Как пишется гармонический си минор

Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.

Натуральный минор – простой и строгий

Натуральный минор представляет собой гамму, выстроенную по формуле «тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона». Это обычная схема строения минорной гаммы, и для того чтобы её быстро получить, достаточно лишь знать ключевые знаки в нужной тональности. Каких-либо измененных ступеней в этом виде минора нет, соответственно в нём не может быть и никаких случайных знаков альтерации.

строение натурального минора

Например, ля минор – это гамма без знаков. Соответственно, ля минор натуральный – это звукоряд из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. Или ещё пример, гамма ре минор содержит один знак – си-бемоль, значит, звукоряд натурального ре минора – это движение ступеней подряд от ре до ре через си-бемоль. Если знаки в нужных тональностях не вспоминаются сразу, то можно узнать их с помощью квинтового круга, или ориентируясь на параллельный мажор.

натуральный ля минор и ре минор

Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.

Пример мелодии в таком ладу: «Я на камушке сижу» – известная народная русская песня, в приведенной ниже записи её тональность – натуральный ми минор.

я на камушке сижу - песня, написанная в натуральном миноре

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень. Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

правило повышения седьмой ступени в гармоническом миноре

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

гармонический ля минор и до минор

По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).

увеличенные характерные интервалы в гармоническом миноре

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Песня бобыля - гармонический ля минор

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40:

чередование гармонического и натурального минора в Симфонии № 40 Моцарта

Мелодический минор – эмоциональный и чувственный

Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.

мелодический минор - правило

Например, гамма ля минора в мелодическом восходящем движении будет представлять собой звукоряд следующих нот: ля, си, до, ре, ми, фа-диез (VI#), соль-диез (VII#), ля. При движении вниз эти диезы исчезнут, обратившись в соль-бекар и фа-бекар.

Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении – это: до, ре, ми-бемоль (при ключе), фа, соль, ля-бекар (VI#), си-бекар (VII#), до. Повышенные бекарами ноты снова превратятся в си-бемоль и ля-бемоль при движении вниз.

мелодический ля минор и до минор

По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.

При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае). Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства. Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.

Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях. В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

мелодический минор в песне "Подмосковные вечера"

Повторим ещё раз

Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:

три вида минора в музыке

  1. Натуральный минор можно получить, если построить гамму по формуле «тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон»;
  2. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень (VII#);
  3. В мелодическом миноре при движении вверх повышены шестая и седьмая ступени (VI# и VII#), а при обратном движении играется натуральный минор.

Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):

Упражнения для тренировки

Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.

гамма ми минор в трех видах

Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.

гамма соль минор в трех видах

[свернуть]

Таблица минорных гамм

Для тех, кому пока сложно с ходу представлять себе минорные гаммы в трёх разновидностях, мы приготовили таблицу-подсказку. В ней есть название тональности и её буквенное обозначение, изображение ключевых знаков – диезов и бемолей в нужном количестве, а также называются случайные знаки, которые появляются в гармоническом или мелодическом виде гаммы. Всего минорных тональностей в музыке используется пятнадцать:

таблица минорных гамм

Как пользоваться такой таблицей? Рассмотрим на примере гамм си минор и фа минор. В си миноре ключевых знаков два: фа-диез и до-диез, значит, натуральная гамма этой тональности будет выглядеть так: си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль, ля, си. Гармонический си минор будет включать в себя ля-диез. В мелодическом си миноре уже две ступени будут изменены – соль-диез и ля-диез.

гамма си минор в трех видах

В гамме фа минор, как понятно из таблицы, ключевых знака четыре: си, ми, ля и ре-бемоли. Значит, натуральный фа минорный звукоряд – это: фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре-бемоль, ми-бемоль, фа. В гармоническом фа миноре – ми-бекар, как повышение седьмой ступени. В мелодическом фа миноре – ре-бекар и ми-бекар.

гамма фа минор в трех видах

На этом пока всё! В будущих выпусках вы узнаете о том, что существуют и другие виды минорных гамм, а также о том, какие есть три вида мажора. Следите за обновлениями, вступайте в нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе!

гамма си минор на гитаре

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Гамма Си-минор на гитаре. Общая информация
  • 3 Краткая памятка для начинающих
  • 4 Как построить гамму Си-минор
    • 4.1 Натуральный
    • 4.2 Гармонический
    • 4.3 Мелодический
  • 5 Параллельная гамма
  • 6 Гамма Си-минор натуральный вид
    • 6.1 Аппликатура
    • 6.2 1 схема
    • 6.3 2 схема
    • 6.4 3 схема
    • 6.5 4 схема
    • 6.6 5 схема
  • 7 Си-минор гармоническая гамма
    • 7.1 1 поз.
    • 7.2 2 поз.
    • 7.3 3 поз.
    • 7.4 4 поз.
    • 7.5 5 поз.
  • 8 Упражнения с гаммой Си-минор
    • 8.1 Упражнение #1
    • 8.2 Упражнение #2
    • 8.3 Упражнение #3
    • 8.4 Упражнение #4
    • 8.5 Упражнение #5
  • 9 Заключение и советы

Гамма Си-минор на гитаре. Общая информация

Гамма Си-минор является одной из основных в современной музыке. Она имеет две бемольные – или же неполные – ноты при своем ключе. Ее главный аккорд Bm, от которого и выстраиваются все песни. Знать эту гамму необходимо каждому гитаристу, если он хочет хорошо солировать внутри данной тональности, а также создавать интересные и необычные аранжировки. В данной статье мы подробно разберем классический вариант Си-минора, а также дополнительные, с измененными ступенями, которые часто применяются в музыкальных композициях.

Краткая памятка для начинающих

Памятка для начинающих по правильной игре гамм

Как построить гамму Си-минор

Натуральный

гамма си минор

Си-минор выстраивается по точно такой же схеме, как и любая гамма подобного вида. Подробно прочитать об этом вы можете в статье, посвященной гамме ми-минор, а также других из этого цикла. После того, как вы сами построите ее, на выходе у вас должны получиться следующие ноты гаммы си-минор:

B — C# — D – E — F# — G — A

Это основная нотная последовательность, из которой выстраиваются все остальные вариации Си-минора. Тоникой в данном случае является B, субдоминантой будет E, доминантой – F#.

Гармонический

Гармоническая гамма Си минор

Это один из самых узнаваемых типов минора в музыке. Как уже было сказано много раз во всем остальном цикле этих статей, гармонические лады звучат с восточным и арабским колоритом. Все дело в том, что для большего тяготения ноты седьмой ступени к тонике, ее повышают на половину тона. Благодаря этому между двумя последними звуками гаммы появляется тот самый восточный интервал. Соответственно, чтобы построить гармонический минор, просто сыграйте A# вместо A.

Мелодический

Мелодическая гамма Си минор

Мелодический тип минора очень интересен тем, что играется по-разному. Все зависит от того, какую гамму вы играете – нисходящую, или восходящую. В первом случае вы никак не меняете ее построение – она играется так, как звучит натуральный минор. Однако при восходящей вам требуется повысить шестую и седьмую ступень – в данном случае сыграть G# и A#.

Такое построение мелодики делает ее более мягкой и мелодичной. Если ваша задача – не напрягать слушателя, а наоборот, расслабить его, то применяйте данную гамму.

Параллельная гамма

Параллельная тональность, и, соответственно, гамма, к Си-минору – это Ре-мажор. Он включает в себя все те же самые ноты, однако тоникой в этом случае становится нота D, субдоминантой – G, доминантой – A. Соответственно, если вы слышите, что ваш друг играет на гитаре через аккорд Ре мажор, то смело солируйте нотами из Си-минора – и не ошибетесь.

Гамма Си-минор натуральный вид

Натуральная гамма Си-минор

Для того, чтобы не описывать каждую отдельную схему, мы в общих чертах расскажем, что представляют из себя все эти упражнения в целом. По своей сути, они построены на том, чтобы находить нужную ноту и выстраивать от нее бокс на любом участке грифа гитары. Каждое упражнение для гаммы си-минор на гитаре здесь является продолжением предыдущего, и зацикливается, доходя до двенадцатого лада.

Очень желательно заниматься на гитаре таким образом, чтобы не останавливаться между боксами – то есть проигрывать их один за другим. Таким образом вы не только дадите своим пальцам эффективную тренировку, но и еще лучше закрепите каждую из позиций, чтобы не теряться внутри грифа во время импровизаций. Запомните аппликатуры, и после этого повторяйте их. Кроме этого, старайтесь играть гаммы как снизу-вверх, так и сверху-вниз. Таким образом вы еще лучше закрепите позиции нот на грифе.

Аппликатура

Для того, чтобы вам было проще разобраться с позициями, на каждой из картинок указана аппликатура этого бокса – то есть, какие пальцы ставить на каждом ладу. Обозначения будут указаны ниже. Обратите на них особое внимание – поскольку это сделано не только для вашего удобства, но и для того, чтобы вы закрепляли правильную постановку рук. Если запомнить эти аппликатуры, то играть соло-партии вам станет гораздо проще.

1 схема

гамма си минор на гитаре

гамма си минор

2 схема

гамма си минор на гитаре

гамма си минор

3 схема

гамма си минор на гитаре

гамма си минор

4 схема

гамма си минор на гитаре

гамма си минор

5 схема

гамма си минор на гитаре

гамма си минор

Си-минор гармоническая гамма

В этом разделе представлено все то же самое, что и выше, однако с поправкой на то, что мы имеет дело с гармонической гаммой. Соответственно, у вас сменятся некоторые лады и аппликатуры определенных боксов. Однако суть остается та же самая.  Это по-прежнему боксы, которые расположены по всему грифу и связаны между собой. Последние ноты каждой позиции являются первыми звуками следующей.

1 поз.

2 поз.

3 поз.

4 поз.

5 поз.

Упражнения с гаммой Си-минор

Данный раздел направлен уже не на разучивание гамм, а для тренировки пальцев на гитаре. Основная суть каждого упражнения – это проигрывание определенной позиции не только по нисходящей или восходящей последовательности, но в определенном паттерне. Как правило, вам придется время от времени возвращаться к уже проигранным нотам, чтобы сыграть их еще раз. Это тренирует координацию и беглость левой руки, позволяя выстраивать мелодии и соло-партии.

Кроме этого, точно так же обратите внимание на взаимосвязь некоторых упражнений друг с другом – они как будто являются своими продолжениями, и зациклены, если играть их вместе. Поэтому старайтесь использовать такой же подход, как и при игре гаммами – прорабатывайте каждое упражнение без остановки.

Упражнение #1

Упражнение #2

Упражнение #3

Упражнение #4

Упражнение #5

Заключение и советы

Каждое из упражнений и каждый из боксов гамм следует обязательно играть под метроном. Это критически необходимо, поскольку только так вы приучите себя к ровной и четкой игре. Начинайте с небольших темпов, после чего постепенно ускоряйтесь, набирая BPM. Помните о чистой игре, правильно зажимайте все струны, чтобы они звучали без каких-либо лишних призвуков. Особенно это касается упражнений, в которых можно очень просто запутаться.

Используйте приложенные табулатуры и четко соблюдайте указанную на схемах аппликатуру, поскольку это тоже серьезно влияет на технику игры. Если вы будете соблюдать эти рекомендации – то уже очень скоро освоите данную гамму и сможете свободно импровизировать в заданной тональности.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

В гитарной музыке очень часто встречаются композиции в тональности си-минор. В них гармония строится вокруг главного трезвучия тональности – аккорда Bm. Каждому гитаристу рекомендуется знать и уметь играть в нескольких позициях гамму си-минор, чтобы не только отлично ориентироваться на гитарном грифе, но и уметь сочинять собственные песни или делать красивые аранжировки композиций.

Содержание

  1. Краткая памятка для начинающих
  2. Как построить гамму си-минор
  3. Натуральный
  4. Гармонический
  5. Мелодический
  6. Параллельная гамма
  7. Гамма си-минор: натуральный вид
  8. Аппликатура
  9. Си-минор гармоническая гамма: позиции
  10. Упражнения с гаммой си-минор
  11. Заключение и советы

Краткая памятка для начинающих

Гамма представляет собой звукоряд, который выстроен в определенной последовательности. Она состоит из нот, которые входят в тональности гаммы. В музыкальной теории существует 3 вида гаммы: натуральная, гармоническая и мелодическая. Их отличием между собой являются повышенные или пониженные ступени. Также, существует хроматическая гамма и пентатоника.

гитара

Какую бы гамму не исполнял гитарист, нужно придерживаться нескольких советов:

  1. Во время игры гаммы или упражнений, связанных с ней, обязательно стоит использовать метроном. Это поможет выработать игру в одном темпе, без смены ритма и поможет сохранить и натренировать ровность игры. Сначала лучше всего играть в медленном темпе, а по мере освоения гаммы можно увеличить темп игры.
  2. Особенно внимательно стоит относиться к упражнениям, направленных на оттачивание навыка игры синкоп, триолей, дуолей и т.п. Здесь очень важно использовать метроном, так как такие ритмические рисунки довольно сложны и нужно добиваться правильного и четкого исполнения.
  3. Во время игры гамм и упражнений лучше всего сразу запоминать рекомендуемую аппликатуру. Это поможет исполнять гаммы и любые композиции, не смотря на гриф гитары и не отвлекаясь.
  4. Заучив схему построения гаммы, нужно учиться строить ее в любом месте грифа.

Как построить гамму си-минор

Минорная гамма на гитаре строится по общепринятым в музыкальной теории правилам. Для гармонического и мелодического минора существуют нюансы, которые будут описаны ниже.

Натуральный

B — C# — D — E — F# — G — A

Минор выстраивается по схеме: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Эта схема описывает строение натурального минора.

Исходя из схемы построения натурального си-минора, в нем содержатся следующие ноты: B C# D E F# G A. Из данной последовательности видно, что тональности B-moll имеет при ключе два знака альтерации – до-диез и фа-диез.

Гармонический

B — C# — D — E — F# — G — A#

Гармонически вид минорной гаммы по звучанию напоминает восточные мотивы. Такой колорит гамме придает повышенная седьмая ступень. Для си-минора это ля-диез (A#). Из-за повышения седьмая неустойчивая ступень еще больше стремится к тонике, создавая увеличенное напряжение, что отражается в звучании. Схема гармонического минора от натурального отличается, соответственно, одной нотой: B C# D E F# G A#.

Мелодический

B — C# — D — E — F# — G# — A#

Мелодический минор характерен тем, что при движении гаммы вверх в ней повышаются седьмая и шестая ступени. В обратном движении, то есть нисходящем, повышение данных ступеней отменяется. Звукоряд мелодического си-минора строится по следующим нотам: B C# D E F# G# A# — B C# D E F# G A. Си-минор в гармоническом виде звучит очень мелодично и нежно. Гитаристу при сочинении собственных композиций в это знание поможет создать мягкую, нежную и романтическую мелодию.

Параллельная гамма

Ре-мажор является параллельной гаммой к си-минорной гамме. Это означает, что в ре-мажоре все те же ноты, что и в си-миноре. В том числе знаки альтерации те же – C# и F#. Но при этом в ре-мажоре тоникой является нота D, субдоминанта, соответственно, G, доминантой – A.

Следует иметь в виду, что если выучить схемы гаммы в одной тональности, то их можно перенести без труда на параллельную тональность.

гитара 2

Гамма си-минор: натуральный вид

Упражнения, предназначенные для игры натуральной си-минорной гаммы, созданы для того, чтобы гитарист научился быстро выстраивать бокс от нужной ноты, независимо от ее расположения на грифе. Окончание каждого бокса является продолжением следующего. После того, как гамма доходит до двенадцатого лада, позиции повторяются.

При тренировке по игре гаммы си-минор рекомендуется не делать между боксами остановок, а играть все подряд. Это поможет развить технику игры, а также закрепить расположение нот и позиций на гитарном грифе. Также, рекомендуется играть позиций снизу-вверх и сразу же наоборот. Это развивает координацию, к тому же способствует быстрому и прочному запоминанию всех позиций гаммы.

Аппликатура

обозначения нот на грифе

Аппликатура представляет собой схему, по которой ноты располагаются на грифе гитары. В ней указано, какими пальцами и на каком зажимать ноты. Это делается не только для удобства гитариста, но и закрепления правильной постановки рук при игре гамм и упражнений.

В аппликатурах схематично представлен гитарный гриф со струнами и ладами. На них размещаются круги красного и черного цвета. Черным цветом, как правило, обозначается тоника, красным – все остальные ноты гаммы. Цифры в кругах обозначают, каким пальцем зажимать указанную ноту. Также, вместе со схемой размещается нотный стан, где прописаны ноты гаммы,  а внизу указаны лады, на которых эти ноты должны быть взяты.

Первая позиция берет начало на седьмом ладу. При этом одна нота должна быть взята и на шестом ладу. Заканчивается позиция на десятом ладу.

Первая позиция си минор

Вторая схема начинается с девятого лада. Как уже говорилось выше, позиция начинается там, где заканчивается предыдущая. В данном случае последняя тоника в первой позиции зажимается на девятом ладу. Соответственно, и вторая позиция начинается с тоники на этом же ладу.

Вторая схема си минор

Третья позиция возвращается в начало гитарного грифа и начинается с открытых струн, а заканчивается на четвертом ладу, при этом тоника располагается на втором.

Третья позиция си минор

Четвертая позиция, соответственно, играется со второго лада. Заключительная тоника в данной позиции звучит на четвертом ладу, но остальные ноты зажимаются и на пятом.

Четвертая позиция си минор

Пятая позиция берет начало с четвертого лада и заканчивается на восьмом.

Пятая позиция си минор

Си-минор гармоническая гамма: позиции

Так как в гармоническом миноре повышена седьмая ступень, схемы имеют некоторые отличия от аппликатур в натуральном виде. Но главное остается неизменным: позиции взаимосвязаны и строятся на всем грифе, повторяясь с двенадцатого лада.

Первая позиция начинается также с седьмого лада, располагая пару нот на шестом ладу. Заканчивается этот бокс на десятом ладу.

Первая позиция от си

Вторая позиция берет начало с седьмого лада  и заканчивается на двенадцатом.

Вторая позиция от си

Третья позиция начинается с одиннадцатого лада, тоника при этом берется на двенадцатом ладу.

Третья позиция от си

Как в случае и с натуральным си-минором, четвертая позиция гармонического вида гаммы начинается с открытых струн (третья и четвертая). Заключительная тоника располагается на четвертом ладу. Бокс при этом содержит ноты, которые нужно взять на пятом ладу.

Заключительная тоника от си

Пятая позиция, соответственно, начинается с четвертого лада, заканчивается на восьмом ладу. А заключительная тоника данной позиции звучит на седьмом ладу.

Пятая позиция от си

После этой позиций круг боксов на гитарном грифе замыкается и они начинают повторяться.

Так же, как и позиции натуральной гаммы си-минор, боксы гармонической гаммы взаимосвязаны между собой: конец одной схемы является началом следующей.

Упражнения с гаммой си-минор

Заключение и советы

В игре гамм главное – ровность и четкость звучания. Поэтому крайне важно играть гаммы и упражнения под метроном. При этом лучше всего начинать игру в медленном темпе. После того, как в медленном темпе гамма или упражнение получается отлично, можно постепенно ускорять темп.

Начинающим гитаристам следует внимательно относиться к рекомендуемой аппликатуре. Это важный момент, так как от правильности игры зависит техника игры, комфортность исполнения и звучание исполняемых гамм и композиций в целом.

Освоение и заучивание гамм расширяет возможности гитариста не только с технической стороны. После того, как музыкант освоил гамму и упражнения, он с легкостью сможет импровизировать в этой тональности или даже сочинять собственные композиции, используя знания об этой гамме.

Minornye gammy

Гамма в музыке – это звукоряд. Последовательное звучание нот в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав. Лад гаммы может быть разным, но мы рассмотрим только один из них — минорный.

Итак, минорные гаммы — что это, какими они бывают?

  • Натуральный минор — основа
  • Гармонический вид гамм
  • Мелодический вид гаммы
  • Таблица минорных гамм
  • Какими способами можно играть гаммы
  • Аппликатура
  • Скачать сборник гамм (PDF Н. Ширинская)

Больше о гаммах вы можете узнать ЗДЕСЬ

Формула натурального минора

Любая гамма — как математическое уравнение — может быть построена по формуле. Формула минорной гаммы такова:

formula gammy minor

Если вам необходимо построить минорную гамму от какой-либо ноты, просто используйте формулу. Но вам нужно знать, что эта формула пригодна для построения лишь НАТУРАЛЬНОГО минора. В то время как в мелодическом и гармоническом видах минора, некоторые звуки будут повышаться или понижаться.

Если понятие «Тон» и «Полутон» вам ни о чем не говорит, то в двух словах поясним:

Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На пианино это две ближайшие клавиши. Например, расстояние между клавишами ДО и Ре бемоль — полутон. Соответственно тон — это сумма двух полутонов — например расстояние между нотами ДО и РЕ.

malaya sekunda Do Re bemol     Bol'shaya sekunda Do Re

Для примера, построим натуральную гамму в Соль-миноре опираясь на формулу:

Sol' minor natural'nyj

Вы видите, что нам пришлось использовать Си-бемоль и Ми-бемоль, чтобы звукоряд соответствовал формуле.

Послушайте, как звучит Соль-минор натуральный

Гармонический минор

В гармоническом миноре при движении вверх и вниз, повышается VII ступень лада.

Что это значит?

Используя нашу формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) построим натуральный вид Соль-минора, а затем повысим VII ступень:

Sol' minor natural'nyj

Sol' minor garmonicheskij

Чтобы сделать минор гармоническим, нам понадобилось повысить VII ступень — то есть ноту Фа заменить Фа-диезом. Теперь при движении и вверх, и вниз вместо чистой Фа, мы будем играть Фа-диез.

Сравните звучание. Гармонический вид придает гамме восточный оттенок, неправда ли?

Попробуйте самостоятельно построить гармонический вид гаммы в Ре-миноре.

Сергей Изотов

Сергей Изотов

Музыкант, аранжировщик

Задать вопрос

Если вы не нашли нужную информацию или остались вопросы — напишите мне.

Мелодический минор

В мелодическом миноре гамма имеет другое строение и звучание. Это происходит потому что:

В мелодическом миноре при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти знаки альтерации будут отменяться.

Чтобы построить мелодическую гамму, сначала строим натуральную с помощью нашей формулы, а затем добавляем необходимые знаки:

Sol' minor natural'nyj

Sol' minor melodicheskij

Как видно, при движении вверх мы повысили VI и VII ступени. Для этого нам пришлось заменить Ми-бемоль на Ми-бекар, а Фа чистую на Фа-диез. А при движении вниз эти знаки альтерации отменяются и гамма приобретает НАТУРАЛЬНЫЙ вид. Послушайте:

Попробуйте самостоятельно построить мелодическую гамму в Ля-миноре.

Какими способами играют гаммы

Способов игры гамм существует очень много. В музыкальных училищах играют следующие виды:

  1. прямой
  2. расходящийся
  3. в терцию
  4. в сексту
  5. в дециму
  6. арпеджио прямое и ломанное
  7. октавы
  8. аккорды
  9. 11 арпеджио от 1 ноты
  10. двойные терции

Таблица минорных гамм

Для тех кто еще не научился быстро строить гаммы, мы предлагаем таблицу. Благодаря ей вы сможете быстро строить гармонический и мелодический виды гамм в минорных тональностях.

tri-vida-minora

Если вам интересны способы как играть гаммы, чтобы пальцы забегали по клавиатуре — напишите об этом в комментариях и я обязательно поделюсь опытом в следующей статье.

Надеюсь, материал оказался полезным для вас и теперь вы знаете, что такое минорные гаммы и самое главное, сможете самостоятельно их строить. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте, где много интересного!

Загрузка…

минорный лад
В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора:

 ля минор натуральный

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

 ля минор гармонический

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора:

 ля минор мелодический

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой , без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:

три вида минора

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО!

Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

гамма ми минор

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

гамма си минор

Тональность фа-диез минор: в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

гамма фа-диез минор

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

гамма до-диез минор

Тональность фа минор. Ключевые знаки – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

гамма фа минор

Три вида до минора. Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

гамма до минор

Тональность соль минор: здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

гамма соль минор

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

гамма ре минор

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления странички сайта в контакте, чтобы быть в курсе всех обновлений и быстро находить нужный материал.

  • Табы для гитары
  • Ноты для гитары
  • На заказ
  • Видео разбор
  • Уроки по Skype
  • Мои видео
  • О себе
  • Контакты
  • English

Меню




Гамма Ре-мажор и гамма Си-минор

30.04.2016 .

Комментарии:

  • 20.12.2020 — 21:00

    Прикольно

    Ответить

    • 04.03.2021 — 19:33

      да, гаммы – это не так сложно, как кажется! Всё прикольно и легко!

      Ответить

  • 14.07.2020 — 04:27

    А как сыграть в ре мажор и соль минор?

    Ответить

    • 04.03.2021 — 19:32

      Ответить

  • Хорошие новости!!!

    Производится набор учеников на индивидуальные УРОКИ ГИТАРЫ со мной ПО СКАЙПУ.

    Возобновлена услуга ноты/табы НА ЗАКАЗ.

  • Не пропусти свою любимую песню! Подпишись на видео!

    Канал YouTube

  • Рубрики

    • Гаммы на гитаре
    • Метроном онлайн!
    • Ответы на вопросы
    • Мои советы начинающим
    • Ваши заявки
    • Описание программы Guitar Pro
    • Fingerstyle гитаристы
    • Полезное для гитары
    • Классические гитаристы
    • Музыкальная Теория
    • Уход за акустической гитарой
    • Аккорды для гитары. Теория, схемы и видео
    • История музыки
    • Всё о струнах
    • Уголок ЭлектроГитариста
    • Необычное из мира гитары
    • Алфавит гитариста
    • Полезная информация
    • Карта сайта

June 9 2017, 23:54

Category:

  • Музыка
  • Cancel

Таблица обозначений тональностей

Таблица обозначений тональностей

до-бемоль мажор           Ces-dur           C-flat major       7 ♭
ля-бемоль минор as-moll A-flat minor 7 ♭
соль-бемоль мажор Ges-dur G-flat major 6 ♭
ми-бемоль минор es-moll E-flat minor 6 ♭
ре-бемоль мажор Des-dur D-flat major 5 ♭
си-бемоль минор b-moll B-flat minor 5 ♭
ля-бемоль мажор As-dur A-flat major 4 ♭
фа минор f-moll F minor 4 ♭
ми-бемоль мажор Es-dur E-flat major 3 ♭
до минор c-moll C minor 3 ♭
си-бемоль мажор B-dur B-flat major 2 ♭
соль минор g-moll G minor 2 ♭
фа мажор F-dur F major 1 ♭
ре минор d-moll D minor 1 ♭
до мажор C-dur C major нет
ля минор a-moll A minor нет
соль мажор G-dur G major 1 #
ми минор e-moll E minor   1 #
ре мажор D-dur D major 2 #
си минор h-moll B minor 2 #
ля мажор A-dur A major 3 #
фа-диез минор fis-moll F-sharp minor 3 #
ми мажор E-dur E major 4 #
до-диез минор cis-moll C-sharp minor   4 #
си мажор H-dur B major   5 #
соль-диез минор gis-moll G-sharp minor 5 #
фа-диез мажор Fis-dur F-sharp major   6 #
ре-диез минор dis-moll D-sharp minor   6 #
до-диез мажор Cis-dur C-sharp major   7 #
ля-диез минор ais-moll A-sharp minor   7 #

В обозначении тональности указывается тоника (она же — основной тон тонического трезвучия) и лад (в данном случае, мажор или минор), например: C-dur (до мажор), Fis-dur (фа-диез мажор), a-moll (ля минор), es-moll (ми-бемоль минор) и т. п.

В русской традиции тональности обозначаются двояко — кириллицей (до мажор, ре минор, ми-бемоль мажор и т.д.) или латиницей (C-dur, d-moll, Es-dur). В буквенной системе обозначений прописные буквы указывают на мажор, строчные на минор; поэтому зачастую (для краткости) вторая часть обозначения тональности опускается, например, Es расшифровывается как ми-бемоль мажор.

В таблице показаны обозначения тональностей. Мажорные и минорные тональности расположены в порядке кварто-квинтового круга, после каждого мажора идёт параллельный ему минор. Тональности идут от бемольных к диезным, поэтому в последней графе для верхней части таблицы указано число бемолей, а для нижней — диезов. Первые шесть тональностей в таблице соответственно энгармоничны последним шести.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется гарет бэйл на английском
  • Как пишется гардероп или гардероб
  • Как пишется гардеробчик
  • Как пишется гардероб или гардеробная
  • Как пишется гарвардский университет