Как пишется цель урока

Технология
целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?

Одним из ведущих
компонентов урока и учебно-воспитательного процесса в целом являются цели. Они
определяют содержание предстоящей деятельности, служат ориентиром в процессе
работы, составляют основу для критериев обученности, воспитанности и развития
учащегося. Методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока
проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать
деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы.
Таким образом, цели – запланированные результаты педагогической деятельности
(Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия,
термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.).

 Цели призваны
реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную
иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.

Общие цели
являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования
мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса
обучения. Например, одна из целей  базового курса информатики – «….» (ГОСО).

Тематические цели
являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся
по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют
одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».

Поурочные цели –
это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении
в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке.
Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента
текста».

Тематическая цель
не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях
темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над
усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление
знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким
образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную
деятельность, которая подчинена различным целям. 

Не раз приходилось
слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока.
Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Итак, есть такие
рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными.

Цель – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на
учебном занятии, а не сам процесс, так называемые
«глобальные цели», некий идеал, ориентиры человеческой деятельности,
заранее
запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только
учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или
раздела. В цели урока формулируется ключевой результат, к которому должны
стремиться учащиеся. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при
подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос «Достиг ли
урок поставленной цели?».
Педагог под целью урока иногда понимает цель для себя — что он хотел бы сделать
на уроке. На самом деле цель урока должна определять, чему
обучающиеся должны научиться на уроке.

Цель урока – должна быть одна и выражена отглагольным существительным (имя
существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение
(от ходить), формирование (от формировать)

В
настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению
происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей,
который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной
инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока)
формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся
(что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

—   
цель должна быть конкретна;

—   
четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

—   
цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

При
формулировании цели урока будем исходить из того, что 
обучение – очень сложный и индивидуализирован­ный
процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное
сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей,
подходов и убежде­ний, которые в совокупности формируют характер использования
человеком конкрет­ных возможностей для получения знаний. /Руководство для
учителя. Третье издание. стр.121/

Почему при
построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель?
Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы
обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.

На
основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из
первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной
(познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими
учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).

Характеристика
деятельности и цели обучения  в соответствии со сферами обучения приведены в
следующей таблице:

Сфера
обучения

Таксономии

Характеристика
сфер деятельности

Цели,
которые сфера деятельности охватывает

Когнитивная
(познавательная)

Таксономия
Б.Блума

навыки
анализа и решения проблем

Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного
материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить
имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными
идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Аффективная
(эмоционально-ценностная)

Таксономия
Д.Кратволя

взаимные
отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение

цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям
окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения
ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу
попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех
или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в
деятельности.

Психомоторная

Таксономия
Д.Симпсона

навыки,
требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков

Цели,
связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной),
манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма,
речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.


Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели
личностного развития обучаемых.

Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть
осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные
трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся,
поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и
нравственные приращения обучаемых в рамках  одного или нескольких уроков.

Таблица
1. Категории учебных целей в когнитивной области.

Основные
категории учебных целей.

Примеры
обобщенных типов учебных целей.

1.
Знание.

Эта
категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь
может идти о различных видах содержания -от конкретных фактов до целостных
теорий. Общая черта этой категории — припоминание соответствующих сведений.

Ученик:
Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные
понятия, правила и принципы.

2.Понимание.

Показателем
способности понимать значение изученного может служить преобразование
(трансляция) материала из одной формы выражения в другую, “перевод” его с
одного “языка” на другой (например, из словесной формы — в математическую). В
качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала
учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем
ходе явления, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные
результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик:
Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы,
графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические
выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из
имеющихся данных.

3.
Применение.

Эта
категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных
условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий,
принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более
высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик:
Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в
конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода
и процедуры.

4.
Анализ.

Эта
категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так,
чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого,
выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.
Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным
уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как
содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.

Ученик:
Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике
рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает
значимость данных.

5.
Синтез.

Эта
категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое,
обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление,
доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для
упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты
предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем
и структур.

Ученик:
Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента,
использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или
иной проблемы.

6.
Оценка.

Эта
категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения,
художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели.
Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть
как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие
намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться
ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение
учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные
суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик:
Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает
соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного
продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

Конкретизация целей
учебного предмета на основе данной таксономии проводится в два этапа. На первом
выделяются цели учебного курса, на втором — цели на уровне конкретной темы.

Детальная
спецификация целей оформляется в виде таблицы, строки которой представляют
элементы содержания учебного материала, а столбцы — ведущие типы
интеллектуальной деятельности учащихся во время усвоения этих элементов. Ниже в
качестве примера подается матрица целей учебной группы к теме »
Наследственность и изменчивость» из курса общей биологии.

Элементы
усвоения

Элементы
знаний

Понимание

Воспроизведение

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Наследственность
— общая свойство организмов   

+

+

+

Формирование
генотипа

+

+

+

+

+

+

Что
такое непостоянство

+

+

+

+

+

+

Механизм
изменчивости

+

+

+

Механизм
наследственной изменчивости

+

+

+

Соотносимый
характер наследственной изменчивости

+

+

+

Мутации
как вид наследственной изменчивости

+

+

+

+

+

+

 Как видно, для
того, чтобы подать цели учебной группы через элементы «знания»,
«понимание», «применение», «анализ»,
«синтез», «оценка», необходимо осуществить глубокий
научно-методический анализ содержания учебного материала, его структуры,
последовательности изучения и соотнести каждый элемент содержания с элементами
усвоения. Имея такую таблицу (матрицу), учитель может предсказать, спланировать
сам процесс достижения целей обучения данной группы, составить точную
диагностическую карту-задачи. Речь идет о том, что каждый «плюс» в
таблице требует того, чтобы был построен сам процесс реализации данного
элемента знаний. Матрица является основой для составления диагностических задач
как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Приведем примеры
целей урока:

Цель
обучения (когнитивные)

Цели
личностного развития обучаемых

 Цель
обучения
предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов
действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать
следующим образом:


обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;


обобщение и систематизация знаний о …


отработка навыки (указать какие);


устранение пробелов в знаниях;


усвоение учащимися понятий (каких?).

Выявление
и закрепление знаний по теме … Устранение пробелов в знаниях учащихся …
Формирование новых понятий (идет их перечень) … Обучение навыкам чтения …
Изучение схем включения … Изучение принципа действия и устройства …
Расширение знаний о … Выявление знаний по теме …, умение их применять в
условиях … Изучение способов определения … Изучение последовательности
действий … Изучение общих схем … Изучение назначения различных … Изучение
особенностей протекания явлений … Знакомство с порядком выполнения действий
…Систематизация и обобщение знаний по теме … обеспечение знаний учащимися
каких-то понятий, определений, теорем …

установление
уровня знаний по теме…

обобщение
изученного материала по теме…

систематизация
изученного материала по теме…

На основе анализа фактов… подвести
учащихся к пониманию того, что…

Обеспечить освоение учащимися следующих
фактов…, понятий…, идей…, терминов…

Выявить и осмыслить причины…,
сущность…, значение…

Способствовать…,
создавать условия…, организовать ситуацию, требующую от учащихся…,
содействовать…

Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля
…  Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной
деятельности … Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные
знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные
связи между … Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений
анализировать и различать … Обеспечить условия для развития умений и навыков
работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять
главное и характерное…  Содействовать развитию умений применять полученные
знания в нестандартных (типовых) условиях… Обеспечить условия для развития
умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли … Обеспечить условия для
развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке
различных процессов, явлений и фактов … Способствовать развитию умений
творческого подхода к решению практических задач …  Способствовать развитию
технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и
исследовательских задач …
создать условия для:

развития
мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить

аналогии
обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять
и               определять понятия, ставить и решать проблемы);

развития
элементов творческой деятельности (интуиции,
пространственного                         воображения, смекалки);

развития
мировоззрения;

развития
навыков устной и письменной речи;

развития
памяти;

развития
критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

развития
эстетических представлений и художественного вкуса;

развития
логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-       следственных
связей, сравнительного анализа),

развития
у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать
научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

развития
у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развития
у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и
диалогическую речь);

развития
у обучающихся рефлексивной деятельности

развития
способности четко формулировать свои мысли;

Типичные ошибки целеполагания

подмена цели
содержанием («познакомить обучающихся с …»)

подмена цели
процессом деятельности («обучающиеся выполняют работу…»,
«обучающиеся пишут…», «обучающиеся решают задачи по
теме…»)

Например: 
1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического
материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком
активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по
поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития
конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у
обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Примеры
неправильной постановки цели

Изучить тему:
«Диэлектрические материалы»;

Углубить знания
студентов по теме «Проводники»;

3.
Расширить кругозор обучающихся

Все
эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (ЦЕЛИ УРОКА):

— обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возможные наименования);

— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по данному предмету (преподаватель приводит их возможный перечень);

— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные навыки и умения (например, навыки планирования ответа, навыки самоконтроля и др.);

— формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.);

— восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных навыках и умениях учащихся данного класса;

— обеспечить контроль знаний и умений по тем;

— подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.

— сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

— сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись езультатов наблюдений. Работа с учебником и книгой: разучивание материала по учебнику, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного (план, конспект, тезисы, выписки, цитаты, аннотации).

Ясное, точнее, сжатое выражение наблюдений и мыслей в словах, в устной и письменной речи в той форме, которая определена заданием или требуется характером изучаемого материала. Решение задач, примеров и выполнение различных заданий письменного и графического характера. Конспектирование рассказа или лекции преподавателя. Пользование справочной литературой;

— сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных работ, учебно-практических работ на взвешивание, определение расстояний, расчеты, умение производить выбор необходимых приборов для измерений, изготовление различных наглядных пособий и прочее;

— обучить учащихся наиболее рациональным видам труда. Это обучение имеет следующие этапы: разъяснение того или иного вида работ; показ преподавателем наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале и с очередной темой; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем преподавателя; частично самостоятельное выполнение учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением усвоенного навыка умственного труда; анализ выполненной работы и степени овладения суворовцами навыков труда.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

— развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;

— развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации, учебные дискуссии и прочее;

— развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;

— развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе, окружающей действительности, самостоятельное составление задач, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и прочее;

— при работе с отстающими учащимися обратить особое внимание на устранение недостатков в развитии интеллекта, воли, эмоций;

— при работе с наиболее подготовленными учащимися обратить особое внимание на поддержание интереса и положительных мотивов учебной деятельности;

— формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве. Осуществлять связь с другими предметами;

— формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;

— формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;

— вырабатывать умение наблюдать явления, по результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных законов и явлений в жизни, быту, производстве;

— развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, например, при выполнении лабораторных, практических, самостоятельных и контрольных работ, где необходимо учить видеть путь (несколько путей) к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать нужные формулы. При выполнении практических заданий: умение самостоятельно разобраться в инструкции, измерить нужные величины и произвести вычисления;

— при изучении различных разделов предлагать учащимся делать доклады, рефераты, изготавливать приборы, несложные модели, что ведет к развитию творчества, к умению самостоятельно приобретать знания из различных источников;

— освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, которые имеются у учащихся из других наук и углубление этих знаний (межпредметные связи);

— развивать познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и техники;

— формировать альтернативность мышления (умение решать задачу несколькими способами и обосновывать рациональный вариант их решения);

— формировать умение выделять главное от второстепенного;

— формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли;

— развивать самостоятельность;

— формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и прочее);

— развивать учебно-организационные умения: принимать и намечать задачи деятельности; рационально планировать деятельность; создавать благоприятные условия для деятельности: режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и прочее;

— развивать учебно-информационные умения: осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками и др.; работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение;

— развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности;

— способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

— развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы, умение работать с картой, документами, логически последовательно излагать материал;

— развивать речь, умение конспектировать по рассказу учителя, с текста, умение использовать произведения художественной литературы, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;

— умение давать оценку событиям, историческим деятелям;

— умение анализировать ответ товарища, дать оценку;

— умение слушать, выделять главное и второстепенное.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

— содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий), например, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;

— обеспечить нравственное воспитание учащихся (ознакомить суворовцев с необходимой литературой по этому вопросу для воспитания у них таких нравственных качеств как патриотизм, коллективизм, гуманизм и других общечеловеческих ценностей);

— содействовать трудовому воспитанию учащихся;

— влиять на профессиональное самоопределение;

— содействовать эстетическому воспитанию учащихся (например, ознакомить с произведениями литературы и искусства, эстетикой труда, природы, науки, быта и прочее);

— содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о
профилактике их утомляемости на уроке);

— обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т.д.);

— содействовать военно-патриотическому воспитанию;

— воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

— воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

— с целью физического совершенствования и сохранения здоровья учащихся необходимо менять виды деятельности суворовцев на протяжении урока, следить за правильной осанкой, выполнять нормы освещения рабочего места, осуществлять проветривание кабинета, добиваться соблюдения
чистоты;

— большое влияние на формирование у учащихся нравственных принципов оказывает личность самого преподавателя, его слова, образ мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям. Личный пример преподавателя, его умение создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому учащемуся;

— воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной
активности и самостоятельности, настойчивости;

— воспитание интереса к предмету, к учению;

— воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт;

— формировать интерес к предмету, гражданскую позицию;

— воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление,терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;

— воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни; обеспечивать патриотическое воспитание, воспитание ответственности за честь и человеческое достоинство;

— воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова; воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.

Требования к современному уроку:

•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

•    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока — дети;

•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым.

Структура современного урока:

  1. Организационный момент: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
  2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  4. Сообщение нового материала.
  5. Решение учебной задачи.
  6. Усвоение новых знаний.
  7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  8. Закрепление изученного материала.
  9. Обобщение и систематизация знаний.
  10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  • Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

П

роверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся 
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей…

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались 
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

ЦЕЛИ УРОКОВ

Цели деятельности учителя понимаются как совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на уроках для учения и развития учащихся.

Учебные цели каждого из фрагментов учебного процесса (этапа урока, урока в целом) определяются педагогом диагностически.

Учащиеся — активные субъекты деятельности. Они участвуют в определении целей урока, выбирают уровень освоения учебного материала, способы достижения целей, осуществляют самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности.

Цель — это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников.

Приступая к формулировке целей урока, учитель:
— изучает требования программы;
— обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;

— определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;

— выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность школьника в результатах обучения.
После того, как цель определена , она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм
организации познавательной деятельности школьников.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель ):
— образовательные (обучающие);
— развивающие;
— воспитательные.

Развивающие цели урока

Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).

Требования к развивающей цели: учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная); вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности; подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.

Развивающий компонент цели будем формулировать так: «создать условия для развития…», «способствовать развитию…» (логического мышления, пространственного воображения, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.) 

Воспитательные цели урока

Воспитательная цель урока – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

Требования к воспитательной цели: воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета; воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета; основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т. д.

Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки: «создать условия для…» или «обеспечить условия для…» (воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.)

Примеры некоторых формулировок развивающих целей:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:

«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»

«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»

«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ…»

«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»

«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

«Создать условия для воспитания уважения к другим культурам и обычаям и т. п.»

P.S. Воспитательная цель – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая цель – создать условия для развития (пишем чего)

Образовательные:
— обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем …
— обеспечить формирование умений …
— установить уровень знаний по теме…
— обеспечить обобщение изученного материала по теме…
— обеспечить систематизацию изученного материала по теме …
— обеспечить отработку умений учащихся…

Развивающие и воспитательные:
создать условия для:
— развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы );
— развития элементов творческой деятельности ( интуиции, пространственного воображения, смекалки);
— развития мировоззрения;
— развития навыков устной и письменной речи;
— развития памяти;
— развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
— развития эстетических представлений и художественного вкуса;
— развития логического мышления ( на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа),
способности четко формулировать свои мысли;
— воспитания уважения к своей Родине;
— воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядоч-ности;
— воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
— воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
— подведения учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
— развития у школьников исследовательской культуры ( развитие умений ис-пользовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза,
эксперимент);
— развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
— развития у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, моно-логическую и диалогическую речь);
— развития у учащихся рефлексивной деятельности.

Рекомендации  по написанию  целей урока

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, уме­ний и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоз­зрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познава­тельный интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение.

Как сформулировать цель урока

Цель деятельности педагога – это его стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель обеспечивает или создает условия для данных изменений. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос «Достиг ли урок поставленной цели?».

Довольно часто цель урока формулируется простым перефразированием темы урока. Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя — что он хотел бы сделать на уроке. Однако он приходит на урок для того, чтобы научить чему-то учеников, поэтому цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке.

Начинать формулировку целей урока полезно с определения конечного результата – что ученик должен уметь делать в конце программы обучения.

Требования к формулировке цели:

 Цель должна быть

 а) четко сформулированной;

 б) понятной;

 в) достижимой;

 г) проверяемой;

 д) конкретной.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. При формулировке целей на уроках ознакомления с новым материалом и закрепления изученного, можно использовать глаголы:  «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д. На уроке-обобщении используйте слова «выделить», «обобщить», «актуализировать». На практических уроках — «применить знания», «сделать», «способствовать формированию навыка, умений работать с…» и т.д.

Возможные формулировки:

  1. обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;
  2. сообщить новые факты ;
  3. добиться усвоения учащимися понятий (каких?);
  4. обучение новым способам деятельности;
  5. изучение дополнительных признаков;
  6. обобщить и систематизировать знания о … (или по конкретной теме);
  7. закрепление уже известного способа;
  8. отработать навыки (указать какие);
  9. обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой;
  10. систематизировать знания;
  11. обзор, упорядочение изученного;
  12. устранить пробелы в знаниях (каких) ;
  13. закрепить способы действий… ;
  14. сформировать у учащихся представления о … ;
  15. обучить выполнению задания по образцу ;
  16. освоить  конкретный способ выполнения операций;
  17. освоить  все возможные способы выполнения операций   .                                      

    Цель развития предполагает, в основном, развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений. В данном случае нужно формулировку цели начинать со слов «создать (или обеспечить) условия для развития …». Ведь очень трудно определить, развили ли мы у обучающихся память или внимание. А так урок будет развивающим, поскольку на уроке были созданы условия для развития познавательных процессов.

    Нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку.

Но    развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Возможные формулировки:

  1. создать (или обеспечить) условия для формирования умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
  2. создать (или обеспечить) условия для развития умений сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов,
  3. создать (или обеспечить) условия для развития умений аргументировать и доказывать свое мнение,
  4. создать (или обеспечить) условия для развития умений обобщать и синтезировать знания,
  5. … выдвигать гипотезы и предположения,
  6. … переносить знания в новые ситуации,
  7. … искать аналогии и другие варианты решения,
  8. … планировать свою деятельность,
  9. … тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять;
  10. … развивать ассоциативное мышление, воображение;
  11. … устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изученного материала.
  12. создать (или обеспечить) условия для развития критического мышления при анализе и оценке…;

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель? Можем ли проверить, что к концу урока мы у учащихся воспитали или сформировали те или иные личностные качества ребенка? Наверное, нет. Поэтому педагог может только создать условия для воспитания, например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости и т.д. Поэтому формулировка подпункта цели так же начинается со слов «Создать (или обеспечить) условия для …». Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.

Возможные формулировки:

  1. Создать (или обеспечить) условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (исполнительности, дисциплинированности, внимательности, добросовестности, ответственности, трудолюбия, работоспособности);
  2. Создать  условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности);
  3. Создать  условия для воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (требовательности, принципиальности, критичности и самокритичности,  чуткости и гуманности, вежливости, тактичности, уважительности, скромности, дружелюбия, солидарности, стремления к взаимовыручке);
  4. Создать  условия для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции (уважения к своей Родине, формирование интереса к будущему страны ,гуманизма    и    любви    к прекрасному, воспитание патриотизма) .

Советы учителю.

  1. Формулируйте конкретные учебные цели.
  • Сосредоточьтесь на конкретных умениях, которые должны приобрести ученики.
  1. Сделайте цель урока целью учеников.
  • Попросите учеников объяснить значение целей, сформулировать цели.
  • Объясните важность темы для них, общего значения курса.
  • Напоминайте о цели в ходе урока, о ее поэтапном достижении.
  1. Формулируйте цели, ориентируясь на интересы учащихся.
  • Концентрируйтесь на знаниях и умениях, соответствующих интересам и потребностям учеников.
  • Используйте игры, фильмы, демонстрации.
  • Используйте опросы, результаты анкетирования учеников для исправления своих недостатков.
  1. Относитесь внимательно к организации урока.
  • Дайте ученикам такую цель, которая помогла бы им сконцентрироваться на уроке.
  • Начните урок с записи плана на доске или поработайте над планом с классом.
  • Разбейте урок на этапы.
  • Периодически напоминайте об этапе работы.
  • Подводите итог каждого этапа.
  1. Согласуйте цели и способы деятельности на уроке.
  • Если надо запомнить – запланируйте обучение способам запоминания.
  • Если активизировать фантазию – проведите дебаты, рассмотрите групповые проекты, проведите шутливые заседания.

Цель отражает главную мысль урока и образовательные результаты студента. Например, цель этого урока — научить формулировать цели урока. Значит, мы предполагаем, что после теории и практики студент научится формулировать цель — это образовательный результат. Так автор курса сможет оценить, насколько потребности студента будут закрыты после прохождения урока.

Задавать цель уроку важно обеим сторонам:

  • Автор определится, ради чего пишет образовательный материал. Цель помогает сделать урок более точным, правильным и эффективным. Если мы помним про цель во время работы над уроком, мы всегда будет понимать, в том ли направлении движемся и нет ли ничего лишнего

  • Студент поймет, какие навыки он получит в итоге. Мы скажем о целях в самом начале урока, и это поможет вовлечь студента. Четкие цели помогают вовлечь студента, заинтересовать его и быстро объяснить практическую пользу от урока

Представим, что мы пишем урок «Анализ сделанных изменений в Git»:

  • Цель урока — разобрать команды, с помощью которых можно анализировать изменения

  • Образовательный результат — студент научится анализировать изменения в директории

Также в этот урок мы решаем добавить команды, которые отменяют изменения в рабочей директории. Кажется, что всё относится к одной теме, но давайте проверим. Зададим себе вопросы:

  • Входят ли команды отмены в список команд, «с помощью которых можно анализировать изменения»?

  • Команды отмены помогают студенту «анализировать изменения в директории»?

Ответ на оба вопроса будет «нет». Получается, что цель и образовательный результат отражают одно, а блок текста внутри урока — совсем другое. Значит, блок про команды отмены можно удалять, потому что эта информация не помогает раскрыть основную тему. Даже самая полезная информация не усвоится, если студент столкнется с ней в перегруженном уроке.

Расскажем, как формулировать цель и каким требованиям она должна обладать, чтобы не допускать подобных ошибок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение.

Ушаков: Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть; предел, намерение, которое должно осуществить.

Задача – цель; то, что необходимо осуществить, чего необходимо достигнуть.

Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.

Цель урока – это образная или понятийная модель результата взаимодействия учебной деятельности учащегося и дидактической деятельности педагога, это предвидение, прогнозирование итога.

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками урока в ходе смены видов деятельности.

Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д. Каждая цель урока считается триединой и состоит из целей воспитания, обучения и развития учащихся.

Однако такая заданность педагогической структуры урока подвергается сомнению. Уральский педагог Трошкин считает, что постановку целей урока можно упростить. Он формирует одну единственную и главную цель, а цели воспитания, обучения и развития переводит в задачи урока, исходящие и подчинённые главной.

Главной же целью может, по его мнению, быть организация единого познавательного процесса учащихся и учителя. А далее задачи и их решение способствуют последовательному и направленному достижению цели.

Задачи развития, например, могли бы состоять в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и др.

Задачи воспитания – предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности.

Задачи обучения — освоение конкретного предметного материала, т.е. непосредственного формирования знаний и умений.

Словом, цели вполне могут быть заменены задачами.

Такой подход к целеполаганию упрощает сам процесс, делает его более понятным и правильным.

В массовой практике закрепились рекомендации о трёхцелевом уроке.

Этими целями могут быть: цели обучения по освоению определенного содержания учебного материала (изучение правил правописания безударных гласных в корне слова);

воспитательные, содержащие перечень личностных качеств учащихся, подлежащих воспитанию на уроке (воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы на уроке);

развивающие, состоящие из перечня психических свойств человека, как правило, познавательных (Развитие внимательности и наблюдательности в процессе изучения живой природы).

Конаржевский предлагает эти три цели считать за одну и именовать «триединой целью».

Однако этого перечня оказывается недостаточно для того, чтобы охватить все возможности урока. И тогда многие педагоги рекомендуют в качестве целей рассматривать качественные характеристики учебной деятельности учащихся ( формирование умения планировать свою учебную деятельность ); дидактическую деятельность самого учителя (раскрыть учащимся причины экономического кризиса).

Если учитель ставит сразу несколько целей урока, что вполне возможно, он видит их единым блоком, во взаимном дополнении и развитии и способен их достигать. Количество ведущих целей зависит все-таки от личных и профессиональных возможностей учителя.

Для того, чтобы каждую цель разбить на задачи, нужно знать её структуру. В цель входят объект, предмет и действие цели.

Объект – это сам учащийся, имеющий особые характеристики, начиная с возрастных. Он имеет свою позицию в классе, свой уровень умственного развития, мотивацию учения и т.д.

Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что изменить, какого результата достичь.

Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.

Например, в цели – формировать наблюдательность учащихся за естественными явлениями природы – объектом являются учащиеся определенного класса, предметом — наблюдательность за естественными явлениями природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.

Вот эти простые действия, входящие в целевое действие, и могут стать основанием для вычленения задач обучения на уроке.

Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.

Требования к постановке целей урока.

Реалистичность целей урока с точки зрения:

  • Достаточности времени для их достижения;
  • Их соответствия способностям и подготовленности учащихся;
  • Их соответствия возможностям учителя.
  • Обоснованность целей урока с точки зрения:
    • Необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;
    • Достижения последующих (конечных)результатов обучения.
    • Конкретность постановки целей( формулировка должна дать ясное представление о результатах )

Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.

Целесообразно использовать следующий

алгоритм постановки целей:

  1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).
  2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).
  3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.
  4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.
  5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

Способы постановки целей:

  1. Через содержание (нельзя определить результат, меру успеха)

* «дать понятие»; «дать определение»

  1. Через действия педагога (не видно воспитанника, не

всегда можно определить меру успеха)

* «научить»; «провести опрос»

3. Через действия воспитанника, через результат деятельности.

Образовательные задачи.

Дидактическая цель урока определяется тем, что урок дал учащимся; чему ученики научились за этот урок: — получили новую(действительно новую) информацию; — повторили ранее усвоенный материал; — закрепили уже имеющиеся знания; — и т.д.

Для реализации образовательных задач учителю необходимо осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью умственно отсталых детей; стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности.

Получаемые знания должны основываться на уже ранее усвоенных учащимися понятиях. Этим обеспечивается как лучшее усвоение новых знаний, так и закрепление пройденного материала.

К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и др. знаний; выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.

Образовательные задачи:

Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…

Обеспечить усвоение следующих основных задач…

Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…

Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

Воспитательные задачи.

Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся.

К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.

Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.

В свою очередь, воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы.

Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы – воспитание мотивации к учению, т.е. потребности, желания приобретать знания, зарабатывать оценку, а не получать её (для этого учителю всегда необходимо называть критерии, по которым будет выставлена та или иная оценка). Не надо из конспекта в конспект писать «воспитание бережного отношения к природе», «воспитание аккуратности… и т.п.». Урок – это форма организации учебного процесса; воспитывайте мотивацию к учению (делайте все уроки занимательными, разнообразными, интенсивными и т.п.).

Мотивационное обеспечение урока:

Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через:

1.Работу в зоне ближайшего развития;

2.Создание ситуации успеха;

3.Обеспечение психического и физического здоровья учащихся на уроке, гигиены труда.

Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

При построении урока необходимо учитывать три вида мотивации:

1. Социальную: поднять авторитет ребенка среди товарищей, похвалить за усердие в работе.

2. Прагматическую: усилить внимание к предмету.

3. Содержательную: применение знаний в нестандартной ситуации, познавательные споры, введение учащихся в проблемные ситуации Воспитательные задачи:

В целях решения трудового воспитания…

Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения…

Формирование экологического воспитания…

Коррекционно-развивающие задачи.

Коррекционно-развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности). Каждый урок должен иметь коррекционно-развивающую направленность, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов. Для этого учителю необходимо уметь видеть индивидуальные характеристики развития ребенка, что обеспечит планирование и осуществление индивидуального подхода в коррекционной работе на всех этапах обучения.

Реализация коррекционной задачи предполагает целенаправленное включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр.

Каждый урок должен иметь коррекционно-развивающую направленность, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов. Для этого учителю необходимо уметь видеть индивидуальные характеристики развития ребенка, что обеспечит планирование и осуществление индивидуального подхода в коррекционной работе на всех этапах обучения.

Здесь очень важно помнить о том, что степень коррекционной направленности урока зависит от методов и приемов работы на уроке, от четко и конкретно спланированной коррекционной задачи.

Нельзя ставить задачи: коррекция речи, памяти, внимания …, как это делается обычно. Невозможно в ходе одного урока реально заниматься коррекцией всех психических функций. Да! Учитель использует эти психические процессы, но как средство для усвоения учебной информации.

Конкретная коррекционная задача может быть сформулирована следующим образом:

Урок математики. «Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого» — в ходе урока дается задание собрать «осколочные» картинки.

Урок чтения. «Коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов» — в ходе урока дается упражнение на развитие способности запомнить словесный ряд или пары слов.

Урок истории. «Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении» — в ходе урока дается задание «прослушать слуховые сигналы» (звук горна, барабана, трубы, солдатского котелка…) и расставить предложенные предметы в той последовательности, в какой воспроизводятся эти сигналы. Определить, в ходе какой войны могли быть использованы эти предметы.

Урок биологии. «Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений во внимании» — в ходе урока дается задание «запомнить последовательность животных, изображенных на картинках»

Как мы видим, на каждом уроке может быть сформулирована конкретная коррекционная задача, которая реально работает на развитие у каждого ученика механизма компенсации.

В ходе урока всегда можно четко определить, были ли коррекционные упражнения или учитель ограничился использованием лишь учебных методов и приемов ( беседы, работы по картинке, с текстом, рассказ учителя и пр.). Всё это – методы для усвоения учебной информации

Таким образом, на уроке учитель решает многие задачи (цели).

Дидактические цели урока определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы.

Коррекционно-развивающие – связаны с исправлением (по мере возможности) недостатков умственного и физического развития аномального ребенка достигаются они как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положительное воздействие на развитие речи школьников, процессов мышления и т.д.

Воспитательные цели, которые ставит и реализует на уроке учитель, разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачивает учитель на их достижение.

Типы уроков.

В коррекционной школе VIII вида используется наиболее распространенная классификация уроков в зависимости от основной образовательной цели занятия:

Вводный урок.

Осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках.

Урок сообщения новых знаний.

Весь ход работы на таком уроке подчиняется поставленной цели – формированию у учащихся первоначальных представлений о новом материале. Большая часть времени отводится на восприятие, осмысление и запоминание новых знаний и на их первичное закрепление.

Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

Целью закрепления является запоминание учебного материала и умение использовать его в разнообразных ситуациях. Т.е. основное внимание уделяется практической деятельности.

— уроки коррекции и закрепления нового материала

(применение знаний в сходной ситуации)

— уроки выработки практических умений

(применение знаний в новой ситуации)

Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).

Учебный материал, изученный по определенным темам и разделам систематизируется и обобщается. Повторение пройденного также имеет целью углубить этот материал, связать его с жизнью и практической деятельностью учащихся.

Урок проверки и оценки ЗУН (контрольный урок).

На таком уроке учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно.

Комбинированный урок.

Является наиболее распространенным. Он включают в себя и повторение ранее изученных знаний, и сообщение новых знаний, и первичное их закрепление, и формирование умений и навыков, и учет знаний.

Комбинированные уроки позволяют осуществить непрерывность повторения знаний, сформировать умения и навыки, использовать знания в новых ситуациях, изучать новый материал небольшими порциями, что является наиболее доступным для школьников с нарушением интеллекта.

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Цель урока – это то, к чему стремится педагог во время урока, то, что им намечено, те намерения, которые необходимо осуществить.

Определение 2

Задача урока – это то, что необходимо выполнить или осуществить для достижения поставленной цели.

Виды целей урока

Большое значение в организации урока имеет грамотная постановка цели и задач, направленных на формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету и активизации из внимания.

Замечание 1

Цель урока – это понятийная или образная модель того результата, который должен быть получен в ходе учебной деятельности учащегося и под воздействием дидактической деятельности педагога.

Китайский язык для начинающих

Научись писать, понимать и воспроизводить текстовую информацию

Выбрать занятия

То есть, цель является тем конечным желаемым результатом, который необходимо получить в конкретный промежуток времени.

Цель может быть поставлена на конкретный урок, а может на серию уроков из определенного раздела, в зависимости от изучаемого объема учебного материала и сложности поставленной проблемы.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с методикой обучения, ее принято дробить на составные части (подцели и задачи), решение которых осуществляется постепенно в ходе урока.

В массовой педагогической практике принято использовать трехцелевые уроки:

  1. Воспитательные цели – направлены на формирование личностных качеств учащихся, которые развиваются в процессе урока (усидчивость, аккуратность и т.д.).
  2. Обучающие цели – направлены на освоение конкретного учебного материала (изучение правил грамматики, сложения, быстрого чтения и т.д.).
  3. Развивающие цели – заключаются в формировании и развитии психических свойств человека, чаще всего познавательных (внимательность, наблюдательность и т.д.).

«Цели и задачи урока» 👇

Данные три цели принято считать как одну, именуют ее – «триединая цель».

Довольно часто педагогу не хватает данного перечня целей, чтобы максимально охватить все возможности урока. В этом случае некоторые педагоги в качестве целей рассматривают определенные качественные характеристики образовательной деятельности учащихся и дидактическую деятельность самого педагога.

В том случае, если педагогом ставится одновременно несколько целей, то педагог их видит единым блоком, во взаимосвязи и дополнении друг друга. Количество ведущих целей во многом зависит от профессионализма педагога.

Разбивка цели на части – задачи, требует от педагога знания ее структуры. В структуру цели входит объект, предмет и действие цели.

Объект – это учащийся, его возрастные и индивидуальные особенности, позиция в классе, уровень развития и т.д.

Предмет – это то, что педагог хочет преобразовать в процессе урока, достичь какого-то конкретного результата.

Действие цели – это мера преобразования предмета по отношению к объекту.

При выделении из цели задач урока важно помнить, что в совокупности они должны соответствовать цели, а решение каждой из них является ступенью в ее достижении.

Алгоритм постановки цели урока

К постановке целей урока предъявляется ряд требований:

  1. Цель не должна быть слишком объемной, так как процесс ее достижения ограничивается временными рамками урока.
  2. Цель соответствует подготовленности и возможностям учащихся.
  3. Цель соответствует возможностям педагога.
  4. Цель должна быть обоснована исходя из следующих точек зрения:

необходимость осуществления подготовки учащихся к усвоению учебного материала на следующих уроках;
достижение текущих и конечных результатов обучения;
конкретизация поставленной цели, в ней педагог и учащиеся должны «видеть» ожидаемый конечный результат урока.

Для постановки целей урока целесообразно использовать следующий алгоритм:

Выявление исходного уровня знаний учащихся.
Определение «пробелов» в образовании, недостаточность знаний необходимых для последующего усвоения учебного материала.
Осуществление оценки возможностей педагога и учащихся.
Определение того объема учебного материала, которое может быть успешно усвоено учащимися за время урока.
Точная формулировка целей урока и учебных задач, того к чему будут стремиться учащиеся в процессе урока.

Выделяют три основные способа постановки целей урока:

  • Через содержание учебного материала.
  • Через действия педагога, осуществляемые во время урока.
  • Через действия учащихся, осуществляемые во время урока.

Виды и порядок постановки задач урока

Определение 3

Задачи урока – это совокупность последовательных действий, выполнение которых продвигает учащегося к достижению поставленной цели урока.

Исходя из определения и сущности задач урока, они планируются как глаголы. По своему содержанию задачи должны быть точные, конкретные, ориентированные на определенный результат, достижение которого возможно за отведенное урочное время.

Выделяют следующие виды задач урока:

  1. Образовательные задачи урока – направлены на обеспечение в процессе урока повторения, усвоения и закрепления основных понятий, теорий, законов и научных фактов, формирование и закрепление специальных умений по конкретному учебному предмету, общенаучных умений и навыков. То есть образовательные задачи предусматривают усвоение учащимися необходимых знаний и умений, достижение определенного уровня владения учебной информацией.
  2. Воспитательные задачи урока – предусматривают формирование основных мировоззрений в соответствии с содержание урока, оказание содействия трудового, эстетического и физического воспитания учащихся их профориентации, формирование общепринятой в обществе модели поведения, усвоение норм морали.
  3. Развивающие задачи урока – направлены на развитие у учащихся умения выделять в изучаемом учебном материале важное и основное, сравнивать, обобщать, логически мыслить и правильно излагать свои мысли. Развивающие задачи предусматривают развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность, эмоциональность, познавательный интерес и активность.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

«Шпаргалка» для учителя: формулируем цели и задачи
урока

Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обу­чающая
(образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:   1. Диагностируемые.  Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают
качественные и количественные.
·        2. Конкретные.
·        3.  Понятные.
·        4.  Осознанные.
·        5.  Описывающие желаемый результат.
·        6.  Реальные.
·         7. Побудительные (побуждать к действию).
·         8. Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.  Не следует употреблять  такие расплывчатые   выражения, как
«узнать», «почувствовать», « понять».

Общая цель урока (триединая цель
урока)  конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Триединая цель урока определяет характер
взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.
Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. Иными словами
цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

—                цели деятельности учителя;

—                цели деятельности учащихся.

Триединая цель урока носит слишком общий
характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на
цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.

ЦЕЛИ  ОБУЧЕНИЯ: 

   ( на уровне понимания,
применения, воспроизведения)

Образовательные:

 формирование системы знаний в    определённой предметной области

  • — сформировать новые понятия на уровне понимания принципа, особенности приёмов труда, трудового процесса на уровне.
  • -обучить новому способу действия, новым рабочим приёмам, новым трудовым операциям на уровне…
  • — обучить выполнять задание по образцу или переносу знаний и умений в новую ситуацию
  • — устранить пробелы в знаниях о ….                                  
  • — обобщить и систематизировать знания о …
  • — научить самостоятельно оценивать результаты проведённых психодиагностических исследований.

Развивающие:

Цели развития предполагают воздействие на уроке на такие психические процессы, как внимание мышление, чувства, эмоции, воля, а так же двигательные и сенсорные  сферы человека.

  • -развитие качеств ума- критичности, глубина, гибкость, быстрота, творчество, развитие сенсорных навыков, умение определять признаки и свойства материалов по их, цвету,
    запаху, на ощупь, дефекты механизмов на слух, развитие моторных навыков, точность движений, их скорость, сила, координированность, пластичность,
  •  развитие умений учебного труда: наблюдать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.

Воспитательный аспект:

Формирование личностных качеств:(качества личности, обеспечивающие
успешность исполнительской деятельности):

  • исполнительность,
  • дисциплинированность,
  • добросовестность,
  • ответственность,
  • врабатываемость(быстро приступать к работе)
  • эмоциональная уравновешенность,
  • трудолюбие,
  •  работоспособность

Воспитание личностных качеств:

(обеспечивающих успешность творческой деятельности в дополнение)

  • -активность,
  •  целеустремлённость,
  • самостоятельность,
  • воля,
  •  интуиция,
  • сообразительность
  • инициативность
  • любознательность
  • способность к самооценке

Воспитание качеств обеспечивающих успешность существования деятельности сначала в ученическом, а затем в производственном
коллективе:

  • Требовательность
  • Принципиальность
  • Благородство
  • Гуманность,
  • Уважительность
  • Чувство человеческого достоинства
  • Самокритичность
  • Коммуникативность
  • Приветливость
  • Дружелюбие
  • Оптимизм

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется цель курсовой работы
  • Как пишется цель исследования
  • Как пишется целую тебя
  • Как пишется целую обнимаю
  • Как пишется целую неделю