Как пишется гайдбук

Недавно я рассказал и показал, что такое логобук (ссылка на статью). Сегодня поднимемся на одну ступень выше и поговорим о гайдбуке. Разберемся с определением, рассмотрим его содержание на примере известных брендов.

Что такое гайдбук?

Гайдбук (или гайдлайн) — руководство по использованию визуальной айдентики бренда. Гайдбук вводит ограничения и правила, которые помогают сотрудникам компании и подрядчикам (дизайнерам, маркетологам и т.д.) придерживаться единого стиля при работе с разработанными элементами дизайна.

* Гайдбук — отдельный документ.
* Гайдлайн — аналогичный по содержанию раздел брендбука.

Стоит различать понятие гайдбука и брендбука. Гайдбук — это о визуальном образе бренда. Брендбук — более обширный документ, который содержит еще и стратегические аспекты (позиционирование, характер, ценности и прочее). Обратите внимание на матрешек.

Ниже рассмотрим разделы, которые могут быть включены в гайдбук.

1. Вступление

Во вступительном разделе можно описать сам гайдбук и цели его создания, рассказать о метафоре бренда или представить данные о целевой аудитории. У всех разный подход. Этого раздела может не быть вовсе.

2. Базовые элементы

В этот раздел включаются константы визуальной айдентики — элементы, которые не меняются ни при каких обстоятельствах. Обычно это логотип, цветовая палитра, шрифты и стилеобразующие элементы.

Альфа-Банк

3. Сетки

Здесь содержится информация о сетках, на которых строятся все макеты. Сетки являются наиболее важным организационным инструментом визуальной айдентики.

Microsoft

4. Деловая документация

Раздел, который можно встретить практически в каждом гайдбуке. В нем содержатся фирменные бланки, визитки, конверты, папки, пропуска и другие корпоративные материалы. Прописываются принципы построения макетов и характеристики бумаги (плотность, цвет, покрытие и пр.)

Альфа-Банк

5. Сувенирная продукция

Ручки, кружки, футболки и другая сувенирная продукция. Как правило, прописывают лишь основные принципы построения макетов, а пояснений к каждой отдельной позиции не дают. На примере Альфа-Банка — первый слайд.

Альфа-Банк

6. Рекламные материалы

Сюда включается все, что связано с рекламой бренда — билборды, листовки, лифлеты, некоторые POS-материалы. Прописываются правила оформления рекламных макетов. В старой айдентике Ростелекома большое внимание уделяется системе плашек.

Ростелеком

7. Диджитал

Для электронных носителей бренда выделяют целый раздел. Сюда включают веб-рекламу, рекламу на телевидении, анимацию элементов, презентацию, принципы построения сайта и приложения.

Ростелеком

Банк Москвы

8. Интерьер и экстерьер

Входная группа, таблички, оформление стен, мебели и т.д. Часто обходятся чертежом и описанием позиции, реже прикрепляют целый катгайд — подробную инструкцию, описывающую шаги по отделке интерьера.

Банк Москвы

9. Навигация

Большие навигационные системы нуждаются в грамотном регулировании. В этом случае небольшого описания элементов недостаточно, необходимо подробно расписать, где и как их правильно использовать. Хороший пример от РЖД.

Российские железные дороги

10. Транспорт

На слайдах представлен пример самого простого описания оклейки автомобилей. В случаях, когда транспортные средства компании являются ключевым рекламным носителем, этот процесс описывают более подробно. Например, Яндекс.Такси (скачать)

Пятёрочка

11. Униформа

В большинстве случаев униформа брендируется с помощью логотипа и какого-то слогана. В гайдбуке прописываются именно эти моменты — размер логотипа и кегль букв. Также указывается способ нанесения элементов на одежду.

Пятёрочка

12. Иконки

Иконки обычно представляют в виде реестра, поскольку они являются частью какой-либо системы. В случае с РЖД они являются частью навигации.

Российские железные дороги

13. Фотоматериалы

Общая концепция фотографии, ракурс и ощущения, которые она должна вызывать. Отдельный пункт уделяется цветокоррекции.

Альфа-Банк

14. Иллюстрации

Иллюстрация — хороший способ передать идею и рассказать историю. Составляется реестр иллюстраций, описывается их стиль и контекст, в котором они должны использоваться.

Microsoft

15. Ко-брендинг

Ко-брендинг также должен регулироваться в гайдбуке. Первым делом прописываются правила размещения двух логотипов в одном поле, а затем принципы их размещения на рекламных макетах, печатной и текстильной продукции.

Ростелеком

На какие гайдбуки стоит взглянуть?

Анализируйте гайдбуки разных брендов и подчеркивайте для себя что-то интересное!

Нужно разработать логотип или айдентику?

Книга-путеводитель бренда Брендбук — официальный документ компании, в котором описывается:

  • концепция бренда,
  • атрибуты бренда,
  • целевая аудитория,
  • позиционирование компании

и другие данные, которыми руководствуется отдел маркетинга и руководители бизнеса для построения
коммуникации с потребителями и развития компании в целом. Кроме этого, брендбук так же содержит полное руководство по фирменному стилю, которое включает в себя подробное описание использования каждого фирменного элемента на различных носителях, как рекламных, так и корпоративных.

Brandbook — это описание основных элементов идентичности бренда (суть, позиция, миссия, философия, ценности, индивидуальность). Задачей этого документа является систематизация всех идеологических элементов бренда, создание комплексной сформированной картины бренда, а также подробных рекомендаций по его использованию с целью формирования целостного восприятия бренда потребителями.

Гайдбук — это один из механизмов брендинга, широко используемый руководителями компаний и маркетологами.
Но, в отличие от брендбука, гайдбук – представляет собой структурированный документ, содержащий определённые инструкции, указывающий на порядок действий по использованию фирменного стиля предприятия в рекламе и не включает в себя описание миссий, позиции и ценностей бренда. Это устав по использованию фирменного стиля бренда. Наиболее неизменными элементами считаются логотип компании, шрифт и цвет написания названия компании, начертания бренда и логотипа.

Также в брендинге можно выделить такое понятие, как логобук — называемый Gaidline, который подробно описывает только порядок работы с логотипом компании. Это свод правил и норм, им пользуются пиарщики, печатники, маркетологи, потому как он описывает порядок использования логотипа, возможности изменения и сочетания цветов логотипа, устанавливает допустимые пределы изменения внешнего вида логотипа компании.

Tips for writing a guidebook entry
When writing a guidebook entry try to create a visual picture. Remember that you are writing a description. Use adjectives and adverbs.
Include some specific examples to bring the description to life.
Give lots of facts that will interest the potential tourist. 

You
may want to include
:

How to get there, places to visit, things to do,
what and where to eat, places to stay, information about the history of
the place, hidden places and off-the-beaten-track sights, culture, traditions, celebrations, myths,
politics, religion, stories,
languages spoken, free time activities, arts and crafts, transport,
shopping, sports or any other piece of information that you consider relevant.

 
Useful language for brochures and guidebook entries

Introduction

Without doubt, …

It is generally understood that…

One of the most impressive places/buildings/cities…

To date, ___________ is one of the greatest examples of…

 
Drawing in the reader
if there’s one place that really…, it is…
This is not just another…, but a…
If you want a different kind of experience,…
If you have a few hours to spare,…is well worth seeing.
If you love the sea and the peacefulness, then you will for sure love Es Molinar.
If you’re looking for the latest twists on classic
American cuisine, London’s the place to be. With different restaurant
chains and independent eateries all around the city, you’re never far
from a taste of the USA.

And don’t think that London restaurants aren’t staying abreast of the latest US food trends either; the burgers, fried chicken,
barbecue, hot dogs and deli sandwiches served in the UK’s capital are
served with as much creativity and flair as in their sister restaurants
in the States

Describing location
Located/Situated (just a few miles away from/outside…)is…
Built (by the side of/just next to…) is…
Just beyond (the…)is…
Some (…) minutes from… stands…

To give the
reader a more vivid picture of the place at the moment you are describing,
you can refer to the senses (sight, hearing, smell, taste and touch): 

E.g.

Visitors
can watch the moonrise over the mountains, or hear the sound of church bells
ringing, enjoy a freshly-ground cup of coffee, remember the aromas of exotic
herbs and spices, or relax in the soothing warm waters of the river

Giving background information
Throughout history, …
…is by far the oldest…
…was the first…
…is the best-known…
Originally a…, but now…
In recent years,…
Known locally as…, …
From Japanese Izakaya cuisine to Spanish tapas, the small plates movement has taken L.A. by storm

Describing attractions
What is particularly (spectacular) is…
Recent additions/changes include…

Making qualifying comments

Naturally, children will absolutely adore…, but…
…whereas…(is really intended for younger people)
…, however, will require much more time to take in.
In fact,(both)are best avoided if…

Commenting on positive aspects 
(The school/hotel/sports centre) boasts (a large indoor swimming pool/a wide range of facilities/five tennis
courts).
No trip to (Paris) would be
complete without (a visit to the Louvre).
(The restaurant) is noted for (its excellent cuisine).
The perfect neighbourhood for a night out! Here you will find a vast selection and variety of restaurants, bars and cafés.

Good for the person who appreciates village life, being close to nature but also close to the city.

Fall in love with the truly amazing views over the sea and overlooking Palma.
Fall
in love with The cosy feeling in the Catalina market with heaps of
fresh produce; it’s such a nice place to have a lunch break.

Commenting on negative aspects

Admittedly, (this is a rather expensive option,) but …

(The quality of service) leaves a great deal to be desired.
Be warned, though: (delays are not uncommon).
 

Giving advice
It is always wise to check …
This is a point worth bearing in mind if …
If price/location/class size is a major factor when choosing (your school), you might want to consider …
… is certainly an option worth looking into.

Adjectives to Describe Places

Unspoilt, plain, quiet, tranquil, clean, pristine, dirty, ancient, modern,
industrial, mountainous, low-lying, flat, tropical, overcrowded, cosmopolitan, quaint, picturesque,
agricultural, fertile, rough, barren, bleak, busy, temperate, narrow, polluted,
contaminated, humid, dry, lively, monotonous, varied, cultural, traditional, developed,
developing, urban, rural, foreign, local, outdoor and indoor, secluded, desolate, uninhabited, hidden, remote,
bustling, breathtaking, idyllic, stunning, picture-perfect, splendid

Superlatives: some of the loveliest landscapes on earth, easily the best, by far the most popular,…

Combination of adjective: bright and cheerful, dark and dingy, spick and span, cramped and cluttered, light and airy, neat and tidy, warm and cosy, cheap and cheerful.

Adverbs

Conveniently/ centrally/ ideally/ pleasantly situated/ located, lavishly/ richly/ tastefully/ newly decorated, elegantly/ comfortably/ simply/ sparsely furnished, hugely
popular, perfectly safe, totally/ entirely different, wholly unexpected, badly/newly/poorly/ solidly built, brightly/ dimly/ poorly/softly lit, bitterly cold, hugely expensive, extremely tranquil, incredibly/
extremely/ really/ fairly beautiful, absolutely/ utterly/ completely/ thoroughly amazing/ stunning, severely/ extremely overcrowded, extremely/ really/ terribly busy, badly/ heavily/ highly/ seriously/ severely polluted, very/ wonderfully/ fairly/ pretty secluded, completely/ quite desolate, extremely/ very/ rather/ relatively/ somewhat remote, absolutely/ quite/ truly breathtaking, really/ absolutely/ perfectly/ quite/ simply/ truly splendid

Mention the variety of things to do, see or experience.

Variety is common in travel texts. This is because they add an element of persuasion.   Guidebooks try to sell a
destination, make it seem appealing.  The more people they can attract,
the better.  The more varied the experience the destination is seen to
offer and the more they can make the destination sound like it will
appeal to as many people as possible, the better.

E.g.

Holiday accommodation in Mallorca comes in many shapes and forms, providing the kind of variety and versatility that caters for anything from a quietly relaxing break for two to a vacation for all your family and friends.

With a wide range of restaurants on the island, there will definitely be something for everyone, as it caters to all tastes: from the more conservative and classic environments to the more modern and trendier places

Conclusion

For the visitor, Mallorca offers/provides…

To local people, the cathedral symbolises…

For these reasons a visit to this island should not be missed.

Samples:

Introducing Lisbon. Guidebook Entry. Extra Word Formation.

A Contribution For a Guidebook On Food Trends. Word Formation

The 26 Most Beautiful Towns in America

Another sample:

Live Mallorca: Food Trends and Sightseeing

Santa Catalina: bohemian life style and busy restaurants

Low built houses and a bohemian feeling characterize the popular area of Santa Catalina. Here you are close to the centre of Palma and the shopping street Jaime III, as well as the night clubs and luxurious yachts in Paseo Marítimo.

On the well known Calle Fábrica you will find many restaurants, from easy going tapas places to exclusive a la carte. Also Calle Cotoner and Calle San Magin offer a lot of restaurants and bars in different styles, from typical Mallorquin to trendy and minimalistic.

The low buildings that are typical for the area gives a green, luminous and open feel — Santa Catalina is like a little village in the city.

The food market, Mercat de Santa Catalina, is very popular. Here you can find daily fresh fruit, vegetables, fish and spices from Mallorca and mainland Spain. You can also find ready-made dishes to bring with you, or enjoy the food on a stool by the bar. If it’s really crowded you can also just step outside and enjoy your bite on the sidewalk- Spanish style.

During the day time, the rhythm in Santa Catalina is calm and you can really feel the artistic atmosphere. You will find designer studios, interior design shops, clothing boutiques and yoga studios next to bars, nightclubs, bakeries and massage parlours. At night the area really comes to life and the busiest streets become crowded with people looking for great restaurants and bars.

If you like the bohemian vibe and living where the action is, Santa Catalina is the place to be

Génova: scenic mountain village famous for it’s many restaurants

Génova is a beautiful mountain village, surrounded by nature and views to the bay and to Palma.

The location with its views and charm has attracted around 20 restaurants. This is where many Palma residents go themselves when they want to enjoy genuine and good Spanish food. Try for example the great lamb dishes, pulpo a la gallega, pimientos de padrón or the typical pa amb oli. For dessert, you have to try the crema catalana.

From Génova you can walk to Bonanova. It´s a pleasant hike of around 30 minutes with lemon trees, forest and fields with grazing sheep.

Living in Génova is really perfect if you are looking for the genuine Spanish village feel, living close to nature, but at the same time close to Palma and the city vibe.

La Lonja: the heart of the action in the Old town

La Lonja is located in the Old Town of Palma. Before the airport opened up in Mallorca, this would be the place where you would arrive. The ferries and boats came into the pier just south of La Lonja. From the harbor you would go to the hotels (took out area), via Plaza de la Reina, and all the restaurants in the area.

Today you will find a huge selection of all kinds of restaurants and art galleries in La Lonja. Many of the best restaurants in Palma can be found here.

In September, La Lonja plays the main part in one of the coolest events in Palma — Nit de Arts — the art night. All of the galleries are open late and its purpose is just to enjoy the evening and let yourself get carried away in the crowd and the energy, from one art exhibition to the next.

You’ll fall in love with La Lonja if you love the Old Town feeling and like being where all the action is, close to shopping, culture and restaurants.

Molinar: Relaxed atmosphere by the sea close to the center of Palma
The name Molinar comes from the many windmills, los molinos, that used to be in the area. Most of them are now gone, but some remain that you can see.

Molinar is the continuation of Portixol, before Ciudad Jardin. The big and beautiful obelisque next to the sea is almost a trademark for the area.

Long ago there were only fishermen and farmers living in Molinar but it is now, together with Portixol, one of the most sought after areas to live in.

There are many good restaurants and nice cafés, but also grocery shops, fruit and vegetable shops and a pharmacy that is open at night.

Just like Portixol, Molinar is also an active area where many people are doing sports – swimming, bicycling, running, walking, skateboarding, or rollerblading. Here you will also see many surfers, as the waves break nicely in the winter time. In the summer evenings you will see families and friends gather on the beaches along the boardwalk having dinner together. It is truly a charming and genuine area.

If you are looking to live in a quiet and charming area where the Mediterranean Sea is around the corner and fully present, then Molinar is a dream location. The prices here are quickly increasing, but it is still possible to find a good project to turn into a true gem, where you have the clear blue sea close enough to enjoy a late evening swim.

Portixol: small town vibe by the sea
Portixol is an old fishing harbour which has become one of the most trendy and sought after areas around Palma. The name itself means ”port and sun” in the Mallorquin language. Here you will find some superb fish restaurants, great tapas places, and modern style cafés one after the other.

Many of these places are along the water front and have spectacular views over the small beach and the Club Nautic in Portixol. There is always plenty of activity happening; you will see people practising SUP or enjoying an early morning canoe trip in the calm waters. On the board walk you will see people fishing, running, riding a bike, skateboarding or rollerblading. It is also perfect for a long walk in the sunshine or to enjoy a coffee and people watch at one of the many cafés.

Other than restaurants and cafes, Portixol has the conveniences of a great gym, pharmacy and food stores. In Portixol you can live by the sea with just a 30 minute walk to Palma. There are also great bus connections into the centre.

Puerto Portals: luxurious marina with a lot to offer
Puerto Portals is a vibrant and popular marina, located in Portals Nous, just 10 minutes from central Palma. With its unique setting, it combines a lively atmosphere with a peaceful, surrounding nature. During the day you can enjoy the beautiful beaches, relax at one of the beach clubs or why not get the pulse pumping with water sports or some tennis at one of the best tennis clubs in Mallorca.

Puerto Portals is also a very popular scene at night when people come to enjoy a lovely dinner or just to have a glass of cava with an extraordinary view. This area has a lot to offer, whether you prefer to take a walk along the pier and watch the beautiful yachts, eat at one of the well known restaurants next to the water or have a stroll among the many exclusive shops and designer boutiques.

In Puerto Portals you have everything you need close at hand, such as supermarket, pharmacy, banks and gym, which makes this area ideal for living on both permanent and holiday basis.

Other samples:

Blind Waiters Serve Diners in the Dark

How do food trends happen – and what will we be eating in 2021? 

Kalsec 2021 Food Trend Predictions

The 15 Food Trends You’re Going To See Everywhere In 2021  

More Vocabulary

No-frills

including only the basic features, without anything that is
unnecessary, especially things added to make something more attractive or
comfortable. E.g. a no-frills airline

built-up

 (of an area of land) covered in buildings, roads, etc. E.g. to reduce the speed limit in built-up areas.

skyline

 the outline of buildings, trees, hills, etc. seen against the sky. E.g. the New York skyline. Ugly tower blocks dominate the skyline. 

skyscraper

 .

bustling

/ˈbʌslɪŋ/ full of people moving about in a busy way. E.g. a bustling city. Bustling with something The market was bustling with life. The town is bustling with tourists and workers.

teem with something: (also be teeming with something) 

to be full of people, animals, etc. moving around. E.g. The streets were teeming with tourists. A river teeming with fish.

the back of beyond:  

(informal) a place that is a long way from other houses, towns, etc. E.g. We stayed in some farmhouse in the back of beyond. They ​live in some ​village in the back of beyond. He lives in some tiny, remote village in the back of beyond.

deserted:  

 /ˈzɜːtɪd/ (of a place) with no people in it. E.g. deserted streets. The office was completely deserted.

secluded:  

 /sɪˈkluːdɪd/ (of a place) quiet and private; not used or disturbed by other people. E.g. a secluded garden/beach/spot, etc. We managed to find a fairly secluded spot for our picnic.

idyllic

 /ɪˈdɪlɪk/ peaceful and beautiful; perfect, without problems. E.g. a house set in idyllic surroundings. To lead an idyllic existence. The cottage sounds idyllic.

unspoilt

 (of a place) beautiful because it has not been changed or built on. E.g. unspoiled countryside. It’s a country of stunning landscapes and unspoiled beaches. 

pristine

 /ˈprɪstiːn/ not
developed or changed in any way; left in its original condition.
Something that is pristine looks very clean, tidy, or new. E.g.
pristine, pollution-free beaches. Pristine snow/beaches/lawns. In pristine condition: The bike was in pristine condition.

tranquil:  

/ˈtræŋkwɪl/ quiet and peaceful. E.g.  a tranquil scene. The tranquil waters of the lake. She led a tranquil life in the country.  

stunning

 extremely attractive or impressive. E.g. a stunning view of the lake.

breathtaking

 very exciting or impressive (usually in a pleasant way). E.g. a breathtaking view of the mountains. The scene was one of breathtaking beauty.  

In-flight: 

 happening
or provided during a journey on a plane. E.g. In-flight movies


 



Unwary: 






/ʌnˈweəri/ not
aware of the possible dangers or problems of a situation and therefore likely
to be harmed in some way. Sp. incauto. E.g. Exams are not designed to set traps
for unwary students. Unwary traveller.







Off the beaten
track







far away from other people or areas popular with
tourists.  E.g. They live miles off the beaten track







Single-handedly






on your own with nobody
helping you. Alone. E.g.
She single-handedly saved the
town from disaster.









rough it 






(informal) to live in a way that is not very comfortable for a short time. E.g. We can sleep on the beach. I don’t mind roughing it for a night or two. Let’s rough it and go camping.






in the lap of luxury






in easy, comfortable conditions, and enjoying the advantages of being rich. E.g. We spent two weeks in the hotel living in the lap of luxury.






Inveterate: 






/ɪnˈvetərət/ always doing something or enjoying something, and unlikely to
stop. Sp. empedernido, incurable. E.g. an inveterate liar. He soon became an
inveterate traveller.







Seasoned: 






 /ˈsiːznd/ (when used of a person) having a lot of experience of a
particular activity. E.g. a seasoned campaigner/performer/traveller, etc. A seasoned
traveller
is a person who has travelled a lot.







Intrepid: 






/ɪnˈtrepɪd/ very brave; not afraid of danger or difficulties. Fearless.
E.g. an intrepid explorer. Intrepid travellers always enjoy interaction
with the locals.







Get by (on/in/with something): 






 to manage to live or do a particular thing using the money, knowledge, equipment, etc. that you have. E.g. How does she get by on such a small salary? I can just about get by in German (= I can speak basic German).







on a shoestring






(informal) using very little money. E.g. In the early years, the business was run on a shoestring. 






Weary






/ˈwɪəri/ very tired, especially after you have been working hard or doing
something for a long time. E.g. a weary traveller. She suddenly felt old and
weary. A weary sigh. This airport is facilitated with good runways, waiting
rooms, refreshment and cargo handling so that a weary traveller is never
disappointed. 







Chill out:  






to spend time relaxing; to relax and stop feeling angry or nervous about something. E.g. They sometimes meet up to chill out and watch a movie. Sit down and chill out!






Discerning






/dɪˈsɜːnɪŋ/ able to show good judgement about the quality of
somebody/something. Sp. exigente. E.g. The discerning customer will recognize
this as a high quality product. Marble bathrooms with plenty of soft towels, a
sauna and an authentic hammam provide all the modern amenities a discerning
traveller
is used to.







culture vulture






a person who is very interested in serious art, music, literature, etc.






Armchair






[only before noun] knowing about a subject through books and television, rather
than by doing it for yourself. E.g. an armchair critic/traveller. A
generation of armchair athletes who prefer to watch sports on TV rather than
play. Some armchair travellers surf YouTube for trip-planning research,
or for broadening their horizons without leaving the house. 







Lose your bearings: 






 to become lost or confused.

all-inclusive

 /ˌɔːl ɪnˈkluːsɪv/ including everything or everyone. E.g. Our trips are all-inclusive—there are no hidden costs.

unwind

unwind /ˌʌnˈwaɪnd/ unwound /ˌʌnˈwaʊnd/ unwound /ˌʌnˈwaʊnd/
 to stop worrying or thinking about problems and start to relax. E.g.

Music helps me unwind after a busy day.

Недавно я рассказал и показал, что такое логобук (ссылка на статью). Сегодня поднимемся на одну ступень выше и поговорим о гайдбуке. Разберемся с определением, рассмотрим его содержание на примере известных брендов.

Что такое гайдбук?

Гайдбук (или гайдлайн) — руководство по использованию визуальной айдентики бренда. Гайдбук вводит ограничения и правила, которые помогают сотрудникам компании и подрядчикам (дизайнерам, маркетологам и т.д.) придерживаться единого стиля при работе с разработанными элементами дизайна.

* Гайдбук — отдельный документ.
* Гайдлайн — аналогичный по содержанию раздел брендбука.

Стоит различать понятие гайдбука и брендбука. Гайдбук — это о визуальном образе бренда. Брендбук — более обширный документ, который содержит еще и стратегические аспекты (позиционирование, характер, ценности и прочее). Обратите внимание на матрешек.

Ниже рассмотрим разделы, которые могут быть включены в гайдбук.

1. Вступление

Во вступительном разделе можно описать сам гайдбук и цели его создания, рассказать о метафоре бренда или представить данные о целевой аудитории. У всех разный подход. Этого раздела может не быть вовсе.

2. Базовые элементы

В этот раздел включаются константы визуальной айдентики — элементы, которые не меняются ни при каких обстоятельствах. Обычно это логотип, цветовая палитра, шрифты и стилеобразующие элементы.

Альфа-Банк

3. Сетки

Здесь содержится информация о сетках, на которых строятся все макеты. Сетки являются наиболее важным организационным инструментом визуальной айдентики.

Microsoft

4. Деловая документация

Раздел, который можно встретить практически в каждом гайдбуке. В нем содержатся фирменные бланки, визитки, конверты, папки, пропуска и другие корпоративные материалы. Прописываются принципы построения макетов и характеристики бумаги (плотность, цвет, покрытие и пр.)

Альфа-Банк

5. Сувенирная продукция

Ручки, кружки, футболки и другая сувенирная продукция. Как правило, прописывают лишь основные принципы построения макетов, а пояснений к каждой отдельной позиции не дают. На примере Альфа-Банка — первый слайд.

Альфа-Банк

6. Рекламные материалы

Сюда включается все, что связано с рекламой бренда — билборды, листовки, лифлеты, некоторые POS-материалы. Прописываются правила оформления рекламных макетов. В старой айдентике Ростелекома большое внимание уделяется системе плашек.

Ростелеком

7. Диджитал

Для электронных носителей бренда выделяют целый раздел. Сюда включают веб-рекламу, рекламу на телевидении, анимацию элементов, презентацию, принципы построения сайта и приложения.

Ростелеком

Банк Москвы

8. Интерьер и экстерьер

Входная группа, таблички, оформление стен, мебели и т.д. Часто обходятся чертежом и описанием позиции, реже прикрепляют целый катгайд — подробную инструкцию, описывающую шаги по отделке интерьера.

Банк Москвы

9. Навигация

Большие навигационные системы нуждаются в грамотном регулировании. В этом случае небольшого описания элементов недостаточно, необходимо подробно расписать, где и как их правильно использовать. Хороший пример от РЖД.

Российские железные дороги

10. Транспорт

На слайдах представлен пример самого простого описания оклейки автомобилей. В случаях, когда транспортные средства компании являются ключевым рекламным носителем, этот процесс описывают более подробно. Например, Яндекс.Такси (скачать)

Пятёрочка

11. Униформа

В большинстве случаев униформа брендируется с помощью логотипа и какого-то слогана. В гайдбуке прописываются именно эти моменты — размер логотипа и кегль букв. Также указывается способ нанесения элементов на одежду.

Пятёрочка

12. Иконки

Иконки обычно представляют в виде реестра, поскольку они являются частью какой-либо системы. В случае с РЖД они являются частью навигации.

Российские железные дороги

13. Фотоматериалы

Общая концепция фотографии, ракурс и ощущения, которые она должна вызывать. Отдельный пункт уделяется цветокоррекции.

Альфа-Банк

14. Иллюстрации

Иллюстрация — хороший способ передать идею и рассказать историю. Составляется реестр иллюстраций, описывается их стиль и контекст, в котором они должны использоваться.

Microsoft

15. Ко-брендинг

Ко-брендинг также должен регулироваться в гайдбуке. Первым делом прописываются правила размещения двух логотипов в одном поле, а затем принципы их размещения на рекламных макетах, печатной и текстильной продукции.

Ростелеком

На какие гайдбуки стоит взглянуть?

Анализируйте гайдбуки разных брендов и подчеркивайте для себя что-то интересное!

Нужно разработать логотип или айдентику?

Автор статьи

Галина Приходько

Эксперт по предмету «Дизайн»

Задать вопрос автору статьи

Электронный помощник

К официальным документам компании, регламентирующим процесс создания логотипа, фирменного стиля и др., относят электронный блокнот (книгу), именуемый гайдбук (guide book) или гайдлайн. Ответственность за разработку, оформление и описание (алгоритма) формирования образа продукта в гайдбуке несет дизайнер. Его задачей является подготовить разъясняющую информацию и визуализировать ее в доступной для разработчика форме. Этот красиво оформленный статусный графический блокнот может быть использовать как определенного рода «помощник» разработчика на различных этапах модернизации продукта, а также в процессе редизайна и др.

Основное назначение гайдбука

Как официальный документ компании (визуальный идентификатор), гайдбук регламентирует правила использования всех элементов, относящихся к категории «фирменный стиль». Это, в первую очередь, логотип, затем фирменная цветовая палитра компании, графика (шрифты) и т.д. При проведении презентаций, рекламных компаний, внесении дополнений и изменений в логотип (при изменении направления деятельности или расширении функций) и др. гайдбук является организационной основой каждого такого мероприятия и предоставляется его разработчиком − дизайнером.

Подготовься к ЕГЭ и ОГЭ

Разбор ошибок в домашних заданиях с преподавателями, которые прошли через экзамен и знают все тонкости формата

Узнать подробнее

Объем гайдбука зависит от характера и направления деятельности компании и ее статуса на рынке, ассортимента производимой продукции или объема услуг. От дизайнера зависит полнота и качество оформления электронной версии предлагаемых компанией для реализации продуктов. Гайдбук можно рассматривать и как виртуальную витрину, пользуясь которой заказчик может выбрать необходимый ему продукт или услугу.

Дизайн гайдбука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дизайн гайдбука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Верстка гайдбука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Верстка гайдбука. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Гайдбук (гайдлайн)» 👇

Этапы формирования гайдбука

Задача дизайнера разработать гайдбук формулируется руководством компании после того, как она обретает определенный статус, получив все необходимые для этого атрибуты: фирменный логотип, стилевые характеристики, характерное цветовое оформление и др., требующие единого систематизированного объединения в фирменном гайдбуке. При этом дизайнер руководствуется основными правилами в процессе создания гайдбука: на начальном этапе описывается регламент употребления логотипа и его составляющих (цветовая палитра, отдельные элементы и система их расположения, фон, масштаб и др.); далее расписывается регламент использования и стилевые особенности графики, фирменного шрифта; конечный этап – визуализация вариантов использования графики на различных фирменных носителях.

Содержание гайдбука

Первые страницы гайдбука – это введение, описывающее особенности логотипа и его соответствие деятельности компании, ряд правил, регламентирующих его использование; далее представлено подробное описание логотипа; затем описывается особенность графики, шрифтов; формируется полный набор деловой информации; далее размещаются рекламные материалы; цифровые ресурсы, т. е. совокупная информация, представленная на каком-либо электронном ресурсе (сайте); фирменная продукция (бренд); корпоративная этика и нормы поведения.

Гайдбук – это первая ступень к созданию брендбука, содержащего более полную и исчерпывающую информацию. Это позволит на определенном уровне рекламировать продукт, производимый компанией, получить необходимые отклики и развивать выбранное направление, ознакомить целевую аудиторию с особенностями продуктов или услуг и завоевать аудиторию, сформировав положительное представление о бренде. Полнота отражения информации в гайдбуке зависит от тщательности и полноты дизайн-исследования, предварительно проведенного дизайнером. Одним из основных методов при этом является метод опроса, а также ознакомление с характером деятельности компании и производимым продуктом. Содержание гайдбука будет при этом более информативным и качественным, более выигрышно будет представлен образ компании и реализован фирменный стиль.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Гайдбук

Разработка элементов бренд-айдентики является не столько креативной, сколько четко регламентированной деятельностью, основные правила и нормы которой описывает индивидуально создаваемый гайдбук. Данный термин считается относительно новым для русского словаря, но рекламно-маркетинговый мир довольно широко и активно оперирует данным понятием.

На практике гайдбук (Guidebook) представляет собой отдельную книгу, содержание и объем которой сугубо индивидуальны. Структура издания напрямую зависит от: специфики бренда; количества и особенностей фирменных атрибутов; пожеланий заказчика относительно доскональности и количества прописываемых рекомендаций.

Подготовленный документ передается креативным агентствам и дизайн-студиям, выполняющим оформление мест продаж, создание фирменной атрибутики, рекламных модулей, видеороликов и прочего. Именно этот факт отличает гайдбук от брендбука, предназначенного для закрытого использования внутри компании и содержащего, помимо описания фирменного стиля, сведения о конкурентной среде, преимуществах компании (торговой марки), стратегии рекламных акций и т.д.

Назначение и основная функция гайдбука заключается в том, чтобы максимально четко и ясно изложить принципы использования визуальных идентификаторов бренда:

  • варианты рекомендуемого и недопустимого использования логотипа, возможности изменения его масштаба, размещения на различных носителях и т.д.;
  • применение фирменных шрифтов и палитры, а также, отдельных графических элементов (орнаментов, эмблем, пр.);
  • изготовление и использование корпоративной продукции, предназначенной для работы (канцелярские изделия, деловая полиграфия);
  • воспроизведение дополнительных элементов фирменного стиля (эксплуатация персонажа, запатентованных образов, форм, звуков и т.д.).

Стоимость разработки гайдбука зависит от сложности выполняемых работ и объема создаваемого документа.

Назад в раздел “Айдентология”

Брендинг. Системный подход

Прежде чем отдать клиенту документ, в котором будут зафиксированы все ваши наработки по фирменному стилю и его использованию, стоит разобраться, а что же именно клиенту нужно? Логобук? Брендбук? Гайдбук? Гайдлайн? Фирменный стиль?

Часто клиент требует что-то одно из вышеперечисленного. Но иногда клиент хочет всё сразу, не понимая, чем всё это отличается. Так что давайте разберёмся в терминологии.

Основные отличия между всеми …-буками — в объёме и подробности изложения информации.

Это документ, который описывает только логотип. Его строение, охранную область, правильные и неправильные примеры использования и разные его версии.

То же самое, что и гайдбук. Эти два термина можно считать равнозначными и взаимозаменяемыми. Если же быть дотошным, то гайдлайн — это правила, по которым живет фирменный стиль проекта, а гайдбук — документ, который эти правила содержит.

Если состав логобука можно формализовать, то гайдбук более гибкий, и его состав зависит от развитости фирменного стиля. Логобук может входить в гайдбук. В гайдбуке помимо части про логотип появляются описания фирменных шрифтов, цветов, иллюстраций, фотостиля, правил вёрстки и т. д. В общем всё то, что помогает макетам и носителям приобретать черты фирменного стиля конкретного бренда.

Документ который не просто описывает правила взаимодействия внутри стиля, но и более тонкие материи, касающиеся бренда. В брендбук может входить и логобук, и гайдбук.

Важная часть брендбука — так называемая платформа бренда. Платформа бренда содержит в себе большое количество информации, объём которой будет зависеть от глубины проработки бренда. В брендбук часто входит позиционирование (положение бренда на рынке, относительно конкурентов и потребителей), ценности бренда (продвигаемые нематериальные характеристики, забота о природе, например), миссия, аудитория, характер бренда и многое другое.

2. Как сделать хороший гайд

Для хорошего гайдбука нужно последовательно собрать воедино все необходимые составляющие и подробно их описать.

Обычно в минимальный состав гайда входят разделы о логотипе, элементах стиля, их взаимодействии друг с другом и раздел с носителями стиля. Но в зависимости от объёма фирменного стиля состав может изменяться.

Разработка гайдбука начинается ещё на этапе создания самого фирменного стиля. Ещё во время работы над стилем нужно сразу понимать все закономерности, соотношения и правила взаимодействия элементов внутри стиля. Гайдбук — это общий знаменатель, итог работ, то есть все константы — логотип, шрифт, цвет, иллюстрации и фотостиль — должны быть известны к началу создания гайда.

Продумайте формат и стиль оформления

Перед сборкой нужно продумать формат — будет это пдф или одностраничный сайт? Разбить информацию на блоки и продумать оформление — будет ли стиль гайда нейтральным, или будет поддерживать общий фирменный стиль бренда.

Разделите весь материал на блоки

Определите своё место для каждой части информации. Сначала имеет смысл описать составляющие стиля, а только потом их взаимодействия.

Опишите принципы взаимодействия элементов

Нужно описывать всё максимально подробно, чтобы у человека, пользующегося вашим гайдом не возникало вопросов.

Описывая элементы стиля, не забудьте указывать размеры, пропорции, соотношения этих элементов. Если используется плашка со скруглением — опишите радиус скругления, расположение плашки на макете, расположение текста и иллюстрации на плашке.

Если описываете вёрстку — продумайте типовые ситуации, размеры и соотношение кеглей для таких случаев, отступы, объем блоков текста.

Если вы описываете носители — не забудьте указать способ нанесения изображения на носитель, а также материал, из которого он изготовлен. Если вы знаете, где можно изготовить такой носитель, приложите ссылку на сайт производителя.

Основной критерий хорошего гайда — он отвечает на большинство вопросов, возникающих при создании макетов: размер шрифта, пропорции элементов на  макете, цветовая гамма, и пр. То есть, если взять в руки ваш гайд, можно решить все проблемы, касающиеся фирменного стиля. Гайдбук — как инструкция в Икее — помогает самостоятельно, без посторонней помощи и специализированных навыков создать брендированный носитель.

Важен язык, которым гайд написан. Никакого канцелярита — обычная речь, без воды. Понятные, недвусмысленные формулировки.

Гайд — большая формула, подставив в  которую нужные значения, можно легко получить нужный ответ: как собрать макет, какой шрифт использовать, что можно, а  что нельзя делать с  фирменным стилем.

Естественно, он  должен быть хорошо свёрстан и удобен в  использовании. В  информации нет смысла, если нужно очень сильно напрягаться, чтобы её  получить.

Андрей Дорохов, графический дизайнер

12.08.2021

2040

Гайдбук. О порядках, правилах и стандартах

Нам часто задают вопрос: «нужен ли компании гайдбук?». Модное слово или реально нужная вещь? Давайте разбираться.

заказать проект

Что же это такое?

Если говорить сухо, то это электронная книжка, в которой прописываются правила построения логотипа и правила использования элементов фирменного стиля. Мы эту книжку красиво оформляем и придаем ей статус официального документа компании.

 

И что с ним делать?

Гайдбук служит руководством по использованию и применению фирменного стиля компании. Т.е. как можно и как нельзя использовать логотип, цвета, шрифт, фирменные элементы. Вы высылаете его во всех случаях, когда вашей компании требуется сделать очередной рекламный или имиджевый продукт, или же что-то обновить, или дополнить в корпоративном стиле.

Чем толще гайдбук, тем он дороже и ценнее для заказчика, и тем проще с ним работать. Хотим заказать, к примеру, фирменные ручки – открываем «рекомендации», находим нужный раздел, выбираем нужный макет, отправляем в типографию.

logo-pattern-president

Брендбук, гайдбук, гайдлайн – в чем отличие?

В нашей стране любые рекомендации по использованию фирменного стиля уже могут называться брендбуком, в Европе это будет скорее гайдлайн (Guideline). Гайдлайн и гайдбук — одно и то же.

Брендбук — это книга, содержащая в себе не только более полное и расширенное описание фирменного стиля и его элементов, но и целый ряд других полезных разделов. Может включать в себя: «миссию», «стратегию», «позиционирование» компании. Короче говоря, всё-всё-всё, что может быть связано с корпоративными стандартами компании или бренда вплоть до подробного описания того, во что должны быть одеты сотрудники компании. Часто к созданию брендбука подключаются маркетологи, социологи, психологи и прочие специалисты-имиджмейкеры.

Мы же рекомендуем сделать хотя бы гайдбук, чтобы ваши покупатели на официальных документах и/или в рекламе видели одинаковый оттенок логотипа, а не все возможные, начиная от красного и заканчивая бордовым. Ведь самая частая проблема, если у вас нет «правил», — это разный цвет логотипа при печати из-за отсутствия описания (кода) фирменных цветов. А такие нюансы влияют на восприятие целостности и зрелости бренда.

logo-pattern-president

Наша свежая работа по созданию гайдбука для компании Эверест

logo-pattern-president

Пример внутренних страниц гайдбука

С чего начать создание гайдбука?

Работу по созданию guide book и разработке фирменного стиля мы в обязательном порядке начинаем с заполнения брифа. С помощью него мы больше узнаем о вас и вашем бизнесе, его истории, позиционировании на рынке, выпускаемых вами товарах и предлагаемых услугах, а значит точнее будет найден образ для реализации фирменного стиля.

 

В заключение

Итак, задачей такой книжки является создание и закрепление свода правил, которые в дальнейшем упрощают жизнь руководителя компании или маркетолога, формируют единый и узнаваемый образ компании во внешней среде. А среда, как вы сами можете заметить, с каждым днем становится все более конкурентной. Давайте срочно выделяться))

Автор: Евгений Алтапов

другие статьи

18.01.2023

Ищем графического дизайнера

Мы непрерывно развиваемся в сфере брендинга и дизайна, нам требуется больше единомышленников и профессионалов

17.05.2022

Про брендбук

В статье мы описываем возможный состав брендбука и перечисляем только основные разделы, состав которых может меняться.

10.03.2022

CULT.Partners — партнерская программа

Чтобы создавать лучшие digital-решения мы предоставляем сервис одного окна для наших клиентов. Поэтому мы постоянно в поиске хороших партнеров.

01.02.2022

Процент доверия

Мы посчитали какой процент клиентов обращается к нам повторно.

01.02.2022

Показатели успеха

Посчитали какой процент успешно завершенных проектов мы имеем.

16.12.2021

Что первично — логотип или система стиля?

Разберёмся в терминах и выясним как сделать визуальные коммуникации или, по-другому, айдентику бренда более эффективной, и не «раздуть» при этом бюджет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется газпромнефть слитно или раздельно
  • Как пишется газпром нефть
  • Как пишется газоэлектросварщик слитно или раздельно
  • Как пишется газосиликатный блок
  • Как пишется газорезчик или газорезщик