Как пишется гамма фа минор

Minornye gammy

Гамма в музыке – это звукоряд. Последовательное звучание нот в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав. Лад гаммы может быть разным, но мы рассмотрим только один из них — минорный.

Итак, минорные гаммы — что это, какими они бывают?

  • Натуральный минор — основа
  • Гармонический вид гамм
  • Мелодический вид гаммы
  • Таблица минорных гамм
  • Какими способами можно играть гаммы
  • Аппликатура
  • Скачать сборник гамм (PDF Н. Ширинская)

Больше о гаммах вы можете узнать ЗДЕСЬ

Формула натурального минора

Любая гамма — как математическое уравнение — может быть построена по формуле. Формула минорной гаммы такова:

formula gammy minor

Если вам необходимо построить минорную гамму от какой-либо ноты, просто используйте формулу. Но вам нужно знать, что эта формула пригодна для построения лишь НАТУРАЛЬНОГО минора. В то время как в мелодическом и гармоническом видах минора, некоторые звуки будут повышаться или понижаться.

Если понятие «Тон» и «Полутон» вам ни о чем не говорит, то в двух словах поясним:

Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На пианино это две ближайшие клавиши. Например, расстояние между клавишами ДО и Ре бемоль — полутон. Соответственно тон — это сумма двух полутонов — например расстояние между нотами ДО и РЕ.

malaya sekunda Do Re bemol     Bol'shaya sekunda Do Re

Для примера, построим натуральную гамму в Соль-миноре опираясь на формулу:

Sol' minor natural'nyj

Вы видите, что нам пришлось использовать Си-бемоль и Ми-бемоль, чтобы звукоряд соответствовал формуле.

Послушайте, как звучит Соль-минор натуральный

Гармонический минор

В гармоническом миноре при движении вверх и вниз, повышается VII ступень лада.

Что это значит?

Используя нашу формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) построим натуральный вид Соль-минора, а затем повысим VII ступень:

Sol' minor natural'nyj

Sol' minor garmonicheskij

Чтобы сделать минор гармоническим, нам понадобилось повысить VII ступень — то есть ноту Фа заменить Фа-диезом. Теперь при движении и вверх, и вниз вместо чистой Фа, мы будем играть Фа-диез.

Сравните звучание. Гармонический вид придает гамме восточный оттенок, неправда ли?

Попробуйте самостоятельно построить гармонический вид гаммы в Ре-миноре.

Сергей Изотов

Сергей Изотов

Музыкант, аранжировщик

Задать вопрос

Если вы не нашли нужную информацию или остались вопросы — напишите мне.

Мелодический минор

В мелодическом миноре гамма имеет другое строение и звучание. Это происходит потому что:

В мелодическом миноре при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти знаки альтерации будут отменяться.

Чтобы построить мелодическую гамму, сначала строим натуральную с помощью нашей формулы, а затем добавляем необходимые знаки:

Sol' minor natural'nyj

Sol' minor melodicheskij

Как видно, при движении вверх мы повысили VI и VII ступени. Для этого нам пришлось заменить Ми-бемоль на Ми-бекар, а Фа чистую на Фа-диез. А при движении вниз эти знаки альтерации отменяются и гамма приобретает НАТУРАЛЬНЫЙ вид. Послушайте:

Попробуйте самостоятельно построить мелодическую гамму в Ля-миноре.

Какими способами играют гаммы

Способов игры гамм существует очень много. В музыкальных училищах играют следующие виды:

  1. прямой
  2. расходящийся
  3. в терцию
  4. в сексту
  5. в дециму
  6. арпеджио прямое и ломанное
  7. октавы
  8. аккорды
  9. 11 арпеджио от 1 ноты
  10. двойные терции

Таблица минорных гамм

Для тех кто еще не научился быстро строить гаммы, мы предлагаем таблицу. Благодаря ей вы сможете быстро строить гармонический и мелодический виды гамм в минорных тональностях.

tri-vida-minora

Если вам интересны способы как играть гаммы, чтобы пальцы забегали по клавиатуре — напишите об этом в комментариях и я обязательно поделюсь опытом в следующей статье.

Надеюсь, материал оказался полезным для вас и теперь вы знаете, что такое минорные гаммы и самое главное, сможете самостоятельно их строить. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте, где много интересного!

Загрузка…

October 11 2007, 22:23

Category:

  • Музыка
  • Cancel

Музыка на бумаге. Минорная гамма.

Минорные гаммы бывают трёх видов: натуральная, гармоническая и мелодическая. Натуральная минорная гамма строится следующим образом: тон полутон тон тон полутон тон тон.

Мажорные гаммы имеют родственные параллельные минорные гаммы. Запомнить ступени любой натуральной минорной гаммы можно, взяв за основу родственную ей мажорную гамму.

Гаммы отличаются друг от друга количеством знаков (диезов и бемолей), которые записываются при ключе. Параллельные гаммы состоят из одних и тех же нот и имеют одинаковые ключевые знаки.

Как же определить параллельную минорную гамму? Есть как минимум два способа.

  1. Тоника параллельной минорной гаммы лежит малой терцией ниже тоники данной мажорной гаммы. Например, тоникой гаммы до мажор (до ре ми фа соль ля си до) является нота до. Малой терцией ниже находится нота ля. Приняв ля за тонику, нужно применить схему построения натуральной минорной гаммы. В результате получится гамма ля минор (ля си до ре ми фа соль ля), которая и является параллельной минорной гаммой до мажору.
  2. Второй способ гораздо проще. Нужно пройти по данной мажорной гамме, начиная с шестой ступени. Например, шестой ступенью гаммы до мажор является нота ля. Если пройти по гамме (без применения каких-либо схем построения), начиная с этой ноты, то получим натуральную гамму ля минор. Таким образом получается, что параллельной до мажору является натуральная гамма ля минор.

Далее по тексту все натуральные минорные гаммы.

До минор
MinorScale(Cm)

Ре минор
MinorScale(Dm)

Ми минор
MinorScale(Em)

Фа минор
MinorScale(Fm)

Соль минор
MinorScale(G)

Ля минор
MinorScale(Am)

Си минор
MinorScale(Bm)

До-диез минор
MinorScale(CmSharp)

Ре-диез минор
MinorScale(DmSharp)

Фа-диез минор
MinorScale(FmSharp)

Соль-диез минор
MinorScale(GmSharp)

Си-бемоль минор
MinorScale(BmFlat)

*Music within.*

Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.

Натуральный минор – простой и строгий

Натуральный минор представляет собой гамму, выстроенную по формуле «тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона». Это обычная схема строения минорной гаммы, и для того чтобы её быстро получить, достаточно лишь знать ключевые знаки в нужной тональности. Каких-либо измененных ступеней в этом виде минора нет, соответственно в нём не может быть и никаких случайных знаков альтерации.

строение натурального минора

Например, ля минор – это гамма без знаков. Соответственно, ля минор натуральный – это звукоряд из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. Или ещё пример, гамма ре минор содержит один знак – си-бемоль, значит, звукоряд натурального ре минора – это движение ступеней подряд от ре до ре через си-бемоль. Если знаки в нужных тональностях не вспоминаются сразу, то можно узнать их с помощью квинтового круга, или ориентируясь на параллельный мажор.

натуральный ля минор и ре минор

Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.

Пример мелодии в таком ладу: «Я на камушке сижу» – известная народная русская песня, в приведенной ниже записи её тональность – натуральный ми минор.

я на камушке сижу - песня, написанная в натуральном миноре

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

правило повышения седьмой ступени в гармоническом миноре

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

гармонический ля минор и до минор

По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).

увеличенные характерные интервалы в гармоническом миноре

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Песня бобыля - гармонический ля минор

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40:

чередование гармонического и натурального минора в Симфонии № 40 Моцарта

Мелодический минор – эмоциональный и чувственный

Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.

мелодический минор - правило

Например, гамма ля минора в мелодическом восходящем движении будет представлять собой звукоряд следующих нот: ля, си, до, ре, ми, фа-диез (VI#), соль-диез (VII#), ля. При движении вниз эти диезы исчезнут, обратившись в соль-бекар и фа-бекар.

Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении – это: до, ре, ми-бемоль (при ключе), фа, соль, ля-бекар (VI#), си-бекар (VII#), до. Повышенные бекарами ноты снова превратятся в си-бемоль и ля-бемоль при движении вниз.

мелодический ля минор и до минор

По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.

При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае). Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства. Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.

Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях. В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

мелодический минор в песне "Подмосковные вечера"

Повторим ещё раз

Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:

три вида минора в музыке

  1. Натуральный минор можно получить, если построить гамму по формуле «тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон»;
  2. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень (VII#);
  3. В мелодическом миноре при движении вверх повышены шестая и седьмая ступени (VI# и VII#), а при обратном движении играется натуральный минор.

Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):

Упражнения для тренировки

Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.

гамма ми минор в трех видах

Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.

гамма соль минор в трех видах

[свернуть]

Таблица минорных гамм

Для тех, кому пока сложно с ходу представлять себе минорные гаммы в трёх разновидностях, мы приготовили таблицу-подсказку. В ней есть название тональности и её буквенное обозначение, изображение ключевых знаков – диезов и бемолей в нужном количестве, а также называются случайные знаки, которые появляются в гармоническом или мелодическом виде гаммы. Всего минорных тональностей в музыке используется пятнадцать:

таблица минорных гамм

Как пользоваться такой таблицей? Рассмотрим на примере гамм си минор и фа минор. В си миноре ключевых знаков два: фа-диез и до-диез, значит, натуральная гамма этой тональности будет выглядеть так: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си. Гармонический си минор будет включать в себя ля-диез. В мелодическом си миноре уже две ступени будут изменены – соль-диез и ля-диез.

гамма си минор в трех видах

В гамме фа минор, как понятно из таблицы, ключевых знака четыре: си, ми, ля и ре-бемоли. Значит, натуральный фа минорный звукоряд – это: фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа. В гармоническом фа миноре – ми-бекар, как повышение седьмой ступени. В мелодическом фа миноре – ре-бекар и ми-бекар.

гамма фа минор в трех видах

На этом пока всё! В будущих выпусках вы узнаете о том, что существуют и другие виды минорных гамм, а также о том, какие есть три вида мажора. Следите за обновлениями, вступайте в нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе!

Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных тональностях. Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный — грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен «грустным» минорным ладам. В нем вы узнаете — что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы.

По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку «Свадебного марша» Мендельсона и «Похоронного марша» Шопена, и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.

Я надеюсь, вы не бросили заниматься гаммами? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым :-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.

Содержание статьи

  • Минорные гаммы
    • Существует три вида минора:
  • Параллельные тональности
    • Напомню технику игры гамм:

Минорные гаммы

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.


Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).

Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор — Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон – Тон

Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда — ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:

Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.

  • До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
  • Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
  • Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
  • Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
  • Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
  • Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
  • Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
  • Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
  • Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
  • Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
  • Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
  • Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
  • Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:

  1. Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
  2. Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор — седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
  3. Соединить двумя руками.
  4. Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.


На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.

Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.

И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях :-)

"Отель Калифорния" группа "Иглс"
Мелодия из кинофильма "Итория любви": ноты
Мелодия Поля Мориа: ноты
Саундтрек к фильму "Профессионл": ноты
Саундтрек к фильму "Шербургские зонтики": ноты
Заставка к передаче "В мире животных": ноты

Какие знаки в фа миноре

Тональность фа-минор относится к сложным. Человек, который начал ее изучать, еще не освоил высшую школу фортепианной игры, но уже приблизился к ней вплотную. В фа-миноре четыре ключевых знака. Определить, что же это за знаки, поможет кварто-квинтовый круг. Запомнить их поможет несложный мнемонический прием.

Постройте фа-минорную гамму по схеме

Ключевые знаки появляются в определенном порядке. Каждая гамма строится по строгой схеме, общей для всех мажорных или минорных гамм. Если у вас под рукой есть фортепианная клавиатура, вы очень легко построите любую гамму, вне зависимости от того, с какого звука она начинается. Формула для мажорной гаммы выглядит следующим образом: 2 тона — полутон — 3 тона — полутон. Для любого натурального минора схема будет такой: тон — полутон — 2 тона — полутон — 2 тона. По второй формуле постройте звукоряд от звука «фа». Он будет выглядеть как «фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа». То есть в тональности фа-минор – четыре бемоля.

У каждой тональности есть парная. Для до-мажора это ля-минор, для фа-мажора – ре-минор и т.д. Чтобы найти параллельную мажорную тональность, достаточно от тоники минора построить вверх малую терцию, то есть отсчитать от нужной клавиши полтора тона вверх. Построив нужный интервал от клавиши «фа», вы получите «ля-бемоль». То есть параллельной тональностью будет ля-бемоль-мажор. Это важно запомнить, поскольку на схемах кварто-квинтового круга не всегда обозначаются минорные тональности.

Нарисуйте круг и разделите его на 12 равных частей. Одна отметка должна быть строго вверху. Эта отметка соответствует тональности ля-минор. Справа от нее будут располагаться диезные тональности в порядке прибавления знаков, слева – бемольные. В данном случае вам нужна именно эта часть. Чтобы определить, в какой тональности один бемоль, постройте от звука «ля» чистую квинту вниз. Это будет звук «ре», то есть тональность с одним бемолем – ре-минор. Соответственно, два бемоля будет в соль-миноре, три – до-миноре, четыре – в фа-миноре. Продолжив круг, получите следующую бемольную минорную тональность – си-бемоль-минор.

Первым появляется си-бемоль. Это нужно запомнить. Что касается остальных бемолей, то, чтобы определить, какой будет вторым, нужно от клавиши «си-бемоль» построить вниз квинту чистую. Вы получите звук «ми-бемоль». Построив от него вниз еще одну квинту, найдете третий понижающий знак, то есть «ля-бемоль». Таким же образом определяется и четвертый – «ре-бемоль». Получается, что в фа миноре 4 бемоля: «си-бемоль», «ми-бемоль», «ля-бемоль», «ре-бемоль».

Аналогичным образом можно высчитать ключевые знаки и в других бемольных тональностях. Впрочем, дальше строить не имеет смысла, поскольку шесть и семь бемолей очень трудно читать, но при этом можно подобрать более простую тональность, которая будет звучать точно так же. Что касается разновидностей фа-минора, то эти гаммы строятся точно так же, как и все прочие, то есть в гармоническом повышается седьмая ступень при движении и вверх, и вниз. В восходящем мелодическом миноре повышаются шестая и седьмая ступени, а нисходящая гамма играется так же, как натуральная.

После знакомства с музыкальными интервалами и принципами построения аккордов (см. Интервалы в музыке, Аккорды для пианино и клавишных), настало время изучить гаммы для фортепиано.

Гаммы — основополагающий элемент музыкальной теории. Изучение игры на любом музыкальном инструменте, будь то арфа, скрипка, гитара или фортепиано, обязательно сопровождается изучением гамм.

Гаммы, наравне с музыкальными диатоническими ладами, не только помогают понять, как устроена музыка, но и повышают мастерство музыканта. Знание структуры и состава гамм открывает доступ к свободной импровизации в любой тональности (знаешь звуки в гамме — не сыграешь мимо нот), служит инструментом развития ловкости рук и пальцев музыканта.

Все гаммы сопровождаются пояснениями, схемами, составом входящих нот и интервалов, что поможет транспонировать гамму в любую тональность. К каждой гамме прилагается аудиопример, помогающий понять отличия звучания разных звукорядов.


Гаммы для фортепиано и клавишных:

  • Восходящая хроматическая гамма
  • Нисходящая хроматическая гамма
  • Натуральная мажорная гамма (Ионийский лад)
  • Натуральная минорная гамма (Эолийский лад)
  • Гармоническая мажорная гамма
  • Гармоническая минорная гамма
  • Пентатоническая мажорная гамма
  • Пентатоническая минорная гамма
  • Блюзовая мажорная гамма
  • Блюзовая минорная гамма

Лады народной музыки для фортепиано и клавишных:

  • Дорийский лад
  • Фригийский лад
  • Фригийский доминантный лад
  • Лидийский лад
  • Миксолидийский лад
  • Локрийский лад

С точки зрения теории музыки, гамма – это звукоряд любой длины, движущийся вверх или вниз. Ступени гаммы всегда располагаются на определенном расстоянии друг от друга, составляющем целый или половину тона. Теоретически, длина звукоряда бесконечна, но отечественная музыкальная школа несколько сужает понятие гаммы, используя более короткие звукоряды – в одну или несколько октав.

На основе принципов построения, гаммы делятся на два вида: мажорные и минорные. Вне зависимости от тональности и подвида гаммы (натуральная, гармоническая), расстояние между звуками в диатонических гаммах практически всегда укладывается в следующие схемы:

  • Для мажорной гаммы – тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон;

Структура мажорной гаммы.
  • Для минорной гаммы – тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Структура минорной гаммы.

Также выделяют и третий, особый вид гамм – хроматические гаммы, в которых расстояние между звуками всегда составляет половину тона.

Хроматическая гамма структура гаммы для фортепиано

Структура хроматической гаммы. Расстояние между всеми звуками хроматического звукоряда равняется половине тона.

Хроматические гаммы

Хроматические гаммы просты в освоении – расстояние между звуками равно половине тона, а сама гамма строится на основе мажорного или минорного звукоряда. При этом гамма может двигаться как вверх (восходящая гамма), так и вниз (нисходящая гамма).

Восходящая хроматическая гамма До

Схема хроматической восходящей гаммы До (C).

В восходящей хроматической гамме движение звукоряда происходит вверх, а в состав гаммы входят все звуки (тона и полутона) в пределах октавы (см. Интервалы в музыке).

Восходящая хроматическая гамма

Структура хроматической восходящей гаммы До

  • До
  • До-диез
  • Ре
  • Ре-диез
  • Ми
  • Фа
  • Фа-диез
  • Соль
  • Соль-диез
  • Ля
  • Ля-диез
  • Си
  • До

Нисходящая хроматическая гамма До

Схема хроматической нисходящей гаммы До (C).

В нисходящей гамме также задействованы все звуки в пределах октавы (двух, трех или сколько угодно более октав), но движение идет вниз.

Нисходящая хроматическая гамма

Структура хроматической нисходящей гаммы До

  • До
  • Си
  • Си-бемоль
  • Ля
  • Ля-бемоль
  • Соль
  • Соль-бемоль
  • Фа
  • Ми
  • Ми-бемоль
  • Ре
  • Ре-бемоль
  • До

Натуральные диатонические гаммы для фортепиано и клавишных

В отличие от хроматических, построенных на полутонах, диатонические гаммы чередуют 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук).

Натуральный мажор / Натуральная гамма До мажор (Ионийский лад)

Схема гаммы До мажор (натуральный мажор, ионийский лад).

Фундаментальная гамма из семи нот, знакомая каждому с детства. Вокруг натуральной мажорной гаммы строится вся музыкальная теория.

Звучит легко и весело благодаря входящим в нее мажорным трезвучиям.

Натуральный мажор, ионийский лад

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Структура мажорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Натуральный минор / Натуральная гамма До минор (Эолийский лад)

Схема гаммы До минор (натуральный минор, эолийский лад).

Среди трех видов минорных гамм, эолийский лад (натуральный минор) – самый общий. В состав натурального минора входят минорные трезвучия, что делает звучание минорной гаммы грустным и мрачным.

Натуральный минор, эолийский лад

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Структура натуральной минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Гармонические гаммы

Гармонический мажор / Гармоническая гамма До мажор

Схема гармонической гаммы До мажор (гармонический мажор).

Гармонический мажор – это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль). Пониженная шестая ступень позволяет строить в мажоре интервалы, идентичные минорным (увеличенная секунда от VI ступени, см. Интервалы в музыке).

Гармонический мажор

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, полутон, полуторатон, полутон

Структура мажорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Гармонический минор / Гармоническая гамма До минор

Схема гармонической гаммы До минор (гармонический минор).

Гармонический минор – разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си). Повышенная VII ступень имитирует вводный тон и позволяет строить мажорные интервалы в минорных тональностях.

Гармонический минор

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, полутон, полуторатон, полутон

Структура гармонической минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Мелодические гаммы

Свое название мелодические гаммы получили из-за особенностей звучания – верхняя половина гаммы звучит мелодично, легко и певуче, словно образуя единую мелодию.

Мелодический мажор / Мелодическая гамма До мажор

Мелодический мажор: Гаммы для фортепиано и клавишных

Схема мелодической мажорной гаммы. Движение этой гаммы всегда идет вниз (в обратную сторону).

Мелодический мажор – редкая разновидность натурального мажора, главная особенность которого в том, что при звучание гаммы меняется в зависимости от направления движения. Если послушать мелодический мажор отдельно, то его звучание напоминает натуральный минор.

Мелодический мажор (короткий пример)

Полная версия мелодического мажора подразумевает исполнение восходящего и нисходящего звукоряда друг за другом. При движении вверх музыкант исполняет натуральный мажор, а при движении вниз понижает VI и VII ступени натурального мажора. Таким образом сыграть мелодический мажор можно только при движении звукоряда вниз.

Движение вверх – натуральный мажор, движение вниз – мелодический мажор.

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон

Структура натуральной минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Мелодический минор / Мелодическая гамма До минор

Схема мелодической гаммы До минор (мелодический минор, джазовый минор).

Как и мажорная версия, мелодический минор меняет свое звучание в зависимости от того, в какую сторону движется звукоряд.

Мелодический минор (короткий пример)

Мелодический минор также называют джазовым минором. В полной версии мелодического минора при движении вверх исполняется мелодический минор, а при движении вниз – натуральный минор.

Движение вверх – мелодический минор, движение вниз – натуральный минор.

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон

Структура мелодической минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Голос ученых А.Н Мясоедова и Б.К. Алексеева

При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. — Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966).

Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.

С точки зрения серьезной науки, профессиональные педагоги правы, а мы – нет. Но так как мы говорим просто и без премудростей, учтем мнение авторов учебника “Элементарная теория музыки” (1986, §43), и запомним:

  • Мелодический мажор = натуральный мажор (вверх) + мелодический минор (вниз);
  • Мелодический минор = мелодический минор (вверх) + натуральный минор (вниз).

Пентатонические гаммы

Пентатонический мажор / Пентатоническая гамма До мажор

Пентатонический мажор схема гаммы для фортепиано и клавишных

Гамма-пентатоника в мажоре от До.

Мажорная пентатоническая гамма состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней.

Пентатонический мажор

Принцип построения

Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон

Структура пентатонической мажорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень).

Пентатонический минор / Пентатоническая гамма До минор

Схема пентатонической гаммы До минор (пентатоника До минор).

Минорная пентатоническая гамма представляет собой натуральную гамму До минор, из которой убрали II и VI ступени.

Пентатонический минор

Принцип построения

Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон

Структура пентатонической минорной гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Блюзовые гаммы для фортепиано и клавишных

Блюзовая гамма До мажор

Блюзовый мажор структура гаммы для фортепиано и клавишных

Структура блюзовой гаммы в мажоре.

Блюзовая мажорная гамма – мажорная пентатоника с добавлением дополнительных звуков.

Блюзовая мажорная гамма

Принцип построения

Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон

Структура мажорной блюзовой гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень).

Блюзовая гамма До минор

Блюзовый минор структура гаммы для фортепиано и клавишных

Структура блюзовой гаммы в миноре.

Блюзовая минорная гамма представляет собой минорную пентатонику с добавлением дополнительных нот. Это одна из самых популярных гамм при написании партий соло-гитары и мелодических линий.

Блюзовая минорная гамма широко используется в блюзе, роке, метале и других стилях музыки.

Блюзовый минор

Принцип построения

Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон

Структура минорной блюзовой гаммы

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль-бемоль (Gb) – доминанта (пониженная V ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Диатонические лады народной музыки

Диатонические лады народной музыки (или натуральные лады) – понятие, введенное в 1937 году советским музыковедом Ю.Н. Тюлиным для описания звукорядов, присущих традиционной и народной музыке. Тем не менее, в международной практике не существует понятия ладов народной музыки и натуральных ладов – вместо этого используется термин “диатонические лады”.

Дорийский лад

Схема дорийского лада от До.

Название лада происходит от названия одного из племен, населявших территорию Древней Греции – дорийцев.

Лад широко использовался в античной и средневековой музыке, а древние греки считали дорийский лад олицетворением мужества и суровости.

Второй лад мажорной гаммы. Дорийский лад схож с натуральным минором, но содержит в себе дополнительную мажорную VI ступень (нота Ля).

Дорийский лад

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон

Структура дорийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Фригийский лад

Схема фригийского лада от ноты До.

Фригийский лад также пользовался большой популярностью в античности и средневековье. В отличие от дорийского лада, древние греки считали фригийский лад легкомысленным, связывая его с богом виноделия Дионисом.

Это третий лад мажорной гаммы. Мрачный окрас звучания фригийского лада достигается за счет полутона между первой и второй ступенью.

Фригийский лад

Принцип построения

Полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон

Структура фригийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Фригийский доминантный лад

Фригийский доминантный лад схож с обыкновенным фригийским, но акцент здесь делается на III ступени. Звучание мрачное, даже экзотическое.

Фригийский доминантный лад

Принцип построения

Полутон, полуторатон, полутон, тон, полутон, тон, тон

Структура фригийского доминантного лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Лидийский лад

Четвертый лад мажорной гаммы. Звучание легкое и мечтательное.

Лидийский лад

Принцип построения

Тон, тон, тон, полутон, тон, тон, полутон

Структура лидийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа-диез (F#) – субдоминанта (пониженная IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си (B) – восходящий вводный звук (VII ступень).

Миксолидийский лад

Пятый лад мажорной гаммы, схожий с натуральной мажорной гаммой. Отличие заключается в использовании VII ступени, пришедшей из натурального минора (нота Си-бемоль).

Миксолидийский лад

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, тон, полутон, тон

Структура миксолидийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре (D) – нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) – медианта (III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) – доминанта (V ступень);
  • Ля (A) – субмедианта (VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Локрийский лад

Седьмой лад мажорной гаммы. Самый редкий лад, чье звучание нельзя назвать ни мажорным, ни минорным. Неопределенность звучания возникает из-за V ступени – ноты Соль-бемоль.

Локрийский лад

Принцип построения

Полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Структура локрийского лада

  • До (С) – тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре-бемоль (Db) – нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) – медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) – субдоминанта (IV ступень);
  • Соль-бемоль (Gb) – доминанта (пониженная V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) – субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) – восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Аппликатурные правила в гаммах для фортепиано

Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.

Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:

«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,— этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»

Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.

А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.

Все гаммы идут по нотам звукоряда.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.

До мажор

do-mazhor

До минор

do-minor

До диез минор

do-diez-minor

 До-диез мажор = ре-бемоль мажор

re-bemol-mazhor

Ре мажор

re-mazhor

Ре минор

re-minor

Ре диез минор

re-diez-minor

Ми мажор

mi-mazhor

Ми минор

mi-minor

Ми бемоль мажор

mi-bemol-mazhor

Ми бемоль минор

mi-bemol-minor

Фа мажор

fa-mazhor

Фа минор

fa-minor

Фа диез мажор

fa-diez-mazhor

Фа диез минор

fa-diez-minor

Соль мажор

sol-mazhor

Соль минор

sol-minor

Соль бемоль мажор

sol-bemol-mazhor

Соль диез минор = ля бемоль минор

sol-diez-minor

Ля мажор

lya-mazhor

Ля минор

lya-minor

Ля бемоль мажор

lya-bemol-mazhor

Си мажор

si-mazhor

Си минор

si-minor

Си бемоль мажор

si-bemol-mazhor

Си бемоль минор

si-bemol-minor

Аппликатура взята из учебного пособия Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. (1980)

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

106 350

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется гамма установка
  • Как пишется гамма на письме
  • Как пишется гамма на английском
  • Как пишется гамма ми бемоль мажор
  • Как пишется гамма излучение