Как пишется филимоновская игрушка


  • История создания
  • Описание игрушки
  • Как играть?
  • Плюсы и минусы
  • Новый век

История создания

Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».

Описание игрушки

Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.

Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:

• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);

• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);

• Птицы (петух, гусь, павлин);

• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).

Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.

Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.

Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).

Как играть?

Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.

Плюсы и минусы

Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.

Новый век

И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.

    • Погремушка цилиндр некрашеная малая

      Быстрый просмотр

    • Колотушка ребристая некрашеная

      Быстрый просмотр

    • Коробочка-малышка тонированная

      Быстрый просмотр

    • Свисток расписной

      Быстрый просмотр

    • Коробочка тонированная большая

      Быстрый просмотр

    • Погремушка расписная малая

      Быстрый просмотр

    Филимоновская игрушка

    Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

    Содержание:

    • История промысла
    • Виды игрушек
    • Технология изготовления
    • Роспись игрушки

    История промысла

     Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

    Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

    изготовление филимоновской игрушки

    К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

    Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

    Виды филимоновских игрушек

    разные филимоновские игрушки

    Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

    филимоновская барыня

    (Барыня)

    Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

    филимоновский петушок

    (Петушок)

    Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

    Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

    Технология изготовления

    изготовление филимоновской игрушки

    Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает  и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

    Поэтапная технология создания:

    1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

    2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

    3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

    Роспись филимоновской игрушки

    роспись филимоновской игрушки

    Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

    Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

    Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

    ФИЛИМО́НОВСКАЯ ИГРУ́ШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

    Возникновение промысла
    Промысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

    Особенности производства
    На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

    Особенности филимоновской игрушки
    Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.

    Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью.

    Роспись игрушек
    Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и веселыми.

    Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

    Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

    Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

    Энциклопедический словарь.
    2009.

    Полезное

    Смотреть что такое «ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА» в других словарях:

    • ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение промыслаПромысел игрушки… …   Большой Энциклопедический словарь

    • Филимоновская игрушка — …   Википедия

    • Филимоновская — Филимоновская  топоним: Филимоновская  деревня, Вельский район, Архангельская область Филимоновская  деревня, Холмогорский район, Архангельская область Филимоновская  деревня, Тарногский район, Вологодская область… …   Википедия

    • игрушка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. см. тж. игрушечка 1) Вещь, служащая детям для игры. Игру/шка из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная игру/шка. Пластмассовая, резиновая игру/шка. Ды …   Словарь многих выражений

    • игрушка — и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Вещь, служащая детям для игры. И. из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная и. Пластмассовая, резиновая и. Дымковская, филимоновская, каргопольская и. Положить игрушку на место. Купить, беречь, сломать… …   Энциклопедический словарь

    • Саратовская игрушка — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Саратовская игрушка  один из малых русских народных глиняных художественных… …   Википедия

    • Дымковская игрушка — …   Википедия

    • Мазыкская игрушка — Коник Мазыкская игрушка  русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. «Топорщина», «болвашка», «тарарушка» …   Википедия

    • Народные художественные промыслы — …   Википедия

    • Народные промыслы — Народные художественные промыслы  одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. История Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже… …   Википедия

    Удивительный древнерусский промысел - филимоновская игрушка

    Здравствуйте, дорогие друзья.

    Не знаю, как вы, а я люблю народные промыслы. Не важно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и так далее. Есть в них что-то такое душевное, теплое, родное, если хотите.

    В общем, я тут подумала-подумала, и решила разукрасить сегодняшний день позитивом — Филимоновской игрушкой. А что? Промысел древний, интересный, яркий и звонкий. К тому же, о Тульской области давненько ничего кроме анонсов не писала. Так что в этой статье мы с вами заглянем в прошлое, вспомним, откуда к нам эти забавные фигурки пришли, и поговорим об их, скажем так, каноничности и символичности. Это я к тому, что в Филимоновской игрушке все имеет свое значение, и цвета, и каждая черточка со своим смыслом.

    Филимоновская игрушка: история

    Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).

    Кстати, о названии — есть легенда, которая гласит, что деревня, была так названа в честь некого деда Филимона. Он был каторжником (беглым), а так же игрушечником и гончаром. Так вот, на протяжении многих лет в этой деревне изготовляли глиняную посуду и прочую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.

    Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.

    Лепить такие свистульки — дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».

    В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел — мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.

    Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.

    Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.

    Техника изготовления

    От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.

    Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

    После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

    Технология заготовки синики

    1. Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
    2. После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
    3. Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
    4. Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
    5. Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек. Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

    Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

    Технология росписи

    Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

    Технология росписи

    Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.

    • Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.

    • На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».

    • Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

    Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

    Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.

    Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.

    В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

    Символизм филимоновской игрушки

    Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

    Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» — это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

    Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

    • Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

    • Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

    • Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

    • Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

    • Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

    • Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

    • Волк – как ни странно, любовь и добро.

    • Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.

    • Утка — женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

    • Собака – верный друг и помощник.

    • Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

    Символизм филимоновской игрушки

    Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

    • люди;

    • животные;

    • птицы;

    • композиции из нескольких фигур;

    Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

    Единственное что — современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

    Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

    Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

    Фото — картинки

    Для вашего вдохновения я выбрала несколько фотографий игрушек. Там можно подсмотреть рисунок, специфику, да и просто — это интересно.

    Музей филимоновской игрушки

    На сегодняшний день весь промысел переехал из деревни Филимоново в Одоев. Местные филимовчане даже удивляются, когда им сообщают, что их маленькая деревенька — родина уникального и древнего художественного ремесла. Возможно, это получилось отчасти и потому, что в 2009 году там открылся Музей филимоновской игрушки.

    Я там не была, не сложилось как-то, однако, знакомые посещали и оставались довольными. Неудивительно, музей богатый, в его экспозиции около 2000 глиняных игрушек не только из разных уголков России, но и мира. Там можно увидеть работы ремесленников, как прошлого так и нынешнего века. Ну и, конечно же, узнать много интересного из истории промысла.

    • Адрес музея: Тульская область, п. Одоев, ул. К. Маркса, д. 52 (старый адрес: ул. Сильверстова, д. 11)

    • Телефон: 8 (48736) 4-17-24, 8-910-151-07-70

    • E-mail: filimonovskoechudo@mail.ru

    • Сайт: filimonovo-museum.ru

    Если захотите приобрести эту уникальную вещицу (кстати, никогда не найдете двух одинаковых фигурок), то можете сделать это в музее «Тульские самовары», в музее оружия (новое здание), в Тульском кремле. Ну, и еще почти на каждой ярмарке ими торгуют.

    На этом все. Скоро увидимся, друзья.

    P. S. Все фото взяты с официального сайта.

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 октября 2014;
    проверки требуют 44 правки.

    Текущая версия

    Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

    Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.
    Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

    Содержание

    • 1 Особенности
      • 1.1 Производство игрушки
      • 1.2 Роспись игрушки
    • 2 Музей «Филимоновская игрушка»
    • 3 Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки
    • 4 Литература
    • 5 Ссылки

    Особенности[править | править код]

    Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
    Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

    Производство игрушки[править | править код]

    На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики», потому что филимоновская глина чрезмерно жирная, при просушке быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. На самом деле это придумали люди,не державшие глину в руках.

    Все операции проводятся на мягкой глине, немногочисленные трещинки заглаживаются, при сушке цвет глины становится светло-серым, игрушка немного усыхает,но деформаций и растрескиваний не происходит. По сравнению со многими глинами соседних областей филимоновская глина не жирная и именно это позволяет вытягивать длинные формы,не отвлекаясь на трещины. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки. Обжиг происходит при температуре 970-1000 градусов в специальных муфельных печах.

    Роспись игрушки[править | править код]

    Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

    Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
    Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960 годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

    Музей «Филимоновская игрушка»[править | править код]

    Экскурсия в музее «Филимоновская игрушка»

    В 2009 году при поддержке Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты был открыт музей филимоновской игрушки.

    Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11., Музей «Филимоновская игрушка».

    Экспозиция в музее «Филимоновская игрушка»

    Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки[править | править код]

    23-24 августа 2013 года в Одоеве стартовал общероссийский проект — Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки.

    Фестиваль проводится при поддержке администрации Тульской области, администрации пгт Одоева, Тульской торгово-промышленной палаты и музея «Филимоновская игрушка» с периодичностью один раз в год.

    Литература[править | править код]

    • Филимоновская игрушка // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М., 2017. — С. 339.
    • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.
    • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
    • Под ред. В. А. Барадулина. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
    • Кузнецов С. В. Жемчужина народного искусства.// Лавка коллекционера № 1 от 2013 г. (№ 131—142), с. 31.

    Ссылки[править | править код]

    commons: Филимоновская игрушка на Викискладе
    • Овчинников Д. А., Филимоновское чудо. — http://www.proza.ru/2012/07/25/59
    • Официальный сайт музея «Филимоновская игрушка»
    • Сайт о потомственных мастерах филимоновского промысла
    • Про филимоновские свистульки

    В статье рассказывается:

    1. История появления игрушки
    2. Значение узоров или орнаментов
    3. Первое знакомство и занятия для детей
    4. Этапы создания филимоновской игрушки
    5. Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    6. Персонажи глиняных игрушек
    7. Как нарисовать Дымковскую Игрушку лошадку
    8. Кавалер, барыня, медведь: виды игрушек
    9. Яркая палитра и древние знаки
    10. На сегодняшнее время
    11. 20 выкроек актуальных для сезона лето 2023

      Скачать бесплатно

    История появления игрушки

    История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину. Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи.Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита. В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.

    Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду.

    Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали — из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.

    История появления игрушки

    Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.

    В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.

    Значение узоров или орнаментов

    Данные узоры либо же орнаменты имеют нотки языческой символики. Например, изображение двух перекрученных линий, что означает символ языческого бога Солнца. Все элементы должны напоминать неразрывающую связь природы с человеком, поэтому каждый символ что-то означает, а именно:

    1. Треугольник изображает землю.
    2. Елочки — живую растительность.
    3. Зигзаг — это вода.

    Филимоновская роспись совершенно неповторима и уникальна в своем образе. Орнаменты все время изменяются. Рисунки постоянно меняют цветовую гамму. По старинным верованиям каждый узор заключает в себя сильную духовную силу, защищающую людей от любого зла.

    Ближе к людям!

    Кажется, увеличь солдата или павлина раз в десять – и будет арт-объект для международной выставки! Это искусство доступно на разных уровнях – от государственных художественных галерей до раскрасок для детского сада. Заполучить их, кстати, несложно.

    Раскраски можно сохранить и распечатать с интернет-сайта фабрики. В сети есть большой выбор шаблонов и презентаций, как с образцами расписанных фигур, так и контурных рисунков для свободного полета фантазии.

    Значение узоров или орнаментов

    Обратите внимание: для разукрашивания рисунка почти безупречно подойдут обычные офисные маркеры. Отличный подарок коллегам – антистресс-раскрашивание остается в тренде уже не первый год!

    Значение узоров или орнаментов

    Есть возможность и поучаствовать в настоящем производстве – на нем проводятся мастер-классы по лепке и раскрашиванию. Главное – соблюдать аккуратность и расписывать заготовку с каждой стороны поочередно, держась руками только за белый фон.

    Иначе можно нечаянно смазать невысохшие полосы и нарядные солнышки. Акриловым краскам требуется время, чтобы подсохнуть. Глиняная заготовка выдается на мастер-классе – слепленная вами просто не успеет высохнуть.

    Значение узоров или орнаментов

    Первое знакомство и занятия для детей

    Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

    Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме:

    1. Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
    2. Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
    3. Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
    4. В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

    Первое знакомство и занятия для детей

    Особенности изделий

    Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

    1. точка символизирует воду. С изготовления этой фигурки начиналось обучение ремеслу. В древности она была оберегом для маленьких детей.
    2. Всадник на лошади или просто лошадка изображают Велеса — языческого бога удачи и плодородия.
    3. Петушок охраняет домашний очаг от несчастий.
    4. Козочка, олень, бык и барашек с трехцветными кольцами на шеях отгоняют злых духов.
    5. Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
    6. Курочка — символ благополучия.
    7. Барышня в нарядной юбке — это особый оберег. Он символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с утицей в левой. Эта фигурка является символом огромного семейного счастья.

    Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

    • танцующие солдаты и барышня — их называли люботой;
    • солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
    • Иван, который поймал Жар-птицу;
    • чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.

    При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги.

    Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

    У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты. Игрушки не детализированы — филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками. Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей — в птице, которую они держат подмышкой.

    В открытом доступе до

    Посчитали за вас, скачивайте
    бесплатно «Нормы расхода
    ткани для пошива одежды»

    • иконка
      Нормы расхода ткани для пошива одежды


    Этапы создания филимоновской игрушки

    По такому принципу можно сделать любую филимоновскую свистульку из глины. Первым делом сначала мастер игрушку желтит, для этого широкой кисточкой наносят краску на фигуру, закрашивая ее определенные части тела. Можно чередовать линии, а потом круги или наоборот. Элемент свистульки, где человек касается губами остается незакрашенным.

    Вторым этапом является использование малиновой раскраски. Тонкой кисточкой нужно мастеру нанести разные узоры (елочки, треугольники, кружочки, полосы).

    И последним штрихом станет озеленение игрушки. Тоже берется тоненькая кисточка и таким же образом окрашивается.

    Главным инструментом этой росписи служит гусиное или же куриное перышко. Для данных изделий с филимоновской росписью необходимо применять специальную глину — синика, которую нашли в Филимоново.

    Символика цветов и узоров

    Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:

    • окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
    • треугольники — это символы земли;
    • зигзаги олицетворяют воду;
    • елочки — трава и деревья.

    Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой. Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл. Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:

    • жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
    • красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
    • зелёный обозначает природу и возрождение жизни.

    Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.

    Занятия по филимоновской росписи в детском садике

    Для развития творческих способностей для детей будет полезными занятия по изготовлению филимоновской игрушки. Специально для ребенка можно делать ее из бумаги. Чтобы нарисовать филимоновскую игрушку, например, лошадь, сначала ищут соответствующие изображения лошадок, петушков, котов и т. д.

    Найти и распечатать из интернета шаблон для раскрашивания карандашом поэтапно совсем несложно. В основном в саду делают шаблон петуха, он самый простой. Знакомят деток с историей возникновения, и принципами филимоновской росписи и приступают к занятию. Для создания росписи будут нужными такие инструменты:

    1. Плакат с расписанными элементами росписи
    2. Несколько глиняных свистулек
    3. Шаблоны лошадок или петушков с нанесенным на них уже желтым цветом
    4. Палочки ватные либо кисточки
    5. Гуашь или цветные карандаши
    6. Палитра
    7. Емкость для мытья кисточек
    8. Салфетки

    Благодаря таким занятиям у малыша совершенствуется фантазия, развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. При занятиях можно читать стихи, художественную литературу, напевать песенки, показывать деткам картинки. Есть множество программ и курсов на тему — изучение филимоновской росписи в детском садике.

    Такие методы преподавания увлекут детей и большему научат. Заодно ребенок освоит культуру и традиции своего народа, а также приобретет новые навыки и научится рисовать простые элементарные геометрические элементы. А если ваш ребенок учится в школе, например, во 2 классе, и ему понадобилась презентация по филимоновской игрушке – будет полезно ознакомиться с нашей статьей.

    В современном мире филимоновские игрушки делают более разнообразными, яркими и броскими. Также есть множество различных материалов, которые можно использовать вместо традиционных. Например, можно вместо глины взять гипс и т. д.

    Занятия по филимоновской росписи в детском садике

    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике
    Занятия по филимоновской росписи в детском садике

    Материалы

    Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

    Типы фигур

    Основных типов четыре:

    • Антропоморфные – люди, барыни, солдаты, кормилицы, всадники. Трактовки могут быть от профанных до глубоко символических, от бытовых комических зарисовок до древних богинь плодородия, отвечавших за младенцев и урожай.
    • Зооморфные – сельские животные. Лошадки, козы, бараны. И дикие – олени, медведи. Могли быть как предметами для игр, так и оберегами. Божествами, впрочем, не были – в такое не поиграешь. Но их атрибутами или помощниками вполне могли служить.
    • Птицы – петушки, гуси и даже павлины. Символически птицы считались посредниками между мирами.
    • Многофигурные композиции – уже не для игры, а для украшения интерьера. Говорят, появились уже в двадцатом веке. Сложные сюжеты с участием перечисленных персонажей. И не только – в отдельных сюжетах есть, например, дерево или повозка.

    Типы фигур

    У фигур длинные шеи и лаконичные, но выразительные лица и морды – точечки и черточки на ярко-белом фоне. Похоже на современное искусство! Недаром фото необычных и узнаваемых статуэток есть в каждом буклете Тульской области!

    Типы фигур

    Этапы росписи

    Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:

    1. Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
    2. Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
    3. Аналогичным образом производится озеленение игрушки.

    Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего.

    Основные элементы росписи — белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.

    Вам может быть интересно:

    Экоткани

    от 605 ₽/метр

    Перейти в каталог

    Ткани для постельного белья

    от 456 ₽/метр

    Перейти в каталог

    Ткани для детской одежды

    от 390 ₽/метр

    Перейти в каталог

    Ткани для платьев на зима-весна

    от 410 ₽/метр

    Перейти в каталог

    Ткани для офисной одежды

    от 460 ₽/метр

    Перейти в каталог

    Ткани для спортивной одежды

    от 260 ₽/метр

    Перейти в каталог

    Персонажи глиняных игрушек

    Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает — разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.

    Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:

    • женщин. Как правило, это барыня, олицетворяющая образ матери, продолжение рода и жизни на Земле. Чаще ее изображают держащей в правой руке младенца, а в левой утку;
    • животных. Медведь — сила и мужественность, а также приход весны (новая жизнь). Корова — сила духа и бодрость, достаток в доме. Олень — счастье в браке, семейное благополучие (хороший подарок на свадьбу и оберег для семьи). Конь — символ бога солнца, ему поклоняются язычники, Коза, баран и бык оберегают от злых духов;
    • птиц. Символизируют пробуждение природы, воскрешение всего живого на Земле. Обычно они изображались рядом с барышней. Уточка — основной символ воды, оберег для ребенка и первая фигурка, с которой начинается обучение лепке. Петушок хранит семейный очаг.

    Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:

    • любота (барыня, танцующая с солдатом);
    • солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
    • солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
    • чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.

    Отличительные черты

    Игрушки из Филимоново — это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.

    Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов — они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.

    Специальный орнамент

    Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:

    • круг — обозначает солнце;
    • зигзаг — вода;
    • треугольник — символизирует землю;
    • росточки и елочки — знаки жизни.

    Специальный орнамент

    Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка — зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза.

    Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.

    Считается, что выполненные пером узоры получаются более яркими и аккуратными, тогда как обычная кисть может оставить ворсинки на глине.

    Процесс росписи

    Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.

    Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.

    Как нарисовать Дымковскую Игрушку лошадку

    Народное творчество всегда отличается своей доступностью для широких масс. Любой умник с хорошо развитым глазомером может изобразить себе игрушку. А если возникают с этим трудности, тогда на помощь прихожу я – талантливый и неумолимый. Я покажу тебе как рисовать Дымковскую игрушку поэтапно. Дымковские игрушки имеют свои названия: барышня, водоноска, всадник, конь, олень, петух, индюк.

    Иногда делают групповые композиции, например, карусель. В моем примере будет лошадка, то есть будем рисовать Дымковскую игрушку коня.

    Как нарисовать Дымковскую Игрушку лошадку

    Виды и рисунки детских филимоновских игрушек

    В начале XX века данное ремесло почти что пропало, но в послевоенные годы опять начало активно развиваться, так как тогдашнее руководство страны всячески поддерживало народное искусство. Среди старинных образов из таких игрушек самыми основными являются:

    1. Филимоновская уточка — это основной символ водной среды. Использовали как оберег для малышей.
    2. Филимоновская лошадка (конь либо всадник на нем) является символом основного языческого бога Солнца — Велеса, которому все поклонялись.
    3. Филимоновский петушок являлся хранителем очага семьи.
    4. Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов. Специально для этого у них были кольца на шеи.
    5. Филимоновская корова являлась символом достатка в доме.
    6. Филимоновская курочка была достатка и семейного благополучия.
    7. Филимоновская барышня — оберег огромного семейного и прекрасного счастья. Всегда изображается с маленьким младенцем именно в правой руке, а с утиной в левой. Давний прообраз единичного женщины божества — главной богини Мокошь.

    Более поздними филимоновскими игрушками считаются:

    1. Танцевальная пара солдата и барышни, которые назывались прозвищем Любота.
    2. Образ Ивана, который согласно сказке словил красавицу Жар-птицу.
    3. Солдат с куркой или с конем — это символ повседневной жизни в маленькой деревушке.
    4. Образ Чаепития, посвященный самовароварению.

    Характерной особенностью филимоновских игрушек является то, что при изготовлении отсутствует шаблон. Мастер просто из куска глины делает опрятную, определенную заготовку согласно традиционным параметрам.

    Из чего сделаны лошадки?

    Легенда останется легендой, однако доля правды в ней присутствует – фигурки действительно изготовлялись из остатков глины от гончарных дел. Синика – местная глина – до обжига имеет характерный черно-синий цвет, почему и получила свое название. Синика отличается особенной пластичностью и жирной фактурой, идеальной для лепки и обжига.

    Бытует непростая система ее заготовки – ведь ошибка может испортить вещь!

    • Пласты синики залегали на глубине. Верхние слои почвы непрочные – поэтому колодцы для заготовки копали по морозу. Иначе обвалятся!
    • Синика должна была отлежаться несколько дней в темном влажном месте.
    • Затем ее замачивали в воде. Временами переворачивая.
    • Отмокшую синику клали на пол и разминали. Прямо ногами. Это был своеобразный деревенский праздник с танцами босиком на синике под гармонь. Растоптанный пласт присыпали золой и убирали. Потом повторяли. Чем больше задорных танцев на благо производства, тем лучше фигурки!
    • Подготовленную синику нарезали на пластины – заготовки. Хранили, защищая от высыхания – иначе треснет!

    Из чего сделаны лошадки?

    Современная их раскраска сформировалась в девятнадцатом веке – тогда изобрели химические анилиновые краски.

    Из чего сделаны лошадки?

    Поэтому роспись настолько неправдоподобно яркая для древней! Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зеленка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!

    Из чего сделаны лошадки?

    Звуки музыки

    А еще они музыкальны – многие фигурки имеют собственный свисток и являются оригинальным музыкальным инструментом. А из нескольких филимоновских статуэток можно составить ансамбль. Или даже оркестр.

    Из чего сделаны лошадки?

    Если вы приехали на вместительном экскурсионном автобусе – вы сможете проверить это на практике.

    Из чего сделаны лошадки?

    Музыкальная индустрия была женским делом – дед-основатель, если существовал, то надежно забылся. Мастерицы начинали обучаться с детства – девочки игрушечницы так и звались “свистульками”. Участие в семейном заработке для детей было важным шагом во взрослую жизнь.

    Традиции изготовления игрушки предполагают фантазию. Иначе промысел утратил бы привлекательность и интерес. А он жив и радует людей целое тысячелетие! Просто посмотрите на картинки филимоновской игрушки и проникнитесь оптимизмом многовековой выдержки!

    Техника изготовления

    От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.

    Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

    После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

    Технология заготовки синики

    1. Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
    2. После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
    3. Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
    4. Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
    5. Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек. Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

    Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

    Технология росписи

    Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

    Технология росписи

    Технология росписи

    Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три:

    • Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
    • На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
    • Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

    Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

    Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.

    Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.

    В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

    Какие цвета нужны для создания филимоновской игрушки

    Цвета — это основная деталь в филимоновской росписи. Основными являются желтый, красный, зеленый, потому что любой из них означает определенный смысл, а именно:

    1. Красный — символ земли, волшебной красоты, сила огня либо духа.
    2. Зеленый — возобновление самой жизни.
    3. Желтый — цвет величественного солнца, а также огня.

    Характерная особенность филимоновской росписи — это то, что при обработке методом обжига она после приобретает идеальный белый цвет, поэтому нет необходимости ее поверх грунтовать, так как нам как раз нужна такая идеальна и белая поверхность для того, чтобы ее разукрашивать узорами.

    Выбор глины для игрушек

    Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная – «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью.

    Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками. Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.

    Кавалер, барыня, медведь: виды игрушек

    Медведь со ступой. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область.

    Медведь со ступой. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область.
    Встреча. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область.
    Встреча. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область.
    Гончар Филимон. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область.
    Гончар Филимон. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область.

    Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

    Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.

    Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.

    Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

    Яркая палитра и древние знаки

    Роспись имела свою последовательность и наносилась поэтапно – сначала желтый цвет, затем поверх него красный, в конце зеленый. Применяли тонкие полоски, круги, точки и короткие линии на ярком белом фоне.

    Яркая палитра и древние знаки

    Чем позже нанесение, тем тоньше кисточка. Орнаменты несли сложную символику. Круги и звездочки – солярные символы, елочки – Древо Жизни, треугольники – сельскохозяйственное плодородие, засеянная пашня.

    Яркая палитра и древние знаки

    Точки в треугольниках – зерно. Зигзаги и дуги – дождь, волны – небесные воды. Главное, о чем думали крестьяне в эпоху рискованного земледелия!

    Яркая палитра и древние знаки

    Теперь вы знаете, как нарисовать филимоновскую лошадку или барыню! Можно идти за карандашом и начинать экспериментировать.

    Яркая палитра и древние знаки

    часы

    Только до

    Cкачать бесплатно выкройки для
    вашего вдохновения и скидку 5%

    на покупки в нашем магазине

    иконка

    25 трендовых выкроек в подарок

    На сегодняшнее время

    За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от дымковской игрушки, все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

    Игрушки содержали мало деталей. Например, у барыни была юбка-колокол, расширяющаяся книзу. Голова и шея были приблизительно одной толщины, а на голове фигурки женщины красовался головной убор. Фигурки мужчин представляли собой солдат в мундирах, в шляпе и в сапогах.

    Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

    В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

    1. треугольник – земля;
    2. круг – солнце,
    3. елочки и росточки – символы жизни.

    Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу. Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

    С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

    Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

    Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

    Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

    Наши ключевые преимущества:

    Продаем ткани
    оптом и в розницу

    500+ видов тканей в
    наличии

    Оптовые цены
    от одного рулона

    Перейти в каталог
    иконка каталога

    Особая форма филимоновской игрушки

    Изделия одоевских мастериц славятся на всю страну своими тонкими, изящными формами. Но мало кто знает, что их внешний вид не случаен. Дело в том, что местная глина имеет очень жирную и мягкую текстуру. Во время сушки она начинает трескаться и деформироваться, поэтому мастеру приходится разглаживать и выравнивать фигурки мокрыми руками. От этого игрушки приобретают непропорциональные, вытянутые формы, что и делает их необычными и легкоузнаваемыми.

    Особая форма филимоновской игрушки

    Занятия в детском саду

    Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки — на нем проще всего учиться росписи.

    Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.

    Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.

    Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).

    Особая форма филимоновской игрушки

    Особая форма филимоновской игрушки
    Особая форма филимоновской игрушки

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется филиал банка
  • Как пишется фирма гесс на английском
  • Как пишется фирма supreme
  • Как пишется филиал акционерного общества
  • Как пишется фирма dolce milk