Как пишется доминантовый септаккорд

Доминантовый септаккорд

доминантсептаккорд

Доминантовый септаккорд — самый распространенный из септаккордов в классической музыке.

Он состоит из четырех звуков. Его обозначение — D7 указывает, что он строится на V ступени в мажоре и гармоническом миноре. Цифра 7 обозначает, что расстояние между крайними звуками септаккорда равно септиме.

Построение Доминантового септаккорда

Итак, доминантовый септаккорд (D7) состоит из четырех звуков. расположенных по терциям, и нижний из этих звуков находится на V ступени гаммы.

Для примера, построим D7 в До мажоре.

Первым действием считаем V ступень в До мажоре — это нота Соль. От нее строится D7 в До мажоре.

доминантсептаккорд

Доминантовый септаккорд расположился на V, VII, II и IV ступенях. Кроме нижней V ступени, все остальные ступени в D7 неустойчивые. Поэтому они разрешаются в ближайшие устойчивые ступени.

разрешение Д7

О построении D7 вы можете посмотреть видеоурок, который идет всего лишь 3 минуты!

Доминантовый септаккорд с разрешением в мажорных тональностях

соль ре ля ми си фа# до# ФА Си♭ Ми♭ Ля♭ мажор Ре♭ мажор Соль♭ До♭

Доминантовый септаккорд с разрешением в минорных тональностях

В минорных тональностях D7 строится аналогично мажорным тональностям.

ВАЖНО: Как любой аккорд доминанты в минорной тональности, D7 строится в гармоническом виде минора, т.е. с повышенной VII ступенью.

ля ми си фа# до# соль# ре# ля# Доминантовый септаккорд соль до фа си♭ ми♭ ля♭

Рабочие тетради с готовыми домашними заданиями можно скачать на этой странице.

Доминантовый септаккорд и его обращения

Д7 и его обращения

Напомним, что обращением называется перенос нижнего звука на октаву вверх. Если D7 состоит из четырех звуков, то у него будет три обращения.

Итак, первое обращение D7 называется доминантовый квинтсекстаккорд. Его обозначение — D65. Строится D65 на VII ступени мажора и гармонического минора.
Разрешается D65 в тоническое трезвучие (T53 ) c удвоенным основным тоном.

До65

Второе обращение D7 называется доминантовый терцквартаккорд. Его обозначение — D43 . Строится D43 на II ступени мажора и гармонического минора.
D43 разрешается в развернутое тоническое трезвучие с нижним и верхним тоническим звуком.

до43

Третье обращение D7 называется доминантовый секундаккорд. Оно обозначается — D2.
Доминантовый секундаккорд (D2) строится на IV ступени в мажоре и гармоническом миноре.
D2 разрешается в тонический секстаккорд (T6) с удвоенным тоническим звуком.

До2

ВАЖНО: Иногда учащиеся путают понятия разрешение аккорда и обращение аккорда.
Разрешением называется переход неустойчивых звуков аккорда в устойчивые звуки тонического трезвучия.

То есть, за заданным аккордом следует тонический аккорд ( Т53 , Т6 или Т64 ). Обращением называется перенос нижнего звука заданного аккорда на октаву вверх. Или же перенос верхнего звука аккорда на октаву вниз.

Вы можете посмотреть видеоурок о разрешении и обращении, который длится всего 2 минуты.

D7 и его обращения в мажорных тональностях

Д7 и его обращения в мажорных тональностях ДоД7 СольД7 РеД7 ЛяД7 МиД7 СиД7 Фа#Д7 До#Д7 ФаД7 Доминантовый септаккорд Ми♭Д7 Ля♭Д7 Ре♭Д7 Соль♭ До♭Д7

drikker.ru Р е к л а м а

mars

Знаете ли вы, что планеты звучат на определенной ноте?

D7 и его обращения в минорных тональностях

Д7 и его обращения в минорных тональностях

При построении Д7 и его обращений в минорных тональностях не забывайте повышать VII ступень!

Доминантовый септаккорд миД7 сиД7 фа#Д7 до#Д7 соль#Д7 ре#Д7 ля# Доминантовый септаккорд сольД7 доД7 фаД7 сибемольД7 мибемольД7 лябемольД7

Заключение

Доминантовый септаккорд (D7) — один из самых распространенных аккордов в музыке.

Он состоит из четырех звуков, расположенных по терциям, как любой другой септаккорд. От величины этих терций зависит сид септаккорда. D7 состоит из б.3+м.3+м.3.

Строится D7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре.

Разрешается в тоническое трезвучие с утроенной тоникой и без квинтового звука (Т3).

О других видах септаккордов — МVII7 , УмVII7 , II7 вы можете узнать в следующих статьях этого сайта.

В этой статье детально рассмотрим понятие доминантсептаккорда и научимся его строить как от произвольной ноты, так и в тональности.
Классическое определение доминантсептаккорда — это аккорд состоящий из 4х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
В начале рассмотрим происхождение названия данного аккорда, что поможет нам разобраться с тем, как он устроен. Слово доминантсептаккорд образовано из слияния двух музыкальных терминов: доминанта и септима.
Доминантой называется функция аккорда, который строится на 5 ступени в мажоре или гармоническом миноре. Например, в тональности До мажор V ступень это нота G и на ней можно построить мажорное трезвучие G:

Таким образом мы сразу можем понять, что доминантсептаккорд строится на V ступени мажора или гармонического минора.
Септаккорд — само определение септаккорда мы можем также разбить на две части: Септ и аккорд.
Септ указывает на то, что между крайними звуками аккорда находится септима, а аккорд на сочетание не менее трех разных звуков.
Итак, мы знаем, что доминантсептаккорд строится на V ступени и между крайними звуками должна быть септима. Здесь нужно сделать важное замечание: любой септаккорд является аккордом звуки которого расположены по терциям. Поэтому для получения доминантсептаккорда мы можем сделать следующее.
1) Добавить терцию к трезвучию V ступени
2) Либо добавить к любому мажорному трезвучию малую терцию от квинты аккорд


Проанализируем состав доминантсептаккорда:


 
Получилась формула: большая терция + малая терция + малая терция.
Используя ее, мы можем построить доминантсептаккорд (сокращенно D7) от любого звука.
Ступени D7 называются по аналогии со ступенями трезвучия: прима, терция, квинта, септима.
Обратим внимание на крайние звуки аккорда.

Как видим это малая СЕПТима. Думаю теперь вам понятно, как слово приставка септ связана с названием аккорда:)
Так как в состав доминантсептаккорда входит мажорное трезвучие и малая септима, то такой аккорд построенный на любой другой ступени корректно называть малым мажорным септаккордом. То есть здесь слово малая указывает на септиму, слово мажор на трезвучие, а септаккорд на то, что это аккорд состоящий их 4 звуков.
Итак, для того, чтобы построить доминантсептаккорд от любой ноты мы пользуемся любой из формул:
1) Мажорное трезвучие + малая терция
2) Большая терция + малая терция + малая терция (Б3+М3+М3)
Для того, чтобы построить доминантсептаккорд в тональности нам нужно всего лишь найти V ступень (то есть посчитать 4 шага вверх от тоники) и написать звуки тональности через один.
Например, построим доминантсептаккорд от ноты Db.
Большая терция от Db это F
Малая терция от F это Ab
Малая терция от Ab это Cb (да именно Cb, так как нота B даст нам интервал увеличенной секунды)

В современной музыке доминантсептаккорд обозначается, как 7 или dom. Например:
С7 Сdom
Важное уточнение: в общении музыканты называют септаккордом по умолчанию именно доминантсептаккордом независимо от того, на какой ступени он построен, также доминантсептаккордом называют любой малый мажорный септаккорд, так как он сохраняет свой характер звучания и функцию.
Важной особенностью доминантсептаккорда является его доминантовость, то есть неустойчивость звучания и стремление разрешиться в тонический аккорд или его функциональные эквиваленты. На этом стремлении построена основа классической гармонии и полный функциональный оборот T-S-D-T отлично ее иллюстрирует.
Если детально проанализировать D7, то можно заметить некоторые важные детали:
1) Он содержит 3 неустойчивых звука тональности (2, 4, 7 ступени)
2) В состав D7 входит тритон, который требует разрешения. 4 ступень в 3 ступень, 7 в 1. При этом оба звука находятся в полутоновом соотношении с устойчивыми ступенями

В блюзе и джазе этот аккорд рассматривается в двух контекстах.

1) По аналогии с классической гармонией для создания напряжения и ощущения тональности. Например, в обороте II-V-I.
Однако в джазе разрешение септаккорда не обязательно, что опять же связано с его звучанием. Например, если мы сыграем аккорды Dm7 – G7, то ощущение тональности C мажор появится без разрешения в тонику, таким образом можно чередовать этот оборот в разных тональностях без появления тоники, но звучание новой тональности будет ощущаться. Это аналогия приема эллипсиса в классической музыки. На основе этого образуется, так называемая цепочка доминанта, когда доминанты разных тональностей длятся в течении нескольких тактов создавая ощущение тональности только одним аккордом. Например, классический бридж в форме джаза:
E7- A7-D7-G7
Этот оборот можно рассматривать, как доминанты 4-х тональностей (A,D,G,C мажоре соответственно)
2) В блюзе доминантсептаккорд приобретает функцию самостоятельного тонического аккорда, что противоречит теории классической гармонии, но отлично звучит в сочетании с блюзовой пентатоникой. Стандартный блюзовый квадрат состоит из септаккордов I, IV,V ступеней где имеет бифункциональную природу с одно стороны может рассматриваться, как подчиненный основной тональности, с другой как временная тоника.

Доминантсептаккорд и модуляции/отклонения

Доминантсептаккорд используется для смены тональности чаще других аккордов, по причине описанной выше. Например, огромное количество популярных песен основано на отклонении в тональность субдоминанты (S) с помощью доминантсептаккорда первой ступени.
Например, С С7 ( D в фа мажоре) F G7 ( возврат) или Am A7 (D для Dm) Dm E7 (возврат в Am).
Также через D7 можно перейти в любую тональность просто вставив D7 новой тональности после аккорда основной тональности.
C Am F E7 Am — отклонение в Am

Альтерации

В современной музыке и джазе доминантсептаккорд часто альтерируется, то есть его ступени повышаются или понижаются.
Если посмотреть на состав D7, то мы можем заметить, что исходя из его определения мы можем изменить только 5 ступень, так как приму, терцию и септиму изменить нельзя (произойдет изменение качества аккорда).
Квинту аккорда можно понизить или повысить, получим аккорды:

Данные аккорд можно использовать вместо D7, для усиления его тяготения в тонику.

Изложение доминантсептаккорда

В трехголосии D7 излагается с пропущенной квинтой, если он не альтерирован:

В четырехголосии можем использовать все звуки аккорда, либо также пропускать квинту и удваивать приму.

Удвоение примы

NB Септима не удваивается никогда, терция в виде исключения
В джазе и современной музыке, терция и септима D7 называются leading tones (ведущие ступени), так как именно они создают уникальное звучание этого аккорда. И очень часто, в малых составах доминантсептаккорд может быть обозначен только этим двумя звуками, так как они не входят в состав ни одного другого септаккорда построенного от того же звука.

Мелодия и доминантсептаккорд

При создании мелодии разложенный D7 создает ощущение тональности и гармонии даже без гармонического сопровождения и может использоваться, как интонация общий форм движения. Также D7 может звучать, как яркая интонация, такой вариант мы встречаем в главном риффе песни You Haven’t Done Nothin Стиви Уандера:

Септаккорд

Это четырехзвучие с интервалами в виде терции между каждым звуком и септимы – между крайними. Септаккорды имеют разное строение из-за неодинаковых интервалов между ступенями в гамме.

Они изучаются на уроках сольфеджио в ДШИ и ДМШ.

Доминантсептаккорд

Это самый популярный вид септаккорда. Доминантовый септаккорд строится от V ступени, доминантной в гармоническом миноре или мажоре, – отсюда и название. Основой аккорда является трезвучие мажор с добавленной к нему малой терцией.

Самым нижним звуком этого четырехзвучия является прима – основа доминантсептаккорда. Дальше идет терция, квинта и септима: последняя составляет верх звучания. Для построения доминантсептаккорда от любой ноты можно использовать:

  • мажорное трезвучие и малую терцию;
  • большую терцию, малую терцию и еще одну малую терцию.

Особенность аккорда – в его доминантовости. Это значит, что звучание неустойчивое: оно стремится разрешиться в тонический аккорд или его эквиваленты. Классическая гармония построена на этом стремлении. Доминантсептаккорд создает напряжение и ощущение тональности.

В джазе его не разрешают, а в блюзе он функционирует как самостоятельный тонический аккорд, сочетаясь с пентатоникой.

Доминантсептаккорд бывает:

  1. Полным.
  2. Неполным: у него отсутствует квинтовый тон, зато есть удвоенная прима.
  3. С секстой: квинта отсутствует.

Обозначение

Доминант септ аккорд обозначается арабской цифрой 7 и римской V: первая указывает на интервал, то есть на септиму, а вторая – на ступень, что используется для построения аккорда. Получается V7. В классической гармонии используют обозначение D7. Обычно вместо номера ступени указывается латинское обозначение ноты. Для тональности C-dur ее записывают буквой G вместо V, поэтому доминантсептаккорд будет обозначен так – G7. Также используется dom: Сdom.
Видео на эту тему, которое показалось нам интересным:

Примеры

Для D-dur

Чтобы построить доминантсептаккорд в этой тональности, нужно найти V и ноту A. От нее строится мажорное трезвучие, к которому сверху добавляется малая терция.

Для H-moll

В этой тональности ступени V соответствует нота F#. От нее вверх строится мажорное трезвучие с добавленной сверху малой терцией.

Обращения доминантсептаккорда

У аккорда 3 обращения. Их интервалы проходят между верхним звуком, основой и нижним звуком.

  1. Квинтсекстаккорд. Строй начинается с VII ступени.
  2. Терцквартаккорд. Начинает свой строй от II ступени.
  3. Секундаккорд. Его строй начинается с IV ступени.

Разрешения

Из-за диссонирующих интервалов доминантсептаккорд необходимо разрешать, то есть превращать неустойчивые звуки в устойчивые.

В доминантсептаккорде диссонирующим тоном является IV ступень лада септима. Она всегда разрешается на ступень вниз, как и квинта. Терция разрешается вверх на малую секунду или вниз.

Альтерации

Джаз и современная музыка предполагают альтерирование доминантсептаккорда – понижение или повышение его ступеней. В составе D7 становится другой только V ступень: септима, терция или прима не меняются, иначе качество аккорда тоже преобразится. В результате повышения или понижения квинты получаются следующие аккорды.

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

Одним из главных принципов организации музыкальной ткани является принцип «напряжения — разрешения». В контексте музыкальной гармонии это реализуется за счёт смены гармонических функций, перехода доминанты в тонику.

Заметным представителем доминантовой функции является доминантсептаккорд — один из самых часто встречающихся аккордов в современной гармонии и потому требующий повышенного внимания.

Давайте разберемся, как он строится, почему так важен и какие краски добавляет композиции.

Вспоминаем понятия септаккорда

Для начала вспомним, что септаккорд — это аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

С другой стороны, можно рассматривать любой «септ» как трезвучие с добавленной септимой, то есть седьмой ступенью относительно тоники аккорда. С такой точки зрения наш септ состоит из мажорного трезвучия и малой септимы.

Из состава аккорда формируется правильное, универсальное название — Малый Мажорный септаккорд, где «малый» — значит малая септима, «мажорный» — мажорное трезвучие. Если построим такой аккорд от ноты До, получим До-Ми-Соль-Си бемоль, где До-Ми-Соль — мажорное трезвучие, а До — Си-бемоль малая септима. Обозначается малый мажорный септ как C7, где «C» – мажорное трезвучие, а «7» – малая септима.

Малые мажорные септаккорды широко применяются в гармонии и не всегда являются доминантовыми, поэтому неправильно называть все аккорды с «7» доминантсептаккордом. Существуют и другие способы применения таких септов и в качестве субдоминанты, и даже в качестве тоники!

Давайте рассмотрим несколько практических примеров применения малого мажорного септаккорда.

Доминантсептаккорд (D7)

Это самое распространенное применение септа, непосредственно связанное с разрешением доминанты в тонику. Обычно доминантсептаккорд появляется на V ступени гаммы. В тональности До-мажор D7 (сокращенное обозначение доминантсепта) строится от ноты Соль и включает ноты Соль-Си-Ре-Фа.

Чаще всего этот аккорд переходит в тоническое трезвучие, такой переход называется разрешением и является разрешением неустойчивых ступеней D7 в устойчивые ступени тонического трезвучия.

Обозначаться это будет как V7 – I, а в тональности До-мажор G7 – C.

Кроме этого «ожидаемого» разрешения, существуют и другие варианты, связанные с понятием «прерванный каданс», когда не происходит разрешения в тонику.

Пример самых распространенных последовательностей:

  • V7 – VI | G7 – Am

  • V7 – III | G7 – Em

  • V7 – bII | G7 – Db

  • V7 – bVI | G7 – Ab

«Тонический» малый мажорный септаккорд (I7)

Этот вариант применения септа хорошо знаком любителям блюза и фанка. Именно такого рода септаккорд встречается на первой ступени в блюзовом квадрате и множестве фанковых грувов.

Иногда такой септ называют «нефункционирующим» или «нефункциональным» из-за его относительной устойчивости и отсутствия непреодолимого желания немедленно разрешиться.

Субдоминант септаккорд (IV7, II7)

Эта категория аккордов часто встречается в современной музыке, особенно в стилях с джазовыми корнями: фанк, R&B, соул и блюз. В гармонических последовательностях они могут быть использованы вместо других субдоминантовых аккордов, например:

  • I – II7 – V7 – I вместо I – IV – V – I (T – S – D – T)

  • I – IV – II7 – I вместо I – IV – VI – I (T – S – S – T)

Дополнительные оттенки

Кроме аккордовых звуков (I, III, V, bVII) часто к малым мажорным септаккордам добавляются «окрашивающие ноты» (colored tones) или надстройки: 9, 11, 13 ступени относительно тоники.

Такие «цифры» могут смущать даже опытных музыкантов. Но если вдуматься, это всего лишь 2, 4 и 6 ступени через октаву. При игре аккордов и составлении аккомпанемента именно такой способ мышления наиболее удобный, так как в реальной ситуации абсолютно не важно, в какой октаве располагается надстройка — иногда она может располагаться даже ниже тоники!

Выбор надстроек зависит от функции аккорда, подчиняется определенным правилам и требует отдельного подробного изучения. Если вам интересны закономерности, лежащие в основе музыкальной ткани, и вы хотите научиться применять их на практике (например, для сочинения своих песен или составления аккомпанемента), добро пожаловать на курс теории для гитаристов. Там вас ждет много интересного и полезного материала, помощь и сопровождение специалиста, а также чат для общения с единомышленниками.

На этом уроке мы попытаемся разобраться в четырехзвучных аккордах. Надеюсь, вы уже немного освоили игру трезвучий? Если да, то пора двигаться дальше, отрицательный ответ направляет вас прямиком в Урок №5 (закреплять материал об аккордах).

Итак, продолжим.

Четырехзвучными аккордами называют аккорды, состоящие их четырех звуков.

На самом деле играть аккорды из четырех звуков не сложнее, чем аккорды из трех. В этом вы скоро убедитесь сами.

Септаккорды удобнее всего играть мизин­цем, средним, указательным и большим пальцами (5-3-2-1).

Если сначала вам будет сложно сыграть четыре ноты точно, не задевая случайно соседние клавиши, не волнуйтесь. Вы точно знаете, к чему стремитесь, и потому вскоре будете попадать только на нужные клавиши. В большинстве случаев причиной таких «непопаданий» является не недостаток беглости, а страх. Да-да, именно страх сковывает ваши пальцы, не давая правильно сыграть аккорды, именно страх делает их зажатыми и неуклюжими.

Совет один – расслабьтесь и получайте наслаждение от правильной и чистой игры красивых произведений. Пусть у кого-то на это уйдет десять минут, а у кого-то десять часов, но результат превзойдет все ваши ожидания :-) и вы сможете запросто играть любые аккорды.

Самыми распространенными аккордами, да и самыми важными, являются септаккорды. Называются они так потому, что крайние звуки его образуют септиму. Состоит септаккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

Существует семь видов септаккордов, но мы познакомимся лишь с некоторыми из них:

  • Большой мажорный септаккорд
  • Малый мажорный септаккорд
  • Уменьшенный септаккорд
  • Увеличенный септаккорд
  • Малый минорный септаккорд

Содержание статьи

  • Большой мажорный септаккорд
  • Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)
    • Доминантсептаккорд

Большой мажорный септаккорд

Многие современные пианисты играют большой мажорный септаккорд даже там, где в нотах обозначено просто мажорное трезвучие. Большой септаккорд звучит по-модернистски, поэтому он не очень подходит для песен ти­па «Маленькой елочке холодно зимой» :-). Однако в некоторых современных песнях он звучит превосходно.

Чтобы построить этот аккорд, нужно к мажорному трезвучию прибавить большую терцию (б. 3). В результате этот септаккорд представляет собой комбинацию из терций — б.3 + м.3 + б. 3 Звучание аккорда довольно резкое за счет того, что крайние его звуки образуют интервал большой септимы (крайне диссонирующего интервала).

Обозначается данный аккорд Большой латинской буквой с добавлением к ней maj7. Например: Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7 и т.д.

Обратите внимание, что септима большого мажорного септаккорда — это нота полутоном ниже основного звука аккорда. Например, септима ак­корда Dmaj7 — до-диез, Gmaj7 — фа-диез.

Попробуйте сыграть красивую последовательность аккордов, включа­ющую большой мажорный септаккорд. Такую после­довательность, даже если она не указана в нотах, можно попробовать проиграть в любом месте, где долго выдерживается какой-либо мажорный аккорд. Возьмите на клавиатуре сначала мажорное трезвучие, а дальше добавьте к нему сверху септиму, чтобы получился большой мажорный септаккорд. И вернитесь к исходному аккорду.

Большой мажорный септаккорд не так уж часто встречается в популярных песнях. Красиво его использует И. Дунаевский в знаменитом «Мар­ше» из кинофильма «Веселые ребята» (см. первый такт песни). Пока не пытайтесь сыграть всю песню в целом, потренируйтесь чередовать аккор­ды F и Fmaj7.
Марш из кинофильмак "Веселые ребята" И. Дунаевского: ноты

Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)

Этот аккорд строится путем добавления к мажорному трезвучию малой терции (м. 3). Еще его называют доминантсептаккордом. Сейчас я вам добавлю немного теории о доминантсептаккорде. Не пугайтесь, это объяснение даст вам полезную информацию, которую вы сможете по достоинству оценить позже. Технические термины можно не запоминать, главное уловить суть, которая поможет вам подбирать аккомпанемент к любимым песням на слух.

Итак, каждая нота звукоряда имеет свое название, которое опи­сывает ее отношение к тонике, или к основной ноте тональности. Вторую ноту обычно называют второй ступенью, третью — медиантой, четвер­тую — субдоминантой, пятую — доминантой и т. д., как показано на иллю­страции внизу.

Римские цифры часто используют, чтобы указать на аккорды, построенные на определенных ступенях звукоряда. То есть аккорды в до мажоре можно обозначить буквами — С, G, С, F —  либо обозначить цифрами I, V, I, IV, либо назвать «тоника, доми­нанта, тоника, субдоминанта». Римские цифры удобнее, поскольку позво­ляют избежать довольно неуклюжих словесных названий ступеней.

Мы уже знаем из предыдущих уроков, что главными ступенями лада являются I, IV и  V ступени, соответственно и аккорды на этих ступенях будут главными – тоника, субдоминанта и доминанта. Вместо доминантового трезвучия обычно берут септаккорд, он звучит красивее и более богат в гармоническом плане звучания. Рассмотрим этот аккорд поподробнее.

Доминантсептаккорд

В звукоряде до мажор (С) доминантой будет нота соль. Поэтому доминантсептаккорд тональности С — это доминантсептаккорд, построенный от соль, или G7. Поскольку доминантсептаккорды, как и любые другие ак­корды, строятся из нот той тональности, которой они принадлежат, то ноты доминантсептаккорда от соль (G7) должны быть взяты из звукоряда до мажор. (Сейчас мы рассматриваем ноту соль именно как пятую ступень то­нальности до мажор, а не как тонику тональности соль мажор или вторую ступень тональности фа мажор).
Чтобы аккорд можно было назвать сеп­таккордом, интервал между его крайними звуками должен быть равным септиме. Вот ноты гаммы до мажор, из которых мы будем строить доми­нантсептаккорд:

Интервал септимы от доминанты соль дает нам ноту фа как верхнюю ноту аккорда

Самый простой способ найти нужные ноты доминантсептаккорда — представить себе, что верхняя его нота находится тоном ниже основного звука. Например, септимой аккорда D7 будет нота до (С); аккорда С7 — си-бемоль (В).

Еще один способ найти ноты доминантсептаккорда — сравнить его с уже знакомым вам большим мажорным септаккордом: нужно просто по­низить на полтона верхнюю ноту большого мажорного септаккорда:

Чтобы лучше усвоить эти два септаккорда, сыграйте такую последовательность: возьмите трезвучие и удвойте его основной тон октавой выше большим пальцем, вот так:

А сейчас передвиньте большой палец на полтона вниз, чтобы получил­ся большой мажорный септаккорд от до (Cmaj7), вот так:

Затем передвиньте большой палец еще на полтона вниз, чтобы полу­чился доминантсептаккорд, вот так:

Выполните такую же последовательность, начиная с трезвучия с удво­енным основным тоном, от указанных ниже семи аккордов:

  • С — Cmaj7 — С7
  • F — Fmaj7 — F7
  • В — Bmaj7 — В7
  • Eb — Ebmaj7 — Eb7
  • G — Gmaj7 — G7
  • D — Dmaj7 — D7
  • A — Amaj7 — A7

Сыграв указанные выше последовательности несколько раз, вы, воз­можно, заметили, что некоторые из них запоминаются легко, другие же с трудом. Однако нет ничего страшного в том, что иногда вам приходится остановиться и с полминуты подумать. Когда вы начнете играть выбранные вами песни, вы обнаружите, что «сложные» аккорды запомнятся лег­ко и прочно, как самые простые трезвучия. Красивое звучание мелодий ваших любимых песен необычайно улучшит вашу память.

Пожалуй, пора остановиться, чтобы у вас случайно не случилось винегрета в голове :-) А вот немного музыкальных примеров, где используются большой и малый мажорный септаккорды:
Песня ""Ваше благородие, госпожа разлука" из фильма "Белое солнце пустыни": ноты

В этих примерах обратите внимание на то, что вокальная партия написана на отдельном нотном стане, её играть не надо :-) , только петь.

Попробуйте сыграть эти песни по-разному:

  1. Как написано, то есть мелодию вы поёте, а аккомпанемент играете как указано в тексте.
  2. Играете правой рукой мелодию, а левой аккорды которые даны над нотным станом.

Редактор, корректор: Полина Полянская

Какой аккорд по популярности употребления не уступает главным трезвучиям?
Септаккорд

Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.

Доминантсептаккорд

Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7. Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):

  • Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
  • Терция;
  • Квинта;
  • Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».

Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3. Ниже на рисунке изображены два доминантсептаккорда: для мажора и минора. Примеры даны для тональностей D-dur и H-moll, обратите внимание на знаки альтерации. При желании Вы можете сами построить доминантсептаккорды в уже ставших обычными для нас C-dur и A-moll.

Обозначение септаккордов

Септаккорды обозначают следующим образом: римской цифрой указывается ступень, от которой он построен, затем дописывают цифру 7 (обозначение интервала «септима»). Например, доминантсептаккорд обозначается так: «V7» (V ступень, 7 (септима)). Заметим, что обычно номер ступени заменяют буквенным обозначением ноты. Например, в тональности C-dur V ступень — это нота G. Тогда доминантсептаккорд в тональности C-dur можно обозначить так: G7.

Пример для D-dur

Ступени: D (I), E(II), F#(III), G(IV), A(V), H(VI), C#(VII). Мы выделили V ступень, от неё и строим доминантсептаккорд: от ноты A строим мажорное трезвучие, а затем сверху добавляем малую терцию. Вы можете послушать звучание аккорда, кликнув мышкой по рисунку:

Доминантсептаккорд в D-dur

Рисунок 1. Пример доминантсептаккорда

Пример для H-moll

Ступени: H(I), C#(II), D(III), E(IV), F#(V), G(VI), A(VII). Абсолютно также строим аккорд: V ступень — нота F#. От неё строим вверх мажорное трезвучие, а сверху добавляем малую терцию:

Доминант септаккорд для H-moll

Рисунок 2. Пример доминантсептаккорда

Обращения доминантсептаккорда

Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:

  1. квинтсекстаккорд (Квинтсекстаккорд). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
  2. терцквартаккорд (Терцквартаккорд). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
  3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3
Разрешения

Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения. Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый. Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень:

Разрешение доминантсептаккорда

Рисунок 3. Разрешение доминантсептаккорда

Доминантсептаккорд

(Ваш браузер должен поддерживать flash)


Итоги

Вы познакомились с доминантсептаккордом, его обращениями и разрешениями.

Доминантсептаккорд и его обращения

Теоретические сведения

Доминантсептаккорд (D7) — аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Строится на V ступени (доминанте) мажора и гармонического минора.

Расстояние между крайними звуками составляет малую септиму.
В мелодическом изложении:

Обращения Доминантсептаккорда

Аккорд имеет три обращения (обращение аккорда — изменение строения аккорда путем переноса крайнего голоса на октаву вверх). В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной.

Пример от ноты До

Первое обращение доминантсептаккорда — Квинтсекстаккорд (D65) строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2.  
В мелодическом изложении:  
Терцквартаккорд (D43). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3  
В мелодическом изложении:  
Секундаккорд (D2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3  
В мелодическом изложении:  

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения (перевода неустойчивых ступеней в устойчивые).

При этом D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой  
В мелодическом изложении:  
D65 — в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой  
В мелодическом изложении:  
D43 — в полное тоническое трезвучие  
В мелодическом изложении:  
D2 — в секстаккорд с удвоенной тоникой  
В мелодическом изложении:  

В гармоническом миноре обращения D7 разрешаются аналогично.

Назад

На главную

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется доминант правильно
  • Как пишется домики для пчел
  • Как пишется домик на дереве
  • Как пишется домик изо льда
  • Как пишется доменный адрес