Как пишется газовая заправка

АГНКС осуществляет заправку автомобилей и других транспортных средств компримированным природным газом

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) осуществляет заправку автомобилей и других транспортных средств, двигатели которых конвертированы или изначально рассчитаны на работу на газомоторном топливе  (ГМТ) — сжатом (компримированном) природном газе, и имеют соответствующую систему.
Природный газ поступает на АГНКС по газопроводам. 
На АГНКС давление газа повышается до 20 МПа (200 атм) и в таком виде закачивается в баллоны транспортных средств.
Первые АГНКС были построены в 1939 г. в гг. Мелитополе, Горловке, Москве в СССР.
В 1950х гг. было построено 30 мощных АГНКС, снабжавших газом около 40 тыс автомобилей.
В отличие от АЗС и АГЗС, где моторное топливо только реализуется, АГНКС являются объектами, на которых природный газ, поступающий по газопроводу, подвергается комплексной обработке.


Технологический процесс АГНКС включает:

• очистку в сепараторе и фильтрах сырьевого газа от капельной жидкости и механических примесей;
• коммерческий замер газа;
• компримирование до 25 МПа с охлаждением после каждой ступени сжатия компрессорных установок;
• осушку газа от влаги в блоке осушки;
• хранение в аккумуляторах при 25 Мпа и распределение через газозаправочные колонки при давлении 20 МПа.

На начало 2000 г в России работало свыше 200 АГНКС.
Основу сети составляют станции большой производительности на 500 и 250 условных заправок в сутки.
Сеть АГНКС включает:
• стационарные АГНКС-500 (цифра означает количество заправок грузовых автомобилей в сутки). АГНКС-500 созданы на входное давление 0,4-0,6 и 0,6-1,2 МПа;
• блочно-контейнерные АГНКС-250;
• модульные блочно-контейнерные АГНКС-125, гаражные АГНКС-75;
• индивидуальные заправочные установки и др.

АГЗС — это тоже автомобильная газозаправочная станция, но с другим ГМТ — пропан-бутаном.
Пропан-бутан доставляют на АГЗС автотранспортом и хранят там в горизонтальных резервуарах хранения. 
Пропан-бутан — это углеводородный газ, полученный при крекинге нефтепродуктов или при добыче нефти, как попутный нефтяной газ (ПНГ).
Давление заправки АГЗС — до 16 атм, почти в 12 раз меньше, чем на АГНКС.

АГЗС СПГ — автомобильная газозаправочная станция, где в качестве ГМТ используют сжиженный природный газ (СПГ).
Есть стационарные и мобильные АГЗС СПГ.
Доставка СПГ осуществляется автомобильными цистернами для транспортировки и заправки, цистернами-контейнерами (рабочее давление менее 7 кгс/см2)
Преимущества СПГ перед КПГ:

  • хранение СПГ при более низком давлении (10 кгс/см2) обеспечивает большую взрывобезопасность в сравнении с КПГ под давлением до 250 кгс/см2);
  • наличие предохранительной арматуры (2 предохранительных клапана) на емкости хранения СПГ, в отличие от баллонов с КПГ, где нет предохранительных устройств, а клапан высокого давления устанавливается в редукторе;
  • дополнительная очистка при сжижении природного газа от кислых газов (примесей углекислого газа и сероводорода), что увеличивается ресурс работы двигателя и снижает количество выбросов в окружающую среду;
  • в сжиженном виде хранение газа эффективнее, чем в кромпримированном. При сжижении 1 кг природного газа до состояния СПГ, его объем снижается в 575 раз (по метану), 1 кг газа — до состояния КПГ (до давления 250 кгс/см2) — лишь в 250 раз, поэтому с СПГ можно обеспечить более высокую дальность пробега автотехники.

Но стоимость оборудования для СПГ  выше в сравнении с оборудованием для КПГ из-за необходимости сжижения и регазификации, что увеличивает стоимость на 40%. 

Перевод различных размерностей газа:
1 тонна СПГ эквивалентна 1 380 м3 природного газа,
1 тонна СПГ ≈  1270 л дизельного топлива (ДТ),
1 000 м3 КПГ ≈  920 л ДТ,
Масса 1 литр ДТ ≈  0,769 кг,
Масса 1 литр КПГ ≈  0,144 кг,
Масса 1 литр СПГ ≈  0,255 кг. 

Что такое АЗС, ТРК, СУГ, КПГ

Новички-автолюбители не знают всех аббревиатур, касающихся нефтепродуктов, которые могут им пригодиться. В статье расскажем не только, что такое АЗС, но и дадим расшифровку более сложным аббревиатурам: КПГ, СУГ,ТРК.

Что такое АЗС

Эту аббревиатуру знают все – автомобильная заправочная станция. АЗС — пункт в городе или на трассе, оборудованный специальными колонками для заправки транспортных средств. Другие названия — бензоколонка, заправка.   

Сетевые и частные АЗС строят вдоль крупных федеральных и региональных трасс. В России работают две крупнейшие сети автозаправок, принадлежащих компаниям-производителям нефтепродуктов: Лукойл или Роснефть. 

Во многие регионах работают частные заправки и мелкие сети, они покупают горючее у крупных поставщиков и НПЗ и хранят его на своих базах.

Общее количество АЗС в стране оценивается в 30 000 станций. Около 50% из них принадлежат вертикально-интегрированным компаниям. Они осуществляют полный цикл сопровождения: от добычи нефти и заканчивая продажей топлива.

Что такое ТРК 

Заправить автомобиль горючим можно через специальную колонку, которыми оборудованы заправочные станции. Называется она топливораздаточная колонка или ТРК.

К нее есть пистолет со шлангом для заливки горючего в бак. На электронном мониторе отображается необходимая водителю информация — объем залитых литров. 

Для каждой марки бензина и дизельного топлива работает свой привод и пистолет.  

Что такое СУГ 

Некоторые заправки продают не жидкие виды топлива, а газ. Самый популярный из них называется — СУГ. Расшифровывается как сжиженный углеводородный газ. В составе СУГ несколько видов газа.

Около 90% объема СУГ, продаваемого в России, это смесь пропана и бутана. Смесь отличается экологичностью и экономным расходом. Для заправок, продающих СУГ, действуют отдельные правила безопасности, так как внезапная утечка может стать причиной взрыва.

Что такое КПГ 

Это компримированный природный газ, относящийся к типу сжиженных газов. По составу он отличается от СУГ тем, что состоит только из метана.

У КПГ меньше риска взрыва, также он отличается высокой экологичностью из-за минимума вредных веществ в составе.

Но установки для подачи КПГ сложнее ставить на заправках, чем аналогичные для СУГ. Также они стоят дороже, поэтому заправлять ими только легковушки невыгодно. 

КПГ подходит для грузовых авто, совершающих дальние рейсы, междугородних автобусов и другой тяжелой техники.  

Что такое ГДО

Чтобы ездить на СУГ и КПГ, необходимо установить в автомобиль специальное газобалонное оборудование (ГБО). Под разные виды газа необходимо свое оборудование:  

  • для СУГ используются баллоны, которые служат не менее десяти лет. Каждые два года такой автомобиль должен проходить специальную проверку.  

  • для КПГ используется оборудования со сроком эксплуатации в пределах десяти лет. Также необходимы регулярные проверки каждые два года.  

Опытные автолюбители рекомендуют устанавливать ГБО на автомобиль, у которого уже закончилась гарантия. Дело в том, что переоборудование авто нарушает гарантию и при необходимости ремонт в официальном СТО дилера по гарантии машина не получит.

ГБО бывает нескольких поколений. Варианты с первого по третье поколения сейчас работают только на старых авто. На новые их уже не устанавливают.  

Оборудование четвертого поколения оснащено электроникой. Оно более надежное и экономично расходует топливо.  

Модель пятого оснащена собственным насосом высокого давления.

Оборудование шестого поколения благодаря техническим усовершенствованием позволяет автомобилю обходиться вообще без жидкого топлива.  

Выбор модели стоит за водителем. Тут надо учитывать, какие заправки с газом есть в вашем городе, и какие модели устанавливают компании.

Как установить ГБО

Перед установкой рекомендуем подсчитать, действительно ли вам будет выгодно ездить с ГБО. Учитывайте следующие параметры:

  1. Цена. Установка оборудования варьируется 30 до 50 тысяч рублей в зависимости от модели машины и объема баллона.

  2. Ежегодный пробег.

  3. Расход топлива.

  4. Цены на горючее.

Общий алгоритм следующий:

  1. Найти компанию, которая занимается установкой «под ключ» вместе с оформлением документов.  

  2. Подготовить заявление в ГИБДД и получить разрешение на изменения конструкции авто.

  3. Установить ГБО.

  4. Пройти техосмотр, осмотр в ГИБДД, внести изменения в документы.

Право на установку ГБО имеют только сертифицированные станции техобслуживания, которые работают легально. По окончанию работ компания должна выдать счет, чек и гарантию качества на срок не менее года. Это значит, что с этими документами можно вернуть автомобиль на доработку или составить досудебную претензию.

Также компания после установки ГБО должна сама провести техосмотр автомобиля с оборудованием и подготовить документы для ГИБДД. А если в ведомстве найдут ошибки и откажутся узаконить переоборудованный автомобиль, то компания должен вернуть деньги.  Каждые два года это же СТО должно проводить обслуживание установленного оборудования.

Самостоятельно автовладелец устанавливать ГБО не имеет право. За это в законодательстве есть штраф в 500 рублей. Кроме того, такой автомобиль не зарегистрируют в ГИБДД.

Газ лучше бензина?

Среди российских автомобилистов существует мнение, что газ выгоднее с точки зрения экономии, чем бензин. Якобы достаточно один раз потратиться на ГБО, а потом можно экономить на топливе. Рассмотрим оба варианта горючего по нескольким параметрам.

  • Стоимость. Заправиться газом стоит дешевле, чем обычным топливом на 35-40%. Но при поездке по загородной трассе расход у газа выше, поэтому если вы ездите преимущественно вне города, то на газе не сэкономите. А если вам необходимы только поездки по городу, то ГБО окупиться через 8 месяцев после установки. 

  • Цена страховки. При переходе на газ стоимость ОСАГО остается прежней.

  • Выхлоп. Токсичность у газа в три раза ниже, чем у дизеля и бензина. В целом он считается экологически чистым топливом в отношении окружающей среды. Для человека все виды горючего токсичны.

  • Работа двигателя. На газу износ мотора на 30% ниже, чем на жидком топливе, так как у газа выше октановое число.  

  • Расход масла. Этот показатель у авто на газу также ниже. Для сравнения у бензинового мотора масло нужно менять через полгода, а у газового — раз в год.  

  • Отсутствие детонации. Метан в случае утечки быстро испаряется, а бензин — легко воспламеняется.  

  • Объем нагара.  У газа чище состав, поэтому и нагара от него меньше.

Заправка оснащенных газовыми баллонами автомобилей, питанием мотора которых служат сжиженные углеводородные газы (СУГ), осуществляется в специальных пунктах – газозаправочных станциях. Точки оборудованы необходимой техникой для безопасного процесса заправки транспортных средств сжиженным топливом. Реализация бензина и дизеля в таких пунктах не осуществляется.

Автомобильные газозаправочные станции

Содержание:

  1. АГЗС: расшифровка
  2. Правила заправки на АГЗС
  3. Сети АГЗС
  4. АГЗС на карте

АГЗС: расшифровка

Что такое АГЗС? Расшифровка — «автомобильная газозаправочная станция». Это пространство должно соответствовать всем требованиям безопасности и иметь рабочими все системы, которые ответственны за приемку резервуаров с нефтяным топливом, перелив горючего в заправочные колонки, безопасный отпуск продукции покупателям и защищенное хранение остатков. Пункты принимают как автомобили частных лиц, так и грузовой транспорт различного формата. Технологически заправочная система точек может быть размещена и над землей, и под ней, допускается стандартное расположение или блочное.

Само топливо – углеводородный газ в жидком состоянии – попадает на станции с помощью транспортной техники, оборудованной цистернами. Если нефтеперерабатывающие предприятия расположены рядом, непосредственно в ближайшей местности, то возможна прокладка подземных магистралей для транспортировки газов, в других случаях осуществляется перемещение по железным дорогам от складских помещений или газонаполнительных станций.

На месте происходит распределение газов по резервуарам для хранения. После попадания в баллон авто горючее теряет жидкую форму, как только давление достигает отметки в 12 бар.

АГЗС

Для заправки автомобилей на газовых АЗС используются насосы. Подача газов происходит в условиях повышения номинального давления. В холодное время года к рабочему циклу подключаются электронные испарители, необходимые для поддержания стабильного давления при минусовой температуре. Чаще всего на станциях реализуются алканы пропан и пропан-бутан.

Правила заправки на АГЗС

Любая АГЗС – место повышенного класса опасности из-за большой концентрации в одном радиусе легко воспламеняющихся газов. Меры безопасности обозначены документами федерального уровня, обязательными к исполнению для владельцев как частных АГЗС, так и сетей заправок.

Правила заправки на АГЗС транспортных средств:

  1. Перед началом процесса необходимо освободить машину от пассажиров.
  2. Любое освещение на станции должно иметь противопожарное покрытие.
  3. Необходимо убедиться в отсутствии контакта с источником огня, включая искру.
  4. Заполнение баллона происходит до отметки в 80% из-за того, что впоследствии пропан и пропан-бутан расширяются.
  5. Если во время перелива горючего возник перерыв, продолжение процессов возможно только после проверки барометрических данных.
  6. После заправки транспортное средство нельзя отправлять на стоянку или парковку, оно обязательно должно находится в движении.

Заправка автомобиля на АГЗС

Сети АГЗС

Сжиженное топливо становится все более востребованным. Растет число сетей АГЗС, которые предоставляют качественные нефтепродукты по всей территории страны. Выбор в пользу нефтяных газов обусловлен преимуществами этого вида горючего.

По сравнению с бензинами, СУГ имеет максимальное октановое число – от 90 и даже выше 100. Этот вид топлива практически не имеет возможности самодетонироваться. Уменьшается расход горючего на ходу, сохраняется работоспособность кривошипно-шатунного механизма и выпускных клапанов, продлевается срок эксплуатации мотора.

Сети АГЗС

Сжиженные газы на основе углеводородов склонны к активному смешиванию с воздухом. Диффузия придает горючему стабильность и плавное горение. Механизмы, заправленные СУГ, редко покрываются нагаром, а замена герметичных масляных уплотнителей происходит реже.

АГЗС Газойл

Сеть АГЗС Газойл реализует пропан в Сибирском федеральном округе и насчитывает не менее 200 точек. Продукция поставляется напрямую от нефтяных предприятий. Газойл имеет свой парк газонаполнительных станций, что позволяет в любой момент иметь в наличии более 6 тонн горючего прекрасного качества. По запросу осуществляется заправка газгольдеров.

Использование современного оборудования сократило время заправки на станциях Газойл до рекордных двух, максимум пяти минут, поэтому транспортные компании часто выбирают точки этой сети для заливки топливных продуктов во время следования грузовых авто по маршрутам.

АГЗС Газпром

Компания Газпром имеет широкую сеть трассовых газовых заправочных станций, расположенную на территории от Ярославской области до Республики Северная Осетия, а также в Уральском и Сибирском федеральных округах. Посетителям АГЗС Газпром представляется расширенный список услуг – начиная от мини-супермаркетов и кафе и заканчивая базовым автомобильным сервисом (подкачка шин, чистка салона и прочее).

Предприятие также владеет топливными комплексами для автомашин, заправляемых метаном. Пока что проект реализуется на городских магистралях в Москве и Московской области, но преимущества использования метана для питания двигателя уже очевидны. Расходы на углеводородное топливо в два раза меньше, чем на бензин и дизель, а интеграция баллонного газового оборудования в топливную систему автомобиля окупается в течение первого года пользования.

АГЗС на карте

Несмотря на значительную выгоду от перехода на СУГ, количественно АГЗС меньше, чем бензозаправок. Иногда для составления оптимального маршрута поездки нужно пользоваться картами АГЗС.

На сайте card-oil.ru/set_azs/ размещена достоверная информация о нахождении пунктов АГЗС как в форме списка, так и в виде карты. На странице содержатся сведения о точном адресе станций, бренде – владельце точки, типах реализуемого топлива и координаты места для GPS-навигатора. Добавлена функция составления маршрута, которая позволяет визуально увидеть на карте количество и расположение точек заправки сжиженными газами для конкретного рейса.

Карта доступна круглосуточно, что важно для предприятий, осуществляющих транспортировки в режиме 24/7. В любой момент можно обратиться к информации и определить, где находится ближайшая подходящая точка для заправки.

АГЗС на карте

Оплата топливных продуктов на АГЗС пройдет быстрее и проще с использованием топливной карты. Сервис позволяет избавиться от бумажной волокиты, полностью перенося финансовую отчетность в электронный формат. Управление тратами осуществляется в личном кабинете в реальном времени финансовым директором или руководителем компании.

Статьи по теме

Склонение существительного «заправка»

Существительное «запра́вка» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
запра́вка запра́вки
Родительный
Кого? Чего?
запра́вки запра́вок
Дательный
Кому? Чему?
запра́вке запра́вкам
Винительный (неод.)
Кого? Что?
запра́вку запра́вки
Творительный
Кем? Чем?
запра́вкой
запра́вкою
запра́вками
Предложный
О ком? О чём?
запра́вке запра́вках

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сырец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «заправка»

Синонимы к слову «заправка»

Предложения со словом «заправка»

  • Прицепив к гробу длинную лямку, я забросил её за плечо и поволок его через мост к ближайшей заправке.
  • Добавить по вкусу перец, перемешать и полить заправкой салат.
  • Для салатной заправки смешайте уксус, соль и оливковое масло.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «заправка»

  • Одни думали, «влюблен», другим казалось, «замешан», а один родственник с волтерьянскою заправкой уверял, что племянник «помешан».
  • (все
    цитаты из русской классики)

Какой бывает «заправка»

Отправить комментарий

Дополнительно

Виды и устройство АГЗС

Запросить цену

АГЗС — так называются станции для заправки автомобилей газом. На них в автомобили и другой автотранспорт заправляется сжиженный газ. Для доставки газа на станцию чаще всего используются специальные автомобили, оборудованные цистернами или магистраль, по которой газ подаётся в специальное хранилище.

Газ, доставленный автомобилями, перекачивают под давлением в специальные приёмные ёмкости — криоцистерны. При их изготовлении пользуются принципом сосуда Дьюара. Благодаря этому они могут на протяжении продолжительного отрезка времени сохранять определённую температуру вещества, хранящегося в них.

В связи с активным развитием отрасли, связанной с выпуском автомобилей и ростом требований, предъявляемых экологами, к средствам передвижения, практикуется создание новых систем сбережения и испарения. Означенные системы требуют за собой каждодневного ухода от персонала их обслуживающего.

Конструктивные особенности АГЗС таковы, что газ может сливаться из цистерны транспортировавшего автомобиля, как с помощью стационарного насоса, так и посредством насоса, установленного на газовозе. У ёмкости имеется система, позволяющая осуществлять непрерывный контроль её межстенного пространства. Если происходит даже незначительная разгерметизация контура резервуара, системой выполняется оповещение всего обслуживающего персонала.

устройство агзс

Для заправки автомобилей газом пользуются тремя основными методами:

  • Простым насосным. Этот метод является самым простым. Его суть заключается в том, что отбор сжиженного газа из термоизолированной ёмкости выполняется с помощью насоса. После чего происходит его закачка в баллон автомобиля.
  • Насосно-компрессорным. Данным методом принято пользоваться на АГЗС с большой производительностью. Для осуществления этого процесса требуется более ёмкая технологическая насыщенность, что делает его более сложным.
  • Насосно-испарительным — метод, имеющий средний уровень сложности. При нём в схеме, по которой происходит подача, присутствует несколько дополнительных элементов. Они представляют собой электрические нагревательно-испарительные блоки. С их помощью появляется возможность повысить давление сжиженного газа, который хранится в термоизоляционных ёмкостях при температуре не выше — 20 °C.

Для перекачки газа в ёмкость на транспортном средстве используется насосное оборудование, благодаря которому уровень его давления равен 16 бар. На насосах и компрессорах, используемых для нормального функционирования АГЗС, устанавливаются специальные системы автоматики. С их помощью происходит отключение электродвигателей в тех случаях, когда на всасывающей линии происходит снижение давления до 0,5 бар. Это же происходит, когда ёмкость полностью заполняется.

Некоторые автомобильные газозаправочные станции представляют собой целые технологические комплексы, на которых осуществляется заправка всех видов транспортных средств несколькими видами топлива. В их число входят:

  • Моторное топливо, получаемое из нефти. Речь идёт о дизельном топливе или бензине.
  • Пропан-бутан в сжиженном состоянии.
  • Сжатый бытовой природный газ.

Принято различать следующие виды автомобильных газозаправочных станций:

  • Газозаправочные станции наземного базирования.
  • Газозаправочные станции подземные.
  • Газозаправочные станции обвалочного типа.
  • Наземные моноблочные газозаправочные станции.

Практикуется использование на АГЗС газораздаточных колонок, производимых как на территории России, так и за её рубежами. В них используются специальные шланги и пистолеты. Для аварийного опорожнения цистерн используются специальные насосы.

Вас может заинтересовать:

АГЗС 5 м3
АГЗС 10 м3
АГЗС 12 м3

Рекомендуемые статьи

  • Виды резервуаров для хранения нефтепродуктов

    Нефть – один из главных ресурсов нашей планеты, использующийся практически в каждой сфере и являющийся неотъемлемой частью современного мира. Добыча нефти началась несколько столетий назад, и первое время её хранению не уделялось должного внимания, так как никто не считал, что нефть вообще нужно как-то бережно хранить. Чтобы где-то хранить большое количество добытого вещества, строились специальные амбары или просто…

  • Волновые электростанции в России

    Министерство энергетики разработало план развития зеленой электроэнергетики к 2020 году. Доля электроэнергии от альтернативных источников электроэнергии должна достигнуть 4,5% от общего количества энергии, вырабатываемой в стране. Однако по оценкам экспертов такое количество электроэнергии от возобновляемых источников стране просто не нужно. Общее мнение в этой области — развивать выработку электроэнергии за счет…

  • Для чего нужен газгольдер и его устройство

    Газгольдер – это цилиндрическая емкость из металла, оснащенная специальным оборудованием и предназначенная для закачивания, подачи и непосредственно хранения газа (обычно – смесь углекислого газа, пропана и бутана) в сжиженном виде. Агрегат может монтироваться наземным и подземным способом, последний – более распространен.
    Для чего нужен газгольдер
    Компактное газохранилище устанавливают для того, чтобы решить проблему…

  • Виды газгольдеров

      Резервуары различной емкости для размещения газов и газовых смесей получили названия газгольдеры. В них закачивается для хранения природный, нефтяной сжиженный газ и другие виды газов и смесей. Они являются важнейшей частью автономной системы снабжения газом частных домов, коттеджей, дач. Рис.1. Газгольдер подземный для питания газовых приборов и агрегатов.              
    Функции, выполняемые…

Аббревиатура СУГ значит «сжиженный углеводородный газ». Углеводородный газ — не природный, его не добывают из недр, а получают путем переработки. Сырье для СУГ собирают при добыче нефти и на нефтеперерабатывающих заводах.

Сжижение газа — многоступенчатый процесс, при котором увеличивается давление и/или снижается температура. В результате вещество переходит из газообразного в жидкое агрегатное состояние. Перевод газа в жидкость делают для удобства хранения и транспортировки — так он занимает в сотни раз меньше места, хоть и весит больше. При сжижении газ конденсируют и охлаждают ступенями — на каждой из них он уменьшается в объеме в 6−13 раз, а в итоге сжимается примерно в 600 раз.

Метан не относится к СУГ, потому что это природный газ. Значит, его добывают и доставляют потребителю без изменений, если не считать добавления одоранта — ароматизатора, чтобы быстрее обнаруживать утечку. Стандартные ДВС работают и на метане, и на СУГ, но метан не сжижают, а просто закачивают в баллоны.

Виды сжиженных газов

Сделать жидким можно любое газообразное вещество. Для этого его нужно сжать или охладить, но чаще то и другое вместе.

Только охлаждением сжижают:

  • кислород и воздух;
  • водород и азот;
  • метан и фтор;
  • гелий.

Только давление применяют для:

  • аммиака и фтора;
  • углекислого газа;
  • закиси озота;
  • фреонов.

В промышленности задействованы все известные виды газов. Два самых распространенных сжиженных углеводородных — пропан и бутан. Они есть почти на каждой придорожной заправке.

Марка

Название

ПТ

Пропан технический

ПА

Пропан автомобильный

ПБА

Пропан-бутан автомобильный

ПБТ

Пропан-бутан технический

БТ

Бутан технический

Оба СУГ образуются в качестве попутного продукта при крекинге нефти — расщепления через нагрев. Проще говоря, нефть практически кипятят, чтобы разложить таким образом на тяжелые и легкие вещества. Тяжелые оседают в виде масел и мазута, а легкие перегоняют в бензин, керосин. Пары от «кипящей» нефти остаются на стенках больших баллонов-конденсаторов, а газы собирают отдельно. Это и есть пропан и бутан.

Где применяется сжиженный газ

По отдельности или в смеси пропан и бутан имеют высокую воспламеняемость и взрывоопасность. Это значит, что они полезны в переносных газовых установках, — для огневых работ и в качестве топлива.

Применение СУГ при сгорании:

  • для расплавления битума при кровельных и дорожных работах;
  • для резки и сварки металла;
  • в газогенераторных электрических установках;
  • в качестве топлива ДВС автомобилей и других тепловых установок;
  • для отопления технических помещений;
  • при термической обработке пищевых продуктов.

Применение пропана и СУГ как химического вещества:

  • сырье для полипропилена;
  • сырье для растворителей;
  • пропеллент — газ для баллонов с аэрозольной краской или лаком;
  • как пищевая добавка Е944.

Смесь осушенного пропана и изобутана R290а и R600 активно применяют в качестве хладагентов для заправки криоустановок и обычных холодильников. Они безопасны для озонового слоя и не вызывают парниковый эффект. Устаревшие жидкости типа R12, R22 можно заменить на R290, R600 вместе с компрессорным маслом. Бутан отдельно добавляют к бензину, чтобы повысить октановое число.

Параметры сжиженных газов

СУГ пропан и метан как топливо имеют почти одинаковый показатель удельной теплоты сгорания. Это значит, что в качестве горючего для тепловой установки ДВС нет большой разницы, какой из них использовать. Но другой их параметр отличается сильно — это точка кипения.

Параметр

Пропан

Бутан

Удельная теплота сгораниям, Дж/кг

48

45,8

Точка кипения, °С

-42°С

-1°С

Точка замерзания

-188°С

-138°С

Точка кипения

+97°С

+152°С

Критическое давление, мПа

4,3

3,8

Использование этих газов по отдельности неудобно:

  • пропан эффективен в морозы, но опасен в жарком климате или в условиях высокой температуры;
  • бутан теряет свойства в морозы, но устойчив и безопасен при нагревании.

У каждого из этих видов СУГ есть полезные незаменимые свойства. Они сохраняются при смешивании, поэтому производителям удается получать эффективные смеси для заправки машины, которые работают и в жару, и зимой. Их, как и дизельное топливо, разделяют на «обычный» и «зимний» варианты:

  • для регионов с умеренным температурным режимом — не более 60% бутана;
  • для северных областей — не менее 75% метана.

Пропан считается более ценным из-за своих «противоморозных» свойств. При производстве топлива для установок, работающих при нормальной температуре, в смесь добавляют больше бутана, чтобы реализовать газ и избавиться от остатков.

Безопасность СУГ для автомобилей

Заправка автомобиля

Пропан и пропан-бутан подходят для бензинового ДВС. Чтобы перейти с бензина на газ, двигатель не нужно переделывать, но подача топлива в новом режиме будет отличаться. Потребуется сертифицированный набор газобаллонного оборудования (ГБО). Кондиции газообразного горючего для легковых автомобилей регулирует ГОСТ 27578-2018. В нем детально указаны параметры смеси.

СУГ пропан и бутан для автомобилей стабильны, а значит, их самопроизвольная детонация исключена. Современные ГО стандарта Евро−4 имеют несколько степеней защиты буквально на все случаи жизни:

  • заправка баллона не более чем на 80% — избыточное давление исключено;
  • клапан — сбрасывает избыточное давление, если не сработал «поплавок»;
  • отсекатель скоростного сброса — блокирует подачу газа при обрыве трубопровода;
  • пожарный клапан — сбрасывает давление при нагревании, предотвращает взрыв баллона;
  • ручной вентиль, чтобы самостоятельно перекрыть подачу;
  • «катушка» — перекрывает подачу при выключении двигателя.

У многих водителей есть опасения, что баллон может взорваться при ДТП. Толщина стенки баллона 3 мм против 0,5−0,8 мм у топливного бака — вероятность разлива бензина в случае механического контакта намного выше.

ГОСТ 2757-2018 регламентирует температуру самовоспламенения СУГ для автомобилей:

  • пропан — 470°С;
  • бутан — 372°С;
  • изобутан — 460°С.

Температура, которую развивает пожар в автомобиле, ниже примерно в два раза.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется газета комсомольская правда
  • Как пишется газ пропан
  • Как пишется газ метан
  • Как пишется газ вода
  • Как пишется гаджи на арабском