __    __    __/  __   __   __/ __ __ __/ __
В каждый гво́здик души́стой сире́ни,

       __       __       __/  __   __   __/     __  __  __/ __
Распева́я, вполза́ет пчела́.

  __ __ __/ __   __   __/  __  __  __/

(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

Во́все не сло́жные

__/   __   __  __/     __ __

/дактиль/

Разме́ры трёхсло́жные,

__   __/    __    __    __/   __  __

  /амфибрахий/

Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст.

   __  __  __/  __  __  __/        __          __     __/      

/анапест/

Да́ктиль — он пе́рвый,

__/     __          __  __/    __      

/дактиль/

Второ́й — амфибра́хий,

    __   __/    __    __    __/   __  

/амфибрахий/

Ну а тре́тий уже анапе́ст!

__  __  __/  __  __ __/ __ __ __/   

/анапест/

(В.В. Онуфриев)

Дактиль

__/__ __

Амфи­брахий

__ __/__

Анапест

__ __ __/

Стихотворные размеры

хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Смотреть: другие Примеры стихотворений

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

    а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

    б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  4. Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.

    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)

Хорей является одним из простейших размеров в силлабо-тонике и метрической системе стихосложения.

Итак, что же собой представляет хорей? Слово это греческого происхождения, переводится на русский как «плясовой». Слово «хореография», обозначающее танцевальное искусство, имеет тот же корень. Благодаря своей певучей динамичности хорей идеально подходит для баллад, сказаний, разнообразных стилизаций, героических поэм. Но и любые другие тематики, где важна динамика сюжета, прекрасно впишутся в этот стихотворный метр.

Хорей — это двусложный стихотворный размер, или метр, стопа которого состоит из одного ударного и одного безударного слога (или же по греческой терминологии долгого и краткого). Ударение в хореической стопе падает на первый и каждый последующий нечётный слог. Схематически обозначается так: —U, либо же так -.

Например, мы хотим обозначить четырёхстопный хорей, то схема будет выглядеть:

—U—U—U— или — при мужской рифме, и соответственно —U—U—U—U и —- при женской.

Для лучшего запоминания сути данного размера предлагаю мнемотическое двустишие (кстати, поданное в семистопном хорее):

Ладно, складно и отрадно нам в хорее поплясать,

Будет пир горою литься, и наступит благодать!

Примерами хорея могут быть:

1. Всем известный детский стишок для разминки, яркий представитель четырёхстопного хорея:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

2. Известные вредные советы Г. Остера, отличный пример того же четырёхстопного хорея в белом стихе:

Потерявшийся ребенок

Должен помнить, что его

Отведут домой, как только

Назовет он адрес свой.

Надо действовать умнее,

Говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной

На далеких островах».

3. Стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», как отличная демонстрация пятистопного хорея:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

4. Ещё один пример Пушкин «Бесы»:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон — теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Как видно из примеров, в длинных словах ударение как бы смещается, либо возникает желание поставить в слове несколько ударений. Подобное явление называется пирриихием, где присутствуют два безударных такта UU(Потерявшийся ребенок), либо же можем наблюдать спондей, когда наоборот, ударный слог вклинивается вместо безударного —— (Посмотри: вон, вон играет).

Увы, без спондеев и пирриихиев написать большое стихотворение сложно, но если такое получается — это высший пилотаж. Почти идеальный пример А. Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Ямб
— чередование ударных и безударных
слогов, начиная с безударного. Различают
двухстопные, трехстопные, четырехстопные
ямбы и т. д., по числу ударных слогов в
стихотворной строке. Пример четырехстопного
ямба:

Мой
дя́дя са́мых че́стных пра́вил. А.С.
Пушкин, «Евгений Онегин»

Хорей
— чередование ударных и безударных
слогов, начиная с ударного. Хореи,
аналогично ямбам, бывают двух-, трех-,
четырехстопные и т. д. Пример четырехстопного
хорея:

Бу́ря
мгло́ю не́бо кро́ет. А.С. Пушкин

Ямб
и хорей являются двудольными размерами,
потому что оба основаны на стопе,
состоящей из двух слогов.

Основных
размеров всего пять: два двусложных и
три трёхсложных.

Двусложные
состоят из двух слогов, трёхсложные –
из трёх.

Более
простые – двусложные. Отличаются они
друг от друга тем, что ударение в этих
размерах падает на разные слоги: у одного
– на четные, у другого – на нечётные.

Вообще,
считается, что ямб – это более спокойный,
светлый, песенный размер. Древние греки
писали ямбом сатирические стихи, а
поэзию делили на два рода – героическую
и ямбическую. Самым любимым размером
наших поэтов считается четырёхстопный
ямб.

«Хорей»
с греческого языка дословно переводится
как «плясовой». Однокоренными к этому
слову будут слова хор и хоровод.

Трехсложные
размеры были малоупотребительны у
русских поэтов 18 века. В пушкинскую
эпоху дактили, амфибрахии и анапесты
получают распространение по преимуществу
как балладные размеры («Песнь о вещем
Олеге» А. Пушкина). Широкое распространение
трехсложные размеры получили у Н.
Некрасова, поэтому не случайно, что эти
размеры часто воспринимаются как
«некрасовские».

Дактиль
(греч. daktylos – палец). В дактилической
стопе ударение падает на первый слог,
последующие два слога безударные.

В
качестве примера – стихи А. Фета:

БУря
на нЕбе вечЕрнем,

МОря
сердИтого шум –

БУря
на мОре и дУмы,

МнОго
мучИтельных дУм.

Амфибрахий.
Слово пришло к нам из греческого языка:
сочетание двух слов amphi «кругом» + brachys
«краткий». Средний слог ударный, первый
и третий – безударные. Этим размером
писали русские символисты Александр
Блок и уже упоминавшийся Константин
Бальмонт. Но уже в пушкинскую эпоху
амфибрахий был популярен.

Амфибрахием
написано стихотворение К. Бальмонта
(«Хореи и ямбы, с их звуком коротким…»).
А вот стихотворение А. Майкова:

Ах,
чУдное нЕбо, ей-бОгу, над Этим классИческим
Римом,

Под
Эдаким нЕбом невОльно худОжником
стАнешь.

ПрирОда
и лЮди здесь бУдто другИе, как бУдто
картИны

Из
Ярких стихОв антолОгии ДрЕвней ЭллАды.

Анапест
тоже из греческого anapaistos, буквально
означает «отражённый назад». Когда-то
эту стопу назвали «обратно ударяемая»,
потому что она противоположна дактилю.
Ещё этот размер называют антидактиль.
В Элладе при произнесении анапестических
стихов исполнители приплясывали, отбивая
ногой такт на последнем слоге. Анапестом
написаны строки Михаила Юрьевича
Лермонтова:

Не
дождАться мне, виднО, свобОды.

А
тюрЕмные днИ будто гОды;

И
окнО высокО над землЁй,

А
у двЕри стоИт часовОй.

История
русского классического стиха, начиная
с Лермонтова, выдвинула на первый план
четырехстопный ямб. Он самый универсальный.
Томашевский отмечал, что гибкость этого
размера препятствует прикреплению его
к одному стилю. Четырехстопный ямб –
традиционный стих торжественной оды
18 века. Применялся он и в шутливых
поэмах-травести, перелицовывающих на
бытовой лад героические поэмы («Энеида»
Н. Осипова). Для Пушкина 4-хстопный ямб
был любимым размером. Ведущим он стал
и для всей русской поэзии 19 века.

Пятистопный
ямб, по преимуществу безрифменный, в
нашем восприятии связан с традицией
стихотворной драмы и трагедии, заложенной
Пушкиным в «Борисе Годунове».

Интонации
философских размышлений, меланхолических
раздумий и воспоминаний, мотивы тоски
и скорби замечательно передаются с
помощью шестистопного ямба, стихотворного
размера, традиционно закрепленного за
жанром элегии (здесь часто допускается
чередование шести-, пяти- или четырехстопного
ямба). Пример: В. Жуковский «Вечер»

Ручей,
виющийся по светлому песку,

Как
тихая твоя гармония приятна!

С
каким сверканием катишься ты в реку!

Приди,
о Муза благодатна…

Разностопный
или вольный ямб связан в нашем представлении
с жанром басни или с комедией А. Грибоедова
«Горе от ума». Его особенность в том,
что в пределах одного произведения в
разных стихах число ямбических стоп
колеблется от одной до шести в свободной
последовательности. Вольный ямб передает
интонационную непринужденность и
раскованность разговорной речи, как
это видно на примере монолога Лизы
(«Горе от ума»):

Вот
то-то-с, моего вы глупого сужденья (6
стоп)

Не
жалуете никогда: (4 стопы)

Ан
вот беда. (2 стопы)

На
что вам лучшего пророка? (4 стопы)

Твердила
я: в любви не будет в этой прока (6 стоп)

Ни
во веки веков. (3 стопы)

В
русской стихотворной традиции, начиная
с середины 18 века, четырехстопный и
близкий к нему трехстопный хорей
воспринимались как «народные» размеры,
а потому поэты, стилизуя свои стихи под
русскую народную песню, использовали
именно эти размеры, часто чередуя их в
пределах одного стихотворения («Полно,
сизенький, кружиться…» Н. Николаева,
«Соловей мой, соловей…»). Такое восприятие
трех- и четырехстопного хорея объясняет
и тот факт, почему этими размерами
написаны сказки Пушкина («Сказка о царе
Салтане…», «Сказка о золотом петушке»),
Ершова, Некрасова, Чуковского, Маршака,
Михалкова. Сейчас четырехстопный хорей
воспринимается как наиболее подходящий
размер для детской поэзии.

Другой
традиционный для русской классической
поэзии размер – александрийский стих.
Это шестистопный ямб с попарно
зарифмованными мужскими и женскими
клаузулами. В эпоху классицизма
александрийский стих был размером
эпопеи и трагедии. В конце 18 – первой
половине 19 века он стал использоваться
в жанре элегии и сатиры. Например, сатира
К. Рылеева «К временщику»:

Надменный
временщик, и подлый и коварный,

Монарха
хитрый льстец, и друг неблагодарный,

Неистовый
тиран родной страны своей,

Взнесенный
в важный сан пронырствами злодей!

Пеон
— четырёхсложная стихотворная стопа
с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами.
В зависимости от того, на какой слог
стопы приходится ударение, различаются
пеоны на 1-й (— u uu), 2-й( u— uu), 3-й(uu-u) и 4-й
слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет
собой частный случай ямба и хорея.

Примеры:

Спите
полумёртвые увядшие цветы,

Так
и не узнавшие расцвета красоты,

Близ
путей заезженных взращённые творцом,

Смятые
невидевшим тяжёлым колесом

(К.Д.
Бальмонт)

Не
думай о секундах свысока.

Наступит
время, сам поймёшь, наверное, —

Свистят
они, как пули у виска,

Мгновения,
мгновения, мгновения.

(Р.
Рождественский)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  1. Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
  2. Стихотворные размеры
  3. Условные обозначения
  4. Примеры
  5. Стихотворные размеры
  6. Как определить стихотворный размер?
  7. Двух-, трех-, четырехстопные размеры. Ямб и его разновидности. Хорей и его типы.

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Стихотворные размеры

Условные обозначения

___/ — ударный слог

___ — безударный слог

  1. Двусложные стихотворные размеры:

Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят

Ямб — ДВУсложный размер стиха, в котором
первый слог безударный , второй ударный.

Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
первый слог ударный , остальные – безударные.

В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая

Амфибрахий — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
второй слог ударный , остальные – безударные.

Анапест — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
третий слог ударный , остальные – безударные.

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Пример четырехстопного хорея:

Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это ДВУсложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Пример четырехстопного хорея:

Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

НОчь тих а́ . Пуст ы́ ня вн е́ млет Б о́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

Пример трехстопного хорея:

А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/

Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/

Пример четырехстопного ямба:

Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __

ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/

Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Пример пятистопного ямба:

Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

Пример пятистопного ямба:

Ты пОгруст и́ , когд а́ умрЁт по э́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Кт о́ бы ни зв а́ л — не хоч у́
__/ __ __ __/ __ __ __/

Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

И́ , замык а́ ясь, молч у́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/

Пример четырехстопного дактиля:

Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __

В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Не с г о́ р побеж а́ ли ручь и́ —
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Обх о́ дит влад е́ нья сво и́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример четырехстопного амфибрахия:

Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/

Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___

С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/

С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __

С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __

В трев о́ ге мирск о́ й сует ы́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Тво и́ покрыв а́ ла черт ы́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Без конц а́ и без кр а́ ю мечт а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

И прив е́ тствую зв о́ ном щит а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Один о́ кая ж и́ знь не мил а́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Распев а́ я, вполз а́ ет пчел а́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __

Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __

Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Д а́ ктиль — он п е́ рвый,
__/ __ __ __/ __

Втор о́ й — амфибр а́ хий,
__ __/ __ __ __/ __

Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Стихотворные размеры

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  • Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
  • Источник

    Двух-, трех-, четырехстопные размеры. Ямб и его разновидности. Хорей и его типы.

    Ямб (др. греч, предположительно от названия музыкального инструмента):

    1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехмерная, короткий слог + долгий слог (U—); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) — безударный слог + ударный слог;

    2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

    Ямб — наиболее распространенный метр русской поэзии, необычайно разнообразен и многолик.

    Возможны очень короткие (одно-двухстопные) размеры ямба, так и сверхдлинные размеры.

    Н-р, двустопный ямб:

    Но наиболее часто встречаются четыре основных размера, занимающие среднюю часть «спектра» — от трехстопного до шестистопного ямба.

    Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений. Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А. К. Толстой) :
    «Послушайте, ребята,
    Что вам расскажет дед:
    Земля у нас богата,
    Порядку только нет. »
    В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм.

    Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Это любимый и прославленный ямбический размер.
    Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри». Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического; от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма.

    Это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями. Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские) , безударным (женские) , двумя безударными (дактилические) , тремя и более безударными (гипердактилические) . В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.

    Четырехстопный ямб:

    Двадцатый век. Еще бездомней,

    Еще страшнее жизни мгла.

    Пятистопный ямб, согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:

    «Росится путь, // стучит копытом звонким
    О камни конь, // будя в лесу глухом… »

    (М. Кузмин)
    Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена.
    Пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет.

    Волчица ты! Тебя я презираю!

    К Птибурдукову ты уходишь от меня!

    (Ильф и Петров, «Золотой телёнок»)

    Шестистопный ямб – последний из распространенных ямбических размеров. Это уже длинный размер, поэтому он, как правило, используется с цезурой, делящей его на два полустишия, сводящихся к трехстопному ямбу. Этим объясняется меньшее ритмическое разнообразие этого размера по сравнению с двумя предыдущими. Цезура в шестистопном ямбе также заимствована из французского стихосложения – а именно, из силлабического двенадцатисложника. Цезуры в шестистопном ямбе могут быть мужскими (с окончанием на ударный слог):
    «Пью горечь тубероз, // небес осенних горечь
    И в них твоих измен // горящую струю.
    Пью горечь вечеров, // ночей и людных сборищ,
    Рыдающей строфы // сырую горечь пью» (Пастернак) ,
    но могут быть и женские:
    «Уединенный остров, // чуть заметный в море,
    Я неуклонно выбрал, // — золотой приют… » (Брюсов)

    Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака:
    «Достигнутого торжества
    Игра и мука –
    Натянутая тетива
    Тугого лука. »

    Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен:
    «На ель ворона взобралась,
    Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)

    ХОРЕЙ — стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (ипостаса — замена одной стопы другой), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). В связи с некоторой ограниченностью ипостас весьма существенное значение для ритмизации хорея приобретают малые цесуры (межсловесные перерывы).

    Как ипостасы в хорее наблюдаются: 1) пиррихий, 2) спондей и 3) ямб («Наука о стихе» Брюсова). Примером ипостасы пиррихием, несомненно самой распространенной, может явиться следующий Тютчевский стих:

    «Вечер мглистый и ненастный» (ипостаса пиррихием в стопе — «и не»).

    Весьма интересны замены хорея спондеем и ямбом, которые обычно служат для того, чтобы выдвинуть тематическую сторону ипостасируемой стопы. Особенно резко бросается это в глаза при замене хорея ямбом, который представляет стопу обратную хорею, почему эта ипостаса и встречается редко. См. приводимый Брюсовым пример: «Пролетарии всех стран, соединитесь» (Минский) (ямбической ипостасой выделено слово «всех»).

    Пример спондаической ипостасы хорея встречаем мы в следующем

    стихе Тютчева: «Он всю душу мне потряс».

    Благодаря ипостасе, здесь оказывается выделенным тематически важное слово «всю».

    Двустопный хорей: /_ /_

    Тихой ночью
    свет в окошке.
    Мне не спится —
    снег искрится.
    — Спи со мною,-
    шепчет кошка.

    Трёхстопный хорей: /_/_/_

    Сердце бьётся лихо,
    снег кружится вихрем.
    Ветры не пускают —
    страхи в пот бросают.

    Четырёхстопный хорей: /_/_/_/_

    В даль летят галопом кони!
    Мчатся дикие аллюром.
    Их намёт правосторонний
    Вмиг растаял в утре хмуром.

    Пятистопный хорей: /_/_/_/_/_

    Где ты спал сегодня Южный ветер?
    Крылья где, твои, ласкали травы?
    Ветер ничего мне не ответил —
    Лишь погладил волосы лукаво.

    Шестистопный хорей: /_/_/_/_/_/_

    Бережно слова перебирая, в шёпот,
    Словно струями журчащими играя,
    Как и прежде, шестистопным метром,
    Легкокрылые поэты сочиняют.

    Семистопный хорей: /_/_/_/_/_/_/_

    Нет покоя совести, в её звенящей Правде.
    Временем не вылечишь зарубок жизни грешной.
    Рукописи не горят — не смыть нам дел кровавых —
    Всем Спаситель нужен из Миров не здешних.

    Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи, прежде всего, следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.

    С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.

    На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?

    Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.

    Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей:
    «Горные вершины
    Спят во тьме ночной,
    Тихие долины
    Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

    Или так:
    «Зацвела на воле
    В поле бирюза.
    Да не смотрят в душу
    Милые глаза» (Бунин)

    Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра, и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина / В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.

    Четырехстопный хорей – размер русской частушки. Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
    «Мчатся тучи, вьются тучи,
    Невидимкою луна
    Освещает снег летучий,
    Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)

    Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных. Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.

    В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
    «У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов).

    Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
    «Сладку водочку, да наливочку…»

    Есть еще семистопный хорей. Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века, причем известны две его разновидности – с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»):
    «Улица была как буря. Толпы проходили,
    Словно их преследовал неотвратимый рок,
    Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
    Был неисчерпаем яростный людской поток.»

    Наконец, опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея, а также вольный хорей. Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
    «Подступай к глазам, разлуки жижа,
    Сердце мне сентиментальностью расквась!
    Я хотел бы жить и умереть в Париже,
    Если б не было такой земли – Москва»
    Или:
    «Разворачивался и входил товарищ «Теодор
    Нетте».

    Источник

    Категория:Четырёхстопный хорей

    Материал из Викитеки — свободной библиотеки

    Перейти к навигации
    Перейти к поиску

    Страницы в категории «Четырёхстопный хорей»

    Показано 200 страниц из 286, находящихся в данной категории.

    (Предыдущая страница) (Следующая страница)

    1

    • 11 июня 1898 г. (Соловьёв)

    А

    • Акростих восьмёрка (Гумилёв)
    • Атта Тролль (Гейне; Писарев)
    • Атта Тролль (Гейне; Писарев)/РС 1860 (ДО)

    Б

    • Безумно злое упоенье (Сологуб)
    • Белой ночью месяц красный (Блок)
    • Бог весть, где она сокрылась (Гейне; Добролюбов)
    • Бог весть, где она сокрылась (Гейне; Добролюбов)/ДО
    • Боги гасят небосвод (Блок)
    • Больше троп, иль пешеходов (Д. Бурлюк)
    • Будь спокойна, нашей страсти (Гейне; Плещеев)/ОЗ 1872 (ДО)
    • Бусинки (Бальмонт)
    • Бусинки (Бальмонт)/ДО
    • Было время, в оны годы (Случевский)
    • Быть грозе! Я вижу это (Лохвицкая)

    В

    • В альбом С. Г. К-ой (Дельвиг)/СЦ 1826 (ДО)
    • В Архипелаге ночью (Соловьёв)
    • В беспредельности пространства (Сологуб)
    • В брак со мной вступив, ты будешь (Гейне; Плещеев)/ОЗ 1872 (ДО)
    • В доме шатки половицы (Сологуб)
    • В дороге (Анненский)
    • В древней Греции бывали (Случевский)
    • В крымских горах (Бунин)
    • В мороз (Случевский)
    • В мраке жизненном когда-то (Гейне; Добролюбов)
    • В небо ясное гляжу (Сологуб)
    • В полдень мертвенно-зелёный (Сологуб)
    • В походе (Башкин)
    • В путь пора — ладья готова (Сологуб)
    • В светлый день похоронили (Сологуб)
    • В синем небе тучки белые (Сологуб)
    • В синем небе, в тёмной глуби (Блок)
    • В тишине уединенной (Каменев)
    • В трамвае (Д. Бурлюк)
    • В ясном небе без движенья (Ленау; Брюсов)
    • Вам, кавказские ущелья (Гумилёв)
    • Вафиллу (Анакреон; Мей)
    • Вдоль Наровы ходят волны (Случевский)
    • Веет ветер мне навстречу (Сологуб)
    • Венера (Цветаева)/2
    • Весна (Уходи, зима седая! — Майков)
    • Ветер воет меж деревьев (Гейне; Мей)/Изд. 1972 (СО)
    • Ветер злобно тучи гонит (Ленау; Брюсов)
    • Вешалка дураков (Саша Чёрный)/5
    • Во внутреннем дворе отеля (Сологуб)
    • Возвращение (О, берёзы, даль немая — Мережковский)
    • Воздух, пёстрый от дождя (Сологуб)
    • Воспоминание (Здесь, у этого колодца — Ходасевич)
    • Вот пришла беда моя! (Клушин)
    • Вот тропинкой потаенной (Ленау; Брюсов)
    • Время лёгкий бисер нижет (Ходасевич)
    • Всё на свете, всё бесспорно (Случевский)
    • Все тропы проклятью преданы (Ходасевич)
    • Всех, кто здесь в любовь не верит (Гафиз; Соловьёв)
    • Вспомни слёзы Ниобеи (Сологуб)
    • Всюду ходят привиденья (Случевский)
    • Всюду, где ты только ходишь (Гейне; Фроман)
    • Высоко гуляет ветер (Случевский)

    Г

    • Где-то есть тропа мечтательная (Сологуб)
    • Германия (Гейне; Зоргенфрей)
    • Город глупый, город грязный (Соловьёв)
    • Горький оцет одиночества (Сологуб)
    • Горькой мудростью людскою (Гафиз; Соловьёв)
    • Грёзы миньоны (Северянин)

    Д

    • Дары Терека (Лермонтов)
    • Дары Терека (Лермонтов)/ИПСС 1914 (ДО)
    • Дары Терека (Лермонтов)/ПСС 1989 (ВТ:Ё)
    • Дары Терека (Лермонтов)/ПСС 1989 (СО)
    • Дачный домик заколочен (Сологуб)
    • Два лица у всех нас в мире (Лозина-Лозинский)
    • Деревенская песня (Хованский)
    • Для меня вопрос мудрёный (Гафиз; Соловьёв)
    • До реакции. Пародия (Саша Чёрный)
    • Доктор Ай (Саша Чёрный)
    • Дом сумасшедших (Воейков)
    • Друг любезный! Ты влюбился (Гейне; Добролюбов)/ПСС Гейне 1904 (ДО)
    • Друг любезный! Ты влюбился (Гейне; Добролюбов)/C 1862 (ДО)
    • Дым встаёт, и к белой крыше

    Е

    • Если б ведал ум, как сладко (Гафиз; Соловьёв)
    • Если б только можно было (Бунин)
    • Если был бы я Агарков (Надсон)

    Ж

    • Желанье (Отворите мне темницу — Лермонтов)
    • Жемчуг (Бальмонт)/1
    • Жемчуг (Бальмонт)/1/ДО
    • Жил на свете рыцарь бедный (Пушкин)
    • Жил я верою одной (Гейне; Коломийцев)

    З

    • Забытая колокольня (Бальмонт)/1
    • Забытая колокольня (Бальмонт)/1/ДО
    • Забытая колокольня (Бальмонт)/3
    • Забытая колокольня (Бальмонт)/3/ДО
    • Зазывая взглядом гнойным (Д. Бурлюк)
    • Закат (Вдыхая тонкий запах чёток — Бунин)
    • Звезда (Ходасевич)
    • Зимние лилии (Анненский)
    • Зимний вечер (Пушкин)
    • Зимний вечер (Пушкин)/ДО
    • Зимний дым (Бальмонт)
    • Зимний дым (Бальмонт)/ДО
    • Зимой (Бунин)
    • Золотя заката розы (Анненский)

    И

    • Иегуда бен-Галеви (Гейне; Вейнберг)
    • Из Гейне (Случевский)
    • Из Гейне. Пародия (Апухтин)
    • Иная красота (Ходасевич)

    К

    • К новостолетию XIX (Бобров)
    • Казацкие стихотворения (Курочкин)/1
    • Казацкие стихотворения (Курочкин)/3
    • Как луна дрожит на лоне (Гейне; Блок)
    • Как на куртине узкой маки (Сологуб)
    • Каюсь, древняя ослица (Соловьёв)
    • Кинжальные слова (Бальмонт)
    • Кинжальные слова (Бальмонт)/ДО
    • Конец осенней сказки (Анненский)
    • Конь к коню. Гремит копыто (Бальмонт)/1909 (ВТ:Ё)
    • Конь к коню. Гремит копыто (Бальмонт)/1909 (ДО)
    • Краткая песня (Мережковский)
    • Кто же кровь живую льёт? (Сологуб)
    • Кто же ты? (Северянин)
    • Кто заглянет в лоно вод (Бальмонт)
    • Кто ты? Друг? — Не друг. — А кто же? (Мережковский)
    • Купол церкви, крест и небо (Сологуб)

    Л

    • Лев святого Марка (Брюсов)/СС 1973 (СО)
    • Лес густой; за лесом — праздник (Случевский)
    • Лес и в наши дни, как прежде (Сологуб)
    • Люблю большие города (Сологуб)
    • Любовная жалоба (Гейне; Минаев)
    • Любовная жалоба (Гейне; Минаев)/ДО
    • Люди вежливы и кротки (Сологуб)
    • Людям настоящего (Гумилёв)

    М

    • Магдалина (Цветаева)/2
    • Матово-нагие плечи (Сологуб)
    • Милый друг, иль ты не видишь (Соловьёв)
    • Мимо Троады (Соловьёв)
    • Много лет тому назад
    • Молодой босой красавец (Сологуб)
    • Моросит. Как бы росинки

    Н

    • На взморье (Червинский)
    • На заданную тему у Случевского (Брюсов)
    • На рождение Евгения Марина (Марин)
    • Набросок (Блок)
    • Над долиной, над горами (Гейне; Плещеев)/ОЗ 1872 (ДО)
    • Над забытой колокольней
    • Над зелено пенной зыбью (Д. Бурлюк)
    • Над красавицею Сеной (Сологуб)
    • Над ручьём склонилась грустно (Гейне; Минаев)
    • Над ручьём склонилась грустно (Гейне; Минаев)/ДО
    • Надо жить с людьми чужими (Сологуб)
    • Наконец она стряхнула (Соловьёв)
    • Не боюся я холеры (Соловьёв)
    • Не люблю, не обольщаюсь (Сологуб)
    • Не надейся, не смущайся (Сологуб)
    • Не пугай меня грозою (Бунин)
    • Не смотри, что я так весел (Поляков)
    • Не теряй, мой друг, терпенья (Гейне; Майков)
    • Небо бледно-голубое (Сологуб)
    • Нежный жемчуг, Маргарита
    • Незабудки вдоль канавки (Сологуб)
    • Незабудочки (Хованский)
    • Нет! Ещё любовный голод (Цветаева)
    • Ниву спелую волнуешь (Сологуб)
    • Николаю Степановичу Курочкину (Мей)
    • Нутка, други, за-одно (Долгоруков)
    • Нынче год цветенья сосен (Случевский)

    О

    • О дитя, живое сердце (Мережковский)
    • О, безмерная усталость! (Сологуб)
    • О! как я люблю порою (Случевский)
    • Обдувайся, одуванчик (Сологуб)
    • Огонёк в лесной избушке (Сологуб)
    • Один из многих (Минский)
    • Он спросил меня — Ты веришь?
    • Он спросил меня (Бальмонт)
    • Он спросил меня (Бальмонт)/ДО
    • Осенняя эмаль (Анненский)
    • Отдыхая в тёплой ванне (Сологуб)

    П

    • Перванш и сольферино (Сологуб)
    • Перед закатом (Анненский)
    • Песни спеты, перепеты (Поляков)
    • Песня (Ах! луга, луга зелены — Хованский)
    • Песня (Пусть кто хочет пишет оды — Хованский)
    • Плачьте, дочери земли! (Сологуб)
    • По дороге в Упсалу (Соловьёв)
    • Погасало в них былое (Случевский)
    • Погребён на перекрёстке (Гейне; Мей)/Изд. 1972 (СО)
    • Под новой крышей (Анненский)
    • Подождите терпеливо (Гейне; Добролюбов)
    • Подождите терпеливо (Гейне; Добролюбов)/ДО
    • Пой по-своему, пичужка (Сологуб)
    • Помню — долгий зимний вечер (Бунин)
    • Помню — долгий зимний вечер (Бунин)/ДО
    • Помню: как-то раз мне снился (Случевский)
    • Поморье (Бунин)
    • После грома, после бури (Плещеев)
    • После грома, после бури (Плещеев)/ПСС 1964 (СО)
    • Посреди небесных тел (Лермонтов)/ПСС 1989 (СО)
    • Потому ль, что сердцу надо (Соловьёв)
    • Поутру встаю я с мыслью (Гейне; Добролюбов)
    • Прачка с длинною косою (Сологуб)
    • Преображенский марш (Марин)
    • Признак истинного чуда (Блок)
    • Просыпаться утром рано (Сологуб)

    (Предыдущая страница) (Следующая страница)

    Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.  Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

    Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

    Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе.  Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
    Стопа – единица измерения стихотворного размера.
    Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
    Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
    Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

    Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

    Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
    Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
    «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
    «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
    «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
    «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

    Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

    1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
    2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
    3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием  _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

     Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

    1. Пронумеровать все слоги в строке.
    2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
    3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
    4. Выписать подряд номера ударных слогов.
    5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

    • 1-3-5-7-9  — хорей
    • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
    • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
    • 2-5-8-11 — амфибрахий
    • 3-6-9-12 — анапест

    Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

    То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

    Названия

    Хорей

    Ямб

    Определение

    двусложный размер с ударением на первом слоге.
    То есть первый слог – ударный,
    второй – безударный (это одна стопа).
    Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
    третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
    И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
    двусложный размер с ударением на втором слоге.
    То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
    Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

    Номер ударных слогов

    1-3-5-7-9 и т.д.

    2-4-6-8-10 и т.д.

    Ритмический рисунок

    ‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

    U ‑ | U ‑  | U ‑  | U ‑ |

    Примеры

    Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
    Ви́хри сне́жные крутя́;
    То, как зве́рь, она́ заво́ет,
    То запла́чет, как дитя́…
    (А.С. Пушкин)

    Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог,
    Он уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог.
    (А.С. Пушкин)

    Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

    То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

    Названия

    Дактиль

    Амфибрахий

    Анапест

    Определение

    трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
    То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
    далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.  

    Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
    Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный 

    Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем  слоге,
    а первый  и второй слоги – безударные.    

    Номер ударных слогов

    1-4-7-10 и т.д.

    2-5-8-11  и т.д.

    3-6-9-12 и т.д.

    Ритмический рисунок

    ‑ UU | ‑ UU |  

    ‑ U‑ | ‑ U ‑ |

    ‑ UU | ‑ UU|

    Примеры

    В рабстве спасённое
    Сердце свободное —
    Золото, золото
    Сердце народное!
    (Н.А. Некрасов)

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    (М.Ю. Лермонтов)

    Есть в напевах твоих сокровенных          
    Роковая о гибели весть.
    Есть проклятье заветов священных,
    Поругание счастия есть.
    (А. Блок)

    Стихотворный размер «Спондей»

    Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

    Пример:

    Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
    Бой барабанный, клики, скрежет,
    Гром пушек, топот, ржанье, стон, —
    И смерть, и ад со всех сторон.
    (А.С. Пушкин)

    Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
    «Мой дядя самых честных правил…»
    Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

    Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

    P.S. Если вы хотите поделиться своими соображениями, наблюдениями и всем-всем-всем, что так или иначе связано с определением стихотворных размеров и работой с ними, оставляйте комментарии.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется четырехстишие
  • Как пишется четырехстворчатый шкаф
  • Как пишется четырехсот слитно или раздельно
  • Как пишется четырехсменный график
  • Как пишется четырехрукий