Как пишется эпиграф береги честь смолоду

Информация:

Пословица ставшая эпиграфом к роману «Капитанская дочка» (1836) А.С. Пушкина (1799 – 1837). Глава 1. Отец наставляет сына, 17—летнего Петра Гринева, отправляя его на службу в армию:

Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа — проблему чести и долга.

Пословица указана в книге «Пословицы русского народа» (1853) В.И. Даля:

«Береги платье снову, а честь смолоду»
«Береги честь смолоду, а здоровье под старость»

Значение — с юных лет будь аккуратен в делах и честен в поступках. Утраченную честь не воротишь — запятнаешь в молодости имя своё, совершив некрасивый, нечестный поступок, так и проживёшь жизнь с дурной славой.

­Эпиграф к повести «Береги честь смолоду» — основная идея романа, он в полной мере относится и к самой капитанской дочке. По мысли А.С.Пушкина самое главное для человека сберечь свою честь, человеческое достоинство. Главные герои романа смогли с этой задачей справиться. Они отстояли и свою честь, и честь любимого человека.

Беречь честь смолоду — значит делать и поступать только так, что бы потом за твои дела и поступки плохого не мог сказать никто — ни друзья, ни сослуживцы, ни соседи, ни родные. Что всегда тебе было от них уважение.

Эти слова Пушкин взял эпиграфом к «Капитанской дочке», рассказывая историю молодого человека Петра Гринёва. О смысле, по-моему, догадаться не так уж трудно. Если за новой одеждой не ухаживать, она быстро превратиться в тряпьё. Если в юности ты не понимаешь, что такое честь и позволяешь унижать себя или унижаешь других, то есть. Поступаешь бесчестно, то вряд ли это можно будет исправить в будущем. Честь, она либо есть у человека, либо нет.
Петр Гринёв вышел из всех испытаний с честью.


Пример сочинения 1

Эпиграфом к пушкинской повести «Капитанская дочка» является пословица «Береги честь смолоду». Данный эпиграф тесно переплетается с сюжетом художественного произведения и с его основной идеей. Как же смысл эпиграфа соотносится с судьбами героев произведения?

Пословица, выбранная автором в качестве эпиграфа к повести, перекликается с наказом Андрея Петровича, отца центрального персонажа Петра Гринева. Прощаясь с сыном перед его отъездом на службу, Андрей Петрович дает Петру наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду». Данное высказывание в дальнейшем становится жизненным принципом Петра Гринева. Будучи верным Родине и самому себе, главный герой отказывается присягать самозванцу Емельяну Пугачеву и переходить на его сторону, что говорит о верности Гринева воинскому долгу. Гринев, обращаясь к Пугачеву, утверждает свою жизненную позицию: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Будучи еще совсем молодым, Петр Гринев не хочет совершать безнравственные поступки, не хочет предавать Родину и самого себя, поэтому он даже готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы не нарушать отцовский наказ.

Можно сказать, что в соответствии с принципом «Береги честь смолоду» живет и Маша Миронова. Оказавшись после гибели родителей в одиночестве, героиня отказывается выходить замуж за безнравственного Швабрина, которого она не любила. Маша Миронова не хотела переступать через саму себя, поэтому она была готова отдать собственную жизнь, лишь бы сохранить свое человеческое достоинство.

Смысл эпиграфа связан не только с образами положительных персонажей, но и с образами отрицательных персонажей. Петр Гринев, Маша Миронова и Алексей Швабрин – представители одного поколения, однако только Гринев и Маша «берегут честь смолоду».

Швабрин думает лишь о собственном существовании, ему нет дела до Родины, для него ничего не значит та присяга, которую он давал перед поступлением на службу. Швабрин спокойно переходит на сторону восставших и присягает самозванцу Емельяну Пугачеву.

А.С. Пушкин демонстрирует, что Петр Гринев и Маша Миронова, которые «берегут честь смолоду», справляются со всеми жизненными испытаниями и приходят к счастью. Емельян Пугачев помиловал Петра Гринева, отпустил его и даже помог в освобождении Маши Мироновой от плена Швабрина, поскольку уважал главного героя за его твердость и силу духа. Несмотря на нахождение Маши в плену у Швабрина, несмотря на отказ родителей Гринева в благословении, несмотря на арест Петр Гринева, возлюбленным удалось обрести счастье друг с другом. В повести выражается мысль о том, что те люди, которые бережно относятся к собственной чести, находят счастье.

С помощью судьбы безнравственного Швабрина, которого как бунтовщика, вероятнее всего, казнили или приговорили к пожизненному каторжному заключению, автор показывает, к каким результатам приводит несоблюдение принципа «Береги честь смолоду».


Пример сочинения 2

Эпиграф к повести «Капитанская дочка» — это три коротких слова, которые образуют пословицу, фразу-совет, обращенную не столько к героям повести, сколько к ее читателям.

Смысл его прост, автор призывает любого человека с молодости заботиться о своей чести, о своей репутации, потому что репутацию, как и любовь не купишь за деньги. И какую репутацию человек приобретет в свои юные годы, в начале своего жизненного пути, такой она и останется с ним на всю жизнь.

Конечно любой человек совершает в молодости ошибки, которых потом стыдиться и последствия которых старается долго исправить, но главное не в том, что не совершать таких ошибок. Важно уметь извлекать из них выводы и не повторять вновь.

Петр Гринев в повести предстает человеком, который как раз заботиться о своей чести с молодости. Для него честь — не пустой звук. Он благороден и даже страх смерти не может заставить его нарушить свой долг. И в ответ он получает не только любовь Маши, но и уважение окружающих, счастливую жизнь и добрую о себе память, потомков, которые гордятся деяниями своего предка.


Пример сочинения 3

Стала крылатой цитата из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», которая гласила: «Береги платье снову, а честь смолоду». Что означает это выражение?

Именно такой наказ дает отец Петра Гринева перед тем, как отправить сына служить в Белогорскую крепость. Главный герой старался его свято чтить и соблюдать на протяжении романа. Как бы ни было тяжело, главный герой всегда поступает по совести, делал благородные поступки, старается не запятнать свою честь. Так, Петр Гринев отдает заячий тулуп проводнику, просто потому, что тот легко одет во время зимней стужи. Вроде мелочь, но показывает доброту и благородство человека. Именно из таких мелких деталей и составляется характер личности. Например, мы понимаем низость Швабрина не тогда, когда он перешёл на сторону Пугачёва, а в тот момент, когда оклеветал Машу Миронову в личных целях. Далее Пётр продолжает делать поступки, которые не могут быть не благородными. Он бережёт честь, прежде всего, потому, что он всем говорит правду, никому не врёт. Так Емельян вспомнил главному героя и пригласил присоединиться к войску. Однако Пётр Гринев был искренен с бунтовщиком и ответил, что дал присягу государыне и не может её нарушить, даже если бы и хотел. Именно честность главного героя удивляет и трогает Пугачёва, что будет заметно далее в повествовании еще не раз. Пётр поступает по совести, благородно даже тогда, когда это кажется неправильным действием. С одной стороны, просить у Пугачёва помощи и заступничества в спасении Маши, по сути, может считаться даже предательством. Но с другой, важнее и благородней вытащить из крепости девушку, возлюбленную, находящуюся в беде. Далее Петра снова спасает именно честность в общении с Пугачёвым, так как он даже осмелился спорить и не соглашаться с предводителем бунтовщиков, что поразило Емельяна (эпизод после сказки про калмыцкого орла) и заставило его еще больше уважать юношу.

«Береги честь смолоду!», – принцип, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Капитанская дочка». По этому правилу старается жить главный герой произведения, несмотря на все трудности на своём пути. Пётр Гринев – благородный, добрый, честный человек. Именно его принцип и привел в итоге главного героя к счастью. Я думаю, есть люди, которые, прочитав этот роман, задумались и начали следовать этому правилу и в реальной жизни.


Эпиграфы в романе «Капитанская дочка» Пушкина


Текст эпиграфов


Источник и смысл эпиграфов

Эпиграф к роману

Береги честь смолоду.        

                   (Пословица)

Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа — проблему чести и долга.

Эпиграф к главе I «Сержант гвардии»

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.

— Того не надобно; пусть в армии послужит.

— Изрядно сказано! пускай его потужит…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Да кто его отец?

                                        (Княжнин.)

Это отрывок из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун» (1784 или 1785 г.), действие III, явление 6-е. Пушкин несколько изменил текст.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России.

Эпиграф к главе II «Вожатый»

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

                        (Старинная песня)

Эпиграф взят «Собрания разных песен» Чулкова (ч.III, №167). Это отрывок из песни о молодом солдате, отправившемся на службу в далекие края.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии.

Эпиграфы к главе III «Крепость»

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

                      (Солдатская песня)

Старинные люди, мой батюшка.

          («Недоросль» Фонвизина)

Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев.

Второй эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.

Эпиграф к главе IV «Поединок»

— Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

                               (Княжнин)

Эпиграф представляет собой отрывок­ из комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки» (1790) – действие IV, явление 12-е.

В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах).

Эпиграф намекает на рассказ капитанши о дуэли Швабрина.

Эпиграфы к главе V «Любовь»

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

                          (Песня народная)

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

                        (Песня народная)

Первый эпиграф — фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен» (ч. 1. М., 1780, № 176). Второй эпиграф — отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало» (тот же сборник, № 135).

Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

Эпиграф к главе VI «Пугачевщина»

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

                          (Песня)

Эпиграфа представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным («Новое и полное собрание российских песен», ч. 1. М., 1780, с. 156, № 125).

Эпиграф намекает на взятие Белогорской крепости пугачевцами.

Эпиграф к главе VII «Приступ»  

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

                  (Народная песня)

Эпиграф представляет собой отрывок из песни о казни стрелецкого атамана: «Голова ль ты моя, головушка, Голова моя послуживая» («Новое и полное собрание российских песен», ч. II. М., 1780, № 130).

Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев.

Эпиграф к главе VIII «Незваный гость»

Незваный гость хуже татарина.

                 (Пословица)

Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка.

Эпиграф к главе IX «Разлука»

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

                 (Херасков)

Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова «Вид прелестный, милы взоры!..» М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Пушкин, судя по всему, считал творчество Хераскова безнадежно устаревшим.

Эпиграф намекает на разлуку Гринева и Маши Мироновой.

Эпиграф к главе X «Осада города»

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

              (Херасков)

Эпиграф представляет собой фрагмент из эпической поэмы М. М. Хераскова «Россияда» (песнь XI) о взятии Казани войсками Ивана IV. Этим эпиграфом Пушкин как бы уподобляет Пугачева царю и намекает на его «царственный» облик.

Эпиграф к главе XI «Мятежная слобода»

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —

Спросил он ласково.

                 (А. Сумароков)

Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова. 
Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей.

Эпиграф к главе XII «Сирота»

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

                    (Свадебная песня)

Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами.

Эпиграф к главе XIII «Арест»

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

— Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

             (Княжнин)

Данное четверостишие написано самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Княжнина.

Эпиграф намекает на событие из этой главы: арест Петра Гринева за его «дружеские» отношения с Пугачевым.

Эпиграф к главе XIV «Суд»

Мирская молва —

Морская волна.

              (Пословица)

Пословица говорит о том, что мирская молва, то есть слухи и пересуды людей – это вещь переменчивая, как морская волна. В этой главе Гринева объявляют шпионом Пугачева. Императрица верит «молве», слухам, и назначает Гриневу в наказание ссылку в Сибирь. Отец Гринева также верит «мирской молве», то есть слухам о том, что его сын – сообщник Пугачева.  

Что несет в себе эпиграф

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — в современном мире довольно нечасто услышишь данную фразу, особенно на старославянском языке — «неча».

Обычно в качестве эпиграфа используют:

Эпиграф ревизор

  • пословицы;
  • поговорки;
  • лирические напевы;
  • загадки и другие элементы фольклора.

Гоголь же эпиграфом к своей знаменитой комедии взял пословицу. Причём в первоначальной постановке пьесы этой фразы не было, писатель добавил её спустя целых 6 лет. Уже после первой критики в адрес своего талантища автор задумывался о том, что нужен эпиграф, так как многие рассуждали о пьесе, будто в самой реальности всё гладко и без изъянов.

Искажение действительности — вот в чём упрекали Гоголя первые зрители его пьесы. Автор чётко понимал значение своей комедии, он знал, что будет, если в пьесе отобразить существующую жизнь своими глазами. Общественные пороки в произведении, так или иначе, могли сильно повлиять не только на репутацию, но и на жизнь общества в целом.

Эпиграф к «Ревизору» Гоголя — это ответ на всевозможную реакцию со стороны зрителей, которые видели в главных героях отражение собственной лени, лицемерия, порой даже взяточничества и произвола.

Смысл эпиграфа в комедии ревизор

Роль эпиграфа в произведении довольна высока. Его смысл чётко отражает самую суть пьесы, именно с этой фразы Гоголь решил начать свой рассказ, чтобы сразу донести до читателя мысль, что изначально необходимо начинать с себя, прежде чем обвинять других. С одной стороны, это зрители, читатели, осуждающие пьесу, не узнав её истинный смысл, с другой — главные герои, которые по своей глупости принимают за ревизора совсем иного человека.

Хлестаков, который также имеет «кривую рожу», впрочем, как и все герои этой пьесы, является неким зеркалом для всех жителей уездного городка. И его основная задача — показать им их истинное лицо, «кривую рожу». Автор пожелал, чтобы каждый герой узнал в этом «зеркале» свои пороки и некие изъяны. Но увы, жители видят проблему только в проверке, которую себе организовали, даже не догадываясь, что «зеркало» здесь ни при чём.

Заканчивается пьеса немой сценой, основная функция которой — сыграть роль зеркала. Зрители смотрят на сцену, они должны увидеть все недостатки главных героев и отразить их на себя.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка” — глубокое и многоплановое произведение. Оно состоит из четырнадцати глав и послесловия от издателя. К каждой главе подобран эпиграф, взятый или из народного творчества, или из литературы восемнадцатого века. Общий эпиграф — “Береги честь смолоду” — перекликается с напутствием отца главного героя, Петра Гринева:«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». То есть высшая ценность жизни, включающая в себя совесть, искренность, доброту, это честь. Также неслучайно в пословице упоминается “смолоду”, ведь именно в юношеские годы формируются нравственные ориентиры человека, определяющие дорогу его жизни.

Смысл главного эпиграфа многофункционален. Он отображает близость точек зрения автора и рассказчика, выражает нравственную идею произведения – сохранять верность долгу и чести, объединяет разные поступки персонажей, придавая сюжету стройность.

Кроме того, эпиграф можно использовать как своеобразную точку отсчета, чтобы рассматривать персонажей в их развитии. Пушкин раскрывает сущность каждого действующего лица, подвергая их испытаниям, ведь именно в критической ситуации человек обнажает настоящего себя.

Идея жить честно, прислушиваясь к голосу совести, связана с системой образов персонажей — положительных героев (Петра Гринёва, семьи Мироновых, Савельича) и противопоставленных им отрицательных (Алексея Швабрина и эпизодических, похожих на него героев). С помощью антитезы автор хочет показать читателям важность служения долгу, акцентируя внимание на том, что наличие или отсутствие ценностей персонажей влияет на их поступки и, следовательно, на судьбы.

Пётр Гринёв, патриот и храбрый офицер, следовал наказу отца и не отступал от него в самых сложных ситуациях.

Так, восемнадцатилетний юноша, недавно вышедший из-под родительской опеки, смог отказать Пугачеву, предводителю крестьянского восстания, в предложении о службе, понимая, что такое решение может стоить ему жизни. “Не требуй того, что противно моей чести и совести” — заявил Гринев, проявив удивительное мужество и стойкость характера, способность противостоять страху и сохранить верность себе, вызвав тем самым уважение беглого казака.

Персонаж не оставил свою возлюбленную Машу, которую Швабрин морил голодом, принуждая выйти за него замуж, а спас девушку, рискуя жизнью.

Кроме того, ч

Как оформить эпиграф к сочинению

Итак, когда правильные слова подобраны, следует подумать о грамотном оформлении эпиграфа. К его расположению на странице выдвигаются серьезные требования, они едины для всех работ. Правильная расстановка текста на странице выглядит следующим образом: эпиграф пишется на следующей строке после заголовка, перед основной частью текста. Особое условие: выравнивание по правому краю. Для написания эпиграфа в компьютерных редакторах удобно использовать автоматическую функцию размещения справа.

Разобравшись, как пишется эпиграф к сочинению, важно обратить внимание на некоторые нюансы. Текст пишется без использования кавычек, имя автора цитаты указывается ниже под ним. Допускается возможность обозначения названия произведения, если слова взяты из литературного источника. В этом случае название пишется через запятую после авторских данных.

Как написать эпиграф

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила

  • Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.
  • Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.
  • Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.
  • Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.
  • Эпиграф в кавычки не заключается.
  • В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.
  • Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.
  • При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Картинка-эпиграф

Очень часто блогеры и владельцы сайтов используют узнаваемые картинки, которые определяют их профиль как особенный, индивидуальный. Такая форма оформления текста прекрасно подходит для ведения дневников и форумов. Чтобы создать картинку-эпиграф, не нужно обладать особенными знаниями в компьютерной технике. Достаточно владеть простым редактором для обработки фотографий. Текст на изображении выбирается автором и может иметь любой посыл. Обязательно указывается никнейм автора, по которому остальные посетители интернет-пространства могут легко узнать автора.

Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри» Лермонтова, какое значение и откуда взят?

Эпиграф – цитата, выбранная из какого-либо источника и помещенная в начале произведения, обычно имеет большое значение для его понимания и анализа. Эпиграф передает смысл, который автор вкладывал в текст, напоминает нам о других эпохах и культурах, в которых уже происходило нечто подобное. В 19 веке в России эпиграфы получают особенное распространение, их использование стало модным, потому что могло подчеркнуть начитанность автора. Наиболее известны эпиграфы Пушкина и Лермонтова, например, эпиграф «Мцыри».

Изначально эпиграфом для своей поэмы Лермонтов выбирает французское высказывание «Родина бывает только одна» – оно встречается в черновиках «Мцыри». Это изречение подчеркивало любовь Мцыри к его родине, объясняло стремление во что бы то ни стало вернуться домой. Но позже поэт решает, что смысл поэмы не сводим к одной теме любви к родине. Он зачеркивает французское предложение и изменяет эпиграф, расширяя тем самым проблематику поэмы. В нее вносятся новые темы, и она по праву может называться философской.

Окончательный эпиграф к поэме Лермонтова «Мцыри» взят из Библии, из 14-й главы 1-й Книги Царств. Это слова:

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Выбор именно Библии не случаен – для современников Лермонтова эта книга являлась одной из наиболее значимых. В то время с текстом Библии были знакомы все, ее учили в школе на уроках Закона Божьего. Поэтому понять смысл эпиграфа мог каждый.

В чем же смысл эпиграфа «Мцыри»? Слова «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» в Книге Царств произносит сын библейского царя Саула, Ионофан. Его словам предшествует следующая история. Однажды, во время битвы с врагами войско Саула выбилось из сил и нуждалось в пище и отдыхе. Но Саул, ослепленный яростью битвы, заклял своих подданных. Он велел никому не «вкушать хлеба, доколе я не отомщу врагам моим». Никто из подданных Саула не рискнул ослушаться царя. Ионофан же не знал о заклятии своего отца, поэтому он обмакнул в мед палку, бывшую у него в руках, и съел немного меда.

Бог рассказал Саулу о нарушенном его сыном запрете. Тогда Саул пришел к Ионофану и спросил его: «Расскажи мне, что сделал ты?». Ионофан рассказал отцу о своем поступке и возмутился несправедливостью запрета: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду». За это Саул приговорил его к смерти: «… ты, Ионафан, должен сегодня умереть!». Ожидая смерти, Ионофан и произносит известные слова, послужившие эпиграфом к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

В них звучит не смирение, а печаль. Сожаление не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро оборвется из-за нелепого решения Саула. Казни все же не состоялось: народ вступился за Ионофана и отменил несправедливое решение царя.

Из библейского повествования ясно видно, что симпатия рассказчика здесь полностью на стороне сына Саула. Юноша, сумевший показать всю глупость запрета царя и не устрашившийся при этом смерти, в результате заслуживает народную любовь. Мед рассматривается в широком смысле как земные блага и вольности, которых людей пытаются лишить. Здесь начинает звучать тема бунта, бунта против власти и даже против бога – за свободу человека. Отчего человек, достойный счастья и свободной жизни, должен гибнуть? – вот основной смысл эпиграфа.

Интересно, что Ионофан неоднократно упоминается в Писании как «сын негодный и непокорный». Его протест против отца носил постоянный характер. Ионофан сводит дружбу с другим библейским персонажем, Давидом, неугодным Саулу. И ради него он готов отдать и жизнь, и свой престол. Ионофана называют юношей смелым – это и действительно так, ведь он был отважным военачальником, а в своем споре с отцом не раз рисковал жизнью. В конце концов он, еще молодым, погибает на поле сражения.

Как видим, Ионофан может рассматриваться как герой-бунтовщик вполне в духе романтических традиций. Выбор именно такого персонажа глубоко символичен, ведь, во-первых, в протесте Ионофана против царя Саула легко прочитывается протест и против бездумного самодержавия в целом. А во-вторых, Ионофан является примером истинно свободного человека. За несколько капель меда он готов положить свою голову – «за несколько минут между крутых и темных скал» своей родины готов отдать душу Мцыри. Их решимость одинаково высока и заслуживает восхищения.

Через эпиграф в «Мцыри» вводится образ «медовой тропы», как тропы запретной, но желанной. Эта тропа является для человека важнейшей (недаром у Ионофана, вкусившего меда, «просветлели глаза»). Но в то же время, если за героем нет силы, могущей его защитить (как народа за Ионофаном), то эта тропа неизбежно приведет его к гибели. Этот образ может быть назван лейтмотивным, поскольку он появляется и в более ранних произведениях Лермонтова. Например, в его лирике («Бульвар»), а также в поэме «Боярин Орша». В ней о медовой тропе упоминают судящие монаха.

Параллель между Ионофаном и Мцыри проводится легко, но Мцыри – герой еще более трагический. Все романтическое доведено в нем Лермонтовым до предела: таким образом поэт переосмысляет и углубляет суть использованного им эпиграфа. Мцыри, в отличие от библейского персонажа, догадывается, куда приведет его эта тропа. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» – ранняя смерть ждет и Мцыри, и Ионофана. И все же именно их образ будут вызывать восхищение у грядущих поколений, потому что «мед», выбранный ими, это путь сладкой свободы, без которой жизнь лишена смысла.

Предыдущая

СочиненияСмысл названия пьесы «Вишнёвый сад» Чехова – описание для сочинения по теме

Следующая

СочиненияИстория создания поэмы «Мцыри» Лермонтовым

Береги честь смолоду – пословица, значение

Часто возникает вопрос – чьи слова: «береги честь смолоду»? Полная пословица появляется в эпиграфе «Капитанской дочки». Многие полагают, что ее автором является Александр Сергеевич. На самом деле это народная мудрость, которая передается из поколения в поколение. Автор пословицы неизвестен.

Историю фразы удается отследить с 124 века нашей эры. Тогда она звучала иначе: «Стыд и честь – как платье, чем больше потрепаны, тем бесчестнее к ним относишься». Это слова философа Луция Апулея. Поколения много раз перефразировали крылатое выражение, но его суть сохранилась до сегодняшнего дня.

Смотри также: Образ Гринева в «Капитанской дочке»: описание, характеристика

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется эолова арфа
  • Как пишется яблоко симиренко
  • Как пишется эта группа
  • Как пишется юань сокращенно
  • Как пишется энэло