Как пишется фасилитация

Значение слова «фасилитация»

  • Фасилитация (англиц. от facilitate – помогать, облегчать, способствовать) — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией. Ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators, IAF), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы более десяти человек. С 2010 года в Москве проходит ежегодная конференция профессиональных фасилитаторов.

    Фасилитаторами называют психологов, консультантов, терапевтов, работающих с группами.

Источник: Википедия

  • фасилита́ция

    1. психол. облегчение, помощь группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности К индивидуально-типологическим свойствам личности педагога относятся фасилитация и ингибиция. ‎Ильин Е. П., «Психология для педагогов», 2012 г.

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мыльце — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «фасилитация»

Предложения со словом «фасилитация»

  • Главный секрет фасилитации поможет вам добиться необходимого просто потому, что он напрямую связан с вопросами человеческой эффективности и мотивации.
  • Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам.
  • Эта книга посвящена главным образом визуальной фасилитации, потому что её инструменты – самые действенные и мощные, и именно ими чрезвычайно важно владеть руководителю-визуализатору.
  • (все предложения)

Понятия со словом «фасилитация»

  • Фасилитация (англиц. от facilitate — помогать, облегчать, способствовать) — стиль управления. Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не директивный, то есть такой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника…

  • Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать…

  • (все понятия)

Отправить комментарий

Смотрите также

  • Главный секрет фасилитации поможет вам добиться необходимого просто потому, что он напрямую связан с вопросами человеческой эффективности и мотивации.

  • Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам.

  • Эта книга посвящена главным образом визуальной фасилитации, потому что её инструменты – самые действенные и мощные, и именно ими чрезвычайно важно владеть руководителю-визуализатору.

  • (все предложения)
  • интеракция
  • ассертивность
  • фрейм
  • аттракция
  • ребёфинг
  • (ещё синонимы…)
  • социальная фасилитация
  • (полная таблица сочетаемости…)

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. фасилита́ция фасилита́ции
Р. фасилита́ции фасилита́ций
Д. фасилита́ции фасилита́циям
В. фасилита́цию фасилита́ции
Тв. фасилита́цией
фасилита́циею
фасилита́циями
Пр. фасилита́ции фасилита́циях

фасилита́ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [fəsʲɪlʲɪˈtat͡sɨɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. психол. облегчение, помощь группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности ◆ К индивидуально-типологическим свойствам личности педагога относятся фасилитация и ингибиция. ‎Ильин Е. П., «Психология для педагогов», 2012 г.

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: фасилитатор
  • прилагательные: фасилитационный
  • глаголы: фасилитировать

Этимология[править]

Происходит от англ. facilitation «облегчение, помощь» от англ. facilitate «содействовать, способствовать, облегчать, продвигать», далее от лат. facilis «лёгкий, удобный», далее от ??.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Английскийen: facilitation

Библиография[править]

  • Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. — М. : АСТ-Пресс Книга, 2017. — ISBN 978-5-462-01845-9.

Необходимость развития культуры диалога, курс на человекоцентричность кадровой политики продолжают завоевывать российский бизнес даже несмотря на высокую нестабильность и непредсказумость как макрофакторов, так и сохраняющуюся турбулентность внутренней среды. Расхожая фраза «Наша главная ценность – коллектив» сегодня приобретает новые краски – компании стремятся раскрыть потенциал своих сотрудников и создают необходимые условия для того, чтобы сотрудники делали это сообща – в обсуждениях и групповой работе. О фасилитации – технологии, которая помогает слышать и слушать друг друга, быстро находить идеи и согласовывать решения рассказала заведующая кафедрой «Фасилитация и модерация» Людмила Дудорова.

Что такое фасилитация и кто такой фасилитатор 

Фасилитация – это философия диалогов, умения слушать друг друга и совместного поиска консенсуса. Это демократический инструмент: заставить людей думать, находить и принимать решения вместе, вовлекаться в обсуждение, да так, чтобы это еще и привело к результату – невозможно.

Вместе с тем, фасилитация – это выверенная технология, располагающая богатым спектром инструментов, облегчающих, ускоряющих и структурирующих обсуждения. Диалог без участия фасилитатора рискует закончиться, не начавшись: участники придут не подготовленными, без ясной повестки и понимания цели, в итоге – отвлекутся на другие темы, не придут к согласованному решению. Фасилитатор же управляет этим процессом, делая его продуктивным, но вместе с тем увлекательным и творческим для участников.

Фасилитация помогает командам синхронизироваться по целям, задачам, действиям, которые требуется совершить, чтобы преуспеть.

Экспертное мнение

Людмила Дудорова

Заведующая кафедрой «Фасилитация и модерация». Президент российской ассоциации фасилитаторов, член международной Ассоциации фасилитаторов IAF, мастер фасилитации, сертифицированный фасилитатор метода PinPoint, председатель жюри профессионального конкурса «Лучший фасилитатор», вдохновитель и ведущая российских конференций фасилитаторов 2010–2022 (facilitators.ru), соавтор курсов «Мастер фасилитации», «Онлайн фасилитация», «Школа фасилитации онлайн», на которых прошли подготовку более 5000 фасилитаторов, дизайн-мыслитель, автор уникального инструмента «Конструктор сессий»(sessiondesign.ru), преподаватель на курсах MBA МГИМО, MACS, руководитель Консалтинговой компании «Имидж персонал».

Редактор блога

Светлана Чумикова

Директор по коммуникациям Академии социальных технологий, кандидат политических наук

Как Россия познакомилась с фасилитацией 

Устройство группы, вопросы формирования эффективных команд обосновались среди моих профессиональных интересов еще во времена студенчества. Тогда я много работала с подростковыми и студенческими группами, неформальными объединениями, в том числе опираясь на опыт наших соотечественников – кандидата психологических наук А.Н.Лутошкина, советского педагога и писателя А.С.Макаренко.

В начале 2000-х на тренинге по корпоративной культуре, который мы проводили совместно с доктором Бианкой Енеке из Германии в рамках программы подготовки менеджеров, впервые столкнулась с технологией фасилитации. В ходе работы над кейсом Бианка достала стикеры, которые, кстати, тогда еще не применялись в России, и предложила командам написать на них идеи. Помню собственное изумление: эти разноцветные листочки волшебным образом упростили и оживили совместную работу, анализ, обсуждение, голосование.

На следующий год на выставке T&D в Великобритании познакомились с представителями компании Pinpoint Facilitation. И снова удивление: коллеги уже собрали специальные чемоданчики, укомплектованные маркерами, стикерами, другими инструментами визуализации, но главное – создали технологию. Конечно, наше общение продолжилось и выросло в партнерство и мы привезли технологию фасилитатции Pinpoint в Россию, начали обучать и сертифицировать по ней экспертов. Несмотря на кажущуюся простоту, этот инструмент помогает людям договариваться, раскрывает креативность и вовлекает участников. Признаюсь: тогда – в двухтысячных на нас смотрели косо – такие инструменты тогда еще не использовались.

Став первопроходцами этого пути, продолжили развиваться и вскоре начали организовывать в России ежегодные Конференции фасилитаторов. Кстати, в 2023 году пройдет уже 14 конференция и, с учетом интереса к этой теме и востребованности технологии среди заказчиков, убеждена – не последняя!

Сегодня мои профессиональные будни состоят из практики – сессий и помощи командам в решении задач, а также обучения внутренних фасилитаторов и проведения открытых тренингов.

Тренды фасилитации 

Массовый интерес к фасилитации наблюдается на протяжении последних пяти лет. Во-первых, аудитория уже была готова к этой технологии, которая уже 10 лет как на слуху. Кроме того, инструменты диалога и обсуждения повсеместно использовались российскими представительствами зарубежных компаний, которых в России до недавнего времени было немало. Добавлю, что, конечно, опыт такого плотного взаимодействия с мировым бизнесом продемонстрировал ценность консенсусной культуры, групповых обсуждений, повлияв на изменения на нашей локальной арене.

Катализировал распространение фасилитации и интерес к Agile, Scrum. О трансформации сферы управления начали говорить мастодонты российского бизнеса, и не последнюю роль в популяризации нового подхода сыграл Герман Греф.

Запрос на фасилитацию определился потребностью бизнеса в повышении эффективности работы команд, результативности обсуждений и качества выработанных решений.

И, наконец, пиком этого бума стало осознание необходимости владения навыками фасилитации руководителями. Только в 2022 году наша компания «Имидж персонал» провела свыше 100 таких тренингов для топ-менеджмента. Дело в том, что управление становится плоским – сотрудники, команды, подразделения больше взаимодействуют между собой напрямую, что требуется совершенства в умении договариваться. Кроме того, последние годы «порадовали» бизнес новыми и неожиданными вызовами, появились вопросы, на которые в одиночку найти ответ затруднительно. Решения же кроются в зоне обсуждений, поэтому и их количество резко увеличилось.

Дудорова Людмила Юрьевна
Экспертный советЭкспертный совет

Людмила
Дудорова

Заведующая кафедрой «Фасилитация и модерация». Президент российской ассоциации фасилитаторов, член международной Ассоциации фасилитаторов IAF, мастер фасилитации, сертифицированный фасилитатор метода PinPoint, председатель жюри профессионального конкурса «Лучший фасилитатор», вдохновитель и ведущая российских конференций фасилитаторов 2010–2022 (facilitators.ru), соавтор курсов «Мастер фасилитации», «Онлайн фасилитация», «Школа фасилитации онлайн», на которых прошли подготовку более 5000 фасилитаторов, дизайн-мыслитель, автор уникального инструмента «Конструктор сессий»(sessiondesign.ru), преподаватель на курсах MBA МГИМО, MACS, руководитель Консалтинговой компании «Имидж персонал».

Фасилитация же та технология, которая помогает поднять групповые обсуждения на качественно иной уровень – решение обнаруживается за минимальное количество встреч.

А с учетом того, что включение в ежедневный поток обсуждений внешних консультатов – задача ресурсоемкая, компании пришли к подготовке внутренних фасилитаторов, в том числе и обучению руководителей, что гарантировало бы подготовленность встреч, отлаженность процессов и ожидаемые результаты.

Изменилась наша сфера и с приходом онлайн-фасилитации, вызванной пандемией 2020 года. Несмотря на то, что впервые мы столкнулись с проведением сессий онлайн еще в 2016 году, широкое распространение эта форма работы получила только в последние годы. Конечно, это настолько обогатило инструментарий, что заслуживает отдельного материала и более подробного экскурса в вопрос.

Отличие фасилитации от модерации

Фасилитация создает процесс группового обсуждения, помогающий участникам совместно найти решения стоящих задач. Необходимость применения этой технологии растет с увеличением количества участников обсуждения и, как следствие, взглядов, позиций и интересов.

Модерация же больше связана с экспертной позицией, которая востребована при проведении мероприятий, например, круглых столов или конференций. Для управления обсуждением модератор руководствуется четким регламентом и правилами, структурой: предоставляет слово, завершает и открывает обмен мнениями и так далее. Кроме того, модератор вправе высказать собственную точку зрения, характеризовать сказанное другими с позиции «правильно» или «неправильно», в то время как одно из принципов и правил фасилитации – сохранение нейтральности к обсуждениям.

Взять хотя бы пример социальных сетей, Интернет-групп и форумов, модератор в этом контексте фигура властная, в полномочия которой входит и блокировка участников за нарушения, и приветствие новых пользователей, и участие в разрешении спорных вопросов. Как правило, к таким людям, признавая авторитет, прислушиваются во время дискуссий.

Фасилитатор же – это помощник группы, стимулирующий обсуждение и помогающий людям думать, говорить. Добавлю, что в идеале участники  самостоятельно приходят к результату, а фасилитатор только направляет этот процесс.

С чем еще путают фасилитацию 

Часто люди, прежде не сталкивавшиеся с фасилитаторами, рассчитывают на экспертную оценку озвученных в ходе обсуждения решений. Однако, наша задача – сохранять нейтральность по отношению контентной части, а вот договориться, как правильно поступать, должны сами участники.

Дудорова Людмила Юрьевна
Экспертный советЭкспертный совет

Людмила
Дудорова

Заведующая кафедрой «Фасилитация и модерация». Президент российской ассоциации фасилитаторов, член международной Ассоциации фасилитаторов IAF, мастер фасилитации, сертифицированный фасилитатор метода PinPoint, председатель жюри профессионального конкурса «Лучший фасилитатор», вдохновитель и ведущая российских конференций фасилитаторов 2010–2022 (facilitators.ru), соавтор курсов «Мастер фасилитации», «Онлайн фасилитация», «Школа фасилитации онлайн», на которых прошли подготовку более 5000 фасилитаторов, дизайн-мыслитель, автор уникального инструмента «Конструктор сессий»(sessiondesign.ru), преподаватель на курсах MBA МГИМО, MACS, руководитель Консалтинговой компании «Имидж персонал».

Случается, что заказчик считает, что фасилитация манипулятивная технология, которая подведет участников к раннее спланированному решению. Признаюсь, за такие задачи мы не беремся! Наоборот, предлагаем клиенту переформулировать или переформатировать задачу, например, не «прийти к ожидаемому результату», а произвести силами группы оценку идей и представить их на суд руководителя. Другой вариант: озвучить группе решение и предложить выработать план действий по исполнению. Дело в том, что для фасилитатора важно быть честным с группой: скрытые намерения и манипуляции очевидны для участников, в итоге сессия не только не приносит позитивного отклика, но и бьет по репутации руководителя.

Основные навыки фасилитатора 

Расскажу об основных профессиональных компетенциях фасилитаторов, определенных Российской ассоциацией фасилитаторов:

  1. Сотрудничество и управление отношениями. Задача фасилитатора – поддерживать атмосферу сотрудничества и совместной работы, как с заказчиком, так и с группой. Это требует развитого навыка сопровождения к результату, а также умения спрашивать и слушать.
  2. Создание безопасной и безоценочной среды. Фасилитатор не только не оценивает сам, но и не дает, например, руководителям оценивать сотрудников, нивелирует риски возможной критики. В опасной обстановке участники будут отмалчиваться, не вкладываясь в разговор, тогда как задача фасилитатора – вовлечь каждого в обсуждение. Для этого требуется побуждать людей к активности и поддерживать интерес, задавая вопросы, организуя процесс, меняя методы. Кроме того, иногда приходится провоцировать участников, выводя дискуссию на новый виток развития.
  3. Проектирование оптимального группового процесса. Я верю в мудрость группы, в то, что участники могут выдать нужный результат – тот, на который они способны. Но чтобы это произошло, важно простроить процесс, спланировать структуру сессии, продумать инструменты и методы, которые подойдут для решения той или иной задачи. Кроме того, фасилитатору требуются гибкость, способность импровизировать и жонглировать техниками во время сессии. Не менее важна и фасилитационная насмотренность – применение одной и той же методики для всего и вся к результату не приведет.
  4. Управление процессом групповой работы. Группа – живой организм с конфликтами и недопониманиями, скоростью восприятия новой информации, неоднородным уровнем подготовки участников, что требует умения управлять групповой динамикой и фокусировки собравшихся. Кроме того, фасилитатору стоит владеть техниками поддержки энергии и ресурсного состояния участников – запас сил во время размышлений и дискуссий иссекает быстро.
  5. Желательно, чтобы фасилитатор владел знаниями из смежных отраслей: менеджмента, маркетинга и, конечно, не останавливался в развитии. Например, если эксперт не слишком опытен в проведении продуктовых сессий стоит изучать, как это делается, искать новые эффективные инструменты. Чтобы успевать за постоянно изменяющимися запросами заказчиков, фасилитатору предстоит быстро учиться и осваивать новое.
  6. Умение управлять собой и саморегуляция. Фасилитатор работает с живыми людьми, поэтому конфликты, провокации и даже пренебрежение не исключены. Хороший эксперт умеет спокойно выдохнуть и вдохнуть, вернуться к сессии, сохранив рациональное состояние и равновесие. Это нарабатывается с опытом: в начале карьеры слишком много требующих внимания факторов – процесс, методы, результат, взаимодействие с заказчиком и группой, да и просто мандраж.

Личные качества идеального фасилитатора 

Начну с того, что фасилитатор по умолчанию должен любить людей, быть терпимым. Да, и в целом, позитивное отношение к миру, людям и группам, вера в способность участников найти решение – критерии профпригодности. Подчеркну значение веры для успеха сессии. За годы практики заметила, что она стимулирует людей, зажигает их на результат.

Далее – важны коммуникационные навыки, умение слушать и делать это активно, задавать вопросы, вступать в общение. Кроме того, фасилитатору требуется гибкость мышления: не подходит один метод, пробуешь другое.

И, наконец, сложно представить агрессивного фасилитатора-звезду с безапелляционной позицией: «Слушайте меня! Я знаю, как правильно» – это воспринимается негативно. Такого ведущего слишком много, а ведь задача фасилитатора – минимизировать собственную проявленность в процессе, который за счет технологической отстройки на этапе подготовки, движется и развивается энергией группы.

Зачем осваивать фасилитацию 

  • Руководителю требуется фасилитация, чтобы меньше самому работать, поддерживать вовлеченность команды, мотивацию участников к работе и рождению новых идей. В коллективе, у руля которого стоит человек, обладающий навыками фасилитации, сотрудники самостоятельно находят и реализуют решения. Звучит непривычно, понимаю! Но конечная цель такого подхода: повысить продуктивность команды, достигнуть громких результатов.
  • Практикам развивающих профессий, а также T&D и HR фасилитация поможет наладить взаимодействие с людьми, выстраивать эффективные процессы в командах, между подразделениями и структурами, да еще и тратить на это меньше времени. Кстати, для роли HR или внутренних тренеров владение навыками фасилитации – обязательное требование в ряде компаний.
  • Сотрудникам – подарит умение продуктивно выступать в обсуждениях и преимущество встраивать в этот процесс других участников. Например, видя, что обсуждение заходит в тупик, будет уместно предложить коллегам выписать идеи на стикеры, а потом совместно их обсудить. Не только совещание сдвинется с мертвой точки, но и увеличится количество идей, структурированность результата. Убеждена, что умение применять техники фасилитации ускорит продвижение по карьерной лестнице.
  • Отдельным людям – поможет быстрее приходить к общим взаимовыгодным решениям не только на работе, но и в семье. Даже вопрос, как провести выходные или куда поехать в отпуск, не потребует длительных болезненных переговоров с супругой или супругом. И, наконец, профессиональные инструменты подведения итогов и постановки целей также применимы в личной жизни.

Всем тем, кто только осваивает фасилитацию, и уже опытным пользователям будет полезна наша разработка – Конструктор сессий, содержащий сотни методов и шаблонов обсуждений, с которыми удобно работать, используя как подсказку и алгоритм.

Кстати, нередко встречаюсь с тем, что участники наших образовательных программ, прошедших их по профессиональным причинам, практикуют с домашними планирование и генерацию идей с помощью стикеров, а также используют другие техники. И я рада, что такой подход, гармонизирующий отношения и жизнь, становится нормой!

фасилитация

  • 1
    facilitation

    сущ.

    1)

    общ.

    облегчение, помощь

    2)

    упр.

    фасилитация, организация групповой работы

    See:

    Англо-русский экономический словарь > facilitation

  • 2
    Appreciative Inquiry

    Универсальный англо-русский словарь > Appreciative Inquiry

  • 3
    Whole Person Process Facilitation

    Универсальный англо-русский словарь > Whole Person Process Facilitation

  • 4
    World Cafe

    Универсальный англо-русский словарь > World Cafe

  • 5
    associative facilitation

    Универсальный англо-русский словарь > associative facilitation

  • 6
    facilitation

    Универсальный англо-русский словарь > facilitation

  • 7
    reinforcement

    Универсальный англо-русский словарь > reinforcement

  • 8
    social facilitation

    Универсальный англо-русский словарь > social facilitation

  • 9
    spaceholder

    Универсальный англо-русский словарь > spaceholder

  • 10
    facilitation

    Англо-русский словарь по авиационной медицине > facilitation

  • 11
    reinforcement

    Англо-русский словарь по авиационной медицине > reinforcement

  • 12
    associative facilitation

    ассоциативная фасилитация, ассоциативное облегчение

    Англо-русский словарь по психоаналитике > associative facilitation

  • 13
    facilitation

    пролагание пути; фасилитация, облегчение

    Англо-русский словарь по психоаналитике > facilitation

  • 14
    social facilitation

    социальная фасилитация, социальное облегчение

    Англо-русский словарь по психоаналитике > social facilitation

См. также в других словарях:

  • фасилитация —    ФАСИЛИТАЦИЯ (с. 621)    16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science («Наука») появилась статья Роберта Зайонца «Социальная фасилитация», положившая начало целому направлению социально психологических исследований.    Слово… …   Большая психологическая энциклопедия

  • фасилитация — сущ., кол во синонимов: 2 • фасилитаторство (2) • экофасилитация (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ФАСИЛИТАЦИЯ — Cпособ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие либо навыки Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Фасилитация — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 сентября 2012. Пока процесс обсужде …   Википедия

  • фасилитация социальная — (от англ. facilitate облегчать) повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — Психологический эффект повышения эффективности деятельности в том случае, когда за работающим наблюдают. Социальная фасилитация характерна для относительно простых видов деятельности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Фасилитация социальная — [от англ. facilitate облегчать] повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Фасилитация (фацилитация) — (лат. «облегчение», от facilis «легкий») – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие наблюдения за ней другого человека (людей), в частности, соперника. Ср. социальная фасилитация. Ср. ситуацию покосом, в котором… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • фасилитация — усиле­ние доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других лю­дей наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс) …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Фасилитация — (от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) – эффективная технология решения проблем групповой эффективности. Напр., предложение разных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых клиенты делают выводы. Ведущий… …   Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз

  • фасилитация — облегчение …   Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

Фасилитация помогает организовать общение в группе, включить в диалог всех участников и искать креативные идеи. Рассказываем, зачем еще она может пригодиться, кто такой фасилитатор и как он поможет вашей компании

Фасилитация — это набор инструментов и практик, которые позволяют эффективно организовать групповое обсуждение. В буквальном переводе facilitation означает «облегчение процесса». Фасилитация позволяет модерировать дискуссию таким образом, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной. Помогает в этом фасилитатор — коммуникативный тренер, который следит за ходом беседы и дает участникам различные задания.

Фасилитация может быть полезна на рабочих планерках, при брейншторме новых идей, на семинарских занятиях и в других ситуациях, когда требуется активное групповое обсуждение. В ходе любых встреч неизбежно возникают моменты, когда несколько присутствующих высказываются особенно активно, а остальным не хватает времени, смелости или желания выразить свое мнение. В итоге их позиция остается неуслышанной. Фасилитация поможет избавиться от этой проблемы.

Как появилась фасилитация

Впервые термин «фасилитация» применил американский психолог Роберт Зайонц в 1965 году. Ему пришла идея провести эксперимент с тараканами, в ходе которого выяснилось, что насекомые проходят легкий лабиринт быстрее, когда работают в паре и под взглядами других тараканов. При этом сложные лабиринты тараканы быстрее проходили в одиночку и без «надзора». В дальнейшем Зайонц обнаружил аналогичные результаты и у людей. Это привело его к мысли, что обстоятельства влияют на качество работы. Так появилась теория социальной фасилитации.

В дальнейшем идею подхватил еще один американский психолог — Карл Роджерс. В 1980-х годах он применил теорию в сфере образования. Роджерс рассмотрел роль учителя не как носителя знаний, а как человека, который выстраивает личностные отношения с учениками и помогает им учиться с помощью признания, доверия и эмпатии. Роджерс сосредоточился на создании в классе такой атмосферы, которая помогала ученикам активно и свободно участвовать в процессе обсуждений — без критики и традиционных властных отношений, включающих оценивание. Роджерс считал важным безоговорочное положительное отношение к ученику, поскольку считал, что оно помогает полностью раскрыть потенциал человека. Со временем методика начала применяться в сферах, не связанных напрямую с обучением. Например, стала помощником в выстраивании рабочей коммуникации.

Кто такой фасилитатор

Фасилитатор — это человек, который ведет беседу группы и выступает в роли проводника. Его задача — сделать так, чтобы беседа прошла максимально эффективно. Он структурирует разговор и при необходимости вмешивается в обсуждение. Фасилитатор помогает установить основные правила общения. Например решает, как члены группы будут взаимодействовать между собой, сколько времени дается на высказывание и каким образом будет приниматься финальное решение. Он также следит за взаимоотношениями внутри группы: предотвращает конфликты и нападки, сводит к минимуму доминирование одного или двух участников и контролирует, чтобы все могли высказать свое мнение. Фасилитаторы помогают вести беседу таким образом, чтобы привести к результату, который устроит всех участников. При этом сам фасилитатор занимает нейтральную позицию: не навязывает свое мнение, не вступает в дискуссию и не принимает никаких решений.

В роли фасилитатора может выступать как внешний консультант (иногда они встречаются среди agile-коучей), так и обученный сотрудник компании. Например руководитель или представитель HR. Обучиться фасилитативным навыкам можно как самостоятельно, по учебникам, так и на специализированных курсах. Но главное — применять полученные навыки на практике.

Фото:Shutterstock

Хороший фасилитатор должен:

  • Готовиться. Иногда подготовка может длиться дольше самой беседы. Перед сессией фасилитатор должен выстроить план разговора, изучить особенности команды и разобраться в теме обсуждения.
  • Управлять временем. Чтобы уложиться во временные рамки и не затягивать обсуждение.
  • Четко обозначать правила. Фасилитатор следит за ходом беседы, дает инструкции и задания. Важно, чтобы группа понимала, что и зачем от нее требуют.
  • Активно слушать. Этот навык поможет не пропустить ни одной мысли в дискуссии.
  • Уметь фокусироваться. Следить за тем, чтобы беседа не отклонялась от темы.
  • Задавать вопросы. Чтобы двигать команду в нужном направлении.
  • Пресекать круговые обсуждения. Чтобы группа не стояла на месте и постоянно двигалась вперед.
  • Быть беспристрастным. Не давать критические оценки и стремиться к объективности.
  • Поддерживать энергию. Вовремя делать перерывы и менять задания.
  • Адаптироваться. Чтобы не теряться в случае, если беседа пойдет не по плану.
  • Быть эмпатичным. Команда должна чувствовать, что проводник разделяет ее страхи и стремления.
  • Создавать психологически безопасную среду. Каждый участник беседы должен понимать, что у него есть право голоса, и не бояться выражать свое мнение.
  • Постоянно развиваться. Чтобы корректировать свои практики для достижения максимально эффективного результата.

Фото:Shutterstock

Цели фасилитации

В фасилитации применяется множество методов и практик, которые подбираются в зависимости от необходимого результата. Они помогают генерировать идеи, повышать продуктивность и приходить к коллективным решениям. Методы могут комбинироваться или применяться по отдельности, в зависимости от поставленных задач.

Цели встреч могут быть различными, рассказывает Елена Литвинова, фасилитатор, бизнес-консультант, декан Факультета корпоративных коммуникаций, основатель и идеолог комьюнити «Фасилитатор-фасилитатору». Можно встретиться, чтобы определить, в каком направлении движется компания и услышать на этот счет разные точки зрения. Например, чтобы обсудить, какие сейчас используются подходы в разных филиалах к погашению дебиторской задолженности. На такой встрече участники не принимают решение, а меняются опытом.

Другой тип встреч — генерация идей. Например, команда встречается и обсуждает, как завоевывать новую нишу на рынке. Далее лучшие идеи могут реализоваться на практике. Иногда команды собираются чтобы совместно принять решение: что будут реализовывать, какой последовательностью шагов и кто будет нести за это ответственность.

Методы и техники фасилитации

В фасилитации существует множество техник и упражнений, которые помогают прийти к нужному результату. Вот некоторые из них:

  • Мозговой штурм

Команда в быстром темпе выдает идеи, среди которых не выделяются плохие или хорошие — важно количество, а не качество. Все идеи фиксируются для дальнейшего обсуждения.

В каких случаях применять: когда нужно быстро решить проблему.

Фото:Pexels

  • Множественное голосование

После мозгового штурма идеи оформляются в список и каждый участник голосует за лучший вариант. При этом количество голосов не ограничено. Затем список сокращается, а отмеченные идеи выносят на обсуждение. После обсуждения проходит повторное голосование, где можно голосовать уже не больше, чем за половину идей. И так до тех пор, пока команда не придет к финальному решению.

В каких случаях применять: когда нужно выбрать одно решение.

  • Мета-планирование

Каждый участник группы пишет на стикере свое мнение по поставленному вопросу. Далее записи собирают на стене и начинается коллективное обсуждение.

В каких случаях применять: когда нужно в краткие сроки услышать мнение каждого.

  • Работа в мини-командах

Команда разбивается на группы по два-три человека. Каждая группа обсуждает один и тот же вопрос, после чего все делятся своими результатами.

В каких случаях применять: когда нужно включить всех участников группы в обсуждение. Особенно полезен в начале встречи.

  • Во все тяжкие

Участники команды в случайном порядке озвучивают от двадцати идей, которые начинаются с фразы «было бы хорошо, если бы…». Предложения могут начинаться с самых очевидных, но в процессе обсуждения появится больше креатива.

В каких случаях применять: при поиске новых творческих решений.

  • Групповой обзор

В последние 5–10 минут группа анализирует, что она узнала за время встречи и какие идеи вынесла. Что получилось, что не получилось и что можно улучшить в следующий раз.

В каких случаях применять: когда нужно повысить производительность.

Для чего нужна фасилитация в бизнесе

«Фасилитация сейчас — это обязательный бизнес-навык, — считает Елена Литвинова. — Современному бизнесу важно привлекать и слышать разные мнения внутри команды, находить консенсус по вопросам и принимать совместные решения. Для этого проводятся встречи с применением фасилитационного подхода. Он позволяет каждому быть услышанным, участвовать в общей дискуссии и влиять на процесс обсуждения. Это дает людям ощущение собственной значимости, причастности к финальному результату. Сотрудники охотнее включаются не только в разработку, но и реализацию идей. Поскольку чувствуют, что у них есть голос, их мнение важно.

Я верю, что компании, которые используют фасилитационный стиль в бизнес-коммуникации, становятся более успешными. Мы видим это на наших текущих корпоративных проектах, когда не просто внедряются фасилитационные инструменты и методы, а трансформируется стиль взаимодействия в командах и между командами. Отдельно можно выделить успех таких компаний, где изменения начинаются с трансформации мышления лидера — больше доверия в решениях и действиях передается сотрудникам».

Почему важна фасилитация

«Фасилитация создает среду, в которой люди имеют возможность высказаться и участвовать в общем деле, — рассказывает Елена. — Следовательно, они не чувствуют себя обиженным и не назревает конфликт. Все обсуждается конструктивно и спокойно.

Фасилитация возможна везде. Это связано с тем, что в любой сфере людям важно выстраивать такую коммуникативную культуру, которая включает мудрость и ответственность каждого. Например, в социальных дискуссиях с горожанами, в некоммерческих организациях или во время саммитов по разным вопросам. Отдельно хочу выделить применение фасилитации при обучении, когда меняется роль учителя от «говорящей головы» к включению всех учащихся в активное познание темы и взаимообучение.

Если у сотрудников есть психологические несовместимости или критическое отношение к тому, что делает компания, то такие вопросы разрешаются в рамках коуч-сессий, one-to-one встреч, сессий с психологами и прочее. Но если люди в группе хотят решать задачи, то фасилитация максимально в этом поможет. С ее помощью можно увидеть мнения с разных сторон, выявить корень проблемы и принять взвешенное решение, максимально полезное для бизнеса».

ЧТО ТАКОЕ ФАСИЛИТАЦИЯ

Зачем нужна фасилитация, чем занимается фасилитатор и когда его нужно пригласить на совещание.

Фасилитация это

Чтобы работать эффективно, нужно работать в команде.
А в команде самое главное — умение общаться друг с другом.

Когда впервые слышишь слово «фасилитация», кажется, что это нечто сложное и малопонятное. Но это термин, который стоит знать каждому, кто по работе или в жизни сталкивается с необходимостью помочь группе людей прийти к согласованному решению.

Многие рабочие совещания проходят так:

  • руководитель доносит свою точку зрения до сотрудников
  • пара человек осторожно высказывают свое мнение
  • остальные молча сидят и ждут, когда все закончится и можно будет вернуться к работе.

Никакого реального вовлечения нет,
новые идеи не появляются.

А любые другие обсуждения — на работе и в жизни — проходят так:


  • пара самых активных человек громко и долго говорят о своей идее
  • менее активные хотят высказаться, но их не слушают и перебивают
  • появляются разные решения, между теми, кто их предложил, вспыхивает конфликт
  • все уходят недовольные, так и не достигнув цели обсуждения.

Разрешить все эти трудности очень просто: нужно воспользоваться фасилитацией.

Фасилитация — это способ организовать общение в группе.

Фасилитатор умеет выстроить обсуждение так, чтобы каждый голос был услышан, все помнили о цели и пришли к ней в конце встречи.

  • формулирует цель встречи и напоминает о ней

  • поддерживает темп обсуждения, чтобы никто не скучал и не отвлекался

  • записывает все мнения, решения и предложения

  • разрабатывает правила взаимодействия и следит за их соблюдением

  • остается нейтральным: не навязывает свое мнение, не поддерживает ни одну сторону, но следит, чтобы мнение каждого было услышано.

Хороший фасилитатор понимает процесс того, как думают люди во время массовых встреч. Он знает, что важно менять форматы деятельности, чтобы сохранять концентрацию на встрече.

Поэтому использует:

  • обычное обсуждение голосом
  • письменное обсуждение
  • визуализацию
  • голосования
  • и другие форматы.

По-хорошему, фасилитатор нужен на любой встрече.
Но особенно важно приглашать его, когда:

  • в компании намечаются перемены

  • нужно придумать много идей

  • нужно принять важные решения

  • нужно сформировать сплоченную команду

Существует несколько типов встреч, на которых пригодятся навыки фасилитатора:

  • стратегические сессии
  • креативные сессии
  • форсайт-сессии
  • ретроспективы
  • конференции
  • форумы
  • совещания
  • вебинары
  • и даже обычные встречи по синхронизации работы в команде.

Мы считаем важным дать возможность каждому, кто интересуется фасилитацией, разобраться, как этот подход может помочь в жизни и работе.

Поэтому создали бесплатный курс «Как стать фасилитатором». Просто и доступно расскажем о пути специалиста в области фасилитации.


Удалось ли вам разобраться, что такое фасилитация?

СПЕЦПРОЕКТ «ФАСИЛИТАЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»

Фаси…что? Фасилитация, друзья. Да, звучит сложно и немного страшно, но все намного проще. Фасилитация — это метод проведения совещаний, который повышает их эффективность.

Вот вспомните стандартное совещание. В центре событий, конечно, руководитель. Он отчаянно пытается донести свои мысли до сотрудников. Парочка из них выглядят так, будто им действительно интересно. Может, притворяются, может, рассчитывают на премию, кто их знает? Остальные пытаются не уснуть. Кто-то аккуратно листает соцсети в беззвучном режиме, кто-то переглядывается с коллегой рядом, отчаянные пытаются занять себя разглядыванием маникюра. Привычная картина, согласны?

Чтобы встречи проходили более эффективно, а каждый чувствовал себя важным, нужна фасилитация, а точнее, фасилитатор, – человек, который займется улучшением командной работы.

Как это работает

Фасилитатор решает следующие задачи:

  • Создает прозрачное информационное пространство: формулирует и доносит сотрудникам четкую и понятную цель собрания;
  • Строит план собрания так, чтобы включить в работу каждого участника;
  • Следит за тем, чтобы каждое мнение было учтено, а все важные вопросы, предложения, решения и т.д. зафиксированы;
  • Поддерживает темп обсуждения, избегая как излишнего напряжения, так и скуки;
  • Отвечает за принятие решения и формулирует итоги встречи;
  • Держит нейтральную позицию в отношении каждого сотрудника и команды в целом. Не навязывает свою точку зрения, не выделяет кого-то и не заводит «любимчиков». Управляет возможными конфликтами, сглаживая углы.

Так фасилитатор создает те самые комфортные условия, которые помогают людям продуктивно работать в команде. При этом фасилитация не требует полной перестройки бизнес-процессов фирмы, на нее не нужно тратить месяцы, а изменить формат встреч можно прямо здесь и сейчас.

Во время собрания фасилитатор проводит свою команду через все основные процессы:

1. Принятие правил и ознакомление с регламентом;

2. Планирование;

3. Поиск решения;

4. Обратную связь.

В результате должно получиться готовое решение или план действий, к которому нужно будет стремиться.

Фасилитацию может проводить Scrum Master, Project Manager или Team Lead. Главное, чтобы у этих людей была личная мотивация и понимание содержания встречи. Но самоконтроль тут тоже необходим.

Поэтому некоторые компании приглашают человека со стороны. Такой специалист не имеет личной заинтересованности и скрытых мотивов, поэтому может сохранять нейтралитет во время работы с командой.

Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых методик, о них мы сейчас и расскажем.

1. Future Search

Технология используется, когда при участии большого количества людей необходимо получить картину будущего, на основе уже имеющегося опыта. Кстати, такая схема проведения мероприятий положена в основу гражданских собраний в коммунах Германии.

Еще методика обладает важной особенностью — она объединяет группы людей с разными мнениями для поиска единого решения.

2. Work Out

Этот метод используют в компаниях с целью поиска инновационных способов взаимодействия, ухода от бюрократии и модернизации бизнес-процессов.

Занимает она, как правило, 2-3 часа. Проводится так: в помещении ставят столики с большими листами бумаги, на которых можно писать, рисовать, делать пометки, чертить, — в общем, фиксировать информацию.

За каждым столиком сидит модератор, а остальные участники свободно перемещаются между ними, когда объявляется новый круг обсуждения. Параллельно модератор фиксирует возникшие идеи и решения. В конце каждого тура подводятся итоги в презентациях.

Метод очень вовлекает участников, поэтому часто они даже не могут оторваться от дискуссии, когда наступает время перехода к другому столу. Поэтому за процессом следит фасилитатор, подсказывая, когда пора переходить к другой дискуссии. В конце фасилитатор ведет заключительную часть собрания, где демонстрирует результаты и подводит итоги.

3. Open Space

Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы.

Во время совещания каждый озвучивает вопрос или проблему и записывает на доске суть вопроса, время и дату. Это значит, что сотрудник, который задал вопрос, готов начать обсуждение. После того, как все желающие предложили темы, напротив каждого из вопросов свои имена записывают присутствующие, которые хотят обсудить эту тему.

Дальше сотрудники сами распределяются по группам и начинают дискуссию. Когда время подходит к концу, авторы вопросов собирают полученные ответы и решения. Так за несколько часов можно собрать разные мнения по теме и отыскать креативное решение. Чем свободнее будет атмосфера, где будет проводиться такое собрание, тем эффективнее будет технология.

Вот так :)

В комментариях делитесь, что влияет на вашу концентрацию во время совещаний? Вам интересно их посещать?

Кстати, заглядывайте в наш Telegram-канал, там вы сможете найти много интересных и полезных вещей об онлайн-образовании —

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется фасилитатор
  • Как пишется фаршированный кабачок кольцами
  • Как пишется фаршированная утка
  • Как пишется фаршированная курица
  • Как пишется фаршесоставитель