Дополнение подчеркивается штриховой линией, определение — волнистой линией, обстоятельство — линией «штрих-точка-штрих-точка».
Узнаем, как подчёркивается дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы следует задавать к этим второстепенным членам, чтобы правильно определить их в предложении.
В распространенном предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены:
- дополнение
- определение
- обстоятельство
Каждый из этих видов второстепенных членов при выполнении синтаксического разбора предложения подчеркивается определенной линией. Уточним, как следует подчеркнуть дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы задавать к ним в предложении.
Какой линией подчеркивается дополнение?
Вспомним, что такое дополнение.
Определение
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
У костра Иван Петрович размешивал (чем?) ложкой (что?) кашу в котелке.
Нас (кого?) окружает зеленый мир растений (Д. Трайтак).
Как отличить дополнение от подлежащего?
Чаще всего дополнение выражается существительным или местоимением. Как отличить его от подлежащего, которое может быть выражено словами этих же частей речи?
Запомним, что подлежащее выражается существительным в форме именительного падежа, который называются прямым. Подлежащее со сказуемым составляют грамматическую основу предложения. Дополнение же обозначается существительными в форме косвенных падежей и зависит от сказуемого. Действие, обозначенное сказуемым, переходит на предмет, обозначенный существительным в форме косвенного падежа, например:
Победитель шахматного турнира получил (что?) награду.
Дополнение подчеркивается в предложении прерывистой штриховой линией.
Маша усердно готовилась (к чему?) к экзамену.
Как найти дополнение в предложении?
Чтобы найти дополнение в предложении, предпримем несколько последовательных шагов:
- выделим грамматическую основу предложения;
- найдем среди второстепенных членов предложения существительное (местоимение);
- от сказуемого зададим к нему падежный вопрос, обозначив стрелочкой;
- определим падеж существительного;
- если это косвенный падеж, то это дополнение;
- подчеркнем дополнение штриховой линией.
Котенок вылакал (что?) молоко из блюдечка.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Как подчеркивается определение?
Определением является второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
На каменных (на каких?) ступенях многоэтажного (какого?) дома лежал (какой?) обычный серый кот (М. Пришвин).
В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Как выражается определение в предложении?
Определение выражается словами разных частей речи:
- прилагательным (громкий голос);
- причастием (бегущий спортсмен);
- порядковым числительным (десятый забег);
- местоимением (этот дом);
- инфинитивом (жажда узнать):
- наречием (дверь нараспашку).
В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.
Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:
В окна, косо вырезанные в крыше, были видны темные силуэты фруктовых деревьев и далекое, сплошь белое от лунного света поле.
Как подчеркивается обстоятельство?
Определение
Обстоятельство обозначает различные условия протекания действия, признак предмета или другого признака и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? зачем? по какой причине? с какой целью?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
А в конце зимы (когда?) мы своих снегирей выпускали (куда?) на волю (В. Песков).
В предложении обстоятельство подчеркивается линией «штрих-точка-штрих-точка».
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
обстоятельства места
- идти куда? домой;
- остаться где? в лесу;
- увидеть откуда? издали;
обстоятельство времени
- распустились когда? весной;
- помню с каких пор? с детских лет;
обстоятельство причины
- расстроиться почему? из-за неудачи;
- отсутствовать по какой причине? по болезни;
обстоятельство цели
- остаться зачем? для выяснения обстоятельств;
- идем с какой целью? узнать;
обстоятельство образа действия
- спускаться как? осторожно;
- готовиться каким образом? тщательно;
обстоятельство меры и степени
- почернелый в какой степени? слегка;
- зрелый насколько? почти;
обстоятельство уступки
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз;
обстоятельство условия
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса;
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
- наречием (глубоко нырнуть);
- существительным в косвенном падеже (расстроиться от досады);
- деепричастием и деепричастным оборотом (вздохнуть, отвернувшись от нас);
- инфинитивом (присесть послушать прибой);
- фразеологическим выражением (написано черным по белому).
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 89
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет.
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей: Кого? Кому? Кем? (О) ком? Чего? Чему? Что? Чем? (О) чём?
Как правило, они относятся к глаголам.
Рыбаки поймали рыбу.
Юля увидела бабочку.
При разборе по членам предложения дополнения подчёркиваются пунктирной чертой.
Прямое и косвенное дополнение
Дополнение может быть прямым или косвенным.
Прямое дополнение — это дополнение, которое выражено формой винительного падежа без предлога.
Бабушка положила очки на стол.
Петя смастерил бумажный самолётик.
Обрати внимание!
Прямое дополнение можно перепутать с подлежащим, так как формы именительного и винительного падежей существительных иногда совпадают.
Шмель опыляет цветок.
В этом предложении подлежащим является слово «шмель», потому что именно оно обозначает исполнителя действия, названного сказуемым «опыляет». Согласись, цветок не может опылять шмеля, это бессмыслица. Слово «цветок» в этом предложении является прямым дополнением, так как на него направлено действие подлежащего.
В этом примере исполнителями действия «любит» могут быть и мать, и дочь. В таких случаях нужно смотреть на порядок слов в предложении. Первое слово выполняет роль подлежащего («мать»), а второе — роль прямого дополнения («дочь»).
Дочь любит мать.
А в этом примере слова поменялись местами, значит, и роли они выполняют другие: «дочь» — подлежащее, а «мать» — прямое дополнение.
Косвенное дополнение — это дополнение, которое выражено формой косвенного падежа (кроме винительного) без предлога или с предлогом, а также формой винительного падежа с предлогом.
Паша увлекается игрой на гитаре.
Увлекается чем? Игрой. Косвенное дополнение выражено существительным в форме творительного падежа без предлога.
Игрой на чём? На гитаре. Косвенное дополнение выражено существительным в форме предложного падежа с предлогом.
Саша перепрыгнул через бордюр.
Перепрыгнул через что? Через бордюр. Косвенное дополнение выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.
Средства выражения дополнения
- Имя существительное
Наша кошка уронила с подоконника цветок. Уронила что? Цветок.
- Местоимение
Писатель посвятил ему свой рассказ. Посвятил кому? Ему.
- Глагол
Писателю предложили написать роман. Предложили что? Написать.
- Сочетание «имя числительное + имя существительное»
Мы взяли домой двух котят. Взяли кого? Двух котят.
Обрати внимание!
Бывают случаи, когда к словам в предложении можно задать разные вопросы.
В лесу охотники видели следы зайца.
Охотники видели следы чьи? Зайца. В этом случае «зайца» будет определением.
В лесу охотники видели следы зайца.
Охотники видели следы кого? Зайца. В этом случае «зайца» будет дополнением.
И то, и другое выделение будет верным.
Согласно учебной программе по русскому языку, юные школьники уже начиная со второго класса знакомятся с главными и второстепенными членами предложения. И если у большинства детей не возникает проблем с определением подлежащего и сказуемого, то со второстепенными членами трудности бывают даже у взрослых.
Следует напомнить, что к второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение и обстоятельство.
Из всех второстепенных членов, легче всего найти определение, отвечающее на вопросы «какой?«, «чей?«, «который?«. И его мы рекомендуем определять сразу же после главных членов предложения. Однако дополнение и обстоятельство нередко путают между собой. Чтобы решить данный вопрос, давайте рассмотрим их по отдельности и начнём с дополнения.
Что же такое дополнение в русском языке?
Дополнение — это ВЧП (второстепенный член предложения), означающий предмет либо лицо выступающее в качестве объекта действия, на который указывает сказуемое. Дополнение отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)
В синтаксическом разборе предложения оно, как правило, относится к одному члену предложения, чаще всего сказуемому, либо ко всей основе в целом и представляет собой существительное или местоимение, однако иногда может также проявлять себя в виде инфинитива (неопределенной формы глагола), прилагательного или причастия в форме существительного.
Оглавление
- 1 Значение дополнения в предложении
- 2 Как подчёркивается дополнение
- 3 Какие части речи могут выступать в качестве дополнения
- 3.1 Существительное в роли дополнения
- 3.2 Местоимение, числительное, наречие в роли дополнения
- 3.3 Глагол в роли дополнения
- 4 Разновидности дополнений
- 4.1 Прямое дополнение
- 4.1.1 Примеры предложений с прямым дополнением
- 4.2 Косвенное дополнение
- 4.2.1 Примеры предложений с косвенным дополнением
- 4.1 Прямое дополнение
- 5 Однородные дополнения
- 6 Обособленные дополнения и пунктуация при них
- 6.1 Обособление предлога «кроме»
- 6.2 Предлог «вместо» и его обособление
- 7 Синтаксический разбор с определением дополнения
- 8 Тест для закрепления материала
Значение дополнения в предложении
Как мы уже выяснили, дополнение является вспомогательной частью в предложении, попросту — это помощник в предложении.
Цель дополнения — распространить основу, сделать её более подробной и сообщить больше информации о происходящем, когда с этим не справляется подлежащее и сказуемое.
Рассматриваемый второстепенный член предложения может иметь разные значения, а именно:
Объект, который подвергается воздействию:
По вечерам папа читал газету.
Летом спортсмен качал штангу.
После уроков я рисовал пейзажи.
Каролине не нравилось заниматься уроками.
Он не думает, что подвергается опасности.
Объект, которым совершается действие:
Каждый день я рисовал пастелью.
В будние дни Антон учился, а в выходные работал лопатой в огороде.
В Японии все едят палочками.
Он мог расплатиться только этими странными карточками.
В ясельной группе дети предпочитали играть мячиками или кубиками.
Объект — адресат действия:
Сейчас я пишу приятелю.
Через месяц нужно было снова позвонить куратору.
Нужно предупредить исполнителя.
Вы готовы найти человека на эту роль?
Я не могла прямо попросить Ренату об услуге.
Объект, который находится в определённом состоянии:
Маме было грустно.
Лизе было очень весело.
В новой школе мне было одиноко.
От поступка её одноклассника, Виолетте стало неприятно и даже стыдно.
Девушке хотелось убежать, так страшно и одновременно завораживающе выглядела его чешуя.
Объект, с которым проводится сравнение:
Мчись быстрее ветра, рыцарь!
Кирилл был сильнее Васи.
Я учился прилежнее одноклассников.
Немногие смертные соглашались зайти дальше, но любопытство было намного сильнее страха.
Мои родители были намного умнее меня.
Принадлежность объекта к чему-либо:
Заведующий кафедрой был строгим, но понимающим.
Руководитель проекта приходил на работу рано.
Владелец мельницы наверняка был зажиточным.
Люди Гора, описанные Уилбуром Смитом, не существовали в действительности.
Я надеялся, что мой ирокез не понравится только директору школы.
Довольно таки легко, согласитесь?
Как подчёркивается дополнение
Мы уже поняли, как найти дополнение; значение, которым оно может быть выражено и на какие вопросы отвечает; а теперь следует перейти к не менее важной части — как выделить его в тексте.
В тексте дополнение подчёркивается пунктирной линией.
Выглядит это так:
Я решила нарисовать его.
Фредерик был потрясён моими новостями.
Налейте мне жасминовый чай.
Какие части речи могут выступать в качестве дополнения
В качестве него могут выступать самые разные части речи — от местоимений до глаголов. Давайте рассмотрим их поподробнее.
Существительное в роли дополнения
Дополнения могут выражаться именами существительными в косвенных падежах (все падежи, кроме именительного) с предлогом или без него:
Кларисса Доуви всегда помогала людям.
Осторожность никогда не повредит, особенно смертным.
Прирост населения был очень кстати.
Я делал много подлых, гадких вещей и до сих пор стыжусь многих моих поступков.
Расфер работал палачом и начальником стражи одновременно.
При неморфологическом образовании слов в значении имени существительного в роли дополнения могут также выступать такие части речи, как прилагательные и причастия: «вспомнить
(о чём?) о прошлом
», «пожалеть
(о чём?) о содеянном
».
Местоимение, числительное, наречие в роли дополнения
Местоимение аналогично существительному может выступать в роли дополнения как с предлогом, так и без него. Также может выступать как количественное числительное:
Иван мешал ему, и кто-то должен был устранить его.
Разногласия никому ещё не помогли.
Алла делала всё словно назло кому-то.
Преподаватель велел нам разделить триста пятнадцать на сорок пять и отошёл в учительскую.
Завтра никогда не будет похоже на сегодня.
В определённых случаях в роли дополнения могут выступать фразеологизмы и синтаксически цельные словосочетания (Я показал ему почём фунт лиха
), а также звукоподражания (Она услышала знакомое "ау"
).
Глагол в роли дополнения
Нередко глагол в форме инфинитива может выступать в роли дополнения, однако его часто можно перепутать с составным сказуемым. Чтобы этого не допустить, нужно удостовериться в правильной конструкции в дополнении:
Если сказуемое означает действие одного объекта, а то, что вы определили как дополнение — другого, то вы всё сделали правильно, если же ваша структура отличается — перед вами составное сказуемое.
Например:
Андрей предложил Юле станцевать на юбилее школы.
Предложил-то Андрей — а вот станцевать придётся Юле. Следовательно, перед нами сказуемое (предложил
) и дополнение (станцевать
).Картошку мог съесть и Мирон.
Мирон мог и смочь, и съесть, следовательно, перед нами составное сказуемое (мог съесть
).
Как вы можете убедиться, здесь нет ничего сложного, следует только запомнить разницу между составным сказуемым и глаголом в виде дополнения, который рассмотрим на примерах в предложениях:
Прошу немедленно пройти в мой кабинет.
Так я могу вам посодействовать?
Клим попросил нас подойти как можно ближе к сцене.
Алевтина даже не попросила меня спеть на выпускном вечере.
Я приказал отрубить голову наглой девчонке, но палач не повиновался.
А теперь давайте перейдём к видам дополнений.
Разновидности дополнений
Дополнения делятся на две категории: прямые и косвенные. При этом, освоив первую, вы с лёгкостью сможете определять вторую.
Прямое дополнение
Прямое дополнение выражается существительным или же местоимением в винительном падеже (Кого? Что?) без предлога. В дополнении такого вида, как правило, нет сложных конструкций.
Название данного вида дополнения говорит само за себя и называется так, потому что на него имеет прямое действие само сказуемое, выраженное переходным глаголом либо предикативным наречием.
В тех случаях, когда дополнение выступает в роли части от целого («принёс (чего?) воды«; «половина (чего?) оплаты«) либо им управляет глагол с отрицанием («не выпила молока«, «не ждали гостей«), прямое дополнение может выражаться существительным в форме родительного падежа.
Примеры предложений с прямым дополнением
Основным отличием прямого дополнения от косвенного является отсутствие предлога. Рассмотрим его использование на примерах в предложениях.
Сначала никто не заметил какого-то странного парня, разгуливавшего по набережной в одной только рубашке.
Красота девушки манила священника, её чарующая внешность не оставляла ни малейших сомнений в её невиновности.
Никто не винил меня в совершившемся убийстве: все признавали, что это была вынужденная самооборона.
Орфей не мог допустить даже мысль о том, что Сажерук не будет благодарен ему за чудесное спасение.
Владислав не представлял Анжелику без неизменной коричневой туши, такого же цвета подводки и светло-розовой помады.
Косвенное дополнение
Напротив, косвенное дополнение выражается разными частями речи и словосочетаниями, а также всеми видами падежей кроме винительного и именительного.
В дополнении подобного рода тоже встречается существительное либо местоимение, но, в отличие от предыдущего варианта, подсказкой для определения косвенных дополнений могут выступать инфинитивы, предлоги и сложные словосочетания.
Примеры предложений с косвенным дополнением
Мне бы не помешала прибавка к зарплате, особенно, если бы к ней прилагалось повышение.
Александр даже не думал, что из его затеи что-нибудь выйдет.
Оригинальная история Красной Шапочки была намного страшнее той, что мы все знаем с пелёнок.
Советские мультфильмы снимались дольше чем современные, да и воспринимались они зрителями более восторженно.
Кристаллы под потолком пещеры не были каким-то чудом в здешних местах.
Однородные дополнения
Начиная с 4-го класса, ученики знакомятся с однородными членами предложений и с каждым годом пополняя багаж информации узнают, что однородными могут быть как главные так и второстепенные члены предложений, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию и связаны одной словоформой.
Фея-крёстная была уверена в том, что красивого платья, роскошной причёски и хрустальных туфелек хватит Золушке для покорения принца.
Исходя из этого, дополнения также могут быть однородными и нужны они в том случае когда говорится об объектах, которые связаны между собой одним словом (чаще всего сказуемым).
Для того чтобы дополнения считались однородными, необходимы следующие условия:
- Они должны отвечать на один и тот же падежный вопрос;
- Зависеть от одной словоформы.
Собираясь на прогулку, Настя положила в рюкзак куклу, машинку и мячик.
Настя (что сделала?) положила (что?) куклу, машинку, мячик.
В данном предложении дополнения однородные, потому как отвечают на один падежный вопрос (что?) и зависят от одного глагола «положила
».
Стоит также отметить, что стоять в одной падежной форме не достаточно. Рассмотрим на примере:
Каждый год 19 декабря мама наводила порядок, наряжала ёлку, вешала гирлянды.
Не смотря на то, что «порядок
», «ёлку
» и «гирлянды
» отвечают на один вопрос (что?), всё же не сохранено второе условие однородности, ведь каждая из словоформ относится к разным сказуемым.
В случае, когда предлог служит связью со сказуемым, его использование при каждом дополнении не является обязательным. В эко-парке мы смотрели на яркие цветы, редкие виды деревьев, аккуратные газоны.
Однако, при соблюдении условий однородности, многие полагают, что однородные дополнения должны выражаться только одной частью речи. В приведенных примерах вы увидите, что такое мнение ошибочно:
На собрании нам предстоит познакомиться с новым директором (сущ.) и ещё кое с кем (мест.).
Беседа зашла о музыке (сущ.), о прекрасном (прил.) и трёх знаменитых художниках (сл/соч.).
Карина ждала на день рождения много шариков (сущ.), букеты цветов (сущ.), но не этого (мест).
Обособленные дополнения и пунктуация при них
Погружаясь в тему более глубоко давайте вспомним что такое обособление.
Обособление – это выделение членов предложения с помощью интонации и по смыслу для того, чтобы придать им синтаксическую самостоятельность и смысловой окрас в предложении. Как правило, в разговоре их выделяют интонацией, а на письме запятыми и в редких случаях с помощью тире.
Исходя из этого, дополнения, выраженные существительными с предлогами, могут также обособляться, однако, как известно, в отличие от других второстепенных членов предложений, они менее подчиняются чётким правилам.
Используемые вместе с существительными предлоги кроме, вместо, наряду с, помимо, сверх, за исключением, включая и др. могут нести значение включения (плюс к чему-то), исключения (минус/выделение от чего-то), замещения (вместо чего-то). Они выделяются или не выделяются запятыми в зависимости от контекста, степени распространения и расположения в предложении.
Когда пришла осень, Лизе, наряду со всеми, пришлось приступить к учёбе.
Группа туристов, за исключением двух человек, успешно покорили вершину горы.
Помимо всего Максу еще нужно было успеть заехать в магазин электроники.
Обособление предлога «кроме»
Выделяются запятыми обособления с предлогом «кроме» в тех случаях когда:
- Предлог по смыслу совпадает с предлогом «за исключением» и выделяет/исключает из ряда подобных предметов.
Кроме Лёни, все сдали домашнее задание
. То есть задания сделали все, за исключением одного. - Предлог «кроме», находящийся рядом с отрицательными (
Никто, кроме Астемира, не знал, где лежали розы)
и вопросительными местоимениями(Кто, кроме нашей Дианы, мог такое придумать?)
- А также обороты «кроме того», «кроме как», «кроме шуток» в значении вводного слова или после союзов.
(Я, кроме как маме, никому не нужен просто так.
Свистун, кроме того, держал свои пальцы в розовой воде.
И, кроме шуток, ты ошибся в задаче.)
В том случае, когда оборот с предлогом «кроме» имеет противоположное значение, а именно включения (присоединения к чему-то), то возможны варианты. Чаще всего не выделяется запятыми краткий оборот, стоящий в начале предложения. Кроме Алисы в комнате были Таня и Женя.
Однако в предложении «Кроме маленького городка Прелестное, на равнине расположилось село Степное
» запятая всё же необходима.
Всё дело в том, что в недалёком прошлом, обороты в значении включения запятыми не выделялись, тогда, как в настоящее время предусмотрено их выделение во всех случаях, что зачастую приводит к путанице.
Предлог «вместо» и его обособление
Дополнение с предлогом «вместо» в виде замещения, может быть как связано с глаголом-сказуемым, так и не зависеть от него, однако в первом случае выделение запятыми факультативно, а во втором – обязательно.
Вместо работы, меня ждали покупки и домашние дела.
(Домашние дела ждали, и работа могла подождать. В этом случае дополнения связаны с глаголом-сказуемым и обособление по желанию).Вместо ответа, он покачал головой и приложил палец к губам.
(«Ответ» и сказуемое «покачал» не связаны, выделение обязательное).
Обособлению не подлежат:
- Дополнения с «вместо» когда оно имеет значение «взамен» и может быть заменено данным предлогом. Пример:
Вместо шляпы на бегу он надел сковороду.
- Предлог «вместо», имеющий значение предлога «за».
Иван вышел сегодня в смену вместо заболевшего Сергея.
Синтаксический разбор с определением дополнения
При синтаксическом разборе каждый член предложения также подвергается анализу согласно плану:
- В первую очередь при разборе необходимо определить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое и выделить их одной и двумя линиями.
- Далее, задав вопросы от сказуемого, найти второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство.
- Определите слова, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, выделите их пунктирной линией и приступите к разбору каждого дополнения.
- Отметьте, чем выражено оно и укажите какое дополнение: прямое или косвенное.
Ежегодно весной школьники высаживали деревья.
- В данном предложении главными членами являются
школьники
(кто?) — подлежащее ивысаживали
(что делали?) — сказуемое. - Отталкиваясь от сказуемого задаём вопросы:
высаживали
(что?) —деревья
, (когда?)ежегодно
,весной
. - Определяем дополнение
деревья
и выделяем его пунктирной линией. - Словоформа
деревья
выступает в роли существительного в винительном падеже, что указывает на прямое дополнение.
Тест для закрепления материала
В данной теме мы с вами разобрались в дополнении как второстепенном члене предложения, определили на какие вопросы отвечают дополнения, изучили их обособления, а также прямое, косвенное дополнение. А закрепить полученные знания предлагаем с помощью теста по данной теме.
Как подчеркивать дополнение
Русский язык — не самый простой школьный предмет. Все эти правила орфографии, пунктуации… А когда дело доходит до синтаксиса, членов предложения и придаточных, то становится вообще непонятно, зачем всё это нужно. А нужно: зная, каким членом предложения слово является, легче понять душу родного языка.
Инструкция
Да, именно душу. Сначала, когда человек просто пытается понять, каким членом предложения является слово, он не видит тех отношений между словами, понятиями, терминами, которые за этим стоят. Для него это просто — сказуемое, подлежащее, дополнение, определение… Возможность порисовать зелёной ручкой в тетради, где всё исписано синими чернилами. На самом же деле, например, дополнение — это то, что «дополняет» сказуемое или, лучше сказать, тот смысл, что заключён в сказуемом. Поэтому учителя и требуют знания членов предложения, — это нужно, чтобы лучше понимать свой собственный язык.
Прежде чем подчёркивать дополнение, следует разобраться, где же оно находится. Дополнение входит в группу сказуемого, то есть в группу слов, вопрос к которым можно задать от сказуемого. Например, в предложении «Мама мыла раму» подлежащим будет «мама», сказуемым — «мыла», дополнением же — «раму». Задаём вопрос: мыла что? — раму. В группу сказуемого входит ещё обстоятельство, но вопросы, которые можно задать к этому члену предложения, будут другими: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как. Если можно задать один из этих вопросов, то перед вами уже не дополнение, а обстоятельство, и подчёркиваться оно будет по-другому.
В школьном образовании разработана система подчёркивания членов предложения, где для обозначения каждого члена предложения используется особая линия — или прямая, или двойная, или пунктирная, или пунктирная с точками, или волнистая. Подчёркивать члены предложения нетрудно, труднее определить, чем же слово в предложении является.
Дополнение подчёркивается пунктиром, но здесь надо быть осторожным, чтобы дополнение не перепуталось с обстоятельством (пунктир с точками между чёрточками). Поэтому подчёркивайте слова аккуратно — не хочется же из-за каких-то точечек получать оценку на балл ниже.
Источники:
- как подчеркивается сказуемое
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Дополнение
- Выражение дополнения
- Прямое и косвенное дополнение
- Дополнение в оборотах речи
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет в грамматическом смысле (вещь, человека, явление и т. д.) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение подчёркивается пунктирной линией. Например:
Старуха отгоняла (кого?) голубей (чем?) клюшкой.
Маша помогла (кому?) брату одеться.
Мама купила (кому?) мне (что?) джинсы.
Примечание: косвенными являются все падежи, кроме именительного.
Дополнения зависят от членов предложения, выраженных:
- глаголами:
Я играю (с кем?) с другом;
Бабушка вяжет (что?) носки;
- причастиями:
Котёнок, игравший (с чем?) с клубком, задремал;
Ворона, сидевшая (на чём?) на ветке, громка каркнула;
- деепричастиями:
Дедушка задремал , сидя (в чём?) в кресле;
Дима вошёл, не постучав (во что?) в дверь;
- существительными:
Изучение (чего?) математики очень важно;
Страсть (к чему?) к искусству помогала не опускать руки;
- прилагательными:
Дочь похожа (на кого?) на мать;
Преподаватель строгий (к кому?) к студентам.
Выражение дополнения
Дополнение обычно выражается существительным или местоимением:
Звёзды засияли в небе.
Ко мне пришли гости.
Кроме существительных и местоимений, дополнение может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного в косвенном падеже:
- Прилагательным:
Художник думал (о чём?) о прекрасном.
- Причастием:
Я расспрашивал старика (о чём?) о случившемся.
- Числительным:
Разделить (что?) восемь (на что?) на четыре.
- Наречием:
Завтра не похоже (на что?) на сегодня.
- Междометием:
Давно не слышно (чего?) ку-ку в лесу.
- Неопределённой формой глагола:
Друзья просили меня (о чём?) сыграть что-нибудь.
- Цельным словосочетанием:
В лесу мы встретили (кого?) двух лесорубов.
Прямое и косвенное дополнение
Прямое дополнение — это дополнение, которое зависит от переходного глагола и обозначает предмет, на который направлено действие.
Прямое дополнение выражается существительным или местоимением, которое стоит:
- В винительном падеже без предлога:
Оля конспектирует лекцию.
Его забота согревала меня зимними вечерами.
- В родительном падеже без предлога, если при переходном глаголе имеется отрицание:
Учитель не заметил прогула.
- В родительном падеже без предлога, если действие переходит только на часть предмета:
Малыш насыпал песка мимо формочки.
Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное всеми остальными формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом.
Я много думал о работе в последнее время (П. п.).
Всё дно покрылось водорослями (Т. п.).
Дополнение в оборотах речи
Действительный оборот речи — это предложение, в котором сказуемое выражено переходным глаголом с прямым дополнением.
Папа починил забор.
Поэт пишет стихотворение.
В действительном обороте речи подлежащее обозначает действующее лицо или предмет, а дополнение — предмет на который переходит действие.
Страдательный оборот речи — это предложение, в котором сказуемое выражено страдательным причастием с косвенным дополнением в творительном падеже.
Забор починен папой.
Стихотворение написано поэтом.
В страдательном обороте речи дополнение в творительном падеже обозначает действующее лицо или предмет, а подлежащее обозначает лицо или предмет, на который переходит действие.
Вместо страдательного причастия сказуемым в страдательном обороте может быть возвратный глагол, имеющий тоже страдательное значение:
Забор чинится папой.
Стихотворение пишется поэтом.
Как подчёркивается дополнение
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит, как правило, от сказуемого, отвечает на косвенные вопросы и при синтаксическом разборе подчеркивается пунктирной линией.
Применить пунктир несложно, главное – отыскать дополнение.
1
Как подчеркивается дополнение – ставим вопросы
Чтобы не ошибиться в правильности выбора, задайте вопрос к предполагаемому дополнению от управляющего слова. Посмотрите на приведенную ниже таблицу, из которой ясно, что дополнение отвечает на все падежные вопросы, исключая именительный.
2
Как подчеркивается дополнение – способы выражения
В роли дополнения может выступать любая часть речи:
- существительное в косвенном падеже. Летом я всегда приглядываюсь к звездному (чему?) небу. Птицами заполнялся березовый (что?) перелесок;
- местоимение. Дети увидели (кого?) ее около высокой ограды;
- числительное. Мы встали навстречу (кому?) обоим и поздоровались (с кем?) с каждым за руку;
- инфинитив. Нужно привыкнуть (что?) сидеть на коврике с поджатыми ногами;
- цельное словосочетание и фразеологизм. Отец завещал (что?) не вешать нос.
3
Как подчеркивается дополнение – виды
Дополнения могут быть прямыми и косвенными. Учитесь их различать:
- посмотрите, если дополнение связано с глаголом, стоит в винительном падеже и без предлога – оно прямое, в прочих вариантах – косвенное. Сопоставьте – Я вижу (что?) море (прямое). В колониальной Африке продолжалась война (за что?) за освобождение (косвенное);
- слово обладает обязательным характером – прямое дополнение. К примеру: Мальчики затихли и стали разглядывать (кого?) косулю (прямое). Дед вышел полюбоваться (на что?) на цветы (косвенное).
4
Как подчеркивается дополнение – добавочная справка
Иногда непросто определить тип дополнения, поэтому постарайтесь запомнить следующее:
- в отрицательных суждениях прямые дополнения меняют винительный падеж на родительный. Ученик читал (что?) роман. Ученик не читал (чего?) романа;
- падежная форма не меняется при утверждении и при отрицании? Это косвенное дополнение. Ему хватает (чего?) средств. Ему не хватает (чего?) средств;
- бывает кроме падежного вопроса к дополнению допустим смысловой вопрос обстоятельства, значит, подчеркивайте как обстоятельство. Пример: Большая серая кошка сидела (на чем? где?) на липе и мяукала. Девочка пошла кататься на роликах (с кем?) с друзьями.
Итак, чтобы правильно применить графическую разметку, сначала определите вид члена предложения и, поняв, что перед вами дополнение – отмечайте его пунктирной прямой.
Главные и второстепенные члены предложения. Как их подчеркнуть?
4 года назад · 10323 просмотров
Главные и второстепенные члены предложения — это… Тема. Урок. Русский язык, 3 класс. Что такое подлежащее и сказуемое. Как подчеркнуть подлежащее и сказуемое? Какой чертой обозначаются дополнение, определение и обстоятельство? Что такое второстепенные члены предложения?
Источник:
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет или лицо. Сказуемое описывает действие, состояние или качество.
Второстепенные члены предложения в русском языке — это дополнение, определение и обстоятельство. Эти три члена предложения относятся к второстепенным, они зависят от подлежащего, сказуемого или от других второстепенных членов.
Если в предложении нет второстепенных членов, а есть лишь грамматическая основа (подлежащее и/или сказуемое), то это нераспространенное предложение. Если есть хотя бы один второстепенный член, то это уже распространенное предложение.
Что такое подлежащее
Подлежащее — это главный член предложения, оно указывает на основной предмет, о котором идет речь. Отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
Подлежащее может быть простым и составным.
Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, числительным, неопределенной формой глагола, любой частью речи в значении существительного или словосочетанием.
Жил был пёс.
Ты удивлен.
Три подруги гуляли в парке.
Служить — мое призвание.
К нам подошли четверо.
Тощий улыбался.
Подробнее читайте в статье: Подлежащее в русском языке. Подлежащее как член предложения
Что такое сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, описывающий действие или состояние предмета. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?
Подробнее читайте в статье: Сказуемое в предложении. Типы сказуемых в русском языке. Примеры
Сказуемое бывает трех видов:
Простое глагольное сказуемое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола:
Я поеду домой.
Девушка пела в церковном хоре.
Скорее бы наступило лето.
Составное глагольное сказуемое состоит из глагольной связки и инфинитива:
Преподаватель прекратил говорить.
Я хотел вам позвонить.
Мы думали заглянуть в гости.
Составное именное сказуемое состоит из связки и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное):
Их было трое.
Жена вернулась усталой.
Иван стал директором.
Связка может быть нулевой, но даже в таком случае перед нами все равно составное именное сказуемое:
Ты молодец.
Кошка — животное.
В некоторых случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Как подчеркиваются подлежащее и сказуемое
При разборе предложения подлежащее подчеркивают одной чертой, сказуемое — двумя чертами.
Читайте также: Нарушение связи подлежащего и сказуемого. Примеры
Что такое определение
Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, его качество или свойство. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который?
Определение может быть выражено прилагательным, местоимением, существительным, числительным, причастием, неопределенной формой глагола, наречием.
высокий человек
дальняя дорога
костюм в полоску
четвертый год
мамина шуба
Подробнее читайте в статье: Определение в русском языке. Примеры
По характеру связи с определяемым словом определения делятся на согласованные и несогласованные. Обособленное определение выделяется запятыми.
Что такое обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, его качество или условие. Отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии? вопреки чему?
Подробнее читайте в статье: Обстоятельство в русском языке. Виды обстоятельств и примеры предложений
Обстоятельства часто бывают выражены наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, словосочетаниями.
Автомобиль мчался очень быстро.
Она ждала две недели.
В метро я ехал стоя.
Туристы прибыли из-за границы.
Матрос шел вразвалку.
Чаще всего обстоятельство относится к сказуемому, поясняет его, но может быть связано и с другими второстепенными членами предложения.
Обособленное обстоятельство выделяется запятыми.
Что такое дополнение
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий объект. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением, иногда — другими частями речи в значении существительного, инфинитивом, словосочетанием.
Сажаю картошку.
Слушаю музыку.
Пишу вам.
Рисуем акварелью.
Кабинет начальника.
Дополнение бывает прямым (обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие) и косвенным (все остальные случаи).
Подробнее читайте в статье: Дополнение в русском языке. Прямое и косвенное дополнение. Примеры предложений
Как подчеркиваются обстоятельство, дополнение и определение
При разборе предложения определение подчеркивается волнистой чертой: ~~~~~~~~~
Дополнение подчеркивается пунктирной линией: — — — — —
Обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром — черточками и точками: — · — · — ·