Как пишется деление столбиком

Деление с остатком

Прежде чем перейти к делению в столбик на двузначные и трехзначные числа, давайте вспомним, что значит «разделить с остатком». Если кратко, это такое деление, в результате которого получается остаток меньше делителя:

  • Например, делим 19 на 5. Наибольшее число, которое делится на 5 до 19 — это 15. Проверяем: 5 × 3 = 15, 19 − 15 = 4. Ответ: 3 и остаток 4. Записываем так: 19 : 5 = 3 (4).

  • Еще пример: делим 29 на 6. Также определяем максимальное число, которое делится на 6 до 29. Подходит 24. Ответом будет 4 и остаток 5. А записываем: 29 : 6 = 4 (5).

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Реши домашку по математике на 5.

Подробные решения помогут разобраться в самой сложной теме.

Реши домашку по математике на 5.

Как правильно делить в столбик

Делить столбиком проще, чем высчитывать в уме. Этот способ наглядный, помогает держать во внимании каждый шаг и запомнить алгоритм, который потом будет срабатывать автоматически.

Деление трехзначного числа на однозначное

Рассмотрим пример деления трехзначного числа на однозначное в столбик — 322 : 7. Для начала определимся с терминами:

  • 322 — делимое или то, что необходимо поделить;
  • 7 — делитель или то, на что нужно поделить:
  • частное — результат действия.

Шаг 1. Слева размещаем делимое 322, справа делитель 7, между ставим уголок, а частное посчитаем и запишем под делителем. 
Как правильно делить в столбик, шаг 1

Шаг 2. Смотрим на делимое слева направо, находим первое неполное делимое — оно должно быть больше делителя или равно ему.

Для этого рассмотрим первую цифру делимого. Она меньше делимого: 3 < 7 — не подходит. Рассмотрим теперь две первые цифры делимого: 32 ﹥7. Подходит!

Теперь нужно определить, сколько раз наш делитель 7 содержится в числе 32. Выполним деление с остатком. В результате деления 32 на 7 получили неполное частное 4 и остаток 4.

Как правильно делить в столбик, шаг 2

Важно

Результат вычитания должен быть меньше делителя. Если это не так, значит, есть ошибка в расчетах. Нужно увеличить выбранное число и выполнить действие еще раз.

Шаг 3. Запишем следующую цифру делимого справа от остатка 4. Говорят «сносим двойку». Получим следующее делимое — 42.

Как правильно делить в столбик, шаг 3

Шаг 4. Сколько раз делитель 7 содержится в числе 42? Кажется, шесть раз. Проверяем: 7 × 6 = 42, 42 = 42 — все верно. Записываем 6 к четверке справа — это вторая цифра частного. Делаем вычитание в столбик 42 из 42, в остатке получаем 0. Значит, числа разделились нацело.Как правильно делить в столбик, шаг 4

Мы закончили решать пример и в результате получили целое число 46.

Деление трехзначного числа на двузначное с примерами

Теперь разберем случаи деления трехзначных чисел на двузначные для 3 класса. Будьте внимательны: мы перешли к самому сложному.

Пример №1.

Разделим трехзначное число 324 на двузначное 81.

Шаг 1. В этом случае 324 будет делимым, его нужно поместить в уголок слева. 81 — это делитель, его вписываем справа.

Деление 324 на 81 столбиком

Шаг 2. Чтобы понять, как делить в столбик на двузначное число, сначала нужно найти то, которое сможем разделить на 81. 3 и 32 не подходят — они меньше делителя. Поэтому придется искать частное к изначальному делимому методом подбора. Умножаем в столбик 81: сначала на 2, потом на 3 и на 4. 81*4=324. Подходит!

Умножение 81 на 4 столбиком

Шаг 3. Записываем 4 в столбик под делителем. Это и есть ответ.

Результат деления 324 на 81 столбиком

Ответ: 324:81=4.

Пример №2.

Продолжим разбираться, как делить столбиком многозначные числа, на следующем примере. В этот раз разделим 368 на 92.

Шаг №1. Здесь трехзначное число 368 будет делимым, а двузначное 92 — делителем. Расставляем их в столбике по своим местам.

Деление 368 на 92 столбиком

Шаг №2. Теперь мы должны понять, какое наибольшее число в составе делимого можно нацело поделить на 92. 3 и 36 не подходят, придется снова подбирать частное. Для этого возьмем десятки и поделим их: 36:9=4. Проверим, подходит ли это число — умножим 92 на 4 столбиком.

Умножение 92 на 4 столбиком

Шаг №4. Подошло! Вписываем 4 в окошко для частного в столбике.

Результат деления 368 на 92 столбиком

Ответ: 368:92=4.

Как делить однозначные и многозначные числа в столбик с остатком

Как мы писали в начале, это такое же деление, только в результате получается неровное число. Теперь разберем те же примеры, только поделим в столбик.

Пример №1

Разделим двузначное число 19 на однозначное 5. В этом случае 19 будет делимым, а 5 — делителем.

Шаг 1. Рисуем уголок. Делимое 19 ставим слева, а делитель 5 — справа.

Деление 19 на 5 столбиком

Шаг 2. Подбираем наибольшее число до 19, которое нацело делится на 5. Это 15. Проверяем, так ли это: 5*3=15. Теперь 3 можно записать в столбик под делителем, а 15 — под делимым.

Целое частное от деления 19 на 5

Шаг 3. Вычитаем число, которое получили делением нацело, из делимого. 19-15=4. Это остаток.

Результат деления 19 на 5 с остатком в столбик

Ответ: 19:5=3

Пример №2.

Разделим двузначное число 29 на однозначное 6. Теперь 29 будет делимым, а 6 — делителем.

Шаг 1. Располагаем числа в столбике. Как обычно, 29 ставим на место делимого справа, а делитель 6 — слева от уголка.

Деление 29 на 6 стобиком

Шаг 2. Теперь найдем число до 29, которое можно целиком разделить на 6. Проверим, подходит ли 24: 6*4=24. Записываем 24 под делимым 29, а 4 — в свободном отсеке снизу уголка. Это будет целая часть в результате деления.

Целое частное от деления 29 на 6

Шаг 3. Вычитаем из делимого 29 число, которое мы получили в шаге 2. 29-24=5. Это остаток от деления.

Результат деления 29 на 6 с остатком в столбик

Ответ: 29:9=4(5)

Примеры на деление в столбик для 3 класса

Давайте закрепим знания на практике. Ниже мы оставили примеры деления двузначных и трехзначных чисел для 3 класса. Решите их столбиком, а после проверьте полученные цифры — чур, не подглядывать! Обратите внимание: в сложном уровне есть деление многозначных чисел на двузначные, которые мы не разбирали в статье. Это задание со звездочкой.

Легкий уровень

Средний уровень

Сложный уровень

27:3=

48:4=

56:8=

72:9=

95:5=

270:15=

504:14=

315:5=

728:8=

855:9=

1749:11=

1080:45=

3888:72=

5248:64=

4818:66=

Ответы: 

  • легкий уровень: 9; 12; 7; 8; 19;
  • средний уровень: 18; 36; 63; 91; 95;
  • сложный уровень: 159; 24; 54; 82; 73.

Если вам интересно, как еще можно научить ребенка делить двузначные и трехзначные числа, приглашаем на вводный урок в Skysmart! На
на онлайн-курсах по математике для детей можно закрепить тему «Деление в столбик» и разобраться в других разделах из школьной программы.

Однозначные натуральные числа легко делить в уме. Но как делить многозначные числа? Если в числе уже более двух разрядов, устный счет может занять много времени, да и вероятность ошибки при операциях с многоразрядными числами возростает.

Деление столбиком — удобный метод, часто применяемый для операции деления многозначных натуральных чисел. Именно этому методу и посвящена данная статья. Ниже мы рассмотрим, как выполнять деление столбиком. Сначала рассмотрим агоритм деления в столбик многозначного числа на однозначное, а затем — многозначного на многозначное. Помимо теории в статье приведены практические примеры деления в столбик.

Запись чисел при делении столбиком

Удобнее всего вести записи на бумаге в клетку, так как при расчетах разлиновка не даст вам запутаться в разрядах. Сначала делимое и делитель записываются слева направо в одну строчку, а затем разделяются специальным знаком деления в столбик, который имеет вид:

Запись чисел при делении столбиком

Пусть нам нужно разделить 6105 на 55, запишем:

Запись чисел при делении столбиком

Промежуточные вычисление будем записывать под делимым, а результат запишется под делителем. В общем случае схема деления столбиком выглядит так:

                                                                       Запись чисел при делении столбиком

Следует помнить, что для вычислений понадобится свободное место на странице. Причем, чем больше разница в разрядах делимого и делителя, тем больше будет вычислений. 

Например, для деления чисел 614 808 и 51 234 понадобится меньше места, чем для деления числа 8 058 на 4. Несмотря на то, что во втором случае числа меньше, разница в числе их разрядов больше, и вычисления будут более громоздкими. Проиллюстрируем это:

                                                     Запись чисел при делении столбиком

Деление столбиком на однозначное число

Практические навыки удобнее всего отрабатывать на простых примерах. Поэтому, разделим числа 8 и 2 в столбик. Конечно, данную операцию легко произвести в уме или по таблице умножения, однако провести подробный разбор будет полезно для наглядности, хоть мы и так знаем, что 8÷2=4.

Итак, сначала запишем делимое и делитель согласно методу деления в столбик.

Деление столбиком на однозначное число

Следующим шагом нужно выяснить, сколько делителей содержит делимое. Как это сделать? Последовательно умножаем делитель на 0, 1, 2, 3.. Делаем это до тех пор, пока в результате не получится число, равное или большее, чем делимое. Если в результате сразу получается число, равное делимому, то под делителем записываем то число, на которое умножали делитель.

Иначе, когда получается число, большее чем делимое, под делителем записываем число, вычисленное на предпоследнем шаге.На место неполного частного записываем то число, на которое умножался делитель на предпоследнем шаге.

Вернемся к примеру.

2·0=0; 2·1=2; 2·2=4; 2·3=6; 2·4=8

Итак, мы сразу получили число, равное делимому. Записываем его под делимым, а число 4, на которое мы умножали делитель, записываем на место частного. 

Деление столбиком на однозначное число

Теперь осталось вычесть числа под делителем (также по методу столбика). В нашем случае 8-8=0.

Деление столбиком на однозначное число

Данный пример — деление чисел без остатка. Число, получащееся после вычитания — это остаток деления. Если оно равно нулю, значит числа разделились без остатка.

Теперь рассмотрим пример, когда числа делятся с остатком. Разделим натуральное число 7 на натуральное число 3.

Деление столбиком на однозначное число

В данном случае, последовательно умножая тройку на 0, 1, 2, 3.. получаем в результате:

3·0=0<7; 3·1=3<7; 3·2=6<7; 3·3=9>7

Под делимым записываем число , полученное на предпоследнем шаге. По делителем записываем число 2 — неполное частное, полученное на предпоследнем шаге. Именно на двойку мы умножали делитель, когда получили 6. 

Деление столбиком на однозначное число

В завершение операции вычитаем 6 из 7 и получаем:

Деление столбиком на однозначное число

Данный пример — деление чисел с остатком. Неполное частное равно 2 , а остаток равен 1.

Теперь, после рассмотрения элементарых примеров, перейдем к делению многозначных натуральных чисел на однозначные.

Алгоритм деления столбиком будем рассматривать на примере деления многозначного числа 140288 на число 4. Сразу скажем, что понять суть метода гораздо легче на практических примерах, и данный пример выбран не случайно, так как иллюстрирует все возможные нюансы деления натуральных чисел столбиком. 

Алгоритм деления столбиком

1. Запишем числа вместе с символом деления столбиком. Теперь смотрим на первую слева цифру в записи делимого. Возможны два случая: число, определяемое этой цифрой, больше, чем делитель, и наоборот. В первом случае мы работаем с этим числом, во втором — дополнительно берем следующую цифру в записи делимого и работаем с соответствующим двузначным числом. Согласно с этим пунктом, выделим в записе примера число, с которым будем работать первоначально. Это число — 14, так как первая цифра делимого 1 меньше, чем делитель 4.

Алгоритм деления столбиком

2. Определяем, сколько раз числитель содержится полученном числе. Обозначим это число как x=14 . Последовательно умножаем делитель 4 на каждый член ряда натуральных чисел ℕ, включая нуль : 0, 1, 2, 3 и так далее. Делаем это, пока не получим в результате x или число, большее чем x. Когда в результате умножения получается число 14, записываем его под выделенным числом по правилам записи вычитания в столбик. Множитель, на который умножался делитель, записываем под делителем. Если в результате умножения получается число, большее чем x, то под выделенным числом записываем число, полученное на предпоследнем шаге, а на место неполного частного (под делителем) пишем множитель, на который на предпоследнем шаге проводилось умножение.

В соответствии с алгоритмом имеем:

4·0=0<14; 4·1=4<14; 4·2=8<14; 4·3=12<14; 4·4=16>14.

Под выделенным числом записываем число 12, полученное на предпоследнем шаге. На место частного записываем множитель 3.

Алгоритм деления столбиком
3. Столбиком вычитаем  из 14 12 , результат записываем под горизонтальной чертой. По аналогии с первым пунктом сравниваем полученное число с делителем. 

Алгоритм деления столбиком

4. Число 2 меньше числа 4, поэтому записываем под горизонтальной чертой после двойки цифру,расположенную в следующем разряде делимого. Если же в делимом более нет цифр, то на этом операция деления заканчивается. В нашем примере после полученного в предыдущем пункте числа 2 записываем следующую цифру делимого — 0. В итоге отмечаем новое рабочее число — 20.

Алгоритм деления столбиком

Важно!

Пункты 2-4 повторяются циклически до окончания операции деления натуральных чисел столбиком.

2. Снова посчитаем, сколько делителей содержится в числе 20. Умножая 4 на 0, 1, 2, 3..  получаем:

4·5=20

Так как мы получили в результе число, равное 20 , записываем его под отмеченным числом, а на месте частного, в следубщем разряде, записываем 5 — множитель, на который проводилось умножение. 

Алгоритм деления столбиком

3. Проводим вычитание столбиком. Так как числа равны, получаем в результате число ноль: 20-20=0.

Алгоритм деления столбиком

4. Мы не будем записывать число ноль, так как данный этап — еще не окончание деления. Просто запомним место, куда мы могли его записать и запишем рядом число из следующего разряда делимого. В нашем случае — число 2.

Алгоритм деления столбиком

Принимаем это число за рабочее и снова выполняем пункты  алгоритма.

Алгоритм деления столбиком

2. Умножаем делитель на 0, 1, 2, 3.. и сравниваем результат с отмеченным числом.

4·0=0<2; 4·1=4>2

Соответственно, под отмеченным числом записываем число 0, и под делителем в следующий разряд частного также записываем 0.

Алгоритм деления столбиком
3. Выполняем операцию вычитания  и под чертой записываем результат.

Алгоритм деления столбиком

4. Справа под чертой добавляем цифру 8, так как это следующая цифра делимого числа.

Алгоритм деления столбиком

Таким образом, получаем новое работчее число — 28. Снова повторяем пункты алгоритма.

Алгоритм деления столбиком

Проделав все по правилам, получаем результат:

Алгоритм деления столбиком

Переносим под черту вниз последнюю цифру делимого — 8. В последний раз повторяем пункты алгоритма 2-4 и получаем:

Алгоритм деления столбиком
В самой нижней строчке записываем число 0. Это число записывается только на последнем этапе деления, когда операция завершена.

Таким образом, результатом деления числа 140228 на 4 является число 35072. Данный пример разобран очень подробно, и при решении практических заданий расписывать все действия столь досканально не нужно.

Приведем другие примеры деления чисел в столбик и примеры записи решений.

Пример 1. Деление натуральных чисел в столбик

Разделим натуральное число 7136 на натуральное число 9.

Запишем:

Алгоритм деления столбиком

После второго, третьего и четвертого шага алгоритма запись примет вид:

Алгоритм деления столбиком

Повторим цикл:

Алгоритм деления столбиком

Последний проход, и поучаем результат:

Алгоритм деления столбиком

Ответ: Неполное неполное частное чисел 7136 и 9 равно 792, а остаток равен 8.

При решении практических примеров в иделе вообще не использовать пояснения в виде словесных комментариев.

Пример 2. Деление натуральных чисел в столбик

Разделим число 7042035 на 7.

Алгоритм деления столбиком

Ответ: 1006005

Деление многозначных натуральных чисел столбиком

Алгоритм деления многозначных чисел в столбик очень похож на рассмотренный ранее алгорим деления многозначного числа на однозначное. Если быть точнее, изменения касаются только первого пункта, а пункты 2-4  остаются неизменными. 
Если при делении на однозначное число мы смотрели только на первую цифру делимого, то теперь будем смотреть на столько цифр, сколько есть в делителе.Когда число, определяемое этими цифрами, больше делителя, принимам его за рабочее число. Иначе — добавляем еще одну цифру из следующего разряда делимого. Затем следуем пунктам  описанного выше алгоритма.

Рассмотрим применение алгоритма деления многозначных чисел на примере.

Пример 3. Деление натуральных чисел в столбик

Разделим 5562 на 206.

В записи делителя участвуют три знака, поэтому в делимом сразу выделим число 556.
556>206, поэтому принимаем это число за рабочее и переходим к пункту 2 аглоритма.
Умножаем 206 на 0, 1, 2, 3.. и получаем:

206·0=0<556; 206·1=206<556; 206·2=412<556; 206·3=618>556

618>556, поэтому под делителем записываем результат предпоследнего действия, а под делимым — множитель 2

Деление многозначных натуральных чисел столбиком

Выполняем вычитание столбиком

Деление многозначных натуральных чисел столбиком

В результате вычитания имеем число 144. Справа от результата под чертой записываем число  из соответствующего разряда делимого и получаем новое рабочее число — 1442.

Деление многозначных натуральных чисел столбиком

Деление многозначных натуральных чисел столбиком

Повторяем с  ним пункты 2-4. Получаем:

206·5=1030<1442; 206·6=1236<1442; 206·7=1442

Под отмеченным рабочим числом записываем 1442, а в следующий разряд частного записываем цифру 7 — множитель.

Деление многозначных натуральных чисел столбиком
Выполняем вычитание в столбик, и понимаем, что на этом операция деления окончена: в делителе более нет цифр, чтобы записать их правее от результата вычитания. 

Деление многозначных натуральных чисел столбиком

Ответ: 27

В завершение данной темы приведем еще один пример деления многозначных чисел в столбик, уже без пояснений.

Пример 5. Деление натуральных чисел в столбик

Разделим натуральное число 238079 на 34.

Деление многозначных натуральных чисел столбиком

Ответ: 7002

Определение

Деление столбиком — это стандартный математический метод для деления простых или сложных многозначных чисел изучаемый в 4 классе начальной школы. При делении столбиком, как и при обычном делении, первое число — это делимое, второе — делитель, а результат — частное.

В столбик можно выполнять как деление натуральных чисел без остатка, так и деление натуральных чисел с остатком.

Правила записи чисел при делении столбиком

Сначала делимое и делитель записываются в одну строку слева направо, после чего следует символ вида:

Запись чисел при делении столбиком

Например, если делимое равно 7439, а делитель 43, то  правильная запись в столбце будет следующей:

Рассмотрим следующую схему, которая иллюстрирует, где записывать делимое, делитель, частное, остаток и промежуточные вычисления при делении по столбцу:

Пример деления столбиком

Рассмотрим общую схему, которая иллюстрирует, где записывать делимое, делитель, частное, остаток и промежуточные вычисления при делении по столбцу:

Схема деления числа в столбик

Из схемы выше видно, что частное будет написано под делителем, т.е. ниже горизонтальной линии, а промежуточные расчеты пишутся под делимым.

Деление столбиком на однозначное число

Практические навыки лучше всего отрабатываются на простых примерах. Поэтому делим числа 9 и 3 в столбик. Конечно, эту операцию легко проделать в уме или по таблице умножения, однако подробный разбор для наглядности будет полезен, хотя мы уже знаем, что 9 ÷ 3= 3. Итак, сначала запишем делимое и делитель по методу деления в столбик:

Пример деления столбиком 1

Далее определяем число делителей, имеющихся в делимом. Как определить? Поэтапно умножать делитель на 0, 1, 2, 3…, до тех пор, пока в итоге не получится число, равное или большее, чем делимое. Если в итоге сразу окажется число, равное делимому, под делителем запишем число, на которое делитель умножался.

Иными словами, когда получается число, большее делимого, под делителем записываем число, высчитанное на предпоследнем этапе. Вместо неполного частного записываем число, на которое делитель умножался на предпоследнем этапе.

[3 times 0=0 ; 3 times 1=3 ; 3 times 2=6 ; 3 times 3=9]

Итак, мы  имеем число, равное делимому. Запишем его под делимыми, а вместо частного стоит число 3, на которое мы умножили делитель:

Пример деления столбиком 3

Теперь осталось вычесть числа под делителем (тоже методом столбца). В нашем случае 9 — 9 = 0.

Пример деления столбиком 2

Этот пример деления числа без остатка. Число после вычитания имеетс остаток от деления. Если он равен нулю, числа полностью делятся. Теперь рассмотрим пример деления числа с остатком.

Разделим натуральное число 7 на натуральное число 5.

Пример деления столбиком 4

При этом 5 последовательно умножается на 0, 1, 2, 3. ..получаем в результате:

[5 times 0=0<9 ; 5 times 1=5<9 ; 5 times 2=10>9]

Под делимым запишем число, полученное на предпоследнем этапе. Под делителем пишем число 1 — неполное частное, полученное на предпоследнем этапе. Именно на 1 мы помножили делитель, когда получили 5.

Пример деления столбиком 5

В завершение операции вычитаем 5 из 7  и получаем:

Пример деления столбиком 6

Это пример деления числа с остатком. Неполное частное равно 1, а остаток равен 2. Теперь, после изучения простейших примеров, поделим многозначные натуральные числа на однозначные значения.

Изучим механизм деления столбиком на примере деления числа 140288 на число 4.

Понять суть принципа намного легче на практических примерах, и этот пример был избран неслучайно, так как описывает все вероятные аспекты деления натуральных чисел столбиком.

Алгоритм деления столбиком

Рассмотрим подробне алгоритм деления натуральных чисел в столбик. Для этого запишем числа совместно со знаком деления столбиком. Далее смотрим на первую цифру слева в записи делимого. Вероятны два случая: число, вычисляемое этой цифрой, больше делителя и наоборот. В первом моменте работаем с этим числом, во втором добавочно берем последующую цифру в записи делимого и работаем с подобающим двузначным числом. В соответствии с этим пунктом выберем в примере число, с которым будем работать первоначально. Это число 14, так как первая цифра делимого 1 меньше делителя 4.

Пример деления столбиком 7

Определите, сколько раз числитель входит в полученное число. Обозначим это число как x = 14  Последовательно умножаем делитель 4  на каждый элемент ряда натуральных чисел N, включая ноль: 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 и так далее. Мы делаем это до тех пор, пока результат не будет х или число больше, чем х. Когда результат умножения равен 14, мы записываем его под выбранным числом в соответствии с правилами вычитания столбца. Под делителем пишут множитель, на который умножался делитель. Если результатом умножения является число больше х, то под выбранным числом вписываем число, полученное на предпоследнем шаге, а вместо неполного частного (под делителем) вписываем множитель, на который производилось умножение на предпоследний шаг.

В соответствии с алгоритмом имеем:

[4 times 0=0<14;\4 times 1=4<14;\4 times 2=8<14;\4 times 3=12<14;\14 times 4=16>14.]

Под отмеченным числом пишем полученное на предпоследнем шаге число 12. Вместо частного пишем множитель 3.

Пример деления столбиком 8

Вычтите 12 из 14 и запишите результат под горизонтальной чертой. По аналогии с первым пунктом сравниваем полученное число с делителем.

Пример деления столбиком 9

Число 2 меньше числа 4, поэтому запишем под горизонтальной чертой после двойки число, находящееся в следующем числе делимого. Если в делимом больше нет цифр, то деление окончено. В нашем примере после числа 2, полученного в предыдущем пункте, пишем следующую цифру делимого — 0. Соответственно, помечаем новое рабочее число — 20.

Пример деления столбиком 10

Важно

Пункты 2 − 4 циклически повторяются до окончания деления натуральных чисел.

Снова вычисляем, сколько содержится  делителей в числе 20. Умножая 4  на 0, 1, 2, 3. . получаем: [4 times 5=20]. Так как в результате мы получили число равное 20 , пишем под отмеченным числом, а вместо частного в следующем бите пишем 5 — множитель, на который производилось умножение.

Пример деления столбиком 20

Проведем вычитание:  20 − 20 = 0

Пример деления столбиком 12

Цифру ноль писать не будем, потому что этот шаг не является концом деления. Давайте просто запомним место, где мы могли его написать и рядом напишем число из следующего разряда делимого — в нашем случае это число 2.

Пример деления столбиком 13

Умножьте делитель на 0, 1, 2, 3.. и сравните результат с отмеченным числом:

[4 times 0=0<2;\4 times 1=4>2]

Следовательно, под отмеченным числом пишем число 0, а под делителем в следующем разряде частного тоже пишем 0.

Пример деления столбиком 14

Выполняем операцию вычитания  и записываем результат под чертой.

Пример деления столбиком 15

Справа, под чертой, прибавьте число 8, так как это следующая цифра делимого числа.

Пример деления столбиком 16

Следовательно, получаем новое рабочее число – 28, и снова повторяем пункты алгоритма.

Пример деления столбиком 17

Вычислив все по правилам, получаем результат:

Пример деления столбиком 18

Переносим последнюю цифру делимого 8 под черту. В последний раз повторяем шаги алгоритма 2 − 4 и получаем:

Пример деления столбиком 19

В нижней строке пишем число 0. Это число пишется только в последней фазе деления, когда операция завершена.

Рассмотрев алгоритм деления можно выделить общее правило деления натуральных чисел в столбиком:

  1. Делим тысячи;
  2. Делим сотни:
  3. Делим десятки;
  4. Делим единицы.

Рассмотрим другие примеры:

Пример №1

Выполним деление 7485 на 3:

Пример деления столбиком 20

Следовательно, 7485 : 3 = 2495

Проверка:

2495*3=7485


Пример № 2:

Разделим 318624 на 6:

Пример деления столбиком 21

Проверка: [54104 times 6=318624]

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Деление на многозначные натуральные числа столбиком

Алгоритм деления на многозначные числа столбиком весьма схож с ранее изученным механизмом деления многозначного числа на единичное число. Точнее, преобразования касаются только первого абзаца, а пункты 2-4 остаются без изменений. Если при делении на однозначное число мы смотрели только на первую цифру делимого, то сейчас будем смотреть на столько цифр, сколько их в делителе.Когда число, вычисляемое этими цифрами, больше делителя, мы берём это как рабочую цифру, иначе прибавляем лишнюю цифру из следующей цифры делимого. Далее следуем пунктам,  изложенным в прошлом алгоритме. Изучим применение алгоритма многозначного деления на примере.


Пример №3

Разделим 5562  на 206.

В делителе три числа, поэтому в делимом сразу выбираем 556. Умножьте 206 на 0, 1, 2, 3.. и получаем:

[206 times 0=0<556;\206 times 1=206<556\206 times 2=412<556; text { деление}\206 times 3=618>556]

Следовательно, под делителем записываем результат предпоследнего действия, а под делимым — множитель 2.

Пример деления столбиком 23

Продолжаем вычисления:

Пример деления столбиком 24

В результате получаем число 144. Справа от результата под чертой пишем число из соответствующей цифры делимого и получаем новое рабочее число – 1442.

Пример деления столбиком 25

Пример деления столбиком 26

Повторяем пункты 2 − 4. Получаем:

[begin{gathered}
206 times 5=1030<1442; \
206 times 6=1236<1442; \
206 times 7=1442,1442=1442
end{gathered}]

Под выделенным  числом записываем 1442, а в следующий разряд частного записываем цифру 7- множитель.

Пример деления столбиком 27

Выполним вычитание в столбик, и поймем, что операция деления окончена: в делителе больше нет цифр, чтобы писать их справа от результата вычитания.

Пример деления столбиком 28

Ответ: 27


Пример № 4

Разделим 36261 на 153

Пример деления столбиком 29

Проверка: [237 times 153=36261].

Ответ: 237


Пример № 5

Разделим 25725000 на 70

Пример деления столбиком 30

Проверка: [367500 times 70=25725000].

Ответ: 367500

Примеры деления на многозначное число с остатком

Пример №6:

Разделим 14507 на 186

Пример деления столбиком 31

Проверка: [186 times 77=14507].


Пример №7:

Разделим 300428 на 505

Пример деления столбиком 32

Проверка: [505 times 594=300428].

Деление десятичной дроби на натуральное число

Деление десятичной дроби в столбик производится по правилам  деления натуральных чисел.

Рассмотрим детальней на примере: [1505,86 div 43=35,02].

Деление десятичной дроби

Пример №8:

Разделим 5612,8 на 350,8

Деление десятичной дроби столбиком

Проверка: [350,8 times 16=5612,8]

Содержание статьи

  • Как правильно делить в столбик?
  • Что нужно знать ребенку для понимания деления столбиком?
  • Методика обучения детей делению столбиком
  • Работа с многозначными числами
  • Как объяснить деление с остатком?

Чтобы упростить деление чисел, традиционно используется метод деления в столбик. Не все дети понимают принцип с первого раза, а многие взрослые уже успели его забыть. Давайте разберемся, как без лишних слов объяснить ребенку деление «уголком», чтобы он научился решать примеры с двузначными, трехзначными и даже четырехзначными числами.

Пример деления столбиком с проверкой

Как правильно делить в столбик?

Удобнее рассмотреть сам процесс на несложной иллюстрации (№1).

Как найти частное двух чисел – 35 и 5?

  1. Пишем числа, участвующие в делении, так:
    Деление столбиком - делимое и делитель 35 и 5
    Делимое в данном случае – 35, делитель – 5. Под делителем пишется частное.
  2. Находим неполное частное. Посмотрим на первую цифру слева. В нашем случае это 3, и оно меньше 5 – значит, добавляем следующую цифру слева и будем работать с этой величиной (у нас 35).
  3. Определяем, какое количество пятерок (5) поместится в 35. Вспоминаем таблицу умножения и заключаем, что в 35 поместиться 7 пятерок. Значит, в графе частное записываем 7.
    Запись деления 35 на 5
  4. Проверяем правильность действий путем умножения: 7 X 5=35. Все верно, решение выполнено точно.

Таблица умножения

Что нужно знать ребенку для понимания деления столбиком?

Чтобы любимое чадо освоило, как делить уголком (в столбик), нужно два условия:

  • отличное знание таблицы умножения;
  • умение быстро считать в уме.

В конце 3 класса ученики усваивают, как разделить простые двузначные числа.

При переходе в 4 класс дети учатся делить многозначные числа (больше, чем 100). Также происходит обучение делению уголком чисел с двузначным и трехзначным делителем, решение примеров с остатком.

Мама помогает ребенку делать уроки

Методика обучения детей делению столбиком

Если школьник пропустил занятия по математике либо не смог усвоить знания на уроке, то родители должны сами донести до него нужную информацию. Спешка в таком деле неуместна – быстро не значит хорошо. Следует проявить терпение. Деление чисел – простое дело для взрослого, а для школьника задача весьма сложная.

Проверьте знание таблицы умножения. Если ребенок не умножает «автоматически», позвольте подсматривать в табличку.

Первый пример можно взять простейший, с делением без остатка на однозначное число (как в иллюстрации №1).

Когда малыш понял принцип и успешно справился с несложным заданием, пора научить его делению трехзначных чисел. Выполним пример №2.

Работа с многозначными числами

Задание 2: разделим 372 на 6. Для этого на листке бумаги производим следующие действия:

  1. Определяем делимое (372) и делитель (6), оформляем запись в уголок:
    Делимое 372, делитель 6
  2. Неполное частное в нашем варианте, конечно, 37 (т. к. в 3 не поместится 6 ни разу, берем следующую цифру).
  3. Считаем, много ли шестерок уместится в 37. Если 36:6, то получим 6. Получившееся 6 пишем в графе «частное», а 36 пишем под делителем.
  4. Вычитаем из 37-36=1. Пишем единичку слева внизу под чертой:
    Деление 372 на 6 в столбик, первое действие
  5. В единичке не поместится ни одной шестерки, значит, берем оставшуюся цифру из делимого (2). Получилось 12. Нужно определить, сколько в 12 поместится 6 (12 больше 6 ровно в два раза). Получаем 2. Записываем в частное получившуюся величину:
    Деление 372 на 6 столбиком

Пример решен, можно проверить правильность путем умножения: 62X6=372.

Как объяснить деление с остатком?

Иногда разделить на равные доли невозможно. Легче всего объяснить такую ситуацию школьнику на несложной задаче. Например:

В группе 8 учеников, на обед им выдали 18 ватрушек на подносе. Когда каждый получит по 2 ватрушки (18:8=2 и ост. 2), на подносе останутся лишние 2 штуки. Это и есть остаток.

Решение столбиком с остатком, по математическому правилу, записывается точно так же, как и без него. Разница лишь в том, что в конце остаток будет. В этом варианте правильно прописать количество целых единиц и количество единиц в остатке (пример: 4 целых и 9 в остатке).

Обучение школьника должно проходить поэтапно, от простых примеров к более сложным.  Если нет понимания простых действий в делении, значит, нужно повторить информацию еще раз. Постепенно решение примеров начнет происходить быстрее и увереннее. Главное – поверить в силы маленького человека, быть терпеливым, и тогда делить числа методом столбца станет интересным занятием для школьника.

Многие наверняка помнят, как во время учёбы в начальной школе вечерами зубрили таблицу умножения, но упрямые цифры всё равно путались в голове. После освоения таблицы умножения младших школьников ждёт ещё одно испытание на прочность — деление в столбик; и простой зубрёжкой здесь не обойтись.

Мы расскажем, как объяснить это арифметическое действие вашему ребёнку простым языком, какие есть нюансы и лайфхаки, а также разберём примеры деления столбиком для третьего и четвёртого классов.

Содержание:

  • Объясняем ребёнку правила деления
  • Делим в столбик правильно
    • Деление на однозначные числа
    • Деление на двузначные числа
  • Как делить числа с остатком?
  • Деление дробей в столбик
  • Примеры на деление уголком для начальной школы

Объясняем ребёнку правила деления

деление в столбик

Fabio Principe/Shutterstock.com

Бывает, что беглой презентации новой темы во время школьного урока оказывается недостаточно для её понимания, и ваш третьеклассник идёт за разъяснениями к вам. Начните с объяснения ключевых понятий:

  • деление — это действие, которое позволяет разбить какое-либо число на равные части. Иногда это возможно, иногда нет, и в последнем случае в результате деления образуется остаток. Приводите наглядные примеры: разделить шесть яблок на семью из трёх человек можно без труда, а вот четыре банана — уже сложнее: один банан останется;
  • делимое — то число, которое нам необходимо разделить. В случае с яблоками — 6, а в примере с бананами — 4;
  • делитель — число, на которое мы будем делить. В нашем случае — 3;
  • частное — результат деления: каждому члену семьи достанется по два яблока и по одному банану.

Теперь переходим к основным правилам деления.

Правило 1

Деление — операция, противоположная умножению. Для деления на однозначные числа порой достаточно уверенного знания таблицы умножения: нужно просто «перевернуть» пример с делением и вспомнить нужную строчку из таблицы умножения.

Пусть ребёнок представит, что хочет угостить друзей конфетами, но не может разделить их поровну; всего в пакете 25 конфет, а ребят — пятеро:

25 ÷ 5 = ? → ? × 5 = 25 → Ответ: 5 конфет каждому.

Правило 2

Когда в качестве делимого выступает большее число, чем встречается в таблице умножения, для удобства мы разбиваем его на сумму из двух или трёх слагаемых и каждое делим по отдельности; сумма всех частных и будет ответом:

96 ÷ 4 = (40 + 40 + 16) ÷ 4 = (40 ÷ 4) + (40 ÷ 4) + (16 ÷ 4) = 10 + 10 + 4 = 24

Правило 3

При делении круглых чисел (оканчивающихся на 0) на другие круглые числа для удобства мы отбрасываем одинаковое количество нулей у делимого и делителя:

400 ÷ 80 = 40 ÷ 8 = 5

При делении круглого числа на однозначное операция выполняется без учёта нулей в конце делимого, а нули просто приписываются к полученному частному:

4200 ÷ 6 = ? → 42 ÷ 6 = 7 → 4200 ÷ 6 = 700

Существует также несколько базовых правил:

  • делить на 0 нельзя;
  • при делении на 1 делимое равно частному;
  • если делимое и делитель одинаковые, частное равно 1;
  • если делимое равно 0, то и частное будет равно 0.

Делим в столбик правильно

деление в столбик онлайн

MNStudio/Shutterstock.com

Поняв основные принципы деления, ваш ребёнок без труда сможет применить их на практике. Но когда числа становятся длиннее, делить их в уме довольно сложно. Конечно, можно сделать это на калькуляторе. А если его нет под рукой? В этом случае применяют приём деления столбиком (его ещё называют деление уголком).

Деление на однозначные числа

Допустим, ребёнку нужно разделить 392 на 4. Разберём подробный алгоритм действий на этом примере.

  1. Записываем пример таким образом, разделяя числа уголком: слева — делимое, справа — делитель, а внизу мы запишем частное:
  2. Ищем первое неполное делимое — то число, которое мы первым будем делить на 4. Для этого смотрим на делимое слева направо: число 3 меньше, чем 4, поэтому нам не подходит; значит, берём 39. Оно даст нам одну цифру в частном — отмечаем её точкой. Все оставшиеся после первого неполного делимого цифры также дают по одной цифре в частном — у нас это всего одна цифра 2, а значит, мы добавляем к частному всего одну точку.
  3. Посчитав количество цифр в частном, переходим к делению 39 на 4. Вспоминаем таблицу умножения на 4: ближайшее число, которое нам подходит — 36. Получаем первую цифру в частном: 36:4=9, и записываем её вместо первой точки в ответе. Записываем 36 под числом 39 и считаем остаток: 39–36=3. Если остаток оказался меньше делителя, наши подсчёты верны. Его записываем под чертой ниже:
  4. Теперь сносим оставшуюся в делимом цифру 2 к остатку и получаем число 32. Его нам снова необходимо разделить на 4. Вспомним таблицу умножения: 48=32. Значит, вторая цифра в ответе — 8. Записываем её на месте второй точки в частном. Итак, 3924=98. Мы поделили без остатка, поэтому под чертой подписываем 0.

Деление на двузначные числа

Итак, с делением на однозначное число проблем возникнуть не должно, если следовать алгоритму; но деление многозначных чисел на двузначное может вызвать сложности. Здесь выделить первое неполное делимое удаётся не всегда, и мы ищем частное к изначальному делимому методом подбора (по очереди умножаем делитель на 2, 3, 4 и т.д., пока не получим исходное делимое), а помогут нам некоторые хитрости, которыми делятся учителя математики:

  • округляем делимое и делитель (цифры до 5 включительно округляем в меньшую сторону, от 6 — в большую), чтобы получить пробное частное;
  • сразу умножаем делитель на 5, чтобы понять, в какую сторону нам двигаться дальше;
  • делим разряды десятков из делимого на десятки из делителя.

Разберём эти приёмы в действии. Допустим, нам дан пример: 108÷18= ?

  1. Запишем его столбиком и попробуем найти первое неполное делимое. 10 меньше 18, поэтому делить будем сразу всё трёхзначное делимое, а в ответе будет одна цифра:
  2. Округлим 108 до 110 и 18 до 20. Попробуем поделить 110 на 20: мы легко посчитаем, что 20×5=100, но 110>100, значит, нужно попробовать умножить 18 не на 5, а на 6:
  3. Итак, частное в нашем примере равно 6:

Проверим второй лайфхак. Допустим, нам необходимо разделить 90 на 15. Первое неполное делимое найти не получится — число 9 меньше 15, а значит, делить мы будем сразу 90:

  1. Умножим 15 на 5 в столбик:
  2. Этот результат меньше 90, зато мы знаем, в какую сторону двигаться: попробуем умножить 15 на 6 таким же образом и получим нужный нам ответ — 90. Значит, ответом на наш пример будет 6:

Опробуем третий совет: поделить разряды десятков в делимом и делителе. Это применимо к примерам, где делитель не начинается с 1.

  1. Допустим, 180 необходимо разделить на 45. 18 на 4 не делится без остатка, но ближайшее к 18 число, которое делится на 4, это 16:
    16÷4=4
  2. Попробуем умножить 45 на 4:
  3. Итак, мы получили исходное делимое —180. Значит, ответ на наш пример — 4:

Получайте раз в месяц интересные материалы по обучению и воспитанию детей себе на почту. Подписывайтесь на нашу рассылку!

Как делить числа с остатком?

деление в столбик примеры

Prostock-studio/Shutterstock.com

Деление с остатком выполняется точно так же, как и любое другое деление; но в результате, помимо частного, мы получаем ещё и остаток, который всегда меньше делителя. Как объяснить это ребёнку? Приведите в пример любую покупку в магазине за наличные.

Допустим, ребёнок отправляется в пекарню за булочками; вы даёте ему 400 рублей, при этом одна булочка стоит 38 рублей. Вычислим, сколько булочек к завтраку и какую сдачу принесёт ваш ребёнок:

Первое неполное делимое — 40 — делится на 38 и даёт нам цифру 1 в частном; к оставшейся цифре 2 (40–38=2) сносим оставшийся от делимого 0. Но получившееся число 20 на 38 не делится нацело, поэтому в частном мы пишем 0, а 20 записываем в остаток:

400 ÷ 38 = 10 (ост. 20)

Таким образом, взяв с собой 400 рублей, ваш школьник принесёт домой 10 булочек по 38 рублей за каждую и 20 рублей сдачи.

Конечно, для двузначных чисел в пределах таблицы умножения применять деление в столбик не нужно: ответ можно найти путём подбора. Разберём пример:

53 ÷ 6 = ?

Здесь нужно вспомнить таблицу умножения на 6. Ближайшее к делимому 53 число, которое мы получаем при умножении 6 на 8 — 48. Далее необходимо вычислить остаток:

53  48 = 5

5<6, соответственно, мы правильно вычислили остаток (помним, что он не должен быть равен или больше делителя). Запишем ответ таким образом:

53 ÷ 6 = 8 (ост. 5)

Деление дробей в столбик

примеры на деление в столбик

Iren_Geo/Shutterstock.com

В пятом классе школьники проходят деление столбиком десятичных дробей. Для того, чтобы объяснить ребёнку эту тему, следуйте алгоритму:

  1. Делитель должен быть представлен в виде натурального числа. Для этого мы переносим запятые на одинаковое количество знаков вправо и в делимом, и в делителе.
  2. Если делимое и так является натуральным числом, добавляем к нему необходимое количество нулей справа.
  3. Далее делим в столбик так же, как любые натуральные числа.
  4. Разделив целую часть делимого, мы ставим в частном запятую, после чего делим дробную часть.

Разберём этот алгоритм на примере:

2,28 ÷ 0,6 = ?

Переносим запятую:

2,28 ÷ 0,6 = 22,8 ÷ 6

Делим уголком:

Итак, 2,28 ÷ 0,6 = 3,8

Примеры на деление уголком для начальной школы

Проверьте, насколько хорошо ребёнок усвоил деление столбиком, предложив ему решить эти примеры:

Третий класс Четвёртый класс
Лёгкий уровень

72:3=

48:4=

39:5=

84:6=

Средний уровень

105:5=

645:5=

Сложный уровень

968:4=

728:8=

87:29=

228:19=

Лёгкий уровень

5 922:9=

8 556:4=

15 395:5=

Средний уровень

76 128:8=

10 000:200=

15 000:75=

Сложный уровень

18 200:26=

4 057:35=

784:23=

8 591:62=

Ответы
Лёгкий уровень

24, 12, 7 (ост. 4)

Средний уровень

14, 21, 129

Сложный уровень

242, 91, 3, 12

Лёгкий уровень

658, 2 139, 3 079

Средний уровень

9 516, 50, 200

Сложный уровень

700, 115 (ост. 32), 34 (ост. 2), 138 (ост. 35)

Обучение делению в столбик — нелёгкая задача, особенно для тех родителей, которые далеки от точных наук и педагогики. Начинайте с простых примеров и постепенно наращивайте сложность, а главное — убедитесь в том, что ребёнок отлично знает таблицу умножения. Решайте как можно больше примеров, приводите примеры применения новых знаний в повседневной жизни и поддерживайте вашего школьника — тогда всё обязательно получится!

Источник фото обложки: fizkes/Shatterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется делегирование полномочий
  • Как пишется делегация или делигация
  • Как пишется делегатский мандат
  • Как пишется делать уроки на английском
  • Как пишется делать не уверенно