Как пишется фонокорректор

Когда меломан открывает для себя Hi-Fi (аудио “высокой точности”), одно их первых понятий, которое он будет слышать отовсюду — это фонокорректор. Идёшь по выставке Hi-Fi и Hi-End компонентов, и со всех сторон раздаётся: “Если подключить внешний фонокорректор, то заиграет лучше” и т.д. Давайте разберемся, для чего же нужны фонокорректоры в домашней системе. 

Фонокорректор всегда выступает в роли предусилителя. Опять же, мы часто слышим это слово и не всегда понимаем, о чём речь.

Что такое предусилитель?

В общем смысле предусилитель (предварительный усилитель) — это аудиокомпонент, задача которого — “подготовить” сигнал с вашего источника (CD-плеера, проигрывателя винила, портативного плеера, “кассетника”) к передаче непосредственно на усилитель мощности. Как он это делает? Предусилитель повышает мощность слабого сигнала, поступающего, например, с CD-плеера, и регулирует его уровень на выходе. Сигнал после такого “пит-стопа” отправляется непосредственно в усилитель мощности, и там его уровень увеличивается в десятки раз. Именно такой сигнал мы слышим через свою акустическую систему. Для проигрывателей винила тоже есть специфические предусилители. Их-то и называют фонокорректорами.

Для чего нужен фонокорректор?

Как мы уже сказали, фонокорректор (phono stage) — это, грубо говоря, специальный предусилитель для проигрывателя винила. Если подключить вертушку “в линию” к усилителю без фонокорректора, звука не будет. Сигнал от головки звукоснимателя очень слабый, поэтому его следует сначала усилить — этим и занимается фонокорректор. Он придает сигналу линейную АЧХ — это важная деталь, так как звук с пластинки первоначально имеет множество тональных искажений. Задача фонокорректора — “причесать” сигнал под линейку, усилить его и передать дальше (в усилитель). Разобраться детальнее нам поможет конкретный пример — TEAC PE-505.

Какой сигнал обрабатывает фонокорректор?

На виниловую пластинку записан электрический сигнал, который необходимо передать в усилитель. Мы уже говорили, что первоначально сигнал нелинейный и имеет серьезные тональные искажения. Пластинки, произведенные после 1954 года, имеют общий стандарт сигнала RIAA (Recording Industry Association of America). Однако лейблы звукозаписи, такие как Columbia, Decca или Victor, производили пластинки со своими специфическими стандартами сигнала, что непосредственно отражалось на звуке не в лучшую сторону. В чём преимущество внешнего фонокорректора TEAC PE-505? На его передней панели пользователь может выбрать пресет под конкретный тип сигнала: RIAA, Decca, Columbia. В каждом из них заложена подобранная АЧХ. Кроме того, продвинутые пользователи c обширной коллекцией винила оценят функцию EQ Curves. Все эти возможности указывают на высокий класс фонокорректора.

Сложно? У нас родилась аналогия: сомелье, проводя дегустацию вин, использует различные бокалы, чтобы по-максимуму раскрыть характер вина. Например, для вин из красных сортов винограда берут объемные, “пузатые” бокалы, в которых вино “дышит” и передает все свои свойства. Однако, кто-то может выпить вино и из стакана для воды — и важные ноты улетучатся. Не уверены, что стоит “переводить” вино таким образом. С сигналом так же: можно скорректировать сигнал с винтажных пластинок, учитывая их специфику, а можно просто выдать усредненное качество. Точная подстройка под конкретный тип сигнала на фонокорректоре раскроет все возможности пластинки, а TEAC PE-505 будет для этого точным инструментом.

С какими типами головок звукоснимателей работает фонокорректор?

На проигрыватель винила устанавливают либо MM-головку (звукосниматель с подвижным магнитом) либо MC-головку (звукосниматель с подвижной катушкой). Для этих двух типов звукоснимателей нужно определенное усиление. Поэтому на рынке существуют три типа фонокорректоров: для ММ-головок, для МС-головок и с переключением MM/MC. Наш подопечный — TEAC PE-505 — может работать с любым типом звукоснимателей, так как в его корпусе есть сразу несколько каскадов коррекции и усиления. Вся тонкая настройка под конкретный тип картриджа доступна на передней панели. Кратко скажем об особенностях работы фонокорректора с MM и MC.

Работа с MM-картриджем

Головки с подвижным магнитом больше всего распространены на рынке и используются в проигрывателях различных ценовых сегментов. Фонокорректор для MM-звукоснимателя имеет средний уровень усиления от 36 до 46 дБ. MM-головка имеет высокий уровень сопротивления и индуктивности, поэтому MM-фонокорректор имеет на входе внушительное сопротивление в 47000 Ом (47 кОм). Однако этот показатель может меняться в зависимости от картриджа — для этого необходимым является показатель ёмкости. О чём речь?

Однин из важных параметров, который регулируется в MM-фонокорректорах, — это ёмкость, которая измеряется в пФ (пикофарад). Она изменяется в зависимости от картриджа и значительно влияет на характер звучания высоких частот. Не будем уходить далеко в физику, пока скажем, что ёмкость — это способность накапливать электрический заряд. У всех картриджей он разный, а значит регулировка емкости позволяет точно сбалансировать фонокорректор и конкретный звукосниматель. Опять же, сравнение с бокалами уместно. Так что, если увидите на лицевой панели обозначение pF, не пугайтесь. Данная регулировка, скажем прямо, для эстетов-виниловодов, и она доступна на TEAC PE-505. Если говорить о звуке, то регулировка влияет в том числе на уровень спада в высоких частотах.

Работа с MC-картриджем

Головки с подвижной катушкой обеспечивают высочайшее качество звука, но уровень сигнала с MC-картриджа слабейший: от 0.15 мВ до 0.5 мВ (у ММ, для сравнения, 2 или 3 мВ). Именно поэтому фонокорректор должен иметь высокий уровень усиления — от 60 дБ и выше. У TEAC PE-505 есть регулировка сопротивления под конкретные картриджи. Уровень сопротивления можно протестировать — для этого на передней панели есть специальная кнопка и аналоговая стрелка. Для пользователя доступно балансное соединение проигрывателя и фонокорректора — раньше оно было только в студийных системах. Оптимальным проигрывателем для TEAC PE-505 будет проигрыватель TEAC TN-5BB — его подробный обзор в нашем материале. Вместе они образуют единую экосистему, поскольку у этого проигрывателя тоже есть балансное подключение.

Одной из важных особенностей фонокорректора TEAC PE-505 является очень низкий уровень шума при работе с MM и MC-звукоснимателями, а также множество параметров тонкой настройки, о части из которых мы поговорили выше. Есть ещё одна особенность — в модели реализовано двойное моно, чтобы свести перекрестные помехи к минимуму. В предусилитель “переехало” множество технических решений, которые раньше были доступны только для профессионалов в студийной работе. Можно по праву считать модель референсной.

Нам часто задают вопрос: покупать ли отдельный блок фонокорректора или использовать уже встроенные в интегральный усилитель?

К сожалению, далеко не всякий интегральный усилитель может “похвастаться” хорошим встроенным фонокорректором. Часто его устанавливают по остаточному принципу. Конечно, с увеличением нулей в чеке, качество предусилителя повышается, но даже тогда точные регулировки для пользователя чаще всего недоступны. Блок фонокорректора в корпусе интегрального усилителя занимает очень небольшое пространство — логично, что ему сложно составить конкуренцию отдельному устройству. “Всё в одном” — это удобно, но есть оговорки по качеству.

Отдельный блок фонокорректора будет выигрывать у встроенного практически всегда, так как он создавался для единственной задачи — передавать очищенный и усиленный сигнал от звукоснимателя дальше в усилитель мощности. На примере TEAC PE-505 мы показали возможности современного “заряженного” в профессиональном плане предусилителя, который может регулировать сигнал со всех сторон. Давайте теперь поговорим о его звуке.

Что слышно?

Некоторые в своих обзорах называют эту модель “предусилителем-фонокорректором для перфекционистов”. Такой вердикт относится к внутреннему устройству “преда” и его звуку. Мы использовали фонокорректор в связке с проигрывателем TEAC TN-5BB и усилителем TEAC AX-505. И сразу обратили внимание на ясность и прозрачность звучания. На слух ощущаешь, насколько низко соотношение сигнал/шум — ставишь иглу на пластинку, и нет даже намека на фон или шорох. Хочется подойти к колонке и прислушаться: точно ли началось воспроизведение? Только по легкому характерному трепету можно это понять.

Встроенный фонокорректор стороннего усилителя в сравнении с TEAC PE-505 сразу звучит “проще”. Складывается ощущение, что акустику накрыли “одеялом”.

Особенности TEAC PE-505

  • полностью балансная схема;

  • переключаемая коррекция RIAA, Decca, Columbia;

  • функция размагничивания MC-картриджей;

  • вход: XLR, RCA;

  • выход: XLR, RCA;

  • поддержка картриджей: MM и MC;

  • соотношение сигнал/шум: 106 дБ;

  • диапазон частот: 20 — 20000 Гц;

  • Переключаемая емкостная нагрузка для MM картриджей (0, 100, 220, 330pF);

  • Переключаемый импеданс MC картриджей (10, 22, 47, 100, 220, 470, 1 кОм).

Вердикт

Безусловно, отдельный блок фонокорректора (в частности, TEAC PE-505) — это устройство для продвинутых любителей винила, которые хотят перейти на новый уровень в контроле качества воспроизведения. Описанная модель является референсной: проводя звук через неё, можно быть уверенным, что на усилитель подается качественный сигнал, прошедший через несколько каскадов подготовки и усиления.

Фонокорректор от А до Я

Руководство по покупке и эксплуатации

Фонокорректор от А до Я

Руководство по покупке и эксплуатации

Для покупателей проигрывателей винила исключительно важным является вопрос правильного выбора фонокорректора, без которого слушать виниловые пластинки просто невозможно. При этом далеко не все из тех меломанов, что только собираются приобщиться к винилу, понимают, что такое фонокорректор, и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор поможет наша статья.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Что такое фонокорректор?

Почему же нельзя подключать вертушку без фонокорректора напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустике? Да просто потому, что вы ничего не услышите в колонках. Фонокорректор, он же phono equalizer или phono stage, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу, записанному на грампластинке, линейную амплитудно-частотную характеристику и сделать его достаточным по уровню для того, чтобы с ним могли работать следующие далее по цепи усилители. Ведь изначально сигнал на виниле записывается с существенным искажением тонального баланса, с большим равномерным спадом от высоких к низким частотам. И для того, чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, формируемый головкой звукоснимателя, но и сделать его линейным, нужен фонокорректор.

С каким сигналом работает фонокорректор?

На пластинках, издаваемых после 1954 года, записывается сигнал, соответствующий кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America), частотная характеристика которой выглядит примерно так.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

До установления единого стандарта на рынке одновременно существовали до сотни (!) различных вариантов кривых, которые использовали звукозаписывающие компании для свои пластинок. Причем даже один лейбл мог одновременно иметь несколько версий для разных скоростей вращения, для каждой из которых требовалась отдельная эквализация. Встречались варианты от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это создавало невероятную путаницу как для производителей техники, так и покупателей. В студийных фонокорректорах той эпохи были переключатели для нескольких десятков кривых. Поэтому сегодня все виниловые пластинки записаны по единому стандарту RIAA и нужды в приобретении сложного корректора с множеством переключаемых контуров больше нет, если только вы не являетесь обладателем большой коллекции западных пластинок, выпущенных в 1940-50-х годах.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Что делает фонокорректор?

Как уже было сказано, он восстанавливает сигнал в том виде, в котором он был изначально сведен и записан на магнитную ленту или жесткий диск до того, как в него были внесены предискажения для печати винила. От точности этого восстановления зависит то, насколько качественным будет звучание всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Вне зависимости от типа и конструкции корректора, его сердцем является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что восстановление исходной формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.

Какие бывают фонокорректоры?

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Фонокорректоры условно подразделяются на несколько видов, в зависимости от того, какая головка звукоснимателя установлена на проигрывателе винила. Несмотря на немного отличающуюся конструкцию головок с подвижным магнитом и с подвижной катушкой, обе этих разновидности работают по принципу электромагнитной индукции и различаются уровнем напряжения и внутреннего сопротивления. Соответственно, для каждого вида понадобится фонокорректор с нужными для правильной нагрузки электрическими характеристиками, а также достаточным коэффициентом усиления. Поэтому сегодня в продаже есть корректоры трех основных разновидностей – для ММ головок, для МС головок и универсальные модели, которые можно настроить для работы с разными картриджами.

Фонокорректор для головок с подвижным магнитом (ММ)

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Самая распространенная разновидность фонокорректоров на рынке. Поскольку подавляющее большинство проигрывателей винила начального и среднего уровня оснащаются ММ-головками, то именно такие корректоры массово встраиваются в усилители и в ресиверы, а также выпускаются в виде отдельно стоящих компонентов. С точки зрения характеристик они, как правило, отличаются не самым высоким уровнем усиления сигнала – в среднем от 36 до 46 дБ. Главная их особенность, это установленное на входе сопротивление в 47 000 Ом (47 кОм). Такой высокий уровень позволяет согласовать корректор с ММ-картриджами, у которых внутреннее сопротивление и индуктивность весьма высоки. Обычно такие корректоры предназначены для работы с ММ-головками чувствительностью от 2 мВ. В истории существовали головки с подвижным магнитом с низкой чувствительностью, по своим характеристикам приближавшиеся к МС-картриджам, но большого распространения они не получили. В частности, их выпускала компания Stanton. Еще одна важная особенность хорошего корректора данного типа, это возможность подключать на вход дополнительную емкость. Иногда ММ-головке не хватает емкости соединительных проводов и стандартной емкости на входе для того, чтобы правильно звучать. И такая опция позволяет выровнять тональный баланс картриджа.

Фонокорректор для головок с подвижной катушкой (МС)

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

В настоящее время фонокорректоров, предназначенных для работы исключительно с МС-головками, выпускается не так много, но они все же существуют. Как правило, это отдельно стоящие аппараты достаточно высокого класса, предназначенные для включения в качественные аудиосистемы. Особенностью таких моделей является тщательный подбор комплектующих с минимальным уровнем собственных шумов. Ведь речь идет об усилении слабейшего сигнала, формируемого катушкой. Вообще, среди головок с подвижной катушкой различают два подвида – с низкой и высокой чувствительностью. Последняя разновидность может иметь на выходе напряжение до 3 мВ, и, по сути, она аналогична ММ-картриджам с точки зрения электрической нагрузки, и ее нужно использовать с ММ-фонокорректором. А вот для головок с низкой чувствительностью – обычно от 0,15 до 0,5 мВ – предназначены МС-корректоры. Они имеют высокий уровень усиления – от 60 дБ и выше, и часто дают пользователю возможность выбрать значение нагрузки сопротивления. Типовое значение составляет 100 Ом, однако оно не всегда подходит для всех картриджей, и тогда важно иметь возможность выбрать другое значение.

Существует еще одна разновидность корректоров для МС-головок, в которых на входе устанавливаются повышающие трансформаторы.

Повышающий трансформатор (МС-трансформатор)

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Они позволяют поднять уровень сигнала, поступающего с МС-головки, до значений, которые позволят в дальнейшем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Такое решение особенно хорошо подходит для головок с очень низкой чувствительностью, ведь пассивное усиление сигнала позволяет избавиться от шумов, которые при работе активного каскада с собственным питанием могут становиться слышимыми при последующем усилении сигнала. Обычно встроенные либо отдельные трансформаторы применяются в компонентах или системах достаточно высокого класса.

Универсальный фонокорректор (ММ/МС)

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Как следует из названия, такой корректор может работать с любыми головками звукоснимателя. В идеале у него есть два отдельных входа для двух типов головок, а внутри присутствуют два отдельных тракта коррекции и усиления. Однако во многих моделях встречается совмещение цепочки коррекции, а подача сигналов на нее происходит путем переключения входов. В самых продвинутых и дорогих моделях сегодня управление параметрами нагрузки и усиления каждого типа головок происходит автоматически. Корректор сам определяет, какого типа головка к нему подключена, и процессор сам выставляет нужные значения коэффициента усиления, сопротивления и емкости. Однако наиболее распространенные на рынке бюджетные модели имеют фиксированные значения для двух входов. Обычно это 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-картриджей.

Встроенный или выносной?

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Логика подсказывает, что отдельный фонокорректор должен обеспечивать лучшее качество звука хотя бы потому, что имеет свой отдельный блок питания и свободен от ограничений, налагаемых на конструкцию встроенных модулей из-за необходимости разместить их внутри того же корпуса, что и множество других каскадов, включая усилители мощности. Особенно если речь идет о бюджетной аппаратуре. Да, в истории аудио были примеры, когда встроенные в предварительные усилители фонокорректоры оказывались на голову лучше тех, которыми аудиофилы пытались «улучшить» звук системы, но они так и остались исключением из правил. Поэтому если вы хотите услышать, на что способен ваши проигрыватель винила, постарайтесь купить ему хороший внешний корректор.

Какой фонокорректор нужен вам?

Выбор фонокорректора зависит от того, как вы планируете использовать проигрыватель винила.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Если для вас вертушка – это просто дополнительный элемент системы, а основным источником сигнала в ней остается «цифра», то встроенного в проигрыватель или усилитель ММ-корректора будет вам вполне достаточно. В крайнем случае, если ни в вертушке, ни в усилителе нет фонокорректора, то можно приобрести самую простую бюджетную модель. Ценовой ориентир – 10 000 – 15 000 рублей.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Если же увлечение винилом у вас грозит перерасти в страсть, то к выбору корректора нужно подойти самым тщательным образом. Сперва нужно решить, какие головки звукоснимателя вы будете использовать. Да, в пределе МС-картриджи с низкой чувствительностью обеспечивают более высокое качество звука, но они и стоят дороже. Кроме того, в них отсутствует возможность самостоятельной замены иглы по мере ее износа. Если же говорить о головках средней ценовой категории, где одновременно встречаются и ММ, и МС, и MI модели, то есть смысл остановиться на качественном ММ-фонокорректоре и использовать вместе с ним головки с высокой чувствительностью.  Такой корректор обойдется в сумму от 40 000 до 100 000 рублей.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

В том случае, если вы твердо решили выжать максимум из своих пластинок, то вы, скорее всего, сделаете выбор в пользу головок с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. Для того, чтобы раскрыть их потенциал, придется повозиться. Самый популярный вариант, это приобрести отдельный повышающий трансформатор с характеристиками, соответствующими внутреннему сопротивлению вашей головки. Существуют трансформаторы, рассчитанные на работу с «низкоомными» (3-6 Ом) и «высокоомными» (30-40 Ом) МС-головками. В сочетании с качественным транзисторным или ламповым ММ-корректором вы получите близкий к идеальному источник сигнала.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Тем не менее, дорогие и качественные универсальные моноблочные фонокорректоры также обеспечивают выдающееся качество звука, при этом они проще в эксплуатации. Как и всегда в области High End, цена указанных решений может быть любой, однако в среднем есть смысл ориентироваться на расходы в районе 150 000 – 500 000 рублей.

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Заключение

Вне зависимости от того, какой проигрыватель винила вы приобрели, фонокорректор во многом определяет то, как он будет звучать. Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в многообразии моделей и сделать правильный выбор.

Александр Чечелёв

23 мая 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

фонокорректор

  • 1
    фонокорректор

    2) Hi-Fi. phono amplifier

    Универсальный русско-английский словарь > фонокорректор

См. также в других словарях:

  • Фонокорректор — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение) …   Википедия

  • Грампластинка — Грампластинки и их конверты (на переднем плане), компакт диск для сравнения Гра̀мпластинка (чаще просто пластинка; жарг. пласт, вини …   Википедия

  • Виниловая пластинка — Грампластинки и их конверты (на переднем плане), компакт диск для сравнения Грампластинка (винил или просто пластинка)  аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск, изготовленный из синтетических… …   Википедия

  • Виниловые пластинки — Грампластинки и их конверты (на переднем плане), компакт диск для сравнения Грампластинка (винил или просто пластинка)  аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск, изготовленный из синтетических… …   Википедия

  • Виниловый диск — Грампластинки и их конверты (на переднем плане), компакт диск для сравнения Грампластинка (винил или просто пластинка)  аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск, изготовленный из синтетических… …   Википедия

  • Грамзапись — Грампластинки и их конверты (на переднем плане), компакт диск для сравнения Грампластинка (винил или просто пластинка)  аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск, изготовленный из синтетических… …   Википедия

  • Граммофонная пластинка — Грампластинки и их конверты (на переднем плане), компакт диск для сравнения Грампластинка (винил или просто пластинка)  аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск, изготовленный из синтетических… …   Википедия

  • Граммпластинка — Грампластинки и их конверты (на переднем плане), компакт диск для сравнения Грампластинка (винил или просто пластинка)  аналоговый аудионоситель, представляющий собой двусторонний (реже односторонний) диск, изготовленный из синтетических… …   Википедия

Бывают такие «скромные» устройства и составляющие, функции и значение которых с первого взгляда не видны, но при этом они обладают огромной ролью и значением. К таким устройствам можно смело отнести фонокорректор.

Находясь в цепочке системы звуковоспроизведения, фонокорректор является важнейшей составляющей, без которой винил невозможно было бы услышать.

Фонокорректор — штука незаменимая для аудиофила. Однозначно. Но при этом она еще и практичная. Деталь (а точнее блок фонокорректора) не изнашивается от энергопотребления, поэтому его даже не обязательно отключать от сети питания.

Эксперты для увеличения функциональности звукопередачи в процессе прослушивания виниловых пластинок рекомендуют покупать фонокорректоры, объединенные с микшером или, к примеру, с аналого-цифровым преобразователем. По словам знатоков это обещает великолепный результат звукопередачи.

Существуют даже фонокорректоры, легко устанавливаемые на самом проигрыватели винила

     

Существуют даже фонокорректоры, легко устанавливаемые на самом проигрыватели винила


Функция фонокорректора

Любой ресивер и «усилок» обладает линейными входами для источников звука. Они предназначены для подсоединения рекордеров, всяческих дек, тюнеров и даже плееров. Такие устройства, как правило, настроены на тот или иной уровень сигнала (не менее 155-200 мВ). Данный показатель именуется не иначе, как «входная чувствительность» или «чувствительность входа».

Тут важно отметить, что сигнал, поступающий от магнитной головки винилового проигрывателя значительно ниже по своей чувствительности. Например, у головок звукоснимателя ММ — это 4 или максимум 5 мВ, а у головок МС — порядка 0,2 мВ. Такой сигнал, снятый с винила, необходимо изначально адаптировать и «довести до ума», а точнее — до значения в 150 мВ, иначе его будет невозможно услышать. Как раз этим и занимается фонокорректор. В этой цепочки звуковых преобразований он является дополнительной ступенью усиления. В этом и заключается его основная функция, но не последняя…

У фонокорректора есть еще одна важная роль, кроме усиления сигнала. Это выравнивание (корректировка) АЧХ, которая обычно меняется в процессе записи виниловой пластинки.

Да, при изготовлении виниловой пластинки, в процессе записи на нее музыкальных треков, степень составляющих высоких частот увеличивается, а количество низких частот, напротив, сокращается. Причина этому следующая: в записи сила составляющих высоких частот меньше, чем мощность низких частот. Из-за этого шумы винилового диска более явно влияют на высокие частоты. Чтобы максимально сократить число шумов при записи винила, составляющие высоких частот поднимают, а при воспроизведении диска — понижают. А низкочастотные составляющие уменьшают для того, чтобы стилус во время воспроизведения пластинки «не убегал» и не перескакивал с бороздки винила. А уже при воспроизведении звука их число снова увеличивают.

Эти амплитудно-частотные характеристики впервые были стандартизированы RIAA (Американской Ассоциацией Звукозаписывающей Индустрии) в далеком 53 году. Со временем, когда технологии стали катализировать развитие индустрии, появилась отличная возможность сделать запись звука более низкочастотной. Так и был принят новый стандарт RIAA-78, обуславливающий амплитудно-частотные характеристики в более широком диапазоне.

Совместимость

Помните, ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора!

     

Помните, ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора!


Для обеспечения идеальной совместимости как с новыми, так и с виниловыми пластинками прежних лет, некоторые (очень многие) варианты фонокорректоров обладают адаптивными АЧХ, которые представляют собой некий промежуточный вариант между вышеописанными RIAA-78 и RIAA.

Известно также, что в коллекциях аудиофилов есть виниловые диски, которые были изданы еще до внедрения даже классического стандарта RIAA. Для воспроизведения таких экземпляров в некоторых разновидностях фонокорректоров специально предусмотрен такой режим функционирования, как Old Columbia LPs. Еще в хороших фонокорректорах часто имеются режимы воспроизведения винила на 78 оборотах. В данном случае устройство просто увеличивает уровень звукового сигнала.

А вот для устранения или подавления биений и пульсаций низких частот, которые обычно образуются из-за передачи вибраций от двигателя к проигрывателю, в фонокорректорах бывает установлен специальный фильтр.

Связь с головкой звукоснимателя

Как известно, все фонокорректоры можно разделить на ламповые и транзисторные. При этом ламповые устройства не могут принять сигнал MC-головки без участия повышающего трансформатора.

В современных проигрывателях применяются звукосниматели с электромагнитными головками MM и MC. Поэтому на сегодняшний день выпускаются специальные модели транзисторных устройств как для MM-головок, так и для MC-головок, а также комбинированные фонокорректоры-гибриды, в которых можно самостоятельно переключать тип головки при необходимости.

Самые «крутые» и продвинутые варианты фонокорректоров дают возможность выставлять необходимые параметры, что, в свою очередь, обеспечивает наиболее точную и четкую корректировку АЧХ.

Так как фонокорректор по своей «природе» умеет работать даже с минимальными сигналами, значительное влияние оказывают любые наводки от сети. В устройствах Hi-класса блок питания часто внешний.

Любители экспериментов и заядлые аудиофилы порой выбирают питание фонокорректора от аккумулятора или даже батареек.

Можно ли обойтись без фонокорректора?

Транзисторный фонокорректор с выносным блоком питания

     

Транзисторный фонокорректор с выносным блоком питания


Нет. Он совершенно незаменим, если вы, действительно, любите и знаете, что такое хороший звук, а не притворяетесь.

Без фонокорректора невозможно произвести правильную модернизацию аудиосистемы. А, купив специальную модель такого устройства, вам будет легко даже придать индивидуальность и особую «фишку» саунду вашей акустики.

Но, несмотря на огромное значение устройства, все же есть «лазейки», за счет которых можно попробовать обойтись и без него.

Существуют проигрыватели с уже встроенными в них фонокорректорами. Их можно подключать напрямую к усилителю. Если в ресивере или в «усилке» есть соответствующий Phono-вход, то к нему можно подключить проигрыватель даже без встроенного фонокорректора. Только перед этим обязательно следует уточнить, для какого именно варианта головки звукоснимателя предназначен данный вход.

И все равно мы придерживаемся мнения, что значение фонокорректора невозможно переоценить, потому что «прямое» подключение «вертушки» к усилителю никогда не даст самого лучшего звука. Решать вам!

Слово «фонокорректор»

Слово состоит из 13 букв, начинается и заканчивается на согласную, первая буква — «ф», вторая буква — «о», третья буква — «н», четвёртая буква — «о», пятая буква — «к», шестая буква — «о», седьмая буква — «р», восьмая буква — «р», девятая буква — «е», 10-я буква — «к», 11-я буква — «т», 12-я буква — «о», последняя буква — «р».

  • Написание слова наоборот
  • Написание слова в транслите
  • Написание слова шрифтом Брайля
  • Передача слова на азбуке Морзе
  • Произношение слова на дактильной азбуке
  • Остальные слова из 13 букв

Видео Зачем нужен фонокорректор (автор: AudiomaniaVideo)02:03

Зачем нужен фонокорректор

Видео Сравнение Фонокорректоров + новый ламповый ФК (автор: HI-FI Stereo Sound)15:44

Сравнение Фонокорректоров + новый ламповый ФК

Видео Как выбрать фонокорректор (автор: PULT ru)04:38

Как выбрать фонокорректор

Видео Фонокорректор Василича + сборка платы +некоторые секреты сборки (часть3) (автор: Аудиофил)08:36

Фонокорректор Василича + сборка платы +некоторые секреты сборки (часть3)

Видео Ламповый фонокорректор от Юрия Васильевича. Конструкция двух выходных дней (автор: vintagist71)38:01

Ламповый фонокорректор от Юрия Васильевича. Конструкция двух выходных дней

Видео Tube phono preamplifier KIVsound "Black Jack". Ламповый фонокорректор. (автор: Игорь Климов)13:50

Tube phono preamplifier KIVsound «Black Jack». Ламповый фонокорректор.

Написание слова «фонокорректор» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

роткерроконоф 😀

Написание слова «фонокорректор» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 ֆոնոկորրեկտոր

в греческой🇬🇷 φονοκορραικθορ

в грузинской🇬🇪 ფონოკორრეკთორ

в еврейской🇮🇱 פונוכורראכטור

в латинской🇬🇧 fonokorrektor

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--e1ajbjebbcpadwq

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

ajyjrjhhtrnjh

Написание слова «фонокорректор» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠋⠕⠝⠕⠅⠕⠗⠗⠑⠅⠞⠕⠗

Передача слова «фонокорректор» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

⋅ ⋅ – ⋅ – – – – ⋅ – – – – ⋅ – – – – ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – ⋅ – – – – – ⋅ – ⋅

Произношение слова «фонокорректор» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «фонокорректор» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

vgagxgppcxrgp

Остальные слова из 13 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

  • абактериально
  • аббатствовать
  • аббатствуемый
  • аббатствующий
  • аббревиировав
  • аббревиируясь
  • абдикационный
  • абдоминальная
  • абдоминальное
  • абдоминальные
  • абдоминальный
  • абердин-ангус
  • аберрационное
  • аберрировавши
  • абзелиловский
  • абиссобротула
  • аблактировать
  • аблактируемый
  • аблактирующий
  • абонировавший
  • абонированный
  • абонироваться
  • абонирующийся
  • абортировавши

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Увлечение винилом получило свое второе рождение, и теперь уже новое поколение аудиофилов слушают музыку на так называемых вертушках. Однако, молодежь, привыкшая к устройствам, которые просто подключаются к аудиосистеме, могут быть весьма удивлены, что проигрыватель винила нельзя напрямую подключить к динамику или усилителю. Если вы попытаетесь это сделать, то вы просто ничего не услышите. Поэтому необходимо использовать фонокорректор, который служит одной из важных составляющих системы подключения проигрывателя.

4.png

Дело в том, что сигнал, который снимает головка проигрывателя с пластинки, примерно в 1000 раз слабее, чем сигнал, поступающий, например, с CD-плеера или другого потокового устройства. Поэтому для прослушивания музыки с винила через динамики или стереосистему, сначала нужно усилить сигнал. Вот тут на помощь приходит фонокорректор или фоно-предусилитель.

Что такое фонокорректор?

Это устройство, которое усиливает сигнал с проигрывателя винила до уровня, позволяющего подключить его к аудиосистеме. Еще одной задачей фонокорректора является преобразование сигнала и возвращение его к той форме, которая была на исходной записи, до записи на пластинку.

Дело в том, что звуковой сигнал изначально получает существенное искажение тонального баланса при записи на винил, с большим равномерным спадом от ВЧ к НЧ. Чтобы сделать сигнал линейным, используется фонокорректор. Звук, записываемый на пластинки, соответствует кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America). Это единый стандарт для всех пластинок, изданных после 1954 года. Фонокорректор возвращает сигнал к тому виду, в котором он был изначально сведен до внесения искажений для записи на винил. Точность восстановления звука сильно влияет на качество звучания всей системы при воспроизведении виниловых пластинок через акустическую систему. Таким образом, главной функцией и основой фонокорректора является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. То есть, коррекция формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.

6.jpeg

Встроенный или внешний?

Фонокорректоры бывают самых разных форм и размеров, а также встроенными и внешними. Некоторые новые модели проигрывателей оснащены встроенным фонокорректором. Его наличие не зависит от стоимости проигрывателя, а является лишь техническим решением производителя. Если вы не уверены, есть ли встроенный фонокорректор в вашем проигрывателе, просто попробуйте подключить его к акустической системе. Если вы слышите нормальный уровень громкости без искажений, то фонокорректор уже имеется, а значит использовать внешний нет никакого смысла.

Встроенный фонокорректор.jpg

Раньше (примерно до 1980 года) фонокорректоры могли встраиваться в усилители или акустические системы. Если вы любитель ретро-аппаратуры, то ищите на задней панели рядом со входными разъемами надпись «LINE OUT». Нашли? Поздравляем, вы являетесь обладателем устройства со встроенным фонокорректором. Большинство новых усилителей и ресиверов не имеют такой функции.

Примерно с 1990 года фонокорректор прекратили встраивать в стерео аппаратуру, минимизируя затраты на производство, что было связано с падением интереса к виниловым проигрывателям и массовым переходом на цифру.

С возрождением интереса к винилу, вновь возникла необходимость производства фонокорректоров, но в большинстве случаев в качестве отдельного устройства. Аудиофилы, как правило, предпочитают использовать именно внешний фонокорректор. Это связано с проблемами, которые несет в себе совместное использование единой цепи питания электродвигателя проигрывателя и очень чувствительных цепей фонокорректора. Однако, если встроенный фонокорректор имеет отдельное питание и хорошую систему экранирования, то проблем можно избежать.

Следуя данной логике, внешний фонокорректор чисто теоретически должен обеспечивать лучшее качество звука, так как имеет свой отдельный блок питания, а также не подвержен влиянию множества других каскадов, включая усилители мощности. На самом деле, разницу в звучании после работы встроенного или внешнего фонокорректора заметит не каждый. Выбор всегда за вами.

Виды фонокорректоров

В сегменте Hi-Fi и Hi-End аппаратуры существуют два основных вида фонокорректоров: для головок с подвижным магнитом (ММ) и для головок с подвижной катушкой (МС). И выбор типа фонокорректора, как видно из названия, определяется типом считывающей головки проигрывателя.

Самый распространенный тип фонокорреторов используется для проигрывателей, имеющих головку с подвижным магнитом (ММ). Именно такими головками чувствительностью от 2 мВ оснащены большинство проигрывателей начального и среднего уровня. Фонокорректор для таких проигрывателей должен имеет высокий уровень входного сопротивления, чтобы хорошо согласовываться с картриджами проигрывателя, имеющих высокие сопротивление и индуктивность, а вот уровень усиления требуется не сильно высокий. О том, что внешний фонокорректор является правильным выбором, говорит возможность подключения к его входу дополнительной емкости, что позволяет выровнять тональный баланс картриджа.

ММ.png

Особенности фонокорректора для ММ-головок:

  • уровень усиления сигнала: 36-46 дБ

  • входное сопротивление: 47 000 Ом

  • возможность подключить дополнительную емкость.

Фонокорректоры для работы только с МС-головками – явление довольно редкое, но существующее. Они представляют собой отдельные устройства высокого класса (и, соответственно, высокой стоимости), в которых очень тщательно подобраны все компоненты с минимальным уровнем собственных шумов. Дело в том, что головка с подвижной катушкой формирует очень слабый сигнал, который требует значительного усиления.   Головки с подвижной катушкой могут иметь высокую и низкую чувствительность. Первые имеют чувствительность до 3мВ, а значит могут использоваться с ММ-фонокорректорами. А вот МС-фонокорректоры предназначены для работы именно с головками низкой чувствительности (0,15 — 0,5 мВ), они имеют высокий уровень усиления и типовое значение сопротивления 100 Ом, которое можно менять.

МС.jpg

Особенности МС-фонокорректоров:

  • высокий уровень усиления: свыше 60 дБ

  • возможность выбора сопротивления нагрузки

  • высококачественные компоненты

  • минимум собственных шумов.

Есть еще один вариант работы фонокорректора совместно с МС-головками: установка на входе повышающего трансформатора, который помогает повысить уровень сигнала с МС-головки, до значений, которые позволят затем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Для МС-головок с очень низкой чувствительностью этот вариант является отличным решением.

Стоит отметить, что в PRO сегменте чаще всего можно встретить универсальный фонокорректор (ММ/МС), который может работать с любыми типами головок звукоснимателя. Такое устройство имеет два отдельных входа для разных типов головок, две отдельных цепи коррекции и усиления – это в идеале. Но возможно и совмещение цепей коррекции с переключением входов, для этого на панели имеется специальный переключатель.

Предусилитель ART Precision Phono Preamp.jpg

Самые дорогие и навороченные модели автоматически управляют параметрами нагрузки, усиления и коррекции. Бюджетные же модели имеют фиксированные значения: 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-головок.

Подключение

Для подключения фонокорректора вам понадобится набор аудиокабелей. На картинке показана схема подключения.

2.png

Несколько советов по подключению.

  1. Чем короче кабель, тем лучше. Чтобы избежать потери и искажения сигнала.

  2. Если вы хотите подключить проигрыватель к линейному входу звуковой карты компьютера или внешнему аудионтерфейсу, то также необходимо использовать фонокорректор.

  3. Не пытайтесь подключить фонокорректор к другими источникам звука, например, CD-проигрывателю. Это приведет к его перегрузке и существенным искажениям сигнала.

  4. Не устанавливайте фонокорректор непосредственно на другие устройства и рядом с ними, чтобы избежать лишних вибраций и излучений.

  5. Если в вашем проигрывателе есть встроенный фонокорректор, то никогда не подключайте к нему внешний фонокорректор, даже если он кажется вам более качественным. Вы либо повредите его, либо получите сильно искаженный звук.

5.png

От выбора фонокорректора зависит то, как будет звучать ваш виниловый проигрыватель в аудиосистемах. Не экономьте на нем, выбирайте качественное и хорошее устройство, соблюдайте правила подключения и наслаждайтесь музыкой! А о том, как выбрать проигрыватель винила, вы можете прочитать здесь.

Свяжитесь с нами если у вас остались какие либо вопросы по подключению 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется формула оксида натрия
  • Как пишется фонограмма правильно
  • Как пишется фонк на английском языке
  • Как пишется фонетический разбор слова
  • Как пишется фонетика или фонетика