Как пишется федеральный стандарт

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования . К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

Все значения словосочетания «федеральный государственный образовательный стандарт»

ФЕДЕРА́ЛЬНЫЙ, —ая, —ое. 1. То же, что федеративный.

Все значения слова «федеральный»

СТАНДА́РТ, -а, м. 1. Типовой образец, которому должно удовлетворять что-л. по размерам, форме, качеству. Стандарты на лесоматериалы. Стандарты на металлическое литье. Стандарты на пищевые продукты.

Все значения слова «стандарт»

  • Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы, требования к его организации устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

  • Внутрифирменные стандарты не могут противоречить федеральным, не могут устанавливать более низкие требования, чем это установлено федеральными стандартами.

  • Наименование и краткое содержание федеральных стандартов приведено в табл. 2.4.

  • (все предложения)
  • отраслевые стандарты
  • национальные стандарты
  • стандарты аудиторской деятельности
  • профессиональные стандарты
  • государственные стандарты
  • (ещё синонимы…)
  • федерализм
  • федерация
  • (ещё ассоциации…)
  • качество
  • соответствие
  • стандартный
  • ГОСТ
  • норма
  • (ещё ассоциации…)
  • федеральный закон
  • федеральный орган исполнительной власти
  • является федеральным органом исполнительной власти
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • двойные стандарты
  • стандарты качества
  • требования стандарта
  • устанавливать стандарты
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «федеральный»
  • Разбор по составу слова «стандарт»
  • Как правильно пишется слово «федеральный»
  • Как правильно пишется слово «стандарт»

Всего найдено: 70

Добрый день, следует ли писать «соисполнитель-федеральный орган исполнительной власти» через дефис как «мастер-плиточник» или необходимо обособлять запятыми: соисполнитель, федеральный орган исполнительной власти»

Ответ справочной службы русского языка

Перед приложением может стоять тире (соисполнитель — федеральный орган исполнительной власти) или запятая в зависимости от строя предложения.

Добрый день! Подскажите нужна ли запятая после слов Российской Федерации? Обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти по вопросам переданных полномочий в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Если да, то почему?

Ответ справочной службы русского языка

В этом предложении нет слов Российской Федерации.

И все же жду ответа! Первые три вопроса отправлены 4, 11, 26 марта – ответа не было! Снова написали вам -15 апреля, от вас снова нет помощи. Сегодня еще одна попытка (но вопросов стало больше). 1. ИзменениЕ (или изменениЯ?) запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр. 2. Ответ на вопрос может быть дан в иной(,) близкой по смыслу формулировке. Нужна ли выделенная запятая? Почему? 3. Строчная или прописная в слове «федеральный»? Провести мероприятие поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «ВНИИзолоторедька»; Для создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Учет неопознанных объектов» следует приобрести новейшее оборудование. 4. Проверьте, пожалуйста, подпись под статьей – большая буква после двоеточия уместна? «Автор: Пресс-служба Минприроды России». 5. Подтвердите, что название институтов написано неправильно: ВНИИГеосистем (надо – ВНИИгеосистем), ВНИИОкеангеология (надо – ВНИИокеангеология)? 6. Проверьте, пожалуйста, пунктуацию: В Дальневосточном федеральном округе(,) в Магаданской области учтено шесть месторождений.

Ответ справочной службы русского языка

1. Корректно: Изменение запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр.

2. Пунктуация зависит от смысла. Оборот без запятой в иной близкой по смыслу формулировке означает, что была дана близкая по смыслу формулировка, но есть и другая, тоже близкая по смыслу. Оборот с запятой содержит поясняющее определение и означает ‘в иной, то есть близкой по смыслу формулировке’. 

3. Корректно написание слова федеральный со строчной буквы: Провести мероприятие поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «ВНИИзолоторедька»; Для создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Учет неопознанных объектов» следует приобрести новейшее оборудование.

4. Лучше написать со строчной буквы: Автор: пресс-служба Минприроды России.

5.  Приведем правило. В сложносокращенных словах смешанного типа, образованных из инициальных аббревиатур и усеченных основ, инициальная часть обычно пишется прописными буквами, а усеченная — строчными, напр.: НИИхиммаш, ЦНИИчермет, ГлавАПУ, КамАЗ; однако: ГУЛАГ, СИЗО (следственный изолятор), ГОСТ (государственный общероссийский стандарт), РОСТА (Россий­ское телеграфное агентство), Днепрогэс. При этом составные на­звания, в которых за инициальной частью следует несокращенное слово (слова) в косвенном падеже, пишутся раздельно, напр.: НИИ газа, НИИ постоянного тока

По правилу нужно писать: ВНИИгеосистем, ВНИИокеангеологии. Однако в уставах организаций могут быть закреплены варианты названий, не соответствующие правилам. Такие названия придется воспроизводить в юридических документах. 

6. Корректно: В Дальневосточном федеральном округе, в Магаданской области, учтено шесть месторождений.

Как правильно? Федеральный закон не предусматривает введение или отмену налогов или федеральный закон не предусматривает введения или отмены налогов

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Федеральный закон не предусматривает введения или отмены налогов.

Подскажите, пожалуйста, как правильно: пакет законопроектов или Пакет законопроектов.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: пакет законопроектов. С большой буквы пишется первое слово официального названия документа: Федеральный закон «О…»

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как пишется слово «постановление» в данном случае, с большой или маленькой буквы: 15 июля 2013 года было принято постановление Правительства РФ №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»» (далее – Постановление). Следуя целям и задачам Постановления, был создан федеральный проект «На село», который работает над созданием общероссийского каталога «Российской глубинке посвящается…».

Ответ справочной службы русского языка

Слово постановление пишется строчными буквами.

Центральный федеральный округ — с большой Ц. А Центральная Россия, центральная Европа?

Ответ справочной службы русского языка

Также с большой.

Здравствуйте! В «Письмовнике» написано, что названия документов берем в кавычки: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации». Однако в разделе «Официальные документы» есть такое написание: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 992 О Совете по русскому языку. Как быть? Это факультативный знак? И как поступать с названиями такого плана: Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Заключать ли это в кавычки? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки нужны при указании на полное официальное наименование документа. В нашем случае название дано не полностью (но уже поправили на полное название, с кавычками). А вот «основы» в кавычки не заключаются.

Добрый день! Обращаюсь к вам повторно и очень прошу ответить. У нас, в Нижегородской области, был Семёновский район — стал городской округ Семёновский. И теперь во всех бумагах пишут и даже по ТВ говорят: «В городском округе Семёновский», «глава администрации городского округа Семёновский» – без склонения слова «Семёновский». Режет слух ужасно! По аналогии, нужно тогда говорить: «В городском округе Семёновский области Нижегородская Федерации Российская»! Вопрос: так нельзя ли писать и говорить «В Семёновском городском округе», «глава Семёновского городского округа» — как нормальные русские люди? Или я не прав?

Ответ справочной службы русского языка

В названиях городских округов закреплен именно такой порядок слов – городской округ такой-то. Это связано с необходимостью унифицировать наименования, ср.: городской округ Долгопрудный, городской округ Домодедово, городской округ город Дзержинск, но при этом: Сибирский федеральный округ, Нижегородская область.

Очень часто в юридических текстах при упоминании какого-либо закона вместо значка № используется буква N (например, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…») Хочется понять, является ли это ошибкой, следует ли в тексте федерального закона исправлять букву на соответствующий значок?

Ответ справочной службы русского языка

При наличии технической возможности заменять N на № необходимо.

Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, в каких случаях федеральный закон (положение, решение, постановление и пр.) пишутся с большой буквы? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В официальном названии документа следует писать слово федеральный с прописной буквы, например: Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

Не в сочетании с полным официальным названием закона корректно написание строчными буквами: рамочный федеральный закон, новый федеральный закон лежал на столе.

То же правило распространяется и на слова положение, решение, постановление: Положение о мероприятиях, направленных на улучшение содержания животных в неволе, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации».

Как пишется г(Г?)осударственная итоговая аттестация (ГИА)? Так же, как и Единый государственный экзамен (ЕГЭ)?

Ответ справочной службы русского языка

Для сочетания государственная итоговая аттестация словарной фиксации в орфографических словарях пока нет. Корректно написание со строчной буквы. Так же – со строчной буквы – пишется это сочетание в официальных документах, регламентирующих проведение ГИА.

Ситуация с написанием сочетания Е(е)диный государственный экзамен сложнее. В орфографическом словаре (Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011) зафиксирован вариант с прописной буквой. Однако в официальных документах (см., например, Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ) название этого экзамена пишется со строчной буквы, как и государственная итоговая аттестация

Первый вопрос был касательно склонения географических названий. Правильно ли писать: «Информация для Федерального Округа Крыма и города Семферополь»?
Инга Зайонц
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: информация для Крымского федерального округа и города Симферополя. Нужно ли отдельно говорить о Симферополе, ведь он входит в состав Крымского федерального округа?

Отсюда второй вопрос: Почему «Крымского округа»? Ведь образование называется не «Крымский федеральный округ», а «Федеральный округ Крым»? Не важно, в какой округ входит Симферополь, но название заканчивается на согласный. Может быть применимо правило, что такие названия не славянского происхождения не склоняются?

Ответ справочной службы русского языка

Официальное название – Крымский федеральный округ.

Добрый день! Подскажите пожалуйста наименование лица «главный федеральный инспектор по Курганской области», в середине текста написание слова «главный» с заглавной буквы или маленькой? Например, «В соответствии с запросом Главного федерального инспектора по Курганской области…»

Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такое название должности следует писать со строчной буквы. С прописной рекомендуется писать только названия высших государственных должностей и титулов и только в официальных текстах.

Здравствуйте! В законах РФ часто встречается понятие «информационно телекоммуникационная сеть «Интернет». А вопрос такой, почему в данном случае слово Интернет пишется в кавычках?
Пример:
1)Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101 г.
2)Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) (в тексте закона)
3)Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» (с изменениями и дополнениями) (в тексте закона)

Ответ справочной службы русского языка

Вероятно, это сложившаяся практика в государственном документообороте. Нормативно без кавычек: сеть Интернет.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Утратил силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:

КонсультантПлюс: примечание.

О завершении реализации в аспирантуре (адъюнктуре) программ подготовки в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами после 01.09.2021 см. ФЗ от 30.12.2020 N 517-ФЗ.

1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково» и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 517-ФЗ, от 07.10.2022 N 397-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.

(часть 11 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

Люди, имеющие прямое или косвенное отношение к сфере образования, наверняка не раз слышали аббревиатуру ФГОС. Что же она означает?

ФГОС расшифровывается как федеральные государственные образовательные стандарты. Если попробовать объяснить, что такое ФГОС простыми словами, то это свод требований, выдвигаемых законодательством ко всем учреждениям образования (начиная с яслей, заканчивая курсами профессиональной переподготовки).

Как государственные, так и частные организации, воспитывающие детей или обучающие чему-либо взрослых, обязаны следовать этим стандартам, поскольку их соблюдение носит обязательный характер. ФГОС определяют критерии начального, среднего, высшего и дополнительного образования, обеспечивая их прямую взаимосвязь и преемственность.

Одинаковые требования к учебной программе, которые необходимо соблюдать всем школам, университетам и средне-специальным заведениям страны (от Калининграда до Владивостока), позволяют людям свободно перемещаться и получать одинаково качественное образование вне зависимости от местонахождения.

ФГОС – своеобразный аналог ГОСТа. Так же, как для разных продуктов предусмотрены свои критерии качества, для каждого уровня образования созданы свои нормативы. Существуют отдельные стандарты дошкольного, начального общего образования, бакалавриата и т.д. В общей сложности насчитывается двенадцать видов ФГОС.

Что такое ФГОС? изображение

Что же такое ФГОС?

Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты – это обязательная база всех обучающих курсов и программ, по ним оформляют методические материалы, учебные пособия, профильную литературу и прочее. На них также опираются при определении количества часов, выделяемых на изучение той или иной темы. В соответствии с ФГОС разрабатываются выпускные экзамены, ЕГЭ и вступительные состязания в вузах.

Если попытаться кратко объяснить, что такое ФГОС, то это общие требования ко всем образовательным учреждениям России, выдвигаемые Минобрнаукой. Они обладают силой закона, поэтому учебные центры не имею права их игнорировать.

Чтобы развитие сферы образования не отставало от прогресса во всех прочих областях современной жизни, в федеральные государственные образовательные стандарты регулярно вносятся обновления. Происходит этот процесс приблизительно один раз в десять лет.

Поправки в действующие нормы разрабатывают и утверждают целые группы специалистов, включая учебно-методические объединения и независимых экспертов.

Что такое класс ФГОС?

Двенадцать разновидностей государственных стандартов позволяют регламентировать и унифицировать все сферы образования:

  • Дошкольное;
  • Начальное, основное и среднее общее;
  • Средне-специальное;
  • Высшее (бакалавриат);
  • Высшее (специалитет);
  • Высшее (магистратура);
  • Высшее (аспирантура);
  • Высшее (ординатура);
  • Высшее (ассистентура-стажировка);
  • Для учащихся с ограниченными возможностями.

Стандартизация вовсе не обязывает все учебные заведения давать ученикам/студентам/аспирантам/магистрантам идентичную слово в слово программу. Здесь речь идет скорее о том, что ФГОС определяет конкретный набор знаний и умений, которым должен обладать каждый человек. А вот какими именно методами он приобретет эти компетенции, решает непосредственно образовательная организация.

Фото Класс ФГОС

Причем требования, выдвигаемые к результатам обучения, лежат не только в количественной (оценки), но и в качественной плоскости: важна способность аргументировать и отстаивать свою позицию, независимость в принятии решений, умение устанавливать контакт и так далее.

Что такое ФГОС: определение

Федеральные государственные образовательные стандарты – это набор требований, которые необходимо соблюдать всем учебным центрам, обладающим государственной аккредитацией. При этом они на 100% актуальны и по отношению к частным организациям.

Минобрнауки функционирует для того, чтобы разница между частными и государственными школами заключалась не в объеме и качестве предоставляемого к освоению материала, а лишь в учебных техниках и побочных предложениях.

Таким образом, ФГОС обязаны соблюдать все образовательные центры страны, невзирая на их специализацию, место нахождения, возраст учащихся и объем дополнительных услуг.

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Бухгалтерский учет сейчас активно реформируют. Это сделано, чтобы сблизить российские правила с международными стандартами (МСФО). Часть новых ФСБУ уже вступила в силу, а часть станет обязательна для применения с 2022 года. Мы подготовили обзоры всех стандартов, по которым российские бухгалтеры работают уже сейчас или начнут в ближайшем будущем.

ФСБУ 5/2019 «Запасы»

С 1 января 2021 года ФСБУ 5/2019 обязателен для применения. Вот самые важные изменения:

  • Если активы используются в одном операционном цикле или в течение 12 месяцев, они относятся к запасам.
  • Стоимость малоценных активов, которые можно признать основными средствами, предписано относить на расходы.
  • Специальные инструменты, приспособления, оборудование и одежду нужно учитывать в общем порядке — как основные средства или запасы, в зависимости от срока использования.
  • Незавершенное производство относится к запасам, а значит в его стоимость нельзя включать управленческие расходы.
  • Себестоимость запасов формируется по новым правилам.
  • Резерв под обесценение запасов теперь рассчитывается как превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью.

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

С 1 января 2022 года необходимо применять ФСБУ 25/2018. Некоторые компании уже начали применять его в добровольном порядке.

Арендатор больше не будет делить аренду на операционную и финансовую, а учитывать в дебете активного счета начнет не само имущество, а право пользования активом (ППА), на которое и будет начисляться амортизация. По кредиту для равновесия указывается обязательство по аренде, которое постепенно погашается.

Будущие платежи по обязательствам нужно будет дисконтировать независимо от срока аренды. Ставка дисконта определяется арендатором самостоятельно.

Арендодатели оставят разделение аренды на финансовую и операционную — от этого будут зависеть проводки. При этому случаи, которые относятся к финансовой аренде, прописали в стандарте. Все доходы от финансовой аренды арендодатель признает как проценты по новому виду актива — «инвестициям в аренду». Для операционной аренды нужно по-прежнему учитывать периодические поступления.

Сложнее всего будет разобраться с тем, как применять новые правила.

ekosistema

Учетная политика организации на 2023 год: инструкция и образцы

Читать и скачать

ФСБУ 6/2020 и 26/2020 «Основные средства» и «Капитальные вложения»

С 1 января 2022 года обязательно применение сразу двух стандартов — ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020. Их целесообразно рассматривать в комплексе, ведь Минфин утвердил их одним приказом на замену ПБУ 6/01.

Изменений много. Кратко перечислим основные из них:

  • Лимит стоимости основных средств организация будет определять самостоятельно, все «малоценные» ОС сразу будут отнесены на расходы.
  • При длительной отсрочке первоначальная стоимость основных средств включает дисконтированную сумму обязательств, разница относится на процентные расходы.
  • При безвозмездном получении основные средства определяются по справедливой стоимости.
  • Переоцененная стоимость основных средств определяется как справедливая стоимость, а переоценка может проводиться регулярно без ограничений.
  • Изменились правила работы с амортизацией: список неамортизируемых ОС, момент начала и прекращения, способы начисления, база и пр.
  • Появилось новое понятие — «инвестиционная недвижимость». Он пришел на замену доходным вложениям в материальные ценности.
  • Основные средства и капитальные вложения предписано проверять на обесценение.

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

С 1 января 2022 года вся страна перейдет на новый ФСБУ 27/2021. Раньше не было стандарта, который регулировал бы вопросы оформления, изменения и хранения документов, но серьезных изменений в сравнении с действующим законодательством нет.

Вот основные из них:

  • Компании смогут использовать оправдательные документы (кассовые чеки, договоры, квитанции об оплате) в качестве первичных. Но есть условие — в документах должны быть обязательные для первички реквизиты.
  • Периодичность составления первичных документов по длящимся и повторяющимся фактам организация сможет определять самостоятельно.
  • В первичном документе может быть указано несколько дат — день подписания и дата факта хозяйственной жизни.
  • Перевод первичного документа не обязателен, если он должен быть на иностранном языке по законам страны, в которой компания ведет деятельность.
  • Документы нужно хранить строго в том виде, в котором они были составлены. Бумажные — на бумаге, электронные — в виде электронных документов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется федеральный закон сокращенно
  • Как пишется федерального собрания российской федерации
  • Как пишется федерального государственного бюджетного учреждения
  • Как пишется федеральная целевая программа
  • Как пишется федеральная служба судебных приставов