Как пишется электрокорректор

С появлением на дорогах большого количества автомобилей фары ближнего света начали оснащать регулировочным механизмом, чтобы водители не слепили друг друга в ночное время.

В процессе развития автопрома конструкция фар постоянно усложнялась, и через некоторое время их начали оснащать устройством, ограничивающим высоту излучаемого фарой пучка света. Эта условная граница в теоретических выкладках по конструкции фар называется светотеневой границей или СГТ (свето-теневая граница).

Фары «старого образца», то есть произведенных приблизительно с 60-х по 90-е годы, можно было отрегулировать заранее вручную, и во время езды высота границы оставалась неизменной. Автомобили более позднего периода начали оснащать устройством, которое позволяет регулировать высоту границы на ходу, делая ее выше или ниже, в зависимости от рельефа местности и загруженности автомобиля.

Устройства динамического изменения высоты СГТ называются корректорами. Конечно, следует оговориться, что, с одной стороны, в виде опции их предлагали и раньше, к примеру, на «Пятерке» BMW E32 в некоторых комплектациях, а с другой, фары без корректоров встречаются и на автомобилях текущего модельного года, однако в целом эти устройства перестали быть редкостью в наше время

Типы корректоров фар

Глобально корректоры делятся на два типа – управляемые водителем и автоматические, работающие под контролем электроники.

Конструкция корректоров по типу привода фары также может быть разной – встречаются механические, гидравлические, пневматические и электромеханические устройства.

Какой именно тип корректора установлен в вашем автомобиле, зависит от марки, года выпуска и типа фары. Чаще всего встречаются электромеханические корректоры, которыми оборудовали автомобили с галогенными фарами производства середины девяностых и позже.

Электромеханический корректор

Устройство контролируется водителем, но прилагать к опусканию и подъему фар не требуется – водитель лишь крутит колесико потенциометра с нанесенными делениями и порядковыми номерами, расположенное, как правило, слева от рулевой колонки на панели приборов. Деления (пронумерованные, как правило, цифрами от 1 до 4) соответствуют уровню светотеневой границы – чем больше число, тем выше свет. Все расстояние от нижней до верхней точки подъема может быть разделено на равные отрезки, каждому из которых соответствует деление, и в этом случае фары поднимаются и опускаются пошагово, либо регулировка может осуществляться плавно. В таком случае фары могут быть отрегулированы по высоте достаточно точно.

В конструкцию каждой блок-фары входит так назваемый мотор-редуктор, состоящий из электродвигателя, червячного редуктора и платы с деталями. Выполненная на плате электронная схема регулирует работу устройства. Мотор-редуктор превращает постоянное вращение вала электродвигателя в поступательное движение штока, регулирующего высоту фары. На конце штока имеется подвижное шарнирное соединение, входящее в ответную часть на корпусе отражателя. Мотор поднимает и опускает шток, а тот в свою очередь давит на корпус отражателя и поднимает или опускает фару.

Гидромеханический корректор

Работа гидромеханических корректоров в целом схожа с работой электромеханических. Разница заключается лишь в типе привода и в отсутствии электроники. Как и в случае с электромеханическим корректором, водитель вращает колесико с делениями, расположенное на передней панели. Однако при этом он совершает механическую работу, то есть пальцами воздействует на фары, передвигая их, хотя сила пальцев многократно усилена гидравликой. Привод фар механический, а вот усилие пальцев водителя передается на механизм посредством заключенной в трубки жидкости.
Механический корректор

Отличается от гидромеханического только отсутствием гидравлической системы. В данном виде корректора усилие, развиваемое пальцами водителя, передается механическим путем (через вращающийся трос) и усиливается редуктором. Именно благодаря редуктору удается передвигать вверх-вниз фары (для их движения требуется немало сил).

Автоматический корректор

От электромеханического приводом не отличается, зато управляет устройством уже не человек, а электроника. Изменение наклона фар, оснащенных автоматическим электромеханическим корректором, происходит без участия человека. Компьютерная программа, которую выполняет процессор устройства, регулирует наклон фар в соответствии с заданным алгоритмом. К примеру, повышает пучок света, если автомобиль катится под гору, или опускает его, если на равнине в дороге попался едущий на встречу другой автомобиль.

В определении необходимой высоты электронный контроллер на основе микропроцессора опирается на телеметрические показания, полученные от датчиков дорожного просвета.

Для корректности показаний на кузове устанавливаются несколько датчиков – обычно один или два впереди (слева и справа), и третий в хвостовой части. Работа датчиков, использующихся в современных моделях, основана на эффекте Холла, на более старых автомобилях применялись потенциометрические датчики.

Корпус датчика прикреплен к кузову и соединен гибкой тягой с рычагом подвески. Таким образом ходы подвески регистрируются, и результатом их изменения становятся синхронно изменяющийся выходной сигнал датчика. Электронный контролер следит за изменениями сигнала датчиков и соизмеряет их с заложенными в памяти параметрами. В зависимости от этих параметров исполнительным механизмам фар (схожим по конструкции с аналогичными механизмами, применяющимся в электромеханическом корректоре) отдается приказ поднять или опустить линзу, меняя высоту пучка света.

В более бюджетной конструкции для получения данных используется один ультразвуковой датчик, прикрепленный к хвостовой части кузова на шарнирном подвесе и сканирующий расстояние до дороги.

Следует отдельно упомянуть о том, что согласно ГОСТ Р 51709-2001 в настоящее время автоматическим корректором света должны быть оснащены все современные автомобили с установленными ксеноновыми фарами. Соответственно, если владелец автомобиля устанавливает ксеноновые фары самостоятельно, он должен заказать установку автоматических корректоров света фар, чтобы не нарушать действующее законодательство.

Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

При возникновении опасности ослепления водителя встречного транспорта дальним светом фар, головное освещение, вручную или автоматически, переходит на режим ближнего света. Но этого недостаточно, даже если фары правильно отрегулированы, их положение надо подстраивать относительно дороги применительно к конкретной ситуации. На это есть как причины, так и соответствующее оборудование в составе системы наружного освещения автомобиля.

Содержание статьи:

  • 1 Зачем нужен корректор фар
    • 1.1 Где находится
  • 2 Принцип работы
  • 3 Виды корректоров фар
    • 3.1 Механический
    • 3.2 Пневматический
    • 3.3 Гидравлический
    • 3.4 Электромеханический
  • 4 Характерные неисправности
  • 5 Регулировка и ремонт

Зачем нужен корректор фар

Отличие ближнего света от дальнего состоит в наличии чёткой границы по вертикали между освещённой зоной и тенью от встроенного в фару экрана.

Роль экрана могут выполнять самые разные оптические схемы и принципы, но суть вопроса от этого не меняется – свет фар в таком режиме не должен попадать в глаза встречных водителей. Это сокращает освещённость дороги, но приходится пожертвовать эффективностью в пользу безопасности.

Положение светотеневой границы задаётся углом наклона фары относительно кузова автомобиля. Задаётся оно при регулировке внешнего освещения по экрану с метками или оптическому стенду на СТО.

Сохранность регулировок контролируется при технических осмотрах. Фары же дальнего света работают подобно прожекторам и особых ограничений по расположению и световой мощности пучка не имеют. Хотя и они должны освещать дорогу, а не спутниковые орбиты.

Но обеспечив правильное положение корпуса фары, рефлектора и устройства ограничения геометрии светового пучка относительно кузова, невозможно гарантировать сохранность границы относительно дороги. Но важно именно это, к её профилю привязано положение глаз встречных водителей.

Между тем угол наклона автомобиля относительно горизонтальной плоскости не может быть стабильным из-за наличия мягкой подвески.

Прочитай: Из-за чего потеют фары изнутри и как это устранить

Если загрузить заднюю часть автомобиля, где чаще всего и располагаются дополнительные пассажиры и багажное отделение, то кузов получит, выражаясь авиационным языком, угол тангажа на кабрирование, то есть откренится назад, а фары начнут светить в небо.

Вся тонкая регулировка собьётся, встречные авто будут ослеплены, что сведёт на нет продуманную конструкцию формирования пучка с резкой светотеневой границей. Нужно изменить регулировку, но не делать же это при каждой переменной загрузке или разгрузке автомобиля. В результате в конструкцию было введено устройство, названное корректором света фар.

Где находится

Для коррекции используется наклон оптического элемента в корпусе фары. Соответствующий рычажок с тыльной стороны приводится в действие исполнительным механизмом корректора, который может быть самого разнообразного типа по принципу действия.

Принцип работы

При ручной коррекции водитель переставляет положение регулятора в салоне плавно или в одно из нескольких фиксированных положений.

Через механическую, электрическую или гидравлическую связь движение передаётся к оптическому элементу. Водитель видит, как изменяется положение светового пучка на дороге, и подбирает положение с наилучшей видимостью вдаль, но при этом без ослепляющего эффекта.

Автоматическая коррекция способна самостоятельно отслеживать изменение угла наклона кузова, сохраняя положение луча света относительно дороги.

Это избавляет водителя от ручной работы и связанных с этим ошибок положения пятна и забывчивости. Безопасность существенно возрастает. Ведь для попадания в тяжёлое ДТП достаточно одного неудачного случая ослепления.

Виды корректоров фар

Разнообразие корректоров вызвано вечной темой компромисса между эффективностью техники и её стоимостью.

Механический

Самое простое решение состоит в наличии в фаре регулировочного винта с удобным доступом из-под капота.

Водитель немало сэкономит при покупке машины, но вынужден будет при каждом изменении нагрузки открывать капот и вручную выставлять светотеневую границу ближнего света. Используя несколько попыток или применяя специально размеченный экран.

Пневматический

Пневмопривод позволяет исключить необходимость открывать капот, регулятор выносится на приборную панель, а усилие к фаре передаётся через воздушную магистраль.

Обычно используется разрежение во впускном коллекторе двигателя. Встречается очень редко.

Гидравлический

Гидропривод удобен, он применяется в тормозах, управлении сцеплением и прочих многочисленных случаях. Не менее эффективно он сработает и в передаче усилия от регулирующей рукоятки в салоне к исполнительному цилиндру около фары.

Разумеется, система тут намного проще и дешевле, поскольку давления небольшие, используются пластиковые детали и дешёвая силиконовая жидкость.

Электромеханический

Электрические регулировки позволяют избавиться от жидкости или пневмоприводов. Перемещение рукоятки вызывает синхронное отрабатывание сервопривода корректора на фаре.

Схемотехнически это бывает сложно, но в массовом производстве обходится дешевле механики с тросиком или гидроприводов. К тому же подобные узлы способствуют достаточно просто внедрять автоматику поддержания световой границы.

Автоматические корректоры с электромеханическим приводом содержат датчики в подвеске, измеряющие положение её рычагов.

Данные, обычно в виде изменяемого сопротивления, передаются на электронный блок, отрабатывающий возникшее рассогласование между предустановкой и текущим положением.

По теме: Полировка пластиковых и стеклянных всеми способами

Фары всегда смотрят куда им следует, даже при езде по неровностям дороги. Следующим шагом будет только чисто электрооптическое управление со световой матрицей, блокирующей освещение глаз встречного водителя.

Характерные неисправности

Системы ручной регулировки по гидравлическому принципу, тем более механические винты, очень надёжны, ломаться там нечему. В случае отказа гидравлики узел заменяется в комплекте.

Электромеханические корректоры более современны и менее надёжны. Точнее, теоретически их можно изготовить практически вечными, но производители всегда экономят.

В результате отказывают (протираются) потенциометрические датчики, коллекторы сервоприводов и пластиковые шестерни редукторов.

Замена производится по отдельным узлам, это датчики, актуаторы, пластиковые тяги. Электронные схемы могут отказать только при попадании влаги и коррозии контактов в проводке.

Регулировка и ремонт

После ремонта заменой отдельных узлов корректор потребует регулировки, то есть установки номинальной границы освещённости.

Для этого используется размеченный экран, устанавливаемый на расстояние, указанное в ремонтной документации конкретной модели автомобиля.

Фары выставляются по углу светового пучка в нейтральном положении регулятора, после чего проверяется отрабатывание им движения границы вверх и вниз.

Положение автоматических датчиков в подвеске контролируется по показаниям сканера, считывающего переданную ими в блок управления информацию при определённой тестовой загрузке, то есть положении рычагов подвески.

В более сложных случаях контролируется расстояние от датчика до дороги, на что тоже будет нужная методика установки. Успешным результатом можно считать независимость положения световой границы от загрузки автомобиля от нуля до максимума.

Как известно, фары помогают хорошо снизить риск ДТП на дорогах в ночное время. Однако, без должной регулировки они способны и сами спровоцировать автомобильную аварию, ослепив водителя проезжающего по встречной полосе авто. Чтобы избежать подобной ситуации, машины дополнительно оснащаются системой корректировки фар. Но чтобы правильно ей управлять, нужно знать особенности работы такого устройства.

Фара красного автомобиля

Автоматический корректор фар

Автоматический корректор фар предоставляет возможность изменять угол светового пучка таким образом, чтобы свет падал прямо на поверхность дороги, а не ослеплял водителей на встречной полосе. Вот для чего нужна эта система.

Раньше, когда были распространены только механические аналоги, считалось, что такую процедуру можно выполнить только вручную. Но теперь то, где будет находиться световой пучок, в зависимости от положения авто, определяется автоматически, для чего в автомобиль и монтируется целая дополнительная система. Как правило, механизм регулировки располагают примерно там же, где находится отражатель – под ним, слева от рулевой колонки.

Работа автокорректора фар

Виды корректоров

По принципу действия системы корректировки разделяют на 4 типа:

  1. Механический. Регулирование такого типа выполняется не из салона, а прямо на фаре. Это примитивная система, работающая на регулировочных винтах, которые при настройке светового пучка нужно поворачивать вручную. Механический корректор фар можно встретить разве что только на старых моделях авто.Механические переключатели фар
  2. Пневматический. Данная система регулирования не приобрела особой популярности из-за сложности работы с таким механизмом. Пневматический корректор можно использовать в автоматическом или ручном режиме. Во втором случае водителю придется переставлять в ходе настройки n-позиционный переключатель по специальной панели. Чаще всего пневматическая система используется вместе с галогенными лампами.
  3. Гидравлический. Принцип действия во многом напоминает механическую систему, разве что в этом случае регулировка осуществляется с помощью специальной жидкости в полностью герметичных магистралях. Водитель корректирует положение освещения путем поворота специального колёсика в салоне. И тогда начинает совершаться механическая работа. Система связана с главным гидроцилиндром, и когда водитель поворачивает колесо, увеличивается давление. Цилиндры начинают двигаться, а механизм постепенно поворачивает шток и отражатели в самих фарах. Герметичность всей системы позволяет менять положение света в обоих направлениях. Однако, гидромеханический корректор считается недостаточно надёжным, поскольку соединение между манжетами и трубками постепенно теряет герметичность. Возникает утечка жидкости, в то время как воздух свободно проникает в систему.Гидрокорректор автомобильных фар
  4. Электромеханический. Такие системы пользуются наибольшей популярностью. Управлять электромеханическим корректором фар можно вращением специального колёсика, расположенного на приборной панели авто. Кроме автоматического регулирования, отличается еще и наличием четырёх режимов работы системы.

Принцип работы

Принцип работы корректора фар строится на исправлении направления светового пучка, в зависимости от конкретных обстоятельств: автомобиль поднимается в гору или спускается, насколько загружен. Принудительная корректировка позволяет контролировать направление освещения, тем самым повышая видимость дороги для водителя.

Что же касается того, как работает корректор фар, то в большей степени система функционирует благодаря датчику угла наклона автотранспорта, устанавливаемому в задней части автомобиля. Он может определять высоту над поверхностью дороги и рассчитывать положение авто, а затем передавать эти сведения в блок управления. Тот же, если потребуется, отправляет сигнал для корректировки направления луча света фар и система изменяет их положение. Таким образом производится автоматическая коррекция светового потока.

Схема автокорректора фар

Установка корректора фар

Произвести установку корректора фар своими руками можно по следующей схеме подключения:

  1. Первым делом нужно перекрыть все трубки возле аккумуляторной батареи и опустошить их от жидкости.
  2. Произвести демонтаж главного цилиндра.
  3. Убрать рычаг с блока управления корректировкой фар. Сделать это можно, воспользовавшись свечным ключом.
  4. Вынуть блок, трубки и пробку из моторного щитка транспортного средства.Разъем ручного корректора в салоне
  5. Вымерить и отрезать необходимую длину проводов, которыми в дальнейшем нужно будет соединить блок корректора с мотор-редуктором. Делается только после изучения распиновки.
  6. Надёжно изолировать проводку.
  7. С одной её стороны необходимо распаять клеммы, после чего осторожно вставить их в колодку подключения корректора фар.Разъем автоматического корректора после разводки
  8. Протянуть провода в соответствующее отверстие моторного щитка.
  9. Как и ранее, распаять клеммы на свободном конце проводки, а затем разместить их в отверстиях для последующего подсоединения к мотор-редукторам. Предварительно нужно произвести тщательную изоляцию колодок.
  10. Подвести электроснабжение от четырёх клемм типа «В».
  11. Через клемму, подсоединяемую к реле зажигания, надо подключить массовый провод.Подключенные провода автокорректора света
  12. Произвести установку мотор-редукторов в соответствующее отверстие, надёжно закрепив при этом прокладками и жгутами.
  13. Поставить на датчике корректора фар нулевое положение.

По окончанию процедуры монтажа нужно сразу убедиться в работоспособности нового автоматического корректора. Делается это очень просто: полностью загрузить багажник авто, завести двигатель и включить фары. Если освещаемая область остаётся неизменной независимо от того, перегружена машина или нет, значит, система работает нормально.

Как сделать автокорректор фар своими руками

Стандартная конструкция электрокорректора строится на основе блока управления и мотор-редукторов, устанавливаемых на каждую фару. Для самостоятельной сборки такой системы придется приобрести все эти компоненты, благо, их легко найти в свободной продаже. Плюс потребуются провода, крепежи, кембрик, клеммы, паяльник, колодки, ПВХ-трубка или другой вариант изоляции.

Подбирая компоненты к будущему электрокорректору, нужно покупать только такие элементы, которые по размерам будут соответствовать габаритам штатной установки.

Создание корректора фар

Как проверить работоспособность

Чтобы пользоваться авто было безопасно, проверять корректор фар нужно, как только появились первые подозрения на неисправность. В домашних условиях это делается следующим образом:

  1. Установить транспортное средство на ровную площадку.
  2. Вставить ключ в замок зажигания и повернуть в положение «ON», при этом силовую установку запускать не нужно.
  3. Установив в передней или задней части машины домкрат, поднять авто, чтобы колёса соответствующей оси приподнялись над землей.Автомобиль на домкрате
  4. Включить фары.
  5. Если подвешены передние колёса, тогда система автокоррекции опустит оптические оси фар, а если домкрат установлен в задней части авто – поднимет.

Наиболее распространённые неполадки корректора фар

Неполадки бывают разных типов и зависят в первую очередь от конструктивных особенностей системы. Так, гидравлическая может перестать работать в результате разгерметизации, из-за чего потеряет рабочую жидкость и наполнится воздухом.

Электромеханическая система отличается большей надёжностью, но и она обладает рядом уязвимых мест. В качестве основных неисправностей можно выделить следующие типы поломок:

  • повреждение проводов;
  • забивание разъёмов окислами;
  • износ конструкционных элементов электрического двигателя;
  • перегорание электросхем.

Разобранный автокорректор фар

В комментариях можете рассказать, приходилось ли вам сталкиваться с такими неисправностями в системе корректировки фар, и поделиться рекомендациями, которые помогут продлить срок эксплуатации корректировщика.

Перейти к содержанию

«Корректор» или «коректор» — как правильно?

На чтение 1 мин Просмотров 195 Опубликовано 25.10.2021

Не знаете, как написать правильно — «корректор» или «коректор»? Предлагаем быстро прояснить это затруднение.

Как пишется правильно: «корректор» или «коректор»?

Правильным с точки зрения действующих на сегодня норм русского языка, является вариант написания рассматриваемого слова с двумя буквами Р – корректор.

Какое правило применяется?

Слово «корректор» в русском языке относится к разряду заимствованных. Оно происходит от латинского corrector, что можно перевести как «исправитель». По общему правилу, при «переводе» слова с латиницы на кириллицу, необходимо как можно более полно сохранить орфографию слова-оригинала. Поскольку в латинском варианте в слове «корректор» имеется двойная Р, то и в его русской версии она должна сохраняться.

Если запомнить этимологию сложно, можно в случае затруднений уточнить верный вариант написания обсуждаемого слова в словаре. Как и большинство заимствованных слов, оно является словарным, поскольку не подчиняется стандартным правилам.

Примеры предложений

  1. Да ты знаешь, сколько получает корректор в издательстве?! Это сущие копейки, я уверяю тебя!
  2. Корректор отправил мой текст на доработку.

Как неправильно писать

Писать «коректор» не следует, так как это не соответствует грамматическим нормам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется экзамен на английском
  • Как пишется электроконвектор
  • Как пишется экзальтация
  • Как пишется электрокачели правильно
  • Как пишется эквилибристы