Как пишется электротеатр станиславский

История нашего театра начинается 16 марта 1935 года, когда приказом Наркомпроса РСФСР была организована Оперно-драматическая студия под руководством Константина Сергеевича Станиславского – экспериментальная лаборатория, которая должна была стать местом практической апробации его системы работы актера над ролью и, в частности, нового «метода физических действий», а также подготовить педагогические кадры, способные объяснять принципы системы в дальнейшем. Студийцы оперного и драматического отделений должны были в будущем составить готовые коллективы подготовленных артистов-единомышленников. Набор студентов продолжался несколько месяцев, и студия открылась 1 октября 1935 года. В педагогический состав студии входили в частности Зинаида Соколова, Мария Лилина, Михаил Кедров, Василий Орлов, Леонид Леонидов, Мария Кнебель, Антонина Нежданова, Иван Москвин, а также группа из 11 педагогов-ассистентов. Руководителем Оперного отделения студии стал дирижер Николай Голованов, а директором Вениамин Радомысленский. Первой полноценной постановкой Студии стала опера Джакомо Пуччини «Чио-чио-сан».

К. С. Станиславский на зачетах в Оперно-драматической студии. 1938 год. © Архив Электротеатра Станиславский

К. С. Станиславский на зачетах в Оперно-драматической студии. 1938 год. © Архив Электротеатра Станиславский

После смерти К.С. Станиславского в 1938 году Оперно-драматическую студию возглавил его ученик – актер и режиссер МХАТа Михаил Кедров. В 1940 году студийцы представили зрителям свой первый драматический спектакль – «Три сестры». Спектакль шел многие годы, был сыгран более 600 раз.

«Три сестры». Реж.-пост. М. Кедров, реж. Б. Флягин, О. Андровская, И. Мазур. Ольга – Ольга Пятницкая, Маша – Тина Гурко, Ирина – Нонна Мейер. @Архив Электротеатра Станиславский

«Три сестры». Реж.-пост. М. Кедров, реж. Б. Флягин, О. Андровская, И. Мазур. Ольга – Ольга Пятницкая, Маша – Тина Гурко, Ирина – Нонна Мейер. @Архив Электротеатра Станиславский

Афиша 600-го спектакля «Три сестры». @Архив Электротеатра Станиславский

Афиша 600-го спектакля «Три сестры». @Архив Электротеатра Станиславский

Во время войны Студия была эвакуирована в Узбекистан, где продолжалась подготовка спектаклей. Многие из студийцев ушли добровольцами на фронт, а из оставшихся были образованы концертные фронтовые бригады. В 1943 году была выпущена комедия Ричарда Шеридана «День чудесных обманов» в постановке Георгия Мальковского и Григория Кристи, выдержавшая впоследствии более 1000 представлений.

Фронтовая бригада театра. 1941 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Фронтовая бригада театра. 1941 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «День чудесных обманов». Режиссеры Г. Мальковский, Г. Кристи. Середина 1940-х годов. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «День чудесных обманов». Режиссеры Г. Мальковский, Г. Кристи. Середина 1940-х годов. @Архив Электротеатра Станиславский

В 1946 году статус Студии официально изменился, она была преобразована в Оперно-драматический театр им. К.С. Станиславского. Выпускники нескольких лет стали профессиональной труппой. Среди них были будущие народные и заслуженые артисты Лилия Гриценко, Петр Глебов, Борис Левинсон, Борис Лифанов, Тина Гурко, Надежда Животова, Лев Елагин. Многие из них работали в театре до конца жизни.

Два года спустя, после выхода постановления Сомина СССР о сокращении госдотации театров и переходе на самоокупаемость, оперное отделение, ставшее балластом для испытывавшего хозяйственные и творческие трудности театра, было упразднено, и он получил название Московского драматического театра им. К.С. Станиславского.

Михаил Яншин, Евгений Урбанский в сцене из спектакля «Современная трагедия». Реж. М. Яншин. 1961 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Михаил Яншин, Евгений Урбанский в сцене из спектакля «Современная трагедия». Реж. М. Яншин. 1961 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Афиша спектакля «Дни Турбиных». @Архив Электротеатра Станиславский

Афиша спектакля «Дни Турбиных». @Архив Электротеатра Станиславский

В 1950 году художественным руководителем театра стал известный мхатовский актер, ученик Станиславского Михаил Михайлович Яншин, с именем которого связан наиболее длительный период стабильного успеха. В репертуарной политике Яншина умело сочеталась актуальная советская драматургия (Реваз Эбралидзе, Эмиль Брагинский, Владимир Пистоленко) и драматургия стран восточно-европейского соцлагеря (Павел Когоут, Леон Кручковский) с зарубежными пьесами предшествующих десятилетий, впервые попавшими на отечественную сцену: Бернарда Шоу, Федерико Гарсиа Лорки, Бертольда Брехта, Эдуардо де Филиппо. Настоящими хитами стали постановки «Грибоедова» Сергея Ермолинского (1950), «Дней Турбиных» Михаила Булгакова (1954) и «Чайки» Антона Чехова (1954).

Именно в те годы сложился яркий актерский ансамбль молодых актеров: Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Юрий Гребенщиков, Игорь Козлов, Ольга Бган, Нина Веселовская, Генриетта Рыжкова. Яншин привел в театр блестящего художника Бориса Эрдмана, привлек к работе знаменитых композиторов Исаака Дунаевского, Альфреда Шнитке.

В 1957 году при театре по инициативе режиссеров Александра Аронова и Льва Елагина была образована вечерняя студия для старшеклассников, в которой занимались в том числе юные Никита Михалков, Евгений Стеблов, Инна Чурикова. Некоторые из студийцев, как Елизавета Никищихина и Татьяна Ухарова, были приняты на работу в театр.

Сцена из спектакля «Антигона». Реж. Б. Львов-Анохин. Евгений Леонов – Креон, Елизавета Никищихина – Антигона. 1966 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Антигона». Реж. Б. Львов-Анохин. Евгений Леонов – Креон, Елизавета Никищихина – Антигона. 1966 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Маленький принц». Реж. Е. Еланская. Маленький принц – Ольга Бган. 1967 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Маленький принц». Реж. Е. Еланская. Маленький принц – Ольга Бган. 1967 год. @Архив Электротеатра Станиславский

В 1963 году театр возглавил Борис Александрович Львов-Анохин, режиссер утонченного чувства формы и стиля, склонный к постоянному художественному поиску. Здесь вышел его лирический эпос «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова; документальное «Шестое июля» Михаила Шатрова. Значительным событием стала «Антигона» Жана Ануя с Елизаветой Никищихиной в главной роли. Львов-Анохин продолжил усилия Яншина, направленные на создание сильной и разнообразной труппы, способной интересно работать с непривычным репертуаром – в эти годы коллектив пополнили Римма Быкова, Георгий Бурков, Альберт Филозов, Василий Бочкарёв, Людмила Полякова, Борис Романов.

После ухода Львова-Анохина в 1969 году на пост главного режиссера театра был назначен руководитель Пермского академического театра драмы Иван Тимофеевич Бобылёв, который, несмотря на удачную постановку «Женитьбы Белугина» Александра Островского, вскоре покинул театр. Ему на смену пришел молодой Владимир Кузенков, получивший известность постановками в провинции. Внимание к театру в этот период было связано с именами приглашенных режиссеров: Александра Товстоногова, поставившего первым в Москве «Прощание в июне» Александра Вампилова и Леонида Варпаховского, для которого «Продавец дождя» Ричарда Нэша (спектакль стал визитной карточкой театра и сохранялся в репертуаре более 30 лет) и «Волки и овцы» Александра Островского стали итоговыми в карьере.

Сцена из спектакля «Продавец дождя». Реж. Л. Варпаховский. 1973 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Продавец дождя». Реж. Л. Варпаховский. 1973 год. @Архив Электротеатра Станиславский

В середине 1970-х годов театр переживал кризис, который завершился в 1977 году с приходом на должность главного режиссера Андрея Алексеевича Попова, доверившего театр своим ученикам: Анатолию Васильеву, Борису Морозову и Иосифу Райхельгаузу. С их деятельностью принято связывать прорыв в творческой жизни Театра им. К.С. Станиславского. Два спектакля Анатолия Васильева – «Первый вариант “Вассы Железновой”» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979) по пьесе Виктора Славкина – стали важнейшими явлениями театральной жизни.

Сцена из спектакля «Взрослая дочь молодого человека». Реж. А. Васильев. Прокоп – Юрий Гребенщиков, Люська – Лидия Савченко, Ивченко – Эммануил Виторган, Бэмс – Альберт Филозов. 1979 год. Фото А. Бертика. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Взрослая дочь молодого человека». Реж. А. Васильев. Прокоп – Юрий Гребенщиков, Люська – Лидия Савченко, Ивченко – Эммануил Виторган, Бэмс – Альберт Филозов. 1979 год. Фото А. Бертика. @Архив Электротеатра Станиславский

С 1980 по 1989 годы театр возглавлял Александр Товстоногов, но, несмотря на по-прежнему сильный актерский состав и несколько удачных постановок по пьесам драматургов нового поколения («Экспромт-фантазия» Виктории Токаревой, «Порог» Алексея Дударева, «Ной и его сыновья» Юлия Кима, «Новоселье в старом доме» Александра Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема, д. 40» Аркадия Ставицкого), театр начал терять популярность. Эпоха политических реформ совпала для театра с длительным периодом неясности творческой программы.

Сцена из спектакля «Улица Шолом-Алейхема, д. 40». Роза – Римма Быкова. 1986 год. Фото Н. Звягинцева. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Улица Шолом-Алейхема, д. 40». Роза – Римма Быкова. 1986 год. Фото Н. Звягинцева. @Архив Электротеатра Станиславский

Труппа театра в 1980-е годы. @Архив Электротеатра Станиславский

Труппа театра в 1980-е годы. @Архив Электротеатра Станиславский

С начала 1990-х в театре сменилось несколько художественных руководителей: Роман Козак, Виталий Ланской, Семен Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин, Валерий Белякович. На протяжении этих лет репертуар сочетал постановки разных эстетических направлений: от традиционных трактовок классики до эксцентрических перформансов рок-музыканта Петра Мамонова.

Сцена из спектакля «Лысый брюнет». Лысый – Петр Мамонов, Брюнет – Денис Бургазлиев. 1992 год. Фото Н. Звягинцева. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Лысый брюнет». Лысый – Петр Мамонов, Брюнет – Денис Бургазлиев. 1992 год. Фото Н. Звягинцева. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Мужской род, единственное число». Реж. С. Спивак. Фрэнк Хардер – Владимир Коренев, Матильда Ламар – Людмила Лушина, Альбер Ламар – Владимир Анисько, Жасант – Ирина Коренева. 1996 год. @Архив Электротеатра Станиславский

Сцена из спектакля «Мужской род, единственное число». Реж. С. Спивак. Фрэнк Хардер – Владимир Коренев, Матильда Ламар – Людмила Лушина, Альбер Ламар – Владимир Анисько, Жасант – Ирина Коренева. 1996 год. @Архив Электротеатра Станиславский

В 2013 году по итогам открытого конкурса на концепцию развития Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы, театр возглавил режиссер Борис Юхананов.

Как устроен «Электротеатр Станиславский»

Фраза «Театр начинается с вешалки» порядком изветшала от частого употребления, хотя доподлинно неизвестно, произносил ли ее когда-нибудь К. С. Станиславский и что конкретно имел в виду.
Впрочем, знаменитую цитату невольно вспоминаешь, когда приходишь в московский Электротеатр Станиславский. Здесь без всяких гипербол театр начинается с гардероба, фойе, лестницы и даже внутреннего двора…

Как устроен «Электротеатр Станиславский»

Четырехэтажное здание по адресу улица Тверская, 23 – по соседству с Английским клубом (Музеем Революции – Государственным центральным музеем современной истории России) – было построено в XIX веке в качестве доходного дома. В 1915 году из строения стали извлекать доход иного рода. Здесь открылся один из самых известных в Москве «электротеатров» – кинотеатр «Арс». При советской власти здание было постепенно отвоевано детским театром Натальи Сац, просуществовавшим по этому адресу до 1936 года. С 1937-го здесь располагался Московский театр юного зрителя. А чуть больше десятилетия спустя сюда въехал драматический театр им К. С. Станиславского, выросший из оперно-драматической студии, которую некогда основал и возглавлял сам мэтр русской режиссуры.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С приставкой «электро»

Театр Станиславского, как его обычно называли, просуществовал в своем изначальном виде долгие десятилетия, был весьма популярен, особенно в 1950–1960-х годах, знал и творческие кризисы. Но в 2015-м изменилось практически все.

Теперь на здании по адресу Тверская, 23 написано: Электротеатр Станиславский. На поверхности – желание подчеркнуть преемственность обновленного театра как со студией Станиславского, так и с кинотеатром «Арс». Впрочем, вряд ли у многих нынешних москвичей (кроме знатоков старой Москвы) новое название вызовет ассоциации с кино. Скорее подумают, что театр хочет заявить о себе как о сценической площадке нового типа, использующей современные технологии для создания иной визуальной среды. И это будет мысль в правильном направлении.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Концепция театра-трансформера предусматривает создание для каждого отдельного спектакля особой конфигурации сценического пространства и специально подобранной расстановки зрительских мест, которая позволяет каждому зрителю сполна воспринять замысел постановки.

Инициатором перемен стал новый художественный руководитель – режиссер театра, кино и телевидения Борис Юхананов, известный также как продюсер, актер, писатель, педагог и один из пионеров российского киноавангарда (кстати, кино в стенах Электротеатра тоже иногда показывают, но, разумеется, не мейнстрим). Радикально изменили не только дизайн интерьеров (над проектом работало знаменитое архитектурное бюро Wowhaus) – была реализована концепция театра-трансформера, в котором Основная и Малая сцены, а также другие помещения могут быть приспособлены для проведения спектаклей, шоу, презентаций и т. д.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сцену – на сувениры

«Работа по реконструкции, которую нам предстояло выполнить, – рассказывает Сергей Котов, технический директор Электротеатра, – содержала немало трудностей инженерного характера. Да, в этом здании долгое время работал популярный московский театр, но, вообще говоря, это все-таки кинозал, и театр в классическом смысле тут устроить сложно. Над залом большой сцены – еще один этаж, то есть нет возможности организовать колосниковое пространство. Для крепления кулис и декораций использовали несколько штанкетных подъемников (труба, подвешенная на тросах). Сцена была маленькая – высотой 80 см и размером 10 х 10 м, то есть закулисного пространства тоже практически не было. Правда, в сцену ухитрились вмонтировать круг для быстрой смены декораций. Все это пришлось разобрать. Единственное, что нам сносить не разрешили, – балкон зрительного зала. Он считается исторической ценностью: с него как-то раз выступал Ленин. А из сцены, которая помнила многих популярных актеров разных поколений, мы напилили кубиков. На память, как сувениры».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В условиях неизбежных ограничений, которые накладывала реальность исторического здания, команде, занятой реконструкцией, приходилось искать нетрадиционные решения. По пути предшественников не пошли и от штанкетов, также поглощающих немало пространства, отказались. Вместо этого на потолке зала большой сцены смонтировали технологический потолок – нечто вроде металлической решетки. По всей площади конструкции с небольшим шагом закрепили ролики, на которые накидывались тросы от закрепленных на стене малошумных электролебедок. Получилась система из покрывающих весь зал подъемников, на которые можно подвешивать перемещающиеся по вертикали осветительные приборы, элементы декораций и т. д. Подъемники управляются с компьютера, программа может синхронизировать их работу, собирать несколько подъемников в группы – иными словами, получился точный и гибкий инструмент работы с пространством зала. При этом над головами зрителей остается достаточно воздуха.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Театр представляет собой единое цифровое мультимедийное поле, – говорит Сергей Котов. – Все помещения связаны друг с другом оптоволоконной сетью под управлением сервера. Можно слушать и смотреть спектакль на одной из сцен, находясь, например, в студии звукозаписи. И одновременно с высоким качеством записывать звук. Все подъемники и светильники управляются оператором с компьютера или работают под управлением запущенной программы».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сконструированный звук

«Еще одна проблема, с которой нам пришлось столкнуться, – это акустические характеристики старого зала, – продолжает свой рассказ Сергей Котов. – Идея театра-трансформера предполагала, что звук из каждой точки зала должен одинаково хорошо распространяться в любую другую точку. Чтобы добиться этого, нам пришлось заказывать акустический проект и перестраивать зал согласно расчетам. В итоге стены получили волнистый рельеф и серый цвет из-за специальной акустической штукатурки. 

На фото зала большой сцены хорошо видны акустические стены, имеющие волнообразный рельеф и покрытые специальной штукатуркой. Черные решетчатые конструкции – технологические стены и технологический потолок.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В дополнение мы оборудовали зал высокотехнологичной системой звукоусиления, которая позволяет создавать интересные звуковые эффекты – например, заставлять звук истекать практически из любой точки зала. Увидеть наши акустические стены можно не всегда: иногда, если того требует замысел спектакля, они задрапировываются черными шторами. Кроме того, вдоль стен сооружены конструкции, аналогичные технологическому потолку. Это решетки, имеющие стандартные крепления для размещения декораций, светильников, мультимедийных экранов. Кстати, подобные же технологические стены и потолок есть и в фойе. С их помощью мы легко можем трансформировать это большое помещение для спектаклей, выставок и других событий».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В нашем рассказе об истории здания бывшего «Арса» пропущена одна интересная страница. В 1930-е годы этот дом передвинули на новую красную линию, намеченную для расширяемой Тверской (улица Горького). Делалось это так: под зданием прокладывали рельсы, дом отпиливали от фундамента, поднимали на домкратах, под него подводили катки и буксировали здание к месту назначения. Так вот, при реконструкции нижних помещений театра обнаружили фрагмент одного такого рельса. И решили оставить его на месте. Это тоже память.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диалог с виртуальностью

Электротеатр насыщен современной техникой – и обычной, вроде студии звукозаписи или аппаратной видеомонтажа, и не очень. Заходим в зал и видим, что сцену от зрительного зала отгораживает какая-то рама с натянутой пленкой (театр готовится к премьере спектакля «Проза»). Перед нами элемент технологии Musion Eyeliner. Ее используют для совмещения происходящего на сцене с видеоизображением. Таким образом устраивают, например, совместные выступления с Майклом Джексоном, Элвисом Пресли или другими звездами, покинувшими сей бренный мир.

Для своих постановок Электротеатр Станиславский шьет сотни костюмов и создает множество оригинальных декораций. На фото – уменьшенный макет Boeing 777.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проектор посылает видеоизображение на горизонтальный экран, с экрана оно отбрасывается на полупрозрачную-полузеркальную пленку, поставленную перед сценой под определенным углом. Так достигается иллюзия одновременного присутствия на сцене реального и виртуального. В спектакле Электротеатра все еще сложнее. Там в единую картинку собираются актеры, стоящие на сцене, видео и изображения еще двух актеров, которые как бы парят в воздухе. На самом деле они находятся в невидимой зрителю «яме» на ложах, покрытых черной тканью, а их появление на сцене – фокусы зеркального отражения. Кстати, иллюзия возникает только тогда, когда зритель смотрит на сцену с определенного ракурса, поэтому специально рассчитывался наклон партера. Для другого спектакля и наклон может быть другим, и кресла могут ставиться совершенно иначе, хоть поперек зала, хоть вдоль. Это и есть зал-трансформер.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Магический шар с видеокартинкой.

Наверное, театры классического образца с чинным фойе, бархатными кулисами и колосниками над сценой еще долго будут в чести у поклонников сценического искусства. Но времена меняются, и закономерно появление площадок, расширяющих возможности театральной режиссуры и позволяющие взглянуть на искусство Мельпомены с иных ракурсов. Что это за возможности и ракурсы, можно узнать в Электротеатре Станиславский. Там, где раньше был «Арс».

Спектакли-сериалы, редкие фильмы и книги. Из чего состоит «Электротеатр Станиславский»

Спектакли-сериалы, редкие фильмы и книги. Из чего состоит «Электротеатр Станиславский»

О прошлом и настоящем одного из самых необычных театров Москвы — в материале mos.ru.

За свою 84-летнюю историю «Электротеатр Станиславский» прошел путь от оперно-драматической студии до театра, в котором ставят спектакли-сериалы, показывают редкие фильмы, издают книги и экспериментируют с новой академической музыкой.

От Станиславского до Беляковича

В 1935 году известный режиссер, актер, реформатор и один из основателей Московского художественного театра Константин Станиславский создал оперно-драматическую студию. Особое внимание здесь уделяли творческой системе мастера — той самой, всемирно признанной, призывающей актеров становиться другими, оставаясь собой. Среди первых студийцев — Петр Глебов, Лилия Гриценко, Юрий Леонидов.

После смерти Станиславского в 1938 году руководство студией перешло к его ученику Михаилу Кедрову. В 1940-м состоялась премьера первого драматического спектакля студии — «Три сестры» по пьесе Чехова. Через год началась война, студию эвакуировали в Узбекистан, но работа не прерывалась. Актеры, которые не ушли воевать на фронт, продолжали ставить новые спектакли и давать концерты.

Спектакль «Три сестры». Режиссер Михаил Кедров. Фото: «Электротеатр Станиславский»

Статус Московского драматического театра имени Станиславского студия получила только в 1948-м, когда упразднили оперное отделение. Репертуарные хиты тех лет — «С любовью не шутят» Кальдерона, «В тиши лесов» Павла Нилина, «Глубокие корни» Джеймса Гоу и Арно Д’Юссо.

Станиславский на экзамене у студийцев. Фото: «Электротеатр Станиславский»

В здание на Тверской, которое театр занимает сейчас, труппа переехала в 1950 году. Раньше там был кинотеатр «Арс» (или, как говорили в те времена, электротеатр). В это время театр возглавил еще один ученик Станиславского — актер и режиссер Михаил Яншин. При нем репертуар театра обогатился спектаклями по пьесам Бертольта Брехта, Федерико Гарсии Лорки, Бернарда Шоу. В 1957 году открылась студия для старшеклассников, где занимались Никита Михалков, Инна Чурикова, Евгений Стеблов, Елизавета Никищихина.

Елизавета Никищихина и Евгений Леонов в спектакле «Антигона». Режиссер Борис Львов-Анохин. 1966 год. Фото: «Электротеатр Станиславский»

С 1963-го руководить театром стал режиссер Борис Львов-Анохин. Главные спектакли этого времени — «Антигона» по Жану Аную и «Материнское поле» по Чингизу Айтматову.

В середине 1970-х Театр имени Станиславского переживал серьезный кризис. Вывести его из этого положения был призван актер Московского художественного театра, режиссер Андрей Попов. Он занял пост художественного руководителя в 1977-м. С появлением Попова и его учеников — Бориса Морозова, Иосифа Райхельгауза, Анатолия Васильева — началась новая веха в жизни театра. Спектакль Морозова «Сирано де Бержерак», «Автопортрет» Райхельгауза, «Васса Железнова» и «Взрослая дочь молодого человека» Васильева гремели по всей Москве. Но период руководства Попова продлился недолго — в 1979 году он покинул театр, а потом ушли и его ученики.

Владимир Стеклов в спектакле «Собачье сердце». Режиссер Александр Товстоногов. 1986 год. Фото: «Электротеатр Станиславский»

После Попова в театр на девять лет пришел Александр Товстоногов, сын легендарного Георгия Товстоногова. 1990-е и 2000-е годы был самыми сложными: руководители бесконечно менялись, надолго здесь по разным причинам не задерживался никто — ни Владимир Мирзоев, ни Роман Козак, ни Александр Галибин. До июля 2013 года художественным руководством занимался Валерий Белякович.

Борис Юхананов и «Электротеатр Станиславский»

В 2013 году Департамент культуры объявил открытый конкурс на предложение концепции развития Московского драматического театра имени К.С. Станиславского. Победил проект Бориса Юхананова — режиссера, педагога, создателя «Мастерской индивидуальной режиссуры». Ее выпускники, кстати, ставят спектакли, которые сегодня входят в репертуар театра.

Первое, что сделал Юхананов, когда вступил в должность художественного руководителя, — закрыл театр на полтора года. Зданию требовалась серьезная реконструкция. Решение было непростым, но, чтобы вывести театр из состояния застоя, нужно было поменять абсолютно все, начиная с концепции и заканчивая интерьером.

Юхананов следует принципам современной и междисциплинарной режиссуры. По его мнению, театр должен обновляться не только внешне, но и содержательно, поэтому всевозможные эксперименты — вот то, на чем нужно делать акцент. С самого начала Борис Юхананов задумывал ставить спектакли-сериалы, рассчитанные на несколько вечеров, проводить открытые репетиции, которые называет «разомкнутым пространством работы».

В 2015 году у театра появился свой логотип — портрет Станиславского в лампочке. Его разработал дизайнер, художник и сценограф Степан Лукьянов. А через два года «Электротеатр Станиславский» вошел в состав Союза театров Европы.

Ремонт

Реконструкцией занималось архитектурное бюро Wowhaus, которое до этого работало с институтом «Стрелка», Парком Горького и обустраивало Крымскую набережную.

Прежде всего нужно было привести в порядок фойе. Там, где раньше располагались различные кафе, сегодня проходят выставки, лекции, мастер-классы и презентации книг. Каждая выставка там не длится дольше трех месяцев. Показывают работы разных художников — и отечественных, и зарубежных. Кафе здесь одно, но оно открыто в течение всего дня. Сюда можно зайти на чашку кофе, встретиться с друзьями.

Серьезно взялись и за подвальное помещение. Сотрудники вспоминают: здесь было по колено воды. Теперь — современный уютный гардероб, звукозаписывающая студия и студия видеомонтажа.

Обновили также лестницы, покрытые множеством слоев краски. Во время реконструкции все слои сняли. Юхананов решил, что гости должны видеть первоначальную красоту этого помещения.

В зрительном зале тоже можно найти привет из прошлого. Балкон, на котором когда-то выступал Владимир Ленин, — единственный исторический элемент в зале, который решили сохранить в том же виде. За исключением этой детали зал поменялся полностью. Для хорошей акустики стены сделали не прямыми, а скошенными. Их закрыли панелями, которые отражают и поглощают звуки. Одним нажатием кнопки можно опустить занавес, чтобы превратить зал в черный ящик. С помощью видеомэппинга и аудиомиражей в наступившей темноте и тишине создают любые эффекты.

Фиксированных зрительных мест нет, это зал-трансформер. В зависимости от положения кресел здесь могут разместиться от 200 до 250 человек. Сценой может стать любая точка зала, это решение зависит от режиссера и конкретного спектакля. На потолке — более 100 пазов: закрепить аппаратуру можно также в любом месте.

Новая жизнь старой сцены

Благодаря техническим возможностям зала немецкий режиссер и композитор Хайнер Геббельс смог показать здесь спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» — со вспышками настоящего пламени, запахом серы, запуском пиротехнической ракеты и стопроцентной синхронностью движений актера и звуков.

Театр открыли в январе 2015 года световым шоу, которое проецировали на фасад здания. Первой постановкой стали «Вакханки» греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. Для Бориса Юхананова было важно начать работу именно с древнегреческой трагедии. Он посчитал, что это очень символично, ведь, как известно, театр как искусство берет начало в Древней Греции.

Одним из главных событий первого сезона стал спектакль «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи — радикала современного театра. До этого итальянский режиссер и художник не работал в России.

Малая сцена

Сразу после завершения реконструкции основного здания приступили к постройке нового — по соседству. Малая сцена нужна была для поддержки молодых хореографов, композиторов, художников. С момента ее открытия в 2016 году здесь дебютировали около 20 режиссеров. Для удобства тоже решили сделать зал-трансформер — поменьше, на 70–80 человек.

В электротеатре «Станиславский» открылась сцена для молодых режиссеров

Малая сцена стала точкой притяжения синефилов. На показ редкого фильма 1971 года пионера французской новой волны Жака Риветта «Out 1» съехались зрители из разных городов. Специальным гостем стал актер Жан-Пьер Лео, исполнивший главную роль.

Где еще играют спектакли

Между старой и новой сценами располагается «Театральный двор», который открыли в 2017 году. Первой постановкой, которую здесь показали, стала «Галилео. Опера для скрипки и ученого», номинированная на премию «Золотая маска». Новый сезон «Двор» начнет, когда потеплеет, — в мае. Что там будет происходить в этом году, пока секрет.

Спектакли, концерты и читки также проходят и на «Электролестнице» — лестнице, ведущей с первого этажа на второй. Зрители рассаживаются на небольших подушках или сиденьях, а актеры располагаются на ступеньках или в пролетах.

Что посмотреть

Визитная карточка «Электротеатра Станиславский» — спектакль «Синяя птица» по пьесе бельгийского писателя Мориса Метерлинка. Главные роли — Тильтиля и Митиль — исполняют звезда советского кино Владимир Коренев, который пришел в этот театр еще в 1961 году, и его супруга Алефтина Константинова. Они рассказывают о своей жизни, начиная с детства, о том, как потеряли в военные годы родителей, как стали известными, и многое другое. Воспоминания артистов и переплетаются с сюжетом пьесы. Это первый спектакль, поставленный в этих стенах самим Борисом Юханановым.

Продолжить знакомство с репертуаром можно, побывав на спектакле «Проза». Композитор и режиссер Владимир Раннев соединил в одну историю фрагменты повести «Степь» (1888) Антона Павловича Чехова и рассказ «Жених» (1980) Юрия Мамлеева.

С момента своего обновления театр открыт для экспериментов с новой академической музыкой. Музыкальным руководителем стал Дмитрий Курляндский, один из шести композиторов, работавших над оперным сериалом в пяти частях «Сверлийцы», который в 2016 году получил «Золотую маску».

Как смотреть «Парасомнии». Разбираем новый спектакль «Электротеатра Станиславский»

«Орфические игры. Панк-макраме» из 12 спектаклей — проект Бориса Юхананова и студентов созданной им «Мастерской индивидуальной режиссуры». В основе — миф об Орфее, который готов был спуститься в преисподнюю, чтобы спасти свою Эвридику.

Одну из самых знаменитых комедий Мольера — «Тартюф» — поставил лауреат «Золотой маски» Филипп Григорьян. Из XVII века режиссер перенес действие в начало ХХ века. Главный герой в этой постановке напоминает Григория Распутина: по мнению Григорьяна, плут и мошенник Тартюф имеет с ним много общего. Во время спектакля сцена делит зал на две зоны. Зрителям нужно переходить из одного пространства в другое.

Также стоит посмотреть «Перед заходом солнца» Владимира Космачевского. Спектакль поставлен по одноименной пьесе немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, которую он написал в 1932 году — за год до прихода нацистов к власти. Владимир Коренев играет тайного советника и отца большого семейства, 70-летнего Маттиаса Клаузена, который влюбляется в юную Инкен.

Книги и костюмы

Костюмы для спектаклей создают в собственном пошивочном цеху. Им руководит главный художник Анастасия Нефедова. Технологи, закройщики, швеи относятся внимательно к каждой детали наряда. Работать приходится с материалами любой сложности — например, для апрельской премьеры «Служанки бульвара Сансет» изготовят реквизит из целлофана.

«Электротеатр Станиславский» представит свою версию «Служанок бульвара Сансет»

Сотрудники театра подчеркивают: это очень серьезное производство. Только для одной «Синей птицы» изготовили более 350 костюмов.

Создают в театре не только наряды, но и книги. Существует издательская линия «Театр и его дневник». В свет выпускают порядка пяти-шести книг в год. Сборник пьес бельгийского драматурга Яна Фабра, книга режиссера Теодороса Терзопулоса и первая книга на русском языке композитора Хайнера Геббельса — список можно продолжать очень долго. Таким образом, театр стал местом силы не только для любителей хороших спектаклей, но и для поклонников качественной литературы. Покупатели получают мультимедийные бонусы: к томику часто прилагается диск или флешка с записью спектакля или лекции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется электростеклоподъемники правильно
  • Как пишется энергия равно
  • Как пишется электростанция вместе или раздельно
  • Как пишется энергия или энэргия
  • Как пишется электрослесарь