Как пишется голос чарующ

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

чарующий

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

прил.

Пленительный, обаятельный, привлекательный.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

ЧАРУ́ЮЩИЙ, чарующая, чарующее (книжн.).

1. прич. действ. наст. вр. от чаровать.

2. Пленительный, обаятельный, привлекательный. Чарующий голос. Производить чарующее впечатление. У него чарующая улыбка.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЧАРУ́ЮЩИЙ -ая, -ее. Обаятельный, пленительный, привлекательный. Ч. голос. Ч-ая женская красота. Ч-ие воспоминания. Ч. запах духов.

Чару́юще, нареч. Ч. прекрасная форма вазы. Ч. сильный голос. Кто-л. был ч. хорош собой.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-ая, -ее.

1. прич. наст. от чаровать.

2. в знач. прил.

Обаятельный, пленительный, привлекательный.

Чарующий голос.

— Вы, как поэт, конечно, вполне понимаете чарующую красоту этой ночи. А. Н. Толстой, В гавани.

Водопад и на меня произвел жуткое и чарующее впечатление. Арсеньев, Дерсу Узала.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ФОРМЫ СЛОВ

чару́ющий, чару́ющая, чару́ющее, чару́ющие, чару́ющего, чару́ющей, чару́ющих, чару́ющему, чару́ющим, чару́ющую, чару́ющею, чару́ющими, чару́ющем, чару́ющ, чару́юща, чару́юще, чару́ющи, почару́ющее, почару́ющей

СИНОНИМЫ

прил., кол-во синонимов: 32

прил.

1.

очаровательный

прелестный

обаятельный

обворожительный

пленительный

вызывающий чувство восхищения)

2.

волшебный

колдовской

чародейный

чародейственный

ОМОНИМЫ

чарующий (прилагательное)

пленительный, обаятельный, привлекательный

чарующий (причастие)

прич. наст. от чаровать

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

чарующий(ся)

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

чарующийся

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СИНОНИМЫ

прил., кол-во синонимов: 7

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Ударение в слове чарующ

В данном слове ударение должно быть поставлено на слог с буквой У — чарУющ.

образовано от слова чарующий

А вы знаете, как правильно ставить ударение в слове ?

Примеры предложений, как пишется чарующ

Взор ее очей так повелителен и ясен, свет ее любви так могуч, чару́ющ и прекрасен, что все дрожит во Мне, колеблется и стремится к немедленному бегству.
— Леонид Андреев, Сборник «Дневник Сатаны»

На текущей странице указано на какой слог правильно ставить ударение в слове чарующ. В слове «чарующ» ударение падает на слог с буквой У — чару́ющ. Надеемся, что теперь у вас не возникнет вопросов, как пишется слово чарующ, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове чарующ, чтобы верно его произносить.

Как правильно пишется словосочетание «чарующий голос»

  • Как правильно пишется слово «чарующий»
  • Как правильно пишется слово «голос»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сивуч — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «голос»

Синонимы к словосочетанию «чарующий голос»

Предложения со словосочетанием «чарующий голос»

  • Они обладали чарующими голосами и своим пением заманивали моряков в гиблые места.
  • Никакое сопротивление не могло устоять против этих чар, к которым присоединялись несколько слов вроде: «Как бы я была рада» или: «Разве ты не видишь, что это огорчает меня?» Да и позднее, в самые критические минуты жизни, немые слёзы и чарующий голос помогали ей одерживать победу.
  • Его мягкий и чарующий голос заставлял всех умолкнуть.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «чарующий голос»

  • — Вы, с вашей красотой, с вашим чарующим голосом, да разве вы созданы, чтобы похоронить себя в этой серенькой обстановке, у пресловутого домашнего очага. Оставьте это тупицам и бездарностям. Вы молоды, эффектны, вы покорите сердца, вы будете через какой-нибудь месяц, много два, знаменитостью, имя ваше прогремит по России… что я говорю… по Европе.
  • — Послушай, папа… я никогда и ни о чем не просила тебя, — заговорила она, и чарующая нежность зазвенела в ее дрожащем голосе. — Мы расстаемся, может быть, навсегда… Еще раз прошу тебя — успокойся…
  • И полились чарующие звуки, и зазвучал безотказный призыв, и чуялась в голосе сила неотразимая… Это не Ермолова — это Лауренция, призывающая к отмщению…
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «голос»

  • ГО́ЛОС, -а (-у), мн. голоса́, м. 1. Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т. п. Высокий голос. Низкий голос. Детские голоса. Голос соловья. Повысить голос. Узнать по голосу. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ГОЛОС

Афоризмы русских писателей со словом «чарующий»

  • Вникайте в прелесть простонародной речи, в строение фразы в песне, сказке, в псалтыре, в песне песней Соломона. Вы увидите тут поразительное богатство образов, меткость сравнений, простоту — чарующую силой, изумительную красоту определений. Вникайте в творчество народное — это здорово, как свежая вода ключей горных, подземных, сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя, тремя словами.
  • Жизнь — обман с чарующей тоскою,
    Оттого так и сильна она,
    Что своею грубою рукою
    Роковые пишет письмена.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ЧАРУ́ЮЩИЙ, —ая, —ее. 1. Прич. наст. от чаровать.

Все значения слова «чарующий»

ГО́ЛОС, -а (-у), мн. голоса́, м. 1. Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т. п. Высокий голос. Низкий голос. Детские голоса. Голос соловья. Повысить голос. Узнать по голосу.

Все значения слова «голос»

  • Они обладали чарующими голосами и своим пением заманивали моряков в гиблые места.

  • Никакое сопротивление не могло устоять против этих чар, к которым присоединялись несколько слов вроде: «Как бы я была рада» или: «Разве ты не видишь, что это огорчает меня?» Да и позднее, в самые критические минуты жизни, немые слёзы и чарующий голос помогали ей одерживать победу.

  • Его мягкий и чарующий голос заставлял всех умолкнуть.

  • (все предложения)
  • бархатный голос
  • мелодичный голос
  • завораживающий голос
  • приятный голос
  • бархатистый голос
  • (ещё синонимы…)
  • звук
  • гласность
  • диапазон
  • рупор
  • песня
  • (ещё ассоциации…)
  • чарующая улыбка
  • чарующая музыка
  • чарующие звуки музыки
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • внутренний голос
  • голоса людей
  • звук собственного голоса
  • голос дрожал
  • слышать голос
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «чарующий»
  • Разбор по составу слова «голос»
  • Как правильно пишется слово «чарующий»
  • Как правильно пишется слово «голос»

Морфологический разбор: Чарующ

Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «Чарующ».

Признак Значение
Часть речи имя прилагательное
Начальная форма чарующий
Разряд качественное
Число единственное
Род мужской
Форма краткая

Примеры разборов других слов:
долголетию, расслышу, выразилась, умнейшей.

Учитывайте букву ё: слова слёзы и слезы́, стёкла и стекла́, всё и все и подобные имеют разные морфологические признаки.

Цель урока — формирование умений в
употреблении мягкого знака после шипящих на
конце наречий.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с правилом употребления
    мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • выработать стойкие навыки написания мягкого
    знака после шипящих на конце наречий;
  • систематизировать знания по теме “Буква Ь на
    конце слов разных частей речи”;

развивающие:

  • формировать умение находить в словах данную
    орфограмму и учиться применять правило на
    практике;
  • развивать внимание, восприятие, память,
    ассоциативное и аналитическое мышление,
    творческие способности;
  • развивать логически связную устную и
    письменную речь учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, волю,
    общительность, коммуникативность;
  • воспитывать культуру речи;
  • чувство коллективизма и ответственности при
    работе в парах, группах.

Оборудование: карточки с разноуровневыми
заданиями, компьютер, проектор, экран, слайды,
составленные учителем для показа на мультимедиа,
плакат, электронный учебник-справочник,
репродукция картины К.Ф. Юона “Конец зимы.
Полдень”, музыкальное произведение в записи Л.
Бетховена.

Тип урока: комбинированный с использованием
современных информационных технологий (45 мин.). Методика
адаптивного обучения

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Повторение.

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

4. Создание проблемной ситуации. Объяснение
нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знания.

б. Первичное закрепление знаний.

7. Закрепление.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его
выполнения.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели
урока.

Цель: создание работоспособной
атмосферы на уроке, психологического комфорта,
настроя на изучение темы.

— Как настроение, ребята? Мы продолжаем изучение
темы “Наречие”, познакомимся сегодня с новой
орфограммой.

2. Проверка домашнего задания (З мин.).

Цель: проверка умения отличать наречия от
других частей речи.

Блиц — турнир. Задание было дано заранее. 1
группа задает, вторая — отвечает. Затем вторая
задает, а первая отвечает.

1. На экране даны слова разных частей речи.
Найдите среди них только наречия. Указать
признаки наречия, похожие с деепричастием.

2. Даны предложения. Определить синтаксическую
роль наречия.

— Что общего и чем отличаются наречия от других
частей речи?

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
(З мин.).

Цель: подготовка учащихся к восприятию темы.
На экране — таблица.

Повторение правописания “Ь” в разных частях
речи. Фронтальная работа.

“Ь” после шипящих

“Ь” пишется

сущ. 3-го скл. (рожь) №8

“Ь” не пишется

сущ. не 3-го скл.

(карандаш, рощ, дач)

  крат. прил. (могуч) №20
глагол 2-го л.ед.ч. (–ешь) №22

неопр.ф.
(беречь)

повел.накл. (отрежь) №47

 
наречия: настежь №63 наречия: после “ж”,

уж, замуж,
невтерпеж – искл.

После “ш” и “ч” (вскачь)  

Словарь: настежь — на “стеж” (“крюк”) —
буквально “на дверном крюке”, т.е. “открыто”

4. Создание проблемной ситуации. Часть таблицы с
орф№бЗ закрыта.

Учитель. Ребята, наш давний знакомый, Петя
Ошибкин, написал слова настеж_, вскач_ без “Ь”.
(На экране высвечиваются слова). Он рассуждал так:
“На конце слов после шипящих не пишется “Ь”, это
я точно помню”. Прав ли он? (Ребята пока не знают
правописания этих слов).

В словах какой части речи он написал “Ь”? Какой
будет тема урока?

(Побуждение к формулированию проблемы)

Правописание мягкого знака на конце наречий. На
экране — слайд.

5. Объяснение нового материала (5 мин.).

Цель: знакомство учащихся с правилом
написания
“Ь” на конце наречий.

Учитель. Давайте посмотрим, как пишутся
наречия. На что обращаем внимание? После каких
шипящих пишется (не пишется) “Ь”?

Ученики сами формулируют правило.

Правило первое. На конце наречий после
шипящих пишется мягкий знак, кроме трех
слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Правило второе. На конце наречий мягкий
знак после букв “ш” и “ч” пишется, а после буквы
ж не пишется, кроме одного слова-исключения
настежь.

Алгоритм рассуждения по применению правила:

1) Определить, какая это часть речи.

2) Если это наречие, найти шипящую и посмотреть,
входит ли в состав исключений.

З) Если нет, пиши мягкий знак.

5. Первичная проверка усвоения знаний (2 мин.)

Цель: проверка уровня знаний учащихся.

Работа с учебником. Читается материал
параграфа 44. Правило заучивается наизусть.
Организуется парная работа по проверке нового
материала. Правило проверяется у двух учащихся,
ответы оценивают сами учащиеся.

Вывод о написании мягкого знака на конце
наречий.

— А теперь поможем Пете Ошибкину в написании
слов. (Ученики объясняют правило).

6. Первичное закрепление знаний (5 мин.).

Цель: закрепление необходимых знаний на
уроке.

Словарная диктовка. 1) Закажи Балде службу,!
Чтоб стало ему невмочь,! А требуй, чтобы он ее/
Исполнил точь-в-точь. (А.С. Пушкин). 2) Шалун уж
заморозил пальчик. (А. С. Пушкин). З) Небо было
сплошь покрыто тучами. (М. Горький). Выполняется у
доски. Списать, подчеркнуть изученную
орфограмму.

Делается вывод о написании мягкого знака
после шипящих на конце слов.

7. Закрепление (10 мин.).

Цель: закрепление умения находить данную
орфограмму и применение правила на практике.

1. Работа по группам. Дифференцированные
задания.

Цель: закрепление знаний учащихся по
изученной теме.

I группа. Работа по заданию учебника,
упражнение 265. Помощь — таблица на слайде.
Проверка консультантами.

2 группа. Работа на компьютерах.
Программированный диктант.

1) Матушка-рожь кормит всех сплошь.2) Землю
вскачь не пашут. З) Для дорогого гостя и ворота
настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена
подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол
падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят
тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята
стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Как
долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа
невмочь.

2) Работа по карточке. Вставить пропущенные
буквы.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, ударить
наотмаш_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_,
сплош_ покрыться тучами, медленно теч_, копченый
лещ, спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать
шалаш_.

Определяет уровень знаний компьютерная
программа.

3 группа. Работа на компьютерах. Электронные
пособия. “Уроки русского языка Кирилла и
Мефодия”, 7класс, СD-ROМ. Учащиеся работают по
обучающей программе диска. Выполнение тестовых
заданий. Выполняя задания на мониторе, учащиеся
видят результат своей работы. Имеется режим
выставления оценок.

Вывод о написании “Ь” на конце наречий.

2.Дидактическая игра. На экране проектора (2
мин.).

Цель: проверка умения отличать наречие от
других частей речи.

Учитель. А теперь давайте немного поиграем:
заполним кроссворд, вписав в него наречия.

  1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
  2. замуж, тягач, задач, могуч;
  3. прочь, страж, тягуч, льешь;
  4. наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
  5. училищ, вскачь, толочь, помощь;
  6. Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
  7. Настежь, передач, блестящ, бородач.

Игра “Агентство Шерлока Холмса”

Операция “Где спряталось наречие “уж”?”

Задание. Напишите существительные, в которых
встречается “ -уж-”

Подведение итогов игрового момента. Устное
поощрение ответов учащихся.

3. Работа с разноуровневыми карточками (3 мин.)

Цель: проверка уровня усвоения темы.

Учитель. А теперь я предлагаю вам выбрать
уровень сложности. Сейчас мы сможем определить,
как хорошо вы усвоили тему “Мягкий знак после
шипящих на конце наречий”. Задача очень проста:
укажите количество слов, в которых необходим
мягкий знак.

Уровень 3 Вариант 1

1) зелень пастбищ_(Р.п.мн.ч.);

2) нужно береч_(глагол);

З) установившаяся тиш_(ж.р.);

4) взять реванш_(м.р.);

5) воздух свеж_(кр.прил.);

6) радость встреч_(Р.п.мн.ч.);

7) проголодаеш_ся (глагол);

8) открыть настеж_(нареч.);

9) голос чарующ_(кр.прил.);

10) быстро учиш_(глагол);

11) интересный репортаж_(м.р.);

12) отреж_ кусочек (глагол);

Слов с Ь ________?

Уровень 4 Вариант 1

1) зелень пастбищ_(сущ.);

2) нужно береч_(глагол);

З) установившаяся тиш_(сущ.);

4) взять реванш_(сущ.);

5) воздух свеж_(прил.);

6) радость встреч_(сущ.);

7) проголодаеш_ся (глагол);

8) открыть настеж_(нареч.);

9) голос чарующ_(прил.);

10) быстро учиш_(глагол);

11) интересный репортаж_(сущ.);

12) отреж_ кусочек (глагол);

Слов с Ь _________?

Уровень 5 Вариант 1

1) зелень пастбищ_;

2) нужно береч_;

З) установившаяся тиш_;

4) взять реванш_;

5) воздух свеж_;

6) радость встреч_;

7) проголодаеш_ся;

8) открыть настеж_;

9) голос чарующ_;

10) быстро учиш_;

11) интересный репортаж_;

12) отреж_ кусочек;

Слов с Ь ________ ?

Уровень 3 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание (глагол);

2) множество неудач_(Р.п.мн.ч);

З) военная мощ_(ж.р.);

4) удачный розыгрыш_(м.р.);

5) кактус колюч (кр.прил.);

б) зарево пожарищ_(Р.п.мн.ч.);

7) сумел увлеч_ся(глагол);

8) быстро уничтож_(глагол);

9) саванньгй пейзаж_(м.р.);

10) мчался вскач_(нареч.);

11) ужасно тощ_(кр.прил.);

12) ничего не помниш_(глагол);

Слов с Ь ______ ?

Уровень 4 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание (глагол);

2) множество неудач_(сущ.);

З) военная мощ_(сущ.);

4) удачный розыгрыш_(сущ.);

5) кактус колюч(прил.);

б) зарево пожарищ_(сущ.);

7) сумел увлеч_ся(глагол);

8) быстро уничтож_(глагол);

9) саванньгй пейзаж_(сущ.);

10) мчался вскач_(нареч.);

11) ужасно тощ_(прил.);

12) ничего не помниш_(глагол);

Слов с Ь _____ ?

Уровень 5 Вариант 2

1) отвлеч_ внимание;

2) множество неудач_;

З) военная мощ_;

4) удачный розыгрыш_;

5) кактус колюч_;

б) зарево пожарищ_;

7) сумел увлеч_ся;

8) быстро уничтож_;

9) саванный пейзаж_;

10) мчался вскач_;

11) ужасно тощ_;

12) ничего не помниш_.

Слов с Ь  ________?

Показ правильных ответов на слайдах.

Учащимися делается вывод об употреблении “Ь”
в разных частях речи.

Проводится физминутка (звучит классическая
музыка Бетховена для детей).

4. Работа с текстом по картине (10 мин.).

Цель: проверка уровня речеведческих и
правописных умений и навыков, развитие логически
связной речи.

Учитель. Перед вами репродукция великолепной
картины Константина Федоровича Юона “Конец
зимы. Полдень”. Давайте познакомимся с текстом.
(На экране высвечивается репродукция картины.
Текст на столах учеников).

Задания для работы.

  • Прочитайте текст (один ученик читает).
  • Докажите, что это текст.
  • Определите стиль текста (художественный).
  • Докажите свое мнение. Обратите внимание на
    образные средства языка.
  • Выполните задания: вставьте пропущенные буквы,
    расставьте занятые. Один из дней в конце зимы
    удивителен и чарующ . Не пряч_тесь от природы
    выйдите на улицу. Ощутите как скрипуч_ снег
    проверьте скорость лыж_. Из-за туч_ все чаще
    выглядывает настойчивый солнечный луч. Ему
    невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и
    увидеть как бьет из-под земли ключ. Это не блаж_.
    Ведь весна уже не мираж_а реальность. Нельзя
    пренебреч_ законами природы. И совсем скоро
    распахнутся настеж_ окна соседних дач. Именно
    такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину
    К. Юона “Конец зимы. Полдень”.
  • А какие мысли возникли у вас при рассматривании
    картины К. Юона? Составьте предложения по началу:

Глядя на картину К. Юона, я думаю … Звучит
музыкальный фрагмент.

Учитель. “И забываю мир — и в сладкой тишине я
усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия
во мне…”.

Ученики пишут мини-сочинение. Затем 2-З ученика
читают. Работы анализируются, выставляют оценки
сами учащиеся.

Учитель. Ваши работы становятся все интереснее,
ярче, выразительнее. Какие слова классиков можно
вспомнить? (Ученики вспоминают слова
К. Паустовского и др.).

8. Рефлексия. Подведение итогов урока (1 мин.) Результат
достижения цели.

Учитель. Сегодня мы с вами изучили тему
“Мягкий знак после шипящих на конце наречий”.
Какие цели мы ставили на уроке? На экране
высвечиваются цели урока. Достигли мы их? Давайте
подведем итог с помощью сигнальных карточек. Я
задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с
правильным ответом.

— В словах какой части речи после шипящих всегда
пишется мягкий знак? ГЛАГОЛ

— В словах какой части речи после шипящих
никогда не пишется мягкий знак? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

— В словах какой части речи мягкий знак после
шипящих не пишется только в словах-исключениях?
НАРЕЧИЕ

— В словах какой части речи написание мягкого
знака после шипящих зависит от рода, числа и
падежа? СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

— К какой части речи относятся слова настежь,
навзничь, прочь? НАРЕЧИЕ

Выставление оценок учителем и их
мотивирование. 

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его
выполнения

(1 мин.) Цель: развитие памяти,
самодисциплины, целенаправленное усвоение
знаний и умений, полученных на уроке.

Свободное домашнее задание.

1. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику
М.Т.Баранова “Русский язык” Е.М.Сергеева.
Тестовые задания по русскому языку (тест 28, 29).

2. Написать сочинение-эссе с изученной
орфограммой, используя дополнительную
литературу и ресурсы Интернет.

Учитель. На экране стихотворение, которое
включает слова на изученную орфограмму.

После уроков вскачь опасно
Спускаться со второго этажа.
Хотя и настежь двери,
Но не стоит спешить домой после звонка.
Совету моему уж внемли, школьник,
Точь-в-точь исполни ты его.
И маме не придется позже
Лечить ушибы тела твоего.

Благодарю вас!

Презентация

Список использованных источников

Для учителя.

  1. Барова Е.С., Воронова Е.Н. Дидактический материал
    (упражнения) к учебнику “Русский язык” для 7
    класса Р.Н. Бунеева и др. М.: Баласс, 2008г.
    (Образовательная система “Школа 2100”
  2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные
    работы по русскому языку. 7 класс. Книга для
    учителя. М., “Просвещение”. 1999г.
  3. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки
    русского языка. 7 класс. Ростов-на Дону.
    Издательство “Феникс” 2006г.
  4. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: к учебнику
    М.Т. Баранова и др. “Русский язык. (М.:
    Просвещение): 7-й класс”. Издательство “Экзамен”
    М., 2010, УМК.
  5. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе.
    Книга для учителя. Москва. “Просвещение”. 2002г.

Для родителей.

1. Ленская Т.С., Угроватова Т.Ю. Русский язык.
Орфография. В 4 ч. (Домашний репетитор). М.,:
Айрис-пресс. 2003г.

Для учащихся.

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по
    русскому языку. Книга для учащихся. М.,
    “Просвещение”. 1995г.
  2. Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для
    внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. М.,
    “Просвещение”. 1984г.
  3. Реурсы Интернет.
  4. CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7
    класс”, ООО “Кирилл и Мефодий”, www. KM.ru.
  • чарующий,
    Прилагательное
  • чаровать,
    Глагол
    чарую
    / чаруешь
    / чаруют

Склонение прилагательного чарующий     


все формы
полные формыкраткие формыпревосходная степеньсравнительная степень

Полные формы

мужской род, ед.число

женский род, ед.число

средний род, ед.число

множественное число

Мужской род, ед.число

Именительный падеж (Какой? Чей?)

чарующий

чарующая

чарующее

чарующие

Родительный падеж (Какого? Чьего?)

чарующего

чарующей

чарующего

чарующих

Дательный падеж (Какому? Чьему?)

чарующему

чарующей

чарующему

чарующим

Винительный падеж, неодуш. (Какой? Чей?)

чарующий

чарующую

чарующее

чарующие

Винительный падеж, одуш. (Какого? Чьего?)

чарующего

чарующую

чарующее

чарующих

Творительный падеж (Каким? Чьим?)

чарующим

чарующей / чарующею

чарующим

чарующими

Предложный падеж (О каком? О чьем?)

чарующем

чарующей

чарующем

чарующих

Женский род, ед.число

Средний род, ед.число

Множественное число

Краткие формы

Спряжение глагола чаровать1-е спряжение     


Все формы
Несовершенный видCовершенный видНастоящееПрошедшееБудущееПовелительное наклонениеНеличные формы

Несовершенный вид, настоящее время

Я чарую
Ты чаруешь
Он чарует
Мы чаруем
Вы чаруете
Они чаруют

Несовершенный вид, прошедшее время

Я чаровал
Ты чаровал
Он чаровал
Она чаровала
Оно чаровало
Мы чаровали
Вы чаровали
Они чаровали

Несовершенный вид, будущее время

Я буду чаровать
Ты будешь чаровать
Он будет чаровать
Мы будем чаровать
Вы будете чаровать
Они будут чаровать

Несовершенный вид, повелительное наклонение

чаруй
чаруйте

Несовершенный вид, инфинитив

чаровать

Несовершенный вид, причастие

чарующий
чаровавший

Несовершенный вид, деепричастие

чаруя

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пишется голос свыше
  • Как пишется голодный на английском
  • Как пишется голод на английском
  • Как пишется голографическая наклейка
  • Как пишется голову не забивай