Как пишется диплоидный набор хромосом

Диплоидный набор хромосом

Понятие диплоидного набора хромосом

Определение 1

Под диплоидным набором хромосом понимают кариотип.

Термин «кариотип» произошел от греческих слов, обозначающих ядро (karyon) и форму (typhe).

В 1924 году отечественный цитолог Г. А. Левитанский ввел этот термин в общенаучный обиход.

Человеческий кариотип включает 46 хромосом (в норме): 22 пары этих хромосом — это аутосомы, а еще две хромосомы — гаметы или гетерохромосомы.

Есть определение диплоидного набора хромосом как совокупности хромосом, которая характерна для всех соматических клеток, включенных в состав организма представителей разнообразных биологических видов.

Замечание 1

Расположение хромосом — попарное.

В ходе мейоза происходит обмен участками между гомологичными хромосомами или бивалентами. В результате кроссинговера возникает разнообразие генетического материала. Лучше понять суть диплоидного набора хромосом помогает определение термина плоидность.

Определение 2

Плоидность — это количество хромосомных наборов, содержащееся в ядрах клеток.

Кариотипы живых организмов содержат парные и непарные хромосомы. Соматические клетки отличаются диплоидным набором хромосом, парными по своей структуре. В отличие от него, гаплоидный набор хромосом состоит из непарных структурно-функциональных компонентов, входящих в состав половых клеток.

Замечание 2

Интересно, что диплоидный и гаплоидный наборы хромосом могут находиться в одном и том же организме одновременно.

Так как такое присутствие характерно для полового процесса, происходит чередование гаплоидной и диплоидной фаз. Диплоидный набор хромосом образует гаплоидный — при помощи процесса деления. После этого хромосомный набор восстанавливается до диплоидного.

У зиготы, как у продукта оплодотворения, характеризуется диплоидным набором хромосом. Исключения — анзуплоидные, гаплоидные и полиплоидные клетки.

Иногда набор структурно-функциональных единиц нарушается. Это приводит к различным отклонениям:

  • синдрому Дауна;
  • инверсии хромосом;
  • неизлечимые генетические заболевания (если развитие организма нарушается на хромосомном уровне).

В результате жизнеспособность новорожденных снижается, возникают отклонения в интеллектуальном развитии. Дети с аномалиями хромосомного набора отстают в развитии, их органы не могут развиваться в соответствии с возрастом. Одна из задач современной медицины — поиск эффективных методов защиты клеток от возникновения аномального набора хромосом.

Причины генетического сбоя диплоидного набора хромосом:

  • плохая экологическая обстановка;
  • факторы наследства;
  • несоответствие образа жизни критериям нормы;
  • несоблюдение режима дня.

Как формируется диплоидный набор хромосом

Система развития диплоидного набора хромосом непредсказуема. Даже родители, ведущие здоровый образ жизни и проживающие в экологически чистом месте, не могут на 100% быть уверенны, что у них родятся здоровые дети.

Главное отличие диплоидной клетки от гаплоидной заключается в неодинаковом количестве хромосом в ядре. Воспроизведение гаплоидных клеток осуществляется при помощи мейоза, а диплоидных — при помощи митоза.

Диплоидный набор хромосом имеет определенными правила:

  • правило постоянства числа хромосом. К примеру, соматические клетки человека содержат 46 хромосом, шимпанзе — 48 хромосом;
  • правило парности хромосом. Согласно этому правилу, хромосомы диплоидного набора образуют пары. Относящиеся к одной паре гомологичные хромосомы похожи по размерам, форме, расположению центромер, набору генов, которые входят в набор. В этом случае одна хромосома из пары — от матери, а вторая — от отца;
  • правило индивидуальности. Набор хромосом, присутствующих в одной паре, не может повториться в другой паре;
  • правило непрерывности хромосом. Новые поколения не отличаются формой, строением и прочим от предыдущих. Это свидетельствует о том, что диплоидный набор хромосом сохраняется из поколения в поколение. Происходит этот процесс за счет способности ДНК к редупликации и удваиванию.
Определение 3

Из перечисленного выше следует, что кариотип — это также единство всех хромосом набора в соматической клетке, сходных между собой неизменяемыми размерами, формой, положением центромер.

Все хромосомы диплоидного набора включают в состав две хроматиды, содержащие по одной молекуле ДНК. К слову, каждая хроматида является копией этой молекулы. Распределение сестринских хроматид по дочерним клеткам происходит в ходе митоза. По этой причине хромосомы в клеточном цикле двуххроматидны от репликации до деления (речь идет о фазе цикла G2) и однохроматидны от деления до репликации (речь идет о фазе цикла G1).

Восстановление диплоидности клеток в жизненном цикле происходит за счет процесса оплодотворения или слияния гамет. Соотношение гаплоидной и диплоидной фаз у различных организмов разное.

Животным свойственна единственная диплоидная фаза. Для сравнения, хламидомонада имеет только диплоидную зиготу, которая мгновенно вступает в мейоз. У растений есть обе фазы развития: и гаплоидная, и диплоидная.

Замечание 3

Отдельно стоит упомянуть мхи. На них происходит формирование органов полового размножения: антеридий (дают мужские гаметы) и архегоний (дают женские гаметы).

После того как произошло оплодотворение, диплоидный набор хромосом содержится в протонеме или «зеленой нити». Взрослые растения характеризуются коричневой диплоидной стадией. Это объясняется тем, что растение не содержит хлорофилл и не способно к фотосинтезу — диплоидная стадия живет за счет гаплоидной части растения.

В расширении, которое получило называние коробочка, многочисленные клетки делятся при помощи мейоза и образуют гаплоидные споры. Последние дают начало зеленым гаплоидным растениям. Но основании описанного выше, можно заключить, что основная стадия мхов — гаплоидная.

Возникновение диплоидного набора хромосом — результат стремления организмов к биологическому прогрессу. При этом формирование этого набора существенно различается у представителей крупных и небольших таксономических единиц.

диплоидный набор хромосом

Смотреть что такое «диплоидный набор хромосом» в других словарях:

  • Диплоидный набор хромосом — * дыплоідны набор храмасом * diploid chromosome number …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • диплоидный набор хромосом — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ, ДВОЙНОЙ НАБОР ХРОМОСОМ (2п) – набор хромосом, содержащий по две копии каждой из гомологичных хромосом …   Общая эмбриология: Терминологический словарь

  • диплоидный набор хромосом — diploidinis chromosomų rinkinys statusas T sritis augalininkystė apibrėžtis Du haploidiniai chromosomų rinkiniai, turintys tik vieno arba abiejų tėvų chromosomas. atitikmenys: angl. diploid chromosome set rus. диплоидный набор хромосом …   Žemės ūkio augalų selekcijos ir sėklininkystės terminų žodynas

  • ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ — удвоенное число хромосом в зиготе и соматических клетках взрослого организма …   Словарь ботанических терминов

  • Диплоидный набор — набор хромосом в соматических клетках организма, который содержит два гомологичных набора хромосом, из которых один передается от одного родителя, а второй от другого… Источник: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, РАННЯЯ ДОКЛИНИЧЕСКАЯ… …   Официальная терминология

  • двойной набор хромосом — см. Диплоидный набор хромосом …   Большой медицинский словарь

  • зиготический набор хромосом — см. Диплоидный набор хромосом …   Большой медицинский словарь

  • полный набор хромосом — см. Диплоидный набор хромосом …   Большой медицинский словарь

  • соматический набор хромосом — см. Диплоидный набор хромосом …   Большой медицинский словарь

  • двойной набор хромосом (2n) — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ см. диплоидный набор хромосом …   Общая эмбриология: Терминологический словарь


Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу www.biorepet-ufa.ru.

В очередной раз убеждаюсь как некоторые вопросы учащихся в комментариях помогают направлять  объяснение репетитором определенных вопросов в нужное русло.

В последние 2 года в заданиях ЕГЭ стало появляться всё больше и больше вопросов, связанных с определением хромосомной формулы в клетках различных организмов на разных этапах их деления (при митозе или мейозе).

Да, такие тестовые задания позволяют объективно выявлять полноту знаний учащимися процессов деления клетки. Вот только, к сожалению, сами составители таких заданий не всегда обладают этой полнотой знаний и указывают вместо правильных неверные ответы.

По вопросу Катерины в комментарии к статье «Митоз  и мейоз» мне стало ясно, что она не правильно понимала вообще, что означают буквы «n» и «с» в хромосомной формуле.

1. Катерина: Ну вот, я просто в ступоре! Борис Фагимович, что же получается: в профазе митоза мы имеем набор 2n4c (то есть две хромосомы, каждая из которых состоит из двух хроматид), но на рисунках в учебниках нам наглядно рисуют четыре самостоятельные хромосомы? Каждая из которых по две хроматиды? В метафазе набор не меняется. В анафазе в момент разъединения мы получаем 4n4c (в сумме), но ведь было только 2n, откуда же ещё две хромосомы берутся?

Б.Ф.: Обратите внимание, что обозначение 2n4c – это ни в коем случае не означает: “то есть две хромосомы…” Так вот, 2n – это не “две хромосомы”, это весь диплоидный набор хромосом какого-то вида организмов, а n – его гаплоидный набор.

Этот “набор” n может быть, например, 4 как у дрозофилы, или 23, как у человека. На подробных рисунках схем митоза (или мейоза) изображают, как правило, не 23 пары хромосомы и даже не 4 пары (чтобы не загромождать схему), а для удобства, для схематичности,  всего 2 пары (одну тоже не изображают).

Таким образом, общим выражением 2n2c обозначают диплоидный набор хромосом (n) у любого вида организмов в интерфазной клетке (до репликации, до удвоения ДНК), указывая после “n” еще и букву “с” – количество хроматид в каждой хромосоме. То есть, если набор хромосом диплоидный 2n и все они однохроматидные, то при 2n рядом пишем, соответственно и 2с. Что тоже самое, что и 2(nс), но так не пишут.

При подготовке же клетки к делению, после того как осуществится процесс репликации ДНК в S периоде интерфазы, само количество будущих хромосом в клетке не меняется, но каждая хромосома становится двухроматидной. И в этом случае общее выражение набора хромосом в клетках любого вида организмов будет выглядеть 2n4c.

Выражением же 1n2c показывают набор и состав хромосом после первого редукционного деления мейоза: сам набор хромосом снизился в это время в два раза (но пока еще хромосомы ненормальные, а двухроматидные). После же второго эквационного мейотического деления хромосомы становятся 1n1c, то есть нормальными (однохроматидными) и набор их в каждой из четырех вновь возникших клеток будет гаплоидным (n).

Катерина:  Ну вот, до таких очевидных вещей я  не смогла докопаться…

Б.Ф.: Зато теперь, Катерина, после того, как Вы не постеснялись четко сформулировать, что Вам было непонятно, представьте, что еще кто-то сможет прояснить для себя этот вопрос. А кто-то и  не “знал”, что он этого не знает!

2. Влад: Объяснения по мейозу непонятны, все эти n и c скорее всего только запутывают.
Возьмем животное краказябр. У него три = ТРИ = 3 пары хромосом, у человека 23 а у него 3. То есть всего хромосом 6 = шесть = ШЕСТЬ. Пусть это будут А1,А2,Б1,Б2,В1,В2.
Что с ними происходит при мейозе?
Можно догадываться (репетитор скрывает или просто не знает), что сначала, на неназванной репетитором фазе, каждая из них просто создает свою копию. Т.е., в результате получаем в клетке 12 = ДВЕНАДЦАТЬ хромосом.
А1копия1 А1копия2 А2копия1 А2копия2 Б1копия1 Б1копия2 Б2копия1 Б2копия2 В1копия1 В1копия2 В2копия1 В2копия2.
Без общих слов и всякой n-c галиматьи репетитора почтительно просят продолжить по мейозу что происходит дальше — вплоть до момента соединения яйцеклетки и сперматозоида, без воды и глупых картинок.

Б.Ф.: Всю эту, как Вы пишите «галиматью», с «n и с» придумал не я. Уже более 30 лет такие буквенные обозначения количества хромосом (n) и количество ДНК в них (с) используются в школьных учебниках по Общей биологии для 10-11 классов. Вы, видимо, уж очень очень давно закончили школу? Теперь и в заданиях ЕГЭ в каждом контрольном варианте обязательно встречаются вопросы, когда от учащихся требуется расписывать хромосомную формулу (nc) на разных стадиях жизненного цикла клетки.
Текст в статье содержит всего две странички. Влад, прежде, чем писать откровенную чушь об увеличении числа хромосом вдвое после репликации ДНК (в S периоде интерфазы), прочтите ещё раз хоть один абзац статьи:
«В синтетический период интерфазы S, после удвоения каждой из хроматиновых нитей ДНК (или каждой из «хромосом»), их общий набор не меняется, он остается прежним диплоидным (2n), но они становятся двухроматидными — 2с (то есть после синтетического периода, имеем в 2n наборе «хромосом» уже не 2с, а 4с генетической информации)».
Если у Вашего гипотетического животного в G1 периоде интерфазы было 2n = 6 хромосом, то и после S периода, то есть после удвоения ДНК их останется 6, но они будут содержать уже не 6 ДНК, а 12 ДНК. Поэтому, Влад, уж извините, что на Вашу почтительную просьбу продолжить объяснение мейоза «без всякой n-c галиматьи» я не возьмусь.

3. Анастасия: Недавно столкнулась с задачей и мне не понятен  ответ. Не могли бы Вы помочь?
Диплоидный набор хромосом клетки равен 34. Необходимо определить количество молекул ДНК перед митозом, после митоза, после первого и второго деления мейоза. Ответ дан 68, 34, 34, 17, соответственно.

Б.Ф.: Итак, для интерфазной клетки данного задания имеем: диплоидный набор хромосом 2n равен 34 и их качество, то есть количество молекул ДНК (2с)  равно 34. После репликации (удвоения)  ДНК в S периоде интерфазы перед митозом, формула примет вид 2n4с, то есть ДНК станет 68 молекул.                                                                     

Митоз завершается образованием из одной материнской клетки двух клеток 2n2с (то есть ДНК в каждой клетке будет 34 молекулы). После первого деления мейоза, называемого редукционным (уменьшительным делением), количество хромосом уменьшается вдвое, но, так как они еще двухроматидные и формула имеет вид 1n2с, то ДНК будет 34 молекулы.                                                                                                                          

После второго деления мейоза, называемого эквационным делением (уравнительным делением) — хромосомы станут нормальными однохроматидными и хромосомная формула примет вид 1n1с, то есть ДНК будет 17 молекул. Анастасия, изучите еще повнимательнее мою статью и я надеюсь Вам будет всё понятно.

4. Елена: Подскажите, пожалуйста, какой же будет генетическая формула анафазы 2 мейоза: 2п4с или 1п2с?

Б.Ф.:  И не так, и не так, а 2n2c. Прочтите внимательно мою статью на блоге.

Елена: Я опять все по тому же вопросу. Привожу ответ из досрочного ЕГЭ (ФИПИ) 2016 года на 39 вопрос: «В интерфазе I происходит репликация ДНК, количество хромосом постоянно, количество ДНК увеличивается в 2 раза — 48 хромосом, 96 ДНК. Хромосомный набор в профазе I равен интерфазе — 48 хромосом, 96 ДНК. В анафазе I к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид, количество хромосом уменьшается в 2 раза — 24 хромосомы, 48 ДНК». Из этого следует, что генетическая формула анафазы 1 — 1п2с. В Вашей таблице — 2п4с, я и сама так считала.

Б.Ф.: А кем составлен этот ответ? Почему Вы должны из-за него отказываться от своего правильного мнения? «В анафазе I к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид, количество хромосом уменьшается в 2 раза» — ну что за чушь! Да, количество хромосом снизится в два раза — в этом и суть первой фазы мейоза — редукционного деления. Но снизится то не в анафазу (когда все хромосомы ещё сидят в одной материнской клетке), а после телофазы. После телофазы 1 в каждой из дочерних клеток будет по 24 хромосомы. А если их уже в анафазу 24, то в телофазу, что же, их  будет 12… Да, это что-то новенькое…

5. Ольга: Борис Фагимович, спасибо Вам за разъяснения, разбираюсь. Плохо получается, снова вопрос: в анафазе митоза по картинке 4n4c, то есть, 92 хромосомы 92 ДНК?

Б.Ф.: Ольга, да всё хорошо Вы разбираетесь (надо бы ещё уверенности побольше и «верить» своим глазам). Конечно, раз написано 4n4с — значит сколько хромосом, столько же и ДНК. На рисунке, для удобства восприятия, изображены всего две пары хромосом какой-то гипотетической клетки, то есть n = 2. (Представляете, что это была бы за схема, если бы все 23 пары человеческих хромосом попытались бы изобразить?! Тогда действительно в анафазе пришлось бы их рисовать все 92 штуки).                                      

Здесь же показано, что эта диплоидная клетка до подготовки к делению имела всего 2n хромосом = 4 (и каждая хромосома была однохроматидная, сколько n столько и с). Раз клетка диплоидная, то есть 2(nc), что тоже самое, что и 2n2с, то и ДНК в ней было 4.                                                                                                          

Перед митозом в S периоде интерфазы происходит удвоение генетического материала (репликация ДНК). При этом само количество хромосом не увеличивается их остается 2n=4, но они становятся иного качества — двухроматидные 4с, то есть ДНК будет уже 8. Поэтому в это время и пишем общую формулу 2n4с.              

В профазу и метафазу митоза мы видим 4-ре двухроматидные хромосомы, то есть 8 ДНК. А в анафазу, количество хромосом в материнской клетке увеличивается вдвое за счет того, что они разделяются на отдельные хроматиды и формула приобретает вид 4(nc) или 4n4c.                                                                         

К концу митоза в телофазе в материнской клетке обособятся два новых ядра (с 4-мя нормальными однохроматидными хромосомами каждое, то есть будут ядра как ядро у исходной материнской клетки 2n2c). Это и позволит после цитокинеза (деления самой материнской клетки надвое) получить две полноценные дочерние клетки с диплоидным (2n) набором однохроматидных хромосом каждая (2n2с).

6. Анна: Подскажите пожалуйста ответ на вопрос.Какова биологическая роль эквационного деления?

Б.Ф.Эквационным или уравнительным делением называют мейоз II. Суть мейоза вообще — это создание клеток с гаплоидным — n (половинным от диплоидного) набором хромосом. Таковыми клетки становятся уже после мейоза I. Но, как Вы знаете, «нормальные» хромосомы должны быть однохроматидными (то есть, сколько n столько и с), а после мейоза I они имеют иное качество, они «не нормальные», а двухроматидные (на n штук хромосом приходится 2с штук хроматид). Чтобы клетки стали c гаплоидным набором (n) «нормальных» по строению хромосом (с) и необходим мейоз II. Анна, если Вам осталось что-то непонятным, изучите еще мою статью: «Митоз и мейоз в помощь к сдаче ЕГЭ».

Анна: Спасибо большое, но мой преподаватель по генетике, сказал мне на ваш ответ следующее: «Да вы движетесь в правильном направлении, но вы описали сам процесс эквационного деления, а мне нужно почему он именно в биологическом смысле происходит» Мы всей группой ломаем голову над этим, вероятно у него какая- то своя теория))) Если у вас есть еще какие-то догадки по этому поводу поделитесь, я и моя группа будет вам благодарна за это.

Б.Ф.: Анна, «хоть убейте», но никакого отдельного смысла в плане биологического значения эквационное деление не имеет. Биологическое значение эквационного деления соответствует в целом ответу на вопрос о биологическом значении мейоза вообще. А биологическое значение мейоза у животных (у растений мейозом образуются споры): образование гаплоидных половых клеток, обеспечивающих при половом размножении (оплодотворении) образование диплоидной зиготы.

*****************************************************************************************

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, не стесняйтесь, обращайтесь в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести  ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов  по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).


Е. Из диалогов в комментариях

|

n и смейозМитозпрофазарепетитор биологии по Скайпухромосомная формула

|

Совокупность хромосом, содержащихся в ядре, называется хромосомным набором. Число хромосом в клетке и их форма постоянны для каждого вида живых организмов.

Число (диплоидный набор) хромосом у некоторых видов растений и животных

Пшеница твёрдая 28 Гидра 32
Пшеница мягкая 42 Дождевой червь 36
Рожь 14 Таракан 48
Кукуруза 20 Пчела 16
Подсолнечник 34 Дрозофила 8
Картофель 48 Кролик 44
Огурец 14 Шимпанзе 48
Яблоня 34 Человек 46

Соматические клетки обычно диплоидны (содержат двойной набор хромосом — 2n). В этих клетках хромосомы представлены парами. Диплоидный набор хромосом клеток конкретного вида живых организмов, характеризующийся числом, размером и формой хромосом, называют кариотипом. Хромосомы, принадлежащие к одной паре, называются гомологичными. Одна из них унаследована от отцовского организма, другая — от материнского. Хромосомы разных пар называются негомологичными. Они отличаются друг от друга размерами, формой, местами расположения первичных и вторичных перетяжек. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются половыми, или гетерохромосомами. В клетке человека содержится 46 хромосом или 23 пары: 22 пары аутосом и 1 пара половых хромосом. Половые хромосомы обозначают как X- и Y-хромосомы. Женщины имеют две X-хромосомы, а мужчины одну Х- и одну Y-хромосому.
Половые клетки гаплоидны (содержат одинарный набор хромосом — n). В этих клетках хромосомы представлены в единственном числе и не имеют пары в виде гомологичной хромосомы.

Деление клеток

Хромосомный набор

Хромосомный набор — совокупность хромосом, содержащихся в ядре. В зависимости от хромосомного набора клетки бывают соматическими и половыми.

Соматические и половые клетки

Тип Хромосомный набор Характеристика
Соматические 2n Диплоидны — содержат двойной набор хромосом. В этих клетках хромосомы представлены парами. Хромосомы, принадлежащие к одной паре, называются гомологичными.
Половые 1n Гаплоидны — содержат одинарный набор хромосом. В этих клетках хромосомы представлены в единственном числе и не имеют пары в виде гомологичной хромосомы.

Клеточный цикл

Клеточный цикл (жизненный цикл клетки) — существование клетки от момента её возникновения в результате деления материнской клетки до её собственного деления или смерти. Продолжительность клеточного цикла зависит от типа клетки, её функционального состояния и условий среды. Клеточный цикл включает митотический цикл и период покоя.
В период покоя (G0) клетка выполняет свойственные ей функции и избирает дальнейшую судьбу — погибает либо возвращается в митотический цикл. В непрерывно размножающихся клетках клеточный цикл совпадает с митотическим циклом, а период покоя отсутствует.
Митотический цикл состоит из четырёх периодов: пресинтетического (постмитотического) — G1, синтетического — S, постсинтетического (премитотического) — G2, митоза — М. Первые три периода — это подготовка клетки к делению (интерфаза), четвёртый период — само деление (митоз).

Интерфаза — подготовка клетки к делению — состоит из трёх периодов.

Периоды интерфазы

Периоды Число хромосом и хроматид Процессы
Пресинтетический (G1) 2n2c Увеличивается объем цитоплазмы и количество органоидов, происходит рост клетки после предыдущего деления.
Синтетический (S) 2n4c Происходит удвоение генетического материала (репликация ДНК), синтез белковых молекул, с которыми связывается ДНК, и превращение каждой хромосомы в две хроматиды.
Постсинтетический (G2) 2n4c Усиливаются процессы биосинтеза, происходит деление митохондрий и хлоропластов, удваиваются центриоли.

Деление эукариотических клеток

Основой размножения и индивидуального развития организмов является деление клетки.
Эукариотические клетки имеют три способа деления:

  • амитоз (прямое деление),
  • митоз (непрямое деление),
  • мейоз (редукционное деление).

Амитоз — редкий способ деления клетки, характерный для стареющих или опухолевых клеток. При амитозе ядро делится путём перетяжки и равномерное распределение наследственного материала не обеспечивается. После амитоза клетка не способна вступать в митотическое деление.

Митоз

Митоз — тип клеточного деления, в результате которого дочерние клетки получают генетический материал, идентичный тому, который содержался в материнской клетке. В результате митоза из одной диплоидной клетки образуется две диплоидные, генетически идентичные материнской.

Митоз состоит из четырёх фаз.

Фазы митоза
Фазы Число хромосом и хроматид Процессы
Профаза 2n4c Хромосомы спирализуются, центриоли (у животных клеток) расходятся к полюсам клетки, распадается ядерная оболочка, исчезают ядрышки, и начинает формироваться веретено деления.
Метафаза 2n4c Хромосомы, состоящие из двух хроматид, прикрепляются своими центромерами (первичными перетяжками) к нитям веретена деления. При этом все они располагаются в экваториальной плоскости. Эта структура называется метафазной пластинкой.
Анафаза 2n2c Центромеры делятся, и нити веретена деления растягивают отделившиеся друг от друга хроматиды к противоположным полюсам. Теперь разделённые хроматиды называются дочерними хромосомами.
Телофаза 2n2c Дочерние хромосомы достигают полюсов клетки, деспирализуются, нити веретена деления разрушаются, вокруг хромосом образуется ядерная оболочка, ядрышки восстанавливаются. Два образовавшихся ядра генетически идентичны. После этого следует цитокинез (деление цитоплазмы), в результате которого образуются две дочерние клетки. Органоиды распределяются между ними более или менее равномерно.

Биологическое значение митоза:

  • достигается генетическая стабильность;
  • увеличивается число клеток в организме;
  • происходит рост организма;
  • возможны явления регенерации и бесполого размножения у некоторых организмов.

Мейоз

Мейоз — тип клеточного деления, сопровождающийся редукцией числа хромосом. В результате мейоза из одной диплоидной клетки образуется четыре гаплоидных, генетически отличающиеся от материнской. В ходе мейоза происходит два клеточных деления (первое и второе мейотические деления), причём удвоение числа хромосом происходит только перед первым делением.

Как и митоз, каждое из мейотических делений состоит из четырёх фаз.

Фазы мейоза
Фазы Число хромосом и хроматид Процессы
Профаза I 2n4c Происходят процессы, аналогичные процессам профазы митоза. Кроме того, гомологичные хромосомы, представленные двумя хроматидами, сближаются и «слипаются» друг с другом. Этот процесс называется конъюгацией. При этом происходит обмен участков гомологичных хромосом — кроссинговер (перекрест хромосом), то есть обмен наследственной информацией. После конъюгации гомологичные хромосомы отделяются друг от друга.
Метафаза I 2n4c Происходят процессы, аналогичные процессам метафазы митоза.
Анафаза I 1n2c В отличие от анафазы митоза, центромеры не делятся и к полюсам клетки отходит не по одной хроматиде от каждой хромосомы, а по одной хромосоме, состоящей из двух хроматид и скреплённой общей центромерой.
Телофаза I 1n2c Образуются две клетки с гаплоидным набором.
Интерфаза 1n2c Короткая. Репликации (удвоения) ДНК не происходит и, следовательно, диплоидность не восстанавливается.
Профаза II 1n2c Аналогичны процессам во время митоза.
Метафаза II 1n2c Аналогичны процессам во время митоза.
Анафаза II 1n1c Аналогичны процессам во время митоза.
Телофаза II 1n1c Аналогичны процессам во время митоза.

Биологическое значение мейоза:

  • основа полового размножения;
  • основа комбинативной изменчивости.

Деление прокариотических клеток

У прокариот митоза и мейоза нет. Бактерии размножаются бесполым путём — делением клетки при помощи перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК.
Кроме того, для бактерий характерен половой процесс — конъюгация. При конъюгации по специальному каналу, образующемуся между двумя клетками, фрагмент ДНК одной клетки передаётся другой клетке, то есть изменяется наследственная информация, содержащаяся в ДНК обоих клеток. Поскольку количество бактерий при этом не увеличивается, для корректности используют понятие «половой процесс», но не «половое размножение».

Диплоидный набор

Предмет
Биология

Разместил

🤓 anatoliy.markov.1982

👍 Проверено Автор24

набор хромосом в соматических клетках организма, который содержит два гомологичных набора хромосом, из которых один передается от одного родителя, а второй – от другого.

Научные статьи на тему «Диплоидный набор»

Диплоидный набор хромосом

Определение 1

Диплоидный набор хромосом – это кариотип….
Соматические клетки имеют диплоидный набор хромосом, парных по своей структуре….
Затем происходит восстановление хромосомного набора до диплоидного….
Хромосомы диплоидного набора хромосом обязательно образуют пары….
То есть диплоидный набор хромосом сохраняется из поколения в поколение.

Автор24

Статья от экспертов

О необходимости ревизии диплоидных чисел хромосом у некоторых видов хирономид (Diptera, Chironomidae)

Пересмотрены диплоидные наборы у трех видов хромосом из рода Pseudodiamesa Goetgh. – Рseudodiamesa stackelbergi Goetgh. (= Sindiamesa nivosa) (2n=8) , Pseudodiamesa ex gr.branickii Nowicki (2n=8) , Pseudodiamesa sp. (2n=8) и вида из рода Anatopinia – A. plumipes Fries (2n=6) на основе данных, полученных при анализе гигантских, митотических и мейотических хромосом. Политенные хромосомы этих видов образуют легко разрушаемый псевдохромоцентр, а отдельно лежащие плечи хромосом образуют различные ассоциации друг с другом, что затрудняет определение хромосомных чисел. На основе статистического анализа частот подобных ассоциаций и данных о недорепликации хроматина в процессе политенизации диплоидные наборы хромосом у указанных видов пересмотрены в сторону уменьшения.

Гаплоидный и диплоидный набор хромосом

Определение 1

Гаплоидный и диплоидный набор хромосом – это определенный комплект хромосом, который…
Особенности гаплоидного и диплоидного хромосомного набора
С набором хромосом неразрывно связано понятие…
Диплоидный набор характерен для соматических клеток, гаплоидным набором обладают половые клетки….
Диплоидный набор хромосом характерен для всех животных организмов, а также человека….
Например, существует нарушения диплоидного набора хромосом, которые именуются синдромом Дауна.

Автор24

Статья от экспертов

Кариотип Armeniaca sibirica (L. ) Lam. (Rosaceae)

В статье представлены результаты кариологического исследования реликтового вида Armeniaca sibirica. Кариотип вида содержит 16 хромосом (2n=16) и является диплоидным с основным числом хромосом 8. В интродукционных популяциях абрикоса сибирского наблюдалась миксоплоидия. Среди клеток с диплоидным набором были обнаружены клетки с тетраплоидным набором хромосом (2n=4x=32), что отмечается впервые для рода Armeniaca Mill. Большая часть хромосом A. sibirica по морфологии точечные, но есть и двуплечие. Интерфазные ядра данного вида содержат от 1 до 3 ядрышек.

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Диплоидный набор хромосом

Содержание:

  • Что такое диплоидный набор хромосом

    • Основная структура, какой состав имеет 
  • Различие между гаплоидными и диплоидными клетками
  • Что значит для человека, возможные нарушения в кариотипе

Что такое диплоидный набор хромосом

Хромосома — это нуклеопротеидная структура в клеточном ядре, предназначенная для хранения, реализации и передачи наследственной информации.

Совокупность всех характеристик хромосом (число, размеры, форма) называют кариотипом. Кариотип — видоспецифический признак, который фактически не испытывает индивидуальной изменчивости. Каждый вид организмов имеет характерный и постоянный кариотип.

Набор хромосом может быть:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • гаплоидным;
  • диплоидным;
  • полиплоидным.

Плоидность — число хромосомных наборов, которые содержатся в клетке.

Диплоидный набор хромосом — это совокупность хромосом, свойственных соматическим клеткам, в которой попарно присутствуют все характерные для данного биологического вида хромосомы.

В диплоидном наборе хромосом все хромосомы имеют двойников, нуклеопротеидные структуры расположены попарно. 

Основная структура, какой состав имеет 

Как и у большинства млекопитающих, все соматические клетки человека имеют диплоидный набор хромосом. 

Примечание

Кариотип человека содержит 46 хромосом, это 22 пары неполовых хромосом (аутосом) и пара половых.

У женщин половые хромосомы гомологичные (XX), а у мужчин негомологичные (XY).

Один набор из 23 хромосом человек получает от матери и еще один от отца. Их слияние происходит во время оплодотворения. Таким образом, у ребенка появляется полный диплоидный набор из 46 хромосом.

В биологии существует специальный способ записи кариотипа. У женщины он выглядит как 46 XX, у мужчины 46 XY.

Различие между гаплоидными и диплоидными клетками

Главное различие между диплоидными и гаплоидными клетками в том, что гаплоидные имеют один набор хромосом, а диплоидные пару.

Диплоидные клетки размножаются с помощью митоза. А гаплоидные с помощью мейоза.

В процессе митоза из одной соматической клетки происходит образование двух дочерних клеток с таким же набором хромосом. 

Фазы

При размножении гаплоидные клетки проходят через интерфазу, где реплицируется ДНК. Далее происходят две фазы мейоза, и в итоге образуется четыре дочерние гаплоидные клетки. 

фазы мейоза

Половые клетки человека, изначально диплоидные, также проходят через мейоз, чтобы стать гаплоидными и иметь 23 хромосомы. После чего они сливаются с гаплоидной клеткой второго родителя, и таким образом эмбрион получает один набор из 46 хромосом.

Что значит для человека, возможные нарушения в кариотипе

При слиянии гаплоидных клеток родителей возможны сбои, плоидность может нарушиться. Такие изменения кариотипа могут становиться причиной:

  • наследственной патологии;
  • бесплодия;
  • невынашивания беременности;
  • рождения ребенка с пороками развития.

Примечание

Нарушения кариотипа могут касаться не только изменения количества хромосом, имеют значение также изменения их строения, инверсии или удаления участка хромосом.

Распространенные болезни, связанные с нарушениями в кариотипе:

  1. Синдром Дауна. Возникает из-за трисомии по 21 паре хромосом. В результате кариотип состоит из 47 хромосом, что приводит к умственной отсталости и патологии внутренних органов у ребенка.
  2. Синдром Шерешевского-Тернера. Характеризуется нерасхождением половых хромосом, отсутствием одной Х-хромосомы, кариотип 45 хромосом. Приводит к аномалиям в физическом развитии и половому инфантилизму.
  3. Синдром Клайнфельтера. Возникает из-за нерасхождения половых хромосом, что приводит к увеличению числа X или Y хромосом в клетке. Кариотип 47 и более хромосом (XXY). Приводит к бесплодию, нарушению развития половых органов, деформации тела, психическим нарушениям.
  4. Синдром Патау. Возникает из-за нерасхождения аутосом 13 пары в гаметогенезе у одного из родителей. Кариотип 47 хромосом. Приводит к аномалиям физического развития. Характеризуется смертностью до 90% в первый год жизни.

Определение кариотипических отклонений — работа врачей и биологов. Обнаружить отклонения в количестве и структуре хромосом позволяет специальное исследование — кариотипирование.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.00 (Голосов: 2)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Текст с ошибкой:

Расскажите, что не так

Поиск по содержимому

Содержание:

  • 1) История обнаружения хромосом
  • 2) Правило постоянства и преемственности (непрерывности) числа хромосом
  • 3) Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом

Хромосомы (греч. хромм — цвет, сома — тело) были открыты с помощью светового микроскопа еще в конце XIXв. Морфология хромосом у разных организмов подробно описана у делящихся митотическим путем клеток в первой половине нашего века.

История обнаружения хромосом

В ядре неделящихся (интерфазных) клеток хромосомы в тот период обнаружить не удалось. Поэтому раньше считали, что хромосомы — это структуры, которые появляются только в период митоза и отсутствуют в промежутке между делениями. Однако позже удалось рассмотреть хромосомы под электронным микроскопом и в интерфазном ядре.

Оказалось, что они являются постоянными структурами клеток, причем количество и морфология хромосом специфична для каждого вида организмов. Однако строение одних и тех же хромосом очень резко отличается в интерфазных и в делящихся клетках.

В ядрах неделящихся клеток хромосомы под электронным микроскопом имеют вид слабо спирализованных и очень тонких нитей. Толщина их около 14нм, а длина — 1000мкм и более. В тех же клетках, но находящихся на стадии метафазы (см. Митоз) хромосомы хорошо видны в световой микроскоп как палочковидные или нитевидные структуры. Длина их у разных организмов колeблется обычно от 1 до 50мкм, а у человека метафазные хромосомы имеют размеры 1,5-10мкм.

Правило постоянства и преемственности (непрерывности) числа хромосом

Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Поэтому можно сказать, что число хромосом и их морфологические особенности являются хаpaктерным признаком для данного вида. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом.

Число хромосом не зависит от уровня развития филогенетического родства — оно может быть одинаковым у далеких друг от друга видов и резко отличается у близких. Например, у водоросли спирогиры и у сосны имеется по 24 хромосомы, у человека — 46, а у гориллы — 48.

В последовательных поколениях клеток одного вида организмов сохраняются не только постоянное число хромосом, но и их индивидуальные особенности. Это происходит вследствие того, что каждая хромосома при делении клетки воспроизводит себе подобную (авторепродукция). В этом выражается правило преемственности (непрерывности) хромосом.

Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом

В соматических клетках любых растений и животных число хромосом обычно выражено четной цифрой, причем такой набор всегда содержит парные, идентичные по строению хромосомы. Это значит, что если в соматической клетке обнаружена какая-либо особенно крупная (или мелкая) хромосома, то в этой клетке должна быть вторая хромосома точно такого строения. Такие хромосомы, составляющие одну идентичную пару, называются гомологичными.

Исключением из этого правила являются пoлoвые хромосомы. Они могут быть представлены парой разных по своему строению хромосом, получивших название гетеромосом.

Парный набор хромосом в соматических клетках называется диплоидным и обозначается 2n. Из каждой пары гомологичных хромосом, имеющихся в ядрах соматических клеток, в пoлoвых клетках присутствует только одна. Поэтому в пoлoвых клетках число хромосом в 2 раза меньше, чем в соматических. Такой набор называется гаплоидным и обозначается n.

В гаплоидном наборе нет гомологичных хромосом и каждая хромосома отличается от остальных. Возникновение гаплоидных наборов хромосом происходит в процессе созревания пoлoвых клеток. При оплодотворении пoлoвые клетки сливаются и образуется зигота, в которой из двух гаплоидных наборов возникает один диплоидный (т.е. восстанавливается число хромосом, хаpaктерное для соматических клеток).

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia’s Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи……

01 03 2023 3:12:44

Урок-модуль «Кожа. Значение кожи, ее строение»


    Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов….

28 02 2023 11:47:28

Разработка урока «Лишайники». 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками….

27 02 2023 7:18:35

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению….

26 02 2023 2:50:48

Комплект уроков по теме «Введение в Общую биологию»


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел «Введение» не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года….

25 02 2023 14:45:12

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик
Урок «Галактики. Многообразие галактик» по теме «Вселенная» (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока — обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность….

24 02 2023 10:23:18

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом….

23 02 2023 1:57:52

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания….

22 02 2023 5:14:27

Хвойные растения Амурской области


    Хвойные растения Амурской области
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания….

21 02 2023 22:31:33

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником….

20 02 2023 15:30:30

Урок биологии в 8-м классе «Энергозатраты человека и пищевой рацион»


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций….

19 02 2023 20:37:53

Контрольно-обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах….

18 02 2023 9:25:47

Интегрированный урок (география + биология). Викторина «Знаете ли вы Байкал?». 8-й класс


    Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем….

17 02 2023 3:12:39

Разработка урока «Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор». 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке — в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: «Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?»
Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.

16 02 2023 15:22:27

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям….

14 02 2023 18:57:30

Урок биологии в 10-м классе по теме «Эмбриональное развитие животных»


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.

11 02 2023 2:34:16

Обобщающий урок в 7-м классе «Многообразие рыб»


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"
На тему «Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб» отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда….

08 02 2023 23:34:24

Программа по формированию ЗОЖ «Школа юных тьюторов»


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки….

07 02 2023 16:32:59

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам «Соцветия», «Побег. Расположение почек и листьев на стeбле», «Строение листа. Разнообразие листьев» для проведения в 6-м классе.

06 02 2023 5:31:58

Из опыта работы. Проверка знаний по теме «Прокариоты. Бактерии» в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.

04 02 2023 9:19:22

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс


    Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях….

03 02 2023 8:34:38

«Биологический бой» как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых «биологический бой» является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся….

02 02 2023 10:46:44

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может…

01 02 2023 5:46:13

Тема урока: «Суша Земли. Природные условия материков»


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии….

28 01 2023 9:54:32

Внеклассное мероприятие по биологии «В некотором царстве, в некотором государстве…»


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания….

27 01 2023 1:37:22

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися….

25 01 2023 20:51:15

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.

23 01 2023 20:33:42

Использование технологии «Дебаты» в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах.

20 01 2023 4:19:41

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс
Данный урок (2-й по теме «Кожа») содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент….

19 01 2023 8:21:22

«Регуляция процессов жизнедеятельности». 6-й класс


    "Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.

18 01 2023 18:40:17

Театрализованное представление «Сказка о золотой рыбке и морских жителях»


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"
Сценарий этой игры строится на основе сказки «О золотой рыбке» А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.

17 01 2023 1:16:25

Зачетный урок по теме: «Пищеварительная система»


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме «Пищеварительная система». На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.

16 01 2023 12:16:17

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий….

15 01 2023 21:44:45

Технологическая карта урока биологии по теме «Животные». 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе….

13 01 2023 16:38:43

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется диоксид серы
  • Как пишется диоксид кремния
  • Как пишется диод
  • Как пишется диоген
  • Как пишется динопарк