Как пишется функциональная грамотность

#статьи

  • 10 ноя 2022

  • 0

Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом

Разбираемся, какие умения включает в себя этот показатель и как его измеряют.

Иллюстрация: freepik / reline / DCstudio / Freepik /  Creative Christians / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Екатерина Ерохина

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Из этой статьи вы узнаете:

  • международное определение функциональной грамотности, определение Алексея Леонтьева и определение из ФГОС;
  • какие виды или компоненты бывают у функциональной грамотности;
  • какие уровни функциональной грамотности выделяют;
  • почему есть сомнения в том, что функциональная грамотность существует на самом деле.

В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ранее планировалось, что к 2030 году Россия войдёт в десятку лучших по качеству школьного образования стран — причём качество предлагалось оценивать именно по результатам PISA и других международных измерений. Правда, в 2022 году Россия не участвует в PISA, но проводит собственное исследование по его модели.

Но на самом деле понятие «функциональная грамотность» гораздо старше, чем исследование PISA. В документах ЮНЕСКО его использовали уже в 1950-е годы. Разберёмся, что же это такое.

Сейчас функциональная грамотность упоминается во ФГОС основного общего образования. Там она понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Одной из важнейших задач ЮНЕСКО с первых лет работы этой международной организации было распространение грамотности. Но сразу же встали вопросы: кого считать грамотным? Какой минимальный уровень грамотности необходим современным людям? Так появились разные определения элементарной и функциональной грамотности:

  • Просто грамотным считался тот, кто может прочитать и написать короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное.
  • Функционально грамотный человек — тот, кому навыки письма и чтения позволяют участвовать во всех занятиях, для которых в обществе требуется грамотность.

В чём разница? Человеку с навыками лишь элементарной грамотности будет сложно разобраться в инструкции к лекарству или технике, маршрутах общественного транспорта, условиях договора. Функциональная же грамотность означает, что навыки чтения и письма развиты достаточно для бытового и профессионального взаимодействия.

Фото: Slatan / Shutterstock

В 1965 году Всемирный конгресс министров просвещения постановил, что в программах по устранению неграмотности стремиться надо именно ко второму уровню. То есть грамотность — это не просто умение читать и писать, а основа для овладения социальной, гражданской, экономической ролью человека.

В 1978 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО дала определение функциональной грамотности, действующее до сих пор:

«Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общества и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общества».

От определения из российского ФГОС эта формулировка заметно отличается. Объяснить это можно тем, что изначально функциональную грамотность понимали как очень относительное качество. Ведь в разных группах и обществах список занятий, в которых требуются навыки чтения, письма и счёта, разный. И человеку, вполне грамотному для жизни в одной стране, где-то в другом обществе будет не хватать тех же базовых навыков.

К тому же с годами набор ключевых для жизни умений меняется. Руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, спецсоветник генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования Андреас Шляйхер объясняет перемены так. Когда-то грамотность означала умение извлечь из текста знание. Сегодня источников информации — и недостоверных тоже — стало так много, что речь идёт уже о конструировании знания из нескольких источников и валидации (проверки) этих источников и распространяемого ими знания.

Поэтому логично, что определение функциональной грамотности меняется. Впрочем, классическое всё ещё в ходу. Распространённое в России понимание основано на работах психолога и лингвиста Алексея Леонтьева. В 2003 году под его редакцией вышел сборник об образовательной системе «Школа 2100», где содержалось такое широкое определение:

«Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная неграмотность может проявляться в неумении следовать простым инструкциям — например, к бытовой технике или лекарствам. Неумение находить, понимать и использовать информацию в разных форматах ограничивает также возможности карьерного роста, мешает участвовать в выборах и взаимодействовать с госучреждениями.

Фото: Stock-Asso / Shutterstock

Поскольку с самого начала концепция функциональной грамотности была довольно размытой, способов её оценки долго не существовало. В 1960–1970-е годы ЮНЕСКО подсчитывала функционально грамотных по доле людей, получивших минимальное образование — от четырёх до девяти лет в зависимости от страны.

Сегодня ЮНЕСКО рекомендует оценивать долю функционально грамотного населения в возрасте от 16 до 65 лет по методике из ещё одного исследования ОЭСР — PIAAC. Оно базируется на нескольких проверенных инструментах. Первым из них было YALS (Young Adult Literacy Survey — Обследование грамотности молодёжи) в США в 1980-е, в 1990–2000-е годы развивались измерения IALS (International Adult Literacy Survey — Международное исследование грамотности взрослых) и ALL (Adult Literacy and Lifeskills Survey — Международное исследование грамотности и базовых навыков взрослых). Россия участвовала в первом раунде исследования, который состоялся в 2008–2013 годах, а второй раунд проходит в 2018–2024 годах — вероятно, по геополитическим причинам в России он проводиться не будет.

PIAAC (как и PISA) не использует понятие «функциональная грамотность» само по себе. С помощью тестов оценивают навыки в нескольких областях: грамотность чтения, математическая грамотность и решение так называемых адаптивных задач, или задач в технологически насыщенной среде (то есть с помощью цифровых технологий, электронных устройств, интернета). Это и есть компоненты функциональной грамотности. Например, требуется найти ответ на вопрос в тексте или в статистических данных, заполнить пропуски подходящими словами, определить условия регистрации на сайте, подсчитать, исходя из заданных условий, какую пиццу выгоднее купить.

PISA оценивает развитие навыков 15-летних подростков в нескольких предметных областях. Но в отличие от привычных школьных тестов, концентрируется не на том, как они освоили конкретные темы школьной программы, а насколько умеют применять эти знания в повседневных задачах. Так, для читательской грамотности важно уметь выделить в тексте главную мысль, отделить факты от мнений, интерпретировать данные в графиках и таблицах, найти объяснение предложенной проблемы.

Основные направления оценки в PISA — читательская, математическая, естественно-научная грамотность. В разных волнах PISA к ним добавлялись также финансовая грамотность, критическое и креативное мышление, глобальные компетенции (это набор знаний и умений для взаимодействия с представителями других культур). Всё это тоже компоненты функциональной грамотности.

В России разработкой национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности учеников основной школы занимается Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Как и в исследовании PISA, при разработке учитывается шесть составляющих функциональной грамотности: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

Кадр: фильм «Чёрное зеркало» / Netflix

Исследование PISA оценивает различные компоненты, входящие в функциональную грамотность (в частности, читательскую, математическую и естественно-научную), по шести уровням, а точнее — по семи, учитывая, что определяется также уровень «ниже первого» (то есть фактически нулевой, он означает, что навыки не дотягивают даже до минимума).

15-летние подростки, чьи навыки соответствуют самому высокому — шестому — уровню, во всех странах составляют меньшинство. Находящихся на пятом уровне тоже мало — как правило, приблизительно столько же, сколько тех, кто «застрял» на первом уровне. Большинство же распределяется между вторым, третьим и четвёртым уровнями примерно поровну. Но чем хуже в стране обстоят дела с образованием, тем больше в ней доли находящихся на первом-втором уровнях и тем меньше тех, кто достиг третьего-четвёртого уровней, не говоря уже о более высоких.

Например, по читательской грамотности в среднем по странам ОЭСР уровни 5–6 продемонстрировали в сумме всего 8,7% подростков (по данным PISA 2018 года), а 23% подростков не достигли второго уровня (то есть находятся на первом или вообще нулевом уровнях).

По математике шестого уровня в среднем по странам ОЭСР в 2018 году достигли лишь 2,4%, но при этом в Китае и Сингапуре таких математически суперграмотных ребят оказалось по 16,5 и 13,8% — это самые высокие результаты в мире. И 24% в среднем по странам ОЭСР не достигли второго уровня (но в 24 странах этого уровня не достигла вообще половина учащихся).

По естественно-научной грамотности до второго уровня не дотянули в среднем по странам ОЭСР 22% учащихся.

В России в 2018 году школьники показали такие результаты по PISA:

  • По читательской грамотности на шестом уровне был 1% подростков, на пятом уровне — 5%, на четвёртом уровне — 16%, на третьем и втором — по 28%, на первом — 22%; ниже первого, можно сказать, не было никого.
  • По математической грамотности на шестой уровень претендовали 2% подростков, на пятый — 7%, на четвёртый — 18%, на третий — 28%, на второй — 25%, на первый — 15%. 7% не достигли первого уровня.
  • По естественно-научной грамотности самого высокого, шестого, уровня не достиг никто, пятый продемонстрировали 3% подростков, четвёртый — 14%, третий — 30%, второй — 32%, первый — 21%, а ниже первого не оказалось никого (точнее, если и были, то их количество не достигло даже одного процента).

В 2022 году Россия не участвовала в очередном исследовании PISA, однако не так давно стали известны результаты национального исследования по модели PISA, проведённого в 2021 году. В публичном отчёте, к сожалению, не показали полную статистику по каждому уровню. Известно лишь, что второго уровня не достигли:

  • по читательской грамотности — 15,4% подростков;
  • по математической — 18,9%;
  • по естественно-научной — 17,4%.

Самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме) достигли:

  • по читательской грамотности — 6,8%;
  • по математической — 11%;
  • по естественно-научной — 1,4%.

В исследовании взрослых от 16 до 65 лет PIAAC уровней не шесть, а пять. По данным первого раунда PIAAC (2013 год), хуже всего у взрослых россиян обстоят дела с навыками решения задач в технологически насыщенной (цифровой) среде. По этому виду функциональной грамотности более 20% участников исследования не достигли даже первого уровня.

Фото: fizkes / Shutterstock

Кстати, результаты PIAAC 2013 года показали очень интересную тенденцию. Как и в большинстве стран ОЭСР, в России наиболее высокие результаты продемонстрировали самые образованные россияне. Однако россияне со средним и средним профессиональным образованием демонстрируют более высокие показатели грамотности, чем граждане ОЭСР с таким же уровнем образования, и наоборот, россияне с высшим образованием демонстрируют более низкие баллы PIAAC, чем граждане стран ОЭСР с высшим образованием. На этом основании исследователи предполагали, что в России высшее образование не всегда даёт прирост владения ключевыми компетенциями, составляющими функциональную грамотность. Однако они отметили, что этот результат нуждается в дальнейших исследованиях.

На ежегодной конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) в 2022 году немало говорили о новых видах грамотности. Один из ключевых докладов по теме представила Галина Ковалёва из Института стратегии развития образования Российской академии образования — координатор PISA и других международных исследований в России. В совместной работе с психометриком из ВШЭ Никитой Колачёвым она, с одной стороны, подчеркнула важность развития функциональной грамотности, а с другой — объяснила, что её, скорее всего… вообще не существует.

Исследование в рамках проекта РАО «Формирование и оценка функциональной грамотности», проводившегося по заданию Министерства просвещения России, показало, что измеримая функциональная грамотность очень похожа по своим проявлениям на так называемый фактор общего интеллекта (g‑фактор). Под термином понимают общий уровень умственных способностей, который проявляется при решении разных задач — вербальных, математических, пространственных. Это не означает, что человек с высоким g-фактором выполнит все задачи одинаково хорошо. Всё же в каждой сфере требуются и специфические знания и навыки. Но в среднем результаты при высоком g-факторе будут лучше, чем при низком.

Ковалёва и Колачёв заметили, что определения функциональной грамотности и фактора общего интеллекта у разных авторов очень похожи. И в том и в другом случае речь идёт о переносимых на разные задачи и контексты компетенциях.

Кроме того, результаты измерений функциональной грамотности и интеллекта описываются похожими статистическими моделями. Их называют бифакторными: в основном разница в результатах разных участников определяется некоторым общим фактором, и лишь небольшую долю различий определяет специфика задания — требует оно математических, естественно-научных или читательских компетенций. Так выглядели и результаты собственного исследования авторов, проведённого по модели PISA в российских школах.

Исследователи сделали вывод, что функциональная грамотность «структурно и содержательно» похожа на фактор общего интеллекта. Возможно, это значит, что не нужно разделять эти два понятия. Правда, с этим выводом согласились не все участники конференции. Так, научный руководитель магистерской программы по психометрике в ВШЭ Елена Карданова отметила, что использованную статистическую модель нужно перепроверить.

Но в любом случае, даже если функциональная грамотность и фактор общего интеллекта — одно и то же, это не значит, что функциональная грамотность не нужна. Как ни назови это явление, но от способности использовать свои знания и навыки в разных контекстах зависит многое в обучении и развитии. Галина Ковалёва считает, что учителям в школах важно больше работать совместно над формированием общей когнитивной способности (будь то фактор общего интеллекта или функциональная грамотность) подростков. Например, через формирование у них универсальных стратегий решения задач.

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Функциональная грамотность

  Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

   Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

   Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).



                                                                            А. А. Леонтьев:
  Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.

   Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

   Что такое функциональная грамотность простыми словами?

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

   В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

   Что такое функциональная грамотность для учителей?

Функциональная грамотность — это  то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

   Когда нужно начинать формирование функциональной грамотности обучающихся?

 Начинать формирование функциональной грамотности в 5 классе уже поздно, необходимо это делать уже в начальной школе.

Что такое функциональная грамотность с точки зрения фгос третьего поколения?

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

   Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

   Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

   Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

   Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. 
  На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

   Функциональная грамотность —  это понятие, которое подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста , в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений, а так же для дальнейшего обучения и получения новой информации при изучении естественных наук и др.

   И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.

   Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – говорению и слушанию, письму и чтению; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

   На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

  Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  

   Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Основные виды читательской функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность —
  • свободное владение всеми видами речевой деятельности;
  • способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
  • самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
  • информационная грамотность —
  • умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
  • деятельностная грамотность —
  • это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

   Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника — математическая грамотность — это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

   Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

   Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. И основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

   Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся:
— распознавать проблемы, возникающие в окружающей
действительности и которые можно решить средствами
математики;
— формулировать эти проблемы на языке математики;
— решать эти проблемы, используя математические
факты и методы;
— анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом
поставленной проблемы;
— формулировать и записывать результаты решения.

   Естественнонаучная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

   Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

   В исследовании PISA названы тематические области, которые относятся к естественнонаучной грамотности:

·                 здоровье;

·                 природные ресурсы;

·                 окружающая среда

·                 опасности и риски;

·                 связь науки и технологий.

   Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи. Актуальность данной тематики обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по данным вопросам.

   Структура финансовой грамотности включает в себя четыре ключевые области:

— деньги и сделки,

-планирование и управление финансами,

— риск и вознаграждения,

-финансовый ландшафт.

   Глобальные компетенции — это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

   «Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. Формирование данной компетенции относится, скорее, к воспитательным процессам школы и непосредственно воспитательной работе педагога.

   Креативное мышление

  Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление это также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

   Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или
нового знания, и/или
эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

   Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.

   В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.

   Функциональная грамотность — это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

   Развитие функциональной грамотности в начальной школе является актуальной задачей педагога.

Источники:

https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599

https://domodsch1.edumsko.ru/attestation/pisa/post/1206164

https://school66.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/matematicheskaya_gramotnost.html

https://school67.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/formirovanie_fg_v_nachalnoy_34.html

https://urok.1sept.ru/articles/693229 и др.

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам

Что такое функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. 

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Из чего состоит функциональная грамотность

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.     

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.  

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.                        

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. 
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. 

Способы развития функциональной грамотности школьников

Основные правила

Функциональная грамотность в школе

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.

Их основные особенности:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере. Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.   

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Функциональная грамотность, ее виды

Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности
читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.

Функциональная
грамотность
— это уровень
знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается
минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функциональная
грамотность включает:

      коммуникативную
грамотность, предполагающую свободное владение всеми видами речевой деятельности;
способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно
выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая
совмещает признаки устной и письменной форм речи;

      информационную
грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной
литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного
содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и
систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

      деятельностную
грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно
способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и
при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

В качестве основных
ориентиров для создания национального инструментария для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся используются работы отечественных ученых
и положения международного исследования PISA.

Определение
функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на
который отвечает исследование:

«Обладают ли учащиеся
15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

На практике
функциональная грамотность проявляется в действиях обучающихся, а оценка
сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку
сформированности определенных стратегий действий, поведения обучающихся,
которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

Формирование
функциональной грамотности обучающихся в современной образовательной системе
может быть решена в контексте каждой образовательной области, а также каждого
учебного предмета. Функциональная грамотность обучающихся по предметам
естественнонаучного цикла -это уровень образованности обучающихся, выражающий
степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным
стандартом по предметам естественнонаучного цикла общего среднего образования,
позволяющий эффективно действовать в учебной и внеучебной деятельности.

Выделяется несколько
основных видов функциональной грамотности:

Структурное и
содержательное наполнение конструкта «функциональная грамотность» зависит от
того, что означает понятие «грамотный человек» в данный исторический период, в
системе определенных социальных или психолого-педагогических теорий.

В исследовании PISA
(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ.
Programme for International Student Assessment, PISA)) в качестве     основных   составляющих
содержательной области функциональной грамотности выделены:

— математическая

— читательская

— естественнонаучная

— финансовая
грамотность

— глобальные
компетенции

Составляющие
компетентностной области функциональной грамотности в исследовании PISA отчасти
отражают особенности содержательной области, отчасти особенности деятельности,
которую должен проявить обучающийся при решении проблем, с которыми он
сталкивается.
Например,
в модели естественнонаучной грамотности выделяют следующие компетенции:
научно объяснять
явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов. Отдельно выделяются два независимых направления: решение проблем
(индивидуально или в сотрудничестве) и креативное мышление. Система
компетенций, входящих в основные составляющие функциональной грамотности, в
основном охватывает метапредметные результаты ФГОС (когнитивные,
коммуникативные и регулятивные).

Контекстная область
функциональной грамотности для всех составляющих в исследовании PISA включает
следующие категории: общественная жизнь, личная жизнь, образование /
профессиональная деятельность и научная деятельность.

Для каждого уровня образования
можно определить минимально доступный уровень образованности. По окончании
уровня начального образования предполагается, что ученик должен достичь уровня
элементарной грамотности, основного среднего образования – функциональной
грамотности, общего среднего образования – компетентности.

Компетенция — способности индивида справляться с самыми
различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые
необходимы для реализации конкретной деятельности.

В связи с
практической ориентированностью современного образования основным результатом
деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а
набор ключевых компетентностей:

–учебно-познавательная
компетенция это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной
деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексиии самооценке
учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению
измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных
методов познания;

–предметная
компетенция — способность реализации учащимися различных знаний, умений и
навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем
образовании;

–ценностно-смысловая
компетенция – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в
нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения;

–общекультурная
компетенция — осведомленность обучающегося в особенностях национальной и
общечеловеческой культуры, духовно- нравственных основах жизни человека и
человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных,
социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни
человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного
времени;

–информационная     
компетенция      —      готовность        обучающегося самостоятельно работать
с информацией различных   источников, искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать
ее;

–коммуникативная
компетенция — включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в
группе и в коллективе. Обучающиеся должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.;

–социально-трудовая
компетенция — владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности
(выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в
социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента,
производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах
экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Ключевые компетенции
являются способностями метапредметного характера, определяющими готовность
обучающихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для
принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам.
Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов,
а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности
человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной
области.

Функциональная
грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за
пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых
приобретались и отрабатывались знания и умения. Чтобы оценить уровень функциональной
грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых
предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих
задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска
новых решений или способов действий, т. е. требует творческой активности.

Повышение уровня
функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечена успешной
реализацией ФГОС общего образования, т. е. за счет достижения планируемых
предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе
реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения
идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и
учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех
умений, которые учитель формирует .

Каждый учитель должен
проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном
процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах,
с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома
при подготовке к уроку.

Перечислю особенности
заданий для оценки функциональной грамотности:

      Задача,
поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний,
например, по математике

      В       каждом      из      заданий      описываются       жизненная ситуация,   как
правило, близкая понятная учащемуся

      Контекст
заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни

      Вопросы    изложены  простым,   ясным         языком       и,      как    правило,
немногословны

      Требуют
перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и
др.)

      Используются
иллюстрации: рисунки, таблицы.

Стоит уделить
внимание основным критериям отбора заданий для формирования и оценки функциональной
грамотности.

      Наличие
ситуационной значимости контекста

      Необходимость   перевода    условий      задачи,       сформулированных      с
помощью обыденного языка на язык предметной области

      Новизна     формулировки    задачи,       неопределенность        в        способах
решения

Содержание понятия
«грамотность», а так же критерии, трансформируются вместе с изменением
требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием
социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость    рассмотрения      вопроса      формирования
функциональной грамотности в сфере коммуникации как важное качество личности,
определяющее успешность функционирования индивида в современном обществе.
Формирование функциональной грамотности является сложный, многосторонний,
длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно
сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

Что же такое функциональная грамотность?

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.

       Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Виды функциональной грамотности

Читательская грамотность

способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Естественнонаучная грамотность​

способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

Математическая грамотность​

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

Финансовая грамотность​

совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Креативное мышление

способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции

сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Где можно проверить свою функциональную грамотность и подготовиться к тестированию? 
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy, 

http://fg.resh.edu.ru 

Уважаемые родители!

В течение 2022-2023 учебного года в МКОУ «СОШ №7», как и в других школах России, школьники принимают участие в оценке уровня функциональной грамотности у обучающихся. Что такое функциональная грамотность?  

Функциональная грамотность (ФГ) – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который необходим для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Для оценки уровня сформированности ФГ учителя пользуются заданиями, размещенными в различных Интернет-ресурсах (приведены ниже).

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности. Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

3. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

4. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» https://prosv.ru/pages/pisa-bank_zadaniy.html

5. Электронный банк заданий по финансовой грамотности

6. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

7. Электронный банк заданий по читательской грамотности 

8. Электронный банк заданий по математической грамотности 

9. Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности 

10. Электронный банк заданий по глобальным компетенциям 

11. Электронный банк заданий по креативному мышлению

12. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

13. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Вы можете самостоятельно пройти по ссылкам, указанным выше, познакомиться с заданиями и попробовать оценить свой уровень сформированности функциональной грамотности. То есть сделать то, что выполняют ваши дети. Желаем нам всем успеха и взаимопонимания!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется фуникулер или фаникулер
  • Как пишется фторид магния
  • Как пишется фундаментальный
  • Как пишется фторид кислорода
  • Как пишется фулл эйч ди