Как пишется читательный дневник

Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.

Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.

Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.

Зачем нужен читательский дневник

Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.

Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.

Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.

Как выглядит читательский дневник

Вести читательский дневник можно в разных формах:

  • читательский дневник-таблица (в общей тетради или альбоме);
  • дневник-блокнот без четкого деления на пункты;
  • дневник-электронный документ;
  • дневник-презентация (позволяет добавить много иллюстраций);
  • электронная программа «читательский дневник» (пример — «Calameo»).

На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.

Как писать читательский дневник

План читательского дневника состоит из следующих пунктов:

  1. Название книги.
  2. Автор.
  3. Время создания.
  4. Краткий пересказ сюжета.
  5. Главные герои.
  6. Проблематика.
  7. Впечатления от прочитанного.

С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».

Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Проблематика

Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.

Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.

Отзыв для читательского дневника

Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.

Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.

Отзыв для читательского дневника

Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти

Правила заполнения читательского дневника

Их немного:

  1. Аккуратность (записи и схемы должны быть четкими и разборчивыми).
  2. Регулярность (запись в читательский дневник делайте по ходу чтения или сразу после него, не откладывайте на потом, т. к. велик риск забыть важные подробности).
  3. Честность (не хвалите книгу только потому, что она модная, пишите искренне).

Как оформить читательский дневник

Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.

Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.

Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.

Причины, чтобы сделать читательский дневник

Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:

  1. Улучшает письменную речь (учит высказываться лаконично и по существу).
  2. Развивает память (записанное всегда лучше запоминается).
  3. Помогает лучше понять самого себя (почему нравятся те или иные герои и их поступки).
  4. Дарит свободу (в дневнике можно критиковать любых авторов, даже признанных классиков).
  5. Развивает интеллект (каждая прочитанная и осмысленная книга — важный этап личностного роста).

Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.

Самый простой способ не забыть, о чем была только что прочитанная книга — записать основные факты о ней. Это удобно делать в читательском дневнике. Особенно он пригодится школьникам и студентам.

Что такое читательский дневник

Так называется конспект, в который записывают информацию о прочитанной книге. Это может быть:

  1. Задание педагога. Самый распространенный пример — список книг на лето, который школьники получают перед каникулами. С началом нового учебного года они отчитываются о том, сколько книг удалось прочитать.
  2. Собственная инициатива. Владелец дневника записывает впечатления, чтобы не забыть их, делает пометки для будущих рецензий.

В зависимости от поставленной задачи или предпочтений владельца, дневник будет содержать записи о художественной, научно-популярной или специализированной литературе.

Формы дневника

Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:

  • Помогает упорядочить мысли о прочитанном.
  • Сохраняет необходимую информацию о книге.
  • При регулярном ведении — дисциплинирует.

Бумажный

Бумажный дневник

Источник: znanija.com

Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.

Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.

Электронный

Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:

  • Легко копировать данные, например, для включения цитат в доклады, рефераты и пр.
  • При размещении на сервисе Google Документы или других сайтах можно настроить разные уровни доступа. Например, одну запись открыть только для владельца аккаунта, другую — для его виртуальных друзей на данном сервисе, а третью — для всех.

Как сделать читательский дневник

В зависимости от поставленной цели возможны следующие варианты:

  • Чтобы завести бумажный дневник читателя, нужны тетрадь и ручка.
  • Если нужен электронный, лучше всего воспользоваться программами из пакета Microsoft Office. Записи можно оформлять в виде таблицы Excel или презентации PowerPoint.
  • Третий вариант — регистрация на сайтах для читателей (например, Bookmix) или облачных сервисах хранения данных.

Как вести и заполнять дневник

В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:

  1. Имя и фамилию автора книги.
  2. Название.
  3. Тип (художественная или научно-популярная литература).
  4. Объем произведения.
  5. Оценка (по пяти- или десятибалльной шкале).
  6. Интересные цитаты и новая лексика.

Для художественных произведений дополнительно указываются:

  1. Жанр (повесть, рассказ и др.).
  2. Год написания и исторический взгляд: какие события происходили в стране проживания автора? Повлияли ли они на содержание книги?
  3. Список основных персонажей. При необходимости можно дать им краткие характеристики — возраст, привычки, любимые занятия и пр.
  4. Краткий пересказ сюжета и его анализ.
  5. Собственное мнение о произведении, плюсы и минусы.

Для научно-популярных:

  • Область знаний (математика, физика).
  • Подходящие факты, которые можно использовать в дальнейшем.
  • Интересные книги, которые автор приводит в ссылках и списке литературы.

Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:

  1. Имя и фамилия автора, название книги, год выпуска.
  2. Основная сюжетная линия (художественные произведения) или информация, которая привлекает внимание (нонфикшен).
  3. Цитаты.

Оформление читательского дневника

При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.

Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.

Образец, который можно использовать при заполнении:

Дневник

Источник: nauchniestati.ru

Начните вести электронный или бумажный дневник, записывая в него впечатления от прочитанного и понравившиеся цитаты из книг. А если литература отнимает все свободное время, обращайтесь за помощью в учебе к специалистам ФениксХелп. Авторы помогут написать и правильно оформить любую учебную работу.

Читательский дневник

В читательских дневниках школьники и некоторые взрослые ведут записи о прочитанных книгах, записывают сюжет, краткие характеристики главных героев, впечатление от произведения, главные мысли, делают рисунки. Такой дневник учит анализировать прочитанное, излагать мысли письменно.

Автор развивает в себе способность думать, сопоставлять, делать выводы — важнейшие навыки для обучения и жизни.

Содержание:

  • Что такое читательский дневник
  • Как правильно оформить читательский дневник
  • Пример странички из читательского дневника

Что такое читательский дневник

В читательском дневнике записывают сведения о прочитанных книгах.

Дневник помогает вспомнить:

  • Название;
  • Автора произведения;
  • Сюжет.

Это основные части его содержания.

Как правильно оформить читательский дневник

Сегодня в книжном магазине можно купить изданный в типографии дневник с определённой структурой, оформлением. Но интереснее и полезнее создать дневник самостоятельно, взяв обычную тетрадь в твёрдой обложке или блокнот, небольшой альбом.

Обложка тетради станет титульным листом, далее — оглавление, сам дневник, свободные страницы — например, для читательских планов, словарика новых слов, других записей по желанию.

  • Титульная страница
  • Оглавление
  • Страницы дневника

Титульная страница дневника

На титульной странице нужно написать:

Пример титульной страницы

  1. «Читательский дневник»;
  2. Свои имя и фамилия;
  3. Школа и класс.

Титульная страница читательского дневника

Здесь же можно что-то нарисовать, приклеить картинки, даже свою фотографию.

Не нужно стремиться, чтобы титульная страница была обязательно связана с чтением — пусть она выражает интересы читателя, его личность, будет просто красивой. Важно, чтобы дневник вызывал приятные чувства, чтобы к нему хотелось возвращаться.

Иногда титульная страница перестаёт нравиться автору дневника — можно просто приклеить на старую обложку чистый лист и создать новую, и даже не один раз. В этом нет ничего страшного — в этом творчество, развитие!

Оглавление

Это не обязательная страница дневника, но очень удобная. Она позволяет быстро найти произведение, особенно в том случае, когда дневник ведётся не первый год.

Пример оглавления

  1. Аксаков С. Т. Аленький цветочек ………………….стр. 3
  2. Дж. Родари. Путешествие Голубой стрелы………стр. 4
  3. Драгунский В. Девочка на шаре………………………стр. 5

Оглавление читательского дневника

Страницы дневника

Обычно читательский дневник имеет несколько разделов — их количество и содержание определяет учитель или сам автор. Для каждого произведения заполняют часть или всё из перечисленного:

Пример содержания

  1. Автор и название, даты начала и окончания чтения
  2. Краткое содержание
  3. Главные герои, характеристика
  4. Главная мысль
  5. Впечатления от прочитанного

Страницы читетельского дневника

Пункты можно оформить графами, в виде таблицы, но удобнее делать записи как в книге, каждый пункт оформляя в виде подзаголовка. Тогда внутри записей легко поместятся рисунки, картинки, которые значительно облегчат довольно трудное занятие — заполнение дневника. Писать и рисовать намного интереснее и легче: рисунок помогает думать и формулировать мысли.

Пример странички из читательского дневника

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
    прочитано __ _____ 20__ года
  2. Краткое содержание

Старик и старуха живут у моря. Старик ловит рыбу, старуха прядёт. Как-то старик выловил золотую рыбку, которая сказала, что исполнит его желания, если старик выпустит её в море. Старик выпустил рыбку просто так. Но старуха стала ругаться, заставила выпросить у рыбки сначала новое корыто для стирки. Потом старуха потребовала новый дом, захотела стать дворянкой, царицей, владычицей морской.

Каждый раз, когда старик приходил к морю, оно становилось все более грозным. А в последний раз на море была чёрная буря. Не исполнила рыбка последнее желание старухи. Когда старик пришёл с моря домой, увидел, что вместо дворца снова землянка, на пороге сидит старуха перед треснувшим корытом.

  1. Главные герои, характеристика

Старик — трудолюбивый, спокойный, добрый и бескорыстный (отпустил рыбку без выкупа), не имеет характера — во всём слушается старуху.

Старуха — ворчливая, злая, жадная, любит командовать, не слушает ничьего мнения, не помнит добро (захотела, чтобы рыбка служила ей после всего, что получила от рыбки).

  1. Главная мысль

Жадность не приводит к добру. Если постоянно хотеть всё больше и больше, можно остаться ни с чем. Нужно уметь радоваться тому, что у тебя есть, и быть благодарным за то, что тебе дали.

  1. Впечатления от прочитанного

Мне понравилась сказка. Старуха мне немного напомнила меня, потому что мне тоже часто хочется всё больше и больше. Теперь я понимаю, что нужно себя перевоспитывать. Если я постоянно буду хотеть нового, то буду очень страдать, потому что всё получить невозможно! 

Как оформить читательский дневник


Как оформить читательский дневник

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 84.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 84.

Читательский дневник – неотъемлемая часть для понимания и запоминания литературного произведения. На уроках литературы дневник читателя поможет вспомнить автора произведения, основную мысль, главных героев. Так как оформить читательский дневник, и из каких частей он должен состоять?

Зачем нужен читательский дневник?

Читательский дневник – очень полезное изобретение не только для того, чтобы получить хорошую оценку, но и для развития памяти и воображения ребенка. Кроме того, ученик, зная, что нужно будет заполнять читательский дневник, будет более внимательно читать текст, не пропуская какие-то малоинтересные для него моменты.

Если произведение имеет большой объем, то последовательные записи в читательском дневнике помогут восстановить события из начальных глав

Польза читательского дневника еще и в том, что многие произведения, которые проходят на уроках литературы в 4-7 классе, позже повторяются или встречаются на экзаменах в старших классах. Не у всех детей идеальная память и уже спустя даже несколько месяцев после прочтения, многие школьники могут самостоятельно не вспомнить содержание текста. Тут дневник читателя приходится как нельзя кстати. Изучая свои записи ребенок восстанавливает в памяти основные события произведения, вспоминает, какие чувства вызвал у него тот или иной рассказ, понравился ли он ему или нет.

Оформление читательского дневника

Для читательского дневника необходимо выделить обычную тетрадь, в которой и будут вестись записи. Заполнение дневника происходит следующим образом:

  • Указываются инициалы автора произведения (фамилия, имя, отчество)
  • Указывается название произведения
  • Указываются годы создания произведения
  • Указывается жанр произведения
  • Записывается краткий сюжет (имена главных героев, основные события, влияющие на ход произведения)
  • Отзыв (в конце необходимо написать свое мнение о книги, указать, какие важные вопросы поднимает автор в своем произведение, что он хотел донести до читателя)

В начальных классах читательский дневник может содержать только основные факты, но с возрастом, когда ребенок учится лучше формулировать свои мысли, объем записей может увеличиваться

Приведем пример заполнения читательского дневника на произведении А. С. Пушкина «Дубровский»:

1. Александр Сергеевич Пушкин

2. «Дубровский»

3. 1841 год

4. Разбойничий роман

5. Молодой дворянин Владимир Дубровский после смерти своего отца мечтает отомстить соседу Троекурову, который и стал причиной скорой кончины старика. Вместе с бандой своих бывших крестьян он поджигает свое поместье (чтобы оно не досталось Троекурову) и уходит в леса. Он становится благородным разбойником, который грабит только богатых. Чтобы отомстить своему врагу, он выдает себя француза и устраивается в дом к Троекурову, где он влюбляется в его дочь Машу. Ради девушки он готов простить своего врага, но тот выдает ее замуж за состоятельного пожилого помещика.

6. Мне понравился этот роман. Его очень интересно читать из-за приключений главного героя. Я считаю Владимира Дубровского честным и любящим человеком, так как ради своей возлюбленной он готов был отказаться от мести своему кровному врагу.

Владимир Дубровский

Рис. 1. Владимир Дубровский.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать, как заполнять читательский дневник. Здесь приведен образец оформления дневника читателя, следуя пунктам которого ученик научится правильно формулировать свои мысли и записывать их в тетрадь.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Kani Aidarov

    4/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 84.


А какая ваша оценка?

Что такое читательский дневник?

Читательский дневник – это тезисный или произвольный конспект, созданный на основе прочитанного. Данный вид записи поможет закрепить полученную информацию, запомнившиеся моменты книги, статьи или другого текста. Также дневник может использоваться как некий способ самодисциплины — систематические записи мотивируют к регулярному дальнейшему чтению.

Читательский дневник понадобится:

Школьникам

Преподаватели любят составлять ученикам на летние каникулы список художественной литературы. Для того, чтобы к началу учебного года не забыть содержимое книги, ребенок может записать ее моменты (сюжет, события, мысль автора) – тогда после прочтения записанного, вспомнятся даже детали. С началом учебного года класс совместно обсудит и проанализирует содержимое книги, а это куда эффективней самостоятельного анализа.

Взрослым людям

Читательский дневник можно вести на протяжении всей жизни. Особенно актуальным такой вид конспекта будет для тех, кто любит прочитывать книги регулярно и помногу. К тому же, взрослые как правило читают специализированную литературу, конспектирование которой спасет в моменты, когда информация будет нужна здесь и сейчас.

Существует масса способов как оформить читательский дневник. Это касается не только формы дневника, но и способа его ведения.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать работу

Как оформить читательский дневник?

Оформление читательского дневника может быть произвольным или упорядоченным, например, в виде таблицы. Если читатель обладает необходимыми навыками и желанием, то электронная презентация с изображениями и заметками будет самым ярким и оригинальным вариантом.

Наиболее удобным и практичным вариантом будет разделение дневника на три части, а именно:

  1. Научно-популярная литература;
  2. Художественная;
  3. Специализированная.

При правильном разделении на поиск необходимой книги уйдут считанные секунды.

Прежде всего стоит разобраться с форматом читательского дневника — бумажный, электронный или готовый из магазина.

Электронный дневник

Если читатель предпочитает электронные версии книг, то запись в документах или любом мобильном блокноте будет оптимальной. На просторах интернета находится множество специальных программ и приложений, а Документы, Excel и Canva уже стали классикой.

Пример электронного читательского дневника

Пример электронного читательского дневника, который можно собрать в Excel за пару минут

Бумажный дневник

Если же речь идет о бумажной версии дневника, то пространство для творчества здесь куда шире. Читатель может выбрать любой блокнот или тетрадь, отчертить типовые графы и вести его.

Пример бумажного читательского дневника

Пример бумажного читательского дневника, которые можно сделать в Word или от руки.

Готовый читательский дневник

Читатель может купить готовый дневник с твёрдой обложкой и уже нарисованными графами для заполнения. Для школьников существуют дневники, сгруппированные по произведениям с 1 по 11 классы. Стоит такой дневник от 200 рублей. Просто вбейте в поиске, к примеру: “купить читательский дневник 5 класс”.

Так выглядит готовый читательский дневник

Ловите подборку читательских дневников для школьников в Ozon и Wildberries

Как вести читательский дневник?

Для того, чтобы записи использовались, а не просто пылились на полке, стоит разделить дневник по чтению на несколько пунктов. К ним относятся:

  • Название произведения;
  • Автор и год написания;
  • Краткая тезисная информация о содержании;
  • Герои — их характер, внешний вид, поступки;
  • Собственные заметки и впечатления о прочитанном;
  • Цитаты и мини-словарь.

На этом список не заканчивается, так как каждый вписывает в свой дневник то, что кажется ему наиболее значимым для восстановления общей картины повествования. Записывать мысли, переживания и сделанные выводы лучше всего сразу после их появления. Ведь первая мысль наиболее правдива и искренна.

Как и чем заполнять читательский дневник?

Как дневник прочитанных книг, ведение которого поручила вести школа, так и личного, заведенного по собственному желанию, может осуществляться во время прочтения книги или уже постфактум.

Детям

Детский читательский дневник подразумевает записи о персонажах, их внешности или личностных качествах (необходимо прежде всего для преподавателя).

Взрослым

Взрослый дневник читаемости необходим для того, чтобы записать впечатления, сложившиеся после прочтения.

Помимо этого, не стоит забывать и об аккуратности и четкости изложения. Записи, оформленные под воздействием эмоций или второпях, на момент последующего прочтения дневника могут быть попросту неразборчивы или непонятны. Тогда произведение вряд ли получится мысленно воссоздать.

Читательский дневник стоит заполнять регулярно, честно и аккуратно — соблюдение данных правил предоставит читателю практичный и полезный инструмент, незаменимый как в школьные годы, так и во взрослые.

Почему стоит вести читательский дневник?

Причина 1. Записанная на бумаге или в электронном блокноте информация освобождает место для новой. Ведение дневника помогает закрепить информацию и перейти к усвоению новой, но при этом читатель может вернуться к старой. Все это помогает не запоминать тонны материала, не держать его в голове.

Причина 2. Каждая прочитанная книга повышает интеллект и помогает улучшать как речь, так и письмо. Читательский же дневник мотивирует к прочтению большего количества книг или другого материала, а это в свою очередь хорошо дисциплинирует.

Причина 3. Честные записи будут помогать понять самого себя. Ведение такого дневника — это прямой разговор с самим собой. Персонажи, их поступки, а также события, описанные в книге, помогут примерить все это на себя. А откровенно по этому поводу записанные мысли способствуют анализу и развитию.

Преимущества в ведении подобного рода записей неоспоримы. Читательский дневник оформление которого не займет много времени, будет приносить пользу на протяжении всей жизни. А рассказывать преподавателю или другу о прочитанном можно будет в любой момент, сразу после 5-ти минутного прочтения тезисов, которые когда-то так бережно записывались.

Читательский дневник

Как вести читательский дневникЧто такое читательский дневник? Это тетрадочка, в которую учащиеся записывают свои отзывы о прочитанных летом книгах. В каждом классе детям выдают список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском дневнике учителя проверяют какие книги ребенок прочитал и понравились ли они ему.

Как мама и педагог, я думаю, что ведение читательского дневника — это неплохая идея, вот только реализация этой задумки в наших школах очень слабая. Дети ведут читательские дневники как повинность и делают это только для учителя.

Я расскажу вам как заинтересовать ребенка чтением, как научить его вести читательский дневник и что в него писать.

Зачем вести читательский дневник

Поверьте, читательский дневник ребенку нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как маленький человек научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.

Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.

Сейчас я уже и не вспомню сколько раз я сама перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова и когда последний раз читала сказы Бажова, а читательский дневник бережно сохранит все эти записи.

Как вести читательский дневник

Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Можно взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.

Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:

  • название произведения и автор,
  • дата прочтения,
  • отзыв или заметка о прочитанном.

Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.

Иногда учитель сам дает детям шаблон заполнения дневника, а есть уже готовые бланки и шаблоны.

Пример ведения читательского дневника

Первый столбец

Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.

Второй столбец

Второй столбец в читательском дневнике — это дата, когда вы читали книгу. Здесь также все очень индивидуально. Кто-то читает книгу быстро (в один день), а другому нужно несколько дней или даже недель. Поэтому во втором столбце можно писать дату через черточку (например, 11-21.07.2014 или 1.07.2014- 31.08.2014).

Дата — интересный показатель в вашем читательском дневнике. Она поможет вспомнить как долго вы читали «Войну и мир» или как быстро прочитали рассказы О. Генри. В моем дневнике рядом с одной книгой может стоять несколько дат. Это значит, что я перечитывала эту книжку не один раз.

Последняя колонка в читательском дневнике — это отзыв читателя о книге. В этой колонке ребенок может писать свое впечатление от произведения. Что ему понравилось в книге, а что показалось неинтересным. Согласен ли он с автором или как бы он сам закончил это произведение. Можно писать в этой колонке интересные мысли или утверждения. В общем, последняя колонка — это творчество и видение книги читателем.

Читательский дневник для детей

Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы дополните ее позже.

Пример читательского дневника

Название книги. Автор

Дата прочтения

Отзыв

«Про мальчика Яшу» Э. Успенский

23.07.14

Замечательная книжка! Автор смешно и правдиво рассказал о воспитании мальчика Яши, о его проказах. Мне понравилось, что и с моей сестрой случались похожие штуки.

 Надеюсь, вам понравится идея вести свой читательский дневник.

Комментарии к статье «Читательский дневник»

Комментировать

Как заполнять читательский дневник: рекомендации

Чернова Евгения<br>Олеговна

, автор статей | Обновлено 1 фев 2023

Содержание:

Как оформить читательский дневник

Как вести читательский дневник

Читательский дневник позволяет освежить в памяти воспоминания о прочитанной книге и дать свою оценку произведению. Он помогает детям лучше усваивать прочитанную информацию, уметь выделять главную мысль книги и учиться анализировать.

Читательский дневник - зачем нужен

Читательский дневник помогает лучше усвоить и осознать содержание прочитанного

Во многих школах вести читательский дневник начинают уже с первого класса. Конечно, в первые месяцы малышу будет тяжело самостоятельно анализировать и записывать всю необходимую информацию. Поэтому на помощь ему должны прийти родители. А для того чтобы заинтересовать ребёнка в этой практике, нужно для начала самим в ней разобраться.

Дневник читателя: виды

Все читательские дневники можно разделить по двум признакам: виду носителя информации и целям ведения. Единых требований к таким заметкам нет – каждый может вести дневник так, как ему хочется. Руководствоваться здесь нужно только рекомендациями учителя и собственными предпочтениями.

Делать заметки можно в подходящей тетради, готовом шаблоне или на электронном носителе – планшете, телефоне или компьютере. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Бумажные и электронные

Бумажные дневники – настоящий простор для творчества. В них можно делать иллюстрации к заметкам, наклеивать картинки и в целом украшать так, как захочется. Кроме того, письмо от руки позволяет лучше запомнить написанную информацию. Особенно интересно будет пересматривать такие заметки спустя много лет, вспоминая школьные годы и любимые произведения. Минус бумажного дневника в том, что его можно потерять или испортить.

Сегодня в магазинах можно найти множество готовых читательских дневников на любой вкус. В них уже есть готовые таблицы для заполнения с подробными подсказками.

Электронный вариант – более современный, но не все учителя разрешат приносить на уроки планшет или ноутбук. Такой дневник удобен тем, что сделать запись в нём можно в любое время, но у младших школьников могут возникнуть проблемы с его заполнением.

Подробные и краткие

В первые дневники вносится вся подробная информация не только о произведении, но и об его авторе. В них же указывается и период, за который была прочитана книга. В дневнике с кратким отчётом указывается лишь автор, название книги и дата прочтения.

Конечно, предпочтительнее вести подробный дневник, в котором ребёнок будет записывать не только краткое содержание, но и свои впечатления от произведения. А зарисовка любимых героев поможет малышу развить фантазию.

Как оформить читательский дневник

Оформляем читательский дневник

Помогите ребенку оформить читательский дневник и объясните, как его нужно вести

Для заметок лучше всего подойдёт общая тетрадь или блокнот. Можно распечатать шаблоны страниц из интернета и вклеить их в дневник. Вести записи можно в виде таблицы или отдельных абзацев – это дело вкуса.

На первой странице можно написать сведения о том, кому принадлежит дневник – фамилию и имя ребёнка, класс и школу. Внизу можно указать период ведения дневника (месяц или год).

Анализу одного произведения лучше посвящать целый разворот – так поместятся не только необходимые заметки, но и иллюстрации. Каждую страницу можно украшать по желанию школьника. Для этого подойдут самые разные инструменты: цветная бумага, карандаши, фломастеры, вырезки из журналов или распечатанные иллюстрации к произведениям. Краски для оформления лучше не использовать – при неосторожном обращении они могут испортить соседние листы.

В конце дневника можно записывать его содержание или просто вести список прочитанных книг.

Как вести читательский дневник

Как уже говорилось выше, единых требований к дневнику нет. Количество пунктов в плане ведения зависит от многих показателей:

  • учебной программы;
  • рекомендаций учителя;
  • возраста ребёнка.

Поэтому читательский дневник в первом классе и, например, в средней школе будет разным. Но есть несколько пунктов, которые всё же рекомендуют включать в план ведения дневника педагоги.

  1. Краткие данные об авторе – ФИО, псевдоним, годы жизни.
  2. Жанр и название произведения, год написания.
  3. Краткая характеристика главных героев: имя, возраст, род занятий, характер.
  4. Сюжет и главная мысль книги.
  5. Понравившиеся цитаты.
  6. Свои впечатления и выводы.

Как вести дневник читателя

Записывайте в дневник не только содержание прочитанного, но и свои впечатления и мысли

Дополнительно можно указать краткую информацию о временной эпохе, в которой происходит действие книги. Также можно выставлять каждой книге собственную оценку, например, по десятибалльной системе.

Какие-то пункты (например, имена персонажей или цитаты) нужно записывать в процессе чтения. А вот делать анализ произведения нужно только после его окончательного прочтения. С этим пунктом у ребёнка могут возникнуть трудности, поэтому задача родителей – помочь ему ответить на самые важные вопросы:

  • О чём эта книга?
  • Что понравилось больше всего?
  • Правильно ли поступили герои в той или иной ситуации?
  • Что не понравилось и почему?

Главное, чтобы малыш не просто отвечал на эти вопросы, но ещё и аргументировал свою оценку поступков или персонажей.

Важно: ведение дневника должно доставлять ребёнку радость. Поэтому для первых книг лучше взять интересные для малыша произведения.

Делать записи в дневнике можно не только после чтения художественной литературы. Энциклопедии, учебники и даже комиксы – всё это подойдёт для анализа. Хорошей привычкой ведение дневника станет и для взрослых. Оно позволит по-новому взглянуть на прочитанные произведения и структурировать свои мысли.

Фото: © Shutterstock.com

14 января 2023 16:45 | Отредактировано: 1 февраля 2023 02:20

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется читал невнимательно
  • Как пишется читай на здоровье
  • Как пишется читаемая книга
  • Как пишется читабельность
  • Как пишется чисчу