Как пишется ектения

  • Екте­нии Пра­во­слав­ная бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия
  • Екте­нии свящ. Н.Р. Анто­нов
  • Екте­ния сугу­бая и екте­ния об огла­шен­ных еп. Вис­са­рион (Нечаев)
  • Третье про­ше­ние вели­кой екте­нии Н.Ч. Зай­онч­ков­ский
  • Екте­нии после Еван­ге­лия архим. Киприан (Керн)
  • Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием с покло­ном после каж­дого про­ше­ния на екте­нии? архиеп. Авер­кий (Таушев)
  • Про екте­нию об огла­шен­ных свящ. Геор­гий Мак­си­мов
  • Литур­гий­ные екте­ньи свящ. Вадим Кор­жев­ский
  • Екте­ния

Екте­ния́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (про­тя­жен­ное, сугу­бое (моле­ние)) – назва­ние особой формы сов­мест­ного моле­ния на цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, когда диакон (или свя­щен­ник, если нет диа­кона) воз­гла­шает опре­де­лен­ные молит­вен­ные про­ше­ния, а хор, на каждое про­ше­ние, отве­чает (поёт) «Гос­поди, поми­луй» или «Подай, Гос­поди».

ektenija - Ектения

Окан­чи­ва­ется екте­ния воз­гла­сом свя­щен­ника. Екте­ния бывает несколь­ких видов: вели­кая – начи­на­ется сло­вами «Миром Гос­поду помо­лимся»; сугу­бая, т.е. уси­лен­ная, – начи­на­ется: «Рцем вси, от всея души…», с трое­крат­ным «Гос­поди, поми­луй» на каждое про­ше­ние (начи­ная с тре­тьего); про­си­тель­ная – в ней про­ше­ния закан­чи­ва­ются пением «Подай, Гос­поди» и малая – состоит только из трех про­ше­ний и начи­на­ется сло­вами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще екте­ния об огла­шен­ных, про­из­но­си­мая на литур­гии, екте­ния об умер­ших – т.н. заупо­кой­ная, и екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями, про­из­но­си­мые при совер­ше­нии таинств и иных чино­по­сле­до­ва­ний. Каждое молит­вен­ное про­ше­ние екте­нии сопро­вож­да­ется крест­ным зна­ме­нием и пояс­ным покло­ном.

***

Екте­ния – молитва совер­шенно осо­бого харак­тера. Она рас­счи­тана на воз­можно мень­шее утом­ле­ние вни­ма­ния, на посто­ян­ное воз­буж­де­ние его. Ввиду этого цель­ная молитва делится на ряд крат­ких отры­воч­ных про­ше­ний, кото­рые пре­ры­ва­ются пением еще более крат­ких молит­вен­ных вос­кли­ца­ний «Гос­поди, поми­луй», «Подай, Гос­поди».

Назва­ние этой молитвы «екте­ния», εκτενή – напря­жен­ное, при­леж­ное моле­ние, в гре­че­ских бого­слу­жеб­ных книгах, впро­чем, усво­я­ется только так назы­ва­е­мой у нас «сугу­бой екте­нии»; екте­ния же вообще назы­ва­ется там συναπτή (под­ра­зу­ме­ва­ется ευχή) – состав­ная молитва.

Назва­ние екте­нии усво­ено этого рода молит­вам потому, что они явля­ются осо­бенно усерд­ными молит­вами, воз­но­си­мыми от всех веру­ю­щих. С целью при­вле­че­ния к уча­стию в них всех они про­из­но­сятся не свя­щен­ни­ком, лицом, по пер­во­на­чаль­ному обычаю, пре­клон­ного воз­раста («пре­сви­тер»), а диа­ко­ном, почему екте­ния в древ­них памят­ни­ках бого­слу­же­ния назы­ва­лась τα διακονικά, «диа­кон­ства».

Ввиду же того, что диакон не явля­ется свя­щен­но­дей­ству­ю­щим лицом в соб­ствен­ном смысле, екте­ния состав­ля­ется не в соб­ственно молит­вен­ных выра­же­ниях, а в выра­же­ниях, при­гла­ша­ю­щих к молитве и ука­зы­ва­ю­щих пред­меты ее. Но по вре­ме­нам (на вели­кой екте­нии в конце, в послед­нем про­ше­нии, а на сугу­бой и про­си­тель­ной в начале) это при­гла­ше­ние к молитве воз­вы­ша­ется до насто­я­щей молитвы («Заступи, спаси…», «Поми­луй нас, Боже…»)».

Во время Бого­слу­же­ния мы часто слышим ряд молит­вен­ных про­ше­ний, про­из­но­си­мых про­тяжно, мед­ленно, воз­гла­ша­е­мых диа­ко­ном или свя­щен­ни­ком от лица всех моля­щихся. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди, поми­луй!» или «Подай, Гос­поди». Это так назы­ва­е­мые екте­нии, от гре­че­ского наре­чия екте­нос – «усердно».

Екте­нии раз­де­ля­ются на несколько видов:

  1. Вели­кая екте­ния,
  2. Сугу­бая екте­ния,
  3. Про­си­тель­ная екте­ния,
  4. Малая екте­ния,
  5. Заупо­кой­ная,
  6. Екте­ния об огла­шен­ных,
  7. Екте­ния о выходе огла­шен­ных,
  8. Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния.

Вели­кая екте­ния

Про­слу­шать:

Сокра­щен­ная вели­кая екте­ния

Вели­кая екте­ния состоит из 12 про­ше­ний или отде­лов.

1. Миром Гос­поду помо­лимся.

В бук­валь­ном пере­воде с гре­че­ского это значит: молиться будем в мирном состо­я­нии духа, про­стивши вза­им­ные обиды (Мф.5:23-24).

2. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших Гос­поду помо­лимся.

Что же здесь в гре­че­ском тексте? «Hyper tes anothen eirenes». Anothen — это наре­чие ano (вверху) с суф­фик­сом then, обо­зна­ча­ю­щем дви­же­ние «откуда?». Бук­вально фраза должна пере­во­диться «О мире (не мiре!) свыше (!) и спа­се­нии душ наших…», то есть «О нис­по­сла­нии мира свыше…».

«Мир свыш­ний» – это мир земли с небом, при­ми­ре­ние чело­века с Богом или полу­че­ние от Бога про­ще­ния в грехах чрез Гос­пода нашего Иисуса Христа. Плодом же про­ще­ния грехов или при­ми­ре­ния с Богом, служит спа­се­ние наших душ, о чем мы также молимся во втором про­ше­нии Вели­кой екте­нии.

3. О мире всего мира, бла­го­сто­я­нии святых Божиих церк­вей и соеди­не­нии всех, Гос­поду помо­лимся.

Слово «церкви» в гре­че­ском — жен­ского рода (как и в рус­ском), а слово «всех» здесь (panton, а не pason) — муж­ского. Под «всеми» под­ра­зу­ме­ва­ются не церкви, а хри­сти­ане: веру­ю­щих при­гла­шают помо­литься о соеди­не­нии всех пра­во­слав­ных хри­стиан, кото­рые, каждые в своем городе, при­над­ле­жат Единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви. Испра­вить потен­ци­аль­ное непо­ни­ма­ние можно легко, доба­вив одно слово: «…и соеди­не­нии всех нас…».

В тре­тьем про­ше­нии мы молимся не только о соглас­ной и друж­ной жизни между людьми на земле, не только о мире всей все­лен­ной, но и мире, более широ­ком и более глу­бо­ком, это: мир и согла­сие (гар­мо­ния) во всем мире, в пол­ноте всех Божиих тво­ре­ний (неба и земли, моря и «вся яже в них», анге­лов и чело­век, живых и умер­ших).

Второй пред­мет про­ше­ния — бла­го­сто­я­ние, т.е. спо­кой­ствие и бла­го­по­лу­чие святых Божиих церк­вей или отдель­ных пра­во­слав­ных обществ.

Плодом и след­ствием про­цве­та­ния и бла­го­ден­ствия пра­во­слав­ных обществ на земле будет обшир­ное нрав­ствен­ное еди­не­ние: согла­сие, друж­ное воз­ве­ще­ние славы Богу от всех стихий мира, от всех оду­шев­лен­ных существ, будет такое про­ник­но­ве­ние «всего» высшим рели­ги­оз­ным содер­жа­нием, когда будет Бог «совер­шенно во всем» (1Кор.15:28).

4. О святом храме сем, и с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим вхо­дя­щих в он, Гос­поду помо­лимся.

Бла­го­го­ве­ние и страх Божий выра­жа­ются в молит­вен­ном настро­е­нии, в отло­же­нии житей­ских попе­че­ний, в очи­ще­нии сердца от вражды и зави­сти. С внеш­ней сто­роны бла­го­го­ве­ние выра­жа­ется в телес­ной чистоте, в при­лич­ной одежде и в воз­дер­жа­нии от раз­го­во­ров и ози­ра­ний по сто­ро­нам.

Молиться о Святом Храме, значит про­сить Бога, чтобы не отсту­пал нико­гда Он от храма своею бла­го­да­тию; но сохра­нил от осквер­не­ния вра­гами веры, от пожа­ров, зем­ле­тря­се­ний, гра­би­те­лей, чтобы в храме не оску­де­вали сред­ства для под­дер­жа­ния его в цве­ту­щем состо­я­нии.

Храм име­ну­ется святым по свя­то­сти свя­щен­ных дей­ствий, в нем совер­ша­е­мых, и по бла­го­дат­ному при­сут­ствию в нем Бога, со вре­мени освя­ще­ния. Но не для вся­кого доступна бла­го­дать, в храме пре­бы­ва­ю­щая, а только для всту­па­ю­щих в него с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим.

5. О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем Свя­тей­шем Пат­ри­архе (имя), о Гос­по­дине нашем Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шем мит­ро­по­лите (или: архи­епи­скопе, епи­скопе) (имя), чест­нем пре­сви­тер­стве, во Христе диа­кон­стве, о всем причте и людех, Гос­поду помо­лимся.

6. О Бого­хра­ни­мей стране нашей (Рос­сий­стей), вла­стех и воин­стве ея, Гос­поду помо­лимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живу­щих в них, Гос­поду помо­лимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жите­лях их (потому что по хри­сти­ан­скому бра­то­лю­бию мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О бла­го­рас­тво­ре­нии воз­ду­хов, о изоби­лии плодов земных и вре­ме­нех мирных Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода даро­вать нам хлеб насущ­ный, то есть все необ­хо­ди­мое для нашей земной жизни. Просим бла­го­при­ят­ной погоды для про­из­рас­та­ния хлебов, а также мир­ного вре­мени.

9. О пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих, неду­гу­ю­щих, страж­ду­щих, пле­нен­ных, и о спа­се­нии их Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии Св. Цер­ковь при­гла­шает нас молиться не только о при­сут­ству­ю­щих, но и об отсут­ству­ю­щих: 1) нахо­дя­щихся в дороге (пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих), 2) боля­щих, неду­гу­ю­щих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страж­ду­щих (то есть при­ко­ван­ных к одру опас­ной болез­нью1) и 3) о нахо­дя­щихся в плену.

10. О изба­ви­тися нам от всякия скорби, гнева и нужды Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода изба­вить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бед­ствий и невы­но­си­мого стес­не­ния.

11. Заступи, спаси, поми­луй, и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тью.

В этом про­ше­нии мы молим Гос­пода огра­дить нас, сохра­нить и поми­ло­вать чрез Его милость и бла­го­дать.

12. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу Нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Матерь Божию мы потому посто­янно при­зы­ваем в екте­ниях, что Она служит нашей Заступ­ни­цей и Хода­та­и­цей перед Гос­по­дом. После обра­ще­ния за помо­щью к Матери Божией Св. Цер­ковь сове­тует себя, друг друга и всю жизнь нашу пору­чить Гос­поду.

Вели­кая екте­ния иначе назы­ва­ется «мирною» (потому что в ней часто испра­ши­ва­ется людям мир).

В древ­но­сти екте­нии были сплош­ными молит­вами по форме и общими молит­вами всех при­сут­ству­ю­щих во храме, дока­за­тель­ством чего и явля­ется, между прочим, слова «Гос­поди, поми­луй», сле­ду­ю­щие за воз­гла­ше­ни­ями диа­кона.

Сугу­бая екте­ния

Про­слу­шать:

Вторая екте­ния назы­ва­ется «сугу­бой», то есть уси­лен­ною, потому что на каждое про­ше­ние, про­из­но­си­мое диа­ко­ном, певчие отве­чают трой­ным «Гос­поди, поми­луй». Сугу­бая екте­ния состоит из сле­ду­ю­щих про­ше­ний:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем.

Скажем Гос­поду от всей души и от всего помыш­ле­ния нашего: (далее и пояс­ня­ется, что именно скажем).

2. Гос­поди Все­дер­жи­телю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Гос­поди Все­дер­жи­тель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и поми­луй.

3. Поми­луй нас, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Поми­луй нас, Гос­поди, по Твоей вели­кой бла­го­сти. Молимся Тебе, услыши и поми­луй.

4. Еще молимся о всем Хри­сто­лю­би­вом воин­стве.

Еще молимся за всех воинов, как защит­ни­ков Веры и Оте­че­ства.

5. Еще молимся о бра­тиях наших, свя­щен­ни­цех, свя­щен­но­мо­на­сех, и всем во Христе брат­стве нашем.

Еще молимся о бра­тиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о бла­жен­ных и прис­но­па­мят­ных свя­тей­ших Пат­ри­ар­сех пра­во­слав­ных и созда­те­лех свя­того храма сего, и о всех прежде почив­ших отцех и бра­тиях, зде лежа­щих и повсюду, пра­во­слав­ных.

Еще молимся о свят. пра­во­слав­ных Пат­ри­ар­хах, о всегда памят­ных созда­те­лях этого храма; о всех наших умер­ших роди­те­лях и бра­тьях, погре­бен­ных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о мило­сти, жизни, мире, здра­вии, спа­се­нии, посе­ще­нии, про­ще­нии и остав­ле­нии грехов рабов Божиих братии Свя­того храма сего.

В этом про­ше­нии мы просим у Гос­пода телес­ных и духов­ных благ при­хо­жа­нам того храма, где совер­ша­ется служба.

8. Еще молимся о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во святем и все­чест­нем храме сем, труж­да­ю­щихся, поющих и пред­сто­я­щих людех, ожи­да­ю­щих от Тебе вели­кия и бога­тыя мило­сти.

Еще молимся о людях: «пло­до­но­ся­щих» (т.е. при­но­ся­щих веще­ствен­ные и денеж­ные пожерт­во­ва­ния на бого­слу­жеб­ные потреб­но­сти в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «доб­ро­де­ю­щих» (т.е. про­из­во­дя­щих укра­ше­ния в храме или жерт­ву­ю­щих на под­дер­жа­ние бла­го­ле­пия в храме), а также о дела­ю­щих какую-нибудь работу в храме, напри­мер, чита­ю­щих, поющих, и о всех людях, нахо­дя­щихся в храме в ожи­да­нии вели­кой и бога­той мило­сти.

Про­си­тель­ная екте­ния

Про­слу­шать:
1‑я про­си­тель­ная екте­ния
2‑я про­си­тель­ная екте­ния

Про­си­тель­ная екте­ния состоит из ряда про­ше­ний, окан­чи­ва­ю­щихся сло­вами «у Гос­пода просим», на кото­рые певчие отве­чают сло­вами: «подай, Гос­поди». Чита­ется про­си­тель­ная екте­ния так.

1. Испол­ним (вечер­нюю или утрен­нюю) молитву нашу Гос­по­деви.

Совер­шим (или допол­ним) нашу молитву к Гос­поду.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

Защити, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Дне (или вечера) всего совер­ше­ние, свята, мирна и без­грешна, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы нам этот день (или вечер) про­ве­сти целе­со­об­разно, свято, мирно и без­грешно.

4. Ангела мирна, верна настав­ника, хра­ни­теля душ и телес наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода Св. Ангела, кото­рый явля­ется верным настав­ни­ком и хра­ни­те­лем души нашей и тела.

5. Про­ще­ния и остав­ле­ния грехов и пре­гре­ше­ний наших у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода про­ще­ния и остав­ле­ния грехов (тяжких) и пре­гре­ше­ний (легких) наших.

6. Добрых и полез­ных душам нашим и мира мирови у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода всего полез­ного и доб­рого нашим душам, спо­кой­ствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и пока­я­нии скон­чати у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы остав­ше­еся время нашей жизни мы про­жили в мире и спо­кой­ной сове­сти.

8. Хри­сти­ан­ская кон­чины живота нашего, без­бо­лез­нены, непо­стыдны, мирны, и добраго ответа на страш­ном судищи Хри­стове, просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы кон­чина наша была бы хри­сти­ан­ской, то есть с испо­ве­дью и При­ча­ще­нием Св. Тайн, без­бо­лез­нен­ной, непо­стыд­ной и мирной, то есть чтобы мы перед кон­чи­ной поми­ри­лись со своими близ­кими. Испро­сим доб­рого и без­бо­яз­нен­ного ответа на Страш­ном Суде.

9. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Малая екте­ния

Про­слу­шать:

Малая екте­ния пред­став­ляет собой сокра­ще­ние вели­кой екте­нии и заклю­чает только сле­ду­ю­щие про­ше­ния.

1. Паки и паки (снова и снова) миром Гос­поду помо­лимся.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Иногда к этим про­ше­ниям вели­кой, сугу­бой, малой и про­си­тель­ной екте­ний при­со­еди­ня­ются еще другие, состав­лен­ные по спе­ци­аль­ному поводу, напри­мер, по случаю погре­бе­ния или поми­но­ве­ния усоп­ших, по случаю освя­ще­ния воды, начала учения, наступ­ле­ния Нового Года.

Эти екте­нии с допол­ни­тель­ными «изме­ня­ю­щи­мися про­ше­ни­ями» содер­жатся в особой книге для молеб­ных пений.

Заупо­кой­ная екте­ния

Про­слу­шать:

а) Вели­кая:

  1. Миром Гос­поду помо­лимся.
  2. О свыш­нем мире и о спа­се­нии душ наших Гос­поду помо­лимся.
  3. О остав­ле­нии согре­ше­ний во бла­жен­ней памяти пре­сталь­шихся Гос­поду помо­лимся.
  4. О прис­но­па­мят­нех рабех Божиих (имярек), покоя, тишины, бла­жен­ныя памяти их Гос­поду помо­лимся.
  5. О про­стити им всякое пре­гре­ше­ние воль­ное и неволь­ное Гос­поду помо­лимся.
  6. О неосуж­ден­ным пред­стати у страш­ного пре­стола Гос­пода славы Гос­поду помо­лимся.
  7. О пла­чу­щих и болез­ну­ю­щих, чающих Хри­стова уте­ше­ния, Гос­поду помо­лимся.
  8. О отпу­сти­тися им от всякия болезни и печали, и воз­ды­ха­ния, и все­лити их, идеже при­се­щает свет лица Божия, Гос­поду помо­лимся.
  9. О яко да Гос­подь Бог наш учинит души их в месте светле, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси пра­вед­нии пре­бы­вают, Гос­поду помо­лимся.
  10. О при­чте­нии их в недрах Авра­ама, и Исаака, и Иакова Гос­поду помо­лимся.
  11. О изба­ви­тися нам от всяких скорби, гнева и нужды Гос­поду помо­лимся.
  12. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.
  13. Мило­сти Божией, Цар­ства Небес­наго, и остав­ле­ния грехов испро­сивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

б) Малая и

в) Трой­ная заупо­кой­ная екте­ния состоят из трех про­ше­ний, в кото­рых повто­ря­ются мысли вели­кой екте­нии.

Екте­ния об огла­шен­ных

Про­слу­шать:

  1. Помоли́теся, оглаше́ннии, Го́сподеви.
  2. Ве́рнии, о оглаше́нных помо́лимся, да Госпо́дь поми́лует их.
  3. Огласи́т их сло́вом и́стины.
  4. Откры́ет им Ева́нгелие пра́вды.
  5. Соедини́т их Святе́й Свое́й Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви.
  6. Спаси́, поми́луй, заступи́ и сохрани́ их, Бо́же, Твое́ю благода́тию.
  7. Оглаше́ннии, главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те.

Екте­ния о выходе огла­шен­ных

Про­слу­шать:

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния

Про­слу­шать:

  1. Прости, при­имше Боже­ствен­ных, Святых, Пре­чи­стых, Без­смерт­ных, Небес­ных и Живо­тво­ря­щих, Страш­ных Хри­сто­вых Тайн, достойно бла­го­да­рим Гос­пода.
  2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.
  3. День весь совер­шен, свят, мирен и без­гре­шен испро­сивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Михаил Ска­бал­ла­но­вич. «Тол­ко­вый Типи­кон»

Цитаты о екте­нии

«В церкви по необ­хо­ди­мо­сти поло­жены молитвы чита­е­мые; но и там дается место и руко­вод­ство сво­е­лич­ной молитве. Такое зна­че­ние имеют экте­нии. Диакон или свя­щен­ник воз­гла­шает: о том-то и о том-то помо­лимся, или того-то и того-то попро­сим у Гос­пода. В ответ на это всякий же своим умом или серд­цем состав­ляет в себе молитву к Богу, соот­вет­ственно при­гла­ше­нию. Поющие, соби­рая воедино все молитвы, поро­див­ши­еся в душах при­су­щих в храме, воз­гла­шают: Гос­поди поми­луй! Подай Гос­поди! – Как экте­ни­ями пере­ме­жа­ется всякая цер­ков­ная служба, то в церкви попе­ре­менно идут от веру­ю­щих то гото­вые молитвы, со вни­ма­нием выслу­ши­ва­е­мые, то свои соб­ствен­ные. Но все же в церкви более чита­е­мых молитв, чем своих. А в домаш­ней молитве уместно иметь более своих, умно­сер­деч­ных моле­ний».
свт. Феофан Затвор­ник


При­ме­ча­ние

ектенья

ектенья
сущ _Приложение II

(часть православного богослужения — молитвы, содержащие просьбы и обращения к Богу)

ектеньи́

ектеньи́
ектени́й́
ектенья́м́

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью́,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого ἐκτένεια, однако не сохраняет ударение на втором е, как в языке-источнике.

Сведения о старой норме ударения:
Между тем норма ударения колеблется в нем долго, и в старинных словарях можно встретить и ектени́я, и екте́ния, и ектенья́.

Словарь ударений русского языка.

Синонимы:

Смотреть что такое «ектенья» в других словарях:

  • ектенья — ектенья, ектеньи, ектеньи, ектений, ектенье, ектеньям, ектенью, ектеньи, ектеньёй, ектеньёю, ектеньями, ектенье, ектеньях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ЕКТЕНЬЯ — [гр. ektenia усердие] в православной церкви: часть богослужения молитвы, содержащие просьбы и обращения к Богу. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ектенья ектеньи, р. мн. ектений, ж. [греч. ekteneia, букв. усердие] (церк.). Часть… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЕКТЕНЬЯ — ЕКТЕНЬЯ, ектеньи, род. мн. ектений, жен. (греч. ekteneia, букв. усердие) (церк.). Часть православного богослужения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЕКТЕНЬЯ — ЕКТЕНИЯ, и и ЕКТЕНЬЯ, и, ж. Ряд молитвенных прошений, произносимых дьяконом или священником при богослужении от имени верующих. Великая е. (в пасхальную ночь). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЕКТЕНЬЯ — (от греческого ekteneia усердие), молитвенные прошения в православном богослужении. Главные виды: великая, малая, сугубая и просительная. Первые две, так называемые мирные, провозглашаются дьяконом (или священником) после возгласа: Миром Господу… …   Современная энциклопедия

  • ЕКТЕНЬЯ — (от греч. ekteneia усердие) совокупность молитв, читаемых дьяконом или священником при каждом богослужении от имени верующих и содержащих просьбы и обращения к Богу …   Большой Энциклопедический словарь

  • ектенья́ — ектенья, и; р. мн. ектений …   Русское словесное ударение

  • ектенья — ж.; = ектения Молитва как часть православного богослужения, содержащая обращения верующих к Богу [Бог I] (обычно сопровождаемая пением певчих). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ектенья — сущ., кол во синонимов: 1 • ектения (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ектенья — и устарелое ектения …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Ектенья — (от греческого ekteneia усердие), молитвенные прошения в православном богослужении. Главные виды: великая, малая, сугубая и просительная. Первые две, так называемые мирные, провозглашаются дьяконом (или священником) после возгласа: “Миром Господу …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правильное написание слова ектения:

ектения

Крутая NFT игра. Играй и зарабатывай!

Количество букв в слове: 7

Слово состоит из букв:
Е, К, Т, Е, Н, И, Я

Правильный транслит слова: ekteniya

Написание с не правильной раскладкой клавиатуры: trntybz

Тест на правописание

Синонимы слова Ектения

  • Молитва
  • Моление
  • Ектенья
  • Песнопения
  • Прошение

Как написать слово «ектения» правильно? Где поставить ударение, сколько в слове ударных и безударных гласных и согласных букв? Как проверить слово «ектения»?

ектения́

Правильное написание — ектения, ударение падает на букву: я, безударными гласными являются: е, е, и.

Выделим согласные буквы — ектения, к согласным относятся: к, т, н, звонкие согласные: н, глухие согласные: к, т.

Количество букв и слогов:

  • букв — 7,
  • слогов — 4,
  • гласных — 4,
  • согласных — 3.

Формы слова: ектения́, -и́ и ектенья́, -и́, р. мн. -ни́й.

ектения́

Правильное ударение в этом слове падает на 4-й слог. На букву я

Посмотреть все слова на букву Е

Слово ектения имеет такое значение:

— молитва по запросу;

— какая молитва может быть не только великой и мирной, но и сугубой, и заупокойной;

— молитва, содержащая в себе разные прошения;

ектения́

ектения́, -и́ и ектенья́, -и́, р. мн. -ни́й

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова подначенный (прилагательное):

Синонимы к слову «ектения&raquo

Предложения со словом «ектения&raquo

  • Сил у него хватало только на то, чтобы за всю службу один-единственный раз выйти на амвон и произнести великую ектению.
  • Никогда больше я не слышал, чтобы ещё кто-нибудь произносил эти двенадцать прошений мирной ектении так, как произносил этот человек.
  • Потом следует сугубая заупокойная ектения и – отпуст.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «ектения»

  • На ектении поминали государя Петра Феодоровича и супругу его, государыню Екатерину Алексеевну.
  • Я сказал матери, что после церкви пойду к товарищу на весь день; мать отпустила. Служба только началась еще в старом соборе, когда Крыштанович дернул меня за рукав, и мы незаметно вышли. Во мне шевелилось легкое угрызение совести, но, сказать правду, было также что-то необыкновенно заманчивое в этой полупреступной прогулке в часы, когда товарищи еще стоят на хорах собора, считая ектений и с нетерпением ожидая Херувимской. Казалось, даже самые улицы имели в эти часы особенный вид.
  • Полагайтесь так, что хотя не можете вы молиться сами за себя из уездного храма, но есть у вас такой человек в столице, что через него идет за вас молитва и из Казанского собора, где спаситель отечества, светлейший князь Кутузов погребен, и из Исакиевского, который весь снаружи мраморный, от самого низа даже до верха, и столичный этот за вас богомолец я, ибо я, четши ектению велегласно за кого положено возглашаю, а про самого себя шепотом твое имя, друже мой, отец Савелий, потаенно произношу, и молитву за тебя самую усердную отсюда посылаю Превечному, и жалуюсь, как ты напрасно пред всеми от начальства обижен.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «ектения&raquo

  • Ектения́ (также ектенья́, эктения́; поздн. греч. ἐκτενὴς — «распространение, протяжное моление»), в богослужении — название последовательности молитвенных прошений. Ектения — одна из главных составных частей богослужения, входит в состав бо́льшей части богослужений в православной церкви. (Википедия)

    Все значения слова ЕКТЕНИЯ

Молитва к Богу бывает просительной и благодарственной. Во время богослужения эти виды молитв облекаются в установленные формы, соответствующие церковным канонам. Одной из таких форм просительной молитвы является ектения. Подробнее о том, что это такое и какие бывают виды ектении, — в «Слайдах» Фомы.

01

Ектения — это вообще что?

Проще говоря, это молитва, в которой верующие на богослужении именно просят Бога о чем-то. В переводе с греческого «ектения» означает усердное или протяжное моление. И понятно почему: череда кратких прошений в составе ектении читается диаконом (или священником, когда нет диакона) нараспев громко, что не позволяет вниманию рассеяться.

02

А что еще особенного в этой молитве?

При чтении ектении дьякон вытягивает вперед правую руку, простирая перед собой орарь — ленту, перекинутую через левое плечо. После каждого прошения он осеняет себя крестным знамением, а хор возглашает «Подай, Господи» или «Господи, помилуй». Ектении бывают разных видов: великая, сугубая, просительная, малая, заупокойная и ектения об оглашенных.

03

Почему великая ектения — великая?

Великая ектения обычно предваряет начало богослужений — литургии, вечерни, утрени, а также церковных таинств — крещения, венчания, соборования. Это первенствующее положение в структуре богослужений, а также всеобъемлющий характер прошений свидетельствуют о ее значимости.

04

И как она звучит?

Она начинается с возгласа: «Миром Господу помолимся» (то есть в мирном состоянии духа), за что ее еще называют мирной, и включает двенадцать прошений, которые последовательно спускаются от более возвышенных — о мирном устроении духа и спасении души — к более приземленным — об избавлении «от всякия скорби и нужды». За каждым прошением следует молитва хора «Господи помилуй».

05

А малая ектения, наоборот, самая маленькая?

Совершенно верно, в ней всего три прошения. По сути, это сокращенный вариант мирной ектении. Она и начинается со слов: «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Снова и снова помолимся Господу в мирном состоянии духа».

06

Что такое сугубая ектения?

Слово сугубый означает «усиленный». Она произносится с особой ревностью: на каждое прошение хор трижды поет: «Господи помилуй». На литургии она идет после чтения Евангелия и состоит из восьми прошений о помиловании молящихся, воинстве, священниках, Патриархе, прихожанах, благотворителях и трудящихся в храме людях. Сугубая ектения может начинаться словами «Рцем вси от всея души» (Скажем [Господу] от всей души) или быть сокращенной и начинаться сразу с третьего прошения: «Помилуй нас, Боже».

07

Если ектения — просьба, то в чем особенность просительной ектении?

Просительная ектения так называется потому, что каждое ее прошение оканчивается словами «у Господа просим», на что хор отвечает: «Подай, Господи.

08

А остальные виды ектений для чего нужны?

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах и включает просьбы о прощении грехов, милости и Царствии Небесном для усопших. На каждое прошение хор отвечает троекратным «Господи, помилуй», поэтому эта ектения является вариацией сугубой. Ектения об оглашенных (т. е. желающих принять Крещение) звучит на литургии и состоит из прошений о том, чтобы они смогли присоединиться к Церкви и заканчивается возгласом «Оглашенные, изыдите», после которого еще не просвещенные таинством Крещения люди должны покинуть храм.

09

Есть еще какие-то виды ектений?

Да. Например, ектения на литии во время великой вечерни, благодарственная ектения после Причастия, а также ектении на различных молебнах, таинствах, требах, монашеских постригах, хиротесиях.

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ектения́ ектении́
Р. ектении́ ектени́й
Д. ектении́ ектения́м
В. ектению́ ектении́
Тв. ектение́й
ектение́ю
ектения́ми
Пр. ектении́ ектения́х

ектени·я́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7b^ по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также вариант написания: ектенья.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [ɪ̯ɪktʲɪnʲɪˈja]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. религ. один из видов молитвословий во время церковного богослужения, состоящий из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых диаконом или иным священнослужителем, и ответных аккламаций народа на каждое прошение ◆ Порядок возглашения ектений таков: великую ектению возглашает протодиакон, после первого антифона «Благослови душе моя» — малую ектению произносит второй диакон; после второго антифона «Хвали душе моя» и «Единородный» ― малую ектению произносит третий диакон. С. А. Диомидов, «Указатель порядка архиерейских служений», 1915 г. [НКРЯ] ◆ И течёт, течёт святая мистерия. Закрываются и открываются царские врата, знаменуя то наше отторжение от потерянного нами рая, то новое лицезрение его, читаются дивные светильничные молитвы, выражающие наше скорбное сознанье нашей земной слабости, беспомощности и наши домогания наставить нас на пути божий, озаряются ярче и теплее своды церкви многими свечами, зажигаемыми в знак человеческих упований на грядущего спасителя и озарения человеческих сердец надеждою, с крепкой верою в щедроты, божий звучат земные прошения великой ектении: «О свышнем мире и спасении душ наших… О мире всего мира и благосостояния святых божиих церквей…» И. А. Бунин, «Жизнь Арсеньева», Юность г. // «1927—1933» [НКРЯ]

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от др.-греч. ἱκεσία «моление, молебен» от др.-греч. ἐκτενὴς «прилежный, усердный, ревностный», далее от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Разбор слова «Ектения»

На чтение 1 мин.

Значение слова «Ектения»

смотри: ектенья (устаревшее)

Содержание

  1. Транскрипция слова
  2. MFA Международная транскрипция
  3. Цветовая схема слова

Транскрипция слова

[й’экт’ин’ий’а́]

MFA Международная транскрипция

[ɪ̯ɪktʲɪnʲɪˈja]

е [й’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный
[э] гласный, безударный
к [к] согласный, глухой парный, твердый парный
т [т’] согласный, глухой парный, мягкий парный
е [и] гласный, безударный
н [н’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
и [и] гласный, безударный
я [й’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный
[́а] гласный, ударный

Букв: 7 Звуков: 9

Цветовая схема слова

ектения

Как правильно пишется «Ектения»

ектения́

ектения́, -и́ и ектенья́, -и́, р. мн. -ни́й

Как правильно перенести «Ектения»

ектени·я́

Часть речи

Часть речи слова «ектения» — Имя существительное

Морфологические признаки.

ектения (именительный падеж, единственного числа)

Постоянные признаки:

  • нарицательное
  • неодушевлённое
  • женский
  • 1-e склонение, на -ия

Непостоянные признаки:

  • именительный падеж
  • единственного числа

Может относится к разным членам предложения.

Склонение слова «Ектения»

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
ектения́ ектении́
Родительный
Кого? Чего?
ектении́ ектени́й
Дательный
Кому? Чему?
ектении́ ектения́м
Винительный (неод.)
Кого? Что?
ектению́ ектении́
Творительный
Кем? Чем?
ектение́й
ектение́ю
ектения́ми
Предложный
О ком? О чём?
ектении́ ектения́х

Проверьте свои знания русского языка

Категория: Русский язык

Какой бывает «ектения»;

Синонимы к слову «ектения»

Предложения со словом «ектения»

  • Сил у него хватало только на то, чтобы за всю службу один-единственный раз выйти на амвон и произнести великую ектению.

    священник Александр Дьяченко, Чашечка кофе. Рассказы о приходе и о себе, 2020

  • Никогда больше я не слышал, чтобы ещё кто-нибудь произносил эти двенадцать прошений мирной ектении так, как произносил этот человек.

    священник Александр Дьяченко, Чашечка кофе. Рассказы о приходе и о себе, 2020

  • Потом следует сугубая заупокойная ектения и – отпуст.

    Группа авторов, Загробная жизнь и бессмертие души. Свидетельства и факты, 2014

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется екарный бабай правильно
  • Как пишется екай на английском
  • Как пишется езжу или ежу
  • Как пишется ездим на море
  • Как пишется ездили загород