Как пишется эпиграф к произведению

Рассмотрим что такое эпиграф, историю его возникновения и примеры использования. Научим отличать разные разновидности.

Просто обожаю! Каждое утро в школу как на праздник )))

22.37%

В жизни бывают вещи и поинтереснее…

54.93%

Не особо, жду выпускных экзаменов!

18.09%

Я учитель, я люблю УЧИТЬ

4.61%

Проголосовало: 304

Содержание

  1. Определение «эпиграфа»
  2. История эпиграфа
  3. Для чего используется
  4. В каких произведениях есть эпиграфы и откуда они взяты
  5. Как написать самому

Определение «эпиграфа»

Эпиграф — это небольшой текст, который авторы помещают перед началом своих произведений. Иногда его помещают перед отдельной главой после ее названия. Графически эпиграф отделяется шрифтом, отбивкой или выравниванием. С древнего еврейского языка тἐπι-γρᾰφή переводится как «надпись».

Чаще всего авторы используют цитату и указывают для нее авторство (хотя это необязательно, особенно если высказывание известно). Основная задача — добавить в произведение элемент диалогичности: читатель как-бы настраивается внимательно прочесть последующий текст, пытаясь проследить как в нем раскрывается основная мысль, заключенная в эпиграфе.

Активно используются в любых жанрах и в разных видах искусств: литература, музыкальные произведения, кинематограф…

В начале XIX века стали своего рода данью моде: было принято их использовать, чтобы подчеркнуть вою начитанность и способность использовать чужие мысли в новом контексте.

История эпиграфа

Эпиграфы стали использовать сравнительно давно. Изначально они применялись как цитаты из Библии, которые обязательно должны были предшествовать любой проповеди церковного священника. Библейские стихи использовались в качестве своего рода «рекомендательных писем». Это как если бы кому-то вручили подарок и к нему приложили конверт с открыткой. Подарок в этом примере символизирует литературное произведение, а открытка — эпиграф.

Впервые мода на эти краткие «надписи» началась в эпоху Возрождения. Сначала их использовали редко, но постепенно к концу XVIII века сформировалась настоящая традиция в среде писателей.

В 19 веке русские писатели стали помещать эпиграфы не только в начало всего произведения, но и перед каждой главой (или частью). Блистали способностью умело подбирать подходящие цитаты великие писатели Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев и другие.

Особые разновидности:

  • автоэпиграфы
    цитата, принадлежащая самому автору (он может взять ее из реального собственного произведения или сочинить ее вместе с произведением и для него);
  • ипографы
    это цитата, расположенная не перед текстом, а после него;
  • квазиэпиграфы
    короткий фрагмент текста, но не цитата. Обычно используется в качестве указания на известное историческое событие.

Для чего используется

Считается, что емкая цитата, подчеркивающая главную мысль произведения — это не просто традиция, а признак хорошего тона и глубокого уважения автора к читателям. Автор пользуется фразой человека, чье мнение для него авторитет. Это своего рода проявление скромности: он ссылается на более весомый источник, чтобы просто поделиться своим взглядом на уже высказанную ранее истину.

Эпиграф должен быть:

  • фрагментарным
  • афористичным
  • кратким

Иногда в начале произведения размещают достаточно большую цитату, но это скорее исключение чем правило.

Автор может по-разному выстраивать диалог между эпиграфом и текстом произведения. Текст может не только раскрывать смысл цитаты, но и спорить с ней или же показывать альтернативный смысл всем известных слов.

Чтобы прочувствовать всю силу этого маленького кусочка текста, нужно держать его в голове на протяжений прочтения всей книги. Тогда ее глубинный смысл всплывает на поверхность и замысел автора становится более очевидным.

Основные задачи эпиграфов:

  1. Выделение главной мысли произведения.
  2. Подчеркивание духа или основного настроения книги.
  3. Знакомство с главными героями.
  4. Демонстрация личного отношения к сюжету или персонажам.

В каких произведениях есть эпиграфы и откуда они взяты

Наиболее известные примеры:

Автор Название произведения Эпиграф Откуда взят
Монтескьё О духе законов «Prolem sine matre creatam» (перевод: «Ребенок рождается без матери» слова философа Овидия
М.А. Булгаков Мастер и Маргарита «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» трагедия «Фауст» Гёте
А.С. Пушкин Евгений Онегин, 2-я глава «О, rus. О, Русь» Гораций. Сатиры, II, VI
Н.В. Гоголь Ревизор «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» русская пословица
Лев Толстой Анна Каренина «Мне отомщение и Аз воздам» Библия
И.С. Тургенев Фауст «Entbehren sollst du, sollst entbehren» (перевод: «Отречься от своих желаний дожен ты, отречься») 1549 стих первой части «Фауста» Гёте, из сцены «Studierzimmer»
Ф.М. Достоевский Братья Карамазовы «Истинно, истинно говорю вам: если зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода» Библия
Герцен Газета «Колокол» «Vivos voco, mortuos plango, fulgura frango» (перевод: «Зову живых, оплакиваю мертвых, разбиваю молнии») древнее латинское выражение, относящееся к колоколу в Древнем Риме

Как написать самому

Иногда в школе дают задание придумать эпиграфы к произведениям русской литературы. Как это сделать самостоятельно? Главное, знать основной посыл текста. Затем уже несложно будет подобрать подходящую цитату или пословицу.

Алгоритм действия таков:

  1. Определите главную мысль текста произведения
  2. Выразите ее в одном-двух словах
  3. Вбейте в яндекс поисковый запрос типа: «пословицы о …», или «цитаты о…», или «афоризмы о…».
    Что такое Эпиграф

Правила:

  1. Разместите эпиграф под названием, но перед началом текста. Задайте для него выравнивание по правому краю.
  2. Если в цитате несколько строк, сделайте их примерно одинаковыми по ширине.
  3. Сделайте размер шрифта меньше, чем у основного текста.
  4. Если используете иноязычную цитату, сделайте ее перевод, отступив одну строку.
  5. Не заключайте текст в кавычки.
  6. Поставьте подходящий знак препинания. Если фраза обрывается, поставьте в конце многоточие.
  7. Укажите источник цитаты, сделав отступ в одну строку. Току в конце ссылки на источник ставить не нужно.
  8. Не используйте ни кавычки, ни скобки при указании имени и фамилии автора высказывания.
Что такое Эпиграф

Остались вопросы? Задавайте в комментариях!

После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф. Если останавливаться на вопросе более подробно, то эпиграф – это…

Что такое Эпиграф?

Содержание

  1. Что такое эпиграф – определение
  2. История возникновения
  3. Значение эпиграфа
  4. Примеры использования
  5. Как написать эпиграф
  6. Основные правила
  7. Авторское право для эпиграфа

Что такое эпиграф – определение

С греческого языка понятие “Эпиграф” переводится, как “надпись”. По сути, эпиграф — это цитата, которую помещают в произведении, чтобы передать читателю его основную смысловую нагрузку, дух и то, как сам автор относится к этой теме.

Эпиграф может быть и репликами «из разговора», «из газет» и другие — словом, из любого текстового пространства, уже существующего к моменту создания нового произведения. Его главная роль — создать «диалоговое окно», навести читателя на основную мысль произведения, или подчеркнув ее, или полемически заострив, в любом случае — задав лейтмотив восприятия.

История возникновения

Эпиграфы появились, собственно, довольно давно. Предками их являются цитаты из Библии, которыми обязательно начиналась любая проповедь церковного оратора. Эпиграфы, взятые из Священного Писания или “отцов церкви”, служили как бы “рекомендательными письмами” “подателю сего”, то есть текста. Если представить себе передачу книги читателю как вручение труда первому читателю, то есть тому, кому было адресовано посвящение работы (такими адресатами были обычно люди влиятельные, меценаты, сильные мира сего), то можно, осовременив процесс, представить себе, что посвящение проектируется на конверте “рекомендательного письма”, эпиграф находит свое место внутри раскрытого конверта, а самая литературная работа как бы “прилагается при сём”.

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Значение эпиграфа

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

Главные свойства эпиграфа — фрагментарность, краткость, афористичность. Бывают и случаи, когда в качестве него помещается довольно большая цитата, но они сравнительно редки.

Диалог между эпиграфом и основным текстом произведения может разворачиваться как на основе взаимного дополнения смыслов (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»), так и как средство отрицания или оспаривания информации или тенденции, обозначенной в эпиграфе.

Рассматривая его историю, Кржижановский отмечает популярность эпиграфа в XVIII в. и спад — со второй половины XIX в. Однако, утрачивая роль средства связи между представителями литературной школы, он не перестаёт являться средством диалога между двумя творческими индивидуальностями. Наличие или отсутствие эпиграфа связано, по-видимому, с желанием или нежеланием автора структурно обозначать перекличку своего текста с чужим. В литературе XX в. эпиграф постепенно вытесняется такими художественными приёмами, как скрытое цитирование внутри текста, помещение «чужого слова в авторскую речь» и подобными им.

Эпиграф используется авторами в следующих целях

  • Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.
  • Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.
  • Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.
  • Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

  • лирических произведениях;
  • художественной прозе;
  • романах в стихах;
  • статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Как написать эпиграф

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила

  • Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.
  • Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.
  • Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.
  • Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.
  • Эпиграф в кавычки не заключается.
  • В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.
  • Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.
  • При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Авторское право для эпиграфа

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов. При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

Как оформлять эпиграф

Эпиграф – это короткий текст, являющийся изречением или цитатой, которая указывает его смысл или отношение к нему автора. Источником эпиграфа могут стать литературные, научные, религиозные произведения, письма, мемуары, произведения народного творчества.

Как оформлять эпиграф

Инструкция

Эпиграф в краткой форме выражает основную идею произведения, сообщает читателям о главной теме, выражает его основное настроение, может предварительно охарактеризовать действующих лиц или дать представление о сюжетных линиях. Иными словами, эпиграф – это центральная мысль произведения, которая развивается в нем самом. Эпиграфы появились в литературе эпохи Возрождения, однако прочно вошли в ней лишь с писателями-романтиками.

Оформляется эпиграф в правой верхней стороне листа без кавычек. Фамилия автора, его инициалы после текста эпиграфа не включаются в скобки, после них не нужно ставить точку. Иногда эпиграфы помещают слева, но с большим отступом, примерно на половину строки основного текста.

Эпиграф обычно набирают шрифтом меньшего размера, чем основной текст. Лучше если он будет выделен, например, курсивом. Если эпиграф представляет собой иностранный текст и его перевод, то их набирают разными очертаниями одного вида шрифта и размера, чаще всего курсивом и прямым текстом. При этом перевод отделяют от оригинального текста пропусками.

В конце эпиграфа ставится знак препинания, подходящий по смыслу. Поскольку в большинстве случаев эпиграф представляет собой неоконченную цитату, после него ставится многоточие. Текст эпиграфа не нужно заключать в кавычки. Если есть ссылка на источник текста эпиграфа, она набирается отдельной строкой, выделяя шрифтом, при этом точку на конце не ставят.

Все сточки эпиграфа должны быть примерно равной длины. Часто в художественных произведениях улучшенного оформления эпиграф ко всей книге помещают на отдельной нечетной полосе после титула, а эпиграфы к ее главам после названия каждой из них. Эпиграф ко всему произведению может быть размещен на первой текстовой полосе над первым заголовком. Эпиграфы к частям произведения обязательно отделяются от рубрик и от текста.

Источники:

  • Принципы вёрстки книг

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Трудные вопросы пунктуации. Эпиграф. Знаки препинания при нём.

Трудные вопросы пунктуации.

Эпиграф. Знаки препинания при нём.

В сочинении, статье, докладе, произведении часто пишут эпиграф. Что это такое, какова цель его использования и как он письменно оформляется?

 ЭПИГРАФ и знаки препинания при нём.

Эпиграф (от др.-греч. ἐπι-γρᾰφή — «надпись») — цитата, помещаемая перед началом сочинения или его части.

Цель использования эпиграфа: подчеркнуть основной смысл произведения, его идею, проблему, отношение автора к написанному.

Оформление эпиграфа.

  • Эпиграф пишется в начале статьи, произведения, главы и т.д.
  • Эпиграф пишется в правой половине страницы.
  • В кавычки НЕ заключается.
  • Имя автора пишется на строке ПОСЛЕ эпиграфа, НЕ заключается в скобки, после фамилии точка НЕ ставится.

Пример оформления эпиграфа.

Проблема человека и его судьбы в пьесе А.М. Горького «На дне».

                                                       Человек – это звучит гордо!

                                                                                    А.М. Горький

Пояснение.

Если в качестве эпиграфа берутся слова героя произведения (как в данном примере взяты слова Сатина), автором цитаты записывают фамилию и инициалы писателя, а не героя, который произнёс эти слова.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Где взять хороший эпиграф

Для школьного задания можно смело использовать строки из произведения, по которому предложено написание работы. Это может быть отдельная фраза или целый небольшой абзац. Если взглянуть на проблему шире, то высказывания критиков также могут быть использованы. Любые заимствованные фразы, которые отражают суть проблемы и наиболее полно доносят мысль до читателя, обязательно должны быть в тексте сочинения.

Очень часто в качестве эпиграфа можно увидеть афоризмы, популярные высказывания, пословицы и крылатые фразы. Стихотворные выдержки также нередко украшают литературные работы.

Расширенный поиск

Поиск эпиграфов:

Уважаемый читатель! На нашем сайте Вы не найдете готовых сочинений по литературе, так как у нас совсем другая цель: мы занимаемся подбором эпиграфов к вашим будущим сочинениям. Также на сайте собраны цитаты, которые Вы можете использовать для написания достойных сочинений.

Помните: каждое добросовестно написанное сочинение — результат большого труда его автора.

Для чего, Вы спросите, нужны эпиграфы?

Всё просто, эпиграфы — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста. Казалось бы, небольшая фраза, а насколько глубоко можно проникнуться в тему, не читая вашего сочинения. Представим себе, что нам предложена тема «Почему Борис не помог Катерине?» (по драме А.Н. Островского «Гроза»). К сочинению можно подобрать эпиграф из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»: «Будь это другой человек и в другом положении, тогда бы и в воду бросаться не надо».

В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.

Конечно, сочинение не будет полным без использования цитат, так как материал для сочинений, главным образом, лежит в тексте этого произведения.

Цитаты — это слова из какого-либо произведения, текста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.

Как найти нужную цитату или эпиграф?

На сайте расположены 4 основные категории:

  • Русская классическая литература XIX — XX веков
  • Современная русская литература ХХ века
  • Новейшая литература конца ХХ — начала ХХI веков.
  • А также антиэпиграфы и антицитаты.

Услуги репетитора по английскому языку г. Сочи

Для того чтобы найти эпиграф или цитату, Вам необходимо сначала выбрать временной промежуток, затем фамилию и произведение писателя, по которому Вы пишете сочинение, а затем получаете список тем, к которым собраны эпиграфы и цитаты.
ВНИМАНИЕ: категория антиэпиграфы и антицитаты познакомит Вас с наиболее распространенными ошибками, которые совершаются школьниками и абитуриентами при написании собственных сочинений, потому, просьба не употреблять их.
Все темы по алфавиту

Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое. В. Шкловский

Как оформить эпиграф к сочинению

Итак, когда правильные слова подобраны, следует подумать о грамотном оформлении эпиграфа. К его расположению на странице выдвигаются серьезные требования, они едины для всех работ. Правильная расстановка текста на странице выглядит следующим образом: эпиграф пишется на следующей строке после заголовка, перед основной частью текста. Особое условие: выравнивание по правому краю. Для написания эпиграфа в компьютерных редакторах удобно использовать автоматическую функцию размещения справа.

Разобравшись, как пишется эпиграф к сочинению, важно обратить внимание на некоторые нюансы. Текст пишется без использования кавычек, имя автора цитаты указывается ниже под ним. Допускается возможность обозначения названия произведения, если слова взяты из литературного источника. В этом случае название пишется через запятую после авторских данных.

Эпиграфы и цитаты к теме о человеке и обществе

Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, которое оправдание они найдут для нас? А. Азимов. Человек смертный, но это полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем суть. Г. Булгаков. Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом. В. Гюго. Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи. Ф. Достоевский. Человек должен быть доступным для страстей, но контролировать их. Жан Поль. Люди не ангелы, вытканные из самого света, но и не скот, который следует гнать в стойло. В. Короленко. Сознательная любовь к своему народу не уживается с ненавистью к другим. Д. Лихачев. Народ, который не хочет кормить свою армию, в скором времени будет вынужден кормить чужую. Наполеон Бонапарт.

Размеры – самый ненадежный критерий величия человека и страны. Дж. Неру. Лицо – дверь души. Латинское выражение. Нам отказано в длинной жизни; оставим след, который докажет, что мы жили! Плиний Старший. Люди – хозяева своей судьбы. В. Шекспир. Несчастная та страна, которая нуждается в героях. Б. Брехт. Национализм – детская болезнь, корь человечества. А. Эйнштейн. Можно ли любить человечество и не любить одного человека? Я. Отченашек. Человек есть тайна, ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, так как хочу быть человеком. Ф. Достоевский. Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на пространстве он могла бы проявить все свои свойства своего свободного духа. А. Чехов. Государство – это печь, которая пылает на одних дровах – на человеческих! Ч. Айтматов. Человек как роман: до последней страницы не знаешь, чем закончится. Иначе не следовало бы и читать. Е. Замятой. Человек воспитывается для свободы. Гегель. Равенство – это единая и крепкая основа для общественного устройства, для порядка, законности, добрых обычаев и отбора на высокие должности людей, которые в самом деле для них пригодны. Б. Шоу. То, чему сегодня учится в классе одно поколение, станет нормой жизни следующего. А. Линкольн. Те государства способные стать большими, в которых большие малых людей. О. Довженко.

Мир не согреешь, мир не оденешь, мир не накормишь, но не отпускай голодной ребенка. Народная мудрость. Отношение к детям – мера духовного достоинства человека. Я. Бричь. Государство создается ради того, чтобы жить счастливо. Аристотель. Давайте меньше говорить об обязанностях детей, а больше об их правах. Ж. – Ж. Руссо. Достоинство государств и в конце концов зависит от достоинства личностей, которые его создают. Дж. Минь. Рабство уничтожает человека еще до того, как он начинает любить свои кандалы. Л. Вовенарг. Нет человека, который бы не любил свободу; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый – лишь для себя. Ж. Верн. Я не согласен с тем, что вы говорите, тем не менее буду до последней капли крови защищать ваше право высказывать свою мысль. Вольтер. Законы созданы для того, чтобы сильный не был всемогущим. Латинская пословица. Высшим моральным законом для человека есть любовь к человечеству. Г. Фергюссон. В сиянии недосягаемого зенита

Суть твоей высшей красоты, Музыкант окружающего мира, Вечности и Минуты голоса! Муратов.

История просится в сны потомков. Я. Костенко. Каждая эпоха порождает своего героя. Корейское поверие. Каждый человек смертен, и человечество в целом бессмертно. Лпулей. Человечество не может остановиться, Оно взяло весьма большой разгон, движение для него – не высочайший закон жизни. Г. Загребельний. От обычного взгляда скрытое приоткрывается лишь чудакам. Прочитай золотые манускрипты, посмотри в глаза возрастам. Л. Костенко. Мир наш – только школа, где мы учимся познавать. Г. Миттель. Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие составляют мир этот и необходимо одно для другого. Г. Сковорода. Если не знать прошлого, невозможно понять истинный смысл современного и цель будущего. Максим Горький. В озоновую дырку посмотрел ангел: – Господи, скажи им, чтобы они опомнились! Л. Костенко. Духовный Чернобыль давно уже начался, а мы еще только его боимся. Л. Костенко. Люби природу не как символ Души своей, Любы природу не для себя, Люби для нее. М. Рыльский. Сколько у природы немудрено-мудрых букв! Столько у человека неумения прочитать… Г. Тинина. Лишь природа делает большое даром. О. Герцен. Поколение отходит, и поколение приходит, а земля вековечно стоит! Старый Завет Природа – вечный образец искусства, а виднейший и самый благородный предмет в природе – человек. В. Белинский. Природа не терпит пустоты. Латинское поверье Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – рабочий. Тургенев. Сколько лет земле – и миллиард, и миллион, но какая она до сих пор еще красивая! Л. Костенко. – Чего волнуются народы – И люди замышляют зло? – Кто им сказал: “Венцам природы”? – Разве для них ее чело? Л. Костенко.

Картинка-эпиграф

Очень часто блогеры и владельцы сайтов используют узнаваемые картинки, которые определяют их профиль как особенный, индивидуальный. Такая форма оформления текста прекрасно подходит для ведения дневников и форумов. Чтобы создать картинку-эпиграф, не нужно обладать особенными знаниями в компьютерной технике. Достаточно владеть простым редактором для обработки фотографий. Текст на изображении выбирается автором и может иметь любой посыл. Обязательно указывается никнейм автора, по которому остальные посетители интернет-пространства могут легко узнать автора.

Что такое эпиграф – определение

С греческого языка понятие “Эпиграф” переводится, как “надпись”. По сути, эпиграф — это цитата, которую помещают в произведении, чтобы передать читателю его основную смысловую нагрузку, дух и то, как сам автор относится к этой теме.

Эпиграф может быть и репликами «из разговора», «из газет» и другие — словом, из любого текстового пространства, уже существующего к моменту создания нового произведения. Его главная роль — создать «диалоговое окно», навести читателя на основную мысль произведения, или подчеркнув ее, или полемически заострив, в любом случае — задав лейтмотив восприятия.

История возникновения

Эпиграфы появились, собственно, довольно давно. Предками их являются цитаты из Библии, которыми обязательно начиналась любая проповедь церковного оратора. Эпиграфы, взятые из Священного Писания или “отцов церкви”, служили как бы “рекомендательными письмами” “подателю сего”, то есть текста. Если представить себе передачу книги читателю как вручение труда первому читателю, то есть тому, кому было адресовано посвящение работы (такими адресатами были обычно люди влиятельные, меценаты, сильные мира сего), то можно, осовременив процесс, представить себе, что посвящение проектируется на конверте “рекомендательного письма”, эпиграф находит свое место внутри раскрытого конверта, а самая литературная работа как бы “прилагается при сём”.

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Значение эпиграфа

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

Главные свойства эпиграфа — фрагментарность, краткость, афористичность. Бывают и случаи, когда в качестве него помещается довольно большая цитата, но они сравнительно редки.

Диалог между эпиграфом и основным текстом произведения может разворачиваться как на основе взаимного дополнения смыслов (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»), так и как средство отрицания или оспаривания информации или тенденции, обозначенной в эпиграфе.

Рассматривая его историю, Кржижановский отмечает популярность эпиграфа в XVIII в. и спад — со второй половины XIX в. Однако, утрачивая роль средства связи между представителями литературной школы, он не перестаёт являться средством диалога между двумя творческими индивидуальностями. Наличие или отсутствие эпиграфа связано, по-видимому, с желанием или нежеланием автора структурно обозначать перекличку своего текста с чужим. В литературе XX в. эпиграф постепенно вытесняется такими художественными приёмами, как скрытое цитирование внутри текста, помещение «чужого слова в авторскую речь» и подобными им.

Эпиграф используется авторами в следующих целях

  • Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.
  • Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.
  • Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.
  • Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

  • лирических произведениях;
  • художественной прозе;
  • романах в стихах;
  • статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Образец итогового сочинения

С.Ф.Бахтин

Может ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?

Эпиграф Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти берёзке каждой Ножку рад поцеловать. С.Есенин

Примерное вступление Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе — может ли природа быть источником вдохновения и переживаний человека? Роль природы и в прозе, и в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое и скверное, всё мелкое и суетное.

(50 слов)

Примерное рассуждение Многие художники слова не только видят, слышат и понимают природу, но и через неё отражают свои чувства, переживания и настроения.

(20 слов)

Аргументация. Примеры из произведений русской литературы. 1 пример Так, Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…». Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!» Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!» И все дальнейшее развитие сюжета стиха передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Стихотворение особенно замечательно тем, что переполненный восторгом от красоты герой стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, в песне, дать ему новую и вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. В эти трогательные, святые минуты человек готов любить всю Вселенную и каждое существо. А.А.Фет переполнен чувством наслаждения красотой ночи, которое передаётся и нам, читателям:

Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за трелью соловьиной Разносится тревога и любовь

Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцанием красоты природы, которая является источником вдохновения для человека.

(202 слова)

2 пример Все русские поэты верят в целительную силу и мощь поэзии. Так, Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей».Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льёт духовный свет на всю жизнь, делая её осмысленной и желанной. И трепетно, и нежно выражает он самые глубокие чувства:

И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

(71 слово)

Примерное заключение Своим творчеством А.А. Фет и Н.М.Рубцов учат нас радоваться тому, что создано природой, которая есть источник вдохновения и переживаний для человека.

(21 слово)

ИТОГО: 364 слова

Что такое эпиграф

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.

Эпиграф

Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.

Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.

Эпиграф — это…

Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».

Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.

Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.

Что такое эпиграф

Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.

Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.

Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.

Кок оформить эпиграф

Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.

Пример оформления эпиграфа

Функции эпиграфа

Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?

Ответов может быть несколько:

  1. придать собственным словам авторитета и значимости (это характерно для молодых журналистов и начинающих авторов, которые не решаются делать безапелляционные заявления от первого лица);
  2. подготовить читателя к разговору на определённую тему;
  3. выразить личное отношение к описываемой проблеме;
  4. настроить на особое эстетическое восприятие сцен и эпизодов, представленных в произведении;
  5. вписать свой труд в общекультурный контекст;
  6. обогатить повествование отсылкой к другим похожим текстам (произведение напоминает ящик с двойным или даже тройным дном, его смыслы раскрываются на нескольких уровнях).

Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.

Как подобрать эпиграф к сочинению

Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:

  1. Не выбирайте слишком объёмные фрагменты, даже если цитируемый текст вам очень нравится. Сосредоточьтесь на одном (максимум двух) предложениях прозы или одной строфе (от 2 до 4 строк) стихотворения.
  2. В качестве эпиграфа идеально подойдут краткие изречения: авторские афоризмы, пословицы, поговорки. В них мысль сведена к минимальному количеству знаков, лаконично (это как?) и ёмко сформулирована, предельно понятна.
  3. Будут уместны цитаты из произведений, о которых вы будете говорить в основной части сочинения, подбирая литературные аргументы.

    К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:

    Привычка свыше нам дана
    Замена счастию она

  4. Лучше цитировать общеизвестных авторов и мыслителей. Если вы берёте в качестве эпиграфа четверостишие своей гениальной подруги или афоризм современного писателя-фантаста, которого читают только подростки, будьте готовы дать проверяющим развёрнутый комментарий об источнике цитирования.

Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.

Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!

Всего найдено: 27

Где (до или после скобки) и вообще надо ли ставить точку при следующем оформлении источника газетного текста: …. и я его очень любила. [абзац] (По тексту «Дневника» Юлии Петровой.). Надеюсь на ваш ответ, потому как предыдущие мои запросы вы, к сожалению, проигнорировали. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Если текст в скобках не отделен от абзаца, то точку обычно ставят после скобки: …и я его очень любила (по тексту «Дневника» Юлии Петровой).

Но, поскольку в Вашем случае источник цитаты указывается на следующей строке (как, например, в эпиграфе), рекомендуем поставить точку после цитаты, а после скобок не ставить:

…и я его очень любила.

(по тексту «Дневника» Юлии Петровой)

Добрый день, уважаемая Грамота.ру! Подскажите, пожалуйста, если в эпиграфе используется цитата, которая в источнике заключена в кавычки, кавычки сохраняются или нет? Эпиграф такой: «Учись, друг мой, — часто говаривала покойная бабушка, когда я был еще ребенком, — учись, вырастешь да будешь умен, поедешь в Петербург на службу, станешь носить шитый мундир, заживешь в золотых палатах на самой Петербургской стороне, на самой Дворянской улице. Ты ведь дворянин». Евгений Гребенка. Петербургская сторона

Ответ справочной службы русского языка

Да, сохраняются.

«Пишется хорошо, только живя в русской деревне.» (И. Тургенев) Есть ли ошибка в этом предложении, и можно ли его использовать в качестве эпиграфа? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

По современным правилам деепричастный оборот использован неверно, но в XIX веке это считалось допустимым. Это точная цитата, и ее вполне можно использовать в качестве эпиграфа.

Добрый вечер ! Вопрос задавала 9 мая, но ответа нет. Повторяю вопрос. Фразеологизм «ума — палата» считаю, что нужно писать через тире. Например, «У него ума — палата». Да и просто в виде эпиграфа, например: ума — палата. А как правильно по правилам русского языка ?

Ответ справочной службы русского языка

Этот фразеологизм пишется без тире: для его постановки нет оснований.

Здравствуйте, для меня очень важно правильно оформить следующий эпиграф: Есть такая профессия – Родину защищать! Из к/ф «Офицеры». Помогите, пожалуйста! Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможен такой вариант.

Есть такая профессия – Родину защищать!

Из кинофильма «Офицеры» (В. Роговой, 1971)

Уважаемая редакция, подскажите, как правильно написать следующее выражение, стоящее у меня эпиграфом в стихотворении: «фестивалю авторской песни «Свой остров», посвящённого памяти Владимира Высоцкого…» или же «фестивалю авторской песни «Свой остров», посвящённому памяти Владимира Высоцкого…» Считаю первый свой вариант верным, но меня упорно пытаются склонить ко второму. Прошу дать несколько развёрнутый ответ, чтобы я мог апеллировать к нему или же согласиться с оппонентами. С уважением…

Ответ справочной службы русского языка

Первый вариант неверен: здесь нет существительного в форме родительного падежа, к которому могло бы относиться стоящее в форме родительного падежа слово посвященного.  Правильно: фестивалю… посвященному… Слово посвященному стоит в той же падежной форме, что и слово фестивалю, к которому оно относится.

Эпиграфом на одном из сборников произведений композитор написал слова из книги французского поэта…или
Эпиграфом к одному из сборников произведений композитор написал слова из книги французского поэта…

Ответ справочной службы русского языка

Оба предложения построены неудачно. Возможный вариант: Эпиграфом к одному из сборников произведений композитор выбрал слова из книги французского поэта…

Уважаема справка! Как известно, если придаточная часть состоит из одного союзного слова, то запятая перед ним не ставится. (Неизвестно когда.)

Нужна ли в данном случае запятая?

К одной из повестей Пушкина дан эпиграф. Как вы думаете_ к какой? (Здесь оборот «Как вы думаете» должен ли обособляться?)

Ответ справочной службы русского языка

Запятая и в этом случае не нужна: Как вы думаете к какой?

Существуют ли какие-нибудь рекомендации при цитировании художественных персонажей (не обязательно в академических работах) и где про это можно почитать? (у Розенталя не нашел). Например при цитировании известных персонажей достаточно ли указать, только имя при использовании цитаты в качестве эпиграфа:

«Быть или не быть?»
Гамлет.

Что делать с репликами менее известных персонажей?

Ответ справочной службы русского языка

В публицистике такой способ цитирования возможен.

Если эпиграф содержит диалог, как он оформляется? Кавычками?

Ответ справочной службы русского языка

Эпиграф в кавычки не заключается.

Уважаемые сотрудники справочной службы!

В качестве эпиграфа к своей статье я хотел бы взять следующие слова Н.И.Лобачевского из его работы «Наставления учителям математики в гимназиях»:

Подобно тому, как дар слова обогащает нас мнениями других,
так язык математических знаков служит средством еще более совершенным,
более точным и ясным, чтобы один передавал другому понятия, которые
он приобрел, истину, которую он постигнул, и зависимость между всеми частями, которую он открыл. Но так же как мнения могут казаться ложно от того, что разумеют иначе слова, так всякое суждение в математике останавливается, как скоро перестаем понимать под знаком то, что оно собственно представляет.

Вопрос: имею ли я право в последнем предложении а) заменить слова «казаться ложно» на «оказаться ложными»; б) заменить местоимение «оно» на местоимение «он».

(Ответ на второй вопрос, наверное, отрицательный, так как Н.И.Лобачевский, по-видимому, относит местоимение «оно» не к слову «знак», а к слову «суждение». Но более логичным было бы писать «он» и иметь в виду слово «знак».)

Отмечу также, что поскольку это эпиграф, то, по-видимому, в нем не очень уместны авторские комметарии к тексту Н.И.Лобачевского.

Заранее огромное Вам спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Явные ошибки, опечатки в цитате-эпиграфе можно и нужно исправить, так чтобы современный читатель мог понять его смысл. Единственное условие: нельзя, чтобы исправления привели к смысловой неточности цитирования.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как оформляется ссылка на источник эпиграфа: _Михаил Булгаков, «Собачье сердце»_ или _Михаил Булгаков. Собачье сердце_ или как-то по-другому. Ответьте скорее, если можно — сдаемся!

Ответ справочной службы русского языка

После текста эпиграфа ставится необходимый знак препинания.

Название источника не заключается в кавычки. Имя автора и название источника эпиграфа разделяют точкой:

Михаил Булгаков. Собачье сердце

После ссылки на источник точка не нужна.

из какого произведения этот эпиграф: «Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной?»

Ответ справочной службы русского языка

Это эпиграф к повести А. Пушкина «Гробовщик». Эпиграф позаимствован у Державина.

Добрый день! Пожалуйста, помогите разобраться в трех озадачивших меня вопросах. Очень не хочется допускать ошибок.
1. Нужно ли выделять кавычками заголовок вступительной статьи к литературно-художественному изданию, если в него вынесена цитата (несколько слов из классического произведения)? Сама книга — другого автора.
2. Как правильно оформить выражение: «Как говорили чеховские сестры…»?
3. Насколько корректно выражение «незаметно, из-под крышки стола, посмотрел на…»? Смущает предлог, т.к. герой, собственно, сидит за столом и смотрит на то, что держит в руках (под столом).

Заранее спасибо. Очень надеюсь на ответ.

Ответ справочной службы русского языка

1. Цитату, вынесенную в заголовок, следует заключить в кавычки. Если же цитата выносится в эпиграф, то кавычки не ставятся.

2. Корректно: как говорили чеховские сестры…

3. Лучше: …незаметно посмотрел под стол.

Если в конце эпиграфа приводится имя автора и название стихотворения, то нужно ли их разделять запятыми?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать с запятой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется юбка гофре
  • Как пишется эта фотография
  • Как пишется эпиграф береги честь смолоду
  • Как пишется яблони или яблоне
  • Как пишется юбилей или ебелей пиши